Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Ход выполнения задания
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание
Изображено семь линий, длина каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («О») до знака «х»;
б) высоту самооценки — от «0» до знака «х»;
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-«, если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
В нижеприведенной таблице даны количественные характеристики уровней притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.)
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный — сравнительно высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов — обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Бланк для заполнения
Дата заполнения______________________
Номер или название учебного заведения (школа, колледж, институт)____________________
Класс и буква или номер группы, в которой Вы учитесь__________________
Возраст_______________
Ф.И.О._____________________________________________
1) Здоровье; 2) Умственные 3) Характер; 4)Авторитет у 5) Умение многое 6) Внешность 7) Уверенность в
способности; сверстников делать своими руками; себе
умелые руки;
Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагается семь таких линий под номерами: 1, 2, 3, 4 , 5, 6 и 7. На каждой линии чертой (─) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (Х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Время отводимое на заполнение 10 минут.
ИССЛЕДОВАНИЕ
САМООЦЕНКИ ПО МЕТОДИКЕ ДЕМБО — РУБИНШТЕЙН
В МОДИФИКАЦИИ A.M.ПРИХОЖАН
Инструкция. Любой
человек оценивает свои способности,
возможности, характер и др. Уровень
развития каждого качества, стороны
человеческой личности можно условно
изобразить вертикальной линией,
нижняя точка которой будет символизировать
самое низкое развитие, а верхняя —
наивысшее. На следующей странице
изображены семь таких линий. Они
обозначают:
1)
здоровье;
2)
ум, способности;
3)
характер;
4)
авторитет у сверстников;
5)
умение многое делать своими руками,
умелые руки;
6)
внешность;
7)
уверенность в себе.
Под
каждой линией написано, что она означает.
На
каждой линии чертой (-) отметьте, как вы
оцениваете развитие у себя этого
качества, стороны вашей личности в
данный момент времени. После этого
крестиком (х) отметьте, при каком уровне
развития этих качеств сторон вы были
бы удовлетворены собой или почувствовали
гордость за себя.
Время, отводимое
на заполнение шкалы вместе с чтением
инструкции, 10-12 мин.
Обработка
результатов
Обработка
проводится по шести шкалам (первая,
тренировочная — «здоровье» — не
учитывается). Каждый ответ выражается
в баллах. Как уже отмечалось ранее,
размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии
с этим ответы получают количественную
характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1.
По каждой из шести шкал определить:
а)
уровень притязаний — расстояние в мм
от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;
б)
высоту самооценки — от «0» до знака «-»;
в)
значение расхождения между уровнем
притязаний и самооценкой — расстояние
от знака «х» до знака «-», если уровень
притязаний ниже самооценки, он выражается
отрицательным числом.
2.
Рассчитать среднюю величину каждого
показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация
отдельных параметров
В нижеприведенной
таблице даны количественные характеристики
уровней притязаний и самооценки,
полученные для учащихся 7—10 классов.
Параметр |
Количественная |
|||
норма |
очень высокий |
|||
низкий |
средний |
высокий |
||
Уровень притязаний |
менее 60 |
60-74 |
75—89 |
90—100 |
Уровень самооценки |
менее 45 |
45—59 |
60—74 |
75-100 |
Уровень притязаний:
-
Норму,
реалистический уровень притязаний
характеризует результат от 60 до 89
баллов. Наиболее оптимальный —
сравнительно высокий уровень — от 75
до 89 баллов, подтверждающий оптимальное
представление о своих возможностях,
что является важным фактором личностного
развития. -
Очень
высокий уровень притязаний.
Результат от 90 до 100 баллов — обычно
удостоверяет нереалистическое,
некритическое отношение детей к
собственным возможностям.
Нереалистический
уровень притязаний часто свидетельствует
о том, что школьник не умеет правильно
ставить перед собой цели. Для старшего
школьного возраста – это неблагоприятный
показатель, поскольку, как известно,
основное психологическое содержание
данного периода составляет самоопределение,
предъявляющее к такому умению достаточно
высокие требования. Наличие
нереалистического уровня притязаний
может, таким образом, свидетельствовать
о личностной незрелости. -
Результат
менее 60 баллов свидетельствует о
заниженном
уровне притязаний,
он — индикатор неблагоприятного
развития личности.
Если очень высокий
или очень низкий уровень притязаний
отмечен по какой-либо одной шкале, то
это может характеризовать повышенную
значимость (или декларируемое
пренебрежение) того или иного качества
для школьника.
Высота самооценки:
Количество
баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая»
самооценка) удостоверяют реалистическую
(адекватную) самооценку.
