УТВЕРЖДАЮ
Ректор
ГБОУ ВПО Первый МГМУ
им. И.М.
Сеченова Минздрава России
П.В. Глыбочко
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ
ГБОУ ВПО ПЕРВЫЙ МГМУ им. И.М. СЕЧЕНОВА
МИНЗДРАВА РОССИИ
Настоящая должностная инструкция
разработана на основании Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов
высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»,
утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н, Приказа Минтруда России от 08.09.2015 N 608н
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного
профессионального образования» и в соответствии с положениями
Трудового Кодекса Российской Федерации,
иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской
Федерации, в том числе в области образования, локальными актами ГБОУ ВПО Первый
МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (далее – Университет).
I. Общие положения.
1.1. Должность профессора кафедры относится к профессорско-преподавательскому
составу Университета. Заключению трудового договора на замещение должности
профессора предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей
должности. Порядок и условия конкурсного отбора, требования к кандидатам
определяются Уставом Университета, иными
локальными актами, утвержденными в установленном порядке.
1.2.
На должность профессора
кафедры может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное
образование, ученую степень доктора наук и стаж научно-педагогической работы не
менее 5 лет или ученое звание профессора.
1.3.
Лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим
опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них
должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на
соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и
стаж работы.
1.4. Вид профессиональной
деятельности профессора кафедры — педагогическая деятельность в
профессиональном обучении, профессиональном образовании, дополнительном
профессиональном образовании.
1.5. Основная цель вида
профессиональной деятельности профессора кафедры — организация деятельности
обучающихся по освоению знаний, формированию и развитию умений и компетенций,
позволяющих осуществлять профессиональную деятельность, обеспечение достижения
ими нормативно установленных результатов образования; создание педагогических
условий для профессионального и личностного развития обучающихся,
удовлетворения потребностей в углублении и расширении образования; методическое
обеспечение реализации образовательных программ.
1.6. Профессор кафедры должен знать:
·
Конституцию
Российской Федерации;
·
законы и иные нормативные правовые акты
Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования, в
частности, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», иные
законы Российской Федерации, постановления и
решения Правительства Российской Федерации
и акты органов исполнительной власти и управления в
области образования; иные
нормативно-правовые акты по вопросам высшего и дополнительного
профессионального образования, научной деятельности в сфере образования;
·
Устав Университета, Положение о кафедре, настоящую
должностную инструкции, решения, постановления, распоряжения, приказы
вышестоящих органов управления Университета, касающиеся учебно-воспитательной, научной, лечебной работы (для клинических кафедр),
иные локальные акты Университета,
касающиеся учебного, лечебного (для
клинических кафедр) и научного процессов на кафедре и деятельности
заведующего кафедрой;
·
федеральные государственные образовательные
стандарты по соответствующим программам среднего профессионального и высшего
образования;
·
Положение
о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, Положение об итоговой
государственной аттестации обучающихся, иные
локальные акты, регламентирующие организацию учебного процесса в университете;
·
теорию и методы управления образовательными
системами;
·
порядок составления учебных планов;
·
правила ведения документации по учебной работе;
·
основы педагогики, физиологии, психологии;
·
методику профессионального обучения;
·
технологию организации методической,
научно-методической, научно-исследовательской работы;
·
современные формы и методы обучения и
воспитания;
·
методы и способы использования образовательных
технологий, в том числе дистанционных;
·
основные
методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения
информации, необходимой для осуществления научно-исследовательской
деятельности;
·
механизмы оформления прав интеллектуальной
собственности;
·
нормы, правила, стандарты лечебно-диагностических
мероприятий; теоретические основы организации
здравоохранения, системы
управления в здравоохранении; основы
добровольного и обязательного медицинского страхования; статистику состояния
здоровья населения; критерии и
показатели, характеризующие состояние
здоровья населения;
организацию медицинской
реабилитации больных; теоретические и
организационные основы санитарно-эпидемиологической службы, организацию
санитарного просвещения, гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового
образа жизни; правила ведения учетной и отчетной медицинской документации (данный
подпункт распространяется на профессоров клинических кафедр, которые выполняют
лечебно-диагностическую работу);
·
требования к работе на персональных компьютерах,
иных электронно-цифровых устройствах;
·
основы
экологии, права, социологии;
·
правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.7. Профессор кафедры подчиняется ректору,
декану факультета (директору института) Университета, заведующему кафедрой.
Непосредственным руководителем профессора кафедры является заведующий кафедрой.
На время отсутствия профессора кафедры (командировка отпуск, болезнь и пр.) его
обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо
приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за их
надлежащее исполнение.
II. Обязанности профессора
кафедры
2.1. Профессор кафедры как учебного структурного подразделения Университета
обязан:
— осуществлять планирование, организацию и
контроль учебной, воспитательной и учебно-методической работы по курируемым
дисциплинам; участвовать в реализации перспективного плана развития кафедры.
— выполнять Положение о проведении текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, иных локальных
актов, регламентирующих организацию учебного процесса в Университете, соблюдать
правила приема зачетов и экзаменов и оформления учебной документации
(ведомостей, зачетных книжек и пр.).
— участвовать в обеспечении достижения
показателей по разделам «Учебно-методическая работа кафедры»,
«Научно-исследовательская работа кафедры», необходимых для аттестации кафедры
без замечаний.
—
участвовать
в выполнении федеральных государственных образовательных стандартов.
— создавать условия для формирования у
обучающихся основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность
будущей профессиональной деятельности выпускников.
— вести все виды учебных занятий, руководить
курсовыми и дипломными проектами и научно-исследовательской работой магистров
(специалистов).
— создавать условия для формирования у
обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности,
обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.
— разрабатывать
рабочие учебные программы по курируемым дисциплинам, руководить их разработкой
другими преподавателями.
— присутствовать
на любых видах учебных занятий по выбору, а также на экзаменах и зачетах в
установленном в Университет порядке.
— участвовать
в научно-методической работе кафедры по вопросам профессионального образования,
а также в составе методической комиссии по специальности или
научно-методического совета факультета Университета.
— контролировать
методическое обеспечение курируемых дисциплин.
— осуществлять руководство подготовкой
учебников, учебных и учебно-методических пособий, конспектов лекций и иного
методического материала по курируемым дисциплинам, непосредственно участвовать
в их разработке, в подготовке их к изданию.
— передавать в собственность Университета
подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, учебные
пособия, патенты, методические разработки и иные виды интеллектуальной
собственности.
