Планируется, что с 1 сентября 2020 года будут введены доплаты для классных руководителей в школах в размере не менее 5 000 руб. за счет федерального бюджета. Также предлагается утвердить единый перечень работ, которые может выполнять классный руководитель. Об этом и о том, что представляют собой указанные доплаты, — в данной статье.
Из послания Президента РФ Федеральному собранию от 15.01.2020:
Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее 5 000 руб. за счет средств федерального бюджета.
Приоритетные задачи классного руководства
Классное руководство как особый вид педагогической деятельности направлено на решение задач воспитания и социализации учеников. Оно не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
Специфика классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогом как в отношении каждого ученика, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать:
- индивидуальные возрастные и личностные особенности;
- образовательные запросы;
- состояние здоровья;
- семейные и прочие условия жизни учеников;
- характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой.
Классный руководитель должен взаимодействовать с семьями учеников, другими педагогами, работающими с учениками его класса, администрацией школы, а также с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей.
Приоритетными задачами классного руководства являются[1]:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения учеников;
- формирование у учеников высокого уровня духовно-нравственного развития;
- формирование внутренней позиции личности ученика по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности;
- формирование у учеников активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
- формирование способности учеников реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции.
В деятельности классного руководителя выделяются инвариантная и вариативная части.
Инвариантная часть |
Вариативная часть |
Соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых задач воспитания и социализации учеников независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации |
Формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации. К примеру, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания учеников в образовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка и т. д. |
Права педагогов
Классный руководитель имеет следующие права:
- самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и педагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и разрабатывать учебно-методические материалы с учетом контекстных условий деятельности;
- вносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов государственно-общественного управления предложения, касающиеся совершенствования образовательного процесса, условий воспитательной деятельности, как от своего имени, так и от имени обучающихся класса, родителей учеников;
- участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов школы в части организации воспитательной деятельности и осуществления контроля ее качества и эффективности;
- самостоятельно планировать и организовывать участие детей в воспитательных мероприятиях;
- использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации) инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
- получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от руководства для реализации задач по классному руководству;
- приглашать в школу родителей несовершеннолетних учеников по вопросам, связанным с осуществлением классного руководства;
- давать обязательные распоряжения ученикам своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
- посещать уроки и занятия, проводимые педагогами (по согласованию), с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и коллективом учеников класса;
- защищать собственную честь, достоинство и профессиональную репутацию в случае несогласия с оценками деятельности со стороны администрации школы, родителей несовершеннолетних учеников, других педагогических работников;
- повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
А теперь о доплатах…
Постановлением Правительства РФ от 04.04.2020 № 448 внесены изменения в госпрограмму «Развитие образования», которые предусматривают Правила предоставления трансфертов из федерального бюджета на обеспечение выплат педагогам за классное руководство.
В свою очередь, Минпросвещения направило для использования в работе разъяснения по применению законодательства при осуществлении педагогам доплат за классное руководство (Письмоот 28.05.2020 №ВБ-1159/08). Эти разъяснения предназначены:
- для органов исполнительной власти субъектов РФ;
- для органов местного самоуправления;
- для руководителей общеобразовательных организаций;
- для региональных, территориальных и первичных профсоюзных организаций.
Установлены минимальный и максимальный размеры выплат
Денежное вознаграждение за классное руководство будет выплачиваться ежемесячно в размере 5 000 руб., но не более двух выплат одному педагогу при условии осуществления им классного руководства в двух и более классах.
Вознаграждение будет выплачиваться за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс, независимо от количества учеников в каждом из классов, а также от реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.
Выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов
Размер предоставляемого бюджету субъекта РФ трансферта будет определяться с учетом:
- районных коэффициентов и процентных надбавок;
- заявленной субъектом РФ прогнозируемой численности педагогов общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство;
- количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство;
- размера страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Подчеркнем, что выплаты будут осуществляться с учетом районных коэффициентов.
Новые выплаты за классное руководство не отменяют ранее установленные субъектами РФ
Денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5 000 руб. будет выплачиваться дополнительно к выплате за классное руководство, установленной по состоянию на 31.08.2020 из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается.
Причем Минпросвещения рекомендует установить такой порядок выплаты из бюджета субъекта РФ, при котором размер выплаты не должен зависеть от количества учеников в классе. Также субъектам РФ рекомендовано не допускать:
- ухудшения ранее установленных условий оплаты труда;
- снижения размеров индексации заработной платы;
- отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
Доплата за классное руководство является составной частью оплаты труда
Доплата за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника. В связи с этим она:
- осуществляется педагогам одновременно с выплатой заработной платы;
- учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ;
- учитывается при определении отчислений по страховым взносам;
- учитывается при расчете зарплаты работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к зарплате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
- учитывается при определении размера среднего заработка;
- учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Обязанность классного руководства возлагается на педагогов только с их согласия
Согласно квалификационным характеристикам[2] классное руководство не входит в должностные обязанности учителей, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления им соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. из федерального бюджета.
