УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
[Наименование должности]
_______________________________
_______________________________
[Наименование организации]
_______________________________
_______________________/[Ф.И.О.]/
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Машиниста крана-манипулятора (эксплуатация кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 тонн при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ)
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность машиниста крана-манипулятора [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Машинист крана-манипулятора назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Машинист крана-манипулятора относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.4. На должность машиниста крана-манипулятора назначается лицо, прошедшее профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
1.5. Требования к опыту практической работы машиниста крана-манипулятора: нет.
1.6. Особые условия допуска машиниста крана-манипулятора к работе:
- прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1000 В;
- условия допуска к выполнению обязанностей устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства.
1.7. В практической деятельности машинист крана-манипулятора должен руководствоваться:
- нормативными актами по вопросам выполняемой работы;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
- учредительными документами организации;
- Правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями руководителя организации, непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.8. Машинист крана-манипулятора должен знать:
- назначение, устройство, принцип действия, грузовую характеристику, конструктивные особенности, правила эксплуатации обслуживаемых кранов-манипуляторов;
- критерии работоспособности обслуживаемых кранов-манипуляторов в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации;
- порядок передвижения кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 т к месту и на месте производства работ;
- границы опасной зоны при работе кранов-манипуляторов;
- техническую и эксплуатационную документацию на обслуживаемые краны-манипуляторы;
- порядок действий в случаях возникновения аварий и инцидентов при обслуживании кранов-манипуляторов;
- назначение и устройство грузозахватных органов, стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, нормы их браковки;
- виды грузов и способы их строповки;
- систему знаковой и звуковой сигнализации, установленную в организации;
- признаки неисправностей механизмов и приборов кранов-манипуляторов, возникающих в процессе работы;
- порядок проведения технического обслуживания кранов-манипуляторов, система планово-предупредительных ремонтов;
- технологический процесс транспортировки грузов;
- требования к процессу подъема и транспортировки людей;
- требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений;
- назначение, устройство, принцип действия, грузовую характеристику, конструктивные особенности, правила эксплуатации обслуживаемых кранов-манипуляторов;
- порядок производства работ вблизи линии электропередачи, вблизи котлованов, в стесненных условиях;
- техническую и эксплуатационную документацию на обслуживаемые краны-манипуляторы;
- порядок организации работ повышенной опасности;
- нормы расхода смазочных материалов и электроэнергии;
- требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности, правила внутреннего трудового распорядка.
1.9. Машинист крана-манипулятора должен уметь:
- определять неисправности в работе кранов-манипуляторов процессе выполнения работ;
- определять пригодность к работе стальных канатов, грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- определять по габаритным размерам и характеру материала приблизительную массу подлежащего подъему и перемещению груза;
- читать рабочие чертежи деталей и сборочных единиц, гидравлические, кинематические и электрические схемы кранов-манипуляторов;
- применять средства индивидуальной защиты;
- оказывать первую помощь пострадавшим на месте проведения работ;
- документально оформлять результаты собственных действий;
- применять передовые методы производства работ, организации труда и рабочего места;
- выполнять требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;
- выполнять производственные задания в соответствии с технологическим процессом;
- выполнять порядок установки и требуемые габариты приближения к зданиям, сооружениям, механизмам.
1.10. В период временного отсутствия машиниста крана-манипулятора (отпуск, болезнь, прочее), его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя], который назначается в установленном порядке, приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
2. Должностные обязанности
Машинист крана-манипулятора при эксплуатации кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 тонн при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Подготовку кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 тонн к работе, в том числе:
- проведение осмотра и проверка состояния площадки для установки кранов-манипуляторов;
- ознакомление с проектом производства работ, технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы и технологическими картами складирования грузов;
- получение наряда-допуска на работу крана-манипулятора вблизи линии электропередачи (при необходимости);
- проведение внешнего осмотра металлоконструкций, устройств, механизмов и приборов кранов-манипуляторов;
- проведение установки крана-манипулятора на выносные опоры на краю откоса, котлована (канавы), ближе 30 метров от линии электропередачи для выполнения работ;
- проверку на холостом ходу механизмов, устройств и приборов кранов-манипуляторов;
- документальное оформление результатов осмотра.
2.2. Выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ при производстве строительными кранами-манипуляторами грузоподъемностью до 10 тонн, в том числе:
- контроль требований установки кранов-манипуляторов на выносные опоры, на краю откоса, котлована (канавы), ближе 30 метров от линии электропередачи при выполнении строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ;
- контроль требуемых габаритов приближения к зданиям, сооружениям, механизмам;
- управление кранами-манипуляторами при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ;
- осуществление контроля технического состояния кранов-манипуляторов во время работы;
- осуществление установленного порядка обмена сигналами со стропальщиками при эксплуатации кранов-манипуляторов;
- контроль установленного порядка складирования груза;
- контроль отсутствия людей и посторонних предметов в зоне действия кранов-манипуляторов.
2.3. Выполнение ежесменного технического обслуживания кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 тонн, в том числе:
- установку кранов-манипуляторов на место, предназначенное для проведения технического обслуживания, принятие мер к их затормаживанию;
- выполнение работ по ежесменному техническому обслуживанию кранов-манипуляторов в объеме, установленном в руководстве (инструкции) по эксплуатации, производственной инструкции для машиниста кранов-манипуляторов;
- выполнение мелкого ремонта кранов-манипуляторов;
- составление заявок на проведение ремонта кранов-манипуляторов при выявлении неисправностей и дефектов;
- документальное оформление результатов выполненных работ.
В случае служебной необходимости машинист крана-манипулятора может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Машинист крана-манипулятора имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.
3.2. На бесплатную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.4. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.5. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы.
3.6. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Машинист крана-манипулятора несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы машиниста крана-манипулятора осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы машиниста крана-манипулятора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы машиниста крана-манипулятора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
5.2. В связи с производственной необходимостью машинист крана-манипулятора обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/«____» _______ 20__ г.
(подпись)
1.1. Настоящая Типовая инструкция разработана с учетом требований Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 № 1540 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 1. Ст. 191), Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263 (Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 11. Ст. 1305), Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов-манипуляторов (ПБ 10-257—98)*, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.98 № 79, и устанавливает обязанности операторов (крановщиков) по обслуживанию кранов-манипуляторов.
