На совещании отдела продаж руководитель описывал ситуацию, в которой их подвел поставщик. В результате компания не выполнила своих обязательств перед крупным клиентом, который требует возмещения понесенных им убытков. Во время рассказа руководителя двое сотрудников, переговариваясь друг с другом, отвлеклись. Руководитель пристально посмотрел на них, кашлянул и, дождавшись от них внимания к себе, продолжил дальше. Он предложил сотрудникам отдела подумать, как выйти из сложившейся ситуации. В результате проведенного «мозгового штурма» было принято решение частично возместить убытки клиента.
Установите последовательность действий сотрудников компании при проведении «мозгового штурма».
руководитель знакомит участников группы с правилами проведения мозгового штурма
разминка с участниками мозгового штурма
участники обсуждают проблему и выдвигают идеи
обдумывание и оценка идей
В
данном случае термин «кооперативный»
точнее отражает суть этого стиля, чем
слово «демократический», поскольку
большинство современных деловых
организаций в известном смысле
авторитарны, предполагают однонаправленность
руководства и не допускают свойственных
демократии выборности руководителей
и коллективного принципа принятия
решений.
При
кооперативном стиле руководства
произведенная активность формируется
в результате взаимодействия руководителя
и подчиненных. Этот стиль может эффективно
использоваться при решении задач
творческого содержания. Он предполагает
близость образовательного уровня
начальника и подчиненных, а также
преимущественно нематериальную
мотивационную структуру сотрудников.
Кооперативный стиль руководства имеет
ряд отличительных, характерных черт.
Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют
девять таких черт:
1.
Взаимовлияние руководителя и сотрудников,
которое предполагает отказ руководителя
от исполнения части своих прав и
обязанностей по принятию решений и
передачу их членам группы, а также не
только активное участие членов группы
в принятии решений, но и их широкое
повседневное сотрудничество.
2.
Функциональная дифференциация ролей
с учетом компетентности членов группы.
Кооперативный стиль старается сочетать
стремление всех к выполнению общей
задачи с рациональным распределением
функций в зависимости от способностей
работников.
3.
Многосторонние информационные и
коммуникационные отношения. Широкая
сеть вертикальных, горизонтальных и
диагональных информационных потоков
призвана облегчать компетентное
выполнение организационных задач, а
также развитие межличностных отношений.
4.
Урегулирование конфликтов с помощью
переговоров, торга и компромиссов. В
конфликтных ситуациях руководитель,
придерживающийся кооперативного стиля,
использует именно эти методы и отказывается
от односторонних авторитарных решений.
5.
Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам осуществлять
растущее влияние на процессы руководства
и тем самым повышать удовлетворенность
трудом и пребыванием в группе.
6.
Доверие как основа сотрудничества.
Атмосфера взаимного доверия между
членами организации является непременным
условием кооперативного стиля руководства.
7.
Удовлетворение потребностей сотрудников
и руководителей. Эта черта имеет ту
особенность, что обладающий ею руководитель
обращает особое внимание на реализацию
личных и профессиональных интересов
членов организации, которая не ставится
в прямую зависимость лишь от экономической
эффективности предприятия.
8.
Ориентация на цели и результаты.
Противоречия между индивидуальными
целями сотрудников и целью организации
не камуфлируются, что имеет место при
авторитарно- бюрократическом руководстве,
а разрешаются на основе их интеграции
при активном участии всех заинтересованных
лиц. Это позволяет обеспечивать реальную
поддержку общей ориентации на достижение
высоких результатов работы организации.
9.
Ориентация на развитие персонала и всей
организации. Непрерывный процесс
обучения и повышения квалификации
персонала строится на базе потребностей
организации и интересов сотрудников и
направлен на укрепление их организационно-
целевой и трудовой (связанной с процессом
труда) мотивации. Американские
исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают,
что эффективность использования
кооперативного стиля зависит от трех
факторов: качеств руководителя,
характеристик подчиненных и особенностей
решаемых группой задач. К кооперативному
стилю наиболее склонны уверенные в себе
руководители. Чаще всего это люди
достаточно зрелого возраста, с высоким
уровнем образования, не опасающиеся за
свой авторитет и должность, умеющие
ценить способности и предложения
подчиненных и их мнение о себе, ожидающие
от работников конструктивных творческих
решений и высоких моральных качеств. В
своем идеальном варианте кооперативный
стиль требует от руководителя, прежде
всего умения и стремления вовлекать
сотрудников в процесс принятия решений,
за которые именно он несет общую
ответственность. Руководитель ожидает
от своих сотрудников деловой поддержки.
Свои решения он принимает, учитывая
соображения и возражения подчиненных.
Его основное правило: «делегировать
полномочия, насколько это возможно, и
приказать, насколько это необходимо».
Такой руководитель признает способности
сотрудников и сознает, что сам он не
может все знать и предусмотреть.
Неизбежный для производства контроль
руководитель осуществляет по результатам,
а не в форме детального исполнительского
контроля, как это имеет место при
авторитарном стиле руководства. В
определенных рамках используется также
самоконтроль сотрудников. Руководитель
широко информирует сотрудников не
только о том, что необходимо для выполнения
заданий, но и об общей ситуации на
предприятии. Информация служит в качестве
средства руководства. При кооперативном
стиле руководитель не прибегает к
формальной власти, поскольку не нуждается
в ней. Он пользуется, прежде всего не
формальным, а деловым авторитетом,
связанным с выполнением им функции
эксперта.
Обобщая
изложенное можно сделать следующий
вывод. Использование кооперативного
стиля предъявляет к руководителю
следующие требования:
♦ открытость;
♦ доверие
к сотрудникам;
♦ отказ
от личных привилегий;
♦ способность
и желание делегировать полномочия;
♦ невмешательство
в выполнение текущих заданий, контроль
через официальные инстанции (через
соответствующих руководителей и каналы);
♦ контроль
по результатам;
♦ обоснование
перед сотрудниками фактов единоличного
принятия решений.
