Для кооперативной модели руководства характерна взаимопонимание между

На совещании отдела продаж руководитель описывал ситуацию, в которой их подвел поставщик. В результате компания не выполнила своих обязательств перед крупным клиентом, который требует возмещения понесенных им убытков. Во время рассказа руководителя двое сотрудников, переговариваясь друг с другом, отвлеклись. Руководитель пристально посмотрел на них, кашлянул и, дождавшись от них внимания к себе, продолжил дальше. Он предложил сотрудникам отдела подумать, как выйти из сложившейся ситуации. В результате проведенного «мозгового штурма» было принято решение частично возместить убытки клиента.
Установите последовательность действий сотрудников компании при проведении «мозгового штурма».


руководитель знакомит участников группы с правилами проведения мозгового штурма

разминка с участниками мозгового штурма

участники обсуждают проблему и выдвигают идеи

обдумывание и оценка идей

В
данном случае термин «кооперативный»
точнее отражает суть этого стиля, чем
слово «демократический», поскольку
большинство современных деловых
организаций в известном смысле
авторитарны, предполагают однонаправленность
руководства и не допускают свойственных
демократии выборности руководителей
и коллективного принципа принятия
решений.

При
кооперативном стиле руководства
произведенная активность формируется
в результате взаимодействия руководителя
и подчиненных. Этот стиль может эффективно
использоваться при решении задач
творческого содержания. Он предполагает
близость образовательного уровня
начальника и подчиненных, а также
преимущественно нематериальную
мотивационную структуру сотрудников.
Кооперативный стиль руководства имеет
ряд отличительных, характерных черт.
Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют
девять таких черт:

1.
Взаимовлияние руководителя и сотрудников,
которое предполагает отказ руководителя
от исполнения части своих прав и
обязанностей по принятию решений и
передачу их членам группы, а также не
только активное участие членов группы
в принятии решений, но и их широкое
повседневное сотрудничество.

2.
Функциональная дифференциация ролей
с учетом компетентности членов группы.
Кооперативный стиль старается сочетать
стремление всех к выполнению общей
задачи с рациональным распределением
функций в зависимости от способностей
работников.

3.
Многосторонние информационные и
коммуникационные отношения. Широкая
сеть вертикальных, горизонтальных и
диагональных информационных потоков
призвана облегчать компетентное
выполнение организационных задач, а
также развитие межличностных отношений.

4.
Урегулирование конфликтов с помощью
переговоров, торга и компромиссов. В
конфликтных ситуациях руководитель,
придерживающийся кооперативного стиля,
использует именно эти методы и отказывается
от односторонних авторитарных решений.

5.
Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам осуществлять
растущее влияние на процессы руководства
и тем самым повышать удовлетворенность
трудом и пребыванием в группе.

6.
Доверие как основа сотрудничества.
Атмосфера взаимного доверия между
членами организации является непременным
условием кооперативного стиля руководства.

7.
Удовлетворение потребностей сотрудников
и руководителей. Эта черта имеет ту
особенность, что обладающий ею руководитель
обращает особое внимание на реализацию
личных и профессиональных интересов
членов организации, которая не ставится
в прямую зависимость лишь от экономической
эффективности предприятия.

8.
Ориентация на цели и результаты.
Противоречия между индивидуальными
целями сотрудников и целью организации
не камуфлируются, что имеет место при
авторитарно- бюрократическом руководстве,
а разрешаются на основе их интеграции
при активном участии всех заинтересованных
лиц. Это позволяет обеспечивать реальную
поддержку общей ориентации на достижение
высоких результатов работы организации.

9.
Ориентация на развитие персонала и всей
организации. Непрерывный процесс
обучения и повышения квалификации
персонала строится на базе потребностей
организации и интересов сотрудников и
направлен на укрепление их организационно-
целевой и трудовой (связанной с процессом
труда) мотивации. Американские
исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают,
что эффективность использования
кооперативного стиля зависит от трех
факторов: качеств руководителя,
характеристик подчиненных и особенностей
решаемых группой задач. К кооперативному
стилю наиболее склонны уверенные в себе
руководители. Чаще всего это люди
достаточно зрелого возраста, с высоким
уровнем образования, не опасающиеся за
свой авторитет и должность, умеющие
ценить способности и предложения
подчиненных и их мнение о себе, ожидающие
от работников конструктивных творческих
решений и высоких моральных качеств. В
своем идеальном варианте кооперативный
стиль требует от руководителя, прежде
всего умения и стремления вовлекать
сотрудников в процесс принятия решений,
за которые именно он несет общую
ответственность. Руководитель ожидает
от своих сотрудников деловой поддержки.
Свои решения он принимает, учитывая
соображения и возражения подчиненных.
Его основное правило: «делегировать
полномочия, насколько это возможно, и
приказать, насколько это необходимо».
Такой руководитель признает способности
сотрудников и сознает, что сам он не
может все знать и предусмотреть.
Неизбежный для производства контроль
руководитель осуществляет по результатам,
а не в форме детального исполнительского
контроля, как это имеет место при
авторитарном стиле руководства. В
определенных рамках используется также
самоконтроль сотрудников. Руководитель
широко информирует сотрудников не
только о том, что необходимо для выполнения
заданий, но и об общей ситуации на
предприятии. Информация служит в качестве
средства руководства. При кооперативном
стиле руководитель не прибегает к
формальной власти, поскольку не нуждается
в ней. Он пользуется, прежде всего не
формальным, а деловым авторитетом,
связанным с выполнением им функции
эксперта.

Обобщая
изложенное можно сделать следующий
вывод. Использование кооперативного
стиля предъявляет к руководителю
следующие требования:

♦ открытость;

♦ доверие
к сотрудникам;

♦ отказ
от личных привилегий;

♦ способность
и желание делегировать полномочия;

♦ невмешательство
в выполнение текущих заданий, контроль
через официальные инстанции (через
соответствующих руководителей и каналы);

♦ контроль
по результатам;

♦ обоснование
перед сотрудниками фактов единоличного
принятия решений.

При
кооперативном стиле сотрудники
рассматриваются не иначе как партнеры,
которые могут решать текущие, дневные
задания в основном самостоятельно. Для
них характерны, как правило, высокий
уровень профессиональной подготовки,
знаний и опыта; выраженная потребность
в самостоятельности; тяга к творчеству
и личностному росту; интерес к работе;
ориентация на перспективные жизненные
и организационные цели; высокая значимость
мнения о них коллег. Применение
кооперативного стиля требует от
сотрудников:

♦ желания
брать на себя ответственность;

♦ готовности
и способности отвечать за свои действия;

♦ самоконтроля;

♦ наличия
контрольных прав, желания и умения их
использовать.

Преимущества
кооперативного стиля состоят, прежде
всего в квалифицированных решениях,
высокой мотивации сотрудников и разгрузке
руководителя. Участие сотрудников в
принятии решений и других общих делах
повышает их мотивацию, что влечет за
собой улучшение трудовых достижений.
Этот стиль способствует развитию
сотрудников. Однако его использование
имеет и некоторые недостатки, связанные,
прежде всего со сложностью обеспечения
рассмотренных выше предпосылок, условий
его эффективности. Кроме того, оно может
замедлять процесс принятия решений.

