Дизайн мышление методическое руководство

Книга Дизайн-мышление рабочие материалы. Метод-кит

Книга Дизайн-мышление рабочие материалы. Метод-кит для

наведите мышкой для увеличения или нажмите для открытия в новом окне

Книга Дизайн-мышление рабочие материалы. Метод-кит для
Книга Дизайн-мышление рабочие материалы. Метод-кит 1 для

  • Описание
  • Отзывов (0)

Центр Дизайн-мышления. Методическое руководство

Дизайн-мышление — это метод создания новых продуктов и услуг, ориентированных на человека. Мы подготовили набор материалов, которые помогут вам работать в команде по методу дизайн-мышления.

Что внутри метод-кита?

Инструменты
Рассказываем, как и когда применять, делимся своим опытом в советах и подсказках.

Наши кейсы
Показываем инструменты в действии на примере успешной работы с проектами.

Шаблоны
Даем возможность попробовать инструменты в своей работе.

  • Производитель: Россия
  • Артикул: 3948
  • Наличие: Есть в наличии
  • 6400 руб.

Дизайн-мышление — это метод создания новых продуктов и услуг, ориентированных на человека. Мы подготовили набор материалов, которые помогут вам работать по методу дизайн-мышления в вашей команде.

Дизайн-мышление. Рабочие материалы

Поговорить
с пользователями

Придумать полезные решения

Создать прототипы для тестов

Рабочие материалы, которые помогут вам двигаться по процессу дизайн-мышления.

Рассказываем как и когда применять, делимся своим опытом в советах и подсказках.

Показываем инструменты в действии на примере успешной работы с проектами.

Даем возможность попробовать
инструменты в своей работе.

Канвас эволюции продукта

Мы уже работаем по методологии дизайн-мышления с этими компаниями:

Для создания новых продуктов и услуг.

Для переосмысления и реорганизации стратегии компании.

Для поиска и быстрой проверки идей.

Для составления гибкой программы обучения.

Для прототипирования и создания wow-дизайна.

UX дизайнеры и исследователи

Сборник кейсов по дизайн-мышлению

При оплате от юр. лица минимальный заказ — от 5 товаров интернет-магазина. Уточнить условия покупки можно у менеджера: mail@lab-w.com.1. Самовывоз из Лаборатории Wonderfull по адресу: г. Москва, Переведеновский переулок 18с2. Часы работы: понедельник — пятница 11:00—19:00.
Суббота и воскресенье — выходные дни.

2. Доставка по Москве курьером 450р. (оплачивается отдельно).

3. Доставки почтой по России (оплачивается отдельно). После оплаты товара с вами свяжется менеджер магазина для уточнения деталей и стоимости доставки.

Чтобы узнать подробности о доставке, позвоните нам: +7 495 177 5143.

Представьте развитие продукта от MVP до полнофункциональной версии.

Игра для генерации идей для вашего продукта или сервиса на основе главных мировых трендов.

Создайте эффективную сессию, опираясь на основные этапы дизайн-мышления.

Подпишитесь на Wonderfull

Материалы, события, инструменты, методы и анонсы курсов для создания продуктов и услуг, ориентированных на клиентский опыт.

Книга «Дизайн-мышление: канвасы и упражнения. Полный набор инструментов»

Время на прочтение
9 мин

Количество просмотров 4.8K

image Привет, Хаброжители! Издание содержит все самые важные и ценные инструменты для реализации дизайн-мышления на практике. Более 100 экспертов мирового сообщества по дизайн-мышлению приняли участие в создании этой книги и показали, насколько актуальна тема сегодня, как происходит обмен знаниями.Простые инструкции, советы и шаблоны помогут вам определиться с выбором каждого инструмента или метода. Вы подберете подходящие разминки, познакомитесь с лучшими приемами дизайн-мышления, а также сможете спланировать темы для воркшопов.В главе «Применение» представлены проекты, демонстрирующие, как дизайн-мышление способствует культурной трансформации в компании и за ее пределами.Книга поможет студентам и специалистам любой сферы деятельности ознакомиться с самыми популярными инструментами дизайн-мышления. Это идеальное дополнение к международному бестселлеру «Дизайн-мышление. От инсайта к новым продуктам и рынкам».

Что такое дизайн-мышление?

Дизайн-мышление?

«Ум новичка»

Люди, которые никогда не сталкивались с дизайн-мышлением, часто просят объяснить его на простых аналогиях.

Мы поднаторели в этом вопросе и просим людей отправиться в воображаемое путешествие в детство. Всех детей, особенно четырехлетних, объединяет то, что они задают вопросы «почему?» и «как?».

