Должностная инструкция менеджера по дистанционному обучению

608 Общие положения

608.1 Настоящая должностная инструкция является основным нормативно-организационным документом, устанавливающим функции, права и обязанности, ответственность Ведущего специалиста по дистанционному обучению Службы по социальной и корпоративной работе с персоналом, регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с должностными лицами структурных подразделений XXX и иными организациями.

608.2 Настоящая должностная инструкция является документом прямого действия, вступает в силу со дня утверждения и является обязательной для исполнения работником с момента ознакомления под роспись.

608.3 Переименование, ликвидация должности Ведущего специалиста по дистанционному обучению, назначение на должность и освобождение от занимаемой должности осуществляются по приказу Генерального директора XXX.

608.4 Ведущий специалист по дистанционному обучению непосредственно подчиняется Начальнику Службы по социальной и корпоративной работе с персоналом.

608.5 У Ведущего специалиста по дистанционному обучению подчиненных нет.

609 Цели и должностные обязанности

609.1 Деятельность Ведущего специалиста по дистанционному обучению направлена на выполнение следующих целей:

2.1.1 Организация и администрирование процесса дистанционного обучения сотрудников XXX и ДЗО;

2.1.2 Разработка электронных курсов дистанционного обучения;

2.1.3 Информационная поддержка участников дистанционного обучения;

2.1.4 Администрирование сервиса Интранет по дистанционному обучению;

2.1.5 Совершенствование и актуализация сайта дистанционного обучения в Интернет.

609.2 Для достижения установленных целей Ведущий специалист по дистанционному обучению исполняет следующие обязанности:

2.2.1 Осуществляет сбор и анализ предоставленных Заказчиками материалов по темам электронных курсов;

2.2.2 Формирует структуры и содержательной части электронных курсов;

2.2.3 Осуществляет разработку промежуточных и финальных тестов;

2.2.4 Осуществляет согласование электронных курсов и их отдельных глав с Заказчиками;

2.2.5 Осуществляет тестирование и размещение созданных курсов в СДО «Прометей»;

2.2.6 Консультирует ответственных IT-специалистов дистанционного обучения в филиалах;

2.2.7 Осуществляет необходимые настройки для подключения новых курсов ДО;

2.2.8 Осуществляет разработку и размещение в Интранет аннотаций для созданных электронных курсов;

2.2.9 Осуществляет администрирование и информационное наполнение сайта дистанционного обучения;

2.2.10 Осуществляет администрирование и информационное наполнение сервиса дистанционного обучения в Интранет;

2.2.11 Создает заказы на обучение, зачисляет сотрудников в группы, исключает сотрудников из групп по запросу руководителей;

2.2.12 Осуществляет подготовку и рассылку информационных сообщений участникам учебного процесса;

2.2.13 Осуществляет создание/корректировку календарных планов изучения электронных курсов и сдачи финальных тестов;

2.2.14 Осуществляет выдачу плановых и повторных допусков к сдаче финальных тестов;

2.2.15 Осуществляет администрирование библиотеки дистанционного обучения;

2.2.16 Осуществляет консультирование, получение обратной связи от обучаемых и координаторов ДО филиалов;

2.2.17 Осуществляет подготовку сводных и детальных отчетов по дистанционному обучению: разработке курсов, текущему обучению, успеваемости сотрудников, прошедших обучение и т. д.;

2.2.18 Осуществляет оформление сертификатов по итогам прохождения сотрудниками годовых программ и отдельных курсов дистанционного обучения;

2.2.19 Осуществляет подготовку и организацию проведения корпоративных мероприятий.

2.2.20 Для достижения установленных целей Ведущий специалист по дистанционному обучению осуществляет взаимодействие с иными организациями:

— компаниями ДЗО по вопросам обучения и развития персонала;

— внешними компаниями по вопросам дистанционного обучения персонала, технической поддержки программного обеспечения.

610 Показатели оценки деятельности

Деятельность Ведущего специалиста по дистанционному обучению оценивается на основе следующих показателей:

610.1 Соблюдение сроков разработки электронных курсов;

610.2 Качество разработки электронных курсов (степень удовлетворенности Заказчика);

610.3 Актуальность и презентабельность информации, представленной на сайте дистанционного обучения и Интранет-сервисе дистанционного обучения персонала;

610.4 Своевременное выполнение планов по дистанционному обучению;

610.5 Своевременное информирование участников учебного процесса, сбор обратной связи;

610.6 Четкое предоставление запрашиваемой по направлению деятельности информации;

610.7 Качественное и своевременное выполнение задач и функций, обозначенных в настоящей должностной инструкции.

611 Общекорпоративные нормы

Деятельность Ведущего специалиста по дистанционному обучению регулируется общекорпоративными нормами, отраженными в следующих документах:

611.1 Правила внутреннего трудового распорядка XXX от 31.07.07г.;

611.14 Настоящая должностная инструкция.

612 Права

Ведущий специалист по дистанционному обучению имеет следующие права, необходимые для выполнения своих функциональных обязанностей:

612.1 Получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности, от всех структурных подразделений и должностных лиц XXX в пределах своей компетенции;

612.2 Вносить вышестоящему руководству предложения по вопросам, касающимся своей

612.3 компетенции;

612.4 Давать методические указания и разъяснения сотрудникам отделов

612.5 «XXX по вопросам в рамках своих функциональных обязанностей;

612.6 Выступать с инициативами, которые направлены на улучшение качества своей работы, работы службы, департамента в целом.

613 Ответственность

Ведущий специалист по дистанционному обучению несет персональную ответственность перед Генеральным директором XXX за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функциональных обязанностей в достижении установленных целей, а также ненадлежащее использование предоставленных ему прав:

— в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, внутренними нормативными документами, трудовым договором работник несет дисциплинарную ответственность;

— в соответствии с договором о полной индивидуальной материальной ответственности работник несет материальную ответственность.

614 Требования к работнику при приеме на работу

Общие обязательные требования

7.1

Образование

Высшее техническое образование

7.2

Опыт работы

Стаж работы – не менее 1-го года в области обучения персонала

7.3

Профессиональные навыки

Разработка электронных обучающих курсов, коммуникативные навыки, знание основных направлений деятельности по управлению персоналом, ориентирование в области разработок программного обеспечения по дистанционному обучению.

Специальные требования

7.4

Знание специального ПО, технических систем

Microsoft office, Internet и приложения, СДО «Прометей» либо аналогичные СДО, Macromedia Flash, Adobe Photoshop, CourseLab либо аналогичная программа разработки электронных курсов.

7.5

Знание нормативной документации

Не требуется

7.6

Владение методиками

Составление учебных курсов

615 Словарь специальных терминов и сокращений

Термин, сокращение

Определение термина, сокращения

8.1

СДО

Система дистанционного обучения

8.2

ДЗО

Дочерние Зависимые общества Группы Компаний «XXX

8.3

ДО

Дистанционное обучение

Инструкция полностью отражает содержание и специфику деятельности данного должностного лица.

616 Лист ознакомления

С должностной инструкцией ознакомлен и принимаю на себя обязательства по выполнению установленных в ней норм деятельности. Копию должностной инструкции получил.

Общество с ограниченной ответственностью «Бета»
ООО «Бета»

Должностная инструкция менеджера по обучению и развитию персонала

              9-ДИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность Менеджера по обучению и развитию персонала ООО «Бета».

1.2. Менеджер по обучению и развитию персонала назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора ООО «Бета» по представлению директора по персоналу ООО «Бета».

1.3. Менеджер по обучению и развитию персонала подчиняется непосредственно директору по персоналу ООО «Бета».

1.4. На должность Менеджера по обучению и развитию персонала назначается лицо, имеющее высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки в области организационного и профессионального развития персонала), без предъявления требований к опыту практической работы.

1.5. Менеджер по обучению и развитию персонала должен знать:
– трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права;
– основы архивного законодательства и нормативные правовые акты РФ, в части ведения документации по персоналу;
– законодательство РФ о персональных данных;
– основы налогового законодательства РФ;
– основы законодательства об образовании РФ;
– локальные нормативные акты ООО «Бета», регулирующие:
а) порядок развития и построения профессиональной карьеры персонала;
б) обучение персонала;
в) адаптацию и стажировку персонала;
– основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
– основы производственной деятельности %организация% ;
– порядок и технология проведения аттестации;
– технологии и методы определения и оценки профессиональных знаний, умений и компетенций;
– системы, методы и формы материального и нематериального стимулирования труда персонала;
– технологии и методы формирования и контроля бюджетов;
порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с проведением оценки и аттестации персонала;
– порядок оформления документов, предоставляемых в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников;
– систему, способы, методы, инструменты построения профессиональной карьеры;
– методы определения и оценки личностных и профессиональных компетенций;
– методы, инструменты исследования потребности в обучении персонала;
– методологию обучения;
порядок разработки планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ;
– порядок ведения учета и отчетности по подготовке и повышению квалификации персонала;
– методы адаптации и стажировок;
– порядок разработки планов адаптации персонала на новых рабочих местах, подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и организации стажировок;
– порядок составления смет затрат на адаптацию и стажировку персонала;
порядок ведения учета и отчетности по адаптации и стажировке персонала;
кадровую политику и стратегию развития ООО «Бета»;
– структуру и штат ООО «Бета», профиль, специализацию и перспективы развития ООО «Бета»;
– современные концепции управления персоналом и его мотивации;
– методы оценки работников и результатов их труда;
– конъюнктуру рынка образовательных услуг;
порядок оформления, ведения и хранения кадровой документации;
порядок составления планов подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, учебных планов и программ, другой учебно-методической документации;
– организацию процесса непрерывного обучения персонала;
– формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
порядок финансирования затрат на обучение;
– методы анализа эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала;
– порядок ведения учета и составления отчетности по подготовке и повышению квалификации персонала;
культуру труда и этику делового общения;
правила пользования офисной техникой, средствами коммуникации и связи;
– правила и нормы охраны труда.

1.6. В своей деятельности Менеджер по обучению и развитию персонала руководствуется:
– нормативными актами и методическими материалами, регламентирующими организацию кадровой работы и деятельность кадровой службы;
– локальными нормативными актами ООО «Бета», в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка;
– приказами (распоряжениями) генерального директора ООО «Бета» и непосредственного руководителя;
– правилами по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и противопожарной защите;
– настоящей Должностной инструкцией.

1.7. В период временного отсутствия Менеджера по обучению и развитию персонала его обязанности возлагаются на должностное лицо, назначаемое приказом генерального директора ООО «Бета».

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Менеджер по обучению и развитию персонала выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществляет оценку потребности в обучении работников ООО «Бета» на основе анализа имеющейся информации о таких потребностях.
2.2. Организует и проводит мероприятия по развитию и построению профессиональной карьеры персонала:
– анализ структуры, планов и вакансий ООО «Бета»;
– анализ особенностей работы на различных участках производства и конкретных рабочих местах;
– подготовка проектов документов, определяющих порядок развития персонала и построения профессиональной карьеры с оценкой затрат;
– разработка планов профессиональной карьеры работников;
– формирование кадрового резерва;
– организация мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
– подготовка предложений по формированию бюджета на организацию и проведение мероприятий по развитию и построению профессиональной карьеры персонала;
– анализ эффективности мероприятий по развитию персонала, подготовка предложений по развитию.
2.3. Организует обучение персонала:
– анализ рынка образовательных услуг и потребностей ООО «Бета» в обучении персонала;
– разработка планов, методических материалов, учебных планов и программ, проектов локальных актов по обучению и развитию персонала, включая оценку затрат;
– организация мероприятий по обучению персонала;
– подготовка предложений по формированию бюджета на организацию обучения персонала;
– анализ эффективности мероприятий по обучению персонала.
2.4. Организует адаптацию и стажировку персонала:
– анализ успешных корпоративных практик по организации адаптации и стажировке персонала;
– разработка планов адаптации, стажировки персонала с оценкой затрат;
– организация мероприятий по адаптации, стажировке персонала;
– подготовка предложений по совершенствованию системы адаптации, стажировки персонала;
– подготовка предложений по формированию бюджета на организацию адаптации и стажировки персонала;
– анализ эффективности мероприятий по адаптации и стажировке персонала.
2.5. Осуществляет администрирование процессов и документооборота по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала:
– анализ процессов, правил и порядков организации при проведении мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
– документационное оформление результатов мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
подготовка индивидуальных предложений на основе результатов проведения мероприятий по развитию и профессиональной карьере, обучению, адаптации и стажировке персонала;
– подготовка предложений по совершенствованию систем обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала;
– сопровождение договоров по оказанию консультационных, информационных услуг, необходимых для проведения обучения, адаптации и стажировок, развития и построения профессиональной карьеры персонала, включая предварительные процедуры по их заключению;
– выполнение требований по хранению информации о результатах обучения, адаптации и стажировки, развития и построения профессиональной карьеры персонала.
2.6. Разрабатывает предложения по мотивации персонала, повышению эффективности организации труда, совершенствованию организационной структуры ООО «Бета».
2.7. Принимает участие:

в разработке стратегии развития персонала ООО «Бета», программ профессионального развития работников;
– проведении мероприятий по анализу текучести кадров;
– согласовании заявок на подбор персонала.
2.8. Отвечает на запросы других работников по направлению профессиональной деятельности, предоставляет требуемую информацию в полном объеме.

3. ПРАВА

Менеджер по обучению и развитию персонала имеет право:
3.1. Требовать от своего непосредственного руководителя и генерального директора ООО «Бета» содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав.
3.2. Повышать свою квалификацию.
3.3. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от работников отчеты и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
3.4. Знакомиться с проектами решений генерального директора ООО «Бета», касающимися деятельности Менеджера по обучению и развитию персонала.
3.5. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности, в том числе ставить вопросы о совершенствовании своей работы, улучшении организационнотехнических условий труда, повышении размера зарплаты, оплате сверхурочных работ в соответствии с законодательством и положениями, регламентирующими систему оплаты труда работников ООО «Бета».
3.6. Получать от работников ООО «Бета» информацию, необходимую для ведения своей деятельности.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Менеджер по обучению и развитию персонала несет ответственность:
4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией, – в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.2. За другие правонарушения, совершенные в период ведения своей деятельности (в т. ч. связанные с причинением материального ущерба и ущерба деловой репутации ООО «Бета»), – в соответствии с действующим трудовым, гражданским, административным и уголовным законодательством.

5. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

5.1. Режим работы Менеджера по обучению и развитию персонала определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в ООО «Бета».
5.2. Работодатель проводит оценку эффективности деятельности Менеджера по обучению и развитию персонала в соответствии с Комплексом мероприятий по оценке эффективности, утверждаемым приказом генерального директора ООО «Бета».

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора ООО «Бета»1-Пр от 01.06.2015.

Должностную инструкцию составила:

Начальник отдела кадров _________________________ Е.В. Васильева

С инструкцией ознакомлена:

________________ Н.В Павлов

Юрист _________________________ Н.А. Павлов

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Вернуться к списку

Профессия «e-learning специалист»

Если собрать воедино требования и описания обязанностей специалистов в области e-learning, получится (несколько утрируя, конечно) следующий персонаж

Требования:

  • высшее такое-то образование;
  • успешный опыт реализации проектов в области …;
  • опыт внедрения СДО/навыки работы с разными СДО;
  • опыт написания сценариев, редактуры текстов (смысловой и грамматической), опыт разработки на всех известных языках программирования, навыки графического дизайна, знание стандарта SCORM, уверенный пользователь ПК, знание пакета MS Office (сочетание Excel и Adobe Flash или Adobe Photoshop, сразу настораживает), умение рисовать от руки, а также опыт работы в сфере медиа-, видео-, аудио-, интернет-проектировки, программирования, обучения, проведения тренингов и ещё многое другое;
  • опыт управления;
  • опыт работы тренером (особенно трагично в сочетании с требованием высшего технического образования или навыков программирования);
  • умение визуализировать идеи, умение создавать креативные концепции;
  • наличие портфолио;
  • творческий/креативный подход к работе, грамотный русский язык, английский язык, умение четко формулировать мысли, образное/системное/ассоциативное/и т.п. мышление, аналитический склад ума, способность нестандартно делать то-то и то-то, усидчивость, стрессоустойчивость и другие личные и профессиональные качества

Задачи и обязанности:

  • сбор и анализ потребности бизнеса в области дистанционного обучения, анализ аудитории, продвижение СДО внутри компании;
  • самостоятельная разработка методической части, написание сценариев, проектирование контента, разработка курсов, тестирование курсов;
  • работа с подрядчиками, курирование процесса разработки курса, курирование взаимодействия с подрядчиками и провайдерами готовых решений;
  • подготовка, организация и проведение тренингов;
  • перенос аудиторных тренингов в СДО, наполнение СДО (загрузка SCORM-пакетов);
  • обеспечение доступа к СДО региональных сотрудников, поддержка пользователей;
  • создание отчетности по электронному обучению;
  • взаимодействие с участниками проектной команды.

Что характерно, иронизировал я не очень сильно, большинство компаний для внедрения и обслуживания систем электронного развития руководствуются именно настолько широкими списком пожеланий. Требование стрессоустойчивости тут, видимо, главное…

Объясняется широта требований просто: e-learning технологически относится к ИТ, но методологически вытекает из работы HR в области оценки и развития персонала под потребности бизнеса.

