Должностная инструкция медицинской сестры отделения паллиативной медицинской помощи

Роль медсестры в работе паллиативного отделения

Автор статьи

Наталья Двужильная

Эксперт по предмету «Медицина»

Стать автором

Сущность и цели паллиативной помощи

Определение 1

Паллиативная помощь — это реализуемый на различных уровнях социальной и медицинской помощи подход, имеющий целью улучшить качество жизни пациента, столкнувшегося со смертельным заболеванием, а также членов его семьи путем облегчения и предупреждения страданий за счет раннего выявления, тщательной оценки и купирования болевого синдрома и остальных тягостных физических симптомов, а также оказания духовной и психосоциальной поддержки.

Паллиативная медицина направлена на улучшение качества жизни пациентов, имеющих прогрессирующие формы хронических заболеваний, в тех случаях, когда уже исчерпаны или ограничены возможности специализированного лечения. Иными словами, паллиативная медицина призвана облегчить страдания больных, находящихся в терминальной стадии заболевания.

Целями и задачами паллиативной помощи являются:

  • осуществление адекватного обезболивания и купирование или ослабление других тягостных симптомов;
  • оказание психологической поддержки больному и ухаживающим за ним родственникам;
  • выработка понимания смерти как закономерного этапа человеческого пути;
  • удовлетворение духовных потребностей пациента и его родственников;
  • оказание содействия в решении юридических, социальных и этических вопросов, возникающих в связи с тяжёлой болезнью и приближающейся смертью человека.

Организация сестринского ухода при работе в паллиативном отделении

При работе в отделении паллиативной помощи медицинская сестра берет на себя следующие обязанности:

  1. Облегчение или устранение и, прежде всего, предупреждение боли и других страданий больного. Устранение возможных раздражителей, провоцирующих появление тягостных симптомов, и предупреждение их повторного возникновения (например, резких и/или неприятных запахов в палате, вызывающих у больного тошноту).
  2. Оказание психологической поддержки пациенту и членам его семьи, что способствует повышению качества жизни терминального больного. У больных, находящихся в терминальном состоянии, возникают различные нарушения в эмоционально-психологической сфере. Это могут быть негативные оценки данной ситуации, ощущение обреченности или чувства вины за свое физическое состояние, ощущение постоянной тревоги в связи с осознанием фатальности заболевания. Эти и подобные им негативные переживания неизбежно приводят к усилению болевого синдрома. Кроме того, ощущения безнадежности и беспомощности, в конечном счете, становятся причиной развития синдрома изоляции, что требует от окружающего больного медицинского персонала умения подобрать особый психологический подход для его коррекции.
  3. Проведение мероприятий, направленных на поддержание максимально возможной активной жизни пациента до момента смерти. Поддержание у пациента интереса к жизни, искреннее участие и содействие в решении интересующих его вопросов. Сюда же относится привлечение к уходу за больным его родственников и близких друзей (только с согласия пациента) для предупреждения возникновения у него чувства оторванности от прежней жизни.
  4. Оказание поддержки членам семьи больного на последнем этапе его жизни, а также после его смерти, включая содействие в решении юридических и социальных вопросов.
  5. Консультирование в пределах своей компетенции с обязательным учетом религиозных, социальных, физических и психологических потребностей пациента. Грамотное и доступное изложение пациенту и его родственникам информации, касающейся его потребностей и особенностей состояния.
  6. Осуществление кормления пациентов, контроль соблюдения принципов рационального питания при тех или иных заболеваниях.
  7. Качественное выполнение сестринских манипуляций, четкое исполнение врачебных назначений. Медицинская сестра дополнительно разъясняет пациенту и/или его родственникам необходимость проведения той или иной манипуляции, выясняет переносимость больным назначенных процедур и лекарств (путем опроса и наблюдения за состоянием пациента во время манипуляции), а также обязательно учитывает мнение больного о предстоящей процедуре. Если пациент и/или его родственники отказываются от какой-либо манипуляции, проводить ее нельзя до получения согласия больного и/или его родственников. В таких случаях медицинская сестра информирует врача об отказе пациента, а также может самостоятельно попробовать убедить больного в необходимости выполнения манипуляции. Причем приоритетным всегда является мнение самого пациента, а не членов его семьи, за исключением случаев, когда пациент недееспособен, а родственник является его официальным представителем. У пациента не должно возникать мысли, что кто-то может воспользоваться его беспомощным положением, пусть даже это имеет благородные цели.
  8. Выполнение, по возможности, просьб пациента, не противоречащих принципам медицинской этики. Поведение медицинской сестры при этом всегда должно быть дружелюбным, ни в коем случае нельзя показывать раздражения или нетерпения.
  9. Обучение пациента и членов его семьи элементам ухода, при необходимости оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и осуществлении физиологических отправлений. При этом важно установить контакт с пациентом и создать доверительную атмосферу, чтобы минимизировать у пациента чувство неловкости момента, стеснение и смущение.
  10. Активное наблюдение за жизненно важными показателями и внешним видом больного, регулярное, но ненавязчивое опрашивание пациента касаемо его самочувствия.
  11. Немедленное информирование врача и оказание экстренной помощи при возникновении подозрений на развитие неотложных состояний.
  12. Проведение мероприятий по профилактике осложнений, связанных с малоподвижным состоянием больного (пролежней, эмболии, пневмонии и пр.), активное вовлечение в этот процесс самого пациента (если позволяет его состояние) путем разъяснения их важности и обучения правилам их проведения.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Дата написания статьи: 30.11.2020

