Доклады по классному руководству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьинская средняя общеобразовательная школа

Доклад

«Мастерство классного руководителя: сущность и методики его работы»

Заболотникова Ольга Александровна,

Учитель начальных классов

С. Устье, 2014г.

“Жить – вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет – соглашаюсь с этим – не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так лее хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте”.
Ж. Ж. Руссо

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемка и многообразна, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи случаются чаще, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем целенаправленное управление процессом развития личности ребенка, создание условий для проявления его внутренних сил, интересов и способностей, вовлечение воспитанников в общественно-ценностные отношения, реализация педагогического сотрудничества всех взрослых, влияющих на вхождение ребенка в социум.

Сущность деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей и вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

По мнению М.А. Половцевой, основой деятельности классного руководителя служит подход “встречи–взаимопроникновения – взаимодействия” традиционного и инновационного (старого и нового, проверенного временем и создающегося сегодня). Его суть, на наш взгляд, заключается в том, чтобы, изменяя настоящее, не “перечеркивать”, не отрицать положительный опыт, а органически интегрировать его с новым, насущным, необходимым, диктуемым запросами современного общества. Лишь обеспечение единства между прошлым и будущим создает прочную основу для реализации цели (задач) целостного педагогического процесса. Этот подход позволит в значительной степени разрешить проблемы “отцов и детей”, противоречия между педагогами – традиционниками и педагогами, стремящимися принести элементы нового в свою деятельность, проблемы обучения и воспитания детей из различных общественных страт, ценностей и идеалов и др.

По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:
– качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности (в аспекте делового общения);
– мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;
– возможность проявления самостоятельности и творчества;
– необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;
– оценку его деятельности по результату.

Основные направления деятельности классного руководителя: работа с учениками, родителями и другими учителями.

Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Н.К. Крупская в статье “О воспитательной работе” писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье “Цель воспитания” он писал: “Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…”.

Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. – все эти интеллектуальные усилия требуют вне учебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.

Принцип открытости.

Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие – то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.

Принцип деятельности.

Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически “потрогать” вне его. Этому могут служить предметные вечера, экскурсии и т.п.

Принцип свободы выбора.

Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Если классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот – растет.

Принцип обратной связи.

Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие – классный час, праздник или экскурсию – классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество – в подготовке внеклассного мероприятия – это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат – нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле.

Принцип успешности.

И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, т. к. учителя могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом.

Полезно организовать посещение учебных занятий с последующим обсуждением действий учителей по отношению к конкретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с коллективом.

Для того, что бы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников.

К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.

Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Камиль “Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, семья и школа – это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу”.

Очень важной формой связи классного руководителя с семьей является – классные родительские собрания. Очень хорошо иногда проводить родительские собрания вместе с детьми. На таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, надо создать доверительную, а не обвинительную атмосферу. Родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения. Вспомним японскую мудрость: “Плохой хозяин растит сорняк, хороший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновидный воспитывает работника”. Мне кажется, что на родительских собраниях, проводимых вместе с учащимися, мы воспитываем будущих родителей. Учащиеся видят различные варианты поведения взрослых, имеют возможность выбирать свой стиль поведения. Хорошо, если тему собрания подскажут родители и дети.

Классным руководителям также необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой. Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии. Привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог, принимать самостоятельные решении. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени “класс”.

Конечно, хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

Список литературы:

  1. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006.
  2. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965.
  3. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980.
  4. Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.
  5. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности: Учеб.-метод. пособие. – М.: Педагогический поиск, 2007.
  6. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001.
  7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978.
  8. Селиванова Н.П. Современный школьный класс:становление коллектива. Народное образование. 2007. № 4.
  9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007.
  10. Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – № 7.

Интернетссылки: 

  1. www.proshkolu.ru
  2. www.osoboedetstvo.ru
  3. www.sakhaedu.ru

Доклад
по теме

«Роль
классного руководителя

в
современном воспитательном процессе»

 «Школа – не
здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный
дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих –  ребенка, учителя, родителя –
и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия,
где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и
считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

 Учитель призван
реализовывать мечты детей…»

                                                                                                       
А.А.Захаренко

Какой же ребенок
не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется
пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора.
В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: и
правильно учить и интересно рассказывать, помочь  кому – то в трудной ситуации,
ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и
заступаться за слабого.

