Иматон методическое руководство

Методики проведения личностных тренингов

В данном разделе собраны программы, содержание которых позволяет участникам не только проработать свои личные запросы, но и повысить свою квалификацию как ведущего психологических групп. Если Вы хотите посетить тренинг только для личностного развития и самосовершенствования, рекомендуем познакомиться с перечнем программ раздела «Тренинги личностного роста (психология жизни)»

Найдено 19 программ

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Исцеление Внутреннего ребенка»

      • 06.10 – 08.10

    • ВЕБИНАР: Методика проведения групп для женщин «Как договориться с собственным телом о красоте, здоровье и вечной молодости»

      • 06.10 – 08.10

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга для женщин «Семь шагов к женскому счастью»

      • 07.10 – 08.10

    • Очное обучение

      • Многоуровневая программа
      • В аудитории

      Психологическое консультирование женщин: возможные мишени и алгоритмы работы психолога

      • 09.10 – 15.10

      • I ступень. Работа с женской самооценкой. Как помочь вернуть самоуважение?

        • 09.10 — 11.10

        • 24 академических часа

      • II ступень. Работа с личной влиятельностью. Как помочь достичь того, что хочется?

        • 13.10 — 15.10

        • 24 академических часа

    • ВЕБИНАР: Школа тренерского мастерства. Алгоритм работы с личностными проблемами

      • 18.10 – 22.10

    • ВЕБИНАР: Тренинг для ведущих женских групп

      • 02.11 – 05.11

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Балинтовские группы как инструмент профессионального развития специалистов «помогающих» профессий

      • 02.11 – 04.11

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Возвращение женской сексуальности»

      • 10.11 – 12.11

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Исцеление Внутреннего ребенка»

      • 24.11 – 26.11

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Формула любви: магия и реальность»

      • 01.12 – 03.12

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Глубинные источники женской магии и сексуальности»

      • 05.12 – 08.12

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Освобождение от созависимости»

      • 17.12 – 19.12

      Ведущие:

      • И.А. Кузнецова
      • Е.В. Сахарова
    • Очное обучение

      • Многоуровневая программа
      • В аудитории

      Тренер и группа: секреты профессионального мастерства

      • 20.12 – 29.12

      • I ступень. Технологии создания тренинга

        • 20.12 — 22.12

        • 24 академических часа

      • II ступень. Технологии проведения тренинга

        • 23.12 — 25.12

        • 24 академических часа

      • III ступень. Самоэффективность тренера

        • 27.12 — 29.12

        • 24 академических часа

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения групп для женщин «Исцеление женских ран»

      • 22.12 – 24.12

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Исцеление отношений с мамой – путь к гармоничной и счастливой женщине»

      • 08.01 – 10.01

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Тренер и группа: секреты профессионального мастерства. Технологии управления процессами групповой динамики

      • 08.01 – 11.01

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга для женщин «Всегда папина девочка»

      • 12.01 – 14.01

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Женщина, творящая мужчину: любовника, мужа, отца, созидателя»

      • 13.01 – 16.01

    • Трансформационная игра

      • В аудитории

      «Хронос». Игра для тех, кто хочет избавиться от хаоса в своей жизни и обрести гармонию

      • 28.01

Мы разработали ряд тренинговых программ личностного роста для взрослых людей. Эти программы включают в себя личностные и методические блоки. Посетив такой тренинг, вы сможете повысить свою квалификацию как тренера и ведущего психологических групп, а также проработать свои личностные и межличностные проблемы. Это поможет вам глубже погрузиться в тему интересующего вас тренинга и быть более эффективным специалистом.

Вашему вниманию представлены краткосрочные и многоуровневые программы повышения квалификации длительностью от 16 до 72 академических часов.

Пройти обучение в нашем институте могут как студенты, так и опытные специалисты.

Этот раздел будет полезен:

  • Тренерам;
  • Ведущим личностных групп;
  • Практикующим психологам;
  • Психотерапевтам;
  • Социальным работникам;
  • Педагогам;
  • Логопедам;
  • Специалистам системы здравоохранения;
  • Руководителям;
  • Людям, заинтересованным в более полном раскрытии и использовании потенциальных возможностей человека.
  • Всем, кто желает гармонизировать отношения с близкими. 

С каждым годом тренинги личностного роста становятся всё более востребованными и актуальными как для взрослых людей, так и для подростков. Личностные тренинги – эффективный инструмент повышения качества жизни. На обучении Вы сможете познакомиться с авторскими методиками личностных тренингов и получить готовую технологию и методическое руководство по их проведению.

Мы подобрали для вас уникальные методические наработки.
В данном разделе собраны уникальные тренинги личностного роста, которые позволят вам овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками для проведения собственных тренингов. Из ряда краткосрочных программ повышения квалификации вы всегда сможете найти вариант, удовлетворяющий любые ваши профессиональные и личностные интересы.

Преимущества обучение в «Иматон»:

  • Практикоориентированность обучения позволит вам в короткие сроки получить новые знания и навыки.
  • Практическая ценность знаний поможет вам добиться своих целей, как в профессиональной, так и личной жизни.
  • Высокое качество образования. Мы выбираем преподавателей с большим практическим опытом и глубоким пониманием исследуемых ими проблем, настоящих мастеров своего дела! Вы можете убедиться в этом, познакомившись с ними на наших обучающих программах или открытых встречах.
  • Универсальность. Образовательные программы, представленные в данном разделе, удовлетворяют потребности двух категорий обучающихся: специалистов, желающих пополнить свой инструментарий и неспециалистов, стремящихся к личностному росту и повышению качества жизни.
  • Надёжность. Институт практической психологии «Иматон» существует на рынке образовательных услуг более 25 лет. За это время нам не только удалось набрать ценный практический опыт, но и зарекомендовать себя как престижное учебное заведение, дающее качественное образование.

Описание программ:
Программы раздела «Методики проведения тренингов личностного роста» можно разделить на четыре подраздела:

  • Методики проведения тренингов для женщин
  • Компетенции тренера, психолога, педагога
  • Отношения с родителями, материнство, супружество
  • Личностное развитие и межличностное общение

Если вы находитесь в поиске семинара или тренинга на определенную тематику, то предлагаем вам ознакомиться с более подробным описанием программ.

Методики проведения личностных тренингов

В данном разделе собраны программы, содержание которых позволяет участникам не только проработать свои личные запросы, но и повысить свою квалификацию как ведущего психологических групп. Если Вы хотите посетить тренинг только для личностного развития и самосовершенствования, рекомендуем познакомиться с перечнем программ раздела «Тренинги личностного роста (психология жизни)»

Найдено 30 программ

    • ВЕБИНАР: Методика проведения групп для женщин «Как договориться с собственным телом о красоте, здоровье и вечной молодости»

      • 01.05 – 04.05

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга по правополушарному рисованию

      • 03.05 – 05.05

    • Семинар

      • Трансформационная игра
      • В аудитории

      «Хронос». Игра для тех, кто хочет избавиться от хаоса в своей жизни и обрести гармонию

      • 07.05

    • ВЕБИНАР: Технологии онлайн-обучения. Как создать, продать и грамотно провести вебинар?

