Декарт правила для руководства ума отзывы

  • Книги
  • Учебная литература
  • Рене Декарт
  • 📚 Правила для руководства ума
  • Отзывы

Правила для руководства ума

PDF

Читайте только на ЛитРес!

Как читать книгу после покупки

  • Чтение только в Литрес «Читай!»

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 259 
Ваш доход с одной покупки друга: 25,90 

Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться

  • Объем: 98 стр.
  • Жанр: книги по философии, учебная литератураРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Оставьте отзыв

На что хотите пожаловаться?

Сообщение отправлено

Мы получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Сообщение уже отправлено

Мы уже получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Поделиться отзывом на книгу

Правила для руководства ума

Рене Декарт, Василий Иванович Пиков, ещё 0 авторов

Правила для руководства умаPDF

написала рецензию16 ноября 2022 14:29

Правила для руководства умаРене Декарт

#мир_знаний (Философия, великие умы, религия)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Мне кажется, что будет довольно трудно найти человека, которому эти строки Александра Сергеевича Пушкина не знакомы с раннего детства. Ведь их очень часто писали на стенах в учебном классе, на доске школьных объявлений, в библиотеке или в книжном магазине. Словно пытались показать всем и каждому, какой потенциал заключается в просвещении и какая сила таится в знании. Впрочем, про знание, которое и есть сила, это уже к Френсису Бэкону…
Но, признаюсь честно, мне гораздо ближе изречение французского философа и математика Рене Декарта, знаменитое cogito ergo sum, то есть «я мыслю, значит, я существую», которое, как мне кажется, гораздо шире и полнее. Ведь мысль есть не что иное, как самый верный путь к знанию, а где, если не в существовании, заключается истинная сила. Вот почему я решила познакомиться с этим философом поближе и открыла для себя его «Правила для руководства ума».
Тут я, пожалуй, поступлю несколько необычно и начну рассказ об этой книге с описания её недостатков. Во-первых, этот свод правил довольно труден для восприятия, и главная сложность здесь заключается скорее не в использовании научной терминологии, а в витиеватости языка, характерного для времени написания книги. Во-вторых, в тексте встречается изрядное количество сносок, которые больше запутывают, чем помогают разобраться. Ведь они отсылают в такие дебри и глушь веков, что без специальной подготовки никак не обойтись. Наконец, самый главный недостаток заключается в том, что труд этот, к моему большому сожалению, так и не был завершён Декартом. Ведь по задумке он должен был состоять из трёх книг, по двенадцать правил в каждой. А здесь было представлено лишь двадцать одно правило, причём несколько последних состояли из одной формулировки без какого-либо объяснения.
Ну а теперь я с удовольствием перейду к достоинствам этого труда, которых было гораздо больше. В первую очередь мне хотелось бы отметить ту любовь к познанию, которую видно на каждой странице даже невооружённым взглядом. Ведь здесь познание не только цель и средство, но и тот идеал, к которому должен постоянно стремиться человеческий разум. И, что самое приятное, Декарт словно подготавливает читателя, бережно сопровождает его на протяжении всей книги. Автор заботливо и регулярно напоминает, что не стоит чего-то бояться, что путь познания тернист и сложен, а непонимание чего-либо вовсе не означает глупость и какую-то неполноценность человека. Просто всему своё время, да и способности разных людей сильно отличаются, и настоящий гений в одном предмете может оказаться полным кретином в другой области.
Структурированность книги – также её огромный плюс. Всё излагается очень чётко и последовательно. Сначала даётся правило, а потом следует его довольно подробное объяснение, при этом автор явно старался пользоваться общедоступными терминами и понятиями, его стремление быть понятым не просто заметно, оно очевидно. Да и последовательность правил подобрана с умыслом. Декарт движется от простого и очевидного к более сложному, от общего – к частным случаям. И вообще это поступательное движение сильно напоминало мне Метод математической индукции, с помощью которого можно очень элегантно доказать целый ряд всевозможных теорем.
Декарт с большой теплотой отзывается об арифметических и геометрических доказательствах, считая их достоверность чуть ли не эталоном, и предлагает искать подобную достоверность при изучении любого другого предмета. А к средствам познания помимо разума автор относит также воображение, чувство и память, причём полагает их почти равносильными: «Поняв же все это таким образом, внимательный читатель легко заключит, на какую помощь от каждой способности следует рассчитывать и как далеко может простираться человеческое усердие, чтобы возместить недостатки ума…».
Кроме того, Декарт утверждает, что нельзя ограничиваться лишь одной областью познания. Напротив, нужно постоянно расширять кругозор, ибо «познание одной истины не удаляет нас от открытия другой». Но больше всего меня покорило отношение великого математика к сложным объяснениям и теориям. Я сама регулярно упрекаю тех, кто любит усложнять простые вещи. Вот что по этому поводу писал Декарт: «Не из внушительных и темных вещей, а лишь из легких и более доступных должны выводиться сколь угодно сокровенные знания», «…поистине безрассудны те, кто считает потемки более яркими, чем свет…». Или вот ещё: «…порок, общий для смертных, заключается в том, что трудное кажется им более прекрасным; и многие полагают, что они ничего не узнают, когда усматривают весьма ясную и простую причину какой-либо вещи…».
Мне кажется, что правила, приведённые в этой книги, будут полезны абсолютно в любой области человеческой деятельности. Да и вообще я очень рада, что мне довелось прочитать сей труд, ведь я не мыслю своё существование без мысли. Так что COGITO ERGO SUM! Именно так, и никак иначе.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Рене Декарт — выдающийся математик, физик и физиолог. До сих пор мы используем созданную им математическую символику, а его система координат отражает интуитивное представление человека эпохи Нового времени о бесконечном пространстве. Но прежде всего Декарт — философ, предложивший метод радикального сомнения для решения вопроса о познании мира.