Дети не знают, что такое отсутствие культуры ошибок. Главное для них — делать, учиться и пробовать снова. Так они учатся ходить, рисовать и т. д.

Со временем многие из нас забыли об этой способности исследовать мир и учиться экспериментальным путем, а образование в школах и университетах позаботилось обо всем остальном, сделав так, чтобы мы не подвергали сомнению факты и обстоятельства и не копали глубже чем следует.

Говоря про «ум новичка», мы хотим, чтобы люди задавали вопросы так, будто не знают ответа. Представьте, что вы пришелец из космоса, который впервые ступил на Землю и задается вопросами, почему мы выбрасываем пластик в океаны, почему работаем днем, а спим ночью, для чего мы надеваем галстук на работу и делаем еще что-то, что кажется странным.

«Если вы мыслите непредвзято… вы открыты всему. В сознании новичка есть много возможностей, но в сознании эксперта их немного».
Сюнрю Судзуки

«Ум новичка» как основа нашего отношения

  • Отсутствие предубеждений о том, как что-то работает.
  • Отсутствие ожиданий относительно того, что произойдет.
  • Любопытство, позволяющее глубже понимать что-либо.
  • Мы открыты миру возможностей, поскольку в начале «путешествия» еще не знаем, что возможно, а что нет.
  • Терпим неудачу вначале, и часто; быстро учимся.

image

Что делать, чтобы применять дизайн-мышление успешно:

  • Попрощаться с предубеждениями о том, «как все работает».
  • Отказаться от ожиданий относительно того, что произойдет.
  • Проявлять любопытство, чтобы глубже разбираться в фактах и проблемах.
  • Открыться новым возможностям.
  • Задавать простые вопросы.
  • Пробовать разное и учиться на опыте.

Факторы успеха в дизайн-мышлении

Помимо «ума новичка», который является отличной отправной точкой, в сообществе дизайн-мышления закрепился ряд основных утверждений и факторов успеха. Вот их краткое описание:

1. Главное — это люди

Отправной точкой всех размышлений являются люди и их потребности, возможности, опыт и знания. Люди знают, что такое удовольствие (достижения) и разочарование (боль), и у них есть задачи, которые нужно выполнить (см. «Подход JTBD», с. 75).

2. Осведомленность о задаче

В дизайн-мышлении чрезвычайно важно понимать, над чем мы работаем и к чему стремимся. Чтобы найти решение, команда должна усвоить задачу и глубоко понять ее.

3. Междисциплинарные команды

Сотрудничество в команде и в командах из команд чрезвычайно важно для комплексного рассмотрения постановленных задач. Члены команды с различными навыками и специальными знаниями (Т-образные специалисты) помогают размышлять над идеями и подходить к процессу творчески.

4. Эксперименты и прототипы

Будет ли работать функция или решение, покажет только реальность. Реализация простых и физических прототипов помогает получить фидбек от потенциальных пользователей.

5. Внимание к процессу

В командной работе очень важно, чтобы все ее участники знали, на каком этапе цикла разработки находится команда, какие цели в настоящее время предстоит достичь и какие инструменты следует использовать.

6. Визуализируйте и показывайте идеи

Ценностное предложение и видение идеи должны передаваться по мере необходимости. При этом важно учитывать потребности пользователя, рассказывать яркие истории и использовать картинки.

7. Действиям — ДА

В основе дизайн-мышления лежат отнюдь не долгие размышления одиночки, изолированного от общества. Напротив, оно движимо действиями (например, создание прототипов и взаимодействие с потенциальными пользователями).

8. Принимайте сложность

Иногда задачи бывают сложно поставленными, поскольку нужно интегрировать разные системы, а реакция на события должна быть гибкой и функциональной. Системное мышление становится все более важным навыком, например в случае цифровых решений.

9. Сотворчество, рост и масштабирование при разных ментальных состояниях

Дизайн-мышление помогает в решении задач. Однако для успеха на рынке нужно разработать бизнес-экосистемы, бизнес-модели и системы организации. Вот почему мы комбинируем различные подходы и дизайн-мышление. В зависимости от ситуации это может быть аналитика данных, системное мышление и лин-стартап.

Образ мышления и факторы успеха имеют решающее значение, потому что благодаря им мы способны действовать и задавать правильные вопросы. Это незначительные изменения в нашем мышлении, которые позволяют по-другому ставить вопросы и смотреть на проблемы с других точек зрения.

С точки зрения пользователя

Фокус на людях и потенциальных пользователях решения — это еще один ключевой элемент дизайн-мышления. Затем возникают вопросы осуществимости и экономической жизнеспособности. Этот баланс обычно сопровождает нас до финального прототипа, а часто и дальше.