Вспоминая детство,
каждый из нас часто воспроизводит события, связанные с  жизнью в школьные годы.
Добрая память осталась о том педагоге, с которым связаны радостные минуты
общения, который помогал в решении личностных проблем, в выборе жизненного
пути, был интересной личностью. Чаще всего это классный руководитель. Он
действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.

Воспитание – это
не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая
которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог
должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая
методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой
деятельности.

Деятельность
современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной
системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального
подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят
перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители –
максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие
его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного,
физического совершенства.

Классный
руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует
повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный
руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы
воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с
ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической
ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания,
походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд,
художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

 В последнее время
получили широкое распространение следующие формы воспитательной работы:

Публичная
лекция
– лекция, насыщенная яркой информацией с
необычными примерами, фактами, позволяющая «высветить» отношение к
рассматриваемому явлению или событию.

Открытий
микрофон
– ученикам предлагается обсудить события
общественной жизни.

«Сократовская
беседа»
– поиск истины, обсуждение поставленной
проблемы с разных сторон с поочередным решением дополнительных вопросов.

Философский
стол
– обсуждение жизненных ситуаций
воспитанниками философской позиции.

Дискуссионные
качели по предложенной теме
– беседы с чередованием
суждений ведут две группы учеников.

Разговор при
свечах
– беседа на темы интимно-личностного
общения или этического содержания жизненных ценностей.

Каким
должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном
воспитательном процессе?

Занимаясь поиском
ответов, необходимо оценить данную проблему с двух позиций: глазами классного
руководителя и глазами ребенка.

Настоящий классный
руководитель, владеющий технологией своей деятельности – это мудрый
воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность
неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе
педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует
формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном
подходе.

Классный
руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом
их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает
этнокультурные условия среды.

В настоящее время
классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически
подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы,  хорошо
разбирается в трудовом законодательстве, а так же умеет ориентироваться в
основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами
волнующими  современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. 
Кроме того, классный руководитель хорошо знает инфраструктуру города, в котором
он  живет и работает, это помогает организовывать внеклассную работу. Регулярно
повышает свою квалификацию, посещая и участвуя в тематических секциях,
семинарах и конференциях.

Сколько бы мы не
читали, не учились, главное не забывать о мнении детей.

Дети являются
главным звеном воспитательного процесса. Без их участия ни один классный
руководитель не сможет продемонстрировать своё мастерство, показать навыки
работы, поделиться опытом. 

Классный
руководитель должен создавать условия! Он должен помогать реализации ребенком
своих психосоциальных потребностей, которые есть основа мотивационной сферы
человека. Чтобы ребенок стал хорошим надо, чтобы он хотел, стремился, находил
удовольствие в том, чтобы быть хорошим!

Воспитывать может
любая деятельность: умственная, физическая, организаторская. Необходимо только,
чтобы она была педагогически инструментирована, а именно развивала ребенка, его
дарования и вместе с тем помогала ребенку чувствовать удовольствие,
наслаждение, радость от того, что он делает и благодарности окружающих.

Словом, главная
задача воспитания и воспитателя – «формировать» не ум, не мышцы и физические
умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную
сферу личности ребенка, т.е. его желания, стремления, потребность быть
социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством,
волей и привычкой.

Что
же такое современное воспитание?

Это деятельность
классного руководителя, направленная на создание психолого-педагогических
условий для удовлетворения базовых, психосоциальных потребностей школьника.

Работа классного
руководителя – целенаправленная, системная, планируемая деятельность,
строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения,
анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной
жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач,
стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном
коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также
принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и
материальные условия их жизни, специфику  семейных обстоятельств.

Деятельность
современного классного руководителя в первую очередь направлена на работу с
обучающимися своего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного
ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития  и
стимулирования познавательных интересов. Через разнообразные формы и методы
индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития
гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда,
творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования
демократической культуры в системе классного самоуправления.

Одной из важнейших
задач современного классного руководителя является системная работа с
коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе,
способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров,
организует социально-ценные отношения и переживания воспитанников в классном
сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему
самоуправления. Классный руководитель создает ситуацию защищенности,
эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для
развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания
обучающихся.

