Е в зворыгина комплексное руководство игрой

Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевой игрой (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина).

Комплексный метод включает в себя 4 блока развития ребенка:

1-Расширение и уточнение представлений детей о жизни взрослых (материал детской игры).

-Методы непосредственного изучения из жизни взрослых (наблюдение, экскурсии, общение и соучастие в деятельности взрослого).

–Методы опосредованные методы взрослого ( чтение художественной литературы, аудиозаписи, видеоматериалы).

2.Блок- включает в себя методы, которые помогают перевести впечатление ребенка о мире взрослых из реального в игровой план (инсценировка, разные виды театров).

3. Блок-предполагает создание организации предметно-игровой среды соответствующий о детском представлении о мире взрослых.

4. Блок-активирующее общение с детьми в процессе игры. Недостатки этого подхода: -тематическое планирование, развитие игры в русле этого метода ограничивает развитие творчества ребенка. Тот метод не дифференцирует содержание педагогических воздействий в зависимости от возраста детей. Данный метод только деталирует развитие совместной игры. Деталирует- взрослый только дает советы.

Возраст

Мотив игры

Игровые действия

Руководство игрой

Младенческий

 Ознакомительная игра

Обследование игрушки, предмета

Манипуляция с предметом, игрушкой, связанная с их физическим свойством. Игра в одиночку.

— игровую ситуацию готовит взрослый;

— ознакомление с окружающим при активном участии детей;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных игрушек.

2-й год

Отобразительная игра

Отражение знакомой ситуации (действия людей), действие на результат

Не связанные между собой действия с предметами в соответствии с их социальным назначением. Отражение знакомой ситуации. Игра в одиночку.

— передача игрового опыта через обучающие игры;

— общение взрослого с ребенком;

— наличие условно-образных реалистических игрушек;

— игровую ситуацию готовит взрослый.

3-й год Сюжетно-отобразительная игра

Отображение действий людей, действие на выполнение условной цели

2 – 3 игровых действия передают элементы поведения тех, кого изображают, «роль в действии». Объединение по 2 – 3 человека, игра рядом.

— наличие условных образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия игры готовят дети;

— обучающие игры.

4-й год Сюжетно-ролевая игра

Познаватель-

ный интерес, потребность в общении

Действия связаны с принятой ролью, объединение в группы, групповая игра, носят обобщающий характер.

— наличие сюжетно-образных игрушек, предметов-заменителей, воображаемых предметов;

— условия для игры готовят дети;

— обучающие игры.

5-й год Ролевая игра

Познаватель-

ный интерес, потребность в общении

Действия связаны с отражением и моделированием естественных отношений. Коллективная игра.

— активное общение взрослого и ребенка;

— использование воображения взрослого совместно с ребенком;

— использование воображаемого предмета и замена действий словами.

Сущность метода в использовании на каждом этапе игры единого комплекса обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игр (ознакомление с окружающим при активной деятельности детей, организация игровой среды с использованием игрушек по степени обобщенности образа, передача реального и игрового опыта через обучающие игры, активизирующие общение взрослого с детьми в процессе игры).

АВТОРЕФЕРАТ

Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования мышления детей 2-го и 3-го года жизни в игре. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.01. / АПН СССР НИИ дошкольного воспитания — М., 1983. http://childpsy.ru/dissertations/id/18512.php?sphrase_id=208548

КНИГИ

Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988.    (книга разбита на 2 части: 1 часть:  Zvor_1.pdf, 2 часть:   Zvor_2.pdf)

Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжетных игр малышей. – М.: Просвещение, 2007.

