Должностная инструкция помощника следователя следственного комитета

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

(в ред. Приказа СК России от 28.01.2019 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.

(в ред. Приказа СК России от 28.01.2019 N 5)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

На страже прав и свобод россиян уже долгое время стоит Следственный комитет (СК РФ) — важнейший правоохранительный орган. Целью его работы является своевременное предотвращение нарушений закона, наказание виновных, защита гражданских интересов и многое другое. О сотрудниках правоохранительной системы можно говорить очень долго. Ведь представленная сфера является невероятно обширной и сложной. В нашей статье будет рассказано о лице, только начинающем работу в СК РФ. Речь пойдет о помощнике следователя.

Следственный комитет: особенности работы

Не стоит думать, что помощник следователя — это некий доктор Ватсон, разгадывающий вместе со знаменитым следопытом сложные задачи. Если говорить начистоту, то стажер почти не играет никакой роли в работе специалиста. Это даже не правая, а левая рука сотрудника СК. В большинстве случаев стажер оформляет документацию, играет роль курьера, а также выполняет различные мелкие поручения своего непосредственного начальника. Все остальное время помощник следователя наблюдает за работой своего руководителя.

Если человек, недавно закончивший учебу, действительно хочет посвятить свою жизнь сыскному делу, то основной его обязанностью на первых этапах работы будет постоянное и внимательное наблюдение за профессиональной деятельностью своего наставника.

Помощник следопыта должен иметь юридическое образование. В своей работе он руководствуется статьями 144-145 УПК РФ, в которых сказано, что стажеру не дозволяется самостоятельное расследование серьезных уголовных дел. При этом работник должен исполнять все законные поручения своего наставника.

Закон о младших сотрудниках в СК РФ

В 2010 году был принят Федеральный закон № 403-ФЗ, регламентирующий работу Следственного комитета. В статье № 16 этого Закона указываются требования, которые должны предъявляться к гражданам, желающим трудиться в СК РФ.

Первое и основное требование — это наличие российского гражданства и высшего юридического образования. Юридическая программа, по которой обучался гражданин, должна быть аккредитована по специальности, близкой к следственному делу. При приеме на работу учитываются нравственные и профессиональные качества будущего сотрудника, его психическое и физическое здоровье.помощник следователя

Закон гласит, что помощником следователя может стать даже студент юрфака. Важно только, чтобы он не имел задолженностей по учебе, а срок получения образования составлял не менее полугода.

В пункте 4 статьи 16 рассматриваемого Закона прописаны признаки, при наличии которых человек не может быть взят на работу в Следственный комитет. Здесь стоит отметить полную или ограниченную недееспособность, неснятую судимость, уголовное преследование, наличие серьезных заболеваний, близкое родство с сотрудником СК РФ, наличие иного гражданства, кроме российского, а также отказ от процедуры оформления допуска. В последнем случае речь идет о непредставлении соответствующих документов, по которым Следственный комитет может принимать на работу.

Организация профессиональной деятельности

СК РФ работает согласно приказу от 4 мая 2011 года. В нем говорится, что привлечение молодых специалистов на должность общественных помощников представляет собой одну из форм взаимодействия правоохранительной системы с широкой общественностью. В результате такого взаимодействия качественно реализуется кадровая политика.

Совместная реализация функций общественных помощников следователя с правоохранительными органами полезна для обеих сторон взаимодействия. Профессионалам в СК оказывается организационно-техническая помощь, в результате чего вся правоохранительная система начинает работать быстрее и эффективнее. Отдельные же общественные деятели удовлетворяют свои потребности в формировании ценного трудового опыта.

Вопрос о том, как стать помощником следователя, сегодня имеет особую актуальность. На самом деле нет ничего сложного в поступлении на работу в СК. Достаточно лишь одного направления с характеристиками от университета.

Студенты или бакалавры, допущенные к работе в комитете, могут заранее ознакомиться с рабочей обстановкой в области охраны права. Параллельно с изучением теоретического материала происходит выработка профессиональных навыков. Молодые специалисты имеют возможность следить за работой своих наставников, исполнять мелкие поручения, знакомиться с базой правовых документов и т. д. На сегодняшний день имеются все необходимые условия для качественного формирования начальных навыков в области следственного дела.