      • 13.05

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Исцеление Внутреннего ребенка»

      • 15.05 – 17.05

    • ВЕБИНАР: Тренинг для ведущих женских групп

      • 25.05 – 28.05

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Формула любви: магия и реальность»

      • 26.05 – 28.05

    • Смешанный формат

      • Спутник саммита
      • Онлайн
      • В аудитории

      «Пусть всегда буду я!». Особенности проведения групп поддержки для женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

      • 01.06 – 03.06

    • Вебинар

      • Спутник саммита
      • Онлайн

      ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Психологические аспекты повышения личной финансовой эффективности женщин»

      • 10.06 – 12.06

    • Методика проведения групп для женщин «Исцеление женских ран»

      • 17.06 – 19.06

    • Очное обучение

      • Многоуровневая программа
      • В аудитории

      Тренер и группа: секреты профессионального мастерства

      • 23.06 – 02.07

      • I ступень. Технологии создания тренинга

        • 23.06 — 25.06

        • 24 академических часа

      • II ступень. Технологии проведения тренинга

        • 26.06 — 28.06

        • 24 академических часа

      • III ступень. Самоэффективность тренера

        • 30.06 — 02.07

        • 24 академических часа

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Тренер и группа: секреты профессионального мастерства. Технологии управления процессами групповой динамики

      • 04.07 – 07.07

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Исцеление отношений с мамой – путь к гармоничной и счастливой женщине»

      • 08.07 – 10.07

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Освобождение от созависимости»

      • 09.07 – 11.07

      Ведущие:

      • И.А. Кузнецова
      • Е.В. Сахарова
    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Формула любви: магия и реальность»

      • 14.07 – 16.07

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Глубинные источники женской магии и сексуальности»

      • 19.07 – 22.07

    • Очное обучение

      • Спутник фестиваля
      • В аудитории

      Тренинг для ведущих женских групп

      • 20.07 – 23.07

    • ВЕБИНАР: Методика проведения личностного тренинга «Родители и дети — жизнь в согласии»

      • 01.08 – 03.08

    • Семинар

      • Трансформационная игра
      • В аудитории

      «Хронос». Игра для тех, кто хочет избавиться от хаоса в своей жизни и обрести гармонию

      • 05.08

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Женщина, творящая мужчину: любовника, мужа, отца, созидателя»

      • 18.08 – 21.08

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика использования трансформационных игр в психологическом консультировании и психотерапии

      • 02.09 – 03.09

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга для женщин «Всегда папина девочка»

      • 10.09 – 12.09

      • new

      Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Трудные чувства или, что скрывается за улыбкой»

      • 15.09 – 17.09

    • Очное обучение

      • В аудитории

      «Гимнастика мозга» или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров

      • 18.09 – 22.09

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения групп для женщин «Пробуждение и развитие женственности»

      • 22.09 – 24.09

    • Очное обучение

      • В аудитории

      Методика проведения тренинга «Исцеление Внутреннего ребенка»

      • 06.10 – 08.10

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга для женщин «Семь шагов к женскому счастью»

      • 07.10 – 08.10

    • Очное обучение

      • Многоуровневая программа
      • В аудитории

      Психологическое консультирование женщин: возможные мишени и алгоритмы работы психолога

      • 09.10 – 15.10

      • I ступень. Работа с женской самооценкой. Как помочь вернуть самоуважение?

        • 09.10 — 11.10

        • 24 академических часа

      • II ступень. Работа с личной влиятельностью. Как помочь достичь того, что хочется?

        • 13.10 — 15.10

        • 24 академических часа

    • ВЕБИНАР: Школа тренерского мастерства. Алгоритм работы с личностными проблемами

      • 18.10 – 22.10

    • ВЕБИНАР: Методика проведения тренинга «Формула любви: магия и реальность»

      • 01.12 – 03.12

Мы разработали ряд тренинговых программ личностного роста для взрослых людей. Эти программы включают в себя личностные и методические блоки. Посетив такой тренинг, вы сможете повысить свою квалификацию как тренера и ведущего психологических групп, а также проработать свои личностные и межличностные проблемы. Это поможет вам глубже погрузиться в тему интересующего вас тренинга и быть более эффективным специалистом.

Вашему вниманию представлены краткосрочные и многоуровневые программы повышения квалификации длительностью от 16 до 72 академических часов.

Пройти обучение в нашем институте могут как студенты, так и опытные специалисты.

Этот раздел будет полезен:

  • Тренерам;
  • Ведущим личностных групп;
  • Практикующим психологам;
  • Психотерапевтам;
  • Социальным работникам;
  • Педагогам;
  • Логопедам;
  • Специалистам системы здравоохранения;
  • Руководителям;
  • Людям, заинтересованным в более полном раскрытии и использовании потенциальных возможностей человека.
  • Всем, кто желает гармонизировать отношения с близкими. 

С каждым годом тренинги личностного роста становятся всё более востребованными и актуальными как для взрослых людей, так и для подростков. Личностные тренинги – эффективный инструмент повышения качества жизни. На обучении Вы сможете познакомиться с авторскими методиками личностных тренингов и получить готовую технологию и методическое руководство по их проведению.

Мы подобрали для вас уникальные методические наработки.
В данном разделе собраны уникальные тренинги личностного роста, которые позволят вам овладеть всеми необходимыми знаниями и навыками для проведения собственных тренингов. Из ряда краткосрочных программ повышения квалификации вы всегда сможете найти вариант, удовлетворяющий любые ваши профессиональные и личностные интересы.

Преимущества обучение в «Иматон»:

  • Практикоориентированность обучения позволит вам в короткие сроки получить новые знания и навыки.
  • Практическая ценность знаний поможет вам добиться своих целей, как в профессиональной, так и личной жизни.
  • Высокое качество образования. Мы выбираем преподавателей с большим практическим опытом и глубоким пониманием исследуемых ими проблем, настоящих мастеров своего дела! Вы можете убедиться в этом, познакомившись с ними на наших обучающих программах или открытых встречах.
  • Универсальность. Образовательные программы, представленные в данном разделе, удовлетворяют потребности двух категорий обучающихся: специалистов, желающих пополнить свой инструментарий и неспециалистов, стремящихся к личностному росту и повышению качества жизни.
  • Надёжность. Институт практической психологии «Иматон» существует на рынке образовательных услуг более 25 лет. За это время нам не только удалось набрать ценный практический опыт, но и зарекомендовать себя как престижное учебное заведение, дающее качественное образование.

