Для демократического стиля руководства характерно выберите один ответ

вопрос 1

Данный вид эксперимента проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемых:

Выберите один ответ:

a. пилотажный

b. лабораторный

c. психолого-педагогический

d. естественный

Вопрос 2

Для представителей когнитивных теорий характерно:

Выберите один ответ:

a. акцентирование внимание на роли подкрепления в поведении людей

b. понимание поведения взрослого человека через призму его детского опыта

c. попытка установить социальные детерминанты человеческого поведения

d. объяснение поведения человека стремлением к построению непротиворечивой картины мира

Вопрос 3

Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп — это…

Выберите один ответ:

a. основная задача социальной психологии

b. предмет социальной психологии

c. объект социальной психологии

d. цель социальной психологии

Вопрос 4

К исследовательским методам социальной психологии относятся …

Выберите один или несколько ответов:

a. методы социально-психологического воздействия

b. методы обработки полученных данных

c. организационные методы

d. методы сбора информации

Вопрос 5

Верно

Основной метод изучения психологии народов, по В.Вундту:

Выберите один ответ:

a. анализ продуктов культуры

b. систематическое наблюдение

c. тестирование

d. психологический эксперимент

Вопрос 6

По В. Макдугаллу, в основе социального поведения лежат:

Выберите один ответ:

a. идея подражания

b. феномены, коренящиеся в сознании народов

c. законы духа народа

d. врожденные инстинкты

Вопрос 7

По мнению Г. Лебона, типичная черта поведения человека в массе:

Выберите один или несколько ответов:

a. преобладание роли чувств над интеллектом

b. обострение личной ответственности

c. обезличивание

d. преобладание разума над чувствами

Вопрос 8

Примат общества над личностью провозглашается в следующей теории:

Выберите один ответ:

a. психология масс

b. индивидуальная психология

c. теория инстинктов социального поведения

d. психология народов

Вопрос 9

Родоначальник психологического направления в социологии в Америке:

Выберите один ответ:

a. Л. Уорд

b. Ф. Гиддингс

c. Г. Тард

d. О. Конт

Вопрос 10

Система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности:

Выберите один ответ:

a. анкета

b. метод групповой оценки личности

c. интервью

d. тест

Тема 2

Вопрос 1

Жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо:

Выберите один ответ:

a. описательно-изобразительные жесты

b. жесты — паразиты

c. модальные жесты

d. коммуникативные жесты

Вопрос 2

К вербальным средствам коммуникации относится:

Выберите один ответ:

a. паралингвистика

b. мимика

c. речь

d. экстралингвистика

Вопрос 3

Каузальная атрибуция – это:

Выберите один ответ:

a. осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению

b. процесс приписывания другому человеку причин его поведения

c. упрощение процесса познания другого

d. интерпретация поступков другого

Вопрос 4

Коммуникативная сторона общения заключается в:

Выберите один ответ:

a. восприятии и познании друг друга

b. организации взаимодействия между партнерами

c. обмене информацией между общающимися индивидами

d. установлении взаимопонимания

Вопрос 5

Наборы пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций — …

Выберите один ответ:

a. интердикты

b. паттерны

c. поведенческие индикаторы

d. хронотопы

Вопрос 6

Область социальной психологии, которая исследует расположение людей в пространстве при общении, — это…

Выберите один ответ:

a. такесика

b. проксемика

c. паралингвистика

d. экстралингвистика

Вопрос 7

Общение, заключающееся в личной передаче информации одним из его участников другому при помощи вербальных и невербальных средств:

Выберите один ответ:

a. опосредованное общение

b. прямое общение

c. косвенное общение

d. непосредственное общение

Вопрос 8

Основной вид взаимодействия, при котором происходит объединение, суммирование усилий участников:

Выберите один ответ:

a. кооперация

b. соперничество

c. конкуренция

d. манипуляция

Вопрос 9

Тенденция переносить предварительно полученную информацию о человеке на его реальное восприятие – это:

Выберите один ответ:

a. эффект проецирования

b. эффект первичности

c. эффект «ореола»

d. стереотипизация

Вопрос 10

Функция общения, характеризующая его как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия:

Выберите один ответ:

a. эмотивная

b. инструментальная

c. коммуникативная

d. информационная

Тема 3

Вопрос 1

Конфликты, возникающие между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия:

Выберите один ответ:

a. межгрупповые конфликты

b. межличностные конфликты

c. внутриличностные конфликты

d. внутригрупповые конфликты

Вопрос 2

Объект противоречащих друг другу или несовместимых притязаний сторон конфликта — это:

Выберите один ответ:

a. стороны конфликта

b. предмет конфликта

c. условия возникновения конфликта

d. вознаграждение в конфликте

Вопрос 3

Определение конфликта, по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову, включает следующие характеристики:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. негативные эмоции и чувства

c. наличие противоречий между субъектами конфликта

d. противодействие субъектов конфликта

Вопрос 4

По причине возникновения выделяют следующий вид конфликтов:

Выберите один ответ:

a. объективные конфликты

b. деловые конфликты

c. конструктивные конфликты

d. перманентные конфликты

Вопрос 5

Посредничество, при котором консультативные рекомендации третьей стороны не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими:

Выберите один ответ:

a. арбитраж

b. переговоры

c. медиаторство

d. примирение

Вопрос 6

Стадия нарастания конфликта, серия отдельных действий и противодействий конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. кульминация

b. динамика

c. инцидент

d. эскалация

Вопрос 7

Стремление к объединению, к совместному поиску выхода из создавшейся ситуации, полностью удовлетворяющего интересы конфликтующих сторон:

Выберите один ответ:

a. компромисс

b. сотрудничество

c. конкуренция

d. уход

Вопрос 8

Тактика компромисса в конфликте предполагает:

Выберите один ответ:

a. стремление настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы

b. поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения

c. стремление урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого

d. стремление обеспечить интересы партнера путем сглаживания разногласий

Вопрос 9

Тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами – это:

Выберите один ответ:

a. сотрудничество

b. компромисс

c. уход

d. приспособление

Вопрос 10

Факторы, определяющие частое обращение к силовым методам в разрешении конфликта:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. ответная реакция на силовые действия противостоящей стороны

c. низкий уровень доверия между сторонами

d. трудности в коммуникации сторон, непонимание друг друга

Тема 4

Вопрос 1

Выделяют следующий вариант централизованной коммуникативной сети в малой группе:

Выберите один ответ:

a. круговая

b. полная

c. фронтальная

d. цепная

Вопрос 2

К характеристикам положения человека в группе относится:

Выберите один ответ:

a. состав группы

b. система групповых ожиданий

c. групповые процессы

d. композиция группы

Вопрос 3

Малая группа как субъект совместной деятельности предполагает:

Выберите один ответ:

a. непосредственное общение

b. наличие групповых норм и правил

c. возникновение эмоциональных отношений

d. все ответы верные

Вопрос 4

Малая группа, в которой строго распределены роли всех её членов в системе доминирования-подчинения:

Выберите один ответ:

a. вторичная группа

b. неформальная группа

c. первичная группа

d. формальная группа

Вопрос 5

Один из аргументов в пользу триады как наименьшей единицы малой группы заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. в триаде невозможно представить тот тип общения, который опосредован совместной деятельностью

b. в триаде конфликт неизбежно приобретает межличностный характер

c. в триаде фиксируется чисто эмоциональный контакт

d. наличие третьего члена группы позволяет снять личностную природу конфликта, возникшего по поводу деятельности

Вопрос 6

Разделение малых групп на формальные и неформальные было введено:

