Если в трудовом договоре коротко описывается, чем должен заниматься заместитель директора по АХЧ, то в его должностной инструкции дается подробное описание рабочих обязанностей и других аспектов. Корректно написанная должностная инструкция — документ, имеющий правовую силу, который может применяться как в трудовых спорах, так и в суде. Это требует от компаний-работодателей внимательного отношения к качеству её составления.
ФАЙЛЫ
Скачать образец должностной инструкции заместителя директора по АХЧ .doc
Образец должностной инструкции заместителя директора по АХЧ
1. Общие положения
- Заместитель директора по АХЧ входит в категорию управляющих.
- Заместитель директора по АХЧ нанимается и увольняется с работы приказом руководителя предприятия.
- Заместитель директора по АХЧ находится в непосредственном подчинении у руководителя предприятия.
- Во время отсутствия заместителя директора по АХЧ (лечение болезни, командировка и пр.) закрепленные за ним должностные функции переходят на оговоренный срок другому руководящему сотруднику, назначенному директором предприятия.
- На данную должность может наниматься лицо, соответствующее следующим квалификационным параметрам:
- трудовой стаж в сфере хозяйственной деятельности от 3 лет;
- средне-профессиональное или высшее образование.
- Заместитель директора по АХЧ обязан разбираться в следующих вопросах:
- нормативно-правовая база, регулирующая его сферу деятельности;
- правила ведения документооборота по хозяйственным операциям;
- принципы организации хозяйственной деятельности на предприятии;
- нормы инвентаризации и проверки ценностей, находящихся в сфере его ответственности;
- правила взаимодействия с представителями поставщиков;
- нормативы хранения подведомственного имущества, его эксплуатации и списания;
- нормы ведения первичной бухгалтерской отчетности в сфере отображения хозяйственных операций;
- принципы руководства подчиненным кадровым составом;
- основы работы с офисным оборудованием, компьютерами и соответствующим программным обеспечением;
- актуальные нормативы технологической и пожарной безопасности, а также принципы трудовой дисциплины.
- Заместитель директора по АХЧ руководствуется:
- действующей нормативно-правовой базой;
- документацией предприятия;
- сведениями из этой инструкции.
2. Обязанности
На заместителя директора по АХЧ возложены следующие функции:
- Организация административно-хозяйственного обеспечения работы предприятия.
- Обеспечение хранения ценностей в своей зоне ответственности.
- Представление предприятия в контактах с партнерами по вопросам закупок соответствующей продукции и её эксплуатации.
- Обеспечение действующих норм эксплуатации инструментов и инвентаря подчиненными сотрудниками.
- Организация проведения соответствующих ремонтных мероприятий в зоне своей ответственности.
- Отслеживание ситуации с материалами, инструментами, инвентарем, которые применяются в хозяйственной деятельности, а также их замена и закупка.
- Обеспечение выполнения заявок от других подразделений на проведение соответствующих хозяйственных операций.
- Обеспечение эффективной работы подчинённого персонала.
- Решение кадровых вопросов по замене подчиненных, их поощрению и наказанию.
- Обеспечение необходимого документооборота по хозяйственным операциям.
- Контроль за корректностью первичных финансовых документов в сфере своей ответственности.
- Проведение мероприятий по поддержанию рабочего состояния объектов ЖКХ и хозяйственной инфраструктуры.
- Мониторинг соблюдения санитарно-гигиенических стандартов на территории предприятия.
- Обеспечение подготовки объектов в зоне своей ответственности к сезонным изменениям.
- Отслеживание соблюдения норм пожарной и технологической безопасности в сфере своей компетенции.
3. Права
Заместитель директора по АХЧ наделен руководством предприятия следующими правами:
- Осуществлять руководство трудовой деятельностью подчиненных.
- Распоряжаться материальными и иными ресурсами в сфере своей деятельности.
- Знакомиться с первоначальными вариантами документов предприятия по административно-хозяйственной деятельности.
- Вносить топ-менеджерам предприятия предложения по совершенствованию аспектов хозяйственной деятельности.
- Информировать других руководителей о недостатках, выявленных в ходе проведения хозяйственных мероприятий.
- Запрашивать информацию и помощь от сотрудников предприятия в пределах, оговорённых в соответствующих внутренних документах.
- Решать кадровые вопросы в своей зоне ответственности.
- Визировать документы в пределах своей компетенции.
- Требовать от руководителя предприятия создания условий, нужных для эффективного обеспечения хозяйственной деятельности.
- Представлять предприятие по вопросам закупок соответствующих услуг и товаров на встречах с контрагентами.
4. Ответственность
Заместитель директора по АХЧ может привлекаться к ответственности в следующих случаях:
- За разглашение конфиденциальной информации — в границах, указанных в соответствующих нормах законодательства.
- За совершение правонарушений на рабочем месте — в соответствии с положениями уголовного, административного и трудового права.
- За невыполнение должностных обязанностей — в границах, указанных в соответствующих статьях законодательства и документах предприятия.
