Функции руководства в обучении

Теория и методика профессионального образования | Мир педагогики и психологии №03 (80) Март 2023

УДК 37.091

Дата публикации 20.03.2023

Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях

кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента общего и профессионального образования, ОГАОУ ДПО «БелИРО», г. Белгород, logvinova_av@beliro.r

Аннотация: В статье рассмотрены основные аспекты деятельности эффективного руководителя образовательной организации, позволяющие руководить коллективом в современных условиях и с учетом потребностей в сфере образования. Через призму понятий «менеджмент» и «менеджер» автором рассмотрены и проанализированы управленческие функции руководителя, как ключевой фигуры системы управления образовательной организации.
Ключевые слова: руководитель, менеджмент, профессиональная компетентность, профессиональная образовательная организация.

Functions of the head of a professional educational organization in modern realities

Petrenko Anastasiia Vladimirovna
Ph. D. in Sociology, Associate Professor of the Department of Management of General and Vocational Education, Belgorod Institute of Education Development, Belgorod

Abstract: The article considers the features of the activity of an effective head of an educational organization, allowing leading a team in modern conditions and taking into account the needs in the field of education. Through the prism of the concepts of «management» and «manager», the author considers and analyzes the main managerial functions of the head of a professional educational organization as a key figure of management.
Keywords: head, management, professional competence, professional educational organization

Правильная ссылка на статью

Петренко А.В. Функции руководителя образовательной организации в современных реалиях // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2023. № 03 (80). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/funktsii-rukovoditelya-obrazovatelnoj-organizatsii-v-sovremennykh-realiyakh.htm (Дата обращения: 17.03.2023)

В современных условиях система образования рассматривается как отрасль рыночной экономики, которая в свою очередь предъявляет принципиально новые требования к деятельности образовательных организаций. Коммерциализация образования, трансформация рынка труда, усиление конкуренции, появление ситуаций неопределенности, требующих принятия оперативных управленческих решений, овладение новыми технологиями организации профессиональной деятельности руководителей явились предпосылками изменений, происходящих в системе управления образовательных организаций различных типов (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования [1]).

Тем самым потребовались новые разработки в системе управления, которые были бы ориентированы на повышение уровня профессиональной компетентности руководителя, выражающейся в знании объекта управления – образовательный процесс, умении анализировать возникающие проблемы и находить альтернативные подходы к их решению. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика эффективной деятельности руководителя по подготовке альтернативных стратегических решений и осуществление анализа текущих и перспективных условий деятельности образовательной организации. Исходя из этого, под управлением образовательной организации понимается деятельность руководителя, направленная на выработку решения, принятие мер и проведение мероприятий, контроль за выполнением решения, завершающийся анализом последствий и подведением итогов. Поэтому процесс управления образовательной организацией – сложный и многоаспектный процесс, основанный на принципах (разделения труда, власти, дисциплины, единства распорядительства, подчинения общим интересам, централизация, скалярной цепи, порядка, справедливости и т.д.) и ориентированный на потребности современного рынка. От эффективности управления зависит успешность и востребованность образовательной организации.

Согласно п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «управление образовательной организацией, независимо от формы собственности, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [1].

В номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. №225, должность «Директор» относится к разделу II. Должности руководителей образовательных организаций, 1. Должности руководителей [2].

Существующие на данный момент нормативные документы (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [3]) системно и полноценно отражают трудовые действия руководителя образовательной организации, также являются объективным измерителем квалификации руководителя, средством отбора на должность руководителя образовательной организации, основой для формирования трудового договора.

Статья 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что «кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам» [1]. Однако работа многих руководителей строится на интуитивном уровне в рамках так называемого «ручного управления», что не соответствует современным, новым требованиям к управленческой деятельности в сфере образования.

Решение проблем, возникающих в системе управления образовательной организацией, требует разъяснения в отношении таких понятий как «менеджмент» и «управление», «менеджер» и «руководитель».

Понятие «менеджмент» рассматривается учеными как симбиоз теории и практики, направленный на эффективное применение материально-технических, кадровых, и финансовых условий для достижения стратегических целей. Ряд исследователей считают «менеджмент» и «управление» тождественными понятиями: менеджмент – управление в условиях рынка.

«Менеджером» называют «профессионального управляющего, осознающего, что он представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, занимающийся управлением» [4]. По мнению
А. Файоля, который первым предложил рассматривать процесс управления как отдельный вид научных исследований, «управление» – способность руководителя вести организацию к основной цели ее существования, при этом используя все имеющиеся ресурсы для достижения максимально возможного результата. Он выделил шесть основных функций руководителя организации: прогнозирование, планирование, организация, координирование, контроль, администрирование [5].

П. Друкер считал основной задачей менеджмента – сплочение людей для достижения общей цели управляемой организации, включающей в себя развитие ответственности у сотрудников за принятые решения и развитие индивидуальных способностей каждого участника образовательного процесса, а также выстраивание коммуникации между участниками трудового коллектива [6].

