Должностная инструкция ассистента помощника для ребенка с овз в школе

С 2011 года в России реализуется государственная программа «Доступная среда», в рамках которой в более чем 9,5 тысячи школ (22% от общего количества) созданы специальные условия для получения образования обучающимся с ОВЗ.

Министерство просвещения России направило в регионы письмо от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» (далее – Письмо), в приложении к которому даны «Разъяснения о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью» (далее – Разъяснения).

Согласно Разъяснениям, под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ «понимается, в ом числе, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора из расчета по одной штатной единице на каждые 1-6 учащихся с ОВЗ с учетом особенностей учащихся».

Эти должности вводятся в штатное расписание руководителем образовательной организации по рекомендации ПМПК либо по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации:

         — на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

         — на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);

         — на постоянной основе.

В Разъяснениях отмечается, что Минтруда России приказом от 12 апреля 2017 года № 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» (далее – профстандарт), в котором представлено, в том числе, описание трудовой функции этого специалиста. Минпросвещения разъясняет, что к должностным обязанностям ассистента по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся: обеспечение сопровождения инвалида, лица с ОВЗ в образовательную организацию; оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получение информации и ориентации; оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации; оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения; оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места  и подготовке необходимых принадлежностей; оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Согласно профстандарту, ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки  по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ» без предъявления требований к стажу работы.

Минпросвещение разъясняет, что ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися и его должность не относится к должностям педагогических работников.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заказу Минпросвещения России для использования в работе.

В.С.БАСЮК

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее — ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания — тьютора.

Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии») специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.

Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.

Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.

Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

СОДЕРЖАНИЕ

Список используемых сокращений

6

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

7

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

12

2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК

14

3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФЗ-273

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Обучающийся с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Обучающийся с инвалидностью

Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид

ИПРА

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)

МСЭ

Медико-социальная экспертиза

ППк

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации

ОО

Образовательная организация

ДО

Дошкольное образование

НОО

Начальное общее образование

ООО

Основное общее образование

СОО

Среднее общее образование

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС НОО ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС УО

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП

Основная общеобразовательная программа

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа

НОДА

Нарушения опорно-двигательного аппарата

ЗПР

Задержка психического развития

РАС

Расстройства аутистического спектра

ТНР

Тяжелые нарушения речи

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.

ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора».

В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.

В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).

Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Приложение 2

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Тип нарушения

Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ОВЗ

ФГОС ООО

ФГОС СОО

ФГОС УО

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

оказание помощи в использовании технических средств реабилитации;

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания);

обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках);

оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках)

Слепота

оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания)

Приложение 3

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Программа/ тип нарушения

Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК

ФГОС ДО (3 — 7)

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС НОО ОВЗ

Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2

сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств,

индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС УО

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП;

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности)

индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заказу Минпросвещения России для использования в работе.

В.С.БАСЮК

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ

ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее — ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания — тьютора.

Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии») специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.

Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.

Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.

Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

СОДЕРЖАНИЕ

Список используемых сокращений

6

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

7

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

12

2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК

14

3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФЗ-273

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Обучающийся с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Обучающийся с инвалидностью

Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид

ИПРА

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)

МСЭ

Медико-социальная экспертиза

ППк

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации

ОО

Образовательная организация

ДО

Дошкольное образование

НОО

Начальное общее образование

ООО

Основное общее образование

СОО

Среднее общее образование

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС НОО ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС УО

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП

Основная общеобразовательная программа

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа

НОДА

Нарушения опорно-двигательного аппарата

ЗПР

Задержка психического развития

РАС

Расстройства аутистического спектра

ТНР

Тяжелые нарушения речи

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ

РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)

ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.

ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора».

В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.

В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).

Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Приложение 2

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ

ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Тип нарушения

Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ОВЗ

ФГОС ООО

ФГОС СОО

ФГОС УО

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

оказание помощи в использовании технических средств реабилитации;

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания);

обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках);

оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках)

Слепота

оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания)

Приложение 3

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Программа/ тип нарушения

Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК

ФГОС ДО (3 — 7)

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС НОО ОВЗ

Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2

сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств,

индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС УО

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП;

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности)

индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №31»

_____________________ Л.О. Маликова

« 01» сентября 2018г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ОТВЕСТВЕННОГО ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА

КАРАСЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности его обязанности могут быть возложены на другого педагогического работника школы. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.2. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «образование и педагогика».

