Господство руководство управление координация контроль это

Понятие власти

I Власть

Понятие власти можно рассматривать в узком и широком смыслах:

Власть (в широком смысле) — способность и возможность достигать определенных целей, реализуя свою волю через воздействие на других лиц, с помощью различных инструментов (авторитета, насилия, права и др.)

Власть (в узком смысле) — механизм организации совместной деятельности людей, базирующийся на целесообразном разделении управления и подчинения, что обеспечивает.

Компоненты власти

Ресурсы власти — то, благодаря чему осуществляется власть

(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Субъекты власти — те, кто управляет, властвует

(человек, общность людей, организация, народ и др.);

Функции власти — то, для чего она существует

(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Объекты власти — те, над кем осуществляется власть, те, кто подчиняются

(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти — то, благодаря чему мы захватываем власть

(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Основания власти — то, на что опирается власть

(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания).

Классификации (типологий) власти

  • По степени институционализации: правительственная, городская, школьная и др.

  • По субъекту власти: классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

  • По режиму правления: демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

  • По правовому признаку: легальная, нелегальная

  • По количеству индивидов, принимающих ключевые решения: коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная).

  • По сфере воздействия: экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

II. Политическая Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Признаки политической власти

  • Только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны.

  • Характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений.

  • Имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные).

  • Действует на основе права от имени всего общества.

Политическая власть также имеет множество разновидностей.

Типы политической власти

  • С точки зрения своего предназначения: законодательная, исполнительная, судебная.

  • По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

  • По основному субъекту: монархическая, республиканская.

Функции политической власти

  • Формирование и организация политической жизни общества.

  • Управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений.

Создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства)

Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

Легальный — основывается на правовых нормах и рациональных понятиях.

Харизматический — опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти

  • Ограниченность территорией — это базовое условие существования государства.

  • Публичный характер — т.е. выступает от имени общества.

  • Суверенный характер — т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений.

! Понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

III Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

Законодательная власть — представляет интересы граждан, издает законы.

Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации.

Исполнительная — управляет государственными делами.

Правительство РФ.

Судебная — следит за соблюдением законов органами власти.

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ.

Цель разделения властей состоит в том, чтобы не допустить злоупотребление властью одной из ветвей, обеспечить качественное управление государством, а также предотвратить возможность диктатуры и авторитаризма.

Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Властьэто

  • волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти;
  • способность одной стороны (индивида или группы) влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли эта последняя сторона к сотрудничеству или нет;
  • механизм организации и регулирования совместной деятельности людей.

В современной теории политологии существуют следующие подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая концепция

Элитарная концепция

Структурно-организационная концепция

Марксизм, от имени ее создателя Карла Маркса). Все общество во все века состоит из двух классов: господа и подчиненные. Из этого неравенства возникает власть. Преодолеть такой расклад возможно только лишь при социализме, то есть таком политическом строе, где все люди равны.

Власть принадлежит элите, то есть группе самых достойных людей, способных управлять другими не для собственной выгоды, но для блага всего общества. Это маленькая группа людей, активное меньшинство, которое является организатором любого государства.

Власть придумали для того, чтобы было проще организовать огромную массу людей, упорядочить их жизнь.

Одни созданы чтобы подчинять, а другие ― подчиняться. Власть возникла на основе биологической природы человека.

Можно выделить следующие компоненты власти:

Субъекты власти— тот, ктоуправляет, властвует (человек, общность людей, организация, народ и др.);

Объекты власти— те, над кемосуществляется власть, те, кто подчиняются(индивид, социальная группа, класс и т.п);

Источники власти— то, благодаря чему мы захватываемвласть(авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.);

Функции власти— то, для чегоона существует(господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация);

Основания власти— то, на что опираетсявласть(база, источники, на которые опирается власть: экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные основания);

Ресурсы власти— то, благодаря чему осуществляетсявласть(все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других: принуждение, насилие, убеждение, пообщрение, право, страх, традиции, мифы и т.д.)

Существует множество классификаций (типологий) власти:

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Легальная – нелегальная

Количество индивидов, принимающих ключевые решения

Коллективная (общественная, классовая, групповая) и личная (единоличная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, информационная, идеологическая, духовная и др.