СТАТЬИ

Зворыгина Е.В. Особенности развития мышления в процессе формирования игры детей 2 и 3 года жизни. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Под ред .А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978 – С. 83-88    1978-Zvor.pdf

Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. — М., 1979, с. 38-43  /01/Nov-Zvor_1979.pdf

Зворыгина Е., Новоселова С. Руководство формированием игры // Дошкольное  воспитание. 1981. № 4. — С. 31-33. DV_1981_4_ZN.pdf

Зворыгина Е. Роль сюжетно-образной игрушки. // Дошкольное  воспитание. 1981. № 8. – С. 38-42.   DV_1981_8_Z.pdf

Зворыгина Е. Игровые проблемные ситуации как средство развития мышления // Дошкольное  воспитание. 1981. № 12. – С. 38-45.   DV_1981_12_Z.pdf
 

Зворыгина Е. Комплексное руководство игрой с сюжетно-образными игрушками (второй год жизни). // Дошкольное  воспитание. 1982. № 7. – С. 46-53.   DV_1982_7_Z.pdf

Зворыгина Е. Формирование элементов знаковой функции мышления в процессе игры // Дошкольное  воспитание. 1982. № 10. – С. 42-48.  DV_1982_10_Z.pdf

Егоркина К.С., Зворыгина Е.В. О планировании воспитательной работы по руководству игрой детей раннего возраста. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 56-57.     /02/ORVDRV-Eg-Zvor.pdf

Зворыгина Е.В. Педагогические принципы руководства игрой в раннем возрасте. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 53-56.     /02/ORVDRV-Zvor.pdf

Зворыгина Е.В. Педагогические условия использования игры в целях умственного воспитания детей. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 126-130        /02/Tallin-82-Zvor.pdf

Новоселова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей. // Дошкольное  воспитание. 1983. № 10. — С. 38-46.  DV_1989_10_NZ.pdf

Зворыгина Е.В. Формирование игры в группах раннего возраста // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. — Таллинн, 1984. – C. 26-28.   /01/Zvor-Tallin.pdf  

Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 94-105.  /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf   

Зворыгина Е.В. Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными игрушками и конструктивным материалом (Статья первая). // Дошкольное воспитание. 1986. № 12. – С. 39-42   /01/Zv-Jav-DV-1986-1.pdf

Егоркина К.С., Зворыгина Е.В. Планирование воспитательной работы по формированию игры. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). — М., Просвещение, 1986. – С. 25-29.   Ruk-Zv-1.pdf

Зворыгина Е.В. Формирование игровой деятельности детей в группах раннего и младшего дошкольного возраста. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). — М., Просвещение, 1986. – С. 29-40.    Ruk-Zv-2.pdf

Зворыгина Е.В. Яворончук Л. Особенности воображения детей в игре с образными игрушками и конструктивным материалом (Статья вторая). // Дошкольное воспитание. 1987. № 1. – С. 51-54.  DV_1987_1_Z.pdf

Зворыгина Е.В. Игра и развитие творческого потенциала дошкольников. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 27-30   /01/ZV-Tv-vo_i_pedag.pdf

Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. 1988. № 6. – С. 6—14   /01/Zvor-Komar_DV_88-6.pdf

Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования игры // Дошкольное воспитание. 1988. № 7. – С. 13—18.   /01/DV-1988-7.pdf

Статьи в книге «Игра дошкольника» (http://www.igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/novoselova_svetlana_leonidovna/igra_doshkolnika/): Всестороннее воспитание детей в игре. ID-01.pdf; Формирование игры детей второго и третьего года жизни.   ID-03.pdf; Педагогические условия развития игры детей во второй младшей группе.    ID-04.pdf; Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе.   ID-05.pdf; Комплексное руководство формированием игры старших дошкольников.   ID-06.pdf; Педагогические требования к игрушкам.   ID-19.pdf; Перспективное планирование работы по формированию игры.   ID-21.pdf

Зворыгина Е. Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры. // Дошкольное воспитание. 1989.- №5. – С. 31-40.   /01/DV_1989_5.pdf    

Зворыгина Е.В. Развитие творчества дошкольников в игре // Воспитание детей в игре. – М., 1993. – С. 1-22    /01/ZvorTv-vo.pdf

Зворыгина Е.В., Яворончук Л.А. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 54-55.  IRRDV-Zvor.pdf

21.12.2020

Комплексное руководство формированием игры дошкольного возраста (по методике Е.В.Зворыгиной)

