Алгоритм подготовки и планирования воспитательного мероприятия
В алгоритм подготовки
и планирования воспитательного
мероприятия входят следующие его
связующие:
-
Изучение
интересов и увлечений учеников и уровня
развития классного коллектива; -
анализ
воспитанности — воспитуемости учащихся
классного коллектива; -
определение
темы, целей и задач воспитательного
мероприятия; -
актуальность,
соответствие возрастным особенностям,
запросам, интересам
учащихся. При этом имеются в виду цели
и задачи, как предметные (для
воспитанников), так и воспитательные
(для воспитателя); -
определение
меры участия учащихся в воспитательном
мероприятии; -
составление
программы дела в соответствии с
методическими требованиями; -
выбор
и качество оформления: содержательность,
эмоциональность, необходимость
использования ТСО и их наличие и
готовность; -
подбор
материала содержания мероприятия по
следующим принципам: нравственная
направленность, педагогическая
целесообразность, воспитывающий
и развивающий характер, соответствие
возрастным особенностям
и интересам учащихся, связь с жизнью
класса и школы; -
выбор
формы воспитательного мероприятия,
определение его жанра и названия; -
планирование
воспитательного мероприятия: составление
плана проведения
воспитательного мероприятия; выбор
актива учащихся, ответственных
за подготовку и проведение мероприятия;
распределение поручений среди
учащихся классного коллектива,
ответственных за различные направления
в подготовке и проведении мероприятия
(подбор содержательного
материала, приглашение гостей и
участников извне, определение места,
отбор средств, изготовление костюмов,
атрибутики, оформления и т. д.); -
определение
сроков проведения мероприятия и контроль
на отдельных этапах его подготовки; -
моделирование
проведения воспитательного мероприятия
в группе студентов-практикантов; -
педагогический
анализ в группе студентов данного
воспитательного мероприятия, совершаемый
на двух уровнях:
а) обсуждение
успешности (неуспешности) предметного
результата вместе с учащимися (студентами,
которые были в роли учащихся), проектирование
более продуктивной деятельности в
будущем;
б) собственно
педагогический анализ, осуществляемый
взрослыми участниками,
который включает следующие элементы:
меры достижения цели и
решение стратегических и тактических
задач; характеристика эффективности
избранных средств, методов и приемов;
степень активности участников и их
удовлетворенность от участия в деле,
особенности индивидуальных проявлений
(исполнение своей роли, вопросы,
эмоциональное состояние и т. д.); логика
и структура воспитательного мероприятия,
их эффективность;
-
характер
педагогического мастерства воспитателя,
проявление его жизненной и педагогической
позиции; манера поведения, характер
отношении с учащимися и т. д.; место
проведенного мероприятия в системе
воспитательной работы с классом, в
общешкольной
системе воспитания;
-
корректировка
и уточнение программы, планирование
воспитательного мероприятия с внесенными
коррективами;
-
оформление
плана проведения воспитательного
мероприятия.
Приложение № 7
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Киселёвский горный техникум»
(ГПОУ КГТ)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Киселёвск, 2016
Структура, формы и содержание воспитательного мероприятия как условие эффективности воспитания совместной деятельности педагогов и обучающихся
Воспитательное мероприятие — это одна из организационных форм, широко используемых в воспитательной работе учреждения.
Воспитательная деятельность позволяет выработать у обучающихся:
- определенную систему отношений к окружающей действительности;
- формирует образ самого себя, ценные мотивы, духовные потребности, ответственность за поступки;
- влияет на общественное мнение;
- приобщает к жизни коллектива и формирует его традиции.
Формулировка и развитие новых подходов к процессам организации и проведения воспитательного мероприятия должно обеспечить, качественный рывок в повышении эффективности и дальнейшей его эволюции.
Каждое новое воспитательное мероприятие представляет собой элемент нового витка развития воспитательной работы и её постоянной модернизации.