Классный
руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и
родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

В процессе своей
деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует
с учителями – предметниками, привлекает учителей к работе с родителями,
включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам.
Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и
совместная организация и участие в предметных неделям, тематических вечерах и
других мероприятиях.

Совместно с
педагогом – психологом  классный руководитель изучает индивидуальность учащихся,
процесс их адаптации и интеграции в микро- и макросоциуме. Классный
руководитель координирует связь педагога – психолога с родителями. При
поддержке психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива
класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности
воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии.

Большое значение в
деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами
дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все
многообразие системы дополнительного образования детей для расширения
познавательных, творческих способностей своих воспитанников.

Классный
руководитель способствует включению школьников в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в
общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного
образования.

В организации
внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных
мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с педагогом –
организатором. При поддержке педагога – организатора классный руководитель
привлекает к работе  с классом представителей культуры, спорта, общественность.

Классный
руководитель так же должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом,
призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.

Сотрудничая с
библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся,
способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным
идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности
через освоение классической и современной литературы.

В своей работе
классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников,
используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного
учреждения.

Одним  из
важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного
руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах
ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном
процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного
климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и
дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания
воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию
обучающегося, его речи, интеллекта.

Особое место в
деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации
процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого
могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические
проблемы.

Одним из самых
сложных компонентов деятельности классного руководителя является обеспечение
обратной связи. Это и в методическом и психологическом смысле довольно сложная
процедура.

Таким образом, для
успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка
необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

671120 Республика Бурятия Тарбагатайский район

с. Нижний Саянтуй, ул. Юности 1

тел.8 (30146)54 — 2 — 22

E-mail: [email protected]. ;

сайт школы: https://nsaya.buryatschool.ru;

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»:

_______________ /______________/

Приказ № ______ от 16. 08.2021 г.

Доклад на августовскую конференцию руководящих и педагогических работников в направлении «Классное руководство» по теме «Классный руководитель в системе воспитательной деятельности: актуальные компетенции».

Составитель:

заместитель директора по ВР

Михалева Л. А.

с. Нижний Саянтуй

2021

Новые требования общества к школе определили необходимость пересмотра роли и формирования современной модели классного руководителя школы – модели руководителя класса как надежного помощника семьи, полноценного члена управленческой команды школы, наставника и воспитателя, навигатора, интегратора, мотиватора и медиатора.

Поэтому одной из важных проблем развития профессиональной компетентности классного руководителя являются новые задачи воспитания:

 приобщение воспитателей и воспитанников к ценностям гуманитарной культуры, духовности и нравственности;

 создание условий для развития ребенка как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;

 оказание помощи ребенку в развитии творческого потенциала, склонностей, способностей и жизненном самоопределении;

 социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей.

Большое значение, в данном контексте, приобретают вопросы компетентности классного руководителя, которые включают в себя различные направления: профессиональные, правовые, социально-педагогические и психологические аспекты деятельности в образовательном пространстве.

Вывод однозначен, что будущий прогресс человечества в современных условиях будет зависеть не столько от экономического роста, сколько от уровня развития личности.

В обобщенном виде компетентность педагога представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере. Под профессиональной компетентностью классного руководителя понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и педагогические задачи, возникающие в реальных образовательных и воспитательных ситуациях, требующих применения конкретных знаний, жизненного опыта, ценностей и личностных

качеств. Она направлена на реализацию личностных качеств педагога, позволяющих ему свободно ориентироваться в динамично меняющемся социуме, в вопросах своей профессиональной деятельности, максимально раскрывая свои личностные качества, адаптируясь к запросам современного образования.

Важное место в содержании компетентности классного руководителя отводится таким понятиям, как профессионализм – концентрированный показатель личностно-

деятельностной сущности педагога, обусловленный мерой реализации его

гражданской зрелости, социальной ответственности и личностного долга.

Профессионализм педагога – это результат творческой деятельности

личности, которая способна продуктивно, грамотно решать образовательные

и воспитательные задачи.

Можно выделить следующие элементы компетентности классного руководителя:

 специальная и профессиональная компетентность в области воспитания;

 методическая компетентность в области способов формирования

воспитательных аспектов учащихся;

 социально-психологическая компетентность в сфере общения;

 дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов,

способностей, направленности учащихся.

