Должностная инструкция специалиста по работе с семьей в социальной сфере

УТВЕРЖДАЮ:

________________________

[Наименование должности]

________________________

________________________

[Наименование организации]

________________/[Ф.И.О.]/

«____» ____________ 20__ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Специалиста по работе с семьей (организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности)

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность специалиста по работе с семьей [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Учреждение).

1.2. Специалист по работе с семьей назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Учреждения.

1.3. Специалист по работе с семьей относится к категории специалистов и имеет в подчинении [наименование должностей подчиненных в дательном падеже].

1.4. Специалист по работе с семьей подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Учреждения.

1.5. На должность специалиста по работе с семьей назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки.

1.6. Требования к опыту практической работы специалиста по работе с семьей: отсутствуют.

1.7. Особые условия допуска специалиста по работе с семьей к работе:

  • к работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

1.8. Специалист по работе с семьей отвечает за:

  • эффективное исполнение поручаемой ему работы;
  • соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
  • сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Учреждения.

1.9. Специалист по работе с семьей должен знать:

  • законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми;
  • основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы;
  • основы возрастной и социальной психологии;
  • технологии разрешения семейных конфликтов;
  • стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
  • социальные риски и рискологию, кризисные состояния;
  • цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации;
  • сферу профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.);
  • регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне;
  • особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом;
  • теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования;
  • консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • регламенты ведения документации;
  • систему социальных служб на территории;
  • правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям;
  • инфраструктуру социальной защиты детства;
  • современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях;
  • общую психологию и основы социальной психологии;
  • основы профилактики асоциальных явлений в обществе;
  • методы и технологии управления современными рисками;
  • социально-психологическую технологию оказания помощи семьям и детям групп социального риска;
  • методику и технологию социальной работы, специфики их использования;
  • основы семейного консультирования;
  • психологию зависимости, аддикций, девиантологии;
  • теорию воспитания трудных детей и подростков;
  • методики работы социального работника с семьей и ее специфики;
  • инфраструктуру социальных служб на муниципальном уровне;
  • виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания;
  • проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства;
  • национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции;
  • социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении;
  • социальную психологию, методы социальной психологии;
  • проблемы социализации, социальную педагогику;
  • формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях;
  • психологию кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
  • основы и принципы развития институтов современного гражданского общества;
  • технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования;
  • технологии проведения мониторинга социальных проектов;
  • консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков;
  • особенности адаптации детей в разных социальных условиях;
  • методы и технологии управления социальными рисками;
  • стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
  • специфику работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних;
  • психологию малых групп, делового общения.
  • основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация).

1.10. Специалист по работе с семьей должен уметь:

  • определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов;
  • выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми;
  • находить поддержку семей в социальном окружении;
  • создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
  • разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи;
  • организовать команду специалистов и работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность;
  • адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям;
  • оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, для оказания разных видов помощи семьям и детям, сохранять их в соответствии с требованиями;
  • направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам;
  • влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону;
  • выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации;
  • обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • выявлять степень достоверности полученной информации;
  • устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью;
  • вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями;
  • владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);
  • выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми;
  • мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации;
  • использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям;
  • видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи;
  • передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи;
  • использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности;
  • интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях;
  • создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями;
  • быть открытым к получению помощи от специалистов;
  • прислушиваться к мнению других специалистов;
  • устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться;
  • организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка;
  • оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан;
  • проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и к переходу ребенка в семью;
  • оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм;
  • сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи;
  • консультировать, получать информацию и обобщать ее;
  • разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей;
  • поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами;
  • использовать современные технологии работы с разными типами семей;
  • применять социальную психологию и определять проблемы социализации;
  • проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных;
  • осуществлять все виды социального консультирования. Обеспечивать проверку поступившей информации;
  • вносить полученную информацию в соответствующие базы данных;
  • обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми;
  • разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
  • устанавливать контакты с разными типами семей и детей;
  • сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям;
  • разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований;
  • проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм;
  • консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики;
  • составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • вести необходимую документацию в соответствии с требованиями;
  • владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);
  • инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения;
  • типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер;
  • обобщать результаты эффективных мер;
  • организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях;
  • проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека;
  • консультироваться у специалистов;
  • разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей;
  • владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям;
  • привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи;
  • владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать;
  • устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться;
  • отстаивать свою точку зрения, саморегуляцию и толерантность;
  • создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних;
  • сплачивать группу, находить общие интересы;
  • разрабатывать регламент взаимодействия;
  • устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних;
  • повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях;
  • оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей.