Описание программ:
Программы раздела «Методики проведения тренингов личностного роста» можно разделить на четыре подраздела:

  • Методики проведения тренингов для женщин
  • Компетенции тренера, психолога, педагога
  • Отношения с родителями, материнство, супружество
  • Личностное развитие и межличностное общение

Если вы находитесь в поиске семинара или тренинга на определенную тематику, то предлагаем вам ознакомиться с более подробным описанием программ.

Top.Mail.Ru

Методики по психодиагностике и психодиагностический инструментарий для психологов от интернет-магазина cogito-shop.com по низким ценам. Доставка по Москве, Санкт-Петербургу, России и СНГ | магазин Когито


Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

32

ФРУСТРАЦИОННЫЙ
ТЕСТ С. РОЗЕНЦВЕЙГА

МЕТОДИЧЕСКОЕ
РУКОВОДСТВО

УДК
159.9.072 ББКЮ9С1/8

Подготовлено
к печати фирмой «ИМАТОН»

(комплексное
обеспечение психологической практики)

191040,
Санкт-Петербург, Лиговский пр., 78/6

ГП
«ИМАТОН»

тел.
(812) 327-57-33, 327-57-57 тел./факс (812) 327-57-77

13ВМ
5-7822-0006-5 © ГП «ИМАТОН»,
2004

Введение

Известно,
что при столкновении с неожиданными
трудностями или неприятностями, в
напряженных или конфликтных ситуаци­ях
поведение человека может резко меняться
и существенно от­личаться от его
образа действий и манеры общения в
обычных условиях. Деловой, уверенный
человек вдруг теряется, вежли­вый —
начинает грубить, уравновешенный —
бурно эмоционально реагирует и, напротив,
расхлябанный человек вдруг становится
собранным, флегматичный — активным,
молчаливый — начинает командовать.
Многие из нас смогут вспомнить подобные
случаи. Они запоминаются, так как
нехарактерное для известного нам
человека поведение вызывает удивление.

Многолетний
опыт практической психодиагностической
работы также свидетельствует о том,
что прогнозировать поведений чело­века
в сложных неожиданно возникающих
неприятных ситуациях на основе данных
стандартных личностных тестов типа
ММР1,16ФЛО Кеттелла, Лири, Кейрси, Айзенка
и пр. бывает затруднительно. В подобных
опросниках испытуемому предлагается
выбирать суж­дения в соответствии с
тем, что он больше предпочитает, как он
чаще себя чувствует или ведет. Таким
образом, диагностируются типичные
жизненные установки и поведенческие
паттерны, опре­деляется система
устойчивых личностных качеств или
личностный тип. Существуют корреляционные
связи между определенными личностными
свойствами (тревожность, эмоциональность,
интернальность и др.) и характером
поведения в стрессе. Однако сле­дует
помнить, что эти связи не причинно-следственные,
а статис­тические, то есть они отражают
только вероятность определенного
поведения людей при наличии у них
соответствующих личностных особенностей
и не являются достаточно надежными для
прогно­зирования индивидуального
поведения человека. Ориентируясь на
статистические закономерности, можно
строить вероятностные предположения,
но нельзя делать достаточно надежные
заключе­ния относительно поведения
конкретного человека. Надежный
ин­дивидуальный прогноз может быть
получен при использовании методик,
специально предназначенных для
диагностики поведе­ния человека при
столкновении с непредвиденными
неприятными обстоятельствами. Такой
методикой и является тест С. Розенцвейга.
В свою очередь, работая с этим тестом,
нельзя забывать о его спе­цифичной
направленности и неправомерности
расширительного толкования полученных
на его основе данных. На основе
результа­тов, полученных с помощью
теста С. Розенцвейга, нельзя делать
выводы о том, каков человек «по жизни».

Методическое
руководство составлено на основе
15-летне­го опыта использования теста
С. Розенцвейга в комплексных
пси­хологических (в то числе и
лонгитюдных) исследованиях. Мето­дика
использовалась для решения задач
профессионального от­бора,
психологического консультирования,
психологического со­провождения
учебно-воспитательного процесса в
школах различ­ного типа, а также для
оценки эффективности социально-психо­логического
тренинга. В Методическом руководстве
излагается опыт работы с различными
возрастными и профессиональными
категориями психически здоровых
взрослых, а также со здоро­выми либо
имеющими легкие отклонения и задержки
в развитии детьми. Рекомендации по
клиническому применению теста при­водятся
по пособию Б. Д. Карвасарского и Н. В.
Тарабриной.

Проективный
рисуночный тест для изучения особенностей
поведения человека в ситуациях фрустрации
был разработан С. Розенцвейгом в 1944
году. Первоначально он был предназна­чен
только для обследования взрослых.
Возрастной диапазон не был четко
определен.

В
нашей стране методика впервые была
адаптирована Н. В. Тарабриной (1975) для
применения в психиатрической и
пси­хотерапевтической практике, но
после публикации Методического пособия
(1984) она стала использоваться не только
в клинике, но и более широко для решения
задач психологического консульти­рования,
профессионального отбора и др.

Детский
вариант методики был предложен С.
Розенцвей­гом с соавторами в 1948 году.
По данным Л. Ф. Бурлачука и С. М. Морозова
со ссылкой на С. Розенцвейга (1989), тест
приме­ним на детях в возрасте от 4 до
14 лет. Наш опыт работы свиде­тельствует
о более узком возрастном диапазоне
применимости детского варианта теста.
Дети младше 6 лет часто не понимают
смысл многих изображенных на рисунках
ситуаций. Эксперимен­татору приходится
давать дополнительные объяснения, при
этом он невольно «предлагает» вполне
определенный вариант понимания того,
что происходит на картинке, и тем самым
задает направле­ние реакции ребенка.
В результате выводы, сделанные на
осно­ве тестирования, могут не
соответствовать реальному спонтан­ному
поведению ребенка в ситуациях фрустрации.
Дети 7-8 лет уже могут самостоятельно
разобраться в содержании абсолют­ного
большинства ситуаций и дать адекватные
ответы. С подрост­ками старше 12 лет
возникают проблемы другого рода.
Подрост­ки говорят, что им не вспомнить,
как ведут себя маленькие дети. Это
затрудняет спонтанную идентификацию
подростков с персо­нажами картинок,
а сама методика кажется им неинтересной.

Таким
образом, по нашим данным детский вариант
теста С. Розенцвейга может быть адекватно
использован на детях в воз­расте 6-12
лет. Подросткам, начиная с 7 класса,
следует давать взрослый вариант теста.
Взрослый вариант теста следует давать
и в том случае, если ребенок младше
12-13 лет, но уже учится в 7 классе. Учащимся
вспомогательных школ и коррекционных
клас­сов рекомендуется давать взрослый
вариант методики с 6 клас­са, так как
им к этому времени уже обычно исполняется
13-14 лет из-за четырехлетнего (а не
трехлетнего, как в общеобразовательных
школах) начального обучения.

