Педагогическая
ценность театрализованных игр
дошкольников:
формируют
у детей чувство партнерства;
развивают
чуткость и внимание к
действиям людей в реальной жизни, умение
видеть и понимать их чувства, стремления
и желания;
интеграция
нескольких видов художественно-творческой
деятельности детей оказывает благотворное
влияние на их эстетическое воспитание;
способствует
умственному развитию детей: обогащают
разнообразными впечатлениями, формируют
познавательный интерес и любовь к
литературе, родному слову, развивают
фантазию, воображение, творческое
мышление;
тематика
и содержание этих игр всегда имеют
нравственную направленность, которая
заложена в каждой сказке, литературном
произведении и должна найти место
в детских постановках;
содействуют
физическому развитию детей: совершенствуются
движения, их точность, координация,
развиваются ловкость, гибкость;
способствуют
более раннему выявлению индивидуальных
особенностей детей, их способностей.
Виды
театрализованных игр дошкольников:
1. Настольные
театрализованные игры, куда входят:
а)
настольный театр игрушек;
б)
настольный театр рисунков.
2. Стендовые
театрализованные игры:
а) стенд-книжка;б) фланелеграф;в)
теневой театр.
3. Игры-драматизации,
включающие:
а) пальчиковый
театр;в) кукольный театр;
г) игра-драматизация
с шапочками на голове;д) импровизация.
Особенности
руководства в разных возрастных группах
детского сада: в младших группах главная
цель педагога — заинтересовать и
постепенно привлекать детей к
театрально-игровой деятельности.
В
средней группе перед воспитателем
стоят следующие задачи: углублять
знакомство детей с разными ведами
театрального искусства; продолжать
обучение приемам вождения разнообразных
персонажей содействовать развитию
самостоятельности, творчества,
интонационной
выразительности речи; продолжать
работу по развитию словесной импровизации,
знакомить детей с простейшими приёмами
составления сюжета; начинать знакомить
с приемами организации и проведения
театрализованных представлений.
В
старших группах возможности детей
возрастают. Дети продолжают осваивать
приемы работы с кукольным материалом,
осуществляется работа по развитию у
детей способности к выразительной
передаче образа, творческой фантазии,
образного мышления; дети учатся быть
в роли ведущего, режиссёра-постановщика,
художника-декоратора ; формируются
навыки совместного творчества в процессе
подготовки к театрализованным
представлениям.
13.Дидактические игры дошкольников, их характеристика, руководство.
Дидактическая
игра
представляет собой многоплановое
сложное педагогическое явление: это и
игровой метод обучения дошкольников,
и форма обучения, и самостоятельная
игровая деятельность, и средство
всестороннего воспитания личности
ребенка. Значение дидактических игр:
являются
средством воспитания, с их помощью
воспитатель воздействует на все стороны
личности ребенка: на сознание, чувства,
волю, отношения, поступки и поведение
вообще;
выполняют
обучающую функцию, являются средством
первоначального обучения дошкольников,
умственного воспитания; в них дети
отражают окружающую жизнь и познают
те или другие доступные для их восприятия
и понимания факты, явления. Их содержание
формируем у детей правильное отношение
к предметам и явлениям окружающего
мира, систематизирует и углубляет
знания о родном крае, о людях разных
профессий, представления о трудовой
деятельности взрослых;
-развивают
сенсорные способности детей с помощью
игр по ознакомлению детей с цветом,
формой, величиной предметов;
развивают
речь детей: расширяется и активизируется
словарь, формируется правильное
звукопроизношение, развивается связная
речь, умение правильно высказывать
свои мысли;
формируют
нравственные представления о бережном
отношении к окружающим предметам,
игрушкам как результатам труда взрослых,
о нормах поведения, о положительных и
отрицательных качествах личности;
воспитывают
уважение к человеку труда, вызывают
интерес к трудовой деятельности, желание
самим трудиться;
своим
красочным оформлением, художественным
исполнением развивают эстетический
вкус;
способствуют
физическому развитию: вызывают
положительный эмоциональный подъем
хорошее самочувствие, развивается и
укрепляется мелкая мускулатура рук.