— вносить
предложения по совершенствованию учебной и учебно-методической работы кафедры
(факультета, института).
— участвовать
в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах,
совещаниях и конференциях, в том числе и международных.
— организовывать,
планировать и руководить самостоятельной работой обучающихся (студентов,
слушателей) по курируемым дисциплинам, их научно-исследовательской работой,
студенческим научным обществом на кафедре (факультете), профессиональной
ориентационной работой школьников по специальностям кафедры.
— принимать
активное участие в повышении квалификации преподавателей кафедры, оказывать им
необходимую методическую помощь в овладении педагогическим мастерством и
профессиональными навыками.
— руководить
подготовкой научно-педагогических кадров (аспирантов и соискателей) на кафедре.
— участвовать
в пропаганде научно-технических, социально-гуманитарных, экономических и
правовых знаний.
— участвовать
в работе выборных органов или структурных подразделений Университета по
вопросам, относящимся к деятельности кафедры (факультета, института).
— читать
авторские курсы по направлению научных исследований кафедры (факультета,
института).
— принимать участие в международной
деятельности кафедры, факультета, института Университета, устанавливать и
поддерживать международное сотрудничество по профилю кафедры с отечественными и
зарубежными высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими
организациями, предприятиями и учреждениями.
— изучать и обобщать опыт работы преподавателей
кафедры, оказывать учебную и методическую помощь начинающим преподавателям
кафедры.
— участвовать в осуществление лечебной работы
(для клинических кафедр) в точном соответствии с действующим законодательством,
приказами и распоряжениями администрации Университета и Клинического Центра.
— выполнять Устав Университета, Положение о
кафедре; участвовать в обеспечении реализации функций и достижении задач кафедры
в соответствии с Положением о кафедре.
— не применять методы воспитания и обучения,
связанные с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
2.2. Профессор кафедры при осуществлении педагогической деятельности
обязан выполнять следующие трудовые функции и
вытекающие их них трудовые действия, а также обладать необходимыми
умениями и знаниями:
1) Преподавание по программам
профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее- СПО)
и дополнительных профессиональных
программ (далее- ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации:
1.1) Организация
учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Проведение учебных занятий по
|
Организация самостоятельной
|
|
Руководство
|
|
Консультирование обучающихся и
|
|
Текущий контроль, оценка
|
|
Разработка мероприятий по
|
|
Необходимые умения
|
Выполнять деятельность и (или)
|
Создавать условия для
|
|
Использовать средства
|
|
Использовать педагогически
—
—
—
—
—
—
|
|
Обеспечивать на занятиях
|
|
Консультировать обучающихся на
|
|
Контролировать и оценивать
|
|
Контролировать и оценивать
|
|
Знакомить обучающихся с опытом
|
|
Организовывать проведение
|
|
Разрабатывать задания,
|
|
Анализировать проведение
|
|
Разрабатывать мероприятия по
—
—
—
—
|
|
Контролировать
|
|
Соблюдать требования охраны
|
|
Обеспечивать сохранность и
|
|
Необходимые знания
|
Локальные акты Университета в
|
Преподаваемая область научного
|
|
Требования ФГОС СПО,
|
|
Роль преподаваемого учебного
|
|
Электронные образовательные и
|
|
Методология, теоретические
|
|
Научно-методические основы
|
|
Требования к оформлению
|
|
Возрастные особенности
|
|
Педагогические,
|
|
Современные образовательные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Педагогические,
|
|
Требования охраны труда при
|
|
Основы эффективного
|
|
Цели и задачи деятельности по
|
|
Основы психологии труда,
|
|
Требования, предъявляемые
|
|
Современные практики,
|
|
Меры ответственности
|
1.2) Педагогический
контроль и оценка освоения образовательной программы профессионального
обучения, СПО и (или) ДПП в процессе промежуточной и итоговой аттестации
Трудовые действия
|
Контроль и оценка
|
Оценка освоения
|
|
Необходимые умения
|
Использовать педагогически
—
—
—
|
Составлять отзыв на
|
|
Анализировать применение
|
|
Необходимые знания
|
Законодательство
|
Отечественный и зарубежный
|
|
Методика разработки и
|
|
Нормы педагогической
|
1.3) Разработка
программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Разработка и обновление
|
Разработка и обновление
|
|
Планирование занятий по
|
|
Ведение документации,
|
|
Необходимые умения
|
Анализировать примерные
—
—
—
—
—
—
— роли
— современного
|
Формулировать примерные
|
|
Взаимодействовать при
|
|
Формулировать совместно с
|
|
Вести учебную, планирующую
|
|
Создавать отчетные
|
|
Заполнять и использовать
|
|
Обрабатывать персональные
|
|
Необходимые знания
|
Методологические и
|
Теория и практика СПО,
|
|
Законодательство
|
|
Локальные нормативные
|
|
Требования ФГОС СПО,
|
|
Роль преподаваемого
|
|
Требования
|
|
Требования к
|
|
Требования к современным
|
|
Современное состояние
|
|
Основные источники и
|
|
Возрастные особенности
|
|
Особенности
|
|
Педагогические,
|
|
Современные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Требования охраны труда
|
|
Меры ответственности
|
|
Возможности использования
|
|
Порядок ведения и
|
2) Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся
по программам СПО и ВО
2.1) Создание педагогических условий для развития
группы (курса) обучающихся по программам СПО и ВО
Трудовые действия
|
Организация планирования
|
Организационно-педагогическая
|
|
Организационно-педагогическая
|
|
Ведение документации
|
|
Необходимые умения
|
Диагностировать
|
Обеспечивать
|
|
Оказывать методическую
|
|
Планировать работу группы с участием студентов, их
— потребностей, возрастных и индивидуальных
— целей и задач основной профессиональной
— требований охраны труда
|
|
Использовать средства формирования и развития
|
|
Мотивировать участие
|
|
Обеспечивать поддержку
|
|
Использовать методы,
|
|
Содействовать формированию
|
|
Организовывать совместно
|
|
Анализировать возможные
|
|
Обеспечивать поддержку
|
|
Использовать методы,
|
|
Устанавливать
|
|
Заполнять документацию
|
|
Обрабатывать персональные
|
|
Составлять на основе
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты
|
Основы законодательства Российской Федерации об
|
|
Требования ФГОС и (или)
|
|
Способы педагогической
|
|
Возрастные и психологические особенности студентов,
