Государственное руководство культуры

  • кратко

    Первый заместитель Министра

    Статс-секретарь-заместитель Министра

    кратко

    Абиев Рустам Рагимович

    Помощник Министра

    Гришаев Виктор Федорович

    Помощник Министра

    Кононов Максим Владимирович

    Советник Министра

    Цыганков Владимир Викторович

    Советник Министра

    Савин Евгений Викторович

    Помощник Министра

    Навставшев Дмитрий Владимирович

    Помощник Министра

    Ермакова Мария Александровна

    Референт Министра на общественных началах

    кратко

    Отдел государственной службы и противодействия коррупции

    Завойских Майя Темуровна

    Начальник самостоятельного отдела

    Сластунова Ирина Васильевна

    Заместитель начальника отдела

    Ломакина Дарья Дмитриевна

    Заместитель начальника самостоятельного отдела

    Зотова Людмила Владимировна

    Советник

    Шуткова Мария Сергеевна

    Советник

    кратко

    Отдел защиты государственной тайны и мобилизационной подготовки

    Седова Елена Анатольевна

    Начальник самостоятельного отдела

    Родионов Алексей Александрович

    Заместитель начальника отдела

    Государев Николай Иванович

    Заместитель начальника отдела

    Артемов Олег Юрьевич

    Заместитель начальника отдела

    Марушкина Наталья Борисовна

    Советник

    кратко

    Серова Татьяна Валентиновна

    Директор департамента

    Сладкова Ольга Юрьевна

    Заместитель директора департамента

    Кичигина Евгения Дмитриевна

    Заместитель директора департамента

    Крук Наталья Михайловна

    Заместитель директора департамента — главный бухгалтер

    Жир Елена Андреевна

    Референт

    кратко

    Отдел обеспечения бюджетного процесса

    Панкратов Александр Денисович

    Заместитель начальника отдела

    Оглоблина Екатерина Александровна

    Советник

    Тарасов Виктор Александрович

    Советник

    кратко

    Отдел анализа и администрирования доходов

    Апанасенко Геннадий Павлович

    Начальник отдела — зам. главного бухгалтера

    Спиридонова Мария Михайловна

    Заместитель начальника отдела

    Скребкова Елена Владимировна

    Заместитель начальника отдела

    Морозова Елена Валериевна

    Советник

    Дмитриев Сергей Максимович

    Главный специалист-эксперт

    кратко

    Отдел анализа и планирования в сфере оплаты труда

    Брехова Ирина Анатольевна

    Начальник отдела

    Леднева Дарья Вадимовна

    Советник

    Мягкова Христина Дмитриевна

    Консультант

    кратко

    Мялковская Надежда Петровна

    Начальник отдела — зам. главного бухгалтера

    Рахманкулова Гульсиня Хузеевна

    Заместитель начальника отдела

    Ачитаева Ирина Анатольевна

    Заместитель начальника отдела

    Старкова Тамара Григорьевна

    Советник

    Заклякова Ольга Николаевна

    Консультант

    кратко

    Отдел финансирования подведомственных учреждений культуры

    Пикина Екатерина Сергеевна

    Начальник отдела

    Афанасьева Диана Олеговна

    Советник

    кратко

    Контрольно-ревизионный отдел

    Калашникова Елена Семеновна

    Начальник отдела

    Григорьева Елена Анатольевна

    Заместитель начальника отдела

    Дроздова Ольга Викторовна

    Заместитель начальника отдела

    Владыкова Ольга Константиновна

    Советник

    кратко

    Рыбало Роман Алексеевич

    Директор департамента

    Никифоров Николай Владимирович

    Заместитель директора департамента

    Ерофеев Константин Анатольевич

    Заместитель директора департамента

    Трубинов Дмитрий Дмитриевич

    Заместитель директора департамента

    Васильев Сергей Васильевич

    Заместитель директора департамента

    Мальченков Алексей Александрович

    Заместитель директора департамента

    кратко

    Отдел государственной охраны объектов культурного наследия и градостроительной деятельности

    Клюкина Екатерина Александровна

    Заместитель начальника отдела

    Белов Сергей Алексеевич

    Советник

    Бабкин Глеб Сергеевич

    Консультант

    Садова Елена Васильевна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел археологии и государственного надзора в сфере культурного наследия

    Коновалова Людмила Петровна

    Начальник отдела

    Иванова Анастасия Юрьевна

    Заместитель начальника отдела

    Беговаткина Гузаль Маратовна

    Консультант

    Борисов Сергей Игоревич

    Консультант

    Киселева Александра Владимировна

    кратко

    Отдел государственного реестра и исторических поселений

    Лыткин Илья Андреевич

    Начальник отдела

    Главинская Елена Владимировна

    Советник

    Копылов Сергей Владимирович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел объектов ЮНЕСКО и аттестации в сфере реставрации

    Платонова Анжелика Владиславовна

    Начальник отдела

    Шишова Алена Павловна

    Заместитель начальника отдела

    Агафонова Анастасия Сергеевна

    Заместитель начальника отдела

    Бабкина Наталья Владимировна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел лицензирования и лицензионного контроля в сфере сохранения объектов культурного наследия

    Попов Юрий Эдуардович

    Начальник отдела

    Савина Виктория Владимировна

    Заместитель начальника отдела

    Далаев Рамзан Юсупович

    Советник

    Сподарь Анна Игоревна

    Главный специалист-эксперт

    Разуваев Михаил Александрович

    Ведущий советник

    кратко

    Караваева Анастасия Григорьевна

    Заместитель начальника отдела

    Черников Сергей Александрович

    Советник

    Шеин Александр Денисович

    Специалист 1 разряда

    кратко

    Харламова Елена Михайловна

    Директор департамента

    Кузнецов Антон Андреевич

    Заместитель директора департамента

    Чечель Наталия Васильевна

    Заместитель директора департамента

    Гомонюк Елена Николаевна

    Заместитель директора департамента

    Зелянина Алена Владимировна

    Референт

    кратко

    Отдел контроля за оборотом и сохранением культурных ценностей

    Лакоценин Дмитрий Васильевич

    Начальник отдела

    Федоров Даниил Сергеевич

    Заместитель начальника отдела

    Алямская Ирина Сергеевна

    Советник

    Мастецова Екатерина Григорьевна

    Советник

    Спиридонова Ольга Юрьевна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел Музейного фонда Российской Федерации

