Дтп руководство для следователя

Что чаще всего становится причиной трагедий на дорогах? Однозначный ответ дать сложно. Ясно одно — человеческий фактор в этом играет очень важное значение. Невнимательность, самонадеянность, элементарное неумение вести себя на дороге. Причем это относится как к водителям, так и к пешеходам. Расследование уголовных дел, возбужденных по фактам дорожно-транспортных происшествий, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, является одним из сложных направлений в деятельности сотрудников следственных подразделений. Но, несмотря на это, даже самые запутанные дела расследуются, доводятся до конца, следователи устанавливают все причины и обстоятельства произошедшего, доказывают то, что, казалось бы, доказать невозможно. А самое главное, что благодаря их профессионализму и неравнодушному отношению к делу, реальные виновники привлекаются к ответственности.

 В сентябре 2015 года в городе Тында Амурской области произошло резонансное дорожно-транспортное происшествие, не оставившее равнодушным ни одного человека. Около 18.00 часов один из местных жителей на своем автомобиле Тойота-Корона двигался по проезжей части улицы Верхненабережная. В этот момент из-за забора на проезжую часть с целью ее перехода выбежал мальчик. Уже после, в ходе расследования, будет доказано, что водитель иномарки нарушил ПДД – и это стало причиной страшной трагедии. Превысив скоростной режим, мужчина совершил наезд на малолетнего пешехода. Мальчик, 2010 года рождения, с многочисленными травмами был доставлен в больницу. Спустя несколько дней маленького жителя Приамурья не стало.

По факту ДТП было возбуждено уголовное дело.

В тот момент только ленивый не обсуждал это дорожно-транспортное происшествие. Версии выдвигались разные: и то, что водитель, наверное, был пьян, и то, что мальчик только сам виноват в произошедшем, и многое другое. Но установить истинные причины и выяснить, кто же прав, а кто виноват в этой трагедии, смогли только следователи.

— Изучив материалы уголовного дела, переданного из следственного отдела МО МВД России «Тындинский», изначально занимавшегося его расследованием, нами было принято решение о необходимости повторного производства следственных действий с участием непосредственных свидетелей ДТП, в результате чего, все они были тщательно и детально допрошены повторно, со всеми ними были произведены проверки показаний на месте, — рассказывает начальник отдела следственной части Следственного управления УМВД России по Амурской области подполковник юстиции Михаил Усяев. — Путём детальных допросов и выходов на место происшествия были восстановлены все условия и расположение объектов на месте аварии в момент развития ДТП. Это позволило установить взаиморасположение пешехода и автомобиля, их процесс сближения, возможность водителя видеть мальчика в процессе сближения.

Были проведены соответствующие следственные эксперименты, являющиеся неотъемлемым элементом расследования подобных уголовных дел. Изначально следователями была дана оценка зафиксированным следам торможения. Автомобиль – участник ДТП был выставлен на воспроизведённый на асфальтовом покрытии след, что позволило более точно установить действительное место наезда на пешехода, и опровергнуть версию подозреваемого о том, что место наезда находилось возле правого края проезжей части.

В дальнейшем был проведён еще один следственный эксперимент для определения темпа движения пешехода. Дело в том, что проведённый ранее эксперимент не учёл то обстоятельство, что погибший мальчик перед наездом выходил на проезжую часть и вернулся на обочину, о чем говорили свидетельские показания. А это значит, что время нахождения пешехода в поле зрения водителя значительно увеличилось.

Также в ходе следствия было установлено, что до того момента, как из-за забора выбежал мальчик, сначала дорогу перебежал еще один ребенок. Это позволило сделать вывод о том, что водитель должен был проявить особую осторожность и предусмотрительность, в отношении второго мальчика, находящегося возле края проезжей части. Но обвиняемый это во внимание не принял. 

Водитель иномарки утверждал, что двигался со скоростью 55 км/ч. Однако результаты проведенной судебной автотехнической экспертизы показали, что его скорость в данных дорожных условиях тогда составляла около 70 км/ч. А значит водитель нарушил ПДД, превысив скорость движения.

Собранные доказательства были положены в качестве исходных данных на разрешение судебной автотехнической экспертизы. На основании представленных сведений эксперт – автотехник пришёл к выводу о том, что водитель имел техническую возможность избежать наезда на пешехода, применив меры к снижению скорости в момент его обнаружения.

— Таким образом, в ходе предварительного следствия было установлено, что водитель находился на достаточном расстоянии от пешехода, чтобы его заметить. Вдобавок к нарушению Правил дорожного движения, невнимательность и неосмотрительность водителя к дорожной обстановке и ее изменениям привели к трагедии. Мужчина не предпринял мер по снижению скорости, в результате чего ребенок оказался под колесами автомобиля, — говорит Михаил Усяев.

Также в ходе расследования были установлены и другие важные детали. Следователем было вынесено предписание в адрес администрации г. Тынды об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступления. В ходе проведенной проверки установлено, что забор, находящийся возле проезжей части, из-за которого выбежал ребенок, построен с нарушениями. Виновные лица привлечены к административной ответственности.

В настоящий момент расследование уголовного дела окончено, материалы направлены в суд. Своей вины обвиняемый так и не признал. Однако это не освобождает его от ответственности.

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Порядок расследования дтп

Порядок расследования дтп

Подборка наиболее важных документов по запросу Порядок расследования дтп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2021 N 77-2149/2021
Приговор: По ч. 3 ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Доводы кассационной жалобы о нарушении следователем порядка возбуждения уголовного дела судебной коллегией проверены и признаны несостоятельными, поскольку исходя из положений ст. 38 УПК РФ следователь является процессуально самостоятельным лицом и наделен правом на возбуждение уголовного дела, расследование по которому правомочен принимать к своему производству. Следователь Я. выезжал по данному делу на место происшествия 00.00.0000 и осуществлял осмотр места ДТП в период с 00.00.0000 до 00.00.0000, обоснованно возбудил уголовное дело в 00.00.0000 на основании рапорта об обнаружении признаков преступления при наличии достаточных оснований, указывающих на признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ. То обстоятельство, что заместитель начальника СО по расследованию ДТП ГСУ ГУ МВД РО по <адрес> ФИО28 в порядке ст. 39 УПК РФ дал указание следователю ФИО29 о проведении процессуальной проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК РФ лишь 00.00.0000 и регистрация рапорта об обнаружении признаков преступления произошла указанной датой, не свидетельствует о незаконности возбуждения уголовного дела.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

Прокурор разъясняет — Прокуратура Челябинской области

Прокурор разъясняет

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которых пострадавшим причинены телесные повреждения (в том числе повлекшие смерть человека), сотрудниками внутренних дел проводится проверка, результаты которой оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (при наличии сведений о причинении вреда здоровью, которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью, либо повлекшие смерть человека).

За нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 Кодекса соответственно.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — на срок до шести месяцев.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24или ч.2 т.12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Кроме того, при проведении административного расследования сотрудники органов внутренних дел проводят следующие мероприятия:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, назначаются необходимые экспертизы (судебно-медицинская, автотехническая, ситуационная), осуществляют взятие проб и образцов, производится сбор вещественных доказательств (орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы), документов, показаний специальных технических средств, направляются поручения и запросы, истребуются необходимые сведения (о работе уличного освещения, режима работы светофорного объекта, проведения ремонта и реконструкция дорожного полотна, установки знаков дорожного движения).

После чего должностным лицом органа внутренних дел производится оценка полученных доказательств.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

При выявлении признаков преступления в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе при проведении расследования по делу об административном правонарушении (например, при причинении в результате ДТП тяжкого вреда здоровью человека, либо телесных повреждений, повлекших смерть человека), должностные лица органов внутренних дел прекращают производство по делу об административном правонарушении и незамедлительно направляют собранные материалы руководителю следственного органа для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, руководитель следственного органа, следователь, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125  УПК РФ.

При наличии повода и основания руководитель следственного органа либо следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. После чего проводится предварительное следствие по уголовному делу. 

Прокуратура г. Челябинска

Особенности проведения административного расследования и процессуальной проверки по факту ДТП с пострадавшими лицами

Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей.

В случае совершения дорожно-транспортного происшествия, в результате которых пострадавшим причинены телесные повреждения (в том числе повлекшие смерть человека), сотрудниками внутренних дел проводится проверка, результаты которой оформляются в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (при наличии сведений о причинении вреда здоровью, которые квалифицируются, как причинившие тяжкий вред здоровью, либо повлекшие смерть человека).

За нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также за нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность по ст.12.24 или ч.2 ст.12.30 Кодекса соответственно.

Под причинением легкого вреда здоровью следует понимать кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности.

Под причинением средней тяжести вреда здоровью следует понимать неопасное для жизни длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в области дорожного движения и на транспорте, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом органа внутренних дел в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего — на срок до шести месяцев.

В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.24или ч.2 т.12.30 Кодекса, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения.

Кроме того, при проведении административного расследования сотрудники органов внутренних дел проводят следующие мероприятия:

отбираются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, назначаются необходимые экспертизы (судебно-медицинская, автотехническая, ситуационная), осуществляют взятие проб и образцов, производится сбор вещественных доказательств (орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы), документов, показаний специальных технических средств, направляются поручения и запросы, истребуются необходимые сведения (о работе уличного освещения, режима работы светофорного объекта, проведения ремонта и реконструкция дорожного полотна, установки знаков дорожного движения).

После чего должностным лицом органа внутренних дел производится оценка полученных доказательств.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении направляется должностному лицу органа внутренних дел, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.

При выявлении признаков преступления в области дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, в том числе при проведении расследования по делу об административном правонарушении (например, при причинении в результате ДТП тяжкого вреда здоровью человека, либо телесных повреждений, повлекших смерть человека), должностные лица органов внутренних дел прекращают производство по делу об административном правонарушении и незамедлительно направляют собранные материалы руководителю следственного органа для проведения проверки в порядке ст.ст.144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

В соответствии с требованиями УПК РФ следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении следователь, руководитель следственного органа принимает одно из следующих решений:

1) о возбуждении уголовного дела;

2) об отказе в возбуждении уголовного дела;

3) о передаче сообщения по подследственности.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела, руководитель следственного органа, следователь, выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Отказ в возбуждении уголовного дела участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125  УПК РФ.

При наличии повода и основания руководитель следственного органа либо следователь возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление. После чего проводится предварительное следствие по уголовному делу. 

Прокуратура г. Челябинска

Выбор темы

Обычная версия

Черно-белая версия

Бело-черная версия

Зелено-коричневая версия

Синяя версия

Отключение картинок

Отключить картинки

Размер шрифта

Обычный шрифт

Увеличенный шрифт 1.5

Увеличенный шрифт 2

Интервал между буквами (кернинг):

Обычный

Большой

Очень большой

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТРЕСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ ВО РЮИ МВД России)

Осяк В.В., Бондарева Г.В.

МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Учебно-методическое пособие

Ростов-на-Дону

2020

УДК 343.985.7 : 343.346 ББК 67.52

О-79

Рецензенты:

Стребков С.М. – заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Ростовской области – начальник КМУ. Айвазова О.В. – профессор кафедры криминалистики и

оперативно-разыскной деятельности Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.

Осяк В.В., Бондарева Г.В.

0-79 Методика расследования дорожно-транспортных преступлений: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д:

ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2020. – 64 с.

В учебно-методическом пособии содержатся результаты обобщения и теоретического анализа практики расследования дорожно-транспортных преступлений. В работе также представлены практические задания, направленные на формирование у обучающихся профессиональных и профессионально-специа- лизированных компетенций.

Издание предназначено для преподавателей и обучающихся образовательных организаций МВД России.

Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГКОУ ВО РЮИ МВД России.