|
|
Формы студенческого
|
|
Теоретические основы и методика планирования, определения
|
|
Характеристики и
|
|
Содержание, формы, методы
|
|
Локальные нормативные акты, регламентирующие
|
|
Порядок ведения и совместного использования
|
|
Требования охраны труда
|
|
Порядок обеспечения,
|
2.2.) Социально-педагогическая поддержка обучающихся по
программам СПО и ВО в образовательной деятельности и профессионально-личностном
развитии
Трудовые действия
|
Обеспечение в рамках своих
— своевременности и
— выполнения норм
— соблюдения условий,
— соответствия
|
Представление интересов
— в образовательной
— при взаимодействии с
|
|
Индивидуальное и групповое
|
|
Проектирование совместно с
|
|
Необходимые умения
|
Содействовать адаптации
|
Оказывать помощь каждому
|
|
Обеспечивать формирование
|
|
Обеспечивать соблюдение
|
|
Координировать
|
|
Контролировать ход и
|
|
Вносить обоснованные
|
|
Представлять интересы
|
|
Ставить перед руководством
|
|
Формулировать предложения
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты,
|
Основания и установленные
|
|
Техники и приемы общения
|
|
Механизмы адаптации
|
|
Основные подходы и
|
|
Техники и приемы
|
|
Возрастные и
|
|
Способы проектирования и
|
3) Проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их
родителями (законными представителями)
3.1.) Информирование и консультирование школьников и
их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального
самоопределения и профессионального выбора
Трудовые действия
|
Планирование совместно с
|
Информирование и
|
|
Разработка (обновление)
|
|
Необходимые умения
|
Использовать современные
|
Устанавливать контакт со
|
|
Проводить информирование и
|
|
Информировать школьников и
|
|
Знакомить школьников и их
|
|
Знакомить школьников и их
|
|
Необходимые знания
|
Цели и задачи деятельности
|
Основы психологии труда,
|
|
Эффективные отечественные
|
|
Современные подходы, формы
|
|
Особенности
|
|
Требования, предъявляемые
|
|
Особенности
|
3.2.) Проведение практикоориентированных
профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными
представителями)
Трудовые действия
|
Планирование совместно с
|
Обеспечение организации и
|
|
Проведение мастер-классов
|
|
Взаимодействие со
|
|
Необходимые умения
|
Организовывать и
|
Устанавливать контакт со
|
|
Зрелищно демонстрировать
|
|
Знакомить школьников и их
|
|
Привлекать обучающихся по
|
|
Готовить задания,
|
|
Необходимые знания
|
Цели и задачи деятельности
|
Основы психологии труда,
|
|
Эффективные отечественные
|
|
Современные подходы, формы
|
|
Особенности организации и
|
|
Методические основы
|
|
Требования, предъявляемые
|
|
Особенности
|
|
Методические основы организации
|
4) Преподавание по
программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и ДПП, ориентированным на
соответствующий уровень квалификации
4.1) Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей)
по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП или
проведение отдельных видов учебных занятий
Трудовые действия
|
Проведение учебных занятий
|
Организация
|
|
Консультирование
|
|
Контроль и оценка освоения
|
|
Оценка освоения
|
|
Разработка мероприятий по
|
|
Необходимые умения
|
Выполнять деятельность и
|
Использовать педагогически
—
—
—
—
—
—
|
|
Устанавливать педагогически
|
|
Создавать на занятиях
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Соблюдать требования
|
|
Использовать педагогически
—
—
—
|
|
Использовать средства
|
|
Знакомить обучающихся с
|
|
Организовывать проведение
|
|
Готовить обучающихся к
|
|
Оценивать динамику
|
|
Разрабатывать мероприятия
—
—
—
—
|
|
Вносить коррективы в
|
|
Необходимые знания
|
Особенности организации
|
Преподаваемая область
|
|
Возрастные особенности
|
|
Современные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Основы эффективного
|
|
Основы законодательства
|
|
Методика разработки и
|
|
Цели и задачи деятельности
|
|
Основы психологии труда,
|
|
Современные практики,
|
|
Требования, предъявляемые
|
|
Требования охраны труда
|
|
Меры ответственности за
|
4.2) Профессиональная поддержка специалистов, участвующих
в реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей), организации
учебно-профессиональной, исследовательской, проектной и иной деятельности
обучающихся по программам ВО и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Руководство разработкой
|
Мониторинг и оценка
|
|
Необходимые умения
|
Формулировать и обсуждать
|
Организовывать изучение
|
|
Оказывать профессиональную
|
|
Осуществлять контроль и
|
|
Планировать работу группы
|
|
Консультировать
|
|
Разрабатывать рекомендации
|
|
Проводить обсуждение
|
|
Организовывать работу
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты,
|
Современные
|
|
Особенности построения
|
|
Методы и организация
|
|
Электронные
|
|
Тенденции развития
|
|
Теоретические основы и
|
|
Особенности проведения
|
4.3) Руководство научно-исследовательской, проектной,
учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся по программам бакалавриата,
специалитета, магистратуры и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Научно-методическое и
|
Контроль выполнения
|
|
Рецензирование проектных,
|
|
Организация подготовки и
|
|
Руководство деятельностью обучающихся на практике
|
|
Необходимые умения
|
Использовать опыт и
|
Формулировать примерные
|
|
Обеспечивать методическое
|
|
Консультировать
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Соблюдать требования
|
|
Выполнять деятельность,
|
|
Осуществлять контроль хода
|
|
Оценивать качество
|
|
Составлять отзыв на
|
|
Обеспечивать работу
|
|
Необходимые знания
|
Электронные
|
Актуальные проблемы,
|
|
Методология научного
|
|
Теоретические основы и
|
|
Научно-методические основы
|
|
Требования охраны труда
|
|
Основное законодательство
|
|
Требования к оформлению
|
|
Особенности проведения
|
4.4) Разработка научно-методического обеспечения
реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата,
специалитета, магистратуры и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Разработка (самостоятельно
|
Разработка и обновление
|
|
Разработка и обновление
|
|
Создание и обновление
|
|
Оценка качества
|
|
Ведение документации,
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать
—
—
—
—
—
— роли
—
—
—
|
Работать в группе
—
—
—
|
|
Преобразовывать новую
|
|
Создавать
|
|
Проводить экспертизу и
|
|
Вести учебную и
|
|
Необходимые знания
|
Методологические основы
|
Теория и практика ВО и ДПО
|
|