1.11. Специалист по работе с семьей обязан:

  • демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику;
  • предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью;
  • быть способным разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе;
  • соблюдать этические нормы и правила, профессиональную этику;
  • быть ответственным, исполнительным;
  • обеспечивать представительство интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав;
  • быть готовым постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы.

1.12. Специалист по работе с семьей в своей деятельности руководствуется:

  • локальными актами и организационно-распорядительными документами Учреждения;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения производственной санитарии и противопожарной защиты;
  • указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.13. В период временного отсутствия специалиста по работе с семьей (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Должностные обязанности

Специалист по работе с семьей в ходе организации и оказания адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценки их эффективности выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи, в том числе:

  • проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми;
  • анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации;
  • определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми;
  • разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми;
  • создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи;
  • координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям;
  • подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи;
  • организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами;
  • использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме;
  • организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем;
  • выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации;
  • отслеживание изменений в семье и их фиксирование;
  • использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка;
  • осуществление профилактики социального сиротства;
  • использование возможностей оставления ребенка в кровной семье;
  • оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону;
  • проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям;
  • обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем.

2.2. Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации, в том числе:

  • определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми;
  • владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи;
  • привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов;
  • применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия;
  • включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии;
  • применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье;
  • организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми;
  • сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми;
  • организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей;
  • разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности;
  • подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации;
  • обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации;
  • обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми;
  • проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми;
  • содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации;
  • проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами;
  • оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье;
  • повышение своей профессиональной квалификации;
  • участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства.

2.3. Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью, в том числе:

  • организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей;
  • оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка;
  • установление контакта ребенка с расширенной семьей;
  • выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью;
  • оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка;
  • организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения;
  • разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью;
  • сопровождение различных типов семей с детьми;
  • проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи;
  • вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка;
  • разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем;
  • разработка программ сопровождения различных видов семей;
  • организация сопровождения замещающей семьи;
  • организация взаимодействия ребенка с семьей.

2.4. Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства, в том числе:

  • обобщение полученных результатов мониторинга;
  • описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения;
  • предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми;
  • выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства;
  • предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения;
  • организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей;
  • способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи и социуме;
  • разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми;
  • разработка программ оказания помощи семьям с детьми;
  • создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста;
  • проведение профилактики негативных явлений в детской среде;
  • разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей;
  • разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства;
  • привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми;
  • повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции.

2.5. Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе, в том числе:

  • диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях;
  • оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации;
  • обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми;
  • организация встреч специалистов с родителями;
  • разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
  • внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми;
  • создание конпедиума эффективных социальных проектов;
  • создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми;
  • привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения;
  • проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей;
  • разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля;
  • создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении;
  • организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации;
  • предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам;
  • организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей;
  • договариваться, общаться с разными общественными организациями;
  • организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей.

2.6. Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав, в том числе:

  • привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних;
  • осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками;
  • проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних;
  • обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании;
  • обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей;
  • осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей;
  • проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних;
  • представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях;
  • ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями;
  • оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях;
  • владение современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.).

