Инструкция к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе

Инструкция
для пробного собеседования по русскому языку в 9 классе

(
для экзаменатора-собеседника)

№ п/п

Действия
экзаменатора-собеседника

Действия
обучающихся

Время

Время,
отведенное на 1 обучающегося

15
мин.

Приветствие
ученика.

*Здравствуйте! Присаживайтесь. Поставьте
подпись в бланке №1.
(Затем передаём бланк №1системному администратору).
Поставьте подпись в протоколе.

Приветствие экзаменатора-собеседника.
Постановка подписи в Бланке №1.

Короткий
рассказ о содержании экзамена (чтение инструкции по выполнению заданий).

*Вам выдаётся инструкция по процедуре
собеседования.
(Экзаменатор-собеседник выдаёт инструкцию обучающемуся и
зачитывает её).

Устная
часть
по
русскому языку состоит
из 4-х заданий.

Задание
1 –
чтение
вслух небольшого текста. Время на подготовку — 2 минуты.

В
задании 2
предлагается
пересказать прочитанный текст, дополнив его предложенным в задании
высказыванием. Время на подготовку — 1 минута.

В
задании 3

предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: тема 1,
тема 2 или тема 3.
Время на подготовку – 1 минута.

(Экзаменатор-собеседник
выдает карточку с соответствующим заданием, а также готовит вопросы по
соответствующей теме  задания №4 для себя).

В
задании 4
предстоит
поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время вашего ответа
(включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа
ведётся аудиозапись. Постарайтесь полностью выполнять поставленные задачи,
говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа.
Так вы сможете набрать наибольшее количество баллов.

Желаем
успеха! Инструкция ясна? Есть вопросы?

Выдаётся
инструкция обучающемуся.

По ходу чтения
инструкции, обучающемуся выдаются листы с заданиями №1 и №2.

Обучающийся
выбирает одну из 3-х предложенных тем для монологического высказывания.

                                                           
Включается аудиозапись


Назовите Вашу фамилию, имя, отчество! (Экзаменатор
записывает время начала собеседования в протокол).

Называет свою фамилию,
имя, отчество.

1.                                                            
                           Чтение текста

1.1.


Подготовьтесь к чтению текста

*За несколько секунд напомнить о
готовности к чтению.

— Время заканчивается!

Подготовка
к чтению вслух. Чтение текста про себя.

2
мин.

1.2.

Слушание текста.

Задание 1. — Прочитайте
текст!

Чтение
текста вслух.

2
мин.

2.                                            
                                Пересказ прочитанного текста

2.1.


Подготовьтесь к пересказу текста, включив в него высказывание!

Подготовка к пересказу
текста.

1
мин.

2.2.

Задание 2. — Перескажите
текст, включая в него высказывание!

Пересказывают
текст

3
мин.

3.

Монолог

3.1            
                                                

Подготовьтесь к
монологическому высказыванию!

Подготовка
к ответу.

1
мин.

3.2

Задание 3. — Слушаем Вас! 
По
окончании ответа, если ученик сам не скажет это, задать вопрос
: — Вы закончили ответ?

Ответ
по плану выбранного варианта.

3
мин.

4.                                        
                                                        Диалог

4.1.

Задание 4. — Ответьте на
вопросы!

Задать все 3 вопроса,
исходя из содержания ответа обучающегося. Эмоционально поддержать ученика.

Отвечает
на вопросы.

3
мин.

— Спасибо! Ответ принят. (Экзаменатор записывает время окончания
собеседования в протокол).

Рекомендации для подготовки к устному собеседованию

 (9 класс)

Задание 1. Чтение текста

Оценивается темп чтения, соответствие интонации знакам препинания текста (понижение голоса в конце повествовательного предложения, соблюдение вопросительной или восклицательной интонации, интонации перечисления при однородных членах), соблюдение орфоэпических норм (правильное произношение, верная постановка ударения в словах), склонение числительных, отсутствие искажения или замены слов.

Весь порядок действий, при котором не должно быть никаких лишних движений. Что делает ученик во время подготовки в течение первых 3 минут?

