Инструкции по практическим работам по химии

Инструкции
к практическим работам для 8 класса

                                                 
Практическая работа 3

Признаки
протекания химических реакций

Цель:
научиться определять по характерным признакам химические явления.

Оборудование:
пробирки, пробиркодержатель, шпатели, пипетка, горелка.

Реактивы:
мел, уксус, крахмал, йодная настойка, сахар.

Ход
работы.

I.
Повторите правила ТБ при работе в химическом кабинете.

 Правила
техники безопасности.

1)      Внимательно
читайте этикетку на сосуде с тем веществом, которое берете для опыта. Открывая
сосуд с реактивом, не кладите пробку на лабораторный стол боком, а поставьте
вниз дном.

2)      Реактивы
берите только в тех количествах, которые указаны в инструкции.

3)      Излишек
реактива не сливайте (не высыпайте) назад в посуду, где они находились.

4)      Сосуд, из
которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой (крышкой) и поставьте на
место.

5)      Не
пробуйте вещества на вкус!

6)      Будьте
особенно осторожны при работе с нагревательными приборами. Чтобы потушить
горелку, нужно закрыть её колпачком, задувать нельзя.

7)      После
окончания работы уберите рабочее место, выключите электронагревательные приборы
и вымойте руки.

Если произошел
несчастный случай, немедленно обращайтесь к учителю.

II.
Ознакомьтесь с инструкцией к практической работе.

Результаты
опытов записывайте в тетрадь сразу же после выполнения опыта.

Опыт 1.
Горение сухого горючего
.

Соберите горелку и
зажгите сухое горючее. Что наблюдаете? Потушите горелку с помощью колпачка.
Сделайте вывод о признаке реакции.

Опыт 2.
Взаимодействие крахмала с йодом
.

В пробирку
поместите немного порошка крахмала и добавьте каплю йодной настойки. Опишите
наблюдаемые явления. Сделайте вывод о признаке реакции.

Опыт 3.
Нагревание сахара
.

В пробирку
поместите немного сахарного песка. Укрепите пробирку в пробиркодержателе.
Зажгите горелку и нагрейте сахар в пробирке. Что наблюдаете? Поставьте пробирку
вместе с держателем в штатив для пробирок. (Ни в коем случае не трогайте
пробирку – она горячая!). Сделайте вывод о признаках реакции.

Опыт 4.
Взаимодействие мела с уксусом
.

В пробирку
поместите небольшой кусочек мела и прилейте 1 мл уксуса. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о признаке реакции.

III.
Заполните таблицу

Описание
действий

Наблюдения

Признак
реакции

Опыт 1.

Зажгли горелку.

IV. Сделайте
общий вывод к работе.

8 класс

Практическая
работа 6

Решение
экспериментальных задач по теме

«Важнейшие
классы неорганических соединений».

Цель: научиться
решать экспериментальные задачи.

Оборудование:
пробирки.

Реактивы:
в пробирках под номерами растворы кислоты и щелочи; индикаторы (фенолфталеин,
метилоранж), сульфат меди(
II), гидроксид натрия, соляная кислота, (для
дополнительной задачи магний, гидроксид магния).

Ход работы

Задача 1. В двух пробирках
находятся растворы кислоты и щелочи. Определите вещества.

Задача 2. Получите гидроксид меди(II) из
имеющихся реактивов.

Задача 3. Химическим способом
отмойте пробирку, загрязненную на практическом занятии гидроксидом меди(
II).

Задача 4. В склянке без этикетки
находится бесцветный раствор. Предполагают, что это раствор фенолфталеина.
Проведите опыт, подтверждающий или опровергающий данное предположение.

К задачам 2, 3 и 4 напишите
уравнения реакций.

Напишите вывод к работе.

Дополнительное задание

Задача 5. В вашем распоряжении
магний, гидроксид магния и соляная кислота. Сколькими способами вы сможете
получить хлорид магния?

Практическая работа № 1 и № 2

^ Правила техники безопасности (Т.Б.) при работе в хим. кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием. Изучение строения пламени. Очисгка поваренной соли.

