характеристики ««
Статьи данного раздела:
- Автомобильные УНЧ, Мастер КИТ .djvu(216КБ)
- УНЧ 100Вт, Мастер КИТ .djvu(52КБ)
- УНЧ на 6П3С, Баев .djvu(278КБ)
- УНЧ на 6П14П высокого качества, Воробьёв .djvu(302КБ)
- УНЧ на 6П14П .djvu(349КБ)
- УНЧ на 6П31С схема, описание .djvu(365КБ)
- УНЧ на TDA2050, TDA2030A схема, описание, Мастер КИТ .djvu(78КБ)
- УНЧ на ТА2041 280 Вт схема, описание, С.Добрусенко .djvu(77КБ)
»»» Новая версия сайта !!!
Содержание сайта:
- Антенны, ант.усилители
- Авто, мото
- Аккумуляторы
- Блоки питания, зарядные устройства, стабилизаторы сети
- Измерительные приборы
- Компьютерное железо, ноутбуки, планшеты и т.д.
- Кондиционеры, хол.установки
- Микроволновые печи
- Мониторы
- Муз.центры, магнитофоны, автомагнитолы, CD,DVD плейеры
- Передатчики, радиостанции
- Радиоприёмники, радиолы
- Сварочные аппараты
- Спутниковое оборудование
- Стабилизаторы сети
- Стиральные машины
- Телевизоры
- Телефоны
- Усилители низкой частоты, акустика
- Электроинструмент
- Другие устройства которые не вошли в вышеуказанные разделы
- КИПиА, информация для слесаря, инженера
- Электрика, информация для электромонтёра, энергетика
- Охранно-пожарные сигнализации, информация для проектировщика,
монтажника, наладчика - Журналы
- Справочные данные
- Техническая литература
- Электронные лампы
• Как начать зарабатывать деньги для себя, а не для «BOSSa»
Прибой ЭО14С эквалайзер
Прибой ЭО14С — руководство по эксплуатации .djvu(335КБ)
Прибой ЭО14С — схема .djvu(226КБ)
«« вернуться в раздел Схемы, описание, инструкции
ЭКВАЛАЙЗЕР СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 1 OKI' t 5 6792 i'll, 2 (OKI I V 8 <’ (' । > 1 < bLil’II. КАЗАКИЙ [tpii itCKy i: КС ЭКВа,Та KSipfi CsVi.,COl£'C,H i -i %./ J’. -{‘f .bk) 4c I i.i.i Пэн бой ?'Oi 5Ci тэепгГ.тс приверк-. ero ovh-c n! ужа-ля C -; :e. Кач<ТТа.» звучания. 11ровсръ"e компл.ектность эквалайзера и ct»xp;». есть . •'.('• на ею iiiiiuie. Проверьте наличие гарантийного отрь .. .\ ... н-ов в [ уково :c.dc но эка. а.. < ;.ти О< i". ' гиг i , цУ г- убедитесь, что в гарантийное. •; г<трь:вн.--х галонах мхч'хгьята гитах!!! магазина, иоднись и.in ипаеп irpoaaBiia irra ри гажи Поссе хоанення -жвала i;?.cpa в ход о иют поче1г.генчч или перевозки и amirii \ условиях .тайте ее\ прогреты;. ?>vi тьо-" ТСМПСр.17' [) J СЧСШн 2 • ’Irli'o ., НС И* \ ' В JxQBK Гtcp< и. зк/iF :ivi V 'Жг । j; u / . < , i •• i.« g • оi KO.MhiCCb C HHCT< > . I i ii'! rvM)Gi> i.Ct :U-V < же ЛСЯТ. JJ .Co -CC.MP оргиндми пп; . icb > \<j\i5 ' i ;ii • K.iiiv . пческое ясно.iiie(<;e -жв;и лазера УХ,. 14 2* ГОСТ I 5150-69. допускак.ипее эксплу.-<т;ни:|<» нри те^перутерс воздуха 10-35’С. атмосферном давлении 86.6-|уб.7 кПа г верхнее зн;:-чевни относител1-ной г-л-жностн 81'% дрч 25'V 2. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ Эквалайзер стереофонический Прибой ЭО14С (или Прибой ЭО15С) I шт. Шнур соединительный 2 шт. Запасная вставка плавкая ВПБ6-1 3 шт. Руководство по эксплуатации 1 эк?.. Схема электрическая принципиальная 1 экз. Потребительская тара I комплект 3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Номинальное сопротивление нагрузки кОм, выходов для подключения, усилителя мощности Ю магнитофона на запись (ио току) магнитофона на запись (по напряжению) 2'20 Номинальное выходное напряжение, В па выходе для подключения усилителя мощности I магнитофона на запись (по напряжению) 0.5 Номинальный выходной ток на выходе для подключения магнитофона па запись (по току), мВ/кОм 0,5 Входное сопротивление входов, кОм 2-Ю 15 Диапазон воспроизводимых частот, Гц нижняя предельная 20 верхняя пр е дел ь н а я 50 000 Допускаемые отклонения а.мплнтудно частотной характеристики в диапазоне воспроизводимых частот относительно уровня сигнала на частоте 1000 Гц, дЬ. не более -г 0.3 Пределы регулирования уровня амнлнтудпо-частотпой характеристики, дБ + 12 Суммарпь й коэффициент гармоник в диапазоне частот 40 16 000 Гц, % не более 0,0059 Суммарный коэффициент иите|>модуляцин, % не более 0 0Й$ Переходное затухание между стереоканалами па частоте 1000 Гц, дБ, не менее 60 Отношение сигнал/взвешенный шум относительно выходного напряжения 1 В, дБ не менее 10® Допускаемое отклонение от центральной частоты регуляторов амплитудно-частотной характеристики, %, не более Ю Выходное сопротивление кОм. выходов для подключения: усилителя мощности, не более I магнитофона на запись (по напряжению), не более 4,7 магнитофона па запись (по току) 200+30 Выходное напряжение, ограничиваемое нелинейными искажениями 1%, В. не менее 6 Мощность потребляемая эк вала йзеро.м, Вт, не более 6 Масса эквалайзера без упаковки, кг. не более: «Прибой ЭО14С» 3,9+ 0,2 «Прибой ЭО15С» 4,2 + 0,2 Габаритные размеры эквалайзера без упаковки, мм: «Прибой ЭО14С» (430 + 1,5) X (112,5 + I,5) X (320 + 2.5) «Прибой ЭО15С»(460 + 1,5} X (I 12,5+ 1,5) X (320 + 2,5) Содержание драгоценных материалов: серебра золота платины и алл алия 0,064198 г 0,265002 г 0.0163 г 0,29184 г Примечание: 11 рн„1о -ксилс к рь ко во детву п > мксплта гачнг - содержащее подробные сведения о apai окенв./х материалах в составных частях i ах с днтся ня прг.-шрим гия-птгогоз11те.1г и рассылается только но у %а за i нс Торге)вы\ оpra -111зац11й 4. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ Во избежание несчастных случаев не включайте в электросеть демонтированный эквалайзер. При замене плавкой вставки не забудьте вынуть вилку шнура питания из розетки электросети. Не применяйте самодельных плавких вставок- это может вывести эквалайзер из строя При длительном перерыве, в работе выньте вилку шнура питания из розетки электросети. 5. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРА Эквалайзер «Прибой ЭО14С» (пли «Прибой ЭО15С») соответствует требованиям 2. 032. 020 ТУ. По входным и выходным параметрам эквалайзер соответствует ГОС'Г 24838-87. Десятиполос.