    Маркова Дарья Юрьевна

    Начальник отдела

    Краузе Диана Олеговна

    Заместитель начальника отдела

    Рощина Елена Алексеевна

    Советник

    Ропот Наталья Владимировна

    Советник

    Хализова Екатерина Владимировна

    Советник

    кратко

    Планово-экономический отдел

    Дюке Александр Юрьевич

    Начальник отдела

    Вялкова Болеслава Владимировна

    Ведущий советник

    Сергеева Анастасия Игоревна

    Советник

    Чикин Андрей Юрьевич

    Ведущий советник

    кратко

    Новикова Галина Николаевна

    Начальник отдела

    Сурин Александр Александрович

    Заместитель начальника отдела

    Корнеев Елисей Эдуардович

    Советник

    Ковалева Софья Александровна

    Советник

    Тимашов Сергей Петрович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел международного культурного сотрудничества

    Иващенко Алина Андреевна

    Начальник отдела

    Черновол Борис Данилович

    Заместитель начальника отдела

    Катушева Екатерина Александровна

    Советник

    Суриков Кирилл Александрович

    Советник

    кратко

    Отдел СНГ, ЕАЭС и международных организаций

    Сергиенко Мария Сергеевна

    Начальник отдела

    Свешникова Мария Юрьевна

    Заместитель начальника отдела

    Пименова Ксения Максимовна

    Советник

    Гавриленко Полина Евгеньевна

    Советник

    Голикова Марина Геннадьевна

    Специалист 1 разряда

    Кузнецов Андрей Олегович

    Ведущий советник

    кратко

    Косарева Оксана Валентиновна

    Директор департамента

    Исаакян Эдита Эдуардовна

    Заместитель директора департамента

    Карташев Павел Викторович

    Заместитель директора департамента

    Жебель Эвелина Аленовна

    Заместитель директора департамента

    Брагина- Якунина Мария Юрьевна

    Референт

    кратко

    Отдел музыкального искусства и народного творчества

    Сироткина Людмила Александровна

    Начальник отдела

    Гаджиева Майя Аминовна

    Заместитель начальника отдела

    Паршина Мария Сергеевна

    Советник

    Лось Устинья Сергеевна

    Советник

    Руднев Святослав Вячеславович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел проектов и государственных программ

    Згурская Юлия Юрьевна

    Начальник отдела

    Барабаш Богдан Алексеевич

    Заместитель начальника отдела

    Магдасиева Екатерина Олеговна

    Советник

    Беляева Диана Евгеньевна

    Советник

    кратко

    Отдел сопровождения проектной деятельности

    Табитуева Элеонора Владимировна

    Начальник отдела

    Синикова Ирина Васильевна

    Заместитель начальника отдела

    Егорова Елена Юрьевна

    Заместитель начальника отдела

    Овчинникова Мария Алексеевна

    Ведущий советник

    Власенкова Анастасия Николаевна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел театрального и изобразительного искусства

    Грибанова Анна Александровна

    Начальник отдела

    Волох Александра Дмитриевна

    Заместитель начальника отдела

    Нахатакян Давит Робертович

    Главный специалист-эксперт

    Кабина Мария Константиновна

    Ведущий советник

    Остапчук Лев Романович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел управления контрактами

    Махмутова Алеся Владимировна

    Начальник отдела

    Федосеева Виктория Романовна

    Заместитель начальника отдела

    Леонова Наталья Викторовна

    Советник

    Балашова Александра Александровна

    Советник

    Новикова Анна Михайловна

    Советник

    кратко

    Отдел циркового искусства и работы с профессиональными организациями

    Спаржина Мария Юрьевна

    Заместитель начальника отдела

    Моисеенко Анна Николаевна

    Советник

    Анохин Александр Олегович

    Ведущий советник

    кратко

    Ермакова Светлана Даниловна

    Директор департамента

    Алексеева Жанна Владимировна

    Заместитель директора департамента

    Федякина Лидия Васильевна

    Заместитель директора департамента

    Любицев Сергей Михайлович

    Заместитель директора департамента

    Трусов Александр Викторович

    Референт

    кратко

    Отдел региональной политики

    Сухорукова Елена Геннадьевна

    Начальник отдела

    Санаева Светлана Борисовна

    Заместитель начальника отдела

    Воронин Иван Павлович

    Советник

    Королева Анастасия Сергеевна

    Советник

    кратко

    Отдел финансового планирования деятельности подведомственных образовательных и научных организаций

    Зенцова Аида Фердинантовна

    Заместитель начальника отдела

    Сергеев Александр Александрович

    Заместитель начальника отдела

    Громобоева Евгения Витальевна

    Заместитель начальника отдела

    Стасюк Юлия Вячеславовна

    Главный специалист-эксперт

    кратко

    Тимчишина Ирина Васильевна

    Начальник отдела

    Андреева Наталья Владимировна

    Заместитель начальника отдела

    Иночкин Вячеслав Владимирович

    Заместитель начальника отдела

    Гутарина Виктория Александровна

    Советник

    Зайцева Галина Владимировна

    Советник

    кратко

    Отдел государственной поддержки молодых талантов и аттестации педагогических кадров

    Шмидт Дмитрий Дмитриевич

    Начальник отдела

    Непочатых Евгений Семенович

    Советник

    Романова Елена Сергеевна

    Консультант

    Морозова Анастасия Леонидовна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел координации подведомственных организаций науки и образования

