Экскурсия проводится под руководством

        посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Э. различаются: по целям — учебные (в т. ч. учебно-производственные, для профессиональной ориентации, обмена опытом), культурно-просветительские, научные; по тематике— в соответствии с содержанием объектов; по месту расположения объектов — натурные, музейные; по составу участников — для разных возрастных групп, специалистов различных профилей, туристов и учащихся и т.п.

         Э. возникли в конце 18 — начале 19 вв.; как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности навыков самостоятельной работы у учащихся, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение 19 в. Э. постепенно становятся органической частью учебного процесса в школе. В 1910 в Москве была создана Центральная экскурсионная комиссия, обслуживавшая школьников и педагогов; в том же году вышла книга об основных принципах экскурсионной методики «Школьные экскурсии, их значение и организация» (под ред. Б. Е. Райкова и Г. Н. Боча). Параллельно с учебными с конца 19 — начала 20 вв. стали проводиться Э. культурно-просветительского направления, появились спец. экскурсионные организации. В 1907 при Российском обществе туристов (РОТ) основана организация «Экскурсии по России», в 1914—16 издавался журнал «Экскурсионный вестник» (Москва), в 1914—17 — «Русский экскурсант» (Ярославль). В первых декретах Советской власти о школе Э. рассматривались как обязательный элемент учебного процесса. В 1918 в Москве основано Центральное бюро школьных экскурсий. В конце 20 — начале 30-х гг. Э. культурно-просветительского характера стали составной частью туризма. В 1928 создано акционерное общество «Советский турист», преобразованное в 1930 во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). В 30-е гг. в некоторых городах открылись экскурсионно-туристские станции Наркомпроса (в том числе в 1932 — Центральная станция в Москве). В 1936 ЦИК СССР возложил руководство развитием туризма и экскурсий на ВЦСПС и его организации. После Великой Отечественной войны 1941—45 деятельность туристско-экскурсионных учреждений и организаций ВЦСПС активизировалась во всех союзных и автономных республиках, краях и областях; в крупных городах были созданы советы по туризму, в которые вошли представители государственных и обществ. организаций, соучаствующих в туристско-экскурсионном обслуживании трудящихся. Широкий размах экскурсионное дело приобрело после постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969). Количество экскурсантов возросло с 35 млн. в 1970 до 152 млн. в 1977, в 600 городах открылись экскурсионные организации, предлагающие св. 15,5 тыс. различных тем Э.: производственных, исторических, природоведческих, архитектурных, искусствоведческих, литературных и др. В системе экскурсионного обслуживания профсоюзов занято около 35 тыс. экскурсоводов (в среднегодовом исчислении, 1977). Большую научно-просветительскую и культурно-образовательную экскурсионную работу проводят музеи, картинные галереи, различные выставки (всего 1,2 тыс. в 1977), которые ежегодно посещают около 120 млн. чел. Наибольшей популярностью пользуются Центральный музей В. И. Ленина в Москве и его филиалы (ежегодно св. 6 млн. посетителей). СССР входит в число стран, имеющих высокий показатель т. н. экскурсионной плотности — количество посещений экскурсионных объектов в расчёте на душу населения (в 1975 на каждые 1000 чел. св. 1200 посещений). Специализированное экскурсионное обслуживание школьников осуществляют детские экскурсионно-туристские станции (ДЭТС) Министерства просвещения СССР; в 1977 было свыше 200 ДЭТС, в Э. участвовало около 8 млн. школьников. Советская школа широко использует Э. в учебно-воспитательном процессе: предметные (по учебной программе), производственные (в которых В. И. Ленин видел одну из форм решения задач общего и политехнического образования), комплексные (как форма межпредметных связей), а также культурно-образовательные.

         Экскурсионный метод эффективно применяется в работе по профессиональной ориентации молодёжи, в системах повышения квалификации кадров и обмена передовым производственным опытом; при создании учебных кинофильмов, телепередач и т.д.

         В развитых странах Э. стали составной частью путешествия, одной из его целей, что привело к появлению т. н. познавательного (экскурсионного) туризма. Э. как рекреационная деятельность обладает высокой социальной эффективностью, поскольку выполняет одновременно несколько восстановительных функций — познания, общения, оздоровления. Массовое обслуживание экскурсантов привело к появлению специализированных учреждений (например, экскурсионных бюро) кадров (экскурсоводов, методистов), видов транспорта (специальной модификации автобусов, речных судов и т.п.) и др.

Лит.: Крупская Н. К., Задачи школы I ступени. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом соцвосов, Пед. соч., т. 3, М., 1959; Райков Б. Е., Методика и техника экскурсий, 4 изд., М.— Л., 1930; Методы и практика экскурсионного дела. Сб. статей, предисл. Н. А. Гейнике, М., 1925; Шолохов В., Организация и проведение экскурсий, [М.], 1965; Пасечный П., Емельянов Б., Экскурсия, М., 1972; Вопросы экскурсионной работы, М., 1973; Музей и современность, в. 2, [под ред. А. Тимрота], М., 1976; Емельянов Б., В помощь экскурсоводу, М., 1976.