пый, двухканальный эквалайзер стереофонический «Прибой ЭО14С» (или «Прибой ЭО15С») предназначен для регулировки амплиту тно-частотной характеристики (тембра) фонограмм источников сигнала (магнитофона, электрофона, тюнера, предварительного усилителя) в октавном ряду частот: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000; 16000 Гц. Дискретные резисторы ползункового тина позволяют получить наглядную картину амплитудно-част отпой характеристики, формируемой эквалайзером. Характерные особенности модели- расширенные регулиро вочпые возможности, минимальные собственные шумы и искажения. Эквалайзер имеет следующие потребительские (эксплуатационные) удобства: селектор входов коммутирующпй эквалайзер для работы от различных источников сигнала; переключатель режима, при котором сигнал со входа поступает па выход без обработки эквалайзером: переключатель, позволяющий контролировать запасаппый сигнал при записи на магнитофон со сквозным кана ю** «За шсь-воспроизведепие»; дискретные регуляторы тембра с фиксацией в среднем и промежуточных положениях, регулирующие уровень выходною напряжения каждой из десяти полос, раздельно в левом и правом каналах; три розетки линейных входов для подключения предварительного усилителя и других источников сигнала; розетку входа и выхода для подключения маиштофона на воспроизведение п запись по току; розетку выхода для подключения магнитофона на запись по напряжению и входа для контроля записанной (| онограммы; розетку для подключения усилителя мощности Раздельная регулировка тембров по каналам расширяет возможности эквалайзера, позволяя выравнивать амплитудно-частотную характеристику левого и правого каналов индивидуально. Наличие селектора входов создает дополнительные удобства, позволяя оперативно подключать к эквалайзеру любой из четырех источников сигнала (магнитофюн, тюнер, электрофон, предварительный усилитель). При записи через эквалайзер на магнитофон со сквозным каналом «запись воспроизведение», кнопка KOHTP.MAIН позволяет операт нвпо сравнивать звучание записываемой фонограммы с записанной. Расположение органов управления и коммутации эквала.'зе ра приведено на рис. I и -*. Сс1с.11:нпте.">ьпый шнур и схема распайки виток соединительного шнура показаны па рис. 3 н 1. Электрическая принципиальная схема эквалайзера i электромонтажные чертежи печатных плат приведены в приложении на вкладке. Вид эквалайзера спереди I—индикатор вклкл lemin сети. 2 вн к-ю-кч гг-чi со: 3 регуляторы тембра, 4—контроль з< пне? 1ГГ>Й 'фонограмм;,; 5 селектор входа 6—персключате ь входного сигнала да выходы бе. обработки эки 1л; i; е|' ;ы. Рис. I Вид экиа тизера ста in 1 у<1 т а выхода i ,н подключения мигни io фона за чяш гт ю наирчжс пно 11 1|Х<Н I .для контроля за [исаииой фоно;р;ммы: 2 ро»егка пиди и выход.: для годклю ,е . магнитоф; на на воспроизведи ;и : и jLii:.-'. о току. .4 -|.о<,;тк,: Д.’ л ДК.1И1 Р |К усн .11 ГСЫИ МОИГВО Г" 1. Г>. 6- I ' И ИГЫ I 1ПП ДЛЯ подключения источи и ков сигнала (усилителя про iHapn ;еи1ьного, тюнеиа. - л; ттргмЬо) ;: 7 держате;!!, славкой вставки й ес.езчГ: t inxp. Рис 2 8 1 Сисдинительный ш нур Рис. 3 Распайка пилок соединительного шнура 1. 4 цря’-.ёр । рези г к' иного правого каналов еооч вс*1 “ственго. 2 1 1 11 11 iipiH'.i) . л спины во( [|р<л1Чв< ;ь.,Ш1Я юного и пряного кал; лов с<):лi вся сi (>г-11но 9 6. ПОДГОТОВКА к РАБОТЕ И ПОРЯДОК РАБОТЫ С ЭКВАЛАЙЗЕРОМ 6.1. Подготовка к включению Во избежание порчи внешнего вида ие ставьте эквалайзер около отопительных систем и под прямыми солнечными лучами. Возможные варианты подключения эквалайзера в завися мости от применяемого усилительного устройства приведены на рис. 5. 6, 7, 8. Источники сигнала, подключаемые ко входам эквалайзера 4, 5, 6 (рис. 2) могут быть любыми при обязательном условии наличии у них линейного выхода. Если применяемое усилительное устройство состоит из предварительного усилителя и усилителя мощности, то эквалайзер подключают в соответствии с рис. 5 или 6. Наиболее предпочтителен вариант, показанный на рис. 5, так как при таком подключении собственные (и без того минимальные) шумы эквалайзера будут уменьшаться пропорционально уменьшению уровня громкости. Только в этом случае возможна регулировка громкости в режиме контроля записанного сигнала при записи па магнитофон со сквозным каналом «запись воспроизведение». Если усилительное устройство полный усилитель, то эквалайзер подключают в соответствии с рис. 7 или 8. Пред почтительнее вариант, приведенный па рис. 7, так как он позволяет реализовать преимущества, рассмотренные выше. Подключение по рис. 8 возможно только в том случае, если, используемый усилитель имеет специальный вход-выход для подключения эквалайзера. Переключатель СЕЛЕКТОР ВХОДОВ— в положении УГЕ Номинальное напряжение питания эквалайзера 220 В частотой 50 Гц. Допускаемые отклонения напряжения питания от минус 22 до плюс 11 В ВНИМАНИЕ! Во избежание выхода из строя переключателей СЕТЬ КОНТР МАГН ОБХОД категорически запрещается вращать кнопки этих переключателей вокруг их оси. В эквалайзере предусмотрена возможность неоперативного переключения для питания от сети напряжением 127 В (про изводится в ремонтной мастерской). 6.2. 11рослуш(1ванпе радиопередач, фонограмм с грампластинок и запись их на магнитофон. Переключатель СЕЛЕКТОР ВХОДОВ установите в положение., соответствующее прослушиваемому источнику сигнала Кнопки ОБХОД и КОНТР.МАГН должны быть отжаты. 10 Рис 5 11 Рис. 6 14 Рис. В Нажмите кнопку СЕТЬ, при этом должен засветиться индн . катор включения сети. 1 (рис. I I- Регуляторами тембра установите желаемую окраску звучания. „ Эквалайзер позволяет уменьшить фон или роко~ при прослушивании грампластинок, снизить шум или свист при приеме радиопередач, выделить или ослабить голос солиста. 11ри жсла- . нии, нажав кнопку ОБХОД, сравните сигнал, обработанный эквалайзером, с исходным. Прослушивая радиопередачи, фонограммы с грампласты ок или иных источников программ, одновременно можно делать запись (обработанную, при желании, эквалайзером) на один или два магнитофона, подключенных к розеткам I, 2 МАГНИ ТОФОН I и МАГНИТОФОН 2 (рис 2). Если Mai нитофоп со сквозным каналом «запись-воспроизведение» подключить к розетке МАГНИТОФОН Е можно при помощи кнопки КОНТР. МАГИ, контролировать на слух уже записанную фонограмму, ,пе прерывая процесса записи фонограммы, обработанной эквалайзером. 