Эффективное руководство школой

Кто он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                              «Я считаю, что о качествах менеджера

                                                                             надо судить по тому, как хорошо он может

                                                                          организовать  большое  число   людей   и

                                                                               насколько эффективно он может добиваться

                                                                             наилучших результатов от каждого из них,

                                             сливая в единое целое».

                                                                                                                                    А.Морита

         Школа  в традициях всех времен, у разных народов всегда была в  центре внимания.  Ее успешная   деятельность во многом зависит от того, кто ею управляет. В настоящее время особенно актуальной становится роль директора школы, который должен уметь не только организовать учебный процесс, но и сделать его экономически эффективным. Сегодня, когда директора школ работают в условиях рыночной экономики, они обязаны ежедневно принимать множество важных управленческих решений — от нахождения способов зарабатывания денег до поиска путей повышения качества образования.  Возникает вопрос — кто он, эффективный руководитель современной школы?

По материалам пресс-конференции «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования»:

  1. И.И.Калина, заместитель Министра образования и науки РФ: «ключевая фигура в школе — это директор школы, который собирает учителей и создает условия для эффективной работы».
  2.  Я.И. Кузьминов подчеркнул, что «личный пример и личные отношения, которые выстраивает директор — ключевые. Прекрасный менеджер, не любящий людей, прекрасный менеджер не являвшийся учителем, не может руководить школой».
  3.  Н.Н.Прянишников: «быть директором школы существенно сложнее, чем руководителем современного бизнеса: меньше ресурсов, а задач больше
  4. К.М. Ушаков: одна из главных задач директора — «выработать миссию организации и сделать ее личным делом каждого», ведь педагогическая работа не возможна без осознания миссии.

         Современные требования к образованию  меняют позицию директора школы как управленца. Теперь нужны знания по вопросам управления финансами  и школьной экономики. Для этого необходимо  обладать стратегическим мышлением, но также хорошо знать и учебный процесс. Сочетание этих качеств  даст повышение качества образования, что является  главной задача современной школы.

         Для развития инновационной деятельности в школе необходимо  грамотное, умелое владение директора  новыми технологиями. Только когда директор на собственном опыте поймет, как важно и удобно пользоваться  современными технологиями в своей работе, тогда это станет непременным условием к изменению отношения  в освоении данных технологий  коллективом.

Эффективный руководитель современной школы решает главную задачу – обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения.

Школьный менеджмент необходим не только для  эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений,  а также в организации контроля и анализа их выполнения. В условиях быстро осуществляемых перемен в образовании надо хорошо знать их сущность и характер, нормативно-правовое обеспечение, изменения законодательной базы, регулирующей образование. Для эффективных изменений  в сфере образования директор школы – ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации зависит судьба российского образования и, в конечном счете, будущее России.

Директор управляет ребенком, родителями и педагогическим коллективом. Для этого он должен быть  педагогом  и организатором,  владеть юридическими и экономическими знаниями. Должен заботиться о роли учителя в своем коллективе, способствовать повышению квалификации педагогов, создавать условия для раскрытия их творческих способностей. Для создания в школе комфортных условий обучения, ему необходимы  знания педагогики,  психологии, различных методик. Преподавательская работа, несмотря на большую загруженность, необходима, т.к. она помогает в укреплении отношений с педагогами и  учениками.

        Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя. Руководителю, развивая и совершенствуя свои личностные качества, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.          

             Профессиональная компетентность руководителя школы сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных  целей.

         Одной из обязательных личностных черт руководителя является  уверенность в себе. Руководитель все знает, умеет, может! А, если не знает,- то узнает, найдет выход, сможет. Что означает для подчиненного уверенный  в  себе  руководитель?  Это, прежде всего то,  что  в  трудной  ситуации  на  такого  руководителя  можно положиться, при таком руководителе легче думать о  завтрашнем  дне,  он  придаёт определённый психологический комфорт, обеспечивает и  повышает  мотивацию к работе.

   Обязательным для  руководителя  является его   эмоциональная

уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководитель должен контролировать свои эмоциональные  проявления.  Его постоянно окружают люди, и со  всеми  из  них, независимо  от  настроения  и личного расположения, у него должны быть ровные, деловые  отношения.  К  тому же эмоциональная неуравновешенность может  снижать  уверенность  человека  в своих силах, а тем самым и его деловую  активность.  

      Людей, которые рождаются лидерами, талантливыми  руководителями,  мало. Но стать таким можно – было бы желание, стремление к знаниям, использование новых технологий, работоспособность, а главное- терпимость к окружающим. Мудрый руководитель  понимает,  что  главное,  чем  он располагает — это  его  подчиненные.  Им  он  и  отдает  предпочтение  перед другими людьми. Руководитель добивается  чего-либо  только  благодаря  своим подчиненным.  А  поэтому  одна  из  главных  задач эффективности работы руководителя  –   умение разбираться в людях, их знаниях, особенностях характера. «Менеджмент – это развитие, воздействие на людей» — так много лет  назад сказал  Лоуренс  Эппли,  президент  Американской  ассоциации  управления.  Добавить к этому больше нечего.

