Должностная инструкция по специальности «Медицинский психолог»
Вы можете скачать должностную инструкцию медицинского психолога бесплатно.
Должностные обязанности медицинского психолога.
Утверждаю
________________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование учреждения, его ________________________
организационно- правовая форма) (директор; иное лицо
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
00.00.201_г.
м.п.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА
______________________________________________
(наименование учреждения)
00.00.201_г. №00
I. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность медицинского психолога _____________________ (далее – «предприятие»).
Название учреждения
1.2. На должность медицинского психолога назначается лицо, имеющее высшее психологическое образование и дополнительное образование по медицинской психологии и документ о присвоении звания _____________________ квалификационной категории.
(II, I, высшей)
1.3. Назначение на должность медицинского психолога и освобождение от нее производится в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя учреждения здравоохранения.
1.4. Медицинский психолог подчиняется непосредственно _____________________
(заведующему отделением,
заместителю главного врача,
главному врачу)
1.5. Медицинский психолог должен знать:
— законы Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения;
— медицинскую психологию (нейропсихологию, патопсихологию), общую и дифференциальную психологию, психологию личности, возрастную психологию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику;
— основы психологического консультирования и психотерапии;
— декларацию прав и свобод человека;
— методы диагностики и способы коррекции аномального развития личности;
— современные методы активного обучения,
— основы социально-психологического тренинга общения;
— психологию труда;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии, техники безопасности и противопожарной защиты;
— основы трудового законодательства Российской Федерации
— правила внутреннего трудового распорядка;
1.6. Во время отсутствия медицинского психолога (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности в установленном порядке исполняет назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.
II. Должностные обязанности
Медицинский психолог:
2.1. Оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем, осуществляя работу по психокоррекции, психопрофилактике и психологическому консультированию пациентов.
2.2. Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
2.3. Корректирует аномальное развитие личности пациента, выявляя и исправляя условия, препятствующие или затрудняющие его развитие.
2.4. Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за больными, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств.
2.5. При содействии лечащего врача разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы, в которых учитываются индивидуальные, половые и возрастные факторы пациентов.
2.6. Выполняет работу по профориентации больных с учетом их способностей, пожеланий и ситуационных возможностей.
2.7. Строго соблюдает принципы врачебной этики.
2.8. Проводит оценку по эффективности проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий, исходя из изменений состояния здоровья пациента.
2.9. Проводит обучение медицинского персонала по вопросам, связанным с медицинской, социальной психологией и деонтологией.
III. Права
Медицинский психолог имеет право:
3.1. Вносить предложения руководству предприятия по вопросам оптимизации и совершенствования медико-социальной помощи, в том числе по вопросам своей трудовой деятельности.
3.2. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.3. Получать информацию от специалистов предприятия, необходимую для эффективного выполнения своих должностных обязательств.
3.4. Принимать участие в работе совещаний, научно-практических конференций и секций по вопросам, относящимся к своей профессиональной деятельности.
3.5. Пользоваться трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом Российском Федерации
III. Ответственность
Медицинский психолог несет ответственность:
4.1. За надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией
4.2. За организацию своей работы и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений от руководства предприятия.
4.3. За обеспечение соблюдения подчиненными ему работниками своих обязанностей.
4.4. За несоблюдение правил внутреннего порядка и правил техники безопасности.
За совершенные в процессе проведения лечебных мероприятий правонарушения или бездействие; за ошибки в процессе осуществления своей деятельности, повлекшие за собой тяжкие последствия для здоровья и жизни пациента; а также за нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов медицинский психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
00.00.201_г.
1.1. Психологические и физиологические особенности
беременности
В
медицине известно, что эмоции, которые испытывает мать, вызывают изменения
биохимии крови, частоты дыхания, сердечных сокращений, артериального давления,
этим самым ребенок, подвержен влияниям меняющегося эмоционального фона [51].
Перинатальные
психологи, установили, что при наступлении беременности изменяются отношения с
отцом ребенка. При этом мужчина начинает ревновать жену к еще не рожденному
ребенку, а затем к родившемуся ребенку. Женщина при дисгармонии супружеских
отношений дефицит положительных эмоций восполняет за счет отношений с ещё, не
родившемся ребенком, а затем с родившемся. Женщина сама бессознательно
препятствует своевременной сепарации сына, это помогает возникновению его
соперничества с отцом за внимание женщины, формированию у мальчика комплекса
Эдипа, а у отца комплекса Лая. Работа психолога должна учитывать семейные
взаимоотношения беременной женщины с мужем чтобы предотвратить развитие у
ребенка комплекса Эдипа или Электры, если родиться девочка [5].
В развитии ребенка еще не родившегося выделяют
:
1. эмбриональный,
2. плодный,
3.другие периоды.
Во
время данных периодов происходят значительные изменения в женском организме,
развиваются системы и органы ребенка, и органы, обеспечивающие их совместную
жизнь. Этот процесс сопровождается значительными изменениями психики женщины, постепенным становлением и
развитием психических функций будущего ребенка [25].
Чтобы
происходили эти процессы развития, организм беременной женщины и ее психика
подвергаются серьезной перестройке.
Значительные
изменения происходят в функционировании эндокринной системы, центральной
нервной системы, обменных процессов. Отражением гормональных изменений являются
также усиление пигментации сосков, увеличение размера молочных желез, нередко
появление молозива, на коже груди и живота могут появиться так называемые
растяжки беременных [37].
Н.
В. Боровикова предложила называть рефлексивное принятие своего нового образа я
в положении — аффектом осознания себя беременной, с момента осознания и внутреннего принятия себя
беременной у женщины обнаруживается симптом противоречивого отношения к
беременности. Она так же предложила термин синдром беременности для отражения
психологических изменений, возникающих у женщины в связи с беременностью. То есть, автор термина все
происходящие с женщиной в о время беременности психологические изменения,
объявляет патологическими.