6.3. Прослушивание фонограмм с магнить зх лепт и запись их па магнитофон. Переключатель СЕЛЕКТОР ВХОДОВ поставьте в положение МАГНИТОФОН. Воспроизведение осуществляется с магнитофона, подключенного к розетке МАГНИТОФОН 2. Кнопки ОБХОД и КОНТР МАГИ должны бы'гь отжаты. Нажмите кнопку СЕТЬ, при этом должен засветиться индикатор включения сети I (рис. 1). Регуляторами тембра установите желаемую окраску звучания. С помощью эквалайзера неправильно (некачественно) записанную фонограмму можно, до п шестой степени скорректиро вать при прослушивании, а также при записи на магнитофон, подключенный к розетке МАГНИТОФОН I Если запись ведется па магнитофон со сквозным каналом «запись-воспроизведенпе», го при нажатии кнопки КОНТР. МАГИ осуществляется возможность контроля на слух уже записанной фонограммы, не прерывая процесса записи фонограммы, обработанной эквалайзером. В процессе настройки записи для сравнения фонограммы, обработанной эквалайзером, с исходной, а также при делании прослушать фонограмму-, не обработанную эквалайзером (исходную), необходимо нажать кнопку ОЬХОД. 1 5 6.4. Использование эквалай iepa в качестве шумонодавителя Обычно в спектре музыкальных программ па частотах 3-7 кГц наблюдается спад глубиной 10-12 дБ по отношению к области максимальной спектральной плотности (200-700 Гц). 1 крегрузочная способность современных .магл и ных ленч позволяет вводить дополнительные предыскажения при записи в области средних частот до плюс 6-10 дБ. Последующая «зеркальная» коррекция при воспроизведении приводит к эффекту шумопонижения без появления заметных нелинейных, а также динамических искажений, свойственных шумоиодавите-лям компапдсрного тина (DOLBY-B, DOLBY-C к другие). 7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭКВАЛАЙЗЕРА Владельцу эквалайзера разрешается самостоятельно, без нарушения пломб, заменять плавкую вставку (сетевой предохранитель) н устранять неисправности, приведенные в таблице. Для выполнения этих работ могут потребоваться отвертка и паяльник. В периодической смазке окна ,айзер не нуждается. Порядок замены плавком вставки: выключить эквалайзер и отсоединить его от сети, снять защитный колпачок; нажать до упора на головку держателя плавкой вставки 7 (рис. 2) и повернуть ее влево, после чего она под действием пружины легко вынимается вместе со вставкой; вставить запасную вставку, нажать на головку держателя и. повернув вправо до упора, отпустить; установить на место защитный колпачок. Работы по техническому обслуживанию эквалайзера выполняют при необходимости и ремонтом не считают. Внешнее проявление неисправности Эквалайзер не вкяю чается Нет сигналов в одном из каналов Вероятная причина Метод устранения 11срегорсла плиикая вставка эквалайзера Нарушено соединение < источником сигнала и и нагрузкой эквалайзера Заменить вставку, ре ко нодствуя cii у ка зап и я м и данного раздела Пропори гь исправность соединительных шпуров в надежность распайки их проводов к контактам 16 8. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Эквалайзер стереофонический «Прибой ЭО14С» (или «Прибой Э015С») соответствует утвержденному образцу. Изготовитель гарантирует соответствие изделия требованиям технических условий 2. 032. 020 ТУ при соблюдении владельцем правил эксплуатации, изложенных в руководстве до эксплуатации. Гарантийный срок эксплуатации эквалайзера стереофонического «Прибой ЭО14С» (или «Прибой ЭО15С»)—24 месяца со дня продажи через розничную торговую сеть. При отсутствии в гарантийном и отрывных талонах отметки торгового предприятия о дате продажи, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня выпуска изделия предприятием-изготовителем. В течение гарантийного срока эксплуатации владелец имеет право па бесплатный ремонт по предъявлении гарантийного •галона. При этом за первый ремонт каждого года гарантии вырезают отрывной талон, соответствующий выполненной работе. Последующие влечение гарантийного срока ремонты выполняются также бесплатно, и записывают данные о виде ремонта в учетно-техническую карточку, колотая находится в ремонтном предприятии, И на обратной стор >»с 1 арантийного талона. Техническое обслуживание и ремонт изделия производят ремонтные предприятия, информацию о которых можно получить и магазине радиотоваров. Без пред (.явления гарантийного и отрывных талонов и (или) при нарушении сохранности пломб на изделии претензии к качеству работы не принимаются и гарантийный ремонт не про изводится В течение гарантийного срока эксплуатации, установленного на изделие, ремонт производится за счеч владельца в елу iae, если он эксплуатирует его не в соответствии с настоящим руководством по эксплуатации или че выполняет рекомендаций I/ ремонтного предприятия, направленных па обеспечение нормальной работы изделия. Обмен неисправных изделий осуществляется через торговую сеть по предъявлении справки ремонтного предприятия и гарантийного талона в соответствии с действующими рсспубли канскими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой спи государственной и кооперативной торговли. Возврат неисправных изделий заводу-шготовителю произво дится в заводской упаковке. ] 1а изделия без заводской упаковки и изделия в случайной упаковке завод изготовитель, претензий не принимает. 'к ПО безопасности изделие соответствует ГОСТ 12. 2 006 87 ГАРАНТИЙНЫЙ ТАЛОН Заполняет предприятие-изготовитель Эквалайзер стереофонический «Прибой ЭО14С» (или «Прибой ЭО15С») № „ ____________ Дата выпуска____________________________ число, месяц, год I .iTj Представитель ОТК предприятия-изготовителя штамп 1 К Адрес для предъявления претензий к качеству работы изделия: 347913. г Таганрог, завод «Прибой», ОТК Продукция выпускается под контролем Государственной приемки. Заполняет торговое предприя ие Дата продажи_________________________________________________ число, месяц. гол Продавец_____________________________________________________ подпись или штамп Штамп магазина Поставлен па гарантийное >бслуживани( наименование ремонт- ного предприятия число, месяц, год Гарантийный номер______________________ 19
Предполагаемое время на прочтение: 12 минут(ы)
Эквалайзер «Прибой Э-014С» – что это за прибор? Почему ходит столько мнений на счет использования эквалайзеров в бытовой аудиоаппаратуре? Нужен ли вообще эквалайзер как регулятор тембра?
Доброго дня!
