Эффективное руководство дошкольным учреждением

Эффективное управление ДОУ: 5 факторов успешного
руководителя
❗️Эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит от
руководителя. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков
его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут
способы мотивации сотрудников. Какой климат будет создан в коллективе.Разберемся,
какие факторы определяет успешного и эффективного заведующего ДОУ.


Фактор 1. Образование
Без образования сегодня никуда. А чтобы стать заведующим дошкольного
учреждения, требуется соответствующая квалификации. Варианта два:
— высшее профессиональное образование по направлению«Государственное и
муниципальное управление»,«Менеджмент» или «Управление персоналом»
— стаж работы на педагогических должностях от 5 лет или высшее профессиональное
образование
дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и
муниципального управления или экономики и менеджмента
стаж работы на руководящих или педагогических должностях не менее 5 лет

Только
при наличии такого уровня подготовки современный заведующий обладает
необходимыми навыками и компетенциями. Это позволяет ему ориентироваться в
своей работе на ФГОС, т.е. отвечать государственным требованиям в управлении
ДОУ.

Чтобы
повышать уровень своего профессионализма, заведующий:


Занимается научно-исследовательской работой.
— Принимает участие в тематических форумах.
— Посещает конференции и семинары.

❗️Вывод:
настоящий современный руководитель – это результат долгого труда, личностного и
профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации.


Фактор 2. Законодательство и прочие документы
Для грамотного и эффективного руководства дошкольным учреждением заведующий
должен отлично разбираться в законодательстве. В своей работе он должен
опираться исключительно на действующую нормативно-правовую базу:


Законодательство РФ
— Конституция РФ
— Конвенция ООН о правах ребенка
— Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ
— Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Это
далеко не полный перечень необходимой документации. Однако, чтобы быстро
реагировать на все изменения, руководитель должен заниматься постоянным
мониторингом нововведений в этой области.

Это
позволит следить за качеством предоставляемых услуг, отслеживать новые
тенденции в подходе к образовательному процессу.

Большой
кластер знаний требуется и в области финансов и экономики. Среди качеств
современного и эффективного руководителя ДОУ:


умение эффективно распределять бюджетные средства
— рациональное формирование фонда оплаты труда
— поиск внебюджетных источников финансирования

✅Фактор
3. Стратегическое управление и продажи
К одной из эффективных систем руководства можно отнести стратегическое
управление, а именно:


Умение грамотно определять цели развития, устанавливать пути их достижения.
— Умение находить и обнаруживать основные проблемы в системе управления.
— Вовремя вносить коррективы и поправки в организацию работы ДОУ.
— Использовать разносторонние способы воздействия на педагогический коллектив.
— Уметь обнаруживать скрытый потенциал сотрудников и обеспечивать условия для
их раскрытия и развития.

❗️Основная
задача руководителя – сопоставить цели и задачи государства и региона с
собственными представлениями о развитии ДОУ.

При
этом необходимо учитывать экономические, социальные и культурные особенности
своего региона. Использовать в системе управления такие направления, как:


стратегический менеджмент
— сегментацию образовательных услуг
— различные виды стратегий развития

При
управлении дошкольным учреждением необходимо учитывать стадии его жизненного
цикла, а также проводить постоянный анализ конкурентов на рынке оказываемых
услуг.
Образовательные услуги сегодня – это товар. Задача современного руководителя
донести эту мысль до сотрудников.
Все просто. Спрос на этот вид товара зависит от качества предоставляемых услуг,
т.е. простым языком, от того, насколько качественно выполняют свою работу
воспитатели.

Поэтому
первостепенное значение должно уделяться обучению персонала и повышению его
квалификации. При этом не имеет значения, что это за сотрудник – воспитатель,
медицинский работник или повар.


Фактор 4. Заведующий или бизнесмен
  Когда дошкольное учреждение – это не только место, где ребенок ожидает
возвращения родителей, а центр, где ребенок с радостью проводит время – это
хороший детский сад с комплексным развитием ребенка.

Руководитель
обязан учитывать:
— профессиональные возможности воспитателей
— интересы детей
— запросы родителей (с точки зрения потребителя услуги).

Как
и любой руководитель, заведующий нацелен на оптимальную работу своего
учреждения. Здесь важна работа на перспективу.

❗️ВАЖНО:
— Уметь распознать современные тенденции, оптимально внедрить их.
— Максимально оптимально определять и ставить задачи на будущее.
— Находить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач, которые
будут актуальны не только сегодня, но и в ближайшем будущем.
— Разбираться в современных технологиях и постоянно внедрять новые инновации.

Бизнесмен
– это лидер. Заведующий детским дошкольным учреждением – это лидер вдвойне. Он
руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и
непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них.

Хорошего
заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и
уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию.
Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.


Фактор 5. Психология отношений и коммуникации
Современный заведующий ДОУ – это превосходный психолог и коммуникатор.
Полную картину ДОУ можно создать только через непосредственное общение с
коллективом, родителями и воспитанниками. Только так можно определить
возникающие проблемы и максимально быстро и эффективно их решить.

Заведующий
должен отлично разбираться в людях, чтобы выстраивать ровные деловые отношения
со всеми. Его характеризует стрессоустойчивость и эмоциональная
уравновешенность. Это позволяет:

Максимально
эффективно разрешать конфликты.
Подбирать нацеленную на результат команду воспитателей и обслуживающего
персонала.

Комфортный
климат, который создает заведующий в своем коллективе, отражается на успехах всего
персонала. Вот чем должен руководствоваться современный заведующий в своей
работе:


Вовлекать персонал в процесс работы и управления
— Находить источники индивидуальной мотивации сотрудников к
самосовершенствованию
— Всегда находить индивидуальный подход в работе с каждым сотрудником
— Поддерживать оптимальный благоприятный микроклимат в коллективе
— Создавать условия для раскрытия сильных личностных качеств сотрудников
— Предоставлять условия развития успеха каждого сотрудника: повышение
квалификации, творческое развитие или карьерный рост – каждый сотрудник вправе
решать сам.

❗️❗️❗️Выводы
Кто он – современный заведующий ДОУ? Педагог или исследователь? Управленец или
стратег? Бизнесмен или психолог? Ответ очевиден – чтобы отвечать всем
требованиям современного управления дошкольным учреждением, необходимо
совмещать в себе все эти качества. Быть многогранной личностью.

И
если вы хотите оставаться таким руководителем всегда, вас ожидает упорный труд
и постоянная работа над собой. Но в конечном итоге, цель ведь благая –
воспитание будущего поколения!

Библиографическое описание:


Жнай, И. И. Стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях / И. И. Жнай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 131-132. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79675/ (дата обращения: 24.09.2023).



На сегодняшний день изменения, которые мы можем заметить в системе образования, охарактеризованы необходимостью изменений, которые будут соответствовать развитию общества и всей образовательной системы. Отметим, что в Законе «Об Образовании в Российской Федерации» указывается, что те требования, которые предъявляются к образованию на современном этапе, обосновывают необходимость образовательных учреждений постоянно двигаться в направлении развития [1]. В связи с этим возникает необходимость модернизации системы управления в дошкольных образовательных учреждениях, что связанно также и с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране.

Руководителям на сегодняшний день необходимо выстраивать кадровую политику дошкольного образовательного учреждения таким образом, чтобы она могла быть эффективной на практике. Так как при этом возрастает необходимость управления и персоналом, появляется определенная проблема: она состоит в отсутствии определенной системы. Сегодня руководителю необходимо самостоятельно искать профессиональные кадры, однако это значительно затруднено тем, что настоящий период времени во многих ДОУ работает большое количество «случайных» людей.

В центре работы дошкольной образовательной организации находится такой важный структурный компонент как деятельность непосредственного руководства учреждения в слиянии с функционированием педагогического коллектива.