   Цель: ГЬзнакомитъся с Т.Б. при работе в кабинете химии, познакомиться с лабораторным оборудованием изучить строение пламени и очистить загрязненную поваренную соль. Прочти Т.Б. (не переписывая в тетрадь)

Т. Б.: Шзнакомься с инструкцией находящейся в кабинете химии. Изучи ее и запомни, как пользоваться лабораторным оборудованием. Правильно туши и пользуйся спиртовкой. Экономно расходуй хим. в-ва. № твоем столе должно быть чисто.

Выдели сбоку у себя в тетради        /с Т.Б. ознакомлен

Число, подпись твоя.

/ Оборудование: Лабораторный штатив, хим. посуда, спиртовка, воронка, пробирки в штативе, фильтр, склянки с растворами №С1 — поваренная соль, НО, стеклянная палочка, мерная посуда и др.

Ход работы.

  1. Ознакомление с лабораторным штативом
  2. Сделай рисунок лаб. Штатива карандашом и подпиши название
  3. Сделай рисунок и надписи к тому лабораторному оборудованию, которое стоит у вас на столе.
  4. Сделай выводы, для чего вы с этим знакомшшсь.
  5. Зажги спиртовку, пламя, зарисуй его, подпиши, сделав вывод, какая часть пламени самая яркая и горячая.
  6. Зарисуй спиртовку и сделай вывод как ее правильно тушить и почему?
  7. Очисгка поваренной соли.

Цель: Ознакомиться со способами разделения смесей, основанными на различии в физич. Свойствах компонентов; научиться правильно проводить фильтрование и выпаривание р-ров. Рассмотрим выданную смесь соли с песком. Опишите ее внешний вид. ГЬдумайте, как разделить эту смесь. Результаты оформить в таблицу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназии № 4

имени героя Советского Союза

Кибизова Александра Николаевича

Карты-инструкции

для практических работ по химии

Разработала Бигулова Залина Заурбековна,

учитель химии

г. Владикавказ

2015 г.

Список использованной литературы

  1. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Сладков С.А. 2014 г. 

  2. Химия. 10 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Сладков С.А. 2014 г. 

  3. Химия. 11 класс. Рабочая тетрадь. Габриелян О.С., Сладков С.А. 2014 г. 

  4. Габриелян О. С. Химия. 9 класс.- М.: «Дрофа», 2009 г.

  5. Габриелян О. С. Химия.10 класс.- М.: «Дрофа», 2009 г.

  6. Габриелян О. С. Химия.11 класс.- М.: «Дрофа», 2009 г.

9 класс

Практическая работа № 3

Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений

Цель: используя знания, полученные при изучении неорганической и органической химии осуществить практически превращения.

Оборудование и реактивы: растворы HCl, NaOH, H2SO4, CuSO4, медная проволока, штатив с пробирками, спиртовка, спички.

Ход работы.


п/п

Что делали.

Уравнения реакций.

Наблюдения и выводы.

Опыт 1. Осуществить практически следующие превращения:

Al → AlCl3 → Al(OH)3 → Na[Al(OH)4]

Al2(SO4)3

Уточнение условий проведения опытов.

  1. Для опыта использовать алюминий, взятый в избытке. В пробирку опустить кусочек алюминия и прилить раствор соляной кислоты. Осторожно нагреть пробирку для ускорения реакции (для нагревания можно использовать стакан с горячей водой). После охлаждения раствор соли следует отфильтровать.

  2. В две пробирки налить по 1 – 2 мл раствора соли хлорида алюминия, полученной в опыте 1, добавить к растворам по 2 – 3 капли раствора щелочи до получения студенистого осадка.

3,4. В одну из пробирок прилить раствор серной кислоты до растворения осадка, в другую – избыток раствора щелочи и наблюдать растворение осадка.

Опыт 2. Осуществить практически следующие превращения:

C2H5OHCH3COHCH3COOH

CO2

Уточнения условий проведения опытов.

  1. Горение спирта. В фарфоровую чашечку поместить 10 – 15 капель этанола, поджечь его лучинкой. Обратить внимание на цвет пламени.

