Должностная инструкция внутреннего аудитора по трудовому законодательству

УТВЕРЖДАЮ

(наименование предприятия, организации, учреждения)

(руководитель предприятия, организации, учреждения)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

00.00.0000

№ 00

(подпись)

(Ф.И.О.)

Структурное подразделение: 

Организационно-аналитический  отдел

Должность:

Внутренний аудитор         

00.00.0000 

  1. Общие положения
    1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность внутреннего аудитора.
    2. Внутренний аудитор  относится к категории специалистов.
    3. Внутренний аудитор  назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия.
    4. Взаимоотношения по должности:

1.4.1

Прямое подчинение

Директору предприятия

1.4.2.

Дополнительное подчинение

1.4.3

Отдает распоряжения

1.4.4

Работника замещает

Лицо, назначенное директором предприятия

1.4.5

Работник замещает

  1. Квалификационные требования внутреннего аудитора:

2.1.

Образование

высшее профессиональное (экономическое)

2.2

опыт работы

стаж бухгалтерской  работы не менее  2 лет; 3 лет в том числе в качестве аудитора не менее 1 года; 2 лет

2.3

знания

Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита.

Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Правила проведения проверок и документальных ревизий.

Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования.

Правила организации и ведения бизнеса.

Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов.

Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.

Основы маркетинга, основы администрирования.

Этику делового общения.

Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.

Экономику и организацию производства, труда и управления.

Основы трудового законодательства.

Правила и нормы охраны труда.

2.4

навыки

2.5

дополнительные требования

дополнительная специальная подготовка

  1. Документы, регламентирующие деятельность внутреннего аудитора              

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты,  касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия; Положение об организационно-аналитическом отделе,  Должностная инструкция внутреннего аудитора, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности внутреннего аудитора              

Внутренний аудитор:

4.1. Осуществляет проверку финансовой и управленческой отчетности предприятия, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

4.2. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

4.3. Подготавливает и представляет для утверждения руководству предприятия план аудиторских работ, бюджет аудиторских работ.

4.4. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях предприятия в соответствии с утвержденным планом.

4.5. Осуществляет контроль за выполнением бюджета предприятия.

4.6. Осуществляет проверку сохранности и эффективности использования активов предприятия, контролирует доступ работников предприятия к активам и финансовой информации.

4.7. Осуществляет экспертную оценку проектов контрактов, контролирует своевременность и полноту отражения в учетных документах совершаемых сделок (заключаемых договоров) и их результатов.

4.8. Выявляет внутренние резервы предприятия и определяет пути их эффективного использования.

4.9. Проводит мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам, осуществляет анализ доходов и расходов предприятия, оптимизацию и планирование налогов.

4.10. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, осуществляет контроль за выполнением предприятием и его контрагентами своих обязательств, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

4.11. Разрабатывает рекомендации и план действий по устранению выявленных отклонений от планов; рекомендации, позволяющие снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

4.12. Определяет и анализирует возможные внешние и внутренние риски при разработке и внедрении новых проектов на предприятии.

4.13. Осуществляет надзор за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции, определяет соответствие распределения обязанностей требованиям производственного, управленческого и финансового процесса, осуществляет разграничение полномочий, вносит предложения менеджеру по персоналу по внесению объективных изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции.

4.14. Разрабатывает финансовые регламенты для финансовой политики предприятия в целом, отдельных процедур, инструкций и иной документации.

4.15. Принимает участие в формировании сводной и консолидированной отчетности.

4.16. Осуществляет подготовку предприятия к внешнему аудиту.

4.17. Выполняет временные или постоянные обязанности, не связанные с внутренним аудитом, по распоряжению руководителя предприятия (поддержка бухгалтерского отдела, анализ инвестиционных проектов, проведение сверки с поставщиками и т.д.).

4.18. Консультирует руководство предприятия по вопросам аудита.

4.19. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения, др.

  1. Права внутреннего аудитора              

Внутренний аудитор имеет право:

5.1. На доступ во все подразделения предприятия, к любой информации предприятия, необходимой для проведения аудита.

5.2. Давать обязательные к исполнению указания персоналу по приведению отчетной документации в соответствие с внутренними документами и законодательством, по исправлению ошибок и неточностей, принятию мер в связи с выявленными недостатками.

