Инструкции по питанию в школьной столовой

От того, насколько правильно будет организовано питание в школе, зависит не только здоровье, но и качество обучения детей.

Основные правила работы пищеблока

1. Все, без исключения, сотрудники пищеблока соблюдают правила личной гигиены:

  • приходят на работу в чистой одежде и обуви;
  • оставляют верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;
  • коротко стригут ногти;
  • перед началом работы тщательно моют руки с мылом, надевают чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно моют руки с дезинфицирующим мылом;
  • при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщают в администрацию школу и обращаются в медицинское учреждение для лечения;
  • сообщают о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника;
  • не носят ювелирные изделия,  не покрывают ногти лаком, не застегивать спецодежду булавками при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий;
  • принимают пищу в специально отведенном помещении.

2. К работе на пищеблок допускаются только здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

3. Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.

4 На каждого работника заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

5. Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работников пмщеблока осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются и переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

6. В школьном пищеблоке имеется аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

7. Организация и рацион питания обучающихся обязательно согласовывается с органами Роспотребнадзора.

8. За каждым классом в столовой закреплены определенные обеденные столы.

9. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием осуществляется путем предварительного накрытия столов.

10. Обучающиеся не допускаются  в производственные помещения столовой и не привлекаются к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи соблюдаются основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

  • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
  • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
  • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.

Для обучающихся МБОУ «Лянторская СОШ № 6» организованно бесплатное горячее питание в соответствии с примерным 2- недельным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм. В школе соблюдается режим питания обучающихся. Интервалы между приемами пищи не превышают 3,5- 4-х часов.

При посещении столовой обучающиеся обязаны соблюдать следующие правила:

1.  Общие требования.

1.1. Входить и выходить из помещения столовой спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок.

1.2. Не вносить в столовую сумки и портфели.

1.3. Не входить в пищеблок (на кухню).

1.4. Бережно относиться к мебели и посуде.

1.5. Не входить в столовую в верхней одежде.

2.  Перед приемом пищи.

2.1. Перед едой вымыть руки с мылом.

2.2. Прибывать в столовую в соответствии с графиком приема пищи.

2.3. При получении обеда соблюдать порядок, пропускать младших.

2.4. Занять свое место за обеденным столом.

3.  При приеме пищи.

3.1. Соблюдать правила культуры поведения за обеденным столом.

3.2. Не мешать приему пищи товарищей.

3.3. Не разговаривать во время приема пищи, не толкать соседей.

3.4. Осторожно, не торопясь, принимать горячую пищу.

3.5. Пустую посуду складывать возле себя слева, не допуская ее падения.

4.  По окончании приема пищи.

4.1. Убрать свое место за обеденным столом (посуду сдать в мойку: отдельно тарелки, отдельно стаканы и ложки).

4.2. Тщательно вымыть руки с мылом.

5.  В случае возникновения чрезвычайной ситуации (пожара, задымления и т. п.)

5.1. Немедленно сообщить дежурному учителю (повару) о замеченных признаках пожара, задымления и т.п.

5.2. Выполнять все указания дежурного учителя (повара).

5.3. В случае необходимости — покинуть помещение без суеты, пропуская вперед младших обучающихся.  

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ И УБОРКЕ ШКАФОВ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ХЛЕБА

Для
уборки шкафов для хранения хлеба крошки следует сметать с полок специальными
щётками и не реже одного раза в неделю тщательно протирать с применением 1% —
го раствора уксусной кислоты.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ ЯИЦ

Обработка
яйца, используемого для приготовления, осуществляется в отведённом месте в
специальных промаркированных ёмкостях в следующей последовательности:

1.   Замачивание
в тёплой воде при температуре 40…50ОС в течение 5…10 минут;

2.   Обработка
в течение 5…10 минут 1…2% — м раствором кальцинированной соды при температуре
10…50 ОС;

3.   Погружение
в 0,015% — й раствор дезинфицирующего средства «ДИ-ХЛОР-ЭКСТРА» при температуре
40…50 ОС в течение 5 минут;

4.   Ополаскивание
яиц проточной водой в течение 5 минут при температуре не ниже 50 ОС;

5.   Чистое
яйцо выкладывают в чистую промаркированную посуду;

6.   Хранение
необработанных яиц в кассетах, коробках, производственных цехах не
допускается.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ ЧАШЕК, СТАКАНОВ

Для
мойки стаканов используют двухсекционные ванны.

Первая
секция ванны – мытьё стаканов щётками в воде с температурой не ниже 45 ОС
с добавлением моющих средств:

150
мл на 30 литров воды.

