Функции руководства парламента

КОМПЕТЕНЦИЯ, СТРУКТУРА
И ПРОЦЕДУРЫ ПАРЛАМЕНТА

Щербинин Алексей Игнатьевич,
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой политологии
Томского государственного университета.

Что может парламент?
Структура парламента
Превращение законопроекта в закон.

Прочитав этот раздел, вы сможете:

  • выяснить, что входит в компетенцию парламента;
  • познакомиться со структурой парламента;
  • узнать о функциях парламента, его отдельных частей и наиболее значимых персонажей;
  • уяснить некоторые национальные отличия в парламентской деятельности.

 

Что может парламент?

Так действительно ли парламент настолько всемогущ? В предыдущей главе мы с вами весьма бегло, но все же смогли познакомиться с историей, которая демонстрировала недюжинный потенциал этой формы представительного правления, способной уже на ранней стадии своего существования противостоять королям и королевствам.

В сфере политики в круг компетенции парламента сегодня входят формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Ему de jure принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту. Хотя это экстраординарные функции, тем не менее они предусматривают официальное обвинение и отстранение от должности высшего лица государства, как это предусмотрено, к примеру, в Палате представителей Конгресса США, когда речь идет о «государственной измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях, проступках и недостойном поведении».

Известный английский историк лорд Болингброк приводит цитату не менее известного философа Бэкона: «Ничто на свете не может погубить Англию, кроме парламента. А парламент может все на свете».

Нагрудный знак и удостоверение депутата Государственной Думы ФС РФК числу парламентских компетенций относится контроль за деятельностью правительства. Зачастую это не контроль пост фактум, а упреждающий или одновременный контроль. Особенно это важно для деятельности оппозиционных парламентских партий, не имевших возможность сформировать правительство. В ряде стран, например, в американском Конгрессе, парламент обладает правом контроля и надзора за исполнением программ, под которые получены бюджетные деньги. Наиболее распространенной формой в данном случае являются парламентские слушания. Они могут быть инициированы в связи с тревожными сигналами или же являются обычной рутинной работой, «чтобы карась не дремал».

Законодательная компетенция, основная для парламента, связана не только с текущей деятельностью этого органа одноименной власти. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так называемые конституционные законы, то есть те, которые напрямую не регулируются конституцией, но и не могут быть отданы на откуп текущему законодательству, так как от них зависит политический «дизайн» страны. Это законы об избирательных правах и гарантиях граждан, о статусе политических партий и т. п. Большинство парламентов обладают учредительной властью и уже тем самым влияют на конфигурацию политического процесса. В конституциях некоторых стран предусмотрена невозможность со стороны парламента менять отдельные статьи конституции.

Текущее законодательство — это то, что мы можем назвать рутинной работой парламентариев. С процедурой принятия закона мы ознакомимся чуть ниже, а пока отметим, что законотворчество — это не результат умственных и волевых усилий исключительно депутатов. Правом законодательной инициативы обладают президент, глава правительства, парламентская фракция, депутатская группа, отдельный депутат, а в некоторых странах и так называемая народная инициатива (в Италии для подачи законопроекта от населения требуются подписи 50 тыс. граждан).

К парламентской компетенции относится и информационная. Но об этом речь пойдет в следующей главе.

Современные политологи выделяют следующие функции парламента:
представительную,
законодательную,
финансово-бюджетную,
контрольную,
властную.

В истории США только президент Эндрю Джексон прошел процедуру импичмента в 1868 г.
и сохранил свой пост благодаря тому, что не хватило одного голоса.

Ричард Никсон, которого обвинили в организации прослушивания своих политических конкурентов в отеле «Уотергейт»,
в августе 1974 г. ушел
в отставку, не дожидаясь результатов голосования
в ходе импичмента.

Билл Клинтон прошел процедуру по так называемому делу
о недостойном поведении
и был оправдан.

Законопроект поступает
в парламент, и, для того чтобы стать принятым законом, ему следует пройти ряд процедур, определенных не только регламентом парламента, но и его конфигурацией.

Структура парламента

Рассмотрим, из чего состоит парламент. Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus — посланный). Именно он прямо или косвенно (через партии, субъекты государственно-территориального устройства) от имени народа, его избравшего, осуществляет власть. Правовым статусом члена парламента, дающим ему возможность осуществлять власть, является депутатский мандат. Существует два вида мандатов: свободный, когда депутат не связан обязательствами перед избирателями своего округа и как бы является представителем всего народа, и императивный мандат, когда парламентарий несет ответственность перед своими избирателями. В ряде стран императивный мандат законодательно запрещен. С другой стороны, на практике нет подлинно свободных мандатов, так как парламентарии действуют, как правило, под влиянием политических партий и групп интересов. Мандат вступает в силу с момента юридического оформления итогов выборов. Он же утрачивает силу с поражением действующего депутата на выборах, но в целом ряде стран называются и другие причины: отставка, деятельность, не совместимая со статусом депутата, и даже за пропуски заседаний парламента.

Парламентарий обладает иммунитетом. Есть две трактовки этого понятия. Менее распространенной является та, что депутат не несет ответственности за то, что он говорит. Более известна в широких кругах трактовка иммуннитета, как депутатской неприкосновенности.

Итак, мы познакомились с депутатом. Коль скоро он работает в парламенте, то интегрирован в его структуру, прописанную в законе, и подчиняется регламенту. Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты. Если это однопалатный парламент, тогда все очевидно. Для двухпалатного — верхняя и нижняя, а далее идут депутатские объединения (фракции и группы), парламентские комитеты и комиссии, административно-вспомогательные органы, и, наконец, руководящие органы.

Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет.

Руководство палатами может быть единоличным или коллегиальным. Например, во Франции во главе стоит Бюро. Когда речь идет о единоличном руководстве, то для разных стран и разного уровня палат должность председателя замещается на различных основах. Например, в верхнюю палату председатель может быть назначен по должности. Так, Сенат США возглавляет вице-президент. В нижней палате, как правило, должность председателя получает представитель партии или коалиции победившего на выборах большинства.

В Англии в 1397 г.
парламент в связи
с обвинением одного из депутатов в измене настоял на его неприкосновенности.

А в XVI в. Генрих III издал распоряжение
о неприкосновенности депутатов и их имущества во время парламентской сессии.

