Фельдшер скорой помощи руководство нагнибеда

Фельдшер скорой помощи

Объем 322 страницы

2009 год

Фельдшер скорой помощи

Подарите скидку 10%

Посоветуйте

эту книгу и получите

10,01 ₽

с покупки её другом.

О книге

Руководство содержит сведения по основным направлениям работы станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, выполняемой средним медицинским персоналом.В книге приведены положения законодательных актов РФ по охране здоровья граждан, действующих нормативных документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Госсанэпиднадзора РФ; сведения по организации работы станций СМП и их функциональных подразделений, относящиеся к компетенции среднего медицинского персонала, а именно – поста приемапередачи вызовов, фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главных и старших фельдшеров, медицинских статистиков; лечебнотактические вопросы, в том числе поводы к вызовам, объем диагностических и лечебнотактических мероприятий в практике фельдшера скорой помощи в соответствии с рубрикацией МКБ10, федеральными нормативными и методическими документами, федеральными и территориальными стандартами, что обеспечивает преемственность в работе догоспитальной скорой медицинской помощи с другими ЛПУ, учреждениями Госсанэпиднадзора и внутренних дел; справочные материалы по лекарственному и транспортному обеспечению работы выездных бригад.Книга адресована персоналу фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главным и старшим фельдшерам, медицинским статистикам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также главным врачам, заведующим отделениями и подстанциями, заместителям главных врачей станций по медицинской части, студентам высших и средних медицинских образовательных учреждений.

стандартов оказания скорой медицинской помощи фельдшерскими бригадами СМП.

Описание книги

Руководство содержит сведения по основным направлениям работы станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, выполняемой средним медицинским персоналом.

В книге приведены положения законодательных актов РФ по охране здоровья граждан, действующих нормативных документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Госсанэпиднадзора РФ; сведения по организации работы станций СМП и их функциональных подразделений, относящиеся к компетенции среднего медицинского персонала, а именно – поста приемапередачи вызовов, фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главных и старших фельдшеров, медицинских статистиков; лечебнотактические вопросы, в том числе поводы к вызовам, объем диагностических и лечебнотактических мероприятий в практике фельдшера скорой помощи в соответствии с рубрикацией МКБ10, федеральными нормативными и методическими документами, федеральными и территориальными стандартами, что обеспечивает преемственность в работе догоспитальной скорой медицинской помощи с другими ЛПУ, учреждениями Госсанэпиднадзора и внутренних дел; справочные материалы по лекарственному и транспортному обеспечению работы выездных бригад.

Книга адресована персоналу фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главным и старшим фельдшерам, медицинским статистикам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также главным врачам, заведующим отделениями и подстанциями, заместителям главных врачей станций по медицинской части, студентам высших и средних медицинских образовательных учреждений.

Анатолия Нагнибеды «Фельдшер скорой помощи» — скачать книгу в fb2, txt, epub, pdf или читать онлайн. Оставляйте комментарии и отзывы, голосуйте за понравившиеся.

Возрастное ограничение:

0+

Дата выхода на Литрес:

02 июня 2016 г.

Последнее обновление:

2009

Объем:

322 стр. 71 иллюстрация

скачать книгу бесплатно

Фельдшер скорой помощи
Анатолий Николаевич Нагнибеда

Руководство содержит сведения по основным направлениям работы станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, выполняемой средним медицинским персоналом.

В книге приведены положения законодательных актов РФ по охране здоровья граждан, действующих нормативных документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Госсанэпиднадзора РФ; сведения по организации работы станций СМП и их функциональных подразделений, относящиеся к компетенции среднего медицинского персонала, а именно – поста приемапередачи вызовов, фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главных и старших фельдшеров, медицинских статистиков; лечебнотактические вопросы, в том числе поводы к вызовам, объем диагностических и лечебнотактических мероприятий в практике фельдшера скорой помощи в соответствии с рубрикацией МКБ10, федеральными нормативными и методическими документами, федеральными и территориальными стандартами, что обеспечивает преемственность в работе догоспитальной скорой медицинской помощи с другими ЛПУ, учреждениями Госсанэпиднадзора и внутренних дел; справочные материалы по лекарственному и транспортному обеспечению работы выездных бригад.

Книга адресована персоналу фельдшерских бригад скорой медицинской помощи, главным и старшим фельдшерам, медицинским статистикам станций (отделений) скорой медицинской помощи, а также главным врачам, заведующим отделениями и подстанциями, заместителям главных врачей станций по медицинской части, студентам высших и средних медицинских образовательных учреждений.

Анатолий Нагнибеда

Фельдшер скорой помощи

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВ-блокада – атриовентрикулярная блокада

АД – артериальное давление

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр)

МПК – морфолид пералгоновой кислоты

ОВД – отдел внутренних дел

ОИ – ожоговый индекс

ОЦК – объем циркулирующей крови

СА-блокада – синоаурикулярная блокада

Синдром МАС – синдром Морганьи – Адамса – Стокса

Синдром WPW – синдром Вольффа – Паркинсона – Уайта

СМП – скорая медицинская помощь

СССУ – синдром слабости синусового узла

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭКГ – электрокардиограмма

Больных в беде не покидать,
Не осуждать их строго,
Наукой людям помогать,
А сердцем – верить в Бога

ВВЕДЕНИЕ

Памяти родителей

Ольги Иосифовны

и Николая Иосифовича Нагнибеда

посвящаю

Служба скорой медицинской помощи является важнейшим функциональным и структурным формированием здравоохранения Российской Федерации. Она включает в себя на начало третьего тысячелетия свыше 3000 станций и отделений скорой помощи, в которых трудятся около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. среднего медицинского персонала. По данным Росздрава, ежегодно служба скорой помощи принимает около 48 млн вызовов с оказанием медицинской помощи более чем 50 млн больных и пострадавших.

Действующие организационно-распорядительные документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации констатируют: «…Сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной».

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.04 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», основными задачами службы скорой помощи на современном этапе экономического и социального развития страны являются: оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма и доставка больных и пострадавших в стационар в кратчайшие сроки для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться в основном фельдшерскими бригадами и с учетом этого соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Разумеется, что роль фельдшеров в системе скорой медицинской помощи не ограничена только выездной работой. Должности главного (старшего) фельдшера (медицинской сестры), фельдшеров-диспетчеров постов приема-передачи вызовов замещаются специалистами со средним медицинским образованием. При отсутствии в составе станции фармацевта работа по комплектованию медицинских сумок нормативными запасами медикаментов и медицинского имущества является прямой функцией среднего медицинского персонала, ему же может быть поручена работа в области медицинской статистики.

Выездной фельдшер при исполнении прямого круга обязанностей по оказанию медицинской помощи больным и пострадавшим должен руководствоваться нормами федерального законодательства об охране здоровья граждан, знать и применять на практике положения документов, регламентирующих работу с препаратами предметно-количественного учета, в том числе с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими лекарственными средствами. Особенности выездной работы требуют от фельдшера умения взаимодействовать с органами охраны правопорядка, а также водительским составом на основе норм безопасности дорожного движения и безусловного соблюдения прав больных и пострадавших.