- За ущерб, полученный работодателем из-за некомпетентных действий, — в соответствии с принципами актуального законодательства.
Стандарты написания должностной инструкции
В действующих законах нет требований по составлению должностной инструкции. В результате многие работодатели предпочитают переделывать типовые инструкции с учетом своей специфики. Подобные инструкции подчиняются определенным стандартам делового документооборота. Так, структура типовой должностной инструкции включает следующие части:
- Общая часть.
- Обязанности специалиста.
- Его ответственность.
- Его права.
К этим стандартным разделам некоторые наниматели, особенно крупные, добавляют и дополнительные, в которых описывают условия труда, порядок должностных связей, критерии оценки деятельности сотрудника. Целесообразность их включения зависит от размаха деятельности работодателя, отраслевых особенностей и других аспектов.
Есть определенные стандарты и по оформлению инструкции. Рекомендуется распечатывать её на корпоративном бланке, со всеми признаками делового документа: расшифровкой подписей, реквизитами компании и пр.
Внимание! Инструкция может создаваться по двум алгоритмам: «для должности» и «для специалиста». В первом случае документ составляют для конкретной позиции, без учета индивидуальных различий работника. Во втором случае документ подгоняют под конкретного ценного специалиста.
Общий раздел
Начальная часть, в которой содержится описание основных аспектов трудовой деятельности специалиста. Дается описание порядка подчинения сотрудника, его замены и других базовых моментов его деятельности. Особую роль играет перечень навыков, которые должны соотноситься с обязанностями, данными в следующем разделе.
Внимание! В некоторых случаях особенности деятельности работодателя требуют умений, не всегда характерных для данной должности. Например, может потребоваться знание иностранного языка или понимание специфики отраслевой деятельности (бюджетные учреждения, компании с иностранным участием и пр.). Все эти нюансы нужно описать в этом разделе.
Обязанности
Ключевая часть, в которой подробно расписаны должностные функции, упомянутые в трудовом договоре. Для многих позиций объем и разнообразие этих функций, особенно вспомогательных, могут значительно различаться в зависимости от сферы деятельности работодателя, его организационно-правовой формы и других аспектов.
Права
Ещё один типовой раздел, включающий список прав, предоставленных руководством предприятия заместителем директора по АХЧ. Величина списка зависит от места, занимаемого менеджером в управленческой иерархии, и объема операций, за которые он отвечает.
Ответственность
В этой части дается описание вариантов привлечения к ответственности сотрудника за совершенные им нарушения. Конкретные меры наказания даны в общем виде, поскольку точно могут быть определены лишь после окончания необходимых процедур по административным и судебным разбирательствам.
Заместитель директора по АХЧ не только входит в руководство компании, но и распоряжается значительными ресурсами, обеспечивая повседневное функционирование подразделений компании и её сотрудников. Поэтому должностная инструкция для такой позиции должна быть тщательно согласована со специалистами. В их число обычно входят юрист, руководитель кадровой службы, другие заместители директора. Только после учета их корректировок документ передается на утверждение директору предприятия.
Окончательно инструкция вступает в действие после её подписания всеми сторонами: директором компании-работодателя, самим работником и другими руководителями, если их подписи требуются действующими нормами документооборота.
Должностные обязанности зам. директора по АХЧ:
- поддержание рабочего состояния материально-технической базы и средств производства;
- обеспечение сотрудников всем необходимым;
- обеспечение системы охраны труда и безопасности;
- координация структурных подразделений, в том числе логистики и связи.
Административно-хозяйственный руководитель
На каждом среднем и крупном предприятии функционирование и поддержание в исправном состоянии материально-технической базы, обеспечение рабочего процесса и всех систем безопасности — задача и обязанность зама по АХЧ, отдельного специалиста или целого административного подразделения.
Чем занимается специалист
Обязанности специалиста по административно-хозяйственной деятельности (АХД или АХО) определяются задачами службы конкретной организации.
Профессионально-квалификационные характеристики должности
Руководящая административно-хозяйственная должность на практике имеет много вариантов названий. Как правило, их самостоятельно подбирает работодатель:
- заместитель директора по общим вопросам;
- руководитель АХО или АХЧ;
- директор департамента и пр.
С 2021 года организации, обязанные применять профессиональные стандарты, пользуются документом под кодом 07.005 — «Специалист административно-хозяйственной деятельности». С его помощью определяются :
- названия должностных позиций;
- квалификационные требования;
- должностные обязанности.
Квалификационные справочники не содержат общеотраслевого описания и характеристик специалиста по административно-хозяйственной деятельности (за исключением атомной промышленности).
В 2022 году ЕКСД используют, если нет разработанных профстандартов. Не все работодатели обязаны применять профстандарты. Их используют, если требования к квалификации, необходимой для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (122-ФЗ, письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).
Специалист по АХД на высшем должностном уровне выполняет обобщенную функцию «Операционное и стратегическое управление процессами административного, хозяйственного, документационного и организационного сопровождения и обеспечения деятельности организации» (раздел 3.8).