При его дочери, королеве Елизавете I, были признаны право на свободное высказывание в парламенте и отказ королевской власти от преследования депутатов за выступления.

Рассмотрим на примере Конгресса США функции различных структур парламента. Как уже говорилось, деятельность парламента определяется конституцией и регламентом. Фактически эта документация является своеобразным «повседневным правом» Конгресса, основанным на неписаных нормах поведения парламентариев.

Что может быть интересно в работе Конгресса? Прежде всего, как структурированы сами палаты. Известно, что парламент США двухпартийный, поэтому мы имеем дело, прежде всего, с партийными фракциями, избирающими партийных лидеров палат, выдвигающих кандидатуры на должность спикера, временного председателя Сената (в верхней палате), председателей и членов комитетов и подкомитетов.
Решения, принятые абсолютным большинством голосов, обязательны для всех членов фракции (если это не противоречит предвыборным обещаниям депутата, гласит пункт 7 Правил демократической фракции в нижней палате).

На одном из заседаний Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам. 2005 г.Помощники партийных лидеров палат, так называемые «кнуты» (whips), проводят в жизнь политику фракций и их лидеров. Именно они обеспечивают партийную дисциплину в случае голосования фракции за или против какого-либо решения. В каждой палате создаются политические комитеты республиканской и демократической фракций (10 человек в Сенате и 20 в Палате представителей). В состав этих комитетов входят партийный лидер, председатель фракции и «кнут». Комитеты осуществляют проведение партийной линии в работе Конгресса. Кроме политических комитетов, как уже отмечалось, существует большое количество различных рабочих комитетов и подкомитетов. Это связано с тем, что работа парламентариев во время сессий являет избирателю фасадную сторону парламентаризма, основная же работа по подготовке законов идет как раз в этих комитетах, где депутаты объединяются по интересам и компетентности. Поскольку сфера политиче ского регулирования страной обширна, а депутатов — фиксированное количество, то каждый сенатор в среднем входит в десять комитетов, а каждый член нижней палаты — в шесть.

Итак, какого вида бывают комитеты? По стоянные комитеты — основа Конгресса. Они специализируются в определенной области законодательства (по юридическим вопросам, по охране окружающей среды и общественным работам и т. п.). Именно они вносят законопроекты на рассмотрение в обе палаты. Как правило, постоянные комитеты подразделяются на подкомитеты. Следующий вид — объединенный комитет, состоящий из членов верхней и нижней палат с целью анализа стратегических направлений политики страны. Специальный комитет создается на время рассмотрения какого-либо вопроса, не связанного с прерогативой постоянных комитетов и для объединения членов более чем одного комитета. Временным является также согласительный комитет, создаваемый для урегулирования расхождений между верхней и нижней палатами по законопроекту. Он включает в себя представителей тех комитетов, которые занимались разработкой данного законопроекта. К слову сказать, до четверти всех законопроектов проходят через такие комитеты.

За 200 с лишним лет своего существования Палата представителей Конгресса США наработала регламент объемом в 300 страниц и вдобавок свыше 10 томов, связанных с процедурами работы нижней палаты. Регламент Сената занял чуть более 100 страниц
и 1 том процедур.

Превращение законопроекта в закон

В первом разделе даннойПульт и табло для голосования на рабочем месте депутата в зале заседаний Государственной Думы ФС РФ главы мы уже говорили о том, кто обладает правом законодательной инициативы. Теперь же на примере Конгресса США посмотрим, как возникают законы, чтобы получить полное представление о законодательной деятельности. В Соединенных Штатах (как в Великобритании, Канаде и ряде англоговорящих стран) законопроект носит название билль (англ. — bill). Предположим, что билль рассматривается в Сенате, тогда стандартная процедура будет выглядеть следующим образом:

  1. Билль вносится в соответствующий постоянный комитет верхней палаты;
  2. Комитет рассматривает билль;
  3. Закрытая сессия комитета принимает окончательное решение по биллю;
  4. Комитет докладывает о решении Сенату;
  5. Сенат обсуждает билль;
  6. Сенат принимает билль и передает егов Палату представителей;
  7. Постоянный комитет Палаты представителей заслушивает билль;
  8. Закрытая сессия комитета по биллю принимает решение;
  9. Комитет по биллю докладывает о своем решении Палате представителей и передает билль в комитет правил;
  10. Комитет правил принимает решение о дальнейшем порядке рассмотрения билля;
  11. Билль обсуждается и голосуется в нижней палате;
  12. В билль вносятся изменения и поправки согласительным комитетом, если законопроект принят с данными оговорками;
  13. Причастные к законопроекту комитеты утверждают доклад согласительного комитета;
  14. Билль передается на подпись президенту;
  15. Президент подписывает документ, и билль становится законом;
  16. Если президент не подписывает, воспользовавшись правом
    вето (лат. veto — запрещаю), то применяется
    процедура преодоления вето.

Случаи отклонения законопроекта имеют глубокую, уходящую за пределы истории парламентаризма традицию. Сегодня английский монарх обладает абсолютным правом вето, когда проект повторно не рассматривается. Однако главы государств могут воспользоваться как официальным правом вето и вступить с парламентом в новый круг борьбы по проталкиванию законопроекта, так и, как американский президент, употребить «карманное вето», унеся билль с собой. Таким образом, если за десять дней (выпавших на перерыв в заседании Конгресса) не будет реакции на билль, то по закону он считается отклоненным.

Есть в парламентах так называемая технология «гильотины», когда на обсуждения и поправки выделяется фиксированное время, если парламентарии не укладываются, то законопроект не рассматривается. Технология «кенгуру» позволяет спикеру перепрыгивать с одной поправки на другую, тем самым превращая обсуждение в игру без правил.

