Должностная инструкция старшего механика на судне

 

Утверждаю

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. директора или иного должностного лица, уполномоченного утверждать должностную инструкцию]

 

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция старшего механика на судне

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Данная инструкция определяет функциональные обязанности старшего механика на судне.

1.2. Старший механик назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя организации, в установленном действующим законодательством порядке.

1.3. Старший механик является заместителем руководителя организации и осуществляет непосредственное руководство механикой судна.

1.4. На должность старшего механика назначается лицо, обладающее необходимыми знаниями, навыками, умениями, имеющее [среднее, высшее] техническое образование и стаж работы не менее [значение] лет.

1.5. В ведении старшего механика находятся: главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.

2. Функциональные обязанности

Старший механик:

2.1. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств жизнеобеспечения судна.

2.2. Распределяет подчиненных по вахтам и работам; ведет учет рабочего времени; обеспечивает безопасную организацию работ.

2.3. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

2.4. Планирует и проводит техническую учебу.

2.5. Контролирует качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами.

2.6. Обеспечивает ведение технической документации; контролирует ведение машинного журнала и представляет на подпись главному механику.

3. Ответственность

Старший механик несет ответственность за:

3.1. Необеспечение выполнения своих функциональных обязанностей.

3.2. Недостоверную информацию о состоянии выполнения работы.

3.3. Невыполнение приказов, распоряжений и поручений главного механика.

3.4. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности судна и его экипажу.

3.5. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

С инструкцией ознакомлен и обязуюсь выполнять

([вписать нужное]) [подпись] [Ф. И. О.]

Старший механик

175. Старший механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна, несет ответственность за техническое состояние корпуса и технических средств судна.

Старший механик является начальником службы технической эксплуатации, ведает планированием и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту, рациональным расходованием средств на сменно-запасные части, материально-техническое снабжение и ремонт судна.

Указания и распоряжения старшего механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.

176. Старший механик обязан обеспечивать:

(01) руководство технической эксплуатацией корпуса и технических средств судна в строгом соответствии с Положением о технической эксплуатации морского флота, правилами технической эксплуатации судовых технических средств, инструкциями заводов-строителей и другими нормативными документами и инструкциями, утвержденными Министерством морского флота или судовладельцем;

(02) выполнение правил техники безопасности на судах морского флота, правил, инструкций и приказов по технике безопасности, издаваемых Министерством морского флота, судовладельцем и подчиненными ему лицами;

(03) планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту судна, нормальную организацию труда и отдыха членов службы технической эксплуатации, расстановку их по вахтам и заведованиям, контроль учета их рабочего времени и дней отдыха;

(04) организацию вахтенного обслуживания механической установки и несет ответственность за техническую эксплуатацию всех судовых технических средств.

Примечание. На судах, где штатным расписанием предусмотрено менее четырех механиков, к несению вахты механика может допускаться старший моторист (машинист) под ответственность старшего механика.

(05) знание и соблюдение правил техники безопасности подчиненными лицами и несет ответственность за это;

(06) выполнение наставления по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР, постоянную готовность к действию пожарных и отливных насосов и систем, безотказное действие приводов клинкетных дверей и исправность противопожарных устройств;

(07) соблюдение правил пожаробезопасности во всех машинных помещениях, организацию и подготовку всех подчиненных ему членов судового экипажа к борьбе за живучесть судна; при объявлении судовых тревог — руководство действиями по борьбе за живучесть в машинных помещениях;

(08) своевременное предъявление, с ведома капитана, судна и его технических средств к освидетельствованию Регистром СССР и другими органами технического надзора;

(09) своевременное составление ремонтных ведомостей по всем частям судна, контроль за качеством работ, выполняемых береговыми предприятиями (БТО, СРЗ и др.), судовыми ремонтными бригадами, а также судовыми специалистами;

(10) контроль за своевременным снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями, правильным хранением, расходованием и учетом топлива, масла и воды для нужд механической установки;

(11) личное руководство управлением механической установкой при входе судна в порт или выходе из него и во время швартовных операций. В указанных случаях старший механик может отлучаться из машинного помещения только с разрешения капитана, оставляя вместо себя второго механика;

