Функции власти руководство политическими процессами

Основная функция
политической власти— управление,
руководство обществом в целом (страной,
государством)

и каждой его
сферой (политической, экономической,
социальной и др.). Конкретизируя эту
функцию, можно сказать, что одно из
высочайших предназначений политической
власти заключается в постоянном
разрешении противоречия между
необходимостью порядка в обществе и
различными (при этом постоянно меняющимися)
интересами разных слоев, национальных
и других групп, отдельных личностей.
Конкретизируя эту функцию еще дальше,
следует отметить, что в ее выполнении
у каждой политической власти свои задачи
и цели, свои конкретные программы, свои
ресурсы и т.д. Действительно, могла ли
быть данная функция идентичной по своему
конкретному наполнению политической
власти во времена президентства Франклина
Руз­вельта (самый глубокий мировой
экономический кризис 1929— 1933 гг.), Рональда
Рейгана (сравнительно глубокий
экономический кризис: инфляция достигла
двузначной цифры, резко возросла
безработица, продолжал увеличиваться
дефицит государственного бюджета),
Джорджа Буша (близкое к стабильному
состояние политической и экономической
сфер) и Билла Клинтона (экономический
подъем). Если в первом случае, чтобы
до­биться стабильности, необходимо
было предварительно спасти нацию от
хозяйственной катастрофы, во втором,
чтобы резко оптимизировать ситуацию,
необходима была смена экономического
курса (в соответствии с концепцией
неоконсерватизма), то в третьем и
четвертом случаях внутренняя экономическая
и политическая ситуация позволила
политической влас­ти США проводить
крупномасштабные действия на международном
направлении (военные акции США в Ираке
и в Югославии).

Таким образом,
любая политическая власть уже с момента
своего становления разрабатывает
сообразно конкретным условиям,
экономическому и политическому состоянию
страны стратегию и тактику управления
обществом в целом. Особое внимание
уделяется отношению с политической
оппозицией, разрабатывается конкретная
политика в отношении различных слоев
общества, политика обеспечения ресурсов
власти и т.д.

Вторая функция
тесно взаимосвязана с первой (основной)
это функция
оптимизации самой политической системы,
приспособление ее институтов
(государственный аппарат, партийная
система, избирательная система и т.д.)
к целям, задачам и самой сути тех сил,
которые пришли к власти.

Совершенно очевидно, что для демократической
системы адекватны многопартийность и
демократические выборы. В то же самое
время тоталитарную власть более
устраивают однопартийная система и
безальтернативные выборы, как и было в
большинстве бывших социалистических
стран. Нередки случаи, когда пришедший
к власти политический лидер или группа
стремится сохранить сложившуюся
политическую систему.

Третья функция
политической власти — обеспечение
стабильности в стране.

В разных государствах и разной политической
власти это удается в разной степени. Но
бесспорно, что выполнить эту функцию
стремится любая политическая власть
уже хотя бы потому, что от степени
достижения этой цели непосредственно
зависит легитимность власти, то есть
признание ее народом.

Таковы три основные
функции политической власти. Фактически
их гораздо больше, и другие функции
взаимосвязаны с основными.

В данном параграфе
мы коснемся также вопроса о формах и
уровнях политической власти. В соответствии
с различными критериями можно выделить
различные формы власти. Один из этих
критериев связан с вопросом о том, кто
олицетворяет власть: один человек или
система институтов власти? В первом
случае речь идет об индивидуальной
политической власти.
Власть
осуществляется одним человеком. Как
пример можно перечислить все ныне
существующие абсолютные монархии,
упомянуть государства, которые формально
имели республиканскую форму правления,
но реально ими управлял пожизненно один
человек (И.В. Сталин — в СССР, Мао Цзэдун
— в Китае).

Во втором случае
речь идет об институциализированной
форме власти,

которая основывается на разделении
властей. Она значи­тельно моложе
индивидуализированной. В ее современном
виде она впервые возникла в США с
принятием Конституции в 1778 г. При такой
форме источником власти является народ,
права ко­торого защищены конституцией
страны.

Соседние файлы в предмете Политология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

%d0%b22

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность


Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

%d0%b24

%d0%b26

%d0%b210

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Компоненты власти

Название

Сущность элемента власти

Пример

Субъект власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Объект власти

Те, на кого направлена власть

Человек, социальная группа, класс и т. д.

Ресурсы власти

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Типы власти

Критерии

Виды

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Кто субъект

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

10 минут — и ты разберёшься, как стать тем, кем захочешь

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

  1. Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

  2. Действует на основе права от имени всего общества.

  3. Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

  4. Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

  5. Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Критерий

Формы власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

Республиканская, монархическая

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Критерий

Традиционное господство

Рационально-правовое или легальное господство

Харизматическое господство

Правила, на которых основано господство Патриархальные или сословные правила Правила, которые разработали на основе здравого смысла
Глава системы Монарх или религиозный лидер Должностное лицо или орган Пророк, лидер, военачальник, демагог
Как глава системы получил власть По наследству или традиции В ходе передачи на основе принципа большинства За счет доверия объекта власти к лидеру
Форма легитимности Вера в установленные правила Целерациональная вера в нормы Эмоциональная вера в качества лидера и его идеи
Главный тип социального поведения Традиционное Инструментальное или целерациональное Эмоциональное

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

  • легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

  • регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

  • институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

Принцип

Легитимность

Результативность

Суть принципа

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Как проявляется

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Гражданское общество признает власть.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

  1. Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

  2. Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

  3. Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

  4. Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

  • исполнительная — контролирует государственные дела;

  • судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

  • законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Стратегия будущего для вашего ребёнка

Практический курс для родителей от Оксаны Самойловой и Skysmart. Расскажем, чему учить детей, чтобы они стали успешными.