Кто
он, эффективный руководитель современной школы?

                                                                         
Кто развивается,

                                                                        
тот интересен каждую минуту.

В.Г.
Белинский

Управление школой в современных условиях – сложный
процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение
и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система
рационального планирования, организация деятельности ученического и
педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня
обучения и воспитания, эффективный контроль. Решение этих вопросов обусловлено
умением руководителя школы и педагогов творчески использовать новейшие
достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от
активности учителей и обучающихся в образовательном процессе.

Результат деятельности современной
образовательной организации зависит, прежде всего, от того, какой руководитель
стоит во главе ее управления. В современных условиях конкурентной среды перед
директором школы стоит непростая задача – качественно организовать
образовательный процесс и сделать его экономически эффективным.

На сегодняшний день директор школы
должен иметь навыки управления организацией, знать основы менеджмента и
маркетинга. Современный директор школы – это ключевая фигура в сфере
образования, так как он представляет интересы школы перед государством и
обществом, он должен
хорошо знать
сущность и характер осуществляемых перемен, их нормативно-правовое обеспечение,
все изменения законодательной базы, регулирующей образование.

В последние годы российское
образование претерпевает значительные изменения. Внедрение изменений – нелегкая
задача, которую приходится решать руководителю в современных условиях.В связи с
вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», реализацией
федеральных государственных образовательных стандартов образовательным
организациям предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной
научной, финансово – экономической деятельности, разработке и принятии
локальных актов, в определении содержания образования, выбор образовательных
технологий и учебно – методического обеспечения. Все это ложится на плечи
директора школы. В результате оптимизации образования возникают школы с
контингентом более 1000 обучающихся, так появляются школы – комплексы,
управлять которыми гораздо сложнее.

         В этих условиях современный
руководитель должен быть профессионально грамотным, оперативно принимать
решения, обладать управленческими компетенциями, грамотно разрабатывать
программу развития образовательной организации, организовать эффективное
управление кадрами. Считаю, что первоочередная задача руководителя — мотивировать коллектив на высокие достижения и
помогать каждому, кто хочет достичь высот.

Современный директор школы должен
постоянно развиваться, совершенствоваться, работать над собой, умело владеть
инновационными образовательными технологиями, повышать интерес педагогов, к
различным инновациям, обеспечивать и выстраивать правильное взаимодействие
между педагогами, обучающимися, родителями, а также социальными партнерами
образовательной организации, создавать комфортные условия для всех участников
образовательного процесса, так как именно он отвечает за создание материальных
условий для успешной работы каждого учителя и школы в целом. От его инициативы,
организаторских способностей, целенаправленности, хозяйственных навыков,
настойчивости зависит состояние учебно-материальной и технической базы образовательной
организации, рациональность ее использования и поддержание надлежащего порядка.
Без конструктивных, продуманных управленческих
решений на уровне образовательной организации сегодня невозможно обеспечить
системный характер и эффективность изменений в сфере образования.

Руководитель школы обязан обладать
большим запасом оптимизма, человеческой гуманности, вниманием к людям, большой
любовью к детям, терпением, выдержкой и тактом.Современный директор должен быть
универсальной личностью, прекрасно эрудированной, с гибким мышлением. Считаю,
что руководитель должен вдохновлять своим примером педагогический коллектив,
быть интересным детям, находить общий язык с родителями. Важно создать
сплоченную и дружную команду, которая будет работать на результати решать любые
вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

В школьном коллективе необходимо
выстроить благополучные человеческие отношения, правильно распределить
обязанности, то технологические вопросы будут решаться гораздо проще. По сути,
директор школы должен быть и менеджером, и психологом, и экономистом, но
невозможно быть лучшим по всем направлениям. Важно найти единомышленников,
которые будут лучшие в своей сфере. Таким образом, эффективный руководитель
должен быть хорошим организатором.

         Кроме того, руководителю
современной образовательной организации необходимо обладать, на мой взгляд,
личностными качествами: стрессоустойчивость, порядочность, наличие
интеллектуальных способностей, ответственность, целеустремленность, иметь лидерские
качества, коммуникабельность, способность убеждать, организаторские
способности, мобильность, чувство справедливости, терпение, высокая
работоспособность, доброжелательное отношение к людям, уверенность в себе. Все
эти качества являются залогом успешного управленца.

Руководитель должен понимать
миссию школы, уметь прогнозировать результат, чтобы реализовать основные идеи
модернизации российского образования.