Поли тическая/Государственная власть (характерные черты, соотношение)

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд характерных ей признаков:

  • только ей принадлежит право использовать силу в пределах страны;
  • характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений;
  • имеет возможность использовать самые разнообразные средства (принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные)
  • действует на основе права от имени всего общества

Политическая власть также имеет множество разновидностей. Традиционно выделяют следующие типы политической власти:

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная, исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, местная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Функции политической власти:

  • формирование и организация политической жизни общества;
  • управление делами общества и государства на разных уровнях, руководство органами власти и политическими и неполитическими процессами, контроль политических и иных отношений;
  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соответствующих ей политических отношений и других политических характеристик общества и другое.

Типы политической власти (господства):

  • традиционный— опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности;
  • легальный— основывается на правовых нормах и рациональных понятиях;
  • харизматический— опирается на особую притягательную силу лидера.

Государственная власть— один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках), подданные (в монархиях).

Отличительные признаки государственной власти:

  • публичный характер, т.е. выступает от имени общества;

  • суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим субъектам политических отношений;

  • ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

Полятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсоюзов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Важно запомнить! Две различных характеристики власти: легальная и легитимная.

Легальная власть — значит разрешена законом, подтверждена законом, регламентирована в государственных документах.

Легитимная власть — значит власть поддерживает народ, разделяет ее идеи.

Теория разделения властей

Одной из самых распространенных классификаций государственной власти является ее деление на законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей (Дж. Локка и Ш. Монтескье).

  • законодательная власть (Федеральное собрание РФ: Государственная Дума и Совет Федерации) — представляет интересы граждан, издает законы;
  • испонительная власть (Правительство РФ) — управляет государственными делами;
  • судебная власть (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ) — следит за соблюдением законов органами власти.

Цель разделения властей:Предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении.

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма.

Однако этот принцип нельзя абсолютизировать: для нормального функционирования государства необходимо взаимодействие всех ветвей единой государственной власти.

Вла́сть — в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

Власть — одно из центральных понятий в науке о политике: политическая сфера социальной жизни сформировалась на основе властных отношений и связанных с ними общественных институтов.
Потребность в установлении властных отношений возникает в силу необходимости регулировать поведение людей. В первобытном обществе власть носила сугубо общественный характер: власть старейшин и вождей основывалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении всех членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов.
С появлением государства организация и осуществление власти сосредоточиваются в руках специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами, т. е. осуществляется через «аппарат власти» и основывается на институтах организованного государственного принуждения. Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, охранять права и свободы граждан.

В обществе существуют различные виды власти: экономическая, политическая, государственная, военная, судебная, семейная власть.
Политическая власть представляет собой способность контролировать поведение граждан, социальных групп и классов, исходя из общегосударственных задач и интересов. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений и организаций, направленная на поддержание стабильности общества и регулирование социального взаимодействия посредством властных отношений. Для реализации контроля над большими группами людей политическая власть использует особую систему социальных институтов — государственный аппарат.

В структуре власти выделяют следующие основные компоненты.
1. Субъект власти — тот, кто осуществляет власть, объект власти — тот, на кого направлена власть. Субъектом или объектом власти может быть как отдельный человек, так и социальная группа любого уровня.
2. Источники власти — то, что обеспечивает реализацию властных полномочий: сила, авторитет, закон, богатство, информация и др.
3. Функции власти — направления реализации власти: господство, управление, организация, коммуникация, координация, контроль и др.
4. Ресурсы власти — средства влияния на поведение людей: принуждение (страх наказания или прямого насилия), поощрение и др.

Государственная власть — власть, осуществляемая государством через систему органов, учреждений, должностных лиц, направленная на регулирование социальной жизни и опирающаяся на вооруженную силу. Объектом государственной власти является все население данной страны.
Важным фактором политической стабильности в государстве является легитимность власти.
Легитимность — правомерность власти, положительное отношение населения страны и международного общественного мнения к существующим институтам власти, признание их деятельности законной. Легитимная власть опирается на добровольное согласие граждан подчиняться государственным органам. Чем выше уровень легитимности власти, тем меньше государству приходится применять силовые методы принуждения для достижения поставленных целей.

