Этапы развития классного руководства в россии

История становления института
классного руководства в России

Классный руководитель 

  На протяжении XIX–XX вв. по-разному
решался вопрос о том, кто должен заниматься воспитанием детей в образовательных
учреждениях.

  В ноябре 1804 года (во времена
правления Александра I) был издан «Устав учебных заведений». В нем указывалось,
что основная цель учебных заведений – не только давать соответствующие знания,
но и осуществлять воспитание духа и тела. Тогда же впервые появилась должность
профессионального воспитателя, в обязанности которого входило изучение личности
ребенка и воспитание в нем «добродетели и благонравия».

  Циркуляр Министерства просвещения
1813 года «Об установлении должности комнатных надзирателей при пансионах»
предписывал строгое разделение функций обучения и воспитания. Надзиратели в
течение суток находились вместе со своими питомцами (на каждого приходилось 15
воспитанников). Они вместе с воспитанниками ходили на занятия, помогали делать
домашние задания, вместе проводили свободное время, следили за порядком и
чистотой в комнатах пансиона. Надзирателями могли быть люди, владеющие
французским языком, с надежной нравственностью, хорошими манерами поведения.

  Во времена правления Николая I
(1796–1855 гг.) изменяется цель учебных заведений, теперь их суть – воспитание
слуги отечества путем строжайшей дисциплины, быстрого и четкого выполнения
требований педагога. В 1835 г. была введена должность классных надзирателей,
которые следили за поведением учащихся (на занятиях, на улице, в общественных
местах). Образование классных надзирателей было на порядок ниже «комнатных
надзирателей» – им достаточно было иметь образование на уровне уездного
училища. Именно эта причина делала их малоавторитетными, а их постоянный надзор
вызывал лишь ненависть со стороны учащихся. Нередко на должность надзирателя,
приглашались иностранцы (немцы).

  В 1871 году в России был введен
институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с
обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом
был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники,
неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских
гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

  После революции 1917 года должности
наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя
входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были
под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве
образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание
осуществлялось по остаточному принципу.

  В 1931 году была введена должность
групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного
руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

Классный руководитель 

  В настоящее время в школах
России наиболее известны следующие институты классного руководства:

  • освобожденный вариант. Воспитатель
не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного
класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями
школьников;

  • организатор параллели
классов.
 Он не является учителем-предметником, а занимается только
воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших
классах;

  • руководитель
разновозрастного детского коллектива.
 Данный вариант организации
воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

  • традиционный вариант
классного руководства
, который используется чаще всего практике образовательных
учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное
руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит
изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с
учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями
учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

  Таким образом, классный
руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского
ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным
классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей.
Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор,
вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор,
информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих
воспитанников.

  Права классного
руководителя.

  Классный руководитель – это
административное  лицо и он имеет право:

  1. Получать информацию о
психическом и физическом здоровье детей.

  2. Контролировать успеваемость
каждого ученика.

  3. Контролировать посещаемость
учебных занятий детьми.

  4. Координировать и направлять в
единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального
педагога).

  5. Организовывать воспитательную
работу с учащимися класса, через проведение «малых педсоветов» педагогических
консилиумов, тематических и других мероприятий.

  6. Приглашать родителей в школу.

  7. Получать помощь от
педагогического коллектива школы.

  8. Решать вопросы, связанные с
воспитанием и обучением учащихся.

  9. Определять индивидуальный режим
работы с детьми.

  10. Обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, по согласованию с администрацией.

  Обязанности классного
руководителя.

  1. Оказание помощи ученику в
решении острых проблем (с привлечением психолога).

  2. Установление контактов с
родителями и оказание им помощи в воспитании детей (с привлечением психолога и
социального педагога).

  3. Организация в классе
учебно-воспитательного процесса, необходимого для развития положительно
потенциала личности ребенка в рамках определенной деятельности.

  Для этого классному руководителю
необходимо знать:

  а) психолого-педагогические основы
работы с детьми;

  б) владеть новыми информационными
технологиями и различными теориями воспитания;

  в) иметь педагогический такт и быть
коммуникабельным.

  Ведущие роли классного
руководителя.