В современных реалиях управление образовательной организацией представляется сложной работой ввиду того, что государство наделило полномочиями образовательной организации самостоятельно решать широкий спектр управленческих задач и нести полную ответственность за принятые решения. Поэтому руководитель образовательной организации – во-первых, стратег-профессионал, способный «предвидеть» перспективы развития наперед исходя из имеющихся ресурсов и условий; во-вторых, лидер, пропагандирующий среди коллег новые ценности; в-третьих, энтузиаст, заинтересованный в достижении максимального результата.

Профессионализм руководителя образовательной организации – это сложный симбиоз двух уникальных форм деятельности: управленческой, требующей оперативного решения множества специфичных задач, и педагогической, раскрывающейся в умении правильно организовать образовательный процесс. Подобное совмещение требует от руководителя целостного и глубокого анализа проблем образовательной организации, умения находить из множества альтернатив их решения наиболее целесообразный и эффективный.

Разными авторами выделяются различные группы управленческих функций руководителя образовательной организации. Согласно М.Х. Мескону, М. Альберту и Ф. Хедоурну [4], основные функции руководителя – стратегическое планирование, планирование реализации стратегий (тактическое планирование), организация взаимодействия и полномочий, мотивация персонала; контроль деятельности организации, ее подструктур и отдельных работников.

Другие ученые (Ф. Рубахин, А.Л. Журавлев и В.Г. Шорин) выделили целую систему функций руководителя: производственные (координация деятельности педагогов для выполнения учебного плана, обеспечение роста учебных показателей, организация сопряженной и ритмичной работы, контроль, оценка и коррекция деятельности, поддержание трудовой дисциплины, согласование индивидуальных особенностей работников со спецификой их труда) и социально-психологические (снижение у работников степени неудовлетворенности трудом, моральное и материальное стимулирование, регулирование межличностных отношений, отстаивание законных интересов работников, сохранение постоянного состава подчиненных, управление текучестью кадров, обеспечение профессионального совершенствования подчиненных, воспитательная работа с подчиненными) [7, с.27-28].

Крымовская И.А. выделяет также нормотворческую функцию, направленную на создание или санкционирование общеобязательных правил поведения (норм), регулирующих поведение участников определенных правовых отношений [8].

Целесообразно представить следующую систему функций руководителя образовательной организации:

  • административно-организационные, включающие в себя решения основных задач образовательной организации, связанных с распределением обязанностей между членами коллектива, контроль за выполнением заданий и соблюдением правил внутреннего распорядка и других локальных нормативно-правовых актов, оценка результатов деятельности организации в целом;
  • стратегические, связанные с постановкой стратегических целей образовательной организации, разработкой Устава, программы развития, миссии, стратегического плана;
  • экспертно-консультативные, подчеркивающие важность и авторитетность руководителя, как профессионала своего дела;
  • коммуникативные, выражающиеся в умении руководителя общаться со всеми субъектами и объектами образовательного процесса;
  • воспитательные, связанные с умением руководителя обеспечивать воспитательный эффект в формировании профессиональных компетенций сотрудников своей образовательной организации.

Этот перечень функций, которые выполняет руководитель, далеко не исчерпывающий, так как руководитель образовательной организации – это объект управления, характеризующийся множеством таких параметров, как педагогический состав, контингент обучающихся, финансовые возможности, соответствие занимаемых площадей нормативным требованиям, обеспечение образовательного процесса, его основные показатели, успеваемость обучающихся и т.д. Поэтому деятельность руководителя образовательной организации – это комплексная и эффективная работа, определяемая позитивными результатами, а эффективные руководители являются важнейшим ресурсом любой образовательной организации.

Таким образом, в науке присутствует множество интерпретаций понятий «менеджмент» и «менеджер». В связи с парадигмальными изменениями, происходящими в системе российского образования, управленческая деятельность руководителей образовательных организаций подразумевает наличие у него не только профессиональной компетентности и лидерских качеств, но и организаторских способностей, необходимых для непрерывного координирования трудовой деятельности каждого сотрудника в отдельности и коллектива в целом. От профессиональной компетентности руководителя зависит развитие образовательной организации, а от умения правильно принимать решения – ее имидж и конкурентоспособность в современном образовательном пространстве.


Список литературы

Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3usC7ltK1 (дата обращения: 10.03.2023).
2. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций [Электронный ресурс] : постановление Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 г. № 225. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410073/ (дата обращения: 10.03.2023).
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. №761н. URL: https://base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 10.03.2023).
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Диалектика-Вильямс, 2020. 672 с.
5. Файоль А. Общее и промышленное управление. М.: Книга по требованию. 2022. 122 с.
6. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. М.: Вильямс, 2018. 276 с.
7. Вахнина В.В., Ульянина О.А., Мальцева Т.В. Психология управления : учеб. для высшей школы. М.: Академия управления МВД России, 2020. 284 с.
8. Крымовская И.А. Нормотворческая функция в профессиональной деятельности руководителя профессиональной образовательной организации // Актуальные вопросы современной педагогики и образования: сборник статей Заочной научно-практической конференции, 2015 (г. Москва). 2015. С. 176-186.