В. Д. Менделевич связывает
изменения психического функционирования и поведения женщины во время
беременности с процессами адаптации ее организма и личности к новому
физиологическому состоянию.
В начале беременности возникают изменения функционирования центральной нервной
системы беременной женщины — это понижение возбудимости коры головного мозга и
относительное повышение возбудимости подкорковых образований. Из-за этого у
беременных появляется заторможенность, повышается потребность во сне и отдыхе, происходит
ограничение общения беременной с внешним окружением. Женщине необходимо время,
чтобы привыкнуть к изменениям форм тела, и слабости по утрам, тошноте,
сонливости, к болям в пояснице и в животе, к судорогам в ногах, к учащению
мочеиспусканий (тахиурии), склонности к запорам. Эти изменения являются
адаптивными, так как, приводят к благотворным, итогам беременности. Физиологические
изменения, влияют на эмоции женщины и в то же время появляются от перемен
происходящих в аффективной сфере. Женщина испытывает радость, удовлетворение и
чувство гордости в связи с состоявшимся материнством, и – страх взросления,
опасения осложнений течения беременности и родов, сомнения в своей материнской
компетенции и состоятельности.
Первые
месяцы беременности характеризуются становлением гестационной доминанты.
Отношение женщины материнству нейтрально, но настроение может колебаться от
подавленности до уровня эйфории. Во втором и третьем триместре гестационная
доминанта уже обычно сформирована. [23].
Автор принципа гестационной доминанты А. А. Ухтомский. Данный
принцип состоит в том, что под влиянием любого возбуждения, которое вызывают
внешние или внутренние раздражителями, формируется очаг господствующего
возбуждения — доминанта, он обеспечивает деятельность организма в определенном
направлении и способствующий оказывать тормозящее действие на работу других
нервных центров, препятствующих этому. Аршавский предложил термин материнская
доминанта или гестационная доминанта. Гестационная доминанта направлена на
создание новой констелляции звеньев в ЦНС, которая формирует новый гормональный
профиль, гомеостаз и форму поведения в процессе беременности. Гестационная доминанта состоит из
физиологического и психологического компонентов.
По мнению перинатальных психологов, проблемой является готовность беременной женщины к
материнству. Степень психологической готовности к материнству отражает
психологический компонент гестационной доминанты [59].Физиологический компонент состоит в том, что, помощью гестационной доминанты направляются и
поддерживаются на соответствующем уровне все физиологические процессы,
совершающиеся в организме беременной [27].
Как считает Савельева особого внимания заслуживает психологи-ческий компонент гестационной
доминанты (ПКГД). Он проявляется в заторможенном состоянии беременной, ей
интересен только ребенок. При появлении различных стрессовых ситуаций испуг,
страх, сильные эмоциональные переживания в центральной нервной системе
беременной помимо гестационной доминанты могут возникать и другие очаги стойких
возбуждений. Это в значительной степени ослабляет действие гестационной
доминанты и нередко сопровождается патологическим течением беременности, и
родов. В норме гестационная доминанта должна быть сформирована правильно еще до
момента зачатия [44].
В своем исследовании мы будем обозначать психологический
компонент гестационной доминанты — ПКГД. Добряков выделяет пять типов
психологического компонента гестационной доминанты:
-оптимальный,
-гипогестогнозический,
-эйфорический,
-тревожный,
-депрессивный.
Оптимальный
тип характеризуется адекватным отношением женщины к происходящим в ней
изменениям, к предстоящим трудностям, высокой степенью ответственности будущей
мамы за свое дитя. Гипогестогнозический тип характеризуется недооцениванием
важности и серьезности происходящего. Женщины, имеющие данный тип ПКГД, не
склонны менять жизненный стереотип. После родов у них часто отмечается
гипогалактия. Уход за детьми, как правило передоверяется другим лицам
(бабушкам, няням) , так как сами матери очень заняты. Нередко этот тип ПКГД
встречается у многодетных матерей.
Эйфорический
тип характеризуется преобладанием повышенногонастроения, уверенностью в
благополучном родоразрешении, легковесностью и непониманием своей новой роли
сейчас и в ближайшем будущем. Беременность может быть очень желанной, однако,
убедившись, что зачатие произошло, «беспечная женщина» добровольно одевает
«розовые» очки. Если возникают какие-то осложнения беременности, то они застают
женщин врасплох, их тяжесть преувеличивается. Эти женщины притенциозны, требуют
от окружающих повышенного внимания [23].
При
тревожном типе причины повышенной тревожности, которые определяют все поведение
женщины, могут быть вполне объяснимыми, связанными с семейными неурядицами,
состоянием здоровья, бытовыми трудностями и гестационная доминанта подавляется
доминантой нерешенных социальных проблем то есть, тревожась, мать наносит вред
своему малышу.
Депрессивный
тип предполагает максимальную выраженность тревожных состояний, что в свою
очередь может привести к развитию невротических реакций. У нее могут появиться
бредовые, ипохондрические идеи, идеи самоуничижения, намерения избавиться от
ребенка.
Большая
роль психологической готовности женщины к материнству в успешном
родоразрешении. Но, количество женщин, не встающих на учет по беременности,
повышается. Будущая мать согласно своим интересам, вредит плоду, лишая его
элементарной помощи в выявлении и санации очагов внутриутробной инфекции,
своевременной диагностике и профилактике врожденных пороков развития плода,
часто женщины в будущем отказывается от своих детей [17].
Обеспечить
нормальное течение беременности и дальнейшее благополучное рождение здорового
ребенка помогают психологи осуществляющие пред. родовую, профилактическую
подготовку в ходе психологического консультирования беременных женщин на базе
женской консультации.
1.3. Структура и функционирование женской консультации
Женская
консультация — это учреждение здравоохранения, оказывающее амбулаторную
лечебно-профилактическую, акушерскую, и гинекологическую помощь населению.