Мероприятия – это события, занятия, ситуация в коллективе, организуемые педагогами для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Воспитательное мероприятие является процессом, предполагающим в своем развитии несколько взаимодействующих между собой стадий:
- Определение актуальности темы мероприятия, понимание педагогической цели
- Организация подготовки непосредственного воспитательного воздействия на обучающихся
- Определение концепции включая цель, задачи
- Планирование этапов мероприятия
- Результативность – анализ состоятельности данного мероприятия
Такая логическая цепочка постоянна для любого мероприятия, меняется лишь содержание, усиливается значение того или иного этапа в зависимости от цели проводимого мероприятия.
В процессе организации и проведения любого воспитательного мероприятия его организаторам приходиться решать определенные вопросы:
- Как же подготовить мероприятие?
- С чего начать?
- Что следует учитывать при подготовке и проведении мероприятия?
Постараемся ответить на вопросы организаторов.
Подготовительная часть
- Определить цели и задачи мероприятия
- Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников
- Продумать об оптимальной занятости воспитанников в подготовке и проведении мероприятия
- Предусмотреть все необходимое для успешного его проведения
- Правильно распределить силы и время на подготовку, добиться четкости и слаженности в действиях всех участников
- Определить возможность участия родителей, других педагогов и специалистов
Организационная часть
- Подбор тематического материала – по содержательности и актуальности
- Использование простых и сложных средств
- Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия
- Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения
Основная часть
- В ней должны отражаться современные воспитательные технологии
- Формироваться на современном этапе принципы воспитания (индивидуальности, доступности, результативности)
- Использоваться дифференцированные и интегрированные воспитательные подходы
- Выделяться элементы неожиданности, «изюминки» мероприятия
- Применяться разнообразие и творческий характер мероприятия
- Учитываться как переизбыток, так и недостаток информации для восприятия обучающимися содержания мероприятия, которое должно быть доступно для детей в соответствии с их возрастом
Заключительная часть
- Имеет важное организационно-педагогическое значение
- Позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми
- Завершающий этап мероприятия очень важен для дальнейшей работы с детьми, так как он включает подведение общих итогов и определение перспектив на будущее
- На этом этапе мероприятия важно создать ситуацию успеха для каждого ребенка и психологического климата в детском объединении.
Организуя с детьми любую форму проведения мероприятий, важно не повторяться, уходить от шаблонов, никого не копировать, искать свой ключ т.е. «изюминку» мероприятия.
Подробное планирование (структура мероприятия)
Название мероприятия |
Отражается тема мероприятия, которая должна быть лаконичная, привлекательная и точно отражать содержание
|
Цель |
Формулируется как общее направление мероприятия, это идеальный конечный результат. Должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень достижения и содержать триединую цель в развитии, обучении, воспитании в виде одного предложения
|
Задачи |
В них должны быть различимы пути достижения заявленного результата.Должны быть четкими, направленными на развитие конкретных качеств воспитанников, отражать содержание мероприятия
|
Формы, методы и приемы |
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Материал и оборудование |
Должны подбираться в соответствии с темой, с учетом возраста воспитанников
|
Оформление зала |
Оформляется в соответствии со спецификой воспитательного мероприятия |
Приведем пример разработки мероприятия «Щедрый хозяин Кузбасс».
Цель – расширение, закрепление и углубление знаний о Родном крае, экологии.
Задачи:
- Формировать ценностные отношения к природным дарам Кузбасса
- Развивать познавательную активность детей
- Воспитывать патриотические чувства к северному краю, уважение к культуре и традициям народов Кемеровской области
- Развивать, внимание, память, мышление, создавать ситуацию успеха
Форма – игра-акция
Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, зарисовки, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов растений и животных Кемеровской оласти, создание проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Материалы и оборудования – схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации, стихи и загадки о северном крае, аудиозапись «звуки природы», клей, ножницы, трафареты животных, растений, материалы неживой природы, цветные и простые карандаши, ластик, макет лесотундры, фотоаппарат, мультимедиа, компьютерная презентация.