Говоря об организационно-методическом обеспечении работы фельдшеров скорой медицинской помощи, необходимо в первую очередь назвать книгу профессора Б. Г. Апанасенко «Работа фельдшера скорой помощи», 4-е издание которой вышло в 1997 г. Однако в работе Б. Г. Апанасенко, а также в большинстве учебников и справочников не нашли отражения требования федерального законодательства об охране здоровья граждан, положения сформированных в последние годы территориальных стандартов неотложной медицинской помощи и нормативы Минздрава Российской Федерации последних лет.

В практическом руководстве освещены вопросы организации и содержания работы среднего медицинского персонала – фельдшеров скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.04 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», а также других действующих руководящих документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом опыта ряда учреждений скорой медицинской помощи, разработками и публикациями Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. проф. И. И. Джанелидзе, Медицинской академии последипломного образования (МАПО СПб) и других учреждений научного и практического здравоохранения.

Руководство содержит сведения в объеме, необходимом для фельдшера скорой помощи, по законодательной и нормативной базе здравоохранения, функциональные обязанности среднего медицинского персонала скорой помощи, а также сведения о диагностике и лечебно-тактическим решениям при неотложных состояниях в пределах профессиональной компетенции фельдшерских бригад, организации и нормам лекарственного обеспечения работы на вызовах, организации работы санитарного транспорта скорой помощи.

Вопросы диагностики неотложных состояний изложены в связи с поводами к вызову и соответствуют уровню профессиональных знаний среднего медицинского персонала. Формулировки диагнозов базируются на терминологии Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), а в подзаголовки тем введены рубрикации этого документа, что позволяет использовать руководство для статистической обработки материала. Информация по фармакологическим вопросам приведена в соответствии с нормами Приложения 13 Приказа МЗ РФ 1999 г. № 100 и дополнена аналитическими сведениями по реальному расходу лекарственных препаратов; впрочем, эти сведения ограничены данными Санкт-Петербурга, хотя и за достаточно длительный (четырехлетний) период. Было бы неверным использовать данную книгу как документ, стандартизирующий работу среднего медицинского персонала скорой помощи. Однако материал, приведенный в руководстве, несомненно, полезен в первую очередь фельдшерам, администрации и врачебному персоналу станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, а также организаторам здравоохранения и научным работникам при формировании федеральных стандартов оказания скорой медицинской помощи фельдшерскими бригадами СМП.

Глава 1

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Охрана здоровья граждан Российской Федерации гарантирована Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.93 г. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство РФ (ст. 114.1), которое, совместно с субъектами РФ, координирует вопросы здравоохранения (ст. 72ж) на подведомственной им территории.

Конституционные гарантии охраны здоровья граждан в РФ развиты в положениях и статьях Федерального закона РФ № 5487-1 от 22.07.93 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот закон определяет права граждан при оказании медико-социальной помощи.

В понятие медико-социальная помощь входят первичная медико-социальная помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь. Скорую медицинскую помощь оказывают безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Ее оказывает также специальная служба скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы собственности бесплатно для граждан. При обращении за медицинской помощью и ее получении гражданин (пациент), имеет права, регламентируемые ст. 30 Федерального закона РФ «Основы законодательства…», а именно:

– уважительное и гуманное обращение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

– выбор врача с учетом его согласия, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

– обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

– облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

– сохранение в тайне информации о фактах обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и других сведениях, полученных при его обследовании и лечении.

Пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 32) или отказ от него (ст. 33), получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана такая информация (ст. 31). Информированное добровольное согласие пациента является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. Согласие на медицинское вмешательство у лиц моложе 15 лет и признанных в установленном порядке недееспособными дают их законные представители.

Отказ от медицинского вмешательства (ст. 33) после разъяснения его последствий в доступной для гражданина форме с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником. Оказание медицинской помощи, включая медицинское освидетельствование, наблюдение и изоляцию, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, тяжелыми психическими расстройствами и совершивших общественно опасное деяние (ст. 34). Эти действия регламентируются соответственно санитарным законодательством, Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», судом и законодательством РФ.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определяют понятие врачебной тайны как информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении. Предоставление этих сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих обстоятельствах:

– в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за состояния выразить свою волю;

– при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

– по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда;

– при оказании помощи несовершеннолетним в возрасте до 15 лет для информирования их родителей или законных представителей;

– при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, получившие в установленном порядке перечисленную информацию, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантируют права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

В России право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие медицинское и фармацевтическое (высшее или среднее) образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности (по перечню Росздрава, в том числе оказание скорой медицинской помощи) – сертификат специалиста.

Сертификат специалиста выдается на основании постдипломного профессионального или дополнительного образования (повышения квалификации, специализации) или поверочного испытания в профессиональных комиссиях по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники с высшим и средним медицинским образованием с перерывом в специальности более 5 лет допускаются к практической деятельности после переподготовки либо по результатам испытаний в специальных профессиональных комиссиях.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующем учебном заведении РФ.

Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников предусматривает:

– обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

– право на работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

– защиту профессиональной чести и достоинства;

– получение квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем подготовки;

– совершенствование профессиональных знаний;

– переподготовку за счет средств бюджета при невозможности выполнить профессиональные обязанности по состоянию здоровья, в связи с сокращением численности, штатов и ликвидацией предприятия (учреждения, организации);

– страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным исполнением служебных обязанностей;

– беспрепятственное и бесплатное использование средств связи и транспорта вне зависимости от форм собственности на них для доставки гражданина в ближайшее ЛПУ в случае, угрожающем его жизни;

– ряд социально-бытовых льгот, предусматриваемых законодательством.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусматривают ответственность за нарушения прав граждан в области охраны здоровья в виде возмещения ущерба в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, что не освобождает виновных от применения к ним дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 68 упомянутого закона).

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ (ПОДСТАНЦИИ, ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Организация деятельности станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи на современном этапе регламентируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 01.11.04 г. «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи», а также другими действующими организационными, распорядительными и методическими документами Министерства здравоохранения и социального развития.

Ниже изложены основные положения действующих руководящих документов, прямо относящиеся к профессиональной компетенции среднего медицинского персонала станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ (ПОДСТАНЦИИ, ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Станция (подстанция, отделение) скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан и окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Основной функциональной единицей станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная и др.).

Станция скорой медицинской помощи функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций. В режиме чрезвычайной ситуации станция действует по указанию территориального центра медицины катастроф и направляет в зону чрезвычайной ситуации выездные бригады скорой медицинской помощи в соответствии с планом работ по ликвидации их медико-социальных последствий.