Работа женской консультации основана на участков-территориальном принципе.
Главной
целью ее работы является — оказание первичной квалифицированной помощи
женщинам, услуг по охране репродуктивного здоровья, профилактике абортов, по
профилактике, диагностике и лечению гинекологических заболеваний.
Женская консультация осуществляет
следующие, функции:
1) диспансерное
наблюдение беременных, в том числе выделение женщин «групп риска» в
целях предупреждения и раннего выявления осложненной беременности, родов и
послеродового периода;
2) выявление,
установление медицинских показаний и направление беременных женщин, родильниц,
женщин с гинекологическими заболеваниями на стационарное лечение учреждения
здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждения государственной
системы здравоохранения для получения специализированных (дорогостоящих) видов
медицинской помощи [56].
3) физическую
и профилактическую подготовку беременных к родам, в том числе подготовку семьи
к рождению ребенка;
4) патронаж
беременных;
5)консультирование
и оказание услуг по вопросам охраны репродуктивного здоровья, применение
современных методов профилактики абортов согласно установленным стандартам и
подготовки к беременности и родам;
6)организацию
и проведение профилактических осмотров женского населения с целью раннего
выявления гинекологических и онкологических заболеваний;
7)обследование
и лечение беременных и гинекологических больных с использованием современных
медицинских технологий, в том числе условиях дневного стационара и на дому
(стационар на дому);
7) диспансеризацию
гинекологических больных в соответствии со стандартами оказания медицинской
помощи, включая реабилитацию.
установление
медицинских показаний и направление на санаторно-курортное лечение беременных
женщин и женщин с гинекологическими заболеваниями;
9)
осуществление
прерывания беременности в ранние сроки (при задержке менструации на срок более
20 дней), а так же выполнение малых гинекологических операций с использованием
современных медицинских технологий (гистероскопия, лазеро- ,криотерапия и
т.д.);
10) обеспечение
взаимодействия в обследовании и лечении беременных, родильниц, гинекологических
больных между женской
консультацией и другими лечебно-профилактическими учреждениями (кожно-венерологическим,
онкологическим, психоневрологическим, наркологическим, противотуберкулезным
диспансерами и т. д.) территориальным фондом обязательного медицинского
страхования Р. Ф.;
11)клинико-экспертную
оценку качества оказания медицинской помощи не беременным женщинам, в период
беременности, после родовом периоде и эффективности лечебных и диагностических
мероприятий [49];
12)
экспертизу
временной нетрудоспособности по беременности, родам, в связи с
гинекологическими заболеваниями, определение необходимости и сроков временного
или постоянного перевода, работника по состоянию здоровья на другую работу,
направление в установленном порядке на медико-социальную экспертизу женщин с
признаками стойкой утраты трудоспособности;
13)
оказание
медико-социальной, правовой и психологической помощи;
14)
повышение
квалификации врачей и среднего медицинского персонала в соответствии с
действующим законодательством Р.Ф.;
15)
внедрение
в практику современных диагностических и лечебных технологий, новых
организационных форм работы, средств,
профилактики
и реабилитации больных;
16)выполнение
санитарно-гигиеническихипротиво-эпидемиологических мероприятий для обеспечения
безопасности пациентов и персонала предотвращения распространения инфекций
[40];
17)проведение
мероприятий в области информирования и повышения санитарной культуры населения
по различным аспектам здорового образа жизни, сохранения репродуктивного
здоровья женщин, профилактики абортов, а так же инфекций, передаваемых половым
путем, в том числе ВИЧ-инфекцией;
19)
анализ показателей
работы женской консультации, эффективности и качества медицинской помощи,
разработка предложений по улучшению качества акушерско-гинекологической помощи.
Структура женской консультации:
1.
Регистратура
2.
Кабинет врача
акушера-гинеколога.
3.
Кабинет специализированных
приемов:
1.
планирование семьи;
2.
невынашивания
беременности;
3.
гинекологической
эндокринологии;
4.
патологии шейки матки;
5.
бесплодия (репродуктивного
здоровья);
6.
гинекологии детского и
подросткового возраста;
7.
фукциональной и
пренотальной диагностики.
Кабинет специалистов:
1.
терапевта;
2.
стоматолога (зубного
врача);
3.
психотерапевта
(медицинского психолога);
4.
юриста;
5.
социального работника;
6.
лечебной физкультуры;
7.
физиотерапевтических
методов лечения;
8.
психопрофилактической
подготовки беременных к родам;
5.
Другие подразделения:
1.
малая операционная;
2.
клинико-диагностическая
лаборатория;
3.
дневной стационар;
4.
стационар на дому;
5.
процедурный кабинет.
6.
Стерилизационная
2.Работа психолога-консультанта с беременными
женщинами
Психологическая
работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с нормативными
актами принями в нашей стране. Ее цель: способствовать повышению ценности семьи
и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию
будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных
женщин. психологическая работа т. е. психологическое консультирование
осуществляется на основании добровольного информированного согласия отличается
разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с
желанием женщины [2].
Под
психологическим консультированием мы понимаем –профессиональную помощь
человеку в поиске путей решения определенной проблемы. Данная помощь
осуществляется в виде профессионально-организованной беседы и ее оказывают
психически здоровым людям [1].
Структура
процесса проведения психологического консультирования беременных женщин
представляет собой проблему, только недавно в структуре женской консультации
появилась долность психолога, до этого времени психопрофилактику беременных
осуществляли врачи-гинекологи , а так же акушерки [22].
В настоящее
время должностными обязанностями психолога являются:
1.Осуществление медико-психологический патронажа беременных,
находящихся
в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в медико-психологической защите и
поддержке, выявление факторов психологического и социального риска у женщин для
благополучного завершения беременности;
2. оказание
психологической помощи женщинам и членам их семей на основе индивидуального
подхода с учетом особенностей личности;
2.
