Государство функции руководства

Проблема
управленческих функций позволяет
создать оптимальную структуру и систему
управления, определить объективные
потребности органов управления в
различных материалах и средствах.

Функция
управления — это конкретное направление
управляющего (организующего, регулирующего,
контролирующего и пр.) воздействия
государственного управления на объект
управления. Функции управления имеют
конкретное содержание и осуществляются
с помощью конкретных способов и форм
управления (например, принудительные
механизмы, издание правовых актов
управления, подчиняющее воздействие).
Наряду с функциями государственного
управления выделяются функции органов
государственного управления (т. е. их
управляющее воздействие на объекты), а
также управленческие функции всех
органов государства (т. е. органов
представительной и судебной властей).
Эти функции имеют ряд сходных признаков
(например, по субъекту и объекту
управления). Одним из важных вопросов
является правовое установление функций
государственного управления в функциях
органов государственного управления,
т. е. последние должны иметь нормативно
определенную компетенцию, обеспечивающую
качественное выполнение функций
государственного управления.

В
учебнике функции управления рассматриваются
как функции органов исполнительной
власти (государственного управления).

В
самом общем виде функции государства
и его органов — это основные направления
деятельности государства, обеспечивающие
его социальное благосостояние,
гарантирующие реализацию прав и свобод
человека и гражданина, стабильное и
эффективное управление государством
и обществом.

Функции
государственного управления обусловливаются
объективными закономерностями. Содержание
каждой функции предопределено стоящими
перед государством и государственным
управлением целями и спецификой объекта
государственного управления и включает
конкретное направление организационно-правового
воздействия органа государственного
управления на конкретные объекты
управления.

Основные
функции государственного управления
— это всеобщие, типичные, имеющие
специальную направленность виды
взаимодействия между субъектами и
объектами управления, характерные для
всех управленческих связей, обеспечивающие
достижение согласованности и
упорядоченности в сфере государственного
управления.

К
основным функциям государственного
управления можно отнести следующие.

1.
Информационное обеспечение деятельности
государственных органов, т. е. сбор,
получение, обработку, анализ информации,
необходимой для осуществления
государственной (управленческой)
деятельности. В теории это называется
информационным обеспечением управления.

2.
Прогнозирование и моделирование развития
системы государственного управления,
государственных органов, стандартов
государственного управления.
Прогнозирование — предвидение изменений
в развитии и результате каких-либо
событий или процессов в системе
государственной деятельности, в
государственных органах на основе
полученных данных, профессионального
опыта и практики, достижений
научно-теоретического анализа.
Прогнозирование — это необходимый
инструмент в деле принятия важнейших
управленческих решений, без него
невозможно определить последствия
социальных процессов, будущее состояние
общества в целом, мобильность и
эффективность деятельности государственных
органов.

3.
Планирование — это определение
направлений, пропорций, темпов,
количественных и качественных показателей
развития тех или иных процессов в системе
государственного управления и, в
частности, реализации государственных
функций (экономических, социально-культурных,
военных, оборонных, борьбы с организованной
преступностью и коррупцией в системе
государственной службы и т. д.). Кроме
того, это разработка целей, задач и
направлений развития и реформы
государственной деятельности и
государственного управления. В процессе
реализации функции планирования
создаются программы по развитию отношений
в различных отраслях и сферах
государственного управления (федеральные,
региональные и комплексные программы),
а также программы по изменению и улучшению
деятельности органа государственного
управления и его структуры.

4.
Организация — это формирование системы
государственного управления на основе
установленных принципов и подходов,
определение структуры управляющей и
управляемой систем в государственном
управлении. Организация в узком смысле
— это упорядочение структуры органов
государства, штатов, персонала, процессов
государственного управления. Организующая
деятельность включает действия и
решения, конечной целью которых является
обеспечение надлежащего функционирования
органов государственного управления.