Условие об осуществлении педагогическими работниками классного руководства с доплатой из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ относится к существенным условиям трудового договора. При надлежащем осуществлении классного руководства вносить какие-либо изменения в трудовой договор без согласия работника не допускается.
При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.
Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства:
- недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменения размеров выплат за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
- преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
- определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагог знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
- временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагога, осуществляющего классное руководство, другим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
- возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
Период приостановления учебных занятий — не повод для снижения размера доплат
Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных школ, а также периоды отмены (приостановления) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодным отпуском педагогических работников, являются для них рабочим временем.
Соответственно, за время работы в указанные периоды оплата труда производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены занятий по названным выше причинам, с учетом денежного вознаграждения в размере 5 000 руб. и других выплат за классное руководство.
[1] См. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, утв. Письмом Минпросвещения РФ от 12.05.2020 №ВБ-1011/08.
[2] Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н.
Минпросвещения России подготовило разъяснения по выплате денежного вознаграждения за классное руководство школьным педагогам (направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-1159\08). В письме сформулированы основные условия оформления выплаты, но обращаем внимание, что оно носит рекомендательный характер. Школы могут принимать локальные акты, регулирующие вопросы предоставления выплаты.
Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. №448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — постановление №448, государственная программа «Развитие образования»).
По данным Министерства просвещения, всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.
Средства будут выделяться с 1 сентября 2020 г. Выплата составит 5 тыс. руб. в месяц.
Предлагаем вашему вниманию наше понимание в виде краткой выдержки по правилам начисления доплаты за классное руководство и комментарий из разъяснений от Минпросвещения России.
1. Данная доплата не должна уменьшать плановое повышение заработной платы.
Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.
2. На данную доплату должны быть начислены сверху районные коэффициенты и действующие районные процентные надбавки, а также страховые взносы.
Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Пример постановления города Улан-Удэ о выплате за классное руководство.
3. В расчетном листе по заработной плате данная доплата должна звучать так: ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.
Согласно постановлению №448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам».
4. Доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двух классов, в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению на каждую доплату.
Постановлением №448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2 выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2 и более классах.
Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.
5. Доплату за классное руководство педагог получает независимо от количества учащихся в классе или классе-комплекте.
Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее — класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.
6. Доплата за классное руководство выплачивается плюсом к выплате за классное руководство, что была ранее.
Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.
7. Доплата за классное руководство не должна менять размер действующих ранее надбавок и выплат. Хотя в постановлении этот пункт значится как рекомендация 🙂
Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.
8. Данная доплата за классное руководство начисляется по всем правилам начисления заработной платы и входит в расчет среднего заработка и при исчислении больничного.
Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:
— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;
— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;
— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.
При расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом «м» п.2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.
Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.
9. Для получения данной доплаты обязательно напишите заявление и убедитесь в наличии приказа, а также кадрам образовательной организации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате.
Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.
Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства внесения каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.
10. Должны быть внесены изменения в коллективный договор и предоставлены под роспись работникам. Проверьте наличие в Коллективном договоре ниже изложенных пунктов.
При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.
Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:
— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;
— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;
— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;
— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;
— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.
11. Доплату за классное руководство можно получать в период замещения отсутствующего работника. Так же данную доплату может получить и учитель, работающий по совмещению, являющийся, например, директором данного учреждения по основному месту работы.
При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.
В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.
12. Доплата за классное руководство учителям остается и на время каникул и на время карантина, исключение: время отпуска работника.
Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.
За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.
13. Доплата за классное руководство должна быть выплачена, независимо от того, есть ли в должностной инструкции или прочих локальных документах образовательной организации упоминание об этом виде деятельности или о доплате за нее.
Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:
— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.
По материалам статьи образовательного проекта RAZVITUM
Вопрос учителя: С 1 сентября 2020 года в нашей школе внесли в должностную инструкцию классного руководителя обязанности по выдаче молока и замера температуры у учащихся, эти действия нужно оформлять в табеле и журнале. Оплата за эту работу не предполагается, работодатель оправдывается тем, что введена доплата в 5000 рублей за классное руководство. Правомерно ли навязать нам эту дополнительную работу?
Ответ юриста профсоюза «Учитель»: По смыслу абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, педагог должен дать согласие на выполнение тех или иных дополнительных видов работ, это согласие должно быть выражено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. То есть, формально даже подпись педагога о согласии на приказе не является надлежащим оформлением дополнительной работы классным руководителем согласно названным Особенностям. Потому виды работ должны быть перечислены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Поскольку при изменении в одностороннем порядке «должностной инструкции классного руководителя» педагог не дает согласия на выполнение «новых» работ, то он может отказаться от выдачи молока и замера температуры, продолжить выполнение тех работ, на которые давал согласие.
Материалы по теме:
Письмо Минпросвещения России от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций»)
С 01 сентября 2020 г. педагогические работники Ставропольского края будут получать ежемесячное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 руб. за счет средств федерального бюджета.
На эти цели в 2020 году предусмотрено более 367 миллионов рублей.
Письмом от 28 мая 2020 г. N ВБ-1159/08 Министерство Просвещения РФ направило на места разъяснения по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций.
Сколько составит ежемесячная доплата за классное руководство?