Выберите один ответ:

a. Э. Мэйо

b. Г.М. Андреевой

c. Дж.Морено

d. Ч. Кули

Вопрос 7

Система требований, определяющая действия участников малой группы:

Выберите один ответ:

a. групповые ожидания

b. групповые законы

c. групповые нормы

d. групповые санкции

Вопрос 8

Совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе:

Выберите один ответ:

a. роль

b. образец поведения

c. система ожиданий

d. статус

Вопрос 9

Верно

Баллов: 1,00 из 1,00

Отметить вопрос

Текст вопроса

Совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений:

Выберите один ответ:

a. структура социальной власти в малой группе

b. коммуникативная структура малой группы

c. социометрическая структура малой группы

d. формальная структура малой группы

Вопрос 10

Функция группы, состоящая в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии:

Выберите один ответ:

a. поддерживающая

b. экспрессивная

c. инструментальная

d. функция социализации

Тема 5

Вопрос 1

Установите последовательность стадий процесса принятия группового решения:

3 фаза Поиск решений
4 фаза Принятие решения
2 фаза Оценка фактов
1 фаза Установление фактов

Вопрос 2

Группа, характеризующаяся внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач, по Л.И.Уманскому:

Выберите один ответ:

a. группа-автономия

b. номинальная группа

c. группа-ассоциация

d. конгломерат

Вопрос 3

Отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе — это…

Выберите один ответ:

a. иерархия

b. руководство

c. социальное влияние

d. лидерство

Вопрос 4

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства:

Выберите один ответ:

a. конформность

b. уступчивость

c. мягкость

d. нонконформность

Вопрос 5

Процесс групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов, степень связанности, единения членов группы:

Выберите один ответ:

a. образование малой группы

b. эффективность группы

c. групповая сплоченность

d. принятие группового решения

Вопрос 6

Специфика лидерства по сравнению с руководством заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. лидер в основном осуществляет регуляцию деловых отношений в группе

b. лидерство возникает стихийно

c. явление лидерства более стабильно

d. лидер обладает гораздо более определенной системой различных санкций

Вопрос 7

Стадия развития группы, по Б.Такмену, на которой происходит ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе:

Выберите один ответ:

a. стадия «развития групповой сплоченности»

b. стадия «проверки и зависимости»

c. стадия «функционально-ролевой соотнесенности»

d. стадия «внутреннего конфликта»

Вопрос 8

Термин «групповая динамика» обозначает:

Выберите один ответ:

a. все ответы верные

b. особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов

c. одно из направлений исследования малых групп в социальной психологии

d. динамические процессы, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой развитие группы

Вопрос 9

Улучшение результатов деятельности, вызванное присутствием других людей:

Выберите один ответ:

a. феномен социальной ингибиции

b. эффект групповой поляризации

c. феномен социальной фасилитации

d. эффект Рингельмана

Тема 6

Бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям:

Выберите один ответ:

a. внушение

b. заражение

c. подражание

d. убеждение

Вопрос 2

В структуру когнитивной сферы большой социальной группы входят следующие элементы:

Выберите один или несколько ответов:

a. коллективные представления

b. групповые интересы

c. общественное мнение

d. общественное настроение

Вопрос 3

К случайно, стихийно возникшим большим группам относится:

Выберите один ответ:

a. толпа

b. половозрастная группа

c. нация

d. социальный класс

Вопрос 4

Кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем — это…

Выберите один ответ:

a. масса

b. аудитория

c. публика

d. толпа

Вопрос 5

Методы исследования общественной психологии больших социальных групп заимствованы из:

Выберите один или несколько ответов:

a. географии

b. языкознания

c. биологии

d. этнографии

Вопрос 6

Основной признак больших организованных групп:

Выберите один ответ:

a. групповое сознание, обычаи и традиции

b. все ответы верные

c. наличие групповой психологии

d. структурная и функциональная организация

Вопрос 7

Совокупность устоявшихся типичных форм жизнедеятельности народов, классов, других социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах:

Выберите один ответ:

a. образ жизни

b. обычаи

c. психический склад

d. традиции

Вопрос 8

Целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу — это…

Выберите один ответ:

a. манипуляция

b. внушение

c. влияние

d. убеждение

Тема 7

Вопрос 1

Горизонтальные связи в структуре управления организацией:

Выберите один ответ:

a. отношения, возникающие по поводу принятия и реализации управленческих решений

b. связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления

c. связи руководства и подчинения при наличии нескольких уровней управления

d. отношения между равными, независимыми элементами системы

Вопрос 2

Организованная деятельность, отношения людей в организации в условиях, когда действия каждого индивида определены общими правилами:

Выберите один ответ:

a. объект психологии управления

b. задачи психологии управления

c. предмет психологии управления

d. цель психологии управления

Вопрос 3

Отношения, выражающие подчинённость структур систем управления …

Выберите один ответ:

a. отношения координации

b. отношения дисциплины

c. отношения субординации

d. отношения самостоятельности

Вопрос 4

Отношения, которые обеспечивают действия механизма выполнения прав и обязанностей для достижения целей управления:

Выберите один ответ:

a. деловые отношения

b. отношения ответственности

c. отношения координации

d. отношения соревнования

Вопрос 5

По характеру воздействия на объект управления принято разделять следующие методы управления:

Выберите один ответ:

a. административно-правовые методы

b. методы прямого действия

c. организационные методы

d. экономические методы

Вопрос 6

Предмет психологии управления:

Выберите один или несколько ответов:

a. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием

b. психическое развитие человека в системе управления

c. управленческие отношения с точки зрения ситуаций управления и менеджмента

d. психологические закономерности организации управленческого процесса

Вопрос 7

Принцип социальной направленности в управлении предполагает:

Выберите один ответ:

a. учет всех изменений, которые осуществляются в окружении системы управления, ограниченного пределами ее функционирования и развития

b. доступность обсуждения и компетентное участие сотрудников в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения

c. необходимость в ходе управления, выработки и реализации управленческих решений учитывать интересы всего общества, отдельных социальных групп

d. учет объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления

Вопрос 8

Функция управления, задачей которой является формирование эффективной структуры организации, а также обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы:

Выберите один ответ:

a. функция прогнозирования

b. функция организации

c. функция контроля

d. функция координации

Тема 8

Вопрос 1

Авторитет руководителя, основанный на компетентности, его разнообразных деловых качеств, отношении к своей профессиональной деятельности:

Выберите один ответ:

a. функциональный

b. формальный

c. моральный

d. инструментальный

Вопрос 2

Для демократического стиля руководства характерны следующие проявления:

Выберите один ответ:

a. преимущественное использование вознаграждений

b. единоличное решение всех вопросов

c. строгие требования соблюдения формальной дисциплины

d. распределение ответственности, делегирование полномочий

Вопрос 3

Индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций:

Выберите один ответ:

a. стиль руководства

b. профиль руководства

c. методология руководителя

d. тип руководителя

Вопрос 4

К характеристикам, обуславливающим эффективность руководства относят:

Выберите один или несколько ответов:

a. подверженность давлению большинства

b. стрессоустойчивость

c. замкнутость

d. ответственность

Вопрос 5

Верно

Лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности:

Выберите один ответ:

a. лидер

b. координатор

c. руководитель

d. наставник

Вопрос 6

Психологические критерии оценки эффективности руководителя, по Л.Р.Киричевскому:

Выберите один ответ:

a. желание трудиться и стремление сохранить членство в коллективе

b. удовлетворённость членством в трудовом коллективе

c. все ответы верные

d. авторитет руководителя в коллективе

Вопрос 7

Руководитель, более ориентированный на людей и вовлечение их в общую деятельность и принятие решений (по П. Херси и К. Бланшару):