Сегодня расскажу про эквалайзер, который известен всем меломанам. Всем, кто слушал музыку в 90х годах и продолжает интересоваться. Встречаем, «Прибой Э-014С»! Внешне он выглядит аккуратно. Все помнят и знают. Корпус сделан добротно, не из пластика. Железное основание и алюминиевая передняя панель – скромно и со вкусом «СоюзаССР», тогда особо не жалели материалов.
В те времена, вся аппаратура делилась на импортную и советскую. И многие с большим удовольствием пользовались отечественной техникой. Не часто можно было встретить в квартире кассетный магнитофон Sharp или National. В основном Радиотехника, Эстония, Маяк, Олимп (уже круто) и так далее, в том числе очень доступен был и «Прибой».
План
Конкретно этот эквалайзер был куплен для дополнения «гаражной звуковой системы» одним моим хорошим знакомым. Да, именно в гараж. Но это не с проста. Так как гараж – не звуковая камера. Там нет спец изоляции стен и пола, но хочется добиться от помещения желаемого звука. Потому и затеялся этот эксперимент с эквалайзером.
Всем меломаном известно такое понятие в звуке, как «галочка» на эквалайзере. Вот представился момент проверить – как это понятие работает и как реально выглядит. Также, это является и некой необходимостью. Тут повезло – не дорого продавался «некопанный» аппарат.
Аппарат разберём, посмотрим состояние, заменим то, что требует замены. Обычно, это конденсаторы, которые почти за 30 лет могли просто «рассыпаться», «высохнуть», и просто изменить свои характеристики.
Также, проведем измерения, на наличие-отсутствие искажений. Так как много споров на эту тему ходит, особенно про этот аппарат. Мол, «..искажения только вносить! Выкинуть вообще любой темброблок из системы!». Посмотрим, попробуем разобраться.
Что это такое – эквалайзер
Вообще, эквалайзер придуман для корректировки некоторых частот, которые могли «потеряться» в помещении, или могли искажаться из-за того же помещения, где слушают музыку. А ещё, некоторые любители музыки любят – «басы», иным не хватает «высоких». Вот тут пригодится многополосный темброблок – эквалайзер.
Так, к примеру, в огромном театральном зале, для исключения эффекта эхо, стены отделываются специальным материалом, который гасит отражённую волну. На полу стелется звукопоглощающее покрытие. Но что бы зритель мог услышать весь спектр звука со сцены, звукорежиссер применяет эквалайзеры для корректировки некоторых частот.
Так вот, этот эквалайзер должен подправить несколько «кривую» АЧХ колонок, которые играют в гараже. Раскачивает их усилитель – ОМ-2,5 и предварительный усилитель Амфитон. Вполне вероятно, что этот прибор поможет.
В инструкции прибора есть заметка, что эквалайзер можно использовать как шумоподавитель. На 16 странице паспорта об этом сказано.
Интересно, но я не слышал ни разу, что бы кто-то рассказывал о такой возможности, а тем более её использовал, даже ради эксперимента. Этот эксперимент проводить не будем.
В 90е года, в магазине радиоэлектроники, «Прибой Э-014С» стоил 300 рублей. В те времена это было дорого. Потому, многим людям, любителям музыки, подобные аппараты казались роскошью и были не по карману. Ведь выходило, что стоил он – почти две месячные зарплаты!
Внешний вид
На передней панели есть кнопка «Обход», которая полностью исключает из звукового тракта схему эквалайзера. Это позволяет оперативно «проверить» настройки эквалайзера, которые изменят звуковую картину. Очень жаль, что эта схема сделана на простом механическом переключателе.
Со временем контакты таких переключателей окисляются и начинаются «провалы» в каналах как раз из-за этой самой проблемы. Приходилось несколько раз нажимать на кнопку, чтобы «разработать» контакты и добиться отсутствия нужного качества. Но это помогало не на долго.
Их конечно можно разобрать и почистить, смазать, или просто заменить на новые (попробуй найди в магазине новый!), но придется выпаивать переключатель, а это очень хлопотно и есть вероятность испортить дорожки из фольги, которые уже и так местами могут отслаиваться от времени, старости.
Этой проблемы можно было избежать, если бы схема использовала для переключения реле, или вообще – микросхемы-переключатели, которые уже тогда использовались в схемотехнике советской аппаратуры.
Имеется переключатель (селектор) входов. Он чисто механический, так называемый – галетный переключатель. Что тоже не считается идеалом переключателей, но всё же лучше и надежнее, чем использован в кнопке «Обход». К нему претензий не возникает и через 30 лет. Сделан он мощно и с большим ресурсом работы.
Имеется кнопка «Контр.магн» (контроль магнитофона). Которая позволяет прослушивать уже записанный сигнал с магнитофона, обработанный эквалайзером, подключенного к разъему «Магнитофон 1».
Имеется четыре варианта подключения эквалайзера в тракт звуковоспроизведения. Всё это индивидуально рассматривается в паспорте, в зависимости от типа используемого звукового оборудования, усилителя в частности. Но сейчас не об этом, всё это есть в инструкции.
Эквалайзер внутри
Продолжим. Разберем и посмотрим, как он устроен, из чего слеплен. Любознательность – хорошее дело, но всё должно быть в меру. В детстве, наверняка многие, разбирали свои игрушки, чтобы узнать – как они работают, из чего сделаны и почему именно так, а не иначе.
Внутри очень много свободного места, но радиодетали размещаются на своих местах достаточно свободно. Всё говорит о том, что раньше не особо заботились о компактности аппаратов и самого монтажа. Главное, что это позволяет считать аппарат – ремонтопригодным на все сто процентов.
Действительно, без особо труда можно выпаять неисправную микросхему, сопротивление и заменить, не применяя каких-либо приспособлений. Пинцета и обычного паяльника будет достаточно.
Схема блока питания
Блок питания не имеет экранировки от звукового тракта, так как все платы на достаточном расстоянии, да и блок питания здесь не особо шумящий. Не создаёт помех ни трансформатор, ни сами цепи стабилизации.
Какие виды микросхем используются в схемах эквалайзера Прибой Э-014с? Практически все схемы эквалайзера выполнены на операционном усилителе К553УД2. Даже в блоке питания использована схема на таком усилителе (нажми на картинку для увеличения).
Применение операционного усилителя в стабилизаторе питания позволяет практически исключить пульсации питающего напряжения. Это достигается четкой работой самого операционника, который постоянно сравнивает образцовое и выходное напряжение, так сказать – проводит постоянное сравнение.
В данном контексте не разбираем тот вопрос – «почему блок питания сделан на операционном усилителе?» Но это интересное решение.
Дискретные регуляторы
Вся регулировка частот – это 20 полос (по 10 на канал), выполнены на дискретных регуляторах. Этот вариант регулировки считается надежнее, чем простые переменные резисторы ползункового типа. Для переменных резисторов количество циклов может быть ограничено 50 000 – 100 000. Этот параметр называют износоустойчивостью. После этого резистор может потерять свои заявленные характеристики.
Для дискретного резистора этот параметр зависит только от качества металлических пластинок (в данном случае фольга), к которым припаяны сопротивления нужного параметра. Но и тут, нелинейность в регулировке может присутствовать, ведь разброс в точности самих резисторов может значительно отличаться. В данном варианте, используются луженые площадки фольгированного текстолита, явно покрытые каким-то слоем более прочного состава, чем олово.