Стратегия будущего для вашего ребёнка

Функции политической власти:

1)
выработка стратегии управления делами
общества.
(жесткая
регламентация

социально-экономических, культурно-духовных
процессов или косвенное
политическое воздействие
,
когда власть регулирует не сами
общественные процессы, а факторы,
влияющие на их развитие);

2)
защита основных политических ценностей,
закрепленных в конституциях.
четыре
группы ценностей:


национально-государственная безопасность
и независимость страны
проведение
самостоятельных социально-экономических,
политических курсов, обеспечивающих
суверенную власть над государственной
территорией;


законность и общественный порядок

–обеспечение политической и социальной
стабильности в обществе, соблюдение
основополагающих законов государства;


экономическое благосостояние и социальная
справедливость,
степень
удовлетворения большинства населения
своим материальным положением, системой
распределения и перераспределения
общественного дохода;


свобода, участие в управлении общественными
делами, права и обязанности человека и
гражданина,
где
свобода понимается как гарантия
индивидуальных прав личности, а участие
во власти –возможность политического
выбора и соглашения субъектов и объектов
властвования;

3)
обеспечение целостности политической
системы государства
,
субординация
всех властных органов и институтов, а
также их интеграция на базе единых
правовых норм;

4)
гарантирование политической преемственности
и социальной стабильности. Два
уровня
:
высшего
политического руководства
(власть
персонифицирована и преемственность,
стабильность обеспечивается либо
наследованием, либо системой выборов
и назначений),
всего
политически дееспособного
населения
(преемственность
и стабильность обеспечиваются системой
подготовки и выдвижения руководящих
кадров для различных институтов,
системой политической социализации
граждан, когда они осваивают господствующие
в обществе политические нормы и ценности).

Осуществление политической власти в обществе происходит с помощью особого политического механизма, главными составляющими которого являются господство, руководство, управление, организация и контроль.

11. Новые
тенденции в развитии политической
власти.

Политическая
власть

самовыражается
в реальной способности той или иной
социальной группы либо индивида
навязывать свою волю при помощи особой
системы средств государственно-правового
воздействия или принуждения, в основном
независимо от того, нравится это или не
нравится всем другим людям.

Новые
тенденции

в развитии политической власти:


демократизация
власти,

отказ от авторитарных или тоталитарных
форм в пользу демократических.


интернационализация
власти,

рост воздействия международных и мировых
проблем власти, политику и законодательство
отдельных стран;


разукрупнение
политической власти,
развитие
систем ее диверсификации;


негативный
процесс нарастания конфликтности
между
различными ветвями власти;


высокие
темпы бюрократизации
аппарата
властных структур;


расширение
арсенала чисто управленческих технологий,
которыми
все более широко и все чаще пользуется
политическая власть.

12. Политические
элиты и их типологии.

Основоположниками
теории элит выступаю Г.
Моска, В.Парето
и Р. Михельс.

В
настоящее время политическая
элита –
это
большая социальная группа, обладающая
достаточно высоким уровнем политического
влияния и являющаяся основным источником
руководящих кадров для институтов
власти того или иного государства или
общества.
Элитарные
теории:

— концепции
макиавеллистской школы
,
которые объединяют идеи особых качеств
элиты, ее групповой сплоченности,
признания элитарности любого общества,
закономерно вытекающей из естественной
природы человека;

— ценностные
теории,
пытающиеся
совмещать элитарность с демократией;


теории демократического элитизма,
сторонники
которых подходят к демократии как
конкуренции на выборах различных
элитарных групп за доверие избирателей;


концепции плюрализма элит

исходят из трактовки политических элит
как элит функциональных;


леволиберальные концепции элит
,
которые являются
с
воего
рода идейным антиподом плюралистического
элитизма;

Политическая
элита

– это группа лиц, профессионально
занимающаяся деятельностью в сфере
власти и управления государством.
Основные функции и задачи : принятие
и контроль реализации решений; формирование
и репрезентация групповых интересов;
продуцирование политических ценностей;
способность к манипулированию общественным
мнением
.

  • Структура
    элит:

    «селекторат»
    (лица,
    которые потенциально готовы к выполнению
    профессиональных функций в политической
    сфере, оказывают влияние на выдвижение
    представителей населения, и те, кто
    сами готовятся к исполнению этих ролей),
    «потенциальные
    элиты»

    (разрозненные
    элитарные группировки, еще только
    стремящиеся к власти, готовящиеся к
    выборам), «самодеятельные элиты»
    (авторитетные в обществе представители
    этих кругов могут лишь косвенно влиять
    на принимаемые в государстве решения),
    «правящая политическая элита»

    (представители
    центральных, региональных и местных
    властей), «элиты
    в политике
    »
    (разновидности не избираемой элиты,
    которые состоят из наиболее авторитетных
    представителей технической и гуманитарной
    интеллигенции, видных писателей, ученых,
    спортсменов, распорядителей шоу-бизнеса,
    способных помочь не только выиграть
    выборы тем или иным партиям, но и
    поддержать их политические требования
    в условиях кризисов или рутинного
    течения политических процессов),
    «связанная
    группа»
    (неформальное
    анонимное сообщество политиков, которые
    оказывают влияние на принимаемые
    решения, но не обязательно обладающие
    формальным статусом в системе власти)

Системы
отбора(рекрутирования): гильдийная(закрытость,
медленный, постепенный путь наверх,
подбор и назначение кадров узким кругом
руководителей)
и антрепренерская системы(
открытость,
небольшое число формальных требований,
широкий круг селектората).
В чистом виде они встречаются довольно
редко, обе имеют свои плюсы и минусы.

13
Политические
элиты в России.