5.
Распорядительство, т. е. оперативное
регулирование управленческих отношений,
возникающих по поводу осуществления
полномочий государственных органов и
должностных обязанностей, обеспечение
режима должной государственной
деятельности в форме принятия
административных актов (правовых актов
управления: приказов, распоряжений,
указаний, инструкций, правил, руководств
и т. д.). Распорядительство в узком смысле
— это дача текущих указаний руководящими
государственными служащими (должностными
лицами).

6.
Руководство — это установление правил
и нормативов деятельности и отдельных
действий государственных органов
(государственных служащих, должностных
лиц), управляемых объектов; общее
руководство — это определение содержания
государственной деятельности (например,
управленческой).

7.
Координация — это согласование
деятельности различных государственных
органов для достижения общих целей и
задач государственного управления.
Координация — это формирование «ансамбля»
управленческой деятельности автономных
административных центров и обеспечение
гармоничного его функционирования.
Если, например, существует несколько
самостоятельных организационных систем,
каждая из которых имеет собственную
сферу деятельности, цели, задачи и методы
осуществления функций, и требуется
решить проблему соединения усилий
различных органов управления, то в
данном случае возможно создание органа
управления, наделенного координационными
полномочиями (в настоящее время
координационными органами являются
преимущественно государственные
комитеты РФ, некоторые федеральные
министерства и иные органы исполнительной
власти, реализующие функции регулирования,
межотраслевой координации и
контрольно-надзорные функции).

8.
Контроль — это установление соответствия
или несоответствия фактического
состояния системы государственного
управления и ее структуры требуемому
стандарту и уровню, изучение и оценка
результатов общего функционирования
государственных органов, а также
конкретных действий субъектов управления;
установление соотношения намечаемого
и сделанного в системе государственного
управления. Контроль — это наблюдение
за качеством управленческой деятельности,
выявление ошибок в управлении и степени
соответствия управленческих действий
и административных актов принципам
законности и целесообразности. В
определенных сферах государственной
деятельности органы государственной
власти постоянно усиливают контроль
за совершением тех или иных действий.
Контроль должен быть последовательным,
разумным, обоснованным, гласным,
объективным, законным и оперативным.
Одним из видов контроля является надзор1,
осуществляемый, как правило, только для
выяснения соответствия законности
проводимых мероприятий (действий,
решений).

9.
Регулирование — использование методов
и способов управления в процессе
организации системы государственного
управления и ее функционирования.
Регулирование — это установление
общеобязательных требований и процедур
для объектов управления и различных
субъектов права в целях обеспечения
общественного порядка, безопасности,
равенства участников экономических
отношений, основ демократической
конкурентности, прав и свобод граждан.

Полный
перечень направлений реализации функции
государственного регулирования
достаточно велик; укажем лишь некоторые
из них: определение правил поведения и
действия в конкретной сфере посредством
нормативного правового акта; установление
конкретных процедур управления
(сертификация, лицензирование,
налогообложение, регистрация и т. д.);
установление механизма контроля
требуемых действий, т. е. осуществление
контрольной и координационной
деятельности, реализация надведомственных
полномочий; формулировка задач и этапов
управленческой деятельности и т. д.

Содержание
государственного регулирования
складывается из следующих элементов:
нормативное установление общих требований
в конкретной сфере управленческой
деятельности; экономическое и правовое
регулирование развития конкретных
отраслей; государственная поддержка и
защита российских разработчиков,
производителей и потребителей; контроль
за выполнением установленных законом
требований и положений; координационное
управление; реализация надведомственных
контрольно-надзорных полномочий. Функция
государственного регулирования все
чаще находит свое отражение в федеральных
и иных законодательных актах.

В
некоторых отраслях государственного
управления государственное руководство
и управление невозможно, да и нецелесообразно
заменять государственным регулированием.
Например, управление внутренними делами,
иностранными делами, юстицией подчинено
режиму централизованного прямого
управления. Вместе с тем в отраслях
управления промышленностью и хозяйственного
строительства уже давно применяется
на практике механизм государственного
регулирования, так как он в большей мере
способствует созданию благоприятных
экономических, организационных и
юридических условий для функционирования
предприятий, коммерческих и некоммерческих
организаций. Государственное регулирование
отрицает прямое административное
вмешательство органов государственного
управления в производственную и иную
хозяйственную деятельность предприятий
и организаций; оно использует такие
правовые средства, как установление
стандартов, конкретных управленческих
процедур, а также налоги, сборы, тарифы,
пошлины, государственный заказ.