5.3. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита.

5.4. Давать распоряжения персоналу по подготовке предприятия к внешнему аудиту.

5.5. Давать рекомендации руководству по изменению системы контроля на предприятии, а также изменению управленческой политики на предприятии.

5.6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

5.7. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5.8. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

  1. Ответственность внутреннего аудитора              

Внутренний аудитор   несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы внутреннего аудитора            

Режим работы внутреннего аудитора    определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в предприятии.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда внутреннего аудитора    определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

  1. Заключительные положения
    1. Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой у работника.
    2. Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.
    3. Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора предприятия.

Руководитель структурного подразделения

(подпись)

(фамилия, инициалы)

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.0000

С инструкцией ознакомлен:

(подпись)

(фамилия, инициалы)

00.00.00

Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита

(одобрены Советом по развитию внутреннего финансового аудита «18» апреля 2023 года, протокол № 1)

Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи при составлении должностного регламента (инструкции) должностного лица (работника) главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – главный администратор), распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА).

Настоящие Рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер, в том числе содержат положения, рекомендуемые к включению в должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА.

Настоящие Рекомендации разработаны с учетом положений:

— статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

— Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Справочник ГГС);

— статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе о единстве основных квалификационных требований[1] для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы;

— профессионального стандарта «Внутренний аудитор», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (далее – ПС «Внутренний аудитор»);

— международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.

I. Общие положения

Решение об организации субъекта внутреннего финансового аудита должно быть принято в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 № 237н (далее – СВФА «Организация»).

Требования к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита не установлены. Опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту.

Согласно положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 195н (далее – СВФА «Права и обязанности»), указанные лица имеют право, но не обязанность, руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями ПС «Внутренний аудитор» в части положений, не урегулированных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора), обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

II. Особенности составления должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита

Определение уровня знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предусматривается в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита:

— с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) и его наделением полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда его должность согласно штатному расписанию предусматривает возложение на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В случае образования субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда занимаемая им должность не предусматривает возложения на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно штатному расписанию[2], его должностной регламент (инструкция) составляется в соответствии с должностью согласно штатному расписанию, должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА не составляется. В таком случае требуемый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей может устанавливаться ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Общие требования к составлению должностных регламентов (инструкций) определяются законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) и внутренними порядками (правилами) главного администратора (администратора) (например, требования к должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации установлены положениями статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА помимо положений указанных правовых актов и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита рекомендуется учитывать положения о квалификационных требованиях в части регулирования в сфере внутреннего финансового аудита:

— Справочника ГГС;

— Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, разработанного Минтрудом России;

— ПС «Внутренний аудитор».

В связи с отсутствием согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации обязательности применения при организации внутреннего финансового аудита ПС «Внутренний аудитор», он может применяться в качестве основы для определения требований к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) с учетом особенностей выполняемых должностными лицами (работниками) трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, в части положений, не урегулированных и не противоречащих федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Также в целях реализации прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита с учетом необходимости обеспечения реализации принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа законности, рекомендуется учитывать при разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (муниципальных правовых актов), в том числе:

— Кодекса этики и служебного поведения работников организации, принятого главным администратором (администратором) в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;

— Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

— Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предполагается необходимым учесть положения пункта 4 СВФА «Организация» путем:

— указания на непосредственное и исключительное подчинение структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица руководителю главного администратора (администратора);

— недопущения указания на участие должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица) в организации, обеспечении выполнения, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе внутреннего финансового контроля), которые являются объектами внутреннего финансового аудита;

— указания на необходимость соблюдения принципов внутреннего финансового аудита (законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации).