Таким образом, эффективный
руководитель современной школы – это творческая личность, способная решать
любые задачи, создавать и использовать инновационные образовательные
технологии, личность, постоянно работающая над собой, над своими личными и
профессиональными качествами, личность, вдохновляющая своим примером
педагогический коллектив, стратег, видящий перспективу развития школы на
несколько лет вперед.

Управление современной школой: какой должна быть команда


Как выглядит управленческая команда передовой школы, какие функции она выполняет? Ответ не прописан в нормативных документах, но определяет успех учебного процесса. Образцовый вариант представила Елена Чернобай, директор центра изучения учительских практик Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

07 марта 2018

Новое поколение, новые правила

Мы наблюдаем эволюцию ученика. Современные дети мотивированны изнутри, они стремятся к независимым суждениям, проявляют настойчивость, заинтересованы во взаимодействии с одноклассниками и обладают другими яркими качествами. Работать с такими ребятами и интереснее, и сложнее.

В нынешних условиях жизни и обучения меняются требования к управленческому составу школы. Руководители должны и контролировать качество образования, и управлять этим качеством. Разберемся, как можно распределить профессиональные роли в команде в соответствии с новыми целями, прописанными в ФГОС и Федеральном законе «Об образовании».

Состав управленческой команды

Руководитель образовательной организации. Стратег и организатор, который обеспечивает получение образовательных результатов на основе рационального и эффективного управления ресурсами. Несет полную ответственность за все внутришкольные процессы.

Первый заместитель руководителя (по управлению ресурсами). Фигура по весу и статусу фактически равная директору школы.

Обязанности:

  1. Управление финансово-экономическими ресурсами, развитие материально-технической базы.
  2. Руководство и организация деятельности контрактной службы.
  3. Обеспечение работы органов государственно-общественного управления, которые влияют на работу школы.

Заместитель руководителя по реализации образовательных программ. Специалист аналогичный традиционному завучу, но отвечающий за конечный образовательный результат всего школьного курса, а не только начальной, средней или старшей школы.

Обязанности:

  1. Планирование повышения квалификации педагогов.
  2. Организация работы учителей по реализации образовательных программ.
  3. Организация деятельности межпредметных методических объединений (взамен распределения учителей по предметным группам).
  4. Определение/изменение структуры управления образовательным процессом в школе.

Заместитель руководителя по контролю качества образовательных результатов. Новый вид специалиста: не только контролирует, но и мониторит ситуацию в школе, способствует формированию взаимотребовательности у педагогов.

Обязанности:

  1. Организация внутренней системы оценки качества образования.
  2. Изучение удовлетворенности родителей качеством образования.
  3. Курирование участия школы во внешних процедурах оценки качества образования.
  4. Внесение предложений по аттестации учителей, а также по подбору и расстановке педагогических кадров.

Совет: реализуя контрольные мероприятия, не следует отвлекать педагогов от основного образовательного процесса.

Заместитель руководителя по воспитанию и социализации учеников. Специалист, отвечающий за дополнительное образование детей. Его помощниками часто становятся классные руководители, старшие воспитатели, социальные педагоги, омбудсмены, родители. Работа может проводиться на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях, с учетом возраста детей и категории учебной организации. В идеале, по итогам работы не менее 80% учеников средней и старшей сколы должны участвовать в общегородских мероприятиях, и не менее 50% учащихся – становиться победителями и призерами таких мероприятий.

Шестым звеном оптимальной управленческой команды является главный бухгалтер.

Читайте также:

  • Концепция школы – 2020: ключевые компетенции и новая грамотность
  • Цифровые технологии. Опыт внедрения и применения в школе
  • Геймификация в образовании

Работа с кадрами

Чтобы сформировать эффективное штатное расписание, руководству школы нужно выполнить следующие действия:

  • Сократить численность административно-управленческого персонала.
  • Увеличить долю результативных высокооплачиваемых педагогов.
  • Оптимизировать дублирующие должности с помощью аудита.
  • Эффективно распределить функционал.
  • При возможности перейти на аутсорсинг клининговых, бухгалтерских и прачечных услуг.

Формируя команду необходимо помнить о таких задачах как обеспечение безопасности, организация качественного питания, соблюдение санитарных условий, предоставление медицинского обслуживания. При всем, главной задачей команды, конечно, остается педагогическая.    


Принципы работы современного коллектива педагогов:   

  • Понимание, принятие и разделение всем коллективом целей и задач работы.
  • Моральная и материальная отдача от результатов труда.
  • Правильная расстановка кадров.
  • Грамотное стимулирование работников.
  • Ответственность руководителя и коллектива в целом за порученное дело.

