- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Должностная инструкция врача стоматолога
Должностная инструкция врача стоматолога
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностная инструкция врача стоматолога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение судами общей юрисдикции норм медицинской этики при разрешении трудовых споров медицинских работников
(Федорова М.Ю.)
(«Российская юстиция», 2019, N 11)В большинстве случаев медицинские организации при привлечении медицинских работников к дисциплинарной ответственности за неисполнение трудовых обязанностей, сопряженное с нарушением этических норм, соблюдают данные требования. Однако встречаются и иные примеры. Так, врачу стоматологу-ортопеду на основании письменного обращения пациента был объявлен выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, выразившееся в завышении тарифа за оказанную медицинскую услугу, и за нарушение профессиональной этики и медицинской деонтологии. Поскольку первый из указанных фактов не получил своего подтверждения, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования работника об отмене приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, указав на то, что выбор вида дисциплинарного взыскания был обоснован работодателем ссылкой на неоднократность допущенных нарушений. Однако при этом некорректное обращение с пациентом (обращение на «ты», повышенным тоном, в грубой и обидной форме) было расценено судом как нарушение трудовой дисциплины. Правильность такого подхода была подтверждена судом апелляционной инстанции <7>. Наряду с должностной инструкцией врача стоматолога-ортопеда, возлагающей на него обязанность по соблюдению принципов врачебной этики, суд сослался на Кодекс этики и служебного поведения работников государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области «Балахнинская центральная районная больница», который предписывает работникам быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.
Должностная инструкция по специальности «Врач-стоматолог-терапевт»
Вы можете скачать должностную инструкцию врача-стоматолога-терапевта бесплатно.
Должностные обязанности врача-стоматолога-терапевта.
Утверждаю
________________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование учреждения, его ________________________
организационно- правовая форма) (директор; иное лицо
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА-ТЕРАПЕВТА
______________________________________________
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога-терапевта _____________________ (далее – «предприятие»).
1.2. На должность врача-стоматолога-терапевта назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и прошедшее подготовку по специальности «Стоматология терапевтическая».
1.3. Назначение на должность врача-стоматолога-терапевта и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.
1.4. Врач-стоматолог-терапевт подчиняется непосредственно _____________________
(заведующему отделением, заместителю главного врача)
1.5. Врач-стоматолог-терапевт должен знать:
— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— действующие нормативно — методические документы, регламентирующие деятельность медицинских учреждений;
— методы и правила оказания лекарственной и неотложной медицинской помощи;
— содержание стоматологии терапевтической как отдельной клинической дисциплины;
— организацию, структуру, задачи, штаты и оснащение стоматологической службы;
— все правовые о нормативные документы по своей специальности;
— методы по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больного;
— планирование деятельности и всей отчетности стоматологической службы;
— методику и порядок контроля своей службы;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;
— основы трудового законодательства Российской Федерации
— правила внутреннего трудового распорядка;
1.6. Во время отсутствия врача-стоматолога-терапевта (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Врач-стоматолог-терапевт:
2.1. По своей специальности оказывает квалифицированную медицинскую помощь, используя при этом современные методы диагностики, профилактики, лечения и последующей реабилитации пациента
2.2. В соответствии с установленными правилами и стандартами выбирает тактику ведения больного, разрабатывает план его обследования
2.3. Уточняет объем и методы обследования пациента для получения в самые короткие сроки достоверной и полной диагностики заболевания.
2.4. На основе собранных данных ставит анализ, а также назначает и проводит необходимое лечение и процедуры
2.5. Проводит ежедневный осмотр в стационаре больного.
2.6. Изменяет план лечения по необходимости
2.7. Консультирует врачей подразделений ЛПУ по своей специальности
2.8. Руководит нижестоящим медицинским персоналом
2.9. Проводит контроль за правильностью проведения диагностических и лечебных процедур, а также за эксплуатацией оборудования и аппаратуры, инструментария, лекарственных препаратов, реактивов
2.10. Ведёт контроль за соблюдением правил техники безопасности и охраны труда нижестоящим медицинским персоналом.
2.11. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения
2.12. Соблюдает правила внутреннего распорядка.
2.13. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности
2.14. Своевременно и квалифицированно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения
2.15. Соблюдает правила внутреннего распорядка.