Использование дискретных резисторов позволяет практически не вносить помех в частотную характеристику сигнала. Это все верно, при правильно подобранной схеме подключения этих дискретных резисторов к звуковому тракту. Далее проведем измерения и будет понятно – о чем речь.
Ровными рядами выстроились дискретники вдоль лицевой панели. Они выполнены очень добротно и «на века», как многие вещи делались в Союзе – монументально.
Активные фильтры
На абсолютно одинаковых платах расположена самая главная часть – два канала активных регулируемых фильтров эквалайзера. Видно, что конденсаторы все пленочные. А мы знаем, что это одни из самых лучших, даже на данный момент, конденсаторов. У них самый минимальный уровень искажений, вносимых в тракт.
И куча микросхем, которые используются во всех схемах эквалайзера Прибой Э-014с имеют одну модель. Эквалайзер весь построен на операционных усилителях К553УД2.
Снимем лицевую панель, чтобы добраться до всех регуляторов. Это не совсем легко, так как крепится лицевая панель шестью болтиками к шасси. А доступ к нижним очень затруднен. Но при наличии маленькой, но достаточно мощной отвертки все поддается.
Теперь открыт доступ и можно увидеть все регуляторы и ощутить, как они туго двигаются. Но неужели так и должно быть? Думаю, что нет. Попробуем обработать часть из них привычной жидкостью – WD-40, а другую часть просто отмыть спиртом – изопропанолом, и потом смазать техническим вазелином.
Помогла волшебная жидкость – «вэдэшка». Ползунки стали ходить так мягко и приятно, что даже не верится. Кроме очистки и плавности хода, этими действиями можно «лечить» болезнь дискретных регуляторов. Тщательно протереть спиртом контактные площадки ползунка – практически пропадают щелчки звука во время его движения. Переключение получается плавнее, надежнее контакт ползунка с дорожками.
Блок питания
Дальше. Под крышечкой, которая прикрывает высоковольтную часть – сетевой выключатель и небольшой фильтр. Картинка не этого эквалайзера, но точно так выглядит любой.
Понижающий сетевой трансформатор достаточно большой для этой схемы. “Вторичка” выполнена двумя обмотками с соединением двух концов к заземлению и на каждом плече должна иметь примерно по 18-19 вольт.
Посмотрим плату стабилизатора. Конденсаторов не много, и они не огромной ёмкости. Кстати, все электролитические конденсаторы следует заменить. Можно конечно потом проверить – какие были годные а какие не очень, но в любом случае – работы по замене не станут напрасны.
30 лет – это срок для таких радиодеталей. У них наверняка может измениться емкость, или появится несвойственное конденсаторам сопротивление. Короче – работать они уже не должны, пора им на пенсию, даже если их параметры ещё в рамках допустимого.
Блок защиты
Там же стоят реле, которые щелкают через 2-3 секунды после включения кнопки «Сеть». И на выходе, в звуковом тракте, отсутствует какой либо щелчок. Значит защита от скачка питания, во время включения, построена на этих реле. Это приятный и полезный плюс.
В схеме самого эквалайзера (в тракте) нет ни одного электролитического конденсатора. Это считается плюсом, так как не чему вносить искажения. Потому, любители звука предпочитали именно эту модель.
Замеры искажений
Теперь проведём некоторые измерения эквалайзера «Прибой Э-014С». Включаем осциллограф, клеммы цепляем на выход обоих каналов эквалайзера и смотрим сигнал. Манипуляция начинается с включенным режимом «Обход». Включаем кнопку «Сеть», смотрим на экран. Как бы ничего не происходит. Сигнал не изменился.
Но когда отключаем режим «Обход» (отжимаем кнопку), то появляются некие искажения на экране. Но это только на первый взгляд – искажения. Выставляем все ползунки в «Ноль» и видим практически чистую волну. Но в данном аппарате нашлась проблемка, на частоте 8кГц в левом канале нужно установить ползунок в положение +2дб. Тогда всё становится ровно, как образец.
Замеряем АЧХ при выключенном эквалайзере и нажатой кнопке «Обход».
Результат – одна тысячная процента.
Включаем питание и отключаем «Обход». Получается, что все положения регуляторов эквалайзера в «Ноль». Измеряем и видим – практически те же показания и красивую АЧХ.
Результат – добавилась одна десяти тысячная процента.
Измеряем на разных частотах. Поднимем 31Гц на полную, на 12дб.
Потом на 16кГц, до упора.
Далее – 4кГц, на полную.
Потом – 250гц, на полную.
В сумме получилось 0,004%.
Теперь «опустим» те же регуляторы в минус до конца. Практически та же ситуация! Можно констатировать, что искажения в звуковой тракт эквалайзером практически не вносятся.
Замер АЧХ.
Все регуляторы в «Ноль».
А теперь сделаем в минус регулятор – 31гц.
Получается как в паспорте 11дб. То же самое и в плюс. Те же самые 11дб.
Теперь средние (1кГц) поднимем до упора.
Те же самые 11дб.
А попробуем для эксперимента выставить в «разнобой», получился такой рисунок.
Очень красиво и понятно регулируется АЧХ.
Выводы
Эквалайзер очень достойно себя показал. Однозначно, стоит его включить в свой комплект гаражной аппаратуры и попробовать исправить некие недочеты гаража в плане звуковой коррекции.
Но почему только в гаражный комплект музыкальной техники? Это аппарат может занять достойное место в домашней «стойке», рядом с аппаратами высокого класса! Ведь он практически не вносит ни каких искажений в АЧХ.
Он может помочь в настройке хорошего, приятного звука. Звука приятного только вашему уху. А спорить о пригодности его или полностью отрицать его использование – дело каждого сугубо индивидуальное. Мнений, как известно много, и правда у всех своя.
Статья подготовлена по материалам и трудам одного интересного человека, который проводит такие измерения и делится ими с нами. Вот его канал на ютубе (его ник – ussraudio001), прошу в гости к нему. Там, может быть, много интересного для вас найдется. Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь.
Спасибо за интерес и прочтение. Очень интересно ваше мнение по этому поводу, которое можно оставить под этой статьей, в комментариях.
Также, не забывайте про нас. Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Изготовитель: завод “Прибой”, г. Таганрог, выпуск с 1988 года.
Назначение: регулировка АЧХ моно или стереофонических фонограмм с различных источников сигналов, в октавном ряду: 31, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000, 16000 Гц.
Технические характеристики:
Диапазон частот: 20 – 50000 Гц
Чувствительность: 500 мВ
Номинальное выходное напряжение: 1 В
Входное сопротивление: 240 кОм
Выходное сопротивление: 1 кОм
Коэффициент гармоник: 0,005%
Переходное затухание между каналами: 60 дБ
Отношение сигнал/шум: 100 дБ
Пределы регулировки: 12 дБ
Потребляемая мощность от сети: 6 Вт
Внешние размеры (ШхВхГ): 430х110х320 мм
Вес: 4 кг
Описание:
Стереофонический двухканальный, десятиполосный, графический эквалайзер Прибой Э-014 имеет дискретные резисторы ползункового типа, которые позволяют получить графическую картину АЧХ, формируемую эквалайзером. В эквалайзере имеется переключатель входов и кнопка для обхода, позволяющая сравнивать фонограмму до и после эквалайзера. Эквалайзер не вносит в обрабатываемый сигнал шумов и искажений при любом положении регуляторов.