Оформление зала
Зал оформлен рисунками, стулья расположены полукругом. Большая часть зала отведена для проведения игр.
Ход мероприятия
- Организационный момент
- Основная часть
- Заключительная часть
Испытывая потребность в организации и проведении воспитательного мероприятия педагог нередко не может решать оперативно конкретные вопросы.
Например
- Планируя воспитательную работу не все педагоги предвидят её результаты,
- Нередко формально ставят задачи воспитания,
- Не используют знания сильных и слабых сторон обучающихся,
- Не учитывают уровни самостоятельности воспитанников и всего коллектива
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательных мероприятий занимает немаловажную роль при проведении современных мероприятий.
Музыкальное оформление воспитательного мероприятия является важным показателем его качественности, оно должно соответствовать его целям и содержанию. Музыка является наиболее действенным средством, обращенным к душе человека.
Художественное оформление зала играет важную роль в подготовке и проведении воспитательного мероприятия.
Фотосъемка и видеосъемка в ходе воспитательного мероприятия позволяет создавать необходимый материал для наглядного анализа выполненной работы, а также для её рекламы (выполнение презентации мероприятия, видео- и фото альбомов, оформление выставок и т. д.).
Выяснение мнения аудитории, выявление причин его изменений или отрицательного эффекта воспитательного мероприятия, возможно путем обратной связи.
С позиций модернизации, воспитательные мероприятия будущего должны все в большей степени опираться на достижения науки и техники, в целях нахождения в наибольшей степени эффективных средств достижения намеченных в мероприятии результатов.
Таким образом, воспитательные мероприятия чаще всего являются открытыми или показательными и представляют собой этапы большой работы, проводимой педагогами, а иногда и воспитанниками учреждения.
Поэтому ответственность, лежащая на организаторах мероприятия очень велика, ведь от того, как проходят мероприятия чаще всего судят об эффективности воспитательной работы в учреждении.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования
«Центр развития творчества детей и юношества»
Заслушано на педагогическом МБУ ДО «ЦРТДиЮ» «___»__________2017 Протокол |
Утверждаю Директор МБУ ДО «ЦРТДиЮ» _______________Л.Н. Дорохина «___»______________ 2017 год |
Методические рекомендации
при организации воспитательного мероприятия
в учреждении дополнительного образования
г. Каменск-Шахтинский
2017
Воспитательные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе,
организуемые педагогами или кем-нибудь другим для обучающихся с целью
непосредственного воспитательного воздействия на них.
Подготовка и проведение воспитательного
мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы.
Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее
будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели
высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план
подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и
уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.
Требования к воспитательному мероприятию.
·
Четкая формулировка и
понимание педагогической цели мероприятия.
·
Планирование этапов
мероприятия.
·
Организация подготовки в
соответствии с поставленной целью
·
Определение оптимального
воспитательного материала с учетом основных принципов воспитания на
современном этапе.
·
Выбор наиболее
рациональных методов и приемов воспитания на каждом этапе.
·
Четкость мероприятия,
оптимальный темп, ритм.
·
Гибкость и широта
воспитательного маневра.
·
Наличие элемента
неожиданности, «изюминки».
·
Разнообразие и творческий
характер деятельности обучающихся.
·
Взаимосвязь этапов.
Подготовка воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей
цепи дел коллектива обучающихся, направленных на достижение общей цели
воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой
призвано способствовать решению конкретных задач по формированию
личности обучающегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию –
учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и
состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки
цели; II — этап планирования; III – этап организации; IV – этап проведения
мероприятия; V — этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его
главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику,
решает свои задачи по формированию у обучающихся различных черт и качеств: аналитических,
организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и
приемы педагогического воздействия и взаимодействия с обучающимися, воспитанниками,
родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также
на решение задач конкретного этапа.