Существует
подростковый (или молодежный) вариант
теста С. Розенцвейга, упоминаемый И.
Шванцарой (1978), а также его чешская
адаптация. Публикации, касающиеся
адаптации моло­дежного варианта
теста С. Розенцвейга к российским
условиям, отсутствуют.

Стимульный
материал методики состоит из 24 картинок,
на которых изображены люди, взаимодействующие
друг с другом. В левом квадрате в верхней
части рисунка всегда написана фра­за,
которую один персонаж говорит другому.
С его слов ситуация предстает как
неприятная либо для всех участников
взаимодей­ствия, либо только для того
человека, над которым изображен пустой
квадрат. Его ответ и должен придумать
испытуемый. Своеобра­зие методики
заключается в том, что представленные
в ней ситу­ации выглядят крайне
неопределенно: изображения — контурные
и схематичные, лица и руки персонажей
не прорисованы, позы невыразительны.
Все это позволяет исключительно широко
трак­товать события, происходящие
на картинках. Несмотря на впол­не
конкретную реплику одного из персонажей,
далеко не всегда события воспринимаются
испытуемыми как неприятные, часто
со­бытия интерпретируются ими как
нейтральные, не имеющие ни­какого
определенного значения, иногда как
забавные или даже радостные, приносящие
неожиданное облегчение герою. Что
имен­но увидит испытуемый в ситуации,
под каким углом зрения воспримет
происходящие там события, полностью
определяется его индивидуальными
особенностями и жизненным опытом.

Существуют
ли у каждого человека какие-то устойчивые
тен­денции реагировать определенным
образом на неожиданно воз­никающие
неприятности, или его ответы меняются
в зависимос­ти от содержания ситуации,
и потому предсказать его поведение
практически невозможно? Наблюдения за
людьми, а в дальней­шем и конкретные
исследования показали, что реакции
каждого человека относительно однотипны
вне зависимости от того, с ка­кими
трудностями или неприятностями он
сталкивается, чтобы понять причины
подобного поведения, следует обратиться
к тео­ретической основе методики С.
Розенцвейга.

Тест сконструирован и предъявляется таким образом, что для испытуемого остается скрытым, какие стороны его поведения и переживаний подвергаются изучению. Это значительно уменьшает возможность сознательных искажений реакций испытуемого при проведении обследования, делает его результаты более достоверными.

Прогнозирование суицидального поведения с целью профилактики суицидов является одной из основных задач, стоящих перед медико-психологическими службами различных учреждений здравоохранения, образования и социальной помощи населению. При этом в одних случаях речь идет о своевременном выявлении лиц с высоким риском суицидальных реакций, в других – об оценке суицидального риска у лиц, уже совершавших попытку самоубийства или самоповреждения. Методика «Сигнал» может использоваться в клинике, в судебно-психологической экспертизе, в учреждениях исполнения наказаний, в силовых структурах, при профессиональной деятельности в экстремальных условиях, в случаях посттравматических расстройств, кризисных состояний, для решения задач профилактики, психотерапии и реабилитации суицида.

Помимо авторской разработки «Сигнал» в состав методики входит «Опросник антисуицидальных мотивов» — русскоязычная версия опросника известного американского суицидолога М. Лайхен, адаптированная М.В. Олиной. Методика обладает не только диагностической, но и психотерапевтической ценностью, позволяя выявлять наиболее значимые для клиента жизненные факторы, которые можно рассматривать в качестве антисуицидальных ресурсов в психотерапевтической работе с клиентом. Выявление актуальных антисуицидальных мотивов позволяет разработать план действенной психотерапии для конкретного клиента.

Разработка и апробация методики осуществлялась на кафедре военной психофизиологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии им. Кирова.

Авторами данной разработки являются:

  • Михаил Владимирович Зотов – доктор психологических наук, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета.
  • Владимир Михайлович Петрукович — кандидат медицинских наук, доцент кафедры военной психофизиологии Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии им. Кирова.

Статья Петруковича В. М. и Зотовой Н. Е. «Памяти профессора М.В. Зотова: творческий путь и научное наследие неординарного ученого и педагога» в Психологической Газете.

Содержание теста и особенности работы с методикой

Суть методики заключается в регистрации времени реакции на дополнительный звуковой стимул при решении испытуемым задач по выявлению грамматических ошибок в предложениях с нейтральным и суицидальным содержанием. Методика «Сигнал» реализована в виде полностью компьютерной программы, обеспечивающей все этапы работы (тестирование, обработка и интерпретация результатов, краткое заключение). Итогом тестирования является показатель суицидального риска (ПСР), на основании которого можно делать выводы о рисках, связанных с суицидальными тенденциями, или их отсутствии. Тестирование занимает буквально 7-10 минут и не предъявляет высоких требований к уровню образования и интеллектуального развития обследуемых, за исключением, пожалуй, автоматизированного навыка чтения. Основанная на учете объективных показателей (время простой сенсомоторной реакции), методика «Сигнал» позволяет делать надежный прогноз возможности истинного суицидального поведения, отличать склонных к суициду испытуемых от лиц с самоповреждающим и демонстративно-шантажным поведением.

Методическое руководство содержит основные понятия и характеристики суицидального поведения, описания методических подходов к диагностике этого явления, характеристики методики, информацию о ее апробации и результатах.

Использование программы

Компьютерная программа защищена кодом активации. Пользователь получает пробный период работы с программой в течение пяти дней после установки на компьютер. Инструкция по активации программы записана на электронном носителе в «Руководстве пользователя компьютерной программы». Один экземпляр компьютерной программы предназначен для одного рабочего места, активировать программу с одним серийным номером можно только два раза. После первой активации компьютерной программы остается резервная активация, предусмотренная для случаев переустановки операционной системы вашего персонального компьютера или возникновения неисправностей, препятствующих работе с программой.

Системные требования

Системные требования для установки и функционирования программы:

  • Операционная система: Windows 7, 8, 10
  • Экспорт результатов тестирования требует установленного пакета Microsoft Office 2010/2013/2016

Обновлено: 23.09.2023

В методическом руководстве описаны варианты тестирования:

  • для дошкольников и первых классов общеобразовательных школ;
  • для гимназических классов;
  • для диагностики вторых классов;
  • для диагностики психологической основы универсальных учебных действий (УУД).

Для каждого варианта предусмотрен стимульный материал и разработаны бланки фиксации результатов.

В состав методики включены субтесты, диагностирующие:

  • скорость переработки информации,
  • произвольное внимание,
  • кратковременную слуховую и зрительную память,
  • речевое развитие,
  • понятийное и абстрактное мышление,
  • особенности преобладающего эмоционального фона, энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности,
  • личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.).

Назначение методики

Результаты методики позволяют определить степень готовности ребенка к школьному обучению (в том числе по гимназическим программам), прогнозировать проблемы в обучении и адаптации. Автор методики дает подробные рекомендации, направленные на профилактику возможных или коррекцию уже имеющихся осложнений школьной адаптации.