На передней панели (слева) расположена кнопка “Сеть” над ней индикатор питания. Справа от сетевой кнопки находятся 20 ручек регулировки уровней по частотам (10 для левого и еще 10 для правого канала). С правой стороны расположен переключатель “Селектор входов”, под ним две кнопки: “Контр магн” и “Обход”.
Эквалайзер имеет 10 полос регулировки с уровнем ±10 дБ:
- 31,5 Гц;
- 63 Гц;
- 125 Гц;
- 250 Гц;
- 500 Гц;
- 1000 Гц;
- 2000 Гц;
- 4000 Гц;
- 8000 Гц;
- 16000 Гц.
На задней панели имеется 5 входов: электрофон, тюнер, усилитель предварительный, магнитофон 1 и магнитофон 2. Так же здесь расположен выход на усилитель мощности.
Лицевая панель выполнена из анодированного алюминия толщиной 4 мм. Верх и боковые стенки корпуса согнуты П-образно из листового алюминия толщиной 1 мм. Задняя стенка так же изготовлена из алюминия толщиной 1 мм. Нижняя панель корпуса выполнена из металла. Внешне, верхняя крышка и задняя стенка корпуса окрашивались в черный или серый цвет. Эквалайзер Прибой Э014С без верхней крышки:
Платы эквалайзера Прибой Э014С:
Прибой-014С 1988 года выпуска, под пломбами:
Руководство по эксплуатации (прислал Олег)
Электрическая схема
Предполагаемое время на прочтение: 12 минут(ы)
Эквалайзер «Прибой Э-014С» – что это за прибор? Почему ходит столько мнений на счет использования эквалайзеров в бытовой аудиоаппаратуре? Нужен ли вообще эквалайзер как регулятор тембра?
Доброго дня!
Сегодня расскажу про эквалайзер, который известен всем меломанам. Всем, кто слушал музыку в 90х годах и продолжает интересоваться. Встречаем, «Прибой Э-014С»! Внешне он выглядит аккуратно. Все помнят и знают. Корпус сделан добротно, не из пластика. Железное основание и алюминиевая передняя панель – скромно и со вкусом «СоюзаССР», тогда особо не жалели материалов.
В те времена, вся аппаратура делилась на импортную и советскую. И многие с большим удовольствием пользовались отечественной техникой. Не часто можно было встретить в квартире кассетный магнитофон Sharp или National. В основном Радиотехника, Эстония, Маяк, Олимп (уже круто) и так далее, в том числе очень доступен был и «Прибой».
План
Конкретно этот эквалайзер был куплен для дополнения «гаражной звуковой системы» одним моим хорошим знакомым. Да, именно в гараж. Но это не с проста. Так как гараж – не звуковая камера. Там нет спец изоляции стен и пола, но хочется добиться от помещения желаемого звука. Потому и затеялся этот эксперимент с эквалайзером.
Всем меломаном известно такое понятие в звуке, как «галочка» на эквалайзере. Вот представился момент проверить – как это понятие работает и как реально выглядит. Также, это является и некой необходимостью. Тут повезло – не дорого продавался «некопанный» аппарат.
Аппарат разберём, посмотрим состояние, заменим то, что требует замены. Обычно, это конденсаторы, которые почти за 30 лет могли просто «рассыпаться», «высохнуть», и просто изменить свои характеристики.
Также, проведем измерения, на наличие-отсутствие искажений. Так как много споров на эту тему ходит, особенно про этот аппарат. Мол, «..искажения только вносить! Выкинуть вообще любой темброблок из системы!». Посмотрим, попробуем разобраться.
Что это такое – эквалайзер
Вообще, эквалайзер придуман для корректировки некоторых частот, которые могли «потеряться» в помещении, или могли искажаться из-за того же помещения, где слушают музыку. А ещё, некоторые любители музыки любят – «басы», иным не хватает «высоких». Вот тут пригодится многополосный темброблок – эквалайзер.
Так, к примеру, в огромном театральном зале, для исключения эффекта эхо, стены отделываются специальным материалом, который гасит отражённую волну. На полу стелется звукопоглощающее покрытие. Но что бы зритель мог услышать весь спектр звука со сцены, звукорежиссер применяет эквалайзеры для корректировки некоторых частот.
Так вот, этот эквалайзер должен подправить несколько «кривую» АЧХ колонок, которые играют в гараже. Раскачивает их усилитель – ОМ-2,5 и предварительный усилитель Амфитон. Вполне вероятно, что этот прибор поможет.
В инструкции прибора есть заметка, что эквалайзер можно использовать как шумоподавитель. На 16 странице паспорта об этом сказано.
Интересно, но я не слышал ни разу, что бы кто-то рассказывал о такой возможности, а тем более её использовал, даже ради эксперимента. Этот эксперимент проводить не будем.
В 90е года, в магазине радиоэлектроники, «Прибой Э-014С» стоил 300 рублей. В те времена это было дорого. Потому, многим людям, любителям музыки, подобные аппараты казались роскошью и были не по карману. Ведь выходило, что стоил он – почти две месячные зарплаты!
Внешний вид
На передней панели есть кнопка «Обход», которая полностью исключает из звукового тракта схему эквалайзера. Это позволяет оперативно «проверить» настройки эквалайзера, которые изменят звуковую картину. Очень жаль, что эта схема сделана на простом механическом переключателе.
Со временем контакты таких переключателей окисляются и начинаются «провалы» в каналах как раз из-за этой самой проблемы. Приходилось несколько раз нажимать на кнопку, чтобы «разработать» контакты и добиться отсутствия нужного качества. Но это помогало не на долго.
Их конечно можно разобрать и почистить, смазать, или просто заменить на новые (попробуй найди в магазине новый!), но придется выпаивать переключатель, а это очень хлопотно и есть вероятность испортить дорожки из фольги, которые уже и так местами могут отслаиваться от времени, старости.
Этой проблемы можно было избежать, если бы схема использовала для переключения реле, или вообще – микросхемы-переключатели, которые уже тогда использовались в схемотехнике советской аппаратуры.
Имеется переключатель (селектор) входов. Он чисто механический, так называемый – галетный переключатель. Что тоже не считается идеалом переключателей, но всё же лучше и надежнее, чем использован в кнопке «Обход». К нему претензий не возникает и через 30 лет. Сделан он мощно и с большим ресурсом работы.
Имеется кнопка «Контр.магн» (контроль магнитофона). Которая позволяет прослушивать уже записанный сигнал с магнитофона, обработанный эквалайзером, подключенного к разъему «Магнитофон 1».
Имеется четыре варианта подключения эквалайзера в тракт звуковоспроизведения. Всё это индивидуально рассматривается в паспорте, в зависимости от типа используемого звукового оборудования, усилителя в частности. Но сейчас не об этом, всё это есть в инструкции.