Государственное
регулирование характеризуется как
«положительное» государственное
управление, т. е. непрерывное решение
вопросов общественной и государственной
жизни государством и его
исполнительно-распорядительными
органами. В сферу деятельности этих
органов и должностных лиц попадают
вопросы налогообложения, таможенной
деятельности, обеспечения
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, борьбы за
экологическую чистоту, стандартизации
и сертификации, ветеринарии и т. д.

10.
Учет — это фиксация информации, выраженной
в количественной форме, о движении
материальных ресурсов государственного
управления, о результатах реализации
управленческих отношений, полномочий
государственных органов, государственных
управленческих решений, о наличии и
движении документов, имеющих важное
значение для государственного управления
в целом; это фиксирование в количественном
выражении всех факторов, влияющих на
организацию и функционирование
государственного управления. Учет
предназначен для определения наличного
количества каких-либо предметов,
документов, фактов; система учета, как
правило, включает органы управления на
федеральном, региональном, ведомственном
и муниципальном уровнях,
информационно-аналитические организации
и центры сбора, обработки и передачи
информации, инженерно-технические
средства, а также нормативные правовые
акты, регламентирующие деятельность в
соответствующей области.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Основные функции государственного управления

Содержание:

  • Что понимается под государственным управлением

    • Какие функции на него возложены
  • Виды функций государственного управления

    • Сколько объективно существует
  • Общая характеристика функций госуправления

Функции государственного управления – это конкретный вид воздействия государства в целом на процессы, происходящие в обществе. Функции определяются целями государства и особенностями управляемого объекта, они обеспечивают оптимальное функционирование всех сфер жизни государства и общества.

Что понимается под государственным управлением

Государственное управление – это воздействие государства на общественную жизнедеятельность с целью ее организации, сохранения, изменения.

Государственное управление осуществляет государственный аппарат, который действует от имени народа. Управление осуществляется в законодательной, исполнительной деятельности, правосудии и распространяется на общество как управляемую целостность. Именно от государственного управления зависит развитие страны в социальном и экономическом аспектах. Важную роль играет системность: она помогает достигать целей, осуществлять качественное управление, продуктивно взаимодействовать субъектам и объектам.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Государственное управление имеет следующие цели:

  • социально-экономические (управление упорядочивает жизнь общества, действует в соответствии с интересами граждан, имеет целью достижение экономического благосостояния, построение и поддержание необходимых экономических отношений);
  • политические (управление политическими силами, осуществление деятельности, которая совершенствует структуры государства и общества);
  • обеспечительные (обеспечение прав и свобод граждан, соблюдения законов, порядка и безопасности в обществе, уровня благополучия);
  • организационно-правовые (формирование такой правовой системы, которая помогает государству достигать целей и решать поставленные задачи).

Признаки государственного управления:

  • управление осуществляется при помощи государственной власти: правительства, органов местного самоуправления;
  • управление распространяется на всё общество;
  • управление представляет собой сложную систему: каждый из множества ее элементов преобразует и организует общественную жизнь.

Под понятием государственного управления в широком смысле подразумевается в целом регулирующая деятельность государства. Под государством здесь понимаются представительные и исполнительные органы власти, суды, прокуратуры и т. д. Субъекты в данном случае организуют и воздействуют на социальные отношения.

В узком смысле под государственным управлением понимается деятельность исполнительных органов государственной власти на уровне РФ и ее субъектов. Это деятельность президента, правительства, органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, местных администраций. Государственное управление осуществляется с помощью соответствующей формы исполнительно-распорядительной и контрольно-надзорной деятельности.

Какие функции на него возложены

Под функциями государственного управления принято понимать виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.

