Должностная инструкция школьного библиотекаря 2022 год

СОГЛАСОВАНО                     
      

Председатель
профкома     

_________ /_________________/

протокол № ____
от «__»___ 20
__г.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование
учреждения

__________
/________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.                                  
     

 

Должностная инструкция библиотекаря

______________

1. Общие
положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана
на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н.; на основании ФЗ №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от
29.07.2017 г; в соответствии с Трудовым
кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения
между работником и работодателем.

1.2. Библиотекарь
назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Библиотекарь должен
иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без
требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию
школьного библиотекаря и применять ее в работе.

1.4. Школьный библиотекарь
подчиняется непосредственно директору общеобразовательного учреждения, работает
под руководством заведующего библиотекой.

1.5. В своей
деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством
РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по
вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех
уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным,
трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда и
противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в
том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и
распоряжениями директора школы), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает
Конвенцию о правах ребенка.

1.6. Библиотекарь должен знать:

        
законодательство Российской
Федерации об образовании и библиотечном деле;

        
руководящие документы
вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;

        
приоритетные направления
развития образовательной системы Российской Федерации;

        
Федеральный Закон №273 от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и
дополнениями;

        
содержание художественной,
научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном
фонде школы;

        
теорию и практику библиотечного
дела;

        
основы библиотековедения и
библиографии;

        
основы трудового
законодательства, организации труда;

        
правила комплектования,
хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;

        
систему классификации информации
и правила составления каталогов;

        
технологию библиотечных
процессов;

        
методику проведения бесед,
формы и методы проведения конференций, выставок;

        
основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы
работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет,
приемы использования мультимедийного оборудования;

        
правила по охране труда,
пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.

        
инструкцию по охране труда для
библиотекаря общеобразовательного учреждения.

1.7. Библиотекарь
должен быть обучен и иметь навыки оказания первой доврачебной помощи
пострадавшим.

2. Функции

Основными
направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в
общеобразовательном учреждении.

2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные
обязанности

Библиотекарь
выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует: библиотечный
фонд; читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует
тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения
предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную
и художественную литературу.

3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и
обзоры литературы.

3.4.     Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе,
организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины
и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по
заявкам читателей.

3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические
издания и контролирует их доставку.

3.6. Осуществляет:

— текущее и
перспективное планирование на своем участке работы;

— выдачу и сбор
учебников;

— выставки
литературы;

— совместно с
педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги,
привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;

— просветительскую
работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает
родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

— контроль
сохранности библиотечного фонда;

— изучение с
учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической
грамотности и культуры чтения;

— совместную
деятельность школьной и районной библиотек.

3.7. Принимает
участие в координации:

— взаимодействия
представителей администрации школы, служб и подразделений управления
образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;

— работы классных
руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной
литературой.

3.8. Контролирует:

— соблюдение в
библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной
безопасности;

— соблюдение
учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой;

3.9. Корректирует
заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.10. Принимает
участие в разработке:

— правил
пользования библиотечным фондом;

— каталогов,
картотеки рекомендательных списков литературы.

3.11. Консультирует:

— учителей по
вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

— родителей (законных
представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся
общеобразовательного учреждения;

3.12. Принимает
участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению
связей с внешними партнерами.

3.13. Обеспечивает:

— разрешенной,
необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения
экзаменов;

— своевременное
комплектование библиотечного фонда.

3.14. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие
массовые мероприятия.

3.15. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности, следит
за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов школьной библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет
право в пределах своей компетенции:

4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и
работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения
правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Принимать
участие:

— в разработке
воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих
стратегических документов;

— в ведении переговоров
с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

— в работе
педагогического совета с правом совещательного голоса.

4.3. Вносить
предложения:

— о начале, прекращении
или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

— по совершенствованию
воспитательной работы.

4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и
рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях
библиотеки.

4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с
целями и задачами, указанными в уставе общеобразовательного учреждения и
положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.

4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов.