В структуре станции (подстанции, отделения) предусматриваются:

1. Оперативный (диспетчерский) отдел (в составе станции) и диспетчерская на один-два круглосуточных поста (в составе подстанции).

В городах с населением свыше 300 тыс. жителей оперативный отдел станции возглавляет заведующий – врач скорой помощи. Пост приема-передачи вызовов формируется из расчета одного круглосуточного поста на 30 тыс. вызовов, но не менее одного на станцию (подстанцию) и комплектуется фельдшерами или медицинскими сестрами по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. В отделении скорой помощи с количеством вызовов до 5 тыс. в год устанавливаются две-три должности фельдшеров по приему-передаче вызовов взамен круглосуточного поста.

2. Отдел связи.

Станция (подстанция, отделение) должна быть обеспечена городской телефонной связью из расчета два ввода на 50 тыс. населения, радиосвязью с выездными бригадами и прямой связью с лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Отделение медицинской статистики с архивом.

Штаты отделения комплектуются средним медицинским персоналом из расчета: при числе вызовов в год свыше 25 тыс. – одна должность, свыше 75 тыс. – две должности.

4. Кабинет для приема амбулаторных больных.

5. Помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок.

6. Помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией.

При числе вызовов в год свыше 25 тыс. в состав станции входит аптека. Должности заведующего аптекой и фармацевта замещаются фармацевтическим персоналом – по одной должности на станцию.

7. Комнаты отдыха для врачей, среднего медицинского персонала, водителей санитарных автомобилей.

8. Помещение для приема пищи дежурным персоналом.

9. Административно-хозяйственные и другие помещения.

10. Гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу санитарных автомобилей, работающих одновременно. При необходимости оборудуются вертолетные площадки.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Охрана здоровья граждан Российской Федерации гарантирована Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.93 г. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство РФ (ст. 114.1), которое, совместно с субъектами РФ, координирует вопросы здравоохранения (ст. 72ж) на подведомственной им территории.

Конституционные гарантии охраны здоровья граждан в РФ развиты в положениях и статьях Федерального закона РФ № 5487-1 от 22.07.93 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот закон определяет права граждан при оказании медико-социальной помощи.

В понятие медико-социальная помощь входят первичная медико-социальная помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь. Скорую медицинскую помощь оказывают безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Ее оказывает также специальная служба скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы собственности бесплатно для граждан. При обращении за медицинской помощью и ее получении гражданин (пациент), имеет права, регламентируемые ст. 30 Федерального закона РФ «Основы законодательства…», а именно:

— уважительное и гуманное обращение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

— выбор врача с учетом его согласия, а также лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

— обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

— сохранение в тайне информации о фактах обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и других сведениях, полученных при его обследовании и лечении.

Пациент имеет право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 32) или отказ от него (ст. 33), получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым может быть передана такая информация (ст. 31). Информированное добровольное согласие пациента является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства. Согласие на медицинское вмешательство у лиц моложе 15 лет и признанных в установленном порядке недееспособными дают их законные представители.

Отказ от медицинского вмешательства (ст. 33) после разъяснения его последствий в доступной для гражданина форме с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином или его законным представителем, а также медицинским работником. Оказание медицинской помощи, включая медицинское освидетельствование, наблюдение и изоляцию, без согласия гражданина или его законного представителя допускается только в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, тяжелыми психическими расстройствами и совершивших общественно опасное деяние (ст. 34). Эти действия регламентируются соответственно санитарным законодательством, Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», судом и законодательством РФ.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определяют понятие врачебной тайны как информацию о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иных сведениях, полученных при обследовании и лечении. Предоставление этих сведений без согласия гражданина или его законного представителя допускается в следующих обстоятельствах:

— в целях обследования и лечения гражданина, не способного из-за состояния выразить свою волю;

— при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;

— по запросу органов дознания и следствия, прокуратуры и суда;

— при оказании помощи несовершеннолетним в возрасте до 15 лет для информирования их родителей или законных представителей;

— при наличии оснований полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий.

Лица, получившие в установленном порядке перечисленную информацию, несут ответственность за ее разглашение в соответствии с законодательством.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» гарантируют права и социальную защиту медицинских и фармацевтических работников.

В России право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие медицинское и фармацевтическое (высшее или среднее) образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а на занятие определенными видами деятельности (по перечню Росздрава, в том числе оказание скорой медицинской помощи) — сертификат специалиста.

Сертификат специалиста выдается на основании постдипломного профессионального или дополнительного образования (повышения квалификации, специализации) или поверочного испытания в профессиональных комиссиях по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан. Работники с высшим и средним медицинским образованием с перерывом в специальности более 5 лет допускаются к практической деятельности после переподготовки либо по результатам испытаний в специальных профессиональных комиссиях.

Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской или фармацевтической деятельности после экзамена в соответствующем учебном заведении РФ.

Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников предусматривает:

— обеспечение условий деятельности в соответствии с требованиями охраны труда;

— право на работу по трудовому договору (контракту), в том числе за рубежом;

— защиту профессиональной чести и достоинства;

— получение квалификационной категории в соответствии с достигнутым уровнем подготовки;

— совершенствование профессиональных знаний;

— переподготовку за счет средств бюджета при невозможности выполнить профессиональные обязанности по состоянию здоровья, в связи с сокращением численности, штатов и ликвидацией предприятия (учреждения, организации);

— страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным исполнением служебных обязанностей;

— беспрепятственное и бесплатное использование средств связи и транспорта вне зависимости от форм собственности на них для доставки гражданина в ближайшее ЛПУ в случае, угрожающем его жизни;

— ряд социально-бытовых льгот, предусматриваемых законодательством.

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусматривают ответственность за нарушения прав граждан в области охраны здоровья в виде возмещения ущерба в объеме и порядке, установленном законодательством РФ, что не освобождает виновных от применения к ним дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (ст. 68 упомянутого закона).

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ (ПОДСТАНЦИИ, ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Организация деятельности станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи на современном этапе регламентируется Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 01.11.04 г. «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи», а также другими действующими организационными, распорядительными и методическими документами Министерства здравоохранения и социального развития.

Ниже изложены основные положения действующих руководящих документов, прямо относящиеся к профессиональной компетенции среднего медицинского персонала станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИИ (ПОДСТАНЦИИ, ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Станция (подстанция, отделение) скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, предназначенным для оказания круглосуточной скорой медицинской помощи взрослому и детскому населению как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан и окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности и при родах.

Основной функциональной единицей станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи является выездная бригада (фельдшерская, врачебная и др.).

Станция скорой медицинской помощи функционирует в режиме повседневной работы и режиме чрезвычайных ситуаций. В режиме чрезвычайной ситуации станция действует по указанию территориального центра медицины катастроф и направляет в зону чрезвычайной ситуации выездные бригады скорой медицинской помощи в соответствии с планом работ по ликвидации их медико-социальных последствий.