В случае служебной необходимости специалист по работе с семьей может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

3. Права

Специалист по работе с семьей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности предприятия от всех подразделений напрямую или через непосредственного руководителя.

3.6. Взаимодействовать с другими подразделениями предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.7. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы отдела.

3.8. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.10. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Специалист по работе с семьей несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности учреждения и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы специалиста по работе с семьей осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы специалиста по работе с семьей является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы специалиста по работе с семьей определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Учреждении.

6. Право подписи

6.1. Специалисту по работе с семьей для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «____» _______ 20__ г.

(подпись)

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

«___»  __________  20____  года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работе

Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора и в соответствии с Положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».

  1. Общие положения

1.1.     Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.

1.2. Специалист по социальной работе принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа директора.

1.3. Специалист по социальной работе непосредственно подчиняется заведующей отделением по работе с семьей и детьми, директору.

1.4. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.5. Во время отсутствия по уважительным причинам на рабочем месте специалиста по социальной работе его обязанности выполняет другой специалист по социальной работе, который несет полную ответственность за невыполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Специалист по социальной работе должен знать:

— Законодательство Российской Федерации, Республики Татарстан в сфере социальной защиты населения;

-Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

— Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

— Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

— Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

— Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социально — медицинские, социально -психологические, социально — правовые и др.);

— Виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

— Теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

— Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг;

— Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в учреждение социального обслуживания;

— Правовые основы социальной работы;

— Основы психологии личности;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— Требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Обеспечить проверку поступившей от гражданина информации;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Проявлять чуткость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Использовать основные методы, способы  и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, отделами социальной защиты Республики Татарстан при оказании социальных услуг;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг.

1.6. Специалист по социальной работе в своей деятельности

  •  
  • законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы.
  • Уставом учреждения;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
  • приказом руководителя учреждения.

2. Трудовая функция

Деятельность по реализации социальных услуг:

2.1. Ведение деятельности по реализации социальных услуг.

2.2. Анализ качества и ассортимента оказываемых услуг, прогнозирование их развития по социальным вопросам.

2.3. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.

2.4. Ведение необходимого документооборота, использование методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе глобальных сетях.

2.5. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание.

2.6. Организация социального обслуживания граждан с учетом их индивидуальной потребности.

  1. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

  1. Осуществляет организацию первичного приема граждан;
  2. Осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
  3. Выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
  4. Ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации;
  5.  Работает  с государственными информационными системами и «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (программа Социальное Обслуживание  Населения); «База данных инвалидов Республики Татарстан»
  6. Рассчитывает сроки и периодичность предоставления социальных услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  7. Осуществляет работу межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
  8.  Консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, а также осуществляет консультации сопровождающим лицам получателей социальных услуг на государственном языке;
  9.  В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
  10.  При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.

4.Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников учреждения необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5.Ответственность

Специалист по социальной работе несет ответственность за:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.

5.3. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5.4. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:22

СОГЛАСОВАНО

Председатель Профкома ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

______________Р.Х. Гиниятуллина

«___»  __________  20____  года

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГАУСО РЦДПОВ

«Радость» («Шатлык»)

_____________ З.Д. Ганеева

«___»  __________  20____  года

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста по социальной работе

Настоящая инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора и в соответствии с Положениями Трудового кодекса Российской Федерации, Приказа Минтруда и социальной защиты РФ от 22 октября 2013 № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе».

  1. Общие положения

1.1.     Специалист по социальной работе относится к категории специалистов.

1.2. Специалист по социальной работе принимается и освобождается от занимаемой должности на основании приказа директора.

1.3. Специалист по социальной работе непосредственно подчиняется заведующей отделением по работе с семьей и детьми, директору.

1.4. На должность специалиста по социальной работе при отсутствии медицинских противопоказаний принимается лицо, имеющее высшее (бакалавриат, специалитет) или среднее профессиональное образование либо прошедшее профессиональную переподготовку в соответствии с профилем деятельности.

