Инструкции по обращению с отходами должны включать в себя сведения

Инструкция – это перечень правил, какие необходимо соблюдать при осуществлении той или иной работы, и порядок поведения в случае наступления аварийной ситуации. Инструкция по обращению с отходами не является исключением, а потому в общем виде должна содержать следующие разделы:

Общие положения. Обычно в этом разделе описывается, на основании каких нормативных документов происходит разработка инструкции по обращению с отходами. В частности, на основе:

  • федерального закона «Об охране окружающей среды», №7-ФЗ;
  • федерального закона «Об отходах потребления и производства», №89-ФЗ;
  • и иных документов, которые регламентируют специфические условия по работе с конкретными видами отходов. В частности, СанПиНов.

Кроме того, в этом разделе дается описание видов отходов, для работы с которыми разрабатывается данная инструкция. Здесь описывается класс опасности (с 1-го по 5-й) и какие именно отходы к ним относятся.

Также в данном разделе прописываются:

  • обязанности ответственных за сбор и хранение отходов лиц. В частности, их обязанность по учету указанных отходов, о порядке и сроках отчета об обращении отходов, и т.д.;
  • порядок проведения экологического инструктажа и сроки его проведения;
  • запрещенные действия. Например, запрещается сброс отходов в водоемы, их сжигание в ямах и иных емкостях, и многое иное;
  • порядок проведения производственного контроля в ходе сбора, перевозки и утилизирования отходов.

Условия хранения отходов. В этом разделе инструкции по обращению с опасными отходами перечисляется, в каком виде и как можно хранить эти вещества и изделия. Причем, указывается данный порядок в разрезе разрешенных и запрещенных мероприятий относительно каждого вида отходов, поименованного в разделе инструкции «Общие положения». Например, в инструкции по отработанному маслу в разделе «Условия хранения» следует указать, что первоначально оно собирается в отдельные и специальные емкости, которые должны быть герметично закрытыми. И этот сбор производится в обязательном порядке раздельно от других видов отходов, и т.д. 

Стоит отметить, что инструкция по обращению с отходами производства малой опасности формируется по тому же алгоритму, что и для опасных их разновидностей;

Учет отходов. Фактически в этом разделе утверждается порядок ведения, форма и содержание документа (журнала), в котором происходит регистрация всех событий – поступления, выбытия, списания и иных движений отходов. А также утверждается лицо, ответственное за ведение данного журнала, сроки его проверки, и многое иное. Например, в инструкции по обращению отходов ГСМ и отработанного масла в данном разделе должно указываться, что:

  • используемый для учета журнал нужно пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью предприятия;
  • журнал должен заполняться ответственным лицом и непосредственно в месте приема и хранения отходов;
  • в журнал должны заноситься данные о дате и количестве поступления ГСМ, о лицах, от которых оно поступает, о марке ГСМ, и многое иное;

Порядок сдачи на утилизирование, утилизации и перевозки отходов. В этом разделе инструкции по отходам обычно прописываются сроки, в течение которых происходит перемещение отходов для вышеуказанных целей. Кроме того, описывается состояние, в каком принимаются отходы к последующей их утилизации и транспортировке. Например:

  • отработанные ртутьсодержащие лампы сдаются не реже одного раза в год на утилизацию;
  • они должны быть упакованы отдельно друг от друга – каждая в свою тару;
  • принимаются на утилизацию только в сухом виде, и т.д. 

Разработка инструкции по обращению с опасными и малоопасными отходами возлагается на лицо, которое на предприятии ответственно за охрану окружающей среды. Именно это лицо подписывает указанный документ и отвечает за внесение в него изменений, если этого требуют нормативные акты.

Однако все вышеуказанные правила составления инструкции – это общий порядок. Поэтому свои нюансы учета, хранения и перевозки прописываются уже при подготовке инструкции для конкретного вида отходов. 

  • Что должна включать в себя любая инструкция по обращению с отходами?

  • Что должно быть указано в инструкции?

  • Что обязательно должно быть в инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами?

  •  Что следует указать в инструкции по обращению с отходами полиэфирных смол?