Профстандарт фиксирует возможные названия должности, которые следует использовать работодателю.
Чтобы исполнять обязанности заместителя директора по АХЧ в школе или другой бюджетной организации, потребуется соответствовать следующим профессионально-квалификационным требованиям:
Должностная инструкция и обязанности
При составлении текста ДИ, описывающего должностные обязанности заместителя директора по АХЧ (административного директора), используют:
- требования профстандарта 07.005;
- локальные акты компании;
- ГОСТ Р 7.0.97-2016.
Структура ДИ на основе профстандарта имеет особенности — используются два варианта. Различаются они местом расположения информации о требующихся знаниях и умениях.
Выполняемых функций зам. директора по АХЧ четыре, они собраны в таблице раздела II.
Детализируются трудовые функции по методике сборника стандартов, трудовыми действиями (обязанностями), для директора они приведены в разделе 3.8.
В должностной инструкции перечисляют все обязанности, возлагаемые на сотрудника в соответствии с практикой распределения трудовых функций, сложившейся в организации. С использованием формулировок профстандарта выглядит это следующим образом:
Права и ответственность заместителя директора (директора) по АХЧ
Квалификационные справочники и профстандарты не содержат информацию о должностных правах и ответственности сотрудников. Описываются они на основе действующего законодательства и с учетом особенностей штатной позиции. В заключительных разделах содержится информация о порядке утверждения должностной инструкции и документах, которые использованы при ее подготовке.
4. Права
Заместитель директора по АХЧ имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
4.2. Заключать договоры, трудовые соглашения, касающиеся работ по совершенствованию эксплуатации зданий, складов, машин и их обслуживанию, с учреждениями, организациями, кооперативными, хозрасчетными объединениями, которые вступают в силу после утверждения директором.
4.3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.4. Вносить в пределах своей компетенции на рассмотрение директора предложения по улучшению деятельности и совершенствованию методов работы, замечания по деятельности отдельных работников административно-хозяйственной части, предлагать варианты устранения имеющихся недостатков.
4.5. Вносить в пределах своей компетенции на рассмотрение директора представления о назначении, перемещении и увольнении работников административно-хозяйственной части, предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.
4.6. Требовать от администрации оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.
4.7. Давать распоряжения и указания руководителям подразделений, преподавателям и сотрудниками в пределах своей компетенции.
4.8. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.9. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.10. Проходить в установленном порядке аттестацию.
4.11. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
5. Ответственность
Заместитель директора по АХЧ несет ответственность:
5.1. За рациональное использование технических ставок, выделенных в штатное расписание.
5.2. За соблюдение ТБ и ПБ на территории организации.
5.3. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и в пределах, определенных действующим законодательством РФ.
5.4. Невыполнение распоряжений и поручений президента профессионального сообщества.
5.5. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.6. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.
5.7. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
5.8. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.9. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ (профстандарт)
Должностная инструкция
заместителя директора по административно-хозяйственной части по профстандарту
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция заместителя директора по административно-хозяйственной части (АХЧ) разработана на основе Профессионального стандарта 07.005 «Специалист административно-хозяйственной деятельности», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года № 49н, Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года; с учетом СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция заместителя директора по АХЧ по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей заместителя директора по административно-хозяйственной части в школе, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе общеобразовательной организации.
1.3. Заместитель директора по административно-хозяйственной части назначается и освобождается от должности приказом директора образовательной организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на заведующего хозяйством. Временное исполнение должностных обязанностей в таких случаях осуществляется в соответствии с приказом директора, соответствующим требованиям законодательства о труде.
1.4. Заместитель директора по административно-хозяйственной части относится к категории «Руководители» и непосредственно подчиняется директору общеобразовательной организации, руководит работой учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
1.5. На должность заместителя директора по АХЧ принимается лицо:
- имеющее высшее образование — бакалавриат или высшее образование (непрофильное) – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации по профилю деятельности (не реже чем раз в три года);
- имеющее опыт практической работы не менее трех лет в области материально-технического обеспечения;
- соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
- не имеющее ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, изложенных в статье 351.1 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних» Трудового кодекса Российской Федерации.
1.6. В своей профессиональной деятельности заместитель директора по АХЧ руководствуется должностной инструкцией, составленной с учетом профстандарта, Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента, решениями Правительства Российской Федерации и местных органов управления образованием всех уровней по вопросам хозяйственного обслуживания учреждений.
1.7. Также, заместитель директора по административно-хозяйственной части в работе руководствуется:
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете»;
- Уставом и локальными правовыми актами, в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора общеобразовательной организации;
- правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности;
- трудовым договором между работодателем и работником;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- инструкцией по охране труда для заместителя директора по АХЧ.
