Диагностика стиля руководства коллективом

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом в. П. Захарова и а. Л. Журавлева

Дана методика
разработана В.П. Захаровым на основе
опросника А.Л. Журавлева, который состоит
из 27 групп утверждений. Основу данной
мелодики составляют 16 групп утверждений,
отражающих различные аспекты взаимодействия
руководства и коллектива. Методика
направлена на определение стиля
руководства трудовым коллективом.
Порядок тестирования содер­жится в
инструкции.

Инструкция:
«Опросник содержит 16 групп утверждений,
характеризующих деловые качества
руководителя. Каждая группа состоит из
трех утверждений, обозначенных буквами
А, Б, В. Вам следует внимательно прочесть
все три утверждения в составе каждой
группы и выбрать одно из них, которое в
наибольшей степени соответствует вашему
мнению о руководителе.

Отметьте
выбранное утверждение на опросном листе
знаком «+» под соответствующей буквой
или просто обведите выбранную Вами
букву. Если Вы оцениваете одновременно
двух руководителей или более, сравните
их между собой по приведенным трем
утверждениям.

Выберите
по одному из утверждений, характеризующих
каждого руководителя (или одно утверждение,
характеризующее двух или более
руководителей), и отметьте Ваше мнение
о каждом на опросном листе разными
знаками: 0; +; –. Ставьте отметки на бланке
для ответов.

Текст опросника

1.

А. Центральное
руководство требует, чтобы о всех делах
доклады­вали именно ему.

Б. Старается все
решать вместе с подчиненны­ми,
единолично реша­ет только самые
сроч­ные и оперативные во­просы.

В. Некоторые важные
де­ла решаются фактиче­ски без
участия руко­водителя, его функции
выполняют другие.

2.

А. Всегда что-нибудь
приказывает, распоря­жается, настаивает,
но никогда не просит.

Б. Приказывает
так, что хочется выполнить.

В. Приказывать не
умеет.

3.

А. Старается, чтобы
его заместители были ква­лифицированными
спе­циалистами.

Б. Руководителю
безраз­лично, кто работает у него
заместителем, по­мощником.

В. Он добивается
безот­казного исполнения и подчинения
заместите­лей, помощников.

4.

А. Его интересует
толь­ко выполнение плана, а не отношение
людей друг к другу.

Б. В работе не
заинтересо­ван, подходит к делу
формально.

В. Решая
производствен­ные задачи, старается
создать хорошие отно­шения между
людьми в коллективе.

5.

А. Наверно, он
консервативен, так как боится нового.

Б. Инициатива
подчиненных руководителем не принимается.

В.Способствует
тому, что­бы подчиненные рабо­тали
самостоятельно.

6.

А. На критику
руководитель обычно не обижается,
прислушивается к ней.

Б. Не любит, когда
его критикуют и не старается скрыть
это.

В. Критику
выслушивает, даже собирается принять
меры, но ничего не предпринимает.

7.

А. Складывается
впечатление, что руководитель боится
отвечать за свои действия, желает
уменьшить свою ответственность.

Б. Ответственность
распределяет между собой и подчиненными.

В. Руководитель
единолично принимает решения или
отменяет их.

8.

А. Регулярно
советуется с подчиненными, особенно с
опытными работниками

Б.
Подчиненные не только советуют, но могут
давать указания своему руководителю.

В. Не допускает,
чтобы подчиненные ему советовали, а тем
более возражали.

9.

А. Обычно советуется
с заместителями и нижестоящими
руководителями, но не с рядовыми
подчиненными.

Б. Регулярно
общается с подчиненными, говорит о
положении дел в коллективе, о трудностях,
которые предстоит преодолеть.

В. Для выполнения
какой-либо работы ему нередко приходится
уговаривать своих подчиненных.

10.

А.
Всегда обращается к подчиненным вежливо,
доброжелательно.

Б. В обращении с
подчиненными часто проявляет равнодушие.

В. По отношению к
подчиненным бывает нетактичным и даже
грубым.

11.

А. В критических
ситуациях руководитель плохо справляется
со своими обязанностями

Б. В
критических ситуациях руководитель,
как правило, переходит на более жесткие
методы руководства.

В. Критические
ситуации не изменяют способа его
руководства.

12.

А. Сам решает даже
те вопросы, с которыми не совсем хорошо
знаком.