В системе здравоохранения важная роль принадлежит категории средних медицинских работников, от квалификации и личностных качеств которых зависит не только успех проводимого лечения, но и качество жизни пациента.

Профессиональная медицинская сестра обязана знать должностные обязанности, правила внутреннего распорядка, этику и деонтологию, приказы и нормативные акты, стандарты деятельности и др., уметь на практике применять все знания, при первой же необходимости быть рядом с пациентом и оказать ему помощь в трудной ситуации.

При оказании помощи пациентам на последнем этапе жизни медицинская сестра должна обладать рядом качеств, без которых невозможно быть рядом с пациентом: милосердием, добротой и отзывчивостью, чувством сострадания и способностью к сопереживанию. Этим качествам нельзя научиться, они должны быть в сердце каждого, кто выбрал нелегкий труд медсестры.
Паллиативный сестринский уход

Паллиативный уход – это активная забота о пациенте и его семье, когда болезнь не поддается обычным методам лечения. Паллиативный уход предусматривает создание максимального комфорта, снятие тягостных симптомов болезни, удовлетворение психологических, физических, социальных и духовных потребностей.

Медицинская сестра, профессионально занимающаяся квалифицированным уходом за пациентом, должна знать шесть принципов паллиативного ухода:
утверждать жизнь, рассматривая умирание как естественный процесс;
не ускорять и не замедлять смерть, не применять эвтаназию и агрессивное лечение;
облегчать боль, устранять страдания и другие тягостные симптомы;
оказывать психологическую поддержку;
принимать меры для поддержки активной жизни до момента смерти;
оказывать поддержку семье на последнем этапе жизни больного и после его смерти.

Вопросы медицинской этики и деонтологии, которые должна знать медицинская сестра, включают:
уважение жизни;
неизбежность смерти;
рациональное использование возможных ресурсов;
доброе отношение;
уважение мнения пациента, в том числе отказ от пищи и лечения.

Кроме того, медсестре необходимо владеть навыками консультирования в пределах своей компетенции, учитывать религиозные, социальные, физические и психологические потребности пациента, применять принципы рационального питания при различных заболеваниях, а также знать терапию тяжелых симптомов при далеко зашедшем заболевании.

Но одних знаний недостаточно для осуществления полноценного ухода за тяжелыми пациентами. Необходимо применять их на практике, поэтому медсестра должна уметь:
находить выход из трудных ситуаций и принимать взвешенные решения;
грамотно и в доступной форме предоставлять родственникам информацию о состоянии и потребностях пациента;
рационально распределять рабочее время;
качественно выполнять сестринские манипуляции;
обучать пациента и родственников элементам ухода;
достойно и с почтением выполнять просьбы пациента;
оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье в период болезни и после смерти.

При работе с пациентами медсестра должна иметь индивидуальный план ухода и вносить в него коррективы при изменении тяжести состояния больного.
Структура Ульяновского областного хосписа

ГУЗ «Ульяновский областной хоспис” функционирует с декабря 1994 г. В его структуру входят два подразделения: выездная служба и круглосуточный стационар на 25 коек.

В штате ГУЗ «Ульяновский областной хоспис” работают 3 врача-онколога (главный врач, заместитель главного врача по лечебной работе, заведующий стационаром), 1 врач-терапевт, 4 врача-психиатра, 1 детский онколог и 1 психолог.

В стационаре работают 12 медсестер и 1 старшая медсестра, работа осуществляется в 2 смены, т. е. существует полная взаимозаменяемость.

Самое важное звено в работе хосписа – это выездная служба. Работа этой структуры регламентирована положением о выездной службе ГУЗ «Ульяновский областной хоспис”, утвержденным главным врачом (приложение 1). Сотрудники службы осуществляют врачебный контроль за тягостными симптомами тяжелобольного пациента; патронажная медицинская сестра обеспечивает доставку медикаментов и перевязочных средств, выполнение врачебных назначений, обучение родственников элементам ухода, оформление документов. Медицинская сестра выездной службы хосписа не только выполняет врачебные назначения, она нередко становится практически членом семьи пациента, одним из самых близких ему людей.