Итак, мы вплотную подошли к понятию процедур, тех самых, по которым Палата представителей Конгресса США наработала свыше десяти томов, а Сенат один том. Процедурами предусмотрены не только прохождение биллей, но и порядок дебатов, и прочие внутрипарламентские отношения. В Палате представителей работает специальная Демократическая исследовательская группа, занимающаяся совершенствованием процедур. К примеру, внесение билля в палату парламента предполагает, чтобы у всех депутатов был распечатанный текст этого законопроекта. Процедуры слушания в комитетах предусматривают получение любой информации от должностных лиц и государственных органов. Более того, на комитет повестками могут вызываться свидетели и давать показания. В самом комитете процедурой отведено каждому депутату 5 мин. на вопрос по биллю. Процедуры предусматривают оперативность в рассмотрении билля. Так называемый принцип дисконуитета обязывает парламентариев провести законопроект через все отмеченные выше стадии. Процедуры прений на пленарных заседаниях предусматривают часовой регламент для выступающего, хотя, согласно обычаю, депутат может уступить часть своего времени другому депутату. Следует упомянуть и еще об одной форме «политического бартера». Поскольку конгрессмены, мягко скажем, не совсем компетентны в каких-либо специальных законах, а на детальное освоение этой сферы нет ни времени, ни желания, то они просто обмениваются голосами: мы поддержим ваш билль, а вы — наш.

Интересна процедура голосования. Несмотря на то, что в Конгрессе США еще в 70-е гг. установлена электронная система голосования, в случае неполадок конгрессмены возвращаются к испытанному на практике голосованию криком. Сначала председатель палаты предлагает выкрикнуть «за», а затем «против». Результаты определяются на слух. Не менее архаичным является голосование делением: сначала встают сторонники решения (и их подсчитывают), затем противники. Третий способ — голосование со счетчиками, когда сторонники и противники проходят мимо людей, которые их пересчитывают. Усложненная процедура третьего способа — это внесение позиции каждого члена палаты в специальный протокол.

Наконец, законопроект становится законом. Он показывает, что парламентарии действуют в интересах всего общества, они рассмотрели все нюансы и оказали влияние на своих избирателей собственной активной позицией, компетентностью. Парламент работает, жизнь продолжается.

Уже в ранний период существования английского парламента были выработаны деликатные формулировки одобрения или отклонения законопроекта монархом: «Королю это угодно»
в первом случае, и
«Король об этом подумает» во втором.

Нередко законопроект отклоняют еще
в парламенте,
так сказать, на «дальних подступах».

Резюме

  • К компетенции парламента относятся законодательная деятельность как основная; формирование правительства (избрание президента в ряде стран); утверждение на посты ключевых фигур страны; объявление войны и заключение мира, ратификация и денонсация международных договоров; контроль за деятельностью правительства и ряд других функций.
  • Парламент состоит из палат, фракций и депутатских групп, комитетов. Во главе палаты стоит спикер. Основу парламента составляют депутаты с их статусом, закрепленным законодательством страны.
  • Законопроект (билль) становится законом в порядке, установленном процедурами того или иного парламента. Процедурами регламентируется и иная деятельность этого органа (его палат): порядок дебатов, парламентских слушаний, голосования и т.п.

Литература

  1. Дайси А.В., проф. Оксфорда. Основы государственного права Англии. Введение в изучение английской конституции. 2-е изд. — М., 1907.
  2. Джанда К., Берри Дж. М., Голдман Дж., Хула К. Трудным путем демократии: Процесс государственного управления в США. — М., 2006. Гл.8. Конгресс.
  3. Илберт К. Парламент: Его история, организация и практика. — Пг., 1915.
  4. Саидов А.Х. Национальные парламенты мира. Энциклопедический справочник. — М., 2005.
  5. Регламент Конгресса США (обзор) // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 2. — М., 1991.
  6. Романов Р.М. Парламентаризм: теория, история и современность. Учебн. пособие. — М., 2002.
  7. Энсон В. Английский парламент, его конституционные законы и обычаи. — СПб., 1908.
   

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Парламент
(от фр. parler
– говорить) – высший
представительный и законодательный
орган государства
.
Еще в первобытном обществе люди собирались
на различные народные собрания, и из
одного из таких собраний сложился
старейший в мире парламент – исландский
альтинг
(около 1000 г.). Но почти во всех странах
эти собрания теряют свое значение. В
Древней Греции в городах существовали
такие собрания граждан, в Риме – сенат
и Народное собрание
,
избиравшие всех должностных лиц и
принимавшие законы. На Руси такие
учреждения были почти во всех княжествах,
и дольше всего они продержались в
Новгороде (до XV в.)
и Пскове (до XVI в.)
вече.
Да и до конца XVII в.,
до Петра I,
в России существовал Земский Собор,
собиравшийся для решения важнейших
вопросов. Например, Собор 1613 года избрал
новую династию Романовых в лице царя
Михаила Федоровича. А в Великом княжестве
Литовском был свой 2-палатный парламент:
Господарская Рада и Великий Вольный
сейм. Но парламентаризм как явление
связан с подписанием в 1215 английским
королем Иоанном Безземельным Великой
хартии вольностей по принуждению
мятежных баронов. На основе этой хартии
и был создан английский парламент.
Реальное значение он приобрел в XVII в.
в ходе Английской буржуазной революции.
А после революций в США и Франции в
XVIII в.
парламент стал органом высшей власти
в большинстве стран Европы и Америки,
и уже ни одно государственное решение
не принималось без парламента.

Парламент
бывает одно- и двухпалатным (в ЮАР —
трехпалатный). Однопалатный парламент
в скандинавских странах, Греции, Украине,
небольших странах (Люксембург).
Двухпалатный парламент характерен для
крупных государств и федераций: США,
Франции, Канаде, Германии, Великобритании,
России. Нижние
палаты

и однопалатные
парламенты

всегда формируется путем
прямых выборов

и обновляются целиком, а верхние
палаты

(обычно это сенат) либо назначаются
главой государства, либо также избираются,
либо частично места в них наследуются,
как в Великобритании.

Другие
отличия

между верхней и нижней палатами
парламента:

  1. Верхняя палата
    обычно имеет более долгий срок полномочий
    и обновляется не сразу, а частично;

  2. Возрастной ценз
    в верхнюю палату более высокий (например,
    в США в палату представителей можно
    избираться с 21 года, в сенат – только
    с 30);

  3. Верхняя палата
    меньше по численности (но есть исключения
    – британская Палата Лордов).

Роль высшей палаты
– как бы экспертиза работы нижней
палаты, она рассматривает принятые
законы и может отклонять их.

В
большинстве стран мира при формировании
парламента существует численный
норматив
.
Считается оптимальным, если 1 млн.
человек населения представляют от 9 до
17 депутатов. В Беларуси раньше, до
1996 г., однопалатный Верховный Совет
состоял из 260 депутатов, а сейчас Палата
представителей включает 120 депутатов,
а Совет Республики – 64 члена (по 8 от
областей и г. Минска и еще 8 назначаются
лично президентом). В Индийском парламенте
547 депутатов, хотя в Индии живет 1 млрд.
человек, в палате общин Великобритании
– 650 членов, в Палате представителей
конгресса США – 535 конгрессменов.

