Функции руководства здравоохранения

Имеется
3 системы здравоохранения в РФ:
муниципальная, частная, государственная.
Выделяют
3 уровня управления здравоохранением:

  • государственный

  • региональный

  • местный

Центральный
уровень

Единой
политики в области здравоохранения
нет. Основная проблема — малая часть
финансирования от ВНП (3-4%). Структура,
компетенция и полномочия МЗРФ утверждены
Постановлением Правительства РФ от 29
апреля 2002г. Согласно указу президента
РФ от 9 марта 2004 года функции МЗ РФ
переданы вновь созданному Министерству
Здравоохранения и социального развития.
Основные
функции Минздрава РФ:

  • разработка
    основных направлений государственной
    политик в области ОЗ

  • мониторинг,
    анализ, оценка состояния здоровья
    населения РФ

  • разработка и
    реализация целевых программ

  • координационные
    мероприятия в подготовке медицинских
    кадров

  • стандартизация
    и сертификация в области здравоохранения

Региональный
уровень

Здравоохранением
субъекта РФ руководит областной
департамент здравоохранения. Функции:

  • разработка
    и реализация совместно с заинтересованными
    органами областных программ в области
    здравоохранения

  • организует
    медицинскую профилактику, медицинскую
    помощь и экспертизу

  • охрана семьи,
    материнства и детства

  • подготовка
    и повышение квалификации медицинских
    кадров

  • охрана
    труда и обеспечение социальных гарантий
    работников здравоохранения

  • организация
    медицинской помощи в чрезвычайных
    ситуациях

В
соответствии с функциями областной
департамент работает с основными
документами:

  • соглашение
    между администрацией области, МЗ и
    федеральным фондом о разграничении
    обязанностей и полномочий

  • территориальная
    программа госгарантии бесплатной МП

  • координационный
    совет по здравоохранению

Местный уровень

Горздравотделы

Функции
местных органов управления здравоохранением:

  • проведение
    аналитической работы по изучению
    здоровья населения и оказанию
    медицинской помощи

  • определение
    приоритетов развития отрасли,
    разработка и реализация программ

  • организация
    работы и координация действий в
    области здравоохранения

  • контроль
    качества услуг в подведомственных
    ЛПУ

  • организация
    экстренной медицинской помощи при
    ЧС и проведение специальных мероприятий

  • организация
    медицинской профилактики и медицинской
    экспертизы

  • охрана труда
    работников муниципальных ЛПУ

  • регуляция
    финансовой политики ЛПУ

  • работа с обращениями
    граждан

Принципы
управления —
это
основные правила и совокупные требования
законов, которые должны соблюдаться
при принятии решений в процессе
управления

1.
Принцип целенаправленности

является главным в управлении, т.к.
прежде чем приступить к управлению,
необходимо поставить цель.

Цель
– это достижение идеального (желаемого,
возможного и необходимого) состояния
управляемой системы с помощью определенных
средств.

2.
Принцип правовой защищенности
:
соблюдение законодательства в процессе
разработки и реализации управленческого
решения является проявлением правовой
культуры руководителя и гарантией
успеха в достижении намеченных целей.
Ведь управленческая деятельность в
условиях рыночной экономики всегда
сопряжена с определенным риском.

3.
Принцип непрерывности в оптимизации
системы управления

позволяет совершенствовать структуру
управляемого объекта и расширять его
функциональные возможности, при этом
устаревшие или негативные процессы
нивелируются, а, следовательно,
эффективность системы повышается.

4.
Принцип достаточности централизации
и децентрализации управления
.
Централизация
и децентрализация власти – два взаимно
противоположных процесса, постоянно
находящихся в динамическом противоборстве.
Централизация
преимущественна
при решении стратегических задач или
в случаях чрезвычайных ситуаций.
Децентрализация
оправдана на низших управленческих
уровнях, где принимаются тактические
решения, не противоречащие стратегической
концепции.

С этим
принципом связано понятие норма
управляемости руководителя
,
отражающее оптимальное количество
связей между руководителем и подчиненными.

Французский
исследователь В. Грейкунас обосновал
эту зависимость формулой:

К = n
[2
n-1
+ (
n-1)],

где n
– число подчиненных; К – количество
взаимосвязей.

Например,
если у руководителя в непосредственном
подчинении находится 5
исполнителей,
то его количество взаимосвязей (вопросов
к нему) в течение рабочего дня будет
примерно 100 и так далее по возрастающей:
К = 5[25-1 + (5-1)] = 5[24 + 4] =5 [16+4] = 100.

4
подчиненных
– 44
обращения

5.
Принцип единоначалия

подразумевает предоставление руководителю
широких полномочий для выполнения его
функций, с установлением персональной
ответственности за результаты работы.

6.
Принцип делегирования полномочий
:
передача руководителем части своих
функций подчиненным без активного
вмешательства в их действия. В результате
руководитель может освободиться от
ряда текущих дел, для решения более
сложных задач, а подчиненные могут
повысить свою квалификацию и проявить
разумную инициативу. Но, по-прежнему, —
контроль!

Процесс
управления

– это определенная совокупность
управленческих действий, которые логично
связываются друг с другом, чтобы
обеспечить достижение поставленных
целей. Выделяют несколько современных
подходов к управлению.