Б. Если что-то не
знает, то боится этого показать и
обращается за помощью к другим.

В. Он
не может действовать сам, а ждет
«подталкивания» со стороны.

13.

А. Пожалуй, он не
очень требовательный человек

Б. Он требователен,
но одновременно и справедлив.

В. О нем можно
сказать, что он бывает слишком строгим
и даже придирчивым.

14.

А. Контролируя
результаты, всегда замечает положительную
сторону, хвалит подчиненных.

Б.
Всегда очень строго контролирует работу
подчиненных и коллектива в целом.

В. Контролирует
работу от случая к случаю.

15.

А. Руководитель
умеет поддерживать дисциплину и порядок

Б. Часто делает
подчиненным замечания, выговоры.

В. Не может влиять
на дисциплину.

16.

А. В присутствии
руководителя подчиненным все время
приходится работать в напряжении.

Б. С руководителем
работать интересно.

В. Подчиненные
предоставлены самим себе.

Бланк ответов

Оценивает(ют)ся:

1. А Б В

9.

А Б В

2. А Б В

10.

А Б В

3. А Б В

11.

А Б В

4. А Б В

12.

А Б В

5. А Б В

13.

А Б В

6. А Б В

14.

А Б В

7. А Б В

15.

А Б В

8. А Б В

16.

А Б В

Обработка и
интерпретация результатов.

Подсчитывается
количество баллов по каждой из трех
компонентов. Максимальный балл определяет
стиль руководства.

Всего рассматривается
3 стиля руководства.

Директивный
компонент
– Д

Ориентация на
собственное мнение и оценки. Стремление
к власти, уверенность в себе, склонность
к жесткой формальной дисциплине, большая
дистанция с подчиненными, нежелание
признавать свои ошибки. Игнорирова­ние
инициативы, творческой активности
людей. Единоличное принятие решений.
Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский
компонент
(пассивного
невмешательства)

П

Снисходительность
к работникам. Отсутствие требовательности
и строгой дисциплины, контроля,
либеральность, панибратство с подчиненными.
Склонность перекладывать ответственность
в принятии решений.

Коллегиальный
компонент
– К

Требовательность
и контроль сочетаются с инициатив­ным
и творческим подходом к выполняемой
работе и соз­нательным соблюдением
дисциплины. Стремление деле­гировать
полномочия и разделить ответственность.
Демо­кратичность в принятии решения.

Ключ

А

Б

В

А

Б

В

1

Д

К

П

9

Д

К

П

2

Д

К

П

10

К

П

Д

3

К

П

Д

11

П

Д

К

4

Д

П

К

12

Д

К

П

5

П

Д

К

13

П

К

Д

6

К

Д

П

14

К

Д

П

7

П

К

Д

15

К

Д

П

8

К

П

Д

16

Д

К

П

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Психологический практикум ↓

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева)

Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям. Выберите по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте ваше мнение о каждом на опросном листе разными знаками: *; +; -. Ставьте отметки на листе ответов».

Текст опросника

    • а. Центральное руководство требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему.
    • б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
    • в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
    • а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
    • б. Приказывает так, что хочется выполнить.
    • в. Приказывать не умеет.
    • а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
    • б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
    • в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
    • а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
    • б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
    • в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
    • а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
    • б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
    • в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
    • а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
    • б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
    • в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
    • а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
    • б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
    • в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
    • а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
    • б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
    • в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
    • а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
    • б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
    • в. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
    • а. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
    • б. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
    • в. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым.
    • а. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
    • б. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
    • в. Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
    • а. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком.
    • б. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
    • в. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
    • а. Пожалуй, он не очень требовательный человек.
    • б. Он требователен, но одновременно и справедлив.
    • в. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
    • а. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
    • б. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
    • в. Контролирует работу от случая к случаю.
    • а. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
    • б. Часто делает подчиненным замечания, выговоры.
    • в. Не может влиять на дисциплину.
    • а. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
    • б. С руководителем работать интересно.
    • в. Подчиненные предоставлены самим себе.

Ключ

а б в
1 д к п
2 д к п
3 к п д
4 д п к
5 п д к
6 к д п
7 п к д
8 к п д
9 д к п
10 к п д
11 п д к
12 д к п
13 п к д
14 к д п
15 к д п
16 д к п

Интерпретация:

Подсчитываются количество баллов по каждой из трех компонент. Максимальный балл определяет стиль руководства.