← Предыдущая статьяОпыт применения дистанционных образовательных технологий в работе с родителями воспитанников дошкольного учреждения

Следующая статья →Аспекты логопедической работы по восстановлению чтения при сенсорной афазии

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции
управления.

          В любом
образовательном учреждении  центральным звеном выступает конкретный человек со
своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель
конкретного учреждения.

Управленческая
деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно
выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных
единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой —
совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и
управленческих функций.

Управление
современным образовательным учреждением — это  обоснованное воздействие на
педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей  в
целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного
возраста.

Труд руководителя
образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого
цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла  имеет
большое значение в обеспечении эффективности деятельности  образовательного учреждения.

Управление
современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный
выбор целей и задач учреждения, изучение и  анализа имеющегося уровня
воспитательной и образовательной работы, систему  планирования; выявления и
распространения передового педагогического опыта и использования достижений
педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками;  контроля
и проверки исполнения поставленных задач.

Содержание
управленческой деятельности по  содержанию  многопланово.  Социально-экономическая
ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту
управления — менеджеру и к объекту управления — каждой личности, группе людей, целой
организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся
менеджментом в управлении, выделяют три группы.

К первой группе (это
высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения
и органы управления образованием.

Вторую группу
(средний уровень) составляют руководители методических, правовых,
финансово-экономических и иных служб системы образования.

Третью ступеньку
этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной
деятельностью воспитанников.

 Руководить
педагогической деятельностью, образовательным процессом —  сложная 
управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как
исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их
профессиональной деятельности, с другой — двигатель передового педагогического
опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных
учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.

В современных
условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные
требования. Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам;
создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей;
использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих
удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать
еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной
деятельности.

Методы
управленческой деятельности — это целая система способов и приемов воздействия
руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей
и задач. Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности,
говорят о   существовании нескольких подходов к классификации методов
управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают,
включает в себя  три группы.

Первую группу
составляют экономические методы управления, связанные с 
социально-экономическими законами и отражают закономерности развития
объективного мира — природы, общества; использование этих методов строится на
системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.

Вторая группа —
это  социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании
и развитии  мнения общества относительно  значимых нравственных ценностей —
добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности,
к людям, обществу и т. д.

      Третья
группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления,
основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и
управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами
управления.

           Основой
административно-хозяйственных методов управления являются  отношения внутри
учреждения, они включают в себя  права и обязанности всех работников
образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на
них работы.

           Управление
современными образовательными организациями многими исследователями в области
теории  управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в
учреждении идет по одному пути, к одной цели и  это не единовременное действие,
а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий
 является процессом и называется функцией управления.

          В
настоящее время получил большое распространение подход, основанный на
объединении всех  основных функций, которые применимы ко всем образовательным
организациям. Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных
функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти
четыре  функции управления  связаны между собой процессами коммуникации и
принятия решений и представляют собой управленческий цикл.

      Каждое
действие в  системе управления обязательно начинается с решения руководителя,
но эти решения несут и материальную,  и юридическую нагрузку, поэтому
управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным. Решения
руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они  выполняют
ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и
средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную
(определение системы контроля и корректировки деятельности работников),
стимулирующую (меры поощрения, премирование).

     Управленческие
решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по
назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему
содержащихся в них рекомендаций и указаний.

 Выделяются
следующие условные группы:

1. Перспективные
решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно
длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения,
связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными
актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.

2. Текущие решения
(на достижение  целей, ближайших по времени). К данной группе относятся
оперативно-распорядительные решения — распоряжения, приказы, касающиеся
образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.

При принятии
управленческого решения  условно можно выделить четыре этапа:

1. Выявление
проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).

2. Четкое
понимание  сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного
понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение  условий для  исполнения
целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении
управленческого решения.

3. Доведение
решения до сведения работника (работников),  грамотная мотивировка в
необходимости его исполнения.

4. Корректировка
решения в  устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа,
распоряжения, организация их исполнения.

       Решения в
современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения
на перспективу,  не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения
— это  деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор
одной из них, самой важной и перспективной. Таким образом, принятие правильного
решения — это выбор  планирования, организации, мотивировки и контролирования
всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.

      B. C.
Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей
системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения
определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности
управляемых процессов.

       Т. И. Шамова
дает следующее определение управленческих функций — это виды деятельности,
которые осуществляет управляющий.

      М. М.
Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще
управленческими действиями (это планирование, организация, руководство,
контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие
названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено:
например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества
образования и т.д.

