Дифференцированное руководство самостоятельной двигательной деятельности детей

   Самостоятельная двигательная деятельность детей.

     Помимо организованных видов занятий по физкультуре в режиме дня детей дошкольного возраста значительное место занимает самостоятельная двигательная активность. Действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью детей можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.

     Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать особенности каждого ребенка и его самочувствие.

     При планировании самостоятельной деятельности важно позаботится о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделять в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей. для создания разнородности и новизны физкультурно-игровой среды педагог в течение дня может вносить различные физкультурные пособия и по-разному группировать их. Это позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

      Учитывая, что на прогулке имеется больше времени и пространства для самостоятельных игр детей, на участке необходимо иметь соответствующее оборудование, физкультурные пособия и игрушки. В распоряжении детей (как в помещении, так и на площадке) должен быть предоставлен разнообразный инвентарь скакалки, обручи, мячи разных размеров и т.д.). В зимнее время года дети должны иметь возможность свободно пользоваться санками, ледянками, лыжами; летом велосипедами, самокатами и т.д.

     Педагог должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений.

     Он учит детей играть сообща, побуждая более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.

     В самостоятельной деятельности дошкольников ярко прослеживаются индивидуальные особенности. Дети с высоким уровнем двигательной активности, как правило, присуща однообразная деятельность с большим количеством бесцельного бега. Эти дети  отличаются неумением выполнять движения в умеренном темпе и нежеланием заниматься спокойными видами деятельности, чередовать активные действия с пассивными.

     Детям с низким уровнем двигательной активности также присуща однообразная деятельность, часто прерываемая статическими позами. У этих детей преобладают игры низкой степени интенсивности (сюжетно-ролевые игры, игры с пеком и снегом, с кольцебросом и т.д.). Эти дети, как правило, предпочитают играть в одиночку или вдвоем. Малоподвижные дети не желают участвовать в коллективных играх спортивного характера, так как постоянно испытывают неуверенность в своих действиях.

     Для детей со среднем уровнем двигательной активности характерна разнообразная деятельность, насыщенная играми и спортивными упражнениями разной степени интенсивности. Такие дети широко используют в своей самостоятельной деятельности игры и упражнения, разученные ранее, во время организованной двигательной деятельности.

    Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключается в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям и играм с элементами спорта; в развитии физических качеств, умения использовать полученные ранее на занятиях двигательные навыки в своей самостоятельной деятельности.

    Детей с высокой интенсивностью двигательной активности  важно учить самостоятельно управлять своими действиями, чередуя интенсивные с менее интенсивными движениями; воспитывать у них выдержку и настойчивость, внимательность, интерес к играм и упражнениям, требующим точного их выполнения.

     Среди причин низкой двигательной активности детей в игровой деятельности следует отметить недостаточное использование физкультурных пособий и спортивного инвентаря, с помощью которых можно обогащать игровой сюжет и наполнять его разнообразными движениями. Среди других причин низкой двигательной активности детей в играх можно отметить недостаточность места для их самостоятельной деятельности, запреты на использование спортивной площадки, редкую сменяемость физкультурных пособий.

     Для детей в пассивном состоянии характерны инертность, безразличие, чрезмерно низкая двигательная активность. Они, как правило, сидят на скамейке, стоят и наблюдают за играми своих сверстников. Детям, затрудняющимся в выборе деятельности продолжительное время, необходима своевременная помощь воспитателя.

     Важным приемом в руководстве двигательной активностью детей является внесение в самостоятельные игры сюжетов, требующих активных движений, что способствует увеличению двигательной активности малоподвижных детей и вносит определенный смысл в бесцельную беготню детей с высокой подвижностью. Использование различных физкультурных пособий побуждает их к сюжетному оформлению своих игр. Например, если дети играют в творческую игру «Пароход», то внесение педагогом таких пособий, как наклонные доски. Обручи, и т.д., ведет к разнообразию действий. Ходьба по наклонной доске – это подъем «по трапу на пароход», прыжки с гимнастической скамейки в обруч – «спасение утопающих матросами» и т.д.

     Все предложенные педагогические приемы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям должны строиться с учетом интереса ребенка к играм, разным видам деятельности и пособиям.

автор: Гукова Лариса Петровна

инструктор по физической культуре Детский сад № 183 ОАО “РЖД”

Дифференцированный подход в развитии двигательной активности дошкольников

Дифференцированный подход в развитии двигательной активности дошкольников

Гукова Л.П.,

Инструктор по физической культуре Детский сад №183 ОАО «РЖД» 

Как показали многочисленные исследования, проводимые в дошкольных учреждениях, существуют значительные индивидуальные различия в показателях двигательной активности (ДА) детей 4-7 лет. Выявлено три группы детей: малоподвижные, гиперактивные и дети с нормальным уровнем двигательной активности. 

Для гиперактивных детей характерен синдром дефицита внимания, что мешает им сосредоточенно слушать взрослого, четко и до конца выполнять задания. Им свойственны агрессивность, конфликтность, двигательная расторможенность, неорганизованность, импульсивность, изменчивость настроения. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Гиперактивным детям необходимо давать задания на развитие глазомера,  силы и точности броска (прокатывание обруча, мяча в воротики, метание разных предметов в цель с расстояния 3-6 м, бросание набивного мяча из-за головы и из разных исходных положений, прокатывание мяча одной рукой между предметами).

Наряду с гиперактивными детьми беспокойство вызывают малоподвижные дети. Они, как правило, часто болеют и имеют некоторые функциональные отклонения. Для них характерны низкая ДА, слабая выносливость, значительное отставание в показателях развития основных видов движения (в беге, прыжках, метании, бросании и ловле мяча) от возрастных нормативов. Малоподвижные дети не уверены в своих возможностях, отказываются выполнять сложные двигательные задания, а также участвовать в коллективных играх. Им присуща однообразная малоинтенсивная деятельность с преобладанием статического компонента. У большинства отмечаются инертность, пассивность, безразличие, обидчивость, плаксивость, нежелание контактировать со сверстниками. Этим детям подходят игры и упражнения на развитие быстроты, скорости движений и выносливости, на переключение с одного вида деятельности на другое.

Уравновешенные дети с благоприятным уровнем ДА быстрее усваивают правила игр, содержание игровых упражнений; им достаточно объяснения и одного-двух показов педагога. Детям с низким уровнем  ДА необходимы замедленный показ отдельных элементов движений с четким, подробным и многократным объяснением, наличие доброжелательной и спокойной обстановки.

Ниже приведены упражнения, позволяющие скорректировать уровень ДА детей.

Для детей с высоким уровнем двигательной активности

Игровые упражнения на внимание

  1. «Стань первым».

Дети идут в колонне за ведущим. Воспитатель называет имя ребенка. Все останавливаются, и названный быстро становится первым – ходьба продолжается.

  1. «Слушай сигнал».

Дети идут в колонне обычным шагом  чередовании (по сигналу воспитателя) с ходьбой на пятках, на носках, змейкой», со сменой ведущего, темпа и направления.

  1. «Великаны и гномы».

Дети идут в колонне то широкими шагами, как «великаны», то мелкими, как «гномы».

  1. «Вернись на место».