__________________
* Далее — Правила.
1.2. Производственные инструкции для операторов (машинистов) разрабатываются на основании настоящей Типовой инструкции, согласованной с Госгортехнадзором России, и могут содержать дополнительные требования, вытекающие из местных условий эксплуатации кранов-манипуляторов, указания по обслуживанию кранов-манипуляторов, их транспортных средств и приборов безопасности, изложенные в руководствах по эксплуатации кранов-манипуляторов, их транспортных средств и приборов безопасности.
1.3. Операторы (машинисты), прошедшие обучение и имеющие удостоверение на право управления грузоподъемными кранами-манипуляторами, должны знать:
1) руководства по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей;
2) производственную инструкцию;
3) устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;
4) устройство грузозахватных приспособлений;
5) инструкцию по охране труда;
6) приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим.
2. Обязанности оператора (машиниста) перед началом работы крана-манипулятора.
2.1. Прежде чем приступить к работе, оператор (машинист) должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора. При этом он должен:
1) осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
5) осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
6) осмотреть крюк и его крепление в обойме;
7) проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;
проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;
9) проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
10) при приемке крана-манипулятора с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях.
2.2. Оператор (машинист) обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.
2.3. При приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с оператором (машинистом), сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить оператору (машинисту) необходимое время в начале смены.
2.4. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.
2.5. При осмотре крана-манипулятора оператор (машинист) должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.
2.6. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу оператор (машинист), убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
1) механизмов крана-манипулятора и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
2) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-манипуляторе;
3) тормозов;
4) гидросистемы.
2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами оператор (крановщик), не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.
2.8. Оператор (машинист) не должен приступать к работе на кране-манипуляторе, если имеются следующие неисправности:
1) трещины или деформации в металлоконструкциях крана-манипулятора;
2) трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.),
3) отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;
4) число обрывов проволок стрелового или грузового каната или поверхностный износ превышают норму, установленную руководством по эксплуатации крана-манипулятора, имеются оборванная прядь или другие повреждения;
5) дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы;
6) повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или механизма подъема стрелы; износ крюков в зеве, превышающий 10 % первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;
7) повреждение или неукомплектованность дополнительных опор, неисправность стабилизаторов у автомобильных и других кранов-манипуляторов с подрессоренной ходовой частью;
повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.
2.9. Перед началом работы оператор (машинист) обязан:
1) ознакомиться с проектом производства работ кранами-манипуляторами, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;
2) проверить состояние площадки для установки крана-манипулятора;
3) убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м;
4) получить наряд-допуск на работу крана-манипулятора на расстоянии ближе 30 м от линии электропередачи;
5) проверить достаточность освещенности рабочей зоны;
6) убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.
2.10. Произведя приемку крана-манипулятора, оператор (машинист) должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, приступить к работе.
2.11. Разрешение на пуск в работу гусеничных и пневмоколесных кранов-манипуляторов после перестановки их на новый объект выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-манипуляторов на основании проверки состояния крана-манипулятора и обеспечения безопасных условий его работы с записью в вахтенном журнале.
3. Обязанности оператора (машиниста) во время работы крана-манипулятора.
3.1. При работе крана-манипулятора оператор (машинист) должен руководствоваться требованиями и указаниями, изложенными в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора и производственной инструкции.
3.2. Оператор (машинист) во время работы механизмов крана-манипулятора не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.
3.3. При необходимости ухода с крана-манипулятора оператор (машинист) обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана-манипулятора, и убрать ключ зажигания у автомобильных кранов-манипуляторов. При отсутствии оператора (машиниста) стажеру и другим лицам управлять краном-манипулятором не разрешается.
3.4. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном-манипулятором, оператор (машинист) обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-манипулятора нет посторонних людей.
3.5. Если в работе механизмов крана-манипулятора был перерыв, то перед их включением крановщик обязан подать предупредительный звуковой сигнал.
3.6. Передвижение крана-манипулятора под линией электропередачи должно производиться при опущенной стреле (в транспортном положении).
3.7. Во время перемещения крана-манипулятора с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана-манипулятора следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора. Производить одновременно перемещение крана-манипулятора и поворот стрелы не разрешается.
3.8. Оператор (машинист) обязан устанавливать кран-манипулятор на все дополнительные опоры во всех случаях, когда такая установка требуется по паспортной характеристике крана-манипулятора; при этом он должен следить, чтобы опоры были исправны и под них были подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся инвентарной принадлежностью крана-манипулятора. Подкладывать под дополнительные опоры случайные предметы не разрешается.
3.9. Запрещается нахождение оператора (машиниста) в кабине при установке крана-манипулятора на дополнительные опоры, а также при освобождении его от опор.
3.10. Установка крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) допускается при условии соблюдения расстояний от начала откоса котлована (канавы) до края опорного контура крана-манипулятора не менее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана-манипулятора на краю откоса котлована (канавы) должны быть указаны в проекте производства работ кранами-манипуляторами.
3.11. Устанавливать краны-манипуляторы для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с проектом производства работ кранами-манипуляторами.
3.12. Установка кранов-манипуляторов должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. Устанавливать краны-манипуляторы для работы на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим допустимый для данного крана-манипулятора в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора, не разрешается.
3.13. Устанавливать краны-манипуляторы следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-манипулятора при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м.
3.14. Оператору (машинисту) запрещается самовольная установка крана-манипулятора для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами).
3.15. Оператор (машинист) должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, при загрузке и разгрузке полувагонов, при перемещении груза несколькими кранами-манипуляторами, вблизи линии электропередачи; при перемещении груза над перекрытиями, под которыми размещены производственные или служебные помещения, где могут находиться люди; при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами производства работ или технологическими регламентами.
3.16. Перемещение грузов над перекрытиями, под которыми размещены производственные, жилые или служебные помещения, где могут находиться люди, не допускается. В отдельных случаях может производиться перемещение грузов над перекрытиями производственных или служебных помещений, в которых находятся люди, после разработки мероприятий (по согласованию с органами госгортехнадзора), обеспечивающих безопасное выполнение работ, и под руководством лица, ответственного за безопасное выполнение работ кранами-манипуляторами.