Законодательство
|
|
Локальные нормативные акты
|
|
Требования ФГОС и (или)
|
|
Требования
|
|
Требования к
|
|
Порядок разработки и
|
|
Основные источники и
|
|
Современное состояние
|
|
Организация
|
|
Возрастные особенности
|
|
Современные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Требования охраны труда
|
|
Меры ответственности за
|
|
Особенности научного и
|
|
Возможности использования
|
5) Преподавание по программам аспирантуры, ординатуры и ДПП,
ориентированным на соответствующий уровень квалификации
5.1) Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей)
по программам подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Проведение учебных занятий
|
Организация
|
|
Консультирование
|
|
Контроль и оценка освоения
|
|
Оценка освоения
|
|
Разработка мероприятий по
|
|
Необходимые умения
|
Выполнять деятельность и
|
Использовать педагогически
—
— особенностей
—
—
—
—
|
|
Устанавливать
|
|
Создавать на занятиях
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Соблюдать требования
|
|
Оценивать динамику
|
|
Использовать педагогически
—
— соблюдать
—
|
|
Использовать средства
|
|
Разрабатывать мероприятия
—
—
—
—
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Вносить коррективы в
|
|
Необходимые знания
|
Особенности организации
|
Преподаваемая область
|
|
Возрастные особенности обучающихся;
|
|
Современные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Основы эффективного
|
|
Основы законодательства
|
|
Подходы к определению
|
|
Возможности и ограничения
|
|
Требования охраны труда
|
|
Меры ответственности за
|
5.2) Руководство группой специалистов, участвующих в
реализации образовательных программ ВО и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Руководство разработкой
|
Организация разработки и
|
|
Руководство разработкой
|
|
Руководство коллективом
|
|
Управление качеством
|
|
Обеспечение привлечения
|
|
Проведение открытых
|
|
Необходимые умения
|
Формировать группу
|
Формулировать и обсуждать
|
|
Ставить цели, планировать
|
|
Проводить индивидуальные и
|
|
Осуществлять контроль и
|
|
Консультировать
|
|
Разрабатывать рекомендации
|
|
Оценивать качество
|
|
Осуществлять общее
|
|
Проводить и обсуждать
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты,
|
Современные
|
|
Особенности построения
|
|
Требования к
|
|
Электронные
|
|
Тенденции развития
|
|
Теоретические основы и
|
|
Особенности проведения
|
5.3) Руководство подготовкой аспирантов по
индивидуальному учебному плану
Трудовые действия
|
Проектирование основной
|
Разработка (обновление)
|
|
Проведение вступительных
|
|
Разработка совместно с
|
|
Осуществление
|
|
Руководство педагогической
|
|
Осуществление
|
|
Ведение методической и
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать материалы
|
Определять актуальные
|
|
Использовать опыт и
|
|
Стимулировать и
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Направлять работу
|
|
Консультировать аспиранта
|
|
Оценивать проделанную
|
|
Оказывать методическую
|
|
Проводить обсуждение
|
|
Использовать педагогически
—
—
—
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты,
|
Нормативные правовые акты,
|
|
Актуальные проблемы и
|
|
Методология научного
|
|
Требования к диссертационным
|
|
Научно-методические основы
|
|
Методологические основы
|
|
Требования охраны труда
|
|
Подходы к определению
|
|
Возможности и ограничения
|
|
Типовые требования к
|
5.4) Руководство клинической
(лечебно-диагностической) подготовкой ординаторов
Трудовые действия
|
Проектирование основной
|
Разработка (обновление)
|
|
Проведение вступительных
|
|
Разработка совместно с
|
|
Организация клинической
|
|
Осуществление
|
|
Консультирование
|
|
Проведение разбора и
|
|
Оформление учебной и отчетной документации
|
|
Необходимые умения
|
Принимать участие в
|
Мотивировать ординаторов
|
|
Использовать традиционные
|
|
Контролировать соблюдение
|
|
Применять основные
|
|
Оказывать медицинскую
|
|
Оказывать
|
|
Проводить оценку качества
|
|
Использовать педагогически
—
—
—
|
|
Привлекать к процедурам
|
|
Вносить коррективы в
|
|
Необходимые знания
|
Нормативные правовые акты,
|
Требования ФГОС и (или)
|
|
Требования рынка труда и
|
|
Организация и управление
|
|
Принципы доказательной
|
|
Порядок и стандарты
|
|
Организация проведения
|
|
Профессиональные
|
5.5) Разработка научно-методического обеспечения
реализации программ подготовки кадров высшей квалификации и (или) ДПП
Трудовые действия
|
Разработка новых подходов
|
Разработка и обновление
|
|
Участие в проектировании и
|
|
Создание и обновление
|
|
Оценка качества
|
|
Необходимые умения
|
Разрабатывать
—
—
—
—
—
—
— роли
—
—
—
|
Проектировать систему
|
|
Преобразовывать новую
|
|
Создавать
|
|
Проводить экспертизу и
|
|
Вести учебную и
|
|
Необходимые знания
|
Методологические основы
|
Теория и практика ВО и ДПО
|
|
Законодательство
|
|
Локальные нормативные акты
|
|
Требования ФГОС и (или)
|
|
Требования
|
|
Требования к
|
|
Порядок разработки и
|
|
Основные источники и
|
|
Современное состояние
|
|
Организация
|
|
Возрастные особенности
|
|
Современные
|
|
Психолого-педагогические
|
|
Требования охраны труда
|
|
Меры ответственности за
|
|
Особенности научного и
|
2.3. Профессор кафедры при реализации в Университете системы контроля качества
образования обязан:
— участвовать в разработке и внедрении на
кафедре системы менеджмента качества;
— участвовать
в повышении результативности системы
менеджмента качества посредством
участия:
•
в разработке на
факультете соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по
вопросам результативности системы менеджмента качества;
•
в постоянном
проведении анализа системы контроля качества образования на факультете с
участием руководства факультета и заведующего кафедрой с целью оценки
возможности ее улучшения, обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и
результативности;
•
в установлении на
кафедре целей в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований федеральных государственных
образовательных стандартов к выпускникам.
2.4.Профессор кафедры в целях обеспечения научно-исследовательской работы
кафедры обязан:
— руководить
научно-исследовательской работой по научным направлениям работы кафедры
(смежным специальностям), организовывать ее деятельность; участвовать в
проведении научно-исследовательской работы на кафедре в соответствии с
утвержденным планом, рассматривать диссертации, представляемые к защите работниками
кафедры или соискателями ученой степени.
