Гибкое руководство это

Executive-коуч и ведущий сессий в «Земле Стратега», преподаватель в Институте Коучинга

В каких лидерах сейчас нуждается бизнес?

События последних месяцев по-разному влияют на сотрудников. Одни реагируют на текущую неопределенность выбросом адреналина и бьют личные рекорды по быстроте и качеству решений. У других возникает эффект арестованного потенциала: они начинают работать на минимуме своих возможностей и с трудом справляются со сложными вызовами. Третьи балансируют где-то посередине, исполняя то лучшую, то худшую версию себя.

Руководители, которым важно сохранить эффективность команды, больше не могут позволить себе старые паттерны управления. То, что всегда работало, больше не работает. По сути, само понятие «всегда» перестало существовать. Мир изменился и продолжает меняться каждый день. Поэтому ответ на вопрос в начале статьи следующий: сейчас бизнес как никогда прежде нуждается в гибких лидерах.

Кто такие гибкие лидеры

Гибкий лидер — это руководитель, который не делает однозначный выбор между директивным и недирективным, олдскульным и инновационным управлением. Гибкий лидер анализирует текущую ситуацию и в зависимости от внешних обстоятельств, внутреннего состояния как своего, так и команды выбирает подходящий стиль управления. Потому что в одних ситуациях сотрудникам нужен классический командир, который директивно примет за них все решения, а в других — восточный учитель, который даст им возможность найти собственный путь к решению задачи, а сам будет выступать только в роли поддерживающего наставника. В третьих — микс этих двух стилей.

Какие эффекты дает гибкое управление лидеру

Во-первых, вы получаете больший контроль над своими реакциями и действиями. Этот эффект происходит после регулярной работы над собой (необходимой для освоения гибкого управления): когда вы рефлексируете о том, что с вами происходит, понимаете причины вашего состояния и ваших поступков и постепенно меняете то, что требует изменений.

Во-вторых, вы улучшаете взаимодействие со своими сотрудникам. Создаете по-настоящему вовлеченную команду, которая готова вместе с вами искать лучшие решения для бизнеса и полностью разделять ответственность за их реализацию, поскольку чувствует себя их соавторами.

В-третьих, сочетание эффектов первого и второго пунктов неизбежно приводят к карьерному и финансовому росту.

Этим эффектам способствуют следующие «инвестиции»:

— совещания в формате фасилитационной дискуссии, где есть место мнению каждого, где из различий рождаются прорывные идеи.

— регулярные встречи для обратной связи (давать и запрашивать), которые дают обеим сторонам как необходимую информацию для более эффективной реализации бизнес-задач, так и являются гигиеной для долгосрочных отношений.

— регулярные встречи тет-а-тет с каждым участником вашей команды, на которых вы будете обсуждать его дальнейшее развитие в компании

— регулярные встречи для развития команды, возможные темы которых: что способствует качеству взаимодействия в команде, а что требует изменения, что создает доверие,а что приводит к взаимному игнору и деструктивным конфликтам, что важно культивировать, а от чего важно отказаться.

— регулярное делегирование задач сотрудникам, чтобы команда училась самостоятельности и в дальнейшем могла спокойно принимать ответственные решения даже в отсутствие руководителя.

Клиент — генеральный директор большой компании. Эмоционально не сдержан, реакции выдает сразу. Ко всему прочему крупный мужчина. Поэтому только одна его поднятая бровь уже вызывает страх у подчиненных. Они боятся принимать самостоятельные решения, а грозный босс тем временем из-за высокой нагрузки уверенно идет к выгоранию.

В итоге нашей работы он взял на себя обязательство — хотя бы 5 минут слушать молча свою команду. Результат не заставил себя ждать: «Я 10 минут молчал, потом, конечно, не сдержался, сказал все, что я думаю. Но за эти 10 минут я понял, что мои сотрудники вполне толковые. Они соображают и могут предлагать здравые идеи. То, что они предлагают, в мою голову вообще не приходило». Гендиректор не перестал быть эмоциональным, но при этом стал чаще давать свободу слова своим подчиненным. Это положительно отразилось как на его эффективности, так и на эффективности его команды

Какие эффекты дает гибкое управление команде

Первый эффект можно выразить через метафору воздуха. Сотрудникам становится как будто легче дышать. У них появляется больше свободы в задачах, которые они могут решить без руководителя. Они получают возможность пробовать новые способы и подходы для решения задач.

Второй эффект — рост доверия и взаимоуважения в команде. Этот эффект можно заметить в том, как создаются и выполняются договоренности. Сотрудники не соглашаются делать то, что по той или иной причине не могут сделать. Если же они согласились, то они стараются максимально исполнить то, что пообещали — чтобы не подвести коллегу и внести свой вклад в общее дело.

Третий эффект — люди сами несут идеи. Если раньше надо было очень долго их стимулировать на поиск нужного решения, то теперь они сами приходят с готовыми решениями. Они больше не чувствуют себя «винтиками», им понятно, на что они могут повлиять. Этот эффект хорошо проявляется во время совещаний, когда вместо «говорящей головы» и молчаливых слушателей вы получаете живое обсуждение важных для команды вопросов.