— Экзаменуемый читает текст до конца;

— старается понять общий смысл на уровне темы (о ком? о чѐм?): тема бывает названа не позднее 2 – 3 предложения текста;

— в каждом абзаце текста обучающийся находит и проговаривает слова, трудные для чтения: имена числительные, написанные цифрами, длинные слова;

— он обращает внимание на знаки препинания: они помогут правильно интонировать текст и делать паузы;

 — экзаменуемый выделяет в тексте основную информацию, сохраняя все микротемы и содержание, для этого выделяет ключевые слова, по 1 – 3 слова в каждой микротеме;

— делает наброски;

На подготовку к чтению текста отводится примерно 3мин. Засеките время, потренируйтесь.

Задание 2. Пересказ текста с использованием цитаты.

Примерная структура предлагаемого на собеседовании текста:

— представление героя, его главное достижение;

 — возможен рассказ о существовавших проблемах, которые должен разрешить/разрешил герой текста;

— рассказ об основных делах, достижениях;

 — память о делах выдающегося человека, результаты его достижений.

  1. Определите, в какой части текста вы будете использовать цитату.

Для успешного выполнения подобного задания важно понять смысл высказывания;

 — соотнести его с основным смыслом каждой микротемы;

— определить, перед или после какой микротемы наиболее логично использовать данную цитату;

— необходимо продумать логические связки, с помощью которых можно ввести ее в текст пересказа.

  1. Способ цитирования вы выбираете самостоятельно. Можно использовать предложение с прямой речью либо с косвенной.

НЕ ЗАБУДЬТЕ ЦИТАТУ!

К типичным ошибкам экзаменуемых при выполнении пересказа можно отнести:

— неоправданно длинные паузы в речи;

— искажения в произношении имѐн собственных и терминов;

— фактические ошибки при пересказе;

— сжатый пересказ вместо подробного;

— пропуски важных микротем текста;

— неумение логично включать высказывание в пересказ;

— неумение использовать способы цитирования в речи.

Внимательно прочитайте и старайтесь всё учесть при подготовке к чтению и пересказу текста.

Третья часть итогового собеседования представляет собой монолог.

Девятикласснику предлагается выбрать одну из тем, каждой из которых соответствует тип речи.

  • Первая — описание фотографии.
  • Вторая – повествование (рассказ)
  • Третья – рассуждение.

К каждой из тем выдается небольшой план (вроде рекомендаций); можно пользоваться этими записями как планом, но читать вслух при ответе НЕЛЬЗЯ! Ответ должен выглядеть как цельный, последовательный текст.

В монологе должно быть НЕ МЕНЕЕ ДЕСЯТИ фраз, иначе он не будет засчитан. Причем нельзя надолго «зависать», придумывая, что же сказать еще. Речь должна течь плавно.

Описание

Очень трудно сказать 10 фраз, описывая фотографию. Напрасно многие школьники выбирают это задание – почти все они не справляются с описанием. Ведь что там можно так долго описывать?

  • Кто изображен – 1
  • Во что одет – 2
  • Что делает – 3
  • Какой фон – 4
  • Какое время года, погода – 5

Вот, собственно, и все.

Если уж очень хочется взять именно описание фотографии, то надо помнить, что по каждому из этих пяти пунктов надо сказать ДВЕ фразы. Например, не «На фотографии изображена девушка», а «На фотографии изображена девушка. Я думаю, ей лет 18». Не «Она едет на велосипеде», а «Она едет на велосипеде. Я вижу, что девушка уверенно держится: наверное, она хорошая велосипедистка.»

Если вы упомянули, что фон – это деревья, следующей фразой предположите, какие: липы, тополя, дубы… Если сказали, что на фото лето, добавьте, что солнышко светит ярко, что человек одет легко, что на деревьях листья…

В конце обязательно сделайте вывод. Можно даже заготовить стандартный: «Мне очень понравилась фотография, так и хочется оказаться там, где это происходит (на этой горке, на этом празднике, вместе с этими ребятами на речке и т.п.)»

Повествование

Эта тема намного проще. Рассказывая о чем-то, сказать 10 фраз проще простого. Мало того, не надо обдумывать композицию, ведь повествование обычно ведется просто в хронологической последовательности.