1.8. Заместитель директора по АХЧ должен знать:
- законодательство Российской Федерации в области материально-технического обеспечения, складского учета, закупочной деятельности, делопроизводства и архивирования в рамках выполняемых трудовых функций, а также гражданское законодательство Российской Федерации в части регулирования договорных отношений;
- законодательство Российской Федерации по вопросам эксплуатации и обслуживания зданий и сооружений, санитарно-технические нормы в рамках выполняемых трудовых функций, а также санитарные и иные правила и нормы, обеспечивающие безопасные и благоприятные условия работы;
- законодательство Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, охраны труда, экологической безопасности, гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- локальные нормативные акты общеобразовательной организации, касающиеся административно-хозяйственной деятельности;
- основные требования стандартов, технических, качественных характеристик, предъявляемых к организации и размещению школьной мебели, учебного оборудования, учебных мест обучающихся и рабочих мест работников, организации рабочего и учебного пространства, пространства для отдыха;
- общие принципы зонирования помещений;
- правила оборудования учебных кабинетов, гардероба, столовой, приемной, актового зала и других помещений;
- методы оценки персонала и результатов труда;
- основные принципы и технологии бережливого производства;
- основные условия и порядок заключенных договоров, основы договорной работы;
- основы и принципы классификации зданий и сооружений;
- основы менеджмента, управления персоналом и его мотивации;
- основы организации труда и эргономики;
- способы организации финансово-хозяйственной деятельности;
- порядок оформления заказов у поставщиков товаров и услуг;
- правила делового этикета и деловой переписки;
- правила проведения инвентаризации;
- правила складского учета;
- принципы выбора поставщиков школьной мебели, учебного оборудования, оргтехники, хозяйственного инвентаря и моющих средств, продуктов питания;
- рынок поставщиков товаров и услуг, обеспечивающих создание оптимальных условий для обучения и труда;
- способы обработки информации с использованием программного обеспечения и компьютерных средств;
- основы оказания первой помощи, порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации;
- структуру и принципы организации документооборота;
- структуру общеобразовательной организации;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с подчиненными, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- правила по охране труда и производственной санитарии, санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений.
1.9. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен уметь:
- управлять персоналом, планировать рабочий процесс и ставить конкретные задачи, организовывать труд обслуживающего персонала в соответствии с нормами и требованиями охраны труда, пожарной и электробезопасности;
- организовывать и консолидировать работу обслуживающего персонала с целью достижения одного результата;
- планировать рабочий процесс обслуживающего персонала с учетом санитарных, противопожарных и иных правил и норм, обеспечивающих безопасные и благоприятные условия работы;
- определять объем необходимых потребностей в материально-технических, финансовых ресурсах в соответствии с локальными нормативными актами и бюджетом школы;
- вести переговоры и деловую переписку, соблюдая нормы делового этикета;
- использовать и применять технологии бережливого производства;
- находить решения в аварийных ситуациях в водопроводной, канализационной, отопительной системах;
- обобщать и систематизировать поступающую информацию, на ее основании находить наиболее эффективные решения для реализации поставленных задач;
- определять наиболее эффективные и качественные показатели необходимых материалов, товаров и услуг;
- организовывать процесс закупки необходимых для образовательного учреждения оборудования, материалов и иных товаров или услуг;
- оценивать свою деятельность с точки зрения эффективности ее конечных результатов;
- оценивать визуально состояние зданий, сооружений, помещений, систем жизнеобеспечения, оборудования и мебели с целью организации проведения дальнейшего ремонта;
- производить анализ на основе сводных учетных и отчетных документов;
- работать с большим объемом информации;
- разрабатывать и предоставлять на утверждение директору школы локальные нормативные акты и регламентирующие документы;
- составлять сводные учетные и отчетные документы в целях осуществления контроля и анализа данных о фактах хозяйственной деятельности образовательной организации.
- владеть методами убеждения и аргументации своей позиции;
- владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- использовать компьютерные программы для учета, систематизации и анализа данных, справочно-правовые системы, ресурсы сети «Интернет» и оргтехнику.
- использовать средства коммуникации.
1.10. Заместитель директора по АХЧ должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, разработанной с учетом профстандарта, знать и соблюдать установленные правила и требования охраны труда и пожарной безопасности, правила личной гигиены и гигиены труда в образовательном учреждении.
1.11. Заместитель директора по административно-хозяйственной части должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, пройти обучение по охране труда и пожарной безопасности, знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательной организации.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями заместителя директора по АХЧ являются:
2.1. Создание и обеспечение оптимальных условий для организации образовательной деятельности и выполнения работниками трудовых функций:
2.1.1. Организация условий размещения обучающихся и работников, обеспечение эффективного использования помещений и коммуникаций.
2.1.2. Организация и контроль материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников.
2.1.3. Организация работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы.
2.1.4. Организация документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования.