При
кооперативном стиле сотрудники
рассматриваются не иначе как партнеры,
которые могут решать текущие, дневные
задания в основном самостоятельно. Для
них характерны, как правило, высокий
уровень профессиональной подготовки,
знаний и опыта; выраженная потребность
в самостоятельности; тяга к творчеству
и личностному росту; интерес к работе;
ориентация на перспективные жизненные
и организационные цели; высокая значимость
мнения о них коллег. Применение
кооперативного стиля требует от
сотрудников:
♦ желания
брать на себя ответственность;
♦ готовности
и способности отвечать за свои действия;
♦ самоконтроля;
♦ наличия
контрольных прав, желания и умения их
использовать.
Преимущества
кооперативного стиля состоят, прежде
всего в квалифицированных решениях,
высокой мотивации сотрудников и разгрузке
руководителя. Участие сотрудников в
принятии решений и других общих делах
повышает их мотивацию, что влечет за
собой улучшение трудовых достижений.
Этот стиль способствует развитию
сотрудников. Однако его использование
имеет и некоторые недостатки, связанные,
прежде всего со сложностью обеспечения
рассмотренных выше предпосылок, условий
его эффективности. Кроме того, оно может
замедлять процесс принятия решений.
К
кооперативному стилю примыкает так
называемый тренерский
стиль
(или кочинг-стиль, от английского
«coaching» – тренерство, репетиторство).
Он не предназначен для постоянного
использования в коллективе, а скорее
служит подготовке сотрудников для
последующего использования кооперативного
стиля. Тренерский стиль можно определить
как систематическое (обычно длящееся
много месяцев) выяснение руководителем
сильных и слабых сторон сотрудника с
целью научить его самостоятельно
диагностировать и контролировать свое
поведение, выявлять и устранять не
только имеющиеся, но и возможные в
будущем при решении новых задач
недостатки, выбирать оптимальные образцы
поведения. Тренерский стиль предполагает:
1.
согласие подчиненного на использование
руководителем по отношению к нему
особого, репетиторского подхода;
2.
индивидуальный подход к сотруднику,
хорошее знание его личных и деловых
качеств, настроения и ожиданий;
3.
систематическое наблюдение поведения
работника либо непосредственно на
рабочем месте, либо в специальных
тренингово-оценочных учреждениях
(центрах оценки) с целью выяснения
трудового потенциала работника, его
способностей и возможностей;
4.
обеспечение устойчивой конструктивной
обратной связи, как определения трудовых
достижений, так и для выявления недостатков
в работе;
5.
регулярное обсуждение деловых и личных
проблем, совместный поиск возможностей
их решения;
6.
укрепление веры сотрудника в собственные
силы, а также доверия между ним и
руководителем.
По
оценкам специалистов, использование
тренерского стиля позволяет:
• сформировать
у подчиненного способность к самоанализу
и самоменеджменту;
• выработать
у него готовность к решению трудных
задач и получению выдающихся результатов;
• определить
высокие, но реальные стандарты
деятельности;
• сформировать
способность к самоконтролю и
самосовершенствованию, а также стремление
к ним;
• воплотить
более производительные и совершенные
образцы поведения в реальность.
Конечно,
использование тренерского стиля требует
от руководителя наличия времени и
соответствующей подготовки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
В
данном случае термин «кооперативный»
точнее отражает суть этого стиля, чем
слово «демократический», поскольку
большинство современных деловых
организаций в известном смысле
авторитарны, предполагают однонаправленность
руководства и не допускают свойственных
демократии выборности руководителей
и коллективного принципа принятия
решений.
При
кооперативном стиле руководства
произведенная активность формируется
в результате взаимодействия руководителя
и подчиненных. Этот стиль может эффективно
использоваться при решении задач
творческого содержания. Он предполагает
близость образовательного уровня
начальника и подчиненных, а также
преимущественно нематериальную
мотивационную структуру сотрудников.
Кооперативный стиль руководства имеет
ряд отличительных, характерных черт.
Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют
девять таких черт:
1.
Взаимовлияние руководителя и сотрудников,
которое предполагает отказ руководителя
от исполнения части своих прав и
обязанностей по принятию решений и
передачу их членам группы, а также не
только активное участие членов группы
в принятии решений, но и их широкое
повседневное сотрудничество.
2.
Функциональная дифференциация ролей
с учетом компетентности членов группы.
Кооперативный стиль старается сочетать
стремление всех к выполнению общей
задачи с рациональным распределением
функций в зависимости от способностей
работников.
3.
Многосторонние информационные и
коммуникационные отношения. Широкая
сеть вертикальных, горизонтальных и
диагональных информационных потоков
призвана облегчать компетентное
выполнение организационных задач, а
также развитие межличностных отношений.
4.
Урегулирование конфликтов с помощью
переговоров, торга и компромиссов. В
конфликтных ситуациях руководитель,
придерживающийся кооперативного стиля,
использует именно эти методы и отказывается
от односторонних авторитарных решений.
5.
Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам осуществлять
растущее влияние на процессы руководства
и тем самым повышать удовлетворенность
трудом и пребыванием в группе.
6.
Доверие как основа сотрудничества.
Атмосфера взаимного доверия между
членами организации является непременным
условием кооперативного стиля руководства.
7.
Удовлетворение потребностей сотрудников
и руководителей. Эта черта имеет ту
особенность, что обладающий ею руководитель
обращает особое внимание на реализацию
личных и профессиональных интересов
членов организации, которая не ставится
в прямую зависимость лишь от экономической
эффективности предприятия.
8.
Ориентация на цели и результаты.