Епанчинцева Мария Александровна

1. Краткая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста
2. Обогащение социального опыта в повседневной жизни посредством игры
3. Обучающие игры
4. Педагогическая организация предметно-игровой среды
5. Проблемное общение воспитателя с детьми в процессе самостоятельных игр

Оценить




793

Содержимое разработки

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Барнаульский государственный педагогический колледж»

Отделение дошкольного образования

(заочная форма обучения)

Контрольная работа

Тема № 3: Комплексное руководство формированием игры дошкольного возраста (по методике Е.В.Зворыгиной)

Выполнила студентка 28В группы

Епанчинцува Мария Александровна

Преподаватель: Рябинина Н. А

Оценка _____________________

Подпись _____________________

Барнаул 2019

План:

1.

Краткая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста

3

2.

Обогащение социального опыта в повседневной жизни посредством игры

4

3.

Обучающие игры: классификация и особенности

5

4.

Педагогическая организация предметно-игровой среды

7

5.

Проблемное общение воспитателя в процессе самостоятельных игр

8

6.

Практическое задание

10

7.

Использованные литературные источники

11

Краткая характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. Основные компоненты комплексного подхода к формированию игры сохраняется на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогических воздействий. Например, на этапе формирования ознакомительной предметно-игровой деятельности главный компонент руководства игрой – подбор игрушек (подвески, погремушки) с определенными свойствами и общение взрослого с ребенком; на этапе отобразительной игры на первый план выступают обучающие игры, в частности показ игрового действия (как покатать мяч, машинку, как посадить куклу на стул, поймать сачком «рыбку»); на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры – организация практического опыта и проблемное общение взрослого с ребенком по ходу игры. При переключении малышей на ролевое поведение (в первых сюжетно-ролевых играх) вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрирующим ролевое отношение между играющими.

Для перевода игры на более сложный этап важны все компоненты. Роль каждого из них меняется в зависимости от уровня развития игры на данном этапе. У воспитанников он может быть разный: одни нуждаются в большей помощи воспитателя (в совместных играх), другим достаточно дать игрушки, которые восстановят в их памяти впечатления, полученные на занятиях; третьим надо предоставить возможность поиграть самостоятельно; четвертым – создать проблемную игровую ситуацию, побуждающую к наблюдению, к дальнейшему развитию игры.

Обогащение социального опыта в повседневной жизни посредством игры

При ознакомлении с окружающим особенно важно активность ребенка. Воспитатель привлекает детей не только к наблюдениям за окружающим, но и к посильному участию в решении доступных малышам практических задач (в быту, на участке во время прогулки, на занятиях). Только тогда дети смогут по-настоящему понять назначение предметов, смысл действий с ними, проявить свое отношение.

Воспитатель, рассматривая с детьми предметы ближайшего окружения, помогает найти в них разные качества, вместе с малышами радуется новым открытиям, показывает, как можно использовать ту или иную вещь, побуждает дошкольников к самостоятельным действиям с ней: поднять, положить, переставить, предложить другому и т.д.

Большое значение при этом имеет слово педагога. Чтобы дети обратили внимание на особенности предметов, следует подчеркивать их основные свойства («Салфетка чистая, белая»), выделять словами назначение предметов («Салфеткой вытрем рот», «Ложкой Таня будет есть», «На стуле сидит Витя», «Дядя Володя едет на машине» и т.д.).

Впечатления реальной жизни преломляются в разном сочетании и отражаются в игре. Этим объясняется разнообразие сюжетов игр даже у малышей.

Из реальной жизни дети заимствуют не только события, но и разные способы деятельности и отношений друг с другом.

Действуя в быту вместе со взрослыми, наблюдая за их трудовыми процессами, малыши начинают понимать необходимость тех или иных действий людей с предметами, познавать их результативность. Детям помогают ставить цель, планировать действия и предвидеть результаты. В реальной жизни малыши приобретают опыт использования предметов-орудий. Они начинают понимать значение взаимосвязанности людей в трудовых действиях, видят, как взрослые готовятся к осуществлению какой-либо практической задачи («Перед тем как погладить белье, надо включить в розетку утюг, разложить аккуратно вещь», — объясняет воспитатель).