Четвертый эффект — люди могут принимать решения в ситуации неопределенности, решая самостоятельно «уравнения с тремя неизвестными».

Клиент — руководитель департамента. С одной стороны, он очень любит людей, свою команду. С другой, сильно раздражается, когда его сотрудники понимают цель и задач не так, как он. Его смещение в сторону гибкости началось с нашей с ним работы над принятием альтернативных точек зрения. Руководителю далась эта работа совсем нелегко, но спустя время время она дала ощутимые результаты. Например, в его команде начала формироваться культура свободного высказывания мнений и принятия ошибок.. Сотрудники стали смело предлагать свои гипотезы, не боясь критики со стороны босса. Быстро их тестировать и в случае ошибки также быстро генерить новые

Какие эффекты дает гибкое управление бизнесу

Гибкое управление помогает сократить время для реализации задач и оптимизировать бизнес-процессы. Команда совершает меньше ошибок, поскольку научилась договариваться. А также предлагает более качественные решения, поскольку движется к конечной цели поэтапно — обсуждая результат каждого этапа и предлагая улучшения.

Кроме того, гибкое управление дает важные долгосрочные эффекты. Во-первых, повышает лояльность сотрудников — они остаются в компании не только ради финансовых стимулов. Во-вторых, постепенно взращивается самостоятельность и проактивность в сотрудниках. В дальнейшем команда может начать создавать по-настоящему инновационные решения. Особенно это заметно во времена максимальной неопределенности.

Молодые топ-менеджеры. Мы помогали им сформировать навыки быть в контакте друг с другом и со своими сотрудниками. Они научились давать и запрашивать обратную связь. Очень прямо и открыто говорить: «Здесь мне ок, а здесь мне не ок». В итоге когда случили февральские, а затем сентябрьские события, эта команда, находясь в разных местах, не уронила ни одного процесса и даже увеличила эффективность бизнеса на падающем рынке

Как проходит обучение гибкому управлению

Для того, чтобы освоить гибкое управление, необходимо инвестировать свое время в следующие три аспекта:

— Развитие метанавыков (осознанность, аутентичность, гибкость, безоценочность, эмпатия и другие)

— Развитие компетенций, необходимых для гибкого управления, изучение практик и технологий (обратная связь, делегирование, медиация конфликтов и другие)

— Индивидуальную работу с коучем, которая позволит максимально эффективно интегрировать полученные знания и навыки в деятельность

Резюме

Резюмируя, можно сказать, что гибкое управление — это must have для лидеров в условиях текущей неопределенности. Представьте, что вам нужно пройти через болото. На одной кочке вам легко стоять — она твердая и устойчивая. Перепрыгнув на другую, вы начинаете постепенно погружаться в воду. Вам нужно прыгнуть дальше, но вы не знаете, какой окажется следующая кочка. Если вы не научитесь гибко и быстро реагировать на новые вводные — вы утонете и можете утянуть за собой как команду, так и компанию.

From Wikipedia, the free encyclopedia

Rooted in agile software development and initially referred to leading self-organizing development teams (Appelo, 2011;[1]), the concept of agile leadership is now used to more generally denote an approach to people and team leadership that is focused on boosting adaptiveness in highly dynamic and complex business environments (Hayward, 2018;[2] Koning, 2020;[3] Solga, 2021[4]).

History[edit]

There are many perspectives on the origins of agile leadership, some of which align with the advent of the Agile manifesto.[5] With the rise of Agile software development also a new leadership style arose. When markets are becoming more and more VUCA (Volatility, uncertainty, complexity and ambiguity) organizations have to be able to respond quickly and handle all the uncertainties. In these markets, traditional management is often seen as too slow. Agile promotes giving the teams the mandate and freedom to make their own decisions. Making teams able to respond quickly to new market changes and technological opportunities. This transformed the style of leadership, towards creating the right context and environment for self-managing teams. See Workers’ self-management.

The framework for business agility has also created a set of Agile Leadership principles.[6] These principles have been adopted by a number of universities across the globe.[7] These principles also form the basis of the agile business consortiums views on Agile culture.[8]

This leadership style fits well in today’s culture of giving autonomy to employees to do their work and not tell people what to do. Instead, create clarity on the objectives or desired outcome and let people and team discover the best ways to achieve. Next it also fits with the importance of customer-focus or customer-centricity. With the rise of [mobile phones] and [internet] more and more organizations are becoming digital (internet culture). Software is eating the world [9] Where there primary contact with customers isn’t face-to-face but through a digital device. These organizations have to respond quickly to customer feedback and make sure that their customer-satisfaction is high. By giving teams access to NPS (Net Promoter) and CES (Customer success), they can quickly respond and adapt.