Общий стандартный размер ежемесячной доплаты за классное руководство составляет 5000 рублей.
Будут ли применяться к доплате районные коэффициенты процентные надбавки?
Да, будут. При наличии на соответствующей территории районный коэффициентов, процентных надбавок, доплата за классное руководство увеличивается на указанные районные коэффициенты, процентные надбавки. Соответствующие правила устанавливаются при расчёте межбюджетных трансфертов.
Сколько ежемесячных доплат за классное руководство может получить учитель?
Не более двух выплат в месяц. Нормы сформулированы таким образом, что педагогический работник может осуществлять одновременное классного руководство не более, чем двумя классами. При этом, классное руководство вторым классом можно поручить ему только с его согласия и с обязательной выплатой 5000 рублей, за классное руководство каждым из двух классов.
То есть, учитель осуществляющий классное руководство одновременно двумя классами, может получить 10 000 рублей (плюс районные коэффициенты и процентные надбавки, если таковые установлены нормативными актами).
Влияет ли количество обучающихся в классе на размер доплаты за классное руководство?
Нет, не влияет. Сумма в 5000 рублей за осуществление классного руководства доплачивается независимо от количества детей в классе.
Классное руководство всегда являлось почетной обязанностью в школьной жизни. Все важные вопросы родители, в первую очередь, решают с классным руководителем. Круг обязанностей и требований к данной деятельности очень широкий.
До 1 сентября 2020 года классные руководители получали доплаты, которые несколько раз пересматривались и менялись. В некоторых школах вводились эффективные контракты. Обязательно учитывалось количество детей в классах, вменялись разные обязанности, но степень ответственности всегда была высокой. Материальная мотивация поддерживала педагогов.
С начала этого учебного года по инициативе Президента вводятся новые условия оплаты классного руководства. С чем столкнется педагогическое сообщество и чем конкретно порадует нововведение классных руководителей.
Разъяснение Министерства просвещения
В ежегодном послании Федеральному собранию Президент особо отметил роль классного руководителя и посчитал необходимым с 1 сентября 2020 года ввести доплату в размере 5000 рублей из средств федерального бюджета.
Министерство просвещения дает следующие разъяснения и четкие методические рекомендации для начисления денег на местах. При существующем уровне заработной платы в этой сфере, очень востребована любая материальная поддержка со стороны государства.
Глава выступил с соответствующей инициативой на высоком уровне:
- четко определил источник финансирования;
- обозначил условия;
- указал, какие конкретные шаги будут сделаны.
Ежемесячную выплату в размер пяти тысяч рублей будут получать все классные руководители, у которых есть класс или класс-комплект. При этом сохраняются все выплаты, уже установленные на уровне регионов. Размер не зависит от количества учеников в классе.
Также обязательно сохраняются все ранее установленные надбавки. Особое внимание Министерство просвещения обращает на недопущение уменьшения оплаты труда. Начисление производится в соответствии с количеством отработанных дней за месяц, вместе с заработной платой.
Денежные средства включаются в расчет среднего заработка для начислений отпускных и оплаты больничных листов. Работа признается как дополнительная, и не входит в круг основных обязанностей. Может быть возложена только с письменного согласия педагога, на основании приказа.
Данная доплата не должна влиять на плановое повышение заработной платы. Ее размер повышается независимо. В расчетном листе указывается как ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам. Средства, выделенные для этих целей из федерального бюджета, не могут быть использованы ни на какие другие нужды учреждения.
В организации выплата обязательно оформляется приказом, на основании письменного заявления педагога. К трудовому договору составляется дополнительное соглашение за подписью обеих сторон. При назначении классного руководства на следующий учебный год необходимо придерживаться принципа преемственности. Недопустимо менять руководителя на классе без уважительных причин.
Распределение учебной нагрузки и классного руководства осуществляется перед началом учебного года. В период замещения временно отсутствующего педагога, сохраняются выплаты за классное руководство в объеме отработанных рабочих дней.
Классное руководство не содержится в списке должностей, и не входит в должностные обязанности педагогических работников, поощряется путем установленных выплат. Все виды работ, связанные с осуществлением классного руководства, должны быть внесены в дополнительное соглашение. Подпись на приказе не несет за собой согласия на выполнение каких-либо иных функций.
Минимальный и максимальный размер выплат
Размер выплат фиксированный, однако существуют способы его увеличения, но не уменьшения.
Классный руководитель может одновременно быть руководителем в двух классах. При этом право на доплату сохраняется в двойном размере. Больше двух классов брать нельзя, независимо от количества учеников.
Доплата является составной часть заработной платы и на нее распространяются все стандартные вычеты (налоговые, пенсионные, социальные).
Во время каникул и приостановления деятельности по санитарно-эпидемиологическим условиям выплаты все равно будут производиться.
Районные коэффициенты
В субъектах Российской Федерации, с особыми условиями труда в связи с неблагоприятными климатом, размер выплаты повышается в соответствии с применяемыми коэффициентами в конкретно взятой местности. Следовательно, доплата в этих регионах будет существенно выше. В этом случае, дополнительные расходы берет на себя субъект Российской Федерации.