Таким образом, успешные инновации развиваются из потребностей клиента/пользователя (желаемость), выгодного решения (жизнеспособность) и технической реализуемости (осуществимость).

image

Почему важны три измерения:

  • Они снижают риски, связанные с запуском новых решений.
  • Они помогают командам, организациям и компаниям учиться быстрее.
  • Они приводят нас к инновационным решениям, а не только к решениям, принятым на основе инкрементальной модели.

С помощью дизайн-мышления обычно решают сложные задачи, учитывая, что сложность может существенно отличаться в зависимости от компании и технологии. Пользователь/заказчик, особенно если он технически не подкован, всегда стремится к простому и элегантному решению.
Мы разработали ряд методов и инструментов, которые помогают упростить взаимодействие между людьми и технологиями.

Команда дизайнеров использует процесс дизайн-мышления в качестве инструкции для разработки таких решений. Процесс описан на с. 22.

«Дизайн-мышление — это ориентированный на человека подход к инновациям, который опирается на инструментарий дизайнера, чтобы интегрировать потребности людей, возможности технологий и требования к успеху в бизнесе». Тим Браун, президент и генеральный директор IDEO

Как сбор пазла, но динамически

Описанные здесь инструменты в зависимости от использования позволят достичь баланса между желаемостью, осуществимостью и жизнеспособностью. На каждом уровне тетриса меняются расположение, скорость и последовательность падающих элементов; то же самое происходит с каждой задачей проекта. Мы должны уметь адаптировать соответствующие инструменты под определенную ситуацию. Играя в тетрис, мы можем поворачивать элементы на 90 градусов. Точно так же у каждого инструмента есть варианты, которые позволяют в итоге получить оптимальный результат. Если мы не адаптируем методы и инструменты, то наш проект быстро провалится. На рисунке ниже показано, что происходит постоянно — в каждом микроцикле будет другая ситуация и соответствующая адаптация к ней. От первоначального определения проблемы или формулировки точки зрения до окончательного прототипа применяются различные инструменты и методы.

image

image

Мы должны добиться гармоничного соответствия между проблемой и клиентом, а также между проблемой и решением. Сегодня мы можем создавать индивидуальный опыт и предложения для клиентов с помощью искусственного интеллекта и аналитики больших данных, достигая соответствия «отдельный пользователь/решение». Полученное ценностное предложение должно приводить к оптимальному соответствию между тремя элементами — проблемой, пользователями/клиентами и решением. В цифровом мире ситуация усложняется, поэтому важно решать задачи итеративно.

В целом не следует искать решение в первой же идее или предположении. Дизайн-мышление позволяет реализовывать решения, отвечающие желаниям клиентов, решать реальные проблемы и тем самым приносить пользу клиенту.

Процесс дизайн-мышления

Мы рассмотрим шесть этапов микроцикла дизайн-мышления: понимание, наблюдение, определение точки зрения, поиск идей, прототипирование и тестирование. В конце можно добавить этап Рефлексия, которая помогает учиться на проделанной нами работе. В этом разделе мы хотели бы кратко объяснить фазы микроцикла. В модели «двойного ромба», предложенной Британским советом по дизайну, первые три фазы охватывают проблемное пространство, а следующие три — пространство решений.

Понимание

На первом этапе микроцикла мы должны больше узнать о потенциальном пользователе, его потребностях и задачах, которые он должен выполнить. В то же время мы точнее определяем креативный фреймворк, для которого нужно разработать решения. Для определения задачи проекта мы используем вопросы «ПОЧЕМУ» и «КАК», чтобы расширить или ограничить пространство. На этом этапе помогут «Эмпатическое интервью» (см. с. 57), экстремальные пользователи (с. 79) и 6 типов вопросов (с. 71). Следующие этапы и инструменты помогают узнавать больше о потенциальных пользователях.

Наблюдение

Убедиться в том, верны ли наши предположения, можно только в реальности (с. 97). Поэтому следует отправиться туда, где находятся потенциальные пользователи.

Инструменты вроде AEIOU (с. 107) позволяют наблюдать за пользователями в реальной среде или в контексте соответствующей проблемы. Анализ трендов (с. 119) также проливает свет на технологические и социальные тенденции, благодаря которым можно выявить изменения. Результаты этапа Наблюдение помогают на следующем этапе развить или улучшить персону и точку зрения. Когда мы говорим с потенциальными пользователями, чтобы узнать больше об их потребностях, то должны задавать максимально открытые вопросы. Поможет и структурированное руководство по проведению интервью. Но часто оно просто подтверждает ваши собственные предположения.