Структура
дидактической игры:
Дидактическая
задача Игровая задача Игровые действия
Игровые
правила
Существуют
разные классификации
дидактических
игр.
По
содержанию дидактические
игры делятся на игры по ознакомлению
с окружающим, развитию речи, формированию
математических представлений, музыкальные
игры и др.
По
степени активности
детей и воспитателя дидактические игры
делятся на игры-занятия и автодидактические
игры.
По
наличию игрового материала
автор (Бондаренко) игры делятся на: игры
с предметами и игрушками, настолько-печатные,
словесные.
А.И.Сорокина
предлагает свою классификацию
дидактических игр: игра-путешествие,
игра-поручение, игра-предположение,
игра-загадка, игра-беседа.
Руководство
дидактической
игрой
обусловлено
требованиями программы, особенностями
самой игры, возрастными возможностями
детей; требует большого педагогического
мастерства.
Организация
дидактической игры педагогом
осуществляется в трех основных
направлениях:
подготовка
к проведению дидактической игры,
её
проведение
анализ.
Руководство
должно быть таким, чтобы игра способствовала
умственному и нравственному воспитанию
и в то же время оставалась игрой.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Характеристика театрализованной игры (по заданным вопросам форума).
Театрализованные игры (М.Д. Маханева) — это игры-представления, в которых с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, походка, разыгрывается литературное произведение, т.е. воссоздаются конкретные образы.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).
Главный акцент в педагогическом руководстве театрализованными играми делается не на самом процессе игры, а на ее подготовительном этапе.
Организация театрализованной игры начинается с отбора произведения. Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы, они должны быть небольшие по объему и желательно из программы образовательного учреждения.
К отбору произведения обязательно привлекаются дети. Младших дошкольников воспитатель увлекает эмоциональным рассказом о том, как хорошо, например, поиграть в сказку «Колобок». Старшие дети активно обсуждают, во что лучше поиграть, согласовывают свои замыслы и желания.
Критериями отбора являются:
- художественная ценность произведения
- педагогическая целесообразность его использования
- соответствие возрасту, жизненному и художественно-творческому опыту ребенка
- яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
- Должны быть действия
- Должен быть диалог и монолог
- Доступность понимания детьми
- Произведение должно быть ценно в воспитательном отношении
- Наличие атрибутов: костюмов, декораций, игрушек
- Знание литературного текста
Основная цель педагогического руководства — побудить воображение ребенка, создать условия для того, чтобы как можно больше изобретательности, творчества проявили сами дети.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, — сюжетом игры. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами.
Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.
Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Но можно обойтись и без заучивания ролей детьми, если предложить, например, разыграть сказку по памяти.
Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, с которой дети импровизируют: сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. Детям необходимо предоставить больше свободы в действиях, фантазии при изображении темы, сюжета игры.
В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.
В основу руководства театрализованными играми следует положить работу над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советовала педагогу преподносить детям текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в беседу по содержанию текста, детей необходимо подвести к осознанию мотивов поступков персонажей, их чувства, состояние.
Педагог помогает детям разделить текст на смысловые части, в которых проявляются особенности поведения персонажей. Например, в сказке «Теремок» каждая смысловая часть связана с появлением нового персонажа (создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей).
Внимание детей заостряется на том, что делали герои, как делали, почему так делали, как можно оценить их поступки.
Для лучшего усвоения текста рассматриваются иллюстрации, устраивается просмотр мультфильма по произведению или прослушивается грамзапись.
С целью усвоения последовательности событий, уточнения образов персонажей организуется разнообразная художественно-творческая деятельность: рисование, аппликация, лепка по теме произведения. Важно, чтобы в этой работе раскрылись возможности всех детей. Старшие дошкольники могут работать подгруппами (не более 6 человек). Каждая подгруппа получает задание, например, вылепить фигурки персонажей так, чтобы можно было с их помощью разыграть сказку. Внутри подгруппы дети сами договариваются, кто что будет делать. Закончив лепку, рисование, аппликацию каждая подгруппа представляет по своим работам сказку. Таким образом отпадает необходимость в специальном запоминании текста.
Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:
• художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
•освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
• самостоятельная творческая деятельность.