осуществление
мероприятий по предупреждению абортов,
проведение
консультаций по вопросам психологической защиты женщин, обращающихся по поводу
прерывания нежелательной беременности, формирование у женщин сознания
необходимости вынашивания беременности и дальнейшая поддержка в период
беременности [50];
4. оказание психологической помощи
несовершеннолетним,
направленной на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья,
подготовка к семейной жизни, ориентация на здоровую семью;
5. оказание психологической помощи
женщинам-инвалидам,
особенно в части формирования репродуктивного
поведения;
6. оказание психологической помощи
бездетным супружеским парам;
7. осуществление мероприятий по
профилактике насилия в семье:
психологическая
помощь женщинам, пострадавшим от сексуального насилия;
8. проведение консультативной
работы с медицинским персоналом по вопросам социальной психологии и
деонтологии;
9. ведение необходимой рабочей
документации.
В
настоящее время психолог выполняет следующие функции:
1. осуществление мероприятий
по предупреждению абортов —
работа
с беременными женщинами, сомневающимися в сохранении беременности, формирование
у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшая
поддержка в период беременности и после родов, работа с беременными женщинами,
находящимися в трудной жизненной ситуации [14];
2. оказание психологической
помощи женщинам и членам их семей на основе индивидуального подхода с учетом
особенностей личности с целью профилактики социального сиротства;
3.
решение
проблем в супружеских парах;
4.
психологическая
помощь при насилие в семье,
5.
преодоление
кризиса, связанного с рождением ребенка.
6.
помощь в
установлении эмоциональной связи между родителями и детьми;
8. психологические тренинги с несовершеннолетними,
направленные на сохранение и укрепление репродуктивного здоровья, подготовку к
семейной жизни, ориентацию на здоровую семью;
9. психологическая помощь
бездетным супружеским парам и женщинам — инвалидам;
10.
консультация
по телефону доверия в центре психологической помощи подросткам [15]
Критерии для постановки на учет в
кабинет медико-социальной помощи:
1.
Медицинские
критерии:
2.
Социальные
критерии:
3.
Психологические
критерии:
1.
сомнения
в сохранении беременности;
2.
проблемы
в супружеских отношениях;
3. беременные женщины,
находящиеся в трудной жизненной ситуации; насилие в семье;
4.
проблема
в адаптации к диагнозу; не информированность социального окружения;
растерянность, чувство бессилия;
5.
отсутствие
эмоциональной связи с ребенком;
6.
отсутствие
представлений о воспитании ребенка;
7.
кризис,
связанный с рождением ребенка;
8.
состояние
глубокой депрессии;
9.
ограниченный
срок жизни [18].
2. 1. Средства (методы) работы с беременными
женщинами
Психолог
проводит психологическое консультирование беременных женщин готовых отказаться
от своего ребенка используя при этом разные средства. Он применяет их в
зависимости от принадлежности ктой или иной группе женщин.
Группа №1
Работа
психолога с женщинами первой группы направлена на психологическую
подготовку к родам и материнству, обеспечению благоприятного
психоэмоционального настроя в течение беременности, повышению доверия к врачу,
работа её с семейным окружением [56].
Группа №2
Главными задачами психолога при работе с женщинами, которые
хотят родить ребенка и бросить в роддоме, являются :
1. выявление факторов,
подталкивающих женщину к принятию такого решения;
2.
оказание помощи женщине в осознании всей ответственности и важности, принимаемого ею решения;
3. оказание беременной женщине
эмоциональной поддержки, выражение свой заинтересованности и желании помочь в
трудный для нее период.
При
этом психологу необходимо учитывать индивидуальных особенности женщины:
социальные, психологические и физиологические.
Отечественными
и зарубежными психологами отмечается влияние комплекса патогенных факторов в
возникновении и осуществлении решения об отказе, и роль закономерностей
развития кризисной ситуации в реализации такого решения. Имеются знания, что
отказ от ребенка влияет на психику жен-щины Л. Н. Макрушева, Е.
Э. Дерягина считают, что подобный шаг является для женщины стрессовым фактором,
способствующим возникновению и развитию у нее психических и физических
нарушений. Нарушения не уменьшаются даже спустя десятилетия после отказа, а в
половине случаев «чувство потери» возрастает; в момент отказа женщины вытесняют
свое горе и прячут свои чувства [51]. Это подтверждается данными об улучшении
эмоционального состояния женщины при изменении решения в пользу воссоединением
с ребенком. Значит, в основе тревожности и депрессии женщин, отказавшихся от
своих младенцев, лежат внутренние конфликты.
У
матерей,
которые хотят отказаться от своего ребенка можно выделить следующие конфликты:
1. между инстинктивным
стремлением к материнству и давлением общественной морали,
2. неверием в свои силы — с другой,
конфликт между материнским инстинктом и осознанием негативной установки по
отношению к беременности[53].
Выбирая
отказ от ребенка, женщина испытывает состояние тоски, уныния, отчаяния,
опустошенности. Задача психолога — помочь осознать связь между содержанием
выбора и тяжелым душевным состоянием. Эта связь невидима и не ясна женщине
вследствие вытеснения одной из сторон конфликта.
Вопросы
психолога, направленные на то, чтобы беременная поняла в чем причины
принимаемого ею решения и по совести ли она поступает. Если выбор уже сделан,
психолог должен помочь женщине более глубоко осознать связь между сделанным ею
выбором и состоянием, в котором она находится. Часто понимание того, что
поступок беременной противоречит совести, не ухудшает, а улучшает ее состояние.
Осознание этой связи может изменить ее первоначальное об отказе от ребенка.
Индивидуальный
подход психологической помощи женщинам собирающимся отказаться от своего
ребенка предполагает и решение общих задач по данной проблеме.