Теория разделения властей

Важное место в науке об обществе занимает теория разделения властей, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную власть.
Такой способ организации властных структур позволяет предотвратить злоупотребление властью и установление тоталитарного режима, создать сбалансированную систему управления социальной жизнью.
Вместе с тем функционирование политической системы основано на тесное взаимодействие всех ветвей власти, которые контролируют и уравновешивают друг друга.

25.Политические институты.Государство в политической системе общества.

Сфера политики представляет собой важнейший структурный элемент общественной жизни. Значительное место в процессе принятия решений и осуществления действий занимают именно политические институты.

Политический институт – это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности.

Политический институт состоит из:

  • структуры (организации)
  • отношений
  • коллек­тивных представлений, верований (или общей идеи), которые обслуживают организации.

Для политических институтов характерны те же признаки, которые свойственны социальным институтам в целом:

  • нормативность, наличие сводов норм поведения, кодексов: конституция, законы, уголовный, гражданский, административный, трудовой, семейный кодексы.
  • использование властных полномочий и санкций.
  • установки и образцы поведения: законопослушание, соблюдение субординации.
  • культурные символы: флаг, герб, гимн.
  • наличие идеологии: демократия, тоталитаризм.
  • наличие специализированных учреждений, организаций.
  • материальные ресурсы.

Важная функция политических институтов: регуляция политического поведения людей ч/з выполнение ими определенных политических ролей.

Г. Спенсер: политические институты (гос-во, армия, полиция, право, суд и др.) устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.

 М. Вебер: государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.).

Политическая деятельность, политическое поведение.

Политическая деятельность – одна из форм общественной деятельности; совокупность действий общественных групп и отдельных лиц, а так же партий по реализации своих политических интересов и, прежде всего, по поводу завоевания, использования и удержания власти.

Важнейшие черты политической деятельности:

  • сосредоточение усилий именно на общих проблемах, потребностях существования социальной целостности;
  • рассмотрение государства, его интересов в качестве основных институтов решения этих проблем;
  • использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.

Политическое поведение связано со следующими видами политической деятельности:

  • Регулярное участие в голосовании на президентских выборах
  • Постоянное участие в местных выборах
  • Активное участие в деят-ти по крайней мере одной организации, занятой проблемами какой-либо социальной общности
  • Активная деят-ть, наряду с другими, в решении некоторых проблем данной общности
  • Работа когда-либо в пользу партии или кандидата на выборах
  • Контакт с представителями местного руководства, с руководителями местных органов власти или страны по поводу какого-либо вопроса
  • Присутствие на каком-либо политическом собрании или съезде за последние три года
  • Членство в политической организации или клубе
  • Вручение денег партии или кандидату во время выборной компании
  • Участие в создании группы или организации для решения проблем местного значения.

Власть как политический институт.

М.Вебер (1864-1920): власть – это способность одного индивида в определенных социальных условиях прово­дить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, управления и исполнения. Они складываются между субъектом и объектом власти.

Парсонс: власть как способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей, …принимать решения и добиваться их обязательного выполнения.

Две основные характеристики власти делают ее важнейшим инструментом политики:

  • мощный управленческий ресурс, выражающийся в способности власти ограничивать роль случайности в социальной жизни, т.е. осуществлять управление.
  • ресурс влияния, воздействия на других людей со стороны тех, кто властью обладает, наделяющий их способностью осуществления своей роли вопреки сопротивлению других людей.

Если рассматривать власть как функцию любой деятельности, любого социального субъекта, то можно говорить о двух ее разновидностях:

  • естественная власть: в семье, в социальных группах; власть зачастую понимается как неформальное лидерство. Т.е. власть в этом случае может быть основана на авторитете статуса.
  • «навязываемая» власть, власть как внешняя сила, осуществляемая через особые институты, чаще всего государственно-принудительного характера.

Структура власти (элементы власти):

Субъектами власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Субъекты власти определяют содержание властного отношения через:

  • приказ (распоряжение) как властное повеление подчиняться воле субъекта власти;
  • подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти;
  • наказание (санкция) как средство воздействия на отрицание господствующей воли;
  • нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Объектами власти являются: индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.

Ресурсы власти – это совокупность средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта власти.