image

Определение точки зрения

На этом этапе мы фокусируемся на оценке, интерпретации и взвешивании полученных результатов, которые в итоге перетекают в синтез результата (точка зрения). Для представления результатов используются такие методы, как контекст-мэппинг (с. 133), сторителлинг (см. с. 129) или конус видения (с. 141). Точка зрения обычно формулируется в виде предложения (см. вопрос «Как мы можем…» на с. 125), например для того, чтобы сделать утверждение на основе полученных данных по следующей схеме:

image

Поиск идей

После того как мы определились с точкой зрения, начинается поиск идей. Поиск идей — это шаг к поиску решения проблемы. Обычно применяются разные формы мозгового штурма (с. 151) и определенные техники креативности, например работа с аналогиями (с. 171). Точечное голосование и аналогичные инструменты (см. с. 159) помогают выбрать и кластеризировать идеи.

Прототипирование

С помощью прототипов мы можем быстро и без риска протестировать идеи или решения на потенциальных пользователях. В частности, цифровые решения можно прототипировать с помощью простых бумажных моделей или макетов. Все, что вам понадобится для воплощения идеи, можно легко найти под рукой: бумагу, фольгу, шнуры, клей и клейкую ленту. Различные виды прототипов представлены в разделе «Инструменты» под заголовком «Прототипирование» (с. 187 и далее). Прототипы варьируются от опытных до окончательного. Поиск, формирование и тестирование идей следует рассматривать как один цикл. Они охватывают так называемое пространство решений.

Тестирование

Тестирование должно проводиться после создания каждого прототипа, даже если были разработаны другие функции, опыт или формы. При тестировании важно взаимодействие с потенциальным пользователем и документирование результатов. И здесь пригодится программа тестирования (с. 213). Кроме традиционного тестирования можно использовать цифровые решения, например онлайн-инструменты в рамках A/B-тестов (с. 233). Так вы сможете быстро протестировать прототипы или отдельные функции при участии большого количества пользователей. Тестирование позволяет получить обратную связь, и так вы сможете улучшить прототипы. Мы должны учиться на этих идеях и развивать их до тех пор, пока полностью не убедим пользователей в этой идее. В противном случае откажитесь от идеи либо измените ее.

Рефлексия

Рефлексия — постоянный спутник дизайн-мышления, поскольку именно так мы учимся. Инструменты вроде «ретроспективного парусника» (см. с. 243) или правила обратной связи, в основе которых лежат принципы «мне нравится, я хочу, мне интересно» (см. с. 239), поддерживают этот образ мышления.

Макроцикл дизайн-мышления

В дизайн-мышлении мы проходим микроцикл несколько раз, чтобы сгенерировать как можно больше безумных идей и прототипов в дивергентной фазе, тем самым отточив свое видение. На этапе конвергенции уже более конкретные, с высоким разрешением. Функциональный прототип помогает проанализировать соотношение проблемы/решения для отдельных элементов, прежде чем он превратится в итоговый прототип. Дальше обычно следуют внедрение и вывод на рынок. Сейчас для многих продуктов и услуг также нужна хорошо продуманная бизнес-экосистема, разработанная на основе минимально жизнеспособного продукта (MVP) и минимально жизнеспособной экосистемы (MVE) соответственно. Книга «Дизайн-мышление. От инсайта к новым продуктам и рынкам» разбирает эти понятия. Она идет на шаг впереди и показывает, как можно объединить системное мышление и дизайн-мышление, чтобы применить его к проектированию бизнес-экосистем.

В разделе «Прототипирование» (с. 187 и далее) описаны различные виды прототипов, т. е. этапы разработки от «первых идей» до готового прототипа (прототип «X готов»), их также можно найти в инструменте «Карта исследования» (с. 195).

image

image

Более подробно с книгой можно ознакомиться на сайте издательства
» Оглавление
» Отрывок

Для Хаброжителей скидка 25% по купону — Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это проверенный метод инновационного и творческого решения сложных проблем. В этой статье мы рассмотрим, что такое дизайн-мышление и как его можно использовать в работе дизайнера или предпринимателя.

Если вы новичок и не изучали эту тему, то эта статья как раз для вас. Здесь мы рассмотрим, что такое дизайн-мышление и как его можно использовать в разных сферах деятельности.

Содержание

  1. Что такое дизайн-мышление?
  2. Ценность дизайн-мышления
  3. Этапы дизайн-мышления
  4. 1. Сопереживание
  5. 2. Определение проблемы
  6. 3. Поиск идеи
  7. 4. Прототипирование
  8. 5. Тестирование

Что такое дизайн-мышление?

Дизайн-мышление — это подход ориентированный на человека, он помогает открывать новые возможности, генерировать идеи и проверять гипотезы. Это процесс, с помощью которого создают что-то новое или улучшают то, что уже существует.

  • Что такое дизайн-мышление?