О книге «Рассуждение о методе»:
В «Правилах для руководства ума» он пытается доказать, что результатом любого научного занятия является особое направление ума, и указывает способ достижения истинного знания. В трактате «Первоначала философии» Декарт пытается постичь знание
как таковое, подвергая всё сомнению, и сформулировать законы физики.

Трактат издан с комментариями и объяснениями.

Из книги «Рассуждение о методе» вы узнаете:
— Как удостовериться в реальности и познаваемости мира;
— Какая основная гносеологическая проблема;
— В чем заключается суть метода радикального сомнения в философии.

Для кого эта книга:
— Для всех тех, кто любит историю, культуру и философию;
— Для студентов исторических и философских факультетов.

Рене Декарт интересная личность в философии и довольно необычная. Попробую кратко описать его мысли, прочитанные в книге. Декарт пишет, что с детства его учили читать и утверждали, что умные книжки помогут приобрести надежное знание что будет полезно в жизни. Когда он завершил курс наук то изменил свое мнение.

Рассуждение о методе. Рене Декарт фото

«Я настолько запутался в сомнениях и различных ошибках, что вся моё образование привело к осознанию моего невежества».

Декарт пишет, что, хотя и философией занимались самые светлые умы прошлых веков, но несмотря на все их усилия, в ней и по сей день не обнаружено ни одной мысли, вокруг которой не велось бы дискуссий, и которую можно было бы считать несомненной.

«Как только возраст позволил мне выйти из-под влияния моих наставников, я забросил книжные занятия и решил не искать иной науки, чем ту которую смогу найти в себе, или в великой книге мира».

Декарт считает, что геометрия и алгебра подчинена законам и формулам, и не может развивать умственные способности в полной мере. Поэтому он решил искать новый метод. Декарт создает метод познания и описывает четыре правила:

Первое — принимать за истину только то, что со всей очевидностью кажется мне правильным. Иначе говоря — всячески избегать поспешности и предубеждений, не допускать в свои суждения ничего, что разум не видел бы предельно ясно и четко, исключая всякие сомнения.

Второе — делить каждую из проблем, которую я исследовал, на столько маленькие части, на сколько возможно и нужно для более успешного ее решения.

Третье — располагать свои мысли в точном порядке, начиная с предметов простейших и удобнее познаваемых и восходя постепенно к познанию более сложного. Причем такую очередность надо строить (в уме) и для тех вещей, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу.

Четвертое — везде (как при решении узловых трудностей, так и просматривая составляющие каждой) тщательно пересчитывать детали и внимательно осматривать целое, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Рассуждение о методе. Рене Декарт фото

О Декарте:

Рене Декарт – математик, философ, физиолог, механик и физик, чьи идеи и открытия сыграли большую роль в развитии сразу нескольких научных отраслей. Он разработал алгебраическую символику, которую мы используем и по сей день, стал «отцом» аналитической геометрии, заложил основы для становления рефлексологии, создал механицизм в физике – и это далеко не все достижения.

Итоги:

Данный метод, по мнению Декарта позволяет нам использовать наш разум если не идеально, то во всей полноте наших возможностей. Практикуя его Декарт был уверен, что сумерки перед умозрительными вещами – рассеиваются и ум все лучше воспринимает предмет, четче и подробнее. Актуален ли этот метод сейчас? По моему скромному мнению, человечество и в 21веке не избавилось от догм и предрассудков. В эпоху потока информации, способность критически мыслить и анализировать – является довольно редким явлением. Поэтому я считаю данный метод очень актуальным и нужным. Это умение анализировать, видеть каузальные связи и аргументировано мыслить. Рекомендую данную книгу, тем кто, как и я учится мыслить.

  • Книги
  • Учебная литература
  • Рене Декарт
  • 📚 Правила для руководства ума
  • Отзывы

Правила для руководства ума

PDF

Читайте только на ЛитРес!

Как читать книгу после покупки

  • Чтение только в Литрес «Читай!»