3.17. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами-манипуляторами может быть допущена лишь в отдельных случаях и должна осуществляться в соответствии с проектом производства работ или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза.
3.18. При перемещении грузов оператор (машинист) должен руководствоваться следующими правилами:
1) работать краном-манипулятором можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя в нарушение требований инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана-манипулятора. За повреждения, причиненные действием крана-манипулятора вследствие выполнения неправильно поданного сигнала, несет ответственность как оператор (машинист), так и стропальщик, подавший неправильный сигнал. Обмен сигналами между стропальщиком и оператором (машинистом) должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. Сигнал «Стоп» оператор (машинист) обязан выполнять независимо от того, кто его подает;
2) необходимо определять по указателю грузоподъемности грузоподъемность крана-манипулятора для каждого вылета;
3) перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех находящихся около крана-манипулятора лиц о необходимости уйти из зоны перемещаемого груза, возможного падения груза и опускания стрелы. Перемещать груз можно только при отсутствии людей в зоне работы крана-манипулятора. Указанные требования оператор (машинист) должен выполнять также при подъеме и перемещении грейфера. Стропальщик может находиться возле груза во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;
4) загружать и разгружать вагонетки, автомашины и прицепы к ним, железнодорожные полувагоны и платформы разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем оператор (машинист) должен предварительно убедиться;
5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;
6) при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200—300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана-манипулятора и исправности действия тормозом, после чего можно поднимать груз на нужную высоту;
7) при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;
перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;
9) при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;
10) при перемещении груза, находящегося вблизи стены, колонны, штабеля, железнодорожного вагона, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других людей между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, вагоны и др. Укладку грузов в полувагоны, на платформы и в вагонетки, а также снятие его следует производить, не нарушая равновесия полувагонов, вагонеток и платформ;
11) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре, при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов, подъем кирпича на поддонах без ограждения разрешается производить только при погрузке и разгрузке (на землю) автомашин, прицепов, железнодорожных полувагонов и платформ;
12) перед подъемом груза из колодца, канавы, траншеи, котлована и т.п. и перед опусканием груза в них следует путем опускания свободного (ненагруженного) крюка предварительно убедиться в том, что при его низшем положении на барабане остаются навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
13) укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;
14) необходимо внимательно следить за канатами; при спадании их с барабанов или блоков, образовании петель или обнаружении повреждений канатов следует приостановить работу крана-манипулятора;
15) при наличии у крана-манипулятора двух механизмов подъема одновременная их работа не разрешается. Крюк неработающего механизма должен быть всегда поднят в наивысшее положение;
16) строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;
17) при работе крана-манипулятора с грейфером, предназначенным для сыпучих и кусковых материалов, не разрешается производить перевалку материала, наибольший размер кусков которого превышает 300 мм, а также если насыпная масса превышает величину, установленную для данного грейфера. Перевалка штучного груза может производиться только специальным грейфером;
18) работа грейферных кранов допускается при отсутствии в зоне их действия людей. Подсобные рабочие могут допускаться к выполнению своих обязанностей только после перерыва в работе крана, после того как грейфер будет опущен на землю;
19) опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности. Укладку и разборку грузов следует производить равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы.
3.19. Производство работ кранами-манипуляторами на расстоянии менее 30 м от подъемной выдвижной части крана-манипулятора в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 42 В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца крана-манипулятора. Безопасные расстояния от частей крана или груза в любом их положении до ближайшего провода линии электропередачи составляют: при напряжении до 1 кВ — 1,5 м, от 1 до 20 кВ — не менее 2 м, от 35 до 110 кВ — не менее 4 м, от 150 до 220 кВ — не менее 5 м, до 330 кВ — не менее 6 м, от 500 до 750 кВ — не менее 9 м.
В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанные расстояния, работа краном-манипулятором в запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи по наряду-допуску, в котором указывается время проведения работ.
Оператор (крановщик) не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана-манипулятора и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: «Установку крана-манипулятора на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю (дата, время, подпись)».
При работе кранов-манипуляторов на действующих электростанциях, подстанциях и линиях электропередачи, если работы с применением кранов-манипуляторов ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, а операторы (крановщики) находятся в штате энергопредприятия, наряд-допуск на работу вблизи находящихся под напряжением проводов и оборудования выдается оператору (крановщику) лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.
Работа кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана-манипулятора и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.
3.20. К выполнению работ во взрыво- и пожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами оператор (машинист) может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами.
3.21. При производстве работ оператору (машинисту) запрещается:
1) допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях оператор (машинист) должен прекратить работу краном-манипулятором и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами -манипуляторами;
2) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана-манипулятора для данного вылета. Если оператор (машинист) не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;
3) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана-манипулятора будет меньше массы поднимаемого груза;
4) производить резкое торможение при повороте стрелы с грузом;
5) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана-манипулятора при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;
6) отрывать крюком или грейфером груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;
7) освобождать краном-манипулятором защемленные грузом грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);
поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;
9) укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса канавы или траншеи;
10) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;
11) передавать управление краном-манипулятором лицам, не имеющим прав на управление краном-манипулятором, а также допускать к самостоятельному управлению краном-манипулятором учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;
12) производить погрузку и разгрузку автомашины при нахождении водителя или других людей в кабине;
13) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;
14) подавать груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;
15) поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;
16) пользоваться концевыми выключателями в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов;
17) работать при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.
3.22. При возникновении неисправностей оператор (машинист) обязан опустить груз, прекратить работу крана-манипулятора и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами-манипуляторами. Так же должен действовать оператор (машинист) в следующих случаях:
1) при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана-манипулятора и указанную в его паспорте;
2) при недостаточной освещенности места работы крана-манипулятора, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда оператор (машинист) плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;
3) при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана-манипулятора;
4) при закручивании канатов грузового полиспаста.
4. Обязанности оператора (машиниста) в аварийных ситуациях.
4.1. При потере устойчивости крана-манипулятора (проседание грунта, поломка выносной опоры, перегруз и т.п.) оператор (машинист) должен немедленно прекратить подъем, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и установить причину аварийной ситуации.