Первые театрализованные постановки ставятся мной уже со второй младшей группы. Роли распределяются между детьми, учитывая их индивидуальные особенности. Как правило это более коммуникативные дети. Если ребёнок боится или стесняется благоразумнее оставить его в роли зрителя. Именно «роль», так как в театре все имеют роли, кто-то актёр, кто-то зритель. С каждой возрастной ступенькой усложняется репертуар и количество детей в актёрской труппе.
Распределение ролей среди детей не представляется сложным, но если возникают конфликтные ситуации, то воспитатель должен убедить детей, что игра будет повторяться несколько раз, поэтому у каждого есть возможность попробовать себя в понравившейся роли. В старших группах обычно договариваются о двух-трех составах «артистов», занятых в игре. Для разрешения конфликтных ситуаций в игру вводятся и другие роли – режиссер, сценарист, оформитель, зритель и др.
Театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»).
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка — все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды (игры-имитации мимики, жестов). Детям предлагают изобразить отдельные эпизоды из прочитанного произведения, например, показать, как лиса строила ледяную избушку, а заяц — лубяную. В сказке об этом говорится всего в одном предложении, следовательно, дети сами должны продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем — проиграть. В другом случае требуется выбрать любое событие из сказки и молча разыгрывать его. Остальные — зрители -угадывают, какой эпизод представлен. Интересны этюды, в которых дети выполняют движения под фрагменты музыкальных произведений. Благодаря таким комплексным игровым импровизациям у ребенка постепенно развиваются художественные способности, без которых театрализованная игра лишена красок и выразительности.
Стремление к творчеству возрастает, если у ребенка что-то хорошо получается: удачно сказал реплику зайца, выразительно передал огорчение, когда лиса выгнала его из лубяной избушки, и т. п. Педагог не только говорит о достигнутых ребенком успехах, но и обязательно привлекает к ним внимание других детей. Для остальных это может служить образцом для подражания, стимулом для проявления активности.
Обязательно нужно помогать юным артистам продумать каждую роль, каждую реплику из роли, выстроить линию диалога, понять суть роли и передать характер героя.
1. Интонацией – предложить детям произносить отдельные слова и предложения различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и самостоятельно, без подсказки. Цель работы над интонацией – добиться выразительности и естественности речи.
2. Позами — предложить детям поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предложить им позой выразить кого-нибудь (каратиста, паука, березу и т.д.) и объяснить, почему они выбрали именно эту позу; найти одно наиболее яркое движение, которое бы сделало образ, легко узнаваемый (Баба – Яга, толстяк, дерево).
3. Жестами — начать работу с простых сценических заданий: как жестами показать состояние или ощущение человека (очень горячо, я замерз, мне больно), приветствие (носом, плечом, спиной и т.д.).
4. Мимикой —предложить детям по выражению лица (глазами, бровями, губами) определить настроение человека, а затем с помощью мимики выразить свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел сладкую конфетку, кислый лимон, горький перец).
5. Пантомимой, в которой сочетаются пластические позы, жесты, мимика. Предложить детям с помощью указанных образных средств, например, представить следующие ситуации: «Я мыл посуду и случайно уронил чашку», «Изобразить распускающийся цветок», прыгающую лягушку, засыпающего ребенка, качающееся на ветру дерево
По ходу самой игры педагог, замечая бедность выразительных средств у кого-то из играющих, напоминает о чувствах, настроении героя в данной ситуации, указывает на допущенные неточности («Лиса, ты обрадовалась, когда тебя Журавль в гости пригласил?»; «Вспомни, как Лягушка в теремке трудилась не покладая лапок»). Вопросы, советы, напоминания приучают ребенка следить за своим игровым поведением, действовать согласованно с партнерами, ярче изображать роль, используя движения рук, головы, туловища, мимику, речевые выразительные средства.
«Педагогическое руководство
театрализованной игрой дошкольников»
Важное значение в возникновении у детей игры
особого рода – театрализованной – имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность
театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются
в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать
игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую,
историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют
элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в
театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое
изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно
сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое
дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются
параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5–6 лет, а
театрализованная – у детей 6–7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра,
которая отличается своим индивидуальным характером. Индивидуальная режиссерская
игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми
сюжетами, и в театрализованной игре.
Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и
театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие
воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.).
В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы
драматизации. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность
детей и относятся к разряду творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети
отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной – полученные из
готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре
инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной игре – на
выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре
является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова
и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре
действие может быть показано зрителям: детям, родителям.
В старшей группе театрализованная деятельность начинает
интенсивно развиваться. Именно в возрасте 5–7 лет, считают исследователи, у
детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные
состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах. Это не
означает, что нужно приобщать к театрализованной игре лишь старших
дошкольников. Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или
иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми
спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с
игрушками-персонажами, обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).
В настоящее время в науке не существует единого взгляда на
сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые
полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие
считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По
мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой
игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится
познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в
комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как
творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может
стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив
сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится
театрализованным действом.
Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это
игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств,
как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное
произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя,
в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две
формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки,
куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя
роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым
относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на
ширме), а непредметные – второй тип игр, к которым относятся драматизации.
Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Фурмина и др.) считают
театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью,
усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5–7 лет –
наиболее благоприятным (сензитивным) для детского творчества. Д. В.
Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том,
что у детей 6–7 лет она часто становится спектаклем. Л. С. Фурмина считает, что
творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в
создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского
замысла, в оформлении спектакля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании
сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как
творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в
области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой
(импровизационный) характер.
Важным моментом, определяющим творческое
художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный
подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются
партнерами в условиях их сотрудничества.
Мы выявили этапы формирования творческой активности детей в
процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных
впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в
художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли,
создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.
Работу по формированию театрализованной деятельности
дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного
опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к
театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству
начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку
по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей.
В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического
театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные
впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов
перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно
чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети
оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в
художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве
перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского,
постановочного и др.).
Для успешного формирования творческой активности детей в
театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.
• Следует осуществлять дополнительную подготовку
воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли
являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно
достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра – коллектива
единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному
искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка
педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить
непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки,
осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным
координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду,
раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся
творческому поведению.
Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с
неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить
детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные,
стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в
роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию
театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического
восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо
неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой
театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти
невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр
взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и
воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески
активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством
перевоплощения.
• Для успешного овладения способами творческих действий
в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность
самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих
и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих
взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями.
Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к
миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую
подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей,
способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению
досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).
• Педагог должен сознательно выбирать художественные
произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность
произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие
жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и
выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).
В руководстве формированием творческой деятельности детей в
театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической
направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и
деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в
художественно-эстетической деятельности).
Основными специфическими методами работы по совершенствованию
творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:
• метод моделирования ситуаций (предполагает создание
вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут
осваивать способы художественно-творческой деятельности);
• метод творческой беседы (предполагает введение детей в
художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения
диалога);
• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение
и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих
ассоциаций создавать в сознании новые образы).
Необходимо отметить, что общими методами руководства
театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы
действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному
действию) приемы.
Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых
видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры
проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от
просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных,
авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и
т. д.).
Для оформления детских спектаклей следует организовать
специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы
(«костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в
такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство
сцены, изготовление костюмов).
Нина Афонина
Эксперт по предмету «Педагогика»
преподавательский стаж — 4 года
Предложить статью
Замечание 1
Театрализованные игры представляют собой игровую деятельность, построенную на основе литературного сюжета. Сюжетная линия игры определяется текстом литературного произведения.
Развитие таких игр зависит от содержания и методики художественного воспитания ребенка и от уровня образовательной деятельности в конкретной возрастной группе.
Руководство педагога игровым процессом сводится в акцентировании внимания не на самом процессе игры, а на ее предварительной подготовке.
Чтобы дети принимали полноценное участие в театрализованных играх, необходимо организовать особую подготовку, проходящую в развитии у детей эстетического восприятия к искусству, художественному слову, литературному жанру, навыков прослушивания и восприятия текста, осознании интонационных выражений, речевых конструкций и оборотов.