Этапы подготовки и проведения воспитательного
мероприятия
I. Этап анализа предшествующей
педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из
определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их
воспитательным влиянием на обучающихся. Данный этап направлен на изучение
особенностей каждого обучающегося и коллектива объединения в целом и
определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного
воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической
реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в
ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и
выборе наиболее важных задач.
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия:
социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего
значения данного мероприятия.
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного
мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый
и оптимальный.
Критерии эффективности планирования
воспитательных мероприятий
Уровни эффективности |
Характеристика |
1.Критический |
Мероприятие проводится в связи с датой |
2.Допустимый |
Мероприятие проводится в соответствии с |
3.Оптимальный |
В основе формулировки цели – анализ |
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого
этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным
особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно
проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе;
подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий,
предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в
его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование,
беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений обучающихся
1.
С какой целью в коллективе
проводится данное мероприятие?
2.
По чьей инициативе
проводится мероприятие?
3.
Что интересного и полезного
будет получено от этого мероприятия?
4.
Какое твое участие в
подготовке и проведении данного мероприятия?
5.
Твои ожидания (будет ли
интересно) и пожелания?
6.
Назови недостатки ранее
проводимого мероприятия.
Делаем выводы из анализа и следуем далее.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного
мероприятия
Подготовка и моделирование предстоящей воспитательной работы
заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени
зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при
коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у
школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное
дело.
План составляется педагогом с привлечением обучающихся. Они сами учатся
правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают
логику мышления.
Алгоритм планирования
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены
на данном этапе.
2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить,
способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи.
Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия
предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и
приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного
коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в
планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся?
Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности
учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс
планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует
ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего
коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и
учащимися?
4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с
предыдущим и последующими делами коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия
и планируемого.
6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного
этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?
7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:
- Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть
лаконичным, привлекательным по форме). - Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
- Форма проведения (как)
- Место и время проведения (где, когда)
- Материалы и оборудование (что подготовить)
- План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
- Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)
III. Этап
организации мероприятия
Этап организации мероприятия является
самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как
ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение
организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения,
проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка
организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества,
инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1.Выяснить какие задачи по воспитанию,
обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2. Определить основные требования к
организационной деятельности (распределить роли и место в организации
мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса;
продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия
в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и
творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж,
определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с
организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации,
оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана
подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления
данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход
мероприятия.
8. Внести поправки в ход мероприятия в
связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать
реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем,
что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки,
связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
— организационную часть;
— основную часть;
— заключительную часть.
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению
мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися
заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех
участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на
основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством
педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин
недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и
самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга
перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа
состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу,
подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать
управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение
выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них,
синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться
в таких моментах, как:
·
соответствие
формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
·
соответствие
методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность,
направленность на развитие личности;
·
организационная
четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
·
педагогическое
мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских
навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях,
гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение
системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную
личность.
3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о
положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках
и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях
преодоления недостатков и развития положительного опыта.
Алгоритм анализа воспитательного мероприятия
I. Оценка педагога как воспитателя:
- компетентность и уровень его эрудиции;
- уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;
- степень демократичности в общении с воспитанниками;
- степень воздействия и помощи воспитанникам;
культура речи, мимика и жесты.
II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:
- активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;
- их заинтересованность в течение всего времени проведения;
- степень инициативности и творчества самих воспитанников;
- уровень самостоятельности воспитанников;
- степень эмоциональности воспитанников;
- степень дисциплинированности и ответственности.
III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:
- научность и мировоззренческая направленность содержания;
- доступность и посильность содержания для данного возраста;
- степень актуальности содержания (связь с жизнью);
- целесообразность и познавательная ценность содержания.
IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:
- степень рациональности и эффективности использования времени;
- эстетическая и действенность оформления;
- общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
- выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;
- степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что
преобладает: участие или присутствие и почему).