Выберите один ответ:

a. обучающий

b. делегирующий

c. поддерживающий

d. директивный

Вопрос 8

Функция организационного лидера, заключающаяся в регуляции межличностных и деловых взаимоотношений внутри группы, а также морально-психологического климата:

Выберите один ответ:

a. экспертная

b. эмоционально-регулятивная

c. контрольно-координирующая

d. представительская

Вопрос 9

Эффективность руководителя зависит от следующих характеристик:

Выберите один или несколько ответов:

a. уровень компетентности

b. пол

c. уровень интеллекта

d. возраст

ТЕМА 9

Установите последовательность стадий мотивационного процесса:

2 этап Поиск путей устранения потребностей
3 этап Определение направления действия
6 этап Удовлетворение потребностей
1 этап Возникновение потребностей
5 этап Предварительная оценка полученных результатов
4 этап Осуществление действия

Вопрос 2

Данный мотив к труду присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности:

Выберите один ответ:

a. мотив надежности

b. мотив социальности

c. мотив состязательности

d. мотив самоутверждения

Вопрос 3

Мотивация труда — это…

Выберите один ответ:

a. стремление работника повысить свой статус в обществе

b. желание работать ради развития организации

c. стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности

d. стремление работника получить высокий заработок

Вопрос 4

Одна из форм косвенной экономической мотивации:

Выберите один ответ:

a. сокращенный рабочий день

b. предоставление права голоса при решении ряда проблем

c. крупные единовременные выплаты из прибыли 1-2 раза в год

d. предоставление более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы с широкими перспективами должностного и профессионального роста

Вопрос 5

Организационные способы мотивирования включают в себя:

Выберите один ответ:

a. обогащением труда

b. привлечением к участию в делах организации

c. мотивацию целями

d. все ответы верные

Вопрос 6

Правило мотивации, соблюдение которого дает возможность повысить эффективность мотивационных мероприятий:

Выберите один ответ:

a. поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным

b. поощрять необходимо за достижение только основной цели

c. большие и редко кому достающиеся награды обычно удовлетворяют большинство

d. предсказуемые и регулярные поощрения мотивируют больше, чем неожиданные и непрогнозируемые

Вопрос 7

Процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем побуждения в нем определенных мотивов:

Выберите один ответ:

a. мотивирование

b. побуждение

c. мотивировка

d. мотивация

Вопрос 8

Работник, ориентированный на «голый» заработок, желательно наличными и незамедлительно:

Выберите один ответ:

a. «патриот»

b. «инструментально мотивированный» работник

c. «профессионально мотивированный» работник

d. «люмпенизированный» работник

На чтение 7 мин Просмотров 12.3к. Опубликовано

Демократический стиль руководства – комплекс методов управления, стиль поведения начальника, базирующиеся на гармоничном сочетании единовластия и активного участия персонала в организационных вопросах и принятии управленческих и иных решений. Начальник, придерживающийся данного направления, отдает предпочтение методам убеждения при работе с подчиненными, уверен в их ответственности, профессионализме и исполнительности. В нашей статье вы найдете развернутую информацию о таком стиле руководства.

Содержание

  1. Что характерно для демократического стиля руководства
  2. Плюсы и минусы демократического стиля управления
  3. Виды демократического стиля руководства
  4. Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Что характерно для демократического стиля руководства

Основные черты демократического стиля руководства – это справедливость, разумный порядок поощрений и взысканий. Всячески одобряются творческий подход к делу, проявление инициативы, трудолюбие. Иначе говоря, пристальное внимание уделяется мотивации сотрудников как залогу их успешной деятельности.

priznaki_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Дружеское общение работников организации между собой также приветствуется. Принято считать, что сплоченный коллектив, действующий как единая команда, способствует процветанию общего дела. Руководитель придерживается спокойного общения с работниками, исключаются как диктатура, так и чрезмерное дружелюбие.

Начальник, выбирающий такое поведение, не властвует над сотрудниками организации, а предлагает им общую, взаимовыгодную деятельность.

Как известно, существуют либеральный и авторитарный стили управления, а также промежуточные варианты: авторитарно-демократический стиль руководства и либерально-демократический стиль руководства. Рассматриваемый в данной статье метод существенно отличается от перечисленных.

Истинный руководитель-демократ не приемлет как авторитарность, так и либеральную вседозволенность, балансируя между ними и представляя золотую середину.

Такой начальник не навязывает свои решения сотрудникам. Его полномочия децентрализованы. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе строится на том, что высшей ценностью являются интересы не только компании, но и каждого отдельно взятого работника. Данный принцип базируется на том основании, что каждый сотрудник считается важным звеном единого механизма, успешная деятельность которого невозможна без слаженного функционирования всех «звеньев».

Отличительная характеристика демократического стиля руководства – это благожелательный психологический климат внутри коллектива. Задача управленца в данном случае – сплочение сотрудников, внедрение принципов взаимоуважения и доверия.

Описываемый метод руководства способствует появлению у персонала организации бессознательного чувства глубокого пиетета как к непосредственному начальнику, так и к компании в целом. Как следствие, повышаются работоспособность и самодисциплина членов коллектива, каждый сотрудник чувствует свою ценность, становится более ответственным.

cennosti_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Выделяют шесть принципов демократического стиля руководства:

  1. Каждый работник несет ответственность за выполнение данного ему поручения.
  2. У руководства хорошо налажена обратная связь с членами коллектива.
  3. Поручения подчиненным даются в соответствии с их компетенцией и с учетом особенностей личности.
  4. Задачи распределены таким образом, чтобы деятельность каждого сотрудника была связана с работой другого.
  5. Руководство поощряет персонал, придерживающийся командного принципа взаимодействия и способного нести ответственность за результаты.
  6. Грамотно функционирует система коммуникации, когда на любом этапе работы каждый сотрудник может быть услышан начальством.

Читайте также: Благодарственное письмо за выполненные работы

Плюсы и минусы демократического стиля управления

Достоинства демократического метода управления:

  • снижение загруженности руководителя;
  • высокая степень мотивации коллектива;
  • профессионализм при принятии решений.

С одной стороны, данный стиль выглядит оптимальным для внедрения в организации.
Однако существует и ряд минусов.

Несмотря на то, что воспитывается командный дух, важнейшие управленческие решения принимают не линейные сотрудники, а вышестоящее руководство. Рядовые работники остаются в роли только лишь исполнителей поручений.

Конечно, бывают ситуации, когда мнение персонала организации учитывается, и люди могут высказать его. Но в большинстве случаев подчиненные не получают желаемую степень значимости при принятии решений в пределах своей компетенции.

Настоящий руководитель-демократ придерживается мысли, что эффективное ведение дел и результативность работы коллектива возможны только в том случае, когда используются демократические принципы управления.

Нужно оговориться, что описываемый метод неприемлем во время кризиса или других масштабных напряженных ситуаций.

К минусам данного стиля управления также относятся:

  • наличие трудностей при обеспечении результативности деятельности организации;
  • замедленная процедура принятия решений.

Существуют определенные риски, с которыми сталкивается руководитель-демократ. Например, иногда поручения приходится давать людям, которые не несут прямой ответственности за результат исполнения. Если итог будет неудовлетворительным, виновным лицом окажется сам начальник.

В таких ситуациях сотрудники, на плечах которых не лежит груз ответственности, подвержены соблазну отнестись не вполне добросовестно к выполнению поручений руководства. Однако в конечном итоге отвечать придется управленцу, который выстраивает свою деятельность в рамках демократического метода.

principy_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Виды демократического стиля руководства

Существует два вида демократического метода управления: консультативный и партисипативный.