3. Должностные обязанности заместителя директора по АХЧ
3.1. В рамках трудовой функции организации условий размещения обучающихся и работников, обеспечения эффективного использования помещений и коммуникаций:
- определяет потребности школы в формировании, оборудовании и обеспечении помещений, учебных и рабочих мест, в обслуживающем персонале;
- осуществляет руководство работой по хозяйственному обслуживанию общеобразовательной организации;
- организовывает процесс обустройства и комплектование административных, учебных и иных помещений, рабочих мест мебелью, оргтехникой, учебным и лабораторным оборудованием, приборами;
- организовывает своевременный процесс ремонта, обслуживания и профилактики коммуникационных систем школы (электроосвещение, водопровод, отопительная и канализационная системы, пожарная сигнализация, телефонная связь);
- организовывает ремонт помещений общеобразовательной организации;
- принимает меры по обеспечению необходимых социально-бытовых условий для обучающихся и сотрудников общеобразовательной организации;
- организует сбор и вывоз мусора, а также передачу его на утилизацию или переработку, включая люминесцентные лампы, в соответствии с экологическими нормами и правилами;
- контролирует содержание в безопасном состоянии и надлежащем порядке подвальных, чердачных, хозяйственных, подсобных, технических помещений школы; обеспечивает условия безопасного содержания указанных помещений, исключающие проникновение посторонних лиц;
- организует содержание подвальных помещений в сухости, без следов загрязнений, плесени и грибка, наличия в них мусора;
- организует чистку оконных стекол по мере их загрязнения;
- организует содержание источников искусственного освещения в помещениях в исправном состоянии и без следов загрязнений;
- организует проведение мероприятий способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами, с целью предотвращения появления в помещениях насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности, организует проведение дезинсекции и дератизации в отсутствии детей и молодежи;
- организует проведение мероприятий способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами, с целью предотвращения появления на территории общеобразовательной организации грызунов и насекомых, в том числе клещей;
- организует проведение мероприятий, направленных на профилактику инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний на территории игровых и спортивных площадок, в зонах отдыха обучающихся; ежегодно, в весенний период, в ямах для прыжков в длину организует проведение полной смены песка, а при обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводит внеочередную его замену;
- разрабатывает планы реализации проведения ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
- определяет необходимые ресурсы для реализации проектов ремонтных работ, переоснащения мебелью и оборудованием;
- участвует в заключении договоров о предоставлении коммунальных услуг;
- проводит регулярный анализ эффективности использования помещений и качества их уборки;
- проводит мероприятия в рамках обеспечения пожарной безопасности и противопожарного режима в школе;
- осуществляет вызов аварийных служб в аварийных ситуациях.
3.2. В рамках трудовой функции организации и контроля материально-технического обеспечения условий образовательной деятельности и деятельности работников:
- организовывает процесс, определяет процедуру, сроки реализации и периодичность материально-технического обеспечения общеобразовательной организации, составляет списки необходимой для закупки мебели, оборудования, инструментов и инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, расходных материалов;
- обеспечивает мебелью, оборудованием, кухонным инвентарем и посудой школьную столовою, организует ее уборку;
- осуществляет пополнение, учет, хранение и размещение первичных средств пожаротушения в образовательной организации, включая огнетушители и их перезарядку, индивидуальных средств защиты;
- контролирует процесс материально-технического обеспечения;
- оценивает эффективность процессов и результатов материально-технического обеспечения;
- организовывает работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока образовательного учреждения, создает условия для надлежащего хранения;
- контролирует работу склада по хранению инвентаря и ТМЦ, склада продуктов пищеблока школьной столовой;
- организует и контролирует работу по обслуживанию и ремонту мебели, оборудования и оргтехники, своевременное обеспечение учебно-вспомогательного персонала расходными материалами, обслуживающего персонала — чистящими и моющими средствами, индивидуальными средствами защиты;
- контролирует перемещения ТМЦ, в том числе за пределы образовательной организации;
- организует работу по озеленению территории школы и уходу за зелеными насаждениями;
- взаимодействует с представителями обслуживающих сервисных организаций по осуществлению ремонта и обслуживания оборудования, осуществляет контроль сроков гарантии;
- проводит с участием работников бухгалтерии инвентаризацию ТМЦ, своевременное списание части имущества, пришедшего в негодность;
- принимает на ответственное хранение в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, товарно-материальные ценности и другое имущество образовательного учреждения;
- обеспечивает сохранность оборудования, хозяйственного инвентаря, маркировку уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов работ.