Шаги к результату         

Руководство направляет педагогов к достижению планируемого образовательного результата, а он приоритетный в новых стандартах. Рассмотрим несколько универсальных приемов, которые можно обсудить с коллегами и использовать, составляя новые учебные программы.

Постановка задач. Образовательные результаты можно формулировать в опрерациональном виде от лица ребенка, начиная от простейших и закачивая сложнейшими. Возьмем, например, предмет «История». Результаты буду звучать следующим образом:

  • Минимальный: «Я могу объяснить летоисчисление, назвать важные черты нашего столетия, сравнить современность с ближайшим прошлым».
  • Средний: «Я различаю эпохи человеческого развития, могу объяснить предпосылки для возникновения определенной культуры».
  • Высокий: «Я могу описать различия и сходства между историческими периодами разной протяженности, даже если они не следуют друг за другом, могу проводить и документировать историческое исследование».  

Подготовка к уроку. Планировать учебное занятие, ориентируясь на ФГОС, можно по следующей схеме:

  1. Определение и анализ планируемых образовательных результатов. Формулировка цели и задач занятия.
  2. Отбор видов учебной деятельности. Конструирование учебных ситуаций.
  3. Отбор средств обучения.

Выбор заданий. Многие специалисты рекомендуют подбирать задания в соответствии с таксономией Блума. Она представлена в форме восхождения по следующим этапам: Знание -> Понимание -> Применение -> Анализ -> Синтез -> Оценка.

При этом помним, что любая воспитательная система может помочь в формировании только тех качеств, которыми обладает сама.

#статьи


  • 0

«В нашей школе на детей не кричат». Как директору управлять школой на основе ценностей

Объединить педагогов, детей и их родителей на основе ценностей — реальная задача или утопия? Вообще что такое ценности на деле, а не на бумаге?

Катя Павловская для Skillbox

Екатерина Ерохина

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Самый сложный вопрос для директора — чем его школа отличается от соседней. Так считает научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» в Высшей школе экономики Анатолий Каспржак. В ходе дискуссии «Директор и педколлектив: взаимодействие на основе ценностей» на онлайн-конференции «ММСО.Директор Школы» он и руководители трёх разных школ обсудили, могут ли различия базироваться на системах ценностей.

Речь не об абстрактной декларации о гуманизме и патриотизме, разумном, добром и вечном. Ценности — это основа, на которой в школе строятся взаимоотношения взрослых с детьми, директора с педагогами, другими сотрудниками и родителями. Ярко выраженные ценности — это то, что привлекает родителей в выборе той или иной школы для ребёнка.

Как показала дискуссия, настоящая (реальная, а не в декларации) ценностная основа в разных школах своя. Где-то это высокие образовательные достижения (места в рейтингах, победы в олимпиадах), где-то — уникальные педагогические подходы, а где-то — демократичная или очень самобытная атмосфера. Кстати, даже просто установка «Не кричать на детей», если она правда соблюдается, тоже может быть ценностью.

С тем, что директор и педагоги должны осознавать ценности школы и разделять их, согласились все участники дискуссии. Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова считает, что такая необходимость отчасти вызвана глобальными переменами:

«Если мы хотим понять свою миссию в новом историческом цикле, когда фрагментируется мир, то надо не просто отвечать на вызовы времени, а рефлексировать, расти вглубь. И, конечно же, действовать. Ценности помогают нам определить свои мотивы и сделать профессиональный и управленческий выбор».

А вот о том, откуда берутся и как заявляются в школе эти общие ценности, прозвучали разные мнения. Профессор Института образования Высшей школы экономики научный руководитель образовательной программы «Управление образованием» Анатолий Каспржак изложил позицию, которую можно назвать сознательным выбором директора и коллектива:

«На самом деле мы в школе почти никогда не говорим о том, каков наш согласованный взгляд педагогического коллектива на миссию, задачи образования. Если мы говорим, что наша миссия, например, успешность каждого ученика, то ценности — это то, какую цену мы готовы заплатить за то, чтобы это было основной задачей школы. Ценности — это цена, то, чем мы готовы пожертвовать, что мы готовы вложить, чтобы каждый ученик был успешным».

Как отметил модератор дискуссии учитель информатики в «Новой школе» Владимир Погодин, из этого следует, что у разных школ могут быть разные ценности. Все занимаются одним делом — учат детей, готовят их к жизни после школы — но фокусируются на разных миссиях.

С точки зрения директора московской школы №45 им. Л. И. Мильграма Михаила Шнейдера, выбор собственных ценностей школы всё-таки ограничен. Образование, подчеркнул он, — общественный институт, который должен транслировать базовые ценности, ориентируясь, например, на то, как они записаны в первой главе Конституции РФ:

«Иначе школа превращается в некий кооператив по продаже знаний. Если рассматривать образование только как некую услугу, то всё классно: мы собрали топовых учителей, отобрали учеников, победили во всех олимпиадах, у нас заоблачный рейтинг. Будет ли это школой, построенной на ценностях? Большой вопрос».