При использовании первого начальник испытывает к сотрудникам доверие, советуется с ними, стремится учитывать их мнение при принятии решений.

Для мотивации работников распространены поощрения. Наказания применяются только в крайних случаях. Вопреки тому, что решающий голос все же всегда за руководителем, подчиненных, как правило, устраивает подобная система управления.

Обычно коллектив всегда уважительно относится к шефу и готов при необходимости оказать ему моральную поддержку.

Читайте также: Методы мотивации персонала

При партисипативно-демократическом стиле руководства управленец всецело доверяет своим работникам по всем вопросам, их взгляд всегда берется в учет, а поступившие от них рациональные предложения применяются на деле.

Характерны совещания с широким обменом мнениями. Сотрудники привлекаются к процессам целеполагания, участвуют в контроле над достижением поставленных целей и задач. В то же время ответственным за результат остается руководитель.

Как правило, демократический метод управления используется в том случае, когда подчиненные более квалифицированы в какой-либо области, чем их непосредственный начальник, и могут привнести в дело что-то новое, использовать творческий подход. Управленец-демократ, если того требуют обстоятельства, может пойти на компромисс либо отменить ранее принятое решение, если работник докажет свою правоту.

Если приверженец авторитарного метода управления использует приказы и давление, то сторонник демократического стиля руководства предпочтет метод убеждения, обоснования выгоды для предприятия и коллектива.

При этом на первом месте стоит чувство удовлетворения работников, возникающее вследствие реализации их творческого потенциала. Исполнители в рамках своей компетенции вправе сами решать, каким образом им следует действовать для достижения поставленных целей

. Для начальства в таком случае важен конечный результат, а не рабочий процесс.

Если вы имеете целью создать сплоченный и дружный коллектив, следует придерживаться демократического метода управления. С его помощью можно сформировать у сотрудников командный дух, честное и ответственное отношение к делу. Руководитель должен уметь гармонично комбинировать силу своего влияния и метод убеждения, чтобы каждый подчиненный мог сформулировать для себя свои личные задачи.

Качества руководителя и подчиненных, необходимые для использования демократического стиля

Личностные качества, которыми должен обладать руководитель, решивший применять демократический стиль управления:

  • искренность;
  • доверие к подчиненным;
  • исключение собственных привилегий;
  • неучастие в повседневном рабочем процессе, контролирование при помощи официальных каналов;
  • намерение делегировать часть полномочий;
  • контролирование результатов;
  • объяснение подчиненным фактов самоличного принятия решений.

При использовании демократического метода руководства между управленцем и персоналом образуется своего рода партнерство.

Сотрудники имеют полное право самостоятельно решать, каким образом исполнять полученные поручения. Как правило, все работники – высококвалифицированные специалисты в своей области.

partnerstvo_demokraticheskij-stil'-rukovodstva

Личностные качества, которыми должны обладать подчиненные, решившие трудиться под руководством начальника-демократа:

  • профессионализм;
  • намерение нести ответственность за свою деятельность;
  • желание быть самостоятельными;
  • потребность к творческому самовыражению в работе;
  • заинтересованность в своей деятельности;
  • ориентированность на перспективный карьерный рост и достижение целей;
  • уважительное отношение к коллегам, намерение выстраивать доверительные контакты;
  • высокая степень самодисциплины;
  • желание принимать управленческие и иные решения, грамотно применять их на практике.

Читайте также: Премирование работников

Рассмотрим несколько примеров демократического стиля руководства.

  1. Существует вероятность, что совещания и собрания коллектива могут превратиться в разговоры без конца и края. Каждый подчиненный может захотеть выразить свое мнение, но необязательно оно окажется по делу. В качестве примера демократического стиля руководства в подобном случае можно рассмотреть следующее решение:

    во избежание описанной ситуации на планерки следует приглашать исключительно тех, кто будет непосредственно задействован в исполнении задачи. Начальник может разбить вопросы по тематикам и для каждого блока созывать отдельные совещания.

  2. Работники могут испытывать стеснение и неловкость при изъяснении. Открытую дискуссию они могут воспринять как зарождающийся конфликт или кляузничество. Начальнику-демократу стоит побеседовать с такими подчиненными и объяснить, что выражение мнения не является доносом на кого-либо.

    Сотрудники должны усвоить, что верное решение рождается именно в ходе широкого обсуждения и учета различных взглядов.

  3. В коллективе бывают работники-молчуны, которые могут не проронить ни слова на планерке. Но если в деятельности компании возникнут сбои, они могут сказать: «Я знал, что так и будет». Руководителю необходимо донести до подобных сотрудников мысль о том, что их позиция считается вредительской.

    Если кто-то заметил недочет, допущенный в процессе совещания, нужно немедленно сообщить об этом, чтобы не тратить усилия и время персонала и организации в целом.

Демократичный стиль управления: описание и особенности

Авторитаризм в компании может загубить мотивацию, инициативу и старательность сотрудников. Поэтому при руководстве творческими людьми и опытными специалистами эффективнее использовать демократичный стиль управления. Он подразумевает уважение, осведомленность подчиненных о состоянии компании и высокую степень самостоятельности. 

Демократический стиль руководства: что это такое?

Демократичный метод — золотая середина между авторитаризмом и либерализмом. Основное отличие в том, что руководитель находится с работниками в одной команде, ведет их к общим целям. 

Демократический стиль управления в менеджменте — это модель взаимодействия начальника с подчиненными, которая основана на справедливости, высоком уровне доверия, уверенности в профессионализме сотрудников при достаточно широких рамках свободы. Сотрудники могут самостоятельно принимать решения на местах. Руководитель ценит индивидуальность подчиненных. Для него личность каждого из них также важна, как и успех организации в целом. Потому что он считает, что только сильная, мотивированная и сплоченная команда приведет компанию к успеху. Сущность демократического стиля управления заключается в тесной коалиции всех членов команды, в том числе самого руководителя. 

Но демократичный стиль руководства — это не конвейер, где каждый выполняет только одну узкоспециализированную функцию. Наоборот, здесь все коллеги находятся в контакте друг с другом, поэтому они знают общую картину, цель, для которой они выполняют свои задачи. 

Например, дизайнер готовит картинки для соцсетей и понимает, какая цель у поста, куда будут вести ссылки и как это скажется на имидже компании.

Большое внимание руководитель демократического стиля руководства уделяет мотивации сотрудников. В ход идут премии, коэффициенты, устная похвала, в то время как штрафы используются крайне редко. Поэтому в случае неудач начальник ищет не виноватых, а причину. Например, недостаток финансирования, контроля, знаний, инструментов, времени.

Кроме похвалы и материальных поощрений при демократическом методе управления мотивация сотрудников повышается за счет увеличения ответственности и самостоятельности. Когда руководитель назначает подчиненного ответственным за задачу, он старается выложиться на максимум, особенно если знает, что может подвести коллектив. При этом исполнитель чувствует поддержку, ведь руководитель и остальная команда всегда придет на помощь при необходимости. Такое делегирование обязанностей приводит к децентрализации полномочий. 

Чем характеризуется демократический стиль управления

Можно выделить отличительные черты демократичного лидерства:

  • большое внимание уделяется системе мотивации сотрудников;

  • инициативность и самовыражение подчиненных приветствуются;

  • в коллективе ценится сплоченность, хороший микроклимат, командная работа, доверительные отношения;

  • подчиненные, как правило, глубоко уважают руководителя-демократа, потому что он показывает пример трудолюбия, профессиональных знаний и коммуникативных способностей;

  • сотрудники хорошо осведомлены об особенностях всего проекта, даже если они заняты только на одной его части. Для этого проводятся общие собрания, презентации;

  • в организации создаются хорошие условия для труда и отдыха персонала;

  • решения принимаются не единолично руководителем, а в тесном контакте с подчиненными. Управленец выслушивает разные предложения, мнения и советы. 