политическая
элита –
это
большая социальная группа, обладающая
достаточно высоким уровнем политического
влияния и являющаяся основным источником
руководящих кадров для институтов
власти того или иного государства или
общества.

До
1917 г.

политическая элита страны формировалась
по сословно-бюрократическому
принципу, допускавшему возможность
существования контрэлиты, в годы
советской власти – по бессословно-номенклатурному.
Суть номенклатурной системы состояла
в назначении лиц на сколько-нибудь
социально значимые руководящие должности
лишь по рекомендации соответствующих
партийных органов КПСС, в подборе элиты
сверху.

Начиная
с 1990 г.
,
перед стремящимися к властным высотам
России людьми открылся весь набор
средств, имевшихся для этого как в
странах Запада, так и Востока. В
политическую элиту стало возможно войти
как через “номенклатурную дверь”
исполнительной власти, так и через
парламент, опираясь на поддержку партий.
Номенклатурное прошлое стало одной из
характерных черт посткоммунистической
российской элиты.

Ее низкие деловые и нравственные качества
во многом объясняют перманентность и
глубину кризиса российского общества
в последнее десятилетие, массовое
распространение коррупции и
безответственности. Нынешняя российская
политическая элита не
стала принципиально новым политико-культурным
явлением, в руководстве остались в
основном кадры, которые начали свой
политический путь в советское время и
выдвинулись на сколько-нибудь значимые
посты в годы перестройки, что позволило
ядру номенклатурной элиты сохранить
свои позиции и в новом российском
обществе.

Вместе
с тем в
90-е годы

начала формироваться так называемая
новая
элита
”,
которую представляли молодые, энергичные
лидеры, активно занимавшиеся бизнесом.
Они сегодня выражают интересы не только
быстро обогащающихся групп финансового,
торгового капитала, но и криминальных
структур. Некоторые из них пошли в
политику, другие остались в бизнесе,
активно пользуясь в своей деятельности
поддержкой политико-административных
структур и органов. Важной тенденцией
политических процессов в России является
выдвижение в республиках, регионах
влиятельного слоя этнократии
(интеллектуальных, политических,
культурных лидеров, носителей местного
или национального сознания), ставшего
важной, ведущей частью региональной
политической элиты. Следует также
отметить, что с
изменением политической системы
источники элитообразовательного
процесса (власть, собственность, деньги,
сила) сконцентрировались в руках
исполнительных органов – президента,
его администрации, правительства. Это
позволило им контролировать и направлять
процессы формирования элиты
.

В настоящее время политическая элита
России все больше превращается в
замкнутое образование: стихийное
рекрутирование по существу завершено,
подбор на руководящие должности все
больше напоминает черты номенклатурного
подхода.

14.Политическое
лидерство. Типологии лидеров.

политическое
лидерство как явление

– это способ взаимодействия лидера и
масс, в процессе которого лидер оказывает
значительное влияние на эту массу. Оно,
по существу, представляет собой особый
род власти, состоящей в способности
одного лица или нескольких лиц, находящихся
на вершине властной пирамиды, заставлять
других делать то позитивное или
негативное, что они, вероятнее всего,
не делали бы вообще.
Исходя из такого понимания феномена
лидерства, политический
лидер может
быть определен как
человек, который осуществляет функции
по управлению обществом, политической
организацией или движением, способен
изменять ход событий и направленность
политических
процессов в стране.
Общие
свойства полит. лидеров
:


пассионарность,
люди вряд ли берут на себя ответственность
за судьбы народа только ради власти,
славы или богатства, так как надежды
заполучить их часто не сбываются;


инициативность
принятие на себя ответственности за
инициативу политических действий;


обладание
определенной политической интуицией.;


способность
убеждать,
проявление определенной харизмы.

Теория
черт и ситуационные концепции как два
крайних подхода в проблеме лидерства
родили в науке третье, более или менее
компромиссное личностно-ситуативное
объяснение
природы лидерства(отношения между
людьми, а не характеристика отдельного
индивидуума). 4
фактора феномена лидерства
:

а) черты и мотивы
лидера как человека;

б) образ лидера и
мотивы, существующие в сознании его
последователей, побуждающие их следовать
за ним;

в) характеристики
роли лидера;

г) институциональный
контекст, то есть те официальные и
правовые параметры, в которых работает
лидер и его последователи, решая те или
иные проблемы.

Политических
лидеров различают по
:
уровню
их контроля над властью

(правящие и оппозиционные); масштабу
деятельности

(общенациональные и региональные); стилю
поведения

(авторитарные и демократические);
характеру
руководства
(формальные
и неформальные); отношению
к социальным изменениям и реформам

(консерваторы, реформаторы, догматики,
фундаменталисты); ролевым
отношениям к целям политического
движения

(идеологи, идеалисты, прагматики);
отношению
к противникам

(соглашатели, фанатики).

Типы
полит. лидеров(М. Вебер): традиционный,
рационально-легальный
и харизматический
.
К.
Ходжкинстон

: лидеров-карьеристов,
лидеров-политиков,
лидеров-техников,
лидеров-поэтов.
С.
Джибб
:
лидер-патриарх,
лидер-тиран,
лидер-“идеал”.
М.
Херманн
:
лидер-знаменосец,
лидер-торговец
,
лидер-служитель
,
лидер-пожарный
,
лидер-марионетка.

15 Новые
тенденции в развитии лидерства в мире.

политическое
лидерство как явление

– это способ взаимодействия лидера и
масс, в процессе которого лидер оказывает
значительное влияние на эту массу.

Соседние файлы в предмете Политология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Структура власти включает следующие компоненты:

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на 

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы; 
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни. 