ISBN 978-5-89288-403-7

УДК 343.985.7 : 343.346

ББК 67.52

© ФГКОУ ВО РЮИ МВД России, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

Глава 1. Криминалистическая характеристика дорож- но-транспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 § 1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений . . 6 § 2. Структура криминалистической характеристики дорож-

но-транспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Глава 2. Организация расследования дорожно-транспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 § 1. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании дорожно-транспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 § 2. Типичные следственные ситуации и версии, складывающиеся на первоначальном этапе расследования ДТП . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Глава 3. Тактические особенности производства отдельных следственных действий при расследовании дорожно-транспортных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 § 1. Особенности производства отдельных видов следственного осмотра по делам о дорожно-транспортных преступлениях . . . . . 22 § 2. Тактика производства допроса участников дорожно-транс- портных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 § 3. Тактические аспекты производства различных видов следственного эксперимента при расследовании дорожно-транспорт- ных преступлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 §4.Особенности назначения отдельных видов экспертиз при расследовании дорожно-транспортных преступлений . . . . . . . . . 48 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности дорожного движения одно из приоритетных направлений политики России. Ни для кого не секрет, что с развитием технологий и темпа жизни в целом общество получило не только блага, но и столкнулось с различными проблемами. Развитие транспортной инфраструктуры, автомобильной индустрии оказало существенное влияние на безопасность дорожного движения. Например, согласно данным официальной статистики за период с января по декабрь 2019 года, на территории Ростовской области зарегистрировано 3 058 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди. Это на 2 % меньше, чем показатели предыдущего года, сократилось число погибших на 21,1 % и раненых на 20,6 %1.

Как показывает изучение материалов судебной практики, до настоящего времени на низком уровне остается результативность расследования преступлений данной категории. Это может быть связано с постоянным обновлением кадрового состава следователей, его «омоложением», явной недостаточностью имеющихся у них знаний об организации и производстве осмотра места происшествия по фактам дорожно-транспорт- ных происшествий, достаточного опыта в производстве расследования, в том числе, с проблемами использования специальных знаний. Целью учебно-методического пособия является оказание помощи в организации самостоятельной работы по углубленному изучению дисциплины «Методика расследования отдельных видов преступлений», формирование практических навыков профессиональной деятельности, реализация компетентностного подхода к процессу обучения.

Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие при расследовании дорожно-транспортных преступлений (далее ДТП), а также деятельность правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию указанных деяний.

1 URL: https://61.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/19348868.

4

В работе выполнен комплексный анализ вопросов расследования ДТП. Особое внимание уделено исследованию тактических особенностей осмотра места ДТП, различных видов следственного эксперимента, а также тактике назначения и производства судебно-медицинских, автотехнических, трасологических и иных экспертиз, назначаемых по делам о ДТП. В научно-исследовательской работе сформулированы предложения по оптимизации процесса получения знаний курсантами и слушателями, формирования умений и навыков их практического использования при производстве следственных действий по фактам ДТП.

Работа предназначена для организации самостоятельной работы обучающихся по овладению теоретическим материалом дисциплин «Методика расследования дорожно-транспортных преступлений» и «Методика расследования отдельных видов преступлений», а также окажет методическую помощь педагогическим работникам, слушателям и курсантам образовательных организаций системы Министерства внутренних дел Российской Федерации при подготовке и проведении занятий по вышеуказанным дисциплинам.

5

ГЛАВА 1. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

§ 1. Понятие и виды дорожно-транспортных преступлений

Вопросам соотношения понятий «дорожно-транспортное преступление» и «дорожно-транспортное происшествие» уделено значительное внимание в научной литературе. При анализе понятия дорожно-транспортного происшествия, закрепленного в законе, можно сделать вывод, что оно является более широким, чем понятие «дорожно-транспортное преступление», так как в нем могут отсутствовать такие обязательные признаки дорож- но-транспортного преступления, присущие всем уголовно-нака- зуемым деяниям, как высокая степень общественной опасности, виновность и уголовная наказуемость. Степень общественной опасности дорожно-транспортного нарушения формируется с учетом не только характера допущенного нарушения Правил дорожного движения, но и других показателей, к которым принято относить форму и вид вины, тяжесть наступивших последствий.

Нам импонирует понятие дорожно-транспортного преступления как общественно опасного деяния, совершенного по неосторожности лицом, управляющим транспортным средством, выразившееся в каком-либо нарушении установленных Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, вследствие чего наступают последствия, указанные в диспозиции статьи 264 Уголовного кодекса РФ, которые и влекут наступление уголовной ответственности.

К видам ДТП относят:

1.Столкновение движущиеся ТС столкнулись между собой или с подвижным составом ж/д. К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся ТС.

2.Опрокидывание движущееся ТС опрокинулось. К этому виду происшествий не относятся опрокидывания, которым предшествовали другие виды происшествий.

3.Наезд на стоящее ТС ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп.

6

4.Наезд на препятствие ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

5.Наезд на пешехода ТС наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся ТС. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (бревна, кирпичи и т. д.).

6.Наезд на велосипедиста ТС наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся ТС.

7.Наезд на гужевой транспорт ТС наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся ТС.

8.Наезд на животных ТС наехало на птиц, диких или домашних животных (включая вьючных и верховых), либо сами эти животные или птицы ударились о движущееся ТС, в результате чего пострадали люди или причинен материальный ущерб.

9.Прочие происшествия происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам. К прочим происшествиям относятся:

сход трамвая с рельсов (не вызвавший столкновения или опрокидывания);

падение перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или на другое ТС;

наезд на лиц, не являющихся участниками движения;

наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо);

падение пассажиров с движущегося ТС или в салоне движущегося ТС в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.

Иной вид ДТП происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Это: падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо

ипр.) и др.

7

Верное определение следователем вида ДТП, как нам представляется, будет способствовать своевременному решению вопроса о возбуждении уголовного дела, верной квалификации преступления, установлению всех обстоятельств, подлежащих доказыванию.

§ 2. Структура криминалистической характеристики дорожно-транспортных преступлений

Для качественного и результативного расследования преступлений помимо знания уголовно-правовой характеристики следователю необходимы знания криминалистической характеристики преступления, обеспечивающей системный подход к расследованию преступлений, повышающий его эффективность. В данном исследовании мы не будем останавливать свое внимание на определении конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, а перейдем к рассмотрению криминалистической характеристики ДТП.

Под криминалистической характеристикой ДТП мы понимаем научно обоснованную систему закономерно повторяющейся, криминалистически значимой информации о наиболее типичных признаках дорожно-транспортного преступления, являющейся важнейшим источником организации и осуществления его всестороннего, полного и объективного раскрытия и расследования.