Компетентностная реализация деятельности классного руководителя включает:

 ориентацию в современных педагогических и психологических подходах к социальному воспитанию;

 технологические умения (как умение реализовывать относительно эффективные системы педагогических действий);

 умение отобрать и внести в воспитательный процесс содержание, адекватное социальным тенденциям, личностным устремлениям школьников и собственным индивидуальным интересам.

Классный руководитель не всегда может быть «мастером на все руки», поэтому ограничивает свою деятельность проблемами и особенностями данного класса, своими собственными предпочтениями, умениями, индивидуальными особенностями. Чаще всего

он это делает интуитивно. Школьная политика в сфере воспитания должна переводить этот процесс в план осознания педагогами своих возможностей, стилей, их развития, поддержки ценности вариативности осуществления классного руководства.

Деятельности классных руководителей можно представить в виде четырёх базовых варианта деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организатор. Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» эти четыре вида деятельности классных руководителей распределены следующим образом: «классный руководитель – организатор» – 22 %; «классный руководитель – психолог» – 14 %; «поддерживающий классный руководитель» – 46 %; «классный руководитель – социальный организатор» – 18 %.

В современных условиях классный руководитель испытывает необходимость

приобретения специальных знаний в определенных областях и овладения

умениями и навыками деятельности по отдельным направлениям,

обеспечивающих качество воспитательной работы. Актуальные компетентности, обеспечивающие специфику конкретной сферы профессиональной деятельности классного руководителя, представлены в виде:

Нормативно-правовая компетентность:

 знание законодательства о современном образовании;

 нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности классного руководителя;

 умение применять правовую базу о защите детства;

 применение законодательных актов, определяющих содержание воспитания.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» данная компетентность формируется при реализации программы воспитания с помощью модулей «Школьный урок» (предметные образовательные события на уровне школы, района, республики; конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель; видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации, цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме; интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах, предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры, дидактический театр) и «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование» (направления внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное (научно-познавательное); спортивно-оздоровительное; общекультурное (художественно-эстетическое); духовно-нравственное, патриотическое; социальное, общественно-полезная деятельность; система дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»), а также участие классных руководителей в разнообразных курсах повышения квалификации, семинарах, конференциях, обобщение опыта, мастер – классы, заседаниях ШПК классных руководителей.

Аналитическая компетентность позволяет классному руководителю принимать эффективные решения конкретных задач в воспитательной работе:

 овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;

 разработка методик изучения учащихся (образовательный статус, уровень воспитания, творческие предпочтения, организация свободного времени);

 обучение анализу конкретных воспитательных ситуаций и выработке конкретных решений;

 разработка научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;

 проектирование содержания мониторинга изучения актуальных проблем личностного развития детей в едином воспитательном пространстве.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» данная компетентность формируется при реализации программы воспитания с помощью модуля «Классное руководство и наставничество» (работа по формированию и развитию классного коллектива; индивидуальная работа с обучающимися класса; работа с учителями, преподающими в данном классе; работа со слабоуспевающими детьми и учащимися, испытывающими трудности по отдельным предметам, контроль над успеваемостью учащихся класса; работа с обучающимися, состоящими на различных видах учета, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, контроль над занятостью учащегося во внеурочное время; работа с родителями учащихся или их законными представителями; интересные и полезные для личностного развития ребенка совместные дела с обучающимися класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности); профилактическая работа, направленная на формирование осознанного отношения к собственной жизни, безопасного поведения, а также понимания норм поведения в кризисных ситуациях; ведение документации классного руководителя, принятой МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»), а также разработки методик изучения коллектива, анализа проблемных ситуаций и нахождения путей решения, осуществления постоянного мониторинга личностного роста учащихся, построения индивидуального маршрута и индивидуальной траектории развития учащегося путем комплексного взаимодействия следующих структур «классный руководитель, ученик, родители, администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, органы опеки и попечительства, ОМВД, ГИБДД, РКДН и ЗП».

Компетентность здоровьесбережения направлена на изучение физического и психического здоровья учащихся класса, разработку совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности.