По вашей ссылке друзья получат скидку 10% на эту книгу, а вы будете получать 10% от стоимости их покупок на свой счет ЛитРес. Подробнее

Стоимость книги: 249 
Ваш доход с одной покупки друга: 24,90 

Чтобы посоветовать книгу друзьям, необходимо войти или зарегистрироваться

  • Объем: 98 стр.
  • Жанр: книги по философии, учебная литератураРедактировать

Эта и ещё 2 книги за 399 

По абонементу вы каждый месяц можете взять из каталога одну книгу до 700 ₽ и две книги из специальной подборки. Узнать больше

Оплачивая абонемент, я принимаю условия оплаты и её автоматического продления, указанные в оферте

Оставьте отзыв

На что хотите пожаловаться?

Сообщение отправлено

Мы получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Сообщение уже отправлено

Мы уже получили Ваше сообщение.
Наши модераторы проверят книгу
в ближайшее время.
Спасибо, что помогаете нам.

Поделиться отзывом на книгу

Правила для руководства ума

Рене Декарт, Василий Иванович Пиков, ещё 0 авторов

Правила для руководства умаPDF

написала рецензию16 ноября 2022 14:29

Правила для руководства умаРене Декарт

#мир_знаний (Философия, великие умы, религия)

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…

Мне кажется, что будет довольно трудно найти человека, которому эти строки Александра Сергеевича Пушкина не знакомы с раннего детства. Ведь их очень часто писали на стенах в учебном классе, на доске школьных объявлений, в библиотеке или в книжном магазине. Словно пытались показать всем и каждому, какой потенциал заключается в просвещении и какая сила таится в знании. Впрочем, про знание, которое и есть сила, это уже к Френсису Бэкону…
Но, признаюсь честно, мне гораздо ближе изречение французского философа и математика Рене Декарта, знаменитое cogito ergo sum, то есть «я мыслю, значит, я существую», которое, как мне кажется, гораздо шире и полнее. Ведь мысль есть не что иное, как самый верный путь к знанию, а где, если не в существовании, заключается истинная сила. Вот почему я решила познакомиться с этим философом поближе и открыла для себя его «Правила для руководства ума».
Тут я, пожалуй, поступлю несколько необычно и начну рассказ об этой книге с описания её недостатков. Во-первых, этот свод правил довольно труден для восприятия, и главная сложность здесь заключается скорее не в использовании научной терминологии, а в витиеватости языка, характерного для времени написания книги. Во-вторых, в тексте встречается изрядное количество сносок, которые больше запутывают, чем помогают разобраться. Ведь они отсылают в такие дебри и глушь веков, что без специальной подготовки никак не обойтись. Наконец, самый главный недостаток заключается в том, что труд этот, к моему большому сожалению, так и не был завершён Декартом. Ведь по задумке он должен был состоять из трёх книг, по двенадцать правил в каждой. А здесь было представлено лишь двадцать одно правило, причём несколько последних состояли из одной формулировки без какого-либо объяснения.
Ну а теперь я с удовольствием перейду к достоинствам этого труда, которых было гораздо больше. В первую очередь мне хотелось бы отметить ту любовь к познанию, которую видно на каждой странице даже невооружённым взглядом. Ведь здесь познание не только цель и средство, но и тот идеал, к которому должен постоянно стремиться человеческий разум. И, что самое приятное, Декарт словно подготавливает читателя, бережно сопровождает его на протяжении всей книги. Автор заботливо и регулярно напоминает, что не стоит чего-то бояться, что путь познания тернист и сложен, а непонимание чего-либо вовсе не означает глупость и какую-то неполноценность человека. Просто всему своё время, да и способности разных людей сильно отличаются, и настоящий гений в одном предмете может оказаться полным кретином в другой области.
Структурированность книги – также её огромный плюс. Всё излагается очень чётко и последовательно. Сначала даётся правило, а потом следует его довольно подробное объяснение, при этом автор явно старался пользоваться общедоступными терминами и понятиями, его стремление быть понятым не просто заметно, оно очевидно. Да и последовательность правил подобрана с умыслом. Декарт движется от простого и очевидного к более сложному, от общего – к частным случаям. И вообще это поступательное движение сильно напоминало мне Метод математической индукции, с помощью которого можно очень элегантно доказать целый ряд всевозможных теорем.
Декарт с большой теплотой отзывается об арифметических и геометрических доказательствах, считая их достоверность чуть ли не эталоном, и предлагает искать подобную достоверность при изучении любого другого предмета. А к средствам познания помимо разума автор относит также воображение, чувство и память, причём полагает их почти равносильными: «Поняв же все это таким образом, внимательный читатель легко заключит, на какую помощь от каждой способности следует рассчитывать и как далеко может простираться человеческое усердие, чтобы возместить недостатки ума…».
Кроме того, Декарт утверждает, что нельзя ограничиваться лишь одной областью познания. Напротив, нужно постоянно расширять кругозор, ибо «познание одной истины не удаляет нас от открытия другой». Но больше всего меня покорило отношение великого математика к сложным объяснениям и теориям. Я сама регулярно упрекаю тех, кто любит усложнять простые вещи. Вот что по этому поводу писал Декарт: «Не из внушительных и темных вещей, а лишь из легких и более доступных должны выводиться сколь угодно сокровенные знания», «…поистине безрассудны те, кто считает потемки более яркими, чем свет…». Или вот ещё: «…порок, общий для смертных, заключается в том, что трудное кажется им более прекрасным; и многие полагают, что они ничего не узнают, когда усматривают весьма ясную и простую причину какой-либо вещи…».
Мне кажется, что правила, приведённые в этой книги, будут полезны абсолютно в любой области человеческой деятельности. Да и вообще я очень рада, что мне довелось прочитать сей труд, ведь я не мыслю своё существование без мысли. Так что COGITO ERGO SUM! Именно так, и никак иначе.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне

Рене Декарт — выдающийся математик, физик и физиолог. До сих пор мы используем созданную им математическую символику, а его система координат отражает интуитивное представление человека эпохи Нового времени о бесконечном пространстве. Но прежде всего Декарт — философ, предложивший метод радикального сомнения для решения вопроса о познании мира.

О книге «Рассуждение о методе»:
В «Правилах для руководства ума» он пытается доказать, что результатом любого научного занятия является особое направление ума, и указывает способ достижения истинного знания. В трактате «Первоначала философии» Декарт пытается постичь знание
как таковое, подвергая всё сомнению, и сформулировать законы физики.

Трактат издан с комментариями и объяснениями.

Из книги «Рассуждение о методе» вы узнаете:
— Как удостовериться в реальности и познаваемости мира;
— Какая основная гносеологическая проблема;
— В чем заключается суть метода радикального сомнения в философии.

Для кого эта книга:
— Для всех тех, кто любит историю, культуру и философию;
— Для студентов исторических и философских факультетов.

  1. Главная
  2. Научно-популярная литература
  3. ⭐️Рене Декарт
  4. 📚Рассуждение о методе
  5. Отзывы на книгу

Рене Декарт интересная личность в философии и довольно необычная. Попробую кратко описать его мысли, прочитанные в книге. Декарт пишет, что с детства его учили читать и утверждали, что умные книжки помогут приобрести надежное знание что будет полезно в жизни. Когда он завершил курс наук то изменил свое мнение.

«Я настолько запутался в сомнениях и различных ошибках, что вся моё образование привело к осознанию моего невежества».

Декарт пишет, что, хотя и философией занимались самые светлые умы прошлых веков, но несмотря на все их усилия, в ней и по сей день не обнаружено ни одной мысли, вокруг которой не велось бы дискуссий, и которую можно было бы считать несомненной.
«

Как только возраст позволил мне выйти из-под влияния моих наставников, я забросил книжные занятия и решил не искать иной науки, чем ту которую смогу найти в себе, или в великой книге мира».

Декарт считает, что геометрия и алгебра подчинена законам и формулам, и не может развивать умственные способности в полной мере. Поэтому он решил искать новый метод. Декарт создает метод познания и описывает четыре правила:

Первое — принимать за истину только то, что со всей очевидностью кажется мне правильным. Иначе говоря — всячески избегать поспешности и предубеждений, не допускать в свои суждения ничего, что разум не видел бы предельно ясно и четко, исключая всякие сомнения.

Второе — делить каждую из проблем, которую я исследовал, на столько маленькие части, на сколько возможно и нужно для более успешного ее решения.

Третье — располагать свои мысли в точном порядке, начиная с предметов простейших и удобнее познаваемых и восходя постепенно к познанию более сложного. Причем такую очередность надо строить (в уме) и для тех вещей, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу.

Четвертое — везде (как при решении узловых трудностей, так и просматривая составляющие каждой) тщательно пересчитывать детали и внимательно осматривать целое, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Итоги:

Данный метод, по мнению Декарта позволяет нам использовать наш разум если не идеально, то во всей полноте наших возможностей. Практикуя его Декарт был уверен, что сумерки перед умозрительными вещами – рассеиваются и ум все лучше воспринимает предмет, четче и подробнее. Актуален ли этот метод сейчас? По моему скромному мнению, человечество и в 21веке не избавилось от догм и предрассудков. В эпоху потока информации, способность критически мыслить и анализировать – является довольно редким явлением. Поэтому я считаю данный метод очень актуальным и нужным. Это умение анализировать, видеть каузальные связи и аргументировано мыслить. Рекомендую данную книгу, тем кто, как и я учится мыслить.
Достоинства

Для многих из нас Рене Декарт знаком из школьных учебников по математике, но как любая выдающаяся личность, он преуспел в разных науках. Среди них нашлось место и для философии. Данная книга представляет собой мощную методологическую основу для начинающих исследователей. Особенности её структуры и содержания хорошо иллюстрируют личность писателя и настроения эпохи. Поскольку Декарт предпочитал все воссоздать и описать с математической точностью, то и книга читается как четкое, сдержанное и выверенное произведение. Шаг за шагом автор выстраивает свою методологию читателю. Подробно рассказывать о дедукции я не стану, поскольку у Декарта это получается намного лучше. Однако при этом текст читается легко, не смотря на все, что было сказано выше. Складывается ощущение, что читаешь руководство пользователя, в котором доходчиво и подробно описывают все аспекты работы механизма. Теперь пару слов о влиянии эпохи. Во время написания этого творения, среди ученых и философов была распространена мысль о тотальной рационализации. Другими словами, все в мире можно познать, а процесс познания и его результаты уложить в математическую формулу. Именно математическую, поскольку математика перестала быть таинством или искусством (как в Древней Греции), а стала воплощением чистой мысли.
Итого, данная книга является классикой философии, которая открывает миру дедуктивный метод. Текст легко читается, поэтому будет интересен и познавательным широкому кругу читателей.