П. С. Пасечный, В. М. Кривошеев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Экскурсовод — специалист, под
руководством которого про­исходит
процесс познания окружающей действительности
в со­ответствии с требованиями методики
проведения экскурсии.

Работа экскурсовода характеризуется
рядом особенностей. Помимо глубоких
теоретических знаний она требует
определен­ных практических навыков
и умений и предъявляет конкретные
требования к экскурсоводу как личности.
Он должен обладать следующими характерными
чертами:

  • интеллектуальностью;

  • индивидуальностью;

  • ответственностью;

  • личным достоинством;

  • активной жизненной позицией.

В освоении профессии экскурсовода
важными являются сле­дующие виды
способностей:

  • конструктивные;

  • организаторские;

  • коммуникативные.

Конструктивные способности находят
свое отражение в уме­нии отобрать и
правильно оформить экскурсионный
материал, умело и в доступной форме
донести его. до слушателей с уче­том
дифференцированного подхода к
экскурсионному обслу­живанию.

Организаторские способности
определяются умением соче­тать
экскурсоводческое мастерство с
руководством экскурсион­ной группой.

287

Коммуникативные способности
выражаются в умении экскур­совода
организовать процесс проведения
экскурсии так, чтобы между всеми
партнерами по общению (экскурсантами,
водителями, работниками музеев, выставок
и т.п.) было полное взаимодейст­вие и
взаимопонимание. Способность к общению
всегда относи­лась к важнейшим
человеческим качествам. Экскурсовод,
легко вступающий в контакты и умеющий
располагать к себе, заслужи­вает
наибольшей симпатии. Экскурсия — это
творческий процесс общения. Поэтому
умелая передача экскурсоводом идей,
образов, мыслей и чувств служит жизненно
важной цели — установлению взаимосвязей
и сотрудничества людей.

Огромная роль в освоении профессии
экскурсовода отводит­ся следующим
качествам характера: интеллектуальным
(гиб­кость ума, наблюдательность),
волевым (самообладание, реши­тельность,
настойчивость), эмоциональным (чуткость).

На эффективность экскурсии также
оказывают влияние та­кие качества,
как радушие, приветливость, внимание к
людям, жизнерадостность, оптимизм,
непринужденность, индивиду­альность.

Индивидуальность экскурсовода формируется
в процессе освоения им экскурсоводческого
мастерства, выработки и со­вершенствования
индивидуальных особенностей: речи,
жестов, мимики, стиля изложения материала,
использования своих из­любленных
приемов и манеры ведения экскурсии в
целом.

Основой мастерства экскурсовода являются
глубокие знания логики, психологии,
педагогики, определенной области
гумани­тарных, технических или
естественных наук. К слагаемым мас­терства
экскурсовода также относятся:

  • эрудиция, интеллект, культурный уровень;

  • знание методологии экскурсионной
    деятельности;

  • знание методики подготовки и проведения
    экскурсии;

  • владение ораторским искусством и
    практическими навы­ками ведения
    экскурсии.

Сила профессионального мастерства —
красноречие экскурсо­вода. Изложение
данным лицом текста экскурсии в устной
форме следует рассматривать как публичную
речь, которой свойственны тема, цели,
задачи, подобранный материал.

Ведение экскурсоводом экскурсий
различной тематики пред­полагает
использование в его речи различных
стилей: информа-

288

ционного, делового, научного,
художественного, публицистиче­ского
и др. В частности, информационный стиль
используется для констатации некоторых
положений дел в объективном мире с
минимумом их эмоциональной окраски,
отличается нейтраль­ной, ровной
интонацией. Для речи экскурсовода этот
стиль удо­бен при сообщении статистических
данных, но желательно при­бегать к
нему как можно реже.

Научный стиль строится на сочетании
нейтральных и «воле­вых» интонаций,
подтверждаемых выражениями «доказано»,
«из­вестно» и др. и служащих для
привлечения внимания экскурсан­тов
с целью их убеждения в истинности
излагаемой точки зрения. При этом
используются научные факты и документаль­ные
подтверждения.

Выразительность используемых экскурсоводом
приемов рас­сказа (цитирование,
литературный монтаж) свойственна
худо­жественному стилю.

Содержательность информационного и
пафос художественно­го стилей
объединяет в себе стиль публицистический.
Речи такого стиля носят
агитационно-пропагандистский характер
и в экскур­сии направлены на формирование
или изменение убеждений слу­шателей,
их мобилизацию на решение собственных
актуальных задач.

Все тексты речи экскурсовода строятся
с ориентацией на оп­ределенные нормы.

