Деятельность обучающегося под руководством учителя

Деятельность
учителя в процессе обучения: назначение
и структура.

Процесс
обучения в школе протекает под руководством
учителя. Назначение его деятельности
состоит в управлении учебно-познавательной
деятельностью обучаемых. Управление
учебно-познавательной деятельностью
учащихся в процессе обучения иногда
понимается узко как управление усвоением
в рамках отдельных познавательных
задач, то есть на уровне оперативного
управления, например, процессом открытия
неизвестного в различных типах проблемных
ситуаций. В этом случае средствами
управления выступают «наводящие задачи»,
подсказки, переформулировка вопросов
и т.д. В широком смысле управление учебным
познанием понимается как процесс
предъявления учащимся системы учебных
задач. Эта система предусматривает
постепенное и последовательное
продвижение школьников в ходе решения
задач – от низкого уровня проблемности
заданий и познавательной самостоятельности
к творческой, исследовательской. Тем
самым проектируется определенный
уровень сформированности свойств,
качеств знаний (системность, динамичность,
обощенность и т.д.) (П.И. Пидкасистый).

Учитель создает
также необходимые условия для успешного
осуществления учения: тщательно
анализирует цели обучения применительно
к различным ситуациям обучения; отбирает
содержание в соответствии с поставленными
целями; прогнозирует и применяет
разнообразие форм организации обучения;
использует методы, посредством которых
обеспечивается сознательное усвоение
учащимися содержания.

Структура
преподавания включает в себя следующие
компоненты: планирование собственной
деятельности и учебной деятельности
учащихся; организация этих деятельностей;
стимулирование активности и сознательной
деятельности школьников по усвоению
знаний и способов познавательной
деятельности; контроль; регулирование
качества обученности и выполнения
учащимися учебных действий; анализ
результатов обучения и прогнозирование
дальнейшего развития личности учащегося.

Деятельность
учащихся в процессе обучения.

Учение
как специфический вид деятельности
имеет свою структуру, закономерности
развития и функционирования. Основной
целью учения является познание, сбор и
переработка информация об окружающем
мире. Результатом учения являются
знания, умения и навыки, система отношений
и общее развитие школьников.

Эффективность
учения, как и любой деятельности, в
конечном счете зависит от отношения к
нему учащихся, от смысла их учения.
Каждому учителю известно, насколько
легче и приятнее обучать ученика,
расположенного к учению, нежели тех,
кто учится с нежеланием.

Школьное ученическое
познание, так же, как и научное, движимо
мотивами. Формирование мотивов учения
у школьников должно стать предметом
целенаправленной совместной деятельности
учителя и учащихся при руководящей роли
учителя. Зная учебные мотивы учеников
класса, педагог может наметить, над
устранением каких недостатков следует
поработать в ближайшее время.

Деятельность
учителя и учащихся в процессе обучения
взаимосвязана, так как обучение с позиций
теории деятельности носит межсубъектный
характер. Поэтому деятельность учителя
и деятельность ученика должна быть
согласована. Высшим критерием такой
согласованности является не просто
взаимодействие учителя и ученика
(педагогического коллектива и коллектива
учащихся), но их взаимодействие,
сотворчество, направленное на достижение
конечной цели, каковой является не
методическое совершенствование процесса,
а личность
учащегося – его развитие, обучение и
воспитание.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Автор статьи

Елена Александровна Булахова

Эксперт по предмету «Педагогика»

Стать автором

Деятельность учителя в процессе обучения

Замечание 1

Основное назначение педагогической деятельности – это управление сознательной и активной познавательной деятельностью учащихся.

В процессе обучения учитель ставит перед учениками учебную задачу и постепенно ее усложняет, что обеспечивает поступательное движение мысли учащегося по пути познания.

Помимо этого учитель создает оптимальные условия для реализации целей обучения. Под условиями понимается подбор эффективных методов, средств, форм и приемов, содержание которых направлено на достижение поставленной цели.

Управление процессом обучения предусматривает прохождение ряда последовательных этапов, каждый из которых соответствует заданной структуре процесса обучения:

  • Планирование процесса обучения (постановка цели, задач, подбор методов, средств и т.д.);
  • Организация процесса обучения (проведение учебного занятия);
  • Регулирование процесса обучения (предотвращение и устранение возможных проблем, направление деятельности учащихся в нужное русло и т.д.);
  • Контроль и оценка процесса обучения (проведение проверочных заданий, оценка усвоенных знаний и т.д.);
  • Результат процесса обучения (достижение поставленной цели обучения).

Для реализации данных этапов педагогом составляется специальный план. В зависимости от срока планирования различают, следующие виды планов: календарно-тематические или поурочные. В свою очередь данные планы подразделяются на три типа, в соответствии с поставленными задачами: тактические, оперативные или стратегические. В планы педагог включает анализ исходного уровня знаний учащихся, их возможности, продумывание и подбор методов, форм и средств обучения, учет методического и технического оснащения образовательной организации, постановка задач обучения и т.д.

«Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения» 👇

Замечание 2

Таким образом, деятельность педагога в процессе обучения заключается в эффективной организации деятельности учеников, создании оптимальных условий для обучения и постановке учебных задач.

Необходимо отметить, что постановка учебных задач имеет большое значение в деятельности педагога. В соответствии с дидактикой, следует упор на ряд правил по постановке познавательных задач:

  1. Текст задачи должен быть изложен так, чтобы в нем содержалась полезная информация, необходимая для развития воображения, ума и творческих процессов.
  2. Задача должна заинтересовать учащегося на выполнение учебного задания.
  3. Каждый учащийся должен обладать навыками самостоятельной постановки учебных задач.
  4. Обязательный учет уровня подготовки учащихся к решению конкретной учебной задачи.

Еще одним важным компонентом деятельности педагога в процессе обучения является осуществление текущего (промежуточного) и итогового контроля обучения. Это необходимо для того, чтобы выявит степень усвоения учебного материала учащимися, и определить эффективность используемых методов, форм, приемов и средств, применяемых средств обучения.