         Вторая
секция ванны – стаканы промывают горячей проточной водой не ниже 65 ОС
с использованием металлической сетки с ручками и гибкого шланга с душевой
насадкой.

В
конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов
средствами  в соответствии с инструкцией по их применению:
замачивание
посуды в течение 15 минут в дезинфицирующем растворе:

«Ди
– Хлор- Экстра» — 0,015% — й раствор, 3 таблетки на 30 литров воды;

«Ди
– Хлор- Экстра» — 0,015% — й раствор, 3 таблетки на 30 литров воды.

         После
дезинфекции посуду промывают в проточной воде при температуре не ниже 65 ОС
в течение 3-х минут

Хлорная известь –
400 мл 10% — го раствора на 20 литров воды – замачивают в течение 15 минут

После дезинфекции
посуду промывают проточной водой при температуре не ниже 65
ОС.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ ПОДНОСОВ   

        Подносы
для посетителей после каждого использования протирают чистыми салфетками.

        Не
используются подносы, деформированные и с видимыми загрязнениями. По окончании
работы подносы промывают горячей водой с добавлением моющих средств:

«Прогресс»
— 150 мл на 30 литров воды;

«Мила»
— 150 мл на 30 литров воды.

        Дезинфекцию
подносов проводят по эпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией
по применению дезинфицирующих средств:

«Ди
– Хлор- Экстра»
— 0,015% — й раствор, 3 таблетки на
30 литров воды;

«Ди
– Хлор- Экстра»
— 0,015% — й раствор, 3 таблетки на
30 литров воды.

        После
дезинфекции подносы промывают в проточной воде при температуре не ниже 65 ОС
в течение 3 – х минут и высушивают.

        Чистые
подносы хранят в специально отведённых местах в торговом зале, отдельно от
использованных.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ ОВОЩЕЙ

Первичная
обработка овощей включает сортировку, мытье и очистку. Очищенные овощи повторно
промываются в проточной питьевой воде не менее 5 минут небольшими партиями, с
использованием дуршлагов, сеток. При обработке белокочанной капусты необходимо
обязательно удалить наружные листы (если овощи поступают на пищеблок
предварительно обработанные, то они подвергаются только вторичной обработке).

Не
допускается предварительное замачивание овощей.

Очищенные
картофель, корнеплоды и другие овощи, во избежание их потемнения и высушивания,
допускается хранить в холодной воде не более 2 часов.

Листовые
овощи и зелень, предназначенные для приготовления холодных закусок без
последующей термической обработки, следует тщательно промывать проточной водой
и выдержать в 3% растворе уксусной кислоты или 10% растворе поваренной соли в
течение 10 минут с последующим ополаскиванием проточной водой и просушиванием.

Для
обеспечения сохранности витаминов в блюдах овощи, подлежащие отвариванию в
очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой и варят в подсоленной воде
(кроме свеклы). Не допускается предварительная заготовка очищенного картофеля и
других овощей с длительным замачиванием их в холодной воде более 2 часов.
Отваренные для салатов овощи хранят в холодильнике не более 6 часов при
температуре плюс 4 +/- 2 °C.

Овощи,
предназначенные для приготовления винегретов и салатов из отварных овощей,
рекомендуется варить в кожуре. Очищают и нарезают вареные овощи в холодном цехе
или в горячем цехе на столе для вареной продукции.

Разделочный
инвентарь, используемый для нарезки сырых овощей для салатов необходимо
маркировать «О.С.» — сырые овощи.

Фрукты,
включая цитрусовые, промывают в условиях цеха первичной обработки овощей
(овощного цеха), а затем вторично в условиях холодного цеха в моечных ваннах
(если фрукты поступают на пищеблок предварительно обработанные, то они
подвергаются только вторичной обработке).

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ МЫТЬЯ СТОЛОВОЙ ПОСУДЫ И ПРИБОРОВ

Моечные ванны для мытья столовой посуды должны иметь
маркировку объемной вместимости и обеспечиваться пробками из полимерных и
резиновых материалов. Для дозирования моющих и обеззараживающих средств
используют мерные емкости.

При мытье столовой посуды ручным способом в
трехсекционных ваннах должен соблюдаться следующий порядок:

 — механическое удаление остатков пищи;

 — мытье в воде с добавлением моющих (для средства
«Капля Сорти» 1 чайная ложка на 5 литров воды) средств в первой секции ванны
при температуре не ниже 45°С;

— мытье во второй секции ванны в воде с температурой
не ниже 45°С и добавлением моющих средств в количестве в 2 раза меньше, чем в
первой секции ванны (для средства «Капля Сорти» 1 чайная ложка на 10 литров
воды);

— ополаскивание посуды в третьей секции ванны горячей
проточной водой с температурой не ниже 65°С, с использованием металлической
сетки с ручками и гибкого шланга с душевой насадкой;


просушивание посуды на решетках, полках, стеллажах (на ребре).