4.2. Если элементы крана-манипулятора (стрела, канаты) оказались под напряжением, оператор (машинист) должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, то оператор (машинист) должен покинуть кран-манипулятор, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током (в соответствии с руководством по эксплуатации крана-манипулятора).
4.3. Если во время работы крана-манипулятора работающий (стропальщик) соприкоснулся с токоведущими частями, оператор (машинист) прежде всего должен принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.
4.4. При возникновении на кране-манипуляторе пожара оператор (машинист) обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране-манипуляторе средствами пожаротушения.
4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) оператор (машинист) должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кран-манипулятор и уйти в безопасное место.
4.6. При возникновении других аварийных ситуаций оператор (машинист) должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора.
4.7. Если во время работы крана-манипулятора имели место авария или несчастный случай, то оператор (машинист) должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.
4.8. Обо всех аварийных ситуациях оператор (машинист) обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-манипуляторов в исправном состоянии.
5. Обязанности оператора (машиниста) по окончании работы крана-манипулятора.
5.1. По окончании работы крана-манипулятора оператор (машинист) обязан соблюдать следующие требования:
1) не оставлять груз или грейфер в подвешенном состоянии;
2) поставить кран-манипулятор в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок;
3) установить стрелу и крюк в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора;
4) остановить двигатель;
5) занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана-манипулятора.
5.2. При работе крана-манипулятора в несколько смен оператор (крановщик), сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана-манипулятора и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.
6. Обязанности оператора (машиниста) при обслуживании крана манипулятора и ухода за ним.
6.1. При обслуживании крана-манипулятора оператор (машинист) должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-манипулятора.
6.2. Оператор (машинист) обязан:
1) содержать механизмы и оборудование крана-манипулятора в чистоте и исправности;
2) своевременно производить смазку всех механизмов крана-манипулятора и канатов;
3) знать сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО) крана-манипулятора;
4) знать сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана-манипулятора и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров.
6.3. Устранение неисправностей, возникающих во время работы крана-манипулятора, производится по заявке оператора (машиниста). Другие виды ремонта проводятся в соответствии с графиком планово-предупредительного ремонта.
7. Ответственность оператора (машиниста) крана манипулятора.
Оператор (машинист) крана-манипулятора несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана-манипулятора в установленном законодательством порядке.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ МАШИНИСТА КРАНА-МАНИПУЛЯТОРА
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, профессиональным стандартом «Машинист крана-манипулятора» (зарегистрированным в Минюсте России 21 марта 2017 г. N 46067), утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 марта 2017 г. N 214н, и иными нормативными актами, регулирующими трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность лица, занимающего должность машиниста крана — манипулятора транспортного цеха (далее — машинист крана) АО «Региональная компания» (далее — Общество).
1.2. Машинист крана назначается на должность, освобождается от должности приказом генерального директора Общества с представления начальника транспортного цеха.
1.3. Машинист крана непосредственно подчиняется начальнику транспортного цеха Общества.
При выполнении работ с применением подъемных сооружений машинист крана выполняет указания лица, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений и оборудования, используемого совместно с подъемным сооружением.
1.4. Должность машиниста крана может занимать лицо, не моложе 18 лет, а также соответствующее следующим требованиям:
1.4.1. Требования к образованию и обучению.
Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, служащих; по программам переподготовки рабочих, служащих; по программам повышения квалификации рабочих, служащих.
1.4.2. Требования к опыту практической работы не предъявляются.
1.4.3. Особые условия допуска к работе:
- прохождение обязательных предварительных медицинских осмотров (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие не ниже III группы по электробезопасности напряжением до 1000 В.
1.5. Допуск машиниста крана к самостоятельной работе осуществляется после прохождения вводного и первичного инструктажа на рабочем месте по охране труда и пожарной безопасности, обучения безопасным методам и приемам выполнения работ (стажировки), проверки знаний по охране труда, пожарной безопасности и электробезопасности.
1.6. Машинист крана должен знать:
- назначение, устройство и принцип работы обслуживаемого крана-манипулятора, а также грузовую характеристику и его конструктивные особенности;
- критерии работоспособности обслуживаемого крана-манипулятора в соответствии с требованиями его паспорта и руководства (инструкции) по эксплуатации;
- порядок передвижения кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 10 т к месту и на месте производства работ;
- границы опасной зоны при работе кранов-манипуляторов;
- техническую и эксплуатационную документацию на обслуживаемые краны-манипуляторы;
- назначение и устройство грузозахватных органов, стальных канатов, съемных грузозахватных приспособлений и тары, нормы их браковки;
- виды грузов и способы их строповки;
- признаки неисправностей механизмов и приборов кранов-манипуляторов, возникающих в процессе работы;
- технологический процесс транспортировки грузов;
- требования к процессу подъема и транспортировке людей;
- порядок производства работ вблизи линии электропередачи, вблизи котлованов, над перекрытиями, а также в стесненных условиях, при которых требуется ограничение зоны перемещения крана-манипулятора и грузов;
- порядок производства работ при перемещении и подъеме грузов несколькими стропами;
- порядок действий в случаях возникновения аварий и инцидентов при эксплуатации и обслуживании кранов-манипуляторов;
- порядок организации работ повышенной опасности;
- систему знаковой и звуковой сигнализации;
- основные требования, предъявляемые к стропальщикам;
- порядок проведения технического обслуживания кранов-манипуляторов, график планово-предупредительных ремонтов;
- требования к качеству выполняемых работ, материалов и элементов сооружений;
- нормы расхода смазочных материалов;
- требования охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;
- правила применения средств индивидуальной и коллективной защиты;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- методы и приемы оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях на производстве;
- приказы, распоряжения, положения, коллективный договор и другие правовые, нормативные документы Общества.
1.7. Машинист крана должен уметь:
- определять неисправности в работе кранов-манипуляторов в процессе выполнения монтажных и погрузочно-разгрузочных работ;
- определять пригодность к работе стальных канатов, грузозахватных органов, съемных грузозахватных приспособлений и тары;
- определять по габаритным размерам и характеру материала массу подлежащего подъему и перемещению груза;
- читать рабочие чертежи деталей и сборочных единиц, гидравлические, кинематические и электрические схемы кранов-манипуляторов;
- применять средства индивидуальной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве;
- применять передовые методы производства работ, организации труда и рабочего места;
- соблюдать требования охраны труда, производственной санитарии, противопожарной и промышленной безопасности при проведении работ.