    Санина Мария Искандеровна

    Начальник отдела

    Снегирёва Людмила Николаевна

    Заместитель начальника отдела

    Серов Олег Сергеевич

    Заместитель начальника отдела

    кратко

    Отдел стратегического развития и проектного управления

    Смирнова Елена Вячеславовна

    Начальник отдела

    Зайченко Александра Викторовна

    Заместитель начальника отдела

    Олейник Екатерина Александровна

    Советник

    Моторкина Юлия Викторовна

    Ведущий советник

    кратко

    Давиденко Дмитрий Анатольевич

    Директор департамента

    Терехова Анна Валерьевна

    Заместитель директора департамента

    Фричинская Светлана Евгеньевна

    Заместитель директора департамента

    Наймушин Алексей Васильевич

    Заместитель директора департамента

    Решетова Ольга Михайловна

    Референт

    кратко

    Отдел государственной поддержки производства игровых национальных фильмов

    Марзоева Юлия Михайловна

    Начальник отдела

    Заместитель начальника отдела

    Соловьева Александра Дмитриевна

    Советник

    Иванова Наталья Владимировна

    Советник

    Новикова Алина Анатольевна

    Специалист 1 разряда

    кратко

    Отдел государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов

    Демченко Леонид Георгиевич

    Начальник отдела

    Демичева Светлана Павловна

    Ведущий советник

    Зонтак Анна Ивановна

    Ведущий советник

    Козлова Евгения Михайловна

    Заместитель начальника отдела

    кратко

    Отдел взаимодействия с организациями кинематографии

    Родина Екатерина Николаевна

    Начальник отдела

    Печенкина Екатерина Васильевна

    Заместитель начальника отдела

    Барышева Надежда Николаевна

    Ведущий советник

    Косарева Эвелина Радиковна

    Советник

    Маслова Дарья Александровна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел государственной поддержки продвижения и проката национальных фильмов

    Савицкая Ольга Владимировна

    Начальник отдела

    Сидоренко Елена Николаевна

    Заместитель начальника отдела

    Малышев Владислав Андреевич

    Ведущий советник

    Литвинова Елена Сергеевна

    Специалист 1 разряда

    Любович Максим Вячеславович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел цифровой трансформации

    Алиев Мухидин Шамильевич

    Заместитель начальника отдела

    Курганова Виктория Сергеевна

    Советник

    Ковров Игорь Иванович

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел информационных технологий

    Самороков Кирилл Владимирович

    Начальник отдела

    Волков Алексей Николаевич

    Советник

    Красилова Наталия Викторовна

    Ведущий советник

    кратко

    Лапин Владимир Александрович

    Директор департамента

    Марутьян Самвел Сергеевич

    Заместитель директора департамента

    Дашкевич Иван Станиславович

    Заместитель директора департамента

    Шабурова Диана Павловна

    Заместитель директора департамента

    Колосовская Екатерина Сергеевна

    Референт

    кратко

    Отдел государственных и инвестиционных программ

    Москалев Александр Владимирович

    Начальник отдела

    Дементьева Елизавета Ильинична

    Заместитель начальника отдела

    Дулаева Мадина Ахсарбековна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел делопроизводства и архива

    Егорова Ольга Алексеевна

    Начальник отдела

    Сапунова Христина Алексеевна

    Заместитель начальника отдела

    Дворядкина Екатерина Борисовна

    Советник

    Струнина Галина Михайловна

    Консультант

    Драгомирова Лидия Алексеевна

    Ведущий советник

    Свинтарицкая Елена Александровна

    кратко

    Отдел контроля и обращений граждан

    Фесенко Ирина Геннадьевна

    Начальник отдела

    Субботина Ольга Федосеевна

    Заместитель начальника отдела

    Красовская Марина Анатольевна

    Советник

    Хомутова Евгения Юрьевна

    Советник

    Кунина Елена Вячеславовна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел административно-хозяйственного и социального обеспечения

    Мурадян Анна Кареновна

    Начальник отдела

    Шинкевич Светлана Федоровна

    Заместитель начальника отдела

    Путинцева Татьяна Анатольевна

    Заместитель начальника отдела

    Ветров Михаил Игоревич

    Ведущий советник

    Доценко Владислав Александрович

    Советник

    кратко

    Отдел имущественных и корпоративных отношений

    Чернятьева Елена Львовна

    Начальник отдела

    Гольянов Алексей Юрьевич

    Заместитель начальника отдела

    Фетер Анна Богдановна

    Советник

    Ковальчук Сергей Юрьевич

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел инвестиционных проектов

    Курилкина Олеся Анатольевна

    Заместитель начальника отдела

    Дмитриенко Денис Олегович

    Заместитель начальника отдела

    Рогова Марья Витальевна

    Ведущий советник

    кратко

    Скрипченко Ольга Ивановна

    Директор департамента

    Кубышкин Алексей Викторович

    Заместитель директора департамента

    Гриднева Юлия Анатольевна

    Заместитель директора департамента

    Калашникова Наталья Викторовна

    Заместитель директора департамента

    кратко

    Чудинова Наталья Михайловна

    Начальник отдела

    Букина Дарина Сергеевна

    Заместитель начальника отдела

    Решетников Дмитрий Кириллович

    Заместитель начальника отдела

    Палкина Ольга Анатольевна

    Советник

    Григорян Григорий Греникович

    Консультант

    кратко

    Умарова Нигина Азизовна

    Начальник отдела

    Демидова Екатерина Александровна

    Заместитель начальника отдела

    Ильичева Анастасия Дмитриевна

    Советник

    Плясухина Александра Сергеевна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел нормативно-правового регулирования

    Питерская Екатерина Владимировна

    Начальник отдела

    Ионова Вера Сергеевна

    Заместитель начальника отдела

    Ротякова Елена Александровна

    Советник

    Гафурова Гульнара Рифовна

    Консультант

    кратко

    Отдел правового взаимодействия и договорной работы

    Дружинин Кирилл Владимирович

    Начальник отдела

    Зарянова Алёна Сергеевна

    Заместитель начальника отдела

    Иванова Наталия Александровна

    Заместитель начальника отдела

    Толкачев Григорий Валерьевич

    Советник

    кратко

    Отдел пресс-службы и протокола

    Яковлева Полина Максимовна

    Начальник отдела пресс-службы

    Усова Жанна Викторовна

    Заместитель начальника отдела

    Головлин Алексей Александрович

    Заместитель начальника отдела

    Литвинова Татьяна Алексеевна

    Ведущий советник

    кратко

    Отдел профессионального развития и соблюдения служебной этики

    Потокин Максим Олегович

    Советник

    Орехова Анна Владимировна

    Ведущий советник

Автор статьи

Инна Смирнова

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 15 лет

Предложить статью

Определение 1

Государственное управление культурной сферой – это деятельность органов государственного управления по реализации государственной культурной политики на федеральном и региональном уровне, осуществлению контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны культурного наследия.