Педагог осуществляет текущий контроль посредством разнообразных письменных заданий, устного опроса, проверки домашних работ и т.п.

На основании полученных результатов реализованного текущего контроля педагог делает вывод об успеваемости учащихся и эффективности собственной педагогической деятельности.

Деятельность учащихся в процессе обучения

Процесс обучения с точки зрения учащихся – это специфический вид деятельности, который структурно организован и управляем со стороны педагога.

Замечание 3

Цель обучения – это получение системы научных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности.

Одним из важнейших компонентов успешности обучения является наличие мотивации учеников на получение новых знаний. То есть ученик должен быть иметь побуждение, руководствуясь которым он будет осуществлять те или иные учебные действия. В настоящее время выделяют три основные группы мотивов:

  1. Перспективно-побуждающие мотивы. В основе данных мотивов лежит понимание учащимися необходимости получения конкретных знаний, умений и навыков, и их значимость для последующей жизнедеятельности и выбора профессии.
  2. Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой данных мотивов выступает удовлетворение, получаемое учащимися от познавательной деятельности, расширения кругозора, формирования картины мира и т.д. Основное место среди этой группы мотивов занимает осознанная потребность учащегося в получении знаний и удовлетворении своего познавательного интереса.
  3. Непосредственно-побуждающие мотивы. Представлены эмоциональными состояниями личности учащихся, на основании которых мотивация к обучению (отрицательная или положительная).

Чаще всего в процессе обучения педагоги используют внешние стимулы. Это объясняется тем, что в современной школе еще не искоренены взгляды на то, что ребенка необходимо заставлять учиться, а не заинтересовать учебой. В настоящее время установлено, что постоянное давление на учащегося, и контроль за его обучением, напротив, отталкивают учеников от учебы, вызывает нежелание учиться. Именно поэтому очень важно развивать внутренние мотивы на обучение. Для того, чтобы внутренняя мотивация была максимально высокой педагог должен обладать рядом психологических приемов, способствующих определению эмоционального и психологического состояния каждого учащегося, с целью выявления тех мотивов, которые у него являются ведущими.

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения взаимосвязана, так как обучение с позиций теории деятельности носит межсубъектный характер. Поэтому деятельность учителя и деятельность ученика должна быть согласована. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие учителя и ученика (педагогического коллектива и коллектива учащихся), но их взаимодействие, сотворчество, направленное на достижение конечной цели, каковой является не методическое совершенствование процесса, а личность учащегося – его развитие, обучение и воспитание.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

                                                                                    Гафаров Рустам Мазитович
                                                                    мастер производственного обучения
                                                                                     ФКПОУ №142 г.Салават
 
                            Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарнотематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов, плановконспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач: • познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки; • необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи; • задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов; • к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию); • нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий (М. А. Данилов). Преподавание предполагает регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это может быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся. Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечивается не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно в начальных и средних классах. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.). Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и учителя. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения. Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью. Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии. Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия либо учебную деятельность в целом. И чтобы учение возникло, в учебной ситуации должны быть мотивы, движущие ученика к гностической цели — к овладению определенными знаниями и умениями. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов различного свойства, каждый из которых выступает не изолированно, а во взаимодействии с другими. Учение, таким образом, имеет полимотивированный характер. Все многообразие мотивов учебной деятельности школьников можно представить тремя взаимосвязанными группами: непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: яркость, новизна, занимательность, внешние привлекательные атрибуты школьника; интересное преподавание, привлекательность личности учителя; желание получить похвалу, награду (непосредственно по мере выполнения задания), боязнь получить отрицательную отметку, быть наказанным, страх перед учителем, нежелание быть объектом обсуждения в классе и т.п.; перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости знания вообще и учебного предмета в частности: осознание мировоззренческого, социального, практически-прикладного значения предмета, тех или иных конкретных знаний и умений; связывание учебного предмета с будущей самостоятельной жизнью (поступление в институт, выбор профессии, создание семьи и т.п.); ожидание в перспективе получения награды, признания, воздания почестей; развитое чувство долга, ответственности; интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания: интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой культурный уровень, овладеть определенными умениями и навыками, увлеченность самим процессом решения учебно-познавательных задач и т.п. Очевидна необходимость разумной актуализации мотивов учения всех трех групп. Не менее очевидна и предпочтительность, действенность мотивов третьей группы. Среди интеллектуально-побуждающих мотивов особое место занимают познавательные интересы и потребности. Объективной основой развития познавательных интересов школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогически целесообразной организацией активного и самостоятельного познания. Принято различать уровни познавательного интереса и соответственно им определять пути и создавать условия его формирования (по Г. И.Щукиной). Низший элементарный уровень познавательного интереса выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям, описаниям, действиям по образцу. Второй уровень характеризует интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Высший уровень выражается в интересе к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по освоению знаний. Сформированность высшего уровня познавательного интереса дает основание говорить о наличии познавательной потребности. Познавательный интерес формируется в процессе обучения через предметное содержание деятельности и складывающиеся отношения между участниками учебного процесса. Этому способствует широкое использование фактора новизны знаний, элементов проблемности в обучении, привлечение данных о современных достижениях науки и техники, показ общественной и личностной значимости знаний, умений и навыков, организация самостоятельных работ творческого характера, организация взаимообучения, взаимоконтроля учащихся и т.п. Следующий компонент учения — учебные действия (операции), совершаемые в соответствии с осознанной целью. Они проявляются на всех этапах решения учебной задачи и могут быть внешними (наблюдаемыми) и внутренними (ненаблюдаемыми). К внешним относятся все виды предметных действий (письмо, рисование, постановка опытов и т.п.), перцептивные действия (слушание, рассматривание, наблюдение, осязание и т.п.), символические действия, связанные с использованием речи. К внутренним — мнемические действия (запоминание материала, его упорядочивание и организация), действия воображения (имерджентные) и действия мышления (интеллектуальные). Главный инструмент познания — мышление. Поэтому, учитывая его взаимосвязь с другими познавательными процессами и не умаляя их роли в организации учения школьников, основное внимание в процессе руководства их деятельностью необходимо уделять развитию мыслительных действий и конкретных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Неотъемлемыми структурными компонентами учения являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют школьники в процессе обучения формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий учителя. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев.

