Государственное руководство охраной труда

Государственное управление охраной труда

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

line02

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению Минтруда России, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий (Трудовой кодекс Российской Федерации, ст. 216).

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтруда России (Трудовой кодекс Российской Федерации, глава 57).

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 19

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТРУДА

В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

line02   line02

Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
  • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядок подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
  • обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
  • координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда, организуют проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и проведение подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  • Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются законами субъектов Российской Федерации.
arrows6

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

line02   line02

Минтруд России

осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

(Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации»)

 
 

Содержание страницы

  1. В чем смысл управления охраной труда
  2. Зачем державе руководить трудоохранными процессами
  3. Кто в государстве управляет охраной труда
  4. Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 211 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.

Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Добавить в «Нужное»

Охрана труда работников 2023: шпаргалка, как организовать и что нового

Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 ТК РФ). В консультации мы расскажем, какие именно мероприятия должны проводить работодатели и на что ориентироваться при их проведении. Сразу скажем, что в этой области Минтрудом и Правительством утверждено довольно много рекомендаций, которые удобно использовать в качестве ориентира и основы при разработке собственных инструкций и положений.

Чем устанавливаются требования охраны труда работников

Любой работодатель обязан обеспечивать своим работникам условия труда, соответствующие требованиям охраны труда.

Требования охраны труда устанавливаются (ст. 209, 212 ТК РФ):

  • законодательством;
  • локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

При установлении требований нужно ориентироваться на то, что основными принципами обеспечения безопасности труда являются (ст. 209.1 ТК РФ):

  • предупреждение и профилактика опасностей. То есть работодатель постоянно должен проводить мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения этих уровней;
  • минимизация повреждения здоровья работников. Это означает, что работодатель должен предусмотреть меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации профессиональных рисков.

Основные требования охраны труда

Работодатель должен обеспечивать следующие требования в сфере охраны труда, установленные разными положения Трудового кодекса:

  • обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, при осуществлении технологических процессов и эксплуатации применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
  • обеспечить соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • соблюдать режим труда и отдыха работников. Он устанавливается ПВТР или трудовым договором (ст. 100 ТК РФ);
  • соблюдать ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • приобретать за свой счет и выдавать работникам СИЗ и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в установленном порядке, если работники трудятся во вредных и (или) опасных условиях труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. СИЗ это спецодежда, спецобувь, средства защиты от падения с высоты и т.п. (ст. 221 ТК РФ);
  • иметь средства коллективной защиты;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • при возникновении угрозы жизни и здоровью работников приостанавливать производство работ, эксплуатацию оборудования, зданий или сооружений до ликвидации угроз;
  • расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве и профзаболевания;
  • вести учет обстоятельств, приведших к микроповреждениям (микротравмам). При этом надо руководствоваться Рекомендациями по учету микроповреждений (микротравм) работников, утв. Приказом Минтруда от 15.09.2021 № 632н.

Инструкция или Положение по охране труда

Работодатели обязаны организовать систему управления охраной труда или СУОТ (ст. 217 ТК РФ). Для этого разрабатывается и утверждается локальный нормативный акт, например, Положение об охране труда или Положение о СУОТ или Инструкция по охране труда. При разработке можно ориентироваться на Примерное положение о системе управления охраной труда, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н.

Перечислим, какие положения необходимо прописать в Положении:

  • организационная структура управления организации, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц. В частности, Трудовой кодекс устанавливает, что при производственной деятельности и численности работников больше 50 человек соблюдение требований охраны труда должна обеспечивать служба охраны труда или специалист по охране труда. При меньшей численности решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда работодатель принимает сам. В отсутствие такой службы или специалиста функции работника, осуществляющего контроль за соблюдением требований охраны труда, выполняет руководитель или назначенный им сотрудник (ст. 223 ТК РФ);
  • документы, используемые в рамках СУОТ, процедура их создания, утверждения, ведения и т.п.;
  • мероприятия, обеспечивающие функционирование СУОТ и контроль за эффективностью работы в области охраны труда. Перечень таких мероприятий будет зависеть от вида деятельности организации, ее размеров. Это, в частности, следующие мероприятия (ст. 214, 218 ТК РФ):
  • управление профессиональными рисками на рабочих местах;
  • улучшение условий и охраны труда;
  • спецоценка условий труда;
  • проведение медосмотров и освидетельствований работников;
  • обучение по охране труда
  • обеспечение работников СИЗ и т.д.