2.16. Соблюдает правила требования охраны труда, производственной санитарии и техники безопасности
III. Права
Врач-стоматолог-терапевт имеет право:
3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
3.4. Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующей квалификационной категории.
3.5. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.
3.6. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
IV. Ответственность
Врач-стоматолог-терапевт несет ответственность:
4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией
4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.
4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.
За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов врач-стоматолог-терапевт может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Врача-стоматолога (профстандарт)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность врача-стоматолога.
1.2. Решение о назначении на должность и об освобождении от должности врача-стоматолога принимает директор по представлению непосредственного руководителя.
1.3. Требования к образованию и обучению врача-стоматолога:
- Высшее образование — специалитет.
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки);
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- стажировка;
- использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары);
- тренинги в симуляционных центрах;
- участие в съездах, конгрессах, конференциях, симпозиумах, мастер-классах и других образовательных мероприятиях.
1.4. Требования к опыту практической работы врача-стоматолога:
- Не предусмотрено.
1.5. Особые условия допуска к работе врача-стоматолога:
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Отсутствие судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
1.6. Другие характеристики для занятия должности врача-стоматолога:
- Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями) и коллегами.
- Соблюдение законодательства в сфере охраны здоровья и иных нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
1.7. Врач-стоматолог в своей деятельности руководствуется:
- действующими нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
- уставом организации, Правилами внутреннего трудового распорядка и локальными нормативными актами организации;
- трудовым договором и настоящей должностной инструкцией.
1.8. Врач-стоматолог должен знать:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- информацию, необходимую для выполнения своих должностных обязанностей. См. подробнее в разделе 2.
1.9. Врач-стоматолог подчиняется непосредственному руководителю.
1.10. На время отсутствия врача-стоматолога (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности, а также необходимые знания и умения для их выполнения
В обязанности врача-стоматолога входит:
2.1. Проведение обследования пациента с целью установления диагноза:
- Первичный осмотр пациентов;
- Повторный осмотр пациентов;
- Разработка алгоритма постановки предварительного диагноза;
- Установление предварительного диагноза;
- Направление пациентов на лабораторные исследования;
- Направление пациентов на инструментальные исследования;
- Направление пациентов на консультацию к врачам-специалистам;
- Разработка алгоритма постановки окончательного диагноза;
- Постановка окончательного диагноза;
- Интерпретация результатов сбора информации от пациентов (их родственников / законных представителей);
- Интерпретация данных первичного осмотра пациентов;
- Интерпретация данных повторного осмотра пациентов;
- Интерпретация данных лабораторных исследований;
- Интерпретация данных инструментальных исследований;
- Интерпретация данных консультаций пациентов врачами-специалистами;
- Интерпретация данных дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы), телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях));
- Получение информации от пациентов (их родственников/ законных представителей);
- Анкетирование пациентов на предмет общего состояния здоровья, выявление сопутствующих заболеваний;
- Выявление у пациентов зубочелюстных, лицевых аномалий, деформаций и предпосылок их развития, дефектов коронок зубов и зубных рядов; выявление факторов риска онкопатологии (в том числе различных фоновых процессов, предопухолевых состояний).
Необходимые умения:
- Проводить физикальные исследования и интерпретировать их результаты;
- Выявлять общие и специфические признаки стоматологических заболеваний;
- Интерпретировать результаты первичного осмотра пациентов;
- Интерпретировать результаты повторного осмотра пациентов;
- Обосновывать необходимость и объем лабораторных исследований;
- Обосновывать необходимость и объем инструментальных исследований;
- Обосновывать необходимость и объем дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы, телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях));
- Проводить общее клиническое обследование детей и взрослых;
- Обосновывать необходимость направления пациентов на консультацию к врачам-специалистам;
- Анализировать полученные результаты обследования;
- Обосновывать и планировать объем дополнительных исследований;
- Интерпретировать результаты сбора информации от пациентов (их родственников / законных представителей);
- Выявлять клинические признаки острой и хронической черепно-лицевой боли соматического, нейрогенного и психогенного происхождения;
- Диагностировать кариес, болезни пульпы и периодонта, заболевания пародонта, слизистой рта;
- Интерпретировать данные лабораторных исследований;
- Диагностировать дефекты зубных рядов, патологии пародонта, полное отсутствие зубов;
- Интерпретировать данные инструментальных исследований;
- Интерпретировать данные консультаций пациентов врачами- специалистами;
- Интерпретировать данные дополнительных обследований пациентов (включая рентгенограммы) телерентгенограммы, радиовизиограммы, ортопантомограммы, томограммы (на пленочных и цифровых носителях));
- Диагностировать зубочелюстные деформации и аномалии зубов и челюстей; выявлять факторы риска онкопатологии (в том числе различные фоновые процессы, предопухолевые состояния);
- Применять средства индивидуальной защиты.