Директивный компонент – Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент – П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный компонент – К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Похожие материалы в разделе Психологический практикум:

  • Методика на исследование самосознания (Непомнящая Н.И.)
  • Исследование стереотипов восприятия успешного ученика
  • Подготовка и составление психологических заключений по результатам психодиагностического исследования
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
  • Методика «Перепутанные пословицы»
  • Тест Р.Б. Кеттелла (16 PF – опросник)
  • Тест «Моя тактика ведения переговоров»
  • Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра (продолжение)
  • Школьный тест умственного развития (ШТУР)
  • «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потемкиной
Skip to content

Психологический центр Логотип

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом

В. П. Захарова и А. Л. Журавлева

Психологический тест состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

ИНСТРУКЦИЯ: Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе.

Начать тест

Центральное руководство требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему.
Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
Руководитель всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
Он приказывает так, что хочется выполнить.
Руководитель приказывать не умеет.
Руководитель старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем.
Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей и помощников.
Руководителя интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
Руководитель не заинтересован в работе, он формально подходит к делу.
Решая производственные задачи, руководитель старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
Наверное, руководитель консервативен, так как боится нового.
Инициатива подчиненных не принимается руководителем.
Руководитель способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно.
На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
Руководитель не любит, когда его критикуют, и не старается скрыть это.
Руководитель выслушивает критику, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
Руководитель распределяет ответственность между собой и подчиненными.
Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
Руководитель регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
Подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю.
Руководитель не допускает, чтобы подчиненные советовали ему, а тем более возражали.
Руководитель обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
Руководитель регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.
Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных.
Руководитель всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно.
Руководитель в общении с подчиненными часто проявляет равнодушие.
По отношению к подчиненным руководитель бывает нетактичным и даже грубым.
В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.
В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства.
Критические ситуации не изменяют способа его руководства.
Руководитель сам решает даже те вопросы, с которыми он не совсем хорошо знаком.
Если руководитель что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим.
Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны.
Руководитель, пожалуй, не очень требовательный человек.
Он требователен, но одновременно и справедлив.
О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым.
Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных.
Руководитель всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом.
О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым. Он контролирует работу от случая к случаю.
Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок.
Руководитель часто делает подчиненным замечания, выговоры.
Руководитель не может влиять на дисциплину.
В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении.
С руководителем работать интересно.
Подчиненные предоставлены сами себе.

admin_p2020-05-05T22:38:55+03:00

Page load link

Методика направлена на оценку преобладающего стиля руководства: директивного, коллегиального или либерального. Рекомендуем использовать методику как для самооценки руководителей, так и для оценки 360 градусов в целях получения максимально объективной оценки.

Результат позволяет отнести стиль руководства руководителя к следующим типам:

Директивный
Коллегиальный
Либеральный
Директивно-коллегиальный
Директивно-либеральный
Коллегиально-либеральный
Смешанный


Вам будет предложено 27 вопросов, каждый из которых характеризует деятельность руководителя. К каждому из вопросов 5 вариантов ответов (вариантов проявления характеристики), Вам необходимо выбрать один или несколько вариантов, которые на Ваш взгляд наиболее точно соответствуют Вам или тому руководителю, которого Вы оцениваете.

Поля отмеченные * не являются обязательными к заполнению и служат для отображения индивидуальной информации в отчете к тесту.

Тестируемый*

Должность*

Название компании*

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова И А. Л. Журавлева

Основная методика состоит из 27 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руковод­ства и коллектива.
Методика направлена на определение стиля руковод­ства трудовым коллективом. Порядок тестирования содер­жится в инструкции.
Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утвержде­ний, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначен­ных буквами а, б, в. Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует ваше­му мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверж­дение на опросном листе знаком «+» под соответствую­щей буквой.
Если Вы оцениваете одновременно двух руководителей или более, сравните их между собой по приведенным трем утверждениям, выбрав по одному из утверждений, харак­теризующих каждого руководителя (или одно утвержде­ние, характеризующее двух или более руководителей), и отметьте Ваше мнение о каждом на опросном листе раз­ными знаками: 0; +; —.
Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов!»

а

б

в

1. Центральное руко­водство требует, чтобы о всех делах доклады­вали именно ему.

Старается все решать вместе с подчиненны­ми, единолично реша­ет только самые сроч­ные и оперативные во­просы.