Основные задачи:
1. выявление актуального
нравственного внутреннего конфликта у женщин, отказавшихся от ребенка;
2. анализ динамики нравственных
конфликтов матерей которые хотят отказаться от собственного ребенка;
3. помощь в осознании и решении
внутреннего конфликта.
Психологическая помощь предполагает беседу в доверительной атмосфере при помощи «научного» диалога [47].
Женщине,
оказавшейся в кризисной ситуации необходим диалог с человеком, верящим в нее, в
ее духовные возможности; тогда она начинает верить в себя и открывает эти возможности.
Группа №3
При
работе с женщинами, решившими прервать беременность, деятельность психолога
заключается в предоставлении всей информации о вредных для психики пациентки
последствиях такого решениями в попытке совместного анализа кризисной ситуации,
помощи в преодолении личностных конфликтов.
Так,
как, после прерывания беременности отсутствует наблюдение за пациенткой в
течение продолжительного периода времени, в большинстве случаев врачи не знают
об психических состояниях, вызванных абортом известных в литературе под общим
названием — постабортный синдром [55].
Постабортный синдром чаще всего принимает вид реактивной депрессии, которая
протекает:
1. в форме
эмоционально-аффективного шока, который выражен в слезливости, демонстративных
действиях , поступках, показе эмоций, увеличении соматических жалоб,
ипохондрическом настроении, требовании повышенного внимания к себе
2. в форме эмоционального
паралича— кажущегося равнодушия, спокойствия, отсутствия переживаний , которые
через 5–7 дней могут смениться депрессией.
У женщин
с постабортным синдромом отмечают появление чувства вины, угрызений совести, их
состояние характеризуется утратой надежды стать матерью. Эти переживания могут
со временем нарастать, что может привести к нездоровой ситуации в семье и
разводу. Акушеры-гинекологи не в состоянии распознать по симтомам этот синдром.
Тут необходима помощь психолога.
Психологическая
помощь женщинам, страдающим постабортным синдромом, но обратившимся к специалистам
по истечении большого срока после аборта, требует много времени и далеко не
всегда оказывается достаточно эффективной. Это вызвано накоплением длительных
отрицательных переживаний.
Группа
№4.
Психологическое
консультирование полезно семейным бездетным парам.
Цель
работы психолога — способствовать улучшению отношений в семье, преодолению
внутри семейных конфликтов, в итоге— сохранению семьи.
В
том
случае, если аборт состоялся, помощь психолога может заключаться в преодолении
совместно с женщиной комплекса негативных психических проявлений, характерного
для постабортного синдрома.
Так
же в процессе психологического консультирования психолог осуществляет
психопрофилактическую подготовку к родам [42].
2.2. Образовательный аспект работы психолога-консультанта
в женской консультации
Психолог-консультант
использует в своей практике различные образовательные методы [9], такие как:
Лекции
по подготовке к беременности на различные темы:
1)
представление
о роли матери,
2)
страхи
родов,
3)
эмоции и
страхи беременной женщины,
4)
мотивация
будущего материнства,
5)
процесс
развития ребенка до рождения, эмоциональный контакт
с
ним,
6)
эмоции,
ощущения и страхи , чувства беременной женщины в период раскрытия,
7)
особенности
дыхания и средства для расслабления в родах,
улучшение
психологического и физиологического состояния в процессе беременности и
рождения ребенка,
9)
поведение
матери в процессе рождения ребенка и после него.
10) особенности ухода за
новорожденным, грудное вскармливание,
эмоциональный контакт с ним, развивающие игры. Обучающие
занятия по подготовке к рождению ребенка. Коллаж Представление о будущем
материнстве Обучающие тренинги.
Психолог в своей работе с беременными женщинами использует
метод научения.
2.3. Типы клиентов психолога-консультанта
в женской консультации.
Особенности психологической работы с различными группами
пациенток.
— гинекологические больные,
— женщины подросткового
возраста
А так
же психологическое просвещение акушеров-гинекологов и другого медицинского персонал.
-беременные
женщины с которыми психолог осуществляет доабортное психологическое
консультирование остановимся на нем по-подробнее [66].
В программу
занятий с беременными по подготовке к родам включаются беседы о методах
контрацепции с целью информации и выработки у женщин мотивации к их
использованию после родов.
Женщинам,
получившим направление на прерывание беременности, рекомендуется обязательное
посещение врача акушера-гинеколога после прерывания беременности для подбора
метода контрацепции и проведения реабилитационных мероприятий, рекомендованных
врачом стационара.
Консультирование,
обследование и лечение женщин, обратившихся по вопросам планирования семьи,
проводятся согласно действующим законам.
Незапланированная
беременность для большинства женщин является фактором стресса, сложной
жизненной ситуацией, при этом человеку очень сложно осуществить осознанный и
правильный выбор. В таких случаях необходима помощь квалифицированного
специалиста-психолога.
Основными причинами, побуждающими женщину пойти на прерывание
беременности являются:
Социальные факторы: низкий уровень жизни, низкий материальный
доход, отсутствие нормальных жилищных условий.
Психологические
факторы:
Нежелание
беременной и ее родственников менять привычный образ жизни, стремление к
карьерному росту, проблемы во взаимоотношениях с мужем, и с близкими убеждающих
женщину в необходимости проведения аборта, при этом наблюдается депрессивный
синдром, связанный с потерей смысла жизни. Беременность нарушает планы на
будущее или же которые уже есть. Нет осознания ситуации в целом, нет понимания,
что они решают судьбу второго своего ребенка, который так же реален, как и
первый.
Большинство
женщин вынуждают принять решение об аборте причины внутреннего характера. В
таких случаях просто необходима помощь квалифицированного специалиста [34].
Проведение
психологического доабортного, консультирования пациентки с которые не желают
иметь ребенка сегодня просто необходимо.