Необходимые знания:
- Биологическая роль зубочелюстной области, биомеханика жевания, возрастные изменения челюстно-лицевой области, особенности воздействия на нее внешней и внутренней среды;
- Основные принципы диагностики инфекционных заболеваний, медицинские показания к госпитализации пациентов с инфекционными заболеваниями;
- Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза;
- Этиология, патогенез, диагностика часто встречающихся заболеваний;
- Взаимосвязь строения и функционирования зубочелюстной системы с нарушениями со стороны носоглотки, дыхательной и пищеварительной систем, опорно-двигательного аппарата;
- Основные вопросы нормальной и патологической физиологии зубочелюстной системы, ее взаимосвязь с функциональным состоянием других систем организма и уровни их регуляции;
- Методы диагностики заболеваний височно-нижнечелюстного сустава, слюнных желез у детей и взрослых;
- Нормальное строение зубов, челюстей и нарушения строения при зубочелюстных, лицевых аномалиях;
- Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ;
- Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава;
- Клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения;
- Комплексная взаимосвязь между стоматологическим здоровьем, питанием, общим здоровьем, заболеваниями, применением лекарственных препаратов;
- Нормальное функционирование зубочелюстной системы и нарушение ее функций при аномалиях прикуса;
- Клиническая картина, методы диагностики, классификация заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица;
- Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их диагностика;
- Значение специальных и дополнительных методов исследования для дифференциальной диагностики стоматологических заболеваний;
- Медицинские показания и противопоказания к применению рентгенологического и других методов дополнительного обследования;
- Медицинские изделия, применяемые в стоматологии (Принципы устройства и правила эксплуатации);
- Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем;
- Порядок оказания медицинской помощи по профилям;
- Стандарты медицинской помощи по заболеваниям;
- Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
- Состояния, требующие медицинской помощи в экстренной и неотложной формах;
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
- Санитарно-эпидемиологические требования;
- Клинические проявления и течение часто встречающихся заболеваний, травм и состояний у пациентов пожилого и старческого возраста;
- Особенности врачебного обследования пациентов пожилого и старческого возраста;
- Структура заболеваемости в пожилом и старческом возрасте;
- Правила применения средств индивидуальной защиты.
Другие характеристики:
- Соблюдение врачебной тайны;
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
2.2. Назначение, контроль эффективности и безопасности немедикаментозного и медикаментозного лечения:
- Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при острых стоматологических заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента или без явных признаков угрозы жизни пациента;
- Подбор вида местной анестезии/обезболивания;
- Оценка возможных осложнений, вызванных применением местной анестезии;
- Выполнение физиотерапевтических процедур;
- Подбор лекарственных препаратов для лечения стоматологических заболеваний;
- Формирование плана лечения пациента при стоматологических заболеваниях;
- Лечение заболеваний зубов, пародонта, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно- челюстного сустава, слюнных желез;
- Наблюдение за ходом лечения пациента;
- Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта, губ, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ;
- Оценка возможных побочных эффектов от приема лекарственных препаратов;
- Составление комплексного плана лечения;
- Специализированный прием по лечению кариеса, некариозных заболеваний зубов, пульпита, периодонтита, пародонтита, заболеваний слизистой оболочки полости рта, за исключением предраков;
- Уход за пациентами с повреждениями челюстно-лицевой области, лицами с ограниченными возможностями на дому;
- Консультирование пациента по методам лечения стоматологических заболеваний;
- Подбор медицинских изделий (в том числе стоматологических материалов) для лечения стоматологических заболеваний;
- Хирургическая помощь в пределах проведения операции удаления зуба (исключая ретенированные и дистопированные), вскрытие поднадкостничных абсцессов при периостите челюстей;
- Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантантах);
- Поэтапная санация полости рта (исключая санацию детей в условиях анестезиологического пособия);
- Лечение молочных и постоянных зубов;
- Обоснование наиболее целесообразной тактики лечения;
- Ортопедическое лечение лиц с дефектами зубов, зубных рядов в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов;
- Оценка возможных осложнений, вызванных применением методики лечения;
- Направление пациентов на стационарное лечение при стоматологических заболеваниях в установленном порядке;
- Устранение очагов инфекции и интоксикации;
- Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта (исключая лечение детей с проявлениями вирусных, бактериальных, аллергических и других детских инфекций в полости рта);
- Оказание квалифицированной медицинской помощи по специальности с использованием современных методов лечения, разрешенных для применения в медицинской практике;
- Оказание медицинской помощи пациентам при острых и хронических одонтогенных воспалительных процессах, обострении хронических заболеваний челюстно-лицевой области;
- Формирование эпикриза;
- Оказывать медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах.