  1. «Контролер», обеспечивающий
включение учащегося в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением,
поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями,
индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный
процесс).

  2. «Проводник по Стране знаний»,
создающий условия развития познавательного интереса и желания учиться
(информация учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к
учащимся, воспитательные мероприятия познавательного характера, помощь учащимся
в самообразовании, обеспечение процесса учения, координация усилий всех
учителей, работающих в классе).

  3. «Нравственный наставник»,
способствующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих,
конфликтов как между учащимися, так между учащимися и педагогами, работающими в
классе (обучение этике и этикету, беседы на нравственные, социальные, правовые
темы, оценка поступков ученика, индивидуальная работа с учащимися, нарушающими
нормы поведения образовательном учреждении).

  4. «Носитель культуры», помогающий
освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный
процесс (организация экскурсий, коллективных походов, в театр, музеи, выставки,
вечера и беседы о культуре, культмассовые мероприятия в классе и школе).

  5. «Социальный педагог», который
способствует решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных
условий общения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков
социальной жизни).

  6. «Старший товарищ», который
помогает включиться в различные виды деятельности, берет на себя часть забот об
учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой
деятельности).

Классное руководство

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Стать автором

Определение 1

Классное руководство – это разновидность педагогической деятельности, ориентированная на воспитание, социальное и общее развитие личностей учащихся разных возрастных категорий в системе образования.

Классное руководство связано с формированием коллектива учащихся и созданием системы коллективной жизнедеятельности и коллективного воспитания в рамках школы.

Реализацией классного руководства занимается классный руководитель, являющийся педагогом и духовным наставником. Его деятельность направлена на решение воспитательных задач, построение индивидуальных образовательных и воспитательных маршрутов учащихся, а также на гуманизацию образования.

История развития классного руководства

Классное руководство, как система воспитания в учебных заведениях возникла в России около трех столетий назад.

Рассмотрим этапы становления классного руководства:

  1. Досоветская система классного руководства. Появление классного руководства приходится на 1871 год. В это время осуществляется создание системы наставничества в учебных заведениях разного типа. Наставниками назначались педагоги, которые занимались ведением документации и контролем посещаемости и дисциплины. Кроме того, наставки занимались патриотическим воспитанием подрастающего поколения, прививали им трудовые навыки и воспитывали уважение к религиозным канонам.
  2. Советская система классного руководства. С созданием СССР происходит полная ликвидация системы наставничества. В новой системе образования вводится система ученического самоуправления. Она оказалась неэффективной, поскольку не решала задач воспитания. Должность классного руководителя впервые была введена в образовательную систему СССР в 1934 году. Было утверждено первое положение о классном руководстве, в котором установлены его функции по составлению характеристик учащихся, проведению мероприятий, установлению взаимодействия со всеми педагогами, ведущими занятия в классе, аналитическая работа. В 1960 году было принято новое положение о классном руководстве, согласно которому педагогу отводилась роль организатора мероприятий. Направленность воспитательной деятельности стала носить мероприятийный характер. С 1970 года классному руководителю стала отводится новая роль: воспитатель, организатор трудовой деятельности, организатор мероприятий. Классный руководитель занимался воспитанием учащихся, развитием у них навыков самостоятельности, проводил выезды на сельскохозяйственные работы, вел документацию, составлял отчетность и т.д. Это вело к огромному перенапряжению, перегруженности работой педагогов. При этом, классным руководителем не мог стать каждый педагог. Был жесткий отбор, выбирались только лучшие учителя, профессионалы, мастера своего дела.
  3. Постсоветский период развития классного руководства. После распада СССР была принята новая система образования, в которой классное руководство приобрело новый характер. Классное руководство становится творческим процессом. Современный педагог занимается воспитанием и развитием всесторонне развитой гармоничной личности. он воспитывает познавательный интерес учащихся, организует систему взаимодействия с родителями, занимается организацией классной и внеклассной работы. К современному классному руководителю предъявляются повышенные требования. Он должен быть не только мастером своего дела, профессиональным квалифицированным специалистом, но и владеть информационными-коммуникативными технологиями, общей культурой, коммуникативными навыками.