                                                  Библиографический список
1.Сластенин В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов
Педагогика

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н.

Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.

Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член РАО, профессор Г.Н.

Волков; доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор А. В. Мудрик

OCR: Ихтик (г. Уфа)

Учебное издание

Сластенин Виталий Александрович

Исаев Илья Федорович

Шиянов Евгений Николаевич

В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы

педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационнодеятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается

характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и

осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются

вопросы управления образовательными системами. Авторы — лауреаты премии

Правительства РФ в области образования.

Может быть полезно учителям, руководителям системы образования.
  -URL- http://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/%D0%9A%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8%20%D0%B2%20%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%20(pdf)/%D0%9F%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D0%92.%D0%90.%20%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD,%20%D0%98.%D0%A4.%20%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B5%D0%B2,%20%D0%90.%D0%98.%20%D0%9C%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,%20%D0%95.%D0%9D.%20%D0%A8%D0%B8%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B2.pdf

Просмотр содержимого документа

«Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения»

Тема:Требования к современному уроку. Деятельность учителя и учащихся на уроке, реализующем требования ФГОС.

                                                                                            Выполнила:                                      

                                                                                             Каракулина  О.В.              

                                                                               учитель МОУ «СОШ №8» г. Ржева                      

 «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А. Сухомлинский.

Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно – деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Мы будем говорить об уроке завтрашнего дня…т.е. о современном уроке.. это о каком таком уроке?

  • кстати, что есть современный (урок)?
  • современный – стоящий на уровне своего века, отвечающий духу и требованиям своего времени
  • Сегодня (современный) урок  скажем в начальной школе — это УРОК соответственно требованиям Ф…ГОС… и это будет современный урок…
  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения влечет за собой переход на новую – деятельностную – парадигму образования.

Парадигма — образец, тип, модель

Парадигма — это система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения…

Значит мы будем говорит об уроке , который проводится в деятельностной парадигме..

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде

всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают

основой образовательного и воспитательного процесса.

Универсальные учебные действия

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить

  • поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)
  • Познавательные  — общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.
  • Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта

возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные

действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных

областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были

результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять,

развивать их познавательную деятельность

Важные аспекты урока.

В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект — Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока — Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Какие требования предъявляются к современному уроку:
—  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
—  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
—  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
—  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
— вывод делают сами учащиеся;
—  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
—  времясбережение и здоровьесбережение;
—  в центре внимания урока — дети;
—  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
—  умение демонстрировать методическое искусство учителя;
—  планирование обратной связи;
—   урок должен быть добрым.

На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
—    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
—     открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
—    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
—    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
—    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Меняется и сама типология урока

: если в традиционной системе в

образовательном процессе выделялись уроки:

— изучения(объяснения) нового материала

— закрепления знаний и формирования умений и навыков

— повторительно-обобщающего характера

— коррекции знаний, умений и навыков

— Комбинированный

— Контроля знаний, умений и навыков,

То с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки:

— «открытия» нового знания

-рефлексии

— общеметодологической направленности

— развивающего контроля

Основополагающие принципы проектирования современного урока

1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.

2. Изменение содержания образования и форм, приёмов и методов, технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».

4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.

5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.

6. Рефлексия результатов образовательной деятельности

Деятельность учителя и обучающихся во время проведения традиционного и современного урока в свете требований ФГОС.

Виды деятельности

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

какие ключевые слова современного урока …сами..ставят цель самостоятельно…самооценивание.самоконтроль саморефлексия…и все это организует у ч и т е л ь…учитель-организатор.

С точки зрения деятельностного подхода ученик и учитель становятся партнёрами образовательном процессе.

образовательном процессе.

Что делает учитель?

Что делает ученик?

Спрашивает, раздаёт, наблюдает, организует,

помогает

Записывает, слушает, читает, решает,

исследует, делает выводы

Вывод.

•Современный урок направлен на формирование и развитие УУД,

•на достижение личностных результатов;

•Урок строится в рамках системно-деятельностного подхода;

•Развивает у учащихся способности самостоятельно ставить учебную задачу;

•Проектировать пути их реализации.

Обновлено: 24.09.2023

Учебный процесс учеников в школе проходит под непосредственным руководством преподавателя. Основное назначение его работы или деятельность учителя, состоит в правильном управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Педагог ставит перед учениками задачи, со временем повышая их сложность, и тем самым задавая темп поступательному и равномерному движению мысли учащегося по пути сознания. Сам учитель и создает нужные условия для гармоничного и результативного протекания процесса обучения: отбирает конкретное содержание в точном соответствии с поставленными перед ним целями, тщательно продумывает и затем использует различные формы организации деятельности учащихся и учебного процесса, применяет разнообразие методов, с помощью которых выбранное содержание превращается в достояние учеников.

Управление процессом обучения школьников

Управление процессом обучения обязательно предполагает своевременное прохождение конкретных этапов, соответствующих определенной структуре педагогического процесса и непосредственно учебной деятельности: это планирование, организация, регулирование (также можно сказать стимулирование), всесторонний контроль, оценка и последующий анализ полученных результатов.