Методика рассчитана на широкий круг практических психологов, работающих в сфере образования и здравоохранения.

Методика является первой частью психолого-социальной технологии оптимизации обучения и развития школьников, разработанной специалистом в области школьной психодиагностики, кандидатом психологических наук Людмилой Аполлоновной Ясюковой. Ядро данной диагностической системы составляют тесты, позволяющие проанализировать особенности интеллекта ребенка (как общий уровень, так и операционную структуру) и оценить степень сформированности мышления в понятиях, которое необходимо для успешного обучения и дальнейшего полноценного развития ребенка в школе.

Добавить в избранное

Описание

Назначение и сфера возможного использования методики

Методика может быть использована для решения следующих практических задач:

  1. Диагностика готовности к школьному обучению в подготовительных группах детских садов.
  2. Психолого-педагогический мониторинг психологической основы универсальных учебных действий (УУД).
  3. Изучение индивидуально-психологических особенностей первоклассников с целью индивидуализации и оптимизации процесса обучения.
  4. Диагностика уровня и потенциала интеллектуального развития детей при выборе образовательного маршрута.
  5. Выявление причин, осложняющих развитие ребенка, с целью точечного коррекционного воздействия.
  6. Консультирование учителей, воспитателей детских садов, родителей по проблемам оптимизации взаимодействия с детьми.

Методика рассчитана на широкий круг практических психологов, работающих в сфере образования и здравоохранения.

Автор методики:

Другие части методики Л. А. Ясюковой:

Содержание теста и особенности работы с методикой

В методическом руководстве описаны варианты тестирования:

  • для дошкольников и первых классов общеобразовательных школ;
  • для гимназических классов;
  • для диагностики вторых классов;
  • для диагностики психологической основы универсальных учебных действий (УУД).

Для каждого варианта предусмотрен стимульный материал и разработаны бланки фиксации результатов.

В состав методики включены субтесты, диагностирующие:

  • скорость переработки информации;
  • произвольное внимание;
  • кратковременную слуховую и зрительную память;
  • речевое развитие;
  • понятийное и абстрактное мышление;
  • особенности преобладающего эмоционального фона, энергетический баланс организма ребенка и адаптационные возможности;
  • личностный потенциал обучения (самооценку, эмоциональные установки по отношению к школе, обстановку в семье и др.);
  • зрительно-моторную реакцию;
  • уровень тревожности.

ИСТОЧНИК: Л.А. Ясюкова. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. — СПб: Иматон, 1999

Для проведения исследований с помощью предлагаемых ниже методик необходимо ксерокопировать приведенный раздаточный материал, увеличив его в 2 раза до формата А4 (стандартного машинописного листа). Следует также изготовить бланки, в которых вы будете фиксировать результаты, полученные каждым ребенком.
Исследование уровня готовности детей к школе целесообразно проводить в два этапа.
Первый этап —групповой. Психолог проводит в классе с детьми тест Тулуз–Пьерона (имеется в данном разделе сайта) и тест Бендер (см. ниже).
С помощью теста Тулуз–Пьерона выясняются динамические характеристики детской психики, свойства внимания, работоспособность и произвольность.
Тест Бендер позволяет определить наличный уровень зрительномоторной координации детей.
Групповой этап исследования осуществляется школьным психологом, он является наиболее сложным. Время проведения исследования— примерно 30 минут.
Приготовьте для каждого ребенка отдельный двусторонний бланк формата А4 (стандартный машинописный лист). С одной его стороны должен быть воспроизведен тест Тулуз–Пьерона, с другой— тест Бендер. Для работы вам понадобится секундомер.

Анализ теста Бендер
Анализ теста Бендер носит качественный характер. Плохую зрительномоторную координацию выдает рисунок, выполненный ребенком без детального анализа изображенияобразца, когда не соблюдаются основные пропорции и сопряжения элементов (имеются лишние пробелы и пересечения линий), количество кружков не соответствует образцу, пропущены некоторые элементы, имеются существенные перекосы изображения.

Второй этап — индивидуальное собеседование ребенка. Оно структурировано специальными заданиями на изучение объема зрительной и словесной памяти ребенка, освоенных им мыслительных операций и речевых навыков. Всем детям предъявляются одни и те же задания, что позволяет определить уровень успешности в выполнении как отдельного упражнения, так и всего комплекса в целом.
Нелишне напомнить, что:
• перед началом исследования ребенок должен отдохнуть;
• недопустимо изучать готовность к школе в тот период, когда ребенок болен;
• перед работой ему стоит предложить посетить туалет.
В процессе исследования готовности детей к обучению в школе необходимо создать для них комфортную, доброжелательную обстановку. Не забывайте хвалить ребенка за выполнение каждого задания независимо от того, справился ли он с поставленной задачей или нет.
Индивидуальный этап исследования проводится по предлагаемой ниже методике. Необходимо ксерокопировать стимульный материал, увеличив его в два раза, а также приготовить для каждого ребенка
бланк фиксации результатов.


На исследование вам понадобится примерно 15 минут.
Перед его началом ребенку ничего в руки не выдается. Педагог лишь фиксирует в бланке его ответы, обязательно отмечая номер используемого варианта задания.

Порядок предъявления тестовых заданий:

За каждое верно названное слово начисляется 1 балл (максимально 9 баллов).

Вариант 1
3.1. Лук, лимон, груша, дерево, яблоко.
3.2. Электролампа, свеча, прожектор, светлячок, фонарь.
3.3. Сантиметр, весы, часы, радиоприемник, градусник.
3.4. Зеленый, красный, солнечный, желтый, фиолетовый.

Вариант 2
3.1. Голубь, гусь, ласточка, муравей, муха.
3.2. Пальто, брюки, шкаф, шапка, куртка.
3.3. Тарелка, чашка, чайник, посуда, стакан.
3.4. Теплая, холодная, пасмурная, погода, снежная

Вариант 3
3.1. Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
3.2. Лев, скворец, тигр, слон, носорог.
3.3. Пароход, троллейбус, автомобиль, автобус, трамвай.
3.4. Большой, маленький, средний, крупный, темный.

Пары слов
1. стол : скатерть = пол: мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.
2. ручка : писать = нож: бежать, резать, пальто, карман, железный.
3. сидеть : стул = спать: книга, дерево, кровать, зевать, мягкий.
4. город : дома = лес: деревня, деревья, птицы, сумерки, комары.
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 4 балла).

Задание 5. Произвольное владение речью

Предложения
1) Взошло солнце, и закончился день. (Начался день.)
2) Этот подарок доставил мне большую печаль. (Доставил мне большую радость.)

Предложения
1) Оля . свою любимую куклу. (взяла, сломала, потеряла, одела и т. п.);
2) Вася . красный цветок. (сорвал, подарил, увидел и т. п.).