Первич­ные субъекты непосредственно генерируют политические интересы, а вторичные — проводят их в жизнь.
Согласно другому делению, субъекты политики могут быть 

  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения, 
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

Наиболее полно сущность политической власти проявляется в ее функциях, среди которых основными являются:

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

Выполнение этих функций является возможным благодаря определенной организации властных отношений. Форма включения людей и организаций во властные отношения зависит от их социального и политического статусов. Поэтому властные отношения всегда построены вертикально, так как именно сверху вниз осуществляется прохождение команд, руководящих распоряжений, стратегических политических установок и решений. Они фиксируют господствующее положение одних и подчиненное других, то есть отношения субъекта и объекта властвования.

Источниками власти могут выступать могут выступать 

  • авторитет, 
  • сила, 
  • закон, 
  • богатство, 
  • знание, 
  • престиж, 
  • социальный и политический статус, 
  • тайна, 
  • интерес и т.д.

Ресурсы власти — это реальные и потенциальные средства, которые используются (или могут быть использованы) для укрепления самой власти и ее оснований.

Ресурсы власти

  • экономические

В качестве экономических ресурсов выступают деньги или иные средства обмена — недвижимость, природные ресурсы, золотой запас.

  • социальные

Социальные ресурсы — это поддержка власти со стороны значимых социальных групп; социальный статус и возможность его повышения или понижения субъектом власти. Власть, стремящаяся расширить свою социальную базу, должна обеспечивать общенациональные интересы, привлекать на свою сторону колеблющихся, стремиться к социальному партнерству с «управляемыми» слоями и группами.
Социальные ресурсы частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие характеристики, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

  • культурно-информационные, духовно-идеологические

Культурно-информационные ресурсы включают множество средств воздействия на аудиторию субъекта культурно-информационной власти (духовные ценности, знания и информация, средства художественного воздействия — театр, музыка, кинематограф и т.п.). К культурно-информационным ресурсам можно отнести: системы хранения и учета национального культурного достояния, методики сбора, обработки и стыковки различных видов стратегической информации, принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующих обществу информационно-культурный плюрализм. Сюда же включается система гарантий, препятствующих доступу к печати, радио и телевидению всякого рода экстремистским элементам.

  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;

Силовые ресурсы — это средства насилия и принуждения, репрессивный аппарат, который может быть использован для достижения целей субъекта власти.

  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Правовые ресурсы включают законы и иные нормативные акты, регулирующие отношения в обществе, и их использование для реализации целей субъектов власти.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Ключевые функции политической власти: управленческая, функция контроля, политической социализации, мобилизационная, интегративная, координирующая, мотивационная. Далее разберем каждую из них на конкретных примерах.

Функции политической власти

Суть

Содержание функций политической власти заключается в следующем:

Управленческая функция

Принуждение людей осуществляется не просто так, а для достижения тех или иных целей. Любое государство должно иметь стратегию развития общества. Стратегия — это цель, к чему общество идет. В СССР государство шло к коммунизму, США идут к американской мечте. Для достижения этих целей, для реализации программы стратегии нужна власть — принуждение.

Например, вот решило государство Z, чтобы у каждой семьи в был свой дом, автомобиль и дача, и доход 1500 $ в месяц. Это цель. Как ее достичь? Нужны управленческие решения: повышение МРОТ, доступная ипотека, кредитная амнистия, создание условий для развития бизнеса, повышение качества образования и пр. Ну, хорошо, приняли решения. А как их исполнять органам исполнительной власти?

Они берут и повышают МРОТ — вносят корректировки в закон, и требуют его исполнения. Тоже происходит с остальными решениями. Так, постепенно, лет через десять стратегические цели такого государства, в котором осуществляется социальная политика, будут достигнуты

Функция контроля

Людей нужно контролировать. Ведь их биологическая природа (украсть, обмануть, списать на экзамене — чтобы сэкономить энергию) гораздо сильнее социальной. Чтобы не было коррупции в государстве, чтобы люди закон исполнялся — нужны контролирующие инстанции — из честных и неподкупных людей.

За примерами далеко ходить не надо. В книге Ю. Семенова “Бриллианты для пролетариата” четко показано, как работники Гохрана, которые занимались сохранением драгоценностей, организовали перевозку и продажу золота, бриллиантов и жемчуга за границей для собственного обогащения. А работники контроля тоже вошли в долю Всех, конечно, быстро накрыли доблестные работники ЧК (“чекисты”), но факт есть факт!

Политической социализации

В демократическом обществе государственная власть — всегда сменяема. Вернее сменяемы политические элиты — ее носители. Иначе ее олигархизация неизбежна! Для сменяемости власти нужны выборы, референдумы, плебисциты и иные формы взаимодействия государства и гражданского общества.

А это немыслимо без политической социализации — вовлечения граждан в политическую жизнь. Этой цели служат как государственные, так и негосударственные элементы политической системы общества.

Например, партия Z пополнилась новыми молодыми участниками. Они теперь будут приучаться к политической жизни. Или другой пример: в городе X на базе местного законодательного собрания организован Молодежный парламент — площадка для молодых людей, которые видят себя в политике. Тут они могут высказывать свои мнения, предлагать законодательные и иные инициативы и пр.

Все эти примеры обязательно надо иметь в виду. Именно в таком формате (с названиями городов, стран, с именами людей, с наименованиями организаций) их и нужно приводить на ЕГЭ по обществознанию.

Функция мобилизации

Она означает, что политическая власть позволяет сосредоточить ресурсы, в том числе и человеческий капитал, для достижения государственных целей. Например, в годы Великой Отечественной войны хорошо политическая власть позволила позволила Советскому союзу противостоять агрессии нацистской Германии.