К
кооперативному стилю примыкает так
называемый тренерский
стиль

(или кочинг-стиль, от английского
«coaching» – тренерство, репетиторство).
Он не предназначен для постоянного
использования в коллективе, а скорее
служит подготовке сотрудников для
последующего использования кооперативного
стиля. Тренерский стиль можно определить
как систематическое (обычно длящееся
много месяцев) выяснение руководителем
сильных и слабых сторон сотрудника с
целью научить его самостоятельно
диагностировать и контролировать свое
поведение, выявлять и устранять не
только имеющиеся, но и возможные в
будущем при решении новых задач
недостатки, выбирать оптимальные образцы
поведения. Тренерский стиль предполагает:

1.
согласие подчиненного на использование
руководителем по отношению к нему
особого, репетиторского подхода;

2.
индивидуальный подход к сотруднику,
хорошее знание его личных и деловых
качеств, настроения и ожиданий;

3.
систематическое наблюдение поведения
работника либо непосредственно на
рабочем месте, либо в специальных
тренингово-оценочных учреждениях
(центрах оценки) с целью выяснения
трудового потенциала работника, его
способностей и возможностей;

4.
обеспечение устойчивой конструктивной
обратной связи, как определения трудовых
достижений, так и для выявления недостатков
в работе;

5.
регулярное обсуждение деловых и личных
проблем, совместный поиск возможностей
их решения;

6.
укрепление веры сотрудника в собственные
силы, а также доверия между ним и
руководителем.

По
оценкам специалистов, использование
тренерского стиля позволяет:

• сформировать
у подчиненного способность к самоанализу
и самоменеджменту;

• выработать
у него готовность к решению трудных
задач и получению выдающихся результатов;

• определить
высокие, но реальные стандарты
деятельности;

• сформировать
способность к самоконтролю и
самосовершенствованию, а также стремление
к ним;

• воплотить
более производительные и совершенные
образцы поведения в реальность.

Конечно,
использование тренерского стиля требует
от руководителя наличия времени и
соответствующей подготовки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

В
данном случае термин «кооперативный»
точнее отражает суть этого стиля, чем
слово «демократический», поскольку
большинство современных деловых
организаций в известном смысле
авторитарны, предполагают однонаправленность
руководства и не допускают свойственных
демократии выборности руководителей
и коллективного принципа принятия
решений.

При
кооперативном стиле руководства
произведенная активность формируется
в результате взаимодействия руководителя
и подчиненных. Этот стиль может эффективно
использоваться при решении задач
творческого содержания. Он предполагает
близость образовательного уровня
начальника и подчиненных, а также
преимущественно нематериальную
мотивационную структуру сотрудников.
Кооперативный стиль руководства имеет
ряд отличительных, характерных черт.
Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют
девять таких черт:

1.
Взаимовлияние руководителя и сотрудников,
которое предполагает отказ руководителя
от исполнения части своих прав и
обязанностей по принятию решений и
передачу их членам группы, а также не
только активное участие членов группы
в принятии решений, но и их широкое
повседневное сотрудничество.

2.
Функциональная дифференциация ролей
с учетом компетентности членов группы.
Кооперативный стиль старается сочетать
стремление всех к выполнению общей
задачи с рациональным распределением
функций в зависимости от способностей
работников.

3.
Многосторонние информационные и
коммуникационные отношения. Широкая
сеть вертикальных, горизонтальных и
диагональных информационных потоков
призвана облегчать компетентное
выполнение организационных задач, а
также развитие межличностных отношений.

4.
Урегулирование конфликтов с помощью
переговоров, торга и компромиссов. В
конфликтных ситуациях руководитель,
придерживающийся кооперативного стиля,
использует именно эти методы и отказывается
от односторонних авторитарных решений.

5.
Ориентация на группу. Первостепенное
внимание руководителя к коллективу и
людям позволяет сотрудникам осуществлять
растущее влияние на процессы руководства
и тем самым повышать удовлетворенность
трудом и пребыванием в группе.

6.
Доверие как основа сотрудничества.
Атмосфера взаимного доверия между
членами организации является непременным
условием кооперативного стиля руководства.

7.
Удовлетворение потребностей сотрудников
и руководителей. Эта черта имеет ту
особенность, что обладающий ею руководитель
обращает особое внимание на реализацию
личных и профессиональных интересов
членов организации, которая не ставится
в прямую зависимость лишь от экономической
эффективности предприятия.

8.
Ориентация на цели и результаты.
Противоречия между индивидуальными
целями сотрудников и целью организации
не камуфлируются, что имеет место при
авторитарно- бюрократическом руководстве,
а разрешаются на основе их интеграции
при активном участии всех заинтересованных
лиц. Это позволяет обеспечивать реальную
поддержку общей ориентации на достижение
высоких результатов работы организации.

9.
Ориентация на развитие персонала и всей
организации. Непрерывный процесс
обучения и повышения квалификации
персонала строится на базе потребностей
организации и интересов сотрудников и
направлен на укрепление их организационно-
целевой и трудовой (связанной с процессом
труда) мотивации. Американские
исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают,
что эффективность использования
кооперативного стиля зависит от трех
факторов: качеств руководителя,
характеристик подчиненных и особенностей
решаемых группой задач. К кооперативному
стилю наиболее склонны уверенные в себе
руководители. Чаще всего это люди
достаточно зрелого возраста, с высоким
уровнем образования, не опасающиеся за
свой авторитет и должность, умеющие
ценить способности и предложения
подчиненных и их мнение о себе, ожидающие
от работников конструктивных творческих
решений и высоких моральных качеств. В
своем идеальном варианте кооперативный
стиль требует от руководителя, прежде
всего умения и стремления вовлекать
сотрудников в процесс принятия решений,
за которые именно он несет общую
ответственность. Руководитель ожидает
от своих сотрудников деловой поддержки.
Свои решения он принимает, учитывая
соображения и возражения подчиненных.
Его основное правило: «делегировать
полномочия, насколько это возможно, и
приказать, насколько это необходимо».
Такой руководитель признает способности
сотрудников и сознает, что сам он не
может все знать и предусмотреть.
Неизбежный для производства контроль
руководитель осуществляет по результатам,
а не в форме детального исполнительского
контроля, как это имеет место при
авторитарном стиле руководства. В
определенных рамках используется также
самоконтроль сотрудников. Руководитель
широко информирует сотрудников не
только о том, что необходимо для выполнения
заданий, но и об общей ситуации на
предприятии. Информация служит в качестве
средства руководства. При кооперативном
стиле руководитель не прибегает к
формальной власти, поскольку не нуждается
в ней. Он пользуется, прежде всего не
формальным, а деловым авторитетом,
связанным с выполнением им функции
эксперта.

Обобщая
изложенное можно сделать следующий
вывод. Использование кооперативного
стиля предъявляет к руководителю
следующие требования:

♦ открытость;

♦ доверие
к сотрудникам;

♦ отказ
от личных привилегий;

♦ способность
и желание делегировать полномочия;

♦ невмешательство
в выполнение текущих заданий, контроль
через официальные инстанции (через
соответствующих руководителей и каналы);

♦ контроль
по результатам;

♦ обоснование
перед сотрудниками фактов единоличного
принятия решений.

При
кооперативном стиле сотрудники
рассматриваются не иначе как партнеры,
которые могут решать текущие, дневные
задания в основном самостоятельно. Для
них характерны, как правило, высокий
уровень профессиональной подготовки,
знаний и опыта; выраженная потребность
в самостоятельности; тяга к творчеству
и личностному росту; интерес к работе;
ориентация на перспективные жизненные
и организационные цели; высокая значимость
мнения о них коллег. Применение
кооперативного стиля требует от
сотрудников:

♦ желания
брать на себя ответственность;

♦ готовности
и способности отвечать за свои действия;

♦ самоконтроля;

♦ наличия
контрольных прав, желания и умения их
использовать.