Демократический стиль руководства характеризуется высоким уровнем самодисциплины на местах. Чтобы добиться такого результата, начальнику нужно решать конфликты, выносить из них опыт, а также постепенно делегировать на подчиненных полномочия. 

Важная характеристика демократического стиля управления — сильная власть лидера, которая не ослабевает от его доброжелательности и внимания к мнению персонала. Наиболее важные решения руководитель все еще принимает самостоятельно. Особенно это важно при появлении экстренных задач. 

Есть два вида демократического стиля управления персоналом:

  1. Консультативный. Принятие решений остается за лидером, но он консультируется с подчиненными, доверяет их мнению. 

  2. Партисипативный. Руководитель в большей степени ориентируется на предложения сотрудников, поэтому он максимально информирует их, привлекает к планированию и контролю за реализацией поставленных целей.

Недостатки и преимущества демократического стиля

Демократичный метод управления становится все более популярным среди управленцев. Они выбирают его за неоспоримые плюсы: 

  • обмен опытом и знаниями между членами команды; 

  • снижение количества ошибок, потому что при возникновении вопроса сотрудник всегда может посоветоваться с коллегами или обратиться за помощью к начальнику; 

  • высокая мотивация и самостоятельность работников; 

  • применяется убеждение, а не принуждение, просьбы — вместо приказов; 

  • команда часто находит творческие и нестандартные решений, так как креатив поддерживается и обсуждается коллегиально; 

  • корпоративный дух, доверительные отношения и положительные взаимоотношения в команде. 

Но демократичный стиль управления — это не универсальное решение для всех руководителей и компаний. Иногда он категорически не подходит из-за своих минусов:

  • на обсуждение рабочих вопросов с коллективом уходит достаточно много времени; 

  • если роль лидера недостаточно крепка, то сотрудники могут стать неорганизованными, они перестанут чувствовать контроль со стороны руководства; 

  • успех команды сильно зависит от компетенций сотрудников, если в команде много новичков, лучше начать с наставнического стиля управления

  • из-за обилия мнений иногда становится сложно принять верное решение; 

  • сотрудники, чьи идеи коллектив часто отвергает, могут перестать чувствовать себя частью команды, потерять мотивацию и даже уволиться;

  • в экстренной ситуации требуется принимать более авторитарные решения, так как времени на коллективные обсуждения может не быть. 

Пример демократического стиля управления и где он используется?

Демократичное лидерство — широко распространенный метод управления. Он применяется не только в бизнесе, но и в политике. Среди известных руководителей-демократов Джордж Вашингтон, Джефф Безос, Илон Маск.

Один из вдохновляющих примеров демократического стиля руководства — концерн BMW. Изначально он занимался изготовлением авиационных двигателей, но после войны и запрета для Германии на производство военной техники, компания потерпела крах. И только демократический подход к руководству компанией помог спасти ситуацию. Сотрудники коллегиально нашли выход и решили конструировать мотоциклы и автомобили. Если руководитель не был бы открыт к идеям и предложениям своих подчиненных, возможно, мир не увидел бы тех автомобилей BMW, что мы знаем сейчас.

Конечно, не для всех компаний подходит демократичное отношение руководителя к подчиненным. Например, там, где используется неквалифицированная рабочая сила, ставятся простые и ограниченные задачи, намного эффективнее инструктирующий или даже авторитарный стиль руководства. 

Cтили руководства и сценарии их применения

Не знаете, как управлять командой в разных ситуациях? Собрали для вас памятку по использованию стилей руководства.

Лучше всего показал себя метод в сложившихся компаниях с сотрудниками творческих профессий, а также с теми, кто занят интеллектуальным трудом. При демократическом стиле руководитель доверяет своим подчиненным решение многих задач в рамках их полномочий, поэтому сотрудники должны иметь достаточно высокий уровень квалификации и опыта. 

В статье мы рассказали про сущность демократического стиля управления и про черты, характерные для этой модели. Чтобы добиться высокого качества выполнения задач и интенсивного развития всей компании, выбирайте тип лидерства исходя из потребностей и навыков коллектива. 

Подписаться на рассылку

Подпишитесь, чтобы раз в неделю получать статьи о финансах, продажах и управлении проектами.

1. Набор этических правил и рекомендаций, конкретизирующих этический кодекс для каждого сотрудника с учетом его должности, опыта и т. п.
карты этики

2. Сложный вид деятельности, связанный с подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем — …
управление
социальное управление

3. Основатель «школы научного менеджмента»:
Э. Майо
Ф. Тейлор
М. Вебер
Д. МакГрегор

4. Автор позитивистско-социологической концепции власти
К. Маркс
М. Вебер
З. Фрейд
П. Сорокин

5. В рамках биологической интерпретации — механизм обуздания, связывания человеческой агрессивности, укорененной в фундаментальных инстинктах человека — …
власть

6. Положения системы Ф. Тейлора:
развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности
ориентация на внутриличностную мотивацию работника
использование методов морального стимулирования
ориентация на модель экономического человека
специализация видов трудовой и организационной деятельности в форме распределения ответственности между руководителями и работниками
отбор и обучение работников

7. … — этическая категория, обозначающая совокупность материальных и духовных условий общественного бытия, без наличия которых невозможно удовлетворение потребностей общества и индивидов
благо

8. Принципы бюрократической системы:
рациональное разделение труда
гуманизм
признание ведущей роли человеческого фактора
иерархичность уровней управления
формальная обезличенность исполнения обязанностей

9. … — форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории
мораль

10. Честь и достоинство – это …
этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе
контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими
нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра
правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу

11. Разновидности справедливости (по Аристотелю)
уравнительная
законодательная
распределительная
юридическая

12. Целеполагающие категории этики — …
честь и достоинство
смысл жизни и счастье
долг и совесть
добро и зло

13. Впервые в 30-х гг. ХХ в. указала на ведущую роль человеческого фактора в производстве …
«Школа научного управления»
«Школа человеческих отношений»
«Теория человеческого капитала»
Японская модель управления

14. Фундаментальные принципы административной этики:
гуманизм
законность
справедливость
бюрократизм
безусловная исполнительность

15. Утверждения, относящиеся к теории «Y» Д. МакГрегора:
для реализации целей, которые приобрели для человека лич¬ностную актуальность, он подвергает себя в полной мере самодис¬циплине и самоконтролю
больше всего люди хотят защищенности
труд для человека – процесс естественный
личная приверженность целям организации зависит от вознаграждения, которое более всего связано с удовлетворением выс¬ших потребностей человека
чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания

16. … — внешние факторы, имеющие естественное происхождение и заметно влияющие на поведение людей (по Э.Дюркгейму)
социальные факты

17. Определенный уровень добровольного отклика со стороны организации на социальные проблемы
социальная ответственность

18. Методы управления, основанные на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерные для формальных организаций
административные
законодательные
социально-психологические
экономические

19. Авторы методики, позволяющей определить степень зрелости рабочей группы:
Блейк, Мутон
Зигерт, Ланг
Харси, Бланчард

20. Автор концепции «свобода как познанная необходимость»
Аристотель
Гегель
Кант
Сартр

21. Составляющие этики и культуры управления как комплексной науки:
социология
логика
философия
психология
теория организации
лингвистика

22. … – наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления
культурология
логика
этика
диалектика

23. Первый закон по этике государственной службы был принят в …
Японии
Великобритании
США
Германии

24. Особенности харизматической власти (по М. Веберу):
внеисторичность
опора на общепризнанный правовой порядок
традиционность
личностный характер

25. Сформировавшийся образ делового человека (организации), в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие определенное влияние на окружающих
имидж

26. Социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей, взаимной ответственностью, отношениями товарищества
рабочая группа

27. Черты, характерные для демократического стиля руководства:
директивность
социально-психологические методы
коллегиальность
подавление инициативы
ориентация на человека
малая гласность

28. Описывают систему общих ценностей, норм и правил поведения, которые представляются, с точки зрения организации, обязательными для всех сотрудников
этические кодексы
моральные кодексы

29. Личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми
харизма
авторитет
внушение
руководство

30. Этика бизнеса как наука возникает в …
конце XIX века
конце ХХ века
середине ХХ века
период формирования буржуазных отношений

Стиль
руководства
 —
манера поведения руководителя по
отношению к подчиненным, чтобы оказать
на них влияние и побудить к достижению целей
организации.