Задачи помощника следователя

Объем полномочий и задач стажера определяется Федеральным законом. При этом конкретные цели возлагаются непосредственным руководителем помощника. Согласно закону, младшие сотрудники в рассматриваемой системе органов занимаются оказанием информационной, организационной и технической помощи следователю. Большая часть работы связаны с подготовкой проектной документации.общественный помощник следователя

В обязанности помощника следователя в полиции, СК РФ или прокуратуре входит оперативное информирование своего начальства о проблемах и необычных обстоятельствах, возникающих по ходу работы. В свою очередь, сами сотрудники должны спокойно и грамотно разъяснить стажеру все проблемные моменты.

За свои деяния помощник следователя несет ответственность. В зависимости от причиненного ущерба, ответственность может быть дисциплинарной, материальной, административной или даже уголовной.

Обязанности помощника следователя

Требования к работе стажеров в СК, объем основных задач и полномочий — все это обозначено в общих положениях Федерального закона. А что можно рассказать о конкретных обязанностях помощников следователей?

Закон гласит, что самой важной обязанностью любого стажера в Следственном комитете является качественное исполнение всех законных требований, приказов и просьб начальства. Совместно со специалистами в области розыска помощники должны осуществлять проверку материалов по уголовным делам. Документы поступают из нижестоящих правоохранительных инстанций. В обязанности работников СК входит проверка материалов на наличие в них нарушений закона. «Мелкие» дела, как правило, поручаются помощникам следователей. Также они выполняют определенный комплекс мероприятий, имеющий характер доследственной проверки поступивших заявлений.следователь следственного комитета

В соответствии с законом, помощники следователя обязаны реализовывать розыскные мероприятия совместно со своими руководителями. Изучается личность обвиняемого, устанавливаются причины и условия для нарушения закона, проводится опрос свидетелей и т. д.

Еще одной важной обязанностью помощника следователя является поддержание связей с общественностью. Данная функция имеет очень обширный, а порой даже размытый характер. Стажеры Следственного комитета могут докладывать уголовные дела в трудовых коллективах, просвещать общественность о недопустимости нарушения закона, знакомить коллег-студентов с работой в правоохранительных органах и т. д.

Помощнику следствия строго запрещается разглашать сведения, полученные от начальства по отдельным уголовным делам. В ходе расследования нельзя получать какие-либо материальные ценности, подарки, услуги и т. д. Наконец, само поведение младшего сотрудника в СК РФ должно соответствовать нормам морали, нравственности и профессиональной этики.

Таким образом, рассматриваемый специалист обладает достаточно большим количеством обязанностей. Однако у многих возникает проблема: разнятся ли объемы полномочий у следователей в зависимости от места работы в правоохранительной системе? Такой вопрос уже неактуален для всех юристов, в том числе и для помощников следователя.

Прокуратура, ОВД (полиция), различные правоохранительные комитеты и, конечно же, СК РФ — до недавнего времени все эти органы имели при себе небольшие комиссии, в которых работали сыщики. Так, следователь прокуратуры значительно отличался от такого же работника, но в ОВД. Несколько лет назад подобная дифференциация исчезла. Отныне все работники следствия сосредоточены только в СК РФ.

Чем занимается помощник следователя?

Давно известно, что в законе прописано множество норм, которые далеко не всегда соблюдаются на практике. В большинстве случаев до помощников следователя в правоохранительных органах нет никакого дела. Младших сотрудников оставляют с горами документов, которые необходимо оформить и сдать в определенный срок. И в этом заключается большая ошибка сегодняшних правоохранителей. Новых специалистов не следует игнорировать, при этом жалуясь на них как на «лишний балласт». Вся следственная система будет качественно преобразована только в том случае, если молодым сотрудникам начнут уделять особое внимание.правовой статус

И все же, как обстоят дела сегодня? Что с наибольшей долей вероятности будет ожидать студентов юрфака, изъявивших желание пройти практику в Следственном комитете? Можно сформировать распространенную, даже немного избитую картину.