Правильные ответы:
1. Собака (ряд картинок №1)
2. Цветы (ряд картинок №2)
3. Батон (ряд картинок №3)
4. Бумага (ряд картинок №4)
За каждый правильный ответ— 1 балл (максимально — 4 балла).

Правильные ответы:
1. Цыпленок (картинка 3).
2. Портфель (картинка 2).
3. Глаз (картинка 4).
4. Бумага (картинка 3).
5. Еж (картинка 4).
6. Электроплитка (картинка 2).
7. Мороженое (картинка 1).
8. Лицо (картинка 4).


Задание 8. Абстрактное мышление
Покажите ребенку картинки, предназначенные для выполнения этого задания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ
СКРИНИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Задания №№ 2 и 3, технология их проведения, а также технология оценки и анализа были разработаны методистом-дефектологом Одинцовского центра диагностики и консультирования О.Г. Хачиян.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФРОНТАЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

Лист наблюдений за поведением детей в процессе группового обследования

Образовательное учреждение______ Дата обследования ________

Все задания (кроме дополнительного задания к заданию № 2) выполняются простым карандашом.

ЗАДАНИЯ

Предварительная инструкция. Сейчас мы с вами будем заниматься. Посмотрите на листы перед вами. Работать мы будем все вместе. Пока я не объясню, что надо делать, никто не берет карандаш и не начинает работать. Мы начнем все вместе. Я скажу, когда. Слушайте внимательно.
Специалист берет бланк заданий (см. с. 7—8) и акцентирует внимание детей на первом задании.

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности (в частности, написания графем), произвольная регуляция собственной деятельности.
Для выполнения этого задания необходима предварительная ориентировка детей.
Специалист на доске рисует четыре квадратика, расположенных рядом по горизонтали. Во время подачи инструкции он проставляет буквы в соответствующие квадраты, показывая детям, как следует ставить буквы (или знаки) в квадраты.
Инструкция. Посмотрите на лист. Вот задание № 3. (Далее следует показ на бланке, где расположено задание № 3.) А теперь посмотрите на доску.

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных представлений, общего уровня развития.
Инструкция. А теперь последнее задание. На оставшемся на листе месте (специалист показывает рукой свободное место на бланке) нарисуйте человека. Возьмите простой карандаш и начинайте рисовать.
Время выполнения последнего задания в целом не ограничивается, но не имеет смысла продолжать выполнение задания более 5–7 минут.
В процессе выполнения заданий специалист отмечает характер поведения и работы детей в листе наблюдений.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Вначале проводится оценка каждого задания по пятибалльной шкале. В дальнейшем проводится уровневая оценка.

Рис. 1А
Рис. 1В 1
Рис.1А 1
Рис. 1Г
Рис. 1Б
Рис. 1Г 1
Рис. 1Б 1
Рис. 1Д
Рис. 1В
Рис. 1Д 1

Данное задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определенной степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребенка. Поскольку данное задание — последнее и не является собственно учебным, возможны расхождения между качеством графического выполнения заданий №№ 1, 2, 3 и качеством собственно рисунка.
В целом качество рисунка (степень прорисованности деталей, наличие глаз, рта, ушей, носа, волос, а также не палочкообразные, а объемные руки, ноги и шея) свидетельствует о зрелости графической деятельности, сформированности представлений о пространственных характеристиках и относительных пропорциях человеческого тела. Подобное рисование человека (с наличием вышеперечисленных признаков) считается успешным и нормативным (оценивается в 5 баллов)
(рис. 5А).

Рис. 5А
Рис. 5Б

Средне успешным является более условное выполнение рисунка человека (например, лицо схематичное — только овал, отсутствие выраженных контуров тела). Задание в этом случае оценивается в 3—3,5 балла. Неестественность прикрепления рук и ног, прорисовка ног или рук в виде прямоугольников без пальцев или ступней оценивается в 3 балла. Несоблюдение основных пропорций также считается условно допустимым (оценка 3 балла) (рис. 5В).

Рис. 5В

Неуспешным считается более грубое нарушение графического изображения человека в целом или отдельных частей, оно оценивается в 2,5 балла (рис. 5Г). Если дополнительно к этому еще и не прорисованы (не сделана хотя бы попытка изображения) волосы, уши, кисти рук и т.п. — выполнение рисунка оценивается в 2 балла.

Рис. 5Г

Изображение человека в виде нескольких овалов и нескольких палочек, а также рук и ног в виде палок (линий), сочетание овалов и палочек даже при наличии отдельных черт лица и двух-трех пальцев-палочек — все это считается несоответствующим требованиям выполнения и оценивается в 1 балл (рис. 5Д).

Рис. 5Д
Рис. 5Е

Оценка результатов выполнения ребенком всех заданий определяется суммой баллов по всем выполненным заданиям.

ОЦЕНКА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СКРИНИНГА

полный отказ или выраженное негативное отношение к самому процессу выполнения заданий;
ребенок расплакался и не может остановиться;
проявил бурную аффективную реакцию или требует какой-то особой дополнительной помощи со стороны взрослого;
демонстрирует полное непонимание происходящего.

Образец заполнения листа наблюдений для нижеприведенного примера.

СУММАРНАЯ ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

Как уже отмечалось, выполнение всех заданий оценивается по четырем уровням — в зависимости от общего набранного ребенком балла, с учетом корректировочных коэффициентов оценки поведения ребенка в процессе работы.
1-й уровень. Готовность к началу регулярного обучения в школе.
2-й уровень. Условная готовность к началу обучения.
3-й уровень. Условная неготовность к началу регулярного обучения.
4-й уровень. Неготовность на момент обследования к началу регулярного обучения.
Исследования, проведенные на детской популяции г. Москвы и Московской области (458 наблюдений), и ретестирование детей (220 наблюдений) дали возможность выделить следующие диапазоны балльной оценки для каждого из выделяемых уровней готовности к началу школьного обучения:
Готовность к началу регулярного обучения (1-й уровень): от 17 до 25 баллов.
Условная готовность к началу обучения (2-й уровень): от 14 до 17 баллов.
Условная неготовность к началу регулярного обучения (3-й уровень): от 11 до 14 баллов.
Неготовность к началу регулярного обучения (4-й уровень): суммарная оценка ниже 10 баллов.

Пример балльной оценки полученных результатов

Анализ данного примера

Следует учитывать, что Максиму С. на момент обследования — в феврале месяце — исполнилось только 6 лет и 1 месяц. Его поведение можно объяснить недостаточной регуляторной зрелостью, что вполне допустимо для данного возраста.
В случае если за оставшееся до начала обучения в школе время (7 месяцев) не произойдет качественного сдвига в формировании произвольной регуляции собственного поведения, ребенок окажется в группе риска по школьной дезадаптации именно по поведенческим аспектам. Этот факт и был зафиксирован в листе наблюдений и косвенно отразился в оценке качества графической деятельности (3,5 балла).
Потенциальные когнитивные возможности ребенка в достаточной степени соответствуют возрасту.