В развернутой форме ролевой игры, которая, наблюдается у детей начиная с 4 – 5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становиться способом выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить усвоению социального опыта.[4] Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» — отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать, словом, выполняемую в игре роль: «Я шофер», «Ты мама» и т.д.

Игра имеет свои законы развития, каждому возрасту соответствует определенный этап. Развиваясь, она поднимает ребенка на новую ступень осознания мира предметов, мира человеческих отношений.

Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития.

Обучающие игры

Следует выделить особую группу обучающих игр, специально организуемую взрослыми для развития самостоятельной игры детей. Они особенно необходимы детям раннего возраста, игровой опыт которых только складывается. Малыши еще не владеют умениями решать игровые задачи, не могут ставить игровую цель и найти необходимое для ее выполнения, не умеют использовать действия условно, не владеют эмоционально-выразительными средствами и навыками совместной игры и др. Поэтому так важны специальные обучающие игры, в которых игровой опыт передается ребенку в процессе естественного общения со взрослыми.

Обучающие игры применяются не только на занятиях. Когда игровое поведение демонстрируется воспитателями, родителями или старшими детьми в естественной обстановке, малыши эмоционально приобщаются к тому, что показывают старшие, невольно им подражают, проигрывают новые ситуации самостоятельно.

Обучающие игры обогащают малышей знаниями об окружающем мире, уточняют эти знания, вычленяют главное в той информации, которую дети получают. При планировании обучающих игр важно учитывать, какими игровыми способами должны последовательно овладевать дети, чтобы развивалась их игра. Усложнение способов воспроизведения окружающего в играх детей оказывает влияние на их психическое развитие.

Главное в обучающих играх – чтобы дети поняли смысл игровой ситуации, которую взрослый демонстрировал: эмоционально приобщились к ней и воспроизвели ее в своей игре. Демонстрируемый воспитателем игровой образец ценен в том случае, если взрослый на основе личного опыта ребенка вводит его в мнимую ситуацию, переживая и понимая смысл которой ребенок усваивает новые игровые способы.

Обучающую игру лучше начинать с показа игрушек, пояснения их свойств, действий с ними. Затем можно предложить детям игровую задачу: «Кукла запачкалась. Выкупаем Машеньку», «У мишки праздник, нарядим его» и т.д.

Важно привлекать детей к совместному решению игровой задачи. Это могут быть вопросы к детям, сюрпризный момент, обращения персонажа к детям и др. Надо, чтобы дети принимали посильное участие в обучающей игре: подавали игрушки, вместе со взрослыми выполняли игровое действие («Юля, принеси кукле Маше полотенце и помоги мне вытереть ей руки») и т.д.

Для обучающих игр используются игрушки среднего размера. Они должны быть соразмерны по величине, красивы. Подобные игрушки даются для самостоятельной игры детей.

В совместных обучающих играх воспитатель вычленяет главное в событиях, участниками и наблюдателями которых являлись воспитанники. Дети учатся переводить свой жизненный опыт в игровой условный план, решать и ставить нужные игровые задачи разными способами. При общении детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт происходит стихийно.

Передача игрового опыта может быть организована двумя формами:

специально обучающие игры (показы-инсценировки, разнообразные театрализованные игры; игры занятия, рекомендованные Р.И. Жуковской; сюжетно-дидактические и сюжетно-подвижные и музыкальные игры);

игра воспитателя с детьми, когда участие педагога может быть длительным или фрагментарным.

Передача игрового опыта совмещает в себе и воображаемую ситуацию, и интересную событийную сторону (сюжет). В зависимости от этапа игры на первый план выступают наиболее значимые для последующего развития игры способы воспроизведения действительности. Они могут быть связаны как с событийной (развитием сюжета), так и с содержательной стороной игры (обобщенностью игрового действия, отображением отношений между людьми). Например, на втором году жизни дети учатся переносить в игру доступные бытовые сценки, на третьем году – сказочные элементы или фрагменты из трудовой, общественной жизни людей. Вначале малыши учатся выполнять действия с сюжетно-образными игрушками, затем – с предметами-заместителями и воображаемыми предметами. И т.д.