Есть провинциальный орган СК РФ, куда каждый день поступает множество жалоб и обращений. Настоящих следователей здесь не так много, в лучшем случае — человек десять. Одному из них приходит новое задание: проверить юридическое лицо на предмет финансовых преступлений. Возмущенный работник СК, у которого и так висит множество незаконченных дел, вспоминает о наличии у себя общественного помощника следователя. И вот появляется долгожданная возможность избавиться хотя бы от части возложенных обязанностей. Занятой следователь посылает разбираться помощника, а сам уделяет внимание более сложным делам. И это еще не самый худший случай. Зачастую младшие сотрудники и вовсе не понимают, что им следует делать, а потому чувствуют себя ненужными.

Неэффективная организация работы с младшими сотрудниками является следствием большой загруженности, излишней бюрократии и малого контроля со стороны начальства. Радует одно: устроиться помощником следователя сегодня не так уж и сложно. О том, как именно это можно сделать, будет рассказано далее.

Как устроиться помощником следователя?

Как правило, в СК РФ идут студенты, или же граждане, недавно окончившие юридический факультет. Если человек еще учится, то о практике в правоохранительной системе следует договориться с начальством факультета. Скорее всего, будет заключен трудовой договор. Работа помощником в СК поможет не только набраться ценных знаний и умений, но и приобрести рабочий стаж. В результате по окончании университета правовой статус «помощника» может отпасть, и работник станет полноценным сотрудником.как стать помощником следователя

Если же человек уже окончил учебу, то в Следственный комитет можно будет устроиться общественным помощником. Отличие простого работника от общественного заключается лишь в порядке подачи некоторых документов. Однако во всех случаях представители СК могут устроить новичку небольшой экзамен. Будут проверяться знания по гражданскому, конституционному, и, конечно же, по уголовному праву.

Следственный комитет охотно принимает новые кадры. Связано это, однако, не со страстным желанием организовать качественную работу с молодыми сотрудниками, а с необходимостью заполнить ведомости. Когда в документах указана ротация или набор новых кадров, федеральное начальство остается довольным. Безусловно, далеко не во всех органах СК РФ все настолько равнодушны к новым кадрам. Однако прослеживается тенденция, которая указывает на слабые связи сотрудников следственного комитета МВД с помощниками следователя и стажерами.

Особенности профессии

Помощником следователя стать не так уж и сложно. Студенты или выпускники, готовые работать с горами документов, вряд ли будут лишними. Но так ли легко стать сыщиком? Какими качествами должен обладать стажер в правоохранительных органах, чтобы получить желанную должность?помощник следователя полиции

Как бы странно и пафосно это ни звучало, но хороший следователь в современном мире должен быть чуть ли не гением. Почему именно так? Неужели одних лишь знаний в области юриспруденции будет недостаточно? К сожалению, нет. Можно помнить наизусть все правовые кодексы, но без знаний и логических умений долго проработать в СК не получится. Будущих сотрудников обучают специальной методологии сыска. Однако недостаточно знать все способы следствия наизусть. Куда важнее правильно их применять, грамотно сопоставлять между собой и находить в них проблемные места.

Специалистам в области следствия непозволительно совершать ошибки. Любая оплошность может обернуться полным провалом и крахом всего дела. Мало того, что преступники останутся на свободе, могут пострадать и ни в чем не повинные люди. Именно поэтому сыщик должен обладать железным спокойствием, логическим мышлением и умением общаться с самыми разными людьми.

Координация деятельности

Стажеру в СК РФ следует учесть, что следователи постоянно взаимодействуют с множеством профессиональных инстанций. Это органы дознания, криминалисты, медицинские и судебные экспертные группы, прокуратура, полиция и многое другое. Более того, необходимо вести допрос свидетелей. Делать это следует таким образом, чтобы раздобыть как можно больше полезной и нужной информации.

Какой вывод стоит сделать помощнику следователя для приобретения желанного правового статуса? Одной лишь учебы и практики будет совершенно недостаточно. Необходимо постоянно самосовершенствоваться, читать профессиональную литературу, развивать логическое мышление и наблюдать за работой специалистов. Научиться сыскному делу можно лишь в том случае, если есть желание и мотивация. Благо, удовлетворить эти чувства позволяют обширные полномочия помощника следователя.

О важности работы в Следственном комитете

Следователь — профессия очень важная. Вряд ли кто-то будет это отрицать. Однако далеко не каждый гражданин сможет рассказать, чем именно так важна рассматриваемая специальность.

Определять ценность профессии можно с двух позиций: с точки зрения общества и с позиции самого работника. Для общества СК представляет собой орган, который постоянно стоит на страже правопорядка и закона. Работники СК защищают интересы, права и свободы каждого российского гражданина. Именно благодаря следователям раскрываются экономические и уголовные преступления, предотвращаются правонарушения, ограничивается свобода опасных для социума элементов.помощник следователя прокуратуры

Теперь же стоит обратить внимание на преимущества профессии с позиций следователя. Первым достоинством является престиж. К следователям сегодня относятся с большим уважением. Наверное, нет ни одного человека, что не сравнивал бы работника СК с героем рассказов Конан Дойла.

Второе достоинство — это заработная плата. Сегодня она гораздо выше, чем у любых других работников. Следователи много и усердно трудятся, а потому получают достойное вознаграждение. О зарплате помощника следователя, к сожалению, говорить не приходится. Здесь все зависит от того, кто именно работает стажером — общественный деятель, студент, выпускник юрфака или любое другое лицо. Студентом зачастую даже не платят — ведь речь идет об учебной практике. Окончившие вуз лица получают зарплату в зависимости от региона, рабочего графика, штатного расписания и т. д. Средняя зарплата помощника следователя в России совсем невелика — порядка 20 тыс. рублей.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 4 мая 2011 г. N 74

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ
СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному управлению обеспечения деятельности Следственного комитета организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утвержденным отдельным организационно-распорядительным документом — актом Следственного комитета.

4. Управлению кадров:

осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров Следственного комитета;

разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;

организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов Следственного комитета по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

в приоритетном порядке по направлению ректоров привлекать к участию в работе следственных органов Следственного комитета на общественных началах студентов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета после второго года обучения;

допускать граждан, имеющих высшее юридическое образование, студентов юридических факультетов организаций высшего образования после второго года обучения, к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки; исключать случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;

вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;

осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений Следственного комитета в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа Следственного комитета;

положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;

каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель
Следственного комитета
Российской Федерации
А.И.БАСТРЫКИН

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов Следственного комитета из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

не имеющее гражданство другого государства;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа Следственного комитета на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника Следственного комитета, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлениях), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган Следственного комитета), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета (далее — следственные органы Следственного комитета).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа Следственного комитета и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа Следственного комитета с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета представляются:

рапорт следователя следственного органа Следственного комитета о согласии с допуском лица к исполнению обязанностей его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники);

автобиография кандидата в общественные помощники;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

копии диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведения об успеваемости;

копия трудовой книжки (при наличии);

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086/у, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров) <1>;

———————————

<1> Обучающимися образовательных организаций высшего образования Следственного комитета Российской Федерации медицинское заключение о состоянии здоровья может быть представлено в копии, в случае, если срок действия указанного заключения на момент их представления не истек.

заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий;

письменное согласие на обработку персональных данных;

справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная Министерством внутренних дел Российской Федерации;

документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик);

письменное обязательство гражданина, являющегося общественным помощником, о неразглашении персональных данных граждан и сотрудников Следственного комитета, а также данных предварительного расследования, ставших известными ему при осуществлении своих обязанностей.

11. При поступлении указанных документов кадровое подразделение Следственного комитета либо должностное лицо Следственного комитета, в должностные обязанности которого входят вопросы кадрового обеспечения:

проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники с учетом возможностей других правоохранительных и иных государственных органов;

организовывает проведение психологического и психофизиологического исследований кандидата в общественные помощники с использованием полиграфа.

12. По результатам проверочных мероприятий, а также психологического и психофизиологического исследований кадровое подразделение Следственного комитета готовит заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к осуществлению деятельности общественного помощника.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске к деятельности в качестве общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

16.1. Следственный орган Следственного комитета, формирующий дело кандидата к осуществлению деятельности общественного помощника, в случае заключения о невозможности допуска обучающегося в образовательной организации высшего образования Следственного комитета к деятельности в качестве общественного помощника, незамедлительно направляет указанную информацию в управление кадров Следственного комитета и образовательную организацию высшего образования Следственного комитета, в которой проходит обучение кандидат.