Очевидно, такой набор опыта и компетенций стоит немалых денег как в виде одного многофункционального профессионала, так и в виде группы специалистов.

Из желания сэкономить или по незнанию позиция e-learning специалиста зачастую планируется по образцу и подобию услышанного/увиденного на выставках/конференциях, а не на основе масштабов требований бизнеса. Отсюда и наличие взаимоисключающих параграфов в большинстве вакансий.

На мой взгляд, должно быть ровно наоборот: именно масштаб должен определять состав компетенций штатных сотрудников. И их количество.

Вариант 1: Бизнес сам себя развивает

В бизнес-подразделениях сотрудники сами пытаются отвечать одновременно всем вышеописанным требованиям. HR привлекается лишь для подбора новых людей.

Вариант 2: Бизнес ставит задачу, специалист HR реализует

Бизнес: Постановка задачи повышения квалификации

HR: Экспертная оценка, выбор метода (подбор или развитие)
HR: Повышение квалификации персонала (тренинг или е-курс)
HR: Разработка электронного курса, организация  и контроль обучения

Наиболее, как я понимаю, распространённый вариант. В HR-подразделении есть «швец/жнец/на игре дудец», который и с бизнесом общается, фиксируя их потребности и «продвигая СДО», и тренинги ведёт, и курсы сам может разрабатывать, т.е. отвечает всем требованиям выше. В зависимости от размеров компании, сотрудников может быть несколько, но это не меняет сути, т.к. многофункциональность и взаимозаменяемость приветствуются.

Вариант 3: Представители бизнеса, HR, причём разных направлений, e-learning специалисты разных направлений, — все эти участники имеют чёткую специализацию и задействованы только, когда нужны. Реализация e-learning решений является обособленным процессом, для управления которым необходима особая квалификация.

Бизнес: Выявление проблемы

HR: Формализация проблемы (оценка персонала)
HR и e-L-менеджер: Выбор способа решения (подбор или развитие) и метода развития
Пед. дизайнер, разработчик: Проектирование и разработка курса
HR: Организация и контроль обучения

Такой подход позволяет компании в максимальной степени контролируемо проводить процесс развития персонала. Если рассматривать всех перечисленных специалистов как штатных сотрудников, подход применим только при больших масштабах, т.к. только в этом случае обеспечивается отсутствие простоев в отдельных звеньях. В остальных случаях целесообразно выносить редкие работы из штата в аутсорс.

Здесь можно говорить о разделении труда, т. е. о следующих ролях (названия условны):

HR — навыки общения с клиентами/бизнесом, владение Office и специализированным ПО для анализа больших объемов данных, знания и опыт для определения наиболее эффективного и экономически обоснованного метода обеспечения бизнеса нужными кадрами.

Тренер — к e-learning не относится и на схеме не отражён. Необходим в случае, когда на шаге 3 принято решение развивать персонал очно, либо на этапе 5 в качестве тьютора.

E-learning менеджер — понимание бизнеса компании, знания разных СДО, знание инструментария разработки курсов и понимание специфики электронного обучения, опыт ведения ИТ-проектов, управление рисками, планирование и пр.

Педагогический дизайнер — владение Office, понимание методик, знание психологии, умение рисовать от руки. Думаю, из-за близости этих требований к требованиям тренеров последних часто переучивают в e-learning специалистов.

Разработчик — собирательный образ, состоящий из аналитика, программиста, художника, аниматора, верстальщика, причём к каждому свои особые требования.

Быть ли организации работ по разработке курса, т.е. последним трём ролям, в ИТ или HR отделе, или вообще вне компании —дело политики. Важно то, что разделение на роли нужно. И если несколько лет назад большинство вакансий в области e-learning были нацелены на программистов разного сорта, пару-тройку лет назад появилась потребность в грамотных проектировщиках, художниках и методистах, как бы их ни называли, в последнее время требуется всё больше и больше менеджеров, способных оценивать необходимость применения e-learning решений и управлять процессом их внедрения. Ведь e-learning не панацея, а один из инструментов.

Автор материала: Илья Бовт, Отдел ИТ проектов, менеджер
Филиал ЛУКОЙЛ Оверсиз Сервис Б.В. в г. Дубай

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Альфасептин кожный антисептик инструкция по применению
  • Динамико таблетки для мужчин инструкция 50мг
  • Мультиварка supra mcs 5201 инструкция по применению
  • Ретинола ацетат лект инструкция по применению
  • Resmed airsense s10 autoset инструкция на русском языке