 разработка методического инструментария активных форм развития и сохранения физического здоровья детей (соревнования, экскурсии, походы, спортивные праздники, олимпийские игры);

 определение долговременных задач развития здорового образа жизни в социальной природной среде;

 овладение технологиями просвещения учащихся класса в области личной гигиены, антиалкогольной и антиникотиновой пропаганды, разъяснение последствий наркомании и СПИДа для человеческого организма;

 подготовка диагностических материалов по проблемам соблюдения санитарно-гигиенических требований к уроку, организации учебной деятельности, укрепление здоровья в свободное время.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» данная компетентность формируется при реализации программы воспитания с помощью модуля «Профилактика» (направления – «Профилактика безнадзорности и правонарушений», «Профилактика суицидального поведения», «Профилактика экстремизма и терроризма», «Профилактика алкоголизма, наркомании и табакокурения»), а также программы здоровьесбережения («Уроки Здоровья» соответствующих тематик, ежегодный спортивный праздник «День Здоровья», мероприятия «Профилактика ПАВ», «Месячник ЗОЖ», спартакиады, кроссы, воспитательные мероприятия в рамках межведомственной антинаркотической акции, акции противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в рамках Декады борьбы со СПИДом, наркоманией, табакокурением, в рамках межведомственной комплексной оперативно-профилактической операции «Дети России».

Социокультурная компетентность направлена на организацию разнообразной деятельности в области в области культуры и свободного времени учащихся.

 изучение технологии потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;

 сохранение и обогащение опыта культурной деятельности народов России;

 обеспечение развития детской личности на ценностях, нормах и традициях российской культуры;

 организация развития способностей и потребностей юношества в свободное время;

 разработка системы освоения детьми природной среды.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» данная компетентность формируется при реализации программы воспитания с помощью модулей «Самоуправление» (деятельность выборного «Совета Старшеклассников» во главе с президентом школы), «Детские общественные объединения» (школьное отделение РДШ, волонтерский отряд «Беспокойное сердце», отряд ЮНАРМИЯ, классы «Юные Инспекторы Движения», «Дружина юных пожарных 01», «Дружина юной полиции 02», «Пионеры России»), «Ключевые общешкольные дела» (общешкольный праздник «День Знаний», «День здоровья», «Посвящение в первоклассники», «Новогодние праздники», «Неделя Мужества», «День самоуправления», «Выборы президента», «Прощание с Букварем», «Праздник 8 Марта», «Смотр строя и песни», «Кросс, посвященный Великой Победе», трудовая экологические акция благоустройства «Наш школьный двор», общешкольные спортивные мероприятия, праздник Последнего звонка, акция «Аллея выпускников», общешкольная итоговая линейка с награждением учащихся по итогам учебного года), «Школьные медиа» (освещение через школьную газету, школьное радио, школьный сайт, социальные сети, официальную группу школы в Instagram наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления), а также организации внеурочной деятельности учащихся (физкультурно-спортивное направление: секции «Футбол», «Баскетбол», «Волейбол»; техническое направление: кружки «Ракетомоделирование», «Авиамоделирование», «3D — моделирование», «Робототехника», «Робоняша»; Естественно-научное направление: кружок «Белая ладья»; художественное направление: «Умелые руки», «Мастерская радости», «Золотая нота»; социально-педагогическое направление: проектная деятельность «Школьный музей», «ЮНАРМИЯ», «РДШ»; туристко-краеведческое направление: «Школа выживания», «Школа юного краеведа»).

Социально-педагогическая компетентность реализуется на основе создания опыта взаимодействия классных руководителей, социальных педагогов и школьных психологов:

 поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;

 насыщение воспитательным содержанием социальной среды, оказывающей решающее воздействие на развитие детской личности;

 формирование социально-психологического климата, способствующего продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию подростков в детском коллективе;

 овладение формами и методами обучения детей различным видам социальной деятельности и межличностного взаимодействия;

 знание государственных и законодательных мер, направленных на охрану прав детской личности, ее общественных, образовательных и воспитательных интересов;

 изучение этики общественной жизни, прав и обязанностей юношества в обществе.