(12) быстрое выполнение подаваемых с командного мостика распоряжений. О всех случаях невозможности или задержки выполнения распоряжений с мостика старший механик обязан немедленно сообщать об этом на командный мостик;

(13) на судах с дистанционным управлением работой механической установки, когда с командного мостика управление не передано в машинное помещение, ответственность за выполнение маневра и нагрузочного режима главных двигателей несет вахтенный помощник капитана. О передаче управления главными двигателями с командного мостика в машинное помещение и из машинного помещения на командный мостик делается запись с указанием точного времени передачи в судовой журнал вахтенным помощником капитана и вахтенным механиком в машинный журнал;

(14) выполнение всех распоряжений капитана. В случаях, когда исполнение распоряжения может причинить вред техническим средствам, старший механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана; о всех распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном и судовом журналах;

(15) планирование проведения технической учебы;

(16) ежедневную проверку суточных записей в машинном журнале, подписывать и представлять его на подпись капитану;

(17) ведение и представление судовладельцу установленной отчетной документации по технической эксплуатации и техническому состоянию корпуса и технических средств судна.

177. Старший механик распределяет в соответствии с настоящим Уставом все технические средства механической установки и корпуса в заведование подчиненным лицам командного состава.

178. Перед выходом судна в рейс старший механик обязан проверить готовность механической установки судна к плаванию и за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим помощником капитана доложить капитану о ее готовности.

179. Вывод из действия технических средств, заполнение танков, цистерн и других емкостей, перекачка воды, топлива, которые могут привести к изменению остойчивости, крена или дифферента судна, допускаются только с разрешения капитана, а вахтенный помощник капитана должен быть информирован об этом вахтенным механиком.

180. Старший механик имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.

В случае необходимости уменьшить ход судна либо остановить двигатель для предупреждения аварии или ликвидации ее последствий старший механик должен предварительно получить на это разрешение капитана. В экстренных аварийных случаях, когда исключается возможность своевременного получения разрешения капитана, старший механик действует по своему усмотрению, докладывая капитану о принимаемых мерах.

181. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технического средства, старший механик имеет право отстранить указанное лицо от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

182. Старший механик по согласованию с капитаном разрешает увольнение с судна на берег подчиненных ему лиц и дает соответствующие указания второму или вахтенному механику.

183. Старший механик может покинуть судно, стоящее на рейде, имеющее на борту опасный груз, а также при бункеровке по разрешению капитана, оставляя вместо себя второго или третьего механика.

184. Старший механик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке корпус и технические средства, топливо, инвентарь, сменно-запасные части, техническую документацию судна на основании рапортов ответственных лиц командного состава (рапорты пишутся на имя сдающего старшего механика), а также все документы, книги и чертежи по механической установке согласно описи.

О приеме-сдаче составляется акт, один экземпляр которого представляется капитану и остается на судне, а другой представляется судовладельцу. Прием-сдача и время фиксируются в машинном журнале, о чем докладывается капитану. С момента совершения указанной записи вновь назначенный старший механик вступает в должность.

185. Старший механик, назначенный на строящееся или вновь построенное судно, обязан обеспечить прием корпуса и технических средств, технической документации, сменно-запасных частей, инструмента и инвентаря по заведованиям подчиненными ему лицами командного состава, руководствуясь контрактными условиями на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами Регистра СССР и другими материалами.

186. Во время вывода судна из эксплуатации на ремонт старший механик по согласованию с капитаном распределяет обязанности всего экипажа по организации и проведению ремонта судна.

187. При постановке судна на ремонт, при длительной стоянке, а также во время производства грузовых операций при низкой температуре наружного воздуха старший механик обязан обеспечить проведение мероприятий и предупредительных мер против размораживания технических средств и корпуса судна.

После постановки судна в док и перед выводом из дока совместно с капитаном и старшим помощником старший механик обязан произвести наружный осмотр корпуса, донно-забортной арматуры, движительно-рулевого комплекса и обратить особое внимание на установку пробок спускных отверстий, крепление движительно-рулевого комплекса и кингстонных сеток.