Дизайнерское мышление — это творческий процесс, решать проблемы инновационными способами. Такое мышление помогает быстро разрабатывать идеи и воплощать их в жизнь, создавать прототипы, которые можно протестировать с реальными пользователями.

Такое мышление предполагает сотрудничество между всеми сотрудниками организации – от менеджеров по продуктам, разработчиков или инженеров, до генеральных директоров.

Ценность дизайн-мышления

Сегодня всё больше людей осознают, что процесс дизайн-мышления также может быть хорошей коммерческой стратегией для решения проблем, чтобы повысить удовлетворенность потребителей или чтобы создать бренд, который будет работать для разных поколений.

  • Ценность дизайн-мышления

Дизайнерское мышление — это способ думать о проблемах и решать их.

Стратегия, обычно понимается как измеримый подход к планированию всего, от роста бизнеса до разработки нового продукта.

Дизайн же, часто вызывает мысли о веб-сайтах, визитных карточках, рекламе или упаковке, что мы видим в визуальном или осязаем.

Объединение этих двух дисциплин дает нам стратегию дизайна, или дизайн-мышление, которое ориентируется на на человеческий процесс, который фокусируется на глубоком понимании реальных потребностях пользователей, для эффективного решения проблем. Этот подход лежит в основе большинства крупных компаний: Яндекс, Тинькофф, Сбер и т.д.

Этапы дизайн-мышления

Когда появляется проблема, которую надо решить, первая ваша мысль скорее всего будет: провести исследование, задать вопросы и узнавать больше о ситуации.

  • Этапы дизайн-мышления

Дизайн-мышление начинается с этого же — но вместо того, чтобы просто собирать информацию, оно побуждает думать о том, как бы вы сами решили проблему, если бы у вас было неограниченное время и ресурсы.

Это помогает внедрять инновации разными способами. Например:

  1. разработать новые продукты или услуги, которые нужны потребителям.
  2. улучшить продукты или услуги, которые уже существуют, сделав их более полезными или эффективными.
  3. открыть новые возможности на существующих рынках
  4. или вы придумаете совершенно новые идеи для бизнеса!

1. Сопереживание

Первый шаг в процессе дизайн-мышления — сопереживание пользователям. Это означает, что нужно полностью понять проблему, а также все ее нюансы, в том числе, на кого она влияет и как.

  • Сопереживание в дизайн мышлении

Вам следует:

  1. Понять проблему (кто пострадал, когда это произошло?)
  2. Познакомьтесь со своими пользователями (что их мотивирует, чего они хотят от решения?)
  3. Понять контекст, в котором возникает проблема (как это влияет на жизнь людей? Каковы их мотивы?)
  4. Понять историю этой проблемы (почему это произошло? Кто еще пытался решить эту проблему ранее?)
  5. Определите чувства, связанные с этой проблемой, у разных людей, участвующих в ее решении (как каждый человек относится к своей роли в поиске решения)

2. Определение проблемы

Думайте об этом как о вопросе, но в форме гипотезы. Ваше определение должно охватывать проблему вашего проекта дизайн-мышления, кто в нем участвует и как вы хотите его решить.

  • Определение проблемы дизайн мышления

Задайте опросы:

  1. В чем наша проблема?
  2. Как это влияет на пользователей? Сколько и по какой причине?
  3. Кто мои пользователи? Что я знаю о них?
  4. Зачем нам нужно это решение (почему мы не можем просто оставить все как есть)?

3. Поиск идеи

Когда было определено понимание проблемы, пришло время генерировать идеи. На этапе создания идей дизайн-мышления мы проводим мозговой штурм. Придумывать идеи, нужно выходя за рамки нормального и быть открыты для всех видов возможностей!

  • Поиск идеи в дизайн мышлении

Чтобы определить, какое из множества разработанных решений лучше, нужно создать минимально жизнеспособный прототип (MVP).

MVP — это осязаемое воплощение вашей идеи, оно помогает показать людям, как может выглядеть решение и как оно может работать на них.

Прототип не обязательно должен быть причудливым или сложным; на самом деле, иногда меньшее количество деталей может быть более эффективным, потому что, это заставляет людей сосредоточиться на самом важном и не отвлекаться на те элементы, которые сейчас не так важны.

4. Прототипирование

Прототип — это рабочая модель вашей идеи. Это не готовый продукт, но это больше, чем просто идея — это то, что вы можете показать людям и то, что может заставить их взаимодействовать. Прототипы используются для проверки идей и получения отзывов пользователей, прежде чем приступать к разработке или производству.

  • Прототипирование дизайн мышления

Можно создать прототип разными способами: бумажное прототипирование, вайрфрейминг, кодирование вручную и т. д.