  • Скачать образцы инструкций по обращению с опасными и малоопасными отходами

Инструкция по отходам является очень важным документом, который не только регулирует порядок обращения с отходами, но и делает безопасной работу с ними. Кроме того, данная инструкция – это тот документ, разработка которого обязательна. Инструкцию требуют предъявить при проверке контролирующие органы. Поэтому нужно правильно ее разработать.

СКАЧАТЬ готовые образцы инструкций ↓

Что должна включать в себя любая инструкция по обращению с отходами?

Инструкция – это перечень правил, какие необходимо соблюдать при осуществлении той или иной работы, и порядок поведения в случае наступления аварийной ситуации. Инструкция по обращению с отходами не является исключением, а потому в общем виде должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения. Обычно в этом разделе описывается, на основании каких нормативных документов происходит разработка инструкции по обращению с отходами. В частности, на основе:
  • федерального закона «Об охране окружающей среды», №7-ФЗ;
  • федерального закона «Об отходах потребления и производства», №89-ФЗ;
  • и иных документов, которые регламентируют специфические условия по работе с конкретными видами отходов. В частности, СанПиНов.

Кроме того, в этом разделе дается описание видов отходов, для работы с которыми разрабатывается данная инструкция. Здесь описывается класс опасности (с 1-го по 5-й) и какие именно отходы к ним относятся.

Также в данном разделе прописываются:

  • обязанности ответственных за сбор и хранение отходов лиц. В частности, их обязанность по учету указанных отходов, о порядке и сроках отчета об обращении отходов, и т.д.;
  • порядок проведения экологического инструктажа и сроки его проведения;
  • запрещенные действия. Например, запрещается сброс отходов в водоемы, их сжигание в ямах и иных емкостях, и многое иное;
  • порядок проведения производственного контроля в ходе сбора, перевозки и утилизирования отходов.
  1. Условия хранения отходов. В этом разделе инструкции по обращению с опасными отходами перечисляется, в каком виде и как можно хранить эти вещества и изделия. Причем, указывается данный порядок в разрезе разрешенных и запрещенных мероприятий относительно каждого вида отходов, поименованного в разделе инструкции «Общие положения». Например, в инструкции по отработанному маслу в разделе «Условия хранения» следует указать, что первоначально оно собирается в отдельные и специальные емкости, которые должны быть герметично закрытыми. И этот сбор производится в обязательном порядке раздельно от других видов отходов, и т.д.

Стоит отметить, что инструкция по обращению с отходами производства малой опасности формируется по тому же алгоритму, что и для опасных их разновидностей;

  1. Учет отходов. Фактически в этом разделе утверждается порядок ведения, форма и содержание документа (журнала), в котором происходит регистрация всех событий – поступления, выбытия, списания и иных движений отходов. А также утверждается лицо, ответственное за ведение данного журнала, сроки его проверки, и многое иное. Например, в инструкции по обращению отходов ГСМ и отработанного масла в данном разделе должно указываться, что:
  • используемый для учета журнал нужно пронумеровать, прошнуровать и скрепить печатью предприятия;
  • журнал должен заполняться ответственным лицом и непосредственно в месте приема и хранения отходов;
  • в журнал должны заноситься данные о дате и количестве поступления ГСМ, о лицах, от которых оно поступает, о марке ГСМ, и многое иное;
  1. Порядок сдачи на утилизирование, утилизации и перевозки отходов. В этом разделе инструкции по отходам обычно прописываются сроки, в течение которых происходит перемещение отходов для вышеуказанных целей. Кроме того, описывается состояние, в каком принимаются отходы к последующей их утилизации и транспортировке. Например:
  • отработанные ртутьсодержащие лампы сдаются не реже одного раза в год на утилизацию;
  • они должны быть упакованы отдельно друг от друга – каждая в свою тару;
  • принимаются на утилизацию только в сухом виде, и т.д.
  1. Разработка инструкции по обращению с опасными и малоопасными отходами возлагается на лицо, которое на предприятии ответственно за охрану окружающей среды. Именно это лицо подписывает указанный документ и отвечает за внесение в него изменений, если этого требуют нормативные акты.