Столовые приборы подвергают мытью в горячей воде при
температуре не ниже 45°С, с применением моющих средств, с последующим
ополаскиванием в проточной воде и прокаливанием в духовых (или сухожаровых)
шкафах в течение 10 минут.

Кассеты для хранения столовых приборов ежедневно
подвергают обработке с применением моющих средств, последующим ополаскиванием и
прокаливанием в духовом шкафу.

Дезинфекцию посуды проводят по эпидемиологическим
показаниям в соответствии с инструкцией по применению дезинфицирующих средств.

ИНСТРУКЦИЯ
ДЛЯ МЫТЬЯ КУХОННОЙ ПОСУДЫ, РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК И МЕЛКОГО ДЕРЕВЯННОГО ИНВЕНТАРЯ,
ЩЁТОК ДЛЯ МЫТЬЯ ПОСУДЫ

При мытье кухонной посуды в двухсекционных ваннах
должен соблюдаться следующий порядок:

— механическое удаление остатков пищи;

— мытье щетками в воде при температуре не ниже 45°С и
с добавлением моющих средств;

 — ополаскивание горячей проточной водой с
температурой не ниже 65°С;

— просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках
и стеллажах.

Чистую кухонную посуду и инвентарь хранят на стеллажах
на высоте не менее 0,5 м от пола; столовую посуду – в шкафах или на решетках;
столовые приборы – в специальных ящиках-кассетах ручками вверх, хранение их на
подносах россыпью не допускается.

Мытье разделочных досок и мелкого деревянного
инвентаря производится в моечном отделении (цехе) для кухонной посуды горячей
водой при температуре не ниже 45°С, с добавлением моющих средств, ополаскивают
горячей водой при температуре не ниже 65°С и ошпаривают кипятком, а затем
просушивают на стеллажах на ребре.

После обработки и просушивания разделочные доски
хранят непосредственно на рабочих местах на ребре.

Щетки для мытья посуды после использования очищают,
замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45°С с добавлением моющих
средств, дезинфицируют (или кипятят в течение 15 мин.), промывают проточной
водой, просушивают и хранят в специальной таре.

Щетки с наличием плесени и видимых загрязнений не
используют. Для мытья посуды не допускается использование мочалок, а также
губчатого материала, качественная обработка которого невозможна.

 Дезинфекцию посуды и инвентаря проводят по
эпидемиологическим показаниям в соответствии с инструкцией по применению
дезинфицирующих средств.

 Один раз в месяц проводят генеральную уборку всех
помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

Рекомендуется использовать дезинфицирующие средства с
вирулицидным (бактерицидным) эффектом.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОБРАБОТКЕ УБОРОЧНОГО ИНВЕНТАРЯ

Ветошь замачивается
в специальной емкости с подготовленным дезинфицирующим средством. По истечении
срока, указанного в инструкции к средству, ветошь извлекается, промывается
проточной водой и высушивается. Сухую ветошь укладывают в закрытую емкость,
маркированную в соответствии с ее предназначением. Уборочный инвентарь и
емкости с ветошью хранят отдельно в специально отведенных для этого санитарных
помещениях.

После проведения дезинфекционных работ необходимо
снять спецодежду и вымыть руки. Щетки, швабры и другой уборочный инвентарь
также полоскают в дезинфицирующем растворе и ополаскивают проточной водой.
Ведра, и другие емкости, применяемые при дезинфекции, нельзя вставлять друг в
друга.

К ветоши для уборки и дезинфекции в медицине
предъявляются особые требования. Часть ветоши, используемая для уборки
поверхностей, протирки ручек дверей, медицинского оборудования, должна быть
стерильной.

Чистую ветошь после стирки стерилизуют в соответствии
с имеющимися нормами, смачивают дезинфицирующим средством и осуществляют уборку.
В асептических помещениях 
обтирочный
материал
 применяется однократно. После
использования ветошь хранится в закрытой маркированной емкости, а затем
отправляется на дезинфекцию и стирку.

Условия
проведения дезинфекции ветоши для уборки

Ветошь замачивают в 6% столового уксуса либо в
растворе средства, специально предназначенного для дезинфекционных мероприятий.