3.3. В рамках трудовой функции организации работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала школы:
- ставит цели и задачи перед учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом в рамках организации трудового процесса;
- контролирует соблюдение нормативных и локальных актов, СанПин регламентирующих принципы организации и работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, требования к выполнению работ;
- организует и контролирует работу обслуживающего персонала по ежедневной влажной уборке помещений с применением моющих средств, влажной уборке столовой, вестибюлей, рекреаций, туалетов после каждой перемены, а также уборке учебных и вспомогательных помещений после окончания занятий, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах;
- осуществляет контроль ежедневной уборки обеденных залов столовой, буфета, производственных цехов пищеблока, туалетов, умывальных, душевых, помещений для оказания медицинской помощи с использованием дезинфицирующих средств;
- осуществляет контроль ежедневной обработки обслуживающим персоналом дверных ручек, поручней, выключателей с использованием дезинфицирующих средств;
- организует проведение во всех видах помещений генеральной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже одного раза в месяц;
- осуществляет контроль приготовления и использования дезинфекционных растворов в соответствии с инструкцией, применения моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в образовательных организациях; размещает инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов в месте их приготовления;
- контролирует работу по ежедневной или по мере загрязнения уборке территории школы, очистку мусоросборников — при заполнении 2/3 их объема;
- осуществляет контроль отсутствия плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников на территории общеобразовательной организации;
- не допускает скопление и сжигание мусора на территории школы, использование химических реагентов для очистки территории от снега;
- контролирует выполнение поставленных задач подчиненными работниками в рамках организации трудового процесса;
- контролирует состояние помещений и территории общеобразовательной организации.
3.4. В рамках трудовой функции документационного сопровождения процессов использования и обслуживания зданий, помещений и оборудования:
- ведет соответствующую отчетно-учетную документации (согласно номенклатуре дел), своевременно предоставляет ее в бухгалтерию;
- составляет паспорт санитарно-технического состояния образовательной организации;
- ведет реестр заключенных договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации зданий, сооружений, помещений и оборудования;
- осуществляет учет расхода электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов, подает необходимые сведения и отчетность в бухгалтерию;
- осуществляет контроль соблюдения и исполнения условий договоров на обеспечение обслуживания, ремонта и эксплуатации;
- взаимодействие с поставщиками учебного оборудования и литературы, материалов, продуктов.
3.5. Осуществляет организацию административно-хозяйственной деятельности общеобразовательной организации.
3.6. Участвует под руководством директора в составлении программы развития школы, вносит в пределах своей компетенции предложения по реализации положений данной программы.
3.7. Анализирует изменения в финансировании для корректировки стратегии создания и развития материально-технической базы общеобразовательной организации.
3.8. Составляет план по улучшению и развитию материально-технической базы общеобразовательной организации на год с учетом финансирования.
3.9. Участвует в подборе и расстановке кадров учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
3.10. Ведет учет рабочего времени учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательной организации, составляет табель рабочего времени.
3.11. Осуществляет контроль над хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов, административных кабинетов, мастерских, спортивного зала и других помещений образовательного учреждения, соответствия указанных помещений требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны труда и пожарной безопасности, осуществляет их периодический осмотр.
3.12. Контролирует исправность освещения, отопления, вентиляционных систем, сетей электро-, водо-, теплоснабжения, организовывает их периодический осмотр и необходимый текущий ремонт.
3.13. Принимает участие в разработке мероприятий по повышению надежности, качества работы обслуживаемых систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков.
3.14. Контролирует работу наружной канализации и водостоков, организовывает очистку канализационных колодцев, колодцев с пожарными гидрантами на территории школы, проверку пожарных гидрантов на водоотдачу.
3.15. Организовывает проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электрических установок и проводки, заземляющих устройств, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещения, наличия радиации, шума в помещениях школы в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
3.16. Организовывает обучение, проводит на рабочих местах работников первичные, повторные, целевые инструктажи по охране труда.
3.17. Разрабатывает, совместно со специалистом по охране труда, инструкции по охране труда по видам работ для обслуживающего персонала школы.
3.18. При назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности в школе, составляет планы мероприятий, готовит проекты приказов и инструкций по пожарной безопасности, проводит обучение и инструктажи работников по пожарной безопасности, организует и контролирует соблюдение требований противопожарного режима и правил пожарной безопасности.
3.19. Для обеспечения передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по территории и объектам общеобразовательной организации проводит мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов.
3.20. Принимает меры по обеспечению безопасности во время переноски тяжестей, выполнения погрузочно-разгрузочных и ремонтно-строительных работ, эксплуатации транспортных средств на территории общеобразовательной организации.
3.21. Не допускает выполнения обслуживающим персоналом работ, по которым они не имеют допуска, не проинструктированы, не входят в круг их обязанностей.
3.22. Во время каникул организовывает текущий ремонт помещений, обеспечивает своевременную подготовку помещений, территории, оборудования и коммуникационных систем школы к началу учебного года.
3.23. Вносит директору школы свои предложения по осуществлению системы стимулирования работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, предложения о принятии в случаях невыполнения сотрудниками своих должностных обязанностей мер дисциплинарного воздействия.
3.24. Рационально использует топливные и энергетические ресурсы образовательного учреждения.
3.25. Контролирует и требует от подчиненных ему работников соблюдения правил и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, норм профессиональной этики.
3.26. В соответствии с утвержденным директором школы графиком осуществляет функции дежурного администратора. Приходит на дежурство за 30 минут до начала первого урока.
3.27. Строго соблюдает права и свободы детей, содержащиеся в Конвенции ООН о правах ребенка, соблюдает этические нормы и правила поведения в общеобразовательной организации.