Полагаем, что в структуру криминалистической характеристики преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ, входят такие взаимосвязанные элементы, как: механизм ДТП, обстановка совершения преступления, механизм следообразования, характеристика личности виновного в совершении преступления, сведения

оличности потерпевшего.

Ивсе же ведущим элементом в криминалистической характеристике ДТП, в отличие от иных составов преступления, является именно механизм преступления, а не способ его совершения. Под механизмом ДТП следует понимать процесс формирования и развития аварийной ситуации, характеризующийся стадийностью и находящийся в причинно-следственной связи с определенными нарушениями Правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, кульминацией которого явилось ДТП. В

8

качестве механизма ДТП можно рассматривать и совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития транспортного происшествия.

На первом этапе в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя принятия дополнительных мер для сохранения условий безопасности.

Такими факторами по отношению к транспортному движению могут быть внешние явления, например, поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь или мокрый снег и т. д. и внутренние явления, включающие неисправности транспортного средства (далее ТС), отклонение психофизиологического состояния водителя от нормы и другие.

В юридической литературе выделяют открытую или скрытую для участников дорожно-транспортного происшествия аварийную ситуацию.

Открытая аварийная ситуация возникает тогда, когда участники дорожно-транспортного происшествия имели возможность своевременно обнаружить признаки ее возникновения, а фактическое обнаружение зависит от субъективных факторов (например, водитель не обнаружил своевременно признаки аварийной ситуации из-за невнимательности).

Скрытая аварийная ситуация детерминируется условиями, которые объективно не позволяют участникам дорожно-транс- портного происшествия своевременно обнаружить ее возникновение. Чтобы установить скрытую аварийную обстановку, необходимо тщательно исследовать динамику события, особенности окружающей среды, ограничивающие возможности по обнаружению и оценке надвигающейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников ДТП выделяют общую и одностороннюю ситуации.

Общая аварийная ситуация характеризуется тем, что в момент ее возникновения одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности из-

9

менить своими действиями опасный ход развития события. При односторонней аварийной ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку и предупредить дорожно-транспортное происшествие.

Послеаварийная стадия проявляется в установлении действий участников ДТП после состоявшегося происшествия. Обосновывается данное положение включением в предмет доказывания действий водителя непосредственно после события дорожно-транспортного происшествия. Как показывает следственная и судебная практика, все элементы механизма ДТП взаимосвязаны и в совокупности влекут преступные последствия.

Обстановка совершения ДТП включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка представляет собой исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении ТС. Она включает в себя планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т. д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего ДТП имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т. п.

Местом совершения ДТП может быть проезжая часть улицы населенного пункта или автодороги федерального и иного значения, а также территория населенного пункта, организации, учреждения и т. д. Точное установление места совершения ДТП необходимо не только для определения территориальной подследственности, но и для определения того, какими требованиями ПДД должны были руководствоваться его участники. ПДД накладывают на водителя различные ограничения по выполнению маневров, выбору максимальной скорости движе-

10

Падение Фаэтона. (Рубенс Питер Пауль,1605)

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – происшествие, возникающее в процессе движения механических транспортных средств (автомобилей, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, мотороллеров и иных самоходных машин – дорожных, строительных и сельскохозяйственных) и повлекшее:

  • гибель или телесные повреждения людей, либо
  • причинившее существенный материальный ущерб (повреждение транспортных средств, сооружений, грузов и т.д.).

Содержание

  • 1 Виды дорожно-транспортных происшествий
  • 2 Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий
  • 3 Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий
    • 3.1 Осмотр места ДТП
    • 3.2 Следственный эксперимент
    • 3.3 Назначение экспертиз
  • 4 Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций
  • 5 Смотри также

Виды дорожно-транспортных происшествий

Согласно приказу МВД РФ № 328 от 18.06.96 года «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 647» дорожно-транспортные происшествия подразделяются на следующие виды:

1. Столкновение

2. Опрокидывание

3. Наезд на стоящее транспортное средство

4. Наезд на препятствие

5. Наезд на пешехода

6. Наезд на велосипедиста

7. Наезд на гужевой транспорт

8. Падение пассажира

9. Иной вид ДТП

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.
К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось.

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.
К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство.
К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.
Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий

Обстановка автотранспортных происшествий многоэлементна по содержанию и сложна по своей структуре. В качестве одной из ее частей можно выделить статические условия внешней материальной среды, в которой осуществлялось дорожное движение. Названные условия могут быть разделены на постоянные и временные. К первым относятся конструктивные особенности устройства дороги на участке, где произошло происшествие; наличие технических средств регулирования и организации движения, ограждений разметки дорожного полотна, газонов, посадочных площадок для пассажиров; внешнее окружение дороги — здания и сооружения; элементы окружающей среды — зеленые насаждения, лес, обрывы и т.д. Временными являются условия, не изменяющие своих свойств в относительно короткий промежуток времени. К ним относится состояние поверхности дорожного полотна в зависимости от погоды, ремонтных работ или других факторов, наличие которых в данном месте временно.

В обстановке автотранспортных происшествий имеется большое число динамических элементов, которые до события и во время его развития находились в движении, взаимно перемещались, возникали и исчезали, перемещение иных предметов, оказавшихся на дорожном полотне; взаимное положение объектов во время движения; изменение режимов и маневров движения транспорта; варьирование сигналов регулирования движения и т.п.

Важное значение для расследования автотранспортных происшествий имеет исследование условий, влияющих на восприятие участниками опасной ситуации. Объективные возможности восприятия определяются условиями освещенности в зависимости от времени суток, года, климатических и погодных явлений, побочных результатов технических процессов (загазованности, задымленности), наличия и расположения искусственных источников света, его силы, цветовой гаммы, интенсивности звуков и шума на месте происшествия и т.д.

Субъективные условия включают прежде всего индивидуальные свойства личности, влияющие на возможности восприятия и оценки события.

В механизме автодорожного происшествия разными авторами выделяется различное количество стадий.