188. При наличии в штате судна главного механика и одновременно старшего механика и главного инженера атомной энергетической установки их права и обязанности определяются судовладельцем.

Обновлено: 23.09.2023

Должностная инструкция механика – судового

от ___ ____________ 20__ г.

5. К выполнению обязанностей механика–судового допускаются лица не имеющие противопоказаний по медицинскому освидетельствованию и, признанные пригодными к выполнению работ на судне в данной должности, прошедшие специальное обучение и имеющие соответствующий диплом, знающие правила безопасных приемов и методов работы, прошедшие вводный инструктаж по охране труда при приеме на работу, первичный инструктаж на рабочем месте, проверку знаний по охране труда.

15. При назначении на судно новых членов экипажа механик–судовой ознакамливает, в пределах своей компетенции, с их обязанностями по работе, правилами и порядком производства и технологией ремонтных работ.

16. Остальные действия производить согласно нормативных документов в пределах действующего законодательства и Устава службы на судах.

4. Контролирует состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил.

5. Обеспечивает меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускает эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара.

6. Проверяет стационарные и переносные средства пожаротушения, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий.

7. При постановке судна на ремонт, длительной стоянке, а также во время производства грузовых работ при низкой температуре наружного воздуха механик судовой обязан обеспечивать проведение мероприятий и предупредительных мер с целью предотвращения размораживания судовой техники.

8. При работе судна с закрепленными баржами без команд механик судовой обеспечивает техническую эксплуатацию судовой техники на баржах, за исключением средств связи.

9. Механик судновой, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке судовую технику, топливо, смазочные материалы, инвентарь, запасные части и приспособления, нормативную техническую документацию, а также делопроизводство и отчетность по своему заведованию.

Обязанности работника по соблюдению требований

нормативно-правовых актов по охране труда

  1. Должен заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ, соблюдать личную осторожность и внимательность при нахождении на теплоходах, несамоходных и других судах (баржах), при нахождении в трюмах, в помещениях судна, на причале и в других подразделениях и территории порта.
  2. Знать и выполнять требования нормативно – правовых актов по охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты.
  3. Проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

1. Механик-судовой несет личную ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных действующими правовыми нормами и настоящей должностной инструкцией, а также за состояние охраны труда в его заведовании, за нарушения требований, изложенных в данной Инструкции согласно действующему законодательству, и лично отвечает за свои действия в части соблюдения требований техники и пожарной безопасности.

3. За недостоверную информацию о состоянии выполнения своих должностных обязанностей.

4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений директора по эксплуатации флота..

5. За непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности и других правил, создающих угрозу деятельности судну и его экипажу.

6. За несоблюдение трудовой и исполнительской дисциплины подчиненного персонала его заведования на судне.

В ведении Старшего механика находятся главные и вспомогательные двигатели, главные редукторы, валопроводы, движители, котлы, опреснители, системы энергетической установки и общесудовые системы, вспомогательные механизмы, клинкетные двери в машинных отделениях, механическая и гидравлическая части приводов, средства предотвращения загрязнения моря, механическая часть палубных и промысловых механизмов, рулевого и грузового устройств, механические средства бытового назначения, система кондиционирования воздуха (без рефрижераторной части), системы и устройства автоматизации неэлектрического (неэлектронного) действия перечисленного оборудования, материально-техническое снабжение и аварийное имущество машинного отделения, тоннели валопроводов и трубопроводов, румпельное отделение, механические мастерские, станции приема-выдачи топлива, масла, воды, льяльных вод, станции пожаротушения, помещения: машинные, аварийного дизель-генератора, вентиляторов, для производства электрогазосварочных работ и хранения баллонов, сепараторов и обработки сточных вод, опреснителей, насосные, а также противопожарные и грузоподъемные средства в указанных помещениях.

2. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

1. Обеспечивает надежную работу, правильную эксплуатацию и обслуживание технических средств своего заведования, постоянную готовность технических средств обеспечения живучести судна.