1.5. Во время отсутствия по уважительным причинам на рабочем месте специалиста по социальной работе его обязанности выполняет другой специалист по социальной работе, который несет полную ответственность за невыполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Специалист по социальной работе должен знать:

— Законодательство Российской Федерации, Республики Татарстан в сфере социальной защиты населения;

-Национальные стандарты Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

— Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях;

— Нормативные правовые акты в сфере социальной защиты населения;

— Цели, задачи и функции органов и учреждений социального обслуживания;

— Типологию проблем граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, различной этиологии (социально — медицинские, социально -психологические, социально — правовые и др.);

— Виды, структуру и содержание документов, необходимых для оказания социальных услуг;

— Теорию и технологию социальной работы и условия их применения;

— Основы документоведения, современные стандартные требования к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации, ведение которой относится к кругу полномочий специалиста по социальной работе;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными граждан, обратившихся за получением социальных услуг;

— Состав документов, необходимых для оказания социальных услуг гражданам, обратившимся в учреждение социального обслуживания;

— Правовые основы социальной работы;

— Основы психологии личности;

— Основы самоорганизации и самообразования специалистов по социальной работе;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— Требования охраны труда и правила пожарной безопасности.

Специалист по социальной работе должен уметь:

  • Осуществлять социальное консультирование;
  • Хранить и обрабатывать персональные данные;
  • Обеспечить проверку поступившей от гражданина информации;
  • Вносить полученную информацию в базы данных в соответствии с требованиями программного обеспечения;
  • Проявлять чуткость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние;
  • Использовать основные методы, способы  и средства получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе в глобальных сетях;
  • Работать с документами, составлять отчеты по итогам выполнения деятельности;
  • Повышать свою профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции;
  • Взаимодействовать с другими специалистами, отделами социальной защиты Республики Татарстан при оказании социальных услуг;
  • Учитывать индивидуальные особенности гражданина, обратившегося за получением социальных услуг;
  • Оформлять документы, необходимые для принятия нуждающихся граждан на социальное обслуживание;
  • Реализовывать услуги по социальному сопровождению граждан в процессе осуществления реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  • Использовать основы правовых знаний в сфере оказания социальных услуг.

1.6. Специалист по социальной работе в своей деятельности

  •  
  • законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы.
  • Уставом учреждения;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка;
  • приказом руководителя учреждения.

2. Трудовая функция

Деятельность по реализации социальных услуг:

2.1. Ведение деятельности по реализации социальных услуг.

2.2. Анализ качества и ассортимента оказываемых услуг, прогнозирование их развития по социальным вопросам.

2.3. Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг.

2.4. Ведение необходимого документооборота, использование методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, в том числе глобальных сетях.

2.5. Организация помощи в оформлении документов, необходимых для принятия на социальное обслуживание.

2.6. Организация социального обслуживания граждан с учетом их индивидуальной потребности.

  1. Должностные обязанности

Специалист по социальной работе исполняет следующие обязанности:

  1. Осуществляет организацию первичного приема граждан;
  2. Осуществляет первичную проверку и анализ документов, свидетельствующих о проблемах граждан, обратившихся за получением социальных услуг;
  3. Выявляет недостающую информацию и (или) информацию, требующую дополнительной проверки;
  4. Ведет необходимую документацию в соответствии с современными стандартными требованиями к отчетности, периодичности и качеству предоставления документации;
  5.  Работает  с государственными информационными системами и «Социальный регистр населения Республики Татарстан» (программа Социальное Обслуживание  Населения); «База данных инвалидов Республики Татарстан»
  6. Рассчитывает сроки и периодичность предоставления социальных услуг по реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг;
  7. Осуществляет работу межведомственного взаимодействия с целью реализации потребностей граждан в различных видах социальных услуг;
  8.  Консультирует по различным вопросам, связанным с предоставлением социальных услуг, а также осуществляет консультации сопровождающим лицам получателей социальных услуг на государственном языке;
  9.  В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
  10.  При исполнении своих обязанностей, специалист по социальной работе соблюдает принципы гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности, профессионально-этические требования к деятельности специалиста по социальной работе.