На начальной стадии происшествия в обстановке дорожного движения появляются факторы, нарушающие функциональное равновесие и требующие от водителя транспорта дополнительных мер для сохранения условий безопасности. Такого рода факторами могут быть внешние по отношению к транспортному движению явления (поведение пешеходов вблизи дороги, начавшийся дождь, состояние режимов движения на определенном участке) и внутренние (неисправность транспорта, отклонение от нормы психофизиологического состояния водителя и т. д.). Ответное реагирование на эти факторы еще не выходит за пределы обычных приемов управления, хотя иногда требует повышенного расхода энергии (внимание, психические реакции, физические усилия и пр.) для удержания динамических процессов дорожного движения в безопасном равновесии. Водитель, обнаружив потенциальную опасность, может снизить скорость, ограничиться простой подачей звукового сигнала, предупреждающего другого участника о возникающей опасности.

Следующий этап механизма автодорожного происшествия характеризуется возникновением аварийной ситуации. На этой фазе происходит фактическое рассогласование, нарушение функциональных связей в системе дорожного движения. В этих условиях управляющее воздействие водителя не вызывает адекватного с ним изменения поведения других участников движения. В результате управляющий транспортным средством полностью или частично утрачивает способность своими действиями и влиять на опасный ход события.

Вследствие неправильного поведения участников дорожного движения складывается неуправляемая аварийная обстановка, в условиях которой участники происшествия лишаются возможности влиять на механизм его развития. В механизм аварии могут включаться дополнительные факторы, так или иначе влияющие на финансовый процесс события. В одних ситуациях они показывают позитивное влияние, и возникают менее тяжкие последствия. В других — оказывают отрицательное воздействие на финальную стадию происшествия и вызывают более тяжкие последствия.

Аварийная ситуация может быть открытой или скрытой для участников дорожного происшествия. Возникновение открытой аварийной ситуации не является неожиданностью для участников события. Они имеют возможность своевременно обнаружить признаки возникновения опасной обстановки. Фактически обнаружение катастрофического развития зависит от субъективного восприятия характера складывающейся ситуации. Водитель из-за невнимательности, небрежности, недооценки признаков неблагоприятной обстановки может не увидеть, своевременно не обнаружить надвигающейся опасности. В скрытой аварийной ситуации существуют условия, которые объективно не позволяют участникам своевременно обнаружить назревающую аварийную обстановку. Скрытое развитие аварийной ситуации не исключает виновности и ответственности участников происшествия, хотя требует особо тщательного исследования динамики событий, особенностей окружающей среды, ограничивающих обнаружение и оценку надвигающейся опасности.

По степени участия в аварийной обстановке участников события выделяются общая и односторонняя ситуация. В момент возникновения общей аварийной ситуации одновременно два или более субъектов, осуществляющих движение, лишаются возможности изменить своими действиями опасный ход развития события. В односторонней ситуации аварийная опасность возникает в основном для одного из участников, в то время как второй имеет практическую возможность разрядить обстановку, предупредив происшествие.

Сведения о свойствах личности участников дорожного происшествия имеют важное значение в объяснении их поведения во время движения. Обобщение практики свидетельствует, что чаще всего виновниками автотранспортных преступлений являются малоопытные водители, не обладающие умением быстро и правильно оценивать возникшую ситуацию, прогнозировать ее осложнение и не имеющие достаточных навыков управления транспортом.

Определённое влияние на возникновение аварийной ситуации оказывают качества личности, присущие людям определенного возраста. Практика свидетельствует, что молодые люди часто самоуверенны, склонны к неоправданному риску. Некоторые лица в возрасте 40—50 лет и старше действуют слишком осторожно, утрачивают способность к маневру, нарушают ритм движения и становятся «возмущающим фактором».

Следует отметить, что до 80% дорожно-транспортных преступлений совершается водителями и лишь 20—25% пешеходами.

В ряде случаев действия виновников автотранспортных происшествий обусловливаются особенностями их психологического и физического состояния. В частности, довольно большое число транспортных происшествий происходит по вине лиц, находящихся в нетрезвом состоянии.

Первоначальный этап расследования дорожно-транспортных происшествий

Осмотр места ДТП

Рис. 1. Строение дороги. А — полоса обвода, Б — земляное полотно, В — проезжая часть, Г — обочина, Д — кювет, Е — обрез.

Рис. 2. Элементы дороги. А — общая ширина дороги, Б — проезжая часть, В — полоса движения, Г — трамвайный путь, Д — разделительная полоса

Одним из первых следственных действий является осмотр места происшествия. При подготовке к нему до выезда на место происшествия следует позаботиться, чтобы пострадавшим была оказана помощь, полностью или частично остановлено движение. Необходимо решить, помощь каких специалистов понадобится и какие потребуются технические средства. По прибытии на место происшествия следователь проверяет эффективность организации охраны и заградительных мероприятий и приступает к опросу очевидцев и лиц, обнаруживших следы происшествия.

У очевидцев выясняются их анкетные данные, место, с которого они наблюдали происшествие. Им задаются вопросы о взаимном положении транспорта и препятствий на дороге; каким образом участники происшествия реагировали на возникшую опасность (подавались ли звуковые сигналы, производились ли торможение, снижение или увеличение скорости, изменение направления движения); о месте и положении транспорта при окончании процессов перемещения транспорта после дорожного происшествия. Если в происшествии участвовал пешеход, то выясняется, в каком месте он вышел на дорогу и в каком направлении двигался, на каком участке дороги произошел контакт транспорта и потерпевшего, где он оказался после этого. Очевидцы могут не только рассказать, но и показать, что и где происходило.

У свидетелей, обнаруживших следы происшествия, выясняется, откуда и куда они следовали, какой транспорт при этом видели, кого из пешеходов встречали, обгоняли. Им также задаются вопросы об изменении положения отдельных объектов на месте происшествия, кто проходил или проезжал неподалеку от него и т.п.

На стадии общего обзора с учетом объяснений свидетелей определяются границы и начальная точка осмотра.

Рекомендуется начинать осмотр с участка дороги, на котором находилась машина во время, предшествовавшее появлению в обстановке движения факторов, отрицательно влияющих на безопасность. Если выявить эту точку не представляется возможным (в силу отсутствия очевидцев), то начинать осмотр надо от места обнаружения следов происшествия.