Государственные органы, ответственные за управление культурной сферой

Функции государства по управлению культурной сферой возложены на Министерство культуры России, а также подведомственные ему службы надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия, архивное агентство.

Определение 2

Министерство культуры России – это федеральный исполнительный орган, призванный вырабатывать государственную политику в области культуры, историко-культурного наследия, искусства, архивного отдела, кинематографии, авторских и смежных прав, а также осуществлять нормативно-правовое регулирование указанных сфер, управление государственным имуществом в этой сфере и оказание государственных услуг.

Полномочия Министерства культуры России в сфере управления культурой включают в себя:

  1. внесение проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, на рассмотрение Правительства России, российского Президента;
  2. самостоятельное принятие нормативно-правовых актов, призванных осуществлять регулирование культурной сферы, в пределах установленных законодательством полномочий;
  3. размещение заказов на товары, услуги, работы, научно-исследовательские работы для целей государственного управления культурной сферой и обеспечения нужд министерства;
  4. осуществление полномочий собственника в отношении государственной собственности, используемый культурной сферой;
  5. согласование кандидатур на должности руководителей региональных органов управления сферой культуры;
  6. согласование структуры органов государственного управления в сфере культуры регионального уровня;
  7. подготовка и внесение в российское Правительство предложения относительно изъятия у органов государственного управления регионального уровня делегированных им полномочий по управлению сферой культуры;
  8. организация сохранения культурного наследия, создание библиотечных систем библиотечно-информационных систем;
  9. осуществление ведения государственного свода объектов культурного наследия, реализации имущественных и неимущественных прав в отношении музейных ценностей, распоряжение имуществом, имеющим культурную ценность, и так далее.

«Государственное управление культурной сферой» 👇

Федеральная служба надзора за соблюдением законодательства в сфере охраны культурного наследия наделена следующими полномочиями:

  • во-первых, принятие нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции;
  • во-вторых, осуществление государственного контроля и надзора за объектами культурного наследия, соблюдением условий приватизации объектов культурного наследия, разработку проектной и градостроительной документации, обеспечивающей сохранение и использование объектов культурного наследия, нормативно-правового регулирование сферы культуры в области охраны культурного наследия, контрольную деятельность музейного фонда России и так далее;
  • в-третьих, государственная охрана объектов культурного наследия из перечня, утвержденного российским Правительством РФ;
  • в-четвертых, осуществление государственной аккредитации организаций, деятельность которых состоит в коллективном управлении авторскими и смежными правами;
  • в-пятых, аттестация специалистов и экспертов сферы культурных ценностей и так далее.

Федеральное архивное агентство осуществляет полномочия по организации деятельности Архивного фонда России, исполнению запросов со стороны населения и граждан других государств, подготовке публикаций, экспертизе архивных документов и так далее.

Сущность государственного управления сферой культуры

Управление сферой культуры является одним из приоритетных направлений государственного управления, что обусловлено признанием великой ценности российской культуры и необходимости ее передачи новым поколениям в виде духовного опыта нации.

Культура является инструментом обеспечения высокого качества общества, его способности к достижению гражданского единства, выработке общих целей развития. Культура воспитывает нравственную, ответственную, самостоятельно мыслящую, творческую личность, способную к формированию и принятию общенациональной идеологии.

Государственная политика управления сферой культуры направлена на обеспечение роста общественного статуса культурной сферы, влияние культуры на различные сферы государственного управления и жизнедеятельности общества.

Государственная политика управления сферой культуры направлена на формирование сильной, независимой, единой России, реализующей собственную модель общественного развития, но открытой к взаимодействию и сотрудничеству с разными государствами, народами, культурами.

Цель государственной политики управления культурной сферой состоит в духовном, культурном, национальном самоопределении России, обеспечении объединения российского населения и формирования развитой личности за счет использования потенциала российской культуры.

Государственная политика управления культурной сферой ориентирована на реализацию следующих направлений:

  • во-первых, создать систему воспитания и просвещения населения в соответствии с традиционными для государства нравственными ценностями;
  • во-вторых, обеспечить формирование патриотизма и гражданской ответственности;
  • в-третьих, развивать творческие способности каждой личности;
  • в-четвертых, приобщать российское население к различным культурным ценностям.

Государственная политика управления культурной сферой ориентирована на сохранении российского культурного наследия, культурного наследия различных народов, населяющих государство, развитие защиту русского языка, поддержку российской литературы, информационной среды, благоприятствующей развитию личности, и так далее.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

С начала 90-х гг. роль и функции государственных органов управления культурой постепенно менялись. Решение об открытии новых организаций культуры принималось на месте без всякого согласования в каких-либо центральных органах власти; были сняты ограничения по финансированию организаций из различных источников; появилась свобода в вопросах ценообразования; ликвидирована цензура; организации культуры и искусства получили полную свободу в творчестве. Можно утверждать, что в последнее десятилетие XX в. культура в России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. [8, с.354]

На смену административно-командной пришла система управленческих отношений, ориентированных на создание условий для развития личности и регулирования процессов, происходящих в культуре.

В современных условиях управление культурой осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. В управлении отраслью выделяют три уровня: федеральный, региональный (республика, край, область) и муниципальный (городское, сельское поселение). На каждом из этих трех уровней государственное управление осуществляется органами трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Основным представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание — парламент РФ. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. [1]

Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Высший законодательный орган принимает влияющие на культуру федеральные законы. Президент Российской Федерации издает соответствующие указы, а правительство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти – постановления. Среди этих нормативно-правовых актов есть специализированные, предназначенные для регулирования отношений в сфере культуры или ее отдельных подотраслях, а также важнейшие акты общего характера, регулирующие среди прочих и сферу культуры.