Согласно
теории Лайкерта, различают четыре стиля
руководства:

  1. Эксплуататорско-авторитарный:
    руководитель имеет четкие характеристики
    автократа, не доверяет подчиненным,
    редко привлекает их к принятию решений,
    а задачи формирует сам. Основной стимул
    — страх и угроза наказания, вознаграждения
    случайны, взаимодействие строится на
    взаимном недоверии. Формальная и неформальная
    организация
     находятся
    в противоборстве.

  2. Патерналистски-авторитарный:
    руководитель благосклонно позволяет
    подчиненным принимать ограниченное
    участие в принятии решений. Вознаграждение
    действительное, а наказание —
    потенциальное, и то, и другое используется
    для мотивации работников. Неформальная
    организация отчасти противостоит
    формальной структуре.

  3. Консультативный:
    руководитель принимает стратегические
    решения и, проявляя доверие, тактические
    решения делегирует подчиненным.
    Ограниченное включение работников в
    процесс принятия решений используется
    для мотивации. Неформальная организация
    не совпадает с формальной структурой
    лишь частично.

  4. Демократический стиль
    руководства характеризуется полным
    доверием, основан на широком привлечении
    персонала к управлению организацией.
    Процесс принятия решений рассредоточен
    по всем уровням, хотя и интегрирован.
    Поток коммуникаций идет не только в
    вертикальных направлениях, но и по
    горизонтали. Формальная и неформальная
    организации взаимодействуют конструктивно.

50 Демократический стиль управления (коллегиальный)

Демократический
стиль
 управления
характеризуется распределением
полномочий, инициативы и ответственности
между руководителем и заместителями,
руководителем и подчиненными. Руководитель
демократического стиля всегда выясняет
мнение коллектива по важным производственным
вопросам, принимает коллегиальные
решения. Регулярно и своевременно
проводится информирование членов
коллектива по важным для них вопросам.
Общение с подчиненными проходит в форме
просьб, пожеланий, рекомендаций, советов,
поощрений за качественную и оперативную
работу, доброжелательно и вежливо; по
необходимости применяются приказы.
Руководитель стимулирует благоприятный
психологический климат в коллективе,
отстаивает интересы подчиненных.

Демократический
стиль управления — стиль руководства,
при котором руководитель вырабатывает
директивы, команды и распоряжения на
основе предложений, вырабатываемых
общим собранием работников или кругом
уполномоченных лиц.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ:
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ И ПАРТИСИПАТИВНЫЙ

Во
многом противоположен авторитарному
стилю демократический
стиль
 управления.

Организации,
в которых доминирует принцип
демократического руководства,
характеризуется высокой степенью
децентрализации полномочий, активным
участием сотрудников в принятии решений,
созданием таких условий, при которых
выполнение служебных обязанностей
оказывается для них привлекательным,
а успех служит вознаграждением.

Настоящий
демократический руководитель пытается
сделать обязанности подчиненных более
привлекательными, избегает навязывать
им свою волю, вовлекает в принятие
решений, предоставляет свободу
формулировать собственные цели на
основе идей организации.

Как
у авторитарного, у демократического
стиля руководства выделяют две формы:
«консультативную» и «партисипативную».

В
рамках «консультативной» руководитель
интересуется мнением подчиненных,
советуется с ними, стремится использовать
всё лучшее, что они предлагают. Среди
стимулирующих мер преобладает поощрение;
наказание используется лишь в
исключительных случаях. Сотрудники в
целом удовлетворены такой системой
руководства, не смотря на то, что
большинство решений фактически
подсказывается им сверху, и обычно
стараются оказать своему начальнику
посильную помощь и поддержать морально
в необходимых случаях.

«Партисипативная» форма
демократического управления предполагает,
что руководитель полностью доверяет
подчиненным во всех вопросах (и тогда
они отвечают тем же), всегда их выслушивает
и использует все конструктивные
предложения, привлекает сотрудников к
постановке целей и контролю над их
исполнением. При этом ответственность
за последствия принятых решений не
перекладывается на подчиненных. Все
это сплачивает коллектив.

Обычно
демократический стиль управления
применяется в том случае, когда исполнители
хорошо, порой лучше руководителя,
разбираются в тонкостях работы и могут
внести в неё много новизны и творчества.
Руководитель-демократ в случае
необходимости может идти на компромисс
либо вообще отказаться от принятого
решения, если логика подчиненного
убедительна. Там, где автократ действовал
бы приказом и давлением, демократ
старается убедить, доказать целесообразность
решения проблемы, выгоды, которую могут
получить сотрудники.

При
этом первостепенное значение приобретает
внутреннее удовлетворение, получаемое
подчиненными от возможности реализовать
свои творческие способности. Подчиненные
могут самостоятельно принимать решения
и искать в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации, не обращая
особого внимания на мелочи.

Как
правило, обстановка, создаваемая
руководителем-демократом, носит также
воспитательный характер и позволяет
достигать цели с малыми издержками.
Происходит положительный резонанс
власти: авторитет должности подкрепляется
авторитетом личным. Управление происходит
без грубого нажима, опираясь на способности
сотрудников, уважая их достоинство,
опыт и умение. Это формирует благоприятный
морально-психологический климат в
коллективе.

Исследования
показали, что в условиях авторитарного
стиля можно выполнять примерно в два
раза больший объем работы, чем в условиях
демократического. Но её качество,
оригинальность, новизна, присутствие
элементов творчества будут на такой же
порядок ниже. Из этого можно сделать
вывод, что авторитарный стиль
предпочтительнее при более простых
видах деятельности, ориентированных
на количественные результаты, а
демократический — при сложных, где на
первом месте выступает качество.

Последующие
разработки привели к обоснованию двух
новых стилей, во многом близких к
авторитарному и демократическому.

Стиль,
при котором руководитель ориентируется
на решение поставленной перед ним задачи
(распределяет задания среди подчиненных,
планирует, составляет графики работ,
разрабатывает подходы к их выполнению,
обеспечивает всем необходимым и т.п.)
получил название ориентированного
на задачу
 (инструментальный). Стиль,
когда руководитель создает благоприятный
морально-психологический климат,
организует совместную работу, делает
упор на взаимопомощи, позволяет
исполнителям максимально участвовать
в принятии решений, поощряет профессиональный
рост и т.п. получил название ориентированного
на
 подчиненных (человеческие
отношения).

Ориентированный
на подчиненных
 стиль
руководства близкий к демократическому,
способствует повышению производительности,
поскольку дает простор творчеству
людей, повышает их удовлетворенность.
Его применение снижает прогулы, создает
более высокий моральный настрой, улучшает
взаимоотношения в коллективе и отношение
подчиненных к руководству.

