Тема выступления: Инновационная
деятельность классного руководителя в воспитательной системе класса.
Под словом «инновация» подразумевается
какое-либо нововведение. На сегодняшний день тот факт, что инновационные
процессы в школе являются не данью моде, а насущной необходимостью, уже не
вызывает сомнений. Цель современной школы заключается в подготовке учащихся к
жизни в реально существующих условиях, следовательно, ее развитие в рамках постоянных
перемен, происходящих в мире, просто необходимо. Вместе с тем, для освоения
чего-то нового требуются определенные затраты времени и усилий. Нововведения на
какое-то время вносят в сложившуюся систему отношений, представлений и
убеждений нестабильность, поэтому эффективность инноваций напрямую зависит того,
правильно ли определены и созданы организационно-педагогические условия для их
применения.
Под инновациями в воспитании подразумеваются системы или долгосрочные
инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств,
способствующие социализации детей и подростков и позволяющие изживать,
уничтожать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
Новая система воспитания базируется
на современных технологиях. Являясь одним из средств воспитания, инновацинные
технологии способствуют получению определенных результатов: позитивного
социального опыта учащихся: опыта совместной деятельности и общения.
Все инновационные процессы в школе являются
управляемыми. Под управлением инновационными процессами подразумевают грамотный
отбор новшеств, являющихся движущей силой развития воспитательной системы в
целом.
Характерными чертами инновационной
деятельности выступают целостность и системность.
Актуальность
использования инновационных технологий в воспитательной работе классного
руководителя бесспорна, так как современный ребенок находится в сложной
ситуации: по радио и с экранов телевизоров следует огромный поток разной
информации, в котором сложно сориентироваться не только ребенку, но и
взрослому. В такой ситуации юный человек легко может подвергнуться негативному
влиянию и совершить ряд ошибок. В этой ситуации ему могут помочь только
родители и классный руководитель, заинтересованные в его дальнейшей судьбе.
Каким же
должен быть современный классный руководитель и какова его роль в
воспитательном процессе современной школы?
Роль классного руководителя в
воспитательной системе школы велика: он управляет классным коллективом и процессом
индивидуального развития школьников. Функция классного
руководителя заключается в прогнозировании, организации, контроле и анализе
повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса. Этим объясняется
необходимость применения классным руководителем в работе не только традиционных
форм воспитательной работы, но и новых форм работы с ученическим коллективом.
Разработка и использование форм воспитательной
работы в структуре инновационной деятельности классного руководителя играет
важную роль. Как известно, какой бы интересной ни была форма воспитательной
работы, при условии ее частого применения у воспитанников снизится к ней
интерес, что повлечет за собой снижение активности учащихся и, как следствие,
ухудшение результатов воспитательной работы. Поэтому постоянное обновление и
разнообразие форм работы является одним из основных условий эффективности
воспитания.
Инновационные технологии, используемые
классным руководителем в воспитательной работе, можно разделить на три группы:
1) для педагога;
2) для учащихся;
3) для родителей.
1. Работа по использованию инновационных
технологий классным руководителем сводится к следующему.
В целях сбора информации об учащихся,
фиксации их достижений и др. классному руководителю целесообразно использовать
электронную базу данных, позволяющую фиксировать, хранить, а при необходимости
и оперативно редактировать полученные данные.
Необходимо, чтобы каждый классный
руководитель использовал в работе сеть Интернет, так как там можно найти
большое количество полезных разработок и пособий, а также общаться на различных
форумах с коллегами из других городов и регионов по вопросам
воспитания.
Информационные технологии значительно
расширяют возможности воспитательного процесса, они способны повысить качество
обучения и воспитания, эффективность взаимодействия классного руководителя,
учащихся и их родителей.
Так, у класса есть свой сайт, что делает
более мобильным и эффективным общение ученик-учитель-родитель. На сайте есть
вся необходимая информация как для учащихся, так и для родителей.
Конкурсы
Материалы
Наша учеба
Наши достижения
Наши планы
Наши увлечения
Новости
О классе
Поздравляем!