1.3. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида в школе подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. В своей деятельности ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида обязан руководствоваться Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Семейным кодексом» Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации, непосредственно касающихся социальной защиты детей, административным и трудовым законодательством Российской Федерации, Конвенцией о правах инвалидов, законами и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими образовательную деятельность и основные гарантии, и поддержку инвалидов, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения (в том числе правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора образовательного учреждения), трудовым договором. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида обязан строго соблюдать Конвенцию о правах ребенка.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида имеет следующие должностные обязанности:

  • организация процесса персонального сопровождения ребенка в школе с учетом его физического и психического состояния;

  • оказание помощи и физической поддержки обучающемуся при перемещении в пространстве класса, в школьном здании;

  • составление персонального маршрута сопровождения ребенка-инвалида в образовательном учреждении;

  • контроль состояния ребенка – эмоционального и физического в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации, заключением психолого-медико-педагогической комиссии, специалистов ПМПк образовательного учреждения, специалистов здравоохранения;

  • участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, в организации и проведении консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам организации сопровождения ребенка-инвалида в учебном процессе;

  • контроль и оценивание эффективности созданных условий и степень их комфортности для ребенка-инвалида в школе;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса, несет персональную ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающегося;

  • соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

3.1. Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида несет дисциплинарную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации, за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин:

— Устава и Правил внутреннего трудового порядка образовательного учреждения;

— законных распоряжений директора образовательного учреждения и других локальных нормативных актов;

— своей должностной инструкции.

3.2. За применение, в том числе однократное, таких методов воспитания, которые связанны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации “Об образовании”. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

3.3. В порядке, установленном законодательством Российской Федерации, ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида образовательного учреждения несет ответственность:

— за безопасное проведение образовательного и воспитательного процесса в образовательном учреждении;

— за непринятие мер по оказанию первой неотложной доврачебной помощи пострадавшим в аварийных ситуациях, оперативное оповещение руководства о несчастном случае;

— за проведение инструктажа ребенка-инвалида по технике безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной его регистрацией в классном журнале или журнале инструктажа учащихся по охране и технике безопасности труда.

— за нарушение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил;

— за жизнь и здоровье ребенка-инвалида во время организации экскурсионных поездок и мероприятий.

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Ответственный за обеспечение сопровождения ребенка-инвалида должен:

4.1. Работать в режиме ненормированного рабочего дня по графику, утвержденному директором образовательного учреждения.

4.2. Планировать свою работу под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4.3. Получать от директора образовательного учреждения и заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

4.4. Систематически совершать обмен информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими сотрудниками и заместителями директора образовательного учреждения.

4.5. Своевременно информировать администрацию образовательного учреждения о возникших затруднениях в процессе осуществления своих должностных обязанностей

СОГЛАСОВАНО:

_______________________________________

(лицо, которому непосредственно подчиняется работник)

_______________________________________

(личная подпись)

«_________» ___________________ 200____г.

специалист по кадрам

(руководитель кадровой службы)

_____________________________

(личная подпись)

«_________» ______________ 200____г.

С должностной инструкцией ознакомлен(а),

инструкцию получил(а) ___________________________

(личная подпись)

«______» ______________20____г.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 февраля 2020 г. N ВБ-234/07

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Минпросвещения России направляет методические рекомендации для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по формулированию заключений, включающие рекомендации по сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью ассистентом (помощником) и (или) тьютором, разработанные ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» по заказу Минпросвещения России для использования в работе.

В.С.БАСЮК

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ
ПО ФОРМУЛИРОВАНИЮ ЗАКЛЮЧЕНИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИХ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ АССИСТЕНТОМ (ПОМОЩНИКОМ) И (ИЛИ) ТЬЮТОРОМ

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи специалистам психолого-медико-педагогических комиссий Российской Федерации (далее — ПМПК) при формировании заключений о необходимости создания специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

Особое внимание в методических рекомендациях уделено обеспечению стандартизованного подхода при формировании заключений ПМПК по определению трудовых действий ассистент (помощник) по оказанию технической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также специалиста в области воспитания — тьютора.

Учитывая необходимость унификации деятельности ПМПК в методических рекомендациях приводятся конкретные формулировки трудовых действий указанных выше специалистов сопровождения, которые могут быть использованы при формировании заключений.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с федеральным законодательством в сфере образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии») специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются в заключении ПМПК.

Обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ регламентируется статьей 79 Закона об образовании. Содержание образования обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной основной (обще)образовательной программой.

Специальные условия обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ создаются образовательными организациями, в которых такие обучающиеся получают образование, на основании заключения ПМПК и письменного согласия (заявления) родителей (законных представителей) обучающихся.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе об образовании и порядках организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденных приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 и 1015, понимается в том числе предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.

Несмотря на то, что многие ПМПК в заключениях включают рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора, отсутствует единообразие в формулировках, которые используют специалисты при формировании заключений, что приводит зачастую к некорректной трактовке трудовых действий данных специалистов участниками образовательного процесса: руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций и (или) родителями (законными представителями) обучающихся.

Данные методические рекомендации призваны помочь специалистам ПМПК при формировании заключений о создании специальных условий обучения и воспитания обучающимся с ОВЗ в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора.