Преимущества
кооперативного стиля состоят, прежде
всего в квалифицированных решениях,
высокой мотивации сотрудников и разгрузке
руководителя. Участие сотрудников в
принятии решений и других общих делах
повышает их мотивацию, что влечет за
собой улучшение трудовых достижений.
Этот стиль способствует развитию
сотрудников. Однако его использование
имеет и некоторые недостатки, связанные,
прежде всего со сложностью обеспечения
рассмотренных выше предпосылок, условий
его эффективности. Кроме того, оно может
замедлять процесс принятия решений.

К
кооперативному стилю примыкает так
называемый тренерский
стиль

(или кочинг-стиль, от английского
«coaching» – тренерство, репетиторство).
Он не предназначен для постоянного
использования в коллективе, а скорее
служит подготовке сотрудников для
последующего использования кооперативного
стиля. Тренерский стиль можно определить
как систематическое (обычно длящееся
много месяцев) выяснение руководителем
сильных и слабых сторон сотрудника с
целью научить его самостоятельно
диагностировать и контролировать свое
поведение, выявлять и устранять не
только имеющиеся, но и возможные в
будущем при решении новых задач
недостатки, выбирать оптимальные образцы
поведения. Тренерский стиль предполагает:

1.
согласие подчиненного на использование
руководителем по отношению к нему
особого, репетиторского подхода;

2.
индивидуальный подход к сотруднику,
хорошее знание его личных и деловых
качеств, настроения и ожиданий;

3.
систематическое наблюдение поведения
работника либо непосредственно на
рабочем месте, либо в специальных
тренингово-оценочных учреждениях
(центрах оценки) с целью выяснения
трудового потенциала работника, его
способностей и возможностей;

4.
обеспечение устойчивой конструктивной
обратной связи, как определения трудовых
достижений, так и для выявления недостатков
в работе;

5.
регулярное обсуждение деловых и личных
проблем, совместный поиск возможностей
их решения;

6.
укрепление веры сотрудника в собственные
силы, а также доверия между ним и
руководителем.

По
оценкам специалистов, использование
тренерского стиля позволяет:

• сформировать
у подчиненного способность к самоанализу
и самоменеджменту;

• выработать
у него готовность к решению трудных
задач и получению выдающихся результатов;

• определить
высокие, но реальные стандарты
деятельности;

• сформировать
способность к самоконтролю и
самосовершенствованию, а также стремление
к ним;

• воплотить
более производительные и совершенные
образцы поведения в реальность.

Конечно,
использование тренерского стиля требует
от руководителя наличия времени и
соответствующей подготовки.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Подборка по базе: 2023 тесты ИГ пп для подготовки (2).docx, ПФ. Тесты СДО.pdf, Венгеровский тесты.pdf, Педагогика, тесты 2 часть.docx, Педагогика, тесты 1 часть.docx, Анемии эндокр тесты без отв.docx, Независимый Казахстан тесты.docx, теоритические основы дошкольно воспитания тесты 3.docx, цифровая экномика ответы на все тесты.docx, !+А.1 (сентябрь 2019г.) Тесты с ссылками.docx


Формы обучения направленные преимущественно на практическую подготовку

А. Консультация.

+ Б. Курсовое проектирование, деловая игра.

В. Работа по индивидуальным учебным планам.

В чем заключается педагогический смысл словесных методов обучения?

+ А. В словесном объяснении преподавателем учебного материала и восприятии его обучающимися путем слушания, запоминания, объяснения.

Б. В словесном изложении обучающимися усвоенного материала.

В. В специальном использовании преподавателем ключевых слов.

К числу простых средств обучения следует отнести

А. Компьютеры.

Б. Механические визуальные приборы.

+ В. Словесные: учебники, словари, справочники.

В числе сложных средств обучения могут быть названы

А. Учебная литература и другие тексты.

Б. Реальные предметы, модели.

+ В. Аудиальные средства (магнитофон, кодоскоп, телевизор и т.п.), ЭВТ.

38. К каким средствам обучения относится учебная литература?

+ А. К предметам духовной культуры.

Б. К специальным средствам обучения.

В. К предметам индивидуальной культуры.

К формам итогового контроля усвоения знаний относятся

А. Контрольная работа.

Б. Наблюдение.

+ В. Экзамен.

К методам обучения определяемым по характеру познавательной деятельности следует отнести

А. Методы контроля.

+ Б. Проблемное изложение.

В. Практические (упражнение, лабораторная работа и т.п.) методы.

К какому типу конфликтов относится следующее определение?

Конфликт, в котором неправильно определены участники.

А. смещённый

Б. явный

+ В. неверно прописанный

К какому типу конфликтов относится следующее определение?

Объективная конфликтная ситуация существует и правильно осознана участниками.

А. смещённый

+ Б. явный

В. неверно прописанный

43.Групповые нормы –

А. это правила, принятые группой;

+Б. это правила, которым должно подчиняться поведение членов группы;

В. выполняют функцию регуляции поведения членов группы;

Г. поддерживаются групповыми санкциями;

Д. связаны с ценностями группы

44.Механизмы, посредством которых группа контролирует соблюдение членами группы групповых норм, называются:

А. групповое давление;

Б. групповое мнение;

В. групповое ожидание;

+ Г. групповые санкции;

Д. верны ответы А и Б

45. Инструкции в форме предложений являются признаком:

А. попустительского стиля руководства;

Б. неуверенного стиля руководства;

+ В. демократического стиля руководства;

Г. авторитарного стиля руководства;

Д. либерального стиля руководства;

46. Группа, являющаяся для индивида источником социальных установок и ценностных ориентаций, называется:

А. группа членства;

Б. вторичная группа;

+ В. референтная группа;

Г. формальная группа;

47. Укажите правильные ответы. Для кооперативной модели руководства характерны:

+А. Структурная простота и возможность оперативного использования.

Б. Психологическая защищенность руководителя.

В. Внутренняя конфликтность.

Г. Прогрессивность

Д. Экономичность и гуманность.

+ Е. Взаимопонимание между подчиненными и руководителем.

48.Укажите правильные ответы. Для директивной модели руководства характерны:

А. Психологическая защищенность руководителя.

+ Б. Пассивность подчиненных.

В. Низкая конфликтность.

+ Г. Лицемерие по отношению к целям деятельности и руководству.

+ Д. Внутренняя конфликтность.

Дайте определение типу отношений преподаватель-учащийся.

Суть этого взаимодействия — обеспечение целенаправленности и организованности совместной деятельности людей в социальных системах, для чего прибегают к определённым действиям (ими являются планирование, организация, руководство и контроль), и достижение благодаря этому поставленных целей.

А. Сотрудничество

+ Б. Управление

В. Доминирование

Верно ли следующее утверждение?

Педагогический процесс — это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого).

А. Нет

+ Б. Да

UK3

Педагогика обрела статус науки, благодаря

+ А. Я.А.Коменскому

Б. Аристотелю

В. М.Монтеню

А. Педагогика

+Б. Дидактика

В. Педология

Г. Педагогическая психология

3. Воспитание как всеобщая категория включает в себя: обучение и …

+А. Образование

Б. Развитие способов творческого принятия решений

В. Поощрение

4. Определением какого понятия является следующая формулировка:

Передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

А. Обучение

+Б. Воспитание

В. Образование

5. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:

Данный принцип определяет необходимость соблюдения в подготовке персонала требований государства, общества (тесно связывать учебный процесс с жизнью страны).

+А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения

Б. Принцип практической направленности

В. Принцип целеустремлённости, системности и последовательности

6. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:

Данный принцип определяет позицию и отношение студентов к участию в педагогическом процессе. Сознательность в обучении — это понимание обучаемыми сущности изучаемых проблем, убеждённость в правильности и практической ценности получаемых знаний.