Ректорам образовательных организаций высшего образования Следственного комитета необходимо своевременно направлять дела кандидатов к осуществлению деятельности общественного помощника (из числа обучающихся по программам специалитета) в следственные органы Следственного комитета, в которых планируется осуществление их деятельности в качестве общественных помощников.

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов Следственного комитета, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 4 мая 2011 г. N 74

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ

СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации кадровой политики, направленной на обеспечение отбора квалифицированных кадров, повышение эффективности практической подготовки резерва кадров, более полного изучения кандидатур лиц, зачисляемых в резерв кадров Следственного комитета Российской Федерации, а также успешной профессиональной адаптации кандидатов к следственной работе, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации», приказываю:

1. Развивать и совершенствовать институт общественных помощников следователей в системе Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет).

2. Утвердить прилагаемое Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации.

3. Главному управлению обеспечения деятельности Следственного комитета организовать изготовление в необходимом количестве удостоверений общественных помощников следователей в соответствии с образцом, утвержденным отдельным организационно-распорядительным документом — актом Следственного комитета.

4. Управлению кадров:

осуществлять координацию деятельности следственных органов Следственного комитета по отбору и привлечению к работе следственных органов на общественных началах студентов старших курсов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования и иных лиц, которые в дальнейшем могут быть зачислены в резерв кадров Следственного комитета;

разработать образцы документов, необходимых для оформления кандидата в общественные помощники следователя и ведения его личного дела, а также методические рекомендации по вопросам оформления кандидатов в общественные помощники следователя, учета и контроля деятельности общественных помощников следователей в период исполнения полномочий;

организовать получение по итогам каждого полугодия отчетных документов следственных органов Следственного комитета по организации работы с общественными помощниками следователя, проводить их анализ и составлять полугодовые отчеты (аналитические справки) о состоянии работы с общественными помощниками следователей и контроля за их деятельностью, а также эффективности использования этого института в формировании кадрового резерва.

5. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:

в приоритетном порядке по направлению ректоров привлекать к участию в работе следственных органов Следственного комитета на общественных началах студентов образовательных организаций высшего образования Следственного комитета после второго года обучения;

допускать граждан, имеющих высшее юридическое образование, студентов юридических факультетов организаций высшего образования после второго года обучения, к выполнению функций общественных помощников следователя после тщательного отбора кандидатов и проведения надлежащей проверки; исключать случаи назначения общественными помощниками следователя лиц, не соответствующих предъявляемым требованиям;

вести строгий контроль за деятельностью общественных помощников следователя, качеством и порядком выполнения ими порученных мероприятий;

осуществлять оформление, выдачу и учет удостоверений общественного помощника следователя, контроль за их использованием; при выявлении фактов использования удостоверений Следственного комитета в личных целях решать вопрос о целесообразности дальнейшего участия конкретного общественного помощника следователя в деятельности данного следственного органа Следственного комитета;

положительно зарекомендовавших себя общественных помощников следователя, проявивших интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающих поступить на службу в следственные органы, зачислять в резерв кадров для последующего трудоустройства;

каждое полугодие к 15 февраля и 15 июля представлять в управление кадров и отдел кадров Главного военного следственного управления сведения о количестве и составе общественных помощников следователей, о состоянии работы с ними, а также о зачислении их в резерв кадров следственного органа.

6. Считать утратившим силу Приказ Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 15.05.2008 N 50 «Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации по направлениям деятельности.

Председатель

Следственного комитета

Российской Федерации

А.И.БАСТРЫКИН

Утверждено

Приказом

Следственного комитета

Российской Федерации

от 04.05.2011 N 74

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ПОМОЩНИКЕ СЛЕДОВАТЕЛЯ СЛЕДСТВЕННОГО

КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — Положение) устанавливает порядок отбора, допуска к осуществлению деятельности, полномочий общественных помощников следователя Следственного комитета Российской Федерации (далее — общественный помощник) и организации их деятельности.