Театрализованные игры строятся на основе выполнения последовательности шагов:
- Ознакомление с театральным текстом.
- Подготовительный игровой этап. Здесь производится разработка характеров героев игры, выбираются предметы, необходимые для ее организации, дети упражняются в способах выразительности актерской игры, создаются декорации.
- Организация непосредственно театрализованной игры.
Особенности руководства театрализованными играми детей младшего дошкольного возраста
Организация театрализованных игр в младшем дошкольном возрасте нацелена на постепенное привлечение детей к театральным постановкам, развитие у них актерских навыков игры.
Основными направлениями руководства театрализованной игрой являются:
- Ознакомление детей с видами театрализованной деятельности. Как правило, уже с раннего возраста детям показываются различные театральные постановки, чтобы они имели представления о том, что такое театр, актеры и спектакли. Благодаря этому, малыши начинают понимать и осознавать сценические действия, развивается стремление и желание заниматься театральной деятельностью, формируется творческая активность, раскрываются творческие задатки. При этом, ребенку надо пояснить содержание спектакля т.е. рассказать, о чем пойдет речь в данной постановке и давать пояснения по ходу театрального действия, иначе ребенок может не уловить суть спектакля и понять происходящее;
- Обучение детей способам разыгрывания театральных сцен с игрушками. Детям объясняется и демонстрируется каким образом игрушки, выполняющие конкретные театральные роли общаются друг с другом, как строятся их диалоги, как они могут двигаться. Воспитателю необходимо продемонстрировать детям возможности игры и постепенно привлечь их к участию в действии;
- Формирование речевых и двигательных навыков реализации театральных образов. Это осуществляется на основе подражания. Дети в таком возрасте легко улавливают поведение, жесты взрослых, копируют их. Поэтому, педагогам необходимо организовывать показ различных движений, направлений деятельности, мимических жестов, отражающих движения и звуковые произношения различных животных, персонажей книг, мультфильмов и т.д. Для этих целей устраиваются подготовительные занятия, основанные на выполнении гимнастических упражнений, творческих заданий, дополнительных игр;
- Формирование заинтересованности импровизационной деятельностью. Навыки импровизации, практического воплощения определенных действий по заданной тематике необходимо формировать с раннего детства;
- Развитие навыков построения диалогов. Дети обучаются правильной постановке диалогов, умениям слушать и слышать, воспринимать информацию и отвечать на вопросы, строить интонационные конструкции.
«Руководство театрализованными играми дошкольников» 👇
Особенности руководства театрализованными играми детей среднего дошкольного возраста
В среднем дошкольном возрасте возможности усвоения детьми новой информации, навыки практической деятельности расширяются, что позволяет развивать воображение, фантазию, творческую заинтересованность детей. Это обуславливает усложнение процесса руководства театрализованными играми из-за углубления игровых и воспитательных задач.
Основными направлениями руководящей работы педагога являются следующие:
- Расширение знаний и навыков детей в сфере театрального искусства. Дети знакомятся с различными видами театрального искусства, их водят на экскурсии в музеи, театральные галереи, проводят ознакомительные театральные занятия;
- Обучение способам театральной игры разной направленности, например, это может быть пальчиковый театр, кукольный театр;
- Углубленное развитие творческой активности, проявление инициативности и самостоятельности. Детям предоставляются более усложненные игры-упражнения для развития и совершенствования интонационной игры, эмоциональной выразительности речи и т.д.;
- Ознакомление с простыми способами построения сюжетной линии игры. Дети выполняют задания по словесной импровизации, придумывают сказки, небольшие истории, которые могли произойти с ними или с их игрушками;
- Формирование навыков построения театрализованных постановок. Педагог демонстрирует детям, каким образом можно организовать театральную постановку, а именно, как выбрать нужные реквизиты, нарисовать декорации, соорудить костюмы, выполняет распределение ролей между детьми и проводит упражнения чтения диалоговых сценок. Постепенно в организацию привлекаются дети, помогая с приготовлениями. Педагоги советуются с ними по вопросам выбора роли, декораций, отдельных элементов костюмов;
Особенности руководства театрализованными играми детей старшего дошкольного возраста
В этом возрастном периоде, развитие детей переходит в новую стадию. Они становятся способными к выполнению скоординированных движений, их эмоциональный всплеск может быть растянут на более длительный временной период. Дети в старшем дошкольном возрасте обладают навыками полного вхождения в роль, самостоятельно отыскивают способы повышения эмоциональной выразительности своей речи, строят правильные интонационные конструкции. Огромное значение для детей этого возраста имеет личное восприятие образа, роли.