Заседания
палат парламента в полном составе
проводятся редко. Поэтому для того,
чтобы его решения были правомочны,
определятся кворум.
В Индийском парламенте он составляет
10% от численности палаты, в английской
палате общин – 40 человек, а в палате
лордов – всего 3 человека, включая
спикера (при том, что в нее еще недавно
входило более 1100 человек). В парламенте
Беларуси кворум – 2/3 депутатов.

Эффективность
работы парламента определяется
профессионализмом
депутатов. Среди депутатов в западных
странах большинство – юристы, политологи,
экономисты, бизнесмены, журналисты,
профессиональные политики. В нашем
парламенте депутаты должны работать
на профессиональной основе.

Члены
обеих палат имеют парламентские
привилегии
:
1)
иммунитет

(парламентская неприкосновенность) –
депутат не может быть привлечен к
ответственности и быть вызван в суд;
2) индемнитет
– депутат не несет ответственности ни
за свои выступления в парламенте, ни за
решения, за которые он голосовал.

Депутаты
имеют следующие полномочия:
1)
право законодательной инициативы, 2)
право голоса, 3)
право запроса в устной или письменной
форме премьер-министру или министру с
требованиями дать объяснение по
какому-либо поводу или факту (интерпелляция).

Работа
парламента четко организована. Основными
элементами
такой организации
являются: 1) фракции,
2) комиссии
(комитеты)
,
3)
руководящие органы палат
.

Обычно
депутаты группируются по политическим
интересам, создавая партийные
фракции
,
объединяющие депутатов от одной партии.
Фракция имеет в здании парламента свое
помещение для заседаний, участвует в
формировании органов парламента. В
нашем парламенте фракций нет.

Большое
значение имеют также парламентские
комиссии (комитеты)
.
Они могут быть постоянными или временными.
Члены комиссий избираются на пленарном
(общем) заседании палаты, а иногда
назначаются спикером. Обычно соблюдается
принцип пропорционального представительства
фракций в комиссиях. Во главе комиссии
стоит председатель, у него есть зам или
несколько замов, а также секретарь (не
депутат). При фракции и комиссии есть
аппарат, обеспечивающий их работу. В
Палате представителей у нас 14 постоянных
комиссий по разным отраслям, в Совете
Республики – 5.

Руководит
работой парламента его председатель.
В англоязычных странах его называют
спикер.
Обычно его избирают на весь срок работы
парламента. Кроме ведения заседаний он
представляет свою палату в отношениях
с другими органами и парламентами,
следит за расходованием финансовых
средств палаты и за работой ее аппарата.
У спикера есть заместители
(как в России – от каждой фракции, по
числу фракций) или только 1
заместитель

– как у нас. А вот в США или Великобритании
вице-спикера нет. Таким образом,
руководство
парламента состоит из спикера, его
заместителей (если есть), председателей
комиссий и комитетов и лидеров партийных
фракций
.
В нашем парламенте председатель, его
заместитель и председатели постоянных
комиссий формируют Совет палаты.

Парламент
имеет ряд важных функций:

  1. Главная
    функция – законотворчество
    .
    Оно проходит ряд стадий:

а) внесение
законопроекта.

б)
2-я
стадия

– обсуждение законопроекта в парламенте
(нижней палате) в комиссиях и на пленарном
заседании. Часто он обсуждается в
нескольких чтениях, в ходе которых
вносятся поправки и дополнения.

в)
3-я
стадия

– принятие поправок и согласование
интересов фракций.

г)
если есть верхняя палата, то 4-стадия
– утверждение законопроекта ею. Верхняя
палата может принять, а может вернуть
на доработку законопроект.

д) передача
законопроекта на подпись главе гос-ва.
После его подписи это уже не законопроект,
а закон.

Есть много способов,
применяемых депутатами от оппозиции,
как затянуть обсуждение законопроекта
или вообще сорвать его. В японском
парламенте есть тактика «суварикоми»,
когда одни депутаты не пускают в зал
заседания или встают и покидают зал.
Есть приемы с целью не дать слово
неугодным ораторам: «гильотина» — даже
если еще есть желающие выступить,
переходит к дебатам; «флибустьерство»
— затягивание прений (в конгрессе США
спикер не может прервать прения, даже
если конгрессмены начинают читать текст
библии вместо выступления).

  1. Вторая функция
    парламента – представительская.
    Депутаты представляют своих избирателей
    и должны защищать их интересы.

  2. Третья функция –
    функция обратной связи, без которой
    нельзя обеспечить социальную поддержку
    проводимому курсу. Обратная связь
    осуществляется при помощи контактов
    депутатов с избирателями: письма,
    «круглые столы», встречи с избирателями,
    в США – даже званые обеды и ужины,
    правда, входной билет на них стоит до
    1000$.

  3. Четвертая функция
    (больше в парлам. республике или парлам.
    монархии) – участие в формировании
    правительства или даже избрание
    президента, а также контроль за
    деятельностью правительства,
    исполнительной власти (интерполяция,
    вопросы депутатов правительству).

  4. Пятая функция –
    формирование бюджета («право кошелька»).
    Во многих странах парламент расписывает
    в деталях, как надо расходовать бюджет.
    Парламент, используя это право, может
    формировать и политику гос-ва. Например,
    в 1972 конгресс США отказал президенту
    в выделении средств на пребывание
    наземных войск во Вьетнаме.

  5. И, наконец, шестая
    функция – внешнеполитическая (право
    объявления войны и заключения мира,
    ратификация международных договоров
    и соглашений).

Соседние файлы в предмете Политология

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Разновидности парламентов

Имеются две варианта палат:

  • двухпалатные;
  • однопалатные.

Создание двухпалатной системы должно обеспечить представительство всех слоев общества. Верхняя палата представляет дворянство, а нижняя палата представляет население в целом.

Обычно в современных условиях место двухпалатной системы в государстве, причем верхний уровень представляет федеральную власть (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и т. д.). В одном государстве с двухпалатным парламентом его верхняя палата обычно состоит из политических административных единиц (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и т. д.).

