Диспетчерское руководство работы подвижного состава пассажирских перевозок автомобильного транспорта

Решение
вопросов, связанных с организацией и
управле­нием перевозок, осуществляется
службой эксплуатации транспорт­ных
предприятий и региональных центров
управления (логистиче­ских центров).

Производственные
пассажирские предприятия представляют
собой основу эксплуатационной
деятельности пассажирского транспорта,
которая обеспечивает удовлетворение
населения в пе­ревозках как конечную
цель транспортной системы.

Каждое
транспортное предприятие имеет в своем
составе пять основных служб: организации
перевозок; техническую; экономиче­скую;
безопасности движения и кадровую.
Основной задачей
тех­нической службы
является содержание подвижного состава
в тех­нически исправном состоянии
за счет его надлежащего хранения,
проведения качественного технического
обслуживания и ремонта.Экономическая
служба
занимается планированием производствен­ной
деятельности предприятий и ее анализом.
Основной задачейслуэ/сбы
безопасности движения
является предупреждение дорож-
но-транспортных происшествий.
Кадровая служба
отвечает за укомплектование
квалифицированными кадрами всех
подразделе­ний предприятия, их учебу
и переподготовку.

Рациональная
организация перевозок, уровень и
качество об­служивания пассажиров,
эффективное использование подвижного
состава обеспечивается в большей
степени службой организации перевозок.
Служба организации перевозок реализует
работу всех других служб, а результаты
ее деятельности определяют основные
технико-эксплуатационные и экономические
показатели.

Пассажирская
служба организации перевозок
выполняет сле­дующие задачи:

разрабатывает
рациональную систему планирования
перевозок и организации движения
подвижного состава применительно к
ме­стным условиям;

обеспечивает
внедрение и функционирование передовых
сис­тем диспетчерского управления
движением автомобилей;

осуществляет
полную, своевременную, комфортабельную
и безо­пасную перевозку пассажиров
с минимальными затратами времени на
поездку;

организует
эффективное использование подвижного
состава и его рентабельную эксплуатацию;

осуществляет
полный сбор проездной платы; создает
условия для высокопроизводительного
труда работни­ков службы;

обобщает
и широко распространяет передовые
методы вожде­ния и передовой опыт
работы;

систематически
проводит работу среди вспомогательного
и дис­петчерского состава по
безопасности движения.

Учитывая,
что в городах с населением более 250 тыс.
чел. под­вижной состав городского
пассажирского общественного транс­порта
состоит не только из различных видов
транспорта (автобус, трамвай, троллейбус,
маршрутные такси), но и принадлежит
раз­личным субъектам, необходимо
наличие единого управления их совместной
работой.

Основными
условиями, которые обеспечивают
возможность совместной эксплуатации
различных видов транспорта являются:

единое
управление всеми видами транспорта,
работающего по согласованному расписанию,
составленному для комплексной маршрутной
системы;

единый
центральный диспетчерский пункт,
координирующий движение через
диспетчерские пункты отдельных видов
городско­го транспорта;

систематическое
одновременное обследование
пассажиропото­ков на всех видах
пассажирского общественного транспорта,
рабо­тающего в городе.

Для
централизованного управления работой
подвижного состава на линии при
территориальных транспортных
объединениях, либо при крупных
транспортных предприятиях, создаются,
как правило, центральные диспетчерские
службы (ЦДС) или логистические цен­тры.
Руководство движением из одного центра,
снабженного ком­плексной системой
информации, обеспечивает принятие
более ра­циональных оперативных
решений, целесообразных и техниче­ски
обоснованных, так как они исходят из
общих задач наилучшего обслуживания
пассажиров на территории населенного
пункта. Основными задачами
диспетчерского управления
являются: повышение эффективности
использования подвижного состава;
улучшение качества транспортного
обслуживания; контроль за своевременным
выпуском подвижного состава на линию;

контроль
за регулярностью движения подвижного
состава и за состоянием обслуживания
пассажиров;

регулирование
движения при отклонениях от расписания
и вос­становление нарушенного
движения;

организация
заказных перевозок пассажиров;
координация работы различных видов
пассажирского транспорта. Одной из
важных задач системы диспетчерского
управления является обеспечение
регулярности движения
подвижного состава на маршрутах.
Движение считается регулярным, если
подвижной состав своевременно
отправляется в рейс, интервалы на всех
оста­новочных пунктах соблюдаются
равными и соответствуют распи­санию
и подвижной состав прибывает в конечный
пункт точно в ус­тановленное расписанием
время.

Регулярность
движения обеспечивается выполнением
двух ус­ловий: при полном (100 %) выполнении
предусмотренных распи­санием рейсов
(необходимое условие) и при точном
соблюдении водителями расписаний
движения с обеспечением регулярности
каждого рейса (достаточное условие).

Рейс
считается регулярным, если водитель
подвижного состава точно отправляется
с начального пункта, своевременно (с
опозданием не более чем на 1 мин)
проследует промежуточные контрольные
пункты и прибудет на конечный пункт
точно по расписанию. Рей­сы, выполненные
с превышением допустимых отклонений
от рас­писания, независимо от причин,
их вызывающих, считаются нере­гулярными.