4.Права

Специалист по социальной работе имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.

4.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.

4.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников учреждения необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.

4.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.

4.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.

4.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

5.Ответственность

Специалист по социальной работе несет ответственность за:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За конфиденциальность, полученную при обследовании материалов и сведений, необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной работы, проводимой с каждым ребенком.

5.3. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

5.4. За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Последнее обновление: 30 апреля 2021 г., 09:22

  • Как выглядит работа на практике
  • Задача специалиста по работе с семьей
  • Что входит в обязанности
  • Кому подойдет профессия соцработника и как ей обучиться

Социальная работа — это помощь людям, которые не могут сами справиться с проблемами или разобраться в какой-то сложной ситуации. Работа с семьями — более узкое направление, требующее определенных знаний и умений. Мы расскажем, кому подойдет эта профессия и как ее получить.

Как выглядит работа на практике

Специалист по работе с семьей — это сотрудник соцслужбы, который оказывает социально-психологическую помощь семьям в сложной жизненной ситуации. Он занимается одновременно с детьми, подростками и их родителями. Кроме того, сотрудник общается и с несовершеннолетними, признанными подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по какому-либо уголовному делу или, напротив, потерпевшими или свидетелями преступления.

На практике это выглядит так: соцслужба получает сигнал о признаках неблагополучия семьи, после чего специалист проводит диагностику и выясняет, насколько ситуация опасна для детей или других незащищенных лиц. Когда потенциальные риски и последствия оценены, специалист разрабатывает программу помощи или поддержки. Как правило, она состоит из регулярного посещения подопечных и их психологических консультаций.

На ранних стадиях семья редко выглядит неблагополучной. Поэтому сигнал в соцслужбу может поступить из разных источников:

  • от родственников;

  • от соседей;

  • через анонимные обращения;

  • от должностных лиц: воспитателей, учителей, участковых, врачей и медсестер;

  • из СМИ;

  • после рейдов и мероприятий во дворах.

Обычно специалист работает с семьями, которые живут недалеко от него или в подведомственном районе, поскольку реабилитация может длиться годами, а помощь  понадобится в любое время суток.

Задача специалиста по работе с семьей

Соцработник сталкивается с разными семьями: где-то есть алкоголики и наркоманы, где-то — инвалиды или люди с хроническими заболеваниями, где-то — безработные родители или опекуны. Задача специалиста — разрешить кризисную ситуацию, причем, постараться сделать это не за людей, а научить их действовать самостоятельно.

Можно сказать, что мобилизация внутренних сил семьи — главная задача работника. Для этого ему нужно проанализировать существующие проблемы, проконсультироваться со специалистами (психологами, врачами, педагогами) и постараться определить пути выхода из кризиса.

Что входит в обязанности

Специалист по работе с семьей:

  • проводит диагностику семьи и ее окружения и выявляет неблагополучие (например, случаи физического или эмоционального насилия);

  • разрабатывает программы реабилитации (вместе с врачами и педагогами);

  • старается вернуть ребенка или семью в общество, привлекая ближайшее окружение;

  • консультирует родителей и опекунов по поводу социализации их детей и подростков, их адаптации в коллективе;

  • способствует налаживанию общения родителей с ребенком.

Также специалист работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья: помогает им адаптироваться в обществе, общаться, учит их самостоятельно справляться с некоторыми делами.

Кому подойдет профессия соцработника и как ей обучиться

Профстандарт «Специалист по работе с семьей» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18.11.2013 N 683н) предполагает, что у сотрудника должно быть высшее профильное образование и подтвержденное обучение по программам повышения квалификации. То есть, взаимодействовать с семьями может соцработник после прохождения курсов, например, от АБиУС.

Программа Академии разрабатывалась по профстандарту, поэтому после двухнедельного обучения слушатель может претендовать на работу с новыми вводными: прицельно заниматься подведомственными семьями. Дистанционный формат обучения предполагает, что вы изучаете материалы в любое удобное время: лекции и задания доступны круглосуточно, а куратор всегда ответит на интересующие вопросы.