2. Привлечение общественных помощников к участию в деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (Следственный комитет) представляет собой одну из форм взаимодействия с общественностью в целях реализации кадровой политики, а также оказания организационно-технической помощи следователям в решении задач оперативного и качественного расследования преступлений и выявления обстоятельств, способствовавших их совершению. Она создает условия для изучения и подбора кандидатов в резерв кадров следственных органов Следственного комитета из числа граждан, имеющих юридическое образование, или студентов юридических факультетов учреждений высшего профессионального образования, допущенных к исполнению обязанностей общественного помощника следователя, изучения и проверки их личных и деловых качеств.

Работа в качестве общественного помощника является практической школой для лиц, готовящихся стать следователями, позволяет им заранее ознакомиться с рабочей ситуацией в следственных органах, с содержанием и условиями работы, проверить психологическую готовность к напряженной следственной работе; учиться применять на практике теоретические знания в области уголовного права и уголовного процесса; углубленно изучать правоприменительную практику; вырабатывать профессиональные навыки.

3. К осуществлению деятельности общественного помощника может быть допущено дееспособное физическое лицо:

имеющее гражданство Российской Федерации;

не имеющее гражданство другого государства;

достигшее возраста 18 лет;

имеющее юридическое образование либо имеющее среднее образование и являющееся студентом юридического факультета учреждения высшего профессионального образования с государственной аккредитацией;

в отношении которого не осуществляется (не осуществлялось) уголовное преследование (за исключением случаев прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по реабилитирующим основаниям);

которое не привлекается (не привлекалось) к административной ответственности (в зависимости от конкретных обстоятельств административного правонарушения данный факт может быть признан не являющимся препятствием для назначения лица общественным помощником следователя или основанием для прекращения его полномочий);

годное по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам к осуществлению деятельности в качестве общественного помощника следователя;

имеющее склонность к следственной работе и добровольно изъявившее желание участвовать в работе следственного органа Следственного комитета на общественных началах.

4. Общественный помощник в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Положением о Следственном комитете Российской Федерации, нормативными правовыми актами Следственного комитета, в том числе настоящим Положением, и осуществляет ее в соответствии с требованиями законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, неразглашения данных предварительного следствия.

5. Деятельность общественного помощника носит безвозмездный характер и осуществляется на общественных началах.

Работа в качестве общественного помощника должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить психологическую адаптацию заинтересованных лиц к профессиональной деятельности следователя, информирование будущих молодых специалистов об особенностях следственной работы, формирование у них осознанного желания работать в этой области.

6. Общественный помощник не привлекается к проведению мероприятий, связанных с риском для его жизни и здоровья.

7. Не допускается поручать общественному помощнику выполнение процессуальных полномочий следователя или другого сотрудника Следственного комитета, а также привлекать его к участию в уголовном процессе в качестве иного участника уголовного судопроизводства (эксперта, специалиста, переводчика, понятого и др.) по уголовным делам (проверкам сообщений о преступлениях), находящимся в производстве следственного органа, в котором он осуществляет свою деятельность.

II. Организация деятельности общественных

помощников следователей

8. Работа по подбору кандидатов в общественные помощники организуется руководителями главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов (далее — следственный орган Следственного комитета), руководителями межрайонных следственных отделов, следственных отделов и следственных отделений по районам, городам и приравненных к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственных подразделений Следственного комитета (далее — следственные органы Следственного комитета).

9. Количество общественных помощников, необходимое для следственного органа Следственного комитета и входящих в его структуру следственных подразделений, определяется руководителем следственного органа Следственного комитета с учетом установленной юрисдикции и конкретных условий работы.

10. Для решения вопроса о допуске лица к осуществлению деятельности общественного помощника в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета представляются:

рапорт следователя следственного органа Следственного комитета о согласии с допуском лица к исполнению обязанностей его общественного помощника, завизированный руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник;

личное заявление кандидата в общественные помощники на имя руководителя соответствующего следственного органа Следственного комитета;

справка-объективка со сведениями о личности кандидата в общественные помощники, его образовании, месте работы или учебы;

личный листок по учету общественных помощников установленного образца (заверяется работником кадрового подразделения или соответствующим работником следственного отдела, на которого возложены обязанности формирования документов кандидата в общественные помощники);

автобиография кандидата в общественные помощники;

копия паспорта гражданина Российской Федерации (с отметками, подтверждающими место жительства (регистрации) кандидата в общественные помощники);