Несмотря на то, что дезинфицирующий раствор удаляется
методом полоскания, нельзя исключать, что какой-то его процент все же будет
содержаться в ветоши. Поэтому к нему предъявляются следующие требования:
дезинфицирующее средство должно обладать хорошим смачивающим эффектом,
очищающими свойствами и быть губительным для большинства распространенных
патогенных микроорганизмов, но при этом не причинять вреда человеку и не
наносить ущерб покрытию мебели, пола и стен и не приводить к повышенной
коррозии металлических инструментов и предметов обстановки.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТОЛОВ

Санитарная
обработка технологического оборудования проводится по мере его загрязнения и по
окончании работы.

Производственные
столы в конце работы тщательно моются с применением моющих и дезинфицирующих
средств, промываются горячей водой при температуре 40-50°С и насухо вытираются
сухой чистой тканью.

 В целях
предупреждения инфекционных заболеваний разделочный инвентарь закрепляется за
каждым цехом и имеет специальную маркировку.

Правила санитарной
обработки производственных столов

Санитарная
обработка нейтрального оборудования производится работниками цехов. Все столы
разделочные из нержавейки и пропилена после каждого использования моют горячей
водой с добавлением моющих и чистящих средств, после чего ополаскивают. В конце
рабочего дня их дезинфицируют 0,015% раствором
«Ди – Хлор- Экстра»

Производственные
столы с деревянной столешницей по окончании смены моют, ополаскивают, а с целью
дезинфекции — обдают кипятком.

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОТБОРУ СУТОЧНОЙ ПРОБЫ

Порционные
блюда отбираются в полном объёме; салаты, первые и третьи блюда, гарниры – не
менее 100 гр.

Пробу
отбирают из котла (с линии раздачи) стерильными (или прокипяченными) ложками в
промаркированную стерильную (или прокипяченную) стеклянную посуду с плотно
закрывающимися стеклянными или металлическими крышками.

Отобранные
пробы сохраняют в течение не менее 48 часов (не считая выходных и праздничных
дней) в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в
холодильнике при температуре +2 — +6°С

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ
МЫТЬЯ ВЕТОШИ

1. В конце дня
ветошь замачивают в горячей воде при температуре не ниже 45°С с добавлением
моющих средств:

1
ст.л. на 5 литров воды

2. Дезинфицируют
(или кипятят) в 0,015% растворе «Ди-Хлор Экстра» — 1 таблетка на 10 литров
воды.

3. Промывают
проточной водой при температуре не ниже 65 °С в течение 3-х минут.

4. Просушивают и 
хранят в специально отведённом месте

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ
МЫТЬЯ РАЗДЕЛОЧНЫХ ДОСОК

Мытьё разделочных
досок и мелкого деревянного инвентаря производится в моечном отделении (в цехе)
для кухонной посуды. Санитарная обработка досок проводится по мере их
загрязнения и по окончании работы.

1-я ванна:
разделочные доски моются щётками в горячей воде при температуре не ниже 40°С с
добавлением моющих средств:

1
столовая ложка на 5 литров воды

2-я ванна:
ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65°С, ошпаривание кипятком
и просушивание.

После обработки и
просушивания доски хранят на рабочих местах.

Дезинфекцию
разделочных досок проводят по эпидемиологическим показаниям в соответствии с
инструкцией по применению дезинфицирующих средств:

Ди-хлор
Экстра-0,015% раствор: 1 таблетка на 10 литров воды.

После дезинфекции
доски промывают в проточной воде при температуре не ниже 65°С в течение 3-х
минут.

ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ
МЫТЬЯ КУХОННОЙ ПОСУДЫ

Мытьё кухонной
посуды производят в 2-х секционных ваннах в следующем порядке:

1. механическое
удаление остатков пищи;

2. мытьё щётками в
воде при температуре не ниже 45°С с добавлением моющих средств:

1
столовая ложка на 5 литров воды

3. ополаскивание
проточной водой при температуре не ниже 65°С

4. просушивание в
опрокинутом виде на решётчатых стеллажах и полках.

5. хранение на
стеллажах на высоте не менее 0,5 м. от пола.

В конце рабочего
дня проводится дезинфекция кухонной посуды.

В соответствии с
инструкцией по применению дезинфицирующих средств:

— производят
замачивание посуды в течение 15 минут в дезрастворе Ди-хлор Экстра-0,015%
раствор: 3 таблетки на 30 литров воды.

После дезинфекции
посуду промывают проточной водой при температуре не ниже 65°С в течение 3х
минут

Организация школьной столовой

Питание детей в столовой школы

Правильная организация питания в школьной столовой — важное требование, которое выполняется с помощью специализированного оборудования и соответствующей документации. Пищеблок в школе является основным местом, где ученики получают питательные вещества, необходимые для их здоровья и успехов в учебе. В данной статье мы рассмотрим важность организации питания в школьной столовой, включая требования к оборудованию, документации, а также ведению журнала и соблюдению норм питания.