В соответствии со статьей 101 (ч.3) Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют из числа депутатов палаты комитеты и комиссии по различным вопросам, в том числе по регулированию деятельности в сфере культуры. [1]

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Укрупнение министерств, осуществленное в процессе правительственной реформы в 2004 оду, фактически повысило их статус. Функции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, определяются указом Президента РФ.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство – постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство как орган исполнительной власти осуществляет функции:

— по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности;

— правовое регулирование в установленной сфере деятельности (под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание федеральных конституционных законов обязательных для исполнения органами государственной власти);

— координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральное министерство осуществляет следующее функции: утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств, а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников; вносит в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении; дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; имеет право отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, за исключением руководителей территориальных органов федеральной службы, федерального агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ;

— осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр осуществляет следующие функции: вносит в Правительство РФ предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство проекты федеральных законов о бюджете и об исполнении государственного внебюджетного фонда; назначает проверки деятельности внебюджетных фондов.

Федеральное министерство возглавляет министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации (федеральный министр).

В системе государственного управления достаточно сложно найти среди федеральных министерств и ведомств те, которые не имеют отношения к вопросам управления культурой:

Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли составляют основу так называемого экономического блока в системе федеральных органов исполнительной власти. Так, Министерство здравоохранения и социального развития принимает нормативные правовые акты в области труда и заработной платы, оказывающие существенное влияние и на сферу культуры; Министерство образования и науки обеспечивает подготовку кадров для всех отраслей, включая культуру и искусство.

Как уже было отмечено, в структуре федеральных органов исполнительной власти появились дополнительные звенья: федеральные службы и федеральные агентства.

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы. Под функциями по контролю и надзору понимается осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти установленных общеобязательных правил поведения; выдача лицензий на осуществление определенного вида деятельности юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор).

Федеральное агентство осуществляет в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции. Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается осуществление федеральными органами исполнительной власти услуг, имеющих исключительную общественную значимость и оказываемых на установленных федеральным законодательством условиях неопределенному кругу лиц. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты. Ведет реестры, регистры и кадастры. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). Федеральные службы и агентства находятся в ведении соответствующих федеральных министерств.

Полномочия федеральных органов государственной власти, органов субъектов федерации и местного самоуправления в области культуры определены Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры относятся:[3]

  • обеспечение прав и свобод человека в области культуры;

  • установление основ федеральной культурной политики, принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры;

  • распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации;

  • формирование федерального бюджета в части расходов на культуру;

  • координация внешней политики в области культурного сотрудничества;

  • регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей;

  • определение принципов государственной политики в области подготовки кадров, занятости, оплаты труда, установление минимального размера ставок авторского вознаграждения по федеральным учреждениям культуры на основании перечня, утверждаемого Правительством Российской Федерации;

  • создание единой государственной системы информационного обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации;

  • официальный статистический учет в области культуры;

  • контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре;

  • сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения;

  • охрана и сохранение особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области культуры относятся: [3]

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения;

  • организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъектов Российской Федерации;

  • создание и поддержка государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • организация и поддержка учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

  • поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности.

На региональном уровне субъектами управления сферой культуры являются структурные подразделения администрации республик, краев, областей (департаменты, управления, отделы, комитеты, министерства), находящиеся в двойном подчинении – администрации области, края, и Федеральному Министерству (Министерство культуры РФ).

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области культуры относятся: [3]

  • организация библиотечного обслуживания населения (за исключением обеспечения услугами библиотечного коллектора);

  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Из этой записи не вытекают напрямую обязанности муниципальных образований по содержанию муниципальных учреждений культуры путем их финансирования по смете, поскольку условия для организации досуга жителей могут создаваться и путем предоставления муниципального заказа. Причем муниципальный заказ может даваться не только муниципальным, но и государственным учреждениям (например, театрам, концертным организациям, музеям – на осуществление выездной деятельности), а также частным организациям культуры.

Муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета. Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги, или случаев закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя.

Порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области культуры устанавливаются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Управление муниципальной сетью учреждений культуры является компетенцией районных отделов и управлений культуры. Органы управления сферой культуры на муниципальном уровне создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов местного самоуправления. Положения об этих органах, где определены компетенция и полномочия, а также структура подведомственной сети, утверждаются постановлением (распоряжением) администрации муниципального образования.

Отдел, управление культуры – наиболее распространенная форма органа управления, существует в структуре муниципального образования и выполняет функции исполнительного органа власти в отрасли. Для реализации функций органы управления культурой на муниципальном уровне, как правило, наделены правом юридического лица и являются главными распорядителями кредитов в утвержденном объеме для подведомственной сети.

Введение с 1 января 2006 года Федерального закона от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» повлекло существенную реструктуризацию органов управления культурой, введение новых структур в системе местного самоуправления. [4]

В системе управления культурой ответственная роль принадлежит Министерству культуры РФ (Минкультуры) и подведомственных ему Федеральному архивному агентству (Росархив) и Федеральному агентству по туризму (Ростуризм). Именно они определяют способы и функции управления культурным развитием страны.

Росархив осуществляет функции по оказанию государственных услуг в области архивного дела, ведет государственный учет документов Архивного фонда Российской Федерации и Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда Российской Федерации, обеспечивает соблюдения правил комплектования, хранения, учета и использования архивных документов.

Ростуризм реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; осуществляет продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристических рынках; проводит конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов; осуществляет экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий; создает представительства за пределами России в сфере туризма; организует в установленном порядке конгрессы, конференции, семинары, выставки.

В соответствии с Положением [5], Минкультуры является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, культурного наследия (в том числе археологического наследия), кинематографии, архивного дела, туристской деятельности, авторского права и смежных прав и функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии, а также по охране культурного наследия, авторского права и смежных прав, по контролю и надзору в указанной сфере деятельности. Минкультуры является преемником Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации с 12 мая 2008 г.