Полезные ссылки
Портфолио учеников
Расписание
Родителям
Форум
Фотоальбом
В воспитательном процессе я выделяю
несколько приоритетных направлений и по возможности в каждом направлении
стараюсь использовать различные инновации.
В рамках научно-познавательного направления
проводим различные мероприятия, классные часы, направленные на развитие
познавательных способностей. Наиболее используемыми в этом направлении являются
кейс-технологии, технологии исследовательской деятельности и технология
проектов. Так в 2013 году учащимися была подготовлена исследовательская работа
«В. Трефилов – поэт, фотограф, блоггер». Учащиеся с большим интересом изучили
биографию корреспондента газеты «Сельская правда» и открыли для себя, что он
пишет красивые стихи о родном крае. А воодушевившись его фотоработами, ребята
организовали конкурс фотографий, рисунков, которые до сегодняшнего дня украшают
стены нашего кабинета.
Большая работа была проделана по изучению
родного края, его достопримечательностей, по сохранению традиций удмуртского
народа. Во время экскурсий С. Елово и д. Озёрки учащиеся приняли участие в
мастер-классе по приготовлению удмуртских блюд, разучили удмуртские
национальные игры, узнали много легенд и поверий. Свои мысли и впечатления были
изложены в стихах и газетных статьях. Всего у нас выпущено 2 брошюры «Учимся,
творим, сочиняем» и «Земля – наш дом родной». Носителем удмуртского языка и
хранительницей народных традиций была в классе Семакина А., которая дважды была
приглашена в лагерь «Шунды», а также успешно приняла участие в
конкурсе «Перевод в поле многоязычия».
Когда на конкурс «Звезды Юности»
необходимо было подготовить танец народов мира, никто в классе не сомневался,
что это будет удмуртский танец «Вожо келян», потому что мы достаточно знали о
жизни предков, чтобы теперь рассказать об этом в танце.
В
рамках художественно-эстетического направления, целью которого является создание условий для проявления и развития
ребенком своих интересов на основе свободного выбора, воспитание творчески
развитой личности мной используются шоу-технологии
(это различные развлекательные мероприятия, публичные конкурсы, КВН и т.д.). В
центром таких мероприятий является шоу – интересное, зрелищное действо.
Это мероприятия «Будем в армии служить»,
проведённое накануне отъезда юношей в военный лагерь, «Две звезды» (конкурс
песен, в котором по положению один из участников — взрослый), концерт «Взрослые
и дети»
Во время проведения внеклассных
мероприятий активно использую арт-технологии, особенно сказкотерапию, которая
основаны на чтении, прослушивании, сочинении сказок, рассказов. Применение
этой технологии у учащихся вызывает яркие эмоции, дети имеют возможность
сконцентрироваться на своих чувствах, выразить свои ощущения. Всё это способствует
интеллектуальному и моральному развитию
важнейшей целью патриотического воспитания –
учить миру. А это значит помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью,
школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему.
Реализуя
гражанско-патриотическое направление следую афоризму Конфуция «Лелея прошлое,
воспитывать настоящее и будущее», т.е. воспитываю не только на примерах
героического прошлого, но и методами и приемами, которые применялись ещё в
советской школе с небольшими обновлениями. Это встречи с
ветеранами Вов и локальных войн и создание видеосюжетов о них,
литературно-музыкальные композиции, посвященные юбилеям пионерской организации,
комсомолу, торжественные пионерские сборы со всеми ритуалами, о которых
современные ученики не знают, поэтому принимают участие с удовольствием.
Шефская помощь ветеранам, (до недавнего времени нашей подшефной являлась
ветеран пед.труда Гуляева Е. А.) которая заключалась в очистке территории от
снега, копке огорода и т.д.
С большим удовольствием ученики принимали
участие в конкурсе танцев, посвященном 65-летию Вов, смотре песни и строя.