2. Функциональные обязанности
На машиниста крана возлагаются функции по эксплуатации кранов-манипуляторов, грузоподъемностью до 10 тонн, при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, а именно:
2.1. Подготовка крана-манипулятора к работе.
2.2. Выполнение монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, строительных работ краном-манипулятором.
2.3. Выполнение технического обслуживания крана-манипулятора, согласно утвержденного регламента и руководства по эксплуатации подъемного сооружения.
3. Должностные обязанности
На машиниста крана возлагаются следующие должностные обязанности:
3.1. Проведение осмотра и проверку состояния площадки для установки крана-манипулятора.
3.2. Ознакомление с проектом производства работ, технологическими картами на погрузочно-разгрузочные работы и технологическими картами складирования грузов;
3.3. Получение наряда-допуска на работу крана-манипулятора вблизи линии электропередачи (при необходимости).
3.4. Проведение внешнего осмотра металлоконструкций, устройств, механизмов и приборов крана-манипулятора.
3.5. Проведение установки крана-манипулятора на выносные опоры на краю откоса, котлована (канавы), ближе 30 м от линии электропередачи для выполнения работ.
3.6. Проверка на холостом ходу механизмов, устройств и приборов крана-манипулятора.
3.7. Контроль требований установки крана-манипулятора на выносные опоры, на краю откоса, котлована (канавы), ближе 30 м от линии электропередачи при выполнении строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
3.8. Контроль требуемых габаритов приближения к зданиям, сооружениям, механизмам.
3.9. Управление краном-манипулятором при производстве строительных, монтажных и погрузочно-разгрузочных работ.
3.10. Осуществление контроля технического состояния крана-манипулятора во время работы.
3.11. Осуществление обмена сигналами со стропальщиками при производстве работ с использованием крана-манипулятора.
3.12. Контроль складирования груза.
3.13. Контроль отсутствия людей и посторонних предметов в зоне действия крана-манипулятора.
3.14. Установка крана-манипулятора, на место, предназначенное для проведения технического обслуживания, принятие мер к его затормаживанию.
3.15. Выполнение работ по техническому обслуживанию крана-манипулятора в объеме, установленном в паспорте и руководстве (инструкции) по эксплуатации подъемного сооружения, производственной инструкции для машиниста кранов-манипуляторов.
3.16. Выполнение мелкого ремонта крана-манипулятора.
3.17. Составление заявок на проведение ремонта крана-манипулятора при выявлении неисправностей и дефектов.
4. Права
Машинист крана имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства Общества, касающимися его деятельности.
4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями, на рассмотрение непосредственному руководителю.
4.3. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в производственной деятельности своего структурного подразделения и вносить предложения по их устранению.
4.4. Запрашивать документы, материалы, инструменты, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
4.5. Получать бесплатно специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.
4.6. Требовать от лица, ответственного за содержание подъемных сооружений в работоспособном состоянии, содержания крана-манипулятора, съемных грузозахватных приспособлений и тары в работоспособном состоянии в соответствии с действующими требованиями промышленной безопасности и эксплуатационной документацией на кран-манипулятор, своевременного устранения выявленных неисправностей, а также регулярного личного осмотра крана-манипулятора.
4.7. Требовать от лица, ответственного за безопасное проведение работ с применением подъемных сооружений, определения места установки крана-манипулятора, осуществления его подготовки и проверки указанного места установки перед проведением работ; организации ведения работ в соответствии с правилами безопасности, проектами производства работ, техническими условиями или технологическими картами; обеспечения необходимыми средствами и приспособлениями для безопасного проведения работ краном-манипулятором.
4.8. Осуществлять свою профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
5. Ответственность
Машинист крана несет ответственность за:
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.
5.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ
5.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.
5.4. За невыполнение приказов, распоряжений и поручений вышестоящего руководства Общества.
5.5. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и охраны труда, установленных в Обществе.
6. Взаимоотношения
Машинист крана взаимодействует в процессе своей трудовой деятельности:
6.1. С начальником транспортного цеха:
Машинист крана получает от начальника транспортного цеха:
- средства индивидуальной защиты, спецодежду;
- инструктажи;
- распоряжения и указания;
- наряды-допуски на производство работ.
Машинист крана передает начальнику транспортного цеха:
- информацию о завершении работ или указаний и распоряжений;
- заявления на предоставление отпуска.
6.2. С механиком транспортного цеха:
Машинист крана получает от механика транспортного цеха:
- грузозахватные приспособления для выполнения работ;
- материалы необходимые для выполнения конкретных работ.
Машинист крана передает механику транспортного цеха:
- удостоверение для проверки;
- сведения о проделанной работе.
6.3. С диспетчером транспортного цеха:
Машинист крана получает от диспетчера транспортного цеха:
- задание на маршрут движения, согласно принятой заявки на выделение автотранспорта от руководителей структурных подразделений;
- путевые листы и иные документы.
Машинист крана предоставляет диспетчеру транспортного цеха:
- водительское удостоверение;
- путевые листы и иные документы, свидетельствующие о выполнении работы;
- отчет об окончании работ.
6.4. С начальником участка или лицом, ответственным за безопасное производство работ:
Машинист крана получает:
- задание на производство работ, указание на место установки крана-манипулятора;
- технологическую карту или проект производства работ для изучения;
- инструктаж по охране труда и безопасному ведению работ;
- наряд-допуск на производство работ в опасной зоне на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42В для ведения работ.
Машинист крана передает:
- удостоверение для проверки;
- отчет о выполненной работе;
- сведения о неисправностях или недостатках оборудования крана-манипулятора, препятствующих его безопасной работе.
6.5. Со стропальщиком:
Машинист крана-манипулятора получает:
- удостоверение на право производства работ для проверки.
СКАЧАТЬ: Dolzhnostnaya-instrukciya-mashinista-krana-manipulyatora
Обновлено: 23.09.2023
1.2.На должность водителя автомобиля принимается лицо со средним образованием и удостоверением на право управления автомобилем соответствующей категории.