Следует
различать
регулярность рейса
и
регулярность движе­ния
подвижного состава на маршруте. Отдельные
рейсы могут быть регулярными, а должная
регулярность движения на маршруте в
целом не достигнута.

Качество
обслуживания и регулярность движения
— взаимосвя­занные и не отделимые
друг от друга понятия. С повышением
ре­гулярности движения объем перевозок
увеличивается, равномернее распределяются
пассажиры по транспортным средствам,
обеспечи­вается возможность
своевременной оплаты проезда. При
наруше­ниях регулярности движения
происходит переполнение салона
транспортных средств, снижение доходов
и рентабельности мар­шрута. Неравномерная
загрузка вызывает серьезные колебания
за­трат времени на посадку и высадку
пассажиров, что в свою очередь создает
задержки подвижного состава на
остановках, нарушается установленный
режим работы, повышается расход топлива
(элек­троэнергии), снижается скорость
сообщения и безопасность дви­жения.
Поэтому достижение высокой регулярности
движения явля­ется одной из наиболее
существенных задач службы организации
перевозок транспортных объединений и
предприятий.

Регулярность
движения транспортных средств на
маршруте оп­ределяется коэффициентом
регулярности

Л.-*^. (9-2)

Япл

где
/?ф — количество фактически выполненных
рейсов;

/?фбр— число рейсов, выполненных с нарушением
расписания;

/?пл— плановое количество рейсов, заложенное
в расписании.

Регулярность
же движения определяется в процентном
выра­жении:

р
= — Ф . 100%. (9.3)

д Е>

Япл

Допуски
возможных отклонений от расписания
устанавливают­ся дифференцировано
в зависимости от интервала движения,
сложности и протяженности маршрута и
т. д. Некоторые транс­портные объединения
вводят дифференцированную систему
опла­ты в зависимости от достижения
плановой регулярности движения.

Диспетчерское
руководство
на городском пассажирском транспорте
включает в себя весь комплекс работ по
подготовке и организации выпуска
подвижного состава на линию,
непосредст­венному управлению их
движением на маршрутах и своевремен­ному
возвращению в транспортные предприятия.

Диспетчерское
руководство подразделяется на
внутрипарковое и линейное.

Внутрипарковоепредусматривает: контроль за подготовкой
к выпуску; подготовку документации на
выпуск; организацию своевременного
выпуска и контроль времени выезда на
линию; контроль и учет времени возвращения.

Линейноеруководство включает в себя: оперативный
постоян­ный контроль за соблюдением
каждым транспортным средством маршрутного
расписания; регулирование движения;
восстановле­ние нарушенного движения;
рациональное использование резерв­ного
подвижного состава; координацию движения
различных ви­дов транспорта;
осуществление мер по оперативному
регулирова­нию движения; принятие
мер по оказанию технической помощи;
подготовку суточной отчетности.

Как
было отмечено ранее, для централизованного
управления работой подвижного состава
при территориальных органах управ­ления
(логистических центрах) и крупных
транспортных предпри­ятиях создаются
объединенные диспетчерские службы.
Организа­ционная структура и штатная
численность аппарата пассажирской
диспетчерской службы (логистических
центров) устанавливается для каждого
населенного пункта по суточному объему
перевозок в целом по городу в зависимости
от протяженности и конфигура­ции
маршрутной сети, числа транспортных
предприятий, количе­ства подвижного
состава на линии, а также методов
обработки и анализа информации о работе
подвижного состава.

Работа
диспетчерских служб строится по трем
основным на­правлениям: сбор информации,
организация контроля за движени­ем
подвижного состава и управление
перевозочным процессом. Информация,
поступающая с линии, является исходным
материа­лом для организации управления
и регулирования перевозок пас­сажиров.
С целью отыскания рациональных и
обоснованных реше­ний, направленных
на совершенствование перевозочного
процесса, технологический процесс
должен предусматривать различные
ме­тоды контроля за работой подвижного
состава, позволяющие иметь достоверную
информацию. Контролю подвергается
выпуск под­вижного состава на линию
и время его работы, выполненное число
рейсов, регулярность движения, простой
на линии, качество пере­возки пассажиров
и безопасность движения. Поступающая
инфор­мация направляется в
соответствующие подразделения для
анали­за и принятия необходимых
решений по управлению процессом
перевозок.

Организация
работы автобусного отделения диспетчерской
службы предусматривает различные
методы управления
по обес­печению регулярной работы
автобусов в целом по обслуживаемо­му
району, которыми пользуются в зависимости
от оперативной обстановки и особенностей
работы автобусов на каждом маршруте.
Всего насчитывается десять таких
методов.

  1. Ввод
    автобуса в расписание за счет повышения
    скорости со­общения. Этот метод (в
    целях безопасности) допускается только
    в том случае, если опоздание автобуса
    составляет не более 5 % времени рейса.

  2. Задержка
    автобуса на конечных остановках.

  3. Ввод
    автобуса в расписание за счет снижения
    скорости со­общения.

  4. Увеличение
    интервала отправления двух смежных
    автобусов с конечных остановок при
    выбытии одного автобуса с маршрута.

  5. Отправление
    автобуса по оперативному интервалу
    при вы­бытии двух и более автобусов
    маршрута. В этом случае диспетчер
    устанавливает для всех автобусов
    данного маршрута новый интер­вал,
    определяемый отношением времени
    оборота к фактическому числу автобусов,
    оставшихся на маршруте.

  6. Отправление
    автобусов в укороченный рейс. Этим
    методом пользуются в случаях превышения
    времени возможного нагона в оче­редном
    рейсе.

  7. Сокращение
    отстоя на конечных остановках, но не
    более времени, необходимого водителю
    для обеспечения безопасной ра­боты
    на маршруте.

  8. Использование
    резервных автобусов с целью замены
    выбыв­ших или в случаях резкого
    увеличения пассажиропотока.

  9. Отправление
    автобусов по измененному направлению.

  10. Переключение
    автобусов с одного маршрута на другой.

При
организации движения автобусов на
пригородных и меж­дугородных маршрутах
управление работой затруднено.
Диспетче­ризация на таких маршрутах
осуществляется по принципу террито­риального
обеспечения, т. е. только на участках
маршрутов, прохо­дящих в зоне действия
регионального центра. Диспетчерское
управление движением организуется и
выполняется, как правило, аппаратом
диспетчеров объединений автовокзалов
и автостанций. Поскольку маршруты и
перегоны имеют значительную протяжен­ность
и автобусы продолжительное время
находятся в рейсе, дис­петчерский
контроль и управление движением их
осуществляется как по маршрутам в
целом, так и по перегонам. Основными
зада­чами диспетчерского управления
движением автобусов в этом слу­чае
являются:

контроль
за своевременным прибытием и отправлением
авто­бусов по каждому предусмотренному
расписанием остановочному пункту,
регулярностью движения;

оформление
документации;

прием
и отправление автобусов в рейс;

управление
движением автобусов на маршруте с целью
ликви­дации отклонений от расписания
и восстановления нарушенного движения;

перераспределение
автобусов и использование резерва;
слежение за колебаниями спроса на
перевозки и своевременная передача
информации о серьезных изменениях
пассажиропотоков; оказание технической
помощи;

передача
сведений о наличии свободных мест и
времени от­правления автобусов.

Отправление
автобуса в рейс производит дежурный
диспетчер по посадке, который проверяет
соответствие наличия пассажиров в
автобусе ведомости продажи билетов.
После отправления автобу­са диспетчер
сообщает на ближайший остановочный
пункт факти­ческое время его отправления
и наличие свободных мест. В случае
задержки автобуса более чем на 20 мин
диспетчер обязан сообщить об этом на
следующий остановочный пункт, а при
опоздании более часа — по всему маршруту.

Эффективное
управление движением легковых
автомобилей- такси в городах возможно
при его централизации в виде таксомо­торного
отделения логистического центра или
центральной дис­петчерской станции.

Диспетчерское
управление работой автомобилей-такси
должно обеспечивать: своевременный
выпуск на линию автомобилей-такси
согласно разработанным и утвержденным
графикам выпуска; цен­трализованный
прием и своевременное исполнение
предваритель­ных заказов на
автомобили-такси; централизованное
регулирова­ние рассредоточением
свободных автомобилей-такси по районам
города и стоянкам в зависимости от
фактического спроса на таксо­моторные
перевозки.

Технологический
процесс централизованного управления
дви­жением автомобилей-такси состоит
из трех подсистем: информа­ции,
контроля и регулирования. Таксомоторное
отделение, исполь­зуя в работе
информацию, поступающую от линейных
диспетчеров таксомоторных стоянок,
разъездных диспетчеров, водителей
ра­диофицированных такси, пассажиров,
а также АТП и объединений, как правило,
обеспечивает достаточно полное
удовлетворение спроса на таксомоторные
перевозки и контроль за работой такси
на линии. Во многом качественное и
своевременное обслуживание
ав­томобилями-такси зависит от уровня
и организации контроля за их работой.
На основании данных контроля и поступающей
информа­ции диспетчерский аппарат
таксомоторного отделения логистиче­ского
центра ЦДС осуществляет оперативное
управление работой такси на линии.
Основным принципом диспетчерского
управления является обеспечение
максимально полного соответствия
распре­деления свободных автомобилей-такси
по времени и территории города
фактическому спросу на таксомоторные
перевозки.

Руководство
таксомоторными перевозками существенно
облег­чается при оборудовании
автомобилей-такси радиопереговорными
устройствами. Водитель радиофицированного
такси и диспетчер логистического центра
ЦДС поддерживают между собой прямую
радиотелефонную связь. Диспетчер
передает водителю заказ на выполнение
перевозки пассажиров, одновременно
сообщая по те­лефону клиенту
государственный номер автомобиля-такси
и район его вызова. О выполнении перевозки
по заказу водитель информи­рует
диспетчера. При отсутствии заказов
такси работает в обычном режиме. Водители
нерадиофицированных такси получают
указания от диспетчеров логистического
центра ЦДС через линейных и разъ­ездных
диспетчеров, а также на телефонизированных
таксомотор­ных стоянках.

Непрерывный
рост численности городского населения
и в связи с этим расширение городской
транспортной сети, повышение ин­тенсивности
движения городского транспорта и рост
объемов пе­ревозок приводят к
значительному усложнению процессов
управ­ления пассажирскими перевозками.
Успешное решение этой задачи невозможно
без широкого применения технических
средств кон­троля и управления
движением, включая ЭВМ и внедрения
интел­лектуальных транспортных
систем: системы приоритетного дви­жения
на светофорах; системы определения
местонахождения транспортного средства;
системы автоматического учета
пассажи­ров; системы автоматического
сбора платы за проезд и др.

Понятие

Диспетчерская система руководства перевозками – это учреждение, которое контролирует работу автобусов, троллейбусов, маршруток, другого городского транспорта. Для осуществления данных целей была разработана автоматизированная система. Она позволяет охватить все уровни операторского управления. Сведения из нее передаются с помощью ГЛОНАСС (GPS). Функционирует она круглосуточно.

Единая система позволяет сотрудникам контролировать движение транспортных средств и выявлять нарушения, допущенные водителями. Например, превышение допустимого скоростного режима. Помимо этого, несколько лет назад у операторов появилась возможность связываться с шоферами напрямую, через рабочий компьютер.

Служебные обязанности сотрудников учреждения:

  • улучшение регулярности движения на дорогах общего или специального пользования;
  • контроль за состоянием транспортного обслуживания;
  • регулирование перемещения подвижного состава;
  • обеспечение БДД.
     

На протяжении всего рабочего дня сотрудники государственной компании общаются со штатными водителями, руководством, пассажирами. В связи с этим к ним предъявляют повышенные требования к личным и профессиональным качествам.

На заметку! Диспетчер решает все организационные вопросы, касающиеся выполнения частных или бюджетных перевозок.

Любые ошибки, допущенные работниками дорожного диспетчерского центра, приводят к простоям на маршруте следования и ДТП. Это влечет за собой дополнительные материальные издержки. Операторское управление подразумевает исполнение ранее установленного суточного плана перевозок, а также его оперативное изменение.

Если на дорогах возникают дорожно-транспортные происшествия, специалист должен корректно распределить пассажиропоток. Помимо этого, диспетчеризация включает в себя проведение инструктажей, отслеживание укомплектованности автобусов и других средств передвижения.

Необходимость

ДЦУП – это важный элемент транспортной структуры. Благодаря деятельности данного центра достигается производительное и при этом бюджетное использование подвижных составов. Управление перевозками осуществляется в режиме реального времени, что повышает ответственность сотрудников, а также сложность их работы.

Выполнение заданий по организации диспетчерского руководства перевозками, главные функции и задачи:

  1. Выполнение суточного плана по перевозкам пассажиров или грузов.
  2. Руководство движением городского, другого транспорта.
  3. Рациональное распределение ТС.
  4. Контроль за своевременным выпуском автомобиля на линию.
  5. Координация работы штатных водителей.
  6. Оформление документации.
     

Сотрудники центра ведут учет по перевозкам, обрабатывают входящие звонки, сообщения от населения города. Операторы должны следить, чтобы рейсы выполнялись в рамках установленного расписания. Благодаря этому формируется регулярность движения. Если это диспетчерское руководство работы подвижного состава грузового транспорта, то здесь организовывается своевременный привоз товаров.

Функции

Функции сотрудников дорожного диспетчерского центра управления перевозками определяются на основании специфики, а также размеров конкретного учреждения. Главная цель ДЦУП – оперативное управление всеми транспортными операциями. Как правило, за всеми работниками учреждения закрепляется определенный маршрут или группа маршрутов. Диспетчеризация может распределяться по видам ТС.

Независимо от места работы, операторы центра должны подготавливать и документально сопровождать каждую перевозку. Помимо этого, работникам нужно проверять экипировку подвижного состава перед выпуском на линию, анализировать работу водителей в конце рейса, оформлять отчеты.

Обязанности всех сотрудников ДЦУП закрепляются в ЕКС, а также внутренних должностных инструкциях. Это позволяет оптимизировать транспортные процессы и деятельность операторов.

Задачи

Дорожный диспетчерский центр управления перевозками следит за качеством обслуживания, а также регулярностью движения. В результате этого происходит равномерное распределение пассажиров по транспортным средствам и обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.

На заметку! Сбои в работе ДЦУП приводят к переполнению ТС, снижению доходов, рентабельности маршрутов следования. Впоследствии это влияет на установленный режим работы, расход топлива, безопасность движения.

Формирование высокой регулярности движения – это наиболее существенная задача центра. При возникновении непредвиденных ситуаций сотрудники центра оказывают оперативную техническую помощь автомобилям или водителям. 

Структура

Структура диспетчерской службы автотранспортного предприятия зависит от его специфики и количества отделов. Сотрудники службы выполняют большой список задач, поэтому штат компании должен быть укомплектован. В противном случае ДЦУП не сможет выполнять свои задачи и функции на нужном уровне.

Операторы следят за тем, чтобы техника своевременно выезжала на линию, а также возвращалась на стоянку. В их должностные обязанности входит организация перевозки, разработка маршрута, документальное сопровождение, др. В связи с этим структура учреждения является достаточно непростой. Кадры ДЦУП делятся на два подразделения: руководящий и исполнительный аппарат.

Руководящие аппараты

Диспетчерское руководство работы подвижного состава пассажирских перевозок состоит из начальника, а также старшего и маршрутного оператора. Данные сотрудники управляют эксплуатационными работами дорог, отделениями, станциями. Они отвечают за беспрепятственное движения транспортных средств, их ремонт и экипировку.

Руководящий аппарат устанавливает режим труда и отдыха для остальных работников, создает оптимальные условия для выполнения должностных обязанностей, др.

Исполнительные аппараты

Исполнительный аппарат – это сотрудники, которые отвечают за работу на линии промежуточных, конечных пунктов. Сюда входят:

  • операторы, налаживающие связь между всеми подразделениями транспортного предприятия;
  • специалисты, ответственные за анализ движения;
  • другие работники компании.
     

Диспетчерское управление таксомоторными перевозками и другими транспортными операциями возлагается на ДЦУП. Данная структура отслеживает все происходящие процессы.

Основные правила

В своей работе дорожный диспетчерский центр опирается на действующие правила. Прежде всего руководство действиями должно реализовываться по заранее утвержденным приказам предприятия. Например, внутренним распоряжениям или постановлениям. Система службы контролирует движение городского и другого транспорта, а работа в населенных пунктах осуществляется по маршрутному принципу.

На заметку! К правилам ДЦУП относится отрицание децентрализованного управления.

Руководить центром может только вышестоящий аппарат или структуры. Данные требования являются главными. С их помощью сотрудники выполняют задачи по организации диспетчеризации.

Действия при нарушении БД

Дорожное движение – это зона повышенной опасности. Сотрудники ДЦУП должны организовывать безаварийное следование транспортных средств, а также сохранность пассажиров или грузов. Тем не менее в процессе работы могут создаваться предпосылки для потерь материальных ценностей или человеческих жизней в условиях эксплуатации ТС.

Виды нарушений БД:

  1. Прием автомобиля на занятый путь.
  2. Отправление транспортного средства на занятую линию.
  3. Прием машины или ее отправление по неготовому маршруту.
  4. Столкновение ТС.
  5. Сход авто.
  6. Остановка с занятием его более 1 часа сверх установленного расписанием.
  7. Развал груза в пути следования.
     

Действия при нарушении безопасности движения разрабатываются в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. При установлении нормативов руководители берут за основу экономические и этические подходы. Прежде всего на предприятии будет проведено служебное расследование нарушения. Полученные результаты предоставляются в Управление.

Применение новых технологий

Полноценная работа ДЦУП невозможна без современного оснащения. Оно должно быть исправным. В противном случае сотрудники не смогут исполнять свои обязанности. Согласно документам, в дорожном диспетчерском центре управления перевозками должны быть:

  • связь посредством телефона, рации;
  • поисковая, производственная сигнализация;
  • пульты диспетчеризации;
  • устройства для непрерывной записи звука;
  • картотеки;
  • факсы, сканеры;
  • приборы для передачи световых сигналов;
  • датчики-манипуляторы;
  • телевизоры, мониторы.
     

От качества техники зависит не только работа операторов, но и жизни людей.

Виды

Чтобы диспетчерская служба эффективно выполняла поставленные задачи, было создано несколько подразделений. Каждый из видов имеет собственную зону ответственности, функции, др.

Грузовое

Сотрудник грузового отдела должны организовывать своевременный привоз товаров. Помимо этого, они заполняют нужную документацию и предоставляют отчеты. К услугам логистических компаний обращаются как частные, так государственные учреждения.

Для осуществления поставки оператор должен подобрать транспортное средство с учетом технических характеристик груза, а также пожеланий клиента. Впоследствии он сопровождает транспортировку до пункта назначения, координирует водителя, др.

На заметку! ЦДС разрабатывает рациональные маршруты следования, что повышает коэффициент использования пробега автомобилей и позволяет добиться равномерного распределения объема транспортной работы.

Пассажирское

Централизованное управление пассажирскими перевозками обеспечивает принятие более оперативных решений, целесообразных, а также технически обоснованных. Операторы диспетчерского учреждения организуют заказные и частные сделки, следят за их исполнением. Они координируют деятельность различных видов транспортных средств.

При пассажирских перевозках диспетчер контролирует перемещение автомобилей по маршруту, определяет резервные машины, контролирует действия штатных водителей. Также ему нужно исполнять суточный план. Особенно, если сотрудник работает в государственном учреждении.

При халатном выполнении (или неисполнении) служебных обязанностей оператору могут вынести строгий выговор или назначить штраф. Размер санкций зависит от тяжести правонарушения и последствий, которые оно повлекло. При повторяющихся проступках работника отстраняют или увольняют с должности.

Внутрипарковое

Внутрипарковая диспетчеризация выполняется перед выпуском транспортных средств на линию, а также после их возращения на служебную стоянку.

Что делают операторы ДЦУП:

  1. Выписывают, заполняют путевые листы.
  2. Обрабатывают сопроводительную документацию.
  3. Проверяют экипировку подвижного состава.
  4. Анализируют работу водителей, ТС.
     

В конце рабочего дня сотрудники оформляют отчеты. Все действия должны выполняться в соответствии с установленным планом.

Линейное

Линейная диспетчеризация осуществляется во время движения подвижного состава по маршруту следования.

Задача

Описание

Контроль перемещения транспортного средства

Автомобиль должен ехать по разработанному графику. Допустимы только небольшие отклонения

Помощь при ДТП

ДЦУП должен оказывать своевременную помощь водителям при возникновении аварий. В том числе медицинскую и психологическую

Координировать действия ТС

Сотрудники следят за взаимодействием разных видов транспортных средств, обеспечивая тем самым БДД

Анализируют работу

Составляют отчеты

Линейное управление перевозками подразумевает и рациональное использование резервного транспорта. Данные методы руководства эффективны как в теории, так и на практике.

Центральное

Центральная диспетчеризация реализуется в составе транспортных управлений. Количество филиалов на его работу не влияет. Данное подразделение следит за перемещением городского транспорта. Все действия происходят по разработанному плану. Для этого применяется прямая, проводная, радиотелефонная связь.

На заметку! Количество сотрудников регламентируется действующими правовыми актами. На размер штата влияет, сколько транспортных средств выпускается в рейс, число маршрутов и объем информации, которую нужно проанализировать за рабочий день.

Центральное управление состоит из руководства, отдела по планированию, информационно-технологического центра. Также здесь числятся инженеры по программному сопровождению.

Особенности диспетчера

Диспетчер – это сотрудник, который организует перевозку из одного пункта в другой. Оператор снимает с компании ряд задач и вопросов. Согласно ЕКС, он должен подбирать автомобиль, составлять маршрут, координировать работу водителей. Также диспетчер отслеживает передвижение транспортного средства, решает конфликтные ситуации и устраняет любые недочеты.

Если во время рейса шофер получил травму или заболел, автооператор должен сообщить об этом руководству. В должностных обязанности такого сотрудника входит документальное сопровождение доставки.

Для чего нужен

Диспетчер должен обладать нужными умениями и навыками. В противном случае он не сможет выполнять условия договора, что приведет к дополнительным материальным издержкам.  

Независимо от места работы оператор должен уметь:

  • координировать действия водителя;
  • проводить инструктажи по БДД;
  • разрабатывать маршруты перемещения транспортного средства;
  • подбирать машины, а также ставить их на резерв;
  • составлять нужные документы;
  • регулировать взаимодействие наземных ТС с другими автомобилями.
     

Также оператору нужно оказывать оперативную помощь в случае попадании водителя в дорожно-транспортное происшествие.

Требования

Оператору достаточно иметь начальное или среднее специальное образование. При необходимости он может получить высшее образование.

Требования

Номер

Код

Уровень образования

Опыт работы

1

23.02.03

Специальность
«Техническое обслуживание, ремонт автомобильного транспорта»

Нет

2

23.00.00
 

Специальность
«Техника, технологии наземного транспорта»

Нет

3

Курсы

Профильная переподготовка

Да

Претендовать на должность диспетчера может соискатель, который окончил курсы и прошел соответствующую профильную подготовку. В своей работе он может руководствоваться только действующими нормативно-правовые актами, поэтому в его служебные обязанности входит и изучение действующих законов.

На заметку! Оператор должен разбираться в транспортных и погрузочно-разгрузочных процессах. Знание специфики поможет организовывать перевозки на высоком уровне.

Помимо этого, оператору нужно прочесть правила и нормы охраны труда, видами транспортировок, порядком их исполнения и дальнейшего учета.

Регламентация

Требования к диспетчеру по грузоперевозкам установлены ЕКС. Этот документ представляет собой единый справочник, направленный на тарификацию деятельности сотрудников и присвоение разрядов с учетом выслуги, а также служебных достижений. При этом работа оператора регламентирована несколькими нормативно-правовыми актами:

  • ФЗ №259 от 08.11.07;
  • ФЗ №16 от 09.02.07;
  • ФЗ № 87 от 30.06.03;
  • ФЗ №196 от 10.12.95.
     

Также диспетчеру нужно изучить трудовой кодекс.

Ответственность

Диспетчер по перевозкам несет материальную и другую ответственность. Из-за допущенных оператором ошибок на предприятии могут возникнуть дополнительные материальные издержки, срывы установленных сроков и других условий договора.

На заметку! Сотрудника могут привлечь к ответственности в соответствии с трудовым или гражданским кодексом.

Наказание вменяется в следующих случаях: халатное исполнение (или неисполнение) должностных обязанностей, нарушение техники безопасности и причинение организации материального ущерба. Если действия диспетчера нанесли вред физическому здоровью окружающих, в силу вступает уголовный кодекс. В зависимости от тяжести правонарушения оператор может получить дисциплинарное взыскание, выговор, отстранение, штраф или увольнение.

Диспетчерская и транспортная экспедиция – этот востребованные операции как в России, так и за границей. Управление перевозками происходит из единого центра. Это позволяет принимать рациональные решения, а также эффективно управлять движением на дорогах общего или специального назначение. Связующим звеном между разными подразделениями компании является оператор. Он налаживает связь между всеми сотрудниками и решает вопросы, которые связанные с логистикой.

Обновлено: 22.09.2023

Глобальная навигационная спутниковая система

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМ ПАССАЖИРСКИМ ТРАНСПОРТОМ

Требования к архитектуре и функциям

Global navigation satellite system. Urban passenger transport dispatcher control systems. Requirements for architecture and functions

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Научно-технический центр современных навигационных технологий «Интернавигация» (ОАО «НТЦ «Интернавигация»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 ноября 2013 г. N 61-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 апреля 2014 г. N 349-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32422-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2014 г.

5 Стандарт подготовлен на основе применения ГОСТ Р 53860-2010

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2018 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные навигационные системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом.

Настоящий стандарт устанавливает требования к архитектуре и функциям автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом с применением глобальной навигационной спутниковой системы.

Настоящий стандарт предназначен для использования при проектировании автоматизированных навигационных систем диспетчерского управления городским пассажирским транспортом.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 система диспетчерского управления транспортом: Информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для информационно-навигационного обеспечения процессов управления и эксплуатации транспортных средств, а также для обеспечения безопасности их применения.

2.2 автоматизированная навигационная система для автомобильного и городского электрического транспорта: Автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, предназначенная для обеспечения надежного централизованного диспетчерского управления автомобильным и городским электрическим транспортом на основе использования глобальной навигационной спутниковой системы и формирования объективной информации о его функционировании.

3 Требования к архитектуре системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом

Элементами архитектуры системы являются следующие объекты, службы и органы управления системы:

— органы общего управления и контроля (городская администрация, управление по транспорту и связи и т.д.);

— объекты оперативного управления процессом пассажирских перевозок;

— пассажирские предприятия автомобильного транспорта;

— органы, осуществляющие сбор статистической информации о выполнении транспортной работы;

— сервисные центры по техническому обслуживанию мобильного и стационарного оборудования системы;

— организации, обеспечивающие дополнительные функции управления (потоками информации, транспортными потоками и т.д.);

— организации, использующие информацию о процессе пассажирских перевозок на маршрутах городского пассажирского транспорта;

— технические комплексы, обеспечивающие выполнение функций управления;

— комплексы средств, сетей и линий связи, обеспечивающих связь между организационными элементами системы, передачу информации и управляющих воздействий для выполнения задач управления пассажирскими перевозками, стоящих перед системой.

4 Требования к функциям системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом

4.1 Система должна автоматизировать в полном объеме технологии диспетчерского управления процессом пассажирских перевозок на городском пассажирском транспорте, в т.ч.:

— оперативное (текущее) планирование;

— учет и контроль;

— оперативное регулирование перевозочного процесса, в т.ч. при возникновении сбойных ситуаций на маршрутной сети;

— получение оперативных справок о ходе перевозочного процесса;

— получение отчетных данных о выполнении транспортной работы.

4.2 Для обеспечения комплексной автоматизации процессов диспетчерского управления система должна включать в себя следующие функциональные подсистемы:

— оперативное планирование перевозок;

— оперативное регулирование движения подвижного состава на маршрутах;

— автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения;

— формирование отчетных данных об исполненном движении;

4.3 Подсистема «Оперативное планирование перевозок» должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций подготовки технологического процесса управления пассажирскими перевозками, формирования и ведения баз маршрутных расписаний и справочной информации.

На уровне данной подсистемы обеспечивается сопровождение электронной карты (схемы) города и пригородной зоны, нанесение на электронную карту и корректировка маршрутной сети.

Одной из основных функциональных составляющих подсистемы является формирование и передача в центральную диспетчерскую станцию в режиме корпоративной сети файла наряда, подготовленного на следующие оперативные сутки, а также корректировка информации:

— справочников водителей и транспортных средств;

— текущего наряда по фактическим данным выпуска транспортных средств на линию.

Подсистема обеспечивает передачу информации в центральную диспетчерскую станцию в режиме корпоративной сети в виде файлов для оперативной работы.

4.4 Подсистема «Оперативное регулирование движения подвижного состава на маршрутах» должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций оперативного регулирования перевозочного процесса.

При возникновении любых внешних (дорожно-транспортные происшествия, аварии, пробки и т.п.) и внутренних (недовыпуск, опоздания, сход, простой транспортного средства) возмущений система должна обеспечить плановый или близкий к нему интервал движения действующим на маршруте подвижным составом.

При реализации этой технологии в системе должен быть предусмотрен режим корректировки расписаний движения транспортных средств и отображение скорректированного расписания на бортовой дисплей водителя транспортного средства.

После ликвидации последствий возникновения нештатных ситуаций работа транспортного средства на маршруте должна производиться в соответствии с заданным планом — расписанием движения.

4.5 Подсистема «Автоматизированный учет, контроль и анализ маршрутизированного движения» должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций учета и контроля выпуска подвижного состава на маршрутную сеть, открытия движения, начала работы подвижного состава на линии, движения подвижного состава на маршрутах, времени завершения транспортной работы на линии, а также дополнительные функции по учету работы подвижного состава электротранспорта (трамваев).

4.6 Подсистема «Формирование отчетных данных об исполненном движении» должна обеспечивать автоматизированное выполнение функций формирования всей отчетной информации системы.

4.7 Подсистема «Информирование пассажиров» должна обеспечивать автоматизированное выполнение следующих функций:

1) формирование и выдачу информации на остановочные табло для пассажиров о расчетном времени прибытия транспортных средств на остановку;

2) передачу на Интернет-сайты данных о расписании движения транспортных средств;

3) ежесуточное формирование информации о расписаниях движения транспорта по маршрутам (с учетом всех имеющихся на текущий день изменений);

4) передачу информации об актуальных расписаниях движения транспорта по запросам пользователей на мобильных сотовых телефонах, на уличных информационных киосках, на информационно-справочных сайтах в сети Интернет, а также для информирования населения через справочный центр информационного обслуживания.

4.8 Задачами системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом с применением глобальных навигационных спутниковых систем являются:

— автоматизированное текущее (оперативное суточное) планирование;

— инструментальный учет транспортной работы;

— автоматический контроль выполнения расписаний движения за счет определения местоположения транспортных единиц;

— оперативный анализ и получение оперативных справок о выполнении расписаний движения;

— оперативное регулирование движения на маршруте и на конечных остановках;

— визуализация местоположения транспортных средств на электронной карте города, выводимой на экран монитора диспетчера;

— быстрый вызов машины техпомощи;

— представление населению информации о фактическом движении транспорта.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, диспетчерское управление, архитектура, центральная диспетчерская служба, пассажирские перевозки, городской пассажирский транспорт

Диспетчерское управление пассажирскими перевозками – осуществляется с целью контроля за работой сотрудников по перевозкам, для оказания качественных услуг и обеспечения высокопроизводительного и экономичного использования подвижных составов, обеспечивая безопасность, качество и точные сроки осуществления перевозок.

Что входит в систему работы диспетчерского состава:

Диспетчер должен контролировать выход транспорта на линию по расписанию и его возвращение на стоянку предприятия в точно указанное время;

Обязан следить за тем, что автомобиль прошел все погрузочные и разгрузочные пункты, а также контрольно-пропускные;

Если количество заказов, превышает обычный лимит, диспетчер должен контролировать процесс увеличения или уменьшения транспорта на маршрутных перевозках, для облегчения процесса работы;

Регулирование обратной дороги автомобиля, диспетчерская служба, отвечает за то, чтобы автомобиль ехал обратно также загруженным;

Быстрое реагирование на возникновение возможных неполадок и срывов работы во время поездки транспорта;

Оказание необходимой помощи автомобилям, которые находятся на вызове.

Во время работы, все автомобили подчиняются диспетчерской службе и находятся под её контролем, или же под руководством старшего водителя. Диспетчерская служба, для упрощения своей работы и грамотного контроля за происходящим, использует специальное оборудование. Таксометры, спидометры, термографы, кассовые аппараты и многое другое.

Приборы, используемые для контроля за диспетчерскими перевозками

Тахограф – фиксирует скоростной режим водителя и его передвижения, в процессе работы, во время отдыха и т. д. Данное устройство позволяет следить за скоростным режимом водителя, часами его работы и отдыха.

Автоматизированные системы управления – позволяют контролировать прибытие и отъезд автомобиля с рабочей станции.

Читайте также:

      

  • Законы царя соломона кратко
  •   

  • Вчера состоялся консилиум на котором учителя должны были решить исключить из школы хулигана
  •   

  • Кратко о себе пример для сайта
  •   

  • Контроль силовых качеств кратко
  •   

  • Политическая система дойча кратко

1.

Тема 8. Лекция 1 по дисциплине
«Пассажирские перевозки»
Кандидат технических наук, доцент
САВИНОВСКИХ
Андрей Геннадьевич

2.

Тема 9. Лекция 1.
Диспетчерское
руководство
пассажирскими
перевозками

3.

Вопросы
руководство
движением автобусов и легковых
автомобилей.
2. 2.Автоматизация
управления
перевозками пассажиров.
1. 1.Диспетчерское

4.

1. Диспетчерское руководство
движением автобусов и легковых
автомобилей.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

2.Автоматизация управления
перевозками пассажиров.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

Рекомендуемый список литературы:
1. Ларин О.Н. Организация пассажирских перевозок: Учебное
пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 104 с..
2. Спирин И.В. Организация и управление пассажирскими
автомобильными перевозками: Учеб. – М.: Издательский
центр «Академия», 2003. – 400 с.
3. Пассажирские автомобильные перевозки: Учебник для
вузов / В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Вельможин, С. А.
Ширяев; Под ред. В. А. Гудкова. — М.: Горячая линия — Телеком,
2010.

60. Спасибо за внимание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по ремонту ленд крузере 100
  • Купить книгу руководство по красному камню
  • Свечи с индометацином инструкция по применению для мужчин при простатите
  • Руководство составом оркестра
  • Руководство федерального дорожного агентства