Некоторые важные де­ла решаются фактиче­ски без участия руко­водителя, его функции выполняют другие.

2. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.

Приказывает так, что хочется выполнить.

Приказывать не умеет.

3. Старается, чтобы его заместители были ква­лифицированными спе­циалистами.

Руководителю безраз­лично, кто работает у него заместителем, по­мощником.

Он добивается безот­казного исполнения и подчинения заместите­лей, помощников.

4. Его интересует толь­ко выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.

В работе не заинтересо­ван, подходит к делу формально.

Решая производствен­ные задачи, старается создать хорошие отно­шения между людьми в коллективе.

5. Наверно, он консер­вативен, так как боит­ся нового.

Инициатива подчинен­ных руководителем не принимается.

Способствует тому, что­бы подчиненные рабо­тали самостоятельно.

6. На критику руко­водителя обычно не обижается, прислуши­вается к ней.

Не любит, когда его критикуют и не стара­ется скрыть это.

Критику выслушивает, даже собирается при­нять меры, но ничего не предпринимает.

7. Складывается впе­чатление, что руково­дитель боится отвечать за свои действия, же­лает уменьшить свою ответственность.

Ответственность рас­пределяет между собой и подчиненными.

Руководитель единолично принимает реше­ния или отменяет их.

8. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.

Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.

Не допускает, чтобы подчиненные ему сове­товали, а тем более возражали.

9. Обычно советуется с заместителями и ниже­стоящими руководи­телями, но не с рядо­выми подчиненными.

Регулярно общается с подчиненными, гово­рит о положении дел в коллективе, о трудно­стях, которые предсто­ит преодолеть.

Для выполнения ка- кой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих под­чиненных.

10. Всегда обращается к подчиненным веж­ливо, доброжелатель­но.

В обращении с под­чиненными часто про­являет равнодушие.

По отношению к под­чиненным бывает не­тактичным и даже гру­бым.

11. В критических си­туациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

В критических ситуа­циях руководитель, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства.

Критические ситуации не изменяют способа его руководства.

12. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо зна­ком.

Если что-то не знает, то не боится этого пока­зать и обращается за помощью к другим.

Он не может действо­вать сам, а ждет «под­талкивания» со сторо­ны.

13. Пожалуй, он не очень требовательный человек.

Он требователен, но одновременно и спра­ведлив.

О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже при­дирчивым.

14. Контролируя ре­зультаты, всегда заме­чает положительную сторону, хвалит подчи­ненных.

Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллек­тива в целом.

Контролирует работу от случая к случаю.

15. Руководитель уме­ет поддерживать дис­циплину и порядок.

Часто делает подчинен­ным замечания, выго­воры.

Не может влиять на дисциплину.

16. В присутствии ру­ководителя подчинен­ным все время прихо­дится работать в напря­жении.

С руководителем рабо­тать интересно.

Подчиненные предос­тавлены самим себе.

Опросный лист

Оценивает(ют)ся:

1. а б в

9. а б в

2. а б в

10. а б в

3. а б в

11. а б в

4. а б в

12. а б в

5. а б в

13. а б в

6. а б в

14. а б в

7. а б в

15. а б в

8. а б в

16. а б в

ИнтерпретацияДирективный компонент — Д Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремле­ние к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчинен­ными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирова­ние инициативы, творческой активности людей. Едино­личное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.Попустительский компонент
(пассивного невмешательства) (пассивного невмешательства) — ПСнисходительность к работникам. Отсутствие требова­тельности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.Коллегиальный компонент — К Требовательность и контроль сочетаются с инициатив­ным и творческим подходом к выполняемой работе и соз­нательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демо­кратичность в принятии решения.Ключ

а

б

в

а

б

в

1

д

к

п

9

д

к

п

2

д

к

п

10

к

п

д

3

к

п

д

11

п

д

к

4

д

п

к

12

д

к

п

5

п

д

к

13

п

к

д

6

к

д

п

14

к

д

п

7

п

к

д

15

к

д

п

8

к

п

д

16

д

к

п

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ремантадин инструкция по применению для детей сироп отзывы
  • Как вписать в должностную инструкцию дополнительные обязанности
  • Универсальный пульт one for all инструкция на русском языке
  • Пульмибуд инструкция по применению цена отзывы аналоги цена
  • Руководство d link dir 615