Нужно выяснить, что будет работать, исходя из того, какой тип продукта вы делаете и кто будет его использовать (например, если вы создаете приложение для детей, возможно, бумага — не лучший способ). .

Однако, прототипы должны быть максимально простыми, чтобы их можно было быстро протестировать в соответствии с ожиданиями пользователей или потребностями рынка!

5. Тестирование

Используйте прототип, чтобы проверить насколько реально его разработать и насколько он удобен в использования.
Вот что нужно сделать:

  1. Протестируйте с разными группами людей, включая тех, которые не участвуют в проекте, кто не является частью команды или не знакомы с подобными проектами. Позвольте им использовать прототип в течение нескольких минут и задайте им вопросы об их опыте. Задавайте открытые вопросы, например: «Как вы себя чувствовали, когда этим пользовались?» или «Что было сложного в использовании?»
  2. Понаблюдайте, как пользователи работают над задачей, требующей умения решать проблемы или рассуждать (например, сборка мебели). Посмотрите, как они используют ваш прототип для решения проблем. Делайте заметки об их поведении и реакциях, чтобы вы могли улучшить их позже в будущих итерациях!

Дизайн-мышление — это проверенный метод инновационного и творческого решения сложных проблем. Оно поможет лучше понять клиентов и понять, как они живут, чтобы мы могли создавать продукты или услуги, которые не только эстетически приятны, но и полезны для них.

В этой статье мы рассмотрели все этапы дизайн-мышления от начала и до конца, чтобы вы могли сразу приступить к работе! Рекомендуем также прочитать статью про то, Каким должен быть хороший дизайн.

Чтобы, например, сделать из обычной банковской карты востребованный продукт или избавить детей от страха перед обследованием, воспользуйтесь дизайн-мышлением. Рассказываем, как применять его во всех сферах жизни

Что надо знать о дизайн-мышлении:

  1. Что это такое
  2. Как оно появилось
  3. Какие этапы оно в себя включает
  4. Примеры
  5. Полезные книги

Что такое дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это подход для креативного решения проблем. Он помогает выходить за плоскость привычных и очевидных идей. Чтобы пользоваться дизайн-мышлением, необязательно быть дизайнером. Любой может применять методику в образовании, карьере, бизнесе и повседневной жизни.

Рассмотрим на примере такой ситуации: грузовик застрял под слишком низким мостом в Мичигане. Машина не могла ни проехать вперед, ни сдать назад. Инженеры, аварийная служба, пожарные и водители разрабатывали разные сложные решения, соответствующие их компетенциям. В основном они думали, как разобрать грузовик на запчасти или демонтировать мост. Проблему решил проходивший мимо мальчик: «Почему бы просто не выпустить воздух из шин?» — предложил он.

«Дизайн-мышление задействует возможности, которые есть у всех нас, но которые упускаются из виду при использовании более традиционных методов решения проблем», — объясняет Тим Браун, CEO компании IDEO и автор книги «Дизайн-мышление в бизнесе».

Исследователь, преподаватель ВШЭ и Британской высшей школы дизайна Евгения Черкашина подчеркивает: дизайн-мышление ориентировано на глубокое погружение в опыт людей. Используем аналогии и воображение: представьте, что вы в детстве возвращаетесь домой из школы, а через час вам идти на занятие по танцам. Вам очень хочется есть. Но мама уехала в командировку, поэтому обед делает отец. У него может быть несколько способов сделать суп (или «продукт» в бизнесе).

Неудачный вариант. Папа берет сковородку и готовит нечто, больше похожее на рагу. В этом «супе» много незнакомых специй, он острый и не очень вам нравится. Отец еще и дал вам неудобную ложку в руки. Как создатель, он опирался на собственный опыт, который не соотносится с вашими представлениями об обеде.

Средний вариант. Папа все еще готовит по своему рецепту, но уточняет, любите ли вы перец и чем вам удобнее есть. Он уже учитывает ваши пожелания.

Лучший вариант. Отец дает попробовать суп и спрашивает, понравилось ли вам? Вы отвечаете: «Неплохо, но сейчас хотелось бы съесть чего-то менее жирного, потому что уже через час у меня занятие по танцам». После этого папа быстро делает вам салат. Вы довольны и бодры.

Именно такой комплексный подход к опыту потребителя или пользователя ближе всего к дизайн-мышлению. Оно помогает создавать нужные пользователям продукты и экономить ресурсы компании. Вот некоторые преимущества методики для бизнеса.

  • Ускоренный вывод продукта на рынок

Акцентируя внимание на поиске жизнеспособных решений, можно значительно сократить время, затрачиваемое на проектирование и разработку.