А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения

Б. Принцип практической направленности

+В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых

Какой из перечисленных компонентов учебно-воспитательного процесса можно также назвать организационно-управленческим

А. Целевой

+ Б. Деятельностный

В. Содержательный

8. Определением какого из этапов планирования содержания учебного процесса является следующая формулировка?:

….. — это превращение общепедагогической цели в конкретные задачи, достижимые в данный период времени и в данных условиях.

А. Подготовительного

Б. Осуществления

+ В. Целепологания

9. Определением, какого из этапов планирования содержания учебного процесса является следующая формулировка:

На этом этапе создают условия для протекания учебного процесса в нужном направлении и с нужной скоростью. Здесь решаются задачи целепологания, диагностики условий, прогнозирования достижений, планирования развития процесса.

+ А. Подготовительного

Б. Осуществления

В. Целепологания

10. Определением, какого понятия служит следующая формулировка:

……….является связующим звеном между поставленной целью и конечным результатом.

А. Элемент

Б. Приём

+ В. Метод

11. Определением, какой классификации методов служит следующая формулировка:

….. — основа её лежит в древних философских и педагогических системах и уточняется для современных условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний.

А. По типу познавательной деятельности

+ Б. Традиционная

В. По назначению

Составляющими, какого метода являются следующие понятия: объяснение и наглядность.

+А. Объяснительно-иллюстративный метод

Б. Исследовательский метод

В. Репродуктивный метод

Назовите вид лекции, которая дает первое целостное представление об учебном предмете, когда лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста.

А. Лекция консультация

+ Б. Вводная лекция

В. Лекция конференция

Назовите вид лекции, которая ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию.

А. Лекция консультация

Б. Вводная лекция

+ В. Лекция информация

15. Определением, какого понятия служит следующая формулировка:

— это общее родовое понятие, означающее оценку, измерение знаний и умений студентов.

А. Оценка

Б. Проверка

+ В. Контроль

16. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:

Данный принцип ориентирует на подготовку обучаемых тому, что необходимо в практической деятельности специалиста (добиваться понимания и усвоения студентами сущности, характера и особенности профессии, обучать в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта).

А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения

+ Б. Принцип практической направленности

В. Принцип целеустремлённости, системности и последовательности

17. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:

Данный принцип определяет такую организацию и методику обучения, при которой студенты сознательно и активно овладевают знаниями, навыками и умениями, формируют профессиональные позиции, психологические качества, определяющие стремление студента к достижению собственных вершин (обеспечить отбор, группировку и подачу учебного материала с учётом интеллектуальных возможностей обучаемых).

А. Принцип социальной обусловленности и научности обучения

+ Б. Принцип доступности и высокого уровня трудности

В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых

18. К какому из перечисленных ниже принципов обучения медицинским дисциплинам относится следующая формулировка:

Данный принцип определяет организацию групповых учебно-позновательных действий на занятиях по различным предметам подготовки, в тесном сочетании с индивидуальным подходом при обучении каждого студента.

А. Принцип комплексности и единства обучения и воспитания

+ Б. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода

В. Принцип сознательности, активности и мотивированности обучаемых

19. К проблемному изложению относятся такие методы: метод проблемного изложения, исследовательский, …

А. Объяснительно-иллюстративный метод

+ Б. Эвристический

В. Репродуктивный метод

20. Какой метод вырабатывает умение быстро собирать информацию, необходимую для нужного решения, способность к конструктивному решению проблемы в стрессовых ситуациях:

А. Метод конкретных ситуаций

+ Б. Метод «инцидента»

В. Метод «мозгового штурма»

21. Определите, к какой из педагогических функций относится следующая формулировка:

Она обеспечивает: отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися, проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена, проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

+ А. Конструктивно-проектировачная

Б. Организаторская

В. Информационно-объяснительная

22. Определите, к какой из педагогических функций относится следующая формулировка:

Она связана с вовлечением учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулированием их активности.

А. Конструктивно-проектировачная

+ Б. Организаторская

В. Информационно-объяснительная

23. Определите, к какому профессионально-важному качеству преподавателя относятся следующие характеристики:

Отсутствие импульсивности во взаимодействии с учащимися, умение принимать решения хладнокровно, быть сдержанным, не поддаваться эмоциям, рассудочно, трезво оценивать обстановку.

А. Гибкость

+ Б. Рационализм

В. Неконформность

24. Определите, к какому профессионально-важному качеству преподавателя относятся следующие характеристики:

Умение приспосабливаться к быстро меняющимся обстоятельствам, быстро принимать новое, откликаться на прогрессивные идеи.

+ А. Гибкость

Б. Рационализм

В. Неконформность

25. Выберите правильный ответ:

+ А. Профессиональные деформации – это изменение основных, инвариатальных (главных) свойств личности в деятельности учителя.

Б. Профессиональные деформации – это основные характеристики свойств личности учителя, которые не меняются в деятельности преподавателя.

+ А. Совместный поиск новых знаний и формирование новых психических качеств.

Б. Педагог и ученики выступают как активные субъекты, они идентифицируют себя друг с другом.

27. Определением, какого понятия является следующая формулировка:

Процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в результате которого происходит развитие ученика.

А. Образование

+ Б. Обучение

В. Воспитание

28. Какие цели из ниже перечисленных преследует применение дидактических средств активизации познавательной деятельности учащихся:

А. Создание новой установки на обучение

Б. Развитие способов творческого принятия решений

+ В. Оба ответа верны

29. Определением, какого понятия является следующая формулировка:

……- это специально организованное взаимодействие (цепочка взаимодействий) старшего и младшего (обучающего и обучаемого). Целью этого взаимодействия является передача старшим и освоение младшим социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

+ А. Дидактика

Б. Педагогический процесс

В. Педагогика

Какой метод способствует преодолению стереотипов мышления, активизации творческого мышления, представляет собой групповое решение проблемы

А. Метод конкретных ситуаций

Б. Метод «инцидента»

+ В. Метод «мозгового штурма»

Тест по Основным понятиям педагогики

Поделиться:

361

1. Педагогика это:

  • 1. наука о передаче данных
  • 2. наука об образовании
  • 3. наука о воспитании

2. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?

  • 1. воспитание, обучение подрастающего поколения
  • 2. познание законов воспитания, вооружение педагогов- практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса
  • 3. изучение воспитания как фактора духовного развития людей

3. Что определило развитие педагогики как науки?

  • 1. прогресс науки и техники
  • 2. забота родителей о счастье детей
  • 3. биологический закон сохранения рода
  • 4. объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду
  • 5. повышение роли воспитания в общественной жизни

4. это то, что остается, когда все забыто.