Потенциальные
преимущества ориентированного
на задачу
 стиля
руководства, во многом аналогично
авторитарному. Они состоят в быстроте
принятия решений и действий, строгом
контроле за работой подчиненных. Однако
он ставит исполнителей в положение
зависимости, порождает их пассивность,
что, в конечном счете, ведет к снижению
эффективности работы.

Руководитель
здесь в основном информирует подчиненных
об их обязанностях, задачах, определяет,
как их нужно решать, распределяет
обязанности, утверждает планы,
устанавливает нормы, контролирует.

Обычно
руководители используют либо
демократический стиль, ориентированный
на человеческие отношения, либо
авторитарный — ориентированный на
работу.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ
СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
 (БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ)

Либеральный
стиль
 управления
характеризуется отсутствием активного
участия руководителя в управлении
коллективом. Такой руководитель «плывет
по течению», ждет или требует указаний
сверху или попадает под влияние
коллектива. Предпочитает не рисковать,
«не высовываться», увиливает от разрешения
назревших конфликтов, стремится уменьшить
свою персональную ответственность.
Работу пускает на самотек, редко ее
контролирует. Такой стиль руководства
предпочтителен в творческих коллективах,
где сотрудники отличаются самостоятельностью
и творческой индивидуальностью.

Либеральный
стиль управления — стиль руководства,
при котором руководитель вырабатывает
директивы, команды и распоряжения,
подлежащие неукоснительному исполнению
со стороны подчиненных руководителю
лиц на основе собственного мнения с
учетом мнения подчиненных.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ,
В ТОМ ЧИСЛЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ

Там
же где речь идет о необходимости
стимулирования творческого подхода
исполнителей к своей работе, наиболее
предпочтителен либеральный
стиль
 управления. Его
суть состоит в том, что руководитель
ставит перед подчиненными задачу,
создает необходимые организационные
условия для работы, определяет её правила
и задает границы решения, сам же при
этом отходит на второй план, оставляя
за собой функции консультанта, арбитра,
эксперта, оценивающего полученные
результаты и в случае сомнений и
разногласий исполнителей принимает
окончательное решение. Он также
обеспечивает сотрудников информацией,
поощряет, обучает.

Подчиненные
избавленные от назойливого контроля,
самостоятельно принимают необходимые
решения и ищут в рамках предоставленных
полномочий пути их реализации. Такая
работа позволяет им выразить себя,
приносит удовлетворение и формирует
благоприятный морально-психологический
климат в коллективе, порождает доверие
между людьми, способствует добровольному
принятию на себя повышенных обязательств.

Применение
этого стиля находит все большее
распространение в связи с растущими
масштабами научных исследований и
опытно-конструкторских разработок,
осуществляемых силами высококлассных
специалистов. Они не приемлют командования,
силового давления, мелочной опеки и пр.

В
передовых фирмах принуждение уступает
место убеждению, а строгий контроль —
доверию, подчинение — сотрудничеству,
кооперации. Подобное мягкое управление,
нацеленное на создание «управляемой
автономии» подразделений, облегчает
естественное применение новых методов
руководства, что особенно важно при
создании новшеств.

В
то же время этот стиль может легко
трансформироваться в бюрократический,
когда руководитель вовсе устраняется
от дел, передавая их в руки «выдвиженцев».
Последние от его имени управляют
коллективом, применяя при этом все более
и более авторитарные методы. Сам он при
этом делает вид, что власть находится
в его руках, а на деле становится все
больше и больше зависимым от своих
добровольных помощников. Печальный
пример этому — армейская «дедовщина».

В
реальной жизни «чистого» стиля руководства
не существует, поэтому в каждом из
перечисленных в той или иной степени
присутствуют элементы остальных.

Можно
понять, почему и автократичный подход,
и подход с позиций человеческих отношений
завоевали много сторонников. Но сейчас
уже ясно, что и те, и другие сторонники
грешили преувеличениями, делая выводы,
не вполне подтверждающиеся фактами.
Имеется множество хорошо документированных
ситуаций, где благосклонно-автократичный
стиль зарекомендовал себя как весьма
эффективный.

У
демократического стиля есть свои
привлекательные стороны, успехи и
недостатки. Безусловно, можно было бы
решить многие организационные проблемы,
если бы совершенствование человеческих
отношений и участие трудящихся в принятии
решений всегда вели бы к большей
удовлетворенности и более высокой
производительности. К сожалению, этого
не происходит. Ученые встречали ситуации,
где трудящиеся участвовали в принятии
решений, но, тем не менее, степень
удовлетворенности была низкой, а также
ситуации, где удовлетворенность была
высокой, а производительность низкой.

Совершенно
очевидно, что соотношение между стилем
руководства, удовлетворенностью и
производительностью можно определить
только с помощью длительных и широких
эмпирических исследований.

Не
существует «плохих» или «хороших»
стилей управления. Конкретная ситуация,
вид деятельности, личностные особенности
подчиненных и другие факторы обусловливают
оптимальное соотношение каждого стиля
и преобладающий стиль руководства.
Изучение практики руководства
организациями свидетельствует, что в
работе эффективного руководителя в той
или иной степени присутствует каждый
из трех стилей руководства.

Вопреки
распространенным стереотипам преобладающий
стиль руководства практически не зависит
от пола. Бытует ошибочное мнение, что
женщины-руководители более мягки и
ориентированы в первую очередь на
поддерживание хороших отношений с
деловыми партнерами, в то время как
мужчины-руководители более агрессивны
и ориентированы на конечный результат.
Причинами разделения стилей руководства
скорее могут быть личностные особенности
и темперамент, а не половые характеристики.
Успешные топ-менеджеры — и мужчины, и
женщины — не являются приверженцами
только одного стиля. Как правило, они
интуитивно или вполне осознанно
комбинируют различные стратегии
руководства.

52.

адаптивный
стиль, то есть стиль, ориентированный
на конкретную реальность, определяемую
внешней средой, возможностями подчиненных,
особенностями решаемой задачи, ресурсами
и возможностями организации.

Четыре
схемы адаптивного управления

Управление
содержанием проекта
. Решения развиваются
из пользовательских спецификаций, а
пользовательские спецификации развиваются
на базе предлагаемых решений (антисхема:
требования точно и полностью определяются
заранее).

Регламентированность
процесса.
Регламентированность
процесса и средств контроля меняется
от слабой до сильной (антисхема: на всем
протяжении проекта степень
регламентированности остается
неизменной).

Добротность
прогресса
. Для успешных проектов
характерно чередование продвижений и
отступлений (антисхема: по мере слепого
выполнения заранее составленного плана
без заметных отступлений осваиваются
90% выделенных средств).

Контроль
над качеством
. На протяжении всей
работы над проектом тщательно тестируются
промежуточные версии (антисхема:
тестирование рассматривается как нечто
второстепенное и откладывается до
завершающих этапов).

54.
Отличие лидера от руководителя

Обычно
руководитель – это формальная должность,
занимая которую, человек просто
осуществляет функции контроля над
процессом. Он следит, чтобы подчиненные
не допускали ошибок, которые бы сбивали
отлаженный процесс. 

Лидерство
– это психологический феномен. Руководство
– это технология. Формально лидером
быть невозможно. Лидеров не назначают.
Но руководитель может стать лидером. 