Замечание 1

Примерно в половине европейских государств есть однопалатные парламенты. (Финляндия, Дания, Венгрия, Болгария и т.д..).

Во внутренней структуре парламентов есть комитеты и комиссии. В основном это вспомогательные структуры, состоящие из парламентариев, которые помогают парламенту (ам) в осуществлении своих полномочий.

В основном это вспомогательные структуры, состоящие из депутатов, которые помогают палатам в исполнении их правополномочий.

Комиссии делятся на:

  • постоянные (созданы в смежных областях законодательства);
  • временные (изучения вопроса, предпочтительно практики использования права, социальных проблем).

Комитеты

К постоянным комитетам относятся:

  • госбюджетные капиталы;
  • по иностранным делам;
  • по правительственной инициативе;
  • по отчислениям;
  • по обороне и безопасности;
  • по вопросам гражданской службы;
  • по делам бюджета;
  • по продаже и индустрии;
  • по вопросам образования и труда;
  • по сельскохозяйственным вопросам и т.д.

К временным комитетам относятся:

  • следственные;
  • специальные (создаются для исследования того или иного вопроса);
  • советы всей палаты;
  • объединительные.

Виды парламентов

Палата имеет очень сложное и масштабное строение для быстрого и качественного решения поставленных задач, которые изначально заблаговременно обсуждаются более узким составом членов палаты, которые имеют специальную профильную подготовку в обсуждаемом вопросе в требуемой области рассмотрения конкретной государственной отрасли.

Замечание 2

Для вынесения решения по определенному законопроекту на сегодняшний день, он должен пройти необходимые этапы рассмотрения в необходимом комитете.

Парламент – он слишком большой, чтобы эффективно обсуждать сложные вопросы, так как они не подготовлены заранее, но являются обязанным для принятия во внимание меньшим количеством делегаций, знакомых с масштабами конкретной страны. На сегодняшний день ни один законопроект не примут без стадий обработки в одном из комитетов, его выносят на решение платы.

При совокупности функций и полномочий палата формирует его власть. По объему компетенции палаты делятся на три группы:

  • Парламент с абсолютно четкими обязанностями, характеризуется федеративным и децентрализованным единым государством (Соединенные Штаты Америки, Франция, Испания). В этих странах центральные органы власти подчиняются правам федеральных или других местных органов власти.
  • Парламенты с абсолютно неопределенной властью, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и обладают юридически неограниченной властью (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).
  • Парламенты с относительно определенной компетенцией, где границы власти являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения власти и ответственности правительства и парламента (Швейцария).

Полномочия парламента

Основные полномочия парламентов:

  • законодательные компетенции:
    • право законной деятельности (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);
    • принятие законов осуществляется по пунктам:
      • первое чтение заключается из передачи законопроекта на рассмотрение и объявления его названия в Палате, в то время как в некоторых парламентах законопроект сначала обсуждается полностью, а затем передается в комитет (Великобритания, Германия), остальные законопроекты сначала обсуждаются в комитет, а затем в палатах пленарного заседания (Италия, США, Франция);
      • второе чтение состоит в том, что при обсуждении основных положений законопроекта, в то время как палата не имеет права рассматривать отдельные статьи законопроекта и направлять их в комитет для внесения изменений или отклонения;
      • после второго чтения проект направляется в совет, в котором проходит тщательное, постатейное обсуждение, после чего опять отправляется на обсуждения в палату;
      • третье чтение на этом этапе могут рекомендоваться изменения, не касающиеся законопроекта (чаще всего касающиеся стиля, заглавия и т.д.).

Утверждение законопроекта

После того, как законопроект всех чтений выносится на голосование, обычно, для того чтобы принять решения, требуется большое количество голосов списочного состава парламента, но для принятия законопроектов нужно большая часть голосов в 2/3, 3/4, 3/5 голосов.

Законный проект после этого, утвержден одной палатой, посылается для принятия другой. Верхняя палата может принять его, внести изменения или он может не принять законопроект вообще. Чтобы преодолеть разногласия между палатами, создаются согласительные комиссии, или дискуссионный законопроект обсуждается на коллегиальном (совместном) заседании палат (Индия, Япония).

Если верхняя палата не принимает законопроект, то он подлежит повторному пересмотру в нижней палате, при этом устанавливается срок по закону, в течение которого действует отсроченный запрет (Великобритания – один год, Испания и Япония – два месяца), и число голосов членов нижней палаты для прохождения отсроченного проекта (как правило, это квалифицированное число голосов, но иногда хватает и большинства, например в Великобритании и Испании).

Закон который обе палаты утвердили отдают на подпись главе государства, при этом последний обладает полным правом (Великобритания) либо условным (Испания, Швеция, Япония) вето. Заметим, что в Великобритании монарх не пользовался полным запретом с 1707 г.

Замечание 3

Почти во всех странах мира сохранен порядок, при котором законопроект принятый парламентом должен быть направлен на проверку главе государства.

Президент при проверке закона на его соответствие конституции и ранее принятым законопроектом, в этом случае президент (монарх и т.д.) имеет право только отлагательное вето. Закон указывает, что он должен в течении определенного срока отклонить или принять законопроект. (например, 10 дней в США). После повторного принятия законопроекта определенным числом квалифицированных голосов парламентариев глава государства обязан его принять в установленные законом сроки. Принятые парламентом в Японии законопроекты нуждаются в подписи министра. До обнародования, возможна еще одна степень (во Франции закон передается в Конституционный Совет для проверки его соответствия конституции.

Иные полномочия парламента

Иные полномочия парламента – это:

  • утверждение бюджета и другой финансовой власти (дает право совершать контроль за оплату налогов и расход средств государства, одобрение финансового законодательства), принятие бюджета страны на каждый финансовый год, принятие решений о внутренних и внешних ссудах, возникновения разных внебюджетных фондов и т.д.;
  • делегированное законодательство – рассматривается определенный порядок создания актов уполномоченного законодательства. Такие акты принимаются в осуществления закона и делегируют правительство или отдельных министров издавать схожие акты (Великобритания, Австралия, Индия и др.).