Количество
баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует
о завышенной
самооценке
и указывает на определенные отклонения
в формировании личности. Завышенная
самооценка может подтверждать
личностную незрелость, неумение правильно
оценить результаты своей деятельности,
сравнивать себя с другими; такая
самооценка может показывать на
существенные искажения в формировании
личности — «закрытости для опыта»,
нечувствительности к своим ошибкам,
неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество
баллов ниже 45 указывает на заниженную
самооценку
(недооценку себя) и свидетельствует о
крайнем неблагополучии в развитии
личности. За низкой самооценкой могут
скрываться два совершенно разных
психологических явления: подлинная
неуверенность в себе и «защитная», когда
декларирование (самому себе)
собственного неумения, отсутствия
способности и т.п. позволяет не прилагать
никаких усилий.
Расхождение между уровнем притязаний
и уровнем самооценки.
За
норму здесь принимается расхождение
от 8 до
22 баллов,
свидетельствующее,
что школьник ставит перед собой такие
цели, которых
он
действительно стремится достичь.
Притязания в значительной части
случаев
основываются на оценке им своих
возможностей и служат стимулом
личностного
развития.
Расхождения
от 1 до 7
баллов
и особенно случаи полного совпадения
уровня притязаний и уровня самооценки
указывают на то, что притязания не служат
стимулом личностного развития, становления
той или иной стороны личности. Конкретная
оценка этого расхождения различна в
зависимости от того, в какой части шкалы
находятся эти показатели. Так, в верхней
части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют
о завышенной самооценке; в средней части
(46-75 б.) – отношение школьника к себе не
носит конструктивного характера; в
нижней части (0-45 б.) – они могут являться
показателем предельно заниженного
представления о себе (в том случае если
школьник заполняет таким образом все
или большинство шкал методики),
свидетельствовать о том, что он как бы
«смирился» со своей «никчемностью»,
даже не надеется исправить положение.
Если таким образом заполняются 1 или 2
шкалы, это указывает на незначимость
для учащегося той или иной стороны
личности.
Расхождение
в 23
балла
и более характеризует резкий разрыв
между самооценкой и притязаниями.
Такое
соотношение указывает на конфликт между
тем, к чему школьник стремится, и тем,
что он считает для себя возможным.
Особенно неблагоприятны случаи, когда
самооценка находится в нижней части
шкалы, а притязания – в средней или
высокой.
При
таком сильном расхождении уровень
притязаний не только не стимулирует,
но, напротив, тормозит личностное
развитие. Характеристика описанных
выше параметров может быть применена
при анализе как результатов по отдельным
шкалам, так и средних данных по методике
в целом.
Редкие ответы.
К
таким ответам относятся прежде всего
случаи, когда уровень
притязаний школьника оказывается ниже
уровня его самооценки.
Подобная позиция («Могу, но не хочу»),
как правило, указывает на конфликтное
отношение учащегося к той или иной
стороне своей личности или конфликтное
отношение к себе в целом. Они свидетельствуют
о неблагополучии школьника в той или
иной области. Обычно это такие области,
которые наиболее значимы для школьника,
а его успешность в них намного ниже его
притязаний. Если подобные ответы учащийся
дает по большинству или по всем шкалам
методики, это может свидетельствовать
о существенных искажениях в его отношении
к себе и к окружающему, о нарушениях в
формировании его личности.
Пропуски
отдельных шкал или их неполное заполнение
(только самооценки или только уровня
притязаний) могут свидетельствовать
как о недостаточном внимании школьника,
так и о том, что здесь имеет место низкая
(предельно низкая) самооценка при крайне
высоких, часто скрытых притязаниях.
Переживания, связанные с таким отношением
к себе, столь сильны у школьника, что он
не может или не хочет «обнародовать»
это отношение.
Но одновременно оно столь значимо, что
он не может
дистанцироваться,
дать формальный ответ. Причины пропусков
можно
выяснить
в ходе специальной беседы, проводимой
после эксперимента.
Многочисленные
поправки,
зачеркивания, как правило, указывают
на затрудненность в оценке себя, связанную
с неопределенностью или неустойчивостью
самооценки. У некоторых учащихся это
может сопровождаться попыткой найти
«правильный» ответ.
Комментарии,
постановка дополнительных,
не предусмотренных инструкцией знаков
(например, «?», «!!!») обычно свидетельствуют
о повышенной напряженности, тревожности
школьника в ситуации, когда ему надо
оценить себя. Это характеризует наличие
одновременно двух разнонаправленных
тенденций – сильного желания понять,
оценить себя и боязни проявить, прежде
всего, для себя самого, собственную
несостоятельность (такие учащиеся часто
говорят в беседах, что боялись ответить
«не так», «хуже, чем другие»). Наиболее
часто такие ответы встречаются у учащихся
7 классов, старших подростков.