Дети встают в две шеренги. Между детьми в шеренгах и между шеренгами расстояние около 1 м. Перед каждым ребенком на полу лежит кубик. На счет воспитателя дети делают три-четыре приставных шага вправо, затем влево, стараясь вернуться на свое прежнее место. Затем делают приставные шаги вперед и назад.

  1. «Воротики».

Дети идут по залу в колонне парами, держась за руки. По сигналу воспитателя останавливаются, поднимают руки вверх, образуя «воротики». Последняя пара проходит под «воротиками» и становится впереди. Ходьба продолжается.

  1. «Один-двое».

Дети идут в колонне по одному, по первому сигналу воспитателя не останавливаясь, образуют пары; по второму, так же не прекращая движения, перестраиваются в колонну по одному, стараясь сохранить темп движения и расстояние между собой.

  1. «Холодно-горячо».

Дети в произвольном порядке ходят по залу. По сигналу «горячо» идут на носках, а на сигнал «холодно» – в полуприседе, сохраняя правильную осанку.

  1. «Шишка-камешек».

Дети стоят в колонне. У первого в руках – шишка, у последнего – камешек. По сигналу «шишка» дети начинают ходьбу в колонне, идя за первым ребенком, а по сигналу «камешек» – поворачиваются и идут за последним ребенком. Развороты выполняют четко, без остановки движения.

  1. «Найди себе пару».

Дети ходят по залу парами, держась за руки. По первому сигналу воспитателя расцепляют руки и разбегаются в разных
направлениях, совершая произвольные танцевальные движения. По второму сигналу дети находят свою пару, сцепляют руки; воспитатель также встает в пару с одним из детей. Ребенок, оставшийся без пары, считается проигравшим.

Игровые упражнения на развитие координации, ловкости и точности выполнения движений

  1. «Не замочи ноги».

Ходьба по извилистой дорожке (длиной 3-5 м и шириной 40-20 см), не выходя за ее границы, сохраняя равновесие.

  1. «Кружись – не упади». 

Кратковременное медленное кружение, чередующееся с ходьбой.

  1. «Бабочки, лягушки».

Дети идут в колонне друг за другом. По первому сигналу «бабочки» останавливаются и поднимают руки в стороны, машут руками, как бабочки; по второму сигналу «полетели» – легко бегают, делают подскоки, кружатся. По третьему сигналу «лягушки» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

  1. «Не задень».

Дети идут в колонне друг за другом, перешагивая через препятствия (палки,
положенные на пол, кубики или бруски 5-10 см, рейки на подставках высотой 10-20 см).

  1. «Принеси игрушку».

В игре участвуют несколько детей, стоящих в шеренге. Перед ними на расстоянии 5-6 м лежат игрушки (цветные кубики, пирамидки, погремушки,
небольшие мячи). К каждой игрушке от ребенка ведет дорожка (шириной
20-30 см), края которой ограничены шнурами. На середине дорожки поставлены дуги разных размеров. По сигналу каждый бежит к игрушке по
своей дорожке, пролезает под дугами, берет игрушку и бегом возвращается
на место.

  1. «Через болото».

В зале разложены в ряд кружки (небольшие фанерки) на расстоянии 40 см один от другого. По сигналу дети идут, перешагивая с одного кружка на
другой.

Для детей с низким уровнем двигательной активности

Игровые упражнения на развитие быстроты движений

  1. «Догони меня».

Дети бегут за воспитателем, преодолевая полосу препятствий: обегая стойку, скамейку, вбегая на горку, сбегая с нее, подлезая под воротики разных размеров, прыгая на батутах. Тот, кто поймал воспитателя, становится ведущим.

  1. «Прыгни – повернись».

Дети располагаются в зале произвольно и прыгают на месте на счет воспитателя: один, два, три; на счет четыре быстро (в прыжке) поворачиваются направо. Затем снова делают три прыжки на месте, а четвертый прыжок – поворот направо. Вернувшись в исходное положение, дети выполняют прыжки в левую сторону. Между поворотами делается небольшой перерыв (спокойная ходьба по залу).

  1. «Не боюсь!»

Ловишка стоит в середине круга, образованного детьми. Они прыгают на двух ногах, говоря: «Не боюсь, не боюсь!»; при этом разводят руки в сторону или отводят их за спину. Ловишка старается осалить кого-нибудь в тот момент, когда его руки разведены в стороны.

  1. «Мяч с горки».

Дети скатывают мяч с небольшой горки, бегут за ним, ловят его несколько раз.

  1. «Толкни и догони».

Дети стоят на одной стороне площадки, на полу перед каждым ребенком лежит мяч. Присев или наклонившись, дети толкают мяч, быстро догоняют его и поднимают двумя руками вверх.

  1. «Бросай мяч».

Дети встают на расстоянии 2-3 м от стены, в руках маленькие мячи (теннисные или резиновые). По сигналу воспитателя быстро бросают мяч в стену одной рукой. После этого бегут за мячом, ловят и снова бросают.

  1. «Машина».

Ребенок держит обруч как руль (горизонтально к полу) и поворачивает его вправо-влево, бегая по площадке. Воспитатель поднимает красный флажок – ребенок останавливается.

  1. «Волчок».

Сидя в обруче на полу, приподнять ноги, энергично оттолкнуться руками и постараться повернуться кругом.

Содержание

1.

Понятие самостоятельной деятельности детей
дошкольного возраста…………………………………………………………………

3

2.

Педагогические условия организации самостоятельной
деятельности дошкольников в дошкольном образовательном учреждении…………………………………………………………….

7

3.

Список литературы……………………………………………………

19

Понятие самостоятельной
деятельности детей дошкольного возраста

В последние годы наблюдается
тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Только за прошедшее
десятилетие уровень общей заболеваемости детского населения увеличился в 1,5
раза. Данные официальной статистической отчетности профилактических медицинских
осмотров, проводимых среди выпускников дошкольных образовательных учреждений,
свидетельствуют о том, что здоровых детей только 20-25 %, имеющих
функциональные отклонения — свыше 50 % и страдающих хроническими заболеваниями
— почти 30 %. Среди детей в возрасте до 7 лет в 13,5 % случаев выявляются отклонения
в физическом развитии: дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость.

Сложившаяся ситуация указывает на
необходимость определения условий, способствующих сохранению и укреплению
здоровья детей.  Огромную роль в решении этой проблемы играет грамотная
организация  физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
Реализация этого положения должна базироваться как на знании
анатомо-физиологических и психологических особенностей развития детей
дошкольного возраста, так и на учете индивидуальных характеристик  каждого
ребенка.

Дошкольный возраст является периодом
наиболее быстрого развития строения и функций организма ребенка. Крепкий
полноценно физически развивающийся ребенок меньше подвержен заболеваниям, а,
заболев, справляется с ними с меньшими отрицательными последствиями. Поэтому
создание всех необходимых условий для укрепления здоровья и правильного
развития организма детей дошкольного возраста – задача первостепенной важности.

Одним из условий нормального роста и
развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является
достаточная двигательная деятельность. Именно двигательная деятельность как
основа жизнеобеспечения детского организма оказывает воздействие на рост и
развитие нервно – психического состояния, функциональные возможности и
работоспособность ребенка.

Для каждого возрастного периода
существует свой оптимальный уровень двигательной деятельности, в связи с
интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность в
движении, четко регламентируемый оптимальным двигательным режимом ДОУ.