Однако все вышеуказанные правила составления инструкции – это общий порядок. Поэтому свои нюансы учета, хранения и перевозки прописываются уже при подготовке инструкции для конкретного вида отходов. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Советуем посмотреть видео от юридической компании “Инструкция по обращению с отходами производства”:

к содержанию ↑

Что должно быть указано в инструкции?

Работа с медицинскими отходами, прежде всего, регулируется СанПиНом, который утвержден Главным государственным санитарным врачом РФ в Постановлении №163. На основании этого документа утверждается схема обращения с медицинскими отходами, образец которой прикладывается к инструкции, и сама инструкция.

В инструкции должно быть отражено:

  • назначение лиц, ответственных за сбор отходов, за их временное хранение, обеззараживание и перевозку. Причем, это может несколько лиц, на каждого из которых возлагают обязанность по работе с конкретным видом отходов и определенные действия с ними. Например, только сбор отходов, или их прием и обеззараживание, и т.д.;
  • назначение лиц, которые должны проводить производственный контроль и проверять соблюдение в процессе обращения отходов норм действующих законов;
  • нужно описать виды отходов, для которых разрабатывается данная инструкция. И сделать это можно в таблице. В ней указываются группы отходов и даются к ним описания, т.е. указывается более подробно, что именно к ним относится. Например, к полимерным отходам относятся чашки Петри, одноразовые использованные шприцы, системы для переливания крови, и т.д.;
  • отдельно нужно расписать классы отходов по уровню их опасности с указанием, какие именно виды отходов к ним относят. Такая классификация упростит работу с инструкцией и с самими отходами. Например, можно указать, что к классу «А» относятся безопасные отходы, которые не контактируют с инфекционными больными и с биологическими жидкостями других пациентов. К таким отходам относятся, в частности, канцтовары, мебельная упаковка, флаконы от физрастворов, и многое другое;
  • инструкция по обращению с медицинскими отходами, образец которой обязательно дополняется схемами по сбору и утилизированию отходов по видам классов опасности, должна содержать правила по работе с отходами в разрезе каждого класса опасности. В этом разделе указываются места образования отходов, методика их обезвреживания, порядок сбора и хранения, и многое иное;
  • также необходимо указать в инструкции условия хранения и удаления отходов, и отдельно описать технику безопасности при работе с медицинскими отходами.

к содержанию ↑

Что обязательно должно быть в инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами?

Сначала нужно определить, что именно на предприятии признается ртутьсодержащими отходами. Необходимо указать, что данные отходы являются чрезвычайно опасными – и относятся к 1-му классу. В связи с этим нужно сразу же указать, что именно нужно делать с такими отходами. Как правило, они подлежат сбору и отправке на демеркуризацию, которая проводится с помощью специальных механико-химических способов и направлена на удаление ртути.

Также в инструкции по обращению с ртутьсодержащими отходами нужно прописать:

  • условия хранения отработанных предметов, в которых содержится ртуть. Т.е. каким образом производится их сбор и осуществляется само хранение. Например, ртутьсодержащие лампы разделяются в процессе их сбора по своей длине и даже по диаметру; храниться такие предметы должны в коробках из фанеры или из ДСП; на каждой коробке должна стоять маркировка; в помещении, где хранятся такие отходы, должно быть организовано хорошее проветривание, и т.д.;
  • нужно подробно отразить в разделе по условиям хранения, что запрещено делать с ртутьсодержащими отходами. В частности, нельзя хранить их под открытым небом и в свободном доступе, без тары, в мягкой упаковке, прямо на грунте, и т.д.;
  • при описании порядка учета отходов достаточно указать о необходимости его ведения в журнале, листы которого нужно пронумеровать и скрепить шнуровкой и печатью предприятия. Кроме того, в журнале должна отражаться информация о виде и количестве поступающих отходов, о дате их поступления и о сдающем их лице.

к содержанию ↑

 Что следует указать в инструкции по обращению с отходами полиэфирных смол?