Эквалайзер внутри
Продолжим. Разберем и посмотрим, как он устроен, из чего слеплен. Любознательность – хорошее дело, но всё должно быть в меру. В детстве, наверняка многие, разбирали свои игрушки, чтобы узнать – как они работают, из чего сделаны и почему именно так, а не иначе.
Внутри очень много свободного места, но радиодетали размещаются на своих местах достаточно свободно. Всё говорит о том, что раньше не особо заботились о компактности аппаратов и самого монтажа. Главное, что это позволяет считать аппарат – ремонтопригодным на все сто процентов.
Действительно, без особо труда можно выпаять неисправную микросхему, сопротивление и заменить, не применяя каких-либо приспособлений. Пинцета и обычного паяльника будет достаточно.
Схема блока питания
Блок питания не имеет экранировки от звукового тракта, так как все платы на достаточном расстоянии, да и блок питания здесь не особо шумящий. Не создаёт помех ни трансформатор, ни сами цепи стабилизации.
Какие виды микросхем используются в схемах эквалайзера Прибой Э-014с? Практически все схемы эквалайзера выполнены на операционном усилителе К553УД2. Даже в блоке питания использована схема на таком усилителе (нажми на картинку для увеличения).
Применение операционного усилителя в стабилизаторе питания позволяет практически исключить пульсации питающего напряжения. Это достигается четкой работой самого операционника, который постоянно сравнивает образцовое и выходное напряжение, так сказать – проводит постоянное сравнение.
В данном контексте не разбираем тот вопрос – «почему блок питания сделан на операционном усилителе?» Но это интересное решение.
Дискретные регуляторы
Вся регулировка частот – это 20 полос (по 10 на канал), выполнены на дискретных регуляторах. Этот вариант регулировки считается надежнее, чем простые переменные резисторы ползункового типа. Для переменных резисторов количество циклов может быть ограничено 50 000 – 100 000. Этот параметр называют износоустойчивостью. После этого резистор может потерять свои заявленные характеристики.
Для дискретного резистора этот параметр зависит только от качества металлических пластинок (в данном случае фольга), к которым припаяны сопротивления нужного параметра. Но и тут, нелинейность в регулировке может присутствовать, ведь разброс в точности самих резисторов может значительно отличаться. В данном варианте, используются луженые площадки фольгированного текстолита, явно покрытые каким-то слоем более прочного состава, чем олово.
Использование дискретных резисторов позволяет практически не вносить помех в частотную характеристику сигнала. Это все верно, при правильно подобранной схеме подключения этих дискретных резисторов к звуковому тракту. Далее проведем измерения и будет понятно – о чем речь.
Ровными рядами выстроились дискретники вдоль лицевой панели. Они выполнены очень добротно и «на века», как многие вещи делались в Союзе – монументально.
Активные фильтры
На абсолютно одинаковых платах расположена самая главная часть – два канала активных регулируемых фильтров эквалайзера. Видно, что конденсаторы все пленочные. А мы знаем, что это одни из самых лучших, даже на данный момент, конденсаторов. У них самый минимальный уровень искажений, вносимых в тракт.
И куча микросхем, которые используются во всех схемах эквалайзера Прибой Э-014с имеют одну модель. Эквалайзер весь построен на операционных усилителях К553УД2.
Снимем лицевую панель, чтобы добраться до всех регуляторов. Это не совсем легко, так как крепится лицевая панель шестью болтиками к шасси. А доступ к нижним очень затруднен. Но при наличии маленькой, но достаточно мощной отвертки все поддается.
Теперь открыт доступ и можно увидеть все регуляторы и ощутить, как они туго двигаются. Но неужели так и должно быть? Думаю, что нет. Попробуем обработать часть из них привычной жидкостью – WD-40, а другую часть просто отмыть спиртом – изопропанолом, и потом смазать техническим вазелином.
Помогла волшебная жидкость – «вэдэшка». Ползунки стали ходить так мягко и приятно, что даже не верится. Кроме очистки и плавности хода, этими действиями можно «лечить» болезнь дискретных регуляторов. Тщательно протереть спиртом контактные площадки ползунка – практически пропадают щелчки звука во время его движения. Переключение получается плавнее, надежнее контакт ползунка с дорожками.
Блок питания
Дальше. Под крышечкой, которая прикрывает высоковольтную часть – сетевой выключатель и небольшой фильтр. Картинка не этого эквалайзера, но точно так выглядит любой.
Понижающий сетевой трансформатор достаточно большой для этой схемы. “Вторичка” выполнена двумя обмотками с соединением двух концов к заземлению и на каждом плече должна иметь примерно по 18-19 вольт.
Посмотрим плату стабилизатора. Конденсаторов не много, и они не огромной ёмкости. Кстати, все электролитические конденсаторы следует заменить. Можно конечно потом проверить – какие были годные а какие не очень, но в любом случае – работы по замене не станут напрасны.
30 лет – это срок для таких радиодеталей. У них наверняка может измениться емкость, или появится несвойственное конденсаторам сопротивление. Короче – работать они уже не должны, пора им на пенсию, даже если их параметры ещё в рамках допустимого.
Блок защиты
Там же стоят реле, которые щелкают через 2-3 секунды после включения кнопки «Сеть». И на выходе, в звуковом тракте, отсутствует какой либо щелчок. Значит защита от скачка питания, во время включения, построена на этих реле. Это приятный и полезный плюс.
В схеме самого эквалайзера (в тракте) нет ни одного электролитического конденсатора. Это считается плюсом, так как не чему вносить искажения. Потому, любители звука предпочитали именно эту модель.
Замеры искажений
Теперь проведём некоторые измерения эквалайзера «Прибой Э-014С». Включаем осциллограф, клеммы цепляем на выход обоих каналов эквалайзера и смотрим сигнал. Манипуляция начинается с включенным режимом «Обход». Включаем кнопку «Сеть», смотрим на экран. Как бы ничего не происходит. Сигнал не изменился.
Но когда отключаем режим «Обход» (отжимаем кнопку), то появляются некие искажения на экране. Но это только на первый взгляд – искажения. Выставляем все ползунки в «Ноль» и видим практически чистую волну. Но в данном аппарате нашлась проблемка, на частоте 8кГц в левом канале нужно установить ползунок в положение +2дб. Тогда всё становится ровно, как образец.
Замеряем АЧХ при выключенном эквалайзере и нажатой кнопке «Обход».
Результат – одна тысячная процента.
Включаем питание и отключаем «Обход». Получается, что все положения регуляторов эквалайзера в «Ноль». Измеряем и видим – практически те же показания и красивую АЧХ.
Результат – добавилась одна десяти тысячная процента.
Измеряем на разных частотах. Поднимем 31Гц на полную, на 12дб.
Потом на 16кГц, до упора.
Далее – 4кГц, на полную.
Потом – 250гц, на полную.
В сумме получилось 0,004%.
Теперь «опустим» те же регуляторы в минус до конца. Практически та же ситуация! Можно констатировать, что искажения в звуковой тракт эквалайзером практически не вносятся.