V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:
- социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и
четкость; - реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок
времени; - степень эмоционального и воспитательного воздействия;
- степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.
Методика
подготовки и проведения
воспитательного мероприятия
Воспитательные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности учащихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка воспитательного мероприятия
- Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
- Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
- Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
I.Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический (мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации), допустимый (мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер) и оптимальный (в основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия).
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
- С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?
- По чьей инициативе проводится мероприятие?
- Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?
- Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
- Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?
- Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.
Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия
Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.
План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).
Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.
Алгоритм планирования
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.
6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?
7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:
- Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).
- Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
- Форма проведения (как)
- Место и время проведения (где, когда)
- Материалы и оборудование (что подготовить)
- План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
- Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)
III. Этап организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
— организационную часть;
— основную часть;
— заключительную часть.
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:
- соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
- соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
- организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
- педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.
3. Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
Ошибки при организации и проведении воспитательного мероприятия
1. Форма мероприятия не соответствует его содержанию.
Например, если основным содержанием мероприятия являются размышления воспитанников о важных жизненных ценностях, то форма игровой шоу-программы помешает в достижении поставленных целей.
2. Форма слишком необычна, непривычна для детей. Например, если Вы разработали деловую игру с множеством правил и условий, которые лично Вам кажутся ясными, логичными и жизненно-правдивыми, то это ещё не значит, что воспитанники сразу разберутся во всех правилах. Возникшая в ходе мероприятия организационная неясность может свести на нет имеющиеся достоинства новизны и оригинальности.
3. Форма избитая, надоевшая или слишком примитивная для детей данного возраста и уровня развития, а значит неинтересная для них.
Из всех форм самая распространённая в школьной практике (следовательно, самая банальная и скучная) – так называемая «беседа», при которой педагог бóльшую часть времени что-то рассказывает, а дети в лучшем случае тихо подрёмывают. (Отметим, что при методически грамотном проведении беседа предполагает активность детей, реализуемую посредством их участия в диалоге.Если такой активности нет, значит в методике организации беседы допущены серьёзные ошибки.)
4. Содержание не несёт в себе новизны для детей, неинтересно им.
Пример. Если в 6 классе проводить беседу о правилах вежливости, с которыми дети знакомы с начальной школы, то о какой новизне и интересе учащихся к содержанию мероприятия может идти речь? Реакция воспитанников на такую ошибку: «Мы это давно знаем и умеем», «Понимаем, мы же не маленькие».
5. Содержание мероприятия недоступно детям данного уровня развития, слишком сложно для них.
Пример. На мероприятии в 8 классе, посвящённом Дню космонавтики, педагог оперирует астрофизическими понятиями и формулами на уровне выпускника физико-математического факультета.
6. Однообразие видов деятельности, утомляющее воспитанников, вызывающее у них скуку.
7. Педагог не регулирует отношения между детьми.
Следствия этой ошибки – нездоровая конкуренция, унижение одних воспитанников другими, ссоры между детьми, искажение результатов деятельности.
8. Педагог неинструктивно, непонятно для детей объясняет содержание деятельности. Следствие: дети не понимают, что и как им делать, переспрашивают, возникает шум, неразбериха, снижается продуктивность деятельности.
Технология подготовки и проведения
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Внеклассные мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями или кем-нибудь другим для учащихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Подготовка и проведение воспитательного мероприятия начинается с всестороннего анализа и подготовки плана работы. Умение анализировать, изучать итоги своей деятельности, прогнозировать ее будущие результаты, планировать конкретные шаги для их достижения – показатели высокого профессионализма педагога. Грамотно выполненные анализ и план подготовки позволяют увидеть связь между воспитательной работой педагога и уровнем воспитанности обучающихся, с которыми эта работа проводилась.
Подготовка воспитательного мероприятия
-
Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности.
2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать.
3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов:
I — этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели;
II — этап планирования;
III – этап организации;
IV – этап проведения мероприятия;
V — этап подведения итогов (анализ).