Примерный перечень таких мероприятий можно найти в Приложении к приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н (подробнее расскажем в следующем разделе).

Можно создать в организации комитет или комиссию по охране труда, включив туда представителей работодателя и работников. Комитет (комиссия) будут работать в соответствии с положением, которое нужно утвердить приказом (распоряжением) работодателя. При утверждении такого положения можно использовать Примерное положение о комитете (комиссии) по охране труда, утв. Приказом Минтруда от 22.09.2021 № 650н (ст. 224 ТК РФ).

Мероприятия по улучшению условий и охраны труда нужно реализовывать ежегодно (ст. 225 ТК РФ).

Мероприятия по улучшению охраны труда 2023

Как мы сказали выше, существует Примерный перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда (Приложение к Приказу Минтруда от 29.10.2021 № 771н). Посмотрим, какие мероприятия являются общеприменимыми для большинства работодателей:

  • проведение спецоценки условий труда, выявление и оценка опасностей, оценка уровней профессиональных рисков, реализация мер, разработанных по результатам их проведения;
  • внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами;
  • приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении штатного функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки;
  • устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов;
  • внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
  • внедрение и (или) модернизация технических устройств и приспособлений, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
  • механизация работ при складировании и транспортировании сырья, готовой продукции и отходов производства;
  • модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью исключения или снижения до допустимых уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок дезинфекции, аэрирования, кондиционирования воздуха с целью обеспечения теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений;
  • обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях;
  • устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений;
  • приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой, систем фильтрации (очистки) водопроводной воды;
  • проведение обучения по охране труда, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, обучения по использованию (применению) СИЗ, инструктажей по охране труда, стажировки на рабочем месте (для определенных категорий работников) и проверки знания требований охраны труда;
  • проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором медицинских изделий для оказания первой помощи;
  • реализация мероприятий, направленных на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах, в частности компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях или организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, ЛФК с работниками).

А в зависимости от специфики деятельности могут проводиться такие мероприятия:

  • установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
  • обеспечение работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, дерматологическими средствами индивидуальной защиты;
  • обеспечение хранения СИЗ, а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ;
  • приобретение систем обеспечения безопасности работ на высоте.

Что такое управление профессиональными рисками

Управление профессиональными рисками – это комплекс мероприятий, направленных на:

  • выявление опасностей. Это можно делать самостоятельно или с привлечением независимой организации нужной компетенции (п. 24 Примерного положения, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 776н). Рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей утверждены Приказом Минтруда от 31.01.2022 № 36 (ст. 218 ТК РФ);
  • оценку уровня профессионального риска;
  • регулярный анализ опасностей;
  • снижение и недопущение повышения уровней профессионального риска;
  • контроль и пересмотр выявленных рисков.

Опять же, все эти мероприятия должны быть прописаны в локальном нормативном акте, например в отдельном разделе Положения о СУОТ. При разработке мер управления рисками можно ориентироваться на пп. 89 – 93 Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утв. Приказом Минтруда от 28.12.2021 № 926.

Обучение работников в области охраны труда: инструктажи и проверка знаний

Отдельно скажем, что работодатель обязан организовать обучение по охране труда, в частности, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также обязан проводить инструктажи по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Это касается абсолютно всех работников, а не только производственного персонала (ст. 219 ТК РФ).