Читайте также:

      

  • Общественные организации правовой статус кратко
  •   

  • Основы православия для начинающих доступным языком кратко и понятно
  •   

  • Пионербол в детском саду методика обучения
  •   

  • Инструкция по приготовлению торта кратко
  •   

  • Темы для презентации по математике в доу

Часть II методического
пособия содержит инструкции к ме­тодикам,
используемым дополнительно к основному
диагнос­тическому комплексу,
характеристику и описание этих методик,
нормативы и интерпретации, информацию
о порядке включе­ния методик в
комплексное психологическое обследование
школь­ников.

Подготовлено к печати фирмой «ИМАТОН»

(профессиональный психологический
инструментарий)

191040, Санкт-Петербург, Литовский пр., 78,
лит. «Б».

тел.(812) 327-57-57, 327-57-33

тел./факс (812) 327-57-77

www.imaton.com

© ГП «ИМАТОН», 2005

Методики, используемые дополнительно
к основному комплексу

Тест № 13 — тест Ясюковой для оценки
гуманитарных спо­собностей.

Тест № 14 — тест Самойловой-Ясюковой для
оценки физи­ко-математических
способностей.

Тест № 15 — вербальный тест Ясюковой для
оценки нестан­дартности мышления.

Тест № 16 — графический тест Ясюковой
для оценки нестан­дартности мышления.

Тест № 17 — тест Ясюковой для оценки
правового и граж­данского сознания.

Тест № 18 — тест Ясюковой для анализа
мотивации выбора профессии.

Тест № 19 — тест Ясюковой для выявления
иерархии трудо­вых ценностей.

Тест № 20 — тест социального интеллекта
Гилфорда-Салливена. Тест № 21 — фрустрационный
тест Розенцвейга.

В комплекте диагностических материалов
имеются ответ­ные бланки и материалы
заданий.

Тест-бланки ответов для тестов №13 и №14
представлены, соответственно, на лицевой
и оборотной сторонах одного листа.
Ксерокопируя тест-бланки, психолог
имеет возможность, по сво­ему усмотрению,
предложить учащимся либо односторонний,
либо двусторонний вариант бланка. При
этом необходимо соответству­ющим
образом подкорректировать даваемую
для выполнения тестов инструкцию.
Совмещенными являются также бланки
отве­тов для тестов №15, №16 (на одной
стороне листа) и №18 (на другой его
стороне). Для теста №17 специальный
ответный бланк не нужен. Тест-бланк для
выполнения теста №19 издан в двух
эк­земплярах на одной стороне листа,
что позволяет психологу уменьшить
расход бумаги при размножении материалов.
При необхо­димости, для выполнения
тестов №№14,15,16 возможно обхо­диться
без специальных ответных бланков,
предлагая просто чистые листы бумаги
и более развернутые инструкции.

Тесты №20 и №21 выполняются на специальных
бланках. Эти бланки в состав дополнительного
комплекса методик не входят, т.к. для
использования указанных тестов необходим
весь объем соответствующих материалов
(тестовые тетради, подробные методические
руководства); это самостоятельные
методики, из­данные ранее ГП «ИМАТОН».

Помимо тест-бланков, в предлагаемом
комплекте имеют­ся: лист с заданиями
для оценки физико-математических
спо­собностей (тест №14) и лист с
заданиями для теста №15 (не­стандартность
мышления на вербальном материале),
напечатан­ный на обратной тороне
теста №19 (трудовые ценности). Текст для
работы с тестом №16 (правового и
гражданского сознания) представлен в
самом пособии после инструкции по
проведению.

Данные по тестам № 17, №18 и №19 имеется
возможность обрабатывать не только
вручную, но и с помощью компьютерной
программы. Она входит в основной
методический комплект; по­рядок работы
представлен в «Руководстве пользователя».

Задания тестов №15 и №19 следует копировать
отдельно, но не на двух сторонах одного
листа.

Тест № 13. Гуманитарные способности

Учащиеся получают бланки с незаконченными
предложени­ями. Бланки необходимо
подписать. Инструкция: «Вам следует
закончить предложения. Не обязательно
писать то, что вы дума­ете, или как вы
чувствуете, главное — чтобы получилась
лингвис­тически грамотная фраза.
Можно зачеркивать и исправлять, если
захотите написать что-то другое.
Обязательно нужно дописать все
предложения». Время работы не
ограничивается, но следует поторопить
тех, кто работает более 7-10 минут.

Тест № 14. Физико-математические
способности

Учащиеся получают ответные бланки,
которые следует под­писать, и листы
с заданиями (в качестве ответных бланков
могут быть использованы и просто чистые
листы). Инструкция: «Вы получили листы
с заданиями, для решения которых требуются
и знания, и сообразительность. Решать
их можно в любом поряд­ке. Ответы
записывать в ответном бланке, в строчках,
отведен­ных для каждого конкретного
задания (если на чистом листе, то следует
проставлять номер задания). Иногда это
будет буква, со­ответствующая выбранному
вами ответу, или сам ответ (цифра, слово
или несколько слов); иногда вам придется
написать не­сколько фраз, чтобы
обосновать ответ. На самих листах с
зада­ниями ничего не пишите». На работу
отводится 20 минут.

Тест № 15. Тест нестандартности мышления
(вербальный)

Для работы с вербальным тестом
нестандартности мышле­ния учащиеся
получают ответные бланки и листы с
заданиями. Ответные бланки необходимо
подписать. Если не используются
специальные ответные бланки, то можно
предложить ребятам на чистом листе (или
на свободном месте любого другого
бланка) написать цифры от 1 до 7 (в
соответствии с количеством зада­чек).
Инструкция: «Вы получили листы с
логическими задачками. К каждой задачке
приведены три варианта ответов: «а»,
«б» и «в». Вам следует прочитать задачку,
прочитать ответы и выбрать тот, который
вам кажется наиболее подходящим. Букву,
соответству­ющую этому ответу, нужно
проставить в ответном бланке (или рядом
с цифрой, обозначающей номер задачки).
На самих листах с за­даниями ничего
не пишите». Время работы с тестом строго
не лимитировано, однако оно не должно
превышать 5-7 минут.

Тест № 16. Тест нестандартности мышления
(графический)

Для работы с графическим тестом
нестандартности мыш­ления учащиеся
получают ответные бланки, представляющие
со­бой большой квадрат, разделенный
на четыре равные части. (От­ветные
бланки необходимо подписать.) Каждая
из четырех полу­чившихся частей
пронумерована. Тест выполняется ручкой,
быс­тро, по мере произнесения инструкции.
Специальное время не отводится.
Инструкция: «Вы получили ответные листы,
которые разделены на четыре квадрата.
В квадратах проставлены цифры: 1,2,3, 4. Вы
последовательно, в соответствии с
цифрами, буде­те рисовать в квадратах
то, что я буду говорить. Рисунки про­стые,
их надо рировать ручкой, сразу, быстро.
Начинаем. В пер­вом квадрате поставьте
точку и нарисуйте окружность. Во вто­ром
квадрате нарисуйте линию, в третьем —
две линии, в четвер­том — треугольник.
Все работы сдаем».