  • 1. надежда
  • 2. склероз
  • 3. образование

5. Процесс воспитания это:

  • 1. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
  • 2. Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей
  • 3. Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим

6. Отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки это:

  • 1. обучение
  • 2. знания
  • 3. жизненный опыт

7. Обучение это:

  • 1. специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников направленный на усвоение ЗУНов, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями
  • 2. Передача знаний от учителя к ученикам с целью социальной адаптации и подготовки их к жизни
  • 3. Организация самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками

8. Целью воспитания является:

  • 1. Ориентация на ценности, которые будут приоритетны для человека
  • 2. Развитие чувств, интуиции, воспитание души
  • 3. Развитие человеческого «Я»

9. Традиционными методами исследования в педагогике являются:

  • 1. Мониторинг и контент-анализ
  • 2. Ролевые игры
  • 3. Наблюдение и изучение опыта

10. Отраслью педагогики не является:

  • 1. Эстетика
  • 2. Коррекционная педагогика
  • 3. Тифлопедагогика

11. Мировую славу русской педагогике принес:

  • 1. КД Ушинский
  • 2. ВА Сухомлинский
  • 3. АС Макаренко

12. Основу обучения составляют:

  • 1. Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
  • 2. Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
  • 3. Знания, умения и навыки

13. Социализация это-

  • 1. Процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта
  • 2. Процесс формирования личности в определенной социальной среде
  • 3. Общение и передача накопленного опыта от учителя ученикам

14. Не является ученым-педагогом:

  • 1. Ушинский КД
  • 2. Макаренко АС
  • 3. Выготский ЛС

15. Основой для образования педагогики как науки являлась:

  • 1. Психология
  • 2. Философия
  • 3. Антропология

16. Ведущая категория педагогики это —

  • 1. Образование
  • 2. Воспитание
  • 3. Социализация

17. Процесс целепологания подразумевает:

  • 1. постановку целей
  • 2. обоснование и постановку целей
  • 3. постановка правильной цели

18. Педагогический процесс это:

  • 1. система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие
  • 2. процесс формирования социально адаптированной личности
  • 3. совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека

19. Компонентами педагогического процесса являются:

  • 1. педагоги, воспитуемые, условия воспитания
  • 2. целевой, деятельностный, трудовой
  • 3. целевой, содержательный, результативный, деятельностный

20. Главной целью образования является:

  • 1. усвоение необходимых знаний, умений, навыков
  • 2. формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением
  • 3. активное включение ученика в образовательный процесс

21. Целостность педагогического процесса заключается в:

  • 1. в подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели- формированию всесторонне и гармонично развитой личности
  • 2. в том, что все процессы, образующие педагогический процесс протекают в одних и тех же условиях
  • 3. в том, что все процессы, образующие педагогический процесс имеют общую методологическую основу

22. Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:

  • 1. уровень развития педагогической науки и практики
  • 2. идеология и политика государства
  • 3. потребности общества

23. Педагогику как самостоятельную науку выделил:

  • 1. Демокрит
  • 2. Ян Амос Каменский
  • 3. Джон Локк

24. Формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности (воспитание чувства долга, справедливости, искренности, ответственности и других качеств, способных придать высший смысл делам, мыслям и чувствам человека) это-

  • 1. воспитательный процесс
  • 2. духовное воспитание
  • 3. социальное воспитание

25. Закон параллельного действия заключается в том, что:

  • 1. педагог воздействует на личность через коллектив
  • 2. педагог воздействует на личность, а коллектив на педагога
  • 3. происходит параллельное воздействие педагога на учеников, а ученики на педагога

26. Основными категориями педагогики являются:

  • 1. педагогический процесс, процесс воспитания и процесс обучения
  • 2. обучение, образование, воспитание
  • 3. обучение, образование, воспитание, развитие и формирование

27. Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д., достижение уровня зрелости, устойчивости это —

  • 1. развитие
  • 2. формирование
  • 3. воспитание
  • 4. социализация
  1. ПРЕДМЕТОМ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
  1. развитие личности обучающихся в курсе психологии;

  2. специфические закономерности учебно-воспитательного процесса в ходе изучения психологических дисциплин;

  3. методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности применения в процессе учебных занятий.

  1. ПРИНЦИП СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ИЗУЧАЕМЫМ ЯВЛЕНИЯМ ПСИХИКИ ЭТО:

  1. дидактический принцип;

  2. логический принцип;

  3. методологический принцип.

  1. КАКОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ) ПОЗВОЛЯЕТ АКТИВИЗИРОВАТЬ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ:

  1. мозговой штурм;

  2. репродуктивный метод;

  3. компьютерный метод.

  1. ЛЕКЦИЯ, СЕМИНАР, ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ЭТО:

  1. формы обучения;

  2. методы обучения;

  3. виды учебного занятия.

  1. КАКОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ) ОТНОСИТСЯ К ГРУППЕ НЕИГРОВЫХ ИМИТАЦИОННЫХ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:

  1. «классическая ситуация»;

  2. социально-психологический тренинг;

  3. дискуссия.

  1. КАКОЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ЗНАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ СОВРЕМЕННЫМ:

  1. критериальный;

  2. нормативный;

  3. самоконтроль.

  1. ЧТО ВЫ ПОНИМАЕТЕ ПОД ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЕЙ ОБУЧЕНИЯ (СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ):

  1. учет индивидуальных особенностей студентов с любой целевой направленностью;

  2. самостоятельность учения по индивидуальным программам и в индивидуальном темпе;

  3. дифференцированная помощь студентам с учетом их учебных возможностей.

  1. МЕТОД ОБУЧЕНИЯ – ЭТО:

  1. «обусловленная принципами обучения система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми преподаватель и студенты выбирают способы и приемы конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей»;

  2. «форма взаимодействия преподавателя и студентов, ведущая к достижению поставленной цели»;

  3. «способ достижения поставленной преподавателем цели».

  1. ЗАДАЧА КОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ ПОДДЕРЖИВАТЬ:

  1. интересы студента в области учебной деятельности;

  2. способность студента к самостоятельной работе;

  3. соответствие между требованиями педагогического процесса и зоной ближайшего развития студента;

  1. ДОКУМЕНТ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫЙ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА И ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ НАУЧНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НАИМЕНОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО РАЗДЕЛАМ, ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, НАЗЫВАЕТСЯ

  1. учебная программа;

  2. учебный план;

  3. государственный образовательный стандарт;

  1. КАКОЙ ДОКУМЕНТЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО СЕМЕСТРАМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИХ ИЗУЧЕНИЯ:

  1. учебная программа;

  2. квалификационные требования;

  3. учебный план;

  1. МЕТОДАМИ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. лекция, беседа, рассказ, инструктирование;

  2. проблемный, репродуктивный, инновационный, логический;

  3. наглядно-образный, наглядно-действенный, словесно-логический.

  1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ, ДЕЛОВАЯ ИГРА, ТРЕНИНГ – ЭТО

  1. формы обучения;

  2. методы обучения;

  3. способы обучения.
  1. К КАКОЙ ГРУППЕ МЕТОДОВ ОТНОСИТСЯ МЕТОД ПРОГРАММНОГО ОБУЧЕНИЯ:

  1. традиционные;

  2. неимитационные методы активного обучения;

  3. имитационные методы активного обучения.

  1. ЦЕЛЬ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ…:

  1. Обучение студентов исследовательскому подходу;

  2. Формирование навыка переработки научных текстов;

  3. Формирование навыка публичных выступлений.

  1. К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ОБУЧЕНИЯ НЕ ОТНОСИТСЯ:

  1. Видеоаппаратура;

  2. Фотографии;

  3. Проекционная аппаратура

  1. КАКИЕ 2 ВИДА КОНТРОЛЯ ВЫДЕЛЯЮТ:

  1. оперативынй и групповой;

  2. контроль промежуточных результатов усвоения и итоговый контроль;

  3. индивидуальный контроль и итоговый

  1. БИНАРНАЯ ЛЕКЦИЯ ЭТО…:

  1. лекция с запланированными ошибками;

  2. лекции-конференции;

  3. изложение учебного материала в форме диалога.

  1. ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ:

  1. лекция;

  2. таблицы, графики;

  3. проблемные ситуации

  1. КТО ПЕРВЫМ СТАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕМИНАР КАК ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ:

  1. Н. Я. Грот

  2. Н.А. Бернштейн

  3. Ананьев Б.Г.