Leading self-organizing teams[edit]

For some authors, the essence of agile leadership is creating the right environment for self-managing teams. Koning (2019),[10] for example, defines four corresponding areas of action:

  1. Co-create the goals – instead of giving instructions, rather make sure that the goals are clear. So teams know what to achieve, and if their actions are bringing them any closer to their goal.
  2. Facilitate Ownership – create an environment in which agile teams can grow and thrive. Teams can’t be forced to take Ownership, leaders can only create those circumstances in which teams take ownership. This is a balancing between stepping in and letting go. Finding the sweetspot where teams have the right amount of freedom aligned with their level of maturity.
  3. Learn faster – being fit and ready for the future is not about being the best, it’s about learning faster. Self-managing teams need to get fast feedback on their actions and their decisions. Preferably from users and customers. It’s the leaders role to promote learning from experiments and failures.
  4. Design the culture – The agile leader has to envision, design and improve the culture of the organisation.

‘Enabler — disruptor’ model of agile leadership[edit]

Favoring a more general approach and highlighting the leadership demands linked to digitization, Hayward (2018)[2] describes agile leadership as simultaneously enabling and disrupting teams and the organization (a paradox, he refers to as the ‘agile leadership paradox’):

Agile leader as ‘enabler’

  1. Learning agility
  2. Clarity of direction
  3. Empathy and trust
  4. Empowering
  5. Working together

Agile leader as ‘disruptor’

  1. Thoughtfully decisive
  2. Digitally literate
  3. Questioning the status quo
  4. Creating new ways of thinking
  5. Close to customer trends

‘Align — empower’ model of agile leadership[edit]

This framework (Solga, 2021)[4] strives to integrate the various ideas that have been floating around the concept of agile leadership. It defines the purpose of agile leadership as enabling people and teams to meet performance expectations and customer demands in business/task environments that are charged with VUCA (volatility, uncertainty, complexity, and ambiguity) and where process knowledge (knowing how to produce desired results) is weak.

To achieve this, an agile leader needs to simultaneously foster divergence and convergence (Solga, 2021). The former involves enabling and exploiting a multitude and diversity of options and possibilities to boost adaptiveness, that is to say, promote responsiveness, flexibility, and speed to effectively deal with dynamic change and disruptive challenges (the ’empower’ component). The latter involves promoting alignment with overarching goals and standards as well as across teams (the ‘align’ component).

Solga (2021) defines three ‘alignment’ practices and three ’empowerment’ practices:

‘Alignment’ practices (ensuring convergence):

  1. Motivate: Giving esteem, inspiration, and care to inspire emotional engagement and, with it, ‘emotional alignment’
  2. Infuse: Creating value orientation and commitment to the purpose and values of the organization (‘normative alignment’)
  3. Focus: Creating a shared understanding of goals and priorities, roles, processes, and crucial boundary conditions within teams and across the organization (‘task alignment’)

‘Empowerment’ practices (enabling and exploiting divergence):

  1. Facilitate: Providing resources, removing obstacles, enabling self-organization, and giving decision-making discretion (‘structural empowerment’)
  2. Coach: Enabling people and teams to (co-) operate effectively in ‘structurally empowered’ task environments (‘competency-focused empowerment’)
  3. Innovate: Enabling an explorative or iterative approach to problem solving and task delivery (i.e., spiraling between experimentation and reflection, prototyping and feedback); also, promoting a constructive approach to handling tension (understanding frictions and conflicts as ‘drivers of development’); since all this is about expanding and testing options to reach improvements and novel solutions, its focus is on ‘innovation empowerment’

See also[edit]

  • Agility
  • VUCA
  • Digitization
  • Leadership
  • Management

References[edit]

  1. ^ Appelo, J. (2011). Management 3.0: Leading agile developers, developing agile leaders. Upper Saddle River, NJ: Addison-Wesley.
  2. ^ a b Hayward, S. (2018). The agile leader: How to create an agile business in the digital age. London: Kogan Page.
  3. ^ Koning, P. (2020). Agile leadership toolkit: Learning to thrive with self-managing teams. Boston, MA: Addison-Wesley.
  4. ^ a b Solga, M. (2021). The ‘align — empower’ model of agile leadership (‘practice’ whitepaper #03, cidpartners GmbH)[1]
  5. ^ «Manifesto for Agile Software Development». agilemanifesto.org. Retrieved 10 April 2023.
  6. ^ «Agile Business Consortium». www.agilebusiness.org. Retrieved 10 April 2023.
  7. ^ «The nine principles of agile leadership». theagileleader.co.uk. Retrieved 10 April 2023.
  8. ^ «Whitepaper. Towards and agile culture» (PDF). ymaws.com. Retrieved 10 April 2023.
  9. ^ Marc Andreessen — Software is eating the world
  10. ^ Koning, P. (2020). Agile leadership toolkit: Learning to thrive with self-managing teams. Boston, MA: Addison-Wesley.