В работе использую такие педагогические технологии,
как:
— проектно-исследовательскую деятельность;
— коллективно-творческое дело;
— проектная деятельность;
— ИКТ и др
Сейчас в России школы посещают почти 18,5 миллионов детей. К окончанию 11-го
класса полностью здоровыми остаются менее двух миллионов. Сегодня только
каждого десятого выпускника школ можно назвать полностью здоровым человек.
Почти у половины учеников здоровье ослаблено, а многие ещё до 14 лет
приобретают хронические болезни. Такие цифры прозвучали на совещании у
Президента по проблемам детского здравоохранения. Поэтому
спортивно-оздоровительной деятельности я уделяю большое внимание.
2. К инновационным технологиям,
используемым классным руководителем в воспитательной работе с учащимися, относятся:
— коллективное творческое дело;
— нестандартные технологии
(импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
— социальное проектирование;
— технология исследовательской
деятельности;
— здоровьесберегающие технологии;
— технология проектов;
— личностно-ориентированные
технологии;
— технология дидактической игры;
— экологообразовательные технологии;
— групповая проблемная работа
(разработка проектов);
— организационно-деятельностные игры
(ОДИ);
— диалоговые технологии (диспуты,
дискуссии, дебаты);
— диалог «педагог-воспитанник»;
— «информационное зеркало» (различные
формы настенных объявлений, стенды);
— тренинг общения.
Использование инновационных технологий в
классе способствует активному включению учащихся в решение социальных
вопросов, проблем города, выполнение целого комплекса социально значимых дел, и,
следовательно, подготовке к успешной социализации в обществе.
3. Немаловажным в проведении классным
руководителем воспитательной работы является взаимодействие с родителями
школьников. В данной сфере использование инновационных технологий также играет
большую роль. Для организации эффективного взаимодействия с семьей обязательным
условием является соответствие воспитательной работы требованиям
современного информационного общества. Так, использование информационных
компьютерных технологий (электронных презентаций, оригинальных заставок и
видеоряда, качественного звука на CD и т.п.), выступление агитбригад,
концертных программ, коллектива музыкальной школы на родительских собраниях и
конференциях превращают встречи с родителями в интересный и, что немаловажно,
глубоко информационный разговор. Нововведением ближайшего времени может стать ведение
электронного журнала, а также информирование родителей о жизни школы и общение
с ними на форуме школьного сайта.
Следует отметить, что применение инноваций
в воспитательной работе требует от классного руководителя высокого
профессионализма и, главное, желания совершенствоваться в изучении и внедрении
инновационных технологий в свою деятельность.
Профессия педагога все больше отходит от статуса
сухого «урокодателя» в направлении к развитию индивидуальной творческой
личности педагога. Одним из наиболее важных качеств нового педагога становится
неповторимый почерк, стремление к самореализации, личная педагогическая
философия. Цель нового педагога заключается в том, чтобы каждый ученик почувствовал
себя восходящей звездой. Бережные руки педагога помогут засиять таланту,
поставят на крыло и отправят в полет. Но чтобы научить летать, надо самому быть
крылатым. Чтобы зажечь сердца, надо самому гореть. Чтобы вести к вершинам
успеха, надо самому не бояться высоты. Если в коллективе отсутствуют педагоги,
проявляющие интерес к спорту, туризму, сочинительству, если никто не
интересуется театром и не испытывает удовольствия от совместной с детьми
постановки спектакля, а после окончания уроков спешит уйти из школы, в такой
среде нет места инновациям. На инновационную деятельность способен только
творческий педагог.
Таким образом, использование инноваций в
воспитательной работе классного руководителя не является самоцелью. Оно
направлено на создание личности, настроенной на успех в любой области
приложения своих возможностей.
— кейс-технологии;
Это современная образовательная
технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она
объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный
анализ.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный и интересный
метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную
ситуацию. Ребятам предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача,
требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия,
принятые решения, для анализа их целесообразности.
Кейс-технологии – это не повторение
за педагогом, не пересказ статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ
конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и
применить их на практике. Преподаватель с помощью этих технологий стремится
повысить уровень
образованности и воспитанности.