Функции политической власти

Плакат «За Родину-Мать!». Автор И.М. Тоидзе. 1943 год. Как иллюстрация мобилизационной функции власти

А в 2014 году она же позволила Российской Федерации сконцентрировать силы и ресурсы для проведения Олимпиады в Сочи.

Кстати, механизм и ее осуществления — в структуре органов государственной власти.

Интегративная

Заключается в объединении разных политических групп, интересов в интересах государства. Так, например в годы Первой мировой войны на базе Государственной думы был организован Прогрессивный блок из абсолютно разных партий, чтобы царское правительство могло в военное время быстро принимать нужные законы.

Координирующая

Эта функция смежная с управленческой. Политическая власть координирует все процессы: и размер федеральных налогов, и денежно-кредитную политику, и демографическую…. Все это необходимо для управления государством — макропроцессами.

Мотивационная

Политическая власть дает субъекту (президенту, депутату, мэру, губернатору) и массу полномочий и массу привилегий. Это и хорошая зарплата, и способность распоряжаться ресурсами общества (государственным бюджетом), и престиж да и многое другое. Именно поэтому масса людей хочет оказаться во власти, чтобы получить все эти блага. Так уж устроено общество — согласно теории социальной стратификации.

Именно поэтому для государства очень важна политическая социализация и политический плюрализм. Очень важны конкурентные выборы на альтернативной основе, чтобы к власти продвигались, лоббировались только действительно достойные люди, для которых интересы общества гораздо важнее их личных (корыстных) интересов.

Надеюсь, эта статья была полезной для Вас. И если так — то обязательно поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Для этого достаточно кликнуть по кнопочкам социальных сетей ниже.

Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

  1. Воздействие субъекта власти на поведение людей.

  2. Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

  3. Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Компоненты власти

Название

Сущность элемента власти

Пример

Субъект власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Объект власти

Те, на кого направлена власть

Человек, социальная группа, класс и т. д.

Ресурсы власти

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Типы власти

Критерии

Виды

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Кто субъект

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Получай лайфхаки, статьи, видео и чек-листы по обучению на почту

Альтернативный текст для изображения

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Пройди тест — и мы покажем, кем ты можешь стать, а ещё пришлём подробный гайд, как реализовать себя уже сейчас

Узнай, какие профессии будущего тебе подойдут

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

  1. Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

  2. Действует на основе права от имени всего общества.

  3. Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

  4. Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

  5. Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Критерий

Формы власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

Республиканская, монархическая

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Критерий

Традиционное господство

Рационально-правовое или легальное господство

Харизматическое господство

Правила, на которых основано господство Патриархальные или сословные правила Правила, которые разработали на основе здравого смысла
Глава системы Монарх или религиозный лидер Должностное лицо или орган Пророк, лидер, военачальник, демагог
Как глава системы получил власть По наследству или традиции В ходе передачи на основе принципа большинства За счет доверия объекта власти к лидеру
Форма легитимности Вера в установленные правила Целерациональная вера в нормы Эмоциональная вера в качества лидера и его идеи
Главный тип социального поведения Традиционное Инструментальное или целерациональное Эмоциональное

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

  • ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

  • легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

  • регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

  • институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

Принцип

Легитимность

Результативность

Суть принципа

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Как проявляется

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Гражданское общество признает власть.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

  1. Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

  2. Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

  3. Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

  4. Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

  • исполнительная — контролирует государственные дела;

  • судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

  • законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

  1. Объект власти — это тот, от кого она исходит.

  2. Государственная власть ограничена территорией этого государства.

  3. Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

  4. Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

  5. Политика не может влиять на судебную власть.

  6. Государственная власть — важная часть политической.

  7. Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

  8. По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

  9. Власть бывает личная и коллективная.

  10. В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

%d0%b22

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти  по степени воздействия:

  • демократическая
  • недемократическая

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть  — способность определённой  социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

 В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей       заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

В политической теории принцип разделения властей был впервые обоснован в работах Дж. Локка («Опыт о человеческом разуме», «Два трактата о правительстве»). Дальнейшее развитие теория разделения властей получила в трудах Ш. Монтескье («О духе законов»).

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Разделение властей в РФ:

  • законодательная (Федеральное Собрание)- издаёт законы, представляя интересы граждан
  • исполнительная власть (Правительство) – управляет государственными  делами
  • судебная (Конституционный Суд, Верховный Суд, суды разных уровней)- следит за соблюдением законов.

%d0%b24

%d0%b26

%d0%b210

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Обновлено: 23.09.2023

Власть — это организованная сила, способная подчинить своему влиянию и воле людей, используя разные методы, в том числе и принуждение.

Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю , воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Признаки власти:

  • Власть – общественное явление
  • Власть – компонент общества на всех этапах его развития
  • Может осуществляться только в рамках общественных отношений, между людьми
  • Властные отношения всегда двусторонние: есть, кто подчиняется и кто руководит
  • Власть всегда базируется на силе ( физической, силе интеллекта, авторитета, на силе закона и т.д.)

Источники власти ( то, что даёт власти силу, возможность властвовать над другими):

  • авторитет — влияние, которое человек, группа людей, организация получают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств)
  • сила
  • закон
  • богатство
  • харизма ( от лат. дар- исключительная одарённость, привлекательность)

Виды власти с точки зрения ее социального уровня

  • власть в масштабе всего общества;
  • власть внутри того или иного коллектива ;
  • власть в отношении между двумя индивидами.

Виды власти по степени воздействия:

Виды власти по сферам общественной жизни:

  • духовная
  • социальная
  • экономическая
  • политическая
  • информационная
  • семейно-бытовая
  • религиозная и другие

Методы власти:

  • демократические и авторитарные
  • честные и нечестные( насилие, месть, обман, провокация, вымогательство и т.д.)