Понятие «двигательный режим» включает
в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической
деятельности в течение. И, включает в себя все виды организованной и
самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные
с перемещением в пространстве) действия детей.

 Учитывая индивидуальные особенности
двигательной деятельности детей, избирательное отношение к отдельным движениям,
поступление новых детей в дошкольное учреждение, оптимизации двигательного
режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация:

·       
общая продолжительность двигательной
активности занимает не менее 60% периода бодрствования;

·       
содержанием двигательного режима является
двигательная деятельность, разнообразная по составу движений, физическим
упражнениям;

·       
определенная часть двигательного режима, в
которую входят как физические упражнения, специально подобранные для
формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые
проходят через индивидуальные и организационные формы работы;

·       
периоды активности чередуются со
“спокойными” видами деятельности;

·       
каждому ребенку необходимо дать
возможность двигаться самостоятельно.

Все формы организации физического
воспитания в единстве представляют суммарную физическую нагрузку за день,
которая должна отвечать индивидуальным возможностям детей.

Нагрузка распределяется в течение дня
с учетом времени, наиболее естественного для той или иной деятельности, носит
волнообразный характер. Самые высокие двигательно-физические нагрузки
приходятся на время первой прогулки (с 10 до 12 часов). Однако в те дни, когда
проводятся физкультурные занятия, для прогулки подбираются более спокойные виды
деятельности.

Особое место отводится
самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей.
Самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и
саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных
особенностей детей. Самостоятельная двигательная деятельность — это
деятельность, которая возникает по инициативе ребенка.

При овладении техникой какого-либо
двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере
дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в
навык. Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие
возникает на основе предпосылок к активности.

Таким образом, понятие  самостоятельной
двигательной активности можно трактовать как такую степень владения
двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением
движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью
итогов.

Роль двигательных умений может быть
различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться
совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях
двигательные умения вырабатываются без последующего перевода их в навыки. В
этом случае они являются как бы вспомогательными.

Двигательный навык — это оптимальная
степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е.
при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой
прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения,
продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от: 1)
двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта
обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые
движения); 2) возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
3) координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника
движения, тем длительнее процесс обучения).

Чтобы развивалась двигательная
культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные
«задачки».  Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не
тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

Это означает, что в основе движений
должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными,
позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и
фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в
качестве элемента особого языка — языка движений.

Самостоятельная двигательная
деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями,
в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные
игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью.
При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого
ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор
детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь,
пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен
личный пример педагога. Поэтому я провожу с воспитателями беседы и практикумы
по обучению подвижным играм и правильному выполнению физических упражнений.

Задачи дифференцированного
руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной
активности  у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у
них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических
качеств.

Так же самостоятельная двигательная
активность детей выступает критерием степени овладения двигательными умениями и
навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр
и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей
самостоятельной деятельности.

Содержанием самостоятельной
двигательной деятельности являются разнообразные движения, а так же различные
подвижные игры, которые организуют дети самостоятельно по личной инициативе. Преимущество
ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем
темпе, делает паузы, чередует их. По данным физиологов (И. А. Аршавского, С. М.
Громбах), дети в этом виде деятельности в большей степени удовлетворяют свою
потребность в движении, чем в организованной деятельности.

Педагогические условия
организации самостоятельной деятельности дошкольников в дошкольном
образовательном учреждении

Первые проявления самостоятельности в
детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый
ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой
независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент
самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста,
дальнейшее развитие самостоятельности как личностного качества в период
дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности: игровой,
трудовой, познавательной, бытовой и самостоятельной двигательной активности.

Каждый вид детской деятельности
оказывает своеобразное влияние на развитие активности и инициативы, поиск
адекватных способов самовыражения в деятельности, освоение способов самоконтроля,
на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.

Самостоятельность детей
разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к
самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли
детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждая деятельность оказывает
своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так,
игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я.
Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные
возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий,
настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В.
Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка
от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Признаками самостоятельной двигательной
деятельности являются интерес к ней со стороны детей, проявление ими творческой
инициативы, самостоятельности в выборе игры и способа реализации задуманного.
Это могут быть игры детей с дидактическими средствами, спортивным инвентарем,
развивающие и обучающие игры, занимательные задачи и упражнения,
сюжетно-ролевые игры с использованием объектов, возникающие в трудовой и
бытовой деятельности. Активные игровые действия детей вызываются и
стимулируются игровой задачей, возможностью проявить самостоятельность,
смекалку, элементами соревнования, потребностью самовыражения.
Совершенствование способов действий, развития мышления, элементы творчества –
характерные черты самостоятельной деятельности дошкольника.

Под влиянием правильно организованной
самостоятельной двигательной деятельности у детей развиваются умственные
операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые
черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному
напряжению и труду. Самостоятельная двигательная деятельность должна
организовываться не только в детском саду, но и в домашних условиях.

В раннем возрасте самостоятельная
двигательная деятельность имеет свою специфику. Двигательная деятельность
малышей тесно связана с игрой, а следовательно, с предметами, игрушками,
пособиями.

Взрослые должны позаботиться о том,
чтобы в распоряжении ребят были игрушки, пособия, стимулирующие двигательную
активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых — научить детей
правильно и разнообразно их использовать.

Игрушки, пособия надо располагать
так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с
игрушками можно подвесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку,
дети должны наклониться, а к другой, наоборот, потянуться, подняться на носки и
т. п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз
извилистая, к домику — лесенки высотой 100
см и т. п.

Пособий и игрушек должно быть в
группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает
внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что
для детей раннего возраста характерна большая подражаемость. Увидев в руках
соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы
однотипных игрушек было несколько.

Постепенно, по мере овладения детьми
действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать
совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить
его по очереди по дорожке. Отметим, что пособия необходимо периодически менять,
чтобы у детей не пропал интерес к ним.

Как мы отмечали выше, двигательный
опыт у малышей еще невелик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность
должна проходить под наблюдением взрослого при непосредственном его участии.
Наблюдая за детьми, играя с ними, родители, воспитатели видят, как формируются
интересы малышей, к чему они больше склонны. Личное участие взрослого в играх
детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает
ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления.
Например, малыш долго сидит на корточках и катает взад-вперед машину. Взрослый
ненавязчиво предлагает ему провезти машину за веревочку по мостику (дорожке) и
т. п. Однако не всегда надо спешить с подсказкой новых действий. Пусть кроха
сам откроет для себя новое движение, поощрить его за это. Можно создать
специальные условия, в которых ребенок должен сам выбрать способ действия, предмет,
с которым он будет действовать. Например, взрослый вместе с детьми строит узкие
ворота из кубиков, кеглей, а рядом располагает большие и маленькие мячи.
Ребе­нок должен сам выбрать нужный мяч. Он может действовать путем проб и
ошибок, но в итоге он поймет, что в узкие ворота можно прока­тить только
маленький мяч. Если в группе лежат две дорожки, мягкая и твердая, то малыш сам
выбирает, по какой ему пройти, проползти или проскакать.