— привлекать к выполнению
научно-исследовательской работы в установленном порядке преподавателей,
учебно-вспомогательный персонал кафедры, аспирантов и обучающихся (студентов,
слушателей) кафедры и специалистов других структурных подразделений
Университета.
— руководить подготовкой
научно-педагогических кадров (аспирантов, докторантов и соискателей) на
кафедре.
— участвовать в обсуждении
диссертаций, представляемых к защите работниками кафедры или
другими соискателями.
— руководить научно-исследовательской работой обучающихся, оказывать
содействие в публикации её результатов, привлекать студентов к работе в научных
конференциях, научных обществах; организовать работу научного студенческого
кружка;
— обеспечивать повышение количества и качественного уровня своей
публикационной активности, в том числе в научной периодике, индексируемой в
российских и международных информационно-аналитических системах научного
цитирования (WEB of Science, Scopus и
т.д.);
— участвовать в обеспечении
достижения показателей по разделу «Научно-исследовательская работа кафедры»,
необходимых для аттестации кафедры без замечаний, в частности:
ü
во внедрении результатов НИР в образовательный
процесс на кафедре/клиническую практику (для клинических кафедр);
ü
в обсуждении результатов внедрения завершенных
научно-исследовательских работ;
ü
в конкурсах на получение финансирования для
проведения научно-исследовательских работ, в конкурсах на право получения
грантов;
ü
в выполнении кафедрой НИР, включенных в
комплексные программы отраслевых ведомств;
ü
в издании публикаций, защищенных и планируемых
кандидатских и докторских диссертаций в количествах достаточных для аттестации
кафедры;
ü
в обсуждении завершенных
научно-исследовательских работ и результатов возможности их внедрения;
ü
в создании интеллектуальной собственности;
ü
в опубликовании сведений о достигнутых научных
результатах;
ü
в подготовке научно-педагогических кадров;
2.5. Медицинская деятельность профессора кафедры.
Профессор кафедры, имеющий сертификат специалиста
либо свидетельство об аккредитации специалиста, осуществляющий практическую
подготовку обучающихся в соответствии со статьей 82
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», а вправе осуществлять медицинскую деятельность.
На профессора кафедры при осуществлении им медицинской деятельности
распространяются права, обязанности и ответственность медицинских работников.
2.5.1. При осуществлении кафедрой лечебной работы профессор кафедры
обязан (данный пункт распространяется на профессоров клинических кафедр,
которые выполняют лечебно-диагностическую работу):
—
участвовать в совместной деятельности
лечебно-диагностических подразделений
с кафедрой по оказанию диагностической, лечебной, консультативной помощи и
реабилитации больных;
—
участвовать в проведении плановых обходов,
консультаций больных в лечебно-диагностических подразделениях Клинического
центра для определения планов и тактики обследования и лечения с обязательной
отметкой в первичной медицинской документации;
—
участвовать в наблюдении тяжелых больных, в
консультативных приемах плановых больных; обеспечить надлежащее составление и
контроль над выполнением планов и тактик обследования и лечения;
—
участвовать в разработке и внедрении новых
методов диагностики, лечения и реабилитации
больных;
—
участвовать в целях повышения эффективности
лечебно-диагностического процесса и
внедрения новых медицинских
технологий в научно-практических конференциях, утренних клинических конференциях,
семинарах, консультациях, внутри и межкафедральных консилиумах, в том числе и
для наиболее сложных больных с обоснованием диагноза, планом обследования и
лечения;
—
участвовать в проведении паталогоанатомических
конференции по разбору летальных
исходов в базовом лечебно-профилактическом учреждении с анализом первичной
медицинской
документации с целью предупреждения врачебных ошибок, выработкой мер для
повышения
качества и эффективности медицинской помощи;
—
участвовать в осуществлении проведения
мероприятий, направленных на:
·
своевременное и широкое внедрение в практику
новых методов обследования и лечения больных, принципов лечебно-охранительного
режима, лечебного питания, методов лечебной физкультуры и восстановительной
терапии;
·
улучшение непосредственных и отдаленных
результатов лечения;
·
рациональное, обоснованное применение и
использование в лечении больных медикаментозных средств и средств традиционной
медицины;
·
эффективное использование коечного фонда;
—
обеспечить выполнение
санитарно-эпидемиологического режима в помещениях кафедры;
—
участвовать в лечебно-диагностической работе
соответствующих структурных подразделений Клинического Центра в установленном
порядке в целях обеспечения учебного процесса (как имеющий право на занятие
медицинской деятельностью).
2.5.2. Медицинская деятельность профессора кафедры представляет собой
профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению
медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,
проведению плановых обходов пациентов, консультированию больных, участию в
консилиумах. Профессор кафедры осуществляет проведение экспертной оценки по
системе контроля качества, разрабатывает новые методы диагностики, лечения и
реабилитации больных. Профессор клинической кафедры Университета (как
медицинский работник), работающий в медицинской организации (в Университете),
вправе осуществлять в УКБ без занятия врачебной должности медицинскую
деятельность, к которой относятся:
—
проведение медицинских экспертиз, медицинских
осмотров и медицинских освидетельствований, оказание медицинской помощи — как
комплекса мероприятий, включающих в себя предоставление медицинских услуг.
—
медицинское вмешательство или комплекс
медицинских вмешательств, направленных на
профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию;
—
медицинское вмешательство (диагностика, лечение)
— как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, имеющие
профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды
медицинских обследований и
(или) медицинских манипуляций.
При этом медицинская деятельность профессора исходит
из того, что функции:
·
по организации и непосредственному оказанию
пациенту медицинской помощи в период
наблюдения за ним и его лечения;
·
по организации своевременного квалифицированного
обследования и лечения пациента;
·
по предоставлению информации о состоянии здоровья
пациента, по требованию пациента или его законного представителя;
·
по приглашению для консультаций
врачей-специалистов, созыву консилиумов врачей;
·
по установлению диагноза, как основания для
всестороннего обследования пациента
возлагаются на лечащего врача.
2.6. Профессор кафедры по вопросам организации труда обязан:
—
участвовать в работе кафедры в точном
соответствии с трудовым законодательством, не
допускать нарушений трудовых прав иных работников;
—
выполнять поручения руководства Университета;
—
выполнять
правила охраны труда,
пожарной безопасности, требования техники
безопасности, незамедлительно сообщать
непосредственному руководителю о
возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей,
сохранности имущества Университета (в том числе имущества третьих лиц,
находящегося у Университета, если Университет несет ответственность за
сохранность этого имущества).