СОДЕРЖАНИЕ

Список используемых сокращений

6

1. Нормативно-правовое регулирование деятельности ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

7

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора

12

2. Трудовые действия ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в заключениях ПМПК

14

3. Трудовые действия тьютора в заключениях ПМПК

31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФЗ-273

Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

Обучающийся с ОВЗ

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

ПМПК

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Обучающийся с инвалидностью

Обучающийся ребенок-инвалид, обучающийся инвалид

ИПРА

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)

МСЭ

Медико-социальная экспертиза

ППк

Психолого-педагогический консилиум образовательной организации

ОО

Образовательная организация

ДО

Дошкольное образование

НОО

Начальное общее образование

ООО

Основное общее образование

СОО

Среднее общее образование

ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт

ФГОС НОО ОВЗ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ФГОС УО

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

ООП

Основная общеобразовательная программа

АООП

Адаптированная основная общеобразовательная программа

НОДА

Нарушения опорно-двигательного аппарата

ЗПР

Задержка психического развития

РАС

Расстройства аутистического спектра

ТНР

Тяжелые нарушения речи

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК В ЧАСТИ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА)
ПО ОКАЗАНИЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной правовой базой.

ПМПК работает в полном соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», положением о ПМПК, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 1082, и другими действующими нормативными документами. Полный перечень нормативных документов представлен в разделе «Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК в части рекомендаций по предоставлению услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора».

В соответствии с профессиональным стандартом «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью техническую помощь в процессе получения образования.

Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих без предъявления требований к стажу работы.

К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, с инвалидностью при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:

1. обеспечение сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью в образовательную организацию;

2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;

3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;

4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;

5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;

6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 2 отражены трудовые действия ассистента (помощника), рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», а также приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников; требования к квалификации: высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, в том числе в части разработки и реализации их образовательной программы.

К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью относится также:

1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья;

3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся.

Так как рекомендации о необходимости предоставления услуг по тьюторскому сопровождению обучающемуся с ОВЗ, с инвалидностью, указываются в заключении ПМПК, в приложении 3 отражены трудовые действия тьютора, рекомендованные к использованию при формировании заключений ПМПК.

В заключении ПМПК помимо трудовых действий тьютора, ассистента (помощника) могут быть отражены рекомендации о периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается.

В соответствии с примерным положением о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденным распоряжением Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93, рекомендации ПМПК по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ, с инвалидностью конкретизируются, дополняются рекомендациями психолого-педагогического консилиума и могут включать, в том числе: предоставление услуг тьютора, ассистента (помощника), оказывающего обучающемуся необходимую техническую помощь (индивидуально или на группу обучающихся), в том числе на период адаптации обучающегося в образовательной организации/учебную четверть, полугодие, учебный год/на постоянной основе (пункт 5.1 Примерного Положения).

Также психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

При формировании заключения ПМПК с рекомендациями о предоставлении услуг ассистента (помощника) по оказанию технической помощи и (или) тьютора специалисты ПМПК должны принимать во внимание, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (статья 28 Закона об образовании).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПМПК В ЧАСТИ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И (ИЛИ) ТЬЮТОРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования»;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

10. Распоряжение Минпросвещения России от 9.09.2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»;

11. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 г. N ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью».

Приложение 2

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ
АССИСТЕНТА (ПОМОЩНИКА) ПО ОКАЗАНИЮ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Тип нарушения

Формулировки трудовых действий ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающимся с ОВЗ, инвалидностью в заключениях ПМПК

ФГОС ДО

ФГОС НОО

ОВЗ

ФГОС ООО

ФГОС СОО

ФГОС УО

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

оказание помощи в использовании технических средств реабилитации;

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания);

обеспечение доступа в здание образовательной организации и предоставляемым в нем услугам (передвигающиеся на креслах-колясках);

оказание технической помощи по преодолению препятствий (передвигающиеся на креслах-колясках)

Слепота

оказание индивидуальной технической помощи по преодолению препятствий в части передвижения по образовательной организации

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР)

оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований на группу/класс (при ограничении/отсутствии навыков самообслуживания)

Приложение 3

ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ТЬЮТОРА В ЗАКЛЮЧЕНИЯХ ПМПК

ФГОС

Программа/ тип нарушения

Формулировки трудовых действий тьютора в заключениях ПМПК

ФГОС ДО (3 — 7)

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС НОО ОВЗ

Все адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта для вариантов АООП X.1 и X.2

сопровождение на период адаптации обучающегося в образовательной организации;

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В структуре дефекта для вариантов АООП X.3 и X.4

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств,

индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС УО

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП;

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Основная образовательная программа (ООП)

Все адаптированные основные образовательные программы (АООП)

осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП

Расстройства аутистического спектра

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта (кроме УО любой степени выраженности)

индивидуальное сопровождение на период адаптации в условиях инклюзивного образования

Умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) любой степени выраженности

В качестве основного нарушения или в структуре дефекта

педагогическое сопровождение обучающихся в реализации АООП;

подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализация образовательного процесса;

разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Капли для женщин распутница инструкция по применению
  • Хлортаб таблетки инструкция по применению геникс
  • Спецмазь крем бальзам универсальный инструкция по применению отзывы
  • Цефтриаксон инструкция по применению цена отзывы аналоги цена в таблетках
  • Плита ханса с электрической духовкой инструкция значки