1.3.Водитель автомобиля должен знать:
-назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;
-правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;
-причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;
-порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;
-правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;
-правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;
-правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;
-влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;
-способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
-порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;
-правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.
1.4.Водитель автомобиля принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.5.Водитель автомобиля находится в подчинении у руководителя автотранспортного подразделения (гаража) или заместителя руководителя по АХЧ.
2. Должностные обязанности
Водитель автомобиля обязан:
2.2.Управлять подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей.
2.3.Заправлять автомобили топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.
2.4.Проверять техническое состояние и принимать автомобили перед выездом на линию, осуществлять сдачу и постановку автомобилей на отведенное место по возвращении в автохозяйство.
2.5.Подавать автомобили под погрузку и разгрузку грузов и контролировать погрузку, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.
2.6.Устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов.
2.7.Оформлять путевые документы.
3. Права
Водитель автомобиля вправе:
3.1.Вносить предложения руководству учреждения по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.
3.2.Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
3.3.Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда.
3.4.Повышать свою квалификацию.
Водитель автомобиля пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
4. Ответственность
Водитель автомобиля ответственен за:
4.1.Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.
4.2.Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.
4.3.Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.
4.4.Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.
4.5.Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.
4.6.Нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов водитель автомобиля может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
Полезная информация
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.
К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.
Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.
Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.
Что должен знать крановщик
Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:
- устройство механизмов манипулятора, а также их назначение;
- сигналы, которыми обмениваются стропальщики с водителем;
- производственную инструкцию, характеристики крана, а также инструкцию изготовителя изделия. Управляющие автомобильными КМУ обязаны знать правила дорожного движения;
- факторы, которые обеспечивают устойчивость всего механизма;
- какие смазочные материалы используются в механизмах манипулятора;
- различные способы зацепки и строповки груза;
- порядок действий при непосредственной близости линий электропередач;
- приемы освобождения людей от тока и правила оказания им медицинской помощи.
Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:
- осмотреть крепления всех механизмов;
- проверить смазку трущихся частей установки;
- подвергнуть осмотру все сварные швы и соединения стрелы;
- удостовериться в исправности дополнительных опор;
- осуществить проверку надежности крепления противовеса;
- проверить исправность приборов безопасности.
Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:
- трещины или различного рода деформации металлических конструкций механизма;
- обрывы проволоки как грузового, так и стрелового каната;
- дефекты поднимающего механизма, которые создают опасную ситуацию;
- повреждения тормозной системы механизма;
- износ рабочих крюков, который превышает значение в 10% высоты сечения;
- неисправность стабилизаторов или повреждения дополнительных опор.
До начала работы сотрудник обязан:
- ознакомиться с проектом работ, в которых он должен участвовать;
- произвести проверку площадки, на которой будет установлена машина;
- убедиться в том, что линии электропередач находятся на расстояние, превышающем 30 м;
- проверить освещение рабочей зоны.
Обязанности во время эксплуатации техники
Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.
Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.
Во время эксплуатации запрещается:
- допускать к погрузке случайных лиц, которые не имеют прав стропальщика;
- поднимать груз, масса которого больше максимально допустимого значения, установленного для данной КМУ;
- быстро останавливать стрелу с грузом;
- тащить какой-либо груз по поверхности земли, передвигать вагоны или платформы;
- отрывать груз от поверхности (например, примерзший или закрепленный чем-либо);
- поднимать конструкции, у которых хоть немного повреждены петли для зацепа;
- класть груз на кабели, проводящие электричество, а также трубопроводы;
- производить погрузку автомобилей, если внутри них находятся люди;
- поднимать или опускать баллоны с газом, которые не находятся в специализированном контейнере;
- подавать груз в окна или на балконы, которые не оборудованы специальной площадкой для приема предметов;
- эксплуатировать машину при неисправностях тормозной системы или приборов безопасности.
Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ
При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.
- Прекратить подъем груза, если кран потерял устойчивость.
- Если стропальщик соприкоснулся с токопроводящими элементами, освободить его от действия тока и оказать первую медицинскую помощь.
- В случае пожара вызвать пожарную службу и предпринять меры по пожаротушению.
- При возникновении каких-либо стихийных природных явлений немедленно прекратить работу и, опустив груз на землю, уйти в безопасную зону.
- Если произошел несчастный случай или аварии, нужно сообщить об этом человеку, который несет ответственность за безопасность производства. Причем неважно, произошло ли несчастье по вине оператора или нет.
- Описание всех аварийных ситуаций должно быть занесено в вахтенный журнал. Кроме того, об этом нужно известить инженерно-технического сотрудника, который ответственен за исправность грузоподъемного устройства.
По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:
- Содержание крана в чистоте и исправном состоянии.
- Смазывание трущихся частей.
- Осведомленность о сроках последнего технического обслуживания установки.
- Знание сроков проведения профилактических осмотров манипулятора и его отдельных частей. Данные о сменах слесарей и электромонтеров имеются в журнале на вахте.
- Устранение каких-либо неисправностей в механизме крана, которые возникают в процессе эксплуатации. Ремонт доверяется специалистам.
За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.
Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесных грузов обычно выполняются при помощи специальных устройств, которые называются манипуляторы. Одной из важных особенностей данного типа механизмов можно считать их мобильность. Манипулятор устанавливается на автомобильное шасси, благодаря чему может не только быстро перемещаться, но и самостоятельно добираться до места проведения работ. А эксплуатировать и обслуживать данный тип техники может оператор манипулятора.
Описание профессии
Оператор манипулятора – это рабочий, который управляет манипулятором, обеспечивает ее функциональность и должное техническое состояние. Кроме того, в его обязанности входит контроль за работой всех устройство и наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. При возникновении производственной необходимости может быть задействован для проведения ремонтных работ или регулирования рабочих режимов техники.
И для того, чтобы грамотно и четко выполнять поставленные перед ним задачи, оператор манипулятора должен знать:
устройство и правила использования систем манипулятора;
правила безопасности при выполнении работ;
порядок использования средств для персональной защиты;
способы оказания первой медицинской помощи;
правила внутреннего распорядка организации;
нормы по охране труда;
правила производственной санитарии, а также личной гигиены;
технику пожарной безопасности.