Типы ресурсов власти:

  • экономические: материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые;
  • силовые: оружие, аппарат физического принуждения;
  • социальные: различные привилегии, которыми пользуется власть, кадровая политика;
  • информационные: средства массовой информации, знание и информация, распространяемые через учебные учреждения;
  • политико-правовые: конституция, законы, программные документы политических партий;
  • демографические: человек как универсальный ресурс, создающий другие ресурсы.

Ресурсы власти, используемые наиболее часто: принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация и т.д.

Институт политических партий и движений.

Политическая партия – это наиболее активная и организованная часть социальной группы или класса, выражающая их интересы, связанная идеологической общностью и борющаяся за политическую власть.

М.Вебер: партии – (формально) свободные общественные объединения, ставящие целью привести их руководителей к власти и предоставить возможность их активным членам реализовать свои деловые цели или получить личные выгоды…Появление и существование партий возможны только внутри крупного общественного объединения, руководства которым они хотят добиться или же повлиять на него…Для получения власти они могут использовать любые средства…партии – это, прежде всего, организации по вербовке голосов избирателей.

Партии преследуют определенные цели, добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния на политическую жизнь и организацию общества.

Признаки партий: наличие общих целей, базирующие на определенных идеях и идеалах, стремление участвовать в органах власти, ориентация на завоевание и осуществление власти, стремление обеспечить поддержку широких социальных слоев общества, наличие организации, дисциплины, программы, устава, существование специальных учреждений, материально-финансовая основа.

Возникновение и существование политических партий регламентируется законодательно.

Функции политических партий:

  • воздействие на государственную власть (главная).
  • выступают посредником м/у гражданским обществом и государством, выражая интересы определенной части членов этого общества.
  • активизация и интеграция определенной части людей.
  • борьба за политическую власть и за ее использование, определение форм, средств и методов этой борьбы в зависимости от меняющейся обстановки (легальные и нелегальные, революционные и эволюционно-реформистские, вооруженные и ненасильственные и т.д.).
  • подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти, выдвижение в них своих сторонников, организация контроля за их парламентской деятельностью.
  • разработка партийной идеологии, создание и реализация политической программы развития общества, ведение пропаганды и формирование общественного мнения.
  • политическое воспитание общества в целом или его части.
  • подготовка и выдвижение кадров для партии, государственного аппарата и различных общественных организаций, формирование правящей элиты.

Структура политических партий:

  • избиратели и сочувствующие. Обеспечивают кандидатов партий на выборах поддержкой.
  • официальная партийная организация: рядовые члены партий.
  • активисты и функционеры – элита политической партию

Вебер: партии: аристократические группировки, политические клубы, современные массовые партии.

Классификация политических партий (Е.Вятр):

  • по классовому характеру: рабочие, крестьянские, буржуазные и др.
  • по типу организационной структуры: кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью) и массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды как можно большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру).
  • по месту, к-ое партия занимает в системе власти: легальные и нелегальные.
  • по доминирующему идеологическому облику: реформаторские, революционные, реакционные, консервативные, контрреволюционные, вождистские.

+ Зборовский: по социальной роли партии по отношению к власти: правящие и оппозиционные (последние по юридическому статусу могут разделяться на легальные, полулегальные и нелегальные).

Общественно-политическое движенияэто наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной политической цели.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов.

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

ü  социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп).

ü  общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование).

ü  общественно-политические движения не столь долговременны, как партии.

ü  общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, «повернуть» данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию).

ü  центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) инициативные группы, клубы, союзы и т.д.

ü  в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Виды общественно-политических движений:

  • социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т.д. (в зависимости от сферы деятельности).
  • революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические (в зависимости от целей).
  • массовые либо элитарные (в зависимости от количества участников).
  • левые, центристские и правые (в зависимости от места в политическом спектре).
  • местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т.п. (в зависимости от масштаба деятельности).
  • профессиональные, женские, молодежные (в зависимости от социального состава).
  • сознательно организуемые и стихийные (в зависимости от характера возникновения).
  • фронты, ассоциации, объединения и т.п. (в зависимости от способа организации).
  • насильственные и ненасильственные (в зависимости от методов действий) и др.

Место государства в политической системе общества. Государство как особый социальный институт. Функции государства.