2. Распределяет подчиненных по вахтам и работам; ведет учет рабочего времени; обеспечивает безопасную организацию работ.

3. Контролирует наличие запасов топлива, смазочных масел, воды, снабжения для нужд службы.

4. Планирует и проводит техническую учебу.

5. Контролирует качество ремонта технических средств, выполняемого предприятиями и судовыми специалистами.

6. Обеспечивает ведение технической документации; контролирует ведение машинного журнала и представляет на подпись главному механику.

Примечание. Настоящая инструкция не ограничивает права капитана в определенных случаях возлагать на членов экипажа дополнительные обязанности применительно к реальным условиям и состоянию судна.

175. Старший механик является заместителем капитана по технической эксплуатации судна, несет ответственность за техническое состояние корпуса и технических средств судна.

Старший механик является начальником службы технической эксплуатации, ведает планированием и выполнением работ по техническому обслуживанию и ремонту, рациональным расходованием средств на сменно-запасные части, материально-техническое снабжение и ремонт судна.

Указания и распоряжения старшего механика по вопросам технической эксплуатации судна обязательны для всех членов экипажа.

176. Старший механик обязан обеспечивать:

(01) руководство технической эксплуатацией корпуса и технических средств судна в строгом соответствии с Положением о технической эксплуатации морского флота, правилами технической эксплуатации судовых технических средств, инструкциями заводов-строителей и другими нормативными документами и инструкциями, утвержденными Министерством морского флота или судовладельцем;

(02) выполнение правил техники безопасности на судах морского флота, правил, инструкций и приказов по технике безопасности, издаваемых Министерством морского флота, судовладельцем и подчиненными ему лицами;

(03) планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту судна, нормальную организацию труда и отдыха членов службы технической эксплуатации, расстановку их по вахтам и заведованиям, контроль учета их рабочего времени и дней отдыха;

(04) организацию вахтенного обслуживания механической установки и несет ответственность за техническую эксплуатацию всех судовых технических средств.

Примечание. На судах, где штатным расписанием предусмотрено менее четырех механиков, к несению вахты механика может допускаться старший моторист (машинист) под ответственность старшего механика.

(05) знание и соблюдение правил техники безопасности подчиненными лицами и несет ответственность за это;

(06) выполнение наставления по борьбе за живучесть судов морского флота Союза ССР, постоянную готовность к действию пожарных и отливных насосов и систем, безотказное действие приводов клинкетных дверей и исправность противопожарных устройств;

(07) соблюдение правил пожаробезопасности во всех машинных помещениях, организацию и подготовку всех подчиненных ему членов судового экипажа к борьбе за живучесть судна; при объявлении судовых тревог — руководство действиями по борьбе за живучесть в машинных помещениях;

(08) своевременное предъявление, с ведома капитана, судна и его технических средств к освидетельствованию Регистром СССР и другими органами технического надзора;

(09) своевременное составление ремонтных ведомостей по всем частям судна, контроль за качеством работ, выполняемых береговыми предприятиями (БТО, СРЗ и др.), судовыми ремонтными бригадами, а также судовыми специалистами;

(10) контроль за своевременным снабжением аварийным имуществом, инвентарем, материалами, сменно-запасными частями, правильным хранением, расходованием и учетом топлива, масла и воды для нужд механической установки;

(11) личное руководство управлением механической установкой при входе судна в порт или выходе из него и во время швартовных операций. В указанных случаях старший механик может отлучаться из машинного помещения только с разрешения капитана, оставляя вместо себя второго механика;

(12) быстрое выполнение подаваемых с командного мостика распоряжений. О всех случаях невозможности или задержки выполнения распоряжений с мостика старший механик обязан немедленно сообщать об этом на командный мостик;

(13) на судах с дистанционным управлением работой механической установки, когда с командного мостика управление не передано в машинное помещение, ответственность за выполнение маневра и нагрузочного режима главных двигателей несет вахтенный помощник капитана. О передаче управления главными двигателями с командного мостика в машинное помещение и из машинного помещения на командный мостик делается запись с указанием точного времени передачи в судовой журнал вахтенным помощником капитана и вахтенным механиком в машинный журнал;