Одними из главных достоинств и норм
речи являются ее точ­ность (строгое
соответствие слов обозначаемым предметам
и со­ответствие между принятым
значением слова и его применением в
речи); фонетическая и лексическая
правильность (соответст­вие исторически
принятым действующим языковым нормам,
касающимся прежде всего произношения,
ударения, словоупот­ребления,
формообразования, построения словосочетаний
и пред­ложений); выразительность
(выразительная речь не только хорошо
слышима, но и легко воспринимаема,
вызывает интерес и под­держивает
внимание слушателей); богатство
(разнообразие) речи (чем реже повторяются
в речи одни и те же слова и синтаксиче­ские
структуры, чем больше словарный запас
слов, их значений, моделей словосочетаний
и предложений, тем богаче и разнооб­разнее
речь экскурсовода); чистота — отсутствие
чуждых литера­турному языку элементов:
диалектизмов (слов и выражений,

289

свойственных местным диалектам);
иноязычных слов (варвариз­мов — слов
из чужого языка, включаемых в речь без
надобно­сти); жаргонизмов (вульгаризмов
— грубых, пошлых, непри­стойных слов
и выражений); слов-паразитов (навязчивых
и часто повторяемых слов, затрудняющих
восприятие речи экскурсовода).
Выразительность речи (как и ее недостатки)
может быть под­черкнута и усилена при
использовании технических средств. Для
экскурсовода важно уметь работать с
микрофоном. Стремясь ов­ладеть техникой
речи по микрофону, прежде всего необходимо
до­биться непринужденного тона,
достигая выразительного и полного
звучания.

К должностным обязанностям экскурсовода
относят:

  • хорошее знание содержания проводимых
    экскурсий и пу­тевых экскурсионных
    информации;

  • владение методикой проведения экскурсий
    в соответствии с контрольным текстом
    экскурсии (путевой информации) и
    методической разработкой;

  • подготовка текстов, составление
    методических разработок экскурсий,
    других методических материалов;

  • своевременное обновление используемых
    при проведении экскурсий (путевых
    информации) данных, внесение изме­нений
    и дополнений в контрольный текст
    экскурсии (путе­вой информации);

  • участие в разработке новых тем и
    маршрутов экскурсии;

  • освоение новых тем и вариантов экскурсий
    для различных групп населения;

  • участие в работе методических секций
    и творческих групп экскурсоводов,
    конференциях, семинарах;

  • участие в прослушивании экскурсоводов
    на маршруте, ре­цензирование текстов
    экскурсий (путевых информации);

  • выступление с сообщениями о роли
    экскурсий, пропаганда и реклама
    экскурсий;

  • соблюдение маршрута экскурсии
    (путешествия); инфор­мирование
    экскурсантов (туристов) о правилах
    поведения во время экскурсии (путешествия);
    принятие мер безопас­ности экскурсантов
    и туристов во время экскурсий
    (путе­шествий);

  • оформление в установленном порядке
    документов на экс­курсионное
    обслуживание.

290

Экскурсовод должен знать: основные
вопросы экскурсионной теории; экскурсионные
возможности своего региона; сущность
экскурсии, ее признаки и функции,
требования к ней; принци­пы составления
маршрута экскурсии; классификацию
экскурси­онных объектов; классификацию
и тематику экскурсий; методи­ку
подготовки экскурсий; практическое
применение элементов педагогики, логики,
психологии в экскурсионной деятельности;
эстетическое содержание экскурсий, его
значение; виды и фор­мы экскурсионного
обслуживания, дифференцированный
под­ход к экскурсионному обслуживанию
различных групп населе­ния; критерии
оценки качества экскурсии, показатели
качества экскурсионных процессов;
организацию работы экскурсовода,
экскурсионную методику, ее задачи и
требования, методику проведения
экскурсии; методические приемы и их
классифика­цию; методику проведения
экскурсий на исторические,
воен­но-патриотические,
архитектурно-градостроительные,
литератур­ные, искусствоведческие,
производственные, природоведческие
темы; особенности проведения музейных,
обзорных (многопла­новых) городских
и загородных экскурсий; пути
совершенство­вания методики проведения
экскурсии; пути совершенствова­ния
профессионального мастерства.Экскурсовод
должен уметь:

  • подбирать необходимый материал и
    составлять текст экс­курсии на
    определенную тему;

  • составлять методическую разработку
    экскурсии;

  • применять методические приемы в ходе
    проведения экс­курсии; » составлять
    текст путевой информации и проводить
    ее;

  • использовать наглядные материалы,
    включенные в «порт­фель экскурсовода»;

  • руководить группой туристов (экскурсантов);

  • рекламировать экскурсии в учреждениях
    и организациях и т.п.