Приемы
и методы доабортного консультирования.
Основная
проблема консультирования женщин, взявших направление на прерывание
беременности, в том, что, как правило, эти женщины не являются
немотивированными [23].
1. Замотивировать женщину на
дальнейшую работу, психологу в самом начале работы провести беседу об основных
целях и направлениях своей работы и желаемой форме сообщения для женщин о
психологической консультации.
Необходимо
работать с проблемами, которые из-за которых беременная женщина решила сделать
аборт.
2. Когда женщина уже пришла на
консультацию, необходимо продолжать работу по формированию в ней позиции
«истинного» клиента.
3. Беременная женщина испытывает
тревогу, потому что сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Тревогу
вызывают и естественное чувство вины, сомнение, достаточна ли квалификация
консультанта. Это мешает говорить, поэму необходимо создать эмоционально
положительный климат доверия. Необходимо проявлять активность как в начале
беседы, так и во время всей встречи, что бы психолог первым начал беседу. Если
консультант видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и
прокомментировать это состояние. Разговор о беспокойстве способствует снятию
напряжения.
Первый
вопрос задает консультант, вопрос должен быть открытым, если клиент напряжен,
психолог прежде всего должен спросить о чувствах, помочь их выразить. Вопросы
должны быть четкими, доступными для понимания и легкими для восприятия.
Во время консультации женщина может говорить о многи
проблемах. Консультанту необходимо выявить связи между изложенными фактами,
мыслями установками и чувствами. В ходе беседы важно отмечать повторяющиеся
элементы в речи женщины.
Чтобы
не усилить сопротивление, целесообразно вначале поговорить о том,что дает
хорошего и плохого беременной женщине проведение аборта [57].
Психолог
подводит беременную женщину, к выводу о том, что аборт – это только один из
способов решения возникших в ее жизни проблем. Для решения этой ситуации,
необходимо выявить причины проблем, что бы это не повторилось снова.
Работая
с проблемой абортов, психологу необходимо учитывать, позицию психоанализа, где
аборт рассматривается как убийство себя в будущем. Когда человек убивает себя,
он прекращает свою жизнь в настоящем. А если убивает ребенка, то тем самым
убивает себя будущего, так как ребенок – это продолжение нашей жизни тогда,
когда нас уже не будет. Но эту установку нельзя напрямую доводить до клиента.
Она определяет направление и содержание работы психолога, но, предъявленная
непосредственно женщине-клиенту, может значительно усилить чувство вины,
которая сразу, же вызовет агрессию на ее источник и отказ от сотрудничества с
психологом, то есть приведет к прерыванию консультации или прямо противоположным результатам (по
отношению к целям консультирования).
Необходимо узнать о ее взаимоотношениях с мужем. Могут быть
вывленны дефицитарные отношения с мужем. Чаще всего в процессе консультирования
женщина не принимает окончательное решение, а в другой раз она может уже не
прийти. Можно предоставить женщине материалы для получения информации [44].
При
завершении консультирования необходимо учитывать, что принимать решение должна
сама женщина, так как на ее плечи ляжет воспитание ребенка, и она будет нести
ответственность за то, каким она вырастит этого человека. Так, как при
навязанном решении остается риск совершения аборта на более позднем сроке
[48]..
Так
же в процессе доабортного психологического консультирования психолог опирается
на экзистенциальный подход.
Смысл
нужно найти. Наше общество на сегодня может предложить человеку крайне мало направлений
для самореализации и поиска смысла жизни. Не находя себя в работе, в деле, люди
перекрывают и другой путь для нахождения смысла жизни — рождение и воспитание
детей, кто-то является бесплодным, насытить жизнь смыслом. Дети являются
согласно психоаналитической трактовке нашим продолжением в будущем.
В целом
человек находит смысл жизни разными путями:
1. В
действии, в создании чего-либо.
2. В
переживании, в чувстве любви к другому.
3. В
безнадежной ситуации – он может иметь хотя бы собственное отношение к
происходящему.
Невозможно изменить мировоззрение клиентки за одну встречу,
необходимо много встреч [24].
Вывод
В
ходе проведения анализа психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования нами было выявлено:
Что
многие авторы занимались проблемами материнства, у женщины, в период
беременности меняется структура психики. То есть преобладает материнская
доминанта или гестационная. Эта доминанта имеет два структурных компонента.
Важнейшим, из которых является психологический компонент.
Сформировать
данный компонент помогают психологи в женской консультации в процессе
психологического консультирования беременных женщин. Мы изучили:
— структуру женской
консультации,
— должностные обязанности и
функции психолога в женской консультации,
— критерии, по которым
проводиться отбор в кабинет психолога женской консультации,
— типы клиентов женской
консультации,
— образовательный компонент
работы психолога в консультации.
Мы выявили, что помимо беременных женщин к
психологу могут обратиться и гинекологические больные и женщины подросткового
возраста и беременные по случаю доабортного консультирования.
Библиографический
список литературы
1.
Алешина
Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М.: Класс,
2005.
2. Айламазян А. М. Методы беседы в психологии –
М. Смысл, 2009
3.
Аранович,
Инна Юрьевна. Медико-социологический анализ подготовки беременных к роли матери
в женской консультации : автореферат дис. … кандидата медицинских наук :
14.02.05, 14.02.03 / Аранович Инна Юрьевна; [Место защиты: Первый моск. гос.
мед. ун-т. им. И.М. Сеченова] Москва, 2012 23 c. : 9 12-1/3494 http://medical-
diss.com/medicina/mediko-sotsiologicheskiy-analiz-podgotovki-beremennyh-k-roli-materi-v-zhenskoy-konsultatsii#ixzz3tDv3eEPG
4.
Аликин И.
А. Оформление письменной отчетной работы. Реферат, курсовая и дипломная работы:
Методические рекомендации для студентов. — Красноярск: РИО КГПУ, 2010. — 36 с.