В процессе непосредственного исследования места происшествия изучаются его особенности, взаимное расположение, состояние имеющихся на месте объектов, следов. По ходу движения следователь должен производить необходимые измерения проезжей части дороги и окружающей местности, выставлять сигнальные обозначения в местах обнаружения следов.

Выявленные следы необходимо осматривать, обращая внимание на общие и частные признаки, связь с расследуемым событием, и точно зафиксировать место их расположения.

В результате исследования анализа отдельного следа воссоздается мысленная модель механизма его образования и следообразующего объекта, что облегчает поиски последнего в ходе осмотра места происшествия и дальнейшего расследования.

Определенным видам дорожно-транспортных происшествий (наезд, столкновение, падение пассажиров и т.д.) присущи определенные типичные следы.

При наездах на неподвижные препятствия на них, возле них остаются частицы краски, стекла, части груза, смазки и топлива, отделившиеся узлы автотранспорта. В результате наезда на потерпевшего на дорожном полотне образуются, кроме вышеназванных, следы крови, трассы от волочения пострадавшего.

Признаками столкновения могут быть потеки и пятна воды, антифриза, масла. От вращения машин после столкновения на поверхности дороги остаются дугообразные следы от блокирования и бокового перемещения колес.

Опрокидывание, кроме всего прочего, сопровождается образованием следов заноса или скольжения транспорта, отпечатков удара бампера, от которого произошло продольное опрокидывание.

Для всех видов дорожно-транспортных происшествий характерно наличие следов колес (качение, торможение). Они подлежат обязательной фиксации в протоколе путем фотографирования, изготовления слепков, копирования на дактопленку, сырую резину, фотобумагу и т.д. При участии в происшествии нескольких транспортных средств уже в ходе осмотра необходимо дифференцировать их следы.

В ситуациях, когда происшествие окончилось смертью потерпевшего, производится осмотр трупа. Определяется и фиксируется его поза, состояние одежды, расположение относительно транспорта, следов и других элементов обстановки происшествия. На одежде и кожной поверхности трупа следует искать частицы краски, стекла, горюче-смазочных материалов, отпечатки бампера и протектора. Обнаружение нехарактерных для транспортного происшествия повреждений требует выяснения возможностей их образования вследствие особенностей механизма события, специфических конструкций и перемещения транспорта, а иногда и об использовании инсценировки для сокрытия другого преступления.

Важным элементом осмотра места происшествия является исследование транспорта. Нередко для его производства требуется участие специалиста-автотехника. При осмотре транспорта важно обнаружить и зафиксировать все видимые повреждения, вызванные как первичным контактом машины с препятствием, так и вторичным ударом. Фиксируются также повреждения, вызванные не ударным контактом, а деформацией деталей или частей машины. От следов автотранспортного происшествия необходимо отличать изменения, возникшие вследствие некачественного ремонта, неаккуратного обслуживания и других причин. В ходе осмотра точно определяется деталь, агрегат машины, подвергшиеся разрушению или повреждению. При осмотре повреждений на транспорте выясняется последовательность возникновения повреждений и разрушений частей и деталей в результате происшествия. Сначала надо установить, какие части машины первыми вступили в контакт с препятствиями, а затем последить последовательность разрушения. В процессе осмотра нужно точно определить и зафиксировать место падения на землю и положение деталей и частей машины, измерить расстояние между точками первоначального контакта транспорта с препятствием и обнаружения отделившихся частей и узлов.

В объемных следах производятся измерения глубины повреждений корпуса на различных участках. Следует внимательно осматривать дно контактных поверхностей для выявления следов отслоения и наслоения в виде частиц лакокрасочного материала, металла, стекла, дерева, текстильных волокон, крови и костно-мышечной ткани. Обнаруженные микрочастицы подробно описываются и изымаются.

В качестве приложения к протоколу осмотра места происшествия составляются масштабные планы и схемы осматриваемого участка. При их изготовлении необходимо пользоваться общепринятыми обозначениями и отражать в них все объекты, обнаруженные на месте происшествия (см. Рис. 1 и Рис. 2).

Следственный эксперимент

Важную роль в установлении обстоятельств события и элементов обстановки, в которой оно протекало, имеет проведение такого процессуального действия, как эксперимент. Чаще всего он проводится для определения границ видимости с места водителя, установления возможности слышать звуковые сигналы, шум движущегося транспорта с определенного места или конкретным субъектом; определения возможностей заноса транспорта, повреждения и разрушения тормозной и рулевой систем в определенных ситуациях, самопроизвольного ослепления водителя светом фар встречного транспорта.

При помощи следственного эксперимента устанавливается также возможность образования тех или иных следов при называемом очевидцами положении транспорта и скорости его движения.

Проведение следственного эксперимента при расследовании данной категории дел требует принятия мер строжайшего обеспечения безопасности участников этого действия и окружающих. Участок дороги, на котором проводится эксперимент, должен быть надежно огражден на расстоянии, исключающем появление в зоне движения транспорта граждан или других объектов.

При определении границ места поведения эксперимента следует учитывать скорость участвующего в эксперименте транспорта и возможное изменение направления его движения. При планировании и подготовке опытных операций и маневров способы и скорость их выполнения должны избираться таким образом, чтобы не допустить причинения вреда участникам эксперимента и окружающим. Для этого в ряде случаев требуется проведение консультаций и выполнение специальных расчетов.

Назначение экспертиз

В ряде случаев для выяснения обстоятельств дорожного происшествия необходимо проведение автотехнической экспертизы. На ее разрешение могут быть поставлены вопросы о механизме автопроисшествия в целом (исходя из данных, обнаруженных при расследовании: о месте столкновения транспортных средств; направлении их движения; возможности образования следов в результате столкновения, наезда, опрокидывания; взаимном расположении транспортных средств в момент столкновения машин и пешехода во время наезда и др.).

В некоторых случаях для выяснения имеющих значение обстоятельств проводятся комплексные экспертизы с участием не только экспертов-автотехников, трасологов, но и физиков, химиков.

В распоряжении экспертов предоставляются необходимые материалы уголовного дела, среди них обязательно протоколы осмотра места происшествия, транспортных средств и вещественных доказательств, допроса свидетелей и участников происшествия, заключения судебно-медицинской экспертизы. Для лучшего восприятия экспертам целесообразно предоставлять фото- и видеоизображения обстановки места происшествия, транспортных средств и т.д. Иногда эксперту требуется лично побывать на месте происшествия, исследовать транспортное средство или отдельные его узлы, другие вещественные доказательства (одежду потерпевшего, вещество, находившееся на месте преступления т.д.).