Направлениями руководящей педагогической работы на этом этапе являются:
- Ознакомление с новыми способами и приемами, усовершенствование ранее изученных навыков театральной игры с куклами, игрушками;
- Изучение и практическое использование новых игровых атрибутов;
- Более сложный характер практической реализации творческих начал, фантазии, воображения. Дети самостоятельно делают выбор предмета, явления, процесса, живого существа, который им необходимо представить и воплотить его настроение, исполняют стихи и песни от лица какого-то персонажа и т.д.;
- Развитие навыков совместного творчества при организации театральной деятельности. Воспитатель обучает детей закономерностям театральной постановки. Он консультирует детей по вопросам постановки сюжетной линии, выбору ролей, костюмов, декораций. При этом, дети вносят самостоятельный вклад в развитие игры. Педагог не подавляет их инициативу, а только направляет деятельность;
- Организация игровой атмосферы и построение театральных областей. Этот этап обеспечивает развитие и поддержание игрового интереса детей.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
В психолого-педагогических исследованиях театрализованную игру рассматривают и как вид деятельности и как средство развития. Единого определения этого вида игр в литературе не дается. В.Н.Всеволодский-Генгросс определяет театрализованную как «драматическую игру», Л.С.Выготский детское театральное творчество рассматривает как драматизацию, Е.Л.Трусова использует такие синонимы как «театрально-игровая деятельность», «игра-драматизация», «театрализованная игра». Многие исследователи называют их «творческими играми», считая, что театрализованные игры близки к искусству (М.А.Васильева, С.А.Козлова, Д.Б.Эльконин).
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).
А.Н.Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», одну из форм перехода к продуктивной, эстетической деятельности с характерным для нее мотивом воздействия на других людей.
По мнению Л.СФурминой, театрализованные игры – это игры представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как мимика, жест, интонация, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы.
И.Г.Вечканова и Л.Б.Баряева рассматривают театрализованную игру как деятельность, которая моделирует биосоциальные отношения, внешне подчиненные сюжету-сценарию в обозначенных пространственных и временных характеристиках; в этой деятельности принятие образа овеществлено (куклой или переодеванием) и выражается различными символическими средствами (пантомимой и мимикой, пением, речью, графикой и другими).
Н.Ф.Губанова выделяет сходства и различия между сюжетно-ролевой игрой и театрализованной. Они имеют общую структуру (строение). Эти игры включают замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роль, ролевое действие, правила. В данных видах игр творчество проявляется в том, что дети творчески воспроизводят все, что их окружает: творчески претворяют замысел, передают свои чувства в изображаемом явлении, варьируют свое поведение в роли, по-своему используют предметы и заместители в игре.
Различие между ними состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной игре берут сюжеты из различных литературных произведений. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.
Исходя из выше сказанного, можно выделить особенность театрализованных игр. Они имеют готовый литературный сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределяется текстом произведения.
Значение театрализованных игр раскрыто в работах Л.В.Артемовой, Н.Ф.Губановой, А.В.Запорожца, Е.В.Мигуновой, Н.А.Реуцкой, Л.П.Стрелковой. Они позволяют решать многие задачи социально-личностного, познавательно-речевого, физического и художественно-эстетического развития детей. Синтетический характер театрализованных игр, их эмоциональность, разнообразие тематики и средств изображения, дают возможность использовать их в целях разностороннего воспитания личности. Ребенок осознает себя, учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Яркое и образное изображение социальной действительности, явлений природы, содержащихся в литературе, знакомит детей со всем многообразием окружающего мира. А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать сложные ситуации, делать обобщения и выводы. В процессе происходит развитие мышления, фантазии, воображения, умения анализировать увиденное и прочитанное, умения переживать и сопереживать, все это обогащает опыт детей художественными средствами передачи образа.