4
Соседние файлы в папке Самооценка
- #
05.10.202150.94 Кб198Дембо-Рубинштейн автоматическая обработка.xlsx
- #
- #
- #
- #
05.10.202121.63 Кб142Определение уровня самооценки С.В.Ковалёв автоматическая обработка.xlsx
- #
- #
Методика самооценки и уровня
притязаний Дембо-Рубинштейн
(Прихожан А.М. Применение методов прямого
оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы
использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических
методик: Сб. научн. тр./ Отв. ред. И.В. Дубровина)
Цель: изучение
самооценки.
Регистрация данных:
групповая форма проведения.
Необходимые материалы:
регистрационный бланк, ручка.
Процедура проведения: каждому
школьнику предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание (лучше
сначала показать тренировочный вариант на доске).
Инструкция:
«Каждый человек оценивает свои возможности, способности, характер и т.п.
Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно
изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать
самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. На следующей странице нарисовано
7 таких линий. Они обозначают: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4)
авторитет у сверстников; 5) умение многое делать своими руками, умелые руки; 6)
внешность; 7) уверенность в себе. Под каждой линией написано, что она
обозначает.
На каждой линии черточкой (–) отметьте,
как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий
момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком
уровне развития этих качеств, сторон, вы были бы удовлетворены собой или
почувствовали гордость за себя. Итак,
«–» – уровень развития у вас качества,
стороны личности в настоящий момент;
«х»
– такой уровень развития качества, стороны, к которому вы стремитесь, достигнув
которого, вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие
определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя
точка) до наивысшего (верхняя точка). Например, в линии «здоровье» нижняя точка
указывает на совершенно больного человека, а верхняя – абсолютно здорового».
Порядок проведения. Методика
может проводиться как фронтально – с целым классом или группой учащихся, так и
индивидуально. При фронтальной работе надо проверить, как каждый из учащихся
заполнил первую шкалу: пройдя по классу, посмотреть, правильно ли используются
предложенные значки, ответить на вопросы школьников. После этого учащиеся
работают самостоятельно, и экспериментатор ни на какие вопросы не отвечает.
Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции длится обычно 10-12 минут.
Целесообразно наблюдать, как разные
школьники выполняют задание: сильное возбуждение, демонстративные высказывания
о том, что работа «глупая», «я это не обязан делать», отказ выполнять задание,
стремление задать экспериментатору дополнительные вопросы, привлечь его
внимание к своей работе, а также очень быстрое или очень медленное выполнение
задания (с разницей не менее 5 мин). Все это служит полезной дополнительной
информацией при интерпретации результатов.
Регистрационный бланк
Фамилия,
имя______________________________________________________
Дата___________________________ Класс_____________________________
Оцени себя по ниже приведенным качествам,
которые обозначены у каждой вертикальной черты. Нижняя точка черты обозначает
самый низкий уровень развития качества, а верхняя – наивысший.
На каждой линии черточкой ( – ) отметь,
как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в настоящий момент. После
этого крестиком (Х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы
удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.
Здоровье Ум Характер Авторитет Умение
Внешность Уверенность
у многое делать в себе
сверстников своими
руками
Обработка результатов. Обработке
подлежат ответы на 6 линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная
и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Размеры
каждой шкалы равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают
количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54
м. = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
- По каждой из шести шкал определяются:
- уровень притязаний в отношении
данного качества – по расстоянию в м. от нижней точки шкалы («0») до знака
«х»; - высота самооценки – от «0» до знака
«–»; - величина расхождения между уровнем
притязаний и самооценки – разность между величинами, характеризующими
уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до «–»; в тех
случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается
отрицательным числом. Записывается значение каждого из трех показателей.
- Определяется средняя мера каждого из
показателей у школьника. Ее характеризует медиана каждого из показателей
по всем 6 шкалам. - Определяется степень
дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя
на бланке испытуемого все значки «х». Получаемые профили наглядно
демонстрируют различия в оценке школьником различных сторон своей личности
(см. рис.).
В тех случаях, когда необходима
количественная характеристика дифференцированности (например, при сопоставлении
результатов школьника с результатами всего класса), можно использовать разность
между максимальным и минимальным значением. Последнее, однако, не является
достаточно точным, и для анализа результатов конкретного школьника лучше пользоваться
первым вариантом.
Следует отметить, что чем выше
дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и
соответственно тем меньшее значение она имеет. При очень сильной
дифференцированности, когда некоторые стороны своей личности школьник оценивает
очень высоко, а другие – очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет
смысл и может быть использован лишь для ориентировки.
- Особое внимание обращается на такие
случаи, когда притязания оказываются ниже самооценки, некоторые шкалы
пропускаются или заполняются. Неполностью (указывается только самооценка
или уровень притязаний), ответы выходят за пределы шкалы (знак ставится
выше верхней точки или ниже нижней), используются знаки, не
предусмотренные инструкцией, ответы комментируются и т.д.
Оценка и интерпретация
отдельных параметров. Для оценки средние
данные испытуемого и его результаты по каждой шкале сравниваются со стандартными
значениями, приведенными далее. Отметим, что различий между учащимися разных
параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.