При создании условий для самостоятельной
двигательной деятельности хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще
всего воспитателями используются в старших группах. Однако опыт показывает, что
их можно успешно применять и в группах раннего возраста. Что представляет собой
полоса препятствий? Она состоит из набора последовательно расположенных пособий.
Пособия должны располагаться так, чтобы нагрузка падала на различные группы
мышц и дети могли упражняться в разных движениях. Например, размещается твердая
дорожка, несколько предметов (4—5 шт.) высотой от 5 до 20
см, дуга, стойка с подвешенным в сетке большим мячом. Дети идут по доске,
затем перешагивают через предметы разной высоты, подползают под дугу,
выпрямляются, подходят к сетке с мячом и отталкивают его двумя руками. Полосу препятствий
можно выстроить по-разному: в ряд, полукругом, кругом, зигзагом или в виде букв
«П», «Г», «Л». Если полоса препятствий используется на прогулке, то ее хорошо
сочетать с естественной природной средой, например земляным или снежным валом,
кустарником, под который надо подлезть или обойти кругом, горкой, бревном и т.
п. Дети выполняют движения самостоятельно, однако воспитатель следит за ними,
подбадривает словами.

Большие возможности для развития
самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы
на участке, помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи,
кегли, ведерки,, метелки, лопатки, санки, ледянки, трехколесные велосипеды.
Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной,
если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега,
ледяные дорожки, разноцветные льдинки, снеговик с обручем, в который дети могут
бросить льдинки, снежки и т. п. В разное время года взрослые продумывают
различные двигательные задания. Например, летом — добежать до березы, кустарника,
проскакать по дорожке до определенного ориентира, подлезть под кустик,
допрыгнуть до веревки, натянутой между деревьями, и по­звонить в колокольчик
или снять ленту и т. п. Зимой можно пройти по снежному валу, перелезть через
него, пройти по тропинке из снега, пройти след в след, перебросить снежок или
льдинку через снежный вал, съехать с горки, подняться на горку и т. п.

Создавая условия для самостоятельной
двигательной деятельности детей, взрослые способствуют, развитию их инициативы,
самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества.

С целью оптимизации ДА детей в их
самостоятельных играх особое внимание обращаем на количество и разнообразие
движений с широким использованием физкультурных пособий.

В результате специальных исследований
учеными установлены ориентировочные нормы двигательной деятельности детей.
Основными критериями оценки двигательного режима являются:

— объём,

— продолжительность,

— содержание,

— интенсивность двигательной
активности.

Интенсивность двигательной
деятельности – среднее количество движений в минуту – составляет примерно 38-
42 у детей трех лет, 40-48 – четырех лет, 43-54 – пяти  лет. Это значит, что
разовая продолжительность движений очень мала – в среднем от нескольких секунд
до 1,5 минуты. Детям свойственна частая смена движений и поз – до 1000-1600 раз
в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных
групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует
обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных
движений.

Можно условно выделить три группы
детей:

1.      Поведение детей средней
подвижности  (плавное и спокойное) подвижность их равномерна на протяжении всего
дня. Как правило, таких детей примерно половина в группе или чуть больше. При
хороших условиях они самостоятельно активны. Движения их обычно достаточно
развиты, уверенные, целенаправленные, четкие. Их двигательная активность
саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

2.      Дети большой подвижности
всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей
численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов
движений выбирают чаще бег, прыжки; избегают движений, требующих точности и
сдержанности. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Из-за
высокой интенсивности они как бы не успевают вникнуть в суть своей
деятельности, не могут управлять в должной степени своими движениями.
Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы,
поэтому эти дети отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в
конфликтные ситуации. Они с трудом засыпают, спят неспокойно. Дети, у которых
двигательная деятельность, не имеющая определенной направленности, занимает
более 50 % времени, отличаются расторможенностью, крикливостью, несдержанностью
и даже агрессивностью. Высокая двигательная активность быстро утомляет их, не
дает возможности самостоятельно переключиться на спокойные виды деятельности, требующие
внимания, усидчивости.

3.Дети малой подвижности в детском
саду составляют примерно одну четвертую часть. Объем двигательной активности у
них невелик: от 2700 до 4500 шагов в день, а индивидуальные и сезонные
проявления  двигательной активности меньше, чем у детей средней и особенно
высокой подвижности. Малоподвижные дети часто вяло, пассивны, быстро устают. В
противовес подвижным детям, умеющим найти место для своих игр, они стараются
уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую
большого пространства и движений. Они не решаются вступить в общение со
сверстниками, часто отказываются идти в детский сад. У малоподвижных детей
отмечается целый ряд неопределенных движений.

Особую роль для укрепления здоровья
ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для
реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и
стимулирования познавательной и творческой активности играет построение
развивающей двигательной среды. Наряду с заводскими пособиями целесообразно
использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для
ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это
оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической
культуре. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно
является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным
оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для
стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей необходимо
создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять
различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на
кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.). Можно собрать библиотеку
книг о спорте, различные журналы, открытки.

Углублению знаний о физической
культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных
картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы
способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности
в движениях. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может
рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения
его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения
творческого и познавательного потенциала. Использование тренажёров повышает
мышечный тонус, улучшает кровообращение, активизирует
окислительно-восстановительные процессы в мышцах, суставах.

Массажёр «Орешки».
Состоит из плотно нанизанных на леску (длина 21
см ) капсул «киндер-сюрпризов», по бокам две ручки (использованные
фломастеры).

Дорожка «Апельсиновая». Состоит
из клеёнки шириной 35 см , длиной 2,5 м с
прикреплёнными
к ней внутренней поверхностью вверх пластмассовыми крышками от пластиковых
бутылок.

Тренажёр «Поймай мяч
ловушкой».
Изготавливается из верхней части
пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится леска (длина от 40
см до 1 м ) с капсулой от «киндер-сюрприза» на конце. Цель —
забросить капсулу в лукошко. Развивает ловкость, меткость. Сложность выполнения
упражнения регулируется длиной лески.

Тренажёр «Попади в кольцо».
Деревянное кольцо (диаметр — 40
см) крепится в дверном проёме на расстоянии около 1,5
м от земли. К кольцу пришивается тесьма (около 2
м ) с мягким шариком. Ребёнок должен попасть шариком в кольцо. Играющих может
быть двое. Они располагаются по разные стороны от кольца. В этом случае задача
усложняется:: играющие должны не только бросать, но и ловить.

«Лыжи». Изготавливаются
из использованных пластиковых бутылок. Вдоль бутылки вырезается отверстие в
форме стопы, край которого оклеивается тканью или бумагой. Ребёнок, надев
«лыжи», выполняет скользящие движения, имитируя движения лыжника.

«Напольные шашки». Полотно
размером 1 м на 1 м расшито квадратами двух цветов, расположенных в шахматном
порядке. Роль шашек выполняют стаканчики из-под йогурта. Дети играют в шашки
лёжа.

Так же при планировании двигательной
активности детей необходимо учитывать ведущую роль игры в дошкольном возрасте.
Подвижные игры становятся средством стимулирования и развития самостоятельной
подвижной деятельности детей.