Содержание

  • Типы пищеблоков в школе
  • Обязанности заведующей столовой
  • Документация столовой
  • Требования СанПиН к столовой
  • Журналы для столовой
  • Нормы продуктов
  • Маркировка в столовой
  • Технологическое оборудование для пищеблока

Какие бывают типы пищеблока в школе

Пищеблок является одной из ключевых составляющих организации питания в школе, и его оснащение играет важную роль в обеспечении качественного и безопасного питания для учащихся. В зависимости от размера и потребностей учебного заведения, выбирается один тип пищеблока в школе из нескольких существующих. Ниже рассмотрим различные виды пищеблоков и их оснащение кухонным инвентарем и оборудованием.

Централизованный пищеблок

Централизованный — это тип пищеблока, в котором приготовление пищи осуществляется в одном центре, а затем доставляется в различные школы. Обычно такой пищеблок оснащен современным профессиональным оборудованием, таким как большие плиты, печи, пароконвектоматы и другие кухонные приборы, позволяющие изготавливать большие объемы пищи. Централизованный пищеблок может обслуживать несколько школ, что позволяет более эффективно организовать процесс приготовления и распределения пищи между различными учебными заведениями.

Децентрализованный пищеблок

Децентрализованный — это тип пищеблока, в котором приготовление пищи осуществляется непосредственно в школе, на месте. Обычно такой пищеблок оснащен тепловым, нейтральным и холодильным оборудованием, таким как электрические или газовые плиты (газовое оборудование разрешает устанавливать в отдельном помещении, не в здании школы), микроволновые печи, пароварки и другие приборы, необходимые для приготовления пищи на месте. Децентрализованный пищеблок может быть более гибким вариантом для школьной столовой, так как позволяет адаптировать меню и порции в соответствии с потребностями конкретной школы и ее учащихся.

Смешанный пищеблок

Смешанный пищеблок — это комбинация централизованного и децентрализованного пищеблоков. В этом случае, часть пищи может быть приготовлена в центральном пищеблоке и доставлена в школы, а другая часть — приготовлена на месте. Этот тип пищеблока может быть удобным компромиссом между централизованным и децентрализованным подходами, позволяя оптимизировать процесс приготовления и распределения пищи в зависимости от конкретных условий и требований школы.

Кухня цех в школьной столовой

Оснащение пищеблока включает в себя различное кухонное оборудование, которое необходимо для приготовления пищи. Это могут быть плиты, духовки, грили, холодильные и морозильные камеры, посудомоечные машины и другие устройства. Также необходимо устанавливать различные системы вентиляции и очистки воздуха, системы водоснабжения и канализации, а также системы пожаротушения, чтобы обеспечить безопасность процесса приготовления пищи.

Обязанности заведующей столовой в школе

Заведующая в школьной столовой играет важную роль в организации питания учащихся. Ее обязанности включают в себя ряд ответственных задач, связанных с эффективным функционированием школьной столовой и обеспечением качественного питания для учеников.

Обязанности заведующей:

  • Контроль процесса приготовления
  • Организация работы персонала
  • Учет продуктов
  • Контроль финансов
  • Организация обслуживания
  • Взаимодействие с начальством школы и с родителями учащихся
  • Контроль документации

Одной из основных обязанностей заведующей столовой является организация и контроль процесса приготовления пищи. Это включает составление меню, учет пищевых ценностей блюд, контроль качества и сроков годности продуктов, контроль санитарных и гигиенических норм приготовления пищи, а также контроль за соблюдением правил гигиены сотрудниками столовой.

Ещё одна важная обязанность — организация работы персонала столовой — набор и обучение персонала, составление графиков работы, контроль выполнения рабочих обязанностей сотрудниками столовой, оценку их работы, решение организационных и технических вопросов, связанных с работой столовой.

Учет и контроль расхода продуктов также является необходимой обязанностью заведующей столовой. Это включает контроль за приобретением и использованием продуктов в процессе приготовления пищи, учет остатков и составление отчетности по расходу продуктов.

Организация обслуживания учащихся тоже входит в обязанности заведующей столовой. Она должна контролировать организацию приема пищи учащихся, качество и состав меню, учитывать диетические требования и особенности здоровья учащихся, решать вопросы, связанные с питанием детей с особыми потребностями.