   В настоящее
время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в
процессе управления одни и те же для всех управляемых систем.  Основные функции
управления отвечают на следующие вопросы:

• на каком уровне
развития находится учреждение в данный момент;

• в каком
направлении организации следует развиваться в  будущем;

• как и каким
образом будет происходить развитие.

     Цель
планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.

     План — 
основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по
достижению цели и поставленных задач.

      Организация
деятельности — важная функция управления, она предназначена для создания целой
системы ресурсов образовательной организации: людских и технических,
финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям
эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных  целей
и задач.

      Функция
мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно
выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями
и в соответствии с планом.

     Особое
положение занимает среди функций управления функция контроля, по его
результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.

    Функции
управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой
с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она
необходима для принятия решения и реализации принятого решения.

Коммуникация —
это связывающая функция управления. Управление современным образовательным
учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает
наличие разных видов  коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.

  Таким образом,
управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления
организацией, людьми. Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное
достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных
значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому
развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке
образовательных услуг.

Основные
управленческие функции — это относительно
обособленные направления управленческой
деятельности [14, с.17].

Функциональные
звенья управления рассматриваются как
особые, относительно самостоятельные
виды деятельности, последовательно
взаимосвязанные друг с другом этапы,
полный состав которых образует единый
управленческий цикл. Завершение одного
цикла является началом нового. Таким
образом, обеспечивается движение к
более высоким качественным состояниям
управляемой системы.

Существует
несколько функций управления
образовательными учреждениями. Лазарев
В.С. выделяет среди них планирование,
организацию, руководство и контроль
[18, с.5]. К этим основным функциям Сластенин
В.А. добавляет педагогический анализ,
целеполагание, регулирование [12].

А.М.
Моисеев, кандидат педагогических наук,
профессор Академии повышения квалификации
и переподготовки работников образования,
выделяет три большие группы функций
управления образовательным учреждением
[11].:

1.
Функции управления поддержания
стабильного функционирования
образовательным учреждением;

2.
Функции управления развитием школы и
инновационными процессами;

3.
Функции управления функционированием
и саморазвитием внутришкольного
управления включают в себя действия по
отношению к самой системе управления
образовательным учреждением.

Обобщая
взгляды этих ученых, раскроем следующие
функции управления образовательным
учреждением: анализ, целеполагание и
планирование, организацию, руководство,
контроль и регулирование.

Анализ
— относительно обособленный этап (стадия)
познавательной управленческой
деятельности, суть которого — творческое
изучение, систематизация, обобщение и
оценка разнообразной информации о
социально-экономических условиях,
реализации правовой образовательной
политики, удовлетворения общественных
потребностей, опыта сложившейся практики
управления на всех уровнях. [5].

На
основе анализа индивидуальных, групповых
и общественных образовательных запросов
населения выделяются важнейшие социальные
потребности: социально-экономические,
экологические, валеологические,
культурные, научные, территориальные,
педагогические, бытовые и др.,
детерминирующие цели и содержание
образования, определяется рынок
заказчиков и потребителей. К последним
относятся органы государственной власти
и управления, предприятия и учреждения,
общественные организации, активные
группы населения, семья, отдельные лица.

Функция
педагогического анализа в ее современном
понимании введена и разработана в теории
внутришкольного управления Ю.А.
Конаржевским [7]. Педагогический анализ
в структуре управленческого цикла
занимает особое место: с него начинается
и им заканчивается любой управленческий
цикл, состоящий из последовательно
взаимосвязанных функций. Исключение
педагогического анализа из общей цепи
управленческой деятельности приводит
к ее распаду, когда функции планирования,
организации, контроля, регулирования
не получают в своем развитии логического
обоснования и завершения.

Эффективность
управленческой деятельности во многом
определяется тем, как руководители
школы владеют методикой педагогического
анализа, как глубоко ими могут быть
исследованы установленные факты,
выявлены наиболее характерные зависимости.
Несвоевременно или непрофессионально
проводимый анализ в деятельности
директора школы приводит на этапе
выработке цели и формирования задач к
неконкретности, расплывчатости, а порой
к необоснованности принимаемых решений.
Незнание истинного положения дел в
педагогическом или ученическом коллективе
создает трудности в установлении
правильной системы взаимоотношений в
процессе регулирования и корректировки
педагогического процесса. Основное
назначение педагогического анализа
как функции управления, по мнению Ю.А.
Конаржевского, состоит в изучении
состояния и тенденций развития
педагогического процесса, в объективной
оценке его результатов с последующей
выработкой на этой основе рекомендаций
по упорядочению управляемой системы
[7]. Эта функция — одна из наиболее
трудоемких в структуре управленческого
цикла, так как анализ предполагает
выделение в изучаемом объекте частей
в единое целое, установление связей
системообразующих факторов. В теории
и практике внутришкольного управления
Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены
основные виды педагогического анализа
в зависимости от его содержания:
параметрический, тематический, итоговый.