—
контролировать выполнение обучающимися кафедры
правил по охране труда, пожарной
безопасности, требования техники безопасности, при проведении учебных занятий
по курируемым
дисциплинам и научным исследованиям.
—
постоянно повышать свою квалификацию, каждые 5
лет проходить повышение квалификации как педагогический работник.
—
осуществлять контроль над сроками окончания
действия своих квалификационных категорий, сертификатов специалиста и трудового
договора. Обеспечить своевременное предупреждение заведующего кафедрой об
истечении сроков действия указанных документов, своевременно предоставлять (в
том числе и по требованию администрации Университета) необходимые документы для
подтверждения квалификационной категории и получения сертификатов специалиста (для
сотрудников клинических кафедр);
— немедленно
после получения предоставлять в отдел кадров документы о повышении
квалификации, о присвоении квалификационной категории, о присвоении ученых
степеней и званий;
—
своевременно предоставлять все необходимые
документы для участия в объявленном конкурсном отборе на замещение
педагогических должностей;
—
своевременно предоставлять необходимые документы
для заключения трудового договора в
связи с избранием по конкурсу;
—
своевременно прибывать в отдел кадров для
оформления изменений условий работы;
—
не выезжать в поездки вне места нахождения
Университета без официального оформления командировки или отпуска;
—
предоставлять в отдел кадров заявления о
направлении в командировки в срок не менее чем за 10 календарных дней до дня
начала командировки;
—
являться в отдел кадров Университета перед
визированием заявлений по трудовым вопросам (оплата труда, совместительство,
совмещение, увеличение объема работы, прием, увольнение, сроки трудового
договора и т.д.);
—
не допускать нарушений действующего
законодательства, в т.ч. Трудового кодекса РФ, Закона РФ «Об образовании»,
—
участвовать в проведении работы по укреплению
трудовой дисциплины на кафедре;
—
соблюдать трудовую дисциплину, настоящие
должностные обязанности, а так же обязанности, предусмотренные Положением о
кафедре, и иными актами Университета;
—
не допускать фактов не соответствия действий в
рамках выполнения должностных обязанностей требованиям законодательства,
локальным актам Университета, установленным правилам и нормам;
—
нести ответственность за соблюдение
законодательства в области охраны труда и соблюдения техники безопасности на
кафедре;
—
при отсутствии в течение рабочего времени
учебных занятий у профессора кафедры выполнять в течение установленной
продолжительности рабочего времени виды деятельности, предусмотренные
индивидуальным планом;
—
уведомлять заведующего кафедрой о возникновении
обстоятельств, явившихся причиной своего отсутствия на работе, не позднее дня,
следующего за днем возникновения обстоятельств, в т.ч. для организации замены
работника другим сотрудником без ущерба для обеспечения учебного процесса
кафедры;
—
исполнять доведенные до сведения заведующим
кафедрой приказы, распоряжения,
инструкции, методические рекомендации вышестоящих органов и должностных лиц;
—
проходить в установленные сроки периодические
медицинские осмотры;
2.7. Профессор кафедры обязан:
·
Не использовать слова и выражения не
соответствующие нормам современного русского литературного языка, в том числе
нецензурную брань;
·
Не допускать грубое отношение, включая
физическое воздействие, к работникам Университета, обучающимся Университета,
пациентам и посетителям;
·
Не курить в любых помещениях Университета и возле зданий Университета на территории
земельных участков, находящихся в пользовании Университета, в том числе не
курить кальян с применением табачных
либо нетабачных смесей;
·
Не употреблять (распивать) в помещениях
Университета и возле зданий Университета на территории земельных участков,
находящихся в пользовании Университета,
и (или) не хранить спиртные напитки, пиво и другие спиртосодержащие
напитки;
·
Не употреблять, не хранить и не распространять (продавать)
в помещениях Университета токсические, наркотические и иных вещества и
предметы, оборот которых ограничен или запрещен действующим законодательством;
III. Обязательные показатели эффективности деятельности профессора
кафедры
Обязательными показателями эффективности деятельности профессора
кафедры являются:
3.1. По учебной (преподавательской) работе: выполнение объема учебной нагрузки на учебный
год, установленного приказом ректора и индивидуальным планом профессора
кафедры.
3.2. По методической работе:
3.2.1. Полная обеспеченность
компонентов образовательных программ (рабочих программ дисциплин РПД, практик
ПП, государственной итоговой аттестации ГИА), реализуемых кафедрой и
закрепленных индивидуальным планом преподавателя.
3.2.2. Ежегодное размещение
актуализированного полного комплекта компонентов образовательных программ,
реализуемых кафедрой, в том числе материалов занятий лекционного типа на Едином
образовательном портале Университета (форма- он-лайн, оф-лайн).
3.2.3. Наличие, качество и многовариативность фонда
оценочных средств (ФОС), закрепленных индивидуальным планом преподавателя:
·
при контингенте обучающихся по образовательной
программе менее 100 человек – не менее 300 оценочных средств по каждой
дисциплине объемом 3 и менее зачетных единиц, не менее 500 оценочных средств по
каждой дисциплине объемом более 3 зачетных единиц, не менее 100 оценочных
средств по каждой практике;
·
при контингенте обучающихся 100 и более человек
— не менее 1000 ОС по каждой дисциплине объемом 3 и менее зачетных единиц, не
менее 3000 ОС по каждой дисциплине объемом более 3 зачетных единиц, не менее
1000 ОС по практике.
3.2.4. Ежегодное размещение и актуализация ФОС на Едином образовательном
портале Университета (форма- он-лайн, оф-лайн) закрепленных индивидуальным
планом преподавателя.
3.2.5. Публикация не реже 1 раза в
3 года учебного издания (учебника, учебного пособия)/раздела учебного издания
(учебника, учебного пособия). Ежегодная
актуализация методических материалов для преподавателей и обучающихся по
реализуемым кафедрой компонентам ОП закрепленным индивидуальным планом
преподавателя.
3.2.6. Ежегодное размещение и актуализация электронных версий учебных
изданий и методических материалов по реализуемым кафедрой компонентам ОП,
закрепленным индивидуальным планом преподавателя, на Едином образовательном
портале Университета (форма- он-лайн, оф-лайн).