 Главный носитель политической власти в обществе – государство. Опираясь на право и закон, государство осуществляет принудительное регулирование и контроль над социальными процессами с целью обеспечения нормального и стабильного функционирования общества.

Признаки государства как социального института:

  • наличие власти в виде системы государственных органов, учреждении и организаций.
  • деятельность особых механизмов этой власти в ходе реализации социальных функций гос-ва.
  • сложившаяся система правовых норм и установлений, санкционированных политической властью.
  • наличие отграниченной территории, определенных пространственных рамок распространения власти.

Рассматривая государство как социальный институт, мы должны понимать его сложность и структурную расчлененность. В структуре государства действует целый ряд социальных институтов, с которыми люди постоянно соприкасаются в своей жизни:

ü  институты народного представительства, осуществляющие в стране публичную власть. В России это институты Государственной думы, президентства, муниципального самоуправления, глав администраций и др.

ü  институты управления: правительство, администрация на местах, учреждения, представляющие правительство и администрацию.

ü  институты юстиции и правосудия, связанные с правом, законом, которому все должны неукоснительно подчиняться.

ü  институты, охватывающие вооруженные силы, государственную безопасность, органы охраны общественного порядка, карательные учреждения.

Социальные функции гос-ва:

  • Обеспечение стабильности, устойчивости и социального порядка в обществе (интегративная).
  • Регулятивно-распределительная функция. Располагая определенными ресурсами и ценностями, государство распределяет их в интересах различных социальных институтов, действующих в сферах экономики, политики, образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения.
  • Функция социального контроля. Она предполагает как регулирование и регламентацию деятельности различных общественных структур, так и в особенности социальный контроль за отклоняющимся поведением.

+ функции:

ü  Экономическая функция государства выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций.

ü  Социальная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; в предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; в страховании жизни, собственности, здоровья.

ü  Правоохранительная функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов.

ü  Национально-культурная функция: сохранение национального своеобразия, российской самобытности, независимости и суверенитета народов, населяющих его территорию, развитие системы образования, науки, культуры, просвещения).

ü  Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке политического курса.

ü  Экологическая функция. С помощью законодательства государство устанавливает правовой режим рационального природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению здоровой, нормальной среды обитания, разрабатывает программы по охране окружающей среды, контроле над деятельностью хозяйствующих субъектов.

Внешние функции:

ü  Развитие дипломатических отношений.

ü  Ведение войн.

ü  Оборона.

Гражданское общество и правовое государство.

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

  • негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  • совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
  • общественные объединения и организации;
  • политические партии и движения;
  • сфера воспитания и негосударственного образования;
  • система негосударственных средств массовой информации;
  • семья;
  • церковь.

Признаки гражданского общества:

ü  полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

ü  самоуправляемость;

ü  конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

ü  преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности.

ü  свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

ü  всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

ü  жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации;

ü  многоукладность экономики;

ü  легитимность и демократический характер власти;

ü  правовое государство;

ü  сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

Правовое государство – такая политическая организация общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества; государство, ограниченное в своих действиях правовом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Главное в правовом государстве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность государства и его органов законами.

Основные принципы правового государства:

ü  верховенство права;

ü  подчиненность государства обществу;

ü  соблюдение демократической процедуры разработки и принятия законов;

ü  суверенность личности, взаимная ответственность государства и личности на основе закона;

ü  обеспечение и охрана прав человека, общественного порядка, созданием благоприятных условий для хозяйственной деятельности;

ü  правовое равенство всех граждан;

ü  подконтрольность всех органов публичной власти;

ü  разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;

ü  уровень правосознания граждан, эффективная форма контроля за осуществлением законов.

Принцип построения правового гос-ва: не личность существует для гос-ва, а гос-во ради нее. Основная задача: обеспечение приоритета самоценности человеческого существования, первопричинности прав и интересов личности.

Механизм взаимодействия  гражданского общества и правового гос-ва:

ü  Осуществление принципа разделения 4-х властей – законодательной, исполнительной, судебной и информационной.

ü  Взаимодействие ч/з выборы, представительные органы власти, партии и общественно-политические движения.