Первое звено — непосредственно управляющий, т. е. заведующий дошкольным образовательным учреждением. Его первостепенная задача — определение стратегии развития организации и принятие соответствующих решений, которые будут определяющими при достижении поставленной цели. Второе звено представлено заместителями заведующего учреждением, сюда же относятся и ответственный по административно-хозяйственной части дошкольной организации, детский психолог, логопед и пр. Они принимают решения согласно своим непосредственным функциональным обязанностям, следуя, тем не менее, общему плану развития учреждения. Третье звено управляющей системы — воспитатели, педагоги дошкольного образовательного учреждения [4]. Их управляющие решения распространяются на их воспитанников в учебно-воспитательной деятельности. В четвертое звено можно определить самих воспитанников, так как само направление деятельности дошкольного учреждения на современно этапе предполагает субъект-субъектные отношения между всеми членами учебно-воспитательного процесса. При этом ребенок является как объектом воздействия, так и субъектом развития одновременно [3].

В связи с современными событиями и обстоятельствами руководителю дошкольного образовательного учреждения необходимо придерживаться стратегии здоровьесбережения воспитанников и работников, а также сотрудничества с родителями [7]. В соответствии с требованиями к организации системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни особое внимание уделяется взаимодействию образовательного учреждения с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактики у них вредных привычек, формирования безопасного образа жизни. Сотрудничество ДОУ с семьёй — один из основополагающих принципов дошкольного образования [2, п. 1.4]; среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО, — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [2].

В соответствии с изученными теоретическими источниками стратегия руководителя дошкольной образовательной организации должна разрабатываться с учетом следующих моментов:

— в ней должна быть обозначена приоритетная образовательная цель развития дошкольной образовательной организации;

— образовательные цели развития дошкольной образовательной организации могут определяться через выбор когнитивной, аффективной, валеологической, креативной или любой другой образовательной тактики, но не «захватывать» описание всех видов тактик [6];

— в соответствии с образовательными целями в ней должны быть выделены определенные проблемные области и соответствующие им области профессиональной деятельности сотрудников детского сада;

— обозначены средства решения приоритетных задач на каждом этапе работы и предполагаемые результаты (при этом требуется, чтобы используемые средства и методы работы, педагогический потенциал (кадровый состав, педагогическое сопровождение предметно-развивающей и пространственной среды) соответствовали поставленным образовательным целям);

— должны быть намечены ожидаемые результаты реализации программы развития с учетом образовательных целей развития дошкольной образовательной организации.

Таким образом, подводя итог исследованию в рамках заявленной темы, можно сделать общий вывод о том, что стратегия руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях должна выстраиваться и работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции. Для улучшения качества управленческой деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения в современных условиях необходима постоянная и планомерная работа в отношении структурирования педагогического состава и кадров учреждения. А также имеет значение выбор стратегии и программы развития учреждения, в контексте гуманизации и демократизации образования. Цель управления развитием дошкольного образовательного учреждения состоит в создании условий, обеспечивающих развитие педагогического процесса как целостной системы и индивидуально-творческого развития личности ребёнка и педагога.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) //http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.03.2021)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., № 1155. (дата обращения: 30.03.2021)
  3. Акинфеев Н. В. Особенности управления изменениями в образовательной среде. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та. — 2018. — С. 1–3.
  4. Ганичева И. А. Этапы управления организационной культурой педагогического коллектива ДОУ / И. А. Ганичева, А. Д. Столярова // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 164–167.
  5. Губанихина Е. В. Организационно-педагогические условия управления организацией социжального партнёрства дошкольной образовательной организации / Е. В. Губанихина, Н. В. Замятина // Молодой ученый. — 2016. — № 24. — С. 444–446.
  6. Иванова М. Н. Стратегии развития образовательных организаций // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 421–423.
  7. Инновационная деятельность в дошкольном образовании: Материалы XI Международной научнопрактической конференции // под общей редакцией Г. П. Новиковой. — Ярославль-Москва: Издательство «Канцлер», 2018. — 606 с.
  8. Сацюк, И. Б. Педагогические основы управления в дошкольных образовательных учреждениях / И. Б. Сацюк. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-upravleniya-v-doshkolnyh-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah???history=18&pfid=1&sample=17&ref=0 (дата обращения: 01.04.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образовательное учреждение, дошкольная образовательная организация, безопасный образ жизни, развитие, стратегия руководителя.

Похожие статьи

Современные приоритеты развития дошкольного

Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через…

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к…

Направления развития дошкольной образовательной

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях.

Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели…

Управление дошкольной образовательной организацией

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике…

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как

Одним из приоритетов развития образовательного учреждения образования является…

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения

Специфика управления дошкольной образовательной

Гриценко, Н. В. Специфика управления дошкольной образовательной организацией / Н. В. Гриценко.

В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители…

Управление дошкольной образовательной организацией

Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития

управление, дошкольная образовательная организация, воспитательный процесс

образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов…

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное

Похожие статьи

Современные приоритеты развития дошкольного

Основная стратегия развития нашего дошкольного учреждения заключается в создании единой образовательной среды ДОУ отвечающей

Основными направлениями развития дошкольного учреждения являются: − повышение качества образования в ДОУ через…

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном

Таким образом, современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой сложную систему, где главным звеном являются дети, которые требуют особого внимания и мы, взрослые, должны обеспечить безопасное пребывание их в детском саду и подготовить к…

Направления развития дошкольной образовательной

Направления развития дошкольной образовательной организации в современных образовательных условиях.

Дошкольная образовательная организация представляет собой образовательную организацию, осуществляющую в качестве основной цели…

Управление дошкольной образовательной организацией

Управление дошкольной образовательной организацией — многофакторный процесс, составляющей частью которого является организационная структура, общая культура образовательной организации, стратегия и тактика руководителя.

Управление ДОУ в современных условиях | Статья в сборнике…

дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, детский сад, ребенок

Управление дошкольной образовательной организацией в современных условиях как

Одним из приоритетов развития образовательного учреждения образования является…

Психологически безопасная образовательная среда в ДОУ

Психологически безопасная образовательная среда образовательного учреждения — это такая среда, в которой большинство родителей и воспитанников положительно относятся к ней, удовлетворены характеристиками среды дошкольного образовательного учреждения

Специфика управления дошкольной образовательной

Гриценко, Н. В. Специфика управления дошкольной образовательной организацией / Н. В. Гриценко.

В дошкольной образовательной организации в качестве объекта управления может быть коллективный орган или управляющее лицо: заведующий и его заместители…

Управление дошкольной образовательной организацией

Кощиенко И. В. Управление дошкольной образовательной организацией на основе стратегии ее развития

управление, дошкольная образовательная организация, воспитательный процесс

образовательный процесс, дошкольное образовательное учреждение

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов…

Таким образом, к педагогическим условиям формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольной

Детский сад, здоровый образ жизни, Родитель, дошкольное учреждение, ребенок, семья, дошкольное образовательное

В
ДОУ руководитель является ключевым
звеном его эффективного функционирования
и результативности воспитательно-образовательной
работы.

Руководитель

это, прежде всего, знаток людей, психолог,
умеющий создать такие стимулирующие
условия, которые вызывают у каждого
сотрудника интерес к работе, ее качеству,
желание добиться успеха и высоких
результатов.

В
современных условиях требования к
руководителю расширяются и усложняются.
Он не только должен обладать высокой
сознательностью, чувством ответственности,
административно-управленческими
способностями, но и быть высококомпетентным,
уметь мыслить стратегически, видеть
перспективу, регулировать отношения,
рассматривать возникающие проблемы
комплексно, глубоко осознавать важность
повышения эффективности, качества
работы во всех звеньях.

Руководитель
современного типа; должен обладать
разносторонней профессиональной
подготовкой и в то же время целенаправленно
развивать свое искусство управления,
как работой, так и людьми, способностью
делегировать некоторые свои полномочия,
опираться на коллектив, быть умелым
психологом, педагогом, социологом.

Каждый
руководитель в управленческой деятельности
выполняет служебные обязанности в
определенном, свойственном только ему
стиле.

Стиль
руководства

выражается в том, какими приемами
руководитель побуждает коллектив к
инициативному и творческому выполнению
возложенных на него обязанностей, как
контролирует результаты деятельности
подчиненных. Тем самым принятый стиль
может служить характеристикой качества
деятельности руководителя и руководящего
органа, их способности обеспечивать
эффективную управленческую деятельность,
а также создавать и воспроизводить в
коллективе особую атмосферу, порождающую
определенные нормы взаимоотношений и
поведения.