В конце беседы ученики представляют
свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Эти технологии помогают
повысить интерес к изучаемому, развивает такие качества, как социальная
активность, коммуникативность, умение слушать размышления одноклассников
и грамотно излагать свои мысли.
Задача школы – научить думать и понимать, творить, а не повторять!
Никольская Т.В., учитель начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
Тема: «Инновационные технологии в деятельности классного руководителя»
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
— уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
— самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
— четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
— грамотно работать с информацией;
— быть коммуникабельным, контактным;
— гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
Поэтому необходимо использовать инновационные технологии в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:
- Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
Наряду с традиционными формами работы в повышении профессиональной компетенции классных руководителей они используют и инновационные технологии, среди которых:
− технология коллективного планирования,
− технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества,
− технология учебно-методической игры,
− технология мониторинга,
− проектные технологии,
− технология мастер-класса,
− технология проблемно-ориентированного анализа,
− технология решения педагогических задач;
− технология сотрудничества
— телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
— информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
-нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
-социальное проектирование;
— организационно-деятельностные игры (ОДИ);
-технология исследовательской деятельности
Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология — это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
В своей работе я применяю следующие технологии: здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его. (физкультминутки, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии, спортивные праздники и т.д.).
Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями.
Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.
В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные — неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например «Токсикомания», «Компьютер: за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, обучающиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей.
Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель будет в классе солнышком.
Инновационные технологии в работе классного руководителя
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. В современных условиях классному руководителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий.
В соответствии с этим возникает острая необходимость пересмотра методов и технологий работы классного руководителя, потребность в освоении интерактивных технологий, направленных на развитие коммуникативной культуры ребёнка, обеспечивающих условия его эффективной социализации, развитие индивидуальности каждого и воспитание его личности в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом.
Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» — это наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Центральным компонентом технологии является четко заданная конечная цель, выстроенная на диагностической основе; точное определение конечной и промежуточных целей позволяет разработать оптимальный алгоритм их достижения, а также инструментарий для отслеживания уровня достижения планируемых результатов и, при необходимости, внести пошаговые коррективы.
Педагогическая технология — это целостный научно обоснованный проект конкретной, реальной педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающей процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающей их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации педагогического процесса.
Инновационный подход в работе классного руководителя предполагает:
· введение нового в цели воспитательной деятельности;
· разработку нового содержания, новых методов и форм воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем;
· разработку новых технологий управления развитием воспитательной системы класса;
· рассмотрение класса как экспериментальной площадки;
· ситуацию, когда деятельность классного руководителя приобретает принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление воспитания, которое имеет системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты воспитательной системы.
Среди направлений инновационной деятельности классного руководителя выделяются:
· мониторинговая деятельность;
· проектная деятельность;
· социальное проектирование;
· электронный портфолио.
· использование интерактивных технологий.
В своей работе классные руководители нашей школы использую следующие технологии:
· коллективное творческое дело
· информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиатека)
· нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
· социальное проектирование
· организационно-деятельностные игры (ОДИ)
· технология исследовательской деятельности
· технология проектов
· технология дидактической игры
· здоровьесберегающая технология
· личностно — ориентированная технология
· экологообразовательные
· кейс – технологии
· арт-технологии
· шоу — технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
· групповая проблемная работа (разработка проектов)
· диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
· диалог «педагог — воспитанник»
·
Социальное проектирование — особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования — формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
· Совместное решение о проведении дела;
· Коллективное планирование;
· Коллективная подготовка;
· Проведение дела;
· Коллективный анализ;
· Результат.
Конечно же, в наше время работа классного руководителя невозможна без использования информационно-коммуникативных технологий.
Области применения:
1. Электронная документация классного руководителя. Мониторинг, диагностирование, анкетирование. На компьютере создается банк данных необходимой информации, которую можно каждый год лишь обновлять, а не создавать заново. Например: — План воспитательной работы; — Социальный паспорт класса; — Анкеты; — Психолого-педагогические характеристики учащихся класса; — База данных учащихся и их родителей.