Выездной службой руководит врач-терапевт хосписа. В течение года сотрудники наблюдают более 900 пациентов. Продолжительность визитов (от 15–20 мин до 1,5–2 ч), их кратность (1–3 раза в неделю и более) определяют тяжестью состояния больного и уровнем его социальной защищенности. При каждом визите сотрудники проводят длительную беседу с пациентом и родственниками, оказывают морально-психологическую поддержку и конкретную помощь по уходу. В 2007 г. выполнено более 5 тыс. медсестринских визитов. В штате выездной службы состоят 2 фельдшера, 3 медсестры и 1 старшая медсестра-координатор. Их права и обязанности определены должностными инструкциями (приложения 2, 3). Любую консультацию по уходу, приему лекарств можно получить круглосуточно по телефону.

В случае необходимости всегда есть возможность госпитализации больного в стационар. Показаниями к госпитализации являются наличие некупирующегося хронического болевого (или иного) синдрома, проведение симптоматической терапии, необходимость паллиативной хирургической манипуляции, госпитализация по медико-социальным показаниям (около 70% больных).
Структура пациентов хосписа

Решение проблем пациента и его семьи – важнейшая задача персонала. Это требует не только профессиональных навыков и усилий, но и определенных моральных затрат.

Сначала в хосписе обслуживали только инкурабельных онкологических больных. В настоящее время сотрудники оказывают медико-социальную помощь пациентам с ВИЧ-инфекцией, терминальной стадией хронической почечной недостаточности, декомпенсированным циррозом печени, сердечно-сосудистой патологией в стадии декомпенсации, последствиями травм и ОНМК. Неонкологические инкурабельные больные составляют около 25% всех пациентов хосписа.
Повышение квалификации и оценка качества работы медсестер

В ГУЗ «Ульяновский областной хоспис” большое внимание уделяют повышению профессиональной квалификации персонала: с этой целью проводят врачебно-сестринские ежемесячные конференции, обучающие циклы по фармакотерапии и уходу, готовят обзоры медицинской литературы. Медсестер и врачей направляют на курсы повышения квалификации, поощряют их участие в работе региональных научно-практических конференций. Весь средний медперсонал имеет квалификационные категории, что свидетельствует о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки.

При оценке качества работы среднего медперсонала учитывают мнение пациентов, родственников, врачей, а также аудиторские проверки и результаты аттестации, качественное ведение учетно-отчетной документации, знание приказов, соблюдение этики и деонтологии. Все результаты проверок обсуждают с руководителями подразделений. Лучших работников отмечают и поощряют почетными грамотами, благодарностями, премиями Попечительского совета хосписа. Фотографии лучших сотрудников помещены на Доску почета.

Милосердие – понятие больше интуитивное, не все могут дать ему определение. Сотрудники хосписа вкладывают в это понятие сострадание и деятельное проявление любви к человеку.

Приложение 1

Утверждаю
Главный врач ГУЗ «Ульяновский
областной хоспис”
____________________ М.Г. Шарафутдинов
(подпись)
«_______”___________ 2008 г.

ПОЛОЖЕНИЕ о выездной службе ГУЗ «Ульяновский областной хоспис”

1. Выездная служба является структурным подразделением ГУЗ «Ульяновский областной хоспис”, имеет в своем распоряжении соответствующие помещения и технические средства, а также штаты, утверждаемые в установленном порядке.

2. Выездную службу возглавляет квалифицированный врач, имеющий сертификат специалиста и опыт практической работы. Заведующего выездной службой назначает и увольняет главный врач.

3. В своей работе выездная служба руководствуется действующим законодательством РФ, приказами Минздрава и Минздравсоцразвития России и Департамента здравоохранения и фармации, нормативными актами, инструкциями и настоящим положением.

4. Мощность (количество выездов в год, число пациенто-дней стационара на дому) и штатное расписание выездной службы хосписа утверждается главным врачом и согласовывается с Департаментом здравоохранения и фармации.

5. Основными задачами выездной службы являются:
оказание медицинской помощи на дому онкологическим больным; подбор адекватного обезболивания и облегчение различных мучительных симптомов опухолевого роста, устранение побочных эффектов анальгетиков, детоксикации;
выдача справок-рекомендаций на наркотические анальгетики и при необходимости увеличение дозы для поликлиник;
оказание социальной и психологической помощи на дому больным и членам их семей для обеспечения психологического и физического комфорта (выявление и решение проблем психологического плана, обеспечение продуктами питания, лекарственными препаратами и др., помощь в оформлении и получении пенсий и пособий);
обеспечение взаимосвязи и преемственности в работе выездной службы с другими подразделениями хосписа (стационар).