В структуре станции (подстанции, отделения) предусматриваются:

1. Оперативный (диспетчерский) отдел (в составе станции) и диспетчерская на один-два круглосуточных поста (в составе подстанции).

В городах с населением свыше 300 тыс. жителей оперативный отдел станции возглавляет заведующий — врач скорой помощи. Пост приема-передачи вызовов формируется из расчета одного круглосуточного поста на 30 тыс. вызовов, но не менее одного на станцию (подстанцию) и комплектуется фельдшерами или медицинскими сестрами по приему вызовов и передаче их выездным бригадам. В отделении скорой помощи с количеством вызовов до 5 тыс. в год устанавливаются две-три должности фельдшеров по приему-передаче вызовов взамен круглосуточного поста.

2. Отдел связи.

Станция (подстанция, отделение) должна быть обеспечена городской телефонной связью из расчета два ввода на 50 тыс. населения, радиосвязью с выездными бригадами и прямой связью с лечебно-профилактическими учреждениями.

3. Отделение медицинской статистики с архивом.

Штаты отделения комплектуются средним медицинским персоналом из расчета: при числе вызовов в год свыше 25 тыс. — одна должность, свыше 75 тыс. — две должности.

4. Кабинет для приема амбулаторных больных.

5. Помещение для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок.

6. Помещение для хранения запаса медикаментов, оборудованное пожарной и охранной сигнализацией.

При числе вызовов в год свыше 25 тыс. в состав станции входит аптека. Должности заведующего аптекой и фармацевта замещаются фармацевтическим персоналом — по одной должности на станцию.

7. Комнаты отдыха для врачей, среднего медицинского персонала, водителей санитарных автомобилей.

8. Помещение для приема пищи дежурным персоналом.

9. Административно-хозяйственные и другие помещения.

10. Гараж, крытые стоянки-боксы, огороженная площадка с твердым покрытием для стоянки автомашин, соответствующая по размерам максимальному числу санитарных автомобилей, работающих одновременно. При необходимости оборудуются вертолетные площадки.

В структуру станции могут быть включены и другие подразделения. В этой связи на базе помещения для хранения медицинского оснащения бригад и подготовки к работе медицинских укладок при отсутствии в составе станции аптеки целесообразно развернуть сумочный пост, комплектуемый средним медицинским персоналом за счет штатно-должностных резервов учреждения.

Основными функциями станции(подстанции, отделения) скорой медицинской помощи являются:

— круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, в том числе при катастрофах и стихийных бедствиях.

Практика показывает, что определенное, хотя и небольшое, количество вызовов бригады скорой помощи выполняют как в узкоспециализированных, так и в многопрофильных учреждениях (поликлиники, диспансеры и стационары) с оказанием экстренной медицинской помощи пациентам;

— своевременная транспортировка (а также перевозка по заявкам медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в медицинской помощи.

Санитарный автотранспорт бригад скорой медицинской помощи должен систематически подвергаться дезинфекционной обработке в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологической службы. В случаях, когда транспортом скорой медицинской помощи перевезен инфекционный больной, автомашина подлежит обязательной дезинфекции, которая осуществляется персоналом больницы, принявшей больного;

— оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию.

Эти действия проводит медицинский персонал, находящийся на станции на момент обращения нуждающихся с их обязательной регистрацией, оформлением медицинской документации и по показаниям — доставкой в стационар;

— обеспечение преемственности в работе с лечебно-профилактическими учреждениями (ЛПУ) района обслуживания по оказанию скорой медицинской помощи населению.

Оперативная преемственность в работе с ЛПУ достигается путем соблюдения норм оперативной работы: четкой передачей больных (пострадавших) дежурному персоналу стационара с обязательной отметкой времени доставки, заверенной подписью ответственного дежурного медицинского работника и желательно штампом приемного отделения.

Лечебно-тактическая преемственность в работе с ЛПУ обеспечивается безусловным выполнением федеральных (территориальных) стандартов экстренной медицинской помощи при неотложных состояниях, предусматривающих единое понимание их патогенеза на всех этапах оказания медицинской помощи;

— взаимодействие с органами местной власти, охраны правопорядка, безопасности дорожного движения, противопожарной и другими оперативными службами территории;

— другие мероприятия, относящиеся к компетенции главного врача и администрации учреждения скорой помощи.

Станция (отделение, подстанция) скорой медицинской помощи не выдает документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность и судебно-медицинских заключений, а также не проводит экспертизу алкогольного опьянения. Станции разрешена выдача устных справок гражданам при личном обращении или по телефону о месте нахождения больных и пострадавших, а при необходимости — письменных справок произвольной формы с указанием даты, времени обращения, проведенных обследований, оказанной помощи и рекомендаций по дальнейшему лечению. При выдаче таких сведений следует неуклонно соблюдать нормы «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» в части соблюдения врачебной тайны. Например, информация о доставке больного в психиатрический стационар является, по сути, информацией о характере неотложного состояния (психическом расстройстве) и может быть использована в целях, противоречащих законным интересам больного или его доверенных представителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛА И ПОСТА ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ВЫЗОВОВ СТАНЦИИ (ОТДЕЛЕНИЯ, ПОДСТАНЦИИ)

Оперативный отдел станции скорой медицинской помощи организуется в городах с численностью населения не менее 600 тыс. человек.

Дежурный персонал оперативного отдела должен иметь необходимые средства связи со всеми структурными подразделениями, включая подстанции и выездные бригады, с учреждениями здравоохранения, а также прямую связь с оперативными службами территории.

Основными функциями оперативного отдела являются:

— прием вызовов с обязательной записью диалога на электронный носитель со сроком хранения 6 мес.;

— своевременная передача вызовов на исполнение выездным бригадам;

— осуществление контроля за своевременной доставкой больных, пострадавших, рожениц в приемные отделения стационаров назначения;

— обеспечение информации о больных и пострадавших;

— сбор оперативной статистической информации, ее анализ, подготовка ежедневных сводок для руководства станции;

— другие мероприятия, относящиеся к компетенции управления оперативным отделом.

В структуру оперативного отдела входят:

— диспетчерская приема и передачи вызовов;

— стол справок.

Диспетчерская (пост) приема и передачи вызовов комплектуется работниками со средним медицинским образованием — фельдшерами и медицинскими сестрами, имеющими дипломы и сертификаты по специальностям «лечебное дело» (для фельдшеров) и «сестринское дело» (для медицинских сестер).

Фельдшер (медицинская сестра) п о приему и передаче вызовов станции (отделения, подстанции) скорой медицинской помощи:

— осуществляет прием и своевременную передачу вызовов персоналу свободных (очередных) выездных бригад и не имеет права самостоятельного отказа в приеме вызовов;

— оперативно руководит всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания, для чего должен знать местонахождение бригад в любое время;

— контролирует оперативность работы выездных бригад: время приема, передачи на исполнение, выезда, прибытия на место выполнения вызова, окончания выполнения вызова, прибытия на станцию;

— немедленно информирует администрацию учреждения о всех чрезвычайных происшествиях;

— осуществляет связь с органами территориального государственного (муниципального) управления, органами внутренних дел, инспекции безопасности дорожного движения, пожарной охраны, другими оперативными службами;

— действует при чрезвычайных ситуациях в соответствии с нормативными документами территории;

— информирует в устной форме обратившихся с запросами о местонахождении больных(пострадавших), которым оказана медицинская помощь.