Противоречия между индивидуальными
целями сотрудников и целью организации
не камуфлируются, что имеет место при
авторитарно- бюрократическом руководстве,
а разрешаются на основе их интеграции
при активном участии всех заинтересованных
лиц. Это позволяет обеспечивать реальную
поддержку общей ориентации на достижение
высоких результатов работы организации.
9.
Ориентация на развитие персонала и всей
организации. Непрерывный процесс
обучения и повышения квалификации
персонала строится на базе потребностей
организации и интересов сотрудников и
направлен на укрепление их организационно-
целевой и трудовой (связанной с процессом
труда) мотивации. Американские
исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают,
что эффективность использования
кооперативного стиля зависит от трех
факторов: качеств руководителя,
характеристик подчиненных и особенностей
решаемых группой задач. К кооперативному
стилю наиболее склонны уверенные в себе
руководители. Чаще всего это люди
достаточно зрелого возраста, с высоким
уровнем образования, не опасающиеся за
свой авторитет и должность, умеющие
ценить способности и предложения
подчиненных и их мнение о себе, ожидающие
от работников конструктивных творческих
решений и высоких моральных качеств. В
своем идеальном варианте кооперативный
стиль требует от руководителя, прежде
всего умения и стремления вовлекать
сотрудников в процесс принятия решений,
за которые именно он несет общую
ответственность. Руководитель ожидает
от своих сотрудников деловой поддержки.
Свои решения он принимает, учитывая
соображения и возражения подчиненных.
Его основное правило: «делегировать
полномочия, насколько это возможно, и
приказать, насколько это необходимо».
Такой руководитель признает способности
сотрудников и сознает, что сам он не
может все знать и предусмотреть.
Неизбежный для производства контроль
руководитель осуществляет по результатам,
а не в форме детального исполнительского
контроля, как это имеет место при
авторитарном стиле руководства. В
определенных рамках используется также
самоконтроль сотрудников. Руководитель
широко информирует сотрудников не
только о том, что необходимо для выполнения
заданий, но и об общей ситуации на
предприятии. Информация служит в качестве
средства руководства. При кооперативном
стиле руководитель не прибегает к
формальной власти, поскольку не нуждается
в ней. Он пользуется, прежде всего не
формальным, а деловым авторитетом,
связанным с выполнением им функции
эксперта.
Обобщая
изложенное можно сделать следующий
вывод. Использование кооперативного
стиля предъявляет к руководителю
следующие требования:
♦ открытость;
♦ доверие
к сотрудникам;
♦ отказ
от личных привилегий;
♦ способность
и желание делегировать полномочия;
♦ невмешательство
в выполнение текущих заданий, контроль
через официальные инстанции (через
соответствующих руководителей и каналы);
♦ контроль
по результатам;
♦ обоснование
перед сотрудниками фактов единоличного
принятия решений.
При
кооперативном стиле сотрудники
рассматриваются не иначе как партнеры,
которые могут решать текущие, дневные
задания в основном самостоятельно. Для
них характерны, как правило, высокий
уровень профессиональной подготовки,
знаний и опыта; выраженная потребность
в самостоятельности; тяга к творчеству
и личностному росту; интерес к работе;
ориентация на перспективные жизненные
и организационные цели; высокая значимость
мнения о них коллег. Применение
кооперативного стиля требует от
сотрудников:
♦ желания
брать на себя ответственность;
♦ готовности
и способности отвечать за свои действия;
♦ самоконтроля;
♦ наличия
контрольных прав, желания и умения их
использовать.
Преимущества
кооперативного стиля состоят, прежде
всего в квалифицированных решениях,
высокой мотивации сотрудников и разгрузке
руководителя. Участие сотрудников в
принятии решений и других общих делах
повышает их мотивацию, что влечет за
собой улучшение трудовых достижений.
Этот стиль способствует развитию
сотрудников. Однако его использование
имеет и некоторые недостатки, связанные,
прежде всего со сложностью обеспечения
рассмотренных выше предпосылок, условий
его эффективности. Кроме того, оно может
замедлять процесс принятия решений.
К
кооперативному стилю примыкает так
называемый тренерский
стиль
(или кочинг-стиль, от английского
«coaching» – тренерство, репетиторство).
Он не предназначен для постоянного
использования в коллективе, а скорее
служит подготовке сотрудников для
последующего использования кооперативного
стиля. Тренерский стиль можно определить
как систематическое (обычно длящееся
много месяцев) выяснение руководителем
сильных и слабых сторон сотрудника с
целью научить его самостоятельно
диагностировать и контролировать свое
поведение, выявлять и устранять не
только имеющиеся, но и возможные в
будущем при решении новых задач
недостатки, выбирать оптимальные образцы
поведения. Тренерский стиль предполагает:
1.
согласие подчиненного на использование
руководителем по отношению к нему
особого, репетиторского подхода;
2.
индивидуальный подход к сотруднику,
хорошее знание его личных и деловых
качеств, настроения и ожиданий;
3.
систематическое наблюдение поведения
работника либо непосредственно на
рабочем месте, либо в специальных
тренингово-оценочных учреждениях
(центрах оценки) с целью выяснения
трудового потенциала работника, его
способностей и возможностей;
4.
обеспечение устойчивой конструктивной
обратной связи, как определения трудовых
достижений, так и для выявления недостатков
в работе;
5.
регулярное обсуждение деловых и личных
проблем, совместный поиск возможностей
их решения;
6.
укрепление веры сотрудника в собственные
силы, а также доверия между ним и
руководителем.
По
оценкам специалистов, использование
тренерского стиля позволяет:
• сформировать
у подчиненного способность к самоанализу
и самоменеджменту;
• выработать
у него готовность к решению трудных
задач и получению выдающихся результатов;
• определить
высокие, но реальные стандарты
деятельности;
• сформировать
способность к самоконтролю и
самосовершенствованию, а также стремление
к ним;
• воплотить
более производительные и совершенные
образцы поведения в реальность.