Стиль
работы руководителя
,
его деловые и личностные качества
оказывают существенное воздействие на
режим и порядок работы ДОУ, на эффективность
и результативность его деятельности.
Стиль руководства также создает и
воспроизводит в коллективе особую
атмосферу и порождает свой этикет,
определенный тип поведения и
взаимоотношений.

Стиль
управления

это система способов, методов и форм
деятельности которые предпочитает
руководитель.

В
любой системе управления не может быть
использован только один какой-либо
стиль. Руководитель должен уметь
пользоваться всей палитрой в зависимости
от обстоятельств: содержания решаемых
задач, конкретного состава руководимой
группы и т.д. Безусловно, в стиле управления
проявляются все личностные качества
руководителя, от которых зависит и
эффективность работы дошкольного
учреждения.

Каждый
руководитель в управленческой деятельности
выполняет служебные обязанности в
определенном, свойственном только ему
стиле. Стиль руководства выражается в
том, какими приемами руководитель
побуждает коллектив к инициативному и
творческому выполнению возложенных на
него обязанностей, как контролирует
результаты деятельности подчиненных.

Обычно
стиль отличается устойчивостью,
обнаруживаемой в частом повторении тех
или иных приемов руководства. Но
устойчивость эта относительная, поскольку
стилю обычно присущ и динамизм, который
многими специалистами ценится столь
высоко, что, по их заверению, «наилучший
тип руководителя — это динамический»
и что «умение руководить — это умение
менять стиль руководства».

Стиль
руководства

— это почерк руководителя, и выражается
он в том, как действует руководитель,
какими способами он решает стоящие
перед ним задачи. Принятый стиль создает
и воспроизводит в коллективе особую
атмосферу и порождает свой этикет,
определенный тип поведения и
взаимоотношений.

Еще
в 40-е годы К.Левиным была предложена
широко известная в наше время классификация
стилей управления: авторитарный,
демократический и либеральный. В этой
классификации стили руководства
различаются по тому, как руководитель
включает подчиненных в процесс принятия
решений.

  1. Руководитель
    с
    авторитарным
    стилем всегда принимает решение сам,
    не советуясь с подчиненными, навязывая
    им свою волю и не давая возможности
    проявить инициативу. Для него идеальны
    только такие отношения с подчиненными,
    при которых они безоговорочно принимают
    к исполнению все его решения. Как
    правило, у представителей этого стиля
    преобладают административные методы:
    приказ, выговор, взыскания, лишение
    определенных льгот. Он признает только
    два способа стимулирования подчиненных
    — материальное поощрение и административное
    наказание.

К
жесткому авторитарному стилю склонны
прибегать руководители, не имеющие
достаточной квалификации и не знающие
лучших методов воздействия на подчиненных,
а также руководители с гипертрофированным
мнением о собственных достоинствах и
нуждающиеся в беспрекословном повиновении
подчиненных, чтобы ощутить свою
значимость. Однако в практике работы
отдельные авторитарные методы дают
наибольший положительный результат в
том случае, если существует дефицит
времени или возникла экстремальная
ситуация и надо четко и быстро выполнить
определенные действия для получения
необходимого результата.

Содержательная
сторона авторитарного стиля характеризуется
следующим:

— четко
планирует предстоящую деятельность,
требует неукоснительного того же от
подчиненных. Любит планировать все до
мелочей письменно. Часто скатывается
к бюрократизму, так как признает только
бумаги;

— проявляя
сам разумную инициативу, в то же время
пресекает инициативу подчиненных, свое
мнение считает единственно правильным
и непогрешимым;

— склонен
иметь трудности в общении с людьми.
Очень часто сам бывает инициатором
конфликтной ситуации.

  1. Руководитель
    с
    демократическим
    (коллегиальным) стилем принимает решения
    так же сам, но вырабатывает их совместно
    с подчиненными, предпочитая влиять на
    них при помощи убеждения. Он избегает
    административными методами навязывать
    свою волю подчиненным, прибегая к
    групповой дискуссии и стимулируя их
    активность при принятии решений.

Однако
необходимо помнить, что групповые
механизмы принятия решений могут вести
к коллективной безответственности.
Быть демократичным руководителем
чрезвычайно трудно. Чтобы успешно
применять в конкретной ситуации к
конкретному человеку верный метод
воздействия, руководитель должен иметь
глубокие знания по психологии и
управлению. Он должен обладать высокой
эмоциональной устойчивостью, способностью
гибкого поведения.

Содержательная
сторона демократического стиля
характеризуется следующим:

— всегда
имеет четкий перспективный план, как
своих действий, так и действий подчиненных,
однако умеет избегать излишнего
бумаготворчества;

— способен
критически осмысливать как свои действия,
так и действия подчиненных, не пресекает
критику, способен к самокритике;

— никогда
не бывает сам инициатором конфликтных
ситуаций. Умеет «погасить» зарождающийся
конфликт в зародыше;

— пользуется
истинным неформальным авторитетом.

Эффективность
демократического стиля управления
зависит от коммуникативной компетентности
руководителя, от временных ресурсов
для разрешения проблемы, от сочетаний
знаний и опыта.

  1. Руководитель
    с
    либеральным
    стилем целиком доверяет (делегирует)
    выработку и принятие решений подчиненным,
    предоставляя им полную свободу, оставляя
    за собой лишь представительскую функцию.
    Занимаясь внешними связями, он считает,
    что в вопросах внутренней жизни может
    целиком положиться на свой коллектив.
    Он готов принять решение, предложенное
    коллективом, даже если оно не совпадает
    с его собственным. Либеральный
    руководитель стремится наладить со
    своими подчиненными хорошие творческие
    отношения.

Недостаток
либерального стиля — в очень близкой
дистанции со своими подчиненными, и это
является ограничением для использования
других методов руководства. Подобный
стиль часто называют попустительским,
так как методы, применяемые руководителем,
оказываются неэффективными при решении
ряда задач. Часто при либеральном стиле
руководства коллектив не стремится к
развитию, распадается на конфликтующие
неформальные группировки, в каждой из
которых выдвигается свой лидер,
стремящийся использовать в своих целях
власть, добровольно отданную официальным
руководителем.

Содержательная
сторона либерального стиля характеризуется
следующим:

— никогда
не имеет четкого плана действий,
предпочитает работать «на авось»;

— полностью
безынициативен на работе, стремится
уйти от малейшей ответственности;

— легко
общается с людьми. Стремится ни с кем
не потерять отношения. Не выступает с
открытой критикой.

Опыт
показывает, что стиль работы во многих
отношениях сказывается постепенно,
пока не сформируется определенная
совокупность приемов общения с
подчиненными и воздействия на них для
решения задач управления. Становление
стиля — сложный процесс, протекающий
на протяжении достаточно долгого периода
времени.

Знания
и опыт играют большое значение. Успешность
выбора у перечисленных выше стилей
руководства обычно определяется тем,
в какой степени руководитель учитывает
готовность подчиненных к исполнению
его решения, традиций коллектива, свои
собственные возможности. В реальной
практике руководства проявляется так
называемый «смешанный стиль», который
характеризуется сочетанием двух
каких-либо стилей. Таким образом, имея
практически три основных стиля
руководства, мы реально наблюдаем
довольно большое разнообразие.

Переход
к
ситуативному управлению

дошкольным образовательным учреждением
по результатам означает грамотное
использование всех стилей в зависимости
от конкретной ситуации, обстоятельств.
Ни один из стилей не может быть призван
ни плохим, ни хорошим вне учета конкретных
условий. Все зависит от результатов
управления.

Влияние
личностных качеств руководителя на
стиль управления.

В
стиле руководителя проявляются его
личные качества. Ведь личность
характеризуется не только тем, что она
делает, но и тем, как она это делает. И
если круг обязанностей руководителя
предписывается должностной инструкцией,
то этого нельзя утверждать относительно
того, как их следует исполнять: стиль
работы неизбежно носит на себе отпечаток
неповторимой личности руководителя,
имеет только ему присущий управленческий
почерк.