При передаче этой информации фельдшер поста приема-передачи вызовов обязан безусловно соблюдать обеспечение врачебной тайны в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Для выполнения перечисленных обязанностей фельдшер (медсестра) поста приема-передачи вызовов обязан в полной мере владеть медико-социальной обстановкой в зоне обслуживания, знать топографию города, местонахождение, адреса, телефоны подстанций, учреждений здравоохранения и их номенклатуру, адреса потенциально опасных объектов, а также алгоритмы (правила) приема вызовов и их особенности.

Фельдшер (медсестра) по приему-передаче вызовов несет установленную законом ответственность за:

— осуществление профессиональной деятельности в пределах служебной компетенции и самостоятельно принимаемые решения;

— разглашение сведений, являющихся врачебной тайной в соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан».

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФЕЛЬДШЕРСКОЙ БРИГАДЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 179 от 01.11.04 г. «Об утверждении Порядка оказания скорой медицинской помощи» выездная бригада скорой медицинской помощи является основной функционально-структурной единицей станции (подстанции, отделения) скорой помощи.

Выездные бригады разделяются на фельдшерские и врачебные. Росздрав поручил руководителям органов управления субъектов федерации предусмотреть в территориальных программах развития службы скорой помощи постепенное расширение объема работы фельдшерских бригад с сохранением врачебных в качестве бригад интенсивной терапии и, при необходимости, других узкоспециализированных бригад.

Фельдшерская бригада состоит из двух фельдшеров, санитара и водителя и оказывает необходимую медицинскую помощь в пределах профессиональной компетенции, определенной отраслевыми стандартами, нормами и правилами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи.

Основной целью деятельности бригады является оказание круглосуточной медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических болезней, несчастными случаями, травмами, отравлениями, осложнениями беременности и при родах как на месте происшествия, так и в пути следования в стационар. Целесообразно выделение перечня показаний (поводы), предназначенных преимущественно для выполнения фельдшерскими бригадами. Разумеется, при отсутствии на станции фельдшерских бригад на их выполнение должна быть послана любая свободная в момент поступления таких вызовов бригада.

Поводами для преимущественного направлен и я фельдшерских бригад могут служить:

— различные виды механических повреждений, в том числе ушибы, переломы, вывихи, раны, побои, укусы животных, при сопутствующей информации о сохраненном сознании пострадавших и отсутствии признаков жизнеугрожающего состояния («умирает»);

— кровотечения из лунок удаленных зубов («луночные»); носовые кровотечения у лиц молодого возраста;

— маточные кровотечения, не связанные с беременностью, родами, абортами;

— термические ожоги и отморожения в пределах одного сегмента конечности или половины площади передней (задней) поверхности одной части тела I — II степени (покраснения, пузыри без обугливания и некроза) к пострадавшим не старше 50 лет (ожоговый индекс — «площадь ожога + возраст» не превышает 60), без признаков отравления ядовитыми дымами и ожогов верхних дыхательных путей (см. с. 200 — 204);

— экзогенные интоксикации, в первую очередь алкогольной этиологии при сохраненном сознании и отсутствии указаний на жизнеугрожающие состояния, изменения поведения, агрессию и острые психические расстройства типа: «умирает», «галлюцинации, бред», «угрожает самоубийством», «угрожает»;

— состояние после судорожных припадков и обмороков с сохраненным сознанием.

На вызовы с прочими поводами («плохо с сердцем», «боли в сердце», «умирает», «без сознания», ДТП, падение с высоты, ранение с артериальным кровотечением, ранения в проекции жизненно важных органов, ранения полостей, состоявшиеся суициды, механические, термические, химические повреждения с обширной локализацией при жизнеугрожающих состояниях, к детям, на чрезвычайные ситуации с большим числом пострадавших, на внезапные заболевания в местах проживания) фельдшерские бригады целесообразно направлять только при отсутствии врачебных бригад с контролем лечебно-тактического решения до разрешения покинуть место вызова.

Фельдшерская бригада решает следующие задачи:

— немедленный выезд и прибытие на место вызова в пределах лимита времени, установленного для данной территории;

— установление диагноза, оказание скорой медицинской помощи, осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению состояния пациента, и по показаниям — доставка в стационар.

При появлении у больных (пострадавших) жизнеугрожающих состояний либо при признаках развития жизнеопасных осложнений старший фельдшер бригады обязан вызвать в помощь врачебную (специализированную) бригаду с возможной передачей ей пациента в пути следования в стационар или на месте выполнения вызова;

— передача пациента и соответствующей медицинской документации дежурному врачу (фельдшеру, медсестре) стационара;

— обеспечение медицинской сортировки больных, пострадавших и установление очередности и последовательности медицинских мероприятий при массовых заболеваниях, отравлениях, травмах и других чрезвычайных ситуациях.

При обнаружении на месте вызова большого количества нуждающихся в медицинской помощи фельдшер обязан вызвать в помощь другую бригаду (бригады) скорой медицинской помощи;

— обеспечение и проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в установленном порядке.

При обнаружении трупа (умершего, погибшего) и констатации «смерти до прибытия» фельдшер обязан занести в карту вызова необходимые сведения и передать тело на месте работникам управления внутренних дел данной территории. В этом случае бригада не доставляет труп в морг.

При смерти больного (пострадавшего) в салоне санитарного автомобиля труп по разрешению диспетчера должен быть доставлен в судебно-медицинский морг.

Фельдшерская бригада скорой медицинской помощи оснащается медицинским имуществом по описи «Примерного перечня оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи», приложение № 13 к Приказу МЗ РФ от 26.03.99 г. № 100, действие которого пролонгировано Приказом МЗ и СР РФ № 179 от 01.11.04 г. (см. с. 231 — 240).

ОБЯЗАННОСТИ ФЕЛЬДШЕРОВ БРИГАДЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

На должность фельдшера бригады скорой медицинской помощи назначаются специалисты со средним медицинским образованием, имеющие диплом по специальности «лечебное дело» и сертификат специалиста.

При оказании скорой медицинской помощи в составе врачебной бригады фельдшер работает под руководством врача. В фельдшерской бригаде один из фельдшеров является старшим — ответственным исполнителем всей работы, а второй работает под его руководством.

Фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи строят свою работу в соответствии с законодательством РФ, нормативными и методическими документами Росздрава, уставом станции, приказами и распоряжениями территориальной администрации, станции скорой помощи, объявленными функциональными обязанностями, должностными и специальными инструкциями.