Педагогическая организация предметно-игровой среды

При организации предметно-игровой среды следует проявлять эстетическую культуру. Она сказывается в подборе игрушек для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями, в расположении игрушек в групповой комнате, на участке, в уходе за ними. Рваная и грязная кукла не только не красива, но и воспитывает равнодушие и к игрушке, и к тому образу, который она выражает. Если дать детям игрушку без учета их игровых умений, она быстро приобретает неэстетический вид: красивая кукла с закрывающимися глазами в руках маленького ребенка быстро превращается в лохматое, неопрятное, безглазое существо. Малышам лучше и понятнее куклы с короткой стрижкой и нарисованными большими глазами. Игрушки, разбросанные по всей комнате, создают неряшливый вид, они отвлекают детей от игры, тогда как 2 – 3 предмета, объединенные в подсказанную педагогом игровую ситуацию, побуждают ребенка к интересным и полезным действиям. На участке лучше использовать те игрушки, которые можно легко вымыть (из пластмассы, дерева). Совсем неприемлемы для игры старые, поломанные игрушки. Также в группах важно располагать игрушки, учитывая не только игровые интересы детей, но и природное окружение. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое, особенно необходимы детям младшего возраста: надо уметь порадоваться вместе с детьми и нарядной игрушкой, и убранным на место вещам, и поведению каждого играющего ребенка. Уместно также простое порицание, быстрое устранение некрасивого, неопрятного.

Игра при правильном ее формировании решает задачи умственного, нравственного, физического, эстетического развития каждого ребенка начиная с раннего возраста. В игре с первых этапов ее развития формируется личность ребенка, развиваются те качества, которые потребуются ему в учебной деятельности, в труде, в общении с людьми.

Проблемное общение воспитателя с детьми в процессе самостоятельных игр

Термин «руководство игрой», обозначающий в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями, используется в единстве с термином «формирование». Основная цель педагога – последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры каждого ребенка и играющего коллектива в целом.

При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учиться ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющих игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т.е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами (как правило, с новыми, необычными условиями). Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский), то ребенок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших. В одних игровых проблемных ситуациях дети ставятся перед необходимостью отображать и комбинировать в игре новые знания о мире. В других – решать игровые задачи более сложными способами. В третьих – учатся ставить игровые цели, планировать пути к их достижению. В четвертых – овладевают умением самостоятельно готовить или преобразовывать условия для игры.

Условия в игровой проблемной ситуации постепенно изменяется и усложняется. Взрослый побуждает детей в измененных условиях самостоятельно решать игровую задачу, пользуясь приобретенным в практической деятельности и на занятиях опытом.

Проблемные ситуации создаются путем изменения и усложнения игрового материала, а также при общении педагога с детьми. Педагог стремиться вызвать у детей эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как ее решить. Естественность и простота проблемных ситуаций часто не осознается воспитателями и родителями. Им кажется, что ребенок научился играть и мыслить сам. Поэтому важно проанализировать содержание игровых проблемных ситуаций, указать на возможность их применения в разных возрастных периодах раннего детства.

О совершенствовании игровой деятельности ребенка и изменениях, происходящих в его развитии, можно судить по умению малыша играть индивидуально и совместно с другими.

Практическое задание

План-конспект игровой деятельности

по 2-ю половину дня для старшей группы

Виды и темы игр

Задачи по формированию игровых умений

Методика взаимодействия воспитателя с детьми. Приемы руководства

Сюжетно — ролевая игра.

Название: «Путешествие на Северный полюс»

Продолжать формировать умения детей творчески развивать сюжет игры. Побуждать более широко использовать в игре знания об окружающей жизни.