Для самого Шнейдера ключевые — ценности гражданского общества: свобода, собственность, социальная солидарность и доверие. А миссию практически любой школы в мире, как он считает, можно определить так:

«Обеспечить доступ любого ребёнка к качественному образованию и создать систему педагогической поддержки, чтобы ребёнок мог в конечном итоге самоопределиться… Для нас в 45-й школе это прежде всего школа самоопределения, формирования субъектности».

Позже другие участники дискуссии напомнили, что как раз декларация общих для государства или всего человечества ценностей часто не совпадает с тем, как школа работает на самом деле.

«Уверена, что есть энное количество директоров — и их гораздо больше, чем нас, — которые тоже процитируют Конституцию, но при этом там очень развита, например, Юнармия… Мы в эту сторону не работаем, потому что кажется, что ходить строем — не лучший способ развить свою субъектность», — привела пример Елена Моисеева. На момент дискуссии она возглавляла школу №24 Нижнего Новгорода, а в июне неожиданно была уволена.

Как ценности воплощаются в повседневной работе школы, директора рассказали на собственных примерах.

Нижегородская школа №24, по словам директора Елены Моисеевой, выбрала для себя неформальное название «Школа диалога». Это демократичная школа без отбора детей, внутри которой существует максимальная вариативность, что позволяет работать с разными учениками.

Демократические принципы требуют отказаться от некоторых распространённых практик — таких как рейтинг классов и учеников. Результативность в формальных показателях, например, по победам на олимпиадах, скорее всего, будет ниже, чем в других школах. И хорошо бы, чтобы все участники образовательного процесса понимали эти ограничения на входе в организацию.

Это значит, что необходимо правильное позиционирование школы и её ценностей перед учениками, их родителями и учителями. Особенно сложно приходится, как рассказала Моисеева, с набором педагогов. Нестоличные школы находятся «на безрыбье», у них нет возможности придирчиво выбирать учителя с идеальным совпадением ценностей. Но по крайней мере, отметила Елена Моисеева, нужно озвучивать свои ожидания:

«Когда ты говоришь: „А вы готовы сотрудничать? Готовы давать совместные уроки? Когда вы в последний раз учились чему-то новому? Какую профессиональную книгу вы сейчас читаете?“, это как раз цепляет. Лучше договариваться на берегу, что у нас важно, что непринципиально, что неприемлемо… Всё это звучит иногда как лозунги, когда же мы говорим, какие поведенческие индикаторы соответствуют какой компетенции, мы можем кейсы обсудить с учителями, какую-то ситуацию разобрать».

Директор гимназии №3 Перми Татьяна Новикова вспомнила классиков педагогической науки. Главная ценность в её школе — развитие человека через совместную деятельность, и её формирование базируется на системе развивающего обучения Эльконина — Давыдова.

Коллектив школы, рассказала Новикова, ориентирован на то, чтобы научить детей мыслить и делать осознанный выбор через развивающее обучение. Исходя из этой цели строится и организационная структура гимназии с распределённым управлением. Ценности развивающего обучения отражены в уставе организации, программе её развития, рабочей программе воспитания, коллективном договоре с сотрудниками. На образовательную практику они влияют, например, через использование метода по формированию сопричастности:

«Это помогает нам объединить и выстроить всю образовательную деятельность. Ещё один инструмент — формирование детско-взрослой общности. Он помогает нам не просто на словах взращивать ценности, а и в реальной деятельности проживать и сопереживать, когда формируется та или иная ценность… Взрослые — это не только учителя, но и родители, и интересные люди, которые приходят и общаются с детьми. Это могут быть формальные и неформальные объединения, но именно детско-взрослые, не только детские сообщества очень эффективны по формированию ценностей».

Monkey Business Images / Shutterstock

Михаил Шнейдер в своём ответе заметил, что способы внедрения ценностей бывают разными, и вполне нормально, если они будут отличаться в разных школах и для разных педагогов. Он привёл пример с любимой детьми и успешной учительницей, которая на своём 80-летии призналась со сцены: «До сих пор не понимаю, что такое педагогика». Сам Шнейдер верит в педагогическую интуицию:

«По большому счёту мне всё равно, читал ли учитель Эльконина с Давыдовым… Многие необходимые учителю качества предопределены природой. Я согласен, что надо учиться, у нас тоже есть внутренняя система повышения квалификации. Но есть те, кто полностью отражает поговорку „Умного учить — только портить“».