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных знаний в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны знания:

1) основ экономики и финансов;

2) основ составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) основ ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (понятие, объекты и субъекты бухгалтерского учета, принципы бюджетного учета и бюджетной отчетности);

5) основ права собственности;

6) основ законодательства о закупках;

7) принципов организации и порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов);

8) понятия и целей осуществления внутреннего финансового аудита;

9) порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита;

10) основ применения риск-ориентированного подхода;

11) информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей осуществления внутреннего финансового аудита;

12) основ влияния информационных технологий на выполнение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

13) общих требований к оформлению документов;

14) правил хранения документов и защиты информации;

15) систем взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;

16) способов формирования и ведения, состава реестра бюджетных рисков;

17) порядка составления, представления и внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;

18) оснований проведения внеплановых аудиторских мероприятий;

19) порядка формирования и состава программы аудиторского мероприятия;

20) оснований продления и приостановления аудиторских мероприятий;

21) порядка составления и представления, а также состава заключения;

22) целей и способов осуществления мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

23) порядка составления и представления, а также состава годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

24) порядка привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов;

25) в сфере нормативного правового регулирования, в том числе:

— Бюджетного кодекса Российской Федерации;

— Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

— Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

— Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 № 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 № 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;

— приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 № 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита».

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА знания, указанные:

— в пунктах 1 – 12 и 25, могут быть отнесены к профессиональным знаниям;

— в пунктах 13 – 24, могут быть отнесены к функциональным знаниям.

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных умений в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны умения:

1) анализа и оценки информации, выявления причинно-следственных связей, формирования выводов и рекомендаций;

2) работы с информационными системами (программными продуктами) и базами данных;

3) подготовки документов при осуществлении внутреннего финансового аудита;

4) планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;

5) проведения аудиторских мероприятий;

6) выявления (обнаружения) и определения значимости (уровня) бюджетного риска;

7) осуществления редактирования документации на высоком стилистическом уровне;

8) оценки схемы построения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

9) применения методов внутреннего финансового аудита;

10) формирования аудиторской выборки;

11) обеспечения получения (осуществления контроля полноты) обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;

12) определения способов взаимодействия с субъектами бюджетных процедур;

13) формирования (осуществления контроля полноты) рабочей документации аудиторского мероприятия.

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА умения, указанные:

— в пунктах 1 – 7, могут быть отнесены к профессиональным умениям;

— в пунктах 8 – 13, могут быть отнесены к функциональным умениям.

Определение прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита рекомендуется осуществлять:

1) в отношении прав согласно:

— пункту 3 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— пунктам 3 – 5 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

2) в отношении обязанностей согласно:

— пункту 6 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

— пунктам 6 — 8 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

III. Особенности составления должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА в случае передачи администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора

При передаче администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора, согласно положениям пункта 17 СВФА «Организация» субъектом внутреннего финансового аудита администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита. В таком случае разработка должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА со стороны администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется. Указанный должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА разрабатывает (при необходимости) главный администратор (администратор), принявший полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

IV. Особенности составления должностного регламента (инструкции) в случае самостоятельного выполнения руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита

При самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, субъект внутреннего финансового аудита не образуется, должностные регламенты (инструкции) субъекта ВФА не разрабатываются.

Решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, оформляется с учетом положений пункта 14 СВФА «Организация» одним или одновременно несколькими из следующих способов (подпункт «б» пункта 11 СВФА «Организация»):

— утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;

— внесение изменений в должностной регламент (инструкцию) руководителя главного администратора (администратора);

— внесение изменений в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора).

При формировании вышеуказанных документов рекомендуется обеспечить в них указание об обязанности самостоятельного выполнения и ответственности за выполнение руководителем главного администратора (администратора) положений пункта 14 СВФА «Организация», в частности (в зависимости от бюджетных полномочий главного администратора (администратора):

— установления (определения) достаточности, актуальности и соответствия правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, правовых актов и документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

— выявления избыточных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

— обеспечения предотвращения случаев несанкционированного доступа к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора);

— оценки соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедур);

— определения отсутствия осуществления или несоразмерности бюджетным рискам осуществляемых должностными лицами (работниками) и (или) структурными подразделениями главного администратора (администратора) контрольных действий, проведения анализа причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

— оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

— определения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;

— оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;

— оценки экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором);

— организации и осуществления внутреннего процесса главного администратора (администратора), направленного на соблюдение установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля).


[1] Согласно положениям статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

[2] Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы).

Внутренний аудит является составной частью системы контроля на предприятии. Более того, он представляет собой индикатор надежности и эффективности контроля.