Развивать конструктивные умения детей при постройках необходимых атрибутов.

Обращать внимание на усвоение детьми умения согласовывать замыслы, слушать партнера и учитывать его позицию.

Перенести смысловой акцент игры на смену ролей ребенка, на изменение характера своих переживаний и отношений к другим персонажам игры. Ориентировать ребенка на своеобразие каждой роли, которую он берет в игре; на изменение ролевых отношений.

Сюжетно — ролевая игра.

Название «Поездка в лес за грибами»

— Продолжать формировать умения творчески воспроизводить в играх быт семьи.

— Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку

Беседа с детьми с целью использования предметов-заместителей.

Способствует объединению детей, участвует в распределении ролей.

 Обогащение социального опыта детей через использование знаний худ.литературы

Сюжетно — ролевая игра.

Название «Фотоателье»

Развивать творческие умения переносить сюжетное направление игры в новые предлагаемые условия;

— Укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу,

— Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми в ходе игры

Непосредственное участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах. Руководит развитием сюжета

Игра со строительным материалом «Какая постройка рассыпалась?»

— Работать над развитием внимания; логического мышления;

— Совершенствовать умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Показ способов соединения деталей, замены одной формы детали с помощью других.

Использует разные методические приемы: демонстрацию образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования

Игра со строительным материалом «Разные дома»

— Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Создании игровой среды — отборе строительного материала, которого должно быть достаточно, чтобы могли играть все желающие.

Использует прием сотворчества: предлагает детям достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил.

Игра-драматизация «Друзья» (стихотворение Е.Стеквашовой «Друзья»)

— Продолжать развивать фантазию, диалогическую речь.

— Совершенствовать образные исполнительские умения.

— Развивать творческую самостоятельность в передаче образа

Подбор произведения, имеющего воспитательное значение, сюжет которого детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

Использованные литературные источники

1.Дошкольная педагогика / Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.

2.Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. – М.: Академия, 2009. – 416 с.

3. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2 – С. 483

4. 7. Основы дошкольной педагогики / Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А.. – М., 1980. – с. 5 – 40.

5. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. – М.: Просвещение, 1988. – 189 с.

6.Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования игры/ Е.В.Зворыгина//Дошкольное воспитание.- 1988.-№6-7

7. Зворыгина Е.В. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры/ Е.В.Зворыгина//Дошкольное воспитание.- 1988.-№ 5

8. Гаспарова Е.М. Отображение социальных отношений в игре // Дошкольное воспитание. – 1984. — № 8. С. 35 – 38.

9. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М.: Просвещение, 1990. – 146 с.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/434278-kompleksnoe-rukovodstvo-formirovaniem-igry-do

Также вас может заинтересовать

  • Картотека сюжетно — ролевых игр для дошкольников
  • Конспект непосредственной образовательной области «В гости к гласным звукам» в младшей группе.
  • Конспект непосредственно образовательной деятельности «Поможем друзьям» во второй младшей группе
  • Дидактическое пособие «Волшебные колпачки»
  • Особенности игровой деятельности воспитателя с гиперактивными детьми.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Предложите, как улучшить StudyLib

(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте

другую форму
)

Ваш е-мэйл

Заполните, если хотите получить ответ

Оцените наш проект

1

2

3

4

5

Прочитайте предложенный ниже текст и выполните задания:

  1. Выпишите в тетрадь компоненты комплексного руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников.

  2. Выделите особенности компонентов в разных возрастных группах.

  3. Выберите тему игры (в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы», «Детство») и составьте план ее введения в жизнь детей (или развития уже существующей игры). Возрастную группу можно выбрать самостоятельно.

Комплексный метод руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников

(по материалам: Крылова Е. В. Сюжетно-ролевая игра в формировании личности ребенка в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 60-63)

Комплексное руководство развитием сюжетно-ролевых игр дошкольников, предложенное Е.В Зворыгиной и С.Л Новосёловой, включает в себя четыре взаимосвязанных компонента (направления деятельности): Обобщение и обогащение жизненного опыта детей; обогащение игрового опыта детей; активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр; создание развивающей предметно-игровой среды.