Совершенствование профессионального
мастерства экскурсовода может быть:

а) централизованным:

  • повышение квалификации путем учебы на
    курсах, участия в семинарах, конференциях
    и других формах обучения;

291

  • специализация экскурсоводов с учетом
    способностей и желания проводить
    экскурсии на те или иные темы;

  • сертификация экскурсионных услуг;

  • контроль проводимых экскурсий;

б) индивидуальным:

  • систематическое изучение литературы
    и других источни­ков информации;

  • освоение системы учебных упражнений
    по проведению экскурсии: отработка
    приемов показа и рассказа, иллю­страции
    наглядных пособий, использование
    техниче­ских средств;

  • отработка техники расстановки группы
    у экскурсионно­го объекта; навыков
    работы с микрофоном, усилитель­ными
    установками и другими техническими
    средствами; посещение и участие в
    культурно-познавательных меро­приятиях;
    публикации в периодической печати и
    высту­пления в средствах массовой
    информации; подготовка методической
    и специальной литературы.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие потребности человека удовлетворяют
экскурсионные услуга?

2. Что понимается под организацией
экскурсионного обслужива­ния? Назовите
основные показатели экскурсионного
обслуживания.

3. Чем обеспечивается полнота информации
по организации экс­курсионного
обслуживания на туристском предприятии?

4. Охарактеризуйте основные формы
организации экскурсионного обслуживания
и сделайте их сравнительный анализ.

5. Какие принципы положены в основу
экскурсии? Дайте их харак­теристику.

6. Какие функции выполняет экскурсия?

7. Раскройте понятие «классификация
экскурсий» и охарактеризуйте разделение
экскурсий в соответствии с их основными
признаками.

8. В чем заключаются этапы создания
экскурсий?

9. Оформите паспорт (карточку) экскурсионного
объекта (по выбору).

10. В чем заключаются принципы построения
маршрута экскурсии?

11.Что такое «портфель экскурсовода»?

12.Составьте схему обязательного
документа, дающего право на проведение
и оплату экскурсии. Что еще необходимо
для осуществле­ния данного процесса?

292

13. Что понимается под дифференциацией
экскурсионного обслу­живания? Какие
задачи она решает? Ответ аргументируйте,
приведите подтверждающие примеры.

14. Есть ли разница в понятиях
«экскурсоводческое мастерство» и
«профессиональное мастерство
экскурсовода»?

15. Перечислите, что относится к должностным
обязанностям экс­курсовода?

Литература

Ашмаринина Л.Л. Методические
рекомендации по изучению курса «Введение
в туризм». М.: РИБ «Турист», 2000.

Дворниченко В.В., Савина Н.В. Организация
экскурсионной деятель­ности:
Учеб.-практ. пособие. М.: МЭСИ, 2000.

Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения:
Учеб. пособие. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

Жулевич Е.В., Копаное А. С. Организация
туризма. Мн.: БГЭУ, 1999.

Квартальное В.А. Туризм, экскурсии,
обмены: современная практи­ка. М.:
Наука. 1993.

Культурология и искусствоведение /Сост.
К.В. Кулаев. М.: РМАТ, 1998.

Курило Л.В. Краеведение и туризм.
М.: РМАТ, 1999.

Омельченко Б.Ф. Дифференцированный
подход к обслуживанию различных групп
туристов,и экскурсантов. М.: ИПК, 1987.

Понятие и термины художественной
культуры / Сост. Н.М. Зо-зум. М.: РМАТ, 1998.

Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение.
В 2 ч. Мн.: БГЗУ, 2000. Ч. 1.

Савина Н.В. Сущность понятия
экскурсионного продукта. Туризм:
практика, проблемы, перспективы: Материалы
Междунар. научно-практич. конференции.
Минск. 11-13 апреля 2001 г. Мн.: БГЭУ, 2001.

Савина Н.В. Экскурсоведение:
Учеб.-практ. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999.

Соседние файлы в папке durovich_OT

  • #
  • #

Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы. Дидактические основы проведения учебных экскурсий состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена структура и методика экскурсий.

Рассмотрим структуру экскурсии, которая состоит из нескольких этапов:

  1. подготовка экскурсии;
  2. проведение экскурсии: выход учащихся к изучаемым объектам, усвоение и закрепление учебного материала по теме занятий;
  3. заключение: обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Необходимо отметить, что важной особенностью школьной экскурсии является еще один этап ― использование ее результатов на последующих уроках и в других формах обучения биологии. Условия эффективности учебной экскурсии в основном совпадают с требованиями, предъявленными к уроку, и зависят от согласованности всех ее элементов.

Определяя место экскурсии в обучении учащихся Б.Е. Райков писал: «Экскурсионное дело в школе только тогда развернет в полноте свою воспитательную и образовательную силу, когда экскурсия будет не случайной и произвольной инициативой особенно добросовестного и любящего свое дело преподавателя, но неотъемлемой составной частью учебного плана школы».