  1. ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ОПИСЫВАЕТ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ, НЕОБХОДИМОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕ­НИЕ, ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ:

  1. тематический план;

  2. рабочая программа;

  3. ГОСТ

  1. КАКИЕ ТРИ СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ СУЩЕСТВУЮТ:

  1. круговой, индивидуальный, линейный;

  2. линейный, концен­трический, спиралевидный;

  3. линейный, проблемный, круговой.

  1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУЩНОСТЬ ЛИНЕЙНОГО СПОСОБА ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. отдельные части учебного материала образуют непрерывную после­довательность связанных между собой звеньев;

  2. один и тот же материал (вопрос) изучается с постепенным усложнением, расши­рением содержания образования за счет новых компонентов;

  3. расположение учебного мате­риала сочетает последовательность и цикличность его изучения.

  1. ЧТО ТАКОЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:

  1. руководящие идеи в организации учебных занятий, науч­но обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения;

  2. теоретическое и прак­тическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности;

  3. система последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования.

  1. В ПРОЦЕССЕ ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДЫ… :

  1. преподаватель наглядно демонстрирует определенные психологические феномены и закономерности, изучаемые в курсе психологии;

  2. преподаватель опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов;

  3. преподаватель стимулирует вовлечение студентов в активное об­суждение различных точек зрения, пробуждает стрем­ление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения.

  1. ОБУЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ОСНОВА­НО НА ПСИХОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И ВЗАИМОДЕЙ­СТВИЙ НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. интерактивное;

  2. программированное;

  3. проблемное.

  1. МЕТОД АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА НАЗЫВАЕТСЯ…:

  1. метод деловой игры;

  2. социально-психологический тренинг;

  3. метод круглого стола.

  1. НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ЯВЛЕНИЯ И ЗАКО­НОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИ­ЕМ ПРАВОВЫХ НОРМ И УЧАСТИЕМ В ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. юридическая психология;

  2. правовая психология;

  3. дифференциальная психология.

  1. ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ…:

  1. реализацию регионального и школьного ком­понентов содержания образования;

  2. требования к уровню обязательной подготовки учащихся;

  3. овладение выпускниками общеобразовательных учреждений необходимым минимумом знаний, умений и на­выков.

  1. УПОРЯДОЧЕННЫЙ КОМПЛЕКС БАЗОВЫХ 

    ПОНЯТИЙ ПО ТЕМЕ:

  1. тематического тезауруса;

  2. аннотирование;

  3. цитирование.

  1. РАЗРАБОТАННЫЙ СОКРАТОМ МЕТОД..:

  1. групповая дискуссия;

  2. искусством диалектического спора;

  3. рассказ.

  1. ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ:

  1. художественная, символическая и тек­стовая;

  2. словесная, практическая, знаковая;

  3. логическая, знаковая, эмоциональная.

  1. К ПРАКТИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ОТНОСЯТСЯ..:

  1. вопросы, побуждающие репродуктивную активность, Частично-поисковый метод;

  2. выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

  3. решение психологических задач; упражнения;

  4. таблицы, графические модели.

  1. ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ЧТО..:

  1. преподаватель разделяет учебную проблему на отдель­ные задачи, и студенты (учащиеся) выполняют шаги по поиску их решения;

  2. основное внимание уделяют мотивам и спосо­бам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию;

  3. перестройку традици­онного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержа­нию знаний.

  1. ОБУЧЕНИЕ СТУ­ДЕНТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ПОДХОДУ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ ПРОИСХОДИТ НА…

  1. семинарских занятиях;

  2. лабораторных занятиях;

  3. тренингах.

  1. ГДЕ ВПЕРВЫЕ ПОЯВИЛАСЬ ИГРА КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:

  1. во Франции;

  2. в США;

  3. в Швеции.

  1. КАКАЯ ИГРА МОДЕЛИРУЕТ ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ В ЦЕЛОМ:

  1. понятийно-терминологическая игра;

  2. операционная игра;

  3. деловая игра.

  1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕДУР И ОПЕРАЦИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ В СОВОКУПНОСТИ ЦЕЛОСТНУЮ ДИДАКТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ – ЭТО :

  1. технология обучения;

  2. модель обучения;

  3. принципы обучения.

  1. ИННОВАЦИОННОСТЬ, АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ, КОНЦЕПТУАЛЬНОСТЪ, СИСТЕМНОСТЬ И КОМПЛЕКСНОСТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – ЭТО КРИТЕРИИ…:

  1. методов обучения;

  2. авторской школы;

  3. педагогической технологии.

  1. ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИИ ЧЕРЕЗ ТСО ИЛИ ВРУЧНУЮ (СЛАЙДЫ, ПЛЕНКИ, СХЕМЫ, РИСУНКИ И ПРОЧИЕ ВИДЫ НАГЛЯДНОСТИ) ЭТО…

  1. Лекция-вдвоем;

  2. Лекция-визуализация;

  3. Проблемная лекция

  1. ЛЕКЦИЯ С ЗАРАНЕЕ ЗАПЛАНИРОВАННЫМИ ОШИБКАМИ ОТНОСИТСЯ К…:

  1. Нетрадиционным методам обучения;

  2. Традиционным методам обучения;

  3. Методу проектов.

  1. СОСТАВЛЕНИЕ МАТРИЦЫ ИДЕЙ — ЭТО:

  1. словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала;

  2. сравнительная характеристика однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

  3. краткое изложение основных идей прочитанного текста.

  1. ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ – ЭТО:

  1. организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными;

  2. формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

  3. развитие определенных черт личности и качеств учащихся.

  1. ПРОГРАММИРОВАННЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ:

  1. серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов»), подаваемых в определенной логической последовательности;

  2. использование технических средств обучения, включая ЭВМ;

  3. систему раннего интенсифицированного всестороннего развития личности.

  1. НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА – ЭТО:

  1. это система знаний, ориентированная на исследователей;

  2. это система знаний, ориентированная на преподавателей;

  3. это система знаний, ориентированная на учащихся.

  1. УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ДВА КОМПОНЕНТА:

  1. система умений и научно-познавательной деятельности;

  2. система умений и научно-исследовательской деятельности;

  3. систему знаний и систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение;

  1. СОЕДИНЕНИЕ ИДЕЙ, РАЗРАБОТАННЫХ УЧЕНЫМИ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И НАУЧНЫХ ШКОЛ:

  1. эклектизм;

  2. бинарность;

  3. технологизация.

  1. ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ЛЕКЦИИ:

  1. приведение примеров;

  2. показ опытов;

  3. рассуждения.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НЕ ВКЛЮЧАЕТ:

  1. методические рекомендации;

  2. перечень учебных дисциплин;

  3. формы учебных занятий.

  1. В ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА ОПИСЫВАЕТСЯ…:

  1. список литературы и информацию о том, кем и когда подготовлена;

  2. распределение тем учебной программы по видам занятий, необходимое методическое обеспече­ние, формы контроля и аттестации знаний и умений студентов;

  3. краткое описание содержания изучаемых тем.

  1. РЕПРОДУКТИВНЫЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО..:

  1. активизацию мнемических 

    способностей студентов;

  2. активизацию мысли­тельных способностей студентов;

  3. развитие умения самостоятельного поиска, отбора и переработки информации.

  1. ДИДАКТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЬЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗА­НЯТИЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. формирование практических умений — профессиональных (уме­ний выполнять определенные действия необходимые в профессио­нальной деятельности);

  2. развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

  3. систематизация и обобщение новых знаний

  1. ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. Учебная, профессиональная, индивидуальная;

  2. учебная, производственная и преддипломная;

  3. Преддипломная, квалификационная, учебная.