5.
Андреева
Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
6.
Брутман
В.Н., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребёнку в период
беременности. // Вопросы психологии, 2007, №7, с.-38 -47
7Бандура А. Теория социального научения. СПб.,
Евразия, 2000.
8.Бенедиктов
Н.И. Обезболивание родов (психопрофилактика болей в родах). Томск, 2001.
9.Габай Т. В. Педагогическая психология :
Учебное пособие. М., 2005.
10.Добряков
И. В., Колесников И. А. Психологические и психотерапевтические аспекты
перинатальных и неонатальных потерь // Репродуктивное здоровьеобщества: сб. материалов международного
конгресса. Спб: Изд-во ИПТП., 2006. С. 156-159.//
11.Дунаевская
Э.Б.Психологические аспекты доабортного консультирования женщин репродуктивного
возраста. Мир науки, культуры, образования. — Абакан 2012
12. Добряков И. В. Перинатальная психология. : Питер;
Спб.; 2010.
13. Добряков И. В.
Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента
гестационной доминанты //
Хрестоматия по перинатальной психологии.– М.,
2005.– С. 93–102
14. Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.
15. Есипова Н.Д. Методические и
организационные аспекты консультирования по проблеме абортов., М.
Благотворительный
Фонд «Семья и детство», 2008 г. – 65 с.
18. Е. Кэпрару, Г.Кепрару. Мать и дитя. Медицинское
издательство.
Бухарест 1980.
19. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и
методы
ее
формирования.
Автореф. дис…к. психол. н. — М., 2000. – 23 с.
20.Коломейцев
М.Г. Программа полового просвещения учащихся //
Материалы
конференции «Социальные и клинические проблемы сексологии и сексопатологии».2012.
С.163–164
21.Кочюнас
Р.Основы психологического консультирования. 2009.
22.Коваленко
Н. П. Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов.
Автореф. канд. дис., Спб., 2002.
23.Костерина
Е. Н. Психологическое сопровождение перинатальных потерь /Костерина Е.
Н.//Перинатальная психология и психология родительства.- 2014 г. №2, С. 94-107.
24. Коваленко Н.П Арт-терапия.
Лечение творчеством (1 Международный конгресс «Новые медицинские технологии» 8—12
июля 2001, СПб) / Сб. тезисов докл. СПб., Лицей, 2001, 0,2 п.л.
25. Коваленко Н.П. Перинатальная
психология (2-е издание). Спб., БИС, 2011. — 11,3 п.л.
26. Кушнаренко Е.В., Батуев A.C.,
Быстрова К.С. Реакция новорожденных на обонятельные стимулы // Сборник
материалов конференции «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие
детей 2000» СПб., 2001, с. 90.
27. Квасенко А.В., Зубарев
Ю.Г.Психология больного. Л., Медицина, 1980. – 184с.
28. Клиническая и медицинская
психология: учебное пособие /В. Д. Менделевич.-6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ,
2008.-432с.
29. «Куценко Оксана Сергеевна,
http://www.prolife-science.ru/, Книга «Аборт или Рождение? Две чаши весов» Пособие для психологов и других
специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного
выбора. СПб., 2011 год,
30. Ланцбург М.Е. Психологическая
поддержка матерей группы риска как профилактика социального сиротства
//Современные подходы к ранней профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия. Опыт
работы по реализации мероприятий Комплекса мер по преодолению социального
сиротства в городе Москве на 2009–2011 гг./Науч.ред. Н.Ю.
Грачева.-М.:Старполиграф, 2011, с.489–496.
31. Лявшина Г.Х. Психологические
аспекты внутриутробного периода психосексуального развития (на конф. по
перинатальной психологии 20-22 марта 2007г. СПб) сб. Материалов конф. СПб. 2007.
32. Лазарева, Н. И. Оптимизация
метода психопрофилактической подготовки беременных к родам: автореф. дисс. …
канд. мед. наук. М.,
2006; 29.
33. Лазарев С.Н. – Человек будущего. Воспитание родителей.
Часть
5. – СПб., 2010. – С. 191. ISBN 978-5-900694-22-1
34. Методики диагностики
эмоциональной сферы: психологический практикум / сост. О.В. Барканова [серия:
Библиотека актуальной психологии]. – Вып.2. – Красноярск: Литера-принт, 2009. –
237 с.
35. Новиков, Ю.И. Доминанты
репродуктивной функции женщины ЛО. И. Новиков, Г. Г. Хечинашвили // Готовность
организма к родам:
сборник трудов. — Л., 1976. — С. 5-15.
36. Основы консультативной психологии: учеб. Пособие для
студ.
учреждений
высш. проф. Образования/ О. А. Шаграева.-М. : Издательский центр «Академия»,
2011.-272 с.- (Сер. Бакалавриат).
37. От 0 до 3 /Дружинина Л. В.,
Ладодо К. С. Толкова-Ямкольская Р. В. , Тэгай Н. Д. — М. : Медицина, 1991,
128с. ,ил.
38. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т.
Ф.
Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь,
2006. — 360 с.
39. Психологическое доабортное
консультирование. Методические рекомендации. ─ Москва: «Центр общественных
инициатив», 2009. — 70 с.
40. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Научно-
методическое пособие. — Луганск: Элтон-2, —
160 стр.
41.Пантюшина О. И. Психологические особенности протекания
беременности. Тула — 2003 г.
42. Порядок оказания
медико-социальной помощи в женских консультации КГБУЗ «КМРД №5» ОТ 12. 01.2015
г. №33
43. Перинаталогия и перинатальная психология: учеб.
пособие / И.
А. Кельмансон. – Санкт-Петебург: Спец Лит,
2015.-343 с.
44. Психология семейных отношений
с основами семейного консультирования ред. Е. Г. Силяева М.: Издательский центр
«Академия»,
2002.