Учебные экскурсии должны определяться и координироваться с общим планом обучения и общими образовательными задачами, преследуемыми школой.

Подготовка экскурсии

Каждая учебная экскурсия требует тщательной подготовки плана проведения. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, ставятся вопросы, которые возможно разрешить только на экскурсии, распределяются задания для наблюдений и сборов.

Подготовка экскурсии осуществляется поэтапно:

  1. Выбор темы экскурсии и определение ее цели.

Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тематика ― существенный признак каждой экскурсии.

Тема экскурсии ― это краткая формулировка, отражающая проблему и содержание экскурсии. Определяется тема, прежде всего, целями и задачами экскурсии.

Тема экскурсии тесно взаимосвязана с объектами, поскольку основывается на том материале, который может быть сообщен учащимся при показе этих объектов. Тема определяет содержание экскурсии.

  1. Постановка цели экскурсии.

Правильное определение цели планируемой экскурсии помогает определить содержательную, идейную и нравственную направленность экскурсии, способствует эффективному отбору и освещению материала будущего мероприятия.

Цели экскурсии – воспитание, обучение и развитие учащихся, но основная цель школьных экскурсий – углубленное изучение школьной программы.

Цель нельзя смешивать с задачами, стоящими перед экскурсией. Цель определяет ожидаемый конечный результат экскурсии, раскрывая актуальность темы. Задачи же экскурсии локальны и конкретны, и представляют собой этапы достижения цели.

Целями экскурсии могут выступать:

  • воспитание патриотизма;
  • интернациональное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • экологические воспитание;
  • знакомство с особенностями природы края
  • расширение кругозора.

Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, учащимся предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

  1. Отбор содержания по теме экскурсии.

Теоретический и фактический материал необходимо тщательно изучить, законспектировать, но весь его включать в экскурсию не следует. Отбирая материал, прежде всего, необходимо учитывать его связь с объектами показа. Отобранный для текста экскурсии материал должен быть максимально раскрыт при осмотре объектов. По теме экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, с которыми должен ознакомиться ученик.

  1. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Для раскрытия темы экскурсии решающее значение имеет правильный отбор объектов. Объекты являются зрительной основой экскурсии, на их показе строится рассказ. Из всех объектов учитель отбирает самые интересные по внешнему виду и по информативности. При отборе объектов учитываются их воспитательное значение, сохранность, а также наличие материала, необходимого для раскрытия экскурсионной темы.

Объектами внешкольных экскурсий чаще всего становятся производственные и промышленные предприятия, что профессионально ориентирует обучающихся; выходы на открытую местность для знакомства с природой.

Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет педагогу составить план проведения экскурсии.

  1. Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии ― это путь следования учащихся с учителем, связанный с процессом показа объектов. При составлении маршрута необходимо соблюдать два правила: во-первых, показ объектов должен вестись в логической последовательности и, во-вторых, маршрут должен обеспечить показ объектов, необходимых для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. Маршрут должен быть компактным, чтобы не допускать слишком длинных пауз и не нарушать целостности рассказа.

Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания — остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

  1. Подготовка учащихся к экскурсии.

Очень важно подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо заранее сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением: блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки

для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть ребят не будет принимать участие в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.

Проведение экскурсии

Перед выходом из школы учитель напоминает тему и цели экскурсии, раздает учебное оборудование. Учащимся напоминаются правила поведения в ходе экскурсии. К вопросам техники ведения экскурсии относятся: начало экскурсии, поддержание дисциплины, обеспечение техники безопасности, передвижение учащихся от объекта к объекту. В ходе экскурсии учитель соблюдает три основных части: показ, рассказ и движение. Показ – главная часть экскурсии. Рассказ должен идти после показа объекта.

Экскурсия не должна быть очень продолжительной и быть идентичной уроку или лекции под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.

Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Учитель дополняет и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.

Обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов

Обработка результатов экскурсии проводится по возвращении в школу. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради или в дневниках наблюдений. Собранный природный материал систематизируется.

Очень важно провести закрепление материала экскурсии. Учитель должен восстановить в памяти участников весь ход экскурсии, более подробно разъясняя все виденное и дополняя и углубляя затронутые на экскурсии вопросы. При этом частные детали складываются в одно целое, и экскурсия оставляет то единство впечатления, которое так важно в образовательном смысле.