Что учитель читает и какие технологии применяет на уроках, считает Шнейдер, можно обсуждать. Что обсуждению не подлежит — это уважение к правам ребёнка, отношение к нему как к человеку, независимо от возраста. На повседневном уровне это проявляется в том, что на детей никто не кричит. На уровне ценностей — в стремлении к эталонному образу обучающегося:

«Это тот идеал, к которому стоит стремиться. В сфере „человек — человек“ без формулирования идеала сложно работать, это абсолютно идеалистическая сфера деятельности, поэтому управленческие технологии в ней ограниченно действуют… Есть некие качества, которые мы хотели бы видеть у обучающихся, но это не значит, что мы их будем методами социальной инженерии формировать сами. Мы должны создать условия, чтобы эти качества формировались. А их не так много: мы хотели бы, чтобы все, кто населяет нашу школу, были любознательными, чтобы стремились к знаниям, были думающими, принципиальными, неравнодушными, хорошими коммуникаторами, сбалансированными и, таким образом, неагрессивными. Конечно, непредвзятыми и рефлексирующими, само собой».

В управлении школой №45 им. Л. И. Мильграма, по словам Шнейдера, ценности реализуются через формирование тайным голосованием управляющего совета и его реальную роль в принятии решений. В совет входят ученики, родители, представители коллектива.

Остроты в дискуссию добавил Анатолий Каспржак. Он заявил, что директора описали неизмеримые явления, вокруг которых нельзя выстроить систему. Как понять, что школа помогает или не помогает в самоопределении, и повлиять на это? В какой момент складывается детско-взрослая общность и какие конкретно действия к этому приводят? Каспржак предложил начинать с простых договорённостей:

«Почему не поставить гораздо более простые вопросы: давайте договоримся, что в нашей школе на детей не кричат, и учителя не кричат друг на друга; что в нашей школе ко всем, включая первоклассников, обращаются на „Вы“. И начинает формироваться определённая система ценностей, которая на самом деле ведёт к главному вопросу образования — его гуманизации… Ребёнок в 17 лет оканчивает школу, из них 11 лет он пребывает в школе, и ему всё время говорят, что он пока не живёт. Он пока заготовка, а мы — „папа Карло“».

Кадр: фильм «Приключения Буратино»

Таким образом, по словам Каспржака, абстрактное управление через формирование ценностей можно заменить на управление через согласованное отношение коллектива к образованию, общее понимание его сути и задач школы. Такое управление образованием (в отличие от более привычного управления организацией образования), считает Каспржак, меняет ситуацию в конкретных учебных классах, влияет на то, как в школе учат и учатся.

Директора школ в ответ рассказали, как они измеряют и фиксируют работу учреждения на основе ценностей. По словам Елены Моисеевой, в школе №24 
Нижнего Новгорода за 15 лет её работы директором сформировалась общая культура, в которой принято не кричать на детей, а договариваться на основе аргументов. Сейчас эти общие установки формализуются через модель компетенций педагога. Каждая компетенция отражается в поведенческих индикаторах, чек-листах по урокам и внеурочным занятиям.

Директор пермской гимназии №3 Татьяна Новикова подчеркнула, что взаимодействие коллектива школы с учениками выстраивается по тем же принципам, что взаимодействие директора со всеми сотрудниками. Если в коллективе отношения строятся уважительно, то же будет и в классах. На уровне управленческих инструментов Новикова использует единую повестку для школьных собраний с общим шаблоном, но вариативным содержанием — тут педагог может обсудить с родителями или классом то, что важно ему. А все системы управления, сбора данных, отчётности и должностные инструкции обсуждаются с точки зрения того, как их использование помогает ученикам.

Михаил Шнейдер из школы №45 им. Л. И. Мильграма напомнил, что измерить можно (и нужно) далеко не всё, показав в камеру книгу «Тирания показателей» Джерри Мюллера. В его школе ценности проявляются в уважении прав человека, в соблюдении на практике, а не на бумаге, всех прописанных в законах и локальных нормативных актах прав:

«Это имеет много издержек. У нас, к сожалению, чем директор злее, тем быстрее решаются некоторые вопросы, например, по вакцинации трудящихся. Мы на одном из последних мест в Москве».

Такую «ценностную ткань» не всегда можно измерить количественно.

В заключение Анатолий Каспржак признался, что атаковал директоров намеренно, в качестве методического приёма для оживления дискуссии. Безусловно, в разных школах должны практиковаться свои способы внедрения ценностей, и сами ценности могут отличаться. Но важно не отказываться от них совсем. Каспржак напомнил участникам дискуссии «формулу хорошего образования» от известного британского педагога и управленца Майкла Барбера:

Результаты образования = (знания + умения + лидерские качества) × этические нормы

Если доверять этой формуле, получается, что несформированные этические основания могут обнулить любой образовательный результат. Но единообразного ответа на вопрос, как над ними работать, в мировой практике нет. Государство в России в последние годы обращает всё больше внимания на воспитательную работу в школах: даже вводится соответствующая должность советника директора. Дискуссия на конференции «ММСО.Директор Школы» ведёт к мысли, что, независимо от таких мер на федеральном уровне, формирование и ежедневное воплощение общих ценностей — задача директора и коллектива, тема для рефлексии и открытых обсуждений.