- Уровень притязаний.
Норму,
реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89
баллов («средние» и «высокие» притязания). При этом оптимальным
является сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, свидетельствующий
об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным
фактором личностного развития.
Очень высокий уровень притязаний – от
90 до 100 баллов – свидетельствует о нереалистическом, некритичном
отношении школьника к собственным возможностям. Особого внимания в этом плане
заслуживают такие случаи, когда уровень притязаний отмечается выше
максимально возможного значения, крайней верхней точки шкалы (100 бал.) Нереалистический
уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно
ставить перед собой цели. Для старшего школьного возраста – это неблагоприятный
показатель, поскольку, как известно, основное психологическое содержание
данного периода составляет самоопределение, предъявляющее к такому умению
достаточно высокие требования. Наличие нереалистического уровня притязаний
может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.
Результат менее 60 баллов – низкие
«притязания» – свидетельствует о заниженном уровне притязаний. Если
такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого,
то он является индикатором неблагоприятного развития личности. Естественно, что
чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о
неблагополучии.
Если очень высокий или очень низкий
уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то
это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое
пренебрежение) того или иного качества для школьника.
Следует отметить, что
по количеству баллов оцениваются только те случаи, когда уровень притязаний
оказывается выше уровня самооценки. О других вариантах будет сказано далее.
- Высота самооценки.
Количество баллов от 45 до 74 –
«средняя» и «высокая» самооценка – свидетельствует о реалистичной
(адекватной) самооценке. При этом так же, как и при оценке уровня притязаний,
оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в
верхней части этого интервала – от 60 до 74 баллов («высокая»
самооценка).
Количество баллов от 75 до 100 (и
выше предлагаемого максимума) свидетельствует о завышенной
самооценке (переоценке себя) и указывает на определенные отклонения в формировании
личности. Такая завышенная самооценка может свидетельствовать о личностной
незрелости, неумении правильно оценить результаты своей деятельности,
сравнивать себя с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на
существенные искажения в формировании личности – «закрытость» для опыта,
нечувствительность к своим ошибкам, неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих.
Количество баллов ниже 45 указывает
на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о
крайнем неблагополучии в развитии личности. Школьников с такой самооценкой
очень мало, и все они составляют с точки зрения личностного развития «группу
риска», заслуживают пристального внимания со стороны школьного психолога. Как
показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно
разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, то есть
отношение к себе как ни к чему не способному, неумелому, никому не нужному, и
«защитная», когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения,
отсутствия способностей, того, что «все равно ничего не выйдет», позволяет не
прилагать никаких усилий или подменить деятельность отношением к ней.
- Расхождение между уровнем притязаний
и уровнем самооценки.
За норму здесь
принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник
ставит перед собой такие цели, которых он действительно стремится достичь.
Притязания в значительной части случаев основываются на оценке им своих
возможностей и служат стимулом личностного развития.
Расхождения от 1 до 7 баллов и особенно
случаи полного совпадения уровня притязаний и уровня самооценки указывают на
то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или
иной стороны личности. Конкретная оценка этого расхождения
различна в зависимости от того, в какой части шкалы находятся эти
показатели. Так, в верхней части шкалы (76-100 б.) они свидетельствуют о
завышенной самооценке; в средней части (46-75 б.) – отношение школьника к себе
не носит конструктивного характера; в нижней части (0-45 б.) – они могут
являться показателем предельно заниженного представления о себе (в том случае
если школьник заполняет таким образом все или большинство шкал методики),
свидетельствовать о том, что он как бы «смирился» со своей «никчемностью», даже
не надеется исправить положение. Если таким образом заполняются 1 или 2
шкалы, это указывает на незначимость для учащегося той или иной стороны
личности.
Расхождение в 23 балла и
более характеризует резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое
соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник
стремится, и тем, что он считает для себя возможным. Особенно
неблагоприятны случаи, когда самооценка находится в нижней
части шкалы, а притязания – в средней или высокой. При таком сильном расхождении
уровень притязаний не только не стимулирует, но, напротив, тормозит личностное
развитие.
Характеристика описанных выше параметров
может быть применена при анализе как результатов по отдельным шкалам, так и
средних данных по методике в целом.
- Дифференцированность уровня
притязаний и самооценки.
Оценка дифференцированности, то есть
расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного
испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та
или иная степень дифференцированности. Поэтому мы остановимся на этом вопросе
позже, характеризуя различные варианты отношения школьника к себе. Здесь же
только напомним, что дифференцированность определялась как графически (рис),
так и количественно (табл.).