Я принимался за картезианство с мыслью, что Рене Декарт — основатель новой европейской философии. Той самой, из которой потом вырастут просветители XVIII века, а из них уже понемногу сформируется европейская наука, какой мы её знаем. Однако от революционеров ожидаешь авангардного разрыва со всей предшествующей традицией, но Декарт, ругая схоластику, гарантом своей теории делает бога, доказывая его бытие чисто схоластическими методами. Тем более трудно читать, что в некоторых местах 4 из 6 частей — про доказательство бога. Иногда Декарта заносит и он говорит удивительные вещи, мол, там, где вера в бога нас ничему не учит, следует пользоваться разумом, но потом поспешно оговаривается, что, конечно, следует прислушиваться к авторитету святой церкви.

Безусловно, любое публичное изложение мыслей есть акт социальный, а значит несёт на себе печать своего времени. Декарт, будучи деистом, всё-таки не успел докончить свою мысль о выдворении бога из мира. Всего несколько раз он упоминает, что, конечно, святая церковь учит правильно, но если вы присмотритесь к моим выводам, то поймёте, что и я не ошибаюсь. А раз бог всемогущ, то мог создать мир бесконечным числом способов…

Если же отбросить бесполезную для деистического описания природы гипотезу бога, то у самого Декарта есть явные противоречия в философии. Он заявляет, что есть две субстанции: протяжённая (материальная) и мыслящая (идеальная), но их все создал бог, а значит он первейшая субстанция, а те две — только зависимые и производные. Так монизм или дуализм? Он также заявляет, что разум, будучи мыслящей субстанцией, то есть такой субстанцией, которая не имеет протяжённости (длины, ширины и глубины), покоится где-то в мозге, т.е. в определённом месте. Предварительно же Декарт доказывает, что пространство и вещь суть одно: значит у разума есть протяжённость, если он где-то обретается. Так что же, разум — это материя? Также Декарт заявляет, что мозг сообщает душе чувства и рождает в ней мысли. Каким образом? Связь между двумя субстанциями Декарт не объясняет, хотя и не говорит, что это делает лично Сам. Этим займутся уже его последователи. Проблема психофизического параллелизма им не решена и даже не намечена: он принимает это как данность. Заявляет, что ребёнок глупее взрослого, потому что у него больше доминирует тело. Предположим, но почему так? И таких моментов много.

И всё-таки в Декарте больше правильного, чем неправильного. Сам он говорит, что не изложил никакой принципиально новой философии, потому что об этом уже говорили до него. Он только создал удобный метод философствования, был более прилежен и трудолюбив на этом поприще, нежели остальные.

Для будущей европейской философии и науки Декарт — знаковое явление. После веков схоластической забитости, преклонения перед авторитетами святой церкви Декарт мужественно заявляет: думай своей головой. Человек — это разум, и больше ничего о человеке достоверно сказать нельзя. Опирайся на силу своего познания, работай столько, сколько нужно, и доводи своё знание до очевидных оснований. Из очевидных посылок рождаются очевидные следствия, но из тёмных посылок — никогда, пусть даже и сам логический приём был бы очевиден. Декарт, учившийся в лучшей школе для французских аристократов того времени, не понаслышке знаком с топорным схоластико-теологическим философствованием. Всю силу своей мысли он направляет на построение такой системы, которая бы созидала новое знание, а не повторяла уже известное, как это делали школьные профессора. И, живя в неспокойную эпоху религиозных конфликтов, Рене Декарт находит в себе мужество сказать: естественный свет разума позволяет познать всё, что есть в природе, достоверным образом; посмотрите, как это сделал я, и попробуйте сами. Гуманистическим посылом своей философии Декарт поднялся на высоту своего времени, а может быть и выше.

Произведение в полной мере раскрывает суть  философии Декарта. Моё отношение к этому мыслителю неоднозначное. С одной стороны, его мировоззрение реалистично, и в рамках рационального подхода, прогрессивно, содержит инновационные моменты. Он внедрил в нарождающуюся науку дедуктивные методы, новаторское использование математической методологии в самых различных научных направлениях, сформулировал основные правила познания (от простого к сложного, использование дедукции и т.д.) С другой стороны, мыслитель не видит принципиальной разницы между машинными конструкциями и живой природой и, именно с Декарта, начинается и утверждается примат разума и упрощённой рациональности, понимание мира, как сложного механизма.