Для организации подвижных и
спортивных игр необходимо создать соответствующие условия: иметь достаточно
свободного места для бега, прыжков, метания, катания на велосипеде. Нужно иметь
крупные физкультурные пособия и достаточное количество мелких пособий и игр
(кегли, серсо, бадминтон), чтобы все желающие дети смогли в них поиграть. Все
пособия должны быть знакомы детям и быть безопасными для самостоятельных
упражнений и игр. Совместная работа детского сада и семьи по физическому
воспитанию детей является важным условием его эффективности. Воспитатель должен
постоянно разъяснять родителям значение физических упражнений и подвижных игр
для правильного развития детей, рекомендовать их для занятий с детьми с учетом
индивидуальных особенностей, состояния здоровья и физической подготовленности
каждого ребенка.

По степени физической нагрузки,
которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой
подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых
одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких
движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют
такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений
играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение
выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения
выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Так же отметим, что необходима четкая
система планирования по включению игр в режим дня. Мы предлагаем придерживаться
следующей системы:

1-й этап педагогического 
процесса – «Утро»

Утром целесообразно планировать
двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов
и  потребностей детей. Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или 
средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев  кеглю»).
При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие  занятия будут после
завтрака. Если занятия связаны с длительной  статической позой (математика,
развитие речи  изо-деятельность), то  лучше  утром запланировать игры средней и
даже большой подвижности;

Утром обязательно нужно проводить 
индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического  развития,
а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют  различные отклонения в
осанке, зрении, нарушения слуха, нервной  системы, ожирение.

2-й  этап  педагогического 
процесса  — «Прогулка»

На прогулке предлагается планировать 
одну подвижную игру, общую для  всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей.
Кроме того, воспитатель   должен наметить игровые упражнения для индивидуальной
работы.

Важно для прогулки планировать не
только подвижные, но и  спортивные  игры (зимой — хоккей; весной, летом, осенью
— футбол, баскетбол,  бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой
-катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной,
летом, осенью — катание на велосипеде,  самокате).

Необходимо учитывать, какие занятия
предшествовали прогулке: если  они носили подвижный  характер  физкультурное,
музыкальное), то прогулку  лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети 
были ограничены в  движениях, то прогулку  лучше начать с подвижных, спортивных
игр.

3-й этап педагогического
процесса — «Вторая половина дня»

Во вторую половину  дня кроме
гимнастики после  сна и закаливающих мероприятий предлагается  планировать
активный  отдых  детей (Праздники, досуги, развлечения). Во вторую половину дня
также необходимо запланировать  самостоятельную двигательную деятельность,
используя различное  физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал
—  карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед  уходом
детей,  лучше планировать спокойную двигательную деятельность —  малоподвижные
игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую 
гимнастику.

Так же следует вести осознанную
целенаправленную работу по использованию игры в качестве средства
стимулирования самостоятельной двигательной активности. Для этого необходимо
сначала разучить правила игры с детьми. На этом этапе активную организаторскую
позицию занимает воспитатель, дети подражают ему.

 На втором этапе необходимо показать
ребятам несколько способов одной и той же игры, т.е. расширить их представления
о способах движения или выполнения правил.

На третьем этапе необходимо
формировать умение детей самостоятельно ставить двигательную задачу, выбирать
игру, способ действия. Важно, чтобы двигательная инициатива исходила от самих
дошкольников, а двигательные действия составляли единую систему, направленную
на решение конкретной задачи.

На четвертом этапе формирования
самостоятельной двигательной активности в процессе игры дети сами проявляют
инициативу к организации игры, выбирают вариант проведения, сами организовывают
сбор играющих, выбор голящего, подведение итогов. Воспитатель в данном случае
занимает позицию советчика и подсказчика, а не активного организатора.

Можно выделить следующие критерии,
которые показывают уровень самостоятельности дошкольников при проявлении
двигательной активности:

·       
умение выполнить двигательное задание по
собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий;

·       
умение выполнять движение без посторонней
помощи;

·       
осознанность действий, наличие
элементарного планирования

·       
умение давать адекватную оценку своим
действиям, осуществление элементарного контроля;

·       
умение переносить известные способы
двигательных действий в новые условия.

Таким образом, педагогическая работа
по формированию самостоятельной двигательной активности детей является ведущей
задачей в детском саду. В ходе самостоятельной активности развиваются ведущие
процессы формирования личности дошкольника, что обеспечивает гармоничное
развитие ребенка в целом.

Список литературы

1.      Борисова О. Физическое
воспитание детей в семье – М.: Знание, 1985. — 64 с.

2.      Детство: Программа развития и
воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.Н. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М.
Гурвич. — 2-е изд. перераб. СПб.: Акцидент, 1996. — 224 с.

3.      Кожухова Н.Н. Воспитатель по
физической культуре в дошкольных учреждениях: учебн. пособие для студ. высших и
средн. уч. пед. зав./ Под ред. С.А. Козловой. – М.: «Академия», 202. – 320 с.

4.      Козлова, С. М. Дошкольная
педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд.,
перераб. и доп / С.М. Козлова, Т.А. Куликова. — М. : Издательский центр
«Академия», 2000. — 416 с.

5.      Лазарев, М. Л. Здравствуй!
Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. Руководство для
воспитателей дошкольных образовательных учреждений: В 3-х ч / М.Л. Лазарев. М.
: АКАДЕМИЯ ЗДОРОВЬЯ, 1997. — 376 с.

6.      Рунова М. Обеспечение
двигательной активности детей на прогулке: Старший дошкольный возраст / Рунова
М. // Дошкольное воспитание. — 1990. — N 8. – С. 12-16.

7.      Рунова, М. А. Формирование
оптимальной двигательной активности / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. —
2000. -№ 6. – С. 30-37.

8.      Степаненкова Э.Я. Теория и
методика физического воспитания и развития  ребенка: уч. пособ для студ. высш.
пед. учебных заведений/ 2-е изд. – М.: «Академия», 2006. – 368 с.

9.      Холодв Ж.К. Теория и методика
физического воспитания и спорта: учебн. пособ для студ. высш. пед. учебных
заведений/ 3-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2004. – 480 с.

10.    Хухлаева Д.В. Методика
физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1986. – 239 с.

11.    Юдина Р.А., Яковлева Л.В.
Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет: посб. для педагогов дошк. учр-ий
в 3 частях. – М.: Гуманит. изд-ий центр «Владос», 2003. – 185 с.

Библиографическое описание:


Логвинова, О. Ю. О самостоятельной двигательной деятельности детей и индивидуальной работе в режимный момент / О. Ю. Логвинова, С. В. Мещерякова, К. В. Ильинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1145-1147. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9622/ (дата обращения: 23.09.2023).

Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, физкультурным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку.

Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке двигательного режима мы продумывали оптимальное соотношение разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей каждого возраста. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

На прогулке, как нигде, с большим успехом решаются задачи воспитания интереса и потребности детей в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, обогащения детей знаниями правил подвижных игр и эстафет и формирования организованно играть в коллективе сверстников. Двигательная деятельность детей на прогулке может быть очень разнообразной, но обязательно доступной возрастным особенностям и возможностям дошкольников.