Элементы власти:

Субъекты власти: государство, парламент, политический лидер, партия.

Объекты власти: человек, масса, социальный слой, группа, народ в целом.

Ресурсы власти – то, что властвующий субъект может использовать для подчинения объекта

Функции власти:

  • господство
  • координация
  • руководство политическими процессами
  • управление делами общества и государства
  • организация политической жизни и политических отношений
  • Контроль

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов.

В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства.

Основные признаки политической власти:

  • Публичность — решения политической власти обязательны для всех людей и для всех видов власти
  • Всеобщность — политическая власть осуществляется на основании права от имени всех людей
  • Легальность использования силы — закрепленность в законах и Конституции использовать силу
  • Моноцентричность – у политической власти может быть только один центр принятия решений.
  • Институциональность – наличие специальных органов власти, политических институтов
  • Регламентированность – определённость властных полномочий традициями, законом

Типы политической власти

  • Государственная власть – это система властных отношений, реализующая функции государства, основанная на аппарате принуждения. Она опирается на специальный аппарат управления ипринуждения. Располагает монопольным правом издавать законыи иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия.
  • Общественная власть — партийная, профсоюз­ная, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение

По широте распространения власти:

  • международные организации (мегауровень),
  • центральные органы государства (макроуровень),
  • региональ­ные организации (мезоуровень),
  • власть в первичных организациях и малых группах (микроуровень).

Принципы устойчивости власти:

  • легитимность ( поддерживается основной частью населения)
  • легальность ( законность)
  • результативность

Типы легитимности:

  • Традиционная легитимность основана на традициях, вере в незыблемость и священность существующих порядков.
  • Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководите­ля, которого иногда даже обожествляют, создают культ его лич­ности.
  • Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана законности её формирования, подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти.

Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Система разделения властей — это неотъемлемый признак демократии.

Суть разделения властей заключается в ограничении (предотвращении) абсолютизма власти монарха, президента, парламента и других политических институтов.

Принцип разделения властей наиболее характерен для демократической республиканской формы правления.

Создается система сдержек и противовесов, которая не позволяет ни одной из ветвей власти узурпировать всю полноту власти в стране.

Суть разделения властей:

— все три ветви власти представлены разными людьми и органами согласно Конституции

-никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными Конституцией другим ветвям власти

Раздел ЕГЭ: 4.1. Понятие власти

Поскольку основной целью политической деятельности является достижение определённых интересов, а именно поддержание или изменение существующего общественного порядка, она невозможна без применения власти.

Власть — система взаимоотношений между людьми, в которой обязательными элементами выступают господство одних сил с подчинением и принуждением других.

ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА ВЛАСТИ

Добиться власти значительно помогают следующие источники.

власть

Право отдавать приказы устанавливается общественными нормами, как и обязанность подчиняться этим приказам.

Власть — абстрактное понятие, но её прямыми носителями становятся определённые политические структуры, которые принимают следующие формы:

  • руководство;
  • управление;
  • господство;
  • координация;
  • организация;
  • контроль.

Для того чтобы добиться своих целей, власть может использовать следующие ресурсы:

  • волю;
  • убеждение;
  • манипуляцию;
  • авторитет;
  • насилие;
  • право;
  • поощрение;
  • принуждение.

ВИДЫ ВЛАСТИ

Применение власти характерно для всех сфер жизни человека и общества. В соответствии с этим виды власти делятся внутри себя по некоторым характерным чертам.

⊕ По источнику власти:

  • политика;
  • экономика;
  • религия;
  • культура.

⊕ По участникам власти:

  • государство;
  • партия;
  • церковь;
  • семья.

⊕ По функциям органов власти:

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Наибольшее значение для общества играет политическая власть, поскольку она диктует волю большому количеству людей и влияет на мир в целом.

Политическая власть — публичная система взаимоотношений между людьми и политическими институтами, которая распространяется на всё общество.

⊕ Помимо основных признаков власти, политическая власть включает следующие дополнения:

  • верховенство;
  • публичность и безличность (все действия совершает от имени общества);
  • моноцентричность (единый общегосударственный центр);
  • легальность в использовании силы (в рамках закона возможно принуждение жителей страны к определённым действиям);
  • многообразие ресурсов (экономические, информационные, принудительные).

⊕ По степени территориального охвата различают два вида политической власти:

  • общественная (касается всего общества);
  • местная (касается органов местного самоуправления, которые в РФ действуют совместно с государственной властью, но имеют собственные отличия).

Формы политической власти:

  • партии;
  • профсоюзы;
  • международные организации.

ЛЕГИТИМНОСТЬ

Легитимность — добровольное признание людьми основных ценностей действующей власти. Только в случае поддержки значительной части населения власть в глазах людей считается правомерной и справедливой.

В начале XX в. учёным Максом Вебером была выдвинута теория, в которой он объяснил пути, откуда берёт своё начало политическая власть. Согласно этой теории сегодня выделяют три вида легитимной власти.

Основа власти: Обычаи, вера, традиции. Отличительные черты: Крепкая власть, поскольку основана на привычке повиновения власти. Пример: Абсолютная монархия, отношения дворян и крестьян.

Основа власти: Закон. Отличительные черты: Подчинение установленным правилам, несмотря на возможный внутренний протест. Пример: Подчинение директору вне зависимости от его личных и профессиональных качеств.

Смесь всех видов власти

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Государственная власть — составляющая часть политической власти, которая действует на территории отдельно взятого государства. Её задача: постановка и решение государственных целей, а также руководство делами общества государственными органами путём принятия обязательных к исполнению актов. Государственную власть может осуществить сам народ (референдум, выборы), однако чаще это делают соответствующие органы.