В соответствии с основными задачами на выездную службу возлагаются следующие функции:
инструктаж новых сотрудников выездной службы, а также подготовка, обучение и контроль за соблюдением персоналом основных морально-этических норм и принципов хосписа;
организация лечебного процесса на дому в объеме обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями;
проведение методов паллиативной и симптоматической помощи; оказание социальной и психологической помощи больным и членам их семей;
обеспечение социальной помощи больным и членам их семей совместно с социальными работниками и оргметодотделом;
обеспечение психологического комфорта на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному и членам его семьи с учетом состояния, духовных и социальных нужд больного и членов его семьи;
взаимосвязь и преемственность в работе выездной службы с другими подразделениями хосписа, в т. ч. со стационаром, медицинским психологом, социальными работниками и юристом.

6. В состав бригады выездной службы могут входить врачи, в т. ч. заведующий выездной службой, медицинский психолог, фельдшеры, медицинские сестры, а также социальные работники.

7. Количественный и профессиональный состав выездных бригад определяется заведующим выездной службой в зависимости от показаний (первичное или повторное посещение; ухудшение самочувствия больных; потребность в симптоматической, социальной или психологической помощи; обучение родственников навыкам ухода за больным, технике инъекций и др.).

8. В отделении выездной службы организуются научно-практические конференции.

9. В отделении выездной службы ведется необходимая учетно-отчетная медицинская документация по формам, утвержденным Минздравсоцразвития России, а также по специально разработанным для этой службы формам (первичная информация о пациенте, специальные вкладыши в историю болезни).

10. Структурным подразделением выездной службы является стационар на дому.

Приложение 2

Утверждаю
Главный врач ГУЗ «Ульяновский
областной хоспис”
____________________ М.Г. Шарафутдинов
(подпись)
«_______”___________ 2008 г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ старшей медицинской сестры (координатора) выездной службы

I. Общие положения

1.1. На должность старшей медицинской сестры выездной службы назначается медсестра, имеющая законченное среднее медицинское образование и стаж работы в хосписе не менее 3 лет.

1.2. Старшая медсестра назначается и увольняется главным врачом хосписа по представлению заведующего выездной службой.

1.3. Старшая медсестра подчиняется заведующему выездной службой и главной медсестре хосписа, ей подчиняются средний и младший персонал выездной службы.

II.Обязанности

Обязанностями старшей медсестры выездной службы хосписа являются:

2.1. Обеспечение проведения мероприятий по рациональной организации труда среднего и младшего медперсонала.

2.2. Составление графиков работы среднего и младшего медперсонала и правильная расстановка кадров среднего и младшего медперсонала, своевременное замещение сотрудников в случае их отсутствия на работе, ведение табеля учета рабочего времени выездной службы.

2.3. Систематическое пополнение службы медицинскими инструментами, медикаментами, предметами ухода за больным.

2.4. Организация и контроль за проведением конференций и учебных занятий для среднего медперсонала.

2.5. Составление графиков отпусков и контроль за соблюдением очередности и правильности предоставления отпусков.

2.6. Участие в работе комиссии по уничтожению ампул из-под использованных наркотических средств, препаратов с истечением сроков годности.

2.7. Проведение инструктажа по действующим приказам Минздравсоцразвития России и ознакомление с новыми нормативными документами.

III.Права

Старшая медсестра выездной службы хосписа имеет право:

3.1. Участвовать в представлении к поощрению лучших сотрудников выездной службы.

3.2. Представлять заведующему выездной службой материалы к наложению административных взысканий на сотрудников выездной службы, нарушающих правила внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.

3.3. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.4. Проводить с разрешения заведующего выездной службой расстановку среднего и младшего персонала, требовать от них выполнения своих функциональных обязанностей.

IV. Необходимые знания

Старшая медсестра выездной службы хосписа должна знать:

4.1. Правила внутреннего трудового распорядка.

4.2. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и правила противопожарной безопасности.

4.3. Действующие приказы Минздравсоцразвития России.

V. Ответственность

Старшая медсестра выездной службы хосписа несет ответственность:

5.1. За соблюдение подчиненными внутреннего распорядка и трудовой дисциплины.

5.2. За качественное ведение подчиненными документации, своевременнтю их подготовку и сдачу.

5.3. За соблюдение техники безопасности.

5.4. За предоставление своевременной информации заведующему выездной службой о чрезвычайных ситуациях и других случаях.

5.5. За правильность учета и хранения сильнодействующих и ядовитых медикаментов, медицинского оборудования и инструментария.

5.6. За некачественную работу и ошибочные действия.

Согласовано:
Председатель профкома
_____________ __________________
(подпись) (Ф. И. О.)
С должностной инструкцией ознакомлена:
_____________ __________________
(подпись) (Ф. И. О.)