Конечно,
использование тренерского стиля требует
от руководителя наличия времени и
соответствующей подготовки.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Подборка по базе: 2023 тесты ИГ пп для подготовки (2).docx, ПФ. Тесты СДО.pdf, Венгеровский тесты.pdf, Педагогика, тесты 2 часть.docx, Педагогика, тесты 1 часть.docx, Анемии эндокр тесты без отв.docx, Независимый Казахстан тесты.docx, теоритические основы дошкольно воспитания тесты 3.docx, цифровая экномика ответы на все тесты.docx, !+А.1 (сентябрь 2019г.) Тесты с ссылками.docx
Формы обучения направленные преимущественно на практическую подготовку
А. Консультация.
+ Б. Курсовое проектирование, деловая игра.
В. Работа по индивидуальным учебным планам.
В чем заключается педагогический смысл словесных методов обучения?
+ А. В словесном объяснении преподавателем учебного материала и восприятии его обучающимися путем слушания, запоминания, объяснения.
Б. В словесном изложении обучающимися усвоенного материала.
В. В специальном использовании преподавателем ключевых слов.
К числу простых средств обучения следует отнести
А. Компьютеры.
Б. Механические визуальные приборы.
+ В. Словесные: учебники, словари, справочники.
В числе сложных средств обучения могут быть названы
А. Учебная литература и другие тексты.
Б. Реальные предметы, модели.
+ В. Аудиальные средства (магнитофон, кодоскоп, телевизор и т.п.), ЭВТ.
38. К каким средствам обучения относится учебная литература?
+ А. К предметам духовной культуры.
Б. К специальным средствам обучения.
В. К предметам индивидуальной культуры.
К формам итогового контроля усвоения знаний относятся
А. Контрольная работа.
Б. Наблюдение.
+ В. Экзамен.
К методам обучения определяемым по характеру познавательной деятельности следует отнести
А. Методы контроля.
+ Б. Проблемное изложение.
В. Практические (упражнение, лабораторная работа и т.п.) методы.
К какому типу конфликтов относится следующее определение?
Конфликт, в котором неправильно определены участники.
А. смещённый
Б. явный
+ В. неверно прописанный
К какому типу конфликтов относится следующее определение?
Объективная конфликтная ситуация существует и правильно осознана участниками.
А. смещённый
+ Б. явный
В. неверно прописанный
43.Групповые нормы –
А. это правила, принятые группой;
+Б. это правила, которым должно подчиняться поведение членов группы;
В. выполняют функцию регуляции поведения членов группы;
Г. поддерживаются групповыми санкциями;
Д. связаны с ценностями группы
44.Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются:
А. групповое давление;
Б. групповое мнение;
В. групповое ожидание;
+ Г. групповые санкции;
Д. верны ответы А и Б
45. Инструкции в форме предложений являются признаком:
А. попустительского стиля руководства;
Б. неуверенного стиля руководства;
+ В. демократического стиля руководства;
Г. авторитарного стиля руководства;
Д. либерального стиля руководства;
46. Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:
А. группа членства;
Б. вторичная группа;
+ В. референтная группа;
Г. формальная группа;
47. Укажите правильные ответы. Для кооперативной модели руководства характерны:
+А. Структурная простота и возможность оперативного использования.
Б. Психологическая защищенность руководителя.
В. Внутренняя конфликтность.
Г. Прогрессивность
Д. Экономичность и гуманность.
+ Е. Взаимопонимание между подчиненными и руководителем.
48.Укажите правильные ответы. Для директивной модели руководства характерны:
А. Психологическая защищенность руководителя.
+ Б. Пассивность подчиненных.
В. Низкая конфликтность.
+ Г. Лицемерие по отношению к целям деятельности и руководству.
+ Д. Внутренняя конфликтность.
Дайте определение типу отношений преподаватель-учащийся.
Суть этого взаимодействия — обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности людей в социальных системах, для чего прибегают к определённым действиям (ими являются планирование, организация, руководство и контроль), и достижение благодаря этому поставленных целей.
А. Сотрудничество
+ Б. Управление
В. Доминирование
Верно ли следующее утверждение?
Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого).
А. Нет
+ Б. Да
UK3
Педагогика обрела статус науки, благодаря
+ А. Я.А.Коменскому
Б. Аристотелю
В. М.Монтеню
А. Педагогика
+Б. Дидактика
В. Педология
Г. Педагогическая психология
3. Воспитание как всеобщая категория включает в себя: обучение и …
+А. Образование
Б. Развитие способов творческого принятия решений
В. Поощрение
4. Определением какого понятия является следующая формулировка:
Передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
А. Обучение
+Б. Воспитание
В. Образование
5. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:
Данный принцип определяет необходимость соблюдения в подготовке персонала требований государства, общества (тесно связывать учебный процесс с жизнью страны).
+А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения
Б. Принцип практической направленности
В. Принцип целеустремлённости, системности и последовательности
6. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:
Данный принцип определяет позицию и отношение студентов к участию в педагогическом процессе. Сознательность в обучении — это понимание обучаемыми сущности изучаемых проблем, убеждённость в правильности и практической ценности получаемых знаний.
А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения
Б. Принцип практической направленности
+В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых
Какой из перечисленных компонентов учебно-воспитательного процесса можно также назвать организационно-управленческим
А. Целевой
+ Б. Деятельностный
В. Содержательный
8. Определением какого из этапов планирования содержания учебного процесса является следующая формулировка?:
….. — это превращение общепедагогической цели в конкретные задачи, достижимые в данный период времени и в данных условиях.