  1. БЕСЕДА СО СТУДЕНТАМИ, ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ НО­ВЫМИ ЗНАНИЯМИ –ЭТО:

  1. Коллоквиум;

  2. Зачет;

  3. Практическое занятие.

  1. ТЕРМИН «МЕТОД» ПРОИСХОДИТ ОТ ГРЕЧЕСКОГО СЛОВА «METHODOS», ЧТО ОЗНАЧАЕТ..:

  1. способы достижения преподавателем целей обучения;

  2. путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату;

  3. результат совместной деятельности.

  1. СЕМИНАР – ЭТО:

  1. активная форма учебного процесса в вузе;

  2. активный метод обучения;

  3. один из способов обучения в вузе.

  1. ЦЕЛЬЮ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТОВ ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. интеллектуальное развитие студентов;

  2. обучение, ориентирующееся на конечный продукт в виде знаний, умений и навыков;

  3. построение механизма саморегуляции учения, осваиваемой предметной деятельности и самих актов взаимодействий и позиций личности в них.

  1. ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БЫЛ УЧРЕЖДЕН:

  1. 12 января 1755 г.;

  2. 15 декабря 1755;

  3. 12 января 1880.

  1. ПРИ СПИРАЛЬНОМ СПОСОБЕ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:

  1. расположение учебного материала сочетает последовательность и цикличность его изучения;

  2. отдельные части (порции) учебного материала образуют непрерывную последовательность связанных между собой звеньев;

  3. учебный материал состоит из отдельных учебных областей.

  1. ЧТО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СПЕЦИФИЧЕСКОЙ ЧЕРТОЙ ТРЕНИНГА:

  1. выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность;

  2. соблюдение ряда принципов групповой работы;

  3. наличие более или менее постоянной группы.

  1. ПОКАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ФРАГМЕНТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА, ИЛЛЮСТРАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. знаковые модели;

  2. демонстрация;

  3. способ опосредованного обучения.

  1. МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ОРГАНИЗОВАТЬ УЧЕНИЕ КАК ПРОДУКТИВНУЮ ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. активные методы обучения;

  2. интерактивные методы обучения;

  3. игровые методы обучения.

  1. ТЕРМИН «СЕМИНАР» ПЕРЕВОДИТСЯ КАК..:

  1. учение;

  2. выступление;

  3. рассадник.

  1. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:

  1. экзамен;

  2. контроль;

  3. опрос.

  1. «СРАВНИТЕ», «СОПОСТАВЬТЕ», «ОБОБЩИТЕ», «СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД» — ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ПОБУЖДАЮТ..:

  1. побуждающие репродуктивную активность;

  2. стимулирующие продуктивную активность;

  3. стимулирующие познавательную активность.

  1. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ — ВИД ГРУППОВЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, ОСНОВАННЫХ НА..:

  1. игровом моделировании учебно-профессиональной деятельности;

  2. создании проблем­ных ситуаций, вызывающие интеллектуальную активность;

  3. организации игровой деятельности.

  1. СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ОТВОДИТСЯ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. 5-10% времени;

  2. 10-15% времени;

  3. 20% времени.

Авторитарный стиль руководства

Согласно уточненным в последние десятилетия представлениям, авторитарный стиль может быть эффективным при решении однообразных, рутинных задач. Этот стиль вполне оправдано применяется в случае большого разрыва в уровне образования и компетентности руководителя и подчиненных, а также ориентации их преимущественно на материальную систему мотивации.

Эффективное использование авторитарного стиля требует от руководителя:

♦ развитой способности принятия решений;

♦ хороших организаторских качеств, способности проводить решения в жизнь.

При этом предполагается, что средний работник старается по возможности избегать работы, не проявляет инициативы, боится ответственности и желает, чтобы им руководили. Он может хорошо работать лишь при строгом контроле и достойном вознаграждении.

Для эффективности авторитарного стиля необходимо, чтобы подчиненные:

• признавали начальника единственной руководящей инстанцией и ориентировались только на него;

• правильно воспринимали и строго исполняли его распоряжения;

Авторитарный стиль имеет свои сильные стороны: делает возможным быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет быстрее стабилизировать ситуацию в не сложившихся, конфликтных группах. Недостатки авторитарного стиля – ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных, а также опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя. При этом стиле руководства мотивация подчиненных существенно ограничивается тем, что руководитель социально отделяет себя от подчиненных, дает им малоинтересную работу и угрозой наказаний порождает у них страх. В такой ситуации у работников обычно формируется индифферентное, а то и вовсе негативное отношение к руководителю и предприятию в целом. Из-за чинимых начальником препятствий в получении полной и достоверной информации подчиненные вынуждены добывать ее неформальным путем, что часто ведет к ее искажению, распространению различного рода слухов и сплетен, негативно влияющих на атмосферу в коллективе.

Современные исследователи, отмечая научную и методическую ценность ранних разработок проблематики стилей руководства, отвергают упрощенный подход к классификации всего многообразия поведения руководителей и деление их лишь на три указанных стиля. Применительно к практике — даже два, поскольку попустительский стиль в целом не эффективен и не может культивироваться сознательно.

Исследователи отмечают крайнюю сложность и даже практическую невозможность операционализации данных стилей, они подчеркивают их идеально-типический характер и оторванность от реальности.

Идеально-типический характер рассматриваемых стилей означает, что все они представляют собой крайние, идеальные образцы поведения, точное соответствие которым очень трудно найти в жизни. В поведении подавляющего большинства руководителей обычно сочетаются различные элементы, присущие каждому из этих стилей, поэтому для характеристики стилей руководства необходимы более точные инструменты исследования.

Модификации авторитарного стиля руководства выражены в классификации, в которой они делятся в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных. Выделяются патриархальный; харизматический; автократический и бюрократический стили руководства.

Патриархальный стиль руководствастроится на основе представлений об организации, как одной большой семье. Руководитель уподобляется отцу семейства, который заботится о своих подчиненных. Они же в ответ на «отеческую заботу», должны проявлять благодарность, верность и беспрекословное повиновение. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с детьми и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства. Контроль осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть на длительное время никому не делегируется и сосредотачивается у начальника — «бати», который должен быть «строг, но справедлив». Этот стиль руководства особенно характерен для традиционного общества, но широко распространен и сегодня, в том числе и в России.

Харизматический стиль руководстваосновывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Авторитет харизматического руководителя высок и имеет персональный характер.

Обычно харизматический руководитель не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека. Строгое регламентирование прав и обязанностей отсутствует. Руководящая инстанция уподобляется «штабу», состоящему из руководителя и приближенных, обязанности которых часто дублируются. Спрос на харизматических руководителей обостряется, как правило, в кризисные времена и в чрезвычайных ситуациях. В такие периоды вера в спасение благодаря наличию харизматического руководителя вытесняет стремление использовать для решения проблем рациональные стратегии и демократические процедуры.

Автократический стиль руководстваменее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автократ использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, не обладает автономией и выполняет лишь решения высшего руководителя. Этот стиль отличается от патриархального и харизматического стилей слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-административной системы в СССР и других странах.

Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненным, минимизацией личной власти руководителя. Он представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации с помощью детального разделения труда, многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов, четко описывающих права и обязанности не только сотрудников, но и самого руководителя. При этом сотрудники рассматриваются как анонимные «факторы», и их мотивация формируется чаще всего через письменные распоряжения и предписания. Информация передается по формальным каналам. Контроль осуществляется через сообщения и проверку письменных отчетов. Бюрократический стиль представляет собой как бы ослабленный вариант авторитарного стиля.