К доступным можно отнести следующие виды движений:

—                   ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища;

—                   бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий;

—                   упражнения с предметами: мячами, обручами, кеглями, скакалками;

—                   упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы;

—                   подвижные игры с построениями и перестроениями;

—                   эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием.

Чтобы обеспечить оптимальные физические нагрузки, важно чередовать самостоятельные двигательные действия детей по виду или способом движения, степенью нагрузок и активных движений с кратковременным отдыхом, мотивируя своевременную смену динамических занятий и статических положений. В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться закреплению разнообразных движений с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка.

Одним из наиболее любимых видов двигательной деятельности дошкольников являются подвижные игры и упражнения. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. При этом я советую воспитателям учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Также воспитателям я рекомендую влиять на выбор детьми упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример педагога. Поэтому я провожу с воспитателями беседы и практикумы по обучению подвижным играм и правильному выполнению физических упражнений.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, спортивным упражнениям; в развитии физических качеств. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения чередую с более спокойной деятельностью.

Если закреплением умений и навыков занимаюсь я, предоставляю в распоряжение детей необходимый инвентарь пособия, поясняю способы движений. В упражнениях и играх с детьми очень важен личный пример, поэтому я участвую в играх и выполняю физические упражнения вместе с детьми. Используем с детьми весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.

В общении с детьми я создаю атмосферу доверия, доброжелательности и стимулирования творческой активности ребенка в двигательном самовыражении, поощряю стремление детей к оригинальности. Учу их действовать рационально и адекватно в каждой определенной ситуации. Положительный результат для развития у детей потребности в двигательной активности возможен при целенаправленно организованном образовательном процессе по физической культуре. Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности, организуемая в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание обращается на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий. Наряду с заводскими пособиями использую оборудование из бросового материала.

1.                  Висящие разноцветные ленты — используются для проведения общеразвивающих упражнений в подгруппе и для подвижных игр.

2.                  «Моталочки» — пособие развивает мелкую моторику рук.

3.                  «Туннель» — большой кусок ткани сшит, чтобы образовалась труба. Используется в эстафетах.

4.                  «Дорожка здоровья» — для профилактики телосложения.

5.                  Мешочки с песком.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности в группе и на веранде созданы полосы препятствий, чтобы дети могли выполнить различные двигательные задания — пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель.

Большое место отвожу самостоятельной двигательной деятельности возникающей по инициативе детей. Уверена, что этот вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Для предупреждения утомляемости и снижения работоспособности проводим динамические паузы. Они помогают снять напряжение у детей во время длительного статического напряжения. Также проводим физкультминутки, пальчиковые игры.

Педагогическое руководство самостоятельности детей построено с учётом уровня двигательной активности. Сюда же относим спортивно — массовые мероприятия, дополнительные виды занятий (спортивные секции и кружки) и совместно физкультурно-оздоровительную работу детского сада с семьями воспитанников.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия педагогов, воспитателя и инструктора по физической культуре. Решение данных задач осуществляется как в рамках физкультурно-оздоровительной работы, так и непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. После совместного проведения занятия физической культурой деятельность воспитателя не заканчивается. Новые двигательные навыки он закрепляет с детьми при проведении индивидуальной работы (в течение дня в часы игр и осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми, где я даю рекомендации по каждому конкретному ребенку.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или с подгруппами по двое — четверо детей. Цель такой работы — ознакомление, углубленное разучивание и закрепление навыков их выполнения, устранения отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, я определяю цель индивидуальной работы, подборку необходимого оборудования, инвентаря.

Мною были разработаны приёмы индивидуального обучения дошкольников:

—         На примере, по образцу инструктора,

—         Во взаимодействии с педагогом;

—         По образцу сверстников.

С целью выяснения индивидуальных интересов воспитанников мною было проведено наблюдение (в течение месяца) за их самостоятельной деятельностью. В листах наблюдений фиксировались предпочтения детей в выборе видов деятельности и нарушения поведения, проявляющиеся у детей во время самостоятельной деятельности.

Во время проведенного наблюдения было установлено, что дети не умеют самостоятельно организовывать подвижные игры, возникают разногласия при ее выборе, а так же нехватка спортивного оборудования, не всегда соблюдают правила безопасного поведения при организации физической деятельности. Чтобы устранить нарушения я закрепляла знания детей в безопасном поведении, учитывала индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности к играм каждого ребенка. Мною были достигнуты следующие результаты:

1.         Значительно возрос интерес детей к подвижным играм

2.         Творческие игры стали разнообразнее, как бы вобрав в себя подвижные

3.         Снизилась спонтанная двигательная активность дошкольников

4.         Повысилась продолжительность и интенсивность движений

5.         Разнообразнее стали сами движения

6.         Снизилось количество нарушений поведения детей

В целом, дети стали отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Увеличились продолжительность и интенсивность движений. Сами движения стали разнообразнее.

Таким образом, я стремлюсь, чтобы работа инструктора по физической культуре в нашем детском саду не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а чтобы они полюбили спорт и движения на всю жизнь, так же, как и я. Чтобы дружба с физкультурой осталась полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни оставался насущной потребностью и тогда, когда они станут взрослыми. Твердо убеждена, что именно в детском саду надо формировать у ребенка отношение к физкультуре, именно как к культуре, владение которой позволяет человеку иметь чувство собственного достоинства и свободы.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, упражнение, физическая культура, двигательная активность, детский сад, самостоятельная двигательная деятельность, безопасное поведение.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 19 «Шустрик»

633010, Россия, Новосибирская обл.,

г.Бердск, ул. К.Маркса, 54

Тел./ф.: (383-41) 2-26-83

E-mail: [email protected]

Семинар-практикум для педагогов.

Двигательная активность детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности. Педагогическое руководство ею.

Инструктор по физкультуре

Дёмочкина Н.А.

Бердск 2016

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

В детском саду мы часто говорим об укреплении здоровья дошкольников. Говоря о здоровье, можно оценивать его, используя множество критериев. Это и рациональное питание, и закаливание, и личная гигиена, и наличие положительных эмоций, и др. Одним из критериев оценки здоровья является оптимальный двигательный режим.

Что же такое двигательная активность? Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка, основное средство предупреждения развития нервно-психического переутомления детей. Известно, что недостаток двигательной активности – это удар по мышечной системе, нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и дыхательной системах. Также при гипокинезии происходит искривление осанки дошкольника.

Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка. Согласно словарю по возрастной и педагогической психологии, самостоятельность – волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне (М.В.Гамезо, 2001).

Самостоятельная двигательная активность детей –это критерий степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованной деятельности, в своей самостоятельной деятельности.

Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. По мнению В.А.Шишкиной и М.В.Мащенко, не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной из всех форм двигательной деятельности.

Двигательная активность детей во время самостоятельной деятельности будет проявляться в полном объеме при наличии следующих условий: если обогатить физкультурно-игровую среду в группе, научить детей самостоятельно действовать с физкультурно-игровым оборудованием, сформировать интерес к самостоятельной двигательной активности в свободное время.

Учитывая вышесказанное, можно выделить следующие задачи:

1. Создать в группе разнообразную физкультурно-игровую среду, направленную на оптимизацию самостоятельной двигательной активности, а также всестороннее развитие детей.

2. Обогатить знания детей о подвижных играх и физических упражнениях.