А. Подготовительного
Б. Осуществления
+ В. Целепологания
9. Определением, какого из этапов планирования содержания учебного процесса является следующая формулировка:
На этом этапе создают условия для протекания учебного процесса в нужном направлении и с нужной скоростью. Здесь решаются задачи целепологания, диагностики условий, прогнозирования достижений, планирования развития процесса.
+ А. Подготовительного
Б. Осуществления
В. Целепологания
10. Определением, какого понятия служит следующая формулировка:
……….является связующим звеном между поставленной целью и конечным результатом.
А. Элемент
Б. Приём
+ В. Метод
11. Определением, какой классификации методов служит следующая формулировка:
….. — основа её лежит в древних философских и педагогических системах и уточняется для современных условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний.
А. По типу познавательной деятельности
+ Б. Традиционная
В. По назначению
Составляющими, какого метода являются следующие понятия: объяснение и наглядность.
+А. Объяснительно-иллюстративный метод
Б. Исследовательский метод
В. Репродуктивный метод
Назовите вид лекции, которая дает первое целостное представление об учебном предмете, когда лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста.
А. Лекция консультация
+ Б. Вводная лекция
В. Лекция конференция
Назовите вид лекции, которая ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.
А. Лекция консультация
Б. Вводная лекция
+ В. Лекция информация
15. Определением, какого понятия служит следующая формулировка:
— это общее родовое понятие, означающее оценку, измерение знаний и умений студентов.
А. Оценка
Б. Проверка
+ В. Контроль
16. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:
Данный принцип ориентирует на подготовку обучаемых тому, что необходимо в практической деятельности специалиста (добиваться понимания и усвоения студентами сущности, характера и особенности профессии, обучать в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта).
А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения
+ Б. Принцип практической направленности
В. Принцип целеустремлённости, системности и последовательности
17. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:
Данный принцип определяет такую организацию и методику обучения, при которой студенты сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества, определяющие стремление студента к достижению собственных вершин (обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учётом интеллектуальных возможностей обучаемых).
А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения
+ Б. Принцип доступности и высокого уровня трудности
В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых
18. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:
Данный принцип определяет организацию групповых учебно-позновательных действий на занятиях по различным предметам подготовки, в тесном сочетании с индивидуальным подходом при обучении каждого студента.
А. Принцип комплексности и единства обучения и воспитания
+ Б. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода
В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых
19. К проблемному изложению относятся такие методы: метод проблемного изложения, исследовательский, …
А. Объяснительно-иллюстративный метод
+ Б. Эвристический
В. Репродуктивный метод
20. Какой метод вырабатывает умение быстро собирать информацию, необходимую для нужного решения, способность к конструктивному решению проблемы в стрессовых ситуациях:
А. Метод конкретных ситуаций
+ Б. Метод «инцидента»
В. Метод «мозгового штурма»
21. Определите, к какой из педагогических функций относится следующая формулировка:
Она обеспечивает: отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися, проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена, проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
+ А. Конструктивно-проектировачная
Б. Организаторская
В. Информационно-объяснительная
22. Определите, к какой из педагогических функций относится следующая формулировка:
Она связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.
А. Конструктивно-проектировачная
+ Б. Организаторская
В. Информационно-объяснительная
23. Определите, к какому профессионально-важному качеству преподавателя относятся следующие характеристики:
Отсутствие импульсивности во взаимодействии с учащимися, умение принимать решения хладнокровно, быть сдержанным, не поддаваться эмоциям, рассудочно, трезво оценивать обстановку.
А. Гибкость
+ Б. Рационализм
В. Неконформность
24. Определите, к какому профессионально-важному качеству преподавателя относятся следующие характеристики:
Умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, быстро принимать новое, откликаться на прогрессивные идеи.
+ А. Гибкость
Б. Рационализм
В. Неконформность
25. Выберите правильный ответ:
+ А. Профессиональные деформации – это изменение основных, инвариатальных (главных) свойств личности в деятельности учителя.
Б. Профессиональные деформации – это основные характеристики свойств личности учителя, которые не меняются в деятельности преподавателя.
+ А. Совместный поиск новых знаний и формирование новых психических качеств.
Б. Педагог и ученики выступают как активные субъекты, они идентифицируют себя друг с другом.
27. Определением, какого понятия является следующая формулировка:
Процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в результате которого происходит развитие ученика.
А. Образование
+ Б. Обучение
В. Воспитание
28. Какие цели из ниже перечисленных преследует применение дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся:
А. Создание новой установки на обучение
Б. Развитие способов творческого принятия решений
+ В. Оба ответа верны
29. Определением, какого понятия является следующая формулировка:
……- это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшим и освоение младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
+ А. Дидактика
Б. Педагогический процесс
В. Педагогика
Какой метод способствует преодолению стереотипов мышления, активизации творческого мышления, представляет собой групповое решение проблемы
А. Метод конкретных ситуаций
Б. Метод «инцидента»
+ В. Метод «мозгового штурма»
Тест по Основным понятиям педагогики
Поделиться:
361
1. Педагогика это:
- 1. наука о передаче данных
- 2. наука об образовании
- 3. наука о воспитании
2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
- 1. воспитание, обучение подрастающего поколения
- 2. познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса
- 3. изучение воспитания как фактора духовного развития людей
3. Что определило развитие педагогики как науки?
- 1. прогресс науки и техники
- 2. забота родителей о счастье детей
- 3. биологический закон сохранения рода
- 4. объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
- 5. повышение роли воспитания в общественной жизни
4. это то, что остается, когда все забыто.