Необходимые умения:
- Назначать медикаментозную терапию при заболеваниях в соответствии с имеющимися медицинскими показаниями, учитывая фармакодинамику и фармакокинетику лекарственных средств;
- Назначать немедикаментозную терапию в соответствии с медицинскими показаниями;
- Оценивать эффективность и безопасность медикаментозных методов лечения;
- Оценивать эффективность и безопасность немедикаментозных методов лечения;
- Анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологического воздействия;
- Анализировать действие немедикаментозных методов лечения по совокупности их свойств;
- Составлять рецептурные прописи лекарственных препаратов, выписывать рецепты при заболеваниях, патологических процессах и состояниях;
- Использовать лекарственные препараты, медицинские изделия (в том числе стоматологические материалы, инструменты);
- Разрабатывать оптимальную тактику лечения стоматологической патологии у детей и взрослых с учетом общесоматического заболевания и дальнейшей реабилитации пациента;
- Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов;
- Разрабатывать план лечения с учетом течения заболевания, подбирать, назначать лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения;
- Назначать лекарственные препараты для лечения стоматологических заболеваний;
- Формулировать медицинские показания к избранному методу лечения с учетом этиологии и патогенеза заболевания;
- Обосновывать схему, план и тактику ведения пациентов, медицинские показания и противопоказания к операции;
- Применять физиотерапевтические процедуры для лечения и восстановления поврежденных после лечения тканей;
- Проводить лечение заболеваний твердых тканей зубов, пульпы и периапикальных тканей, пародонта, слизистой оболочки рта;
- Определять необходимость направления пациента к соответствующим врачам-специалистам;
- Обосновывать фармакотерапию пациента при основных патологических синдромах и неотложных состояниях;
- Пользоваться методами лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах временного протезирования, протезирования одиночных дефектов зубного ряда, протезов до трех единиц (исключая протезирование на зубных имплантатах);
- Применять различные методики местной анестезии челюстно-лицевой области, блокады с применением препаратов для местной анестезии, определять медицинские показания к общей анестезии;
- Определять способы введения, режим и дозу лекарственных препаратов;
- Применять методы лечения дефектов зубных рядов ортопедическими конструкциями в пределах частичных и полных съемных пластиночных протезов;
- Обосновывать, планировать и применять основные методы лечения стоматологических заболеваний у детей и взрослых;
- Применять методы комплексного лечения пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии;
- Определять объем и последовательность предполагаемых мероприятий по лечению;
- Применять средства индивидуальной защиты.