Заведующая столовой отвечает и за взаимодействие с родителями учащихся и другими заинтересованными сторонами. Она должна поддерживать связь с родителями, предоставлять информацию о меню, диетических требованиях и других вопросах.

Контроль финансов и бюджетирование также входят в обязанности заведующей столовой. Необходимо контролировать расходы на продукты, оборудование, заработную плату сотрудников столовой, составлять бюджет и отчетность по финансовым вопросам, а также эффективно управлять ресурсами столовой.

Документация столовой школы

Документация столовой школы является важной составляющей организации ее работы. Она включает различные документы и паспорта пищеблока, которые необходимы для обеспечения правильного функционирования школьной столовой и соблюдения требований санитарно-гигиенических норм и правил.

Один из главных документов — это паспорт пищеблока,он является официальным документом, устанавливающим условия организации питания в школе. В нем указываются данные о площади пищеблока, его оснащении, численности обучающихся, режиме работы, а также требования и правила по организации приготовления и выдачи пищи. Паспорт пищеблока разрабатывается и утверждается в соответствии с действующими нормативно-техническими документами и законодательством, и регулярно подлежит проверке и обновлению.

Документация школьной столовой

Другие документы, относящиеся к документации столовой школы, включают:

  • Санитарно-гигиенические нормы и правила
  • Технологические карты приготовления блюд
  • Меню
  • Техническую документацию на оборудование, контрольно-измерительные приборы

Санитарно-гигиенические нормы и правила определяют требования к условиям и процессу приготовления пищи, санитарному состоянию помещений, уровню квалификации персонала и другим аспектам организации питания.

Технологические карты приготовления блюд содержат информацию о составе и технологии приготовления каждого блюда, что позволяет обеспечить единый стандарт приготовления пищи в школьной столовой.

Меню составляется на определенный период времени и содержит информацию о планируемом ассортименте блюд, учитывая сезонность, диетические требования, предпочтения учащихся и другие факторы.

Техническая документация на оборудование включает паспорта и сертификаты на все используемое оборудование в столовой школы, такие как печи, плиты, холодильники, посудомоечные машины и другое. Эта документация подтверждает соответствие оборудования требованиям безопасности, качества и гигиены, а также содержит информацию о технических характеристиках, режимах работы, обслуживании и ремонте оборудования.

Контрольно-измерительные приборы также включаются в документацию столовой школы. Это могут быть термометры, весы, манометры и другие приборы, используемые для контроля качества пищи, соблюдения режимов температуры и давления. Документация на контрольно-измерительные приборы включает их паспорта, сертификаты калибровки, инструкции по эксплуатации и другую техническую информацию.

Требования СанПиН к столовой в школе

Санитарные правила и нормы (СанПиН) устанавливают определенные требования к столовой в школе с целью обеспечения безопасности, гигиены и качества пищевого обслуживания для учащихся. Важно соблюдать эти требования, чтобы создать условия для здорового питания и поддержания благоприятной атмосферы в школьной столовой.

Сейчас актуальны следующие задокументированные требования:

  1. СанПиН (СП) 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»
  2. СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования»
  3. Приложение № 7 к СанПин 2.4.5.2409-08 «ПЕРЕЧЕНЬ ПРОДУКТОВ И БЛЮД, КОТОРЫЕ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
  4. Приложение № 9 к СанПин 2.4.5.2409-08 «РЕКОМЕНДУЕМЫЙ АССОРТИМЕНТ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Одним из основных требований СанПиН к столовой школы является наличие соответствующего оборудования, обеспечивающего правильное хранение, приготовление и подачу пищи. По СанПиНу, столовая должна быть оснащена современным оборудованием, таким как плиты, духовки, мойки, холодильники, морозильные камеры и другое, соответствующее санитарным нормам и правилам гигиены. Оборудование должно быть исправным, регулярно проверяться и поддерживаться в чистоте и гигиеническом состоянии.

Ещё одним важным требованием СанПиН является соблюдение правил по санитарному оформлению и оборудованию пищеблока школы. Пищеблок должен быть обустроен таким образом, чтобы обеспечить удовлетворительные гигиенические условия хранения, приготовления и подачи пищи. Это включает правильное размещение столов, моек, холодильников, хранение продуктов и других составляющих пищеблока с учетом требований к гигиене и безопасности пищевого производства.

Также СанПиН устанавливает требования к составу и качеству пищевых продуктов, используемых в школьной столовой. Пищевые продукты должны быть свежими, качественными, безопасными для употребления и соответствовать санитарным нормам. Должны соблюдаться правила по приготовлению и подаче пищи, такие как правильное тепловое обращение с продуктами, соблюдение режимов температуры, подачи горячей и холодной пищи, а также правила гигиены персонала, обслуживающего пищу, такие как ношение защитной одежды, регулярное мытье рук, использование одноразовых перчаток и других мер предосторожности.