1. Обобщение и обогащение жизненного опыта детей.

Возможность развития умственной деятельности, обогащение жизненного опыта детей — первый компонент руководства развитием игры. Цель: дать детям яркие впечатления об окружающем, создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание детьми назначения предметов, смысла действий людей и др.). Здесь может быть запланирована совместная деятельность педагога с детьми (в повседневной жизни и во время специально организованных занятий), тематически связанная с планируемой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игрой. Примерный перечень форм этой работы: наблюдения, экскурсии целевые прогулки, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий, обследование, экспериментирование с предметами, просмотр видео записей, чтение, рассказывание, заучивание текста наизусть, свободное общение, беседы, прослушивание дисков, аудиозаписей, посильное участие детей в трудовых действиях взрослых, продуктивные виды детской и совместно со взрослым деятельности.

2. Обогащение игрового опыта детей.

Обогащение игрового опыта детей — второй компонент руководства развитием игры. Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры. В этой работе педагогу необходимо обратить внимание на планирование совместной игровой деятельности с ребенком / детьми, используя все периоды времени, отведенные режимом дня для игры и свободной деятельности детей. Рекомендуем использовать следующие виды игр — дидактические, подвижные, театрализованные, пальчиковые, строительно-конструктивные, близкие по персонажам, тематическому содержанию и др. к планируемой сюжетно-отобразительной / сюжетно-ролевой игре. Например, в контексте сюжетно-ролевой игры «Зоолечебница» (старшая группа, программа «Детство») могут быть запланированы дидактические игры «Кому что нужно для работы», «Где мы были — мы не скажем, а что видели, покажем», игра-имитация «Угадай, кто я»; игра-инсценировка по сказке К.Чуковского «Айболит», строительная игра «Больница для зверей» и др. Приемы практического руководства игрой, исходя из возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития ребенка.

Например, в I младшей группе в плане может быть отражен такой прием, как «обыгрывание воспитателем роли «доктора» с последующим вовлечением в игру заинтересованных детей»; во II младшей — «совместная игра воспитателя с детьми, в которой главную роль — «доктор» — выполняет ребенок, а воспитатель с остальными детьми выполняет одинаковые второстепенные роли — пациенты»; в средней — «разыгрывание с детьми многоперсонажного сюжета, где одна роль по смыслу связана со всеми остальными: «доктор — медсестра — шофер скорой помощи», со сменой ролей воспитателем или детьми по ходу игры; в старшем дошкольном возрасте — «создание проблемной ситуации, направленной на сюжетосложение, например, комбинирование сюжетов «Путешествие в Африку» + «Больница» (письмо от доктора Айболита с просьбой помочь больным зверям)».

Обучающие игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей в том случае, если несут элемент новизны, сюрпризности и занимательности. Обучающие игры — это своеобразная форма передачи игрового опыта в процессе естественного общения взрослого с детьми по конкретному содержанию игровых задач, где ведущая роль принадлежит взрослому. Вместе со взрослым дети учатся ставить интересную воображаемую цель, усваивают новые, более обобщенные способы отображения действительности. Содержание второго компонента может быть реализовано педагогами при условии владения методикой развития сюжетно-отобразительной /сюжетно-ролевой игры в разных возрастных группах.

3. Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр.