Параметрический
анализ направлен на изучение ежедневной
информации о ходе и результатах
образовательного процесса, выявление
причин, нарушающих его.

Тематический
анализ направлен на изучение более
устойчивых, повторяющихся зависимостей,
тенденций в ходе и результатах
педагогического процесса.

Этот
вид педагогического анализа позволяет
директору школы сосредоточиться на
изучении и выявлении особенностей
проявления тех или иных сторон
педагогического процесса, определить
их взаимодействие с другими сторонами,
компонентами и системой в целом.

Итоговый
анализ охватывает более значительные
временные, пространственные или
содержательные рамки. Он проводится по
завершении учебной четверти, полугодия,
учебного года и направлен на изучение
основных результатов, предпосылок и
условий их достижения. Итоговый анализ
подготавливает протекание всех
последующих функций управленческого
цикла.

Содержательную
основу итогового анализа работы школы
за учебный год составляют следующие
направления: качество преподавания;
выполнение образовательных программ
и государственных стандартов; качество
знаний, умений, навыков учащихся; уровень
воспитанности школьников; состояние и
качество методической работы в школе;
эффективность работы с родителями и
общественностью; состояние здоровья
школьников и санитарно-гигиеническая
культура; результативность деятельности
совета школы, педагогического совета
и др.

Проведение
итогового анализа, его объективность,
глубина, перспективность подготавливают
работу над планом нового учебного года.

Целеполагание
и планирование как функция управления
школой. Процесс управления любой
педагогической системой предполагает
целеполагание (постановку целей) и
планирование (принятие решений).
Совершенствование целеполагания и
планирования управленческой работы
диктуется необходимостью постоянного
развития, движения педагогической
системы.

Сластенин
В.А. отмечает, что «цель управленческой
деятельности — это начало, которое
определяет общее направление, содержание,
формы и методы работы. При определении
«дерева» целей управления необходимо
общую, или как говорят «генеральную»,
цель представить в виде ряда конкретных
частных целей, то есть декомпозировать
генеральную цель. Таким образом,
достижение общей, генеральной цели
осуществляется за счет выполнения
составляющих ее частных целей». [12].

Такое
понимание целеполагания позволяет
перейти к комплексному планированию.
«Спланировать будущую деятельность,
— как пишет Лазарев В.С., — значит определить
цели, состав и структуру действий,
необходимых для их достижения». [18]

В
практике работы образовательных
учреждений разрабатываются три основных
вида планов: перспективный, годовой и
текущий. К ним предъявляются следующие
требования: целенаправленностть,
перспективность, комплексность,
объективность.

Перспективный
план разрабатывается, как правило, на
пять лет на основе глубокого анализа
работы школы за последние годы.

Годовой
план охватывает весь учебный год, включая
летние каникулы.

Текущий
план составляется на учебную четверть,
он является конкретизацией общешкольного
годового плана. Таким образом, наличие
основных видов планов позволяет
координировать деятельность
педагогического, ученического и
родительского коллективов. Эти планы
являются стратегическими по отношению
к планам работы учителей и классных
руководителей.

Реализация
функции планирования в едином
управленческом цикле повышает
эффективность деятельности школы.
Основным недостатком школьного
планирования до сего времени остается
отсутствие в планах многих образовательных
учреждений реально достижимых в
планируемый период и научно обоснованных
целей и конкретных задач, отсутствие
ориентации управленческой деятельности
на конечные результаты.

Функция
организации в управлении образовательным
учреждением.

Организация
— это этап управления, направленный на
обеспечение выбора лучших путей
выполнения плановых и творческих
заданий, определение совокупности
действий, ведущих к образованию
взаимосвязей между частями целого:
инструктаж, координация, объединение
людей, совместно реализующих программу
или цель. Главным для организационной
деятельности является вопрос о том, как
реально, с помощью каких действий
воплощаются в жизнь цели организации.
Именно поэтому организационная
деятельность рассматривается как
деятельность исполнительская, как
реализационная стадия управления. [5].

По
своей природе организаторская деятельность
человека — деятельность практическая,
основанная на оперативном использовании
психолого-педагогических знаний в
конкретных ситуациях. Постоянное
взаимодействие с коллегами, учащимися
придает организаторской деятельности
определенную личностно-ориентированную
направленность.

Более
полно содержание организационной
деятельности может быть раскрыто через
ее характеристику по отношению ко всем
другим функциям управления, каждая из
которых предполагает известную
упорядоченность и организацию.

На
этапе реализации целей системы наиболее
важным и исходным моментом организации
является четкое определение и распределение
функциональных обязанностей всех лиц
и подразделений, образующих систему. В
свою очередь распределение функциональных
обязанностей предполагает учет уровня
подготовленности каждого члена
организации, оценку индивидуально-психологических
особенностей с точки зрения их соответствия
предполагаемым функциональным
обязанностям. Вопросы подготовки,
подбора, отбора, расстановки кадров
являются сердцевиной организационного
этапа управления в любой социальной
системе.