бочки с полиэфирной смолой

Бочки с полиэфирной смолой

Прежде всего, в этой инструкции сразу же следует указать, что к работе с отходами полиэфирных смол допускаются лица, которым больше 18 лет и прошедшие медосмотр. Кроме того, указанные лица должны работать только в спецодежде и обязательно использовать средства, защищающие глаза и органы дыхания.

В инструкции по обращению с отходами полиэфирных масел следует уделить много внимания тому, что запрещено. В частности, курение вблизи этих отходов, хранение рядом с ними пищевых продуктов, использование открытого пламени и нагревательных приборов, и т.д.

Храниться и приниматься отходы полиэфирных смол должны отдельно друг от друга – во избежание вступления их в реакцию и иных опасных последствий. Кроме того, хранение и прием данных отходов должны производиться в герметичную металлическую тару. Также стоит разделить отходы полиэфирных смол по их видам, и для каждого из них прописать свой порядок приема, хранения и удаления. Например, порядок удаления для бумаги, загрязненной смолой, или для обтирочного материала, и т.д.

к содержанию ↑

Скачать образцы инструкций по обращению с опасными и малоопасными отходами

Если у Вас возникли проблемы при разработке инструкции по обращению с каким-либо видом отходов – Вы можете заказать разработку у нас. Напишите нам на почту info@xlom.ru с пометкой “Инструкция по отходам”, в письме напишите какая инструкция требуется, а также укажите информацию о Вашей организации (сферу деятельности, форму собственности) – о стоимости и сроках Вы узнаете в ответном письме.

  • “Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления” – скачать образец в формате .docx (Word);
  • Инструкция по обращению с отходами 1 класса опасности: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак  – скачать образец в формате .doc (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, учёту и сдаче на переработку отработанных аккумуляторных батарей” скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению и отгрузке отработанных ГСМ и промасленной ветоши (3 класса опасности)”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по безопасному обращению с отходами”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанного масла (ГСМ) и маслосодержащих отходов (ветошь промасленная, опилки промасленные, фильтра отработанные промасленные)”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция о порядке временного накопления, хранения, учета и утилизации отходов производства и потребления”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “О порядке обращения с отходами производства и потребления высшего учебного заведения (института, университета и т.д.)”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по охране труда при обращении с опасными отходами производства”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, перевозке твердых бытовых отходов и мусора”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке отработанных ртутьсодержащих ламп”скачать образец в формате .docx (Word);
  • Еще одна “Инструкция по обращению с ртутьсодержащими отходами”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по нейтрализации отработанной серной кислоты аккумуляторных батарей (2 класса опасности)”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, перевозке малоопасных отходов” скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция о порядке обращения с отработанными маслами”скачать образец в формате .docx (Word);
  • “Инструкция по сбору, хранению, учёту, сдаче и перевозке малоопасных отходов (отработанные шины, золошлаки, смёт с территории, пыль щебёночная, мусор от бытовых помещений)”скачать образец в формате .docx (Word);
  • ПРИЛОЖЕНИЯ 1-6 к некоторым инструкциям (журнал учета образования отходов, форма, отчет о движении отходов, паспорт, контрольный талон к паспорту размещения отходов) – скачать образец в формате .docx (Word);
  • ПРИЛОЖЕНИЕ “Движение отходов и условия хранения”скачать образец в формате .docx (Word);

Инструкции по отходам

Инструкции по обращению с отходами – это документы, регламентирующие порядок накопления отходов на территории организации, правила обустройства мест накопления отходов, требования безопасности при работе с отходами, действия в случае аварийных ситуаций и т.д.

Для отходов каждого класса опасности разрабатывается отдельная инструкция.

Инструкции по обращению с отходами разрабатывают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, на территории которых образуются и накапливаются отходы производства или потребления.

Для разработки инструкций по обращению с отходами заказчик должен предоставить следующие исходные данные:

  • Полные реквизиты организации;
  • Перечень всех отходов, образующихся в организации.

Основные нормативные документы, регламентирующие разработку инструкций по обращению с отходами:

  • Постановление Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде»;
  • СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003);
  • Постановление Правительства Москвы от 12.12.2006 № 981-ПП «Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями-природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках»;
  • Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра»;
  • Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме».