Гибкое управление: определение и советы


Автор:

John Stephens


Дата создания:

28 Январь 2021


Дата обновления:

22 Сентябрь 2023

Гибкое управление: определение и советы - Карьера

Гибкое управление: определение и советы — Карьера

Содержание

  • Определение гибкого управления: что такое гибкое лидерство?
  • Гибкое управление: краеугольный камень
  • Сильное общение
  • Открытая критика
  • Плоские иерархии
  • Короткие циклы внедрения
  • Сильная уверенность
  • Обширное делегирование
  • Другие читатели найдут эти статьи интересными:

Сегодня, как никогда раньше, менеджеры сталкиваются с задачами и проблемами, с которыми, по-видимому, практически невозможно справиться. Давно прошли те времена, когда в первую очередь речь шла о мотивации сотрудников и достижении долгосрочных целей. Современные лидеры сталкиваетесь с постоянно меняющимися тенденциями и требованиями, для которых у вас должно быть правильное решение и готовый ответ в рекордно короткие сроки. Большие надежды возлагаются на Концепция гибкого управления подключен. Речь идет о том, чтобы подвергнуть сомнению старые структуры, стать более гибкими и адаптироваться к постоянным изменениям в управлении персоналом. Однако это может сработать только в том случае, если есть переосмысление, и это также реализовано …

Определение гибкого управления: что такое гибкое лидерство?

Гибкое управление в первую очередь основано на гибкости. Этот Управленческая и организационная концепция Это начинается именно тогда, когда многие классические системы управления заболевают и все чаще сталкиваются с проблемами.

Жесткие и старомодные концепции управления обычно слишком медлительны, чтобы успевать за быстро меняющимися временами. Гибкое руководство хочет поступить иначе. На изменения и новые рамочные условия следует реагировать в кратчайшие сроки. Динамический вместо статического это девиз. Решения не должны проходить через кажущуюся бесконечной бюрократию, но должны приниматься быстро и гибко.

Agile-менеджмент также пытается Предвидеть развитие событийдействовать проактивно и, в лучшем случае, быть на два шага впереди конкурентов, не только быстрее реагируя на изменения, но и предвидя их.

Однако часто возникают трудности с Внедрение гибкого управления. Недостаточно просто написать это на своих баннерах или проинформировать весь персонал в циркулярном электронном письме, что отныне следует уделять внимание большей гибкости в управленческом отделе. Гибкое управление может быть успешным только в том случае, если в долгосрочной перспективе будут созданы необходимые предпосылки и есть переосмысление как со стороны руководства, так и со стороны сотрудников.

Гибкое управление: краеугольный камень

Гибкое управление может заменить жесткую организацию и заменить ее более гибкой, ориентированной на будущее моделью, способной справиться с постоянными изменениями и готовой к любым изменениям, даже если они будут краткосрочными. Однако для того, чтобы это сработало, требуется некоторые ключевые столпы в компании, которую необходимо создать.

  • Сильное общение

    Коммуникация — основа гибкого управления. На изменения можно отреагировать быстро и, прежде всего, правильно, если все участники всегда будут полностью информированы и знают, как все изменилось, и какие ожидания и цели необходимо достичь. Например, если заказчик изменил свое мнение о дизайне или внезапная разработка изменила рынок, обмен должен произойти немедленно, чтобы разработать решение.

    Недостаточно еженедельной встречи или, в случае долгосрочных проектов, еще более длительного периода. Тем временем, возможно, снова многое изменилось. Поэтому гибкое управление также характеризуется: неформальное общение и быстрые каналы связи вне.

  • Открытая критика

    Краеугольный камень, который является проблемой для многих компаний. Гибкое управление заставляет сразу сталкиваться с проблемами и трудностями. открыто решаются неправильные подходы — руководителями, а также сотрудниками. Только такой критический, но в то же время открытый подход позволяет подвергнуть сомнению и обновить устаревшие модели мышления.

    Однако для многих работодателей критика направлена ​​только в одном направлении, а это означает: Изменения на уровне управления неудача или прогрессирование намного медленнее.

  • Плоские иерархии

    Быстрые и гибкие ответы доступны только в компании плоские иерархии действенный. В лучшем случае, как следует немедленно поступить с клиентом, если вначале должен быть задействован начальник, который, в свою очередь, сам обращается к своему боссу, чтобы в какой-то момент вернуться к сотруднику с обратной связью?

    Такой долгий путь принятия решений в наши дни практически неосуществимы. Людям, особенно в сфере обслуживания и клиентов, нужна быстрая помощь в решении их проблем — и их не пугает то, что кто-то может связаться с ними в ближайшие несколько дней или недель.

  • Короткие циклы внедрения

    Проекты часто планируются на очень длительный период, по крайней мере, несколько месяцев или даже дольше. Однако в настоящее время недостаточно просто думать об этом только в концесоответствует ли результат ожиданиям. Тем временем может произойти слишком много всего, требования меняются, или клиенты внезапно захотят чего-то совершенно другого.

    Таким образом, короткие циклы внедрения являются ключевым элементом гибкого управления. Таким образом, можно регулярно проверять развитие событий, в то же время записывая, остались ли цели прежними. Это единственный способ принять меры на ранней стадии, чтобы направить проекты в желаемом направлении.