В
структуре организаторской деятельности
руководителя важное место занимает
мотивировка предстоящей деятельности,
инструктирование, формирование
убежденности в необходимости выполнения
данного поручения, обеспечение единства
действий педагогического и ученического
коллективов, оказание непосредственной
помощи в процессе выполнения работы,
выбор наиболее адекватных форм
стимулирования деятельности.
Организаторская деятельность руководителя
включает и такое необходимое действие
как оценка хода и результатов конкретного
дела.

Совокупность
действий, совершаемых субъектом
управления для обеспечения всех этих
условий называют руководством.

При
реализации функции руководства решаются
следующие основные задачи:

1)
подбор, расстановка и оценка кадров,
постановка задач перед исполнителями;

2)
анализ и регулирование социально-психологического
климата в коллективе;

3)
стимулирование продуктивной деятельности
подчиненных и их саморазвития;

4)
создание условий для профессионального
роста подчиненных.

Контроль
— один из этапов управления, состоящий
в выявлении отклонений величины
фактических параметров управляемой
системы от нормативов, служащих критериями
оценки (цели, законодательные нормы), в
измерении, оценке результатов выполнения
программы. Из-за различных ограничений,
всегда существующих во внешней среде
или в самой системе, поставленные цели
достигаются редко [5].

Особенность
контроля в образовательном учреждении
состоит в его оценочной функции —
направленности на личность учителя.
Если учитель молодой, то он сказывается
на его профессиональном становлении;
если это учитель со стажем — на укреплении
или ослаблении его профессиональной
позиции и авторитета в школе.

Существующая
практика внутришкольного контроля не
лишена некоторых недостатков. Во-первых,
это отсутствие системы контроля, когда
нет распределения объектов контроля
среди директора и его заместителей,
когда контроль организуется во имя
отчета и набора количества посещенных
уроков или занятий. Во-вторых, это
формализм в организации контроля, когда
нет четко поставленной цели проводимого
контроля, отсутствуют или не используются
объективные критерии оценки. В-третьих,
односторонность внутришкольного
контроля, понимаемого как проведение
контроля какой-либо одной стороны,
одного направления педагогического
процесса. Например, контролируется
только учебный процесс или только уроки
русского языка и математики и др.
В-четвертых, участие в контроле только
должностных лиц, без привлечения опытных
учителей, методистов, или, наоборот,
небольшое участие представителей
администрации.

В
процессе внутришкольного контроля
используются такие методы, как изучение
школьной документации, наблюдение,
беседы, устный и письменный контроль,
анкетирование, изучение передового
педагогического опыта, хронометрирование,
диагностические методы, т.е. такие
методы, которые позволяют получить
необходимую объективную информацию.
Методы взаимно друг друга дополняют,
если мы хотим знать реальное положение
дел, то должны по возможности использовать
различные методы контроля.

С
контрольной функцией управления тесно
связан этап регулирования или коррекции,
т.е. процесс предупреждения и устранения
возможных или фактических отклонений
от заданных целей. Причинами отклонений
в конечных результатах могут быть
некорректно составленные планы и ошибки
в них, отсутствие полной и своевременной
информации, слабость прогнозов, ошибки
в принятых решениях, плохое исполнение,
недостатки в контроле и оценке результатов.
На данном этапе в свернутом виде
представлены все функции управления.
Регулирование и коррекцию можно
рассматривать как оперативное управление
текущими состояниями (отклонениями). В
тех случаях, когда принятые меры не дают
результатов, возникает необходимость
пересмотра целей. А это означает начало
нового управленческого цикла с
развертыванием всех основных стадий
управленческой технологии [5].

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #


Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

Губанихина Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент;

Чижова Светлана Михайловна, магистрант

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Ключевые слова: руководитель, управление, общеобразовательная организация, профессиональные компетенции, уровни управления.

Под управлением принято понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [3].

Система управления современной образовательной организацией — это сложный и разноаспектный процесс, основанный на принципах научного управления, ориентированный на современные потребности в сфере образования.

Её особенность определяется теми изменениями, которые происходят в системе образования в последние годы, в частности введением Федеральных государственных стандартов НОО. Эффективность менеджмента организации в целом напрямую зависит от эффективности функционирования всех уровней системы управления организацией в процессе их взаимодействия, взаимовлияния, взаимообогащения. Ключевой же фигурой в процессе управления, как и прежде, остается руководитель, однако, меняются его функции, соответственно меняется и роль руководителя образовательной организации.

Современный руководитель не может обойтись без знаний в области юриспруденции, экономики, бухгалтерского и кадрового учета, менеджмента организации, теории управления персоналом, делопроизводства, социальной и общей психологии, педагогики. Личностные компетенции должны быть представлены высоким уровнем организованности, безусловными лидерскими качествами, умением жить в эпоху информационных технологий, стремлением к личностному и профессиональному развитию [4].