  2. Окисление этанола оксидом меди (II). В пробирку налить примерно 0,5 мл этанола. Спираль из медной проволоки нагреть в пламени спиртовки до появления черного налета оксида меди (II). Горячую спираль опустить в пробирку с этанолом. Черная поверхность спирали становится золотистой вследиствии восстановления оксида меди (II) до меди. Появляется характерный запах уксусного альдегида.

  3. Окисление уксусного альдегида. В пробирку налить 2 – 3 мл гидроксида натрия и добавить к нему несколько капель сульфата меди (II). Небольшое количество полученного гидроксида меди (II) добавить к уксусному альдегиду и нагреть на спиртовке.

10 класс

Практическая работа №5

«Получение и свойства карбоновых кислот»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: уксусная кислота, муравьиная кислота, ацетат натрия, гидроксид калия, гидроксид натрия, лед, цинк, магний, серная кислота.

Цель: сформировать у учащихся умения проводить характерные реакции органических кислот, закрепить общие лабораторные и организационные умения.

ВНИМАНИЕ!

Повторите правила техники безопасности!

Ход работы

1.Получение и свойства уксусной кислоты.

  1. Поместите в пробирку 2-3 г ацетата натрия.

  2. Добавьте по каплям концентрированную кислоту, чтобы она смочила соль.

  3. Закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой.

  4. Опустите конец газоотводной трубки в сухую пробирку.

  5. Нагревайте пробирку с реакционной смесью, соблюдая правила нагревания.

  6. Что наблюдаете?

  7. В образовавшуюся жидкость добавьте каплю индикатора. Что наблюдаете?

2. Растворимость карбоновых кислот.

В одну пробирку налейте 1-2 мл воды и добавьте 2-3 мл уксусной кислоты, встряхните содержимое пробирки. В другую пробирку прилейте

1-2 мл воды и добавьте 0,1-0,2 г бензойной кислоты и встряхните. Отметьте различия в поведении уксусной и бензойной кислот.

Вопросы для самостоятельных выводов к опыту 2:

  1. В чем причина различной растворимости различных органических кислот в воде?

  2. Какие свойства уксусной кислоты сходны со свойствами неорганических кислот?

3. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.

В две пробирки налейте по 2 мл уксусной кислоты. В одну всыпьте немного стружек магния, а во вторую – несколько гранул цинка. Если нет заметных изменений, то слегка нагрейте пробирки. Что наблюдаете?

Вопросы для самостоятельных выводов к опыту 2:

  1. Что наблюдаете при нагревании? Какой газ выделяется? Напишите уравнения реакций.

  2. Какие металлы будут реагировать с уксусной кислотой? А какие нет? Сделайте общий вывод об условиях протекания реакций с металлами как органических, так и неорганических кислот.

Результаты опытов и выводов занесите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций

Выводы

ОПЫТ №1. Получение и свойства уксусной кислоты.

В одну про-бирку на-лили…

Дополнительное задание.

Как называется реакция кислот со спиртами?

Напишите уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с уксусной кислотой.

Почему для муравьиной кислоты характерна реакция «серебряного зеркала», а для других карбоновых кислот – нет? Напишите уравнение соответствующей реакции.

11 класс

Практическая работа № 2

«Скорость химической реакции»

Оборудование: пробирки, спиртовка, спички.

Реактивы: натрий и калий металлические, вода, холодный раствор соляной кислоты, цинк в гранулах и порошке.

Цель: совершенствовать умения и навыки учащихся обращения с лабораторной посудой и реактивами.

ВНИМАНИЕ!

Повторите правила техники безопасности!

Ход работы

ОПЫТ №1. Природа реагирующих веществ.

В две фарфоровые чашки налить воды. Поместить в нее по горошине металлических натрия и калия. Какой металл реагирует быстрее? Почему?

ОПЫТ №2. Температура.

В две пробирке налить по 1 мл раствора соляной кислоты. Поместить в эти пробирки по одной грануле цинка. Что происходит? Нагрейте одну пробирку. Произошли изменения? Какие?

ОПЫТ №3. Поверхность соприкосновения реагирующих веществ.