Кроме того, во время работы специалист должен руководствоваться следующими документами:
нормативные акты, которые затрагивают непосредственные должностные обязанности оператора манипулятора;
методические пособия по работе манипулятора;
правила внутреннего трудового распорядка;
правилами и нормами по технике безопасности и охране труда.
Работать на манипуляторе могут лишь операторы, которые имеют соответствующее удостоверение на право управления техникой данного типа. При этом оператор может совмещать также и обязанности водителя шасси, если пройдет необходимое обучение и получит необходимые аттестационные документы.
Специалист по эксплуатации манипулятора работает в паре со стропальщиком, поэтому ему необходимо знать используемую в работе систему сигналов. Могут также возникать ситуации, когда будут работать с одним манипулятором единовременно несколько стропальщиков, в этом случае оператор должен ориентироваться на сигналы главного.
Стоит также отметить, что на оператора манипулятора во время работы действуют следующие опасные и вредные факторы:
возможность падения с высоты;
плохая освещенность рабочего периметра;
машины и механизмы, находящиеся в движении;
опасность получить удар электрическим током.
Избежать получения трав возможно, если неукоснительно соблюдать технику безопасности и использовать во время работы все выданные средства индивидуальной защиты: костюм, сапоги, каска и прочее.
Источник фото onlyyouqj/freepik
Где выучиться профессии оператор манипулятора?
Для работы с данной техникой необходимо иметь профильное образование, получить которое возможно в среднем специальном образовательном учреждении. Средняя продолжительность образовательного процесса составляет несколько лет, а учебная программа предполагает изучение особенностей техники, его функциональности организации рабочего процесса, а также некоторые технические дисциплины: слесарное дело, черчение, электротехника.
При этом важно отметить, что данная специальность крайне узкая и не предполагает карьерного роста. Так, у профессии всего один квалификационный разряд. Поэтому, если рабочий стремится к развитию своей карьеры, ему необходимо будет пройти курсы переподготовки.
Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС
Оператор манипулятора 4 разряда должен уметь управлять техникой, содержать ее в исправном состоянии. По мере возникновения необходимости он может принимать участие в наладке или ремонте манипулятора.
Личностные качества профессии оператор манипулятора
Среди качеств, которые ценятся у представителей данной специальности, можно выделить следующее:
1.4 Назначается на должность и освобождается от должности: решением руководителя организации, либо иного лица, уполномоченного органами управления общества для выполнения функций ЕИО по представлению заместителя директора.
1.5 Режим работы машиниста крана-манипулятора (далее – Работник) определяется в соответствии с Правилами труда, установленными в Организации.
1.6 В связи с производственной необходимостью работник может направляться в служебные командировки по мере необходимости.
1.8. Обученный и имеющий на руках удостоверение на право управления и обслуживания крана работник должен знать:
— руководства по эксплуатации кранов-манипуляторов и приборов безопасности предприятий-изготовителей, а также параметры и техническую характеристику крана;
— устройство кранов-манипуляторов, назначение, принципы действия и устройство узлов механизмов и приборов безопасности кранов-манипуляторов;
— требования Правил устройства электроустановок и Правил технической эксплуатации электроустановок, касающиеся профессии крановщика;
— сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживаний крана (TO-1, TO-2, TO-3, СО);
— сроки и результаты проведенных слесарями и электромонтерами профилактических периодических осмотров крана и его основных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров;
— признаки, причины и способы обнаружения и устранения неисправностей крана и установленного на нем специального оборудования и механизмов;
— приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;
— инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии, и лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами;
— устройство и кинематические схемы обслуживаемого крана-манипулятора, его технические характеристики;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, к рациональной организации труда на рабочем месте;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности при работе крана-манипулятора, экологической безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
2 Должностные обязанности
2.1. Прежде чем приступить к работе работник должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-манипулятора. При этом он должен:
— осмотреть механизмы крана-манипулятора, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые и буферные устройства;
— проверить наличие и исправность ограждений механизмов;
— проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;
— осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (шасси) и поворотной части;
— осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, грейфере, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;
— осмотреть крюк и его крепление в обойме;
— проверить исправность дополнительных опор (выдвижных балок, домкратов) и стабилизаторов;
— проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;
— проверить исправность освещения крана-манипулятора, буферных фонарей и фар;
— при приемке крана-манипулятора с гидроприводом осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов на напорных линиях;
— вместе со стропальщиком проверить соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера;
— при приемке работающего крана-манипулятора осмотр должен производиться совместно с машинистом, сдающим смену. Для осмотра крана-манипулятора владелец обязан выделить машинисту необходимое время в начале смены. Осмотр крана-манипулятора должен осуществляться только при неработающих механизмах.
— при осмотре крана-манипулятора работник должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 12 В.
2.5. После осмотра крана-манипулятора перед его пуском в работу, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, машинист обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:
— механизмов крана-манипулятора и электрической аппаратуры, если таковая имеется;
— приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-манипуляторе;
-тормозов;
— гидросистемы;
2.6. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-манипулятора неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-манипулятора в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-манипуляторами;
Читайте также:
- Каковы были итоги битвы за берлин кратко и понятно
- Симфоническое творчество шнитке кратко
- Тахипноэ это в медицине кратко
- Рабочее освещение это кратко
- Ибн сина биография кратко
На чтение 6 мин Просмотров 1.6к.
Обновлено
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
Должностная инструкция, предназначенная для водителя манипулятора, содержит описание конструкции крана, требования к машинистам и их обязанности во время работы. Также в ней уделено внимание обслуживанию техники. Данный документ утвержден Ростехнадзором и является руководящим.
КМУ относят к механизмам повышенной опасности. Из этого следует, что управление ими должно осуществляться только квалифицированными, имеющими необходимый опыт людьми. Согласно правилам эксплуатации устройства, в некоторых случаях требуется назначение помощника оператора.
К управлению может быть допущен человек, прошедший курс обучения по программе подготовки машиниста и последующую аттестацию. Установлено требование к возрасту, согласно которому крановщиком не может быть лицо моложе 18 лет. Подготовка и аттестация проходят в профессиональных технических заведениях и на специализированных курсах для водителя. Любое учреждение, обучающее управлению машиной, должно иметь лицензию Госгортехнадзора. Данным органом должна быть утверждена и программа, по которой осуществляется обучение.