На законодательном уровне документ достаточно проработан и не имеет значительных разночтений в трактовке положений. Министерство просвещения открыло горячую линию, где можно задать любые интересующие вопросы, касающиеся выплат в образовательном учреждении. Туда можно обратиться за разъяснениями конкретных ситуаций. Как будет дело обстоять на практике, покажет время.
Популярные статьи в категории:
Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру
Иркутская областная организация Общероссийского Профсоюза образования разъясняет порядок исчисления с 1 сентября 2020 года ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций…
…реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – ежемесячное денежное вознаграждение).
Исходя из «Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов (далее – трансферты) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования»» (далее — Правила):
— трансферты предоставляются в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат ежемесячного денежного вознаграждения из расчета 5 тысяч рублей в месяц с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями (далее — районные коэффициенты) и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями (далее – процентная надбавка).
На основании вышеизложенного выплата ежемесячного денежного вознаграждения будет осуществляться с применением районных коэффициентов, установленных федеральными органами исполнительной власти (т.е. без учета выравнивающих районных коэффициентов, установленных постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» (прилагаем ниже).
Из чего следует, что на ежемесячное денежное вознаграждение:
— в южных районах Иркутской области будет начисляться районный коэффициент в размере 1,2 (постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения»);
— в муниципалитетах Иркутской области, относящихся к районам Крайнего Севера и местностях приравненных к районам Крайнего Севера будет начисляться районный коэффициент в размере 1,3 (постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18«Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера иместностях, приравненных к районам Крайнего Севера«.
Согласно постановлению от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18 применяется коэффициент 1,3 к заработной плате работников просвещения Иркутской области, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в районах: Катангском, Нижнеилимском, Казачинско-Ленском, Киренском, Братском, Мамско-Чуйском и городах: Братске, Бодайбо, Усть-Куте.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» расширен перечень районов Иркутской области, приравненных к районам Крайнего Севера.
Следовательно, с 1 января 1968 года районный коэффициент к заработной плате вразмере 1,3 установлен работникам просвещения Иркутской области, работающим в районах Крайнего Севера – в Катангском районе и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера согласно расширенному приложению в районах: Бодайбинском, Братском, Казачинско-Ленском, Киренском, Мамско-Чуйском, Нижнеилимском, Усть-Илимском, Усть-Кутском и в городах: Бодайбо, Усть-Илимске, Усть-Куте, Братске.
Исчисление процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в других районах (местностях) с особыми климатическими условиями (далее – процентная надбавка) осуществляется:
— в южных районах Иркутской области в соответствии с постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 N 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» (в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка);
— в районах Крайнего Севера в соответствии с пунктом 16 «в» Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (в размере 10% заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки — 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 80% заработка);
— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии с пунктом 16 «б» Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами» (в размере 10% заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10% заработка за каждый последующий год работы до достижения 50% заработка).
Размеры районных коэффициентов в городах и районах Иркутской области согласно постановлениям Правительства СССР, исчисляемые на ежемесячное денежное вознаграждение сведем в таблицу.
Города и районы |
Районные коэффициенты, установленные на федеральном уровне |
Основание |
Катангский район Казачинско-Ленский район Бодайбинский район Киренский район Мамско-Чуйский район Усть-Кутский район Нижнеилимский район Усть-Илимский район город Усть-Илимск Братский район город Братск |
1,3 |
Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18. Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. |
иные муниципальные образования (южные районы Иркутской области) |
1,2 |
Постановление Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823, Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г. N 421/26. |
В завершенииобращаем Ваше внимание на то что наряду с установлением вознаграждения в размере 5 тысяч рублей с начислением на него районных коэффициентов, установленных федеральными органами исполнительной власти и процентной надбавки, за педагогами сохраняются ранее установленные региональные выплаты (компенсационная выплата педагогическим работникам общеобразовательных организаций, выполняющим функции классного руководителя, за организацию работы с обучающимися — в размере 1 000 рублей в месяц и выплата за выполнение обязанностей классного руководителя в размере 15-20 процентов оклада (ставки)) с начислениями на них выравнивающих районных коэффициентов, установленных постановлением главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» и процентной надбавки.
Приводим исчисление вышеперечисленных выплат и напоминаем о том, что денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы.