Министерство осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ по вопросам: культуры, искусства, кинематографии, историко-культурного наследия, средств массовой информации и массовых коммуникаций, телерадиовещания, информационного обмена, вещания дополнительной информации, развития компьютерных сетей общего пользования в сфере электронных средств массовой информации, печати, издательской, полиграфической деятельности, архивного дела; международного культурного и информационного сотрудничества, а также межнациональных отношений.

Министерство руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства, международными договорами, а также Положением. [5]

Минкультуры осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента и Правительства и другие документы, по которым требуется решение Правительства, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему структурных подразделений; самостоятельно принимает нормативные правовые акты (порядок хранения исходных материалов национальных фильмов и исходных материалов кинолетописи; перечень перемещенных культурных ценностей, не подлежащих передаче иностранным государствам, международным организациям и (или) вывозу из Российской Федерации, а также правила обеспечения режима их хранения; положение о национальном фильме; положение о федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию и др.).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя федеральных автономных, бюджетных и казенных учреждений, а также полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в сфере культуры. Минкультуры ведет Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (является его депозитарием), единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Осуществляет лицензирование деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Минкультуры осуществляет также ряд функций по государственному контролю и надзору: за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия; за состоянием объектов культурного наследия федерального значения; за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей; за состоянием Музейного фонда, а также нормативно-правовое регулирование отрасли.

С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности, министерство имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Министерства вопросам; давать разъяснения государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности; учреждать знаки отличия, ведомственные награды и награждать ими работников, а также других лиц, осуществляющих деятельность сфере культуры; создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные; учреждать в установленном порядке печатные средства массовой информации для публикации нормативных правовых актов, официальных объявлений, для размещения других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции министерства и подведомственных ему федеральных агентств; устанавливать по согласованию с Министерством образования и науки РФ контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квоты по целевому приему в федеральные государственные образовательные учреждения профессионального образования, подведомственные министерству.

Министерство культуры возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий и реализацию государственной политики в сфере культуры. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством.

Министр решает вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Министерстве; утверждает структуру и штатное расписание Министерства в пределах фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на его содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете; утверждает ежегодный план работы и показатели деятельности подведомственных агентств, а также отчеты об их деятельности.

Финансирование расходов на содержание Министерства культуры осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Минкультуры имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы, бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства культуры являются департаменты по основным направлениям деятельности министерства: Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества; Департамент кинематографии и модернизационных программ; Департамент культурного наследия; Департамент науки и образования; Департамент международного сотрудничества; Департамент экономики и финансов; Департамент управления имуществом и инвестиционной политики; Департамент туризма и региональной политики; Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия; Нормативно-правовой департамент; Департамент контроля и кадров; Административный департамент. [10]

Профессиональная служебная деятельность сотрудников департаментов осуществляется в соответствии c положением, положениями об отделах, а также должностными регламентами.

В состав департаментов включаются соответствующие отделы. К примеру, в структуру Департамента туризма и региональной политики входят:

  • отдел региональной политики и координации

  • отдел туризма

  • отдел планирования и координации специальных проектов.

Данный департамент организует разработку предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и региональной политики в области развития культуры, определяет формы, методы и механизмы ее реализации. Департамент осуществляет подготовку предложений по реализации основных направлений и приоритетов государственной политики, концепций и целевых программ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Приоритетным направлением деятельности Министерства является обеспечение взаимодействия по реализации государственной политики в сфере культуры с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия Министерства культуры РФ и органов культуры субъектов РФ определены Федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 31 декабря 2005 г. № 199-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». При этом Минкультуры исходит из того, что в работе с регионами вредно как администрирование, командование, иждивенчество, так и устраненность от дел развития культуры в регионах.

В основном, работа по взаимодействию с регионами ведется через Координационный совет по культуре. Его задачами являются: координация деятельности органов исполнительной власти в сфере культуры по реализации основных направлений государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации; обсуждение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, затрагивающих интересы социально-культурной сферы; координация работ по подготовке и реализации федеральных, межрегиональных целевых программ и проектов в сфере культуры; разработка принципов и механизмов участия субъектов Российской Федерации в реализации федеральных целевых программ и Министерства культуры в реализации межрегиональных программ и проектов в сфере культуры; выработка эффективных механизмов обеспечения информационного обмена в сфере культуры на федеральном и межрегиональном уровнях и другие. В состав Совета по должности входят Министр культуры, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в сфере культуры, охраны культурного наследия и кинематографии, заместители Министра культуры. [6]

С целью координации и контроля деятельности органов государственного управления в сфере культуры на территориях федеральных округов созданы Территориальные органы Министерства культуры Российской Федерации, которые находятся в подчинении у Минкультуры России и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальных органах Министерства культуры Российской Федерации, утвержденным приказом Минкультуры России от 14 ноября 2011 г. № 1059, на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации: [8, 10]

Управление Минкультуры России по Центральному федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Северо-Западному федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Уральскому федеральному округу;

Управление Минкультуры России по Приволжскому федеральному округу;

Южное управление Минкультуры России;

Кубанское управление Минкультуры России;

Нижне-Волжское управление Минкультуры России;

Сибирское управление Минкультуры России;

Средне-Сибирское управление Минкультуры России;

Восточно-Сибирское управление Минкультуры России;

Дальневосточное управление Минкультуры России;

Приморское управление Минкультуры России;

Балтийское управление Минкультуры России.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия на соответствующей территории деятельности государственный контроль и надзор за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия; за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения, охранных обязательств собственников объектов культурного наследия федерального значения и пользователей указанных охранных обязательств; за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследи.

В целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан и органов государственной власти, а также решения наиболее важных вопросов деятельности организаций культуры при Министерстве культуры создан Общественный совет Российской Федерации.

Основными задачами совета, согласно Положению «Об Общественном Совете по культуре при Министерстве Культуры Российской Федерации» являются: привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере культуры; участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности в сфере культуры, искусства; участие в информировании граждан о деятельности организаций культуры, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности в сфере культуры; мониторинг мнения граждан о деятельности организаций культуры; проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере культуры.[7]

Таким образом, в сложившейся системе федеральных органов исполнительной власти Министерство культуры является стратегическим органом управления, доминанта деятельности которого связана с определением государственной политики в сфере культуры, направленной на сохранение исторического и культурного наследия, создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. А подведомственные ему агентства реализуют эту политику, распоряжаясь федеральной собственностью в своей сфере, имея в своем ведении федеральные государственные предприятия и учреждения.