На
становление стиля оказывают влияние
интеллект, общая культура руководителя,
уровень профессиональной подготовки,
особенности характера и темперамент,
присущие ему нравственные ценности,
умение внимательно относиться к запросам
подчиненных, способность вести за собой
коллектив и вместе с тем учиться у него,
создавать атмосферу увлеченности
работой, нетерпимости ко всякого рода
недостаткам, к равнодушию. Тем самым
личные качества руководителя сказываются
— непосредственно или опосредованно
— на степени удовлетворенности трудом
и мотивации поведения подчиненных,
характере их межличностных отношений.

Основными
факторами, определяющими стиль
руководства, можно считать:

— требования,
сформированные в квалификационной
характеристике руководителя;

— специфика
педагогической системы — ее цели и
задачи, управленческие структуры и
технология управления, а также
функциональное содержание деятельности
руководителя;

— окружающая
среда — формы организации труда,
обеспеченность материальными и кадровыми
ресурсами и т.п.;

— особенности
руководимого коллектива — его структура
и уровень подготовленности, характер
сложившихся в нем формальных и неформальных
взаимоотношений, его традиций и ценностных
ориентаций.

Профессиональная
компетентность руководителя предполагает
наличие у него определенных умений.
Умения,
выполнение которых дает положительные
результаты в управлении педагогическим
коллективом.

I.
Профессиональные
умения.

1.
Соблюдает профессиональную этику.

2.
Держит слово и выполняет обещания.

3.
Проектирует желаемый профессиональный
имидж.

4.
Защищает конфиденциальную информацию.

5.
Выполняет политику округа и педагогические
правила.

6.
Знающий и современный в своей области.

7.
Восприимчив к новым идеям и изменениям.

8.
Проявляет справедливость и объективность.

9.
Постоянно информирован о развитии
педагогической науки и передовой
практики.

II.
Организаторские
умения.

1.
Помогает другим успешно развиваться.

2.
Имеет систему работы.

3.
Работает по приоритетам, а не по кризисным
ситуациям.

4.
Разумно использует время.

5.
Эффективно координирует деятельность.

III.
Умения
в общении.

1.
Всегда доступен, когда в нем нуждаются.

2.
Общается ясно и просто.

3.
Делится информацией своевременно.

4.
Делится точной и новейшей информацией.

5.
Открыт и честен с детьми.

6.
Практикует двустороннее общение.

7.
Дает людям знать, чего ожидать.

8.
Постоянно информирует людей.

9.
Проводит плодотворные совещания.

10.
Говорит впечатляюще.

11.
Письменная речь точна, ясна, выразительна.

12.
Слушает результативно.

IV.
Человеческие
и общественные отношения руководителя.

1.
Поддерживает хорошие отношения с
коллегами.

2.
Поддерживает хорошие отношения с
общественными организациями и населением
микрорайона.

3.
Действует в соответствии со своими
убеждениями.

4.
Проявляет новаторство и творчество.

5.
Оказывает поддержку и помощь, когда
необходимо.

6.
В своих взглядах является сторонником
деятельного подхода.

7.
Эффективно управляет конфликтами.

8.
Успешно справляется с напряженными
нагрузками.

9.
Успешно адаптируется к новым и необычным
ситуациям.

10.
Проявляет инициативу.

11.
Надежен — доводит дело до конца.

12.
Управляет бюджетом справедливо и
эффективно.

Стиль
руководства находится в тесном отношении
и взаимодействии с методом управления.

Метод
управления

– совокупность способов (приемов)
целенаправленного воздействия
руководителя на работников и коллективы,
обеспечивающих координацию их действия.
Метод

это способ достижения цели.

Приказ,
распоряжение, просьба руководителя,
совет, предложения, личный пример,
методическая помощь, создание общественного
мнения в коллективе, наказание,
материальное стимулирование, призыв к
долгу, гнев, одобрение и т.п. — все это
многочисленные методы, приемы, средства
управления, из которых складывается
стиль руководства.

В
менеджменте выделяют следующие 4 группы
методов управления:

1)
организационно-распорядительные
(административные);

2)
организационно-педагогические;

3)
социально-психологические;

4)
экономические.

К
организационно-распорядительным методам

относятся: формирование структуры
управления, утверждение административных
норм, издание приказов, разработка
положений, должностных инструкций и
т.д. Эти методы дают эффект, если
выполняются определенные условия:

  • педагогическая
    целесообразность каждого управленческого
    решения;

  • логичность
    и четкость требований;

  • корректная
    настойчивость и воля в осуществлении
    решений;

  • последовательность
    в достижении целей.

Организационно-педагогические
методы

направлены на обучение педагогов через
все формы методической работы:
консультации, семинары-практикумы,
открытые занятия и т.д. При помощи этих
методов руководитель создает условия
для профессионального роста своих
сотрудников, а следовательно, для
повышения качества их работы.

Социально-психологические
методы

направлены на воспитывающий дух и
ценности коллектива, отношения в
коллективе и его морально-психологический
климат, удовлетворенность педагогов
своим трудом. Сплочение коллектива
зависит от выдержки, терпения руководителя,
умения воздействовать на чувства. Особую
психологическую значимость имеют голос,
дикция, тон, мимика, жесты. Опираясь на
эти инструменты человеческого общения,
руководитель завоевывает доверие к
себе. Создание благоприятных
социально-бытовых условий работы и
жизни — все это вместе создает
благоприятный микроклимат в коллективе.

Экономические
методы

управления предполагают использование
в управлении материального стимулирования,
установление экономических норм и
нормативов, составление смет и т.д.
Руководитель должен уметь правильно
распоряжаться имеющимися финансовыми
средствами — задача не из легких.

  1. Методическая
    работа в ДОУ. Понятие, цели, формы
    методической работы в ДОУ.

Методическая
работа

— это система мероприятий, основанная
на достижениях науки, передового опыта
и анализе затруднений педагогов,
направленная на повышение мастерства
каждого педагога, на обобщение и развитие
творческого потенциала коллектива, на
достижение оптимальных результатов
образования, воспитания и развития
детей.

Методическая
работа

– это последовательная система способов
теоретического познания и практического
применения в педагогической деятельности.

Педагогическая
деятельность

– это профессиональная деятельность,
направленная на создание в педагогическом
процессе оптимальных условий для
воспитания, развития и саморазвития
личности воспитанника и выбора
возможностей свободного и творческого
его самовыражения.

Итогом
методической деятельности

является качество, эффективность и
результативность организации
воспитательно-образовательного процесса
и рост уровня развития детей дошкольного
возраста. Деятельность ДОУ находится
в прямой зависимости от кадрового
потенциала, поэтому возрастает значимость
методической работы, которая и создает
условия для роста и развития профессиональной
компетентности каждого педагога и всего
педагогического коллектива в целом.

К.Ю.
Белая рассматривает методическую работу
в современном ДОУ
как
целостную, основанную на достижениях
науки и передового педагогического
опыта систему взаимосвязанных мер,
направленных на:

1)повышение
профессионального мастерства каждого
педагога;

2)
на развитие творческого потенциала
всего педагогического коллектива;

3)повышение
качества и эффективности учебно-воспитательного
процесса.

Главное
в методической работе, как утверждает
К.Ю. Белая, это оказание конкретной
практической помощи воспитателям в
совершенствовании форм и методов в
работе с дошкольниками. Поэтому о
результативности ее нужно судить не по
количеству проведенных мероприятий, а
по качеству самого педагогического
процесса в детском саду и его результатам.

В
итоге, по мнению большинства авторов,
методическая
работа

это деятельность, которая совершенствует
и развивает профессиональную компетентность
педагогов в вопросах качества и
эффективности воспитательно-образовательного
процесса в ДОУ.

Сущность
методической работы

– оказание системной практической
помощи педагогам в повышении их
профессиональной компетентности в
вопросах качественного осуществления
воспитательно-образовательного процесса
в ДОУ.

Структурные
компоненты

методической работы. Л.И. Ильенко считает,
что в методической работе должны
присутствовать такие компоненты, как:
цель,
задачи, содержание, организационные
формы, методы, средства, условия для
роста педагогического мастерства
каждого педагога и коллектива, а также
результаты.

Цель
методической работы

в МДОУ – создание оптимальных условий
для непрерывного повышения уровня общей
и педагогической культуры участников
образовательного процесса.