4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д.
5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа.
I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели
Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
Алгоритм анализа
1.Определить ожидаемые результаты воспитательного мероприятия: социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость; реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени; степень эмоционального и воспитательного воздействия; степень обучающего значения данного мероприятия.
2.Определить, на какой основе сформулированы цель и задачи воспитательного мероприятия в соответствии с критериями эффективности: критический, допустимый и оптимальный (таблица 1).
Таблица 1
Критерии эффективности планирования воспитательных мероприятий
Уровни эффективности |
Характеристика |
1.Критический |
Мероприятие проводится в связи с датой красного календаря, по указанию “сверху” и без анализа ситуации |
2.Допустимый |
Мероприятие проводится в соответствии с планом работы коллектива. Но анализ предшествующей педагогической ситуации носит при этом поверхностный характер |
3.Оптимальный |
В основе формулировки цели – анализ состояния коллектива, интересов и потребностей учащихся (воспитанников). Проведены наблюдения, анкетирование, беседы, сочинения, на основании которых сделаны выводы о необходимости данного мероприятия |
3.Определить, какие задачи ставит педагог при осуществлении первого этапа воспитательного мероприятия, и каким образом решает их.
4.Установить, соответствует ли данное мероприятие возрастным особенностям учащихся; уровню развития ученического коллектива, с которым оно проводится; насколько реально решение поставленных задач в данном коллективе; подготовлены ли учащиеся к восприятию воспитательных воздействий, предусматриваемых мероприятием, знают ли они о его цели, заинтересованы ли в его проведении.
5.Использовать для анализа первого этапа наблюдение, анкетирование, беседы.
Анкета
для изучения интересов и мнений учащихся
-
С какой целью в коллективе проводится данное мероприятие?
-
По чьей инициативе проводится мероприятие?
-
Что интересного и полезного будет получено от этого мероприятия?
-
Какое твое участие в подготовке и проведении данного мероприятия?
-
Твои ожидания (будет ли интересно) и пожелания?
-
Назови недостатки ранее проводимого мероприятия.
Делаем ВЫВОДЫ из АНАЛИЗА и следуем далее.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия
Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности.
От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело.
План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления).
Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления.
Алгоритм планирования
1.Выяснить, какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2.Наметить план подготовки и проведения мероприятия. Определить, способна ли реализация имеющегося плана решить поставленные педагогом задачи. Проанализировать, какие методы воспитания и приемы педагогического воздействия предусмотрены для решения задач этапа. Насколько целесообразен выбор методов и приемов воспитательного мероприятия. Соответствует ли он особенностям данного коллектива, отдельных учащихся, реализации комплексного подхода к воспитанию.
3.Выяснить путем бесед с коллективом какое участие примут в планировании учащиеся (другие члены сообщества), чему они при этом научатся? Важно учесть способствует ли планирование мероприятия проявлению активности учащихся, их самостоятельности и самодеятельности? Содействует ли процесс планирования развитию коллективистских отношений в классе (школе)? Способствует ли избранная форма планирования подготовки и проведения предстоящего коллективного творческого дела укреплению содружества между педагогом и учащимися?
4.Установить при планировании связь предстоящего мероприятия с предыдущим и последующими делами коллектива.
5.Выяснить, существует ли связь между анализом предыдущего мероприятия и планируемого.
6.Проанализировать, способствует ли планирование подготовительного этапа воспитательного мероприятия решению его общей цели?
7. Структура плана подготовки внеклассного воспитательного мероприятия:
-
Название творческого дела (должно точно отражать содержание, быть лаконичным, привлекательным по форме).
-
Цель, задачи (цель одна, задач не более пяти)
-
Форма проведения (как)
-
Место и время проведения (где, когда)
-
Материалы и оборудование (что подготовить)
-
План подготовки (с распределением обязанностей и функций)
-
Наши помощники (кто помогает, куда обратиться с вопросами)
III. Этап организации мероприятия
Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе.