Внутренний аудитор — специалист, призванный беспристрастно и профессионально давать реальную оценку состоянию дел на предприятии. Наличие отделов внутреннего аудита в коммерческих банках — обязательное требование Центрального банка РФ. Однако и в нефинансовой сфере внутренний аудит получает все большее распространение.

Это объясняется:

— желанием руководства иметь постоянное объективное представление о состоянии дел на предприятии;

— возможностью принимать ответственные решения на основе объективных данных;

— положительным психологическим и воспитательным влиянием на работников предприятия;

— предварительной подготовкой к внешнему аудиту.

Функции внутреннего аудитора напоминают функции внешнего. Однако есть и существенные отличия. Во-первых, работая внутри предприятия аудитор как штатный работник предприятия выполняет свои обязанности с целью защиты интересов предприятия, в то время как внешний аудитор защищает интересы клиентов предприятия (поставщиков, потребителей, кредиторов) и фискальных органов. Во-вторых, внутренний аудит направлен на оценку существующей системы контроля предприятия и эффективности его различных подразделений — производство, маркетинг, торговля, финансы, кадры и т.д., а внешний, традиционно ориентируясь на подтверждение достоверности финансовой отчетности предприятия, фокусирует свое внимание на операциях и событиях, могущих оказать материальное воздействие на отчетность предприятия. Таким образом, различия заключаются в целях работы и ее направленности.

При выполнении своих функций внутренний аудитор, как правило, подчиняется непосредственно руководителю предприятия. Это обусловлено необходимостью обеспечения независимости аудитора в формировании собственного, объективного мнения (основанного на фактах и данных) о работе структурных подразделений предприятия. Кроме того, сама сущность работы внутреннего аудитора предполагает абсолютную доступность ко всем данным о показателях работы того или иного подразделения.

Выявление несоответствий и ошибок в документации и работе персонала не является единственной задачей внутреннего аудитора. Основная цель работы внутреннего аудитора — оказание помощи администрации предприятия и менеджерам в эффективном руководстве и выполнении своих обязанностей. В результате внутреннего аудита вырабатываются рекомендации по повышению эффективности и рациональности работы и дальнейший контроль за их выполнением.

Необходимость внутреннего аудита определяется руководителями предприятия самостоятельно, в зависимости от оборота, количества видов деятельности, сложности структуры управления, количества персонала, наличия филиалов, представительств и т.д. Однако общепризнанной целесообразной оправданностью введения должности внутреннего аудитора представляется наличие на предприятии хотя бы 3—4 бухгалтеров или 4—5 отделов. В этом случае эффективность работы внутреннего аудитора будет очевидна и к тому же может существенно снизить затраты предприятия на внешний аудит. На крупных предприятиях вопрос о целесообразности внутреннего аудита даже не встает, более того, внутренний аудитор, как правило, возглавляет целый отдел внутреннего аудита, в штат которого могут входить различные профильные специалисты.

К кандидатам на должность внутреннего аудитора предъявляются следующие требования: коммуникабельность, умение связно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме, отстаивать свою точку зрения; объективность, непредвзятость, честность, дисциплинированность; высокая степень самоорганизации, планирования своей деятельности; логический склад ума.

Основными задачами, стоящими перед внутренним аудитором являются:

— проведение независимой экспертизы всех процессов, протекающих на предприятии, с целью их анализа и оценки;

— обеспечение соответствия всех финансовых операций предприятия законодательству и внутренним документам;

— обеспечение достоверности бухгалтерско-финансовой отчетности;

— минимизация налогооблагаемой базы;

— обеспечение контроля за наличием и сохранностью активов предприятия;

— помощь администрации и менеджерам предприятия в руководстве персоналом.

ИНСТРУКЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТОРА

I. Общие положения

1. Внутренний аудитор относится к категории специалистов.

2. На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку, стаж бухгалтерской работы не менее

   

(2 лет; 3 лет; др.)

в том числе в качестве аудитора не менее

 

.

 

(1 года; 2 лет; др.)

 

3. Внутренний аудитор должен знать:

3.1. Нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

3.2. Рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики.

3.3. Профиль, специализацию и особенности структуры предприятия.

3.4. Аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита.

3.5. Порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета.