Приложение 3

Утверждаю
Главный врач ГУЗ «Ульяновский
областной хоспис”
____________________ М.Г. Шарафутдинов
(подпись)
«_______”___________ 2008 г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ медсестры (фельдшера) выездной службы

I. Общая часть

1.1. На должность медсестры (фельдшера) выездной службы назначаются лица, имеющие среднее медицинское образование.

1.2. Назначение и увольнение медсестры осуществляется главным врачом в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Медсестра (фельдшер) выездной службы непосредственно подчиняется заведующему выездной службой, врачу-ординатору, старшей медсестре службы.

1.4. Работа медсестры (фельдшера) производится по графику, утвержденному заведующим выездной службой и главным врачом.

II.Обязанности

Обязанностями медсестры (фельдшера) выездной службы хосписа являются:

2.1. Отчет о продеканной работе за предыдущий день на ежедневной утренней конференции.

2.2. Выполнение всех назначений врача, самостоятельная оценка ситуаций в пределах своей компетенции, оказание помощи больным и их родственникам.

2.3. Проведение санпросветработы среди больных и родственников.

2.4. Осмотр больных в соответствии с режимом, установленным врачом.

2.5. Четкое ведение листов назначений и своевременная доставка медикаментов.

2.6. Передача заявок для консультации врачом на дому.

2.7. Своевременное заполнение амбулаторных карт.

2.8. Строгое соблюдение правил техники безопасности и охраны труда.

2.9. Соблюдение медицинской этики и деонтологии, хранение врачебной тайны.

2.10. Активное участие в работе сестринских конференций.

2.11. Медсестра (фельдшер) при исполнении служебных обязанностей не имеет права обсуждать назначения врача, откладывать посещение больного без уважительной причины.

III.Права

Медсестра (фельдшер) выездной службы хосписа имеет право:

3.1. Иметь доступ к амбулаторным картам и другой документации.

3.2. Получать необходимую информацию для выполнения своих функциональных обязанностей от врачей и старшей медсестры.

3.3. При отсутствии врача принимать неотложные решения по оказанию срочной медицинской помощи больному.

3.4. Принимать участие в совещаниях, собраниях при обсуждении работы хосписа, вносить предложения по улучшению работы.

IV. Необходимые знания

Медсестра (фельдшер) выездной службы хосписа должна знать:

4.1. Основы законодательства РФ.

4.2. Основы этики и деонтологии.

4.3. Вопросы охраны труда и техники безопасности.

4.4. Правила внутреннего распорядка.

4.5. Правила противопожарной безопасности.

V. Ответственность

Медсестра (фельдшер) выездной службы хосписа несет ответственность:

5.1. За несвоевременное и некачественное выполнение назначений лечащего врача.

5.2. За соблюдение правил охраны труда и техники безопасности.

5.3. За четкое и правильное заполнение медицинской документации. Виды персональной ответственности определяются в соответствии с действующим законодательством.

Согласовано:
Председатель профкома
_____________ __________________
(подпись) (Ф. И. О.)
С должностной инструкцией ознакомлена:
_____________ __________________
(подпись) (Ф. И. О.)

процедурной медицинской сестры отделения сестринского ухода

I. Общая часть

На должность медицинской сестры процедурной назначается лицо со средним медицинским образованием по специальности “Сестринское дело”, владеющее программой подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой и получившее сертификат.

Медсестра процедурной принимается и увольняется главным врачом больницы по согласованию с заведующим отделением и главной медицинской сестрой больницы. Медсестра процедурной непосредственно подчиняется старшей медицинской сестре отделения и заведующему отделением.

В своей работе Медсестра процедурной руководствуется распоряжениями вышестоящих должностных лиц и настоящей инструкцией.

II.Обязанности

Медсестра процедурной обязана:

  1. Выполнять назначенные врачом процедуры, разрешенные к выполнению средним медицинским персоналом.
  2. Помогать при проведении манипуляций, которые имеет право выполнять только врач.
  3. Производить взятие крови из вены для исследования и отправлять ее в лабораторию.
  4. Обеспечивать строгий учет и хранение лекарственных средств группы А и Б.
  5. Обеспечивать строгое соблюдение правил асептики и антисептики в кабинете при проведении процедур.
  6. Своевременно составлять требования на инструментарий, оборудование, медикаменты и перевязочный материал и получать их в установленном порядке.
  7. Вести необходимую четно-отчетную документацию.
  8. Контролировать санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета.
  9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
  10. Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка.

III. Права

Медсестра процедурной имеет право:

  1. Принимать решения в пределах своей компетенции.
  2. Получать информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
  3. Вносить предложения администрации по вопросам улучшения организации и условий своего труда.
  4. Повышать свою профессиональную квалификацию
  5. Принимать участие в работе совещаний, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее сфере деятельности.
  6. В отсутствие врача оказывать экстренную медицинскую помощь.