Создание
эффективных условий для всестороннего
непрерывного развития детей, качества
профессионального развития педагогов
дошкольного учреждения, взаимодействия
с семьей определяет основные
задачи методической работы:

1.
Обучение и развитие педагогических
кадров, управление повышением их
квалификации.

2.
Выявление, изучение, обобщение и
распространение передового педагогического
опыта педагогов.

3.
Подготовка методического обеспечения
для осуществления образовательного
процесса.

4.
Координация деятельности ДОУ и семье
в обеспечении всестороннего непрерывного
развития воспитанников.

5.
Координация деятельности ДОУ с
учреждениями окружающего социума для
реализации задач развития воспитанников
и ДОУ в целом.

6.
Анализ качества работы с целью создания
условий для обеспечения позитивных
изменений в развитии личности воспитанников
через повышение профессиональной
компетентности педагогов.

К.Ю.
Белая предлагает следующие

цели
методической работы

ДОУ:

  • освоение
    наиболее рациональных методов и приемов
    обучения, воспитания и развития
    дошкольников;

  • повышение
    уровня общедидактической и методической
    подготовленности педагога к организации
    и ведению воспитательно-образовательного
    процесса;

  • обмен
    опытом между членами педагогического
    коллектива.

Главная
цель

– оказание помощи педагогу и всему
педагогическому коллективу в повышении
и развитии их профессиональной
компетентности для достижения качественных
результатов в своей педагогической
деятельности.

Для
достижения вышеуказанной цели

необходимо выявлять начальный уровень
профессиональной подготовки педагогов,
а затем формулировать цель и планировать
и организовывать методическую работу
с педагогами.

При
формулировании задач методической
работы дошкольного образовательного
учреждения, следует выделить группу
взаимосвязанных функций методической
работы.

Функции
методической работы

с позиции иерархических уровней системы
образования (А.М.
Моисеева и О.М. Моисеевой
):

– функции
методической работы по отношению к
общегосударственной системе образования,
педагогической науки и передовому
педагогическому опыту;

– функции
методической работы по отношению к
педагогическому коллективу образовательного
учреждения;

– функции
методической работы по отношению к
конкретному педагогу.

П.И.
Третьяков рассматривает функции
методической работы

через задачи управления:

  • информационно-аналитическая,

  • мотивационно-целевая,

  • планово-прогностическая,

  • организационно-исполнительская,

  • контрольно-оценочная,

  • регулятивно-коррекционная.

Цель
и задачи

методической работы в современном
дошкольном образовательном учреждении
определяются образовательной ситуацией
в ДОУ, целью и задачами учреждения и
системы дошкольного образования и
образования РФ в целом.

 Плохой руководитель знает,

что надо сделать.

А хороший показывает, как это сделать.

Анатолий Луначарский

Трудно переоценить значение дошкольного возраста и теоретически и методически грамотной организации воспитательного процесса в этот период для дальнейшего становления полноценной гармонично развитой личности. Именно поэтому так велика ответственность тех, кто руководит дошкольной образовательной организацией и осуществляет координацию воспитательных воздействий на детей.

В России существует уникальная система дошкольного воспитания — не только по масштабам и количественному охвату, но и по уровню образовательно-воспитательной работы. Для того, чтобы эта система была действенной, необходимо глубоко, со знанием дела осуществлять руководство и контроль ДОО.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ.

Постоянно меняющиеся социальные, экономические условия, меняющийся социальный состав родителей предъявляют новые требования к качеству дошкольного образования. В этих условиях детские сады не только осуществляют уход, присмотр за детьми, но и дают образование, создают условия для личностно-нравственного развития детей, раскрытия их творческого потенциала, качественной подготовки к обучению в школе.

Основная задача заведующего — сопоставить цели и задачи государства и региона с собственными представлениями о развитии ДОУ. При этом необходимо учитывать экономические, социальные и культурные особенности своего региона. И детские сады ищут собственные пути развития. Современная образовательная организация становится всё более сложной системой. Этой системе приходится действовать в динамическом современном мире, который предъявляет к ней всё более высокие требования. Одновременно с этим и внутри, и в не её появляются перед управлением новшества, создающие возможности для качественного изменения способов и результатов работы.

Одной из проблем следует назвать и проблему управления дошкольным образовательным учреждением. Детское дошкольное учреждение является учреждением общественного воспитания детей и нуждается в управлении, т. е. целенаправленном воздействии на коллектив педагогов, обслуживающий персонал, родителей с целью достижения максимальных результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе.

В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особенно актуальными являются вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности дошкольных учреждений, изучением стиля, методов и форм руководства, а также вопросов планирования, контроля, обобщения и внедрения передового опыта.

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования на данном этапе является реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО) в деятельность ДОУ. Вопросы, касающиеся образования наших детей, подрастающего поколения, всегда были и остаются актуальными. Успешность образования, его качество, его перспективы во многом зависят от того, кто этим образованием управляет. Если рассматривать дошкольное образование, то здесь роль современного руководителя, роль заведующего дошкольной организации имеет большое значение. И, конечно, в настоящее время, время стремительных и постоянных перемен в образовании, время повышенного спроса к качеству образования со стороны родителей (заказчиков образовательной услуги) особенно актуальной становится роль заведующего дошкольным учреждением.

Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед заведующим и работниками ДОУ стоит непрерывная задача — построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, современный руководитель, должен учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов.

Руководитель ДОУ не только профессия — это высокая миссия, предназначение которой — сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Жизнь руководителя ДОУ состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, планов, дерзаний и поисков.

Заведующий – это, по сути, директор, как и в любой организации, который осуществляет непосредственную разработку стратегии и постановку ключевых целей и задач в конкретный момент времени, организует работу как педагогического коллектива, так и административно- хозяйственной части. Современный руководитель дошкольной организации — это специалист высочайшего уровня!

Эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит от заведующего. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут способы мотивации сотрудников. Какой климат будет создан в коллективе.

В словаре Даля слово «заведовать» расписывается следующим образом. «Заведовать (чем), знать (что), то есть управлять, держать в ведомстве своем, сродни слову водить — указывать путь, или предводительствовать будучи начальником. Управлять — править, давая ход, направление, распорядиться, быть хозяином, распорядителем чего». Из большого количества слов определяющим к модному ныне слову «имидж» в отношении заведующей детским садом можно выбрать — «быть хозяйкой». Слова «заведующий» и «руководитель» произошли от понятий «за ведущим» или «вести за руку».

Кто он, руководитель образовательного учреждения: менеджер или педагог? Это проблема была актуальна во все времена, особенно когда речь идет об управлении дошкольным образовательным учреждением. Исторический анализ показывает, что с появлением в России во второй половине 19 века первых учреждений для воспитания детей дошкольного возраста возникла общественная потребность в руководителях — «надзирателях», «смотрителях», которые должны были «печься» об учебно — воспитательных учреждениях, контролировать и наблюдать их работу. К началу 20 века от претендента на должность руководителя учреждения для маленьких детей требовались общеобразовательная и педагогическая подготовка, высокий уровень культуры. Позднее появилась потребность в специальных знаниях в области дошкольного воспитания, и необходимым условием стал опыт работы в медицине или педагогике. В советский период становления и развития системы дошкольного образования впервые была введена должность заведующего детским садом и разработаны требования к нему. Заведующие обрели право распоряжаться средствами, самостоятельно подбирать педагогические кадры, принимать на работу технический персонал. Одновременно на заведующих легла вся ответственность за хозяйственную и педагогическую работу дошкольного учреждения.

Существует мнение, что современный руководитель образовательного учреждения может и не иметь базового педагогического образования. Не столь важно и наличие практики педагогической деятельности. Тем более что деятельность заведующего детским садом, в отличие от директора школы, даже не считается педагогической (период работы в должности заведующего не засчитывается в педагогический стаж для досрочного начисления пенсии).

Для эффективных изменений в сфере дошкольного образования руководитель детского сада — главная, ключевая фигура. От его способности принять и реализовывать основные идеи модернизации современного дошкольного образования зависит очень многое: выпуск детей, дальнейшая учеба ребенка в школе, в высшем учебном заведении.