Ориентироваться при этом надо на Правила обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, утв. Постановлением Правительства от 24.12.2021 № 2464.

Финансирование мероприятий по охране труда

В общем случае мероприятия по охране труда работодатели финансируют самостоятельно. Причем в Трудовом кодексе прописаны нормативы такого финансирования – не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (ст. 225 ТК РФ). Перекладывать расходы на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда на плечи работников недопустимо.

Вместе с тем, предусмотрена процедура последующего возмещения произведенных работодателем расходов на определенные цели за счет средств Социального фонда России. Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, установлены Приказом Минтруда от 14.07.2021 № 467н. Там прописано, что:

  • расходы по охране труда финансируются за счет суммы страховых взносов на травматизм, начисленных за текущий год;
  • установлены ограничения по финансированию за счет взносов (в общем случае не более 20 – 30% суммы взносов за прошлый календарный год);
  • за счет взносов финансируются лишь определенные мероприятия (проведение спецоценки условий труда, обучение по охране труда, приобретение определенных СИЗ, проведение обязательных периодических медосмотров работников и т.д.);
  • для получения возмещения из СФР должны выполняться определенные условия и необходима подача определенных документов в установленные сроки.

Изменения в сфере охраны труда с 2023 г.

Изменение 1. С 1 января 2023 г. работодатели при разработке правил и инструкций по охране труда должны руководствоваться Основными требованиями, утв. Приказом Минтруда от 29.10.2021 № 772н.

Изменение 2. С 1 марта 2023 г. работодатели должны сообщать о том, что они хотят проводить обучение охране труда своими силами. Так, по новым правилам, если организация или предприниматель собираются обучать работников требованиям охраны труда, оказанию первой помощи, применению СИЗ, то они должны сообщить об этом в Минтруд. Делается это через личный кабинет в информационной системе ведомства. Минтруд включит данных работодателей в специальный реестр. А при прекращении деятельности по обучению нужно снова уведомить Минтруд. Тогда он исключит работодателя из спецреестра (Постановление Правительства от 24.12.2021 № 2464).

Изменение 3. С 1 марта 2023 г. применяются новые Правила расследования и учета профзаболеваний, установленные Постановлением Правительства от 05.07.2022 № 1206.

Изменение 4. С 1 сентября 2023 г. начнут применяться новые (Приказы Минтруда от 29.10.2021 № 766н, 767н):

  • Единые типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств;
  • Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами.

Правда, будет действовать переходный период – до 31.12.2024 можно будет выдавать СИЗ по прежним типовым нормам.

Изменение 5. С 1 сентября 2023 г. вносятся изменения в Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (Постановление Правительства от 30.12.2022 № 2540).

Ответственность за невыполнение требований охраны труда

Ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в законах и иных НПА, предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. В общем случае за нарушение требований грозит:

  • организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.;
  • предпринимателю – штраф от 2 000 до 5 000 руб.;
  • должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 руб.

Кроме того, есть отдельные штрафы за нарушение специальных требований, к примеру, за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте или за ее непроведение грозит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.;
  • предпринимателю – штраф от 5 000 до 10 000 руб.;
  • должностному лицу организации – предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Необеспечение работника СИЗ обернется (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ):

  • для организации – штрафом от 130 000 до 150 000 руб.;
  • для предпринимателя – штрафом от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для должностного лица организации – штрафом в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Соблюдение государственных нормативных требований охраны труда проверяет государственная инспекция труда (ст. 216.1 ТК РФ).

Также возможна госэкспертиза условий труда, которая проводится по обращению работника, считающего, что нарушены качество проведения спецоценки условий труда или правильность предоставления гарантий и компенсация за работу во вредных и опасных условиях труда (ст. 213 ТК РФ).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Вапорессо хрос 2 инструкция по применению на русском языке
  • Московская академия предпринимательства руководство
  • Йодинол инструкция по применению отзывы форум
  • Руководство для terraria
  • Premset руководство по монтажу