Инструкции по обращению с отходами не подлежат согласованию с надзорными органами.

Инструкции по обращению с отходами являются внутренними документами организации. Они утверждаются руководителем и хранятся на предприятии.

С положениями инструкций по обращению с отходами должны быть ознакомлены все лица, ответственные за обращение с отходами в организации.

Срок разработки инструкций по обращению с отходами – 1 рабочий день.

Стоимость разработки инструкций по обращению с отходами – от 5 000 рублей.

Заказать услугу

  • Документация по обращению с отходами производства и потребления
  • Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  • Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов
  • Документация по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов
  • Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности
  • Паспорта (свидетельства) опасных отходов
  • Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»
  • Документация о Порядке осуществления производственного контроля в области обращения с отходами
  • Документация по объектам размещения отходов (при их наличии).
  • Документация в области обеспечения требованиий к транспортированию отходов

1. Документация по обращению с отходами производства и потребления

Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:

  • приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
  • инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
  • документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.

Основание:

ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.

2. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.

3. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании.

Лица, которые допущены к обращению с отходами I-IV класса опасности должны иметь соответствующие свидетельства (сертификаты) на право проведения таких работ.

Для работы с отходами V класса опасности специальной подготовки не требуется.

Приказом Минприроды Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 утверждена Примерная программа профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами.

В ОмГТУ проводятся курсы повышения квалификации по программе «Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами I-IV класса опасности»

2. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

[…]

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства;

[…]

проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

2. Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

3. Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

4. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Приказ Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Приказ Минприроды Российской Федерации от 25.02.2010 № 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны проводить инвентаризацию отходов производства и потребления и разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Инвентаризация – деятельность по выявлению источников образования отходов, определению мест и условий сбора, накопления, использования, обезвреживания отходов, количественных и качественных показателей отходов производства и потребления, определению условий и возможности их передачи другим хозяйствующим субъектам.

Являясь исходными данными для расчета нормативов образования отходов, а также для определения источников образования отходов и их качественного состава, результаты инвентаризации отходов представляются в составе раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов) проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет территориальным органом Росприроднадзора при условии ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, отнесенные в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, не разрабатывают нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а представляют в территориальные органы Росприроднадзора отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) в уведомительном порядке в соответствии с порядком, утвержденным Приказом Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30.

В решении об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указывается наименование индивидуального предпринимателя и юридического лица (его филиала и другого территориально обособленного подразделения), которому утверждены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и срок их действия.

Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы I-IV класса опасности на эксплуатируемых ими объектах размещения отходов, нормативы образования отходов I-IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.

3. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (для хозяйствующих субъектов, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства).

Основание:

ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

7. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

8. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

[…]

Приказ Минприроды Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), являются нормативами образования отходов и лимитами на размещение отходов предприятия.

Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год.

Требования к содержанию и представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов, изложены в Порядке представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

4. Учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

[…]

Приказ Минприроды России от 01.09.2011 № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: проведении инвентаризации отходов; подготовке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, технических отчетов о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности); ведении федеральных статистических наблюдений; расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов).

Учет в области обращения с отходами ведется отдельно по каждому территориально обособленному подразделению либо филиалу (при их наличии) и по юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в целом на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, обязаны быть в наличии:

  • документы, подтверждающие передачу отходов сторонним организациям в течение учетного периода;
  • документы, подтверждающие сбор (прием) отходов в течение учетного периода, с приложением паспортов на отходы I-IV класса опасности (материалов отнесения отходов к конкретному классу опасности);
  • документы, подтверждающие факты использования, обезвреживания и размещения отходов хозяйствующим субъектом на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
  • акты приема отходов, накладные (приходные, расходные, товарно- транспортные и др.), счета-фактуры, при использовании отходов самим хозяйствующим субъектом – данные бухгалтерского учета.

5. Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (в случае осуществления деятельности).

Основание:

ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

1. Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений настоящего Федерального закона.

2. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

[…]

Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности«

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности подтверждает право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) и является документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования,  в соответствии с действующим законодательством.