3.28. Заместитель директора по административно-хозяйственной части соблюдает положения данной должностной инструкции, разработанной на основе профстандарта, Устав и Правила внутреннего трудового распорядка школы, Коллективный и трудовой договор, а также локальные акты образовательной организации, приказы директора.
3.29. Повышает свою профессиональную квалификацию и компетенцию.
3.30. Соблюдает правила охраны труда, пожарной и электробезопасности, санитарно-гигиенические нормы и требования, трудовую дисциплину на рабочем месте и режим работы, установленный в общеобразовательной организации.
4. Права
Заместитель директора школы по АХЧ имеет право:
4.1. Участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определенном Уставом.
4.2. На материально-технические условия, требуемые для выполнения должностных обязанностей, на обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и пожарной безопасности, а также условиям, предусмотренным Коллективным договором.
4.3. В пределах своей компетенции и в порядке, определенным Уставом школы, выдавать распоряжения и указания работникам общеобразовательного учреждения и требовать их исполнения, а также делать замечания обучающимся, относящиеся к соблюдению дисциплины и порядка.
4.4. Подписывать документы в пределах своей компетенции.
4.5. Контролировать и оценивать ход и результаты ремонтно-хозяйственной деятельности, накладывать запрет на виды деятельности, которые могут привести к перегрузке непосредственно подчиненных ему сотрудников, ухудшению их здоровья, нарушению требований охраны труда, не предусматривающие компенсаций.
4.6. Участвовать в приемке ремонтно-хозяйственных работ, которые были выполнены по договорам сторонними организациями.
4.7. Вести переговоры с партнерами образовательного учреждения по материально-техническому оснащению и техническому обслуживанию.
4.8. Представлять к дисциплинарной ответственности заместителю директора по воспитательной работе учащихся, нарушающих санитарно-гигиенические требования содержания помещений и нарушителей дисциплины, в порядке, установленном правилами внутреннего распорядка для обучающихся, правилами о поощрениях и взысканиях.
4.9. Вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании работников, находящихся в подчинении, по совершенствованию работы учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, технического обслуживания школы.
4.10. Знакомиться с проектами решений директора, относящихся к его профессиональной деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.11. Предоставлять на рассмотрение администрации предложения по улучшению деятельности общеобразовательной организации и усовершенствованию способов работы по вопросам, относящимся к компетенции заместителя директора по АХЧ.
4.12. Участвовать в работе органов самоуправления, в работе общего собрания работников общеобразовательной организации, в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых заместителем директора по административно-хозяйственной части должностных обязанностей.
4.13. На защиту своей профессиональной чести и достоинства. На конфиденциальность служебного расследования, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.14. Защищать свои интересы самостоятельно и/или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного или служебного расследования, которое связано с нарушением завхозом норм профессиональной этики.
4.15. На поощрения, награждения по результатам трудовой деятельности, на социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
4.16. Заместитель директора по АХЧ общеобразовательной организации имеет иные права, предусмотренные Трудовым Кодексом Российской Федерации, Уставом школы, Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.
5. Ответственность
5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке заместитель директора по АХЧ несет ответственность:
- за достоверность информации о функционировании систем жизнеобеспечения общеобразовательного учреждения, оборудования;
- за принятие управленческих решений, повлекших за собой дезорганизацию образовательной деятельности и (или) процесса материально-технического обеспечения;
- за сохранность вверенного ему имущества образовательной организации;
- за непринятие или несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшим, несвоевременное извещение или скрытие от директора школы несчастного случая;
- за несоблюдение инструкций по охране труда и пожарной безопасности;
- за несвоевременное проведение инструктажей учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала с обязательной фиксацией в Журнале регистрации инструктажей;
- за нарушение порядка действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации и эвакуации в образовательном учреждении.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных должностной инструкцией заместителя директора по АХЧ, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
5.3. За использование, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка заместитель директора по административно-хозяйственной части может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм заместитель директора по АХЧ образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления профессиональной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательной организации.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждый месяц. Планы работы предварительно согласовываются и утверждаются директором.
6.3. Получает от директора образовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационного характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.4. Получает от работников школы информацию, необходимую для осуществления своих должностных обязанностей.
6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с учебно-вспомогательным и обслуживающим персоналом, заместителями директора и педагогическими работниками.
6.6. Информирует директора школы о факте возникновения аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, технологического и холодильного оборудования, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
6.7. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях непосредственно после ее получения.
6.8. Принимает под свою персональную ответственность материальные ценности с непосредственным использованием и хранением их в складских и других хозяйственных помещениях образовательного учреждения.
6.9. Своевременно информирует директора, специалиста по охране труда о несчастном случае, а также при выявленных нарушениях санитарных правил.
6.10. Информирует директора общеобразовательной организации о возникших трудностях и проблемах в работе, о недостатках в обеспечении норм и требований охраны труда, пожарной и электробезопасности.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление заместителя директора по АХЧ с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у директора школы, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления с настоящей должностной инструкцией подтверждается подписью в экземпляре инструкции, хранящемся у директора общеобразовательной организации, а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки.