(14) выполнение всех распоряжений капитана. В случаях, когда исполнение распоряжения может причинить вред техническим средствам, старший механик обязан предупредить капитана о предполагаемых последствиях и действовать в соответствии с последующим распоряжением капитана; о всех распоряжениях такого рода должны быть сделаны записи в машинном и судовом журналах;

(15) планирование проведения технической учебы;

(16) ежедневную проверку суточных записей в машинном журнале, подписывать и представлять его на подпись капитану;

(17) ведение и представление судовладельцу установленной отчетной документации по технической эксплуатации и техническому состоянию корпуса и технических средств судна.

177. Старший механик распределяет в соответствии с настоящим Уставом все технические средства механической установки и корпуса в заведование подчиненным лицам командного состава.

178. Перед выходом судна в рейс старший механик обязан проверить готовность механической установки судна к плаванию и за 15 минут до назначенного времени отхода совместно со старшим помощником капитана доложить капитану о ее готовности.

179. Вывод из действия технических средств, заполнение танков, цистерн и других емкостей, перекачка воды, топлива, которые могут привести к изменению остойчивости, крена или дифферента судна, допускаются только с разрешения капитана, а вахтенный помощник капитана должен быть информирован об этом вахтенным механиком.

180. Старший механик имеет право самостоятельно выводить из действия технические средства, если это не угрожает безопасности судна и не нарушает его нормальную эксплуатацию.

В случае необходимости уменьшить ход судна либо остановить двигатель для предупреждения аварии или ликвидации ее последствий старший механик должен предварительно получить на это разрешение капитана. В экстренных аварийных случаях, когда исключается возможность своевременного получения разрешения капитана, старший механик действует по своему усмотрению, докладывая капитану о принимаемых мерах.

181. Если действия кого-либо из подчиненных угрожают выходом из строя технического средства, старший механик имеет право отстранить указанное лицо от исполнения обязанностей, доложив об этом капитану.

182. Старший механик по согласованию с капитаном разрешает увольнение с судна на берег подчиненных ему лиц и дает соответствующие указания второму или вахтенному механику.

183. Старший механик может покинуть судно, стоящее на рейде, имеющее на борту опасный груз, а также при бункеровке по разрешению капитана, оставляя вместо себя второго или третьего механика.

184. Старший механик, назначенный на судно, принимает от своего предшественника в установленном порядке корпус и технические средства, топливо, инвентарь, сменно-запасные части, техническую документацию судна на основании рапортов ответственных лиц командного состава (рапорты пишутся на имя сдающего старшего механика), а также все документы, книги и чертежи по механической установке согласно описи.

О приеме-сдаче составляется акт, один экземпляр которого представляется капитану и остается на судне, а другой представляется судовладельцу. Прием-сдача и время фиксируются в машинном журнале, о чем докладывается капитану. С момента совершения указанной записи вновь назначенный старший механик вступает в должность.

185. Старший механик, назначенный на строящееся или вновь построенное судно, обязан обеспечить прием корпуса и технических средств, технической документации, сменно-запасных частей, инструмента и инвентаря по заведованиям подчиненными ему лицами командного состава, руководствуясь контрактными условиями на постройку, спецификацией, материалами приемной комиссии и документами Регистра СССР и другими материалами.

186. Во время вывода судна из эксплуатации на ремонт старший механик по согласованию с капитаном распределяет обязанности всего экипажа по организации и проведению ремонта судна.

187. При постановке судна на ремонт, при длительной стоянке, а также во время производства грузовых операций при низкой температуре наружного воздуха старший механик обязан обеспечить проведение мероприятий и предупредительных мер против размораживания технических средств и корпуса судна.

После постановки судна в док и перед выводом из дока совместно с капитаном и старшим помощником старший механик обязан произвести наружный осмотр корпуса, донно-забортной арматуры, движительно-рулевого комплекса и обратить особое внимание на установку пробок спускных отверстий, крепление движительно-рулевого комплекса и кингстонных сеток.

188. При наличии в штате судна главного механика и одновременно старшего механика и главного инженера атомной энергетической установки их права и обязанности определяются судовладельцем.