Оператор, прошедший аттестацию, получает удостоверение в присутствии представителя Госгортехнадзора и председателя аттестационной комиссии. В данном документе обязательно должен быть указан тип манипулятора, к управлению которым допущен обученный специалист. Удостоверение должно находиться у оператора во время выполнения им работ.
Если машинист переводится с одной модели КМУ на другую, он обязан пройти переобучения. В данном случае программа может быть сокращенной. Люди, прошедшие аттестацию, но не работавшие больше года, также обязаны пройти проверку знаний. При удовлетворительных оценках человек вновь допускается к управлению устройством.
Что должен знать крановщик
Оператор, прошедший аттестацию и имеющий специальное удостоверение, должен знать:
- устройство механизмов манипулятора, а также их назначение;
- сигналы, которыми обмениваются стропальщики с водителем;
- производственную инструкцию, характеристики крана, а также инструкцию изготовителя изделия. Управляющие автомобильными КМУ обязаны знать правила дорожного движения;
- факторы, которые обеспечивают устойчивость всего механизма;
- какие смазочные материалы используются в механизмах манипулятора;
- различные способы зацепки и строповки груза;
- порядок действий при непосредственной близости линий электропередач;
- приемы освобождения людей от тока и правила оказания им медицинской помощи.
Прежде чем приступить к выполнению работ, оператор должен осмотреть механизм на наличие неисправностей. Типовая инструкция обязывает водителя:
- осмотреть крепления всех механизмов;
- проверить смазку трущихся частей установки;
- подвергнуть осмотру все сварные швы и соединения стрелы;
- удостовериться в исправности дополнительных опор;
- осуществить проверку надежности крепления противовеса;
- проверить исправность приборов безопасности.
Также перед началом работы водитель должен осмотреть съемные грузозахватные приспособления. Эксплуатировать машину можно только после того, как система проверена на холостом ходу. Следует отказаться от использования КМУ, если были обнаружены следующие неисправности:
- трещины или различного рода деформации металлических конструкций механизма;
- обрывы проволоки как грузового, так и стрелового каната;
- дефекты поднимающего механизма, которые создают опасную ситуацию;
- повреждения тормозной системы механизма;
- износ рабочих крюков, который превышает значение в 10% высоты сечения;
- неисправность стабилизаторов или повреждения дополнительных опор.
До начала работы сотрудник обязан:
- ознакомиться с проектом работ, в которых он должен участвовать;
- произвести проверку площадки, на которой будет установлена машина;
- убедиться в том, что линии электропередач находятся на расстояние, превышающем 30 м;
- проверить освещение рабочей зоны.
Обязанности во время эксплуатации техники
Оператор не должен отвлекаться при выполнении работ. Ведь малейшее неосторожное движение может привести к повреждению машины, окружающих ее предметов или травмированию людей. Отходить от крана, оставляя его без присмотра, также недопустимо.
Если возникла необходимость уйти с рабочего места, оператор должен сначала выключить двигатель и остановить машину. Лишь после этого можно покидать кран. Движение следует начинать только после определенного сигнала, подаваемого стропальщиком. Если же такой сигнал нарушает инструкции, то водитель может ему не следовать. При наличии людей в зоне досягаемости стрелы следует подать им звуковой сигнал, потому что эксплуатировать кран в такой ситуации нельзя.
Сигнал «стоп» может быть подан не только стропальщиком. К данному знаку оператор должен быть очень внимателен, это поможет избежать аварий и внештатных ситуаций.
Во время эксплуатации запрещается:
- допускать к погрузке случайных лиц, которые не имеют прав стропальщика;
- поднимать груз, масса которого больше максимально допустимого значения, установленного для данной КМУ;
- быстро останавливать стрелу с грузом;
- тащить какой-либо груз по поверхности земли, передвигать вагоны или платформы;
- отрывать груз от поверхности (например, примерзший или закрепленный чем-либо);
- поднимать конструкции, у которых хоть немного повреждены петли для зацепа;
- класть груз на кабели, проводящие электричество, а также трубопроводы;
- производить погрузку автомобилей, если внутри них находятся люди;
- поднимать или опускать баллоны с газом, которые не находятся в специализированном контейнере;
- подавать груз в окна или на балконы, которые не оборудованы специальной площадкой для приема предметов;
- эксплуатировать машину при неисправностях тормозной системы или приборов безопасности.
Аварийные ситуации, ответственность и окончание работ
При возникновении аварийных ситуаций машинист обязан действовать в соответствии с должностной инструкцией.
- Прекратить подъем груза, если кран потерял устойчивость.
- Если стропальщик соприкоснулся с токопроводящими элементами, освободить его от действия тока и оказать первую медицинскую помощь.
- В случае пожара вызвать пожарную службу и предпринять меры по пожаротушению.
- При возникновении каких-либо стихийных природных явлений немедленно прекратить работу и, опустив груз на землю, уйти в безопасную зону.
- Если произошел несчастный случай или аварии, нужно сообщить об этом человеку, который несет ответственность за безопасность производства. Причем неважно, произошло ли несчастье по вине оператора или нет.
- Описание всех аварийных ситуаций должно быть занесено в вахтенный журнал. Кроме того, об этом нужно известить инженерно-технического сотрудника, который ответственен за исправность грузоподъемного устройства.
По окончании работ машинист крана не оставлять груз или магнит в состоянии виса. Оставлять кран нужно только в специально предназначенном для этого месте, установив стрелу манипулятора в безопасное положение. Типовая должностная инструкция описывает также обязанности оператора по обслуживанию КМУ:
- Содержание крана в чистоте и исправном состоянии.
- Смазывание трущихся частей.
- Осведомленность о сроках последнего технического обслуживания установки.
- Знание сроков проведения профилактических осмотров манипулятора и его отдельных частей. Данные о сменах слесарей и электромонтеров имеются в журнале на вахте.
- Устранение каких-либо неисправностей в механизме крана, которые возникают в процессе эксплуатации. Ремонт доверяется специалистам.
За нарушение требований производственной инструкции, а также правил эксплуатации оператор несет ответственность, которая может быть и уголовной. Такое случается при возникновении чрезвычайных ситуаций во время эксплуатации манипулятора. Чтобы этого не случилось, нужно придерживаться всех предъявляемых к специалисту требований.