«Классное руководство» 👇

Целевое назначение классного руководства

Классное руководство нацелено на формирование в учебном заведении и коллективе учащихся условий, способствующих саморазвитию, самореализации и самоутверждению личности каждого учащегося.

Классный руководитель анализирует систему отношений в коллективе, изучает личность каждого учащегося и помогает в решении затруднений социального становления и развития этой личности.

Исходя из целевого назначения классного руководства можно обозначить ряд его задач. К ним относятся:

  • Формирование классного коллектива;
  • Развитие классного коллектива и построение положительных взаимоотношений между его участниками;
  • Создание положительного микроклимата в классном коллективе;
  • Защита прав и свобод, интересов каждого учащегося;
  • Создание системы воспитывающего обучения;
  • Формирование основ здорового образа жизни;
  • Нравственное воспитание и социальное развитие каждого учащегося;
  • Выстраивание системы гуманных отношений между учащимися;
  • Построение социально-ориентированного творческого образовательного процесса.

Классный руководитель реализует данную цель и задачи на основе планирования своей деятельности, основанного на методических рекомендациях и собственном творческом подходе к классному руководству.

Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классный руководитель. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные направления классного руководства

Классное руководство выступает деятельностью, носящей системный характер т.е. она имеет ряд связанных компонентов и направлений, каждое из которых тесно связано с другим и их функционирование взаимообусловлено. Таким образом, классное руководство является совокупностью следующих направлений, которые характеризуются взаимосвязью и взаимозависимостью:

  • Аналитическое направление. Оно связано с диагностикой личности каждого учащегося, составлением характеристик на них, а также проведением анализа существования и функционирования классного коллектива, оценкой динамики его развития, составление прогнозов дальнейшего существования и полноценного развития.
  • Организационно-педагогическое направление. Оно ориентировано на развитие всех аспектов деятельности учащихся в учебном заведении: творческого, познавательного, социального. Кроме того, осуществляется организация различных видов деятельности учащихся, организация внеклассной работы и установления взаимодействия с родителями по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
  • Коммуникативное направление. Оно связано с координацией взаимоотношений в учебном коллективе, а также отношений между учащимися и педагогами и созданием благоприятного взаимодействия в учебном коллективе и благоприятного психологического микроклимата.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата последнего обновления статьи: 09.04.2023

Похожие материалы по теме

Социальная работа

#Статья

Автор(ы):
Александра Владимировна Каптюк

Автор(ы):
Елена Александровна Булахова

Автор(ы):
Нина Петровна Добренко

Автор(ы):
Юлия Алеквандровна Герцен

Автор(ы):
Юлия Альбиновна Хмельницкая

Решение любого учебного вопроса за 300

Классное руководство – это важная составляющая образовательного процесса, осуществляемая классным руководителем, целью которого является поддержка подростков во время их школьного обучения и содействие их развитию. Концепция классного руководства в России имеет свою историю, которая прошла через несколько этапов.

Первоначально классное руководство в России началось в 19 веке, во время учреждения начальных училищ для мальчиков и девочек. Учителя, назначенные кураторами классов, выполняли функцию классных руководителей. Их задачей было не только управление поведением и взаимоотношениями учеников, но и забота о их духовно-нравственном и эмоциональном развитии.

В Советском Союзе классное руководство стало обязательной составляющей образовательного процесса. Социалистическое воспитание, основанное на идеях коммунизма и марксизма-ленинизма, стало центральным аспектом классного руководства. Классные руководители были ответственными за идеологическое обучение и воспитание учащихся, формирование коммунистической морали и активной гражданской позиции.

Сегодня классное руководство в России сталкивается с новыми вызовами. Информационные технологии меняют способ общения между учениками и классными руководителями, что требует развития новых навыков. Кроме того, с учетом социальных изменений и многообразия современных школ, классным руководителям приходится учитывать множество индивидуальных потребностей и интересов учащихся.

Для успешной работы классному руководителю необходимо иметь не только профессиональные знания, но и эмоциональный интеллект, толерантность и способность к конструктивному разрешению конфликтов. Он должен быть не только академическим руководителем, но и ментором, психологом и вдохновителем для своих учеников.