Из года в год легко отследить произошедшие улучшения или ухудшения. Например, хорошо прослеживается динамика успеваемости или качества знаний учащихся класса, изменение уровня здоровья учащихся, уровня занятости учащихся во внеурочное время. По результатам сравнительных диаграмм можно делать выводы и согласно им планировать дальнейшую работу классного руководителя.
По диаграммам хорошо видно, по какому направлению деятельности были достигнуты положительные результаты, а чему нужно уделить особое внимание из-за отрицательной динамики. Согласно сделанных выводов легко можно построить свой план воспитательной работы, который тоже очень удобно сделать на компьютере в программе MS Word. В таком виде план более удобен в использовании, эстетичен, в него всегда, в любой момент можно внести изменения и поправки
При составлении плана воспитательной работы на будущий учебный год приходится учитывать особенности каждого обучающегося. Представим, что у большинства учащихся класса такой показатель как доброта, отзывчивость, милосердие низкий. Классный руководитель в этом случае должен акцентировать свое внимание на беседы о нравственности, обсуждению прочитанных книг, просмотренных фильмов, конкретных жизненных ситуаций и т.д. Очень удобная в использовании программа Microsoft Excel, которая позволяет по введенным формулам прямо на глазах подсчитывать средний показатель ученика по разным критериям, средний показатель класса по данному критерию, найти эти значения в процентах и построить диаграммы.
Таким образом, мы получаем возможность оперативно получить информацию о воспитанниках, прослеживать динамику их развития.
2. Внеклассные мероприятия. Творческая работа с учениками
Творческие отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях. Создание фотоальбома из школьной жизни класса, ежегодное его пополнение. В настоящее время существует множество программ, позволяющих не просто сохранять фото и видеокадры на компьютере, но и красиво оформить в виде фотоальбома.
Создается методическая копилка:
– презентаций
– видеоматериалов
– конспектов мероприятий с использованием ИКТ
– методических рекомендаций к проведению таких мероприятий. Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.) способствуют повышению заинтересованности учащихся к предложенной теме. К тому же чтобы это было ярко, красиво нужна помощь родителей, художников, звукооператоров. Для изготовления наглядного материала нужны ватман, краски, т.е. определенные материальные затраты. Компьютерные варианты наглядных пособий легче сохранить в хорошем состоянии до следующего использования. Ежегодно пополняю электронный банк методических разработок с целью дальнейшего их использования на уроках и во внеурочное время.
Для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и т.д.) необходимо применение здоровьесберегающей и оздоровительной технологий.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
· повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
· повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
· осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
· развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
· развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
· развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
· развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);
Применение инновационных технологий помогает классному руководителю улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у учащихся, и у их родителей.
КГУ «Кривощековская средняя школа района Шал акына»
Выступление на заседании МО классных руководителей 8-11 классов
«Инновационные технологии в системе воспитательной работы «
Подготовила: Сергеева Н.Л.
кл.рук. 10 «Б» класса
2014-2015 учебный год
…Творчество есть необходимое условие существования,
и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена
хоть йота нового, обязано своим происхождением
творческому процессу человека…
Л.С.Выготский
Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования выпускников.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
-
Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
-
Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
-
Диагностирование
-
Целеполагание
-
Проектирование
-
Конструирование
-
Организационно – деятельностный компонент
-
Контрольно – управленческий компонент
Содержанием воспитательных технологий являются:
-
Научно обоснованные социализированные требования
-
Передача социального опыта
-
Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
-
Социализированная оценка ученика
-
Организация творческого дела
-
Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
-
коллективное творческое дело
-
информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека)
-
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон)
-
социальное проектирование
-
организационно-деятельностные игры (ОДИ)
-
технология исследовательской деятельности
-
технология проектов
-
технология дидактической игры
-
здоровьесберегающая технология
-
личностно- ориентированная технология
-
экологообразовательные
-
кейс – технологии
-
арт-технологии
-
шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
-
групповая проблемная работа (разработка проектов)
-
диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
-
диалог «педагог- воспитанник»
-
тренинг общения
-
«информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих( «сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы .
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
достоинства:
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.
Арт-педагогика — воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Социальное проектирование — особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.
Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
Основные задачи социального проектирования — формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
– технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Технология «КТД»
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
-
Совместное решение о проведении дела;
-
Коллективное планирование;
-
Коллективная подготовка;
-
Проведение дела;
-
Коллективный анализ;
-
Результат.
Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:
-
повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
-
повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
-
осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
-
развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий
-
развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности учащихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, регионального, всероссийского, международного масштаба);
-
развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);
-
развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами района, области, бывшими выпускниками);
В современных условиях образование и воспитание должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от педагогического коллектива школы по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий, способствующих достижению поставленных задач.
Автор: Юрова Татьяна Анатольевна
Воспитание никогда не было простым делом, и в каждый исторический период возникали соответствующие ему проблемы и трудности
Современная ситуация обострила целый ряд проблем и усилила трудности воспитания как педагогического процесса. Это связано с тем, что в последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к социальной дифференциации населения и потере общих духовных ценностей.
Можно попытаться сгруппировать причины проблем современного воспитания
1. Идеальный дисбаланс. С ростом затрат и стремительным ростом инфляции зарабатывание денег является неизбежной истиной усовершенствования семьи. Таким образом, от обоих работающих круглосуточно родителей ребенок получает пренебрежение. Это самая распространенная проблема, с которой сегодня сталкиваются родители. Чтобы восполнить это упущение, родители, в конечном счете, покупают дорогие подарки.
Злоупотребление ребенка виной родителей создает идеальный дисбаланс для современных родителей.
2. Нравственные нормы
Когда телевидение и другие виды массовой коммуникации проникли в каждый дом, они принесли с собой огромную необходимость изменений в традиционных стилях воспитания. Сила средств массовой информации настолько велика, что их называют «параллельной школой».
Однако ребенок порой получает абсолютно противоположный поток информации с экранов телевизора. Это зарождает определенные убеждения.
3. Качество свободного времени
Время всегда было дефицитным ресурсом. Особенно когда оба родителя заняты работой; проводить время с детьми становится очень трудно. Ухудшение качества связи из-за нехватки времени, является новой возрастной проблемой, с которой сталкиваются современные родители. К сожалению, с увеличением новых технологий, таких как мобильные телефоны, компьютеры и Интернет, – общение является единственной возможной формой разговора. Преобразование этих виртуальных разговоров в реальность превращается в еще одну проблему, с которой сталкиваются обе стороны, как дети, так и родители.
При недостаточном общении, разрыв между родителями и ребенком увеличивается, что ухудшает отношения в доме, толкая ребенка выстраивать тайный мир друзей и врагов.
4. Отчуждение родителей от школы
Мы не можем сегодня существенно повлиять на воспитательную функцию семьи, так как наблюдаются процессы отчуждения родителей от школы. Современных родителей меньше волнует уровень воспитанности детей. Родители образовывают ребенка, но не воспитывают, учат давать оценки происходящему, но не прививают систему ценностей. Воспитательный потенциал семьи неисчерпаем, если искать точки соприкосновения не столько в знаниях и успеваемости ребёнка, сколько во взаимном утверждении приоритетных для семьи ценностей (здоровье, безопасность, психологический комфорт ребёнка, его социальная защита).
Таким образом, говоря о решении проблемы воспитания, можно прийти к выводу, что оно требует существенных изменений, неформального подхода, прежде всего, к самой личности растущего человека, к решению тех многих непростых проблем, который решает, как может и как понимает младший школьник, подросток, юноша.
В настоящее время активно идёт процесс модернизации российского образования, которая существенно изменяет образовательную систему и воспитательную практику, заявляя необходимость освоения новых технологий, новых форм организации внеучебной деятельности.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Образовательная инициатива Новой школы делает уклон в сторону воспитания личности.