4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам
и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.

4.9. Повышать свою
квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего
трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных
локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией,
в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством РФ. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве
дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в
том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим
насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от
занимаемой должности в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным Законом
«Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не
является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил
пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы
библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в
порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное
причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет
материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и
гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей
недели, утвержденному директором школы по представлению заведующего библиотекой
или заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

6.2. Самостоятельно
планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах,
заседаниях методических объединений и других мероприятиях.

6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и
его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического
характера, знакомится под расписку с локальными актами.

6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры,
подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.6. Систематически
обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с
педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного
учреждения.

Должностную инструкцию разработал:      _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией
ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и
обязуюсь хранить его на рабочем месте.

 «___»_____20___г.                                      
   _____________ /_______________________/

Должностная инструкция

Библиотекаря

1. Общие положения.

1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.                                                                                                                            

1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.                                                                                                                             

1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.                                                                                         

1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией и Законами РФ, Уставом и нормативными актами , Указами Президента РФ, решениями правительства РФ, решениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, обороны, ГО и обеспечения функционирования учреждения при чрезвычайных ситуациях, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными актами школы (в том числе настоящей должностной инструкцией), трудовым договором, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией, законодательством РФ о культуре, образовании и библиотечном деле, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

2.Функции.

 Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе;       2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда;                                                                                   

3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы;

3.3. Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе и в читальном зале, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, викторины, и другие мероприятия по пропаганде книги); осуществляет подбор литературы по заявкам читателей;                                                       

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность;      

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам;                                                                                                  

3.6. Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей и в связи с недостачей, утратой или порчей книг;                                                                              

3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками; организует межбиблиотечный фонд;                                                                                                                          

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания, контролирует их доставку;                                                                                                                                    

3.9. Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием;

3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия, в том числе работу Клуба семейного чтения.;                                                                                           

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.                                                                             

3.12. В каникулярное время привлекается к организационной работе с учащимися по вопросу досуга.                                                                                    

3.13.Участвует в заседании штаба воспитательной работы.                                       

3.14. Выполняет отдельные служебные поручения директора.

4. Права.

Библиотекарь имеет право:

4.1. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию школы в помещениях библиотеки;                                                           

4.2. Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы;                                                                                                                              

4.3. Давать обучающимся и работникам школы обязательные для исполнения указания по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами;                                                                                                     

4.4. Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения

5. Ответственность.

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.              

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РФ «Об образовании».                                                     

5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

Библиотекарь:

6.1.Работает по графику, составленному из 36-часовой недели, и утвержденному директором школы по представлению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;                                                                                              

6.2 Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы;                                                                                                                                  

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;                                                                  

6.4. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками школы и администрацией школы.

С инструкцией ознакомлены, на руки получено

                                      директор МБОУ « Актанышская средняя

                                      общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)

Должностные обязанности

БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)

Должностная инструкция школьного библиотекаря

МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

1. Общие положения

1.1.    Настоящая должностная инструкция разработана на основе  тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства  в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой)   назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5.   В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2.  Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или  порчей книг.

3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8.  Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10.  Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

4.3.Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях Педагогического совета школы.

5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.За  причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба  в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы. 

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова

УТВЕРЖДАЮ:

_______________________________

[Наименование должности]

_______________________________

_______________________________

[Наименование организации]

_______________________________

_______________________/[Ф.И.О.]/

«______» _______________ 20___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Библиотекаря в школе

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 года №251н.; на основании ФЗ №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017 года; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3. Библиотекарь школы должен иметь высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знать свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применять ее в работе.

1.4. Библиотекарь школы подчиняется непосредственно заведующему библиотекой, директору школы.

1.5. В своей деятельности библиотекарь школы руководствуется:

  • Конституцией Российской Федерации;
  • Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации»;
  • законодательством РФ о культуре и образовании;
  • руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • типовым положением «Об общеобразовательном учреждении»;
  • административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
  • правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;
  • Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора школы);
  • трудовым договором;
  • Конвенцией о правах ребенка.