Все о судомеханиках

Судовой механик — это человек, занимающиеся эксплуатацией, а также техобслуживанием и ремонтом любого судового оборудования. На его плечи ложится обеспечение безопасности плавания. В нашем обзоре мы подробнее остановимся на должностных обязанностях судомеханика, особенностях получения профессии и перспективах карьеры этого специалиста.

Описание профессии

Механик на корабле относится к категории специалистов мореходства, основной задачей которых стала организация беспрерывного и безопасного функционирования всех технологических установок и механизмов на борту судов. Этот человек отвечает за бесперебойное, практичное обслуживание и последующий ремонт всей техники плавсредства. Основные задачи специалиста на этой позиции:

  • систематический контроль за всеми основными, а также вспомогательными механизмами, корабельным оборудованием и системами судовых машин, их техобслуживание;
  • проведение мелких ремонтных работ, устранение поломок, а также осуществление аварийных работ.

В своей деятельности механик скрупулёзно следует утверждённым трудовым инструкциям, он должен заполнять всю необходимую рабочую документацию. Если возникла аварийная ситуация, которая требует принятия незамедлительных мер безопасности, то судомеханик немедленно проводит действия, направленные на обеспечение безопасности плавсредства, а также сохранение жизней членов экипажа и пассажиров судна.

Рабочее место корабельного механика — это всё судно в целом и машинное отделение в частности. Условия работы неблагоприятные — трудовая активность связана с высокой влажностью, теснотой рабочего помещения, отсутствием естественного освещения, а также взаимодействием с масляными средами. Тем не менее бытовые условия судомехаников довольно комфортные — в распоряжении команды судна имеются каюты со встроенными санузлами, а также зоны общего пользования (место отдыха, кинозал, кабинеты и столовая).

Механику в силу особенностей своей профессиональной деятельности приходится работать далеко от родных и дома — это выдерживают не все люди. Длительность рабочего периода на корабле бывает различной. Например, круизные плавательные средства, работающие на небольших маршрутах, предполагают занятость в формате 2/2, когда две недели отведены для работы, а две недели — время отдыха. А вот на торговых кораблях рейс может длиться по 6 месяцев и более.

Организация деятельности на судне предусматривает деление суток на несколько периодов по 4 часа, их перераспределяют между тремя механиками так, чтобы они сменяли друг друга. Соответственно, каждый из них работает в режиме — 4 часа вахта и 8 часов отдыха. Судовой механик обязательно должен носить спецодежду.

Как правило, это костюм, состоящий из полукомбинезона и куртки, их шьют из стойкого к неблагоприятным природным условиям полотна.

Должностные обязанности

В должностные обязанности механика морского или речного корабля входят:

  • техническая эксплуатация главного и дополнительного энергетического оборудования, а также корпусных устройств, конструкций судовых систем, буровых платформ, автономных энергетических установок и плавательных устройств;
  • обслуживание корабельного электрооборудования и средств автоматики судов;
  • контроль соблюдения международных и национальных норм по эксплуатации плавательных средств;
  • разработка и организация мероприятий, гарантирующих повышение транспортной безопасности на судне;
  • обеспечение беспрерывности работы оборудования, оперативное выявление поломок и их ликвидация;
  • предотвращение аварийных ситуаций;
  • проведение экстренных и плановых ремонтных работ.

Помимо этого, судомеханик обязан ввести всю требуемую документацию.

Требования

Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.

Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:

  • умение концентрировать внимание;
  • физическая и психологическая выносливость;
  • мотивация к постоянному обучению;
  • аккуратность.

Обучение и карьерный рост

На корабельного механика обучают в Морской школе или Морской академии, эти учебные заведения имеются не в каждом городе России. В первом случае длительность обучения варьируется от 2,5 до 4 лет в зависимости от категории плавсредства и количества рабочих машин. По окончании учебы студентам выдается диплом о среднем специальном образовании.

Кроме того, они могут с успехом самореализоваться и в береговых организациях. Здесь они с легкостью реализуют свои профессиональные навыки на позиции ведущего энергетика, инженера или куратора проекта производственного предприятия.