Контроль над деятельностью

Контроль над деятельностью (как правило осуществляется, субъектом исполнительной власти, однако контролировать можно и главу государства, и вооруженные силы, и судебную власть и т.д.). В других странах имеются три модели контроля:

  • первая модель осуществляется в странах с парламентарной формой власти, проверка предполагает институт ответственности правительства перед палатой (недоверие к правительству повлечет коллегиальный уход министров или уход парламента с выбранной датой новых выборов);
  • вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где основной формой контроля является расследовательская деятельность комитетов парламента и возможность вынесения импичмента;
  • третья модель попадается в странах со смешанной формой власти, в которых действуют институты ответственности правительства перед палатами и роспуска палат, а также допустимость организации парламентских слушаний и разбирательств.

Основные методы осуществления контроля:

  • установления вопроса о доверии;
  • интерпелляция (обращаться к правительству касательно мотивов его деятельности, по вопросам дальнейших действий, касающихся определенных точек зрения государственной политики. Государство может отказаться ответить на вопрос, но с обязательным разъяснением (основанием) отказа – употребляется широко в Италии, Японии, Финляндии, Японии);
  • устные и рукописные вопросы (чаще всего в Великобритании – ответы министров на устные вопросы депутатов звучат каждый день, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);
  • резолюция порицания (отличается от недоверия тем, что предлагается предложением Палаты – Францией);
  • расследование деятельности комитетов и комиссий проводится, если имеется общественный интерес.

Также в полномочия парламента входят:

  • власть над ратификацией и денонсацией международных договоров (ратификация – высший орган власти утверждает международный договор, после этого договор овладевает юридической силой; денонсация – государственный отказ от заключения международного договора);
  • назначение голосования (эта власть носит особенный, либо многовариантный характер).

Создание органов власти

Формирование высших государственных учреждений, распределение должностных лиц или участие в этих процессах происходит посредством:

  • избрание или назначение по своему усмотрению (чешский парламент избирает президента республики на совместном заседании обеих палат);
  • выборы или назначение по предложению других гленов или должностных лиц (словацкий Нацсовет избирает судей по предложению правительства);
  • комплектование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный Совет избирает Коллегию Народной Правозащиты);
  • формирование органа целиком с назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает председателя, заместителей председателя и министров правительства);
  • избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (Верховное народное собрание КНДР избирает и назначает председателя Центрального суда, а остальная часть его состава избирается и отзывается Постоянным советом Верховного национального совета);
  • образование части органа (в Румынии из девяти судей Конституционного суда трое определяются Палатой депутатов и еще трое – Сенатом);
  • участие палаты и парламента в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает президента);
  • предоставление временного или последующего согласия Парламента или Палаты на формирование органа или назначение должностных лиц (председатель правительства Испании назначается королем только в том случае, если он получает доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

США,Франция, Куба, Китай и Венгрия эти страны могут объявить войну и заключить, потому что у них есть сила и защита.

Квазисудебные права

Квазисудебные права (судебные действия исполнительного или административного должностного лица):

  • импичмент – парламентский судебный процесс (целью которого, является отстранить от должности виновных лиц совершивших правонарушение главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи), впервые воспользовались в Англии в XII в.;
  • право о возбуждении обвинения перед судебными органами против высших должностных лиц;
  • объявление о помиловании.

Помимо перечисленного, парламент обладает правами на объявление войны и чрезвычайного положение, на обжалование действий администрации, осуществление контроля над использованием вооруженных сил.

Формирование государства происходило на протяжении большого количества времени. По сути, с момента достижения человечеством пика своей эволюции оно начинает осуществлять попытки организации групп. Постепенно созданные формации расширяются. Но в данном процессе возникла одна достаточно серьезная проблема – регулирование деятельности больших социальных групп. Ведь, по мере своего развития, люди смогли создать настолько громоздкие структуры, что их функционированием стало трудно управлять. Поэтому начал постепенно развиваться вопрос власти в государстве.

Следует отметить, что наиболее древние формации государственного типа в большей части случаев управлялись посредством власти, воплощённой в лице единого правителя. Незначительные попытки создания республик, примерами которых является Древняя Греция и Рим, не увенчались успехом. В итоге представленные государства управлялись посредством власти единого лидера.

Такой социальный строй управления просуществовал вплоть до конца XVIII века. В это время в Европе начинаются революционные движения. Единовластие полностью показало свою беспомощность в некоторых социальных вопросах. Поэтому в данный период возникает идея о создании универсального коллективного органа, который будет выполнять основные регулятивные функции.

На сегодняшний день данная структура существует практически в каждом государстве. Её называют парламентом. Функции и задачи этого органа имеют свою специфику. Помимо того, парламент является наглядным проявлением принципа разделения властей, о чем будет более детально рассказано далее в статье.

парламент функции

Суть разделения власти

Основные функции парламента и его характерные особенности невозможно рассматривать без анализа принципа разделения власти, о котором уже упоминалось ранее.

Что касается последней категории, то она характеризуется учением о том, что власть в любом государстве должна быть распределена между соответствующими и независящими друг от друга органами. Это позволит намного эффективнее координировать жизнедеятельность населения страны, а также даст возможность избежать злоупотребления властью, что достаточно часто, можно увидеть в государствах с монархической формой правления и тоталитарным режимом.

Созданию принципа предшествовала череда важных исторических событий. Помимо того, учение было создано на основе знаний и опыта государств древности и Средневековья.

История развития принципа разделения власти

Идею разделения власти, которая сегодня живет во многих государственных структурах, ученые заимствовали у таких государств как Древняя Греция и Рим. Именно в них коллективный способ правления был изобретен раньше всего. Например, римская власть была полностью разделена между комициями, консулами и сенатом. При этом последний элемент отыгрывал роль современного парламента.

законодательная функция парламента

В эпоху Средневековья доминировал феодальный строй, что исключало наличие коллективной власти. Однако в эпоху просвещения такие ученые как Джон Локк и Шарль Луи Монтескье разработали принцип разделения государственного управления. Согласно их учению, власть в стране должна существовать в лице трех типов органов:

  • исполнительных;
  • законодательных;
  • судебных.

Данный принцип приобрел такую популярность, что нашел свое применение во многих государствах. На сегодняшний день принцип разделения власти функционирует практически во всем мире. При этом парламент – это орган именно законодательной власти. По мнению многих ученых, это самая важная роль, ведь нормотворчество, по сути, создает акты, которые непосредственно регулируют деятельность населения государства.