Содержание

  1. История классного руководства в России
  2. Этапы развития
  3. Традиционные функции классного руководителя
  4. Модернизация классного руководства
  5. Влияние социальных изменений на классное руководство
  6. Современные вызовы для классного руководства
  7. Важность классного руководства в современном образовании

История классного руководства в России

Классное руководство в России имеет долгую историю, которая восходит к началу XX века. В то время классный руководитель был ответственен за наблюдение за классом, его успеваемостью и поведением.

В Советском Союзе классное руководство имело особое значение в рамках идеологической системы. Учителя-коммунисты выполняли роль не только наставников, но и «политических вожатых», которые пропагандировали коммунистические идеи среди учеников.

После развала Советского Союза классное руководство подверглось серьезным изменениям. Учебные заведения стали более демократичными, и классные руководители перестали выполнять политическую роль. Однако их функции по прослеживанию успеваемости и адаптации учеников остались неизменными.

Современные вызовы перед классными руководителями включают такие проблемы, как отсутствие мотивации учеников, низкая успеваемость, конфликты в классе и др. Классный руководитель должен работать с каждым учеником индивидуально, помогая им в личностном и учебном развитии.

Сегодня классное руководство остается важной составляющей образовательного процесса в России. Классные руководители играют роль менторов и поддержки для учеников, помогая им стать успешными и счастливыми людьми.

Этапы развития

На первом этапе развития классного руководства в России основной задачей классного руководителя было укрепление воспитательного воздействия на учеников. В это время классным руководителем обычно был назначен самый опытный учитель, который обладал добродетельными качествами и умел общаться с учениками.

Второй этап (конец XIX века — начало XX века)

На втором этапе развития классного руководства в России появились первые специально подготовленные классные руководители. Они получали специальное образование, которое включало психологическую и педагогическую подготовку. Основная цель этого этапа — развитие педагогической науки и практики, а также укрепление авторитета и роли классного руководителя в школе.

Третий этап (середина XX века — конец XX века)

На третьем этапе развития классного руководства в России была введена система классных руководителей в школах. Каждому классу назначался свой классный руководитель, который отвечал за воспитательно-образовательную работу. Он вел журналы, следил за успеваемостью и поведением учеников, проводил воспитательные беседы и организовывал классные мероприятия.

Четвертый этап (с начала XXI века)

Современный этап развития классного руководства в России характеризуется внедрением современных технологий и инновационных методов работы классного руководителя. Он становится не только руководителем класса, но и консультантом, психологом, медиатором и организатором дополнительных образовательных программ. Классный руководитель активно взаимодействует с семьями учеников и содействует развитию их личностных и профессиональных качеств.

На каждом этапе развития классного руководства в России ставились различные задачи и решались разные вызовы. Однако, главная цель всегда оставалась неизменной — формирование гражданственности, морально-нравственных ценностей и профессиональной компетентности учеников.

Традиционные функции классного руководителя

Классный руководитель выполняет целый ряд функций, которые помогают создать благоприятную образовательную среду, обеспечить эффективное взаимодействие между обучающимися и педагогическим коллективом. Некоторые из традиционных функций классного руководителя включают:

  1. Организация и контроль учебной деятельности. Классный руководитель помогает обучающимся осваивать учебный материал, следит за их активностью на уроках, оценивает выполненные задания.
  2. Формирование нравственных ценностей и моральных оснований. Классный руководитель помогает развивать у обучающихся такие качества, как честность, ответственность, толерантность и уважение к окружающим.
  3. Психологическая поддержка и консультирование. Классный руководитель обеспечивает психологическую поддержку обучающимся, создает доверительную атмосферу, разрешает конфликты и помогает решать личные проблемы.
  4. Организация внеурочной деятельности. Классный руководитель организует различные кружки, секции и мероприятия, которые способствуют развитию интересов, творческого потенциала и социализации обучающихся.
  5. Сотрудничество с родителями. Классный руководитель поддерживает связь и сотрудничество с родителями, организует родительские собрания, консультации и информирует их о достижениях и проблемах их детей.

Традиционные функции классного руководителя играют важную роль в формировании личности обучающихся, помогают создать дружественную и гармоничную атмосферу в классе и школе в целом.