Функции государственного управления

 

Основные функции:

  • анализ – необходимое условие для принятия управленческих решений, нацеленных на достижение результата. Анализ строится на использовании научных знаний, достоверных данных, учета реальных условий развития общества;
  • информационное обеспечение деятельности государственных органов: сбор, обработка, получение, анализ информации, которая нужна для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование и разработка моделей развития управленческой системы. Представление возможных состояний и изменений объекта в процессе реализации управления помогает определить результаты воздействия на общество, социальные процессы, а также эффективность работы государственных органов;
  • планирование – определение целей, задач, направлений, ресурсов, сроков, исполнителей, форм, методов исполнения, темпов, показателей развития и результативности процессов в системе управления, контроля деятельности субъекта;
  • целеполагание – процесс обоснования целей государства и субъектов государственного управления;
  • организация – формирование системы управления на основе определенных принципов, упорядочивание, приведение в систему органов государства, штата, персонала. Цель организации – надлежащее функционирование органов государственного управления;
  • распорядительство – своевременное регулирование управленческих отношений, обеспечение оптимальной государственной деятельности за счет принятия необходимых административных актов;
  • руководство – установление и принятие правил и нормативов для действий управленческих органов;
  • координация – согласование действий органов государства для достижения общих целей, надлежащего функционирования. Координационными органами могут быть государственные комитеты, федеральные министерства и другие органы исполнительной власти;
  • контроль – наблюдение за качеством деятельности управленческих органов, соответствием системы управления принятым стандартам, выявление ошибок. Контроль должен предаваться гласности, быть последовательным, обоснованным, законным и своевременным;
  • регулирование – применение определенных методов для организации системы государственного управления, установление общих требований для объектов и субъектов управления в целях обеспечения порядка, равенства в экономических отношениях, соблюдения прав и свобод;
  • учет – фиксирование информации о материальных ресурсах государственного управления, реализации управленческих отношений и решений.  

Виды функций государственного управления

По субъекту, масштабу, средствам и характеру воздействия на объект функции делятся на:

  • социально-организационные (направлены на все сферы общественных процессов, именно в них заключен смысл управленческой деятельности государства);
  • внутриорганизационные (направлены на организацию и регулирование деятельности всех структур государственного аппарата).

По содержанию и глубине действия на общественные отношения функции делятся на следующие разновидности:

  • общие (присутствуют в любом управленческом взаимодействии и отражают сущностные моменты. К ним относятся, к примеру, организация, планирование, прогнозирование, регулирование, контроль и др.);
  • специфические (проявляются в специальных областях, где необходимо действовать именно от имени государства: правоприменение, проведение выборов, перепись населения, лицензирование деятельности, регулирование особых правовых режимов, финансирование, налогообложение, регулирование труда и деятельности предприятий, кредитование и др.).

Сколько объективно существует

Перечень функций органов государственного управления официально не прописан ни в Конституции РФ, ни в законах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. Однако большинство научных работ выделяют 12 основных функций, прописанных выше.

Общая характеристика функций госуправления

В сущности функции государственного управления обеспечивают социальное благосостояние общества, гарантию социальных прав и свобод граждан, эффективное управление государством и обществом. Каждая функция предопределена целями государства и спецификой объекта управления.

Функции государственного управления должны обеспечивать:

  • сохранность общества, целостность всех институтов, действующих на территории государства;
  • все социальные права граждан;
  • оптимальные экономические условия для производства товаров, услуг, поддержания высокого уровня жизни;
  • защиту государства, его границ, сохранение суверенитета.

Библиографическое описание:


Антонов, А. А. Функции и принципы государственного управления как объекта административно-правового регулирования / А. А. Антонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 8 (403). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/archive/403/89103/ (дата обращения: 24.09.2023).



Государственное управление является одним из видов социального управления, имеет общие с ним черты. Государственное управление может осуществляться органами публичной власти и их структурами. Негосударственное управление осуществляется муниципальными органами власти, партиями, религиозными организациями, частными предприятиями.