Некоторые вопросы относительно механизма развития аварийного происшествия могут быть разрешены при проведении судебно-медицинской экспертизы. Эксперту-медику может быть предложено установить положение потерпевшего в момент первичного контакта и последующего движения транспорта. В некоторых случаях важно определить физическое состояние водителя, наличие у него определенных свойств (недостаточной остроты зрения, дальтонизма, глухоты и т.д.).

Особенности расследования автотранспортных преступлений в условиях различных ситуаций

В простых ситуациях следователю уже при выезде на место происшествия в общих чертах известно, что произошло, какие последствия наступили. В подобных случаях объективная информация поступает от участников происшествия, очевидцев и извлекается при осмотре следов преступления. После возбуждения уголовного дела, допроса свидетелей и водителей транспортных средств, медицинского освидетельствования предполагаемых виновников удается получить необходимые сведения и доказательства о фактических обстоятельствах расследуемого события.

Следственная ситуация на первоначальном этапе может существенно усложниться гибелью одного из участников события; отсутствием на месте происшествия очевидцев события; заявлением водителя аварийного транспортного средства об участии в дорожном происшествии еще одного субъекта, которого не оказалось к моменту прибытия следователя. Общим для сложных следственных ситуаций является возникновение условий, благоприятных для оказания виновными противодействия расследованию. В то же время возможности следователя по проверке объяснений противодействующей стороны существенно уменьшаются. В частности, подозреваемые нередко заявляют, что причиной происшествия были неправильные действия погибшего участника события, и дают о его поведении ложные показания. В этой ситуации нужно попытаться максимально точно восстановить обстоятельства исследуемого события посредством допроса свидетелей, проведения автотехнической, криминалистической и судебно-медицинской экспертиз, повторного осмотра места происшествия и вещественных доказательств, следственного эксперимента и т.д. Полученные в результате этих действий данные сопоставляются с утверждениями подозреваемого, а на выявленные противоречия ему указывается при проведении допроса. Иногда, чтобы доказать необъективность версии подозреваемого, его привлекают к участию в проверке показаний на месте происшествия или к производству следственного эксперимента.

Эффективным средством проверки версии об участии в происшествии неизвестного субъекта является автотехническая экспертиза. Путем расчета механизма движения транспортных средств и сопоставления результатов исследования с предполагаемым положением и действиями в пространстве дороги «третьего» участника эксперт может подтвердить или исключить объективную возможность дорожной обстановки, на которой настаивает предполагаемый виновник события. Кроме того, следователь должен принять все необходимые меры поиск следов и других доказательств участия в событии неустановленных машины и пешехода. Неустановление этих следов существенно уменьшает или опровергает утверждения действительных виновников происшествия.

В следственной практике встречаются случаи, когда после совершенного преступления водитель скрывается, оставляя на месте происшествия машину. Подобным образом поступают лица, совершившие угон автотранспорта, или водители, хотя и правомерно владеющие машиной, но пытающиеся выиграть время для оказания противодействия. Последние в ряде случаев также выдвигают версию об угоне у них автотранспорта, иногда склоняя к даче ложных показаний своих знакомых, родственников, обращаются в милицию с заявлением об угоне. В рассматриваемых ситуациях первоочередной становится задача установления лица, находившегося за рулем в момент автопроисшествия. К разрешению этой задачи следует приступить уже в ходе осмотра места происшествия. С учетом повреждений кабины, положения водительского кресла после аварии можно представить, каким образом водитель вышел из поврежденной машины, где могли остаться следы рук, крови, если у него было кровотечение. Если в салоне имеются повреждения деталей, которые могли образоваться от удара тела водителя, необходимо попытаться найти там следы рук, крови, части и волокна одежды. На одежде и обуви водителя могут иметься следы контакта с объектами, находящимися на месте происшествия. Кроме того, следует установить лиц, которые видели водителя до, в момент и после происшествия. Первые допрашиваются о том, сообщал ли предполагаемый виновник, куда направляется, в каком направлении двигался, в каком состоянии были его одежда и управляемый им автотранспорт. Свидетелям, которые видели водителя после аварии, задаются вопросы о том, где они его встречали, откуда он шел, в каком состоянии находился, какие повреждения имелись у него на теле и одежде, не рассказывал ли допрашиваемому о случившемся. Особенно важную информацию обычно получают при допросе свидетелей, которые видели подозреваемого за рулем в момент аварии и когда он покидал место происшествия. Если водитель машины, обнаруженной на месте происшествия, обращался с сообщением об угоне, изымаются его заявление и все материалы по проверке. В заявлениях, объяснениях, показаниях подозреваемого и лжесвидетелей могут быть противоречия, которые используются при допросе этих лиц.

На первоначальном этапе расследования нередки ситуации, когда с места происшествия скрывается водитель вместе с машиной, участвовавшей в аварии. При наличии очевидцев и пострадавших, способных давать объяснения о случившемся, у них выясняются индивидуальные и групповые признаки автотранспорта, приметы водителя, находившегося за рулем. При осмотре места происшествия по следам колес, отделившимся от транспорта деталями, повреждениям окружающей обстановки также могут быть определены тип и марка автомобиля, участвующего в аварии.

С учетом полученной информации организуется преследование автомобиля и проведение заградительных мероприятий по пути возможного следования автомобиля. Эти меры могут быть приняты еще до начала осмотра и корректироваться по мере получения информации о разыскиваемых транспортных средствах и их водителях. При изучении сведений о возможном выходе разыскиваемой машины за пределы «закрытого» района или при возникновении такой опасности должны быть организованы поисково-заградительные мероприятия в границах соседних административно-территориальных единиц.