  • Сильная уверенность

    Сильное доверие к своим сотрудникам также является важным краеугольным камнем гибкого управления. Каждый член команды должен пользоваться доверием принимать самостоятельные решения и действовать независимовместо того, чтобы всегда ждать инструкций сверху. Именно от этих основных требований менеджеры должны отойти, поскольку они либо занимают слишком много времени, либо вообще невозможны.

    Поэтому руководители в гибком менеджменте должны идентифицировать со своей новой ролью и относиться к сотрудникам как к профессиональным и хорошо обученным экспертам. Цель не в том, чтобы вмешиваться в работу, а в том, чтобы дать совет и поддержку.

  • Обширное делегирование

    В традиционном менеджменте многие лидеры совершают ошибку, желая все контролировать, и предпочитают брать на себя все задачи. Однако теряется много времени и Командные навыки не используются. Часто сотрудники гораздо лучше понимают или лучше умеют выполнять повседневные задачи.

    Поэтому руководители в гибком менеджменте должны быть в состоянии выполнять задачи и также делегировать соответствующую ответственность. Если это удастся, менеджеры также могут снова сосредоточиться на своих основных задачах, что в конечном итоге принесет пользу всем участникам.

Другие читатели найдут эти статьи интересными:

  • Стили лидерства: Вы встретите их на работе
  • Авторитарный стиль руководства: Ясность и исключительная ответственность
  • Ситуационный стиль лидерства: Определение, преимущества, критика
  • Метод Scrum: Гибкое управление проектами в спринте
  • Микроменеджмент: Когда босс вмешивается
  • Управление людскими ресурсами: А иерархии еще быть должны?
  • Исполнительный: У вас есть то, что нужно?
  • Первые 90 дней — как начальник
  • Приложение в качестве менеджера: Как себя позиционировать
  • Управление изменениями: Факторы успеха и риски
  • управление: Оптимисты ведут лучше
  • Управление мошенничеством: Что вы должны знать об этом
  • Интервью для менеджера: Вот как это делается
  • Индивидуальная оценка: Советы менеджерам
  • От коллеги к начальнику: Вот как это делается
  • Менеджер по работе с вакансиями: Что в нем должно быть?
  • Плохой босс: Паршивое руководство

Самый лучший стиль управления

Сегодня управленческая гибкость — на пике интереса: о ней много пишут, ей посвящают тренинги. Авторы ситуационных теорий, моделей и концепций соревнуются в остроумии, оригинальности и способах аргументации. Для руководителя-практика все это едва ли представляет особый интерес и животрепещущую потребность, а вот действительно полезным для него может стать понимание того, что чем более «разным» он умеет быть, тем меньше проблем с управлением своими сотрудниками ему придется решать.

Каким должен быть руководитель? Как он дол­жен вести себя с подчиненными? Какие взаимоотношения с сотрудниками он должен установить? С таких дискуссионных вопросов обыч­но начинается тренинг по развитию управленческой гибкости для менеджеров среднего звена.

«Руководитель должен быть строгим», — начинает разговор наиболее активный участник тренинга. «Стро­гим, но справедливым», — уточняет другой. «И при этом оставаться человечным», — добавляет третий. «Главное, чтобы четко и внятно распределял, кому что надо делать, и вовремя контролировал, а остальное — неважно», — не соглашается четвертый. «Кому что делать — написано в должностных инструкциях, а руководитель обязан создавать для людей комфортные условия», — оппонирует пятый. И т.д. Дискуссии на эту тему, как правило, весьма оживленные.

Руководитель должен быть разным! Строгим, спра­ведливым, человечным, четко распределяющим за­дачи, контролирующим, создающим комфортные условия и пр., и пр. — все в одном флаконе! И под гибкостью далее будем понимать умение переключаться между разными стилями поведения в зависимости от ситуации.

Зачем?

Давайте представим себе, что все в жизни линейного руководителя понятно, прозрачно, предсказуемо и ожидаемо: подчиненные — одинаковы, внешняя среда — если и меняется, то крайне медленно и в полном соответствии с прогнозами — никаких сюрпризов и неожиданностей. Возможно, кому-то такая жизнь показалась бы сплошным раем, однако можно предположить, что тогда и в руководителе как таковом не было бы необходимости: достаточно было бы бизнес-плана, должностных инструкций, приказов и прочих формальных документов, которые определя­ли бы, кому, что и как делать.

Но ведь никакой документ никогда не учитывает того, что выполнять определенную задачу будет не абстрактный исполнитель, а вполне конкретный жи­вой человек, со своими знаниями, умениями, навыками, представлениями, амбициями, желаниями, настроениями, «хотениями-нехотениями» и пр. Поэтому о гибкости руководителя можно говорить как об одном из его важнейших профессиональных качеств:

1. Зачастую руководитель, эффективно взаимодействуя с подчиненными одного типа, совершенно не знает, как вести себя с другими: какие-то личные особенности мешают им адекватно понимать друг друга, отсюда — конфликтные ситуации, оппозиционные настроения, борьба за власть и прочие деструктивные моменты. Освоение разных стилей поможет подобрать ключик к каждому сотруднику.