На курсе АБиУС вы узнаете об актуальных законах и нормах современной системы соцзащиты, о порядке предоставления помощи разным семьям, об адресной поддержке. Вы научитесь разрабатывать индивидуальные программы поддержки семей и делать так, чтобы ваши подопечные сами учились находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Эта профессия сложна — нужно быть терпеливым, настойчивым, внимательным и одновременно с этим понимающим, чутким и заботливым специалистом. Это возможно. Главное — получить необходимые знания.

_________________ ____________
    (наименование организации)
                                                      УТВЕРЖДАЮ
      ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ                  _________________ ___________
                                                 (наименование должности)
00.00.0000                   N 000            _________________ __________
                                               (подпись)      (инициалы,
  Специалиста по работе с семьей                               фамилия)
                                              00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Для работы специалистом по работе с семьей принимается лицо:
1) имеющее высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки;
2) не имеющее ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.2. Специалист по работе с семьей должен знать:
1) законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка;
2) основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации;
3) государственные стандарты оказания социальных услуг;
4) национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций;
5) проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды;
6) типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации;
7) методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации;
8) теорию, методологию и технологию социальной работы применительно к семьям групп социального риска;
9) конфликтологию, возрастную психологию, дефектологию для определения проблем взаимоотношений;
10) социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия;
11) социальную психологию (методы, малые группы, психологию влияния и т.д.);
12) социальную психологию личности;
13) социальную педагогику, социологию;
14) основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;
15) основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации;
16) требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными;
17) инфраструктуру социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства;
18) государственные стандарты оказания социальных услуг;
19) семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей;
20) социологию, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии;
21) технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения;
22) технологии социальной работы и особенности их применения;
23) регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией;
24) принципы работы банка данных учета семей;
25) стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения;
26) российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми;
27) основы профилактики нарушений социализации семей и детей;
28) социальную психологию, проблемы социализации;
29) методы социальной работы, инструментарий для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей;
30) основы возрастной психологии и психологии личности;
31) психологию кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия;
32) проведение тренингов командообразования, сотрудничества;
33) способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми;
34) типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации;
35) основы самообразования специалистов по работе с семьей;
36) основы социальной реабилитации;
37) психологию семьи, психологию малых групп;
38) _________________ _______________________ ________________.
1.3. Специалист по работе с семьей должен уметь:
1) устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением;
2) оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми;
3) проводить разные виды социального консультирования;
4) обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
5) повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции;
6) проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека;
7) находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми;
8) поддерживать социальные контакты с семьей и детьми;
9) осуществлять социальное консультирование;
10) проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей;
11) вести деловое общение, общаться с разными категориями семей;
12) общаться с детьми разного возраста;
13) проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей;
14) составлять социальный паспорт семей с детьми;
15) обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления;
16) повышать свою профессиональную компетенцию;
17) составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их;
18) разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей;
19) применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции;
20) осуществлять разные виды социального консультирования;
21) работать в команде, организовывать деятельность специалистов;
22) проводить оценку качества работы;
23) консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики;
24) составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком;
25) разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми;
26) проводить мониторинговые исследования;
27) сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов;
28) разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований;
29) вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями;
30) владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.);

    31) _________________ _______________________ ______________________.
                    (другие требования к необходимым умениям)
    1.4.   Специалист   по   работе   с   семьей   в   своей   деятельности
руководствуется:
    1) _________________ _______________________ _______________________;
                     (наименование учредительного документа)
    2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
                           (наименование структурного подразделения)
    3) настоящей должностной инструкцией;
    4) _________________ _______________________ _______________________.
       (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
                              функции по должности)
    1.5.   Специалист   по  работе  с  семьей  подчиняется  непосредственно
_________________ ___________________.
(наименование должности руководителя)
    1.6. _________________ _______________________ _____________________.
                            (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи:
2.1.1. Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия.
2.1.2. Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей.
2.1.3. Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации.