Замер АЧХ.
Все регуляторы в «Ноль».
А теперь сделаем в минус регулятор – 31гц.
Получается как в паспорте 11дб. То же самое и в плюс. Те же самые 11дб.
Теперь средние (1кГц) поднимем до упора.
Те же самые 11дб.
А попробуем для эксперимента выставить в «разнобой», получился такой рисунок.
Очень красиво и понятно регулируется АЧХ.
Выводы
Эквалайзер очень достойно себя показал. Однозначно, стоит его включить в свой комплект гаражной аппаратуры и попробовать исправить некие недочеты гаража в плане звуковой коррекции.
Но почему только в гаражный комплект музыкальной техники? Это аппарат может занять достойное место в домашней «стойке», рядом с аппаратами высокого класса! Ведь он практически не вносит ни каких искажений в АЧХ.
Он может помочь в настройке хорошего, приятного звука. Звука приятного только вашему уху. А спорить о пригодности его или полностью отрицать его использование – дело каждого сугубо индивидуальное. Мнений, как известно много, и правда у всех своя.
Статья подготовлена по материалам и трудам одного интересного человека, который проводит такие измерения и делится ими с нами. Вот его канал на ютубе (его ник – ussraudio001), прошу в гости к нему. Там, может быть, много интересного для вас найдется. Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь.
Спасибо за интерес и прочтение. Очень интересно ваше мнение по этому поводу, которое можно оставить под этой статьей, в комментариях.
Также, не забывайте про нас. Мы постоянно обновляем свои знания, пишем об этом, делимся. Если есть чем поделиться – напишите и станьте нашим соратником! Пишите о том, что вам интересно, что вы знаете и готовы рассказать нам и нашим друзьям на сайте.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Mar1lynmanson, по заказу РадиоЛоцман
В данной статье поведу разговор об эквалайзере Прибой Э-014С. Как ко мне попало данное устройство уже точно не скажу, так как живет у меняя данный аппарат уже довольно долго, да и не столь важно это. На написание данной статьи меня побудило то, что в то время когда я покупал данное устройство отзывов об устройствах данного типа было довольно мало (по крайней мере, информации по поводу устройства было довольно мало) а данная техника всегда интересовала определенный круг пользователей. В основном это начинающие «слушатели», которые не могут себе позволить купить импорт (да и стоит ли он тех денег? вопрос как известно до сих пор однозначно не решен, так как много зависит от ценовой категории техники). Как видно из фотографии (рис.1) это эквалайзер так называемого графического типа, то есть все изменения АЧХ видны в виде виртуального графика, образованного регуляторами устройства.
Рис.1. Фронтальный вид эквалайзера Прибой Э-014С.
Рис.1. Фронтальный вид эквалайзера Прибой Э-014С.
Рис. 2. Задняя панель эквалайзера Прибой Э-014С.
Рис. 3. Фотографии внутренностей эквалайзера Прибой Э-014С.
Приступим так сказать к разбору полетов. Сам по себе это устройство просто замечательное решение, так как позволяет получить оптимальный звук практически в любой комнате (например придушив частоту 31,5 Гц можно очень просто уменьшить резонансные явления возникающие в комнате при прослушивании музыки на больших громкостях), так же можно исправлять недостатки звукового тракта/записи, ну и наконец позволяет настроить звучание вашего комплекса по вкусу (понятное дело в пределах разумного). Данный прибор имеет 10 полос регулирования (соответственно 31.5, 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000, 16000 Гц), регулировка осуществляется с уровнями ±12 Дб, также имеется 5 входов (электрофон, тюнер, усилитель предварительный, магнитофон 1 и магнитофон 2) и непосредственно один выход на усилитель мощности/полный усилитель (следует отметить что данное устройство может ставиться как и перед усилителем, так и между предварительным усилителем и усилителем мощности), т.е. получается помимо регулирования звука данное устройство можно использовать как селектор каналов. Пользовался я данным прибором довольно долго, так как с его помощью можно получать даже с MP3 довольно приличное звучание.
Лично я пользовался такими настройками, которые представлены на рисунке 1, так как сам по себе люблю высокие частоты и басовую составляющую. В общем устройство довольно неплохое как для неискушенного пользователя, однозначно можно сказать что оно работает намного лучше нежели эквалайзеры встроенные в плееры (источником звука у меня был и есть компьютер, по идее он должен регулировать лучше чем отдельное устройство, так как у него обработка идет на цифровом уровне, возможно это связано с несовершенными алгоритмами). Самой большой проблемой устройства является его селектор, так как все время у меня пропадал правый канал и приходилось шевелить селектором. Дорабатывал его по минимуму, в принципе это и доработкой тяжело назвать, так как просто напросто были заменены советские электролиты на импорт. В общем если обратиться к его схемотехнике, то прекрасно видно что он построен полностью на операционных усилителях, то есть имеем очевидное внесение в звуковой тракт шумов я являющихся атрибутикой всех микросхем (в большей или меньшей мере, это обусловлено очень плотной упаковкой элементов в кристалле и как следствие большую подверженность самонаводкам, это лично мой взгляд, найдутся люди готовые это оспорить но как по мне к советским микросхемам, в частности К553УД2, это утверждение относится со 100% точностью). Часто встречал в интернете рекомендации по замене К553УД2 на прочие импортные операционники, но данную идею всегда отбрасывал, так как не было возможности (на то время) заняться данной работой. Если у вас есть желание заменить, то пожалуй стоит рассмотреть этот вопрос по внимательнее, эффект я думаю просто обязан быть 100%.
Ну так как эволюция не стоит на месте, то и мне пришло время слезть с музыки в lossy форматах (Сжатие данных с потерями — это метод сжатия данных, когда распакованный файл отличается от оригинального, но «достаточно близок» для того, чтобы быть полезным каким-то образом.) и начать слушать музыку в форматах lossless (Сжатие без потерь (англ. Lossless data compression) — метод сжатия информации, при использовании которого закодированная информация может быть восстановлена с точностью до бита. При этом оригинальные данные полностью восстанавливаются из сжатого состояния.) и тут же стали ощущаться недостатки эквалайзера, в частности стало прекрасно слышно как эквалайзер огрубляет верхние частоты, по этой причины ради интереса он был временно исключен из звукового тракта. Как и ожидалось изменения в звуке были просто феноменальные (оговорюсь сразу что изменения коснулись только ВЧ диапазона) громкость его немного уменьшилась, верха стали более мягкие и нежные, более реалистичные, стали уловимы даже мелочи. Звуковая картина стала более сбалансированной.
В заключение хочется сказать, что для достижения оптимального звучания не обязательно применение эквалайзеров (о параметрических я речь не веду, так как это немного другой вопрос), например более полезным будет более грамотная установка техники в комнате.
Эквалайзер будет хорош для техники 1-2 класса сложности, так как он реально позволит улучшить звук, так как на фоне недостатков этой аппаратуры недостатки эквалайзера просто меркнут, да и решаема эта проблема в нынешнее время.
Удачи всем в стремлении к качественному и реалистичному звучанию ваших систем!!!