Из опыта воспитательной работы МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» данная компетентность формируется при реализации программы воспитания с помощью модулей «Работа с родителями» и «Профориентация» (курс профессионального самоопределения «Я и профессия» для 9-11 классов; циклы профориентационных часов общения; экскурсии на предприятия города; участие в работе всероссийских профориентационного проектов «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Большая перемена», «Финансовая грамотность», созданных в сети интернет), а также участия в конкурсах профессионального мастерства классных руководителей, заседания ШПК классных руководителей, взаимодействия с педагогом – психологом, социальным педагогом школы, с органами опеки и попечительства, органами ОМВД, ГИБДД, РКДН и ЗП функционирования психологического клуба «Познай себя» (для учащихся) и «Успешный Родитель» (для родителей учащихся), постоянная работа «Горячей линии» школьного педагога-психолога.

Современный классный руководитель, в рамках ФГОС, должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи, поскольку востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи, методические приемы.

Алгоритм работы по повышению актуальных компетенций классных руководителей имеет следующий вид:

1) Диагностика проблем педагогов в воспитательной деятельности и уровня их профессиональной компетенции: методика изучения уровня профессионализма классных руководителей; методика выявления резервных возможностей качества воспитательной работы классного руководителя; диагностика изучения профессиональных ориентиров педагогов в сфере воспитания; диагностика успешности педагога; диагностика изучения затруднений в деятельности классных руководителей

2) Анализ результатов диагностики.

3) Выбор способа решения проблем.

4) Работа ШПК классных руководителей (заседания, конференции, семинары – работа творческих групп, круглые столы, обмен опытом).

5) Индивидуальная работа классных руководителей (самообразование, курсы повышения квалификации, консультации, наставничество).

6) Апробация теории на практике (воспитательная деятельность).

7) Анализ результатов деятельности (наблюдение, тестирование).

8) Обобщение и распространение педагогического опыта (педагогические конкурсы, публикации, открытые мероприятия).

Таким образом, повышение компетентности классных руководителей реализуется через: чтение методической и педагогической литературы, а так же индивидуальный практический педагогический поиск; методическую и обучающую деятельность; обучение на курсах повышения квалификации; применение в своей деятельности опыта школьных коллег, проведение мониторинговых исследований, анализа воспитательной деятельности. Важно помнить, что кроме профессиональных затруднений каждого классного руководителя нужно знать и его сильные стороны, уровень его педагогической квалификации, его возможности, особенности, склонности и увлечения. Только тогда можно определить содержание и форму методической помощи, которая наиболее соответствует его способностям, опыту и навыкам. Такой подход способствует достижению создания адаптивной образовательной среды, способствующей творческому развитию педагога и его профессиональной компетенции и как следствие максимальной реализации его потенциала в полном соответствии с социальными и личностными запросами. Повышая качество воспитательной работы, мы тем самым совершенствуем положительное, развиваем достигнутое, преодолеваем недостатки и предупреждаем ошибки, формируя образ классного руководителя – новатора, наставника, интегратора.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение — средняя

общеобразовательная школа с.Новосёловка Екатериновского района Саратовской области

Доклад

«Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика»

 Подготовила: Филькина Л.Ф.,

учитель химии и биологии

2016 – 2017 учебный год

     Большую роль в социальном становлении учащихся играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого ребёнка. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т. д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.

      Коллектив — это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности учащихся в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения — отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.

     Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе, имея в виду их стержень — деловые связи учащихся. В классе должен быть актив (группа детей), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных учащихся. Это не значит, что эти учащиеся находятся у учителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.

    Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают детский коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это наставником должно моментально пресекаться.

     Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:

1. Создать  условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.

2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.

3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.

4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.

5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.

    В.А.Сухомлинский писал: «Неизгладимый след в душе воспитанника оставляет чуткость и заботливость, проявленная воспитателями. Но ещё сильнее чуткость и заботливость коллектива. Задача воспитания заключается в том, чтобы каждый ребёнок пережил чувство благодарности коллективу за чуткость, за помощь в трудную минуту».

Доминирующий фактор сплочения:

  • общие интересы;

  • стремление приспособиться в специфических условиях;

  • авторитет лидера;

  • наличие социальных норм.

Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип  сотрудничеста:

  • безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;

  • беспристрастность в оценке поступков учащихся;

  • терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;

        — диалогичность в общении;

         — отсутствие страха;

  •  использование чувства юмора;

  • отсутствие сделать ошибку и признать её.

     Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме — плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.