    2.2. _________________ _______________________ _____________________.
                                (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Специалист по работе с семьей исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) производит подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей;
2) планирует и проводит обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих);
3) изучает особенности социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (замещающих семей);
4) выявляет причины неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей;
5) устанавливает контакт с родителями, лицами, их замещающими;
6) выполняет диагностику отклонений в функционировании различных типов семей с детьми;
7) изучает особенности личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства;
8) определяет направления работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения;
9) проводит оценку рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе;
10) проводит систематизацию и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей;
11) определяет возможность проведения социально-психологической реабилитации детей и семей;
12) осуществляет подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка;
13) проводит комплексное изучение ребенка в социуме;
14) привлекает экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития;
15) выявляет причины особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов;
16) выявляет фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите;
17) определяет направления работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации;
18) ведет документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления;
19) осуществляет разработку рекомендаций по сопровождению различных типов семей.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) производит сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме;
2) проверяет первичные документы и информацию;
3) организует приход специалистов в различные типы семей с ребенком;
4) проводит анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком;
5) проводит развернутое интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации;
6) составляет необходимую документацию (акт, протокол, характеристику, сведения и т.д.);
7) осуществляет анализ первичных документов и собранной информации;
8) консультирует семьи с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
9) осуществляет подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи;
10) подготавливает и организует запрос необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях;
11) ведет учет разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии);
12) проводит систематизацию различных типов семей с детьми;
13) осуществляет разработку плана помощи детям из различных типов семей;
14) передает сведения в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми;
15) ведет служебную документацию и переписку;
16) проводит анализ государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих;
2) выполняет диагностику социальных условий жизни детей в разных семьях;
3) выявляет отклонения в функционировании семей;
4) проводит оценку рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей;
5) определяет возможности активизации потенциала семей;
6) организует и проводит социально-психологическую реабилитацию семей с детьми;
7) обобщает результаты эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми;
8) проводит оценку эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации;
9) организует встречи специалистов с родителями;
10) проводит с родителями консультирование по вопросам воспитания детей;
11) осуществляет разработку программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей;
12) выносит объективную оценку условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих;
13) предоставляет рекомендации или предложения по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам;
14) организует работу с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей;
15) осуществляет разработку программ оказания помощи семьям с детьми;
16) создает команду специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста;
17) проводит оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей;
18) обосновывает и осуществляет закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми;
19) осуществляет передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми;
20) составляет план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком;
21) проводит профилактику негативных явлений в детской среде.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций специалист по работе с семьей:
1) несет ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми;
2) проявляет готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы;
3) проявляет аналитические способности;
4) соблюдает этические нормы и правила, профессиональную этику;
5) исполняет поручения своего непосредственного руководителя.

    3.1.5. _________________ _______________________ ___________________.
                              (другие обязанности)
    3.2. _________________ _______________________ _____________________.
                  (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

Специалист по работе с семьей имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.

    4.9. _________________ _______________________ _____________________.
                                 (другие права)

5. Ответственность

5.1. Специалист по работе с семьей привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    5.2. _________________ _______________________ _____________________.
                      (другие положения об ответственности)

                        6. Заключительные положения

    6.1.  Настоящая  инструкция  разработана  на  основе  Профессионального
стандарта  «Специалист по работе с семьей», утвержденного Приказом Минтруда
России         от          18.11.2013       N      683н,     с       учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
            (реквизиты локальных нормативных актов организации)
    6.2.  Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
    Факт  ознакомления  работника  с  настоящей  инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
     инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
           инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
    6.3. _________________ _______________________ _____________________.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство сеть монетка
  • Мануал авантис fx 250 lux
  • Вильямс групп руководство
  • Руководство по менеджменту информационной безопасностью
  • Руководство по безопасности для складов сжиженных углеводородных газ