Как зарабатывать больше с помощью нейросетей?
Бесплатный вебинар: 15 экспертов, 7 топ-нейросетей. Научитесь использовать ИИ в своей работе и увеличьте доход.

Узнать больше



В данной статье рассматриваются условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией, раскрываются факторы, критерии и распространённые препятствия, влияющие на эффективность деятельности общеобразовательной организации.

Ключевые слова: эффективность, условия, управление, общеобразовательная организация, руководитель, взаимодействие

В наше время, всё чаще встаёт вопрос о значительных изменениях, которые претерпевает система образования. В связи с этим, требования к качеству образования повышаются, а это в свою очередь ведёт к актуализации проблемы повышения эффективности деятельности общеобразовательной организации. Проблема эффективности образования разрабатывается и изучается достаточно долго. Майоров А. Н. выделяет 3 подхода эффективности:

– основанная на общенаучных исследованиях эффективность, показывает соотношение между результатами какой- либо деятельности и конечной заданной целью. Критики считают, что для образования этот подход не очень подходит, из-за трудностей и несоответствия целей и результатов.

– предполагается соотношение результатов и затрат. Такой подход сможет спровоцировать получение высокой эффективности, за счёт снижения затрат. В этом случае, образование может перестать выполнять свои социальные функции, оставаясь весьма эффективным.

– подход исходит из понимания эффективности, как большей действенности результативности. Эффективность рассматривается в двух аспектах: учебном(качество подготовки учащихся); социальном(реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой, как социальным институтом). [Майоров]

Благодаря грамотному и умелому руководству, деятельность организации будет успешной. При этом процесс управления общеобразовательной организацией представляет собой не только деятельность руководителя, а целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников педагогического процесса для достижения оптимального результата и достижения общих целей [7]. Оно осуществляется на разных уровнях, и базируется на соблюдении ряда принципов, которые лежат в основе деятельности руководителя при выполнении всех управленческих функций. Эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управленческой системы, которая отражается в различных показателях, как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), причём эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики [6]. На наш взгляд, понятие «эффективность управления общеобразовательной организацией» — это одно из условий качественного и продуктивного управления, основывающееся на сравнении результатов деятельности и ресурсов, затраченных на их достижение.

Не смотря на разногласия в трактовках, в образовательных организациях создаются условия, для их эффективной деятельности. В начале восьмидесятых годов в США была разработана модель 5 факторов для эффективной деятельности школ: сильное административное руководство; благоприятный психологический климат в коллективе; ориентация на базовые академические навыки; ожидание более высоких результатов от обучающихся со стороны преподавателей; система контроля по достижениям учащихся.

Чиркин В.Е, более полно раскрывает понятие эффективность управления общеобразовательной организацией — это результат достижения целей управленческой деятельности, а деятельность по управлению организацией — это результат достижения целей общеобразовательного учреждения. Говорить об эффективном управлении школой можно в том случае, если необходимые цели и результат достигаются быстро и с экономией ресурсов [7].

Рассуждая о повышении эффективности работы общеобразовательной организации, необходимо обратиться к характеристике личности руководителя. Эффективный руководитель современной школы должен конкретно ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, грамотно распределить должностные обязанности между работниками, а, главное, уметь находить пути их решения. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителя, изменяя стиль руководства, можно не только повысить эффективность работы образовательной организации, но и усовершенствовать жизнедеятельность школы в целом.

Зайцева И. К. отмечает, что одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности. Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня компетентности управленческого состава [1]. Эффективное управление осуществляется посредством взаимодействия между субъектом и объектом управления, которое позволяет реализовать управленческие отношения.

Для эффективного функционирования системы управления общеобразовательной организацией требуется создать комплекс необходимых условий. Остановимся на характеристике тех, условий, которые на наш взгляд являются наиболее необходимыми именно в системе образования. Все условия представлены на рис. 1.

Рис. 1. Условия, необходимые для повышения эффективности управления общеобразовательной организацией

Рассмотрим более подробно каждое из представленных на рисунке условий:

Субъект и объект управления должны соответствовать друг другу (взаимопонимание, психологическая совместимость). Если такого соответствия не будет, окажется трудно их “состыковать”, они не смогут понять друг друга в процессе работы, а, следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Более того, субъект и объект управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования. Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результат работы.