Фельдшер выездной бригады обязан:

— знать местонахождение лечебных учреждений территории и района обслуживания своей и смежных подстанций скорой помощи;

— знать оснащение бригады медикаментами, медицинским и санитарным имуществом, дозы, способы введения и фармакодинамику имеющихся лекарственных препаратов, уметь пользоваться медицинской аппаратурой, владеть техникой наложения шин, уметь ориентироваться в сложных медико-социальных условиях (ДТП, массовые отравления, стихийные бедствия, аварии и т. п.);

— обеспечить немедленный выезд бригады после получения вызова и ее прибытие на место происшествия в соответствии с территориальными нормативами оперативной работы;

— уметь распознать неотложное состояние, его нозологию, этиопатогенез, ведущий (жизнеугрожающий) патологический синдром, психическое нездоровье, клиническую и биологическую смерть;

— оказать скорую медицинскую помощь на месте вызова (происшествия) и в салоне санитарного автомобиля в пути доставки в стационар в соответствии с федеральными и временными территориальными стандартами скорой медицинской помощи, принять и выполнить правильное тактическое решение.

Для успешного выполнения этих обязанностей фельдшер должен:

а) владеть лечебными навыками в перечисленном ниже объеме:

— базовая сердечно-легочная реанимация;

— дефибрилляция;

— перевод на управляемое дыхание и искусственную вентиляцию легких;

— проведение интубации и коникотомии;

— оксигенотерапия и ингаляционный наркоз закисью азота;

— все способы временной остановки кровотечения;

— все приемы десмургии, все виды повязок;

— все методы транспортной иммобилизации табельными и подручными средствами;

— пункция плевральной полости при пневмотораксе, окклюзионные повязки;

— отсечение нежизнеспособного, висящего на кожном лоскуте, периферического сегмента конечности и его временную криоконсервацию;

— внутривенный, сублингвальный, сублингвально-инъекционный, эндотрахеальный, внутримышечный, подкожный, пероральный, внутривенно-капельный способы введения лекарственных препаратов;

— катетеризация и пункция мочевого пузыря;

— промывание желудка и введение энтеросорбентов;

б) знать показания, противопоказания, фармакодинамику, совместимость и способы введения лекарственных препаратов, имеющихся в описях медицинского имущества выездных бригад;

в) владеть:

— приемами и способами транспортировки больных и пострадавших;

— способами придания функционально выгодных положений;

— методами мягкого физического ограничения при психомоторном возбуждении;

— алгоритмами медицинской сортировки и лечебно-тактических решений при ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций.

Для правильного выполнения тактического решения фельдшер скорой помощи обязан:

— при транспортировке пациента находиться рядом с ним в салоне санитарного автомобиля, обеспечивая непрерывное медицинское наблюдение и проведение экстренных медицинских мероприятий;

— обеспечивать переноску больных на носилках (сидячей каталке, на руках), при необходимости лично принимать в этом участие.

В условиях выездной работы переноска больных входит в комплекс догоспитальной скорой медицинской помощи;

— при необходимости доставки в лечебное учреждение больного с измененным или отсутствующим сознанием, в том числе в алкогольном опьянении; произвести осмотр на предмет обнаружения документов, ценностей, денег с записью об этом в карте вызова, сдать обнаруженное в приемное отделение стационара с отметкой в направлении под роспись дежурного персонала стационара.

Практика показывает, что подобная упрощенная процедура обращения с вещами больного может привести к социальным конфликтам, направленным на персонал бригады скорой медицинской помощи. Изъятие денег, ценностей, документов пострадавшего (больного) целесообразно проводить в приемном отделении совместно с дежурным персоналом стационара и оформлять процедуру актом в двух экземплярах с подписями старшего фельдшера бригады скорой помощи и ответственного работника приемного отделения. Изъятие денег и ценностей у трупа («смерть до прибытия») производят сотрудники органов внутренних дел и при необходимости передают их по акту фельдшеру бригады, который подписывает акт вместе с сотрудником ОВД;

— при оказании медицинской помощи в чрезвычайной ситуации, а также пострадавшим от действий насильственного характера руководствоваться документами, устанавливающими соответствующий порядок действий;

— при оказании скорой медицинской помощи инфекционным больным соблюдать правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в соответствии с законодательством РФ, федеральными и территориальными нормативами Госсанэпиднадзора. При выявлении у больного карантинной инфекции действовать соответственно нормативам этого режима работы;

— обеспечивать правила хранения, учета и списания лекарственных средств, неуклонно выполнять требования нормативных документов по работе с препаратами предметно-количественного учета (наркотическими, ядовитыми, психотропными, сильнодействующими;

— при приеме-сдаче дежурства убедиться в исправности медицинской аппаратуры, комплектности транспортных шин, обеспечить пополнение медикаментами и расходным медицинским материалом;

— немедленно информировать пост приема-передачи вызовов, а при необходимости — руководство станции (подстанции, отделения) скорой помощи о всех чрезвычайных происшествиях, возникших в период выполнения вызова;

— при задержке на месте выполнения свыше одного часа информировать пост приема-передачи вызовов о причинах задержки, обстановке на месте, возможном дальнейшем развитии событий;

— останавливаться по требованиям сотрудников ОВД для оказания медицинской помощи независимо от места нахождения больного (пострадавшего).

Остановка в пути для срочного оказания медицинской помощи проводится по требованию как должностных лиц, так и граждан. При срочной доставке больного (пострадавшего) в стационар по жизненным показаниям в целях предупреждения остановки санитарного автомобиля следует включить аварийную сигнализацию — проблесковый маячок и сирену, извещающую о срочности выполнения вызова. Информацию о происшествии в пути необходимо срочно передать по рации на диспетчерский пост для оперативного направления на место происшествия очередной бригады. Вариантом тактического решения при остановке в пути является оставление одного из фельдшеров на месте происшествия с последующим направлением к нему очередной свободной бригады. Фельдшер должен быть при этом снабжен необходимыми медицинскими средствами и бланками медицинской документации. О случившемся делается запись в карте вызова;

— вести установленную отчетную документацию.

Безусловным правом и обязанностью фельдшера является вызов по показаниям «в помощь» специализированной (врачебной, другой фельдшерской) бригады. Одним из показаний к такому решению является отказ пациента от доставки в стационар. Оформление отказа в медицинской документации производит врач. При отсутствии возможности вызвать в помощь врачебную бригаду решение на отказ от доставки в стационар принимает старший врач дежурной смены станции.

Фельдшер выездной бригады несет ответственность в порядке, установленном законодательством, за:

— осуществляемую профессиональную деятельность в соответствии с утвержденными федеральными и территориальными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала скорой медицинской помощи;

— противоправные действия или бездействие, повлекшие ущерб здоровью или смерть пациента.