3. Развивать умение самостоятельно действовать с различными предметами и пособиями (обручи, мячи, дуги и т. д.) .

4. Развивать выразительность движений. Поощрять двигательное творчество детей.

5. Формировать интерес к подвижным играм и двигательной активности в целом.

Задачи дифференцированного руководства самостоятельной деятельностью заключаются в повышении двигательной активности у детей с низкой подвижностью до среднего уровня; в воспитании у них интереса к подвижным играм, в развитии физических качеств.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Самостоятельные подвижные игры и физические упражнения детей чередуются с более спокойной деятельностью. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, мы говорим не столько о самостоятельной деятельности, сколько о создании условий для ее развития. Что же это за условия? А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что условием развития самостоятельной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе и на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий. То есть организация предметной среды. Но одно наличие физкультурных игрушек не может обеспечить развитие самостоятельности и обогащение двигательного опыта детей. М.Н.Попова утверждает, что, несмотря на активность и кажущуюся самодостаточность, которую проявляют дети в процессе освоения двигательно-игрового пространства в группе, нельзя сказать, что они вполне могут обойтись без взрослых. Помощь педагога может быть чрезвычайно значима, поскольку некоторые шаги дети не способны совершить сами. Однако необходимо, чтобы воспитатель умел отличать ситуации, не требующие вмешательства, от тех, где его вклад нужен и важен.

С целью оптимизации двигательной активности детей в их самостоятельных играх особое внимание нужно обратить на количество и разнообразие движений с широким использованием физкультурных пособий.

При размещении данных пособий должны учитываться следующие требования:

— инвентарь должен быть ярким и привлекательным (обусловлено возрастными особенностями) ;

— должен соответствовать гигиеническим требованиям и правилам безопасности;

— оборудование и мелкий инвентарь для развития движений целесообразно располагать по всему периметру групповой комнаты в наиболее безопасных местах;

— весь размещенный инвентарь должен логически вписываться в интерьер групповой комнаты. 1-2 раза в неделю нужно менять его местами.

Руководство самостоятельной двигательной деятельностью предусматривает обязательные моменты, которые описаны В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак и В.А.Шишкиной:

— организацию физкультурно-игровой среды: достаточное место для движений; оптимальное количество, разнообразие, сменяемость пособий;

— закрепление в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей в обязательном порядке во время утреннего приема, на прогулке, после сна, в вечернее время;

— владение педагогом опосредованными методами активизации движений детей.

В качестве эффективных приемов эти же авторы выделяют следующие: предусматривать каждому ребенку место для движений, чтобы никто не мешал; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе; помочь поощрением, загадкой, вопросом, советом; объединять в совместной парной игре  детей с разной степенью подвижности, предоставив им один предмет; чаще менять расположение пособий и игрушек; включаться в совместную деятельность с детьми; обыгрывать новые игрушки и пособия, показывая, как по-разному можно сними действовать и др.

Все руководство самостоятельной двигательной деятельностью строится только на основе индивидуализации. Необходимо наблюдать за детьми, уметь видеть всех и при необходимости оказывать помощь; предусматривать каждому ребенку место для движений, оберегать это пространство; привлекать детей к размещению физкультурных пособий в группе, на участке, стимулируя этим желание выполнять те или иные движения; снимать напряжение, скованность отдельных детей улыбкой, поощрением; если ребенок затрудняется, выбрать пособие для движений, помочь вопросом, советом; пытаться без навязывания объединять в совместной парной игре детей разной подвижности, предоставив им один предмет на двоих (мяч, обруч и т. д.) и показав варианты действий, если это необходимо; отдавать предпочтение пособиям и игрушкам, требующим активных действий; чаще менять их расположение, обеспечивать сменяемость не только в течение недели, но и дня; иногда включаться в совместную игру с кем-нибудь из детей, чтобы показать новые движения или действия, вызвать интерес к ним; периодически вместе с детьми строить «полосы препятствий» из имеющихся пособий и учить преодолевать их «по-разному».

В процессе руководства двигательной активностью детей значительное место должно отводиться показу разнообразных движений и игр с физкультурными пособиями. При этом важно учитывать индивидуальные проявления каждого ребенка. Так, чрезмерно подвижным детям рекомендованы игры, требующие точности выполнения или особой осторожности при пользовании пособием, например, прокатить мяч по узкой доске в воротики; попасть мешочком с песком в цель и т. д.

Малоподвижным детям можно предложить игры с активными действиями и движениями, не требующие точности выполнения: бросить мяч вдаль и побежать за ним; прыгнуть из обруча в обруч, через скакалку и т. д.

Таким образом, тщательное планирование и использование подвижных игр и игровых упражнений, направленных на повышение самостоятельной двигательной активности детей, в дальнейшем позволит:

1. Избежать гиподинамии.

2. Обогатить детей знаниями о многообразии физических упражнений и подвижных игр.

3. Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

4. Создать оптимальные условия для обеспечения самостоятельной двигательной активности детей.

В современной литературе для развития детей предлагается использовать образовательные ситуации, которые, наряду с организацией предметной среды,  являются важным условием развития самостоятельной двигательной деятельности детей. Нашего внимания заслуживает мнение американского исследователя К. Беннета. Он выделяет четыре основные ситуации, которые должен моделировать воспитатель: ситуации свободного выбора, проблемно-контролируемые ситуации, имитации, творческие ситуации. Каждая ситуация лучше всего может быть смоделирована в определенных условиях — на игровой площадке, в спортивном зале. В каждой ситуации от воспитателя требуется различная степень активности.

Ситуация свободного выбора лучше всего моделируется на открытых спортивных площадках, оснащенных безопасным инвентарем. В этой ситуации воспитатель предоставляет детям возможность самим исследовать и повторять произвольно выполняемые двигательные действия. Детям при этом предоставлена свобода выбора: они по желанию могут играть одни, в сотрудничестве с остальными или в компании своих друзей, но самостоятельно.

Посредством создания проблемно-контролируемых ситуаций ребенок познает движение в пространстве. Задача воспитателя — смоделировать проблему и всячески поощрять в каждом ребенке желание найти решение. Например, «Зайка замерз, давайте поможем ему согреться», «Мишка не может перейти ручей».

Имитации. Эта ситуация заключается в том, что воспитатель выполняет те или иные двигательные действия, а затем дети имитируют их как можно точнее. Воспитатель при этом должен соблюдать принципы индивидуального подхода, разделив всех детей в соответствии с их возможностями на небольшие группы и задавая в каждой из них адекватные задачи.

Последняя ситуация, используемая воспитателями для обучения дошкольников двигательным действиям, — это творческая ситуация. Здесь воспитатель задает детям сложную задачу — выразить посредством движения то или иное понятие. Например, изобразить чувство гнева, радости, веселья и т.д.

Следует также отметить, что наряду со значительным ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности существен­но снижается количество нарушений поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих во время самостоятельной дея­тельности.

Модель двигательной активности

в самостоятельной деятельности детей.

Ввиду того, что двигательная активность – это естественная потребность детей дошкольного возраста, необходимо при ее организации уделять большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность по этапам.