- 1. надежда
- 2. склероз
- 3. образование
5. Процесс воспитания это:
- 1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
- 2. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей
- 3. Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
6. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:
- 1. обучение
- 2. знания
- 3. жизненный опыт
7. Обучение это:
- 1. специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
- 2. Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни
- 3. Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками
8. Целью воспитания является:
- 1. Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека
- 2. Развитие чувств, интуиции, воспитание души
- 3. Развитие человеческого «Я»
9. Традиционными методами исследования в педагогике являются:
- 1. Мониторинг и контент-анализ
- 2. Ролевые игры
- 3. Наблюдение и изучение опыта
10. Отраслью педагогики не является:
- 1. Эстетика
- 2. Коррекционная педагогика
- 3. Тифлопедагогика
11. Мировую славу русской педагогике принес:
- 1. КД Ушинский
- 2. ВА Сухомлинский
- 3. АС Макаренко
12. Основу обучения составляют:
- 1. Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
- 2. Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
- 3. Знания, умения и навыки
13. Социализация это-
- 1. Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта
- 2. Процесс формирования личности в определенной социальной среде
- 3. Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам
14. Не является ученым-педагогом:
- 1. Ушинский КД
- 2. Макаренко АС
- 3. Выготский ЛС
15. Основой для образования педагогики как науки являлась:
- 1. Психология
- 2. Философия
- 3. Антропология
16. Ведущая категория педагогики это —
- 1. Образование
- 2. Воспитание
- 3. Социализация
17. Процесс целепологания подразумевает:
- 1. постановку целей
- 2. обоснование и постановку целей
- 3. постановка правильной цели
18. Педагогический процесс это:
- 1. система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие
- 2. процесс формирования социально адаптированной личности
- 3. совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека
19. Компонентами педагогического процесса являются:
- 1. педагоги, воспитуемые, условия воспитания
- 2. целевой, деятельностный, трудовой
- 3. целевой, содержательный, результативный, деятельностный
20. Главной целью образования является:
- 1. усвоение необходимых знаний, умений, навыков
- 2. формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением
- 3. активное включение ученика в образовательный процесс
21. Целостность педагогического процесса заключается в:
- 1. в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности
- 2. в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях
- 3. в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу
22. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:
- 1. уровень развития педагогической науки и практики
- 2. идеология и политика государства
- 3. потребности общества
23. Педагогику как самостоятельную науку выделил:
- 1. Демокрит
- 2. Ян Амос Каменский
- 3. Джон Локк
24. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-
- 1. воспитательный процесс
- 2. духовное воспитание
- 3. социальное воспитание
25. Закон параллельного действия заключается в том, что:
- 1. педагог воздействует на личность через коллектив
- 2. педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога
- 3. происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога
26. Основными категориями педагогики являются:
- 1. педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения
- 2. обучение, образование, воспитание
- 3. обучение, образование, воспитание, развитие и формирование
27. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это —
- 1. развитие
- 2. формирование
- 3. воспитание
- 4. социализация
- ПРЕДМЕТОМ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
-
развитие личности обучающихся в курсе психологии;
-
специфические закономерности учебно-воспитательного процесса в ходе изучения психологических дисциплин;
-
методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности применения в процессе учебных занятий.
-
ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧАЕМЫМ ЯВЛЕНИЯМ ПСИХИКИ ЭТО:
-
дидактический принцип;
-
логический принцип;
-
методологический принцип.
-
КАКОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ) ПОЗВОЛЯЕТ АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ:
-
мозговой штурм;
-
репродуктивный метод;
-
компьютерный метод.
-
ЛЕКЦИЯ, СЕМИНАР, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ЭТО:
-
формы обучения;
-
методы обучения;
-
виды учебного занятия.
-
КАКОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ) ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ НЕИГРОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
-
«классическая ситуация»;
-
социально-психологический тренинг;
-
дискуссия.
-
КАКОЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫМ:
-
критериальный;
-
нормативный;
-
самоконтроль.
-
ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ (СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ):
-
учет индивидуальных особенностей студентов с любой целевой направленностью;
-
самостоятельность учения по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе;
-
дифференцированная помощь студентам с учетом их учебных возможностей.
-
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – ЭТО:
-
«обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей»;
-
«форма взаимодействия преподавателя и студентов, ведущая к достижению поставленной цели»;
-
«способ достижения поставленной преподавателем цели».
-
ЗАДАЧА КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ:
-
интересы студента в области учебной деятельности;
-
способность студента к самостоятельной работе;
-
соответствие между требованиями педагогического процесса и зоной ближайшего развития студента;
-
ДОКУМЕНТ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЙ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАУЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАИМЕНОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ
-
учебная программа;
-
учебный план;
-
государственный образовательный стандарт;
-
КАКОЙ ДОКУМЕНТЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СЕМЕСТРАМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ:
-
учебная программа;
-
квалификационные требования;
-
учебный план;
-
МЕТОДАМИ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
лекция, беседа, рассказ, инструктирование;
-
проблемный, репродуктивный, инновационный, логический;
-
наглядно-образный, наглядно-действенный, словесно-логический.
-
МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТРЕНИНГ – ЭТО
-
формы обучения;
-
методы обучения;
- способы обучения.
-
К КАКОЙ ГРУППЕ МЕТОДОВ ОТНОСИТСЯ МЕТОД ПРОГРАММНОГО ОБУЧЕНИЯ:
-
традиционные;
-
неимитационные методы активного обучения;
-
имитационные методы активного обучения.
-
ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ…:
-
Обучение студентов исследовательскому подходу;
-
Формирование навыка переработки научных текстов;
-
Формирование навыка публичных выступлений.
-
К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ:
-
Видеоаппаратура;
-
Фотографии;
-
Проекционная аппаратура
-
КАКИЕ 2 ВИДА КОНТРОЛЯ ВЫДЕЛЯЮТ:
-
оперативынй и групповой;
-
контроль промежуточных результатов усвоения и итоговый контроль;
-
индивидуальный контроль и итоговый
-
БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ ЭТО…:
-
лекция с запланированными ошибками;
-
лекции-конференции;
-
изложение учебного материала в форме диалога.