Города и районы |
Выравнивающие районные коэффициенты |
Процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в иных районах Иркутской области |
Итого значение коэффициента |
Исчисление региональных выплат: 1000 + 20% от 7983 = 1000,00 + 1596,60 = 2 596,60 |
Катангский район |
1,7 |
0,8 |
2,5 |
6 491,50 |
Казачинско-Ленский район Бодайбинский район Киренский район Мамско-Чуйский район Усть-Кутский район |
1,7 |
0,5 |
2,2 |
5 712,52 |
Нижнеилимский район Усть-Илимский район город Усть-Илимск |
1,6 |
0,5 |
2,1 |
5 452,86 |
Братский район город Братск |
1,4 |
0,5 |
1,9 |
4 933,54 |
Жигаловский район Качугский район |
1,3 |
0,5 |
1,8 |
4 673,88 |
Иные муниципальные образования (южные районы Иркутской области) |
1,3 |
0,3 |
1,6 |
4 154,56 |
Города и районы |
Районные коэффициенты, установленные на федеральном уровне |
Процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в иных районах Иркутской области |
Итого значение коэффициента |
Исчисление |
Катангский район |
1,3 |
0,8 |
2,1 |
10 500,00 |
Казачинско-Ленский район Бодайбинский район Киренский район Мамско-Чуйский район Усть-Кутский район |
1,3 |
0,5 |
1,8 |
9 000,00 |
Нижнеилимский район Усть-Илимский район город Усть-Илимск |
1,3 |
0,5 |
1,8 |
9 000,00 |
Братский район город Братск |
1,3 |
0,5 |
1,8 |
9 000,00 |
Жигаловский район Качугский район |
1,2 |
0,3 |
1,5 |
7 500,00 |
Иные муниципальные образования (южные районы Иркутской области) |
1,2 |
0,3 |
1,5 |
7 500,00 |
Постановление главы администрации Иркутской области от 28 января 1993 г. N 9
«О выравнивании районного коэффициента к заработной
плате на территории Иркутской области»
На основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.91 г. N 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», с учетом действующих в настоящее время районных коэффициентов на предприятиях области постановляю:
1. С 1 января 1993 г. установить выравнив единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере
1,6 — на территории г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов;
1,4 — на территории г.Братска, Братского района;
1,3 — на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г.Ангарска, г.Черемхово и Черемховского р-на, г.Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым ранее приняты решения облисполкома и постановления главы администрации).
2. Затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществлять предприятиями за счет собственных средств, бюджетным организациям за счет соответствующих бюджетов.
2.1. Председателю комитета по труду Соколовой Л.Г., начальнику финансового управления Кузнецовой Т.З., директору пенсионного фонда Лобанову П.Л. подготовить и вынести на рассмотрение Малого Совета областного Совета народных депутатов в феврале месяце т.г. порядок взаиморасчета городов, районов с областным бюджетом в связи с затратами на выплату районных коэффициентов.
3. Решение облисполкома от 06.04.90 г. N 150 «О дополнительном расширении прав Бодайбинского городского Совета народных депутатов» отменить. Главам администраций городов и районов привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением.
4. Контроль за исполнением возложить на комитет по труду администрации области (т. Соколова Л.Г.).
Ю.А. Ножиков
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 21 октября 1969 г. N 421/26
«О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения»
Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 15 октября 1969 г. N 823 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариат Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.
2. Введение районного коэффициента не образует новых тарифных ставок и должностных окладов. Районный коэффициент применяется к заработку без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.
Районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 рублей в месяц. Если заработок превышает эту сумму, то коэффициент начисляется на его часть, составляющую 300 рублей.
Председатель Государственного комитета |
А. Волков |
Секретарь Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов |
Н. Романов |
Постановление Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029
«О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 1970 г., 17 апреля 1971 г., 16 апреля 1974 г., 10 февраля 1975 г., 18 января, 8 февраля 1977 г., 19 января, 19 августа 1982 г., 3 января 1983 г., 28 июня 1985 г., 23 июня 1990 г., 27 ноября 1991 г., 24, 28 января, 25 марта, 9 апреля, 6, 11 августа, 16 сентября, 11 октября 1992 г., 12 июля, 20 декабря 1993 г., 22 марта, 18 июля 1994 г., 24 апреля 2007 г., 3 марта 2012 г., 27 февраля 2018 г.
Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
2. Установить, что надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, получаемые рабочими и служащими по состоянию на 1 января 1968 г. в процентах к их месячному заработку, не пересчитываются. Дальнейшее начисление надбавок этим работникам производить согласно статье 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.
При этом очередная надбавка, предусмотренная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г., начисляется соответственно через 6 месяцев или через год работы после 1 января 1968 г.
В тех случаях, когда в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. право на получение очередной надбавки возникает у работника ранее истечения указанных сроков, она начисляется со дня возникновения права на получение очередной надбавки на основании этого Указа.
3. Установить, что с 1 января 1968 г. за рабочими и служащими, работающими в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, направляемыми на курсы или в учебные заведения для повышения квалификации с отрывом от производства, сохраняется средняя заработная плата по месту основной работы, а в установленных Правительством СССР случаях им выплачивается и стипендия.
4. Ввести с 1 января 1968 г. районные коэффициенты к стипендиям аспирантов, студентов и учащихся высших и средних специальных учебных заведений, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размерах, установленных в соответствующих районах к заработной плате работников просвещения.
Расходы, связанные с введением указанных коэффициентов, осуществить в пределах общего стипендиального фонда, утвержденного соответственно Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР.
5. Утратил силу.
6. Разрешить предприятиям, организациям и учреждениям, расположенным в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, заключать трудовые договоры с лицами, демобилизуемыми из Советской Армии и Военно-Морского Флота в IV квартале 1967 г., на срок, установленный статьей 3 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г.
7. Поручить Государственному комитету Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС не позднее 15 декабря 1967 г. издать Инструкцию о порядке предоставления льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
8. Поручить Юридической комиссии при Совете Министров СССР совместно с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Министерством финансов СССР и ВЦСПС представить в Совет Министров СССР перечень решений Правительства СССР, утративших силу или подлежащих изменению в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. и настоящего Постановления.