       I этап педагогического процесса – «Утро». «Утро» — самый короткий по времени этап педагогического процесса, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача воспитателя – уделить внимание каждому пришедшему ребенку, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Малыши охотнее идут в группу перестают плакать, если переключить их внимание на активную двигательную деятельность. Вот утром мамы и папы привели своих малышей в детский сад. Ребятишки еще малоподвижны, предпочитают играть в одиночестве или рядом с воспитателем. Как их расшевелить? А пусть те, кто пришел раньше других, построят из кирпичиков, брусков дорожку. По ней будут ходить дети. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным, приобщает малыша к коллективу, к деятельности вместе. Действия сообща богаче по содержанию, в них всегда есть новизна. Утром целесообразно планировать деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря, дидактических пособий. Можно предложить детям дидактические игры «Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», рассматривание иллюстраций о видах спорта, спортсменах, альбома «Забочусь о своем здоровье». Малышам можно предложить поупражняться в отдельных упражнениях (перешагивание через пенечки, подлезание под дугу, прокатывание мяча друг другу и т.п.) Желательно планировать игры, знакомы детям, лучше малой ли средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, на задев кеглю» и др.). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи, изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности; если предстоит физкультурное занятия, то утром планируем более спокойную двигательную деятельность или организовать подготовительные упражнения для разогрева определенных групп мышц. Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушении слуха, нервной системы, ожирении.

       II этап педагогического процесса – «Прогулка».
В течение дня прогулка организуется дважды: утром и вечером. Прогулка — благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации их самостоятельной двигательной активности.
Важно создать необходимые условия: поддерживать инициативу, творчество в любом виде игр; вынести на улицу необходимое для двигательной активности детей оборудование. Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер (физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.
На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 2-3 игры с подгруппами детей. Кроме того, необходимо наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.
Важно для прогулки планировать не только различные подвижные, но и спортивные игры (футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения.

      III  этап педагогического процесса – «Вторая половина дня»
Основная педагогическая задача этого периода – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо в группе создать положительный эмоциональный настрой, чтобы каждому ребенку было комфортно.
Во II половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающим мероприятий предлагается планировать активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, дни здоровья являются важными компонентами активного отдыха детей.
Во II половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал. Вечером, перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность – малоподвижные игры, дыхательные упражнения и т.д.
Практическая работа
Разбейтесь по возрастным группам. Составьте план двигательного режима детей на один день. Используйте те игры с нестандартным оборудованием, которые вы приготовили в домашнем задании.

Словесная игра:

Передавая мячик, досказать предложение «Дети в моей группе будут здоровы, если я…» (это не значит, что вы это не делаете, просто подведем итоги)

Итак, подведем итог всему сказанному:
 Двигательная активность – это естественная потребность в движении.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Ничто так не истощает и не разрушает человека,

как продолжительное физическое бездействие. (Аристотель)

Список литературы

Антонов Ю. Е., Иванова Е. Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. — №1. — С.5-6.

Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.

Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам. — М.: Владос, 1999.

Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. — 1996.- №№6, 8, 10.

Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. — №9. — С.5-8.

«Игры для самостоятельной двигательной деятельности детей»

Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства родителей. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

Уважаемые родители, предлагаю вам игры для активной двигательной деятельности детей в домашних условиях.

Игры с ковриками.

Задачи: развивать у детей пространственное воображение и восприятие, крупную моторику, координацию, внимание, формировать перекрестные движения ног, упражнять в прыжках, беге, закреплять знания цвета, формы.

Оборудование: текстильные коврики разных цветов 25х25 см с разноцветными геометрическими фигурами в центре (варианты оформления лицевой стороны ковриков могут быть различными). Нижняя сторона ковриков должна быть сделана из нескользящего материала.

Игра «Классики»

Организация: коврики раскладываются на полу с чередованием: 1-й ряд — два коврика рядом, 2-й — один коврик, 3-й — два коврика рядом и т. д.

Ход игры: Дети по очереди прыгают по коврикам как по классикам.

1-й вариант: две ноги врозь, две ноги вместе, две ноги врозь;

2-й вариант; две ноги врозь, на одной ноге, две ноги врозь.

Игра «Гигантские шаги»

Организация: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры: Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед) .

Игра «Весёлая дорожка»

Организация: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Ход игры: Выбирается водящий, который первым прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

Игра «Займи свое место»

Организация: коврики располагаются по большому кругу.

Ход игры: Взрослый дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять. Например: «Ваня, встань на красный коврик с зеленым овалом в середине». После того как Ваня займет свое место, он сам дает указание следующему игроку, тот, в свою очередь, продолжает игру, и

так до тех пор, пока все играющие не займут свои места. По сигналу взрослого дети разбегаются или бегают по кругу, по следующему сигналу дети занимают: 1 вариант — свои коврики; 2 вариант — любой коврик.

После чего каждый из игроков должен сказать, на каком коврике он оказался. Например: «Я стою на синем коврике, в середине которого красный треугольник».

Игры с тихим тренажером

Оборудование: «Тихий тренажер» — наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1, 5 м, силуэты ножек от пола и до 70 см; разноцветные полоски (5-10 штук) длиной 1, 0-1, 50 м для подпрыгивания.

Задачи: развивать у детей координацию, пространственное воображение и восприятие, понимание пространственных отношений (право — лево, тренировать мышцы плечевого пояса, рук, спины и ног, упражнять в прыжках с места в высоту, тренировать стопы.

Игра «Поймай бабочку»

Организация: на стене, выше силуэтов ладошек, наклеивается изображение бабочек.

Ход игры: По команде пара детей или взрослый-ребенок должен подняться по ладошкам от пола до бабочки. Можно отрывать от стены только одну руку. Руки ставятся на силуэты, соблюдая право — лево. Побеждает тот, кто первым поймал бабочку.

Игра «Пройди по стенке»

Организация: около стены расстилается мягкий коврик.

Ход игры: Ребенок ложится на пол и старается «пройти» по дорожке на стене. Начинает от пола, постепенно поднимая ноги все выше, переходя в положение «Берёзка».

Игра «Допрыгни до полоски»

Организация: Разноцветные полоски наклеиваются на стену на высоте от вытянутой руки ребенка и до высоты его прыжка.

Ход игры: Ребенок подпрыгивает у стены, стараясь дотянуться как можно выше до разноцветных полосок.

Игра «Путаница»

Организация: на стене в произвольном порядке наклеены силуэты ладошек. Дети могут играть по одному или в паре.

Ход игры: Дети проходят ладошками по силуэтам снизу доверху, руки можно ставить только на парные силуэты (право — лево, при этом кисти рук приходится поворачивать в разные стороны.

1-й вариант — ребёнок играет один и просто «ходит» руками по стенке;

2-й вариант — дети играют в паре «Кто быстрее доберется до условной метки? «. При этом руки могут перекрещиваться, дети меняться местами, но не отрывать рук от стены;

3-й вариант – Взрослый даёт команды ребёнку куда идти (например, правая — красная, левая — зеленая и т. д.)

Модель двигательной активности

в самостоятельной деятельности детей.

Утро

Между занятиями

Прогулка

Вторая половина дня

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Zet gaming blade инструкция на русском
  • Мануал по ремонты ваз 2112
  • Катена 400 мг инструкция по применению цена
  • Погашение ипотеки материнским капиталом пошаговая инструкция через мфц
  • Какая инструкция sql позволяет создавать домен