-
ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ:
-
лекция;
-
таблицы, графики;
-
проблемные ситуации
-
КТО ПЕРВЫМ СТАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕМИНАР КАК ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ:
-
Н. Я. Грот
-
Н.А. Бернштейн
-
Ананьев Б.Г.
-
ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ОПИСЫВАЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ, НЕОБХОДИМОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:
-
тематический план;
-
рабочая программа;
-
ГОСТ
-
КАКИЕ ТРИ СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ СУЩЕСТВУЮТ:
-
круговой, индивидуальный, линейный;
-
линейный, концентрический, спиралевидный;
-
линейный, проблемный, круговой.
-
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ЛИНЕЙНОГО СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
-
отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев;
-
один и тот же материал (вопрос) изучается с постепенным усложнением, расширением содержания образования за счет новых компонентов;
-
расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения.
-
ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
-
руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения;
-
теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;
-
система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.
-
В ПРОЦЕССЕ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДЫ… :
-
преподаватель наглядно демонстрирует определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии;
-
преподаватель опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов;
-
преподаватель стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных точек зрения, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.
-
ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ОСНОВАНО НА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
-
интерактивное;
-
программированное;
-
проблемное.
-
МЕТОД АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ…:
-
метод деловой игры;
-
социально-психологический тренинг;
-
метод круглого стола.
-
НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЯВЛЕНИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРАВОВЫХ НОРМ И УЧАСТИЕМ В ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
-
юридическая психология;
-
правовая психология;
-
дифференциальная психология.
-
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ…:
-
реализацию регионального и школьного компонентов содержания образования;
-
требования к уровню обязательной подготовки учащихся;
-
овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и навыков.
-
УПОРЯДОЧЕННЫЙ КОМПЛЕКС БАЗОВЫХ
ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:
-
тематического тезауруса;
-
аннотирование;
-
цитирование.
-
РАЗРАБОТАННЫЙ СОКРАТОМ МЕТОД..:
-
групповая дискуссия;
-
искусством диалектического спора;
-
рассказ.
-
ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ:
-
художественная, символическая и текстовая;
-
словесная, практическая, знаковая;
-
логическая, знаковая, эмоциональная.
-
К ПРАКТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ОТНОСЯТСЯ..:
-
вопросы, побуждающие репродуктивную активность, Частично-поисковый метод;
-
выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;
-
решение психологических задач; упражнения;
-
таблицы, графические модели.
-
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ЧТО..:
-
преподаватель разделяет учебную проблему на отдельные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения;
-
основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию;
-
перестройку традиционного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержанию знаний.
-
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПОДХОДУ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ПРОИСХОДИТ НА…
-
семинарских занятиях;
-
лабораторных занятиях;
-
тренингах.
-
ГДЕ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ ИГРА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
-
во Франции;
-
в США;
-
в Швеции.
-
КАКАЯ ИГРА МОДЕЛИРУЕТ ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ЦЕЛОМ:
-
понятийно-терминологическая игра;
-
операционная игра;
-
деловая игра.
-
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕДУР И ОПЕРАЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ В СОВОКУПНОСТИ ЦЕЛОСТНУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ – ЭТО :
-
технология обучения;
-
модель обучения;
-
принципы обучения.
-
ИННОВАЦИОННОСТЬ, АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЪ, СИСТЕМНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЭТО КРИТЕРИИ…:
-
методов обучения;
-
авторской школы;
-
педагогической технологии.
-
ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ТСО ИЛИ ВРУЧНУЮ (СЛАЙДЫ, ПЛЕНКИ, СХЕМЫ, РИСУНКИ И ПРОЧИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ) ЭТО…
-
Лекция-вдвоем;
-
Лекция-визуализация;
-
Проблемная лекция
-
ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ ОТНОСИТСЯ К…:
-
Нетрадиционным методам обучения;
-
Традиционным методам обучения;
-
Методу проектов.
-
СОСТАВЛЕНИЕ МАТРИЦЫ ИДЕЙ — ЭТО:
-
словесно-схематического изображения прочитанного материала;
-
сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
-
краткое изложение основных идей прочитанного текста.
-
ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – ЭТО:
-
организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными;
-
формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;
-
развитие определенных черт личности и качеств учащихся.
-
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:
-
серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности;
-
использование технических средств обучения, включая ЭВМ;
-
систему раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.
-
НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА – ЭТО:
-
это система знаний, ориентированная на исследователей;
-
это система знаний, ориентированная на преподавателей;
-
это система знаний, ориентированная на учащихся.
-
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВА КОМПОНЕНТА:
-
система умений и научно-познавательной деятельности;
-
система умений и научно-исследовательской деятельности;
-
систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение;
-
СОЕДИНЕНИЕ ИДЕЙ, РАЗРАБОТАННЫХ УЧЕНЫМИ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И НАУЧНЫХ ШКОЛ:
-
эклектизм;
-
бинарность;
-
технологизация.
-
ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ЛЕКЦИИ:
-
приведение примеров;
-
показ опытов;
-
рассуждения.
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН НЕ ВКЛЮЧАЕТ:
-
методические рекомендации;
-
перечень учебных дисциплин;
-
формы учебных занятий.
-
В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОПИСЫВАЕТСЯ…:
-
список литературы и информацию о том, кем и когда подготовлена;
-
распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспечение, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов;
-
краткое описание содержания изучаемых тем.
-
РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО..:
-
активизацию мнемических
способностей студентов;
-
активизацию мыслительных способностей студентов;
-
развитие умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации.
-
ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ:
-
формирование практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия необходимые в профессиональной деятельности);
-
развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;
-
систематизация и обобщение новых знаний
-
ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЮТСЯ:
-
Учебная, профессиональная, индивидуальная;
-
учебная, производственная и преддипломная;
-
Преддипломная, квалификационная, учебная.