Театрализованные игры помогают решать задачи речевого развития детей. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи, происходит овладение выразительными средствами общения. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью понятно, четко и ясно изъясняться.
Нельзя не отметить, развитие коммуникативных умений в процессе театрализованных игр. Дети, при небольшой помощи со стороны воспитателя
- организовываются в игровые группы,
- договариваются о том, что будет разыгрываться,
- определяют и осуществляют основные подготовительные действия (подбирают необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформляют место действия, выделяют исполнителей ролей и ведущего, производят несколько раз пробное разыгрывание);
- приглашают зрителей и показывают им спектакль.
Художественно-эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие детей в подготовке декораций, атрибутов воспитывает чувство прекрасного, развивает вкус. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасными отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания. В процессе игры происходит развитие воображения, в основе которого лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций; происходит развитие пространственного воображения как основы проектного мышления, творческого замысла, прогнозирование результата.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Существует несколько подходов к классификации этого вида игр.
Р.И.Жуковская выделяет следующие игры-драматизации:
- показ детьми настольного театра с использованием игрушек и персонажей;
- непосредственное исполнение ролей детьми;
- конструирование из снега сказочных домиков, лепка зверей, создание декораций.
Театрально-игровая деятельность детей дошкольников, по Л.С.Фурминой, принимает две формы: когда действующими лицами являются предметы (куклы, игрушки) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Первые игры (предметные) – это различные виды кукольного театра; вторые (непредметные) – это игры-драматизации.
Л.В.Артемова приводит свою классификацию, взяв за основу – средства изображения, которыми пользуются участники игры, ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет. В результате театрализованные игры делятся на режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм она относит театр на фланелеграфе, теневой театр, настольный. В них ребенок создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа сам, сам не являясь действующим лицом. Он действует за него, изображает его мимикой, интонацией. Пантомима ребенка ограничена из-за неподвижности или малоподвижности фигуры персонажа. В играх-драматизациях ребенок перевоплощается в образ, живя его жизнью. Обозначение персонажа происходит с помощью атрибутов (маски, элементов одежды). Исполняемый образ создается самим ребенком с помощью интонации, мимики, движений, жестов. К этому виду автор относит игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
Методические аспекты театрализованной игры можно рассматривать в ретроспективе.
Д.В.Менджерицкая предлагала педагогам вводить игры-инсценировки, начиная с третьего года жизни, отмечая их влияние на самостоятельную игровую деятельность и развитие творческого воображения. В дальнейшем эти инсценировки не разыгрываются детьми полностью, но отдельные эпизоды иногда включаются в повседневные игры. С возрастом дети начинают передавать сказку целиком, иногда внося в нее изменения, используя при этом свой жизненный опыт. У дошкольников старшего дошкольного возраста театрализованная игра часто перерастает в спектакль, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом заключается сложность и новизна игры, она является как бы переходом к драматическому искусству, правда еще в зачаточной форме. Дети стараются глубже передать образ героя и показать свое отношение к нему, используя средства выразительности: мимику, жесты, слова.
Л.В.Артемова в своей книге определила основные требования к организации театрализованных игр:
- разнообразие и содержательность тематики;
- ежедневное и постоянное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, делая их, как и сюжетно-ролевые игры, такими же необходимыми для детей;
- максимальная активность детей во время подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Много тратить время на внешние приготовления к игре (декорации, костюмы) не стоит. Главное это не внешняя атрибутика игры, а то, как исполняется роль. При этом не надо требовать большой точности исполнения, так как самое главное эмоциональное состояние детей во время игры.
На этапе подготовки необходимо чтение, обсуждение и уточнение текста произведения, которое в качестве иллюстрации может сопровождаться театром игрушек. При чтении дети привлекаются к проговариванию отдельных фрагментов.
Л.В.Артемова рекомендует развивать у детей в зависимости от возраста следующие средства выразительности:
- во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (имитирование характерных движений сказочных животных);
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (пантомиме, мимике и интонации);
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;
- в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность пантомимических и речевых действий.