Зарплата

Заработная плата всей команды машинного отделения обычно устанавливается трудовым договором и прямо зависит от должности и широты выполняемых профессиональных обязанностей. Кроме того, многие судоходные компании дополнительно оплачивают выполнение обязанностей старшего механика на корабле, проведение специализированных работ и занятость в сверхурочное время. Бонусом к зарплате идёт бесплатное питание, а также периодическая проверка состояния здоровья, ее проводят ежегодно за счет работодателя. Кроме того, все члены экипажа плавательного средства в обязательном порядке страхуются от причинения вреда здоровью вследствие выполнения трудовых задач.

В России судовые механики в среднем зарабатывают 35 тыс. руб., но точная цифра зависит от региона и компании, принявшей человека на работу. Анализируя сайты по трудоустройству, можно отметить, что минимально эти работники получают 25 тыс. руб., в то время как максимальный порог, к примеру, в Ростове-на-Дону, превышает отметку в 100 тыс. руб.

Читайте также:

      

  • Бог чур у славян кратко
  •   

  • Судебное следствие кратко шпаргалка
  •   

  • Волчья кровь 1995 сюжет кратко
  •   

  • Искусственное освещение гигиена кратко
  •   

  • Инфинитив в английском языке кратко
  • Как правильно составить должностную инструкцию?

Инструкция для должности «Старший механик«, представленная на сайте www.borovik.com, соответствует требованиям документа — «СПРАВОЧНИК квалификационных характеристик профессий работников. ВЫПУСК 67. Водный транспорт. Раздел «Морской транспорт» (С изменениями и дополнениями, внесенными приказами Министерства транспорта и связи Украины N 189 от 10.05.2005 г., N 671 от 06.08.2007 г.). Издание второе, дополненное, переработано по состоянию на 06.08.2007 год», который утвержден приказом Министерства транспорта Украины 10.12.2001 г. N 863. Согласован Министерством труда и социальной политики Украины.
Статус документа — ‘действующий’.
Скачать в виде DOC файла MS Word

Предисловие к должностной инструкции

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность «Старший механик» относится к категории «Специалисты».

1.2. Квалификационные требования — полное, базовое или неполное высшее образование соответствующего направления подготовки (специалист, бакалавр или и младший специалист). Стаж работы по профессии механика (судового) для получения диплома старшего механика судов: с главной энергетической установки (ГЭУ) мощностью 3000 кВт и более (образовательно-квалификационным уровнем — специалист) — не менее 3 лет, из которых не менее 1 года по профессии второго механика; с ГЭУ мощностью от 750 до 3000 кВт (с образовательно-квалификационным уровням бакалавр) или с ГЭУ мощностью менее 750 кВт (с образовательно-квалификационным уровнем — младший специалист) — не менее 2 лет, из которых не менее 1 года по профессиивторого механика. Экзаменационные испытания по требованиям к компетентности в соответствии с Кодексом о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ) на право получения диплома о должностной квалификации и других документов. Периодическое повышение и подтверждение квалификации. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:
      — постановления, распоряжения, приказы, положения и другие руководящие документы по технической эксплуатации судовой техники, организации общесудовой службы;
      — правила и нормативные документы Регистра судоходства Украины или другого классификационного общества, которое осуществляет технический надзор за судном;
      — Кодекс торгового мореплавания Украины;
      — технико-эксплуатационные характеристики главных и вспомогательных силовых энергетических установок и судовых технических средств;
      — нормативные и технические инструкции по ремонту силовых энергетических установок и судовых технических средств;
      — методы оценки технического состояния, надежности и долговечности судовых машин и механизмов, судового оборудования;
      — эксплуатацию систем внутренне-судовой связи;
      — положения международных конвенций и резолюций Международной морской организации (ИМО) по охране человеческой жизни на море (СОЛАС), предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ), предупреждению столкновения судов (МППСС), о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ), о грузовой марке;
      — требования Международных санитарных правил;
      — Отраслевое соглашение между Минтрансом Украины и профсоюзом;
      — организацию вахтенной службы;
      — правила и инструкции судовладельца;
      — условия коллективного трудового договора (контракта), аварийно-спасательное дело;
      — действия машинной команды в обеспечении живучести в машинном отделении;
      — организацию работ во время судоремонта;
      — основы экономики, организации труда;
      — трудовое законодательство.