ни одной интересной мысли , но слог неплохой

Декарт Правила для руководства ума

Декарт вывел двадцать одно правило, следуя которым каждый сможет лучше и продуктивнее размышлять. В тех правилах нет ничего сложного, достаточно с ними просто ознакомиться. Запоминать их не требуется, они кажутся логичными и не думается, чтобы потомки Декарта как-то их иначе интерпретировали, нежели им было предложено. Стоит предположить, как трудно было самому Декарту разрабатывать Правила для руководства ума, поскольку чаще он являлся первопроходцем в измышлениях, до него мало кого беспокоивших.

Главное правило всех правил — нужно знать, чем занимаешься. Изучаемый предмет обязан быть хорошо изученным всесторонне, в том числе и в тех областях, что кажутся малозначительными. Чем большим объёмом информации владеет человек, тем шире его кругозор и тем точнее будут высказываемые им предположения. Но это не значит, что полагается быть всесторонне развитым. Необходимо уделять внимание тем предметам, где человек может проявить себя, о прочем достаточно иметь осведомлённость.

Вторым важным правилом является необходимость обо всём иметь собственную точку зрения. То есть нельзя полагаться на чьё-то мнение, не имея личного. Знать со слов кого-то о чём-то — позволительно, но считать мнение кого-то правдивым, не ознакомившись при этом лично с оригинальными мыслями автора — непозволительно. Ещё лучше вынести собственное мнение. Декарт утверждает, что если человек в чём-то сомневается, то он остервенело пытается убедить окружающих в истинности этого, если же человек в чём-то твёрдо уверен, то он придаёт этому вид таинственности и недосказанности.

Третье важное правило — начинать нужно с основ. Не полагается браться за рассмотрение сложных сторон изучаемого предмета, для начала требуется освоить простейшее. В науке чаще исходят от обратного, берясь сразу за неразрешимые вопросы. Получается так, что человек желает найти нечто, толком не имея о нём представления. Никто не расширяет имеющиеся знания, считая имеющиеся наработки достаточными. Получается, человек не желает доходить до чего-то своим умом, доверяясь авторитету предыдущих поколений исследователей. Поверхностно так кажется более правильным. Ежели имеется устоявшееся мнение, значит следует его придерживаться. При глубоком рассмотрении обнаруживается несоответствие с действительностью. Любое старое знание определённо является устаревшим. Принятое за аксиому правило в любой момент может оказаться ошибочным.

Поэтому имеется четвёртое важное правило — для познания необходим метод. Какое мнение не имей, всё равно будешь должен полагаться на имеющиеся в учёной среде знания. Но метод позволительно разработать собственный, либо воспользоваться предложенным Декартом. Метод Декарта — это и есть Правила для руководства ума. Метод построен на способности уметь отделять истину от заблуждения, чтобы суметь достигнуть познания всех вещей. Проблема для последующих поколений заключается в том, что уже нельзя быть специалистом во всех областях, нельзя даже быть специалистом в одной отдельной области, насколько знания человечества расширились, чем ограничили кругозор каждого человека до следования узкой специализации.

Пятое важное правило — сложное необходимо разделить на составляющие, чтобы самостоятельно заново вывести из них сложное. Если при этом сложное примет иной вид, значит достигнуто определённое развитие в личном познании изучаемого предмета. Пятое важное правило даёт понимание человеку о том, что имеются обстоятельства, ранее не бывшие доступными прежним поколениям, отчего незыблемое требуется подвергать постоянному переосмыслению. Некогда составляющее сложного, при таком подходе, может утратить понимание простого, снова став сложным. Но пятое важное правило всё же следует понимать под необходимостью от простого доходить до сложного собственными силами.

К шестому важному правилу относится убеждение Декарта в важности познавать только познаваемое и брать для рассмотрения то, что может быть на данный момент подвергнуто рассмотрению. Если что-то человек не может осмыслить, он остановился в познании и далее не способен изучать предмет, он не должен понимать его более, нежели то ему дано, дабы не порождать заблуждение вместо истины. Таким мнением Декарт сам вносит разлад в научные изыскания, ограничивая способности человека к достижению кажущегося недостижимым. Декарт же опровергает наблюдения, сделанные философами Древнего Мира, познававшими их окружающее с помощью соотношения, приходившими к выводам, осознать которые сможет не всякий человек. Получается, Декарт предлагал исходить в познании нового, отыскивая его в уже известном, но не стремясь познать неизвестное, поскольку оно на данный момент не может быть подвергнуто рассмотрению.

Седьмым важным правилом стало желание Декарта всё упрощать, в том числе и то, что кажется и без того простым. Последующие поколения так и поступили. Как самый яркий пример, введя цифровые обозначения для алгебраических изысканий. Проблема в другом — упрощённое со временем приняло вид сложного, упрощением чего после Декарта никто заниматься не стал. Однако, упрощать всё же необходимо. Когда-нибудь кто-то воспользуется методом Декарта, а до тех пор усложнившееся продолжит восприниматься уделом ограниченного круга специалистов. Кроме того, Декарт призывает придавать известному некий другой вид, чем способствовать его упрощённому пониманию. Допустимо использование геометрических фигур. И с этим мнением Декарта следует согласиться, поскольку поняв простое, иначе сможешь его понять в том случае, когда представишь простое иначе.