1.
Процессный подход
.
Управление рассматривается как процесс
непрерывных взаимосвязанных действий,
которые называются управленческими
функциями
.

Функции
процесса управления

планирование, организация, контроль,
мотивация и т.д.

Все
перечисленные 4 функции требуют связующих
функций
:
принятия решения, координацию и обмен
информацией.

2.
Системный подход

подразумевает, что окружающий мир
представлен множеством динамических
систем разной сложности, пребывающих
в постоянном взаимодействии.

Система

это
совокупность связанных и взаимодействующих
друг с другом элементов, составляющих
некоторое целостное образование,
каждая
из которых вносит свой вклад в
характеристики целого, т.е. системы.

Здравоохранение
в целом, и медицинское страхование, и
любое ЛПУ, представляют собой большие
социально-экономические
системы

с определенными классификационными
признаками: материальные, искусственные,
открытые, динамические, вероятностные
системы.

3.
Ситуационный подход

предполагает, что внутреннее построение
систем есть ответ на воздействия из
внешней среды. Поэтому главные предпосылки
успеха организации лежат не внутри, а
вне ее. Организация

это группа людей с осознанными общими
целями. Выделяют внутренние и внешние
переменные организации.

Внутренние
переменные

организации

ситуационные факторы внутри организации,
созданные в результате управленческих
решений и влияющих на функционирование
системы: цели, структура, задачи,
технологии — средство преобразования
сырья в искомые продукты и услуги, кадры

Внешние
переменные организации –
это
факторы косвенного или прямого
воздействия, изменяют деятельность
организации. Факторы
прямого воздействия.
Поставщики:
поставщики материалов, энергии,
оборудования, медикаментов и перевязочных
средств, продуктов питания и т.д.;
поставщики капитала, финансовых услуг
(страховые медицинские компании, банки,
органы управления здравоохранением,
частные лица); поставщики трудовых
ресурсов. Далее это законы и государственные
органы, потребители (пациенты), конкуренты
(другие ЛПУ), собственники (особенно при
акционировании ЛПУ). Факторы
косвенного воздействия
.
Экономическое
окружении: уровень развития и состояния
экономики страны и данного
региона;политическое окружение
(политическая стабильность; технологическое,
социально-культурное и международное
окружение.

Соседние файлы в папке ОЗ иЗ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, функции по выработке и реализации государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

(п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

  • Организация здравоохранения и общественное здоровье

  • Государственное и муниципальное управление,

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.

Руководитель медицинской организации — кто это?

Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.

Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.

Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.

Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:

  • для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;

  • для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;

  • для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

квалификационные требования к руководителю медицинской организации.png

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.

При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.

Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).

В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.

Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:

  • «Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);

  • «Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);

  • «Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);

  • «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);

  • «Управление медицинской организацией» (ОТФ F).

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

  1. Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;

  2. «Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;

  2. «Совершенствование системы менеджмента качества»;

  3. «Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;

  2. «Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;

  3. «Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Организация планирования деятельности медицинской организации»;

  2. «Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;

  3. «Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;

  4. «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;

  2. «Управление ресурсами медицинской организации»;

  3. «Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;

  4. «Обеспечение развития медицинской организации».

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений

В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.

Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.

Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.

Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации

Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.

Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.

В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.

Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.

Менеджер по качеству в медицинской организации

В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.

Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

акция бесплатные баллы НМО для врачей.png

Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.

Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).

Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения

Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.

Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.

Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».

Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.

Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»

Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.

Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.

Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.

Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.

Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?

Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):

1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

  • оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;

  • мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;

  • организация и проведение профилактических мероприятий и программ;

  • организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • организация межсекторального взаимодействия на территории прикрепления медицинской организации — координация взаимодействия между организациями (управами, школами, предприятиями, ЦСО, ДК и т.д.);

  • координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;

  • определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;

  • поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;

  • организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;

  • составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;

  • организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;

  • планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;

  • организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;

  • формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;

  • формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;

  • планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.

2. В страховых медицинских организациях

  • организация и проведение коммуникативных компаний по информирование пациентов об услугах профилактического характера;

Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации

Осуществление обобщенной трудовой функции «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» — это одна из обобщенных трудовых функций, которая не вызывает сомнения в привлечении кадров с немедицинским образованием, но и она предполагает знание не только общих подходов к планированию деятельности организации, анализу финансово-хозяйственной деятельности, но и знание специфической, характерной только для здравоохранения, системы обязательного медицинского страхования, правил оказания платных медицинских услуг, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1006, особенностей государственных закупок (указание в конкурсной документации лекарственных препаратов не по их торговым наименованиям, а по международным непатентованным наименованиям и т.д.).

При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.

Баллы НМО для неврологов кардиологов терапевтов курс.png

Управление медицинской организацией

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

В тоже время Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в лицензионных требованиях, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия) определяет  наличие у руководителя медицинской организации — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.

Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.

Скачать профстандарт «Руководитель медицинской организации»

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Бринердин инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство пользователя тойота ленд крузер 200
  • Должностная инструкция руководителя проектов в области информационных технологий
  • Ежевик гребенчатый инструкция по применению в капсулах взрослым
  • Мануал на русском регистрация