IV. Ответственность

Медсестра процедурной несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей инструкцией.

V. Компетенции

1. Умеет организовать и обеспечить квалифицированный уход за пациентами с использованием методологии сестринского процесса.

2. Умеет обеспечить в учреждении здравоохранения соответствующие условия для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества и усиления профилактической направленности деятельности сестринского персонала.

3. Умеет использовать в работе с пациентами принципы педагогической и воспитательной деятельности с использованием современных психолого-педагогических теорий.

4. Умеет самостоятельно работать с информацией (нормативной, справочной, научной).

5. Умеет выявлять и анализировать проблемы пациента, необходимые для определения целей психологического или сестринского вмешательства.

6. Умеет осуществить психологическую коррекцию состояния пациента и его окружения методами психологической и психосоциальной адаптации.

7. Умеет оказывать паллиативную сестринскую помощь.

8. Умеет выполнять сестринские манипуляции.

Психологический эталон медсестры ОСУ.

Рассматривая классы свойств, которые медицинские сестры считают необходимыми или недопустимыми для работы в ОСУ, были выделены следующие.

Необходимым является такое свойство нервной системы как сила нервной системы, из сенсорно-перцептивных свойств – восприятие цвета, из личностных характеристик – эмоционально-волевая устойчивость, социальная чувствительность, компромиссность.

Недопустимыми являются такие личностные характеристики, как конфликтность и агрессивность.

Кроме того, значимыми являются следующие характеристики.

  • Сенсорно-перцептивные: обнаружение изменений характеристик внешней среды (изменения температуры, вибрация, свет, звук, запах, то есть чувствительность к изменениям по всем сенсорных каналам), восприятие формы.
  • Психомоторные: точность реакции.
  • Аттенционные: концентрация внимания, устойчивость внимания, переключение внимания, избирательность внимания.
  • Свойства нервной системы: лабильность, подвижность.
  • Когнитивно-стилевые: толерантность к нереальному опыту, поленезависимость (то есть независимость от внешних условий деятельности, способность отключиться от внешних факторов и увидеть суть ситуации), рефлективность, гибкость когнитивного контроля (способность легко перестраивать стиль деятельности при изменении ситуации).
  • Мыслительные: продуктивное мышление, обучаемость, речевые свойства.
  • Мнемические: непроизвольное запоминание, кратковременная и оперативная память, сохранение в долговременной памяти.
  • Личностные: коммуникативность, эмпатия, ответственность, организаторские способности, склонность к риску, самооценка и уровень притязаний, адаптационный потенциал (уровень адаптации к экстремальным ситуациям), поведенческая регуляция, моральная нормативность.

Наиболее значимые личностные характеристики явно социально ориентированы. Такая специфика связана с тем, что в хосписе медицинские сестры достаточно много общаются с пациентами, не только в силу повседневной работы, но и в силу того, что они достаточно много времени находятся в контакте с пациентами и с коллегами по смене. Потому от них требуется выдержанность и толерантность в отношениях, а недопустимым является проявление агрессивности и конфликтности. Безусловно, это также связано с тем, что люди, находящиеся в хосписе относятся к категории терминальных больных, несущих очень сильный физический, психологический и духовный груз. И, конечно, они требуют повышенного внимания и терпимости.

Основной акцент в данном эталоне, стоит на силовых и регуляторных характеристиках на всех уровнях психики: от силы нервной системы до поведенческой регуляции и управления отношениями. Может быть, это связано с тем, что медсестры ОСУ работают в направлении паллиативной медицины, то есть в условиях, когда вне зависимости от их усилий состояние пациентов постепенно ухудшается. Понимание того, что пациенты рано или поздно уйдут из жизни, столкновение с переживаниями пациентов и их родственников явно требуют большой выдержки и хорошей саморегуляции.

Личностные качества медицинской сестры, способствующие успешной психологической помощи

Гибкость Умение реагировать на потребность пациента
Интерес к человеку Открытость в отношениях с людьми
Внимательность Умение понимать чувства других людей и демонстрировать им это
Толерантность Способность воспринимать разнообразие во мнениях, понимать, что человек имеет право думать иначе
Коммуникабельность Склонность и умение свободно высказывать свое мнение при обсуждении, не давя при этом на окружающих и аргументируя свою мысль
Доброжелательность Спокойное восприятие возможных ошибок собеседника в оценке фактов, в логике рассуждений. Желание и умение побуждать пациентов пояснять и уточнять свои мысли
Позитивность Положительное отношение, непредубжденное восприятие мнений и взглядов других людей

При реализации на практике медицинской сестрой ОСУ психологических компетенций следует соблюдать следующие правила общения с пациентами:

  1. Правила продуктивного слушания при беседе с пациентом
  1. Медицинская сестра не должна прерывать собеседника. Прежде чем

ответить, дайте пациенту возможность высказаться. Своим поведение медицинская сестра должна подчеркнуть, что ей интересно слушать собеседника. Если недостаточно полученной информации, попросите повторить или пояснить то, что не совсем понятно.