Таблица
Параметр |
Количественная характеристика, балл |
|||
Низкий |
Норма |
Очень высокий |
||
Средний |
Высокий |
|||
Ур. притязаний |
Менее 60 |
60 – 74 |
75 – 89 |
90 – 100 |
Ур. самооценки |
Менее 45 |
45 – 59 |
60 – 74 |
75 – 100 |
Таблица
Параметр |
Количественная характеристика, балл |
||
Слабая |
Умеренная |
Сильная |
|
Степень расхождения между ур. притязаний и ур. самооценки |
0 – 7 |
8 – 22 |
Более 22 |
Степень дифференцированности притязаний |
0 – 8 |
9 – 21 |
Более 21 |
Степень дифференцированности самооценки |
0 – 14 |
15 – 29 |
Более 29 |
- Редкие ответы.
К таким ответам относятся прежде всего
случаи, когда уровень притязаний школьника оказывается ниже уровня его
самооценки. Подобная позиция («Могу, но не хочу»), как правило,
указывает на конфликтное отношение учащегося к той или иной стороне своей
личности или конфликтное отношение к себе в целом. Они свидетельствуют о
неблагополучии школьника в той или иной области. Обычно это такие области,
которые наиболее значимы для школьника, а его успешность в них намного ниже его
притязаний. Если подобные ответы учащийся дает по большинству или по всем
шкалам методики, это может свидетельствовать о существенных искажениях в его
отношении к себе и к окружающему, о нарушениях в формировании его личности.
Пропуски отдельных шкал или их неполное
заполнение (только самооценки или только уровня притязаний) могут
свидетельствовать как о недостаточном внимании школьника, так и о том, что
здесь имеет место низкая (предельно низкая) самооценка при крайне высоких,
часто скрытых притязаниях. Переживания, связанные с таким отношением к себе,
столь сильны у школьника, что он не может или не хочет «обнародовать» это
отношение. Но одновременно оно столь значимо, что он не может дистанцироваться,
дать формальный ответ. Причины пропусков можно выяснить в ходе специальной
беседы, проводимой после эксперимента.
Многочисленные поправки,
зачеркивания, как правило, указывают на затрудненность в оценке себя, связанную
с неопределенностью или неустойчивостью самооценки. У некоторых учащихся это
может сопровождаться попыткой найти «правильный» ответ.
Комментарии, постановка дополнительных,
не предусмотренных инструкцией знаков (например, «?», «!!!»)
обычно свидетельствуют о повышенной напряженности, тревожности школьника в
ситуации, когда ему надо оценить себя. Это характеризует наличие одновременно
двух разнонаправленных тенденций – сильного желания понять, оценить себя и
боязни проявить, прежде всего, для себя самого, собственную несостоятельность
(такие учащиеся часто говорят в беседах, что боялись ответить «не так», «хуже,
чем другие»). Наиболее часто такие ответы встречаются у учащихся 7 классов,
старших подростков.
- Особенности поведения.
- Сильное возбуждение, демонстративные
высказывания разного рода во время заполнения методики, отказ выполнять
задание и другие проявления в значительной части случаев свидетельствуют о
повышенной тревожности, вызванной столкновением конфликтных тенденций, о
которых говорилось выше. - Слишком медленное выполнение работы
может свидетельствовать о том, что задание оказалось для школьника новым и
в то же время очень значимым. - Медленное выполнение и наличие
многочисленных поправок указывают на значительные затруднения в оценке
себя. - Слишком быстрое выполнение задания
обычно свидетельствует о формальном отношении к данной работе.
Интерпретация индивидуальных
сочетаний параметров.
Варианты самооценки. Для
углубленного анализа индивидуальных вариантов самооценки привлекается ряд
дополнительных характеристик, полученных с помощью методик, выявляющих
тревожность, социально-психологическую адаптированность, а также с помощью
бесед со школьниками и учителями1.
Основное значение при характеристике
индивидуальных вариантов отношения школьника к себе имеют средний показатель
самооценки (медиана) и степень дифференцированности самооценки.
За норму можно
принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени
ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний
или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также
умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой. Именно в этих
случаях притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное
развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у
этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: здесь, как правило, не
встречаются предельно высокие и крайне низкие самооценки по отдельным шкалам. В
целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с
сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных
возможностей.
Столь же благоприятным и близким
по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень
высокая самооценка (75-90 б.) сочетается с умеренной ее дифференцированностью.
Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но
дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между
притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники часто
отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно
трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных
возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на
достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом
самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели
социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе,
по-видимому, является очень продуктивным.
Низкая, умеренно дифференцированная
самооценка, сочетающаяся со значительным расхождением между притязаниями и
самооценкой, является показателем неблагоприятного отношения к себе,
неблагополучия в личностном развитии.
Неблагоприятными являются
также случаи, когда школьник имеет среднюю, слабо дифференцированную
самооценку, сочетающуюся со средними притязаниями и характеризующуюся слабым
расхождением между притязаниями и самооценкой. Учащегося как бы
удовлетворяет его «средний» уровень, он не ждет от себя никаких «взлетов»,
никаких изменений и даже не хочет их.