1.6. Библиотекарь школы должен знать:

  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • Федеральный Закон №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 3 июля 2016 года;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы;
  • теорию и практику библиотечного дела;
  • основы библиотековедения и библиографии;
  • основы трудового законодательства, организации труда;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • технологию библиотечных процессов;
  • методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;
  • правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.
  • инструкцию по охране труда для библиотекаря школы.

1.7. В период временного отсутствия библиотекаря школы (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря школы являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь школы выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Анализирует:

  • библиотечный фонд;
  • читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.

3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.

3.3. Осуществляет:

  • текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
  • выдачу и сбор учебников;
  • выставки литературы;
  • совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;
  • просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
  • контроль за сохранностью библиотечного фонда;
  • изучение с учениками образовательного учреждения основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
  • совместную деятельность школьной и районной библиотек.

3.4. Принимает участие в координации:

  • взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;
  • работы классных руководителей по обеспечению учащихся общеобразовательной школы необходимой учебной литературой.

3.5. Контролирует:

  • соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
  • соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой.

3.6. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.

3.7. Принимает участие в разработке:

  • правил пользования библиотечным фондом;
  • каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы.

3.8. Консультирует:

  • учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
  • родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся школы.

3.9. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.

3.10. Обеспечивает:

  • разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;
  • своевременное комплектование библиотечного фонда.

В случае служебной необходимости библиотекарь школы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

4. Права

Библиотекарь школы имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

4.2. Принимать участие в:

  • разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
  • работе педагогического совета.

4.3. Вносить предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
  • по совершенствованию воспитательной работы.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.5. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников сфер образования и культуры.

4.6. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

Библиотекарь школы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

5.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. Применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. Виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь школы:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объединений и других мероприятиях.

6.4. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.

6.5. Осуществляет деятельность по приему и сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками, педагогом-организатором и заместителями директора школы.

С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.

(подпись)

Должностная инструкция библиотекаря школы

Должностная инструкция школьного библиотекаря

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция библиотекаря в школе разработана на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30.03.2011 № 251н; на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ с изменениями от 4 августа 2023 года; в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Библиотекарь школы назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3. К работе библиотекарем допускается лицо:

  • Имеющее высшее или среднее профессиональное образование (библиотечное) без требования к стажу работы в данной должности, знающее свою должностную инструкцию школьного библиотекаря и применяющее ее в работе;
  • соответствующее требованиям, касающимся прохождения предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, внеочередных медицинских осмотров по направлению работодателя, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1 раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
  • не имеющее ограничений на занятия педагогической деятельностью, изложенных в статье 331 «Право на занятие педагогической деятельностью» Трудового кодекса Российской Федерации.

1.4. Школьный библиотекарь непосредственно подчиняется заведующему библиотекой (заместителю директора по АХЧ).

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется должностной инструкцией школьного библиотекаря, Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством РФ о культуре и образовании, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, решениями органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, административным, трудовым и хозяйственным законодательством Российской Федерации.
1.6. Библиотекарь школы также руководствуется правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспи-тания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», Уставом, Правилами внутреннего распорядка, трудовым договором, приказами и распоряжениями директора, локальными правовыми актами школы. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
1.7. Библиотекарь должен знать:

  • законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
  • руководящие документы вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы;
  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • содержание художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде школы;
  • теорию и практику библиотечного дела;
  • основы библиотековедения и библиографии;
  • основы трудового законодательства, организации труда;
  • правила комплектования, хранения и учета библиотечного фонда, поиска и выдачи книг;
  • систему классификации информации и правила составления каталогов;
  • технологию библиотечных процессов;
  • методику проведения бесед, формы и методы проведения конференций, выставок;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, в программах создания презентаций, основы работы с компьютером, принтером, принципы работы в глобальной сети Интернет, приемы использования мультимедийного оборудования;
  • правила по охране труда, пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара.