Планирование в педагогической деятельности

Этап планирования в педагогической деятельности преподавателя заканчивается составлением календарно-тематических либо поурочных планов в зависимости от тех задач, которые будет необходимо решать учителю: это могут быть тактические, стратегические либо же оперативные задачи. Перед составлением планов учителем проводится долговременная и очень подробная работа. Она состоит из следующих направлений: анализа исходной степени подготовленности школьников, их личных учебных возможностей, состояния, в котором находится материальная база и методическое оснащение, своих собственных профессиональных компетенций и возможностей; определения четких образовательных, воспитательных и, конечно же, развивающих задач, исходя из конкретной дидактической цели конкретного занятия и сформированности данного класса как слаженного коллектива; отбора содержания, что включает в себя тщательное продумывание форм и методов ведения урока, определенных видов работ и так далее.

Организация деятельности учителя и учащихся в процессе обучения предполагает постановку перед школьниками конкретной учебной задачи и последующее создание положительных условий для ее успешного выполнения. При этом применяется ряд приемов, среди которых инструктаж, последовательное распределение функций, предъявление четкого алгоритма и так далее.

Преподавание предполагает постоянное регулирование и корригирование всего процесса учебы на основе непрекращающегося текущего контроля, то есть своевременного получения данных касательно хода научения учеников и эффективности используемых приемов, а также методов своей личной деятельности. Полученные результаты данного контроля, который осуществлялся в виде простого наблюдения, письменных и устных опросов, проверки классных и самостоятельных домашних заданий, а также с применением прочих приемов и методов, учитываемых преподавателем не только на проводящемся занятии, но и в перспективе. Это могут быть такие процессы, как ускорение либо замедление привычных темпов учебной деятельности, увеличение или уменьшение количества предлагаемой учебной работы, внесение неких изменений в порядок донесения учебного материала, постановка наводящих вопросов и сопутствующих разъяснений, предупреждение возникающих затруднений и прочее. Важное место на данном этапе работы преподавателя занимает именно стимулирование проявляемой активности и повышение самостоятельности учеников.

Анализ результатов решения педагогических задач

Завершающим этапом обучения школьников, а также учебного процесса в общем, можно назвать анализ результатов решения конкретных педагогических задач. Он проводится с точки зрения достижения в целостности образовательных, развивающих и воспитательных целей, а также возможных способов и условий их успешного достижения. В этом случае стоит исходить из общих требований принципа оптимальности, учитывая то, что требуемый окончательный результат может достигаться в том числе и за счет некой перегрузки как школьников, так и преподавателя. Анализ должен точно выявить объективные причины недостатков и недочетов в обучении, а также основания успехов, затем наметить способы дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках конкретного образовательного процесса.

Суть деятельности учителя, а также учащихся в обучении

Учебный процесс учеников в школе проходит под непосредственным руководством преподавателя. Основное назначение его работы или деятельность учителя, состоит в правильном управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Педагог ставит перед учениками задачи, со временем повышая их сложность, и тем самым задавая темп поступательному и равномерному движению мысли учащегося по пути сознания. Сам учитель и создает нужные условия для гармоничного и результативного протекания процесса обучения: отбирает конкретное содержание в точном соответствии с поставленными перед ним целями, тщательно продумывает и затем использует различные формы организации деятельности учащихся и учебного процесса, применяет разнообразие методов, с помощью которых выбранное содержание превращается в достояние учеников.

Управление процессом обучения школьников

Управление процессом обучения обязательно предполагает своевременное прохождение конкретных этапов, соответствующих определенной структуре педагогического процесса и непосредственно учебной деятельности: это планирование, организация, регулирование (также можно сказать стимулирование), всесторонний контроль, оценка и последующий анализ полученных результатов.

Планирование в педагогической деятельности

Этап планирования в педагогической деятельности преподавателя заканчивается составлением календарно-тематических либо поурочных планов в зависимости от тех задач, которые будет необходимо решать учителю: это могут быть тактические, стратегические либо же оперативные задачи. Перед составлением планов учителем проводится долговременная и очень подробная работа. Она состоит из следующих направлений: анализа исходной степени подготовленности школьников, их личных учебных возможностей, состояния, в котором находится материальная база и методическое оснащение, своих собственных профессиональных компетенций и возможностей; определения четких образовательных, воспитательных и, конечно же, развивающих задач, исходя из конкретной дидактической цели конкретного занятия и сформированности данного класса как слаженного коллектива; отбора содержания, что включает в себя тщательное продумывание форм и методов ведения урока, определенных видов работ и так далее.

Организация деятельности учителя и учащихся в процессе обучения предполагает постановку перед школьниками конкретной учебной задачи и последующее создание положительных условий для ее успешного выполнения. При этом применяется ряд приемов, среди которых инструктаж, последовательное распределение функций, предъявление четкого алгоритма и так далее.

Преподавание предполагает постоянное регулирование и корригирование всего процесса учебы на основе непрекращающегося текущего контроля, то есть своевременного получения данных касательно хода научения учеников и эффективности используемых приемов, а также методов своей личной деятельности. Полученные результаты данного контроля, который осуществлялся в виде простого наблюдения, письменных и устных опросов, проверки классных и самостоятельных домашних заданий, а также с применением прочих приемов и методов, учитываемых преподавателем не только на проводящемся занятии, но и в перспективе. Это могут быть такие процессы, как ускорение либо замедление привычных темпов учебной деятельности, увеличение или уменьшение количества предлагаемой учебной работы, внесение неких изменений в порядок донесения учебного материала, постановка наводящих вопросов и сопутствующих разъяснений, предупреждение возникающих затруднений и прочее. Важное место на данном этапе работы преподавателя занимает именно стимулирование проявляемой активности и повышение самостоятельности учеников.

Анализ результатов решения педагогических задач

Завершающим этапом обучения школьников, а также учебного процесса в общем, можно назвать анализ результатов решения конкретных педагогических задач. Он проводится с точки зрения достижения в целостности образовательных, развивающих и воспитательных целей, а также возможных способов и условий их успешного достижения. В этом случае стоит исходить из общих требований принципа оптимальности, учитывая то, что требуемый окончательный результат может достигаться в том числе и за счет некой перегрузки как школьников, так и преподавателя. Анализ должен точно выявить объективные причины недостатков и недочетов в обучении, а также основания успехов, затем наметить способы дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках конкретного образовательного процесса.

4. Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения.

Деятельность учителя в процессе обучения делится на следующие составляющие.

1. Планирование. Это процесс, связанный с составлением календарно–тематических и поурочных планов. При этом, чтобы подготовиться к очередному уроку, учитель использует прежние наработки или использует методические пособия и журналы.

2. Организация работы учителя – это подготовительный и исполнительский этапы. Учитель подготавливает наглядные материалы, ищет необходимую литературу, выступает организатором и исполнителем процесса обучения.

3. Подготовка работы учеников. Ее составными частями являются постановка целей и задач урока, формирование необходимых для усвоения знаний условий, инструкции о видах деятельности. При этом учитель сможет в любой момент помочь ученику в выполнении заданий.

4. Стимулирование активности учеников. Используя этот метод, учитель, во–первых, привлекает их внимание, во–вторых, побуждает высказывать свою любознательность, в–третьих, снижает порог восприятия учебного материала. Но учитель должен постоянно стимулировать учеников, как на начальном этапе урока, так и в его процессе. Очень важно удержать внимание школьников в конце урока, когда они уже порядком подустали.

5. Текущий контроль и коррекция. На этом этапе учитель наблюдает за деятельностью учеников, за их ответами на вопросы. Происходит это во время собеседования, в процессе самостоятельной работы. Очень важно следить за тем, чтобы были выявлены недостатки, затруднения, ошибки ребят. Причем нужно не только их выявить, но и принять соответствующие меры по их дальнейшему предупреждению. Таким образом, учитель сможет совершенно точно определить, насколько рационален выбранный метод обучения. При необходимости нужно его подкорректировать.

6. Анализ результатов. Это последний этап в процессе преподавания. Но его все же лучше проводить на каждой ступени процесса обучения. Ну а чтобы выполнять его как можно успешнее, нужно учитывать уровень формирования умений, изучать причины пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Очень часто в знаниях учеников возникает много пробелов. Это зависит от нескольких факторов. Во–первых, имеет значение качество преподавания, во–вторых, уровень дисциплины, в–третьих, отношение к учению. Сюда же следует отнести степень сформированности навыков, умение работать с книгой, а также темп чтения и письма.

После анализа результатов можно говорить о резервах совершенствования процесса обучения и повышении квалификации преподавателя.

Как и деятельность учителя, деятельность ученика в процессе обучения можно разделить на несколько этапов.

1. Ученики принимают учебные задачи и план работы, предложенные учителем.

2. Они осуществляют учебные действия.

3. Они регулирует и корректирует учебную деятельность под руководством учителя.

4. Они анализируют результаты своей учебной деятельности. При этом анализом руководит учитель или они контролируют этот процесс самостоятельно.

Не меняется структура деятельности ученика и в процессе самостоятельной работы.

Говоря о деятельности школьников в рамках учебного процесса, не следует забывать и о психологических теориях обучения. К таким теориям следует отнести, во–первых, теорию развивающего обучения, а во–вторых, теорию деятельного подхода в обучении. В процессе обучения нужно ориентироваться прежде всего на развитие личности. И тут имеет значение не то, каких высот он уже достиг, а то, сколько он еще должен и может достичь.

В процессе обучения ученики должны приобретать знания, умения и навыки по различным видам деятельности. Можно сделать вывод, что все это оказывает огромное влияние на развитие человека.

Деятельность как учителя, так и учеников направлена прежде всего на усвоение учебного материала. Процесс усвоения осуществляется поэтапно. Так, сначала идет восприятие информации, потом ее осмысление. На следующем этапе полученная информация понимается, после чего начинается ее обобщение, затем закрепление и наконец применение.

Процесс восприятия затрагивает сразу как знаковый, так и словесный уровни. В связи с этим учителю необходимо учитывать, что воздействовать требуется одновременно на несколько органов чувств. Здесь крайне важен накопленный жизненный опыт. В наибольшей степени это должно касаться обучения в младших классах, так как восприятие у этих школьников не отличается устойчивостью, а мышление – эмоционально–образное.

Далее, когда материал будет воспринят, его обязательно следует осмыслить и хорошо понять. При этом должны быть проведены параллели между явлениями, раскрыты причины и следствия, мотивы поведения литературных героев и т. д. Благодаря этому начинает устанавливаться отношение школьника к материалу.

После осмысления материала происходит его обобщение. Тут школьник может выделить те или иные черты предметов и явлений и выявить основное. В этом случае учителю необходимо использовать в своей работе различного рода таблицы, схемы и классификации. Все это поможет ученикам лучше запомнить информацию.

Чтобы лучше запомнить тот или иной материал, потребуется закрепить его. Сделать это можно по–разному: во–первых, путем заучивания; во–вторых, при помощи воспроизведения основных элементов учебного материала; в–третьих, при выполнении соответствующих упражнений и практических работ. Чтобы ученики как можно лучше запомнили учебный материал, его понадобится проиллюстрировать новыми примерами, упражнениями. Очень полезно, если ученики будут приводить свои примеры.

То, насколько эффективно будут применяться полученные знания на практике – в учебе и в жизни, зависит от уровня преподавания учебного материала. При этом важно помнить, что все эти этапы взаимосвязаны, хотя иногда и осуществляются в иной последовательности. Так, чтобы сделать теоретическое обобщение, необходимо прежде рассмотреть и тщательно разобрать пример, его иллюстрирующий.

Преподавание–это целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Назначение деятельности учителя состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Учитель создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.

Управление познавательной деятельностью учащихся предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и педагогической деятельности. Это этапы: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов.