2. Верно выбранный стиль позволяет руководителю экономно расходовать ресурсы (в том числе эмоциональные), избегая излишнего (чрезмерно детального, подчеркнуто развивающего) и недостаточного (неоправданно делегирующего) управления. Руководитель тратит на постановку задач ровно столько времени и сил, сколько нужно, — ни больше ни меньше.

3. Владение разными стилями позволяет руководителю малыми средствами добиваться высокого уровня мотивации и производительности персонала, верно определяя, кому из сотрудников достаточно задать направление деятельности и больше не беспокоиться, кого — подробно и детально проинструктировать, а кому необходима постоянная моральная поддержка.

Какие бывают стили руководства?

Ответ на этот вопрос не может быть однозначным, ибо концепций управленческой гибкости — множество, и каждая имеет свои привлекательные стороны, как, впрочем, и некоторые недостатки.

Одна из базовых идей принадлежит Рэнсису Лай­керту и его коллегам, по мнению которых, в деятельности любого руководителя есть две важнейшие составляющие: сосредоточенность на работе (или поведение, направленное на структуру деятельности) и сосредоточенность на человеке (или внимание к подчиненным)  (рис. 1.).

Рисунок 1. Континиум стилей управления по Лайкерту

Фото Самый лучший стиль управления

Идея двух составляющих стала отправной точкой для многочисленных исследований, обогативших эту концепцию. Вот как представили ее специалисты Бюро по исследованиям в области бизнеса (университет Огайо): отложив каждую из составляющих по осям координат, выстроили матрицу и в результате получили четыре различных сочетания этих элементов руководства (рис. 2.).

Рисунок 2. Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса) 

Фото Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса)

Роберт Блэйк и Джейн Мутон из Техасского уни­верситета усовершенствовали модель, описав не только крайние позиции, но и центральное положение в этой оси координат (рис. 3.). В результате получился пятый стиль — некое промежуточное положение.

Рисунок 3. Гибкий стиль управления (Техасский университет)

Фото Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса)  

Многие менеджеры, особенно начинающие, больше склоняются к какому-то одному стилю (впрочем, зачастую чаша сия не минует и опытных начальников).

Пример 1. Ирина, руководитель одного из ключевых подразделений крупной финансовой структуры — яркий представитель руководителя, ориентированного на работу. Властная, авторитарная, не терпящая возражений, лучше других знающая ответы на любые вопросы и т.д. — из тех, о ком го­ворят «железный Феликс». Очень подробно и детально инструктирует сотрудников (что и как они долж­ны делать). Считает, что на работу люди ходят ра­ботать, а эмоции нужно оставлять за пределами офи­са. Убеждена, что за сотрудниками нужен глаз да глаз. Жалуется, что, несмотря на более чем понятную формулировку задач и более чем подробные разъяснения с ее стороны, подчиненные работают из-под палки, демонстрируют чудеса непрофессио­нализма, саботируют распоряжения, проявляют не­благодарность, уходят и пр. Считает, что причина происходящего — в неправильном наборе персонала: не тех приняли на работу.

Пример 2. Светлана — образец руководителя, со­средоточенного на человеке. Руководит службой персонала рекламного холдинга. Убеждена в высочайшем профессионализме людей, работающих в ­организации. По ее мнению, в ситуации, когда дея­тельность каждого сотрудника регламентирована должностной инструкцией и другими документами, детально описывающими, кто и что должен делать, ключевая задача руководителя — поддержание боевого духа подчиненных. Поэтому большую часть своего времени посвящает разработке и реализации различных программ поддержания лояльности персонала, в рамках которых проводятся мероприятия на уровне всей организации, в каждом подразделении, а также индивидуальные (по отношению к каждому сотруднику). Признает, что мотивация персонала обходится компании недешево; констатирует, что некоторые сотрудники злоупотребляют хорошим отношением, стараясь практически из всего извлекать личную выгоду (материальную и нематериальную) и подчеркивает, что это «вопрос совести» работников.

Пример 3. Сергей — начальник отдела продаж фир­мы, продвигающей технические решения. Руководит коллективом менеджеров по продаже — продавцов, работающих в сегменте В2В. Считает профессию продавца творческой. Жизненный опыт убедил его: если чрезмерно давить на сотрудников, то они перестают проявлять инициативу, начинают относиться к своей работе формально, что, по его мнению, в продажах «смерти подобно». Поэтому полагает, что его роль как руководителя — создать все условия для комфортного труда своих подчиненных и не мешать им работать. Однако признает, что такие взаимоотношения с подчиненными приводят к нужному результату далеко не всегда. Пример 4. Юрий, генеральный директор неболь­шой производственной компании, увлекся концепцией «управление по целям» и много времени проводит в беседах с подчиненными, стараясь в каждом случае не только подробно и доходчиво объяснять людям, чего он ожидает от выполняемой ими работы, критерии оценки, алгоритмы и пр., но и находить индивидуальный подход к каждому, подчеркивать связь личных целей с целями компании. Отмечает, что результаты деятельности большинства сотрудников значительно повысились, хотя некоторым подобные беседы по душам не нравятся. Соглашает­ся, что разговоры с подчиненными отнимают много времени.