«___»__________202__г. _____________ /_______________________/
Рекомендуем перейти к разделу:
Должностные инструкции для школы по Профстандарту
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Должностная инструкция заместителя директора по АХЧ описывает и детализирует работу руководителя в области административно-хозяйственного обеспечения (АХО) предприятия. В статье резюмируются основные положения, которые должны быть затронуты в инструкции.
Роль АХО в функционировании предприятия
АХО относится к обеспечивающим бизнес-процессам. Это означает, что конечным потребителем результатов работы административно-хозяйственного подразделения является само предприятие. Основная функция АХО — создание условий для бесперебойного и беспроблемного хода продуктивных (производственных) и управленческих процессов.
Из этого определяются основные задачи подразделения:
- Оптимизация и поддержание рабочего состояния материально-технической базы и средств производства: зданий, сооружений, помещений, оборудования.
- Обеспечение работников всем необходимым для выполнения их работы и отдыха: мебелью и инвентарем, средствами механизации и автоматизации труда, средствами защиты, бытовыми приборами, расходными материалами.
- Обеспечение необходимых условий труда: правил охраны труда, правил пожарной и техногенной безопасности.
- Обеспечение необходимой безопасности предприятия: охраны материальных ценностей, нематериальных активов, конфиденциальной коммерческой информации.
- Координация взаимодействия всех структурных подразделений предприятия, включая в том числе логистику и транспортное обеспечение.
Должностные обязанности руководителя по АХЧ
Руководитель по АХЧ относится к администрации предприятия. Это может быть должность заместителя директора, руководителя департамента АХО или аналогичная. Подчиненность непосредственно генеральному директору. В должностную инструкцию такого руководителя включаются обязанности, следующие из задач АХО на конкретном предприятии. Руководитель по АХЧ в том числе (но не ограничиваясь):
- Организует работу по поддержанию в необходимом рабочем состоянии зданий, сооружений, помещений с учетом требований санитарных, противопожарных и технических норм. В том числе участвует в разработке планов и смет по модернизации и ремонту основных фондов.
- Организует работы по техническому надзору и ремонту оборудования, включая оборудование общественного пользования и системы коллективной защиты.
- Разрабатывает и реализует комплекс мероприятий по выполнению требований к условиям труда, производственным помещениям и рабочим местам. Привлекает для работы необходимых специалистов.
Как проводить оценку условий труда на соответствие требованиям законов, читайте в статье «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)».
- Организует систему закупки, хранения и распределения необходимых для работы расходных материалов, хозяйственных принадлежностей, инструментов, инвентаря и т. п.
- Организует систему закупки, хранения и распределения средств механизации и автоматизации труда.
- Организует и контролирует учет поступления и расходования средств, выделяемых на АХО, и поступления и расходования приобретаемых на них материальных ценностей и услуг.
Как учесть расходы на обеспечение условий труда, смотрите здесь: «Можно ли учесть расходы на покупку увлажнителей воздуха?».
- Руководит подразделением АХО и связанными подразделениями (если есть): отделом по охране труда, отделом технической безопасности и т. п.
Образец должностной инструкции заместителя по АХЧ есть в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к системе, скачайте образец и сразу используйте его в работе.
Прочие положения должностной инструкции руководителя по АХЧ
Требования к опыту и образованию:
- опыт от 5 лет при среднем специальном образовании;
- опыт от 2 лет при высшем образовании.
- знание законодательных и нормативных актов, касающихся АХО;
- знание организационной структуры и бизнес-процессов предприятия;
- знание основ экономики, управления, технологии производства;
- знание основ законодательства и нормативов в области охраны и безопасности труда;
- знание основ гражданского и трудового законодательства.
Требования к знаниям и компетенции:
- Право подписи предоставляется для тех документов, которые относятся к его должностной компетенции (например, договоры на снабжение расходными материалами).
С образцом приказа на право подписи ознакомьтесь здесь: «Образец приказа о предоставлении права подписи счетов-фактур».
- Заместитель на время отсутствия назначается отдельным приказом, с возложением на него всех прав и обязанностей отсутствующего руководителя по АХЧ.
- Руководитель по АХЧ вправе:
- требовать и получать от подразделений информацию и документы, необходимые ему для работы;
- привлекать экспертов в области АХО для заключений, консультаций и рекомендаций;
- требовать от руководства выполнять все необходимые действия для выполнения им своих обязанностей.
- Руководитель по АХЧ отвечает:
- за неисполнение обязанностей, указанных в инструкции — по ТК РФ;
- за административные, гражданские и уголовные нарушения, допущенные в выполнении своей работы — по КоАП РФ и УК РФ;
- за причинение ущерба предприятию.
Итоги
Руководитель по АХЧ отвечает за широкий круг вопросов, связанных с обеспечением эффективной деятельности всех остальных структурных подразделений предприятия.