Совершенствование системы управления в детском саду способствует усилению развития коллектива, выработке эффективных методов организации труда, повышению производительности труда, поддержанию программы лояльности в коллективе, содействию созданию базы постоянной подготовки и совершенствования кадров. Грамотно выстроенная система управления позволяет значительно повысить уровень качества образования в ДОУ, профессиональную компетентность педагогов, способствует эффективному сетевому взаимодействию с социальными партнёрами и обеспечивает конкурентоспособность дошкольной организации на рынке образовательных услуг.

Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения — это руководитель, обладающий высокой культурой управленческой деятельности. Компетентность, широкий кругозор, инициативность, общая культура – эти качества помогают заведующему оперативно решать педагогические и административные задачи, рационально расставлять кадры и определять их обязанности, стимулировать деятельность каждого сотрудника.    

Показателями культуры управленческой деятельности современного руководителя ДОУ выступают следующие критерии: целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов;  системность, системное «видение» педагогического процесса (планы, программы, концепции); статистические подходы в управлении (методы диагностики и статистического контроля); вариативность программ, обеспечивающая «необходимое разнообразие»; альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.

Современный руководитель ДОУ в настоящее время должен уметь:

  •  правильно планировать деятельность ДОУ;
  •  уметь осуществлять управленческие функции, требующиеся от руководителя ДОУ;
  •  координировать действия педагогического и трудового коллектива;
  •  разрабатывать программы развития и совершенствования деятельности ДОУ;
  • осуществление управленческой и практической деятельности руководства ДОУ.

Эффективный руководитель современной дошкольной образовательной организации решает главную задачу — обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и которые станут еще более важными завтра, а, главное, уметь находить пути их решения. Заведующий детским садом сегодня – это педагог, психолог, бухгалтер, юрист, менеджер по персоналу и рекламе, заведующий хозяйством. Решение многих задач требует от руководителя умения в совершенстве владеть современными методами управления, обладать чувством нового, видеть перспективу развития и находить наиболее эффективные пути решения возникающих проблем.

Большую роль в создании спаянного, работоспособного коллектива, благоприятного психологического климата в нем, в повышении эффективности управления дошкольным учреждением играет стиль руководства заведующего, т.е. устойчивая система средств, методов и приемов общения руководителя с членами коллектива, направленная на выполнение поставленных задач. Стиль работы заведующего должен отвечать целям и задачам работы дошкольного учреждения, определяться моральным кодексом современного человека, принципами, положениями в основу управления государством.

Руководителю дошкольной организации необходимо неустанно совершенствовать стиль своей работы, постоянно работать над собой, обеспечить действительный контроль и высокую требовательность к работникам, знать сильные и слабые стороны каждого из них, их возможности, всячески способствовать полному использованию этих возможностей, повышению педагогической квалификации и мастерства каждого работника.

Успех работы всего коллектива дошкольного учреждения в большей степени определяется знанием заведующего правильно, рационально расставить кадры, четко определить их обязанности, наладить взаимосвязь и взаимодействие между всеми звеньями учреждения, стимулировать деятельность каждого сотрудника. Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе.

Настоящего руководителя всегда волнуют вопросы: сможет ли он работать с людьми? Как организовать дело так, чтобы сотрудники стали единым, сплоченным коллективом, чтобы между членами коллектива сложились доброжелательные взаимоотношения? Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе детского учреждения имеют важное значение?

В своей профессиональной деятельности руководитель может использовать различные методы, среди которых можно выделить социальное стимулирование, убеждение и моральное и материальное поощрение. На основе чего формируется система взаимодействия руководителя с коллективом (стиль руководства и его эффективность, отношение подчиненных к личности руководителя и процессу руководства). Следовательно, руководитель образовательного учреждения должен понимать и затрагивать в своей деятельности все сферы деятельности коллектива.

Лицо дошкольного учреждения определяет его педагогический коллектив. А создают этот коллектив, сплачивают, превращают в работоспособную творческую силу – заведующий и заместитель заведующего. Вместе они отвечают за организацию целостного педагогического процесса в учреждении. Создание делового сотрудничества в коллективе – процесс длительный и сложный. Деятельность руководителя ДОУ сложная и многоплановая. Сплочение педагогического коллектива на основе общих целей, задач, содержания работы учреждения – его основная задача.

Комфортный психологический климат, который создает заведующий вместе с заместителем заведующего и педагогом-психологом в своем коллективе, отражается на успехах всего персонала. Одной из главных социально-психологических функций заведующего является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив — коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.

Благоприятные отношения между сотрудниками не возникают сами собой, их нужно формировать, поэтому перед заведующим стоит важная задача по разработке и применению мер для эффективного управления социально-психологическим климатом. Показателем благоприятного психологического климата в коллективе, является степень его благоприятности. Благоприятная психологическая обстановка в коллективе способствует повышению эффективности профессиональной деятельности и улучшает психологическое здоровье членов коллектива.

Показателями эмоционального благополучия личности в коллективе являются: удовлетворённость педагогов профессиональной деятельностью; удовлетворённость взаимоотношениями с членами коллектива; удовлетворённость стилем руководства; защищённость личности педагогов в данном коллективе; внутреннее спокойствие и уверенность. Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ будет обеспечено посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Заместитель заведующего — это ключевая фигура в системе управления образовательной деятельностью ДОУ с четко определенными функциями и полномочиями. Фактически, заместитель заведующего является связующим звеном между менеджером в лице заведующего детским садом и педагогическим коллективом, обеспечивающий между ними прямую связь (приказы, распоряжения заведующего, контроль за их исполнением на уровне педагогов) и обратную связь (информация о проблемных ситуациях в образовательной деятельности детского сада и мерах, принятых для их решения на уровне заместителя заведующего).

Методическая работа руководителя с коллективом при взаимодействии с заместителем заведующего образовательного учреждения — это целостная программа, которая основана на достижениях науки и самого передового педагогического опыта, где существует целая система взаимосвязанных мер, который направлены на всесторонне повышение квалификации и рост профессионального мастерства как каждого воспитателя, так и коллектива в целом. Задача заведующего ДОУ состоит в том, чтобы выработать собственную систему, найти различные доступные и вместе с тем эффективные формы, а также и методы повышения педагогического мастерства. В данном направлении работа руководителя тесно связана с работой заместителя заведующего по учебно-воспитательной работе.

Методическая служба в условиях реализации ФГОС ДО является связующим звеном между управлением и образовательным процессом, реализующим основную образовательную программу и обеспечивающим результаты образовательной деятельности. Методическая и психологическая поддержка педагогов поможет успешно реализовать ФГОС ДО в своей профессиональной деятельности.

Современный заведующий вместе со своей командой единомышленников руководствуется в своей работе следующими принципами:

  • Поддерживать оптимальный благоприятный микроклимат в коллективе.
  • Вовлекать персонал в процесс работы и управления.
  • Находить источники индивидуальной мотивации сотрудников к самосовершенствованию.
  • Всегда находить индивидуальный подход в работе с каждым сотрудником.
  • Предоставлять условия развития успеха каждого сотрудника: повышение квалификации, творческое развитие или карьерный рост – каждый сотрудник вправе решать сам.
  • Создавать условия для раскрытия сильных личностных качеств сотрудников

Руководить коллективом педагогов — значит постоянно создавать такие условия, чтобы каждый хотел и мог самым наилучшим образом выполнять свои обязанности в общей деятельности и, чтобы эта деятельность приносила ему наибольшее эмоциональное удовлетворение.

Если руководитель ДОУ будет успешно взаимодействовать с коллективом, результатом явится развитие у сотрудников способности к самоуправлению своей деятельностью. Такой подход к управлению, связанный с делегированием ряда полномочий и ответственности за результаты труда, позволяет реализовать основную функцию руководителя в учреждении, которая постоянно развивается — быть стимулирующим началом в творческом процессе решения задач деятельности ДОУ.

Рассматривая дошкольное учреждение как целостную, динамическую систему, исследователи Л.М. Денякина, Л.В. Поздняк считают, что ее оптимальное жизнеобеспечение возможно лишь при умении руководителя планировать, организовывать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива на научной основе. Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, отмечает Н.Н. Лященко, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития.