Содержание определения государственного управления может рассматриваться как функционирование всех субъектов публичной власти, и направлено на организацию общественных отношений. Государственное управление предполагает деятельность органов исполнительной и законодательной власти, судебной системы, прокуратуры, региональных и муниципальных органов власти. Все они в совокупности организуют общественные отношения, складывающиеся между гражданами, хозяйствующими субъектами, общественными организациями.

Законодательное нормотворчество является основной функцией представительных органов власти (Федерального Собрания РФ, органов законодательной власти субъектов РФ). Органы исполнительной власти обеспечивают реализацию принятых законодательных норм посредством директивных предписаний субъектам правоотношений. Судебная власть рассматривает и разрешает споры, возникающие между этими субъектами. Деятельность указанных органов власти регламентируется конституционным, гражданским, административным, уголовным и другими отраслями права. Такой подход к определению государственного управления используется в теории государства и права, политологии, экономике и иных отраслях науки [3, с. 49].

Иная точка зрения заключается в рассмотрении государственного управления в узком аспекте, в первую очередь, в качестве деятельности по организации исполнения законов, а также в текущем распорядительстве различными хозяйствующими, социальными объектами, людьми, что выражается в издании обязательных для них подзаконных актов. Такая трактовка используется в науке административного права [4, с. 34].

Государственное управление имеет ряд признаков.


Всеобщность

означает, что государственное управление реализовано во всех сферах функционирования государственной власти, там, где возникает необходимость государственного регулирования.


Исполнительный характер.

Фактически государственное управление призвано заниматься исполнением законов и иных нормативно-правовых актов. В этом смысле оно имеет подчиненное положение по отношению к органам законодательной власти. В этом выражается сущность взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти.


Распорядительный характер.

Государственное управление всегда предполагает подчинение объекта управления и субординационный характер взаимоотношений. Законодательство наделяет субъекты государственного управления объемом распорядительных полномочий, представляющих собой право издания юридических актов, содержащих нормативные предписания.


Организационный характер

состоит в регулировании и координации совместной деятельности граждан в целях реализации законов.


Непрерывный характер

государственного управления заключается в его цикличности, предполагающей подготовку к принятию управленческого решения, организацию его исполнения и контроль. При этом должно присутствовать оперативное регулирование управленческих связей.

Функции государственного управления определяют характер и содержание деятельности органов власти, а также методы регулирования объектов управления.

Прогнозирование — это обоснованное представление о возможных состояниях и последствиях применения регуляторного воздействия на объект управления, представляет собой изучение, разработку и оценку рисков социально-экономического развития отраслей управления.

Планирование заключается в процессе выработки целей принятия решений и способов их достижения. Оно выражено в разработке нормативных показателей социально-экономического развития.

Организация — это проведение определенных мероприятий по исполнению принятого решения, включает подбор и обучение исполнителей, техническое и финансовое обеспечение. Под организацией также понимается структурирование государственных органов и процессов управления.

Контроль и учет позволяют определить количественные изменения всех ресурсов, задействованных в процессе исполнения управленческих решений. При контроле также происходит сопоставление плановых, промежуточных и конечных результатов. Полученная по результатам контроля информация помогает совершенствовать способы реализации управленческих решений.

Регулирование — это установка обязательных требований и процедур для участников управленческой деятельности. К примеру, посредством регулирования органы государственной власти разрабатывают механизм лицензирования отдельных видов деятельности, правила сертификации, регистрации, проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Управляющее воздействие органов государственной власти направляется как на внешние объекты, так и на организацию деятельности самого органа власти.

Принципы государственного управления выражают не только его сущность, но и влияют на формирование структуры органов управления, а также на формы и методы осуществления управленческих функций. Под принципами государственного управления понимаются закрепленные в нормах права основные, исходные положения и идеи, отражающие его особенности и назначение [2, с. 21]. Охарактеризуем основные принципы государственного управления более подробно.