Вот только считать фразы при ответе все же необходимо: как ни мала вероятность того, что их будет меньше, она все же существует. Поэтому, если вы видите, что фраз мало, надо что-то добавить. Можно тоже заготовить заранее несколько фраз. Например, «Эта история мне часто вспоминается. Она произвела на меня сильное впечатление. Я думаю, она показывает, что … (надо помогать старшим, концерт любимой группы – это здорово, спорт – это жизнь и т.д.»)

Чтобы подготовиться к повествованию, стоит заранее найти информацию

  • Про художника и картину плюс в какой картинной галерее она находится
  • Про писателя и книгу
  • Про композитора и произведение
  • Про актера плюс где он снимался
  • Про фильм и режиссера
  • Про профессию
  • Про помощь людям
  • Про помощь животным
  • Про подвиг

Рассуждение

Объективно это самая легкая тема, так как трудно сказать менее 10 фраз, а знать ничего особо не надо, кроме того, что знает любой современный человек. Например, «Смелость и безрассудство – это одно и то же или нет»? Примеры смелости и безрассудства нетрудно придумать.

Однако необходимо придерживаться определенной композиции:

  • Тезис (ответ на вопрос темы: «Я считаю, что…»
  • Доказательства
  • Вывод («Вот поэтому я и думаю, что…»)

Подбирая доказательства, стоит опираться на план, который будет выдан.

Обычно никаких проблем с 10 фразами не возникает. Но все же надо помнить, что доказательства надо приводить развернутые. Не «Примером может служить Алексей Мересьев», а «Примером может служить Алексей Мересьев. Он был летчиком. Когда фашисты сбили его самолет, он выжил, но ему пришлось много дней со сломанными ногами добираться до своих. Герою ампутировали ноги. Но он все равно вернулся в военную авиацию, научившись не только ходить на протезах, но и танцевать». Вот тогда и ответ будет понятным, и фраз достаточно.

Задание 4. Диалог

Это самое простое из всех заданий. Экзаменатор будет задавать вопросы, а девятикласснику надо просто на них отвечать.

НЕЛЬЗЯ отвечать одним словом – только полным предложением!

Можно ответить в стиле: «Не знаю, но думаю, что…»

Ничего не случится, если ответишь неправильно по смыслу – важно лишь не наделать речевых и грамматических ошибок!

этапы

Учитель (экзаменатор)

Ученик 9 класса

приветствие

«Здравствуйте, проходите, пожалуйста, присаживайтесь»

Входит в аудиторию: «Здравствуйте».

Садится

Оформление документов

«Назовите вашу фамилию, имя, отчество»

«Ф.И.О. ………….»

«Назовите номер варианта»

«Вариант №……….»

«Для оформления Ведомости учёта мне нужен Ваш паспорт» (берёт у учащегося паспорт).

Передаёт экзаменатору паспорт

инструктаж

«Вы участвуете в итоговом собеседовании.

Вам предстоит прочитать вслух небольшой текст, пересказать его, дополнив высказыванием, выбрать одну из трёх предложенных тем беседы, а также принять участие в беседе по теме предыдущего задания.

Перед тем, как начинать отвечать, Вам необходимо называть номер задания. ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!»

слушает

Задание 1

«ЗАДАНИЕ ПЕРВОЕ. ЧТЕНИЕ ТЕКСТА (читает формулировку из КИМа).

Предлагаю Вам в течение 2-х минут ознакомиться с текстом для чтения. Вы будете работать с этим текстом, выполняя задания первое и второе. Время пошло…»

2 минуты

Заполняет «Ведомость учёта»

Читает про себя текст на карточке

«Ваше время на подготовку истекло.

Перед тем, как начать читать текст, назовите номер задания.

По окончании чтения, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен».

Итак, пожалуйста, прочитайте предложенный текст.»