В данном случае термин «кооперативный» точнее отражает суть этого стиля, чем слово «демократический», поскольку большинство современных деловых организаций в известном смысле авторитарны, предполагают однонаправленность руководства и не допускают свойственных демократии выборности руководителей и коллективного принципа принятия решений.

При кооперативном стиле руководства произведенная активность формируется в результате взаимодействия руководителя и подчиненных. Этот стиль может эффективно использоваться при решении задач творческого содержания. Он предполагает близость образовательного уровня начальника и подчиненных, а также преимущественно нематериальную мотивационную структуру сотрудников. Кооперативный стиль руководства имеет ряд отличительных, характерных черт. Р. Вундерер и В. Грунвальд выделяют девять таких черт:

1. Взаимовлияние руководителя и сотрудников, которое предполагает отказ руководителя от исполнения части своих прав и обязанностей по принятию решений и передачу их членам группы, а также не только активное участие членов группы в принятии решений, но и их широкое повседневное сотрудничество.

2. Функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников.

3. Многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.

4. Урегулирование конфликтов с помощью переговоров, торга и компромиссов. В конфликтных ситуациях руководитель, придерживающийся кооперативного стиля, использует именно эти методы и отказывается от односторонних авторитарных решений.

5. Ориентация на группу. Первостепенное внимание руководителя к коллективу и людям позволяет сотрудникам осуществлять растущее влияние на процессы руководства и тем самым повышать удовлетворенность трудом и пребыванием в группе.

6. Доверие как основа сотрудничества. Атмосфера взаимного доверия между членами организации является непременным условием кооперативного стиля руководства.

7. Удовлетворение потребностей сотрудников и руководителей. Эта черта имеет ту особенность, что обладающий ею руководитель обращает особое внимание на реализацию личных и профессиональных интересов членов организации, которая не ставится в прямую зависимость лишь от экономической эффективности предприятия.

8. Ориентация на цели и результаты. Противоречия между индивидуальными целями сотрудников и целью организации не камуфлируются, что имеет место при авторитарно- бюрократическом руководстве, а разрешаются на основе их интеграции при активном участии всех заинтересованных лиц. Это позволяет обеспечивать реальную поддержку общей ориентации на достижение высоких результатов работы организации.

9. Ориентация на развитие персонала и всей организации. Непрерывный процесс обучения и повышения квалификации персонала строится на базе потребностей организации и интересов сотрудников и направлен на укрепление их организационно- целевой и трудовой (связанной с процессом труда) мотивации. Американские исследователи Б. Басе и А. Баретт отмечают, что эффективность использования кооперативного стиля зависит от трех факторов: качеств руководителя, характеристик подчиненных и особенностей решаемых группой задач. К кооперативному стилю наиболее склонны уверенные в себе руководители. Чаще всего это люди достаточно зрелого возраста, с высоким уровнем образования, не опасающиеся за свой авторитет и должность, умеющие ценить способности и предложения подчиненных и их мнение о себе, ожидающие от работников конструктивных творческих решений и высоких моральных качеств. В своем идеальном варианте кооперативный стиль требует от руководителя, прежде всего умения и стремления вовлекать сотрудников в процесс принятия решений, за которые именно он несет общую ответственность. Руководитель ожидает от своих сотрудников деловой поддержки. Свои решения он принимает, учитывая соображения и возражения подчиненных. Его основное правило: «делегировать полномочия, насколько это возможно, и приказать, насколько это необходимо». Такой руководитель признает способности сотрудников и сознает, что сам он не может все знать и предусмотреть. Неизбежный для производства контроль руководитель осуществляет по результатам, а не в форме детального исполнительского контроля, как это имеет место при авторитарном стиле руководства. В определенных рамках используется также самоконтроль сотрудников. Руководитель широко информирует сотрудников не только о том, что необходимо для выполнения заданий, но и об общей ситуации на предприятии. Информация служит в качестве средства руководства. При кооперативном стиле руководитель не прибегает к формальной власти, поскольку не нуждается в ней. Он пользуется, прежде всего не формальным, а деловым авторитетом, связанным с выполнением им функции эксперта.

Обобщая изложенное можно сделать следующий вывод. Использование кооперативного стиля предъявляет к руководителю следующие требования:

♦ отказ от личных привилегий;

♦ способность и желание делегировать полномочия;

♦ невмешательство в выполнение текущих заданий, контроль через официальные инстанции (через соответствующих руководителей и каналы);

♦ обоснование перед сотрудниками фактов единоличного принятия решений.

При кооперативном стиле сотрудники рассматриваются не иначе как партнеры, которые могут решать текущие, дневные задания в основном самостоятельно. Для них характерны, как правило, высокий уровень профессиональной подготовки, знаний и опыта; выраженная потребность в самостоятельности; тяга к творчеству и личностному росту; интерес к работе; ориентация на перспективные жизненные и организационные цели; высокая значимость мнения о них коллег. Применение кооперативного стиля требует от сотрудников:

♦ желания брать на себя ответственность;

♦ готовности и способности отвечать за свои действия;

♦ наличия контрольных прав, желания и умения их использовать.

Преимущества кооперативного стиля состоят, прежде всего в квалифицированных решениях, высокой мотивации сотрудников и разгрузке руководителя. Участие сотрудников в принятии решений и других общих делах повышает их мотивацию, что влечет за собой улучшение трудовых достижений. Этот стиль способствует развитию сотрудников. Однако его использование имеет и некоторые недостатки, связанные, прежде всего со сложностью обеспечения рассмотренных выше предпосылок, условий его эффективности. Кроме того, оно может замедлять процесс принятия решений.

К кооперативному стилю примыкает так называемый тренерский стиль (или кочинг-стиль, от английского «coaching» – тренерство, репетиторство). Он не предназначен для постоянного использования в коллективе, а скорее служит подготовке сотрудников для последующего использования кооперативного стиля. Тренерский стиль можно определить как систематическое (обычно длящееся много месяцев) выяснение руководителем сильных и слабых сторон сотрудника с целью научить его самостоятельно диагностировать и контролировать свое поведение, выявлять и устранять не только имеющиеся, но и возможные в будущем при решении новых задач недостатки, выбирать оптимальные образцы поведения. Тренерский стиль предполагает:

1. согласие подчиненного на использование руководителем по отношению к нему особого, репетиторского подхода;

2. индивидуальный подход к сотруднику, хорошее знание его личных и деловых качеств, настроения и ожиданий;

3. систематическое наблюдение поведения работника либо непосредственно на рабочем месте, либо в специальных тренингово-оценочных учреждениях (центрах оценки) с целью выяснения трудового потенциала работника, его способностей и возможностей;

4. обеспечение устойчивой конструктивной обратной связи, как определения трудовых достижений, так и для выявления недостатков в работе;

5. регулярное обсуждение деловых и личных проблем, совместный поиск возможностей их решения;

6. укрепление веры сотрудника в собственные силы, а также доверия между ним и руководителем.

По оценкам специалистов, использование тренерского стиля позволяет:

• сформировать у подчиненного способность к самоанализу и самоменеджменту;

• выработать у него готовность к решению трудных задач и получению выдающихся результатов;

• определить высокие, но реальные стандарты деятельности;

• сформировать способность к самоконтролю и самосовершенствованию, а также стремление к ним;

• воплотить более производительные и совершенные образцы поведения в реальность.

Конечно, использование тренерского стиля требует от руководителя наличия времени и соответствующей подготовки.

Дата добавления: 2015-04-29 ; Просмотров: 1541 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации весов влтэ 1100
  • Ацц 200 порошок инструкция по применению в пакетиках взрослым
  • Кресло кокон плетение своими руками пошаговая инструкция
  • Руководство по строительству кафе
  • S max руководство pdf