3.3. По научной работе:
3.3.1 Представление результатов научной работы в виде публикации статей в
рецензируемых научных изданиях, индексируемых системами Web of Science и/или Scopus (не менее 3 в год, из
них 2 публикации в журналах с импакт-фактором не менее 1,5)3.3.2. Публичное
представление результатов научной работы в виде выступления с докладом на
научном мероприятии (не менее 1 в год).
3.3.3. Курация научно-исследовательской работы: научное руководство диссертацией на соискание
степени кандидата наук, за исключением научного руководства аспиранта при
реализации компонента «Научно-исследовательская работа»
образовательной программы/ Научное консультирование диссертации на соискание
степени доктора наук/ Руководство научной работой обучающихся, не
предусмотренной ОП (руководство научным кружком).
3.3.4 Выполнение экспертной
научной работы: официальное
оппонирование при защите диссертации/ Рецензирование научных работ.
3.4. По воспитательной работе: участие в мероприятиях, предусмотренных
планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и
иных мероприятий, проводимых с обучающимися
не реже 1 раза в год.
IV. Права профессора кафедры
4.1. При осуществлении должностных обязанностей профессор
кафедры имеет право:
—
принимать решения в пределах своей компетенции;
—
участвовать в работе выборных органов или
структурных подразделений Университета по вопросам, относящимся к деятельности
кафедры, факультета.
—
присутствовать на любых видах учебных занятий по
выбору, а также на экзаменах и зачетах
по курируемым дисциплинам;
—
участвовать в организуемых в рамках тематики
направлений исследований кафедры
семинарах, совещаниях и конференциях, в том числе и международных.
—
участвовать в определении содержания учебных
курсов в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
—
выбирать методы и средства проведения научных
исследований, отвечающие мерам
безопасности;
—
участвовать в обсуждении и решении вопросов
деятельности Университета в части,
относящейся к исполнению должностных обязанностей;
—
осуществлять выбор современных технических
средств обучения при проведении учебных
занятий и обеспечивать возможности их использования.
—
вносить предложения администрации Университета
по вопросам организационного и
материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания
содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и реализации прав, направленные на
улучшение
работы кафедры;
Профессор
кафедры так же вправе самостоятельно определять формы и методы своей работы, не
противоречащие действующему законодательству и локальным актам Университета.
4.2.
Как работник Университета профессор кафедры также имеет право:
—
участвовать в оказании платных образовательных
услуг, в установленном в Университете порядке;
—
на своевременную и в полном объеме выплату
заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда,
количеством и качеством выполненной работы;
—
на полную достоверную информацию об условиях
труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
—
на профессиональную подготовку, переподготовку и
повышение своей квалификации;
—
на защиту своих трудовых прав, свобод и законных
интересов всеми не запрещенными законом способами; на разрешение индивидуальных
и коллективных трудовых споров;
—
на возмещение вреда, причиненного ему в связи с
исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда; обязательное
социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
V. Ответственность профессора
кафедры
4.1.
Профессор кафедры несет ответственность за деятельность кафедры в пределах
своих
полномочий,
в том числе:
—
за не выполнение Устава Университета, Положения
о кафедре, локальных актов
Университета по вопросам деятельности кафедры;
—
за нарушения или низкое качество при
осуществлении учебной, методической, лечебной (для клинических кафедр) и научно
— исследовательской работы кафедры;
—
за не соответствие действующему законодательству
и локальным актам Университета действий при исполнении ими своих должностных
обязанностей;
—
за ненадлежащее исполнение или неисполнение
своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной
инструкцией, приказами, распоряжениями, локальными актами Университета — в
пределах, определенных Трудовым Кодексом Российской Федерации;
—
за совершение поступков, определенных ст. 336
Трудового кодекса РФ и п.4 ст. 56 Закона РФ «Об образовании»;
—
за правонарушения, совершенные в процессе
осуществления своей деятельности, в пределах, определенных административным,
уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации;
—
за причинение материального ущерба — в пределах,
определенных трудовым и гражданским законодательством Российской
Федерации;
Должностные инструкции
Должностные инструкции для профессорско-преподавательского состава:
- Должностная инструкция заведующего кафедрой (Скачать.doc)
- Приказ ректора №834 от 30.05.2022 «Об утверждении должностных инструкций ППС» (Скачать.pdf)
- Лист ознакомления с должностной инструкцией ППС (ассистента, доцента, профессора) (Скачать.doc)
- Лист ознакомления с должностной инструкцией (преподаватели, ст.преподаватели) (Скачать .docx)
- Приказ №376 от 12.04.2023г. Об утверждении должностных инструкций заместителей директоров и деканов по молодежной политике и воспитательной деятельности (Скачать.pdf)
- Приказ №721 от 24.07.2023 «О внесении изменений в приказ от 30.05.2022 №834» (Скачать .pdf)
Типовые должностные инструкции для учебно-вспомогательного персонала:
- Должностная инструкция концертмейстера (Скачать.doc)
- Должностная инструкция специалиста по учебно-методической работе (Скачать.doc)
- Должностная инструкция инженера кафедры (Скачать.doc)
- Должностная инструкция лаборанта (Скачать.doc)
- Должностная инструкция старшего лаборанта (Скачать.doc)
- Должностная инструкция заведующего лабораторией (Скачать.doc)
- Должностная инструкция учебного мастера (Скачать.doc)
- Должностная инструкция заместителя директора по молодежной политике и воспитательной деятельности (Скачать.pdf)
- Должностная инструкция заместителя декана по молодежной политике и воспитательной деятельности (Cкачать.pdf)
- Листы ознакомления c должностной инструкцией заместителя директора по МПиВД, заместителя декана по МПиВД (Скачать.doc)
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Профессор кафедры относится к категории специалистов.
1.2 На должность профессора кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и соответствующее одному из следующих требований:
— иметь ученое звание профессора по профилю кафедры;
— иметь ученую степень доктора наук, стаж педагогической работы в вузе не менее трех лет, являться автором (соавтором) учебника (учебного пособия), учебно-методических работ, иметь аспирантов или соискателей;
— иметь ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента (старшего научного сотрудника) по профилю кафедры, стаж педагогической работы в вузе не менее 10 лет, быть автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее трех учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендуемых к использованию Министерством образования РФ, другими министерствами и ведомствами РФ, изданных в течение последних семи лет: иметь подготовленного кандидата наук и иметь аспирантов или соискателей;
— быть привлеченным вузом к педагогической деятельности крупным специалистом, иметь ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента, стаж практической работы по профилю кафедры не менее пятнадцати лет, стаж педагогической работы в вузе не менее одного года, иметь учебно-методические и научные работы, являться автором учебника (учебного пособия) или соавтором не менее трех учебников (учебных пособий) для вузов, рекомендуемых к использованию Министерством образования РФ, другими министерствами и ведомствами РФ, изданных в течение последних семи лет; иметь подготовленного кандидата наук и иметь аспирантов или соискателей.