Останавливается, слушает

Без учёта времени

Слушает, эмоционально реагируя на чтение учащегося

«Задание 1»

Читает вслух текст на карточке

«Ответ окончен»

Задание 2

«ЗАДАНИЕ ВТОРОЕ. ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание………………………………… (читает формулировку из второго задания, даёт ученику карточку с цитатой)

Помните, что на подготовку к пересказу у Вас есть 2 минуты. Вы можете использовать «ПОЛЕ для заметок», размещённое на странице КИМ с заданием №2.

Время пошло»

Берёт карточку с цитатой у экзаменатора

2 минуты

Готовится к пересказу молча (можно делать записи на полях для заметок)

«Ваше время на подготовку к пересказу истекло.

Сдайте мне, пожалуйста, текст, пересказ которого Вы будете сейчас делать.

Перед тем, как начать пересказывать текст, назовите номер задания. По окончании пересказа, не забудьте сказать фразу: «Ответ окончен»

Вы можете начать пересказывать текст»

Сдаёт текст экзаменатору, оставляя себе только карточку с цитатой

Без учёта времени (не останавливать ученика, не делает никаких замечаний, поправок)

«Задание 2»

Пересказывает текст с данной на карточке цитатой

«Ответ на 2-ое задание завершён»

Задание 3

«ЗАДАНИЕ ТРЕТЬЕ И ЧЕТВЁРТОЕ не связаны с заданиями первым и вторым, поэтому ранее полученные вами материалы, пожалуйста, сдайте мне.

Задание № 3. МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема первая …………………………../ на основе описания фотографии.

Тема вторая……………………………/ повествование на основе жизненного опыта.

Тема третья……………………../ рассуждение по поставленному вопросу.

(зачитывает учащемуся темы из КИМ)

Какую тему для монологического высказывания Вы выбираете?»

(передаёт учащемуся карточку с заданием по выбранной теме)

Слушает

«Я выбираю тему…………………………»

«У Вас есть одна минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более трёх минут. Время пошло.»

слушает

1 минута

Молча готовится

«Ваше время на подготовку истекло. Не забудьте назвать номер задания. Слушаю Вас внимательно»

Слушает, делает пометки по монологическому высказыванию на черновике, чтобы задать вопросы к заданию 4

«Задание 3»

Монологическое высказывание по выбранной теме/варианту

«Ответ на 3-ье задание завершён»

Задание 4

«ЗАДАНИЕ ЧЕТВЁРТОЕ. ДИАЛОГ.

Во время беседы я буду задавать Вам вопросы по выбранной теме. Пожалуймта, дайте полные ответы на вопросы…………….»

Задаёт вопросы ученику (НЕ МЕНЕЕ 2-Х), опираясь на примерные вопросы на специальной карточке для экзаменатора в соответствии с темой/вариантом, выбранной учеником.

ПРИМЕЧАНИЕ: если ученик уходит от ответов на поставленные вопросы или отвечает односложно (да/нет), экзаменатор должен «разговорить» ученика, наводящие вопросы в рамках темы диалога.

Отвечает на вопросы

«Благодарю за ответ. Устное собеседование по русскому языку завершено. Распишитесь, пожалуйста, в ведомости…»

Расписывается в «Ведомости учёта…»

«До свидания»

Прощается, уходит из аудитории

Памятка о порядке проведения итогового собеседования по русскому языку для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) в 2021-2022 учебном году.

→ pm22.pdf
→ Демоверсия ИС 2022.
→ Тренировочный вариант ИС.

1. Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА-9) проводится для обучающихся IX классов.

2. Итоговое собеседование вправе сдавать следующие категории лиц:

→ осваивающие образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах;

→ осваивающие образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования, либо лица, обучающиеся по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящие экстерном ГИА-9 в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования (далее – экстерны);

→ получающие основное общее образование по образовательным программам основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

→ обучающиеся, экстерны с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), обучающиеся, экстерны – дети-инвалиды и инвалиды по образовательным программам основного общего образования, а также лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

3. Итоговое собеседование в 2021/2022 учебном году проводится 9 февраля 2022 года. Итоговое собеседование проводится на русском языке. Результатом итогового собеседования является «зачёт» или «незачёт».