Необходимые знания:
- Методы использования медицинских изделий, химических средств и лекарственных препаратов для контроля зубного налета;
- Особенности оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при стоматологических заболеваниях;
- Группы лекарственных препаратов, их фармакокинетика, фармакодинамика, совместимость лекарственных препаратов;
- Общие и функциональные методы лечения пациентов с челюстно-лицевой патологией;
- Основные принципы лечения пациентов с инфекционными заболеваниями;
- Топографическая анатомия головы, челюстно-лицевой области, особенности кровоснабжения, иннервации и лимфатической системы, строение зубов, эмбриология зубочелюстной области, основные нарушения эмбриогенеза;
- Клиническая картина, симптомы патологии в полости рта, медицинские показания к применению различных методов лечения;
- Основные методы вспомогательного хирургического лечения пациентов с зубочелюстными аномалиями;
- Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ;
- Морфологические изменения в зубочелюстной системе при ортопедическом и ортодонтическом лечении;
- Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно- нижнечелюстного сустава;
- Клиническая картина, основные методы ортопедического лечения патологии твердых тканей, заболеваний пародонта, патологической стираемости, патологии височно-нижнечелюстного сустава;
- Клиническая картина, основные методы лечения (медицинские показания, противопоказания, осложнения) заболеваний слюнных желез, врожденных, приобретенных аномалий зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей, лица;
- Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их лечение;
- Методы лечения зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых;
- Принципы, приемы и методы анестезии в стоматологии;
- Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий (стоматологического оборудования);
- Современные медицинские изделия (аппаратура, инструментарий и материалы), применяемые в стоматологии;
- Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
- Порядки оказания медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;
- Стандарты медицинской помощи при стоматологических заболеваниях;
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
- Санитарно-эпидемиологические нормы и требования;
- Особенности фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных препаратов у пациентов пожилого, старческого возраста;
- Психологические, поведенческие особенности пациентов пожилого, старческого возраста;
- Особенности общей и специальной гигиены пациентов пожилого, старческого возраста;
- Правила применения средств индивидуальной защиты;
- Методика выполнения реанимационных мероприятий;
- Соблюдение врачебной тайны.
Другие характеристики:
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
2.3. Разработка, реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ:
- Составление индивидуального плана реабилитации пациента с заболеваниями челюстно-лицевой области;
- Наблюдение за ходом реабилитации пациента;
- Подбор лекарственных препаратов для реабилитации;
- Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов реабилитации, разрешенных для применения в медицинской практике.
Необходимые умения:
- Разрабатывать план реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области;
- Проводить реабилитационные мероприятия при заболеваниях челюстно-лицевой области;
- Применять методы комплексной реабилитации пациентов со стоматологическими заболеваниями с учетом общего состояния организма и наличия сопутствующей патологии;
- Применять средства индивидуальной защиты.
Необходимые знания:
- Медицинские показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях и патологических состояниях;
- Основные принципы реабилитации пациентов с инфекционными заболеваниями;
- Основные принципы реабилитации пациентов с заболеваниями челюстно-лицевой области;
- Принципы устройства и правила эксплуатации медицинских изделий в категории «Стоматологическое оборудование»;
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
- Санитарно-эпидемиологические нормы и требования;
- Правила применения средств индивидуальной защиты.
Другие характеристики:
- Соблюдение врачебной тайны;
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
2.4. Проведение и контроль эффективности санитарно-противоэпидемических и иных профилактических мероприятий по охране здоровья населения:
- Проведение профилактических осмотров населения;
- Назначение профилактических процедур;
- Подбор лекарственных препаратов для профилактики стоматологических заболеваний;
- Формирование плана профилактической стоматологической помощи пациенту;
- Проведение мероприятий по снижению заболеваемости, включая инфекционные заболевания, инвалидизации, смертности, летальности;
- Выполнение профилактических процедур стоматологических заболеваний;
- Профилактика заболеваний слизистой оболочки полости рта и губ, в том числе онкогигиеническая профилактика и вторичная профилактика онкологических новообразований, за исключением специализированного приема по лечению предраков слизистой оболочки полости рта и губ;
- Подбор медицинских изделий в категории «Стоматологические материалы» для профилактики стоматологических заболеваний;
- Оказание квалифицированной медицинской помощи по своей специальности с использованием современных методов профилактики, разрешенных для применения в медицинской практике;
- Краткое профилактическое консультирование.
Необходимые умения:
- Проводить профилактические осмотры различных категорий граждан;
- Проводить профилактику заболеваний зубов, пародонта, слизистой оболочки полости рта, губ, костной ткани челюстей, периферической нервной системы челюстно-лицевой области, височно-челюстного сустава, слюнных желез;
- Выполнять предписанные действия при проведении противоэпидемических мероприятий при инфекционных заболеваниях (подача экстренного извещения об очаге инфекции, выявление и наблюдение контактных лиц);
- Использовать методы первичной и вторичной профилактики;
- Применять методы организации первичной профилактики стоматологических заболеваний в любой возрастной группе;
- Применять средства индивидуальной защиты.