В тех условиях, в которых оказалась социокультурная сфера жизни российского общества для государственного органа управления главной задачей, должно стать сохранение накопленного культурного наследия, кадрового потенциала работников социально-культурной сферы. Реализация уже созданных правовых норм на управленческом уровне означала бы последовательную культурную политику государства с обязательным учетом деятельности всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, и созданием механизмов осуществления этой политики на межведомственной основе.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 15. — ст. 1691

  2. Указ Президента № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных исполнительных органов власти» // «РГ» от 11 марта 2004 г.– вып. №3425

  3. Федеральный закон от 9 октября 1992 года № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  5. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 406 // Гарант [Электронный ресурс]: [сайт инфор.-правовой компании]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/

  6. Положение о Координационном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2008 г. № 14 // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/

  7. Положение об Общественном совете по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации // [Электронный ресурс]: [сайт Минкультуры РФ]. – Режим доступа: http://mkrf.ru/

  8. Рейнбах, Е.Ю. Формирование региональной культурной политики: опыт Орловской области [Текст] / Е.Рейнбах // Формирование региональной культурной политики в контексте модернизации образования: материалы междунар. науч-практ. конференции (г.Орел, 24-28 марта 2014 г.). – с.29-33

  9. Экономика культуры: Учебник – М.: Изд-во «СЛОВО/SLOVO», 2009. – 608 с.

  10. Официальный сайт Министерства культуры РФ: http://www.mkrf.ru

Анализ модели
социокультурного управления периода демократических преобразований показывает,
что государство в лице органов управления культурой не отошло от прежних схем
культурной политики, основанной на утопических цифрах и других аналогичных
показателях планирования культуры, от ведомственной парадигмы, представляющей
культуру как «отраслевую» систему.

Оптимальная модель
управления социокультурной деятельностью не должна обходить стороной содержание
самой культуры, состав ее ценностей, недостаточно лишь констатировать и
признавать «множественность культур», но при этом объявлять о
неспособностиобеспечить развитие и поддержку этой «множественности»,
оставив вне своего внимания традиционные аспекты культуры и не делая приоритетным
то, что полезно для становления отечественной многонациональной культуры

Оптимальная модель
культурной политики не может допускать упрощенный подход к содержанию культуры,
низводя ее только к обозначению в сугубо отраслевых категориях: набору регуляторов
для сферы искусства, образования, фондов наследия, воспитания; взаимодействия
федеральных, региональных и локальных управленческих структур; законодательных
и финансовых регуляторов; процедурам разработки концепций, программ,
программных технологий.

Такой подход можно назвать
инструментальным (технологическим), но он не должен доминировать над
содержательной стороной социокультурной деятельности, ее ценностными
ориентациями.

Достойное место в
приоритетах культурной политики государства должны занять учреждения культуры,
посещаемые многочисленными группами населения
клубы, Дома культуры, музеи, театры, филармонии, художественные школы и школы
искусств, библиотеки и другие учреждения культуры, связанные с народными
традициями, обрядами, обычаями.

Вместе с тем, следует
возвратить в общество культуру, имеющую статус «классической», она
обязана занимать монопольное положение и в качестве «официальной»
культуры распространять и развивать многообразие культурных образцов и форм бытования
отечественной культуры.

Возможные пути дальнейшего
развития культуры могут быть найдены при решении ряда концептуальных управленче­ских
проблем.

1) Роль государства в
области культуры должна базироваться, в первую очередь, на признании
множественности субъектов культурной политики. Необходимо создание системы
коллективных субъектов развития культуры, внутри которой сложились бы условия
согласованного взаимодействия на основе партнерско-договорых отношений,
включающей представителей различных формирований, творческих работников,
потенциальных спонсоров, учреждения культуры. Это позволит перейти от
вертикально-линейных принципов руководства культурой к принципам саморазвития.

2) Новая управленческая
философия может быть основана на отношении в сфере культуры как к
«открытой системе», ее успешное развитие во многом будет зависеть от
способности адаптироваться в новой социально-экономической ситуации. В этих
условиях учреждения и системы управления отрасли должны быть нацелены на
выявление новых проблем и выработку новых решений.

Открытость культуры
предполагает наличие социокультурных ориентиров выбора направлений культурного
развития общества. Развитие культуры и духовное обновление общества будет
носить научно обоснованный характер при наличии:

долгосрочных проектов и
прогнозов основных тенденций культурных процессов;

условий для развития
саморегулирующихся систем культурных институтов;

системы государственных
гарантий защиты сферы культуры и работников учреждений культуры от негативных
воздействий рыночных отношений; технической оснащенности отрасли.

3) Обновление функций
управления, переход к «партнерским» отношениям, проектирование
ситуаций тесного взаимодействия предопределяется «многоукладностью»
культуры, многообразием и равноправием субъектов культурной деятельности.

Основной принцип новой культурной политики  от управления к системе
регулирования.

С созданием системы
коллективных субъектов регулирования культуры расширяется реальное влияние
активного в культурном отношении населения на формирование государственной культурной
политики. Жесткий тип административного управления сменяется «коалиционным
управлением культурными процессами на основе диалога народа с государством.

4) С возникновением нового
общественного и государственного механизма формирование модели управления
создает предпосылки изменения типа управления и структуры функций управления
культурой с возрастанием функций опережающего управления над
оперативно-диспетчерской;  перспективного
развития сферы культуры; региональной дифференциации культурной политики,
поддержки локальных структур социокультурной деятельности; развития
национально-территориальных культурных общностей, землячеств, клубов, общин и
т.д.