В соответствии с «Основами законодательства об охране здоровья граждан» фельдшер несет ответственность также и за причинение материального или морального ущерба гражданам при выполнении вызова. Возмещение этого ущерба не освобождает фельдшера от служебной, административной и уголовной ответственности за причиненный ущерб.

ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ СТАНЦИИ И СТАРШЕГО ФЕЛЬДШЕРА СТАНЦИИ (ПОДСТАНЦИИ, ОТДЕЛЕНИЯ) СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Действующие документы предусматривают должности главной медицинской сестры станции скорой медицинской помощи (одна должность на станцию) и старших фельдшеров из расчета по одной должности на станцию с количеством вызовов не менее 10 тыс. в год, на подстанцию и на отделение с тем же количеством вызовов. Перечни и объемы их функциональных обязанностей должны быть определены должностными инструкциями, объявленными приказами главного врача станции. Содержание этих должностных инструкций включают нижеследующий примерный круг обязанностей:

• Участие в составлении планов работ станции и личных индивидуальных планов работ.

• Повседневное руководство средним, младшим медицинским и хозяйственным персоналом станции (отделения, подстанции), рациональная расстановка кадров на рабочих местах и в дежурных сменах.

• Составление утверждаемых главным врачом (заведующим) графиков сменной работы медицинского персонала и ежедневный контроль за их соблюдением.

• Ведение по установленным срокам табелей рабочего времени медицинского персонала, утверждаемых главным врачом.

• Оформление документов временной нетрудоспособности персонала.

• Участие в составлении графиков отпусков.

• Организация и проведение занятий и инструктажей среднего и младшего медицинского персонала по вопросам медицинской подготовки, техники безопасности, противопожарной безопасности, производственной санитарии и противоэпидемическому режиму.

• Организация и контроль фармацевтической работы станции (отделения, подстанции) по разделам приобретения медицинского имущества, пополнения медицинских сумок, учета, контроля, расхода и списания лекарственных средств.

• Работа главной медицинской сестры (старшего фельдшера) с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими лекарственными препаратами регламентирована законодательством РФ, приказами Росздрава, территориальными органами здравоохранения, специальными инструкциями учреждения по этому разделу работы.

• Контроль санитарного состояния автотранспорта, исправности медицинской аппаратуры, медицинского оснащения бригад согласно действующим нормам.

• Контроль санитарно-гигиенического и противоэпидемического благополучия учреждения и выполнение предписаний органов санэпиднадзора в функциональных подразделениях, в том числе в санитарных автомобилях.

• Систематический контроль ведения оперативных и учетных медицинских документов станции.

• Обеспечение соблюдения персоналом станции трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка, выполнения приказов и распоряжений главного врача станции.

В соответствии с перечисленным кругом обязанностей главная медицинская сестра (старший фельдшер подстанции, отделения) должна иметь право производить в отсутствие главного врача перестановку персонала в бригадах, а также в случаях неявки сменщиков задерживать дежурный персонал на рабочих местах, соблюдая нормы КЗоТ, с целью обеспечить закрытие графиков дежурных смен. Главная медицинская сестра (старшие фельдшера) является материально ответственным лицом в соответствии с заключаемыми договорами о материальной ответственности.

В обязанности старшего фельдшера станции (подстанции, отделения) целесообразно включить круг работ по комплектованию и пополнению медицинских сумок, по учету, выдаче, списанию наркотических, ядовитых, психотропных, сильнодействующих лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта, разовых изделий медицинского назначения, других медицинских средств предметно-количественного учета, комплектованию и пополнению специальных укладок, поддержанию в постоянной готовности к работе медицинской аппаратуры и другие функции, в том числе в соответствии с договорами о материальной ответственности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Анатолий Нагнибеда

Фельдшер скорой помощи

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВ-блокада – атриовентрикулярная блокада

АД – артериальное давление

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр)

МПК – морфолид пералгоновой кислоты

ОВД – отдел внутренних дел

ОИ – ожоговый индекс

ОЦК – объем циркулирующей крови

СА-блокада – синоаурикулярная блокада

Синдром МАС – синдром Морганьи – Адамса – Стокса

Синдром WPW – синдром Вольффа – Паркинсона – Уайта

СМП – скорая медицинская помощь

СССУ – синдром слабости синусового узла

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭКГ – электрокардиограмма

Больных в беде не покидать,
Не осуждать их строго,
Наукой людям помогать,
А сердцем – верить в Бога

ВВЕДЕНИЕ

Памяти родителей

Ольги Иосифовны

и Николая Иосифовича Нагнибеда

посвящаю

Служба скорой медицинской помощи является важнейшим функциональным и структурным формированием здравоохранения Российской Федерации. Она включает в себя на начало третьего тысячелетия свыше 3000 станций и отделений скорой помощи, в которых трудятся около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. среднего медицинского персонала. По данным Росздрава, ежегодно служба скорой помощи принимает около 48 млн вызовов с оказанием медицинской помощи более чем 50 млн больных и пострадавших.

Действующие организационно-распорядительные документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации констатируют: «…Сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной».

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.04 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», основными задачами службы скорой помощи на современном этапе экономического и социального развития страны являются: оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма и доставка больных и пострадавших в стационар в кратчайшие сроки для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться в основном фельдшерскими бригадами и с учетом этого соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Разумеется, что роль фельдшеров в системе скорой медицинской помощи не ограничена только выездной работой. Должности главного (старшего) фельдшера (медицинской сестры), фельдшеров-диспетчеров постов приема-передачи вызовов замещаются специалистами со средним медицинским образованием. При отсутствии в составе станции фармацевта работа по комплектованию медицинских сумок нормативными запасами медикаментов и медицинского имущества является прямой функцией среднего медицинского персонала, ему же может быть поручена работа в области медицинской статистики.

Выездной фельдшер при исполнении прямого круга обязанностей по оказанию медицинской помощи больным и пострадавшим должен руководствоваться нормами федерального законодательства об охране здоровья граждан, знать и применять на практике положения документов, регламентирующих работу с препаратами предметно-количественного учета, в том числе с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими лекарственными средствами. Особенности выездной работы требуют от фельдшера умения взаимодействовать с органами охраны правопорядка, а также водительским составом на основе норм безопасности дорожного движения и безусловного соблюдения прав больных и пострадавших.

Говоря об организационно-методическом обеспечении работы фельдшеров скорой медицинской помощи, необходимо в первую очередь назвать книгу профессора Б. Г. Апанасенко «Работа фельдшера скорой помощи», 4-е издание которой вышло в 1997 г. Однако в работе Б. Г. Апанасенко, а также в большинстве учебников и справочников не нашли отражения требования федерального законодательства об охране здоровья граждан, положения сформированных в последние годы территориальных стандартов неотложной медицинской помощи и нормативы Минздрава Российской Федерации последних лет.