4. Для участия в итоговом собеседовании обучающиеся подают заявление и согласие на обработку персональных данных в образовательные организации, в которых обучающиеся осваивают образовательные программы основного общего образования, а экстерны – в организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего образования, по выбору экстернов и не позднее чем за две недели до начала проведения итогового собеседования.

Окончание срока приёма заявлений – 26 января 2021 года.

5. Итоговое собеседование проводится в образовательных организациях, где обучаются участники итогового собеседования, и (или) в местах проведения итогового собеседования, определенные министерством образования региона.

6. Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени.

7. Если участник итогового собеседования опоздал на процедуру, он допускается к итоговому собеседованию по решению руководителя образовательной организации или ответственного лица. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится.

8. Вход участников итогового собеседования в место проведения итогового собеседования начинается с 08.30 по местному времени. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

9. Во время проведения итогового собеседования на рабочем столе/парте участника помимо текстов, тем и заданий итогового собеседования могут находиться:

→ ручка;
→ документ, удостоверяющий личность;
→ лекарственные средства (при необходимости);
→ специальные технические средства (для участников с ОВЗ, участников детей-инвалидов, инвалидов);
→ образец заполнения регистрационных полей бланка итогового собеседования.

Иные вещи участники оставляют в специально выделенном учебном кабинете/аудитории.

10. Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника итогового собеседования составляет в среднем 15 минут. В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования, внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению заданий КИМ до начала процедуры, заполнение бланков ответов участниками и др.).

Технология проведения итогового собеседования предполагает устное выполнение участниками заданий КИМ. КИМ состоит из четырех заданий, включающих в себя чтение текста вслух, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем и диалог с экзаменатором-собеседником. В аудиториях проведения итогового собеседования во время ответа участника ведется аудиозапись. Участник итогового собеседования перед началом ответа проговаривает в средство аудиозаписи свою фамилию, имя, отчество, номер варианта. Перед ответом на каждое задание участник итогового собеседования произносит номер задания.

11. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организация и проведение итогового собеседования осуществляется с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития.

Для организации специальных условий при проведении итогового собеседования участнику итогового собеседования или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления на участие в итоговом собеседовании указать в заявлении информацию о создании специальных условий. Необходимость создания специальных условий подтверждается:

→ оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;
→ копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для участников итогового собеседования с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового собеседования увеличивается на 30 минут. Право на добавление 30 минут к продолжительности итогового собеседования дает справка об установлении инвалидности или заключение ПМПК.

12. Во время проведения итогового собеседования участникам итогового собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, выносить из учебных кабинетов материалы итогового собеседования на бумажном или электронном носителях, фотографировать материалы итогового собеседования, а также пользоваться при подготовке к ответу текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой и другими литературными источниками). Участники итогового собеседования, нарушившие установленные требования, могут быть удалены с итогового собеседования по решению руководителя образовательной организации.

13. В случае если участник по состоянию здоровья или другим уважительным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может покинуть место проведения. Для фиксации состояния здоровья участника приглашается медицинский работник и составляется «Акт о досрочном завершении итогового собеседования по уважительным причинам».

14. Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в дополнительные сроки в текущем учебном году (9 марта 2022 года и 16 мая 2022 года), следующие обучающиеся, экстерны:

→ получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат («незачет»);
→ не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально;
→ не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства), подтвержденным документально.

15. В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового собеседования обучающимся и экстернам при получении повторного неудовлетворительного результата («незачёт») за итоговое собеседование предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи устного ответа участника итогового собеседования комиссией, сформированной на муниципальном уровне.

Заявление на повторную проверку комиссией, сформированной на муниципальном уровне, подается обучающимся, экстерном и/или родителем (законным представителем) руководителю образовательной организации в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с результатами итогового собеседования.

16. Итоговое собеседование как допуск к ГИА-9 носит бессрочный характер действия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Florovit для голубики инструкция по применению
  • Пиростоп для собак инструкция цена по применению отзывы
  • Инструкция по сборке стол книжка из светофора
  • Эпиген спрей инструкция по применению при беременности
  • Как подвязывать ежевику правильно фото инструкция для начинающих