В ходе проведения экскурсии могут быть использованы различные методы обучения:

Словесные:

  • Описание ― это подробное изложение материала об объекте, последовательное перечисление основных его свойств и качеств, а также определение наиболее существенных сторон и явлений, процессов, событий, связанных с объектом.
  • Объяснение ― это прием, с помощью которого освещаются внутренние связи объекта, выясняются причины события, явления, факта, при этом рассказ носит доказательный характер.
  • Комментирование ― данный прием используется в тех экскурсиях, в которых объект показывается в движении, изменяется во время наблюдения.
  • Прием новизны состоит в том, что в ходе рассказа по теме учителем сообщаются факты и примеры, не известные ученикам. Этот прием используется учителем в тот момент, когда необходимо привлечь внимание учащихся к объекту, сделать его восприятие более эффективным.
  • Прием дискуссионной ситуации, используя этот прием, учитель выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают ученики. Затем учитель или учащиеся, подводя итоги, делают выводы.
  • Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе учителя ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед учащимися заставляет их задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленные учителем вопросы.

Наглядные:

В качестве источника знаний выступают различные наглядные объекты. Эти методы обучения играют главенствующую роль на экскурсиях.

  • наблюдение ― это целенаправленное восприятие объектов или явлений с последующим фиксированием материала;
  • рассматривание объекта ― детальное наблюдение за фиксированным материалом;
  • демонстрация натуральных средств наглядности.

Практические:

В ходе проведения экскурсии основным источником знаний является практическая деятельность учащихся, деятельность учителя сводится к инструктажу и контролю над выполнением практической работы. В ходе данной работы целесообразно использовать следующие приемы:

  • работа по распознаванию и определению объекта;
  • работа с раздаточным материалом;
  • работа по уходу и выращиванию растений и животных;
  • 3постановка учащимися эксперимента.

Особое место среди практических методов обучения занимает эксперимент. Он может быть длительным и кратковременным. Проводится в основном при изучении различных физиологических процессов.

Методика проведения экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учащимися, использования определенных методических приемов показа и рассказа. С одной стороны, методика близка к научной дисциплине, а с другой — она представляет собой реализацию требований этой дисциплины на практике.

Проектирование экскурсии

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект/технологическую карту. В них определяется:

  1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.
  2. Маршрут экскурсии. Следует заметить, что маршрут — это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.
  3. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора при родного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.
  4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 -7 мин).
  5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
  6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 — 15 мин).
  7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).
  8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.
  9. Общее заключение по экскурсии (в природе).
  10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения.

Конспект/технологическая карта определяет логическую последовательность осмотра объектов на маршруте и включают пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора, основные творческие задачи учителя на каждом этапе.

Рассмотрим составление технологической карты экскурсии. Технологическая карта излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и содержания излагаемого материала. Она должна отвечать следующим требованиям:

  • подсказать учителю пути для раскрытия темы;
  • вооружить его наиболее эффективными методическими приемами.

Технологическая карта должна содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать дидактические требования, соединять показ и рассказ в единое целое. Технологическая карта составляется на каждую тему экскурсии, в том числе и при дифференцированном подходе к подготовке и проведению экскурсии.

Технологическая карта состоит их трех разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление и заключение не разносятся по графам. Эффективность технологической карты зависит от правильного заполнения граф. Объем карты зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, продолжительности экскурсии по времени и протяженности маршрута.

Типовая технологическая карта экскурсии

1-й лист — титульный. На нем указываются следующие данные:

Технологическая карта экскурсии на тему «…….», класс____

Вид экскурсии

Продолжительность

Протяженность

Цель экскурсии

Задачи экскурсии

Маршрут экскурсии

Дата составления

Учитель

2-й и последующие листы оформляются в виде таблицы.

маршрут

остановка

объекты показа

время (мин)

перечень вопросов, раскрывающих тему и подтемы

организацион-ные указания

методические указания

В графе «маршрут экскурсии» поэтапно указываются все природные объекты, по которым должны следовать учащиеся, при этом маршрут разбивается на отдельные отрезки пути (около 10 минут) и остановки. Первой называется тот объект, где рассказывается вводная часть темы.

В графе «остановки» называются те точки маршрута, где учащиеся должны остановиться. При этом указывается конкретное место остановки, например, у муравейника, на опушке ….

В графе «объекты показа» должны быть перечислены основные и дополнительные объекты, которые показываются учащимся во время остановок. Это могут быть объекты, расположенные рядом и, которые просматриваются вдали.

В графе «время» указывается время, которое может быть затрачено на показ объекта (или группы объектов) во время остановки, на рассказ учителя и на передвижение по маршруту к следующей остановке (объекту).

Графа – «наименование подтем и перечень основных вопросов, раскрывающих тему» — содержит название одной или нескольких подтем, которые раскрываются на данном маршруте. Количество вопросов подтемы может колебаться от одного до трех. Не следует вводить в подтему слишком разные по содержанию вопросы. Все вопросы должны соответствовать учебной программе.

В графе «организационные указания» даются рекомендации по передвижению учащихся по маршруту, возможны дополнительные рекомендации по ТБ.

В графе «методические указания» называются методические приемы, которые следует использовать на каждом конкретном участке маршрута или на остановке. В этой графе также можно отметить следующее: диспут, беседа, практическая работа, объяснить учащимся термины.