 парламент функции полномочия

Особенности парламента

Итак, парламент, функции которого будут рассмотрены в статье, является высшим представительным органом. Однако его форма комплектования в данном случае не является самым главным характеризующим фактором. Более важным является тот факт, что парламент имеет возможность издавать законы – нормативные акты наивысшей юридической силы после конституции державы.

На сегодняшний день этот орган в том или ином виде существует практически в каждом государстве. Что касается полномочий законодательного органа, то они могут меняться в зависимости от формы правления конкретно взятой страны. В классическом виде парламент (виды, функции его представлены в статье) может выносить вотум недоверия правительству, что свидетельствует о его контроле центрального исполнительного органа, а также освобождать главу государства, то есть президента, от его полномочий в порядке импичмента.

Следует отметить, что этот орган может существовать практически в любом государстве, вне зависимости от формы правления в нем. Иными словами, даже в монархических державах наличие парламента не вызывает каких-либо недоумений. Отличным примером тому является парламентская монархия. В подобных государствах власть главы державы ограничивается законодательным органом, который реализует одноименную функцию.

Если мы говорим о республиканской форме правления, то в этом случае парламент, структура, функции которого могут несколько меняться, отыгрывает ключевую роль. По сути, именно он является воплощением республиканской демократии, а также принципов свободы и равенства, потому что большая часть вопросов решается коллективно представителями народа.

Что же касается политического режима в государстве, то эта категория достаточно сильно влияет на деятельность законодательных и иных органов государства. Однако в некоторых случаях именно посредством законодательной структуры можно существенно сдерживать негативное влияние тоталитаризма или же авторитаризма.

основные функции парламента

Структура главного законодательного органа

Парламент, функции, полномочия которого мы с вами рассматриваем, представляет собой достаточно сложную и действенную структуру. Иными словами, современный орган данного типа не является чем-то подобным народному вече. Это достаточно упорядоченный механизм, главной целью которого является издание законов, о чем детальнее пойдет речь далее в статье. Таким образом, парламент имеет свою внутреннюю структуру. Нужно отметить, что она может меняться, в зависимости от специфики политического режима и территориальных особенностей государства.

В первоначальном, классическом виде любой парламент имеет двухпалатную структуру. Следует помнить, что она зародилась в Великобритании – родине мирового парламентаризма. Двухпалатная структура была создана для обеспечения компромисса между буржуазией и, конечно же, аристократами – высшим сословием. В данном случае двойственная система вполне оправдывается необходимостью рассмотрения идей и взглядов всех без исключения сословий. Ведь дворянство, как основная сила монархического строя, стало существенно терять свои позиции в период буржуазной революции в Европе. Поэтому с влиянием этого сословия необходимо было смириться.

Под действием революционных движений, в некоторых странах появились однопалатные парламенты. Они отлично подходят для мобильного решения определенных проблем, однако достаточно часто используются в качестве поддержания тоталитарного лидера. Тем не менее однопалатные парламенты существуют и в современном мире. Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «Какие виды структур существуют на сегодняшний день?» В XXI веке в мире можно встретить следующие системы парламента, а именно:

  1. Двухпалатные.
  2. Однопалатные.

Первый вид наиболее популярен в современном мире. Однако стоит учитывать тот факт, что палаты имеют свои четко разграниченные полномочия. При этом в подавляющем количестве случаев они являются абсолютно равными по своему юридическому статусу.

парламент и его функции кратко

Особенности двухпалатной структуры

Давайте рассмотрим двухпалатный парламент. Виды и функции его имеют большое количество особенностей. Главной из них является процесс принятия законов.

Например, парламент США имеет двухпалатную структуру. Её главной особенностью является тот факт, что любой законопроект должен быть рассмотрен и принят в обеих палатах. Если хотя бы в одной из них его отвергнут, то он автоматически не принимается. Таким образом двухпалатный парламент позволяет учесть особенности практически всех социальных слоев. Помимо того, во многих случаях, на каждый структурный элемент законодательного органа возлагаются иные специфические функции. К примеру, нижняя палата может отвечать за финансовые вопросы в государстве, а верхняя, в свою очередь, назначает людей на определенные должности, ратифицирует международные акты, проводит импичмент и т. п.

Следует отметить, что все представленные моменты могут отличаться в зависимости от конкретного государства. Как показывает практика, идентичных по своим функциям и полномочиям парламентов не существует.

Двухпалатные структуры на сегодняшний день в большей части существуют в федеративных государствах. С учетом данной формы территориального устройства, парламент, состоящий из двух элементов попросту необходим. Ведь в федерации вторая палата, как правило, представляет интересы прежде всего субъектов. К числу подобных государств можно отнести Австралию, Российскую Федерацию, Индию, Мексику, Соединенные Штаты Америки, Великобританию и т. п.

Однако двухпалатные парламенты можно также встретить и в унитарных странах. Как правило, даже в таких случаях законодательный орган организовывается по принципу территориальности, что позволяет учитывать интересы отдельных элементов державы.

парламент его признаки и функции

Внутренние органы законодательного центра

Следует отметить тот факт, что парламент, функции которого будут представлены далее, для реализации своих основных задач используют внутренние органы специального назначения. В большей части случаев организация структуры этих парламентских ведомств имеет общие черты во многих государствах. Стоит выделить главные задачи парламентских органов:

  1. Координация работы законодательного центра.
  2. Организация всех необходимых условий для реализации парламентом своих непосредственных функций.

Эти задачи являются ключевыми в деятельности законодательного органа. Их исполнение, как уже указывалось ранее, возлагается на плечи внутренних ведомств. Ключевым парламентским органом является спикер или же председатель. Как правило, деятельность этого элемента воплощается в отдельном лице, то есть, конкретном человеке. При этом роль спикера достаточно важна для всей деятельности парламента того или иного государства. Он исполняет ряд специальных функций, к числу которых относятся следующие:

  • представление законодательного органа на международной арене;
  • обеспечение рассмотрения тех или иных важных вопросов;
  • определение повестки дня;
  • обеспечение рассмотрения законопроектов;
  • определение конкретных видов процедур обсуждения законопроектов либо иных вопросов;
  • руководство парламентскими обсуждениями;
  • предоставление слова депутатам;
  • определение типа голосования и его итогов и т. п.

Достаточно важной функцией парламентского председателя является руководство денежными средствами этого органа, а также парламентскими подразделениями полиции. Для облегчения работы спикера, ему, как правило, предоставляются заместители – вице-председатели.