Взрослому отводится важная роль. Его речь в повседневном общении, декламация, чтение, театрализованные игры, которые он вначале ведет сам, являются первыми образцами для подражания.
Работа начинается во второй младшей группы с небольших упражнений. По окончании инсценировки детям предлагается повторить высказывания только что выступавших персонажей. При этом надо позволить попробовать свои силы всем желающим. Вместе с этим детей знакомят со способом вождения куклы.
Следующий этап включает в себя проговаривание диалога двух персонажей. Здесь важно обратить внимание на его интонацию. Для этого можно использовать диалоги, построенные на контрастах или вопросно-ответные диалоги.
Полезно использовать все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «здравствуйте» (приветливо, радостно, угрюмо, небрежно). Можно произносить фразу, ставя ударение каждый раз на новом слове, показать детям как меняется при этом смысл сказанного.
При наблюдении за игрой исполнителей необходимо учить детей подмечать различия в характеристике образов. Можно каждому дать возможность изобразить по-своему.
Чтобы у детей не пропадал интерес к игре, при повторном проигрывании могут вводиться новые персонажи, в зависимости от сюжета. Начинать и заканчивать игру каждый раз можно по-новому, тем самым развивая творчество, самостоятельность, удовлетворяя активность детей.
Поскольку встречаются довольно большие по объему произведения, текст можно делить на несколько частей и провести 3-4 игры. По мере усвоения детьми отдельных частей каждую следующую игру можно удлинять, прибавляя к ней новые эпизоды.
Р.Калинина выделяет несколько правил драматизации:
- Правило индивидуальности. Драматизация — это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка, которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.
- Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.
- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом могут помочь вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что чувствует твой персонаж? Какой он? Что он хочет сказать?
- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты теперь хочешь сыграть? Почему?
- Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать героев, передать их характер.
- Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех вышеперечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при умелом руководстве со стороны взрослого, театрализованные игры обладают огромным развивающим потенциалом. Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать все условия для развития изобретательности и творчества детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии [Текст]. — 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
- Антипина Е.А. Кукольный театр в детском саду [Текст]. Сценарии с нотным приложением. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – 80 с.
- Антипина Е.А. Театрализованные представления в детском саду. Сценарии с нотным приложением [Текст]. -М.: ТЦ Сфера, 2010. –128 с.
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Электронный ресурс]: стенограмма лекции, прочитанной в 1933г. в ЛГПИ им. А.И.Герцена. URL: https://dob.1sept.ru/articlef.php?ID=200500510
- Воспитание детей в игре [Текст] / сост.: А.К.Бондаренко, А.И.Матусик; под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
- Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер» для детей 5-7 лет [Текст]. — М., 2012.
- Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2 – 5 лет [Текст]. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. 256 с.
- Губанова Н.Ф. Педагогические возможности игры-драматизации [Текст] // Детский сад от А до Я. — 2008.- № 4. — С. 28-35.
- Деркунская В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2006. — 128 с.
- Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте [Текст]: пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
- Захарова Т, Саттарова Р. Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития [Текст] //Дошкольное воспитание. — 2012. — №3. — С. 31-33.
- Игра дошкольника [Текст] / Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова, Л.В.Артемова и др.; под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
- Истоки [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 416 с.
- Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет [Текст]. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Электронный ресурс] . URL: http://www.makarenko.edu.ru/
- Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Т.А.Марковой. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст]. Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2006. – 126 с.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте [Текст]. – М., Академический проект, 2002. – 160 с.
- Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя. 2-е изд., исп. – М., Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 96.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст]. — 2-е изд. (1946г.) — СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
- Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет [Текст]. — М., 2012.
- Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками [Текст]: учебно-методическое пособие/ под ред. Л.Б.Баряевой, И.Г.Вечкановой. – СПб.: КАРО, 2009. – 256 с.
- Театральная палитра [Текст]. Программа художественно-эстетического воспитания / под ред. О.В.Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст]. – М.: ВЛАДОС, 1995.
- Фребель Ф. Воспитание человека. Детский сад. // История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия: учеб. пособие / сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; под ред. С.Ф.Егорова. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 440 с.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет [Текст] / под ред. О.Ф.Горбуновой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.