3.6. Методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

3.7. Правила проведения проверок и документальных ревизий.

3.8. Денежное обращение, кредит, порядок ценообразования.

3.9. Правила организации и ведения бизнеса.

3.10. Основы налоговой системы, порядок исчисления налогов.

3.11. Трудовое, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство.

3.12. Основы маркетинга, основы администрирования.

3.13. Этику делового общения.

3.14. Средства вычислительной техники, коммуникации и связи.

3.15. Экономику и организацию производства, труда и управления.

3.16. Основы трудового законодательства.

3.17. Правила и нормы охраны труда.

3.18. ________________________________________________________________ .

4. Назначение на должность внутреннего аудитора и освобождение от должности производятся приказом руководителя предприятия.

5. Внутренний аудитор подчиняется непосредственно

 
 

(руководителю предприятия;

   

первому заместителю руководителя предприятия)

6. На время отсутствия внутреннего аудитора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности выполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

7. ________________________________________________________________ .

II. Должностные обязанности

Внутренний аудитор:

1. Осуществляет проверку финансовой и управленческой отчетности предприятия, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

2. Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

3. Подготавливает и представляет для утверждения руководству предприятия план аудиторских работ, бюджет аудиторских работ.

4. Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях предприятия в соответствии с утвержденным планом.

5. Осуществляет контроль за выполнением бюджета предприятия.

6. Осуществляет проверку сохранности и эффективности использования активов предприятия, контролирует доступ работников предприятия к активам и финансовой информации.

7. Осуществляет экспертную оценку проектов контрактов, контролирует своевременность и полноту отражения в учетных документах совершаемых сделок (заключаемых договоров) и их результатов.

8. Выявляет внутренние резервы предприятия и определяет пути их эффективного использования.

9. Проводит мониторинг расходования фондов по разным проектам или программам, осуществляет анализ доходов и расходов предприятия, оптимизацию и планирование налогов.

10. Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, осуществляет контроль за выполнением предприятием и его контрагентами своих обязательств, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

11. Разрабатывает рекомендации и план действий по устранению выявленных отклонений от планов; рекомендации, позволяющие снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

12. Определяет и анализирует возможные внешние и внутренние риски при разработке и внедрении новых проектов на предприятии.

13. Осуществляет надзор за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции, определяет соответствие распределения обязанностей требованиям производственного, управленческого и финансового процесса, осуществляет разграничение полномочий, вносит предложения менеджеру по персоналу по внесению объективных изменений в положения о подразделениях, должностные инструкции.

14. Разрабатывает финансовые регламенты для финансовой политики предприятия в целом, отдельных процедур, инструкций и иной документации.

15. Принимает участие в формировании сводной и консолидированной отчетности.

16. Осуществляет подготовку предприятия к внешнему аудиту.

17. Выполняет временные или постоянные обязанности, не связанные с внутренним аудитом, по распоряжению руководителя предприятия (поддержка бухгалтерского отдела, анализ инвестиционных проектов, проведение сверки с поставщиками и т.д.).

18. Консультирует руководство предприятия по вопросам аудита.

19. Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения, др.

20. ________________________________________________________________ .

III. Права

Внутренний аудитор имеет право:

1. На доступ во все подразделения предприятия, к любой информации предприятия, необходимой для проведения аудита.

2. Давать обязательные к исполнению указания персоналу по приведению отчетной документации в соответствие с внутренними документами и законодательством, по исправлению ошибок и неточностей, принятию мер в связи с выявленными недостатками.

3. Получать от ответственных работников объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения ревизий и аудита.

4. Давать распоряжения персоналу по подготовке предприятия к внешнему аудиту.

5. Давать рекомендации руководству по изменению системы контроля на предприятии, а также изменению управленческой политики на предприятии.

6. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

7. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

8. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

9. ________________________________________________________________ .

IV. Ответственность

Внутренний аудитор несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию — в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. ________________________________________________________________ .

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должностная инструкция офис менеджера с функциями делопроизводителя
  • Руководство по настройке видеорегистраторов
  • Пимафуцин цена таблетки от молочницы инструкция по применению
  • Оксипрогестерона капронат инструкция по применению назначение для женщин
  • Стабилизатор напряжения wusley svc 5000w инструкция по применению