Необходимые знания:
- Принципы диспансерного наблюдения в различных категориях пациентов и среди населения;
- Особенности специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний;
- Особенности профилактики онкопатологии;
- Этиология, патогенез, профилактика часто встречающихся заболеваний челюстно-лицевой области;
- Методы профилактики зубочелюстных, лицевых аномалий у детей и взрослых;
- Клиническая картина, симптомы основных заболеваний и пограничных состояний челюстно-лицевой области у взрослых и детей, их профилактика;
- Основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения;
- Требования охраны труда, пожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях;
- Санитарно-эпидемиологические нормы и требования;
- Правила применения средств индивидуальной защиты.
Другие характеристики:
- Соблюдение врачебной тайны;
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
2.5. Ведение санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни:
- Формирование у пациентов (их родственников / законных представителей) мотивации к ведению здорового образа жизни и отказу от вредных привычек;
- Формирование у пациентов (их родственников / законных представителей) позитивного поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья.
Необходимые умения:
- Проводить санитарно-гигиеническое просвещение среди пациентов (их родственников / законных представителей) и медицинских работников с целью формирования здорового образа жизни;
- Оценивать физическое развитие и функциональное состояние организма пациента;
- Формировать у пациентов (их родственников / законных представителей) поведение, направленное на сохранение и повышение уровня здоровья.
Необходимые знания:
- Основные критерии здорового образа жизни и методы его формирования;
- Социально-гигиенические и медицинские аспекты алкоголизма, наркоманий, токсикоманий, основные принципы их профилактики;
- Формы и методы санитарно-гигиенического просвещения среди населения и медицинских работников;
- Основные гигиенические мероприятия оздоровительного характера, способствующие укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний.
Другие характеристики:
- Соблюдение врачебной тайны;
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
2.6. Организационно-управленческая деятельность:
- Предоставление медико-статистических показателей в установленном порядке;
- Ведение медицинской документации;
- Контроль выполнения медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала, врачебных назначений;
- Контроль (оценка) качества оказания медицинской помощи;
- Проведение экспертизы временной нетрудоспособности пациентов, нетрудоспособности по уходу за больным ребенком, определение медицинских показаний к трудоустройству, переводу на облегченные условия труда, санаторно-курортному лечению;
- Руководство медицинскими работниками, занимающими должности среднего и младшего медицинского персонала;
- Составление плана работы и отчета о своей работе;
- Анализ основных медико-статистических показателей (заболеваемости, инвалидности, смертности, летальности) населения обслуживаемой территории.
Необходимые умения:
- Анализировать качество оказания медицинской помощи;
- Анализировать показатели заболеваемости, инвалидности и смертности населения обслуживаемой территории;
- Заполнять медицинскую документацию и контролировать качество ведения медицинской документации;
- Оформлять документацию, необходимую для проведения медико- социальной экспертизы;
- Работать в информационно-аналитических системах (Единая государственная информационная система здравоохранения);
- Составлять план работы и отчет о своей работе;
- Анализировать качество и эффективность ведения медицинской документации;
- Организовывать госпитализацию для лечения в стационарных условиях.
Необходимые знания:
- Правила выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;
- Правила оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;
- Принципы проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- Должностные обязанности медицинских работников в медицинских организациях;
- Критерии оценки качества медицинской помощи;
- Особенности ведения медицинской документации;
- Общие вопросы организации медицинской помощи населению;
- Стандарты и системы управления качеством медицинских (стоматологических) услуг;
- Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья и нормативные правовые акты, определяющие деятельность медицинских организаций.
Другие характеристики:
- Соблюдение врачебной тайны;
- Соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их родственниками / законными представителями), коллегами.
3. Права
Врач-стоматолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектными решениями руководства, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.
3.3. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о недостатках, выявленных в процессе исполнения должностных обязанностей, и вносить предложения по их устранению.
3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.5. Запрашивать лично или через непосредственного руководителя информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Врач-стоматолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы врача-стоматолога осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы врача-стоматолога является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Порядок пересмотра должностной инструкции
5.1. Должностная инструкция пересматривается, изменяется и дополняется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
5.2. С приказом о внесении изменений (дополнений) в должностную инструкцию знакомятся под расписку все врачи-стоматологи, на которых распространяется действие этой инструкции.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.
(подпись)
Профстандарт «Врач-стоматолог» используют для точной формулировки трудовых функций работников и составления перечня этих функций, а также умений и навыков. Рассмотрим особенности содержания этого документа.