Читать дальше

Анатолий Нагнибеда

Фельдшер скорой помощи

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВ-блокада – атриовентрикулярная блокада

АД – артериальное давление

ДТП – дорожно-транспортное происшествие

ИВЛ – искусственная вентиляция легких

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

МКБ-10 – Международная классификация болезней (10-й пересмотр)

МПК – морфолид пералгоновой кислоты

ОВД – отдел внутренних дел

ОИ – ожоговый индекс

ОЦК – объем циркулирующей крови

СА-блокада – синоаурикулярная блокада

Синдром МАС – синдром Морганьи – Адамса – Стокса

Синдром WPW – синдром Вольффа – Паркинсона – Уайта

СМП – скорая медицинская помощь

СССУ – синдром слабости синусового узла

ТЭЛА – тромбоэмболия легочной артерии

ЧСС – частота сердечных сокращений

ЭКГ – электрокардиограмма

Больных в беде не покидать,
Не осуждать их строго,
Наукой людям помогать,
А сердцем – верить в Бога

ВВЕДЕНИЕ

Памяти родителей

Ольги Иосифовны

и Николая Иосифовича Нагнибеда

посвящаю

Служба скорой медицинской помощи является важнейшим функциональным и структурным формированием здравоохранения Российской Федерации. Она включает в себя на начало третьего тысячелетия свыше 3000 станций и отделений скорой помощи, в которых трудятся около 20 тыс. врачей и свыше 70 тыс. среднего медицинского персонала. По данным Росздрава, ежегодно служба скорой помощи принимает около 48 млн вызовов с оказанием медицинской помощи более чем 50 млн больных и пострадавших.

Действующие организационно-распорядительные документы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации констатируют: «…Сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению, ориентированная на оказание пациентам максимального объема помощи на догоспитальном этапе, не обеспечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной».

Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.04 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», основными задачами службы скорой помощи на современном этапе экономического и социального развития страны являются: оказание больным и пострадавшим доврачебной медицинской помощи, направленной на сохранение и поддержание жизненно важных функций организма и доставка больных и пострадавших в стационар в кратчайшие сроки для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи. Эта работа должна осуществляться в основном фельдшерскими бригадами и с учетом этого соотношение бригад скорой медицинской помощи должно постепенно перерасти в сторону преобладания фельдшерских.

Разумеется, что роль фельдшеров в системе скорой медицинской помощи не ограничена только выездной работой. Должности главного (старшего) фельдшера (медицинской сестры), фельдшеров-диспетчеров постов приема-передачи вызовов замещаются специалистами со средним медицинским образованием. При отсутствии в составе станции фармацевта работа по комплектованию медицинских сумок нормативными запасами медикаментов и медицинского имущества является прямой функцией среднего медицинского персонала, ему же может быть поручена работа в области медицинской статистики.

Выездной фельдшер при исполнении прямого круга обязанностей по оказанию медицинской помощи больным и пострадавшим должен руководствоваться нормами федерального законодательства об охране здоровья граждан, знать и применять на практике положения документов, регламентирующих работу с препаратами предметно-количественного учета, в том числе с наркотическими, психотропными, ядовитыми и сильнодействующими лекарственными средствами. Особенности выездной работы требуют от фельдшера умения взаимодействовать с органами охраны правопорядка, а также водительским составом на основе норм безопасности дорожного движения и безусловного соблюдения прав больных и пострадавших.

Говоря об организационно-методическом обеспечении работы фельдшеров скорой медицинской помощи, необходимо в первую очередь назвать книгу профессора Б. Г. Апанасенко «Работа фельдшера скорой помощи», 4-е издание которой вышло в 1997 г. Однако в работе Б. Г. Апанасенко, а также в большинстве учебников и справочников не нашли отражения требования федерального законодательства об охране здоровья граждан, положения сформированных в последние годы территориальных стандартов неотложной медицинской помощи и нормативы Минздрава Российской Федерации последних лет.

В практическом руководстве освещены вопросы организации и содержания работы среднего медицинского персонала – фельдшеров скорой медицинской помощи в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.04 г. № 179 «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи», а также других действующих руководящих документов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с учетом опыта ряда учреждений скорой медицинской помощи, разработками и публикациями Санкт-Петербургского НИИ скорой помощи им. проф. И. И. Джанелидзе, Медицинской академии последипломного образования (МАПО СПб) и других учреждений научного и практического здравоохранения.

Руководство содержит сведения в объеме, необходимом для фельдшера скорой помощи, по законодательной и нормативной базе здравоохранения, функциональные обязанности среднего медицинского персонала скорой помощи, а также сведения о диагностике и лечебно-тактическим решениям при неотложных состояниях в пределах профессиональной компетенции фельдшерских бригад, организации и нормам лекарственного обеспечения работы на вызовах, организации работы санитарного транспорта скорой помощи.

Вопросы диагностики неотложных состояний изложены в связи с поводами к вызову и соответствуют уровню профессиональных знаний среднего медицинского персонала. Формулировки диагнозов базируются на терминологии Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), а в подзаголовки тем введены рубрикации этого документа, что позволяет использовать руководство для статистической обработки материала. Информация по фармакологическим вопросам приведена в соответствии с нормами Приложения 13 Приказа МЗ РФ 1999 г. № 100 и дополнена аналитическими сведениями по реальному расходу лекарственных препаратов; впрочем, эти сведения ограничены данными Санкт-Петербурга, хотя и за достаточно длительный (четырехлетний) период. Было бы неверным использовать данную книгу как документ, стандартизирующий работу среднего медицинского персонала скорой помощи. Однако материал, приведенный в руководстве, несомненно, полезен в первую очередь фельдшерам, администрации и врачебному персоналу станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи, а также организаторам здравоохранения и научным работникам при формировании федеральных стандартов оказания скорой медицинской помощи фельдшерскими бригадами СМП.

Глава 1

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН

Охрана здоровья граждан Российской Федерации гарантирована Конституцией РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.93 г. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области здравоохранения обеспечивает Правительство РФ (ст. 114.1), которое, совместно с субъектами РФ, координирует вопросы здравоохранения (ст. 72ж) на подведомственной им территории.

Конституционные гарантии охраны здоровья граждан в РФ развиты в положениях и статьях Федерального закона РФ № 5487-1 от 22.07.93 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Этот закон определяет права граждан при оказании медико-социальной помощи.

В понятие медико-социальная помощь входят первичная медико-социальная помощь, скорая медицинская помощь и специализированная медицинская помощь. Скорую медицинскую помощь оказывают безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, во всех лечебно-профилактических учреждениях, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Ее оказывает также специальная служба скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы собственности бесплатно для граждан. При обращении за медицинской помощью и ее получении гражданин (пациент), имеет права, регламентируемые ст. 30 Федерального закона РФ «Основы законодательства…», а именно:

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как поставить на учет машину через мфц пошаговая инструкция
  • Работа по классному руководству учителя
  • Руководство к мультиварке smile
  • Эндокринология национальное руководство под ред дедова
  • Галоперидол ратиофарм капли инструкция по применению цена