  1. Предоставьте пациенту время. Чтобы человек выразил свою мысль до конца, предоставьте ему время возможность высказаться.
  2. Не давайте пациенту понять, что его трудно слушать. Напротив, проявите по отношению к нему полное внимание и расположение. Случайного кивка, восклицания или замечания будет достаточно, чтобы подчеркнуть вашу заинтересованность.
  3. Избегайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров для эффективного общения. Воздержитесь от скороспелых оценок и постарайтесь до конца понять точку зрения пациента или ход его мыслей.
  4. Не заостряйте внимание на речевых особенностях пациента. Иногда пациент может казаться вам слишком медлительным, монотонным, надоедливым. Однако это не повод для того, чтобы проявлять нетерпение в общении с ним. Вас не должны отвлекать манеры и особенности речи пациента.
  5. Медицинская сестра должна спокойно реагировать на высказывания пациента. Если один из собеседников чрезмерно возбужден, это влияет на восприятие другого. В таком случае срабатывают эмоциональные барьеры. Медицинская сестра должна сдерживать волнение, не отвлекаться на мелочи, а извлекать суть из высказываний собеседника.

2. В процесс общения с пациентом медсестра должна:

  • Уметь оценить соматический статус, включающий диагнозы, проведенное лечение, число госпитализаций или посещение врача в недавнем прошлом, а также отношение к алкоголю и курению;
  • Уметь определить медико-психологический тип реагирования пациента на заболевание (классификация А. Е. Личко);
  • Уметь оценить психологический статус пациента с онкологическим заболеванием, включая когнитивные нарушения (способности принимать решения), особенности аффективной сферы, в том числе уровень тревожности и степень удовлетворенности жизнью;
  • Уметь оценить повседневную жизненную активность пациента с онкологическим заболеванием, включая возможности самообслуживания и социальную активность (преобладающие виды деятельности, досуг, общественная деятельность);
  • Уметь прояснить личностные цели и особенности образа жизни пациента с онкологическим заболеванием (культурные, социальные), особенности питания и т.д.;
  • Уметь оценить сильные стороны личности пациента с онкологическим заболеванием и ее способности в достижении позитивных результатов в лечебном процессе и реабилитации;
  • Уметь дифференцированно в зависимости от фазы психического реагирования на онкопатологию у данного пациента применить личностно-ориентированный подход при оказании медицинской помощи;
  • Уметь определить барьеры, мешающие достижению желаемого образа жизни после окончания лечения (знать состав семьи, отношение к больному со стороны всех членов семьи);
  • Уметь оценить экономическое положение пациента, возможности финансовой поддержки со стороны родственников;
  • Уметь определить и объяснить пациенту с онкологическим заболеванием (родственникам) основные направления медико-социальной и психологической помощи для поддержания нормальной жизнедеятельности.
  1. Эмоциональный компонент психологической помощи пациентам с онкологическим заболеванием

Доверие – одна из наиболее важных факторов во взаимоотношениях между пациентом и медицинской сестрой. Создать ситуацию обоюдного доверия — значит создать атмосферу, располагающую к обсуждению значимых проблем. Насколько это будет успешно, зависит от индивидуальных качеств медицинской сестры и его отношения к процессу психологической помощи.

Медицинской сестре необходимо наличие искреннего интереса к пациенту и стремления помочь ему. Во время беседы пациенту следует уделять как можно больше внимания, нельзя заниматься посторонними делами (разговаривать по телефону, разрешать входить коллегам и обсуждать с ними какие-то ,пусть даже важные, вопросы и т.п.).

Необходимо пациенту предоставить максимальную возможность высказаться.

Необходимо соблюдать профессиональную тайну. Пациент должен чувствовать себя в безопасности. Для этого медицинская сестра должна войти в положение пациента, проявить заботу, искренность и заинтересованность к его проблемам. Для установления обоюдного доверия спациентам особенно необходимы такие качества, как искренность, способность к эмпатии и безусловное уважение к людям.

Эмпатия. Невозможно понять другого, если не идентифицировать себя с ним. Таким образом, проявление эмпатии в общении означает, что медицинская сестра чутко и точно реагирует на переживание пациента. Чтобы понять, какой смысл для пациента имеет то или иное событие, нужно попытаться избегать собственных оценок этого события и постараться понять, как оно оценивается пациентом. Однако медицинской сестре важно оставаться собой и не переносить переживания пациента в свой мир. Сопереживания медицинской сестры пациенту никогда не должны быть тотальными, а только частичными и временными.