Модернизация классного руководства

В современной России классное руководство прошло ряд изменений и модернизаций. Современные вызовы и требования общества к образованию диктуют необходимость пересмотра традиционной роли классного руководителя.

Сегодня классный руководитель не только отвечает за воспитательную и организационную работу, но и является ключевым фигурантом в реализации индивидуальных образовательных траекторий учеников. Он становится отвественным за инклюзивное образование, призванный помогать каждому ребенку в достижении его потенциала.

Модернизация классного руководства также затрагивает усиление роли сотрудничества и партнерства между учителями и родителями. Родители становятся активными участниками образовательного процесса и совместно с классным руководителем работают над развитием ребенка. Это позволяет создать благоприятную атмосферу в классе и поддерживать непрерывное образование как в школе, так и дома.

С целью повышения эффективности классного руководства в современных условиях активно используются современные коммуникационные и информационные технологии. Электронные журналы, социальные сети, сайты школ позволяют классному руководителю поддерживать связь с учениками и их родителями, делать информацию о важных событиях и достижениях доступной всем участникам образовательного процесса.

Современная модернизация классного руководства в России стремится к созданию условий для развития личности каждого ученика, поддерживает индивидуальный подход и активное взаимодействие с родителями. Она учитывает требования современного общества и направлена на формирование гражданственности, толерантности и активного гражданского позиции у учащихся.

Влияние социальных изменений на классное руководство

Социальные изменения, такие как политические сдвиги, экономические кризисы, технологические инновации и общественные движения, существенно влияют на сферу классного руководства. Эти изменения влияют на ожидания и потребности учащихся, а также на роль и функции классного руководителя.

Одним из основных вызовов для классного руководства является изменение ценностей и норм в обществе. Например, в современном обществе активно обсуждаются вопросы равенства, толерантности и разнообразия. Классный руководитель должен быть готов работать с разнообразными группами учащихся, учитывая различия в их культурных, социальных и эмоциональных потребностях.

Также, с развитием информационных технологий, классный руководитель должен быть готов использовать современные средства коммуникации для взаимодействия с учащимися и их родителями. Это может быть использование электронной почты, социальных сетей, онлайн-сервисов и других инструментов для обмена информацией и установления контакта с родителями.

Кроме того, классный руководитель должен быть готов поддерживать учащихся в условиях экономических изменений. Экономический кризис может повлиять на материальное положение семей учащихся, а значит, классный руководитель может столкнуться с такими проблемами, как недостаточное финансирование школы, отсутствие необходимой учебной литературы или спортивного оборудования.

Таким образом, социальные изменения оказывают существенное влияние на классное руководство в России. Классный руководитель должен быть готов адаптироваться к изменениям в обществе, учитывать потребности учащихся и применять современные средства общения и взаимодействия.

Современные вызовы для классного руководства

В современном образовательном пространстве классные руководители сталкиваются с рядом вызовов, требующих от них новых знаний и навыков. Вот некоторые из них:

  1. Индивидуализация обучения: в классе состоят учащиеся с разными уровнями знаний, способностями и потребностями. Классному руководителю необходимо разработать индивидуальные подходы к каждому ученику, создавая условия для его успешного обучения.
  2. Социальная адаптация: в классе могут быть дети, которые переживают трудности в общении с другими и адаптации к школьной среде. Классный руководитель должен помочь им преодолеть эти сложности и наладить социализацию.
  3. Развитие межличностных навыков: современное общество требует от учащихся определенных навыков, таких как коммуникативные и конфликтологические. Классный руководитель должен создать условия для их развития и формирования у учеников.
  4. Поддержка социально-эмоционального благополучия: классный руководитель должен следить за эмоциональным состоянием учеников и оказывать им поддержку в случае необходимости. Важно создать дружественную и безопасную атмосферу в классе, где каждый ученик может чувствовать себя комфортно и уверенно.
  5. Работа с родителями: сотрудничество с родителями является важным аспектом классного руководства. Классный руководитель должен поддерживать открытую коммуникацию с родителями, регулярно информировать их о достижениях и трудностях учеников, а также совместно разрабатывать индивидуальные планы поддержки.

Классное руководство является сложной и ответственной работой, требующей от педагогов бесконечного развития и адаптации к меняющимся условиям. Только благодаря профессиональным и творческим усилиям классного руководителя можно создать условия для гармоничного развития каждого ученика и формирования целостной личности.