9. Обязать Госплан СССР и Министерство финансов СССР с учетом представляемых Советом Министров РСФСР, министерствами и ведомствами СССР расчетов, согласованных с Государственным комитетом Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, выделить дополнительно на 1968 год Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР фонд заработной платы и денежные средства в связи с расширением льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Председатель |
А. Косыгин |
Управляющий Делами |
М. Смиртюков |
Москва, Кремль
10 ноября 1967 г.
N 1029
Извлечение из перечня
районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях приравненны к районам Крайнего Севера.
(утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029)
С изменениями и дополнениями от:
30 декабря 1970 г., 17 апреля 1971 г., 16 апреля 1974 г., 10 февраля 1975 г., 18 января, 8 февраля 1977 г., 19 января 1982 г., 3 января 1983 г., 28 июня 1985 г., 23 июня 1990 г., 27 ноября 1991 г., 24, 28 января, 25 марта, 9 апреля, 6, 11 августа, 16 сентября, 11 октября 1992 г., 12 июля, 20 декабря 1993 г., 22 марта, 18 июля 1994 г., 24 апреля 2007 г., 3 марта 2012 г., 27 февраля 2018 г.
Районы Крайнего Севера
Иркутская область — Катангский район
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
Иркутская область — районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский,Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов
Постановление СМ СССР от 3 января 1983 г. N 12
«О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029»
В связи с изданием Свода законов СССР и в целях устранения множественности нормативных актов о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Совет Министров СССР постановляет:
Внести в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» (СП СССР, 1967, N 29, ст. 203), изменения и дополнения, изложив его в новой редакции (прилагается).
Признать утратившими силу решения Правительства СССР согласно прилагаемому Перечню.
Перечень
районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях
(утв. постановлением СМ СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029
(в редакции постановления СМ СССР от 3 января 1983 г. N 12)
Районы Крайнего Севера
Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей
Мурманская область |
— |
за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов |
Архангельская область |
— |
Ненецкий автономный округ и город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского городского Совета народных депутатов |
Коми АССР |
— |
города Воркута и Инта с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов, и Усинский район, за исключением Усть-Лыжинского сельсовета |
Тюменская область |
— |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
Красноярский край |
— |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа; города Игарка и Норильск с территориями, находящимися в административном подчинении их городских Советов народных депутатов; Северо-Енисейский и Туруханский районы |
Иркутская область Якутская АССР Магаданская область Камчатская область |
— |
Катангский район |
Хабаровский край |
— |
Аяно-Майский и Охотский районы |
Сахалинская область |
— |
районы: Курильский, Ногликский, Охинский, Северо-Курильский и Южно-Курильский; город Оха |
Местности, приравненные к районам Крайнего Севера
Мурманская область |
— |
город Кандалакша с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов |
Архангельская область |
— |
районы: Лешуконский, Мезенский и Пинежский |
Коми АССР |
— |
районы: Вуктыльский, Ижемский, Печорский, Сосногорский, Троицко-Печорский, Удорский и Усть-Цилемский; города Печора и Ухта с территорией, находящейся в административном подчинении Ухтинского городского Совета народных депутатов; Усть-Лыжинский сельсовет Усинского района |
Тюменская область |
— |
Ханты-Мансийский автономный округ |
Томская область |
— |
районы: Александровский, Бакчарский, Верхнекетский, Каргасокский, Колпашевский, Кривошеинский, Молчановский, Парабельский и Чаинский; города Колпашево и Стрежевой |
Красноярский край |
— |
районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский и Мотыгинский; города Енисейск и Лесосибирск с территорией, находящейся в административном подчинении Лесосибирского городского Совета народных депутатов |
Иркутская область |
— |
районы: Бодайбинский, Братский, Казачинско-Ленский, Киренский, Мамско-Чуйский, Нижнеилимский, Усть-Илимский и Усть-Кутский; города Бодайбо, Усть-Илимск, Усть-Кут и Братск с территорией, находящейся в административном подчинении Братского городского Совета народных депутатов |
Бурятская АССР |
— |
Баунтовский и Северо-Байкальский районы |
Читинская область |
— |
районы: Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский |
Амурская область |
— |
районы: Зейский, Селемджинский и Тындинский; города Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов |
Приморский край |
— |
районы: Дальнегорский, Кавалеровский, Ольгинский и Тернейский; рабочий поселок Восток Красноармейского района с территорией, находящейся в административном подчинении Востокского поселкового Совета народных депутатов; Богуславецкий, Вострецовский, Дальнекутский, Измайлихинский, Мельничный, Рощинский и Таежненский сельсоветы Красноармейского района |
Хабаровский край |
— |
районы: Ванинский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Николаевский, имени Полины Осипенко, Советско-Гаванский, Солнечный, Тугуро-Чумиканский и Ульчский; города Амурск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань; рабочий поселок Эльбан Амурского района с территорией, находящейся в административном подчинении Эльбанского поселкового Совета народных депутатов; Вознесенский и Падалинский сельсоветы Амурского района |
Сахалинская область |
— |
все местности, за исключением местностей, перечисленных в перечне районов Крайнего Севера |
Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС
от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18
«Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера«
Во исполнение постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620 Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:
1. Утвердить районные коэффициенты к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, культурно-просветительных учреждений, издательств, предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, заготовок, материально-технического снабжения и сбыта, машиносчетных станций, охраны, органов государственного и хозяйственного управления, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно приложению.