Тест № 17. Тест правового и гражданского
сознания

Выполняется на чистом листе или свободном
месте любого бланка, где необходимо
проставить числа от 1 до 13, в соответ­ствии
с количеством вопросов теста. Ответные
листы нужно под­писать. Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать суждения и
три варианта ответов под буквами «а»,
«б», «в». Вам следует выбрать тот ответ,
с которым вы в большей степени согласны,
и соответ­ствующую ему букву проставить
в ответном бланке (или рядом с номером
суждения). Здесь нет правильных или
неправильных ответов: каждый высказывает
собственное мнение. Если кажет­ся,
что подходят два ответа, или не знаете,
что ответить, то сле­дует выбрать
ответ «в». Он так и будет звучать:
«Затрудняюсь от­ветить». Пропускать
нельзя, надо обязательно проставить
отве­ты на все вопросы».

Ответный бланк может выглядеть следующим
образом:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Психолог зачитывает вопросы и варианты
ответов теста. Тест правового и
гражданского сознания.

1. Несправедливому закону не следует
подчиняться.

а) согласен с этим

б) не согласен

в) затрудняюсь ответить

2. Важно, чтобы руководитель поступал…

а) по совести

б) строго в соответствии с трудовым
правом и должностными требованиями

в) затрудняюсь ответить

3. Сколько людей, столько и представлений
о том, что справедливо, а что — несправедливо.

а) согласен

б) не согласен

в) затрудняюсь ответить

4. Законы создаются, чтобы…

а) улучшалась жизнь большинства населения

б) защищать права каждого человека

в) затрудняюсь ответить

5. Я считаю, что…

а) правительство обязано обеспечить
всем нормальный уровень жизни

б) каждый должен сам о себе думать

в) затрудняюсь ответить

6. Во главе государства должны стоять…

а) морально безупречные, справедливые
люди

б) профессионалы своего дела

в) затрудняюсь ответить

7. Рядовой гражданин не обязан знать
существующие законы, для этого есть
юристы.

а) согласен

б) не согласен

в) затрудняюсь ответить

8. Мой идеал общества —

а) сильная государственная власть

б) гражданское самоуправление

в) затрудняюсь ответить

9. В основе законов должны лежать этические
нормы доминирующей в государстве нации.

а) согласен

б) не согласен

в) затрудняюсь ответить

10.В нашем государстве каждому необходимо
в первую очередь…

а) уметь отстаивать свои права

б) выполнять свои обязанности

в) затрудняюсь ответить

11.Если человек, не зная, случайно нарушил
закон, его нельзя привлекать к
ответственности.

а) согласен

б) не согласен

в) затрудняюсь ответить

12. В стране будет порядок, если граждане
будут руководствоваться в первую
очередь…

а) понятиями чести и справедливости

б) правовыми нормами

в) затрудняюсь ответить

13. Основная функция законов:

а) регулирующая

б) карательная

в) затрудняюсь ответить

Тест № 18. Тест мотивации выбора
профессии

Для работы учащиеся получают и подписывают
бланки, на которых имеется инструкция,
и в таблице — сами суждения-моти­вы и
три варианта для оценки значимости
каждого фактора при выборе дальнейшего
жизненного пути. Бланки необходимо
под­писать. Инструкция: «Вы уже,
наверное, решили, куда пойдете учиться
или работать после окончания школы. В
ответных блан­ках, которые вы получили,
в левой колонке приведены различные
причины, которые могут влиять на выбор
вуза, училища или мес­та работы.
Отметьте, пожалуйста, в какой степени
каждый из фак­торов повлиял на ваш
выбор. Для этого необходимо против
каж­дого фактора (не пропуская ни
одного) поставить крестик в со­ответствующем
столбце (и только в одном). Если фактор
оказал наибольшее влияние, то — в первом
столбце, если только в неко­торой
степени повлиял на принятие решения,
то — во втором стол­бце, а если совсем
не играл никакой роли, то — в третьем».

Тест № 19. Тест иерархии трудовых
ценностей

Учащиеся для работы получают бланки,
на которых приве­дена таблица с
суждениями, характеризующими различные
тру­довые ценности. Бланки надо
подписать. Инструкция: «Прочи­тайте,
пожалуйста, все приведенные 15 суждений
о работе и про­нумеруйте их в соответствии
со своими предпочтениями. Номе­ра
нужно проставлять в колонке справа.
Номер 1 следует присво­ить наиболее
значимой для вас характеристике работы,
номер 2 — такой, которая тоже важна, но
несколько менее, и далее при­сваивать
номера остальным в таком порядке, в
каком характеристики работы становятся
все менее и менее важными для вас. Самая
незначимая для вас характеристика
работы будет иметь номер 15».

Тест № 20. Тест социального интеллекта

Тест состоит из 4-х субтестов, выполняется
на специальном бланке в соответствии
с инструкциями, содержащимися в
мето­дическом пособии Е.С. Михайловой
«Методика исследования социального
интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда
и М. Салливена» (СПб., ИМАТОН, 1996).

Тест № 21. Фрустрационный тест Розенцвейга

Фрустрационный тест Розенцвейга
выполняется на специ­альном бланке
в соответствии с инструкцией, содержащейся
в методическом пособии Л.А. Ясюковой
«Фрустрационный тест С. Розенцвейга.
Методическое руководство» (СПб., ИМАТОН,
2001). Для тестирования учащихся 7-11-х
классов используется взрос­лый вариант
стимульного материала.

Порядок включения дополнительных
методик в общую процедуру тестирования

Тест мотивации выбора профессии можно
использовать перед началом тестирования
по основному комплексу. Вербаль­ный
тест нестандартности мышления выполняется
после теста са­мостоятельности
мышления, а в 10-11 классах — вместо него.
Ин­теллектуальные тесты
(физико-математических способностей,
со­циального интеллекта) выполняются
после теста Амтхауэра. Гра­фический
тест нестандартности мышления выполняется
обяза­тельно до тестов на воображение
и дивергентное мышление. Тест правового
сознания выполняется вслед за тестом
Кеттелла. Тес­ты гуманитарного
интеллекта, иерархии трудовых ценностей
вы­полняются в конце общей процедуры.
Самым последним реко­мендуется
предлагать фрустрационный тест
Розенцвейга.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Акридерм мазь инструкция по применению взрослым от чего помогает отзывы
  • Прокуратура каспийска руководство
  • Риниколд таблетки инструкция по применению взрослым для лечения простуды
  • Группа армий дон под руководством
  • Орнидазол веро инструкция по применению цена