Такая форма организации управляющего парламентского органа чаще всего встречается в двухпалатных парламентах. Помимо того, далеко не во всех государствах роль спикера столь важна. Например, в Швейцарском парламенте председатель и его заместители избираются лишь на время проведения соответствующих сессий. В данном случае спикер не является важной политической фигурой вообще.

Еще одним важным элементом внутренней организации законодательного органа являются парламентские комиссии. Они представляют собой специализированные органы, создающиеся из депутатов. Их главной целью является оценка и непосредственное создание законодательных актов, контроль за деятельность власти исполнительной, а также решение специфических задач.

При этом существует два основных вида комиссий, а именно: временные и постоянные. Последние создаются на срок деятельности соответствующей парламентской палаты. В подавляющем большинстве случаев постоянные комиссии создаются по вопросам обороны, финансов, законодательства и законотворчества, международного сотрудничества и т. п.

Что касается временных органов, то они, как правило, занимаются решением конкретных задач. Подобными комиссиями являются следственные, специальные, ревизионные и т. д. Следует заметить, что парламентские органы имеют широкий ряд полномочий. Чаще всего они проявляются в процессе законотворчества, потому что именно в составе комиссий происходит разработка законопроектов, а также их научный регламент.

Фракции парламента

Внутренняя деятельность многих законодательных органов обеспечивается его фракциями. Они, по сути, представляют собой депутатские объединения. Численное количество каждой в отдельности фракции, как правило, влияет на политическую программу государства.

Ведь депутаты той или иной партии в законодательном органе пытаются провести интересующие их законопроекты. Что касается образования фракций, то этот процесс, как правило, происходит на основе регламента в каждом отдельном государстве.

Парламент: функции, полномочия

Как основной законодательный центр любого государства, представленный в статье орган наделен определенными полномочиями, а также имеет ряд специфических функций. Эти категории, по сути, показывают его реальные возможности в том или ином государстве.

функции парламента

Но если основные функции парламента, как правило, практически везде одинаковы, то полномочия бывают как полные, так и ограниченные. Как правило, конкретные возможности парламента обуславливаются основным государственным законом, то есть конституцией. На основе этого все без исключения полномочия главного законодательного органа можно распределить между тремя группами:

  1. Неограниченными полномочиями наделены далеко не все парламенты. В данном случае, законодательный орган может заниматься решением даже тех вопросов, которые не закреплены в конституции.
  2. Противоположностью первого вида органов являются парламенты с ограниченными полномочиями. Как правило, их возможности четко перечислены в конституции государства. К числу подобных относятся парламенты Франции, Сенегала и др.
  3. Наиболее специфическим видом парламентских возможностей являются консультативные полномочия законодательного органа. Подобные структуры, чаще всего, возникают в странах мусульманского права. Суть в том, что в них главой государства является монарх, а парламент существует для помощи в процессе его правления. Иными словами, данный орган лишь консультирует главу страны в некоторых вопросах и не осуществляет свою первостепенную функцию.

Помимо представленной ранее классификации, функции парламента можно также разделить в зависимости от сфер деятельности данного органа. Например, рядом универсальных возможностей законодательные органы многих стран наделены для регулирования финансовой, налоговой системы, обороны, международных отношений и т. п.

Кроме упомянутых полномочий, необходимо рассмотреть также основные направления деятельности законодательного органа. Каковы функции парламента? В научной среде существует множество подходов к рассмотрению данной проблемы. Но в большинстве случаев выделяют основные полномочия этого органа, состоящие из четырех элементов. К ним относятся следующие:

  1. Наиважнейшей функцией парламента, бесспорно, является функция законотворчества. Ведь данный орган изначально был создан именно для создания нормативных актов высшей юридической силы. Функция позволяет учесть мнение большинства, а также исключает возможность издания антисоциальных законов, которые бы угнетали права той или иной группы людей. При этом законодательная функция парламента состоит из ряда специфических стадий, а именно: создания законопроекта, обсуждения, поправок и принятия, согласования интересов и подписания. Таким образом, процесс создания нормативных актов высшей юридической силы имеет профессиональный характер. Помимо того, законодательная функция парламента, фактически утверждает юридическую систему государства. Так как именно законами регулируются наиважнейшие общественные отношения.
  2. Представительская функция парламента заключается в том, что избранные в данный орган депутаты, должны защищать интересы той части населения, которая отдала за них свои голоса.
  3. Функция обратной связи основана на том, что депутаты проводят брифинги, круглые столы и званые вечера для обсуждения насущных государственных проблем, которые требуют решения.
  4. Одной из наиболее важных парламентских функций является формирование бюджета. По сути, именно законодательный орган отвечает за создание надлежащего уровня жизни населения страны.

Функции парламента РФ

Федеральное собрание – это законодательный орган Российской Федерации. В соответствии с действующей Конституцией государства, парламент РФ осуществляет следующие функции:

  1. Создание законодательных актов.
  2. Назначение на должности и освобождение от них председателя Счетной палаты и Центрального банка.
  3. Проведение импичмента.
  4. Объявление амнистии.
  5. Осуществление контроля над органами исполнительной власти.
  6. Представительство народа.

Таким образом, функции российского парламента в целом имеют общий характер с классической тенденцией функционирования законодательных органов в мире. Это достаточно позитивный фактор. Ведь он свидетельствует прежде всего о том, что функции парламента РФ воплощают лучшие европейские тенденции. Но это далеко не все позитивные моменты представленной структуры. Ведь сам парламент, его признаки и функции позволяют говорить о реальном народовластии в государстве. Если в стране нет представленного органа, или же он действует не должным образом, то о демократии не стоит и говорить.

Заключение

Итак, в статье мы выяснили, что такое парламент и его функции. Кратко мы рассмотрели ключевые полномочия законодательных органов, их структуру, а также историю становления парламентаризма и принципа разделения власти в мире.

Следует отметить, что функционирование представленного в статье органа играет ключевое значение для многих держав, поэтому разработка теоретических концепций о деятельности парламента необходима для развития всех без исключения государств.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кристалл 2 облучатель бактерицидный настенный рециркуляторный инструкция
  • Как врезать ручку в раздвижную дверь своими руками пошаговая инструкция
  • В таиланд своим ходом пошаговая инструкция
  • Соковыжималка clatronic ae 2758 инструкция на русском
  • Brufen 400 турция инструкция на русском