1.8. Библиотекарь соблюдает инструкцию по охране труда библиотекаря школы, должен быть обучен и иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим, знать порядок действий в случае чрезвычайной ситуации и эвакуации в общеобразовательном учреждении.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Информационное обеспечение образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
2.2. Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности библиотекаря

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Анализирует библиотечный фонд, читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы.
3.2. Прогнозирует тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений по формированию заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу.
3.3. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.
3.4. Обслуживает учащихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.
3.5. Оформляет подписку общеобразовательного учреждения на периодические издания и контролирует их доставку.
3.6. Организует доступ обучающихся к печатным и электронным образовательным ресур-сам (ЭОР) по всем учебным предметам, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.
3.7. Осуществляет:

  • текущее и перспективное планирование на своем участке работы;
  • выдачу и сбор учебников;
  • выставки литературы;
  • совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работой деятелей литературы, искусства, родителей;
  • просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей),принимает родителей(законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;
  • контроль за сохранностью библиотечного фонда;
  • изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;
  • совместную деятельность школьной, сельской, районной, городской библиотек.

3.8. Принимает участие в координации:

  • взаимодействия представителей администрации школы, служб и подразделений управления образования, обеспечивающих формирование библиотечного фонда;
  • работы классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой.

3.9. Контролирует:

  • соблюдение в библиотеке и хранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;
  • соблюдение учениками и сотрудниками школы правил пользования библиотекой.

3.10. Корректирует заявку на комплектование библиотечного фонда.
3.11. Принимает участие в разработке:

  • правил пользования библиотечным фондом;
  • каталогов, картотеки рекомендательных списков литературы.

3.12. Консультирует:

  • учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;
  • родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся.

3.13. Принимает участие в оценке предложений по организации воспитательной работы и установлению связей с внешними партнерами.
3.14. Обеспечивает:

  • разрешенной, необходимой справочной и художественной литературой учащихся во время проведения экзаменов;
  • своевременное комплектование библиотечного фонда.

3.15. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.
3.16. Строго соблюдает свою должностную инструкцию библиотекаря школьной библиотеки, правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь школы имеет право в пределах своей компетенции:
4.1. Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам общеобразовательного учреждения по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.
4.2. Принимать участие:

  • в разработке воспитательной политики и стратегии школы, в создании соответствующих стратегических документов;
  • в ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;
  • в работе педагогического совета.

4.3. Вносить предложения:

  • о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;
  • по совершенствованию воспитательной работы.

4.4. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту зданий и сооружений в помещениях библиотеки.
4.5. Выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения.
4.6. Определять источники комплектования информационных ресурсов.
4.7. На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.8. На представление к различным формам поощрений, наградам и знакам отличия, преду-смотренным для работников сфер образования и культуры.
4.9. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией библиотекаря общеобразовательной школы, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь школы несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством Российской Федерации. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, библиотекарь может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательных отношений ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения и связи по должности

Библиотекарь школы:
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели, утвержденному директором школы по представлению заведующей библиотекой или заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе.
6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.
6.3. Выступает на совещаниях, педагогических советах, заседаниях методических объедине-ний и других мероприятиях.
6.4. Получает от директора общеобразовательного учреждения и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с документами.
6.5. Осуществляет деятельность по приему-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.
6.6. Систематически обменивается информацией по библиотечным вопросам с педагогическими сотрудниками, педагогом-организатором и заместителями директора общеобразовательного учреждения.
6.7. Информирует директора школы (при отсутствии – иное должностное лицо) о факте возникновения групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний, аварийных ситуаций в работе систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и отравлений.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____202___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____202___г. __________ /______________________/

Рекомендуем перейти к:
Инструкциям по охране труда для библиотекаря школы

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Глюконат кальция уколы внутримышечно инструкция в ампулах
  • Xiaomi mi mijia robot vacuum mop 3c инструкция на русском
  • Химитек керамик белизна инструкция по применению
  • Возбудитель для женщин серебряная лиса инструкция по применению
  • Амоксиклав 500 инструкция для детей 7 лет дозировка в таблетках