     Чтобы работа по формированию ученического коллектива была успешно решена, учителю необходимо учесть следующее:

  1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;

  2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела учитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;

  3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);

  4. успешность (с использованием инструмента оценки);

  5. свобода выбора;

  6. целевая направленность на конкретный результат дела;

  7. привлекательность деятельности.

    Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:

  • организация коллективной деятельности 

Основным видом деятельности для школьников является учение. Учение и преподавание взаимосвязаны. Так, разработка новых методов обучения, осуществление проблемного, программированного, дифференцированного обучения направлены на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Интеллектуальный поиск невозможен без умения аргументировать и отстаивать свои взгляды, свою точку зрения, проникаться идеями других людей. Именно поэтому различные формы коллективного сотрудничества учащихся в учебном процессе (на уроках и практических занятиях) приобретают все большее значение. Широкое распространение  получают групповые формы учебной работы.

  • организация самоуправления

Одним из помощников в  организации жизни класса является самоуправление. В своей работе с детьми именно развитию самоуправления в классе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы взрослых и детей. Ребята в начальной школе любят и хотят выполнять в классе различные поручения. Если у  младших школьников  это желание поддерживается классным руководителем, всячески поощряется  самостоятельность, инициатива, то и в средней школе дети с удовольствием будут участвовать в жизни и класса и школы.

  • организация работы с родителями;

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе  играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.

  • организация традиций коллектива;

На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.

Традиции настраивают детей на коллективные, творческие дела. Классный коллектив — это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе..  Добрые традиции,  развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между детьми, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.

  • воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.

  • внеурочная деятельность

Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают дети:экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы.

     Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, — это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».

— «Песчаная россыпь» — бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.

— «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.

— «Мерцающий маяк» — формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.

— «Алый парус» — дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.

— «Горящий факел» — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

Критерии коллектива:

  • групповая направленность;

  • способность группы к самоуправлению;

  • подготовленность группы к совместной деятельности.

Показатели развития коллектива:

  • интеллектуальная коммуникативность

(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);

— эмоциональная коммуникативность(общение и поддержка в радости и горе);

—        волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)

Показатели развития коллектива:

  • мобильность;

  • товарищеские взаимоотношения;

  • мажорное мироощущение;

  • ответственность за коллективное дело;

  • самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей

    Основная цель педагога — максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.

Влияние педагога на формирование и изучение личности ребёнка.

    Ребёнок, рождаясь, становится индивидом, имеющим огромные потенциальные возможности. Как он их реализует, какой личностью станет, зависит от общества и его культуры, системы воспитания и обучения.

   Главнейшая роль в формировании этой личности принадлежит учителю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность.            Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с классом на протяжении нескольких лет. Кроме этого, педагог должен видеть цель воспитания вперед на длительный срок. Пробовать, как можно раньше определить особые способности, склонности ребенка. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.

    Чтобы лепить, надо знать свойства материала — изучить душу ребенка.

Пути изучения:

а)        личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой, не только с мамой в школе;

б)        изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по школе;

в)        присутствие на уроках других учителей;

г)        просмотр ученических сочинений на свободную тему;

д)        психологические эксперименты (редко и осторожно).

е)        индивидуальные беседы.

Ниже приведены некоторые методы формирования личности:

  • Поручения, их проверка и помощь в выполнении.

  • Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.

  • И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.

  • Вести дневники наблюдений.

Необходимо остерегаться ошибок:

  • Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.

  • Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.

  • Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.

  • Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).

Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность ученика:

  • установление личных контактов;

  • изучение учащихся;

  • реализация индивидуального подхода;

  • средства индивидуального воздействия;

  • выстраивание программы личностного роста ребенка;

Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:

  • строить отношения с учениками необходимо на основе высоких    этических норм;

  • требование инструментовать так, чтобы ученик воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;

  • в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;

  • избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению ученика;

  • помнить: взаимопонимание, сотрудничество с учеником возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям;

Заключение

     В настоящее время  выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:

1.«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);

2.«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);

3.«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);

4.«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на

основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);

5.«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);

6.«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);

7.«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).

     Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность  его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности

                                Список использованной литературы

  1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. — 2009. — №12. — с.33-40.

  2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. — 2008. — №9. — с.33-35.

  3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко — М.: Педагогика, 1983.-386с.