Журналы для школьной столовой

Журналы являются важным инструментом организации и контроля работы школьной столовой, а также обеспечения соблюдения санитарных и гигиенических требований, установленных СанПиН и HACCP (система анализа опасностей и контроля критических точек). В школьной столовой используется несколько видов журналов, каждый из которых выполняет свою функцию.

Один из основных журналов, которые ведутся в школьной столовой, это бракеражный журнал. В этом журнале фиксируется информация о браке и отбраковке продуктов, применяемых в процессе приготовления пищи. Он содержит записи о выявленных бракованных продуктах, причинах их брака, а также о действиях, предпринятых по их устранению. Бракеражный журнал позволяет отслеживать качество продуктов, выявлять проблемные партии и принимать меры по их устранению, тем самым гарантируя безопасность и качество приготовляемой пищи.

Ещё одним важным журналом является журнал санитарного состояния. В нем регистрируется информация о проведенных санитарных мерах, таких как уборка, дезинфекция, мойка посуды, оборудования и помещений. Также в журнале санитарного состояния могут фиксироваться результаты лабораторных анализов, проводимых на пищевых продуктах и поверхностях, для контроля соблюдения гигиенических требований.

Кухня в школьной столовой

Журнал отбора проб также является необходимым инструментом в работе школьной столовой. В нем содержится информация о проводимых отборах проб продуктов на микробиологические и физико-химические анализы, проводимые в соответствии с требованиями СанПиН и HACCP. Это позволяет контролировать качество продуктов, выявлять возможные опасности и принимать меры по их устранению.

Кроме того, в школьной столовой могут использоваться журналы отходов, в которых фиксируется информация о количестве и виде отходов, сгенерированных в процессе приготовления пищи, и о мерах по их утилизации. Это может включать остатки продуктов, упаковочные материалы, пищевые отходы и другие виды отходов. Записи в журналах отходов позволяют контролировать процесс управления отходами, следить за их объемами и соответствующим образом утилизировать отходы в соответствии с требованиями законодательства и экологическими стандартами.

Для удобства ведения и контроля всех указанных журналов в школьной столовой может быть создан комплект журналов, включающий все необходимые виды журналов и бланков. Он должен быть удобным в использовании и хранении, иметь четкую систему нумерации и документирования записей. Журналы могут быть представлены в печатной или электронной форме, в зависимости от предпочтений и возможностей организации.

Нормы продуктов в школьной столовой

Соблюдение норм продуктов в школьной столовой является важным аспектом обеспечения безопасности пищевых продуктов, их качества и соответствия санитарным и гигиеническим требованиям. Одним из основных инструментов контроля норм продуктов является система HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points) или на русском языке — система анализа опасностей и контроля критических точек (хассп).

Согласно принципам HACCP, школьная столовая должна устанавливать нормы для пищевых продуктов, которые соответствуют требованиям законодательства и руководствам по гигиене питания, таким как СанПиН. Нормы продуктов определяют максимально допустимые значения или предельные значения для различных параметров, таких как температура, влажность, сроки годности, наличие микробиологических показателей и других параметров.

Продукты в школьной столовой

Определение норм продуктов должно основываться на научных данных, стандартах и руководствах, утвержденных компетентными органами и организациями, такими как Роспотребнадзор, Министерство здравоохранения, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. Нормы продуктов могут варьироваться в зависимости от типа продуктов, их видов, способов приготовления и условий хранения.

Для эффективного контроля норм продуктов в школьной столовой рекомендуется следовать принципам HACCP и устанавливать систему контроля, включающую следующие шаги:

  1. Анализ опасностей: Идентификация потенциальных опасностей, связанных с пищевыми продуктами, которые могут возникнуть на различных этапах их производства, приготовления, хранения и подачи в школьной столовой.
  2. Определение критических контрольных точек: Выбор наиболее важных этапов производства или обработки пищевых продуктов, на которых можно осуществлять контроль для предотвращения или снижения риска опасностей.
  3. Установка предельных значений: Определение максимально допустимых значений или предельных значений для различных параметров продуктов, на основе законодательных требований, руководств по гигиене питания и научных данных.
  4. Организация контроля: Разработка и внедрение системы контроля норм продуктов, включающей методы и средства контроля, регулярную проверку продуктов на соответствие установленным предельным значениям, регистрацию результатов контроля и анализ полученных данных.
  5. Принятие мер по устранению отклонений: В случае выявления отклонений от установленных предельных значений, немедленное принятие мер для устранения проблемы, включая коррекцию процессов производства, обработки или хранения продуктов.
  6. Документирование: Ведение соответствующей документации, включающей журналы, отчеты о результатах контроля, данные анализа опасностей и другую информацию, связанную с контролем норм продуктов.
  7. Обучение персонала: Обучение персонала школьной столовой, включая поваров, пищевых технологов и других сотрудников, ответственных за приготовление и обработку продуктов, основам контроля норм продуктов и соблюдению правил гигиены питания.