Искренность – один из важнейших элементов создания терапевтического климата. Нужно уметь вести себя с пациентом так, чтобы он воспринял вхождение в свой внутренний мир как поддержку, а не как угрозу. Искренность медицинской сестры – это способность оставаться собой отсутствие потребности демонстрировать свой профессионализм. Искренность предполагает соответствие высказываний чувствам и поведению. Открытая своим чувствам, мыслям, установкам и при этом не испытывающая тревоги медицинская сестра способствует комфортному состоянию пациента. Конгруэнтное взаимодействие позволяет и пациенту не скрывать свои переживания при общении с медицинской сестрой.

  1. Требования к невербальному общению
  1. Находится с пациентом «с глазу на глаз». Физическая обстановка должна позволять медицинской сестре и пациенту полностью видеть друг друга. Недопустимо присутствие посторонних.
  2. Быть в открытой позе. Скрещенные руки и ноги обычно интерпретируют как оборонительная, безучастная и отступательная поза. И наоборот: открытая поза означает, что медицинская сестра готова принять всю информацию, которая последует со стороны пациента.
  3. Поддерживать контакт глаз с пациентом. Это необходимо, чтобы подчеркнуть внимание и заинтересованность. Но контакт не должен быть непрерывным, потому что может вызвать ощущение дискомфорта. С другой стороны, если взгляд медицинской сестры «блуждает» в пространстве, не оставаясь на пациенте, то создается впечатление, что медицинская сестра не слушает пациента.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

инструктора по лечебной физкультуре

I. Общие положения

На должность инструктора по лечебной физкультуре назначается лицо, получившее высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело», а также лица со средним медицинским образованием по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» или среднее специальное образование по профилю выполняемой работы и сертификат по специальности «Лечебная физкультура».

Назначение на должность инструктора по лечебной физкультуре и освобождение от нее производится приказом руководителя учреждения.

Инструктор по лечебной физкультуре должен знать:

  1. Основы физиологии и патофизиологии организма.
  2. Методику проведения занятий по лечебной физкультуре для больных с различными заболеваниями.
  3. Показания и противопоказания к проведению занятий по лечебной физкультуре.
  4. Основы проведения лечебного массажа.
  5. Правила личной гигиены, санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий.
  6. Правила внутреннего трудового распорядка.
  7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

II. Обязанности

Инструктор по лечебной физкультуре:

  1. Осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации работы залов для групповых и индивидуальных занятий лечебной физкультурой
  2. Готовит пациентов к занятиям лечебной физкультурой, осуществляет контроль за состоянием пациентов во время проведения процедуры.
  3. Проводит индивидуальные и групповые занятия лечебной и гигиенической гимнастикой.
  4. Проводит функциональные пробы с физической нагрузкой.
  5. Проводит оценку физического развития, физической работоспособности человека, функции внешнего дыхания, сердечно-сосудистой системы, нервно-мышечного аппарата при занятиях лечебной физкультурой.
  6. Использует частные методики лечебной физкультуры при различных заболеваниях.
  7. Использует методику лечебной физкультуры в пожилом возрасте.
  8. Проводит демонстрацию физических упражнений.
  9. Дает рекомендации по проведению физических упражнений, пешеходным прогулкам, терренкуру, туризму, ходьбе на лыжах, гребле, велосипеду, спортивным играм, занятиям на тренажерах и механоаппаратах, трудотерапии.
  10. Соблюдает требования охраны труда, техники безопасности, гигиены труда, противопожарной безопасности при эксплуатации помещений, оборудования и оснащения, используемого для занятий лечебной физкультурой.
  11. Обеспечивает инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполняет требования инфекционного контроля в отделении.
  12. Своевременно и качественно ведет медицинскую документацию; проводит регистрацию пациентов и проводимых исследований.
  13. Соблюдает морально-правовые нормы профессионального общения, выполняет требования трудовой дисциплины.
  14. Проводит санитарно-просветительную работу.
  15. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.

III. Права

Инструктор по лечебной физкультуре имеет право:

  1. Получать информацию, необходимую для качественного выполнения функциональных обязанностей.
  2. Вносить предложения руководству по совершенствованию качества медицинской помощи населению, улучшению организации труда.
  3. Принимать участие в работе совещаний, конференций, секций, медицинских ассоциаций, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к профессиональной компетенции.
  4. Повышать свою квалификацию, аттестоваться на присвоение квалификационной категории.

IV. Ответственность

Инструктор по лечебной физкультуре несет ответственность за невыполнение обязанностей, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка и настоящей инструкцией.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Нормофлорин д инструкция по применению для детей грудного возраста
  • Траумель гель для десен инструкция по применению
  • Толокнянка инструкция по применению цена отзывы врачей
  • Никоретте пластырь 1 этап инструкция по применению
  • Автосигнализация мобикар б инструкция по применению