На современном этапе развития образования наряду с традиционными методами и приемами всё большую популярность приобретает интерактивное обучение. В контексте интерактивного обучения разработана технология проведения интерактивных лекций, проектные технологии, тренинги. Одна из таких технологий получила название КЕЙС-МЕТОД.
Кейс-метод (от англ. Case study) – метод анализа ситуаций.
Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для этого необходимо организовать кейс – единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Но в любом случае выработка модели практического действия представляется эффективным средством формирования качеств обучаемых.
Для создания кейса как продукта интеллектуальной деятельности классного руководителя используются следующие источники. Схематически их можно отразить следующим образом:
Общественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.
Другим источником выступает образование. Оно определяет цели и задачи обучения и воспитания.
Наука – это третий источник кейса, как отражательного комплекса. (Она задает две ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа.)
Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, которые выполняют в кейс-методе свои роли.
В кейс входят не только сама ситуация, но и описание возможных решений проблемы, факты, помогающие принять решение. Метод ориентирован не просто на обсуждение ситуации, а на ее анализ, вычленение основных вопросов, на которые нужно найти ответы в кейсе, что помогает нам воспитывать в детях умение анализировать, находить решение в данной ситуации.
Уважаемые коллеги. Сейчас Вам представится возможность найти способы решения педагогической задачи «Уметь проектировать и использовать различные формы и технологии взаимодействия с родителями в соответствии с образовательной ситуацией» и на практике увидеть, как можно использовать кейс-метод.
Я хочу предложить реальную ситуацию, актуальную в наше время.
Ситуация: Кейс «Моя семья»
Идет разговор в учительской с отцом одного из учеников. Мальчик часто приходит в школу с невыученными уроками, дерзит, игнорирует школьную дисциплину. Во время урока может, например, встать и без разрешения выйти из класса. Его отец, руководитель одного из крупных предприятий, говорит в ответ на замечания педагога:
— Поймите, у меня ответственная работа. У меня совершенно нет времени. Я его отправляю в школу, воспитывайте его вы! Это же ваша обязанность!
Когда педагог замечает, что воспитывать можно только совместными усилиями школы и семьи, в том числе самого папы, он возражает:
— Я делаю все, что от меня зависит. У сына большая библиотека, современный компьютер с выходом в Интернет, он имеет прекрасную коллекцию дисков, сколько раз его возили по России и за границу, водили по музеям…
Затем долго перечисляет элементы своего участия в воспитании сына. Говорит, что считает это главным, а на беспокойство школы по поводу сына отвечает усмешкой.
Теперь Вам предлагается поработать в группах.
Вопросы и задания:
1.Сравните эти высказывания: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионаты» (Н.М.Карамзин):
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего v— люди. Из них на первом месте — родители и педагоги» (А. С. Макаренко).
Так кто же прав? Может ли педагог компенсировать недостаток воспитания в семье?
Вам дается время на обсуждение, после чего попытайтесь ответить на данные вопросы.
2. Предложите способы изменения позиции отца в вопросах воспитания сына.
Педагог должен, приложив усилие и изобретательность, потратив достаточное количество времени, сделать много-много больших и маленьких шагов, чтобы навстречу получить хотя бы 1 шаг со стороны родителей.
Все это происходит потому, что нет постоянного общения между учителем и семьей. С родителями своих ребят учитель должен встречаться не только по поводу какого-то ЧП, не только в школе на родительских собраниях.
И последнее, вернемся к слайду « В чем заключается суть кейс-метода».
Дл обсуждения выбрана реальная жизненная ситуация «Разговор в учительской»
Для решения данной ситуации Вам пригодились
— знания теории вопросов семейного воспитания
— понимание проблемы современной семьи
— знание психолого-педагогических закономерностей и
— причины, которые лежат в основе поведения ребенка
Все эти знания помогут нам правильно и корректно обосновать сложившуюся ситуацию родителям и предложить психолого-педагогические рекомендации по ее решению.