Существуют три ветви государственной власти:

  • законодательная (парламент, Федеральное собрание РФ);
  • исполнительная (Правительство РФ, министерства РФ, федеральные службы);
  • судебная (суд).

Все три ветви государственной власти ограничивают друг друга и не могут существовать раздельно.

1) Источник власти (то, что дает возможность властвовать: авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и т.д.)
2) Субъект власти (руководители: человек, общность людей, организация, народ, мировое сообщество, объединенное в ООН)
3) Объект власти (подчиненные: индивид, социальная группа, класс и т.п.)
4) Функции власти (господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация)
5) Ресурсы власти (экономические, социальные, культурно-информационные и т.д.)

↑ Субъекты и объекты власти

Субъекты политической власти: отдельный индивид, правящая олигархия, политическая партия, нация и т.д.

Отличительные особенности субъекта политической власти — его стремление к власти как к самоцели или средству достижения таких жизненных благ, как богатство, престиж, связи и т.д. Субъект власти также характеризуется способностью своевременно принимать правильные политические решения и доводить их до конца, чувством ответственности за последствия проводимой им политики и, самое главное, политической мудростью.

Субъектов политики можно определенным образом классифи­цировать. Обычно их подразделяют на

  • (1) первичные — индивид, класс, нация, большие и малые социальные группы;
  • (2) вторичные — общественно-политические организации и движения, партии, поли­тические элиты и другие участники политической жизни.
  • коллективными — политические партии, депутатские группы и дру­гие объединения,
  • индивидуальными — политические элиты и их лидеры, обладающие властью и играющие в политике опреде­ленную роль.

1) приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;
2) подчинение частной воли всеобщей воле власти;
3) наказание (санкции) в случае отказа подчиниться господствующей воле;
4) регламентацию поведения в соответствии со всеобщим интересом.

Объектом политической власти являются те личности и соци­альные группы, на которые распространяется эта власть, застав­ляющая их предпринимать те или иные действия.

При этом различие между субъектом и объектом политики весьма относительно и зависит от конкретной политической ситуа­ции. Каждый человек или социальная группа могут выступать объ­ектами политической деятельности, если она направляется не ими, а другими субъектами, которые сознательно реализуют в ней свои интересы, используют при этом политическую власть.

↑ Функции власти

  • выработка стратегии управления обществом;
  • разработка и принятие решений по основным направлениям развития общества;
  • оперативное управление и регулирование общественных процессов;
  • контроль важнейших параметров стабильности общественно- политической системы и направленности развития общества;
  • установление и поддержание отношений с государствами и народами других стран.

↑ Источники и ресурсы власти

  • авторитет,
  • сила,
  • закон,
  • богатство,
  • знание,
  • престиж,
  • социальный и политический статус,
  • тайна,
  • интерес и т.д.
  • экономические
  • социальные
  • культурно-информационные, духовно-идеологические
  • силовые — оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди;
  • организационные — наличие организации, заинтересованной и способной добиваться достижения поставленных целей.
  • правовые

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном использовании они укрепляют как саму власть, так и ее основания. При некомпетентном подходе они подтачивают, разрушают власть, способствуя возникновению кризисов и революций.

Тема власти часто встречается на экзаменах ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию. Чтобы вы могли получить балл повыше, приглашаем разобрать тему от и до в этой статье. Пристегнитесь: сегодня мы поговорим о понятии власти, ее происхождении и видах, для чего она обществу и как народ может контролировать ее работу.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое власть

У этого термина есть несколько определений. С точки зрения обществознания власть — это:

Воздействие субъекта власти на поведение людей.

Способность одной стороны влиять на поведение другой. При этом готова вторая сторона сотрудничать или нет, не учитывается.

Механизм, который помогает организовать и управлять общей деятельностью.

Считается, что власть появляется одновременно с человеческим обществом, потому что оно не может существовать без такого механизма. Безвластие означает хаос и разобщенность в жизни людей. При этом власть всегда идет рука об руку с неравенством, когда есть властвующая и подвластная группы.

Что включает в себя власть

У власти есть компоненты — субъекты, объекты и ресурсы. Разберемся, что понимают под каждым из них.

Сущность элемента власти

Те, в чьих руках находится власть

Человек, сообщество, организация, народ, мировая общность, которая объединена в ООН

Те, на кого направлена власть

Средства, с помощью которых реализуют власть

Экономические: деньги, природные ресурсы, техника и т. д.

Социальные: образование, статус, должность, звание и т. д.

Культурно-информационные: наука, СМИ, знания, образовательные институты и т. д.

Принудительные: военные силы, оружие, полиция

Демографические: люди, которые создают другие ресурсы

Какой бывает власть

Власть многолика и может проявляться по-разному. Существуют критерии, которые делят ее на разные категории. Давайте узнаем, какие именно.

Какова степень институализации

Правительственная, школьная, городская и т. д.

Парламентская, президентская, народная, классовая, партийная

На какую сферу влияет

Духовная, идеологическая, политическая, информационная, политическая и т. д.

К какому режиму правления относится

Деспотическая, авторитарная, демократическая и т. д.

Сколько человек принимают ключевые решения

Личная и коллективная

Как соотносится с законом

Законная и незаконная, легальная и нелегальная

Политическая власть

Политическая власть — это право, способность и возможность людей отстаивать свои политические взгляды и воплощать их в жизнь. Этот вид власти — один из самых важных для жизни общества.

Для политической власти характерны такие признаки:

Распространяется на всех людей, которые живут на территории государства.

Действует на основе права от имени всего общества.

Может использовать разнообразные ресурсы власти — принудительные, социальные, экономические и т. д.

Создает единый общегосударственный центр принятия политических решений.