Руководитель ДОУ руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них. Хорошего заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию. Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.

Как всякая деятельность — деятельность управления в дошкольном образовательном учреждении имеет свою цель, методы, средства и конечный результат.

Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения:

  • определяет цели;
  • формирует организационную структуру;
  • осуществляет распределительную функцию;
  • распоряжается финансовыми средствами;
  • принимает управленческие решения;
  • подбирает кадры;
  • контролирует исполнение управленческих решений, приказов, распоряжений.

Руководитель должен обладать высоким уровнем управленческих навыков, хорошим пониманием и знанием процессов и технологий производства, умением осмыслять и формулировать креативные, стратегические решения для широкого спектра образовательных и воспитательных задач.

Эффективность управления дошкольным образовательным учреждением, напрямую зависит и от умения руководителя осознавать себя и свои личные цели, правильно распределять время и усилия, т.е. от умения изучать и изменять себя, поэтому необходимо создавать собственные управленческие концепции развития.

К одной из эффективных систем руководства можно отнести стратегическое управление ДОУ:

  • Умение находить и обнаруживать основные проблемы в системе управления.
  • Умение грамотно определять цели развития, устанавливать пути их достижения.
  • Вовремя вносить коррективы и поправки в организацию работы ДОУ.
  • Уметь обнаруживать скрытый потенциал сотрудников и обеспечивать условия для их раскрытия и развития.
  • Использовать разносторонние способы воздействия на педагогический коллектив.

При управлении дошкольным учреждением необходимо учитывать стадии его жизненного цикла. Первостепенное значение должно уделяться обучению персонала и повышению его квалификации. Руководитель обязан учитывать профессиональные возможности воспитателей, интересы детей и запросы родителей (с точки зрения потребителя услуги).

Для грамотного и эффективного руководства дошкольным учреждением заведующий должен отлично разбираться в законодательстве. В своей работе он должен опираться исключительно на действующую нормативно-правовую базу, быстро реагировать на все изменения. Руководитель должен заниматься постоянным мониторингом нововведений в этой области. Это позволит следить за качеством предоставляемых услуг, отслеживать новые тенденции в подходе к образовательному процессу.

Особые знания требуется и в области финансов и экономики. Среди качеств современного и эффективного руководителя ДОУ: умение эффективно распределять бюджетные средства, рациональное формирование фонда оплаты труда.

Заведующий нацелен на оптимальную работу своего учреждения. И здесь важна работа на перспективу, которая предусматривает определенные этапы работы:

  • Находить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач, которые будут актуальны не только сегодня, но и в ближайшем будущем.
  • Максимально оптимально определять и ставить задачи на будущее.
  • Разбираться в современных технологиях и постоянно внедрять новые инновации
  • Уметь распознать современные тенденции, оптимально внедрить их.

Дошкольный менеджмент необходим не только для эффективного управления кадрами, координирования их деятельности в достижении поставленных целей, задач, принятых решений, а также для организации контроля и анализа их выполнения.

В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.

Сегодня существует устойчивое представление о том, что процесс управления включает несколько видов профессиональной деятельности: планирование, делегирование полномочий и контроль. От того, насколько грамотно руководитель выполняет эти виды деятельности, зависит эффективность работы организации. Первая ступень руководителя ДОО — профессиональная компетенция, на втором месте стоит такое качество, как имидж.

Профессионально — управленческая компетентность определяет объем компетенций, круг полномочий в сфере управленческой деятельности. Требования к профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений объективно определяются прогрессивными тенденциями в развитии дошкольного образования, обусловленных социально-экономическими, социокультурными изменениями в Российском обществе.

Особенности сущности, структуры и формирования профессиональных компетенций руководителя отражены в различных работах (Спенсер — мл. Лайл М. и Спенсер Сайн М., Лукашенко М.А., Попова Е.П., Лаврищев М.П. и др.). Учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении может быть результативным и эффективным только под руководством заведующего, обладающего профессиональной компетентностью как ключевым моментом развития (имидж) дошкольной образовательной организации (далее — ДОО), от управленческого мастерства которого зависит успешность функционирования образовательной организации в целом.

В любой профессиональной деятельности особую значимость приобретает понятие «компетенция руководителя». Классическое определение компетенции имеет несколько значений: круг полномочий, представленных законом, уставом или и иным актом конкретному органу или должностному лицу; знания и опыт в той или иной области. Управленческую компетенцию будем рассматривать, как личную способность руководителя решать профессиональные задачи, а также требования к личностным, профессиональным качествам заведующего ДОУ.

Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией. Компетентность — это совокупность компетенций; знания и опыт, которые необходимы для эффективного руководства образовательной организацией.

Современные условия требуют от руководителя дошкольного учреждения владеть такими компетенциями, как умение корректировать содержание и направления управленческой деятельности, делегировать выполнение реализуемых управленческих функций, моделировать и видоизменять необходимую организационную структуру управляющей системы дошкольных учреждений, осваивать новые, и, в первую очередь, информационно-коммуникационные управленческие технологии. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями.

Профессиональная компетентность заведующего детским садом сегодня, как никогда ранее, включает в себя управленческие, педагогические, коммуникативные, диагностические и исследовательские качества, эффективность его работы определяется уровнем сформированности профессиональных знаний и умений, степенью развития профессионально значимых личностных качеств, которые необходимы для реализации управленческих функций по достижению намеченных целей.

Профессиональная компетентность руководителя дошкольной образовательной организации — это профессионально-личностная характеристика, обусловленная способностями, личностными и профессионально-педагогическими качествами, а также готовность к управленческой деятельности. Профессиональная компетентность руководителя считается сформированной, если представляет собой совокупность компетенций, которые необходимы для эффективного руководства: личную способность руководителя решать профессиональные задачи, требования к личностным, профессиональным качествам и отражает личную позицию педагогической, правовой и управленческой деятельности.

В условиях глобальных социокультурных преобразований и формирования новой концепции развития общества на первый план выдвигаются требования к личности руководителя нового типа. Одним из приоритетных направлений совершенствования подготовки руководителя в образовании является формирование личности с управленческой культурой, обладающего интеллектом, культурой мышления, способного к диалогу, с устойчивой ориентацией на самореализацию и развитие, способствующими его конкурентоспособности.

От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус. Отдельным аспектам управленческой деятельности заведующих ДОУ посвящены работы К.Ю. Белой, А.К. Бондаренко, Е.Ю. Демуровой, Т.С. Комаровой, Л. В. Поздняк, Р.Я Спружа, А.Н. Троян и др. Ими обоснованы требования к руководителю, выделены основные направления его деятельности. Особый интерес представляют исследования Ю.А. Конаржевского, Э.В. Литвиненко, В.Г. Молчанова, Г.М. Тюлю, Т.Н. Шамовой, в которых разработаны варианты программ оценки управленческой деятельности руководителя в системе образования.

Особо надо сказать о культуре руководства. В это понятие входит как личная культура, так и культура процесса управления, документации. Это прежде всего умение правильно, глубоко и всесторонне оценивать результаты деятельности всего дошкольного учреждения и каждого воспитателя в отдельности, умение понимать и делать практические выводы из критики.

Для профессионального управленца, как отмечали B.C. Лазарев, Р.Л. Кричевский, Т.П. Афанасьев, очень важно овладеть, прежде всего, культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны в общественном опыте. Однако, ряд специалистов (И.А. Елисеев, Т.И. Пуденко, И.П. Марченко) отмечают, что в последнее время многие руководители не соответствуют требованиям времени из-за низкой управленческой компетентности.

Заведующий, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей. Приобрести авторитет можно только в практической работе. Большое значение для упрочнения авторитета заведующего имеет манера общения с людьми, доброжелательность, внимание, предупредительность, умение одеваться со вкусом и в соответствии с обстановкой. Хорошему руководителю должна быть присуща вера в свои силы, смелость и целеустремленность, решительность.