Установить, что к заработной плате работников, непосредственно занятых на судах морского и речного флота, флота рыбной промышленности, а также в полевых геологических и топографо-геодезических партиях и экспедициях, применяются районные коэффициенты, установленные для основного персонала этих судов, партий и экспедиций. К заработной плате работников машиносчетных станций и машинсчетных бюро, находящихся на балансе предприятий (организаций), применяются районные коэффициенты, установленные на данном предприятии (организации), а к заработной плате участковых инспекторов в пожаро и взрывоопасных производствах химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности применяются районные коэффициенты, установленные для тех предприятий, при которых они дислоцированы.
2. Районные коэффициенты, предусмотренные п. 1 настоящего постановления, ввести одновременно с новыми тарифными ставками и должностными окладами, установленными постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 июля 1964 г. N 620.
С введением новых районных коэффициентов все ранее установленные коэффициенты и надбавки к заработной плате, тарифным ставкам и должностным окладам не применяются.
3. С применением районного коэффициента не образуется новых тарифных ставок и должностных окладов. Коэффициент применяется к заработку, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и персональных надбавок (разность между персональным и должностным окладами).
Районный коэффициент начисляется на заработок не свыше 300 рублей в месяц. Если заработок превышает эту сумму, то коэффициент начисляется на его часть, составляющую 300 руб.
4. Установить, что к должностным окладам председателей, заместителей председателя, секретарей, начальников управлений, заведующих самостоятельными отделами (включая заведующих организационно-конструкторскими отделами) исполкомов областных Советов депутатов трудящихся, председателей, заместителей председателя исполкомов городских Советов депутатов трудящихся городов-областных центов, областных и городских (городов-областных центров) прокуроров, председателей областных, окружных судов, начальников областных статистических управлений, начальников областных управлений профессионально-технического образования, начальников областных управлений связи Министерства связи СССР, занятых в Камчатской и Магаданской областях, применяется коэффициент 1,30, а в Сахалинской области — соответственно 1,10. К должностным окладам аналогичных категорий работников, занятых в Мурманской области, а также к должностным окладам председателей, заместителей председателя, секретаря, управляющего делами, заведующих организационно-инструкторскими отделами Президиума Верховного Совета и Совета Министров Якутской АССР, министров и руководителей ведомств Якутской АССР, председателя и заместителей председателя исполкома Якутского городского Совета депутатов трудящихся, прокуроров Якутской АССР и г. Якутска, председателя Верховного суда Якутской АССР, начальника Якутского республиканского статистического управления, начальника Якутского республиканского управления профессионально-технического образования, начальника Якутского республиканского управления связи Министерства связи СССР коэффициенты не применяются.
При этом районный коэффициент к заработной плате заместителей руководителей в указанных выше органах государственного управления должен применяться с таким расчетом, чтобы сумма должностного оклада и выплаты по районному коэффициенту не превышала 90% суммы должностного оклада и выплаты по коэффициенту соответствующих руководителей.
Заместитель Председателя |
С. Новожилов |
Секретарь |
В. Прохоров |
Приложение
к постановлению Государственного
комитета СССР по вопросам
труда и заработной платы
и Президиума ВЦСПС
от 4 сентября 1964 г. N 380/П-18
Районные коэффициенты
к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население
1. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 2,0:
острова Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря и острова Диксон), Курильские, Командорские острова;
Чукотский национальный округ Магаданской области;
Якутская АССР — местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар» и предприятия и организации Нижнеколымского района по правому берегу реки Колымы от ее устья до реки Большой Анюй, обслуживающие золотодобывающую промышленность Чукотского национального округа.
2. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,80:
город Норильск с территорией, находящейся в административном подчинении Норильского горсовета.
3. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,70:
Магаданская область, за исключением районов, указанных в п. 1.
4. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,60:
Камчатская область, за исключением Командорских островов;
Сахалинская область — Ногликский и Рыбновский промышленные районы; г. Оха с территорией, находящейся в административном подчинении Охинского горсовета; территория, находящаяся в административном подчинении Нышского сельсовета;
Охотский сельский район Хабаровского края;
Якутская АССР — сельские районы: Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Вилюйский, Колымский, Янский, Жиганский, Кобяйский, Момский, Нижнеколымский, Ленинский, Томпонский, Оленекский, Среднеколымский; Оймяконский промышленный район; город Мирный с территорией, находящейся в административном подчинении Мирненского горсовета; территория Ленского промышленного района, расположенная севернее 61° северной широты;
Красноярский край — Таймырский национальный округ, город Игарка, северные части Эвенкийского национального округа и Туруханского района (севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан).
5. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,50:
Тюменская область — Ямало-Ненецкий национальный округ к северу от Полярного круга;
Коми АССР — город Воркута с территорией, находящейся в административном подчинении Воркутинского горсовета, и часть территории, находящейся в административном подчинении Интинского горсовета, расположенная к северу от Полярного круга;
Ненецкий национальный округ Архангельской области.
6. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,40:
Сахалинская область за исключением районов, указанных в пп. 1 и 4;
Хабаровский край — сельские районы: Аяно-Майский, Верхнебуреинский (севернее 51° северной широты), Тугуро-Чумиканский; промышленные районы: имени Полины Осипенко и Ульчский; города: Николаевск-на-Амуре и Советская Гавань с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов;
Якутская АССР, за исключением районов, указанных в пп. 1 и 4;
Коми АССР — город Инта с территорией, находящейся в административном подчинении Интинского горсовета, южнее Полярного круга;
Мурманская область.
7. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,30:
Амурская область — промышленные районы: Джелтулакский, Зейский и Селемджинский;
Читинская область — сельские районы: Каларский, Тунгиро-Олекминский и Тунгокоченский;
Бурятская АССР — сельские районы Баунтовский и Северо-Байкальский;
Иркутская область — сельские районы: Катангский, Нижнеилимский, Казачинско-Ленский, Киренский и Братский, за исключением территорий, находящихся в административном подчинении Покосинского, Илирского, Кобинского, Новоалександровского и Тангуйского сельских советов; Мамско-Чуйский промышленный район; города: Братск, Бодайбо, Усть-Кут с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов;
Красноярский край — сельские районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский; Мотыгинский промышленный район; южные части Эвенкийского национального округа и Туруханского сельского района (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан); г. Енисейск с территорией, находящейся в административном подчинении Енисейского горсовета;
Томская область — Верхнеболотовский, Высокоярский, Горбуновский, Кедровский, Кенгинский, Крыловский, Новобурковский и Нарбигский сельские советы Бакчарского сельского района; сельские районы: Парабельский, Чаинский, Каркасокский промышленные районы: Александровский и Верхнекетский; город Колпашево с территорией, находящейся в административном подчинении Колпашевского горсовета;
Тюменская область — Ямало-Ненецкий национальный округ южнее Полярного круга и Ханты-Мансийский национальный округ;
Коми АССР — Троицко-Печорский промышленный район; сельские районы: Ижмо-Цилемский, Печорский; города Ухта и Печора с территориями, находящимися в административном подчинении их горсоветов;
Коми АССР — Удорский сельский район — временно, только для работников просвещения, здравоохранения и культурно-просветительных учреждений;
Архангельская область — Лешуконский и Мезенский сельские районы.
8. Районы, где к заработной плате работников применяется коэффициент 1,20:
Хабаровский край — Верхнебуреинский сельский район (южнее 51° с.ш.);
Приморский край — сельские районы Ольгинский и Тернейский; промышленные районы Кавалеровский и Тетюхинский;
Томская область — сельские районы Бакчарский (за исключением сельских советов, указанных в пункте 7) и Кривошеинский;
Коми АССР — Удорский сельский район (за исключением работников просвещения, здравоохранения и культурно-просветительных учреждений);
Архангельская область — город Северодвинск с территорией, находящейся в административном подчинении Северодвинского горсовета, за исключением территории, находящейся в административном подчинении Ненокского сельского совета;
Острова Белого моря, находящиеся в административном подчинении Карельской АССР и Архангельской области, за исключением островов, находящихся в административном подчинении Ненецкого национального округа, Мезенского и Лешуконского сельских районов.
Постановление СМ СССР и ВЦСПС от 24 сентября 1989 г. N 794
«О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края»
В соответствии с Законом СССР «О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1986 — 1990 годы» и в целях закрепления кадров в южных районах Иркутской области и Красноярского края Совет Министров СССР и Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов постановляют:
1. Ввести выплату процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края, которым выплата таких надбавок в настоящее время не установлена, в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Указанные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР»
Непрерывный стаж работы рабочих и служащих для выплаты указанных надбавок исчислять с 1 ноября 1989 г.
2. Госплану СССР и Министерству финансов СССР по представлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам выделять дополнительно Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР фонд заработной платы в связи с введением надбавок к заработной плате рабочих и служащих в соответствии с настоящим постановлением в пределах средств, предусматриваемых в государственных планах экономического и социального развития СССР и государственных бюджетах СССР на соответствующие годы.
Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР обеспечить на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в районах, где вводятся указанные набавки, осуществление мероприятий по дальнейшему повышению производительности труда, совершенствованию организации производства, улучшению управления, сокращению непроизводительных затрат, а также других мероприятий, направленных на экономию средств на заработную плату в целях покрытия части расходов на выплату этих надбавок.
3. Совету Министров РСФСР, министерствам и ведомствам СССР, Иркутскому облисполкому и Красноярскому крайисполкому принять меры к увеличению производства товаров народного потребления, улучшению жилищно-бытовых условий и развитию других отраслей сферы обслуживания населения.
Председатель Совета Министров СССР |
Н. Рыжков |
Председатель ВЦСПС |
С. Шалаев |