1. Этап планирования в деятельности учителя. Составлению планов, планов-конспектов или конспектов, что определяется опытностью и уровнем мастерства педагога, предшествует длительная кропотливая работа. Она включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива: отбор содержания, продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ, своих действий и действий учащихся; прогнозирование результатов, возможных затруднений на пути их получения и т.п.; определение места и приемов использования учебно-наглядных и технических средств обучения, дидактического раздаточного материала; продумывание содержания и организации самостоятельных работ, приемов стимулирования активности учащихся, форм домашних заданий и др.

2. Организация деятельности учащихся включает в себя постановку учебных задач перед учащимися и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

3. Регулирование и контроль – получение информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются учителем как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе.

4. Стимулирование обеспечивается продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание, использование системы отметок.

5. Анализ результатов осуществляется с позиций достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.

Учение– это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Учение имеет место тогда, когда действия человека управляются осознаваемой целью усвоить определенные ЗУН, формы поведения и деятельности. Учение – специфическая человеческая деятельность, которая возможна лишь на той ступени развития психики, когда человек способен регулировать свои действия. Эта способность, по мнению ученых, появляется примерно к 4-5 годам жизни ребенка.

Учение представляет собой деятельность целенаправленного присвоения человеком общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта путем осуществления совокупности гносеологических (т.е. познавательных) действий. Деятельность учения – это деятельность человека по самоизменению путем присвоения элементов социального опыта.

Целью учения является познание, сбор и переработка информации об окружающем мире, в конечном итоге выражающиеся в знаниях, умениях и навыках, системе отношений и общем развитии.

Учение как специфический вид деятельности имеет свою структуру, закономерности развития и функционирования. Возможность ее осуществления обусловлена способностью человека регулировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Компоненты учения:

1. Мотивы– побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя учебную деятельность.

Выделяют несколько групп мотивов:

1 группа – непосредственно-побуждающие (основаны на эмоциях): яркость, новизна, занимательность, интересное преподавание, привлекательность личности педагога, желание получить похвалу, боязнь получить плохую отметку, наказание и пр.

2 группа – перспективно-побуждающие (основаны на понимании значимости знания): осознание значимости предмета, знаний и умений; связывание предмета с будущей жизнью; ожидание в перспективе получение награды; развитое чувство долга, ответственности и пр.)

3 группа – интеллектуально-побуждающие (основаны на получении удовольствия от процесса познания): интерес к знаниям, любознательность, стремление расширить свой кругозор, увлеченность самим процессом познания и пр.

Учение имеет полимотивированный характер.

2. Учебные действия:

· внешние (наблюдаемые): предметные действия (письмо, рисование, постановка опытов и пр.), перцептивные (слушание, наблюдение, осязание и пр.), символические, связанные с использованием речи;

· внутренние (ненаблюдаемые): мнемические, действия воображения, мышления и пр.

3. Действия самоконтроля, самооценки, самоанализа результатов.

Учение реализуется при организации обучения в форме учебной деятельности. Учебная деятельность представляет собой деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных учителем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Д.Б. Эльконин отмечал, что учебная деятельность – это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий.

Цель учебной деятельности– развитие личности обучаемого путем присвоения им духовных ценностей.

Учебная деятельность характеризуется следующими особенностями:

· она направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач;

· в ходе ее осуществления усваиваются общие способы действий и научные понятия;

· удовлетворяя познавательные потребности обучающихся, она побуждает их к саморазвитию;

· приводит к психическим и личностным изменениям обучающегося в зависимости от результатов его собственных действий.

Предметным содержанием учебной деятельности являются усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и способов действий, их программ, алгоритмов.

Центральным звеном учебной деятельности является усвоение, которое представляет собой сложную интеллектуальную деятельность и обеспечивает получение информации, ее трансформацию, смысловую обработку, сохранение и воспроизведение, возможность применения в новых условиях.

Усвоение является показателем эффективности учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. Содержанием процесса усвоения являются теоретические знания и прикладные умения.

Усвоение включает в себя несколько этапов:

· формирование отношения учащихся к учебному материалу, позволяющего вызвать интерес к усвоению;

· процесс ознакомления с материалом;

· активная смысловая его переработка;

· включение нового материала в имеющуюся систему знаний;

· запоминание и сохранение усваиваемого материала;

· применение полученных ЗУН.

Все названные этапы взаимосвязаны и влияют на конечный результат усвоения. Он также обусловлен личностной значимостью материала, эмоциональным отношением к нему, возможностью использовать его в значимых ситуациях.

Тема 11. Формы обучения

Форма – 1) внешнее очертание; 2) способ существования и выражения ка­кого-либо содержания; 3) уст­ройство, структура чего-либо.

Форма организации педагогического процесса – внешнее выражение акта воспитательного взаимо­действия учителя и учащихся. Форма характеризуется числом участников воспитательного взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

В педагогике принято выделять формы воспитания и обуче­ния, формы организации учебного процесса и формы организа­ции (организационные формы) воспитания.

Классно-урочная система разработана в ХVII в. Я.А. Коменским. Ее отличают следующие особенности:

· постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовки (класс);

· каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);

· учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

· каждый урок посвящен только одному предмету (монизм);

· постоянное чередование уроков (расписание);

· руководящая роль учителя (педагогическое управление);

· применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная система при массовости охвата воспитанников позволяет обеспечивать организационную четкость и непрерывность учебно-воспитательной работы, она экономически выгодна, особенно по сравнению с индивидуальным обучением и воспитанием. Знание учителем индивидуальных особенностей учащихся и, в свою очередь, учащимися друг друга позволяет с большим эффектом использовать стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого ученика.

Классно-урочная система, как ни одна другая, предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной работы. Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная. Внеклассная организуется школой и чаще всего в стенах школы, внешкольная – учреждениями дополнительного образования, как правило, на их базе. Главное их назначение – выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры.