Менеджеры
/ управляющие

Лидеры

Получают
свою должность

Берут
на себя руководство

Принимают
и поддерживают статус-кво

Бросают
вызов статус-кво

Стремятся
к предсказуемости и порядку

Стремятся
к переменам

Реализуют
цели

Формируют
Видение

Организуют
дела по реализации события

Создают
события

Действуют
в рамках принятых в организации правил,
регламентов, стратегий, процедур

Действуют
за пределами принятых в организации
правил, регламентов, стратегий, процедур

Мотивируют
персонал

Вдохновляют
людей

Избегают
рисков

Идут
на риск

Разрабатывают
порядок, поэтапность действий и сроки
их выполнения

Разрабатывают
концепции и стратегии

Контролируют
соответствие критериям

Вырабатывают
критерии, задают рамки

Акцент
на тактике, структуре

Акцент
на фундаментальных ценностях, общих
целях

Организуют
персонал

Сплачивают
единомышленников

Заинтересованы
в производительности

Заинтересованы
в эффективности

56

Управленческая
решетка Блейка-Моутона
 (англ. Blake
and Mouton leadership grid
)
— концепция, разработанная в университете
штата Огайо, была модифицирована и
популяризована Блэйком и Моутоном,
которые построили решетку (схему),
включавшую 5 основных стилей руководства
(Рис. 1).

Рис.
1. Управленческая решетка Блейка-Моутона
(матрица стилей руководства)

Вертикальная
ось этой схемы ранжирует «заботу о
человеке» по шкале от 1 до 9. Горизонтальная
ось ранжирует «заботу о производстве»
также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства
определяется обоими этими критериями.
Всего мы получаем 81 позицию (9х9), т.е. 81
вариант стиля управления. Каждый из
вариантов поведения при управлении
компанией может быть сравнен с любым
другим из данной матрицы. Безусловно,
нельзя четко определить, к какому именно
квадранту матрицы относится данный
конкретный вид руководства. В
действительности делать это и не
обязательно, поскольку нельзя извлечь
конкретный смысл из номера квадранта.
Блейк и Моутон описали пять крайних и
наиболее характерных позиций матрицы.

1.1
— страх
перед бедностью
 (примитивное
руководство
).
Со стороны руководителя требуется лишь
минимальное усилие, чтобы добиться
такого качества работы, которое позволит
избежать увольнения.

Эта
позиция характеризует такой тип
руководителя, который достаточно холодно
относится как к своим подчиненным, так
и к самому процессу производства. Он
считает, что управленец может всегда
прибегнуть к помощи постороннего
эксперта или специалиста. Такое ведение
дел поможет избежать конфликтов,
неурядиц, создаст благоприятные условия
для работы самого руководителя, а, кроме
того, расширит диапазон новых идей,
воплощаемых в производство. Как правило,
такого управляющего нельзя назвать
лидером, маяком. Он скорее просто
«хранитель своего портфеля и кресла».
Но такое положение вещей не может
сохраняться долго. Рано или поздно самые
серьезные трудности заставят либо
пересмотреть стиль руководства, либо
сменить самого руководителя.

1.9
— дом
отдыха
 (социальное
руководство
).
Руководитель сосредоточивается на
хороших, теплых человеческих
взаимоотношениях, но мало заботится об
эффективности выполнения заданий. Эта
позиция характеризует руководителей,
которые уделяют особое внимание нуждам
и потребностям своих подчиненных, чего
нельзя сказать о процессе производства.
Менеджеры такого типа полагают, что
основа успеха заложена в поддержании
атмосферы доверия, взаимопонимания в
коллективе. Такой руководитель, как
правило, любим подчиненными, они готовы
в трудную минуту поддержать своего
лидера. Текучесть кадров на предприятиях
с таким стилем управления очень низка,
как, впрочем, и количество прогулов, а
уровень удовлетворения трудом очень
высок. К сожалению, излишняя доверчивость
к подчиненным часто ведет к принятию
половинчатых непродуманных решений,
за счет этого страдает производство.
Расторопные подчиненные весьма часто
злоупотребляют доверием к себе либо
даже стараются заменить собой мягкотелого
лидера.

9.1
— авторитет — подчинение.
Руководитель очень заботится об
эффективности выполняемой работы, но
обращает мало внимания на моральный
настрой подчиненных. Эта позиция
характерна для менеджеров, которые во
главу угла ставят заботу о производстве
и практически не осуществляют никакой
социальной деятельности. Они считают,
что такая деятельность является
проявлением мягкотелости и ведет к
посредственным результатам. Кроме того,
они считают, что качество управленческих
решений не зависит от степени участия
подчиненных в его принятии. Положительными
чертами менеджеров такого типа являются
высокий уровень ответственности,
трудоспособности, организаторский
талант, интеллект. Однако между таким
руководителем и его подчиненными
постоянно сохраняется дистанция, часто
отсутствует прямая связь и взаимопонимание,
сохраняется лишь удовлетворительный
уровень групповой дисциплины.

5.5
— организация (производственно-социальное
управление
).
Руководитель достигает приемлемого
качества выполнения заданий, находя
баланс эффективности и хорошего
морального настроя. Эта позиция
характеризует тот тип руководителя,
который умело сочетает заботу о людях
с заботой о производстве. Такой менеджер
считает, что компромисс во всех случаях
— лучшее решение, он есть основа для
эффективного управления. Решения должны
приниматься руководителем, но обязательно
обсуждаться и корректироваться с
подчиненными. Контроль над процессом
принятия решений является как бы
компенсацией для рабочих за осуществлением
контроля над их деятельностью в процессе
производства. Положительными чертами
руководителей такого типа являются,
постоянство, заинтересованность в
успехе начинаний, нестандартность
мышления, прогрессивные взгляды. Однако,
к сожалению, прогрессивность взглядов
мало распространяется непосредственно
на сам стиль управления, что не способствует
развитию и движению вперед всего
производства. Конкурентоспособность
фирм с таким стилем управления иногда
оставляет желать лучшего. Как, впрочем,
и некоторые стороны внутренней жизни
коллектива.

9.9
— команда.
Благодаря усиленному вниманию к
подчиненным и эффективности, руководитель
добивается того, что подчиненные
сознательно приобщаются к целям
организации. Это обеспечивает и высокий
моральный настрой, и высокую
производительность. Эта позиция
характеризует такой тип руководителя,
который одинаково бережно относится
как к людям, так и к возглавляемому им
производству. В отличие от менеджера
позиции (5.5), который считает, что залог
успеха в компромиссе, данный тип
управленца не останавливается на
полпути. Он стремится приложить максимум
усилий как в сфере социальной политики,
так и в самом производстве. Причем
наилучшим способом увеличения
производительности, повышения качества
выпускаемой продукции и услуг они
считают активное вовлечение подчиненных
в процесс принятия решений. Это позволяет
повысить удовлетворенность трудом всех
работающих и учесть малейшие нюансы,
влияющие на эффективность процесса
производства.

Блэйк
и Мутон исходили из того, что самым
эффективным стилем руководства —
оптимальным стилем — было поведение
руководителя в позиции 9.9. По их мнению,
такой руководитель сочетает в себе
высокую степень внимания к своим
подчиненным и такое же внимание к
производительности. Они также поняли,
что есть множество видов деятельности,
где трудно четко и однозначно выявить
стиль руководства, но считали, что
профессиональная подготовка и сознательное
отношение к целям позволяет всем
руководителям приближаться к стилю
9.9, тем самым, повышая эффективность
своей работы.

Матрица
стилей руководства несомненно является
наиболее популярным подходом к изучению
стилей руководства. Он является не
только удачной комбинацией других
исследований на эту тему, но также дает
руководителям особую возможность
оценить свою позицию и попытаться начать
движение в сторону усовершенствования
стиля управления.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по станционно эксплуатационная служба на узлах связи
  • Сантехпаста для резьбовых соединений инструкция по применению
  • Экваприл инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает
  • Инструкция по охране труда для электромонтажника кабельных сетей
  • Бэтмена 50 мг инструкция по применению таблетки цена аналоги дешевые