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений. Можно использовать типовую карту, а можно использовать разные варианты, которые на взгляд учителя предпочтительнее.

Рассмотрим варианты и образцы технологических карт.

Вариант 1.

Технологическая карта экскурсии.

Тема экскурсии: Животный мир заповедника

Продолжительность (час): 60 минут

Протяженность (км): 200 м

Содержание экскурсии: познавательная

Маршрут экскурсии: 3 зала: информационный, млекопитающие, птицы и рыбы

Этапы перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Время

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

Начало осмотра — информационный зал

19 стендов и 2 карты

Стенды, карты

5

История создания заповедника, географическое расположение, задачи заповедника, международные связи

Экскурсовод находится возле стендов, а группа в центре зала

Экскурсионная справка о заповеднике. Предварительный осмотр стендов

Млекопитающие

Диорамы: центральная биогруппа, рыси, сцена охоты волков на кабана, семья кабанов, бурый медведь, лоси, зубры

Млекопитающие встречающиеся на территории заповедника

20

Биология и местообитание животных: млекопитающие заповедника

Для удобства работы экскурсовод находится с той стороны диорамы, где расположены розетки озвучивания диорам, группа располагается вдоль диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц, звуки животных), рассказ, показ, вопросы-ответы

Птицы и рыбы

Диорамы и витрины

Орнитофауна и ихтиофауна заповедника

20

Редкие виды, занесенные в Красную книгу .Биология и местообитание птиц. Обитатели рек и озер

Экскурсовод находится лицом к экскурсантам, не закрывая собой витрины и диорамы

Прослушивание звуков, записанных в природе (пение птиц), рассказ, показ, вопросы-ответы

Вариант 2.

Технологическая карта экскурсии «Знакомство с птицами леса», 7 класс.

Вид: учебная экскурсия

Продолжительность: 80 минут

Протяженность: 1км

Задачи экскурсии:

— познакомить учащихся с многообразием лесных птиц родного края;

— расширить и конкретизировать знания учащихся о значении птиц в лесном сообществе;

— выработать у учащихся первоначальные умения наблюдать за птицами

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии лесных птиц родного края; убеждаются, что птицы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённых условиях; у учащихся совершенствуется умение правильно вести себя в природе.

Метапредметные: учащиеся учатся наблюдать за птицами в естественной обстановке, фиксировать и оформлять результаты наблюдений, делать выводы, обобщать полученные данные.

Личностные: у учащихся воспитывается чувство любви к родной природе, понимание необходимости бережного отношения к животным, формируются элементы экологической культуры.

Деятельность учащихся

— работа в группах по изучению многообразия лесных птиц,

— сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта об экскурсии

Основные понятия

Экологические группы птиц по местам обитания, лесные птицы, приспособленность птиц к среде и местам обитания.

Подготовка учащихся к экскурсии

Повторить материал об особенностях внешнего строения и образе жизни птиц; изучить литературу о многообразии птиц родного края; подобрать фотографии местных птиц.

Ход экскурсии

1. Вводная беседа о многообразии лесных птиц, их систематической принадлежности, экологической специализации редких и исчезающих видов птиц.

Самостоятельные наблюдения учащихся за птицами Признаки птиц, на которые следует обращать внимание:

2. Внешний вид птицы (величина и телосложение, окраска, форма хвоста и клюва, наличие или отсутствие хохолка на голове).

2. Движения:

а) на дереве: птица сидит спокойно, вертится по сторонам, суетливо перепрыгивает с ветки на ветку, лазает по стволу, передвигается вдоль ветки;

б) на земле: птица ходит быстрыми шагами, кивая при каждом шаге головой; быстро бегает; скачет; передвигается толчками, но не подпрыгивает;

в) при остановках (также сидя на дереве или других предметах): делает движения хвостом — сильно и быстро размахивает хвостом вверх и вниз и по сторонам, медленно качает хвостом, быстро потряхивает хвостом, вздёргивает хвост кверху и одновременно делает «поклоны», время от времени вздёргивает хвост кверху, но без «поклонов»;

г) полёт: обыкновенный машущий (непрерывное движение крыльями), скользящий (с распростёртыми крыльями), переменный (чередование обыкновенного и скользящего полёта), волнообразный (птица машет крыльями при подъёмах и прижимает их к телу при спусках).

Многие птицы имеют характерные движения при взлёте и при посадке после полёта. Их следует по возможности описывать

Заключение

Заключительная беседа, в ходе которой обобщаются результаты наблюдений, учащиеся докладывают о результатах проведённых наблюдений; проверяется правильность выполнения заданий.

Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии

  1. Перед проведением экскурсии ее руководитель тщательно обследует тот участок природного окружения школы, куда будут выведены дети, выбирая места, где не существует опасности нападения хищников, ядовитых животных (змей, паукообразных, многоножек и т.п.), где нет трясин.
  2. В руководстве экскурсантами учителю помогают старшие школьники или, по возможности, родители учащихся. Желательно, чтобы на каждых 10–15 учащихся приходилось по одному взрослому или старшему школьнику. Категорически запрещается объединять для экскурсии два или несколько классов.
  3. Перед выходом на экскурсию проводится перекличка учеников класса и отмечаются присутствующие на ней. Для руководства каждой группой детей назначается старший. Вторая перекличка проводится по прибытии на место экскурсии, третья – перед отправлением в обратный путь, четвертая – по возвращении с экскурсии.
  4. При подвозе школьников к месту экскурсии используется общественный транспорт, их посадка осуществляется группами под руководством выделенного ранее взрослого или старшего учащегося. При этом в транспорт входят сначала ученики, а затем лицо, руководящее ими. В том же порядке происходит и высадка детей из транспорта. В случае необходимости предоставления для экскурсии специального транспорта разрешается использовать с этой целью автобусы или закрытые грузовые машины, оборудованные для перевозки людей. Перевозка детей на открытых грузовых машинах категорически запрещается. Для управления специальным транспортом необходимо подбирать самых опытных, проверенных водителей. При перевозке детей в грузовом автомобиле необходимо, чтобы в кузове находилось не менее двух взрослых. Во время переезда учащимся запрещается высовываться из окон, входить и выходить из транспорта во время движения.
  5. При изучении флоры и фауны водоема необходимо заранее выбрать такое место, где его глубина у берега настолько мала, что гарантирует от несчастных случаев. Входить в воду учащимся запрещается. Для ознакомления с живыми объектами водоема используются сачки на длинных палках. Использование лодок или мостков, расположенных над глубокими местами водоемов, категорически запрещается.
  6. При проведении экскурсий запрещается использовать ядовитые вещества: хлороформ, серный эфир для замаривания насекомых.
  7. При организации экскурсии нужно ознакомить учащихся с требованиями охраны природы, местными ядовитыми растениями и категорически запретить ученикам пробовать на вкус какое бы то ни было растение из собранного материала. В кабинете биологии школы должен быть стенд с фотографиями или рисунками местных ядовитых растений. Необходимо ознакомить участников экскурсий с местными ядовитыми животными (змеи, паукообразные), переносчиками (например, грызуны) или передатчиками (клещи, насекомые) инфекционных болезней. С этой целью в помещении кабинета биологии создаются специальные стенды с рисунками и фотографиями, сопровождаемыми соответствующими текстами, поясняющими, чем опасно данное животное и как предупредить эту опасность.
  8. На экскурсию дети должны выходить в прочной обуви и чулках или носках, что предохранит ноги от механических повреждений сучками, хворостом, колючими растениями, острыми камнями, осколками стекла и т.п., а также от укусов ядовитых животных (например, змей, тарантулов и т.п.). Категорически запрещается школьникам снимать обувь и ходить босиком во время экскурсий.
  9. Во избежание лесных пожаров и ожогов учащимся запрещается разводить костры во время экскурсий.
  10. Во время экскурсий детям нельзя пить воду из открытых водоемов, поэтому каждый из них должен захватить из дому питьевую воду в бутылке.
  11. Отправляясь на экскурсию с детьми, учитель обязан иметь при себе походную аптечку первой помощи.
  12. Инструкция по технике безопасности во время экскурсий для учащихся вывешивается на видном месте в помещении кабинета биологии.

Список литературы:

  1. Бакулин, В. М. Методические аспекты экскурсионной деятельности. М. 2002.
  2. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
  3. Беликова, Н. А. Экскурсии. Опыт проведения. М. 2005.
  4. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»: М. «Дрофа» 1996 г.
  5. Илюхин М. М. Особенности и средства показа в экскурсии: Метод. рекомендации.-М.,1980
  6. Лапина, И. Я. Экскурсии в природу по физике и биологии СПб.: Издат.РГРУ им. А.И. Герцена, 2008.
  7. Лаптиева Л. Н. Организация и проведение экскурсий по биологии в общеобразовательной школе. М. 2000.
  8. Общая методика обучения биологии : учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П.Соломин, Г.Д.Сидельникова; под ред. И. Н. Пономаревой. — 3-е изд., стер. — М .: Издательский центр «Академия», 2008. — 280 с.
  9. Прокопьев, И. И. Педагогика. Избранные лекции: учебное пособие. Гродно: ГрГУ, 2000.
  10. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»: М. Просвещение»,1971.
  11. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дексодем крем для век инструкция отзывы цена
  • Диоксидин в ампулах для ушей инструкция по применению
  • Спиртовой раствор фурацилина инструкция как приготовить
  • Автомойка самообслуживания видео инструкция по применению
  • Candy духовой шкаф инструкция по применению на русском