Возьмите одну пробирку из опыта 2. Во вторую налейте 1 мл р-ра соляной кислоты и присыпьте порошок цинка. Что происходит? Почему?

Свои наблюдения и выводы запишите в таблицу:

Что делали?

Что наблюдали?

Уравнения реакций

Выводы

Опыт №1. Природа реагирующих веществ.

Практическая работа № 3

«Решение экспериментальных задач по теме «Гидролиз»

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки, спички.

Реактивы: индикаторы, растворы солей: хлорида натрия, хлорида алюминия, ацетата натрия.

Цель: научиться самостоятельно проводить химический эксперимент, обобщить знания учащихся о классификации солей и их свойствах.

ВНИМАНИЕ!

Внимательно прочитайте описание опытов, продумайте их содержание.

После выполнения опытов, ответьте на вопросы, данные в конце работы.

Ход работы

Задача 1.

Налейте в пробирку раствор хлорида натрия. Добавьте 1 каплю индикатора (метилоранжа).

Что наблюдаете? Полученные наблюдения запишите в таблицу.

Задача 2.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида алюминия, капните 1 каплю индикатора (метилоранжа). Что наблюдаете? Объясните происходящее. Напишите уравнение гидролиза.

Задача 3.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида алюминия, прилейте к нему 1 мл раствора сульфида натрия. Какие изменения наблюдаете? Запах какого вещества ощущается? Объясните наблюдаемые явления и запишите уравнения реакций.

Задача 4.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора ацетата натрия, капните 1 каплю индикатора (метилоранжа). Что наблюдаете? Объясните происходящее. Напишите уравнение гидролиза.

Задача 5.

Налейте в пробирку 1-2 мл раствора хлорида железа (III), присыпьте немного порошка цинка. Какие изменения наблюдаете? Объясните это явление и подтвердите необходимыми уравнениями реакции.

Для фиксации наблюдений используйте таблицу:

Соли, взятые для опыта

Происходящие изменения

Анализ наблюдений. Уравнения реакций. Выводы.

хлорид натрия

хлорид алюминия

ацетат натрия

хлорид железа (III)

Для формулирования выводов используйте ответы на следующие вопросы:

  1. Каким основанием и какой кислотой образованы данные соли?

  2. Что образуется при гидролизе с хлоридом алюминия и хлоридом железа (III)?

  3. Почему индикатор меняет свой цвет в растворах солей?

Дополнительное задание.

1. Дайте характеристику следующим химическим процессам:

2Н2(г) + 5О2(г)  4CO2(г) + 2H2O(г) + Q;

2NH3(г)  N2(г) + 3H2(г) – Q.

2. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций между веществами:

КОН и MgCI2;

NaOH и H2SO4.

Данные инструкции удобно применять при проведении практических работ по химии в 8 классе и не только по учебно-методическому комплексу О.С.Габриеляна, но и при проведении практических работ в других авторских комплексах. Удобство данних инструкции заключается в том, что при их использовании учащиеся учатся правильно оформлять практические работы, правильно делать выводы из  работы. Пошаговая разработка опытов, позволяет учащимся сократить время для определения последовательности проведения практических опытов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №1»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №2»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №3»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №4»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №5»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №6»

Просмотр содержимого документа

«Практическая работа №7»

Главная /
Старшие классы /
Разное

Инструкции к практическим работам по химии

Скачать

16.06 КБ, 412707.docx Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

Скачать

32 КБ, 412709.doc Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

Скачать

14.51 КБ, 412711.docx Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

Скачать

13.92 КБ, 412713.docx Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

Скачать

13.88 КБ, 412715.docx Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

Скачать

13.28 КБ, 412717.docx Автор: Шулепина Вера Дмитриевна, 21 Мар 2015

несколько инструкций к практическим работам по химии,помогающие сэкономить время на уроке
Автор: Шулепина Вера Дмитриевна

Похожие материалы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Крышка для аквариума своими руками с подсветкой пошаговая инструкция
  • Все руководство лукойла
  • Руководство по отделке стен
  • Олиджим эвалар инструкция по применению состав
  • Icom ic f4026t инструкция на русском