45. Психология развития. — 9-е
изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
46. Роджерс К. консультирование и психотерапия – М.:
ЭКСМО-
Пресс, 2000
47. Справочник врача женской консультации / Г.
И.
Герасифомович, И. В. Дуда, А. А. Завирович и др.; Под ред. Г. И.
Герасимовича. — 2-е изд., перераб. И доп. —
Мн.: Беларусь, 1988. -400 с.: ил.
48.Смирнова Е. А. Что нужно женщине, которая
«уже всё решила».
Консультирование в ситуации кризисной беременности. — М.:
2013 22.
49. Стенникова И. А.
Психологическое сопровождение женщин с гинекологической патологией / И. А.
Стенникова, Н. В. Гафарова //
Психологический вестник Уральского государственного университета.
Вып. 7. — Екатеринбург: [Изд-во Урал.
ун-та], 2009. — С. 164-180.
50. Учебное пособие по психологии материнства. Для
факультетов:
психологических, медицинских и социальной работы – Самара:
Издательский Дом БАХ-РАХ-М, 2003.–784с.
51. Физиологическое акушерство: учебное пособие /С. Н.
Гайдуков.
Спб.: Спец. Лит. 2010.-223 с.
52.Фатеева
Е.М., Коваленко Н.П. «Грудное вскармливание и психологическое единство «Мать и
дитя»: Учебное пособие для мед.
персонала
учреждений родовспоможения и детства/ Е.М. Фатеева, Ж.В. Цареградская. — М.:
Агар, 2000 — с.183
53. Флоренская Т. А. Мир дома твоего.
Человек в решении жизненных проблем. – М.: Русский Хронографъ, 2009
54. Франкл. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997, с.242-279
55. Хазова С. А., Золотова И. А.
Особенности гистационной доминанты женщин не встающих на учет по
беременности./Хазова С. А.,
Золотова И. А. //Вестник КГУ им. Н. А.
Некрасова. – 2009. Т. 15
56. Хломов Кирилл Даниилович.
Психологические особенности беременных с угрозой прерывания : авторефер. дисс.
… канд. псих. Наук.
Спб., 2008; 236 с.
56. Энциклопедический
словарь медицинских терминов. — М.: Современная энциклопедия
- организация работы по созданию системы психологического просвещения населения, работников органов и организаций социальной сферы;
разработка и реализация программ профилактической и психокоррекцнонной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения.
- Должностные обязанности
- Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:
- В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
- Психолог в социальной сфере исполняет следующие обязанности:
- осуществляет разработку планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи клиентам;
- оказывает индивидуальную психологическую помощь клиентам;
- проводит тренинги для клиентов в целях повышения эффективности их работы (тренинги командообразования, групповой сплоченности и т.п.);
- проводит психологические тренинги, направленные на расширение и укрепление внутренних ресурсов клиентов;
- консультирует клиентов по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом;
- повышает квалификацию клиентов по вопросам психологии социальной работы;
- создает информационный ресурс по психологии социальной сферы и использует его содержание в деятельности по оказанию психологической помощи клиентам.
- В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
- .Проводит работу, направленную на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности больных.
- Выявляет условия, препятствующие или затрудняющие гармоническое развитие личности больного.
Осуществляет работу по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, вследствие чего оказывает помощь больным и их родственникам в решении личностных, профессиональных и бытовых психологических проблем.
- Проводит психодиагностические исследования и длительные диагностические наблюдения за обеспечиваемыми интерната.
- Совместно с лечащим врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов больных, выполняет работу по профориентации больных с учетом их пожеланий, способностей и ситуационных возможностей.
- Проводит работу по обучению медицинского персонала вопросам медицинской, социальной психологии и деонтологии.
- Оценивает по состоянию здоровья больного эффективность проводимых психологических, лечебных и профилактических мероприятий.
- Строго соблюдает принципы врачебной этики.
- Квалифицированно и своевременно исполняет приказы, распоряжения и поручения руководства учреждения, а также нормативно-правовые акты по своей профессиональной деятельности.
- Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников интерната в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
- Составляет проекты планов и программ социального развития, определять психологические факторы, оказывающие влияние на работающих.
- Принимает участие в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
- Осуществлять выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушение трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определять пути устранения причин, их вызывающих.
- Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
- Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством; разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
- Консультирует руководителей интерната по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
- Проводит сопровождение по проживанию инвалидов с ментальными нарушениями.
- Основам семейного очага (условия создания семьи, семейных отношений, семейных традиций, согласно Семейному кодексу РФ, законодательству о семье и браке в РФ;
- Видам связи: сотовой, автоответчик, пейджер, компьютерная, скайп, факс, интернет и др. Денежные переводы (почтовые, телеграфные, он-лайн). Стоимость отправления денежных переводов.
- Выбору профессии. Профессиональная жизненная перспектива. Учреждения и отделы по трудоустройству. Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление. Деловые бумаги (заявления, анкета, расписка, докладная записка, заявка и др.), правила их составления.
- При исполнении своих обязанностей, психолог в социальной сфере:
- обеспечивает конфиденциальность полученных в результате деятельности сведений о клиенте;
- соблюдает требования профессиональной этики.
- Соблюдает правила внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-эпидемиологического режима. Оперативно принимает меры, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности учреждения здравоохранения, его работникам, пациентам и посетителям. — Систематически повышает свою квалификацию.
- Соблюдение и исполнение стандартов качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания. Соблюдение требований противопожарной безопасности, санитарно- гигиенического и противоэпидемилогического режимов.
- Не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением им трудовых обязанностей сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) в том числе персональных данных другого работника.
- Права
- Психолог в социальной сфере имеет право:
- Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
- Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
- Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
- Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
- Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
- Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
- Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медико-психологической помощи населению, улучшению организации труда.
- Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной деятельности медицинского психолога.