Информация о разыскиваемом транспорте может быть получена и при производстве экспертиз частей стекла, краски, горюче-смазочных материалов, отдельных узлов и деталей автомашины, грузов, выпавших из нее и обнаруженных на месте происшествия. В этих же целях организуется проверка и обход предприятий по ремонту транспорта, гаражей, автостоянок и проверка силами ГИБДД автомобилей, движущихся по дорогам. Если установлено назначение груза, машина может быть найдена после выявления грузоотправителей и грузополучателей. Для выявления свидетелей рекомендуется проведение обхода жилых домов, организаций и предприятий, находящихся не только на прилегающих к месту происшествия территориях, но и по пути следования разыскиваемого транспорта. Целесообразно также проведение опроса граждан, бывающих в названных местах и находившихся в них во время, предшествующее аварии и после нее. Если проведенные мероприятия в течение нескольких дней не дают положительных результатов, возможно обращение к гражданам через средства массовой информации. При обнаружении скрывающегося транспорта и его водителя следует помнить, что факт оставления места происшествия сам по себе не является доказательством виновности. В практике встречаются случаи, когда к подобным мерам прибегают лица, не виновные в совершении автотранспортного преступления. На данном этапе расследования проводятся действия по идентификации найденных транспорта и водителя как участников дорожного происшествия. Большую роль в этом играют различные криминалистические экспертизы, в том числе экспертиза, проводимая с целью установления целого по частям, когда для идентификации используются отделившиеся от транспорта узлы и детали, осколки стекла, частицы краски и т.д.

В процессе осмотра транспорта и последующих экспертиз могут быть выявлены следы контакта с препятствиями, потерпевшими, другими объектами на месте происшествия. Даже после проведения ремонтных работ за облицовкой, под крышей капота, на днище и в ходовой части автомашины могут быть обнаружены следы крови, микрочастицы одежды потерпевшего, грунта и растений, краски от столкнувшейся машины, вещества, из которого состоят иные препятствия. Если подозреваемый продолжает отрицать свое участие в происшествии, при его допросе следует использовать приемы предъявления доказательств, разоблачения лжи и сговора с лжесвидетелями. При допросе предполагаемых виновников могут быть использованы и приемы воздействия на эмоциональную сферу допрашиваемого: обращение к лучшим качествам, обострение чувства сострадания к потерпевшему, желание облегчить переживания собственных родственников и близких.
Довольно сложные ситуации складываются, когда подозреваемый (обвиняемый) признает участие в происшествии, но отрицает свою вину в нарушении правил безопасности движения транспорта. Основным доводом допрашиваемых является то, что они не имели возможности своевременно обнаружить опасность и потому не могли предотвратить происшествия.

Подобные показания могут быть проверены с участием обвиняемого на месте происшествия. При проведении этого следственного действия следователь должен занимать активную позицию. Еще на стадии подготовки следует прогнозировать поведение допрашиваемого и подобрать контраргументы его утверждениям. В самих показаниях обвиняемого также могут быть противоречия, на которые ему должно быть указано.

После проверки показаний на месте происшествия возможно проведение следственного эксперимента, а затем и автотехнической экспертизы для получения ответа на вопрос о наличии у водителя технической возможности предотвратить происшествие.

При выдвижении версии о том, что причиной происшествия была неисправность транспорта, которую водитель своевременно обнаружить не мог, прежде всего устанавливается наличие или отсутствие повреждения в указанной детали, узле автомашины. Они осматриваются, а затем подвергаются криминалистической и автотехнической, либо комплексной экспертизе для установления причин и времени разрушения детали и возможности своевременного обнаружения повреждения. Эти показания проверяются допросами подозреваемых, отвечающих за техническое состояние транспорта. Кроме того, изымаются и осматриваются документы о ремонте транспорта и установке дефектной детали, а также приказы и должностные инструкции об обязанностях лиц, отвечающих за выпуск машины на линию, ремонт и обслуживание автомобиля.

Некоторые подозреваемые (обвиняемые) оспаривают достоверность установленных следствием данных об обстоятельствах маневрирования машиной, скорости движения транспорта или пешехода, а также утверждают, что нарушение правил безопасности движения было допущено другим участником происшествия.

Подобного рода показания тщательно проверяются в ходе повторного осмотра, следственного эксперимента, автотехнической экспертизы, допросов свидетелей и участников происшествия. Необходимо также проанализировать объективность суждений допрашиваемого и выводов следствия. При этом оцениваются достоверность исходных данных об оспариваемых фактах, полнота и правильность их исследования. Пристальное внимание должно уделяться проверке правильности определения фактических показателей механизма дорожного происшествия: экспериментальные данные о тормозном пути транспорта, оценка показателей реакции водителя и скорости движения участников происшествия. Тщательному анализу подвергаются математические расчеты и обоснованность выводов экспертизы. Другими словами, в процессе вышеописанной деятельности проводится поиск возможных ошибок в построении выводов следователя и подозреваемого (обвиняемого).

В большинстве ситуаций подозреваемые (обвиняемые) признают свою вину и дают соответствующие показания об обстоятельствах расследуемого события. Подобное положение успокаивает некоторых следователей, и они не анализируют показания обвиняемых, не прогнозируют возможность изменения этими лицами своей позиции при обнаружении ими неполноты расследования или других благоприятных условий для оказания противодействия.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо предельно детализировать и конкретизировать показания названных субъектов о фактической стороне возникновения и развития дорожного происшествия, об обстоятельствах обнаружения ими опасности, об ответных действиях, а также о технических приемах и средствах, которые использовал водитель для предупреждения вредных последствий. При анализе и оценке показаний подозреваемых (обвиняемых), признающих свою вину, уточняется: соответствуют ли их показания установленным расследованием обстоятельствам; правильно ли допрашиваемый оценивает эти обстоятельства, свои действия и поведение других участников происшествия.

Рассматриваемые показания, как и всякие другие, должны проверяться при производстве иных следственных действий, сопоставляться с материалами уголовного дела.

В постановлениях о привлечении в качестве обвиняемого в обвинительных заключениях необходимо детализировать установленные обстоятельства преступного события, раскрывать их объективное содержание, составляющее преступное нарушение правил безопасности движения, учитывать действия других участников происшествия.

Смотри также

  • Разрешение споров после ДТП

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Неотанин комфорт плюс крем 250мл инструкция
  • Антифронт инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Xistructuring ампулы для волос инструкция по применению
  • Руководство в доу задачи
  • Ход восстания крестьянская война под руководством с разина