Высокая, слабо дифференцированная
самооценка, сочетающаяся с очень высокими недифференцированными притязаниями и
характеризующаяся сильным расхождением между притязаниями и самооценкой,
как правило, свидетельствует о том, что в самооценке школьника отражается лишь
его общее положительное отношение к себе, причем отношение эмоциональное, самооценка
не основывается на анализе своих возможностей.
Очень высокая слабо дифференцированная
самооценка, сочетающаяся с предельно высокими (часто даже выходящими за крайнюю
верхнюю точку шкал), слабо дифференцированными (обычно совсем не
дифференцированными) притязаниями и характеризующаяся слабым расхождением между
притязаниями и самооценкой, указывает на глобальное,
завышенное представление о себе. Такая «глобальная удовлетворенность собой» по
большей части носит ярко выраженный защитный характер. Это именно те случаи,
когда школьник «закрыт», не чувствителен ни к своим ошибкам, ни к замечаниям,
оценкам окружающих. В других случаях подобная самооценка может выражать самые
различные явления – инфантилизм, самодостаточность. Она может также
выступать и как реактивное образование на какое-то сильное внешнее
неблагополучие, остро переживаемый внутренний конфликт. В последнем
случае она сочетается с ярко выраженной тревожностью. Таким образом
однозначно охарактеризовать этот вариант самооценки достаточно трудно (это
можно сделать только в общем контексте широкого изучения личности школьника).
Несомненно, однако, что подобная самооценка не несет в себе стимул для
личностного развития, то есть является непродуктивной. Поэтому учащиеся с такой
самооценкой, безусловно, должны привлечь внимание школьного психолога.
Неблагополучие в развитии личности
характеризует испытуемых с низкой, слабо дифференцированной самооценкой.
Здесь выделяются две подгруппы. Для одной из них характерен средний или высокий
уровень притязаний, сильное расхождение между притязаниями и самооценкой. Это
свидетельствует о сильной осознаваемой неуверенности в себе, о том, что значительный
разрыв между собственными притязаниями и оценкой своих возможностей осознается
и переживается школьником. Как правило, такие учащиеся испытывают ярко
выраженную тревожность и имеют низкий коэффициент социально-психологической
адаптированности. Другая подгруппа характеризуется очень низкими притязаниями и
соответственно слабым расхождением между уровнем самооценки и уровнем
притязаний. Эти школьники как бы полностью смирились со своей «малоценностью».
Низкую сильно дифференцированную
самооценку имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и
испытывающие сильное желание разобраться в себе, в своих возможностях. Такие
случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с
подобной самооценкой, как правило, очень охотно идут на общение со взрослым,
ищут в нем поддержку, опору.
При сильно дифференцированных самооценках
средний и высокий уровни притязания часто оказываются ниже самооценки по
некоторым или по всем шкалам. При этом и уровень самооценки, и уровень
притязаний могут оказаться очень высокими, но даже если уровень притязаний
указывается на высшей точке шкалы – 100 баллах, самооценка выносится за верхнюю
точку. Это может сочетаться с предельно низкими самооценками по другим шкалам.
Учащиеся с подобными вариантами самооценки обычно испытывают повышенную
тревожность. Эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение
школьника к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание
несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать
себя по принципу «все или ничего». Подобные варианты самооценки свидетельствуют
об искажениях в личностном развитии. Очевидно, что все случаи
неблагоприятных для личностного развития, непродуктивных вариантов самооценки
заслуживают самого пристального внимания со стороны школьного психолога.
Экспресс-оценка. При
необходимости можно получить быструю характеристику самооценки и уровня
притязаний (это может потребоваться, например, если методика используется во
время беседы). Для этого без специального измерения анализируют графическое
изображение кривых самооценки и уровня притязаний на бланке испытуемого:
отношение показателей к максимуму, минимуму, середине, примерный разброс и т.п.
Однако таким образом можно получить только самую общую ориентацию.
Устойчивость и динамика
самооценки и уровня притязаний. Для
выявления устойчивости основных показателей и прослеживания динамики отношения
школьников к себе методику полезно проводить с одними и теми же учащимися
несколько раз, но не более 2-3 раз в учебном году. Более частые повторы, как
показывают данные, провоцируют школьников на выражение ситуативной динамики и
поэтому нецелесообразны. Они могут осуществляться лишь в порядке исключения,
например, при необходимости проверить результаты ведущейся или проведенной
воспитательной, коррекционной работы.
На изменения, происходящие в отношении
школьника к себе, указывают следующие различия показателей по результатам
повторных проб:
а) для уровня притязаний – не менее 16
балов;
б) для самооценки – не менее 10 баллов;
в) для степени расхождения между ними – не
менее 7 баллов;
г) для степени дифференцированности уровня
притязаний и самооценки – переход в другую категорию – от «слабой» к
«умеренной» и т.п.