Алгоритм организации мероприятия
1.Выяснить какие задачи по воспитанию, обучению и развитию поставлены на данном этапе.
2. Определить основные требования к организационной деятельности (распределить роли и место в организации мероприятия, отведенные педагогу, учащимся, другим участникам процесса; продумать насколько это оправдано и обосновано).
3. Установить степень и значимость участия в организации мероприятия учащихся для их активизации, проявления инициативы и творчества (подбор организаторов и исполнителей)
4. Организовать вводный инструктаж, определяющий уровень разделения труда между организаторами мероприятия.
5. Организовать текущий инструктаж с организаторами и исполнителями и выяснить процесс подготовки и организации, оказать помощь в решении проблем.
6. Установить, степень реализации плана подготовки мероприятия.
7.Проанализировать качество осуществления данного этапа и определить, как это может повлиять в дальнейшем на ход мероприятия.
8. Внести поправки в ход мероприятия в связи со степенью подготовки.
IV. Этап проведения мероприятия
Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
Алгоритм проведения мероприятия
1. Важно помнить, что любое мероприятие имеет:
— организационную часть;
— основную часть;
— заключительную часть.
2. Обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения, оборудования и оформления к проведению мероприятия;
б) эмоциональный настрой всех участников мероприятия;
в) убедительность, четкость, естественность выполнения учащимися заданий и упражнений для достижения цели проводимого мероприятия;
г) осознанность цели учащимися;
д) содействие (участие) в достижении цели мероприятия всех участников процесса.
V. Этап подведения итогов
1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
2. Причины недостатков (достоинств) мероприятия могут заключаться в таких моментах, как:
-
соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
-
соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
-
организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
-
педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность.
3.Сделать вывод и заключение на основе анкетирования (опроса) о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
В своей работе с учащимися 2 класса я поставила цель — сформировать дружный коллектив учащихся.
Передо мной встали задачи:
1. обсудить с учащимися понятие «дружба»;
2. воспитывать доброжелательность, уважение к другим людям;
3.формировать умение взаимодействовать в коллективе;
4.формировать нравственные качества(умение выслушивать и принимать позицию другого человека, умение сочетать собственные интересы с интересами других и др.)
Основой работы стала работа на уроках по развитию речи, где красной строкой в каждом занятии проходит тема дружбы, и организация внеклассных мероприятий.
Первым этапом работы стало обсуждение с детьми значения понятия «дружба» и беседы по темам «С кем можно дружить?», «С кем дружите Вы, ребята?». После этих бесед ребята заполнили анкеты « Я и мои друзья».
Вторым этапом стало обсуждение по темам «Что мешает дружбе?» и «Что помогает дружить?». Вместе с детьми были выделены опорные слова. Итогом этой работы стало выполнение задания «Волшебный сундучок».
Третий этап- игра « Умные договариваются, а глупые ссорятся». Дети были разделены на несколько групп, каждая из которых разыграла предложенную конфликтную жизненную ситуацию и предложила пути выхода из нее. Далее происходило обсуждение всеми ребятами. В конце игры ребята создали плакат « Солнышко дружбы».
В рамках недели внеклассного чтения с учащимися были проведены встречи «Книги о дружбе», «Пословицы о дружбе». Ребята продолжали пословицы по их началу, рисовали иллюстрации к книгам и пословицам.
В ходе этой работы учащиеся смогли сделать вывод « Кто такой настоящий друг?» и выработали для своих классов законы настоящей дружбы, которых решили придерживаться. Выучили песню М.Пляцковского «Настоящий друг», которая стала гимном дружбы для нашего класса.
Эти мероприятия, проведение традиционных классных праздников, активное включение во внеклассную жизнь школы помогает ребятам осознать собственную значимость, реализовать свои способности, правильно строить взаимоотношения с другими людьми на принципах взаимного уважения и доброжелательности.