1.4. Старший механик назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Старший механик подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Старший механик руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Старший механик во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Обеспечивает безаварийную и надежную работу главной энергетической установки и вспомогательных механизмов, вспомогательных котлов, судовых технических средств и систем судна.

2.2. Их правильную эксплуатацию, своевременный качественный ремонт.

2.3. Контролирует готовность технических средств судна к действию.

2.4. Осуществляет контроль правильной эксплуатации и технического обслуживания судовых силовых установок (дизелей, паросиловых и газотурбинных) и рефрижераторных установок.

2.5. Обеспечивает поддержание машинного оборудования, систем и служб в безопасном состоянии, выясняет причины неисправностей и осуществляет руководство по устранению повреждений.

2.6. Обеспечивает эксплуатацию, проверку, выявление неисправностей, ремонт и содержание в рабочем состоянии электрического оборудования и электронного оборудования управления силовой энергетической установкой.

2.7. Планирует работу и составляет графики технического обслуживания и ремонта судовых технических средств.

2.8. Организовывает безопасное проведение ремонтных работ.

2.9. Руководит службой технической эксплуатации.

2.10. Осуществляет организацию режима труда и отдыха членов машинной команды, расстановку их по вахтам и подразделениям, контроль учета рабочего времени.

2.11. Составляет расписание по сигналам тревоги для машинной команды, разрабатывает планы и руководит действиями экипажа в обеспечении живучести в машинном отделении во время обучения или аварии на судне.

2.12. Осуществляет своевременное предъявление судна и его технических средств для осмотра органами технического надзора механической части.

2.13. Обеспечивает составление ремонтных ведомостей судовых технических средств и осуществляет контроль качества ремонтных работ, выполняемых береговыми предприятиями, судовыми ремонтными бригадами, судовыми специалистами.

2.14. Контролирует своевременное снабжение судна аварийным имуществом, инвентарем, материалами и сменными запасными частями механической части и обеспечивает их правильное хранение.

2.15. Осуществляет контроль расходования и учета топлива, масла и котловой воды.

2.16. Обеспечивает надежную эксплуатацию спасательных средств и оборудования судна, противопожарной системы и других систем безопасности.

2.17. Получает информацию относительно осадки, остойчивости и напряжения корпуса судна.

2.18. Перед отходом судна в рейс проверяет готовность к плаванию судовой энергетической установки и технических средств.

2.19. Руководит лично действиями вахты в машинном отделении во время входа судна в порт, выходе из порта, выполнения швартовных операций, прохода узкостей и каналов.

2.20. Обеспечивает быстрое и точное выполнение команд, подаваемых с ходового мостика.

2.21. Контролирует проведение мероприятий, предотвращающих замерзание технических средств и систем судна при низких температурах наружного воздуха.

2.22. Распределяет по согласованию с капитаном обязанности всего экипажа по организации работ во время постановки судна на ремонт.

2.23. Ведет и подает судовладельцу установленную отчетную документацию по технической эксплуатации судна и состоянию судовых технических средств.

2.24. Следит за ведением машинного журнала.

2.25. Осуществляет контроль выполнения нормативных требований по обеспечению охраны человеческой жизни и защиты окружающей среды.

2.26. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.27. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.1. Старший механик имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Старший механик имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Старший механик имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Старший механик имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Старший механик имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Старший механик имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Старший механик имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Старший механик имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Старший механик имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Старший механик несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Старший механик несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Старший механик несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Старший механик несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Старший механик несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Старший механик несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Старший механик несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как установить ватсап веб на телефон пошаговая инструкция
  • Руководства мвд по кбр
  • Руководство по созданию сборок
  • Капли для глаз софрадекс инструкция по применению взрослым
  • Beko dis 26012 инструкция по эксплуатации