копия военного билета или приписного свидетельства с необходимыми отметками;

копии диплома или свидетельства об образовании либо справка из учебного заведения с указанием формы и курса обучения, а также сведения об успеваемости;

копия трудовой книжки (при наличии);

характеристика с последнего места работы или учебы;

две фотографии установленного образца;

медицинское заключение о состоянии здоровья (форма N 086/у, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров) <1>;

———————————

<1> Обучающимися образовательных организаций высшего образования Следственного комитета Российской Федерации медицинское заключение о состоянии здоровья может быть представлено в копии, в случае, если срок действия указанного заключения на момент их представления не истек.

заявление о согласии на проведение проверочных мероприятий;

письменное согласие на обработку персональных данных;

справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования, выданная Министерством внутренних дел Российской Федерации;

документ из дипломатического представительства или консульского учреждения государства прежнего проживания об утрате (прекращении) гражданства государства прежнего проживания (для лиц, проживавших после распада СССР на территории бывших союзных республик);

письменное обязательство гражданина, являющегося общественным помощником, о неразглашении персональных данных граждан и сотрудников Следственного комитета, а также данных предварительного расследования, ставших известными ему при осуществлении своих обязанностей.

11. При поступлении указанных документов кадровое подразделение Следственного комитета либо должностное лицо Следственного комитета, в должностные обязанности которого входят вопросы кадрового обеспечения:

проводит дополнительную проверку сведений о кандидате в общественные помощники с учетом возможностей других правоохранительных и иных государственных органов;

организовывает проведение психологического и психофизиологического исследований кандидата в общественные помощники с использованием полиграфа.

12. По результатам проверочных мероприятий, а также психологического и психофизиологического исследований кадровое подразделение Следственного комитета готовит заключение о возможности или невозможности допуска данного лица к осуществлению деятельности общественного помощника.

13. Общественный помощник приступает к исполнению обязанностей на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета о допуске к деятельности в качестве общественного помощника следователя.

В приказе о допуске к деятельности в качестве общественного помощника устанавливаются:

срок полномочий общественного помощника следователя, который не может превышать двух лет;

следственное подразделение Следственного комитета, в котором будет осуществлять свою деятельность общественный помощник, а также его конкретные обязанности;

возложение на конкретного следователя руководства работой общественного помощника и контроля за его деятельностью, а также персональной ответственности за соответствие его действий законодательству Российской Федерации при осуществлении практической помощи следственному органу.

14. Общественному помощнику оформляется и выдается удостоверение в соответствии с порядком, установленным организационно-распорядительным документом Следственного комитета в отношении хранения, оформления, учета, выдачи и уничтожения служебных и иных удостоверений Следственного комитета, на срок полномочий, установленный приказом руководителя следственного органа Следственного комитета.

Удостоверение вручается общественному помощнику лично под расписку в книге учета удостоверений.

В случае утраты удостоверения общественный помощник обязан незамедлительно в письменной форме сообщить об этом руководителю соответствующего следственного органа Следственного комитета.

В связи с прекращением полномочий общественного помощника его удостоверение подлежит возврату в кадровое подразделение следственного органа Следственного комитета.

15. Удостоверение общественного помощника дает право беспрепятственного прохода при его предъявлении в здание следственного органа Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность общественного помощника.

Запрещается использовать удостоверение общественного помощника следователя в личных целях, не связанных с исполнением поручений следователя.

16. Общественный помощник утрачивает свой статус, и его полномочия прекращаются на основании приказа руководителя следственного органа Следственного комитета, которым принималось решение о допуске его к осуществлению деятельности общественного помощника, по следующим основаниям:

в связи с истечением установленного срока полномочий;

по письменному заявлению общественного помощника следователя;

по инициативе руководителя следственного органа Следственного комитета, в котором общественный помощник следователя оказывал практическую помощь, в случаях:

поступления рапорта следователя, руководителя следственного подразделения о ненадлежащем исполнении общественным помощником возложенных на него обязанностей либо о злоупотреблении правами, предоставленными настоящим Положением;

возникновения иных обстоятельств, препятствующих допуску лица к исполнению полномочий общественного помощника следователя.