Принцип

законности

означает неукоснительное соблюдение законов, единообразие их исполнения. Ни один государственный орган не имеет права по своей инициативе расширить или сузить объем своих полномочий. Способами обеспечения исполнения данного принципа являются судебный контроль и прокурорский надзор, а также обжалование в административном порядке действий (бездействий) и решений органов власти и их должностных лиц.

Принцип

федерализма

предполагает наличие соответствующей формы государственного устройства. В Конституции РФ закреплено разграничение перечня вопросов, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению РФ и ее субъектов. Это означает наличие двухуровневой системы органов государственного управления.


Территориальный

принцип государственного управления заключается в решении управленческих задач по отношению к объектам, находящимся на определенных территориях. Примером реализации этого принципа является создание территориальных органов исполнительной власти в структуре федеральных органов власти.


Отраслевой

принцип заключается в осуществлении государственного управления в отношении однотипной группы предприятий и учреждений. Примером может служить государственное управление в области образовательной деятельности Министерством просвещения РФ, в сфере природопользования — Министерством природы РФ.

Принцип

плановости

обусловлен самой сущностью управления, заключающейся в постановке целей и разработке программ их достижения. Развитие государственного управления в рамках установленных планов является важным условием функционирования органов государственной власти. Стратегическое планирование в Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований [1].

Принцип

двойного подчинения

в государственном управлении предполагает ведомственное подчинение территориального органа исполнительной власти субъекта РФ федеральному органу власти по соответствующей компетенции, а по вопросам совместного ведения — руководящим органам субъекта РФ.

Принцип

гласности

означает всестороннее объективное информирование о деятельности субъектов государственного управления. Примером реализации этого принципа является официальное опубликование нормативных актов, статистических данных, аналитики, характеризующих работу органа государственной власти.

Таким образом, принципы административного права — это основополагающие начала организации государственного управления. Без их соблюдения невозможно осуществление эффективного управленческого воздействия, а также построение административных правоотношений. Функции и принципы административного права, подлежащие применению органом исполнительной власти, являются важнейшими инструментами административного регулирования. Они формируются исходя из конкретного правового опыта и уровня развития всех отраслей законодательства. Несомненно, они имеют конституционно-правовые начала, но с развитием отрасли административного права приобретают собственные, особенные черты. Соблюдение указанных принципов в нормотворческой деятельности позволяет совершенствовать административное законодательство.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 05.08.2020).
  2. Административно-процессуальное право / под ред. А. И. Каплунова — 2-е изд. перераб. и доп. — Санкт-Петербург: ООО «Р-КОПИ», 2017. — 376 c. — Текст: непосредственный.
  3. Зеркин, Д. П., Игнатов В. Г. Основы теории государственного управления. — 3-е изд., доп. и перераб. — Москва: МарТ, 2007. — 541 c. — Текст: непосредственный.
  4. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. — 5-е изд., пересмотр. — Москва: Норма, 2015. — 575 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, государственная власть, принцип, исполнительная власть, орган, Российская Федерация, законодательная власть, муниципальный орган власти, публичная власть, федеральный орган власти.

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

  1. Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

  2. Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

  3. Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

  4. Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

  5. Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным зако­ном «О выборах Президента Российской Федерации». В Конститу­ции РФ установлен ряд требований, которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Приглашаем на онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Выберите идеального репетитора по обществознанию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по обществознанию

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

  1. Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

  2. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

  3. Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

  4. Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

  5. Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

  6. Осуществляет управление федеральной собственностью.

  7. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

  8. Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

  9. Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

  10. Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

  11. Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

  12. Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

  13. Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

  14. Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

  1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

    • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
    • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
    • не вступивших в силу международных договоров РФ.
  2. Разрешает споры о компетенции:

    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
    • между высшими государственными органами субъектов РФ.
  3. По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

  4. Дает толкование Конституции РФ.

  5. Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Система судебных органов РФ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Диклофенак тева мазь инструкция по применению цена
  • Veinfactors инструкция по применению на русском
  • Вольво 240 руководство по эксплуатации
  • Акридерм мазь инструкция по применению детям с какого возраста
  • Соковыжималка шнековая redmond rj 930s инструкция