Исследованию специфики деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией, его правовых полномочий, должностных инструкций, профессиональных компетенций и т.д. посвящены работы многих ученых: В.И. Андреева «Саморазвитие менеджера» (2014), Беляковой Е.К., Голубевой Л.В.«Справочник директора школы» (2007), Л.М Плаховой «Курс молодого бойца, или Азбука директора школы» (2010), Пономаревой Н.И., Сыромятниковой Л.М «Финансово-хозяйственная деятельность руководителя образовательного учреждения» (2006), К.М Ушакова «Управление школой: кризис в период реформ» (2011) и др.

Кроме того, существует множество периодических изданий и электронных ресурсов, помогающих руководителю образовательной организации сориентироваться в сложной системе современных образовательных отношений, грамотно выстроить образовательный процесс, создать условия мотивации к обучению, благоприятный психологический климат в педагогическом коллективе и, как следствие, обеспечить эффективное функционирование образовательной организации, ее конкурентоспособность на рынке образовательных услуг.

Говоря о специфике деятельности руководителя образовательной организации в системе управления, следует обратить внимание на следующие аспекты: правовой статус руководителя школы; должностные обязанности и полномочия; профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации; стиль руководства и его влияние на общий психологический климат школы; взаимодействие с другими уровнями и структурами управления образовательной организацией [5].

Правовой статус руководителя школы четко определяется в статье 51 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273, утверждающей, что «единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации».

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что руководитель, в процессе управления образовательной организацией, осуществляет все функции управления как вида деятельности (рисунок 1).

Рис. 1. Функции управления

Говоря о современной системе управления, следует отметить, что руководитель образовательной организации должен находиться в постоянном развитии и способствовать оптимизации реализации обозначенных функций, эффективно используя человеческие ресурсы. Для этого не достаточно подобрать квалифицированные и компетентные кадры, необходимо создать психологически комфортную среду для установления профессиональных взаимосвязей между членами коллектива и проводить систематическую работу по их поддержанию и расширению. Умение установить такие связи – одна из компетенций современного руководителя [1].

Современная управленческая деятельность строится на основе принципов гуманизации, демократизации, диверсификации (рисунок 2).

Рис. 2. Принципы управления

Управление может осуществляться в различных формах. Еще в начале ХХ века известный немецкий психолог Курт Левин предложил классификацию, в основу которой был положен принцип зависимости характера управления от личности руководителя, его роли как лидера организации. Рассматривая стиль руководства как совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер) реализации этих методов, исследователь выделяет три типа стилей: авторитарный; демократический; нейтральный (либеральный) [2].

Характеристика стилей управления организацией представлена в таблице 1.

Таблица 1

Стили руководства организацией

Критерии руководства

Авторитарный (директивный)

Демократический

Либеральный (нейтральный)

Характер принятия решений

Единоличный

Дискурсивный

Отстраненный

Тип управления

Командно-директивный

Коллегиальное обсуждение

Нейтральное ожидание

Отношение к инициативе

Полное подавление

Поощрение

Передача в руки подчиненных

Стиль общения

Формально-жесткий

Дружелюбно открытый

Либерально-фамильярный

Отношение к дисциплине в коллективе

Подавление инициативы

Дифференцированный подход

Попустительство

Как известно из теории и практики управления, «чистые стили управления» практически не встречаются, наиболее оптимальным является авторитарно-демократический стиль. Именно он позволяет руководителю реализовывать принцип коллегиальности, при котором наблюдается децентрализация полномочий, активное участие сотрудников в принятии решений, и, одновременно реализовывать принцип единоначалия, при котором он принимает единоличные решения.

Деятельность современного руководителя предполагает и мотивирование деятельности своих сотрудников, так как современные педагоги, в особенности молодые, достаточно амбициозны и не всегда способны к профессиональным «подвигам». Грамотно спроектированная работа руководителя создает внутреннюю мотивацию, построенную на ощущении личного вклада и значимости деятельности каждого сотрудника в деятельность и развитие организации.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что деятельность руководителя охватывает не только все направления организационно-функционального развития современной школы (образовательное, воспитательное, правовое, финансовое, административно-хозяйственное, направление обеспечения комплексной безопасности и т.д.), но и обеспечивает их регулирование с точки зрения процессов целеполагания, планирования, организации, мотивации и контроля.

Таким образом, современный руководитель образовательной организации определяет стратегию, цели и задачи её развития, принимает решения о программном планировании его работы, участии в различных программах и проектах. Он же занимается созданием микроклимата в коллективе, создает систему мотивирования сотрудников и решает ещё множество задач, способствующих развитию образовательной организации, созданию её имиджа и конкурентоспособности в современном образовательном пространстве.