ü  Развитие каналов связи в виде многочисленных комиссий при гос-ых структурах, консультационных комитетов, в к-ых могут участвовать представители различных групп, объединений по интересам, частные лица.

Основная задача социологии как науки в изучении политических институтов: изучение проблем возникновения и функционирования социальных институтов в сфере политики.

Политическая социология изучает: влияние общества на политические институты, определение их места в социуме, политическое поведение социальных общностей и организаций с выходом на личность, электоральное поведение, возможности воздействия на него, социальные аспекты политики, выбор политических приоритетов, политические процессы и механизмы их действия, политическая культура, отношение людей, различных социальных групп к тем или иным политическим решениям и действиям («политическое» общественное мнение), политические чувства и настроения, политические потребности людей и др.

В политологии важное место принадлежит феномену власти, который определяет смысл понятия «политика»: конечной целью политической деятельности является овладение властью и ее использование. Понятие «политическая власть» невозможно осмыслить вне понимания сущности власти как таковой.

Понятие власти очень широкое, сложное и противоречивое: мы говорим о власти родителей над детьми, сил природы над человеком, государства над гражданином, власти чувств, религии и т.п. В зависимости от подхода, акцентирование внимания на той или иной стороне проявления власти уже само по себе говорит о многоаспектности этого феномена.

Есть четкое различие между обыденной и научной трактовкой термина «власть». Это связано не только с многозначностью самого слова «власть», но и с разными способами употребления.

Различные трактовки понятия власть:

1. Влияние, оказываемое на других людей;

2. достижение определенных целей;

3. возможности использования определенных средств;

4. особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей;

5. особый вид отношений между управляющим и управляемым;

6. возможности принятия решений, регулирующих распределение благ в конфликтных ситуациях

Различные трактовки понятия «власть» тем не менее указывают, что власть — это основной и необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы, это специфическое отношение по крайне мере между двумя субъектами (отдельными людьми, социальными группами, политическими институтами). Нет отношений — нет власти. Власть — это социальный феномен. Но его социальное содержание неоднозначно, так как властное начало может:

1. быть конструктивным и созидающим, т.е. быть реализовано путем гармонизации интересов и потребностей большинства населения;

2. иметь разрушительные последствия, так как может осуществляться вопреки интересам индивида и общества в целом и поддерживать целостность общества посредством прямого подавления интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих).

Необходимо также учитывать социальную сущность власти, которая определяется тем, что она:

1) возникает в обществе, поскольку без власти наступает хаос, саморазрушение социальных связей;

2) обеспечивает целостность и упорядочение разнообразных интересов и отношений между людьми, создавая общие для всех правила поведения;

3) выступает в качестве универсального механизма интеграции с помощью различных средств, в том числе и принуждения (дело в том, что люди занимают в обществе неодинаковое социальное положение, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда и т.д.).

Таблица 1 — Основные компоненты власти

Структура власти

Источники власти

авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и др.;

Основания власти

экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные;

Субъекты власти

государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии;

Объекты власти

индивид, социальная группа, класс и т.д.;

Функции власти

господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация;

Ресурсы власти

принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы и т.д.

Власть функционирует на общественном, публичном и личном уровнях социальной структуры общества, поэтому существуют различные виды власти: экономическая, семейная, партийная, судебная, законодательная и т.д.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть — это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах.

Политика — причина и средство власти; власть — причина, условие и средство политики.

Основные черты политической власти:

1. Верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;

2. Моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);

3. Наличие особого аппарата управления и принуждения;

4. Использование легальной силы, опора на традиции и чувства;

5. Публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права).

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

1. доминирование властной воли;

2. наличие особого аппарата управления;

3. монополия на регламентацию жизни общества;

4. право на принуждение в отношении общества и личности;

5. легитимность;

6. суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе именно этих общепризнанных принципов. Они характеризуют политическую власть с разных сторон: 1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена — государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества); 2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сеть как относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти.