Важность классного руководства в современном образовании

Классное руководство играет важную роль в современной системе образования. Классный руководитель выполняет множество функций, отвечая за организацию учебного процесса и воспитательную работу с учащимися.

Во-первых, классный руководитель является главой классного коллектива. Он создает благоприятную атмосферу в классе, способствует развитию доверительных отношений между учащимися и педагогом. Классный руководитель отслеживает успехи и проблемы каждого ученика, помогает им адаптироваться к учебному процессу и решать личные проблемы.

Во-вторых, классный руководитель отвечает за воспитание и развитие личности ученика. Он помогает детям формировать ценностные ориентации, развивать социальные навыки, повышать мотивацию к обучению. Классный руководитель помогает учащимся развивать творческий потенциал и самореализовываться.

Классное руководство также играет важную роль в сопровождении детей в период адаптации к школьной среде. Классный руководитель предоставляет психологическую поддержку и решает возникающие конфликты. Он сотрудничает с родителями, создает партнерские отношения и обеспечивает успешное взаимодействие семьи и школы.

В современном образовании классное руководство играет важную роль в формировании личности учащихся и успешной адаптации к школьной жизни. Классный руководитель является ключевым фигурантом в образовательном процессе, участвуя в комплексном сопровождении учащихся и обеспечении их индивидуальных потребностей. Современные вызовы требуют от классных руководителей активности, гибкости и готовности решать разнообразные проблемы, связанные социальными, психологическими и образовательными вопросами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

200 лет назад началось становление института классного наставничества, заменившего гувернеров, дядек, нянек. Согласно Уставу учебных заведений 1804 г. учителя помимо обучения должны были заниматься и воспитанием учащихся – на основе изучения свойств и нравов детей, гуманистического подхода. В 1871 году в России был введен институт классных наставников, которых назначали по одному на класс с обязательной учебной нагрузкой в своем классе (18 часов в неделю). Этим актом был сделан шаг к сближению обучения и воспитания. Классные наставники, неформально относившиеся к своему делу, пользовались уважением. В женских гимназиях классными наставниками были «классные дамы».

После 1917 года начинается строительство новой советской школы. Ее доминирующие задачей стало политическое воспитание учащихся на основе коммунистической идеологии. Однако далеко не все учителя желали и умели воспитывать детей в духе требований новой власти. В первичных коллективах воспитательной работе внимания почти не уделялось. Приоритетным было создание и развитие общешкольного ученического коллектива. Функции учителей, прикрепленных к классам (группам) для организации воспитательной работы, определялись конкретными нуждами школы и носили преимущественно технический характер (сбор сведений об учащихся, родителях, посещаемости и так далее). По сути, классный наставник воспитательной работой не занимался.

После революции 1917 года должности наставников и классных дам были упразднены и в обязанности каждого учителя входило выполнение функций обучения и воспитания. Эти сложные обязанности были под силу лишь творческим учителям, которых было немного. В большинстве образовательных учреждений приоритет отдавался обучению, а воспитание осуществлялось по остаточному принципу.

В 1923 г. классное наставничества было официально ликвидировано и сделано ставка на ученическое самоуправление. Однако желаемые результаты не были достигнуты, более того ученические организации в середине 20- х гг. находились в состоянии кризиса. Причинами его стали недостаток опыта организаторской деятельности детей, переоценка их возможностей и недооценка роли учителя в становлении самоуправления. Выходом из сложившейся ситуации явилось прикрепление учителей к группам учащихся – первичным школьным коллективам. В круг обязанностей групповодов входили организация самоуправления детского коллектива (главная функция), организация учебно- воспитательного процесса, изучение учащихся, условий их жизни работа, с родителями В 1931 году была введена должность групповода, а с 1934 года – классного руководителя. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

В отечественной в школе происходят кардинальные изменения: восстанавливается классно- урочная система, индивидуальный систематический учет знаний, разрабатываются стабильные программы и учебники и так далее. В связи с этим изменяется и положение групповодов. Особое внимание в этот период уделялось проблемам, связанным с восстановлением школьной сети и учебного процесса. Воспитательная работа как бы отошла на второй план. Однако в конце 40-начале 50-х гг внеучебная деятельность несколько оживилась, хотя результаты были далеко не лучшими.