  • Экономия и высокая отдача от инвестиций

Более быстрое продвижение успешных продуктов экономит деньги бизнеса. Кроме того, дизайн-мышление может повысить рентабельность инвестиций до 300%.

  • Рост лояльности потребителей

Ориентированный на пользователей подход повышает их вовлеченность и помогает удержать клиентов в долгосрочной перспективе.

  • Стимуляция инноваций

Вы спорите, отказываетесь от устоявшихся убеждений и пробуете новое. Это побуждает все заинтересованные стороны мыслить нестандартно и развивает культуру инноваций.

Фото:РБК Тренды

Как появилось дизайн-мышление

Впервые термин Design Thinking озвучили в 1968 году в книге «Наука об искусственном». Его использовал профессор Стэнфордского университета Джон Арнольд в своей книге Creative Engineering. Спустя десять лет обладатель Нобелевской премии Герберт Саймон написал книгу The Sciences of the Artificial, в которой сформулировал основные принципы подхода. На протяжении следующих десятилетий дизайн-мышление все плотнее входило в разные сферы жизни и бизнеса.

Позже сообщество экспертов CareerFoundry выделили четыре основных правила дизайн-мышления: человечность, неопределенность, редизайн и осязаемость.

  1. Правило человечности. Независимо от контекста, любая деятельность в итоге носит социальный характер. Инновации должны быть ориентированы на людей.
  2. Правило неопределенности. Чтобы взглянуть на вещи по-новому, нужно экспериментировать, выходя за границы собственных знаний и способностей.
  3. Правило редизайна. Основные потребности человека остаются неизменными, поэтому по сути мы не создаем новое, а только модернизируем уже существующие средства.
  4. Правило осязаемости. Следует воплощать идеи в виде прототипов, чтобы на практике глубже понимать, как решить поставленную задачу эффективнее.

В 1991 году евангелисты дизайн-мышления в студии дизайна IDEO под руководством Дэвида Келли решили сделать из этого подхода понятный процесс. В 2004 году Келли с партнерами открыли в Стэнфорде Hasso Plattner Institute of Design (d.school). Сегодня это главный центр развития дизайн-мышления.

Какие этапы включает дизайн-мышление

В концепции d.school процесс делится на пять фаз. Весь подход носит итерационный характер. Поэтому не стоит воспринимать эти этапы как последовательные шаги. Они могут идти в разном порядке, повторяться или идти параллельно. Рассмотрим их на примере из повседневной жизни — планировании заграничной поездки с друзьями.

Эмпатия

Вам нужно погрузиться в проблемы пользователей, понять их истинные переживания и мотивацию, взглянуть на продукт их глазами.

Если решаете, какой будет ваша поездка с друзьями, узнайте, что они хотят получить от нее. Например, важно будет разобраться, как они предпочитают передвигаться, что планируют увидеть, сколько денег рассчитывают потратить.

Фокусировка

Задача этого этапа — проанализировать полученные данные и систематизировать их. Вам предстоит сформулировать вопрос, который станет ключевым для следующего шага.

Допустим, вашим друзьям нравятся прогулки налегке, исторические и архитектурные достопримечательности, и они не хотели бы тратить много денег. Тогда вопрос будет: как сэкономить и увидеть побольше интересных мест в городе?

Генерация идей

Теперь нужно найти как можно больше разных решений. Откажитесь от критики — она может загубить хорошие предложения. Когда нагенирируете максимум идей, отберите наиболее жизнеспособные.

Размышляя о поездке, вы можете отказаться от багажа в пользу ручной клади — так сэкономите на перелете и, передвигаясь, не будете обременены грузом. Из неочевидных предложений — узнать, есть ли в городе прокат электросамокатов, и воспользоваться им, чтобы быстро перемещаться между точками на маршруте. Это поможет посмотреть максимум достопримечательностей.

Прототипирование

Остается проверить, сработают ли ваши идеи на практике.

Соберите сумку, которая проходит по требованиям к ручной клади. Подумайте, хватит ли этих вещей на время поездки. Если да, закидывайте ношу на плечо, снимайте электросамокат неподалеку от дома и выезжайте на пробный заезд. Покатайтесь в течение дня, чтобы проверить, удобно ли это и хватит ли вам сил в реальном путешествии.

Тестирование

Если прототип работает, масштабируйте его на широкую аудиторию. Изучайте отзывы пользователей и дорабатывайте продукт по результатам обратной связи.

Отправляйтесь в поездку по намеченному плану и анализируйте, насколько удачными были ваши решения. Спрашивайте друзей, что им нравится, а что нет. Вы можете менять какие-то вещи прямо по ходу путешествия или зафиксировать улучшения, которые используете в будущем.