Какой стиль лучше?

Авторы описанных выше концепций наиболее эф­фективным стилем руководства считали тот, в котором высокий уровень внимания (учет интересов людей) сочетался со структурированием (учетом интересов производства). В нашей схеме это стили 4 и 5. Дей­ствительно, нельзя не признать идею ин­тересной, тем более что именно такой тип руководи­телей — в наибольшем дефиците. Однако впоследствии победила мысль, что в каждом конкретном случае стиль управления должен быть разным, то есть ситуационным. Проще говоря, опытному руководителю необходимо мастерски применять все без исключе­ния стили управления.

Попытки установить четкую зависимость между текущей ситуацией и оптимальным стилем управления предпринимались неоднократно:

Ф. Фидлер предложил концепцию «внимание на ситуацию», согласно которой выбор стиля управле­ния определяется тремя факторами: отношениями между руководителем и подчиненными; структурой задачи; должностными полномочиями руководителя.Т. Митчелл и Р. Хауса разработали подход «путь — цель», согласно которому руководитель может до­биться большей производительности от подчиненных, демонстрируя личную выгоду последних при достижении организационных целей. П. Херси и К. Бланшар, авторы известной «теории жизненного цикла», предлагают выбирать стиль вза­имодействия в зависимости от профессиональной зрелости подчиненного, то есть сочетания его желания нести ответственность за достижение поставленной цели и наличия у него необходимых знаний и опыта.В. Врум и Ф. Йеттон — авторы «модели принятия решений», согласно которой стиль управления меняется в зависимости от того, насколько подчиненные вовлечены в принятие решений.

Каждая концепция хороша по-своему. И срабатывает в определенной ситуации (помогает выбрать наиболее подходящий стиль). Кроме того, существованием множества концепций доказывается изначальная идея: гибкий подход к управлению позволяет не только добиться более высокой производительности труда, с одной стороны, и удовлетворенности от сво­ей деятельности — с другой, но и наиболее оптималь­но расходовать управленческие ресурсы.

Как развивать гибкость?

Развитие управленческой гибкости может осуществляться по следующему алгоритму:

Фото Стили управления (Бюро по исследованиям в области бизнеса)

Понимание

Прежде чем приступить к изучению стилей управления, необходимо коренным образом изменить свои представления и установки. Скажем, руководитель может быть уверен, что его задача — четко и детально проинструктировать, и не более. Соответственно, его общение с подчиненным будет точным, лаконичным, но — сухим. Такого руководителя, возможно, будут уважать, но уровень мотивированности персонала в руководимом им коллективе будет скорее всего невысоким. Другой, напротив, считает, что нужен эмоциональный заряд — тогда сотрудник и задачу себе сам сформулирует, и ресурсы найдет. Он полагает, что человеческая натура — главное, с чем должен работать руководитель. При этом, возможно, периодически он будет жаловаться, что подчиненные садятся ему на шею.

Установки — это представления, мнения по поводу того, как вообще следует относиться к сотрудникам, если угодно — внутренняя философия. Расширение управленческого диапазона, в частности освоение новых стилей управления, невозможно до тех пор, пока они противоречат личной философии человека. Таким образом, в первую очередь необходимо проникнуться самой необходимостью быть гибким, и только потом переходить к изучению стилей.

Как меняются установки? На протяжении жизни наши представления претерпевают постоянные из­менения, однако мы не хотим ждать несколько лет, пока наши установки согласуются с изучаемой нами концепцией гибкости. Поэтому целесообразно воспользоваться услугами коуча или посетить тренинг.

Знание

Вторая составляющая успеха в освоении приемов управленческой гибкости — знание: какие стили во­обще бывают, чем они отличаются друг от друга, ка­кие возможности и риски их использование несет и пр. Соответственно, следующим этапом ­повышения управленческой гибкости будет изучение одной или нескольких ситуационных концепций. В голову руко­водителя нужно закачать информацию, расширяю­щую и дополняющую его представления о том, как еще, помимо известного ему стиля общения, можно взаимодействовать с подчиненными.

Этот этап руководитель вполне может пройти са­мостоятельно — путем изучения имеющихся в распоряжении материалов. Однако на тренингах соответ­ствующего содержания не только дается необходимый объем теории, но и предоставляется возможность полученные знания закрепить: участникам предлагают различные кейсы, в которых описано поведение руководителя, и просят определить, какой стиль был использован и насколько он в данной ситуации уместен. Например, Ирина («железный Феликс в юбке») сначала демонстрировала свой скепсис по отношению к самой теме управленческой гибкости. Понимая, что рассказывать ей о том, как ­оказывать подчиненным психологическую поддержку и внимание, сейчас со­вершенно бесполезно, я предложил ей (и другим участникам) выполнить следующее задание: описать в 10 пунктах собствен­ный стиль взаимодействия с подчиненными. Быстренько напи­сав первые пять пунктов (что-то вроде «четкая, конкретная, объективная…», она вдруг остановилась и через какое-то время, заметно поменявшись в лице, продолжила — «жестокая, черствая, бессердечная, равнодушная…». Было видно, что процесс, что называется, пошел, однако нужно было его завершить, и я попросил выполнить вторую часть задания — написать по пять пунктов «в защиту» и «в обвинение» используемого стиля. Ирина начала с обвинения: «люди уходят, саботируют распоряжения, не любят меня, проявляют неблагодарность…» И снова, на минуту задумавшись, сказала: «Я знаю, почему все это происходило». Понимание пришло, ее мнение изменилось, теперь можно было работать дальше.