Неоспоримым преимуществом классно-урочной системы является возможность в ее рамках органического сочетания массовых, групповых и индивидуальных форм учебно-воспитательной работы. Основной формой организации обучения в рамках классно-урочной системы является урок.

Урок как основная форма органично дополняется другими фор­мами организации учебно-воспитательного процесса: дополнительными и вспомогательными. Часть дополнительных формразвивалась параллельно с уроком, т.е. в рамках классно-урочной системы (экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия), другие заимствованы из лекционно-семинарской системы и адаптированы с учетом возрас­та учащихся (лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены).

К вспомогательным формам организации педагогического процес­са относятся те из них, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей в соответствии с их склонностями. К ним относятся факультативы и разнообразные формы кружковой и клубной работы.

Наряду с постоянно действующими вспомогательными формами организации внеучебной деятельности большое значение в структуре целостного педагогического процесса имеют и эпизодические мероприятия, такие, как олимпиады, викторины, конкурсы, смотры, соревно­вания, выставки, экспедиции и т.п.

Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути познания. Учитель создает все необходимые условия для осуществления целей обучения (продумывает эффективные формы организационные обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. и т. д.).

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Перед составлением планов преподаватель выполняет работу, которая включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, продумывание методов, форм работ, расшифровка темы занятия, состояния материальной базы и методического оснащения, определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Продумывание форм домашних заданий и многое другое.

Организация деятельности учащихся состоит из постановки учебных задач перед учащимися и создании благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Дидактикой сформированы правила постановки познавательных задач:

-Текст задачи должен содержать полезную информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов

-Необходимо заинтересовать ученика в выполнении задания.

-Необходимо научить учащихся решать поставленную задачу.

-Учитывать уровень подготовки учеников к данной задаче.

При этом необходимо следить за принципом оптимальности, чтобы не перегружать учеников и учителя.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности структурно организовано. Целью учения является приобретение новых знаний, навыков и умений.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия. Процесс обучения происходит, если возникают мотивы, ведущие детей к получению новых знаний. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов, каждый из которых взаимодействует с другими.

Три группы мотивов:

1) Перспективно-побуждающие мотивы. В основе этих мотивов лежит понимание учениками конкретных навыков и знаний и связь их с персональным будущим (выбор профессии и т.п.).

2) Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой таких мотивов является удовлетворение от познавательной деятельности, стремление расширить кругозор, и т.п.

3) Непосредственно-побуждающие мотивы. Построены на эмоциональных состояниях личности и строятся на эмоциях, положительных либо отрицательных (страхом получить плохую оценку, стремлением заслужить похвалу учителя и родителей, и т.п).

4) Среди интеллектуально-побуждающих мотивов главное место занимает потребность учеников в получении новых знаний, удовлетворение познавательного интереса. Развитие познавательного интереса проходит несколько уровней (ступеней), в соответствии с ними определяются дальнейшие пути развития учебной деятельности.

Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми. Но существует мнение, что систематический контроль над действиями ученика может вызвать нежелание учиться, поэтому необходимо развивать внутренние мотивы у обучающегося. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям.

Высокий уровень обучения является объективной основой развития познавательного интереса учащихся. Развитие познавательных интересов учащихся проходит несколько уровней:

1. Низкий уровень познавательного интереса. Соответствует вниманию к конкретным описаниям и фактам, учащийся действует по заданному шаблону.

2. Второй уровень характеризуется желанием ученика узнать взаимозависимости между конкретными фактами, причинно-следственными связями.

3. Третий уровень это творческое усвоение полученного материала, глубокое теоретическое знание.

О наличии у учащегося познавательной потребности говорит сформированность третьего уровня познавательного интереса.

Функции обучения

Исследуя свой предмет, дидактика выполняет следующие основные функции:

Познавательная функция.

Процесс обучения направлен на формирование новых знаний, навыков, умений. Под умением понимается способность ученика применять полученные знания. В процессе школьного обучения ребенок постоянно получает информацию, это происходит на уроках, классных часах, в кружках, внеклассных мероприятиях. Получение школьником знаний вне урока во многом стихийно, не систематизировано. Задача учителя – давать знания целенаправленно. Для этого существуют учебные планы, образовательные программы.

Развивающая функция.

Для обеспечения постоянного интеллектуального роста, развития учащихся в процессе обучения, учителю необходимо научиться зафиксировать уровень текущего развития ученика и перейти на следующий уровень развития. Интеллектуальное развитие учащихся гораздо успешнее, если перед школьником ставятся цели и необходимость самостоятельно добывать знания и использовать их на практике. Когда ученику предлагают выполнить определенную задачу, он проделывает сложную мыслительную работу. Эта работа включает в себя некоторые действия. Он наблюдает, анализирует, применяет правила для решения учебных задач. В том случае, если обучение проходит с использованием всего двух мыслительных действий (восприятия и запоминания), то ребенок оказывается лишен развивающего момента обучения. Он привыкает к использованию этих двух простых действий и становится не способен к решению более сложных задач, требующих от него анализа. Научившись мыслить и анализировать, школьник уже становится способным ставить перед собой цели самостоятельно, он может совершенствоваться.

Существует ряд факторов, от которых зависит развитие ребенка. Некоторые из них работают независимо от сознания человека – это биологический фактор. Другие зависят от воли человека и общества.

2. Социальный фактор. Ребенок развивается в окружающей среде, в это понятие входят внешние обстоятельства, необходимые для жизни человека. В раннем детстве у ребенка уже возникает потребность в общении, в получении информации. От характера воздействия обстоятельств и от активности личности зависит уровень развивающего воздействия. Являясь частью окружающей среды, человек способен ее преобразовать. Формирование личности происходит в ходе усваивания влияния среды и сопротивления ее факторам. Задача учителя – развивать в ребенке устойчивость к отрицательным физическим и психологическим воздействиям, а также способность активно принимать положительные явления.