Современный руководитель учреждения образования должен быть:

  • Лидером – уметь выделять основное, отсекая детали, вскрывать причины недостатков, уметь рационально решать профессиональные задачи.
  • Предприимчивым – использовать креативный подход к профессиональной деятельности, подкрепленный накопленным опытом и знаниями, учитывая современные требования рынка образовательных услуг.
  • Мобильным – уметь переносить накопленный опыт на инновационные сферы деятельности с учетом их особенностей.
  • Дальновидным – уметь выявлять потенциал развития образовательного учреждения, принимать меры по самообразованию.
  • Объективным – умения выделять в потоке информации достоверные факты, отличать действительное от кажущегося, истинное и надуманного.
  • Последовательным – уметь решать поставленные задачи, не отвлекаясь от цели и учитывая правовые, управленческие и психолого-педагогические условия.

Приводя ребенка в детский сад, родители, в первую очередь, обращают внимание не на красивые стены и оборудованную площадку, а на сотрудников и руководство. То, как встречает их руководитель, как ведет себя с детьми и подчиненными, как выглядит и говорит — все это влияет на формирование образа дошкольного учреждения в целом. Имидж детского сада напрямую зависит от имиджа его руководителя. Психологи утверждают, что от первого впечатления зависит очень многое. Впервые встречая человека, мы мгновенно оцениваем его внешний вид, манеру поведения и речи. Исходя из этого формируется наша симпатия или антипатия. Невозможно произвести первое впечатление дважды. Поэтому для руководителя детского сада крайне важно создать правильный профессиональный имидж.

Имидж руководителя — это не только внешний вид, ухоженная прическа и костюм с иголочки. Это также острый ум, чувство юмора, такт, хорошие манеры и многое другое. Идеальный образ включает в себя как внешние, так и внутренние атрибуты успеха. Заведующие в детских садах, как правило, личности публичные. Планерки, собрания, педагогические советы, встречи в министерствах и администрации — все это задает необходимый официальный тон в облике руководителя.

Имидж руководителя, как целостный и непротиворечивый образ, должен соответствовать определенным характеристикам организационной культуры.

В литературе по имиджу выделяют следующие составляющие или условия сформированности имиджа руководителя организации:

  • личная миссия руководителя: своего рода конституция, выражающая стратегическое видение руководителя. Личная миссия руководителя определяет то положение, в котором он находится в данный момент, и то, чего он хочет достичь в будущем;
  • ценностные ориентации руководителя: наиболее важные предположения, принимаемые руководителем организации и оказывающие воздействие на организационную культуру организации;
  • персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности, индивидуальный стиль принятия решений и т. д.;
  • социальные характеристики: статус руководителя организации, который включает не только статус, связанный с официально занимаемой должностью, но также и с происхождением, личным состоянием и т. д.

Руководителю дошкольной организации необходимо неустанно совершенствовать стиль своей работы, постоянно работать над собой, обеспечить действительный контроль и высокую требовательность к работникам, знать сильные и слабые стороны каждого из них, их возможности, всячески способствовать полному использованию этих возможностей, повышению педагогической квалификации и мастерства каждого работника. Необходимо постоянно заботиться о создании здоровой атмосферы в коллективе, сочетая высокую требовательность и повышение ответственности с доброжелательным, чутким и заботливым отношением к каждому работнику. Требовательный руководитель воспитывает руководимых им работников тем, что сам везде и во всех случаях показывает пример глубокого знания дела, высокой ответственности, дисциплины и трудолюбия, четкости в работе и исполнительности.

Настоящий современный руководитель — это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации. От руководителя в современном обществе требуется деловая инициатива, трудовая активность и компетентности в различных областях образования: профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая, а также эстетика вкуса.

Для того, чтобы дошкольное учреждение имело высокий рейтинг и имидж, в современном мире ускоряющихся технологий и инноваций, для этого заведующему детским садом необходимо обладать стратегическим мышлением, хорошо знать образовательный процесс, уметь грамотно им управлять, видеть свое учреждение вперед, на «далекую перспективу». Сочетание этих качеств даст повышение качества образования, что является главной задачей современного дошкольного учреждения.

Руководство ДОУ предполагает 3 направления: морально-нравственное, управление педагогическим процессом и административно-хозяйственное. Все эти направления осуществляются в неразрывном единстве.

 Руководитель должен быть не только организатором, но и образцом нравственности. Любое принимаемое им управленческое решение должно быть грамотным. Суть морально-нравственной деятельности заведующего заключается в моральной-нравственной направленности всех принимаемых и реализуемых решений, в формировании у работников педагогического мировоззрения, идейности, высокого чувства определённой ответственности, общественной активности, самостоятельности в решении служебных вопросов, в использовании всех возможностей ДОУ; в развитии у каждого работника постоянной профессиональной потребности к поиску новых резервов повышения эффективности педагогического труда.

Заведующий отвечает и за идейный рост, социальную сознательность членов коллектива, за полноту проявления их способностей. Это требует от него высокого профессионализма, социальной предприимчивости, нравственной зрелости и принципиальности, умения видеть перспективу, проводить в жизнь линию социально-личностного совершенствования, быть педагогом и организатором в коллективе, обладать безупречными нравственными качествами.

Кто он современный руководитель:

  • во-первых – это управляющий, облечённый властью, руководящий большим коллективом людей;
  • во-вторых – это лидер, способный вести за собой подчинённых, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
  • в-третьих – это дипломат, устанавливающий контакты с партнёрами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;
  • в-четвёртых – это воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;
  • в-пятых – это инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в работу то или иное новаторское решение;
  • в-шестых – это просто человек, обладающий высокими знаниями
    и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и, в то же время, рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих и, конечно же, для коллектива.

Также любому руководителю необходимо обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности. Эффективность работы дошкольного учреждения зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления и проявляются личностные качества руководителя.

Современный заведующий ДОУ — это превосходный психолог и коммуникатор. Полную картину ДОУ можно создать только через непосредственное общение с коллективом, родителями и воспитанниками. Только так можно определить возникающие проблемы и максимально быстро и эффективно их решить. Заведующий должен отлично разбираться в людях, чтобы выстраивать ровные деловые отношения со всеми. Его характеризует стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность. Это позволяет максимально эффективно разрешать конфликты, подбирать нацеленную на результат команду воспитателей и обслуживающего персонала.

Навыки и способности в управлении ДОО:

  • принятие решений,
  • формирование сплочённого коллектива,
  • грамотная организация делопроизводства,
  • разрешение проблем управленческого характера,
  • повышение профессиональной компетентности,
  • создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива,
  • инновационная деятельность.

Руководитель должен понимать и затрагивать все сферы деятельности коллектива. Не существует совершенных, универсальных методов в руководстве, которые бы обеспечивали положительный результат в любой ситуации. Однако, в своей совокупности, они формируют модель руководителя, соответствующего всем требованиям современности.

Успех деятельности руководителя определяется не только непосредственно профессиональными знаниями, но и его личностными качествами, способностью наладить контакт и взаимопонимание с подчиненными. Отсутствие у руководителя дошкольного учреждения тех либо иных нравственных качеств может приводить к нарушениям во взаимоотношениях с коллегами. Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимоотношения, которые в нем культивируются, переносятся на детей. Атмосфера в педагогическом коллективе ДОУ, отношения между воспитателями, педагогами и руководителем имеют большое воспитательное значение.

Влияние личности заведующего, компетентного, с высокой общей культурой, чуткого, отзывчивого и доброжелательного, оказывается порой настолько велико, что, как правило, с его приходом отстающий коллектив за короткое время выходит в число лучших. И наоборот, неумелый руководитель может дезорганизовать жизнь хорошего трудового коллектива.

От индивидуально-психологических особенностей руководителя дошкольной образовательной организации, от степени его предрасположенности к специфической управленческой деятельности в дошкольном учреждении, умения строить межличностные отношения со всеми субъектами воспитательно — образовательного процесса, его саморазвития и постоянного профессионально-личностного роста, от способности адаптироваться к изменяющимся социально-психологическим условиям зависит судьба дошкольного образовательного учреждения в целом, успешность его управленческой деятельности. Человек, способный организовать себя, управлять собой, сможет эффективно руководить и другими людьми.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция должна быть согласована с профсоюзом
  • Куда обращаться если на работе беспредел руководства
  • Руководство пользователя смартфоном на андроид
  • Honda crv 2008 руководство
  • Инструкция холодильник атлант 2х камерный регулировка температуры