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

На сегодня в научной литературе существует свыше 300 определений власти. Существование многих концепций власти является свидетельством творческих поисков и в то же время недостаточной изученности проблемы. Рассмотрим основные концепции власти:

1) Нормативно-формалистическая концепция. Согласно данной концепции источником и содержанием власти является система норм, прежде всего, правовых. Иногда эту концепцию называют легитимистской (лат. legitimus — законный). Она выходит из того, что закон выступает и как правовой, и как моральный фактор, который имеет юридическую силу. Глубокие исторические корни этого обстоятельства породили легитимизм как политическую концепцию, главная идея которой заключается в абсолютизации правовых норм власти. Как политическая доктрина учение появилось в IX-III ст. до н.э. при существовании абсолютной монархии. Тогда государственная власть реализовывала абсолютную власть правителя, действовала деспотически, а в управлении была крайне бюрократизирована. В настоящее время в демократических государствах легитимизм базируется на возвеличивании закона — основной регулирующей нормы.

2) Органистическая концепция. Ее содержанием являются разные версии функционализма, структурализма и солидаризма, которые определяют в целом общественные функции власти, которые приуменьшают или игнорируют ее классовый характер. Например, согласно структурно-функционалистской теории власть — это особенный вид отношений между управляющими и подчиненными. Роль лица в политической системе четко определена: поддержка существующей общественной системы.

В русле органистической концепции власти находится и элитная теория власти. Возникновение ее обосновывается существованием в обществе элиты (фран. elite — лучшее, отборное, выбранное), призванной управлять массами людей неэлитного состояния, всеми социальными процессами в обществе. Относительно понимания сущности элиты в настоящее время нет единодушия. Одни относят к ней активнейших в политике, другие — высокопрофессиональных или богатых лиц. Так или иначе, эта концепция утверждает исключительность носителей власти, считая элиту сугубо политическим явлением, независимо от сферы влияния. Однако исторический прогресс она рассматривает как совокупность циклов изменения господствующих элит («круговорот элит»). Эта концепция считает идею народного суверенитета утопическим мифом (один из ее постулатов гласит, что народ отстранен от власти), утверждает, что социальное неравенство — основа жизни. Стержнем теории элит является абсолютизация отношений властвования одних и подчинение других. Власть возникает как имманентное (внутренне предопределенное) свойство постоянно существующей в обществе элиты. Правда некоторые западные исследователи критикуют эту теорию за то, что она не учитывает существования «среднего класса», который составляет большинство населения развитых обществ, нивелируя их социальную поляризованость и элитность.

3) Субъективно-психологическая концепция. Она объясняет власть как врожденное инстинктивное стремление человека к власти, господству вплоть до агрессии. Среди доктрин — бихевиористская теория власти. Она ориентирует на исследование индивидуального поведения людей в сфере властных отношений, а стремление к власти провозглашает доминирующей чертой человеческого поведения и сознания. Власть истолковывается и как цель, и как средство. Согласно взглядам американского политолога Г. Лассуела, любое влияние на политику приравнивается к стремлению к власти. В политике все является властью, а любая власть является политикой. К субъективно-психологическому направлению примыкает инструменталистский подход к пониманию власти — сведению ее к использованию определенных средств, в частности насилия и принуждения.

4) Индивидуалистско-социологическая концепция. Ее сторонники рассматривают власть как игру интересов — личных противоречий между свободой одних и ее ограничениями относительно других. Эту «игру» обеспечивают соглашения, переговоры. Ее успех зависит от способностей, воли, гибкости субъектов, правил «политической игры» и т.д.

5) Марксистская концепция власти. Беря за основу, прежде всего экономические интересы, которые определяют содержание и форму реализации классовых интересов, она толкует политическую власть как господство определенного класса. Согласно Марксу, тот класс, который владеет средствами производства, а, следовательно, и большей частью национального богатства, диктует свою волю в обществе. В его руках государственная власть, которая защищает его же интересы.

6) В настоящее время популярной является реляционистская теория власти, которая истолковывает власть как межличностные отношения, которые дают возможность осуществлять волевое влияние на индивида и изменять его поведение. Потому американский социолог П. Блау определяет власть как способность одного индивида (группы лиц) навязывать свою волю другим, не пренебрегая такими средствами, как страх, наказание и т.д.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Скачать руководство для pro100 скачать
  • Северная звезда таблетки силденафил с3 инструкция по применению
  • Elari kidphone 4g инструкция по применению
  • Pilot bim руководство пользователя
  • Lego 42116 инструкция по сборке машинки