В рамках единства, субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего, нет гарантии, что принимаемые решения будут оптимальными, так как удаленность от места событий, незнание многих деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, и так далее препятствуют этому. Субъект управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет за собой потерю времени и все связанные с этим негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта управления выступают живые люди, обладающие собственными интересами, стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего, Если всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта могут быть самыми неприятными.

Субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к новому состоянию друг друга.

Как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один — в отдаче в данной ситуации команд, другой — в их своевременном и точном исполнении. Возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта, следовать поступающим командам. Подобная ситуация возникает в том случае, если личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта управления. То есть степень достижения участниками управленческой деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей самого объекта. И это составляет самую большую проблему управления в том случае, когда его субъект и объект не связаны отношениями собственности [2].

Для устойчивого развития школы, необходимы постоянные организационные изменения и движение вперед. Необходимо постоянно поддерживать творческий настрой и разумный энтузиазм педагогического коллектива, в связи с этим, можно обратиться к стратегии по преодолению всего спектра возникающих различных препятствий на пути повышения эффективности деятельности.

На взгляд Лепешевой Е. М., самые распространенные препятствия, которые могут снижать эффективность деятельности общеобразовательной организации, можно разделить на три группы:

– препятствия, порожденные внешней средой: отсутствие ориентации на рыночные факторы; стремление общественности видеть немедленные результаты и пренебрежение скромными постепенными результатами, желание сохранить заведенный порядок, недопонимание сути и значения эффективности, законодательные ограничения, существующая процедура принятия решений в области финансирования;

– препятствия, порожденные собственной организацией: бюрократизация, дефицит ответственности, несовершенная поощрительная система, сопротивление отдельных педагогов, неопределенность целей, неспособность отказаться от неоправдавших или исчерпавших себя инновационных проектов, низкий уровень аналитической культуры, неадекватная информация о проводившихся инновациях и нежелание использовать имеющуюся информацию, завышенная самооценка, завышенные ожидания;

– препятствия, порожденные людьми, — ошибки, мнения, поведение, которые не позволяют добиться повышения эффективности или вовсе отбивают желание добиваться этого, а также дефицит времени, ложные представления, стремление избежать риска [3].

Не сложно доказать, что некоторые проблемы надо относить не к одной группе, а к другой. На самом деле многие из них относятся сразу к двум группам, а возможно и к трем.

На эффективность управления общеобразовательной организацией влияет ряд факторов: потенциал сотрудников, их способности выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации, профессиональная культура руководителя, а именно наличие у него соответствующих личностных качеств и способностей к управленческой деятельности; социальная ответственность, позволяющая учитывать интересы многих субъектов внешней и внутренней среды организации; умение использовать такие социальные факторы управления, как организационная культура, организационный порядок, самоорганизация и самоуправление; умение формировать предпринимательское организационное поведение, создавать инновационную среду и оказывать поддержку сотрудникам; умение использовать эффективные методы и технологии управления, наличие развитой инфраструктуры, включающей законодательную, информационную и консультативную базу [5]. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, повышение эффективности управления общеобразовательной организацией, связано с множеством факторов и условий. На современном этапе развития общества, несомненно, важно при управлении образовательными системами создавать все обозначенные выше условия, на наш взгляд, лишь при включении всех слоев образовательного процесса в подготовку, принятие и реализацию управленческих решений представляется возможным выяснить необходимые сферы для модернизации и определить пути совершенствования. Но, как известно, многие не компетентны в вопросе управления и влияния на него, поэтому необходимо повышать профессиональное мастерство и управленческую компетентность всех участников системы управления школой. При соблюдении этих условий управление образовательными системами будет действительно эффективным.

Литература:

  1. Зайцева И. К., Миронова Т. В. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003. — 464с.
  2. Курганский С. М. Управление школой в «режиме развития». — Школьные технологии», 2002. — 85с.
  3. Лепешева Е. М. «Директор школы — начало пути. Работа с персоналом». — СПб., 2010. — 102 с.
  4. Майоров А. Н. «Мониторинг в образовании». — М: Интеллект-Центр., 2005.- 424с.
  5. Роньжова Н. В. «Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией». — Молодой ученый. — № 23. — 2016. — С. 512- 517.
  6. Сластёнин, В.А. «Психология и педагогика: Учебный курс». — М.: Юрайт, 2013. — 543 c.
  7. Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс. — М.: Юристъ, 2003. — 320 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общеобразовательная организация, управление, субъект управления, повышение эффективности управления, управленческая деятельность, эффективность управления, друг друга, организационная структура, управленческий процесс, эффективное управление.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство над коллективам
  • Станок деревообрабатывающий кедр кт 1 руководство по эксплуатации
  • Как разморозить холодильник либхер двухкамерный инструкция liebherr cbn 4835 20
  • Сорбифер солютаб инструкция по применению цена
  • Расторопша шрот таблетки инструкция по применению