Представленная методика полезна для
получения оперативной информации. Поэтому ее целесообразно проводить фронтально
для того, чтобы выделить тех детей, которым необходима помощь, классы, где
много таких детей (данные показывают, что неблагополучие в самооценке,
проявляющееся у значительного числа учащихся в одном классе, может
свидетельствовать о неправильной воспитательной работе, неблагополучно
складывающихся межличностных отношениях) (Пахальян В.Э.
Психолого-педагогическая консультация в школе // Вопр. психол. – 1987. — № 3).
Такое фронтальное проведение хорошо дополнить пробой «Три вопроса к психологу»
(В.С. Юркевич).
Проведение методики Дембо-Рубинштейн
обязательно предполагает беседу с испытуемым. При
этом прямые вопросы («Почему ты именно так оценил свой ум? характер?») можно
использовать, главным образом, с той категорией школьников, которые сами
мотивированы на общение с психологом по этим проблемам, что хорошо выявляется
по соотношению варианта самооценки и «вопросами к психологу». Чаще всего это
дети со всеми вариантами низкой самооценки и средней, сильно дифференцированной
самооценки. В остальных случаях прямые вопросы по большей части непродуктивны.
Хорошо зарекомендовал себя такой прием, как использование проективной фигуры.
Школьнику предлагается представить сверстника его пола, имеющего разные
варианты самооценок, сказать, доволен ли этот сверстник собой, какие цели он
перед собой ставит, добьется ли он их и т.п.
Следует отметить, что для некоторых
учащихся и такой вариант беседы оказывается очень трудным. Иногда это бывает
связано с конфликтным отношением к себе, однако чаще с тем, что школьнику
просто не хватает речевых средств для выражения своих мыслей. Поэтому в таких
случаях лучше первоначально отказаться от беседы по методике, а приступать
непосредственно к углубленному психологическому изучению детей, обязательно
включающему более сложные проективные и лабораторные методики на самооценку.
1 Диагностическая и коррекционная работа
школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Только гармоничная личность может быть и успешной и счастливой одновременно, вы согласны? А важный аспект такой личности – нормальная самооценка. Не завышенная до небес, когда человек мнит себя гением без оснований. И не низкая, с которой невозможно двигаться вперед.
Проблемы с самооценкой – это часто нестабильная психика, тревожность, обманутые ожидания либо неадекватные цели. И множество лишних сложностей в жизни!
Вы желаете гармонично развиваться, как личность, ставить перед собой адекватные цели и достигать их?
Тогда вам просто необходимо определить уровень своей самооценки. Сделать это вы можете прямо сейчас, используя тест Дембо Рубинштейна на самооценку. Именно его мы и предлагаем вам в этой статье. Важные плюсы методики – возможность самостоятельного исследования, подробные пояснения, детальная инструкция к тесту.
Содержание
- 1 Несколько слов о создателях теста
- 2 История из жизни
- 3 Как пройти это исследование самостоятельно?
- 4 Результаты и рекомендации
- 4.1 Ключи для уровня самооценки (черточка)
- 4.2 Ключи по притязаниям (крестики):
- 4.3 Ключевые дополнения
Несколько слов о создателях теста
Фактически данный тест Дембо́-Рубинште́йн является методом психодиагностики. Применяется для детального изучения самооценки и самовосприятия человека. Разработчиком этой методики стала Тамара Вульфовна Дембо, известный в США психолог, доктор Университета Кларка и ученица Курта Левина. Т.В. Дембо создала данный тест в 1962 году.
Спустя 8 лет, в 1970 году, он был доработан Сусанной Яковлевной Рубинштейн, известным советским психологом, сотрудником лаборатории патопсихологии Московского НИИ Психиатрии. В тест были добавлены варианты интерпретации.
Метод Дембо́-Рубинште́йн активно применяется психологами и психотерапевтами вот уже более 40 лет. С его помощью можно диагностировать устойчивость отношения к себе, фон настроения, адекватность, зрелость, наличие проблем, уровень критичности и требовательности. А также – в общем, уровень удовлетворенности своей личностью.
История из жизни
Моя двоюродная сестра – инженер по профессии. Но в душе – настоящий психолог! Она обожает всевозможные психологические тесты. С удовольствием тестирует себя, всех своих родных и друзей. Она долго искала подходящий тест, который поможет определить уровень оценки себя, своей личности.
Различные тесты казались ей слишком сложными и запутанными. А вот тест Дембо Рубинштейна мою сестру полностью устроил! С его помощью она успешно протестировала не только родных, но и коллег.
Многие из них, в том числе руководители, всерьез задумались, после получения результатов. Я уверен, что этот анализ помог им встать на путь развития личности и самосовершенствования.