1.3 Должность профессора кафедры является выборной. На эту должность избираются лица, из числа квалифицированных специалистов соответствующего профиля, имеющих ученую степень или звание. Порядок выборов на указанную должность определяется Положением о прядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ. Избранный профессор назначается на должность приказом ректора университета.
1.4 Профессор кафедры должен знать:
- Конституцию РФ;
- Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
- Конвенцию о правах ребенка;
- Педагогику, педагогическую психологию;
- Основы физиологии, гигиены;
- Теорию и методы управления образовательными системами;
- Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
- Организацию методической, научно-методической работы;
- Организацию научных исследований;
- Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
- Культуру общения и служебной этики.
1.5 В своей деятельности профессор руководствуется:
- законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ «Об образовании»;
- федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
- нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
- уставом университета;
- коллективным договором;
- правилами внутреннего распорядка университета;
- положением о факультете университета;
- положением о кафедре;
- приказами ректора;
- распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
- настоящей должностной инструкцией.
1.6 Профессор кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.
1.7 Замещение должности профессора кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.
2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Профессор кафедры обязан:
2.1 Осуществлять планирование, организацию и контроль учебной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.
2.2 Организовывать или руководить научной или научно-исследовательской работой по профилю кафедры.
2.3 Участвовать в научно-методической работе по вопросам профессионального образования.
2.4 Читать лекции по курируемым дисциплинам.
2.5 Осуществлять контроль качества проведения всех видов учебных занятий и всех форм контроля, проводимых преподавателями кафедры по курируемым им дисциплинам.
2.6 Разрабатывать рабочие программы или руководить разработкой рабочих программ по курируемым дисциплинам.
2.7 Принимать личное участие в научно-методической работе кафедры в составе методической комиссии по специальности или научно-методического совета факультета (института), университета.
2.8 Контролировать методическое обеспечение курируемых дисциплин.
2.9 Руководить подготовкой учебников, учебных пособий, конспектов лекций, методических указаний и другого методического материала по курируемым дисциплинам и осуществлять руководство подготовкой их к изданию.
2.10 Организовывать и руководить на кафедре научно-исследовательской работой студентов, студенческим научным обществом.
2.11 Принимать участие в повышении квалификации научно-педагогических работников кафедры, оказывать методическую помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством и профессиональными навыками.
2.12 Руководить подготовкой научно-педагогических кадров по профилю кафедры.
2.13 Организовывать и планировать самостоятельную работу студентов по курируемым дисциплинам.
2.14 Проводить семинары по научной организации педагогического труда.
2.15 Руководить профориентационной работой со школьниками по специальностям кафедры.
2.16 Участвовать в пропаганде научно-технических, социально-экономических и правовых знаний среди населения.
2.17 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности.
2.18 Контролировать выполнение студентами и работниками кафедры правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий по курируемым дисциплинам и научных исследований по курируемым направлениям.
2.19 Принимать участие в развитии материально-технической базы кафедры.
2.20 Своевременно оповещать руководство кафедры факультета (института) о невозможности выполнить обусловленную трудовым договором и расписанием учебных занятий работу.
2.21 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения служебного задания учебники, монографии, учебные пособия, патенты, методические разработки, рабочие программы и другие виды интеллектуальной собственности.
3 ПРАВА
Профессор кафедры имеет право:
3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета и факультета (института).
3.2 Участвовать в работе любого выборного органа или структурного подразделения университета, где обсуждаются и решаются вопросы, относящиеся к деятельности кафедры.
3.3 Вносить предложения по корректировке плана работы кафедры, планов работы преподавателей, рабочих программ, другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.
3.4 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.
3.5 Посещать все виды учебных занятий, а также экзамены и зачеты по курируемым дисциплинам, проводимые преподавателями кафедры, вносить, при необходимости, предложения по улучшению организации учебных занятий.
3.6 На условиях штатного совместительства лично руководить или заниматься научной деятельностью, финансируемой за счет привлечения средств предприятий или организаций.
3.7 Привлекать в установленном порядке к выполнению научных исследований преподавательский состав и учебно-вспомогательный персонал кафедры, а также студентов, а при необходимости, сотрудников других кафедр университета, иных организаций и предприятий.
3.8 Подбирать кандидатов в аспиранты и представлять их в установленном порядке к утверждению.
3.9 Руководить подготовкой аспирантов и соискателей
3.10 Выбирать методы и средства обучения, излагать учебный материал по своим методикам, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.
3.11 Вносить заведующему кафедрой предложения о представлении студентов и аспирантов за успехи в учебе и активное участие в НИР к различным формам морального и (или) материального поощрения, вносить предложения о наложении взыскания на студента.
3.12 Пользоваться бесплатно услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с уставом университета и коллективным договором.
3.13 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.
4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Профессор кафедры несет ответственность за:
4.1 Низкий уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по курируемым дисциплинам.
4.2 Низкое качество подготовки студентов по курируемым дисциплинам.
4.3 Реализацию образовательно-профессиональной программы в меньшем объеме, чем запланировано в учебном плане и графиком учебного процесса.
4.4 Низкое качество профессиональной подготовки аспирантов и соискателей.
4.5 Нарушение прав и академических свобод студентов и работников кафедры.
4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.
4.7 Не обеспечение безопасных условий труда работников кафедры и студентов при проведении учебных занятий по курируемым дисциплинам.
4.8 Невыполнение обязанностей, предусмотренных уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.
4.9 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
5.1 Профессор кафедры принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.
5.2 Профессор кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе, проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив его разрешение на выполнение.
5.3 Профессор кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц администрации университета и института (факультета), не перечисленных в п. 5.1 и п. 5.2, только при наличии резолюции заведующего кафедрой (своего непосредственного начальника).
5.4 Профессор кафедры может отдавать распоряжения, касающиеся учебного процесса, преподавателям, ведущим занятия по курируемым им дисциплинам.
5.5 Профессор кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.
5.6 Профессор кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения учебного процесса и научно-исследовательской деятельностиа