8

ДОКЛАД

«Деятельность классного руководителя по изучению личности ученика»

Одной из проблем современного образования является то, что обучение и воспитание не всегда основываются на знании психологии развития ребенка. Конечно, в школах действуют психологические службы. Однако, каким бы квалифицированным специалистом ни был школьный психолог, он не сможет осуществить индивидуальный подход к каждому из нескольких сотен детей. Его исследования и рекомендации будут носить общий характер.

В этой ситуации большое значение приобретает диагностическая деятельность классного руководителя. Во-первых, как педагог, он имеет профессиональную психологическую подготовку. Во-вторых, он работает с относительно небольшим количеством детей и встречается с ними ежедневно.

Существует много методической литературы, основываясь на которой классный руководитель может создать свою систему диагностики развития личности учащегося и ученического коллектива.

Разработка системы диагностики и работа по ней позволяют классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

Педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Выделяют следующие ее функции:

• контрольно-корректировочную – это получение данных, и корректировка процесса воспитания;

• прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем;

• воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

В технологическом цикле работы классного руководителя предметом анализа является, главным образом, социально-нравственные качества учеников класса. Чтобы вести воспитательную работу, классный руководитель должен хорошо знать учеников, следить за их развитием, видеть проблемы в их воспитании.

Итак, содержание диагностики обучающихся можно свести к следующему:

— данные об ученике и его семье;

— данные о здоровье и физическом развитии ребенка;

— познавательные способности (особенности внимания, памяти, воображения, мышления);

— эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера;

— направленность личности (интересы, отношения, ценности.);

— поведение, поступки.

Кроме того, класс изучается в целом, как группа, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей и другое.

Основные видами педагогической диагностики являются:

Наблюдение. Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования — ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

Вот пример анкеты «Общение» ученикам предлагается отметить те ответы, которые отражают их общение.

1. Есть ли у тебя трудности в общении?

а) со сверстниками

б) с учителями

в) с родителями

г) с другими членами семьи

д) с друзьями во дворе

е) для свободного ответа

2. Если есть, то в чем они заключаются?

а) мало или нет друзей

б) обижают, дразнят;

в) воруют вещи

г) бьют

д) не понимают моего внутреннего мира

е) нет общих интересов

ж) заставляют что-либо делать

з) держат в страхе

и) мне неинтересно с ними

к) требуют только хороших оценок

л) не видят моих хороших качеств

3. К кому обращаешься за помощью в трудную минуту?

а) к товарищу по классу

б) к товарищу вне класса

в) к маме

г) к отцу

д) к др. родственнику

е) к учителю

Метод беседы. Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаю в определенной последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развернутые ответы. Например, как обычно проходит твой вечер?

Не следует путать диагностическую беседу с воспитательной. Следует избегать грубых поучений, нужно внимательно, уважительно относиться к ученику, ученик же должен чувствовать, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Методика незаконченного предложения, рассказа. В качестве примера можно привести незаконченные предложения из теста для учеников 5 классов цель которого выявить, как ученики воспринимают школу, учителя, себя в новых условиях. Полученные данные можно обработать свести в таблицу, выделив характерные и единичные ответы.

Незаконченные предложения ( Ж.Нюттен- А.Б.Орлов)

1. Я думаю, что хороший – это тот, кто…

2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто…

3. Больше всего я люблю, когда учитель…

4. Больше всего я не люблю, когда учитель…

5. Больше всего мне нравится школа за то, что…

6. Я не люблю школу за то, что …

7. Мне радостно, когда в школе…

8. Я боюсь, когда в школе…

9. Я не хотел бы, чтобы в школе…

10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе…

11. Если я невнимателен на уроке, я …

12. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я…

13. Если мне что-то непонятно при выполнении домашнего задания, я …

14. Я всегда могу проверить, правильно ли я…

15. Я никогда не могу определить, правильно ли я…

16. Если мне что-нибудь нужно запомнить, я …

17. Мне всегда интересно, когда на уроке…

18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках…

19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда…

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса. Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию, самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Клумбы габионы своими руками пошаговая инструкция из сетки
  • Инструкция правила поведения на перемене в школе
  • Ростан гормон роста инструкция по применению взрослым
  • Асс лонг инструкция по применению цена отзывы аналоги
  • Руководство по птурами