Как пройти это исследование самостоятельно?
Все достаточно просто. Чтобы пройти тест Дембо Рубинштейна на самооценку, возьмите листик (либо бланк), и проведите четыре линии по вертикали. Высота каждой – четко 100 мм. Слегка отметьте середину каждой шкалы. Один балл – это 1 мм. Для этого идеально подойдет лист в клеточку.
Они будут означать показатели здоровья, развития интеллекта (умный), счастья и характера. Можете добавить еще оптимизм и общую удовлетворенность собой. Для подростков рекомендуют следующие показатели : здоровье, характер, ум, способности, красота, авторитет у сверстников, уверенность в себе ( см. картинку по тесту Дембо Рубинштейна).
Верх линии – это состояние максимального предела показателя (например, счастливый, умный красивый), низ – минимальное значение (несчастный, глупый, уродливый). . Подумайте и поставьте черточки на линиях там, где находится ваше текущее состояние.
Тест Дембо Рубинштейна для самооценки, бланк учащегося:
Теперь, после размышления, нарисуйте кружочки («о») там, где вы хотели бы (мечтали бы) быть. И наконец, крестики – там, где вы все-таки можете быть объективно, если приложить старания.
Если взять линейку измерить расстояния в мм. и записать их. Вы получили таблицу, где уровень ваших притязаний – отрезок от самого низа шкалы (нулевое значение) до крестиков. Уровень самооценки – интервал от низа шкалы до черточки (-). Расхождения – это отрезок между уровнем ваших притязаний (крестик) вашей оценкой себя (черточка).
Результаты и рекомендации
Обработка результатов здесь не займет много времени. Итоги проведенного теста, по уровню самооценки можно анализировать отдельно по каждой конкретной шкале. Или как среднее арифметическое всех показателей.
Например, если для исследования применялось четыре шкалы, то общую сумму балов нужно разделить на четыре, если шесть шкал – то общую сумму делим на шесть и т. д.
Шкалу здоровья, как правило не оценивают, это проверочная шкала.
По ней психолог определяет на сколько правильно испытуемый понял принцип теста. Но при проверке себя, я счел нужным проанализировать и шкалу здоровья.
Ключи для уровня самооценки (черточка)
- повышенный уровень оценки конкретной личности в рамках от 50 баллов до 75, такой показатель является реалистичным и адекватным;
- баллы ваши — от 75 до 100 – это завышенный показатель, он говорит об умеренных, но отклонениях в личности, чуть завышенных притязаниях, нечувствительности к своим ошибкам;
- баллы до 50 – весьма заниженная самооценка, в наборе с нею — проблемы с восприятием себя, уверенностью, возможно, нужна помощь специалиста и коррекция.
Ключи по притязаниям (крестики):
- итоговые баллы от 60 до 90 – притязания на реалистичном, достижимом уровне;
- баллы от 90 до 100 – отсутствие критичности, завышенные ожидания и притязания;
- баллы до 60 – слишком низкая степень притязаний, возможно — проблемы с развитием личности и уверенностью в себе.
Ключевые дополнения
Оптимальное состояние – это когда черточка (адекватная оценка себя) чуть выше линии, что по серединке. А кружочек («о») — умеренно ниже максимального уровня. Крестик при этом должен быть между черточкой и «о».
Крайне заниженная оценка своей личности – это когда отметки актуальности (-) стоят ниже середины. Особенности такого человека – это излишняя критичность, завышенные требования к себе, отсутствие честолюбия.
Теперь детальнее – о соотношении значков. Крестики должны стоять между «о» и черточками. Расстояния между «о» и крестиком – ваши еще недостижимые интервалы. То, чего вы хотите, но не можете получить. Все, что выше крестиков – пока недостижимо.
Все, что ниже крестиков — в пределах достижимости. Соотношение между «ниже и выше крестиков — уровень имеющегося у вас запаса оптимизма. Чем короче отрезок невозможного, и больше – возможного, тем вы более оптимистичны, и это отлично!
Оптимально кружки должны быть чуть ниже верхнего полюса (макс. значения) . Если есть «о» на полюсе, это говорит о вашем весьма незрелом отношении к жизненным ценностям. Очевидно — зрелая личность не хочет стать идеальной во всем.
Ежели у вас показатели разных шкал очень сильно разнятся, это может быть показателем вашей эмоциональной нестабильности.
Все «о» — это оценивание себя в идеале, уровень вашей мечты. Подумайте о своих мечтах и целях. И о том, что каждая мечта, чтобы сбыться, должна стать вашей четкой целью. И я от души желаю вам этого!
На этом все! Работайте над собой, воспринимайте себя объективно, становитесь лучше. Не забудьте поделиться этой статьей в социальных сетях, со своими друзьями. И обязательно подпишитесь на этот блог. Впереди – еще много интересных тестов и полезных методик. До свидания!