Прочие правила взаимосвязаны с семью важными.

Автор: Константин Трунин

Дополнительные метки: декарт правила для руководства ума критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, René Descartes Regulae ad directionem ingenii analysis, review, book, content, Renatus Cartesius, Rules for the Direction of the Mind, Règles pour la direction de l’esprit, Regeln zur Ausrichtung der Erkenntniskraft oder Regeln zur Leitung des Geistes

Это тоже может вас заинтересовать:
— Перечень критических статей на тему творчества Рене Декарта

image
  1. Главная
  2. Научно-популярная литература
  3. ⭐️Рене Декарт
  4. 📚Рассуждение о методе
  5. Отзывы на книгу

Рене Декарт интересная личность в философии и довольно необычная. Попробую кратко описать его мысли, прочитанные в книге. Декарт пишет, что с детства его учили читать и утверждали, что умные книжки помогут приобрести надежное знание что будет полезно в жизни. Когда он завершил курс наук то изменил свое мнение.

«Я настолько запутался в сомнениях и различных ошибках, что вся моё образование привело к осознанию моего невежества».

Декарт пишет, что, хотя и философией занимались самые светлые умы прошлых веков, но несмотря на все их усилия, в ней и по сей день не обнаружено ни одной мысли, вокруг которой не велось бы дискуссий, и которую можно было бы считать несомненной.
«

Как только возраст позволил мне выйти из-под влияния моих наставников, я забросил книжные занятия и решил не искать иной науки, чем ту которую смогу найти в себе, или в великой книге мира».

Декарт считает, что геометрия и алгебра подчинена законам и формулам, и не может развивать умственные способности в полной мере. Поэтому он решил искать новый метод. Декарт создает метод познания и описывает четыре правила:

Первое — принимать за истину только то, что со всей очевидностью кажется мне правильным. Иначе говоря — всячески избегать поспешности и предубеждений, не допускать в свои суждения ничего, что разум не видел бы предельно ясно и четко, исключая всякие сомнения.

Второе — делить каждую из проблем, которую я исследовал, на столько маленькие части, на сколько возможно и нужно для более успешного ее решения.

Третье — располагать свои мысли в точном порядке, начиная с предметов простейших и удобнее познаваемых и восходя постепенно к познанию более сложного. Причем такую очередность надо строить (в уме) и для тех вещей, которые в естественном порядке не предшествуют друг другу.

Четвертое — везде (как при решении узловых трудностей, так и просматривая составляющие каждой) тщательно пересчитывать детали и внимательно осматривать целое, чтобы быть уверенным, что ничего не пропустил.

Итоги:

Данный метод, по мнению Декарта позволяет нам использовать наш разум если не идеально, то во всей полноте наших возможностей. Практикуя его Декарт был уверен, что сумерки перед умозрительными вещами – рассеиваются и ум все лучше воспринимает предмет, четче и подробнее. Актуален ли этот метод сейчас? По моему скромному мнению, человечество и в 21веке не избавилось от догм и предрассудков. В эпоху потока информации, способность критически мыслить и анализировать – является довольно редким явлением. Поэтому я считаю данный метод очень актуальным и нужным. Это умение анализировать, видеть каузальные связи и аргументировано мыслить. Рекомендую данную книгу, тем кто, как и я учится мыслить.
Достоинства

Для многих из нас Рене Декарт знаком из школьных учебников по математике, но как любая выдающаяся личность, он преуспел в разных науках. Среди них нашлось место и для философии. Данная книга представляет собой мощную методологическую основу для начинающих исследователей. Особенности её структуры и содержания хорошо иллюстрируют личность писателя и настроения эпохи. Поскольку Декарт предпочитал все воссоздать и описать с математической точностью, то и книга читается как четкое, сдержанное и выверенное произведение. Шаг за шагом автор выстраивает свою методологию читателю. Подробно рассказывать о дедукции я не стану, поскольку у Декарта это получается намного лучше. Однако при этом текст читается легко, не смотря на все, что было сказано выше. Складывается ощущение, что читаешь руководство пользователя, в котором доходчиво и подробно описывают все аспекты работы механизма. Теперь пару слов о влиянии эпохи. Во время написания этого творения, среди ученых и философов была распространена мысль о тотальной рационализации. Другими словами, все в мире можно познать, а процесс познания и его результаты уложить в математическую формулу. Именно математическую, поскольку математика перестала быть таинством или искусством (как в Древней Греции), а стала воплощением чистой мысли.
Итого, данная книга является классикой философии, которая открывает миру дедуктивный метод. Текст легко читается, поэтому будет интересен и познавательным широкому кругу читателей.