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе обучающих игр — третий компонент руководства развитием игры. Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения; формировать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом. Общение взрослого с ребенком способствует формированию прогрессивных для каждого возрастного периода способов решения игровых задач: — младший дошкольный возраст — развертывание сюжета как смысловой цепочки предметных действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами; — средний дошкольный возраст — развертывание сюжета как цепочки ролевых действий (ролевых диалогов); — старший дошкольный возраст — развертывание сюжета как последовательности взаимосвязанных событий. Эффективность обучающих игр могут обеспечить продуманные приемы мотивации дошкольников к игре, активизации их по ходу игры, которые реализуются в педагогическом процессе через ролевое общение педагога с детьми. Они включаются в третий компонент перспективного плана. Полезно разработать и прописать примерные сценарии обучающих игр, алгоритм которых не является неизменным и может меняться по ходу игры с детьми, опираясь уже на предложения и замысел играющих. В сценарии включаются проблемные игровые ситуации, направленные на самостоятельное решение игровой задачи ребенком, на нахождение нового способа отображения действительности. Формулировка игровой задачи может быть прямой («Покорми дочку»), косвенной («Дочка хочет есть»), игровая задача может быть поставлена вне подсказывающей сюжетной ситуации («Чья дочка потеряла маму?»). Игровые задачи (проблемные ситуации) могут быть направлены на развитие игровых действий с педагогом, сверстниками, игрушками.

Например, во II младшей группе может быть следующее развитие сюжетно-ролевой игры «Повар»:

1. Развитие сюжета, в котором игровые действия воспитателя направлены на детей — педагог предлагает испечь и угостить детей пирожками, показывая и комментируя при этом условные игровые действия.

2. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя. В этом случае педагог создает проблемную ситуацию, объясняя детям, почему он голоден и просит его накормить, активизируя их прежний опыт и знания наводящими вопросами, советами, стараясь вызвать эмоциональную заинтересованность игровой задачей.

3. Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки — теперь уже в группу приходят проголодавшиеся животные, которых дети кормят самостоятельно.

Таким образом, игровая деятельность дошкольников протекает в усложняющихся проблемных ситуациях, опирающихся на их практический и игровой опыт, а у педагога есть возможность наблюдать и анализировать игровые умения детей, на основе чего намечать новые развивающие задачи и включать новое содержание работы в перспективный план.

4. Создание развивающей предметно-игровой среды.

Создание развивающей предметно-игровой среды — четвертый компонент руководства развитием игры. Цель: создание условий для самостоятельных игр, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, который активизирует в памяти ребенка недавние впечатления, полученные при знакомстве с окружающим, в обучающих играх, направляют ребенка на самостоятельное и активное решение игровой задачи, побуждают к разным способам ее реализации и воспроизведения действительности. Предметно-игровая среда изменяется с учетом практического и игрового опыта детей: — сюжетные игрушки — предметы-заместители — воображаемые предметы; — подсказывающие развернутые сюжетные ситуации — измененные сюжетные ситуации — самостоятельная организация предметно-игровой среды детьми. Примерное содержание работы в плане работы воспитателя: — внесение, совместное изготовление игрушек, ролевых атрибутов, маркеров пространства; — изменение предметно-игровой среды на основе новых развивающих задач; — совместное составление алгоритмов игры (старший дошкольный возраст); — проблемные игровые ситуации, направленные, например, на мотивацию детей к игре (появление новых игрушечных персонажей, которое пришли в группу, потому что знают, что дети умеют вкусно готовить); на использование детьми предметов-заместителей (исчезновение необходимого для работы доктора, парикмахера и др. инструмента) и т. д. — обыгрывание игрового материала педагогом; — презентации игрового материала взрослым (детьми старшего дошкольного возраста).

Реализация этих составляющих обеспечивает системную, комплексную работу педагога по развитию сюжетные игры. В выборе тематики детских игр (например, «Детский сад», «Путешествие на корабле», «Экскурсия в зоопарк» и т. д.) необходимо руководствоваться образовательной программой, реализуемой в дошкольном учреждении, учитывая игровые интересы детей группы.

Практика показывает, что комплексный подход к планированию формирования игрового опыта детей обеспечивает системную, пошаговую работу педагогов в развитии сюжетно-отобразительных / сюжетно-ролевых игр дошкольников и способствует нарастанию игровой самостоятельности и творчества детей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Аон соул 202в инструкция по эксплуатации
  • Про плохих руководство
  • Re4f03b руководство по ремонту
  • Руководство по беременности по неделям
  • Как упаковать книгу в подарочную бумагу пошаговая инструкция без скотча