Умение

Не секрет, что понимать — еще не значит знать, а знать — не значит уметь. Чтобы быть успешным, не­достаточно владеть знаниями, нужно еще правильно их применять, а в данном случае — правильно проявлять (демонстрировать) выбранный стиль. Именно поэтому третьим (и, пожалуй, самым сложным) эта­пом развития управленческой гибкости является примерка на себя каждого из стилей — использование их в ситуациях, близким к реальным. Весьма удачный формат — обучающие игры, в которых каждый участник имеет возможность несколько раз побывать как в роли руководителя, так и в роли подчиненного. Собственно тренировка происходит тогда, когда руководитель играет самого себя. Однако побывать в роли подчиненного тоже полезно, ведь известно, что чужие ошибки видны лучше, чем свои, а, кроме того, есть возможность получить еще и эмоциональный опыт — переживаний, испытываемых сотрудниками, по отношению к которым выбран неверный стиль руководства.

Эксперты констатируют, что умение действовать правильно обычно формируется после трех-четырех успешных повторений, а становится привычным — после пары десятков. В этом смысле лекционно-семинарские занятия, пусть даже с массой интересных примеров, не способствуют тому, чтобы выработалось умение — львиная доля учебного времени должна быть выделена именно на тренировочные упражнения.

Автор: Александр Соломатин, источник: www.new-management.info

Еще интересно почитать

Понятие лидерства за последние годы изменилось. Лидерство сегодня называют гибким или эмоциональным, оно неразрывно связано с эмпатией и развитием эмоционального интеллекта. Его принципы заключаются в способности руководителя найти новое решение проблемы и, используя свою харизму, вдохновить последователей на выполнение целей. Такой лидер всегда проявляет доброжелательность, контролирует свои эмоции, не вступает в конфликты и производит приятное впечатление. Он понимает мотивы других людей и настроен оптимистично. 

Гибкое лидерство — это лидерство изнутри команды, когда отдельные участники коллектива имеют возможности для реализации их наивысшего потенциала. Руководитель с навыками гибкого лидерства всегда оценит работу команды и конкретных сотрудников, он хвалит и мотивирует, тем самым способствует развитию талантов и инициатив всех членов команды. Такой лидер может предлагать инновационные подходы к решению задач и готов делать вещи по-другому, направлять команду к изменениям через новые способы работы.

Эмоциональное лидерство побуждает людей к личному успеху и таким образом расширяет возможности для его достижения. При этом лидер стремится сначала достигать лучшего для других, а уже после — для себя. 

Структура эмоционального интеллекта лидера включает в себя следующие характеристики:

  • переживать широкий спектр эмоциональных состояний;
  • осознавать свое состояние и состояние другого человека;
  • регулировать свое эмоциональное состояние;
  • осознанно изменять состояние других людей;
  • способность осознанно менять паттерны своих привычных эмоциональных реакций.

Одной из ключевых компетенций нового типа лидерства является управление ресурсным состоянием, то есть своей жизнестойкостью. Среди основных компетенций, характерных для высокого уровня жизнестойкости, следует отметить:

  • способность преодолевать сложные жизненные ситуации, достигать цели без саморазрушения, сохраняя внутренний баланс;
  • способность совершать ответственный жизненный выбор в условиях риска, давления и неопределенности;
  • способность использовать давление обстоятельств как источник роста и развития.

Кроме этого лидер должен иметь навыки и стратегии поведения в стрессогенных условиях работы: 

  1. Держать в голове цель и сохранять конструктивное, рациональное поведение под давлением.
  2. Длительно поддерживать высокий темп и результативность работы.
  3. Быстро восстанавливать свои энергетические ресурсы после сверхнагрузок.
  4. Гибко менять тактику и стратегию достижения цели.
  5. Контролировать поведение, эмоции в условиях нервного напряжения.
  6. Принимать ответственные решения в условиях предельного риска и неопределенности.
  7. Анализировать ситуацию в условиях предельного нервного напряжения.

Из чего формируется ресурсное состояние лидера, можно узнать на специальном курсе, который опубликован на платформе «Россия — страна возможностей».  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Берлитион 300 ампулы инструкция по применению цена отзывы аналоги таблетки
  • Пылесос филипс моющий триатлон 1400 инструкция по применению
  • Глиатилин инструкция таблетки 400 отзывы взрослым пожилым
  • Pandora спец руководство
  • Феминал инструкция по применению цена отзывы женщин после 50 лет