Я принимался за картезианство с мыслью, что Рене Декарт — основатель новой европейской философии. Той самой, из которой потом вырастут просветители XVIII века, а из них уже понемногу сформируется европейская наука, какой мы её знаем. Однако от революционеров ожидаешь авангардного разрыва со всей предшествующей традицией, но Декарт, ругая схоластику, гарантом своей теории делает бога, доказывая его бытие чисто схоластическими методами. Тем более трудно читать, что в некоторых местах 4 из 6 частей — про доказательство бога. Иногда Декарта заносит и он говорит удивительные вещи, мол, там, где вера в бога нас ничему не учит, следует пользоваться разумом, но потом поспешно оговаривается, что, конечно, следует прислушиваться к авторитету святой церкви.

Безусловно, любое публичное изложение мыслей есть акт социальный, а значит несёт на себе печать своего времени. Декарт, будучи деистом, всё-таки не успел докончить свою мысль о выдворении бога из мира. Всего несколько раз он упоминает, что, конечно, святая церковь учит правильно, но если вы присмотритесь к моим выводам, то поймёте, что и я не ошибаюсь. А раз бог всемогущ, то мог создать мир бесконечным числом способов…

Если же отбросить бесполезную для деистического описания природы гипотезу бога, то у самого Декарта есть явные противоречия в философии. Он заявляет, что есть две субстанции: протяжённая (материальная) и мыслящая (идеальная), но их все создал бог, а значит он первейшая субстанция, а те две — только зависимые и производные. Так монизм или дуализм? Он также заявляет, что разум, будучи мыслящей субстанцией, то есть такой субстанцией, которая не имеет протяжённости (длины, ширины и глубины), покоится где-то в мозге, т.е. в определённом месте. Предварительно же Декарт доказывает, что пространство и вещь суть одно: значит у разума есть протяжённость, если он где-то обретается. Так что же, разум — это материя? Также Декарт заявляет, что мозг сообщает душе чувства и рождает в ней мысли. Каким образом? Связь между двумя субстанциями Декарт не объясняет, хотя и не говорит, что это делает лично Сам. Этим займутся уже его последователи. Проблема психофизического параллелизма им не решена и даже не намечена: он принимает это как данность. Заявляет, что ребёнок глупее взрослого, потому что у него больше доминирует тело. Предположим, но почему так? И таких моментов много.

И всё-таки в Декарте больше правильного, чем неправильного. Сам он говорит, что не изложил никакой принципиально новой философии, потому что об этом уже говорили до него. Он только создал удобный метод философствования, был более прилежен и трудолюбив на этом поприще, нежели остальные.

Для будущей европейской философии и науки Декарт — знаковое явление. После веков схоластической забитости, преклонения перед авторитетами святой церкви Декарт мужественно заявляет: думай своей головой. Человек — это разум, и больше ничего о человеке достоверно сказать нельзя. Опирайся на силу своего познания, работай столько, сколько нужно, и доводи своё знание до очевидных оснований. Из очевидных посылок рождаются очевидные следствия, но из тёмных посылок — никогда, пусть даже и сам логический приём был бы очевиден. Декарт, учившийся в лучшей школе для французских аристократов того времени, не понаслышке знаком с топорным схоластико-теологическим философствованием. Всю силу своей мысли он направляет на построение такой системы, которая бы созидала новое знание, а не повторяла уже известное, как это делали школьные профессора. И, живя в неспокойную эпоху религиозных конфликтов, Рене Декарт находит в себе мужество сказать: естественный свет разума позволяет познать всё, что есть в природе, достоверным образом; посмотрите, как это сделал я, и попробуйте сами. Гуманистическим посылом своей философии Декарт поднялся на высоту своего времени, а может быть и выше.

Произведение в полной мере раскрывает суть  философии Декарта. Моё отношение к этому мыслителю неоднозначное. С одной стороны, его мировоззрение реалистично, и в рамках рационального подхода, прогрессивно, содержит инновационные моменты. Он внедрил в нарождающуюся науку дедуктивные методы, новаторское использование математической методологии в самых различных научных направлениях, сформулировал основные правила познания (от простого к сложного, использование дедукции и т.д.) С другой стороны, мыслитель не видит принципиальной разницы между машинными конструкциями и живой природой и, именно с Декарта, начинается и утверждается примат разума и упрощённой рациональности, понимание мира, как сложного механизма.

Книга, безусловно специфичная. Не каждый захочет ее прочитать. Кроме тех, кто интересуется литературой и философией, она может быть интересна тем, кто живо интересуется религией. Если прочитаете, то не пожалеете, ведь подобная литература формировала мировоззрение поколений. Это значит, что отражения ее можно найти в произведениях современников Декарта, поздних сочинениях философов и литературных классиков. Такие книги нужно читать не раз и не два.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Устройство дистанционного прокола кабеля дпк инструкция
  • Агро союз руководство
  • Bork smart wave quartz grill инструкция
  • Витус фактор тенториум инструкция по применению взрослым
  • Lookman hayat tel инструкция на русском языке