-
БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ НОВЫМИ ЗНАНИЯМИ –ЭТО:
-
Коллоквиум;
-
Зачет;
-
Практическое занятие.
-
ТЕРМИН «МЕТОД» ПРОИСХОДИТ ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «METHODOS», ЧТО ОЗНАЧАЕТ..:
-
способы достижения преподавателем целей обучения;
-
путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату;
-
результат совместной деятельности.
-
СЕМИНАР – ЭТО:
-
активная форма учебного процесса в вузе;
-
активный метод обучения;
-
один из способов обучения в вузе.
-
ЦЕЛЬЮ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ:
-
интеллектуальное развитие студентов;
-
обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде знаний, умений и навыков;
-
построение механизма саморегуляции учения, осваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействий и позиций личности в них.
-
ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БЫЛ УЧРЕЖДЕН:
-
12 января 1755 г.;
-
15 декабря 1755;
-
12 января 1880.
-
ПРИ СПИРАЛЬНОМ СПОСОБЕ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
-
расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения;
-
отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев;
-
учебный материал состоит из отдельных учебных областей.
-
ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЧЕРТОЙ ТРЕНИНГА:
-
выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность;
-
соблюдение ряда принципов групповой работы;
-
наличие более или менее постоянной группы.
-
ПОКАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ФРАГМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:
-
знаковые модели;
-
демонстрация;
-
способ опосредованного обучения.
-
МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕНИЕ КАК ПРОДУКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
-
активные методы обучения;
-
интерактивные методы обучения;
-
игровые методы обучения.
-
ТЕРМИН «СЕМИНАР» ПЕРЕВОДИТСЯ КАК..:
-
учение;
-
выступление;
-
рассадник.
-
ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
-
экзамен;
-
контроль;
-
опрос.
-
«СРАВНИТЕ», «СОПОСТАВЬТЕ», «ОБОБЩИТЕ», «СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД» — ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ..:
-
побуждающие репродуктивную активность;
-
стимулирующие продуктивную активность;
-
стимулирующие познавательную активность.
-
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ — ВИД ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННЫХ НА..:
-
игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности;
-
создании проблемных ситуаций, вызывающие интеллектуальную активность;
-
организации игровой деятельности.
-
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОТВОДИТСЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
-
5-10% времени;
-
10-15% времени;
-
20% времени.
Авторитарный стиль руководства
Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.
Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:
♦ развитой способности принятия решений;
♦ хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.
При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.
Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:
• признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;
• правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;
Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Недостатки авторитарного стиля – ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и предприятию в целом. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.
Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный подход к классификации всего многообразия поведения руководителей и деление их лишь на три указанных стиля. Применительно к практике — даже два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно.
Исследователи отмечают крайнюю сложность и даже практическую невозможность операционализации данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический характер и оторванность от реальности.
Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей, поэтому для характеристики стилей руководства необходимы более точные инструменты исследования.
Модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, в которой они делятся в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных. Выделяются патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства.
Патриархальный стиль руководствастроится на основе представлений об организации, как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они же в ответ на «отеческую заботу», должны проявлять благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с детьми и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства. Контроль осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть на длительное время никому не делегируется и сосредотачивается у начальника — «бати», который должен быть «строг, но справедлив». Этот стиль руководства особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен и сегодня, в том числе и в России.
Харизматический стиль руководстваосновывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Авторитет харизматического руководителя высок и имеет персональный характер.
Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры.
Автократический стиль руководстваменее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР и других странах.
Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненным, минимизацией личной власти руководителя. Он представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко описывающих права и обязанности не только сотрудников, но и самого руководителя. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы», и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля.
В данном случае термин «кооперативный» точнее отражает суть этого стиля, чем слово «демократический», поскольку большинство современных деловых организаций в известном смысле авторитарны, предполагают однонаправленность руководства и не допускают свойственных демократии выборности руководителей и коллективного принципа принятия решений.
При кооперативном стиле руководства произведенная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных, характерных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют девять таких черт:
1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.
2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.
3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.
5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.
6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.
7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Эта черта имеет ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической эффективности предприятия.
8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно- бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.
9. Ориентация на развитие персонала и всей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их организационно- целевой и трудовой (связанной с процессом труда) мотивации. Американские исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители. Чаще всего это люди достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения и возражения подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к формальной власти, поскольку не нуждается в ней. Он пользуется, прежде всего не формальным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта.
Обобщая изложенное можно сделать следующий вывод. Использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю следующие требования:
♦ отказ от личных привилегий;
♦ способность и желание делегировать полномочия;
♦ невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции (через соответствующих руководителей и каналы);
♦ обоснование перед сотрудниками фактов единоличного принятия решений.
При кооперативном стиле сотрудники рассматриваются не иначе как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость мнения о них коллег. Применение кооперативного стиля требует от сотрудников:
♦ желания брать на себя ответственность;
♦ готовности и способности отвечать за свои действия;
♦ наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.
Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений.
К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» – тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль можно определить как систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Тренерский стиль предполагает:
1. согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода;
2. индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроения и ожиданий;
3. систематическое наблюдение поведения работника либо непосредственно на рабочем месте, либо в специальных тренингово-оценочных учреждениях (центрах оценки) с целью выяснения трудового потенциала работника, его способностей и возможностей;
4. обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи, как определения трудовых достижений, так и для выявления недостатков в работе;
5. регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения;
6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.
По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:
• сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;
• выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов;
• определить высокие, но реальные стандарты деятельности;
• сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;
• воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.
Конечно, использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки.
Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 1541 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет