Директивное руководство государства экономикой это плановая

Понятие экономической системы

Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена, распределения и потребления экономического продукта.

Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.

Тип экономической системы характеризует:

  • формы собственности;
  • способы распределения ограниченных ресурсов;
  • способы регулирования экономики.

Далее перечислим основные типы экономических систем.

Домашний лицей для 5–11 классов

Занятия где и когда удобно, 10+ кружков на выбор, никакого стресса с домашками и нудных родительских собраний

Домашний лицей для 5–11 классов

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

  1. Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

    Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

  2. Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

    Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

  3. Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

    Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

  4. Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

    Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Типы экономических систем

Поможем закрепить новый материал на онлайн-уроках обществознания.

Выберите идеального репетитора по обществознанию

15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения

Выберите идеального репетитора по обществознанию

Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:

  1. Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.

  2. Взаимоотношения с другими странами. Между государствами можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.

  3. Уровень развития экономики. Этот фактор показывает, на какой стадии сейчас находится экономика, ее макро и микро показатели.

  4. Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.

Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.

Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

  • Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.

  • Характерно натуральное хозяйство.

  • Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.

  • Широкое развитие обмена товарами и услугами без денег.

  • Незначительная роль предпринимательства.

  • Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.

  • Совместный труд экономических субъектов.

  • Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.

Особенности командно-административной экономики

  • Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.

  • Производители не могут решать, что им производить.

  • У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.

  • Преобладает государственная форма собственности практически на все средства производства.

  • Управление всеми предприятиями из единого центра.

  • Государство полностью контролирует производство, распределение продукции и возможность товарного дефицита.

Черты рыночной экономики

  • Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.

  • Рынок ориентируется на покупателя.

  • Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.

  • Преобладание частной собственности.

  • Свободная конкуренция.

  • Самостоятельный выбор производителей, поставщиков сырья и покупателей.

  • Рыночная экономика развивается циклично, с падениями и ростом.

  • Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Характерные черты смешанной экономики

Как мы уже выяснили, смешанная экономика называется так, потому что сочетает элементы других экономических систем. Теперь рассмотрим черты, которые характерны для нее:

  • Зачастую сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.

  • Наличие частного и государственного сектора экономики.

  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.

  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.

Таблица с различиями видов экономических систем

Планово-директивная финансовая политика.

Планово-директивная
финансовая политика –
применяется
в странах, использующих административно-командную
систему управления экономикой.

Государство,
как собственник средств производства,
осуществляет прямое директивное
руководство всеми сферами экономики и
социальной жизни, в том числе и финансами.

Целью
такой финансовой политики

являлось – обеспечение максимальной
концентрации финансовых ресурсов у
государства. Для последующего
перераспределения в соответствии с
основными направлениями государственного
плана.

Задача
финансового механизма

создать инструменты для изъятия всех
неиспользуемых в соответствии с
государственным планом финансовых
ресурсов. Изъятие средств производилось
у государственных предприятий, населения
и органов власти.

Для
государственных предприятий был создан
механизм двух
канального

изъятия чистого дохода.

  1. Вначале,
    чистый доход изымался в бюджет при
    помощи налога с оборота в отраслях, где
    за счет цен, установленных государством
    создавался доход в повышенных размерах
    (легкая, пищевая отрасль).

  2. Затем
    при помощи индивидуальных отчислений
    от прибыли (взносов свободного остатка
    прибыли) изымались в бюджет все излишки
    прибыли, которые, по мнению государства,
    нельзя было использовать в рамках
    предприятий.

При
этом определялся предельный размер
всех расходов предприятия за счет
прибыли, то есть государство полностью
регулировало весь финансовый механизм
государственных предприятий.

Регулирование
использования денежных доходов населения
осуществлялось при помощи:

  • подоходного
    дохода

    населения;

  • системы
    фактически
    принудительных государственных
    займов
    ;

  • системы
    сберегательных касс
    ,
    с помощью которых свободные средства
    населения также направлялись в бюджет
    в виде специального безоблигационного
    займа
    .

Изъятие
средств у местных органов власти
обеспечивалось ограничением в установлении
самостоятельных источников доходов
местных бюджетов.

Расходы
бюджетов определялись исходя из
приоритетов государственного плана.

Управление
финансами осуществлялось из единого
центра – Министерства финансов.

Планово-директивная
финансовая политика проводилась во
всех бывших социалистических странах.
Данная политика является:

  • весьма
    эффективной

    в условиях, когда требуется максимальная
    концентрация финансовых ре6сурсов для
    финансирования чрезвычайных расходов
    государства (война, восстановление
    хозяйства и т.п.);

  • не
    эффективной

    в условиях нормального функционирования
    экономики
    отрицательными последствиями — снижение
    эффективности производства, замедление
    развитие социальной сферы, резкое
    ухудшение финансового положения
    государства).

Финансовая политика рф на современном этапе.

Россия
сегодня пребывает в глубоком финансовом
кризисе, основными признаками которого
являются:

  • продолжающийся
    спад промышленного производства;

  • резкое
    сокращение платежеспособного спроса
    населения;

  • сужение
    денежной массы;

  • резкое
    снижение уровня жизни населения.

Финансовая политика
последнего десятилетия привела к ряду
негативных результатов:

  • подавление
    инвестиционной активности государственного
    сектора экономики в областях финансирования
    фундаментальной науки, разработок
    высоких технологий (РФ представляет
    лишь 1% на данном мировом рынке);

  • либерализация
    денежно-кредитного и финансового рынков
    в направлении привлечения спекулятивного
    капитала, в том числе иностранного;

  • реализация
    модели бюджетного федерализма,
    расширяющей полномочия субъектов РФ
    без соответствующего разграничения
    предметов ведения и учета реального
    финансового потенциала, приводящей к
    фактической дезинтеграции регионов:
    заключение двусторонних договоров,
    зачастую противоречащих интересам
    национальной безопасности;

  • устранение
    государства от реализации принципа
    социальной справедливости и обеспечение
    гарантированного уровня благосостояния,
    коммерциализация социальной сферы;

Финансовый
кризис привел к перераспределению
ресурсов и накопленного национального
богатства в пользу небольшой группы
лиц из финансово-банковского сектора,
участвующих в спекулятивной игре на
рынке капиталов, валютной и фондовом
рынках и переводе валютных активов на
зарубежные счета.

Соседние файлы в папке Лекции фин и кредит

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

    03.03.2016934 б49StudFiles.htm

Планирование — это управленческая функция, предполагающая определение и обоснование целей, а также способов и средств их достижения. Оно проводится как на уровне компаний для повышения эффективности деятельности, так и на уровне государства для регулирования развития экономики.

Планирование экономики предполагает использование определенной методологии, которая определяет основные принципы, подходы и методы прогнозирования и проведения плановых расчетов, описывает логику их осуществления.

На данный момент существуют две основные методологии планирования социально-экономического развития: директивное планирование, основанное на марксистско-ленинской теории, и предполагающее командно-административную систему управления государством, а также индикативное планирование, которое характерно для стран с рыночной экономикой.

Что значит директивное планирование

Директивное планирование экономики предполагает строгое выполнение запланированных значений и четкий контроль за их выполнением. В рамках этой формы планирования осуществляется доведение плановых заданий, обязательных к выполнению, до конкретных исполнителей.

Директивное планирование характерно для плановой экономики, построенной на административно-командном, распределительном методе управления. Для такой системы используется централизованное планирование, при котором предприятия не участвуют в разработке планов, а действуют в соответствии с полученными сверху заданиями.

Директивное планирование экономики предполагает сильную централизацию государственной власти, которая оказывает прямое воздействие на все области жизни общества конкретной страны, а также сосредоточение экономических ресурсов в собственности государства и отсутствие свободного механизма спроса и предложения. Основным источником планирования служит статистика.

Тем не менее, директивный план может успешно применяться при решении важнейших народнохозяйственных задач, связанных с необходимостью концентрации, маневрирования ресурсами в больших масштабах, в частности — в экстремальных ситуациях (война, послевоенное восстановление экономики, крупные стихийные бедствия).

История формирования методологии директивного планирования и ее практическое применение

Директивное планирование практиковалось в Советском Союзе, входящих в его состав республиках, государствах Восточной Европы и социалистического лагеря. Это была главная форма государственного регулирования социально-экономического развития.

В соцстранах директивное планирование применялось с целью прямого воздействия управляющего центра на все звенья и сферы экономики. Планы были адресными, то есть устанавливались для каждого предприятия, и были чрезмерно детализированы. При этом, планирование предусматривало не только определение требуемых показателей плана, но и распределение необходимых для реализации ресурсов между организациями, которые его исполняли.

Становление директивного планирования в СССР

Формирование методологии директивного планирования как общегосударственной системы происходило в 20-30-х годах прошлого века и было связано с необходимостью мобилизации ресурсов для решения задач по индустриализации государства, созданию новых отраслей промышленности, освоению территорий.

Цель заключалась в ликвидации рынка, замене его централизованным распределением ресурсов и продукции, чтобы в условиях разрухи восстановить фабрики, заводы, транспорт и другие отрасли, обеспечить промышленность, топливом и сырьем.

Одним из первых в новом социалистическом государстве стал план электрификации всей страны — ГОЭЛРО, который был утвержден в 1920 году. Для его реализации была учреждена Государственная Комиссия по Планированию, которая координировала планы союзных республик и устанавливала годовые плановые показатели. В 1925 году Комиссию преобразовали в Госплан (Государственная общеплановая комиссия, позднее — Государственный Комитет СССР по планированию), который начал подготовку к формированию единого экономического плана развития народного хозяйства страны.

В 1927 году была объявлена необходимость создавать планы, представляющие собой не прогнозы, а директивы, которые устанавливают направление хозяйственного развития в масштабе всей страны и являются обязательными для исполнения. В связи с этим в следующем году Госплан приступил к составлению долгосрочных пятилетних планов и получил функцию контроля за их выполнением.

Пятилетние планы в советское время представляли собой глобальную программу, которую государство разрабатывало для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства, повышения благосостояния трудящихся.

Причины отмены директивного планирования

Госплан был главным органом, который занимался согласованием экономических интересов ведомств и республик, и вел ежедневную координацию производственных процессов. В определенные периоды существовал еще один орган — Госснаб СССР (Государственный комитет по снабжению народного хозяйства). В его сферу ответственности входило планирование распределения материальных ресурсов.

В период 1921-1960 годов директивное планирование производства обеспечило рост ВВП и позволило создать мощный промышленный комплекс, а в экстремальных условиях послевоенного времени — достаточно быстро восстановить экономику.

С другой стороны, в советское время госпланирование способствовало формированию пассивного отношения к процессу планирования со стороны предприятий и было ориентировано на отрасли, в развитии которых в первую очередь заинтересовано государство. С 1960-х годов эффективность директивных планов снижается, что выражается в медленном приросте ВВП, невыполнении задач аккумулирования и распределения, медленном внедрении технологических изобретений.

Фактически директивное планирование в условиях мирного времени вызвало экономическое отставание. Оно было отменено в 1991 году в связи с ликвидацией Государственного планового комитета СССР, как и самого Советского Союза.

Характеристики директивного планирования

Директивное планирование на уровне государства имеет ряд характерных черт:

  • Формирование целей и задач развития предприятий определяется решениями центральных органов исполнительной власти без учета возможностей субъектов хозяйствования и рынка.
  • Процедуры составления планов строго регламентированы и предусматривают установление контрольных цифр, лимитов, норм и нормативов, заказчиков, поставщиков ресурсов, цен и тарифов.
  • Ответственность за результаты плановой деятельности при невыполнении плана.
  • Максимальное использование производственных ресурсов для достижения показателей без применения принципов оптимизации.
  • Отсутствие конкуренции — деятельность однородных субъектов хозяйствования регулируется в централизованном порядке.

Специфика директивного планирования

Директивный план не подвергается обсуждению — он спускается сверху и становится для исполнителей обязательным к реализации. При этом, необходимо строго соблюдать плановую дисциплину, поскольку промышленные предприятия, хозяйственные органы, должностные лица несут ответственность за невыполнение заданий.

Директивное планирование предусматривает распределение ресурсов из единого экономического центра. То есть для каждого предприятия назначается свой поставщик сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также потребители, которые должны получить готовую продукцию.

Модель планирования не позволяет промышленным предприятиям самостоятельно определять ассортимент продукции, ее стоимость и рынки сбыта. Основными рычагами директивного планирования производства являются бюджетное финансирование, фонды материально-технических ресурсов, государственные заказы.

При подобной централизации госпланирования развивается бюрократия, которая препятствует росту эффективности экономики и хозяйственной деятельности, модернизации производств, внедрению новинок научно-технического прогресса.

Директивное распределение материальных благ, трудовых ресурсов и финансирования проводится без участия непосредственных производителей и потребителей в соответствии с заранее выбранными критериями, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии государства.

Минусы директивных планов

Директивное экономическое планирование было неэффективно по ряду причин:

  • отсутствия конкуренции, что способствовало замедлению темпов экономического роста и стагнации;
  • отсутствия определенных управленческих функций у руководства предприятий, которое не позволяло оперативно решать проблемы на производстве;
  • низкой мобильности системы, которая не предусматривала возможность реагировать на перемены потребностей в продукции;
  • возникновения дефицита необходимых товаров при излишнем предложении ненужной продукции;
  • нерациональное использование ресурсов, поскольку планирование направлено на искусственный рост экономики, а не на повышение ее эффективности.

Директивное планирование на производственном предприятии

Директивные планы могут разрабатываться как государственными органами управления, так и внутри организаций. По отношению к производственному предприятию директивное планирование означает, что планы движутся сверху вниз с четко заданными показателями. В этом случае степень свободы подразделений предприятия, филиалов крупных компаний в определении плановых заданий минимальная.

В этом случае все недостатки директивного планирования производства отражаются на эффективности деятельности предприятия. Рыночная ситуация меняется очень быстро, но организация не может оперативно реагировать на все изменения, в результате чего снижается ее конкурентоспособность.

Альтернативная модель планирования

Еще одна распространенная методология планирования — индикативная. Она предполагает определение индикаторов — системы параметров, которые характеризуют и оказывают наибольшее влияние на состояние и развитие экономики государства. Индикативный план не является обязательным для промышленных предприятий, поэтому носит в основном рекомендательный характер.

Индикаторами социально-экономического развития являются показатели, которые отражают динамику, структуру и эффективность экономики, финансовое состояние, рынка товаров и ценных бумаг, занятости, уровня жизни населения, внешнеэкономических связей и т. д. В первую очередь они необходимы для того, чтобы государство могло оценить необходимость вмешательства в естественные рыночные процессы в ситуации, когда рынок не справляется и общественное благосостояние находится под угрозой.

Индикативное планирование относится к методам, с помощью которых государство реализует социально-экономические программы. Оно должно обеспечить решение ключевых проблем, которые невозможно устранить только рыночными методами.

Этот вид госпланирования является наиболее распространенным во всем мире. Он затрагивает макроэкономический уровень, воздействуя на социальные и экономические процессы с целью достижения требующегося значения индикаторов.

В модели индикативного планирования немаловажная роль отводится производственным предприятиям, поскольку она позволяет хозяйствующим субъектам, принимать самостоятельные решения, действуя как в интересах собственного бизнеса, так и общества в целом. Основная цель индикативного планирования — создание наиболее благоприятных организационных и экономических условий для формирования и свободного функционирования рынка товаров, капиталов, рабочей силы в стране, а также выгодных внешних экономических связей.

Применение индикативного планирования на предприятии

Индикативное планирование имеет важнейшее значение для современного управления производством. Оно в первую очередь основывается на прогнозировании, позволяя определить приоритетные направления развития компании с учетом взаимодействий с внешней средой и обеспечить максимальное использование внутренних возможностей и ресурсов.

Для реализации концепции индикативного планирования необходимы современные инструменты. Adeptik APS — автоматизированная система оптимизационного планирования производства, основанная на использовании искусственного интеллекта.

Программное обеспечение Adeptik APS позволяет сделать деятельность компании максимально эффективной за счет оптимизации всех процессов, связанных с производством, минимизации издержек и повышения производительности. Возможности системы включают: оперативную корректировку планов, моделирование различных сценариев и удобную визуализацию всех процессов с помощью диаграммы Ганта.

Автор статьи

Наталья Валерьевна Ворошилова

Эксперт по предмету «Экономика»

Предложить статью

Сущность

Исторически сложились следующие системы планирования по уровню воздействия и роли государства:

  • директивное;
  • индикативное;
  • стратегическое:
  • программно-целевое.

Замечание 1

Директивное планирование предполагает строгое исполнение планируемых показателей и четкий контроль за их исполнением. За невыполнение целевых показателей наступает ответственность за исполнение.

Система была разработана в СССР и внедрялась в социалистических странах. Такое планирование сохраняет свои позиции в КНДР.

Исторические основы формирования директивного планирования

Экономика новообразованного Советского Союза после свержения монархии, первой мировой войны, гражданской войны переживала спад. Первоочередным стало решение проблемы электроэнергетики. С участием большого количества ученых, квалифицированных кадров, инженеров был разработан первый знаменитый долгосрочный план, который не имел на тот момент аналогов в мире, и назывался «План ГОЭРЛО». Задачи плана состояли не только в развитии энергетики, но и строительстве производств и развитии производительных сил, полностью обеспечивающих данную отрасль.

В 1923 г. образовывается Госплан (Государственная Комиссия СССР по Планированию). Аппарат занимался разработкой планов (сначала однолетних, далее пятилетних), изучением национального хозяйства, выявлением проблем и перспектив.

С 1925 г. стали формироваться годовые планы развития национального хозяйства – «Контрольные цифры». При чем данные цифры являлись директивными, то есть были обязательны к выполнению в разных отраслях хозяйственной деятельности.

В 1928 г. создается начальный пятилетний план (всего их было создано 13, а исполнено 12 из-за распада СССР).

Замечание 2

Система строилась следующим образом: народный комиссариат отправлял документ, где были разработаны конкретные и четкие задания, мероприятия, «контрольные цифры». Исполнение контролируется и строго обязательно. При получении по прямой ответственными исполнителями документа назначались местные, локальные комиссии исполкома.

«Директивное экономическое планирование» 👇

В исполнении планов большая роль принадлежала советской пропаганде. Пропаганда была направлена на индустриализацию, выполнение планов, народный дух, единство народа, поддержку коммунистических идей.

Последующее развитие директивное планирование получило в составлении пятилетних планов – «пятилеток». Во втором плане цифры задавались с учетом «реализма». С третьего плана критерии выполнения показателей перешли от количественных к качественным, а основной статьей стала, конечно, сфера обороны страны. Эффективность пятилетних планов сохранялась до десятого плана (1976-1980 годы).

Принципы планирования

Такой вид планирования основан на обязательности, централизации, сильной роли государства во всех отраслях и часто подкрепляется коммунистическим строем, социализмом на государственном уровне.

Основные особенности:

  • обязательность исполнения;
  • строгий контроль;
  • ответственность за исполнение ключевых индикаторов за период;
  • осуществляется централизованно («сверху-вниз»);
  • государственная собственность на предприятия;
  • частная собственность полностью отрицается;
  • отрицаются принципы и идеи рыночной экономики;
  • регулятор — командные методы;
  • основывается на повышенной производительности труда, которая проявляется из-за необходимости исполнения планов;
  • предпочтение отдается развитию перспективных отраслей национального хозяйства;
  • составление контрольных «директивных» цифр;
  • роль государства в экономике и других сферах деятельности является ключевой.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Директивное планирование — это… Определение понятия, особенности, применение на практике

  • 20 Сентября, 2018
  • Термины

Система директивного планирования – это такой вариант построения экономики, когда планы, стратегии формируются как законодательные акты. Одновременно руководящий состав предусматривает комплекс мер, позволяющих гарантировать исполнение задуманного. Такого рода планирование наблюдается, если формируются показатели, которых в обязательном порядке нужно достигнуть. Система может охватывать распределительные, производственные процессы, потребительские и обменные.

Общая информация

Централизованное директивное экономическое планирование – последовательность действий, позволяющая получить конкретный план, превращающийся в документацию с юридической силой, в сочетании с мерами, прибегать к которым необходимо, чтобы реализовать задуманное. Такого рода планы составляются адресно, при этом каждый исполнитель обязан исполнять рекомендованное им стратегией, и должностные лица отвечают за итоги рабочего процесса. Ранее система такого рода была внедрена на территории Советского Союза, к аналогичному построению экономики прибегали некоторые другие социалистические державы. Основной идеей подхода к экономике было формирование народного хозяйства и прямое влияние на каждое звено цепи процессов, включенных в него. Исключительной особенностью методологии того времени следует назвать избыточную детализацию, что существенно усложняло исполнение на практике задуманного руководством.

Директивное планирование экономики может практиковаться на государственном уровне. В этом случае правительство формирует стратегию, распространяющуюся на всю территорию и население державы. Есть вероятность внедрения такого подхода на уровне ниже: в отдельном концерне или предприятии.

Особенности методологии

Директивное планирование – тип экономической системы, ключевая особенность которой – повышенная ценность каждого составляемого руководящим составом плана. Такой документ становится обязательным к исполнению, что накладывает определенную ответственность на того, кто назначен исполнителем. Директивность подхода к планированию тесно связана с повышенными требованиями к дисциплинарной ответственности. При таком варианте работы необходимо четко следить за тем, как соблюдаются планы. Уже на этапе составления программы определяют должностных лиц, структуры и предприятия, ответственные за реализацию запланированного. При неисполнении задуманного этим лицам приходится отвечать по всей строгости закона.

Директивная – форма планирования, при которой тщательно контролируются производственные процессы, ответственно относятся к ресурсному распределению. Как правило, систему внедряют, если есть единый экономический центр. Поставщика связывают с конкретным потребителем, чьи запросы он должен исполнять. Соответственно, потребитель в любой момент знает, от кого ему нужно ожидать продукции, полуфабрикатов, комплектующих. У хозяйствующего субъекта отсутствует право самостоятельного определения того, что должно производиться и в каком объеме, какими должны быть каналы сбыта, на каких условиях работать с клиентом.

Нюансы работы системы

Директивное планирование производства реализуется за счет адресной программы. Ресурсы перераспределяются таким образом, чтобы это способствовало исполнению запланированного. В распределении участвуют только те лица, которые упоминаются в плане. Если в стране сформирована система госмонополии, то есть основные средства всех предприятий находятся в собственности державы, такого рода планирование полностью контролирует жизнедеятельность конкретного объекта, затрагивая все аспекты его активности. Директивное планирование реализуют через финансирование из бюджета, определение ограничений капитального финансирования. Со стороны государства поступают заказы на продукцию, одновременно формируются четко контролируемые властными структурами фонды ресурсов: материалов, техники.

формы планирования директивное

Директивное планирование экономической системы – такой специфический вариант построения хозяйствования страны, при котором показатели назначаются управляющим персоналом, в то время как исполнители минимально влияют на стратегию. Лица, ответственные за составление плана, обязаны обеспечивать исполнителей материальными ресурсами и технически, дабы непосредственные работники могли справиться с задачей. Такой формат работы – один из основных недостатков рассматриваемой формы стратегического планирования. На практике известно, что очень часто планы доводятся до исполнителей, в то время как реальной поддержки не оказывается, и исполнение задуманного превращается из работы в бремя, которое, по мнению многих аналитиков, сродни налогу.

Работаем: с пользой или нет?

Директивное государственное планирование – это такой вариант экономического устройства державы, при котором рынок не влияет на экономику в принципе. Решения, которые в норме относятся к сфере микроэкономики, становятся аспектом ответственности макроэкономики. Хозяйствующие субъекты не могут получить автономность, принятие конкретного решения ни в коей степени не зависит от изучения микроэкономических точек. Вместо рынка всем заправляет план, значение цены приобретает объем выпускаемого продукта, а роль кредитов играет финансирование, получаемое из бюджета. Если проводить аналогии с классической рыночной системой, то баланс в случае планирования становится аналогом спроса/предложения, а функции обмена продукцией выполняют процедуры дезагрегирования/агрегирования.

Директивное централизованное планирование может со временем трансформироваться в другую систему работы. Это возможно, если удается найти пути преодоления диссонанса интересов исполнителя стратегии и ее автора. Если план перестает быть официальным заданием, исполнитель может составлять его самостоятельно, учитывая нюансы реальной обстановки, тогда можно говорить о прогрессе экономического статуса.

История и практика

Директивное экономическое планирование – одна из исторически сложившихся форм контроля и составления планов. Она была востребована ранее, в некоторых странах применяется и по сей день. Альтернативные варианты планирования – это индикативная система, стратегическая и сочетающая планирование с формулированием конкретных целей. Во всех странах, где директивный метод внедрялся на государственном уровне, отмечалось повышенное внимание к вопросам отслеживания результатов исполнения задуманной программы, при этом отсутствие желаемого итога всегда становится причиной вынесения наказания отвечающему за реализацию стратегии должностному лицу.

Как можно узнать из истории экономики, директивное планирование – это разработка советских экономистов. Именно в этой державе подход был впервые применен масштабно. Ориентируясь на пример Советов, многие другие страны, поддерживающие капитализм, начали применять такой же метод построения экономики. В настоящее время наиболее выражено следование этой методике в КНДР.

директивный план это

Как все начиналось

Чтобы лучше понять, почему сформировалось именно такое директивное планирование, это явление стоит изучить с точки зрения исторических процессов: вспомнить период становления советской власти. Ему предшествовала революция, направленная на устранение монархического строя и централизованной власти, сосредоточенной в руках императора. Во многом на систему повлияли особенности экономического развития в период Первой мировой. Многочисленные военные конфликты и сложная международная обстановка были причиной экономического спада, грозившего целостности державы. В тот момент власти должны были в первую очередь разобраться с энергетическим кризисом державного уровня. Были привлечены квалифицированные экономисты того времени, лучшие ученые умы эпохи, передовые инженеры. Именно тогда сформировали первый в истории человечества державный масштабный план. На тот момент аналогов такого документа не существовало в принципе. Его назвали «План ГОЭРЛО».

Многим тогда казалось, что директивное планирование – это наилучший выход из энергетического кризиса. Кроме развития этой сферы, применение плана давало новые возможности в создании производственных мощностей. Было решено вписать в документ аспекты развития ресурсов, которые обеспечивали промышленность.

Новые шаги и меры

В 1923 году выглядящий исключительно перспективным подход выходит на новый уровень – формируется Госплан, то есть комиссия державного уровня, ответственная за директивное планирование. Это учреждение занималось генерированием планов на год, затем стало понятным, что перспективная стратегия на пятилетний срок – также полезный в работе предприятий документ, поэтому обязанности Генплана расширили. Спустя два года после появления учреждения начали внедряться так называемые «контрольные цифры», то есть планы на год, рассматривавшие уровень развития державы в целом. Все показатели, упоминаемые в такой документации, относились к категории директивных, они должны были достигаться ответственными лицами в обязательном порядке, и неудача влекла за собой наказание.

В 1928-м впервые разработали план на пять лет. Всего за период советской власти будет создано 13 таких документов, из которых выполнить удастся только 12. Последний не был реализован, поскольку страна прекратила свое существование. Чтобы реализовать директивное распределение производственных ресурсов, народный комиссариат составлял документацию с заданиями, максимально конкретизированными по срокам и показателям, и направлял ее исполнителю. В задании прописывались все мероприятия, которые нужно организовать для достижения задуманного, а также показатели, по которым можно оценить успех выполнения задачи. Факт исполнения плана четко контролировался, уже при составлении документа комиссия выбирала ответственное лицо. На месте такой человек назначал исполнителя плана. Локальные комиссии также несли ответственность за исполнение директивы «сверху».

анализ директивного индикативного планирования

Как реализовать?

С самого начала было ясно, что директивный план – это подход к строительству экономики, имеющий определенные недостатки, и в первую очередь успех стратегии определяется исполнительской дисциплиной. Для ее повышения в масштабе нации была запущена пропагандистская программа. Ее основной идеей стала индустриализация. Всячески воспевалось соблюдение назначенного правительством плана. Власти стремились доказать людям, что нация едина, народный дух силен и очень важен. Пропаганда помогала поддерживать идеи коммунизма.

Прогресс системы

Постепенно стало видно, что годичный директивный план – это хоть и полезный инструмент в достижении новых успехов в национальной экономике, но одного лишь его недостаточно. Было решено составлять такие же документы на пятилетний срок. Считалось, что показатели для такого плана относительно доступные и простые в исполнении – составители назвали это стремлением к реализму.

Третий составленный советскими властями пятилетний план претерпел существенные изменения: если ранее показатели вписывались конкретными цифрами, теперь было решено описывать их качественно. Основной упор был сделан на обеспечение обороноспособности державы. Как показывают ретроспективные исследования, планы были эффективными вплоть до десятого, разработанного на период 76-80 годов.

Основные принципы подхода

При национальном директивном планировании преобладание частной собственности было бы неэффективным и непродуктивным. Факторами, обеспечивавшими хороший итог воплощения программы, были централизованность и главенство госвласти в любой отрасли. Во многом успех планирования определялся ответственностью исполнителей, но в этом помогала пропагандистская программа. Как говорят многие экономисты, идея директивного планирования очень хорошо подкрепляется самой сутью коммунизма как общественного строя. Такой подход вписывается в идею построения социалистического государства.

В период советской власти директивное планирование было связано с повышением ответственности и обязательности всех должностных лиц. Планы предполагали отслеживание результатов и максимально детальный, строгий контроль происходящего, при этом ответственность за директивное распределение производственных ресурсов, исполнение задуманного, правильную работу учреждений возлагалась на оговоренных лиц, заинтересованных в том, чтобы все было сделано в соответствии с поступившими директивами. Чтобы система могла работать, необходимо, чтобы промышленность принадлежала державе, при этом невозможна передача объектов в частную собственность – это сразу разрушило бы идею планирования и контроля. Рыночная экономика также неприменима при таком варианте построения хозяйствования внутри страны.

директивное распределение это

Рабочие нюансы

Для контроля ситуации прибегали к командным методам. Как показывает сравнительный анализ директивного и индикативного планирования, в первом случае производительность рабочего процесса была особенно высокой, потому что весь задействованный в работе персонал нес ответственность за исполнение запланированного, а значит, был лично заинтересован в положительном итоге.

При формировании стратегии и плана государственного уровня ответственные инстанции обращали внимание только на те области народного хозяйства, которые в настоящий момент казались наиболее перспективными. Государство располагало полной властью и контролем не только в сфере экономики, но и в других областях жизни социума.

Практическое применение: вчера, сегодня, завтра

Вместе с прекращением существования Советского Союза в прошлое ушло национальное, общедержавное директивное распределение. Это во многом повлияло на изменение условий жизни в стране, дало возможность начать строить рыночную экономику, как того требовало современное общество. В то же время следует признать, что определенные аспекты такого стратегического подхода актуальны и в наши дни. Элементы рассмотренной выше системы планирования помогают создавать фундамент рыночной системы. В настоящее время такие подходы применяются как на державном уровне, так и в рамках конкретного предприятия. Впрочем, основной аспект успеха – разумное применение стратегии, без избыточного давления и определения неосуществимых показателей, которые, по мнению многих, и стали причиной краха плановой методологии Советов.

Чтобы система дала хорошие итоги, нужно очень аккуратно вводить элементы планирования и директивного распределения. Это касается масштабов применения методологии, сфер, на которые она распространяется, а также объектов.

директивное планирование экономической системы

Индикативная система

Такой вариант планирования – относительно эффективный подход для реализации не только экономической политики, но и связанной с социальным строем. Ключевой метод, обеспечивающий возможность власти корректировать ситуацию в державе – формирование плана. По сравнению с описанной выше системой, при индикативной стратегии есть место рыночной экономике. Подход помогает справиться со многими социальными сложностями и экономическими проблемами, применительно к которым исключительно рыночная экономика не дала бы желаемого результата, поскольку отрасли нуждаются в поддержке государства.

Суть индикативного планирования — в определении индикаторов, то есть таких показателей, из которых видно, как держава развивается, как прогрессирует экономика. Система параметров должна подбираться с учетом особенностей состояния экономики, общественного строя конкретной страны. Планирование разрабатывается с тем, чтобы все индикаторы и показатели, задуманные комиссией, были успешно достижимы в реальности.

Особенности индикативной системы

Как правило, роль индикаторов играют параметры, из которых видна динамичность экономического развития, эффективность применяемых для этого инструментов, а также сама структура страны в разрезе экономики. Показатели помогают оценить финансовое благополучие, активность операций с деньгами, а также работы фондового рынка. Определенные индикаторы позволяют отслеживать ценовую политику на национальном уровне, проблему трудоустройства и безработицы, внешние связи с другими державами в области экономики, а также уровень жизни внутри государства.

Считается, что именно индикативная система – это самый перспективный и адекватный вариант планирования в условиях рыночной экономики. В настоящее время он распространен во многих державах, встречается чаще любого другого варианта. Индикативный план – это не обязательное к исполнению условие, налагающее ответственность на исполнителя. Как правило, в него включают отдельные задания, исполнение которых обязательно, но преимущественно документ носит рекомендательный характер.

директивное планирование производства

Планы и державное развитие: в России – свои нюансы

Так сложилось, что экономическое развитие именно нашей страны имеет немало препятствий и сложностей разного характера, и это накладывает определенные ограничения на возможности применения эффективных для других стран экономических подходов и методов. В частности, в составе нашей державы есть территории с такими природными условиями, которые неблагоприятны для промышленности. С одной стороны, РФ располагает внушительными природными сырьевыми запасами, в то же время это становится причиной нездорового экономического развития, при котором доминирует сырьевая отрасль, а сельское хозяйство и обработка продукции угнетаются и не получают достаточных возможностей для прогресса.

Климатические условия и необходимость транспортировки продукта на большие расстояния рождают производственные издержки. В среднем транспортные расходы – это пятая доля себестоимости производимой продукции. Перечисленные проблемы вынуждают искать пути и методы планирования экономики, которые помогли бы справиться со сложностями. Именно таким решением в период советской власти оказалось директивное планирование.

А что нужно?

Согласно исследованиям в сфере экономики, чтобы стратегия державного уровня была действительно результативной, она должна обеспечивать невысокие внутренние расценки на продукцию, дабы компенсировать расходы на транспорт и преодоление климатического дискомфорта. Для развития державы необходимы меры импортозамещения, за счет которых без потери качества можно было бы применять внутренние сырьевые товары. Эффективная экономическая система должна содержать инструментарий для привлечения инвестиционного капитала и контроля самого процесса инвестирования. Кроме того, важен протекционизм, но в разумных пределах. Задачей этого подхода, как считают экономисты, можно назвать защиту внутренней продукции от обладающей высокими конкурентными способности иностранной. Чтобы держава успешно развивалась, внутренний рынок должен в среднем на 75% формироваться из продукции отечественного производителя.

директивное планирование это

Предположительно, такого рода стратегию можно создать на базе директивного планирования, описанного выше, но с применением современных подходов, а также с пересмотром некоторых нюансов, в прошлом уже послуживших причиной кризиса, закончившегося распадом державы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Руководство по эксплуатации стиральной машины lg direct drive 7 кг инструкция по применению
  • Руководство по ets2
  • Мануал по замене грм 6g72
  • Витамин д 500 ме капли инструкция по применению
  • Приложение 6 затраты на производство инструкция по заполнению