Литература:

  1. Губанихина Е.В., Тихомирова И.В. Укрепление здоровья педагогов как направление деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения /Электронный научно-практический журнал Культура и образование.- 2014. — №11(15) — с.26
  2. Левин К. Динамическая психология. / К. Левин. — М.: Смысл. — 2001. — 241 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия. — 2002. — 576 с.
  4. Султанова Т.А., Ткачева Е.В. Сущностные особенности управления современной образовательной организацией // Молодой ученый. — 2014. — №19. — С. 613-616.
  5. Ушаков К.М. Управление школой: кризис в период реформ / К. М. Ушаков; отв. Ред. М.А. Ушакова. – М.: Сентябрь. — 2011. – 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, система управления, современный руководитель, специфика деятельности руководителя, общеобразовательная организация, руководитель, современная образовательная организация, функция управления, правовой статус руководителя школы, профессиональная компетенция директора.


Функции педагогического управления


Робот Внизу есть ссылки на похожие материалы. Робот рекомендует ознакомиться с ними. Посмотреть


Содержание

  • Понятие функции управления
  • Основные функции педагогического управления
  • Дополнительные функции педагогического управления

 


 

Понятие функции управления

Функцию управления (от латинского functio – совершение, исполнение) можно определить как отношение между субъектом и объектом управления, требующее от субъекта (управляющей системы) «определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов» [3].

Отношения между субъектом и объектом управления (иначе говоря, между управляющими и управляемыми системами) могут быть различными. Так, в зависимости от тех или иных отношений от руководителя могут требоваться следующие действия:

— изучение тенденций в управляемом объекте;
— принятие решения и формулирования распоряжения;
— организация работы непосредственных исполнителей;
— представление интересов управляемой системы на вышестоящем уровне управления и т.д.

Основаниями для выделения видов функции разные авторы считают…

— вид управленческого действия;
— вид объекта управления;
— вид связей между субъектом и объектом управления.

 

Основные функции педагогического управления

В литературе, посвящённой различным вопросам управления школой, упоминаются следующие функции: планирование, прогнозирование, анализ, организация, инструктирование, распорядительство, сплочение, руководство, координация, коммуникация, принятие решений, контроль, оценка, информирование, стимулирование и др. Таким образом, существует несколько подходов к выделению основных управленческих функций.

Одним из наиболее признанных является подход, согласно которому основными функциями педагогического управления являются педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация деятельности исполнителей, контроль и диагностика, регулирование и коррекция (Ю.А. Конаржевский [1]). К этому подходу очень близка позиция Т.И. Шамовой [4], которая в качестве основных функций педагогического управления выделяет информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно-коррекционную.

При ближайшем рассмотрении основные функции педагогического управления «по Конаржевскому» и «по Шамовой» оказываются идентичны: их одинаковое количество (шесть), и они, несколько отличаясь названиями, фактически совпадают по своему содержательному наполнению:

  • педагогический анализ – информационно-аналитическая функция;
  • целеполагание – мотивационно-целевая функция;
  • планирование – планово-прогностическая функция;
  • организация исполнения (деятельности исполнителей) – организационно-исполнительская функция;
  • контроль и диагностика – контрольно-диагностическая функция;
  • регулирование и коррекция – регулятивно-коррекционная функция.

Основные функции пронизывают всю управленческую деятельность, реализуясь практически в каждом управленческом цикле. Этим они отличаются от дополнительных функций педагогического управления.
 

Дополнительные функции педагогического управления

Дополнительные функции управления – это функции, которые реализуются вместе с основными управленческими функциями и обеспечивают необходимую гибкость менеджмента, поскольку в них более всего проявляются особенности управления и его объекта [2]. Реализация дополнительных функций, в отличие от основных, ограничена решением отдельных проблем, конкретными направлениями работы. Дополнительные функции реализуются в сочетании с основными или формируются на базе основных. Например, к дополнительным функциям школьного управления можно отнести представительскую, исследовательскую, здоровьесберегающую др.

Роль дополнительных функций педагогического управления, как правило, возрастает, если образовательная организация работает в инновационном режиме. (Подробней об этом можно прочитать в моей статье «Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте», доступной на внешнем ресурсе.)


Источники

1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.

2. Сидоров С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте. – Социосфера. 2010. № 3. С. 55-60.

3. Управление школой: Теоретические основы и методы / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных экономических исследований, 1997, с. 72.

4. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. – М.: 2002. – 320 с.


 


Робот списокРобот выяснил следующее: со статьёй «Функции педагогического управления» тематически связаны:


Для ссылки:
Сидоров С.В. Функции педагогического управления [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя – URL: http://si-sv.com/publ/funkcii_pedagogicheskogo_upravlenija/34-1-0-570 (дата обращения: 25.09.2023).


Опубликовано 14.04.2016
|

Просмотров: 16170

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Белластезин инструкция по применению цена отзывы аналоги кому прописывают
  • Росгвардия по удмуртской республике официальный сайт руководство
  • Двигатель d2066 руководство по ремонту скачать
  • Теппеки инструкция по применению для огурцов
  • Должностная инструкция инженера проектировщика асу тп