ФАЙЛЫ
Скачать образец профстандарта врача-стоматолога .doc
Законодательство о профессиональных стандартах
Порядок работы с профессиональными стандартами прописывает ст. 195.3 Трудового кодекса. Она была утверждена ФЗ от 02.05.2015 года № 122-ФЗ. В ней отмечено, что часть организаций должны обязательно использовать профстандарты.
Это такие учреждения (согласно Постановлению Правительства от 27.06.2016 года № 584):
- государственного и муниципального сектора;
- компании, которыми государство владеет больше чем наполовину;
- где есть должности, которым нужно предоставлять соцгарантии, установленные НПА;
- где есть должности, для которых профстандарты надо применять обязательно.
На популярные вопросы о профессиональных стандартах можно найти ответы в письме Минтруда от 04.04.2016 года № № 14-0/10/В-2253.
Для чего нужны профстандарты в частных компаниях
Частникам не нужно обязательно применять эти документы. Часть организаций, однако, их использует. Причины могут быть такими:
- разногласия между работодателем и работниками на предмет трудовых задач решаются гораздо проще;
- меньше споров с проверяющими организацию ведомствами;
- можно утвердить требования к соискателям на ту или иную должность в компании;
- можно закрепить причины для прохождения сотрудниками дополнительного обучения.
Компаниям можно использовать как профстандарты, так и квалификационные справочники.
Содержание профстандарта «Врач-стоматолог»
Профстандарт для врача-стоматолога был утвержден приказом Минтруда от 10 мая 2016 года № 227н. Он составлен для профессиональной деятельности «стоматологическая практика». Код — 02.005.
Цели стоматологической практики, указанные в документе, — это профилактика, диагностика и лечение заболеваний зубов, ротовой полости, челюстно-лицевой области. Вид экономической деятельности назван только одни. Это стоматологическая практика (код 86.23).
Обобщенная трудовая функция — оказание медицинской помощи при стоматологических болезнях — включает в себя 6 трудовых функций:
- проведение обследования больного для выявления диагноза;
- назначение лечения, контроль его безопасности и эффективности;
- создание, осуществление и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ;
- проведение профилактических и санитарных мероприятий;
- проведение санитарно-гигиенического просвещения граждан для ведения здорового образа жизни;
- деятельность в области управления.
Указано название должности для этого специалиста — врач-стоматолог. Необходимо высшее медицинское образование. Прописаны особые условия допуска к работе и иные характеристики.
Для каждой названной выше трудовой функции прописаны свои трудовые действия. Вот некоторые из них:
- первичный и повторные осмотры больного;
- составление алгоритма постановки предварительного диагноза;
- направление больных на лабораторные исследования;
- постановка окончательного диагноза;
- интерпретация сведений первичного осмотра, лабораторных исследований, инструментальных исследований;
- анкетирование пациентов;
- подбор анестезии;
- проведение физиотерапевтических процедур;
- наблюдение за ходом лечения;
- составление плана лечения;
- консультация пациентов;
- лечение молочных и постоянных зубов;
- подбор препаратов для реабилитации;
- назначение и выполнение профилактических процедур;
- формирование у больных мотивации к ведению ЗОЖ;
- ведение медицинской документации;
- составление отчета о своей работе;
- и т.д.
Для трудовых функций написаны умения и знания, необходимые врачу-стоматологу для работы.
В конце профстандарта указана информация об организациях, разработавших его.
Как ввести в организации работу с профстандартами
Существует определенный порядок действий для внедрения в компании профессиональных стандартов:
- Руководитель компании своим приказом собирает рабочую группу. В нее входят юристы, кадровики, начальники отделов (структурных подразделений) или другие компетентные работники. Задачи группы — составить план перехода организации на профстандарты.
- Члены рабочей группы сравнивают профессиональные стандарты и имеющиеся в компании должности. Выбирают те стандарты, которые подходят к должностям.
- Если нужно, то должности переименовывают.
- Определяют, требуется ли сотрудникам проходить допобучение.
- Вносят изменения в должностные инструкции в организации.
Важно! Проходить дополнительное обучение работники должны тогда, когда по профстандарту должность требует более высокой квалификации. При отказе учиться сотрудника переводят на другую должность или оформляют увольнение.