5) В качестве главных
ориентиров общественного и государственного управления в области социальной защиты
самих работников культуры, по нашему мнению, можно рассматривать следующее:
разработка и принятие пакетов правовых и налоговых регуляторов, дающих
возможность обществу, предприятиям, организациям выгодно вкладывать в культуру
средства и использовать другие материальные возможности; отказ от принципа
затратного финансирования строительства учреждений культуры, особенно в
регионах, где остаются плохо освоенными уже существующие «мощности»;
разработка и внедрение социокультурных проектов музейной, клубной,
библиотечной, концертной, выставочной, парковой и других форм на основе
современных технологий культурной деятельности; принятие специального
законодательного документа защиты прав культуры и работников культуры.

Таким образом,
социокультурная деятельность поддается управлению и регулированию, в роли
которых выступают федеральные, региональные (субъекты федерации) и районные
органы управления культурой, обеспечивая реализацию культурной политики
государства.

Вместе с тем,
социокультурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, суть
которой определяется человеческим фактором, межличностными коммуникациями,
характером взаимодействия людей как субъектов социокультурных отношений.

Структура государственного управления культурой, в целом, мало в
чем изменяется на протяжении многих десятилетий. Остаются все те же федеральные
органы управления культурой в лице Министерства культуры, региональные  в лице
комитетов по культуре и искусству, Областных управлений культуры, на уровне
районов – это муниципальные — отделы, управления культуры.

Однако характер и функции
вертикального управления существенно изменились, они стали менее жесткими и
более либеральными, о чем говорилось выше. Это привело к изменению внутренней
структуры Министерства культуры, его департаментов управлений и отделов, а
также к изменению функций.

Министр культуры –Авдеев
Александр Алексеевич

Начальник управления
культуры Белгородской области  -Курганский Сергей Иванович

Структура органов управления Министерства

Современная структура
подразделений министерства представляет собой как вертикально соподчиненную
иерархию, так и  взаимодействующую
систему подразделений. Руководит министерством генеральный менеджер (министр),
нанятый на государственную службу Правительством РФ.

Его непосредственными
сподвижниками являются: два первых заместителя, статс-секретарь, в ранге
заместителя министра, четыре заместителя министра, шесть советников министра и
помощник министра. В структуру Министерства культуры вхо­дят департаменты:


государственного регулирования и развития кинематографии с отделами
государственного регистра и ресурсов, финансово-экономического анализа и
прогнозирования, государственных организаций и имущественных отношений,
технической политики;


государственной поддержки искусств и развития народного творчества с отделами
поддержки творчества мастеров искусств и индивидуальных проектов, поддержки и
координации общероссийских и международных творческих программ и проектов,
общественных связей, поддержки и координации деятельности государственных
организаций искусства;


государственной поддержки кинематографии с отделами формирования творческих
программ, поддержки производства национальных фильмов, продвижения национальных
фильмов;


по сохранению культурных ценностей с отделами экспертизы и контроля за вывозом
и ввозом культурных ценностей, лицензирования и контроля за реализацией
предметов антиквариата, организационно-аналитический отдел, отдел перемещенных
культурных ценностей;


науки, образования и развития социально-культурной инфраструктуры с отделами
образования, науки, этнокультурных программ, экономического анализа и
финансирования образования, по работе с органами государственного управления в
федеральных округах и субъектах федерации, культурного и регионального
сотрудничества;


экономической и инвестиционной политики, в структуре которого находятся   сводно-экономический  отдел, 
сводно-финансовый отдел, отделы финансирования программ, инвестиций,
внебюджетных источников, труда и заработной платы;


управление делами с отделом делопроизводства; -управление международного
сотрудничества с отделами СНГ, культурного сотрудничества, сотрудничества в
области кинематографии;


управление бухгалтерского учета и ревизий с отделами по контрольно-ревизионной
работе, отчетности по бюджетным учреждениям,  
отчетности   по   хозрасчетным 
учреждениям   и предприятиям;

  отдел библиотек;


отдел кадров и наград;


отдел музеев;


отдел (инспекция) охраны недвижимых памятников ис­тории и культуры;


спецотдел;


хозяйственный отдел;


юридический отдел.

Службы обеспечения
деятельности Министерства культуры, организации федерального ведения:


государственное унитарное предприятие Главный информационно-вычислительный
центр (ГУП ГИВЦ), в который входят отдел статистики, класс интернет министерства,
справочно-информационный фонд, телетайпная, группа технического обслуживания
компьютеров, оперативная полиграфия;


управление по зданиям и сооружениям (ХОЗУ) с отделом эксплуатации и
материально-технического обеспечения, службами охраны, сервиса.

Под патронажем
Министерства культуры работают организации федерального ведения:


Международный культурный центр фестивалей и конкурсов;


Государственный театрально-гастрольный и фестивальный центр;


Республиканская инспекция по контролю за безопасной эксплуатацией аттракционов
и охране труда;


Российский государственный академический камерный «Вивальди-оркестр»;


Российское государственное театральное агентство;


Российская государственная концертная компания «Содружество «;


библиотека;

  художественный салон при международном
художественном фонде.

Нетрудно заметить, что в
структурных подразделениях министерства уже сами названия департаментов,
управлений и отделов предопределяют существенную либерализацию управленческих
функций, которые манифестируют регулирование, поддержку, развитие, координацию,
инвестирование, продвижение, сохранение и другие подобные взаимоотношения с
органами культуры регионов, в культуре и социокультурной деятельности.

Деятельность Министерства
культуры РФ, Министерств культуры республик, комитетов по культуре краев и
областей, управлений, отделов культуры районов дополняется руководством со
стороны законодательной и исполнительной власти, как на федеральном, так и на
региональном уровнях, которые вырабатывают правовую базу и определяют стратегию
социокультурной деятельности.

image description

disserCat — электронная библиотека диссертаций работаем для вас с 2009 года

  • Корзина пуста

Вход
|
Регистрация

Вы робот?

Мы заметили, что с вашего адреса поступает очень много запросов.

Подтвердите, что вы не робот

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Tds 3 инструкция на русском калибровка
  • Масло чайного дерева показания к применению инструкция
  • Как посмотреть электронную карту ребенка через госуслуги пошаговая инструкция
  • Ампиокс цена таблетки 500 мг цена инструкция
  • Дезинфицирующее средство телесфор форте инструкция по применению