В военный период, роль классного руководителя как воспитателя боеспособного поколения возрастает, что проявляется в усилении военной подготовки и патриотического воспитания учащихся. К основным формам работы классных руководителей относятся: организа-ция помощи фронту (работа в госпиталях, помощь в сельскохозяйственных работах,сбор металлолома, стеклянной посуды и т.д.), проведение политинформаций и агитаций. В приказе Наркомпроса «Об укреплении дисциплины в школе» отмечается необходимость «систематической воспитательной ра-боты», актуальность патриотического воспитания, военной подготовки, общественно-полезного труда, высокой успеваемости и дисциплин. Деятельность классных руководителей определялась положением школы в годы войны. В прифронтовых школах под руководством классных руково-дителей, пионервожатых, комсомольских организаций, учителей активно велась оборонная работа. Школьники проверяли светомаскировку, порядок в бомбоубежищах, большое количество учащихся и учителей работало на подступах к городам по созданию оборонительных сооружение. Школа, ее педагогический коллектив спасали ребят, кормили, одевали.

По- другому развивалась ситуация в школах в тылу: реализовывалась воспитательная задача боеспособности молодого поколения, а также задача высокой успеваемости и дисциплины. Классный руководитель был организатором обществнно-полезной деятельности учащихся по сбору металлолома, бутылок, шефской работы в госпиталях, тимуровского движения, тесно взаимодействовал с пионерской и комсомольской организациями. Одним из главных методов в работе классного руководителя являлась организация социалистического соревнования. Таким образом, содержание деятельности классного руководителя в этот пе-риод обусловлено задачами военного времени, появляются дополнительные функции связанные с родительской поддержки и защитой учащихся. В настоящее время в школах институт классных руководителей подвергается реформированию и развивается на вариативной основе. Наиболее известны следующие:

· освобожденный вариант. Воспитатель не ведет уроков, а только организует воспитательную работу с учащимися одного класса, сотрудничает с учителями, работающими в данном классе и с родителями школьников;

· организатор параллели классов. Он не является учителем-предметником, а занимается только воспитательной работой в нескольких классах одной параллели или старших классах;

· руководитель разновозрастного детского коллектива. Данный вариант организации воспитания целесообразен, например, в сельских малокомплектных школах;

· традиционный вариант классного руководства, который используется чаще всего практике образовательных учреждений, когда педагог имеет полную учебную нагрузку плюс классное руководство в одном классе. В обязанности классного руководителя входит изучение учащихся, руководство ученическим коллективом, взаимодействие с учителями предметниками, работающими в данном классе, а также с родителями учащихся, с детскими юношескими организациями и объединениями.

Таким образом, классный руководитель является координатором деятельности трех коллективов: детского ученического, педагогического (включающего учителей, работающих с данным классом, и администрацию школы) и родителей учащихся и других членов их семей. Классный руководитель – формальный и фактический лидер группы, организатор, вдохновитель, помощник, опекун, затейник, распорядитель, координатор, информатор, сотрудник, создающий условия для самореализации каждого из своих воспитанников.

Классный руководитель остается главным организатором воспитатель-ной деятельности в классе, обеспечивающим развитие и воспитание личности каждого ребенка. Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать: генезис института классного руководства представляет собой этапы становления и развития, обращение к которым позволяет увидеть совершенствование содержания, форм и технологии деятельности классного руководителя. Целью образование, как подсказывает само слово, должно быть созидание, формирование ОБРАЗА человека сознательного, человека совершенного характера. Эта цель достижима при участии настоящих учителей и воспитателей, классных руководителей.

Только любящий своих детей, и преданный своему делу учитель ( в широком понимание этого слово) способен оказать неоценимую помощь в гармоничном становлении Человека.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Новосибирскавтодор официальный сайт руководство
  • Структура управления сочетает прямое руководство по ряду функций это
  • Как заложить дверной проем кирпичом своими руками пошаговая инструкция
  • Беродуал для ингаляций цена инструкция по применению детям
  • Микон 207 руководство по эксплуатации