Евгения Черкашина делится следующими советами, которые стоит учесть перед применением дизайн-мышления:

  • постарайтесь забыть все, что вы знаете о людях и их взаимоотношениях;
  • ловите себя на мысли «Я знаю»: останавливайтесь и задавайте больше вопросов;
  • не бойтесь сделать что-то не так. Более того, старайтесь ошибаться. Это и есть итерации. Нас учили делать все на “пятерку”, а за ошибки ставили “двойки”. Поэтому перестроиться сложно, однако без работы над ошибками сложно идти вперед;
  • учитесь — интернет дает множество возможностей. Если захотите выбрать наставника, обращайтесь к практикам — к тем, кто сам работал с проектами, а не с сухой теорией;
  • попробуйте применить метод во взаимодействии с теми, кого уже давно знаете. Вы ощутите, что стали лучше их понимать и чувствовать.

Как корпорации используют дизайн-мышление

Медицина

В госпитале Питтсбурга назрела проблема — дети боялись проходить процедуру МРТ-сканирования, из-за чего родителям приходилось давать им успокоительные. Выход из ситуации нашли в редизайне аппаратов и кабинетов. Чтобы геймифицировать процесс, из пугающего обследования сделали увлекательное приключение для маленьких пациентов. Технику и помещения превратили в пиратские корабли, сказочные подводные царства и космические ракеты. Так без лишних трат и инженерных ухищрений удалось на 19% сократить употребление успокоительных детьми.

«Остров пиратов» — один из 13 специально оформленных радиологических кабинетов в Детской больнице Питтсбурга

«Остров пиратов» — один из 13 специально оформленных радиологических кабинетов в Детской больнице Питтсбурга

(Фото: Today.com)

Транспорт

«Центр обеспечения мобильности пассажиров» в московском метро появился благодаря дизайн-мышлению. Специалисты из лаборатории Wonderfull на себе проверили, что значит перемещаться по метрополитену в инвалидных колясках. Сделав выводы, они разработали ряд решений, которые используются столичной подземкой до сих пор. Служба помощи маломобильным пассажирам работает уже восемь лет.

Страхование

Финансовая компания MLP, занимающаяся в основном страхованием частных клиентов, фиксировала рекордное снижение доверия потребителей. Корпорация использовала дизайн-мышление и посмотрела на проблему с точки зрения пользователей. Тогда стало понятно: чтобы исправить ситуацию, нужно преобразовать свой облик и начать говорить с аудиторией на ее языке.

Компанию спасли два простых решения. Первое — сменить деловую одежду сотрудников на повседневную. Второе — не пытаться сразу продать готовые пакеты услуг, а сперва задавать открытые вопросы, чтобы понять, что подходит клиентам. Первые же опыты привели к росту доверия.

Банкинг

Банк ВТБ хотел создать более востребованную дебетовую карту. Компании удалось понять главную проблему клиентов — высокие ежедневные траты. Исследование помогло выяснить, что значительная часть этих денег уходит на оплату передвижений по городу. Тогда банк выпустил карту со встроенной «Тройкой» и повышенным кэшбэком на транспортные услуги. За первые несколько месяцев ее оформили тысячи москвичей.

Что еще почитать о дизайн-мышлении

  • «Дизайн-мышление в бизнесе», Тим Браун.

Автор — CEO компании IDEO — объясняет, как сделать дизайн частью бизнес-стратегии и максимально использовать его возможности на всех этапах создания продуктов и услуг в разных сферах.

  • «Дизайн привычных вещей», Дон Норман.

Книга о дизайне для недизайнеров, технических специалистов и простых людей. Автор рассказывает, как из привычных вещей создавать приятные, понятные и удобные продукты.

  • «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров», Жанна Лидтка, Тим Огилви.

Авторы рассказывают, как объединить дизайнерский и традиционный деловой подход, чтобы творчески решать бизнес-задачи.

  • «Дизайн-мышление. Все инструменты в одной книге», Оливер Кемпкенс.

Практическое пособие по созданию продуктов с помощью дизайн-мышления. В нем собраны инструменты и методики, проверенные на практике крупными корпорациями.

  • «Придумай. Сделай. Сломай. Повтори», Мартин Томич, Кара Ригли.

Сборник приемов и инструментов дизайн-мышления. Эксперты сопровождают все техники простыми и понятными практическими упражнениями, которые помогут усвоить материал.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кипферон свечи инструкция по применению взрослым в гинекологии
  • Механический таймер розетка инструкция как работает systec
  • Часы макита инструкция на русском языке
  • Домашний медиа сервер upnp dlna http инструкция
  • Ципрофлоксацин тева инструкция по применению таблетки взрослым от чего помогает