Общественный помощник, в отношении которого осуществляется производство об административном правонарушении либо возбуждено уголовное дело, на период расследования отстраняется от исполнения возложенных на него полномочий.

16.1. Следственный орган Следственного комитета, формирующий дело кандидата к осуществлению деятельности общественного помощника, в случае заключения о невозможности допуска обучающегося в образовательной организации высшего образования Следственного комитета к деятельности в качестве общественного помощника, незамедлительно направляет указанную информацию в управление кадров Следственного комитета и образовательную организацию высшего образования Следственного комитета, в которой проходит обучение кандидат.

Ректорам образовательных организаций высшего образования Следственного комитета необходимо своевременно направлять дела кандидатов к осуществлению деятельности общественного помощника (из числа обучающихся по программам специалитета) в следственные органы Следственного комитета, в которых планируется осуществление их деятельности в качестве общественных помощников.

III. Полномочия и обязанности общественных помощников

17. Общественный помощник:

оказывает техническую, информационную и организационную помощь следователю в его работе;

готовит в соответствии с поручением следователя проекты документов.

18. Общественный помощник должен оперативно информировать следователя и руководителя следственного подразделения Следственного комитета, в котором он осуществляет деятельность, о проблемах, возникающих при осуществлении им своих полномочий, а также о возникновении обстоятельств, препятствующих исполнению полномочий общественного помощника следователя (привлечение к административной ответственности, возбуждение в отношении его уголовного преследования и др.).

19. Общественный помощник несет ответственность за достоверность предоставленной информации, качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением, а также за ущерб, причиненный в результате его неправомерных действий следственному органу Следственного комитета либо правам и законным интересам граждан и организаций.

20. Общественный помощник не может привлекаться к участию в мероприятиях, для выполнения которых необходимо наличие допуска к работе с документами, содержащими государственную тайну или служебную информацию ограниченного пользования.

21. Общественному помощнику следователя запрещается:

разглашать сведения, ставшие известными в процессе выполнения поручений следователя по уголовному делу;

лично или через других лиц получать от заинтересованных в результатах расследования уголовных дел физических или юридических лиц в качестве вознаграждения какие-либо материальные ценности (в виде денежных средств, подарков, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.) или не выраженные материально выгоды имущественного характера, а также использовать полномочия общественного помощника следователя в личных целях.

IV. Координация деятельности общественных

помощников следователей

22. Контроль за деятельностью общественного помощника осуществляет следователь, который согласно приказу руководителя следственного органа Следственного комитета руководит его работой.

Общественный помощник следователя ежеквартально к 10 числу месяца, следующего за истекшим кварталом, готовит письменную информацию о проделанной работе, которая согласовывается со следователем и утверждается руководителем следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется его деятельность.

23. Координацию работы общественных помощников, закрепленных за несколькими следователями, осуществляет руководитель следственного подразделения Следственного комитета, в котором осуществляется деятельность указанных общественных помощников, а также руководители следственных органов Следственного комитета, издавшие приказы о допуске общественных помощников к осуществлению установленных полномочий.

24. Руководитель следственного подразделения Следственного комитета и следователь обязаны помогать общественным помощникам получать практические навыки применения основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства в следственной работе, не реже одного раза в квартал проводить совещания по подведению итогов деятельности общественных помощников следователя.

25. За активную работу и достигнутые результаты общественный помощник следователя может быть поощрен руководителем следственного органа Следственного комитета мерами, не предусматривающими материальные затраты.

По представлению руководителя следственного подразделения Следственного комитета общественный помощник, имеющий высшее юридическое образование, положительно зарекомендовавший себя, проявляющий интерес к совершенствованию своих правовых знаний и желающий поступить на службу в Следственный комитет, может быть зачислен в резерв кадров для последующего трудоустройства.

26. Учет общественных помощников, а также оформление, хранение, выдача, учет и изъятие удостоверений общественного помощника следователя осуществляются в установленном порядке кадровыми подразделениями следственных органов Следственного комитета, в которых они допущены к осуществлению деятельности общественного помощника.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство методическим кабинетом
  • Должностная инструкция для начальника финансового отдела
  • Андурил 2 инструкция на русском языке
  • Руководством по авиационной электросвязи рс га 99
  • Руководство кгб андропова