3. Фактор направленного формирования. Отношения, в которые вступает ребенок, обычно построены взрослыми, поэтому он легко перенимает предложенные ему поведенческие модели. Если школьник находится в среде, где на него действует отрицательное влияние, то в нем могут сформироваться отрицательные качества.

Воспитательная функция.

Простого обучения и умственного развития ребенка оказывается мало. Полноценный и достойный член общества должен быть еще и хорошо воспитан. Воспитание проходит в постоянном взаимодействии формирующейся личности с социумом.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. Однако замечено, что в различные периоды жизни одни и те же процессы вызывают различную реакцию и потому оказывают разное воспитательное влияние. Соответственно развитие психики человека зависит от его деятельности.

С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции. Качество воспитания всецело зависит от процессов, заставляющих ребенка действовать, т. е. от мотивов. Чтобы воспитание было более эффективным, надо стремиться к объединению как личных, так и общественных мотивов.

Воспитание в коллективе очень важно для ребенка, поскольку различные детские воспитательные, образовательные организации и институты создают у него социальный опыт, опыт поведения в обществе, где его интересы могут столкнуться и даже войти в противоречие с интересами коллектива. Эти отношения и будут создавать личность ребенка.

Поскольку школьник имеет еще недостаточный жизненный опыт, он не может правильно оценить свое поведение, на данном этапе важно влияние взрослых.

Устойчивые связи в процессе обучения, помогающие повысить эффективность воспитания, называются закономерностями воспитания. К ним относятся:

1) характер воспитания определен социальными и экономическими потребностями общества, а также интересами правящих классов;

2) цели, методы и содержание воспитания едины;

3) воспитание и образование едины;

4) эффективное воспитание происходит при высокой мотивации человека;

5) эффективнее воспитание происходит при условии взаимоуважения ученика и учителя;

6) в ходе воспитания важно учитывать психологические и возрастные особенности ученика;

7) процесс воспитания должен опираться на положительные качества ученика;

8) ученик должен видеть перспективы воспитания, получать радость от достижения успеха;

9) воспитание происходит в ходе деятельности человека;

10) чрезвычайно важно воспитание в коллективе;

11) важно развивать в учениках стремление к самовоспитанию.

Как и обучение в целом, воспитание может быть основано на авторитарном либо на свободном начале. Авторитарное воспитание основано на беспрекословном подчинении. Подобная форма давно и жестко раскритикована педагогами. Свободное воспитание подразумевает приобретение знаний в ходе практической, культурной и социальной деятельности. Эта форма воспитания тоже не нашла применения в современном обществе. В настоящее время в воспитании детей используется комплексный подход. С рождения человек приобщается к жизни в обществе. С момента поступления в школу процесс воспитания не только не прекращается, но и усиливается. Связанное с развитием и образованием воспитание направлено на формирование взглядов, отвечающих социальному заказу общества, на искоренение неверных представлений о действительности, привычек.

Поскольку педагог находится в детском коллективе, любая его деятельность носит воспитательный характер.

Виды обучения

Вид обучения — это обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности.

Существует множество видов обучения. Мы рассмотрим: традиционное, дистанционное, догматическое, эвристическое, проблемное, компьютерное, модульное, межпредметное, личностно — ориентированное обучение.

1. Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме:

Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, и постепенно вытесняется другими видами обучения. В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.

2. Дистанционное обучение. Дистанционная форма обучения (ДО) — это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и сети INTERNET. Дистанционное обучение можно использовать и для повышения квалификации и переподготовки специалистов. ДО позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов. Дистанционное образование открывает большие возможности для студентов-инвалидов. Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.

3. Догматическое обучение. В основе этого вида обучения лежит восприятие, запоминание и механическое воспроизведение словесной информации без доказательств и экспериментов. Догматическое обучение господствует в школьной практике, когда ставятся целью приобщение учеников к готовому знанию, а цель развития любознательности, интеллекта, пытливости уходит на второй план.

4. Эвристическое обучение. Оно направлено на формирование творческих способностей учеников, педагогическая деятельность направлена на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация учеников.

5. Проблемное обучение. Такой вид обучения предполагает создание в процессе обучения таких задач и ситуаций, для решения которых у учеников нет стандартных способов для их решения. Это вынуждает обучающихся заняться активной самостоятельной поисковой деятельностью. В ходе решения таких задач у учеников повышается любознательность, познавательная мотивация и эрудиция.

6. Компьютерное обучение. Данный вид обучения основан на на применении контрольно — обучающих компьютерных программ, которые позволяют добавить в учебный процесс оптимальную обратную связь и информацию высокого уровня. Учебная деятельность проходит с помощью анимации, интерактивной графики, электронных мультимедия средств и компьютерных игр. Это повышает процент эффективности восприятия знаний, развитию самостоятельности и творческого мышления.

7. Модульное обучение. В модульном обучении учителем выделяется минимальная дидактическая единица учебной информации (модуль). С помощью модульного обучения успешно реализуются внутрипредметные связи, у учеников развивается логическое мышление, формируются способности к самоорганизации и ответственности.

8. Межпредметное обучение. Здесь между собой объединяются несколько учебных дисциплин, целью которых является реализация связей в смежных научных областях.

9. Личностно — ориентированное обучение. Преобразование учебных программ и методик таким образом, что в них начинает учитываться индивидуалистичный подход к учащимся.

Читайте также:

      

  • Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного кратко
  •   

  • Что такое коэффициент в алгебре кратко
  •   

  • Что такое наш выбор кратко и понятно
  •   

  • Модель образовательной деятельности в доу по фгос подготовительная группа
  •   

  • Что такое позитив кратко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Тамоксифен инструкция по применению цена 20мг
  • Валодип 10 160 инструкция отзывы цена
  • Трекрезан инструкция по применению таблетки взрослым цена в москве
  • Телевизор mitv mssp0 инструкция по применению
  • Остановитель брожения campden beervingem инструкция по применению