Что маркируется в школьной столовой

Маркировка продуктов в школьной столовой является необходимой практикой для обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов, предлагаемых учащимся. Она помогает определить состояние продуктов, их срок годности, условия хранения и другую важную информацию, что позволяет предотвращать возможные риски заболеваний, связанных с пищевыми продуктами.

Пищеблок в школе

Согласно санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (СанПиН), на пищеблоке школьной столовой должна быть ясная и информативная маркировка продуктов, которая включает следующую информацию:

  1. Наименование продукта: Каждый продукт должен быть ясно и точно обозначен своим наименованием. Это позволяет определить, какой продукт находится в данной упаковке или емкости, и избежать путаницы.
  2. Дата производства и срок годности: Каждая упаковка или емкость с продуктом должна быть маркирована с указанием даты производства и срока годности продукта. Это нужно для контроля и предотвращения использование устаревших продуктов.
  3. Условия хранения: Маркировка также должна включать информацию о рекомендуемых условиях хранения продуктов, таких как температурный режим, влажность и другие условия, которые необходимо соблюдать для сохранения качества продуктов и предотвращения их порчи.
  4. Сведения о производителе: Маркировка продуктов должна также содержать информацию о производителе или поставщике продуктов. Это позволяет отслеживать происхождение продуктов, в случае необходимости проведения контроля или расследования.
  5. Другая информация: В зависимости от требований и политики школьной столовой, маркировка продуктов может включать и другую информацию, такую как информация о составе продуктов (аллергены, пищевые добавки и т.д.), пищевой ценности, рекомендации по приготовлению и использованию продуктов.

Проверка маркировки продуктов может проводиться контролирующими органами, такими как Роспотребнадзор или органы местного самоуправления, чтобы убедиться в соблюдении правил и норм хранения и использования продуктов в школьной столовой.

Технологическое оборудование пищеблока школы

Технологическое оборудование — это необходимый элемент при организации работы любой кухни. Школьный пищеблок не является исключением и, наоборот, требует особого внимания к подбору оборудования. Для многих школ пищеблок является источником постоянных забот и проблем. Однако все эти проблемы могут быть решены, если подойти к организации работы пищеблока комплексно и включить в нее правильный выбор, установку и использование оборудования.

Оборудование должно быть профессиональным и соответствовать основным требованиям, таким как высокая производительность, надежность и безопасность. Важно учитывать особенности работы пищеблока при выборе оборудования и понимать, что оно должно быть многофункциональным, чтобы удовлетворять потребности пищеблока.

Технологическое оборудование для школьных столовых должно быть следующих типов:

  • Тепловое — плиты, жарочные шкафы, конвекционные печи, сковороды, пароконвектоматы.
  • Электромеханическое — тестомесильные машины, хлеборезки, миксеры, мясорубки, овощерезки, картофелечистки.
  • Посудомоечное — купольные, туннельные или фронтальные посудомоечные машины, котломоечные машины.
  • Холодильное — морозильные и холодильные шкафы и лари для организации хранения продуктов.

При выборе оборудования для пищеблока необходимо придерживаться нескольких правил:

  1. Ориентируйтесь на полноценное обслуживание пищеблока. Учитывайте максимальное количество обслуживаемых учащихся, особенности меню, технологические циклы приготовления блюд.
  2. Обратите внимание на обучение и введение персонала в работу с оборудованием. Наиболее современные и инновационные технологические оборудования требуют профессиональной подготовки.

Таким образом, технологическое оборудование для школьной столовой имеет очень большое значение для обеспечения ее эффективной работы. Поэтому следует подойти к выбору оборудования ответственно, учитывая все требования и особенности работы пищеблока, а также уделять внимание качественной эксплуатации, при которой можно экономить время и средства, а блюда будут готовиться более вкусно и качественно.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Экзодерил крем показания к применению инструкция
  • Ксу мак 07 24 руководство по эксплуатации
  • Назонекс спрей для носа цена инструкция по применению детям
  • Скачать бесплатно руководство по ремонту рено дастер дизель
  • Сакстофакт для детей в нос инструкция по применению