6. Паспорта (свидетельства) опасных отходов.

Основание:

ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ред. от 03.07.2016)

[…]

3. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I — IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

[…]

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712

«О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности»

Ссылка на Постановление в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445

«Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I-IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, хозяйствующие субъекты составляют и утверждают паспорт установленной формы. Заверенную хозяйствующим субъектом копию паспорта, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности направляют в территориальный орган Росприроднадзора.

Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

7. Отчет по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».

Основание:

ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.[…]

Приказ Росприроднадзора от 14.11.2011 № 828

«Об организации работ по осуществлению федерального статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) и формированию официальной статической информации»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Приказ Росстата от 28.01.2011 № 17

«Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления по итогам отчетного года.

Статистическая отчетность 2-ТП (отходы) составляется на основании данных проводимого учета образовавшихся, использованных, обезвреженных и переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, паспортов отходов I-IV класса опасности, материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды.

8. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Основание:

ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.[…]

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

Производственный контроль в области обращения с отходами представляет собой комплекс мероприятий, который включает в себя мониторинг, аналитический контроль и контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

9. Объекты размещения отходов (при их наличии).

Основание:

ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;

[…]

ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

[…]

  • Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

  • Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  • Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

  • Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

  • Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  • Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
  • Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
  • При ликвидации горных выработок могут использоваться вскрышные и вмещающие горные породы, отходы производства черных металлов IV и V классов опасности в соответствии с проектом ликвидации горных выработок.

[…]

Приказ Минприроды России от 30.09.2011 №792

«Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов»

Ссылка на Приказ в бесплатной онлайн-версии «Консультант+»

Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, являющийся частью государственного кадастра отходов.

Государственный реестр объектов размещения отходов формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49.

Информация об объекте размещения отходов направляется в Росприроднадзор для присвоения номера объекту размещения отходов и принятия правовых актов о включении указанного объекта в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

10. Требования к транспортированию отходов.

Основание:

ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

1. Транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

2. Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:

  • наличие паспорта отходов;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Инструкция по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами

Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по обращению с отходами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 135 «Установление заработной платы» Трудового кодекса РФ«Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 129, 132, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 415 (в редакции от 29 мая 2020 года), которым утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 10 апреля 2020 года N 128-п «О дополнительных выплатах к заработной плате отдельным работникам медицинских организаций в связи оказанием медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, вызванная COVID-19, или имеется риск ее выявления, исходя из разъяснений, данных в письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06 мая 2020 года N 16-3/И/2-5951, от 17 мая 2020 года N 16-3/И/1-3061, от 21 мая 2020 года N 16-3/И/1-6965, а также руководствуясь локальными нормативными актами, принятыми у работодателя — приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 10 января 2020 года N 21 (осн) «Об утверждении правил сбора, хранения, транспортировки, удаления медицинских отходов и назначение ответственных лиц за сбор, хранение, упаковку, транспортировку и сдачи на утилизацию медицинских отходов класса «Б», Инструкцией по обращению с медицинскими отходами в Бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», являющейся приложением 1 к приказу N 21 от 10 января 2020 года, приказом Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница» от 17 апреля 2020 года N 456 (осн), которым утверждены Правила осуществления дополнительных выплат к заработной плате отдельным работникам Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Новоаганская районная больница», исходил из того, что надбавки за особые условия труда и дополнительную нагрузку, за выполнение особо важных работ, предусмотренные указанными постановлениями Правительства Российской Федерации, носят четко определенный адресный, стимулирующий характер.»

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 24.6 «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» Федерального закона «Об отходах производства и потребления»«Судами верно указано, что из системного анализа содержащихся в статьях 1, 13.3, 24.5, 24.6, 24.8, 24.13, 29.1 Закона N 89-ФЗ положений следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции и модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.»

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Avizor ever clean инструкция по применению
  • Microlife bp2b10 инструкция на русском языке
  • Дюфастон адванс инструкция по применению цена
  • Визуальные заметки иллюстрированное руководство по скетчноутингу майк роуди
  • Токоферол инструкция для женщин после 50 лет