Единственная может пользоваться силой в пределах страны.

Какие бывают виды политической власти

Политическую власть тоже можно разделить на типы по разным признакам. Обсудим, на какие именно.

Классификация политической власти

Для чего предназначена

Законодательная, судебная, исполнительная

Какое место занимает в общей структуре власти

Местная, региональная, центральная

Каков основной субъект

К какому типу политического господства относится

Традиционная, рационально-правовая, харизматическая

Остановимся подробнее на последнем из критериев — системе политического господства. Разделить их на виды предложил немецкий историк и социолог Макс Вебер. Рассмотрим каждый из них в таблице ниже.

Виды политического господства по Веберу

Рационально-правовое или легальное господство

Помните: виды, которые мы описали выше, не встречаются в своем идеальном варианте. Каждый из примеров реальных политических систем сочетает черты разных типов господств.

Какой должна быть политическая власть сегодня

Современное общество держит политическую власть в рамках. Чтобы соответствовать времени и нуждам народа, она должна быть:

ограничена, т. е. разделена на исполнительную, судебную и законодательную;

легитимна, т. е. оправдана с общественно-моральной точки зрения и признана людьми;

регламентирована, т. е. ее должен контролировать закон;

институциональна, т. е. связана с общественными институтами.

Как мы уже писали выше, политическая власть играет важную роль в жизни общества. Теперь настало время разобраться, какие именно функции она выполняет.

Функции политической власти

Формирует политическую систему.

Сплачивает общество вокруг политической жизни государства.

Регулирует отношения между людьми и государством.

Управляет жизнью общества и государства на разных уровнях.

Контролирует органы власти и политические процессы.

Руководит политическими и другими отношениями.

Создает подходящую для общества форму правления, тип политической системы и т. д.

Что делает политическую власть устойчивой

Политическая власть долго не продержится на плаву, если не докажет, что она эффективна. Разберемся, что помогает ей быть устойчивой.

Устойчивость политической власти

То, насколько общество одобряет власть, признают ее политические решения, поддерживают лидеров, партии и движения

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Народ положительно оценивает власть и соглашается подчиняться ей.

Мировое сообщество признает власть

То, насколько хорошо власть справляется с работой, выполняет обещания и оправдывает ожидания народа

Государственная власть

Государственная власть — это один из видов власти в обществе, где субъект — это государство в лице его федеральных органов, а объект — население.

Признаки государственной власти

Публична, т. е. выступает от имени общества

Суверенна, т. е. возглавляет власть внутри страны и не зависит от отношений с другими государствами

Ограничена территорией государства

Теория разделения властей

Согласно теории, которую предложили Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон и Д. Мэдисон, государственная власть делится на 3 вида: законодательную, исполнительную и судебную. Цель этой теории — помешать одной из властей навязывать другим свою волю и не допустить авторитаризма и диктатуры в обществе. Подробнее о политических режимах мы ранее писали в блоге.

Разберемся, какие положения входят в теорию разделения властей:

Законодательной, судебной и исполнительной властью управляют разные люди и органы, как заложено в Конституции.

Все ветви равны и самостоятельны, ни одна из них не может устранить другую.

Политика не может влиять на судебную власть. У судей есть право занимать должность долгое время.

Ни одна из ветвей не может претендовать на права, которые заложены для другой в Конституции.

Таким образом, государственная власть делится на ветви, каждая из которых отвечает за свою функцию:

исполнительная — контролирует государственные дела;

судебная — охраняет порядок в обществе и закон;

законодательная — создает законы с учетом интересов народа.

Так теория помогает обществу не допустить, чтобы власть злоупотребляла положением в угоду личным желаниям, выходила за рамки закона и устанавливала авторитарный порядок.

Проверь себя

Давайте узнаем, как хорошо вы разобрались, что такое власть в обществознании, ее признаках, видах и источниках. Ниже мы собрали задания, которые проверят ваши знания по материалу статьи.

Задание 1

Вспомните, какие компоненты входят во власть и что они обозначают.

Задание 2

Ниже мы перечислили 10 утверждений. Определите, какие из них верные, а какие — нет.

Объект власти — это тот, от кого она исходит.

Государственная власть ограничена территорией этого государства.

Политическая власть не может регулировать свои отношения с гражданами.

Образовательные учреждения не входят в число ресурсов власти.

Политика не может влиять на судебную власть.

Государственная власть — важная часть политической.

Одобрение народа влияет на то будет политическая власть устойчивой или нет.

По Веберу бывают 4 вида политического господства: харизматическое, либеральное, традиционное и рационально-правовое.

Власть бывает личная и коллективная.

В государственной власти объект — это само государство, а субъект — его население.

Задание 3

Перескажите своими словами все, что запомнили о теории разделения властей.

Надеемся, что эта статья помогла вам разобраться в видах и функциях власти. Еще больше углубить знания по этой теме и попробовать свои силы на заданиях можно на курсе подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию от Skysmart. Там вас ждут пробные варианты экзаменов, помощь репетитора и разбор ошибок других выпускников. Узнать свой уровень и попробовать обучение на платформе можно на вводном уроке — это бесплатно.

Читайте также:

      

  • Аулак ой сценарий на башкирском языке в детском саду
  •   

  • Детский психолог осмотр перед детским садом
  •   

  • Психопатология и политика лассуэлл кратко
  •   

  • Область значения функции это кратко
  •   

  • Единство требований в обучении в начальной школе

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Виды деятельности классного руководства
  • Дэнас вертебра 02 инструкция по применению отзывы
  • Эмоциональные процессы в руководстве
  • Хлоргексидин для ушей человека инструкция по применению
  • Аниме руководство гениального принца по вызволению страны из долгов ранобэ